Значение специальных налоговых режимов в стимулировании развития малого бизнеса




В статье рассмотрены специальные налоговые режимы: их суть, достоинства и недостатки их применения субъектами малого и среднего бизнеса, проанализировано влияние специальных налоговых режимов на развитие малого и среднего бизнеса.



Ключевые слова:



специальный налоговый режим, упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения.


The article considers special tax regimes: their essence, advantages and disadvantages of their application by small and medium-sized businesses, analyzes the impact of special tax regimes on the development of small and medium-sized businesses.



Keywords:



special tax regime, simplified taxation system, unified agricultural tax, simplified taxation system, patent taxation system.

Налогообложение — вопрос неоднозначны и чаще всего воспринимается в негативном ключе. Многие бизнесмены придерживаются мнения, что налоговая система Российской Федерации несовершенна и развивать компанию честно платя все положенные сборы практически невозможно. Налоговое законодательство Российской Федерации действительно сложно и объемно, но придерживаемся мнения, что ключ к успеху любого бизнеса — честное выполнение требований закона. Более того, в последнее время законодатель прислушался ко мнению бизнес-сообщества и снизил налоговое бремя для субъектов малого и среднего бизнеса, с этой целью как раз и были введены специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы упрощают налогообложение и снижают нагрузку на субъекты малого и среднего бизнеса, препятствуют развитию «теневой» экономики. Малый бизнес — своеобразный двигатель экономики, он способствует её росту, создает рабочие места и поддерживает доходы населения. Но в тоже время он наиболее уязвимый субъект экономики и нуждается в государственной поддержке для дальнейшего развития.


Результаты исследования

Суть специальных налоговых режимов состоит в особом порядке определения элементов налогообложения и освобождения от уплаты отдельных налогов и сборов. В Налоговом кодексе РФ предусмотрено 5 специальных налоговых режимов:

– Единый сельскохозяйственный налог — данный налоговый режим выбирают компании, которые занимаются сельским хозяйством.,

– Упрощенная система налогообложения — применяется для организаций определенного размера, с определенным уровнем дохода и видом деятельности,

– Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции,

– Патентная система налогообложения — касается самых маленьких компаний с ограниченным списком разрешенной деятельности,

– Налог на профессиональный доход [1].

Ученые юристы сходятся во мнении о том, что закрепленное в НК РФ понятие специальных налоговых режимов слишком обширно и не позволяет точно сформировать представление о них. К специальным налоговым режимам ошибочно можно отнести, например, оффшоры или налоговые режимы, действующие на отдельных территориях.

С точки зрения особой важности регулирующей и фискальной функций налогов представляется точным определение В. М. Фокина, с точки зрения которого специальный налоговый режим — это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в соответствии с требованиями законодательства [5].

Обобщая понимание сути специальных налоговых режимов, стоит дать простое и емкое определение: специальный налоговый режим — это особый порядок определения элементов налогообложения, который сводится к уплате одного налога вместо множества налогов и сборов, применяемых при общем порядке налогообложения.

Выделим наиболее выгодные для субъектов малого и среднего бизнеса особенности каждого из специальных режимов налогообложения.

Упрощенная система налогообложения является наиболее распространенной среди субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, он был создан специально для небольших форм бизнеса. Особенность данной системы — возможность выбора налоговой базы. Данный налоговый режим учитывает интересы тех предпринимателей, чей бизнес так или иначе связан со значительными затратами, и тех, чей бизнес приносит высокую прибыль. Первые могут уплачивать налоги с доходов и расходов (ставка 15 %), а вторые выбрать предметом налогообложения доходы со ставкой 6 %. При данном режиме налогообложения легче вести отчетность, нет налогов на добавленную стоимость и налога на прибыль, а налог на имущество платится только в редких случаях.

Сельское хозяйство — отрасль, которая активно развивается в России, поэтому для предпринимателей, развивающих свой бизнес в данной сфере также предусмотрен специальный налоговый режим. Эксперты оценивают единый сельскохозяйственный налог как один из наиболее выгодных режимов. Для перехода на ЕСХН необходимо, чтобы выручка, полученная от производства сельскохозяйственной продукции, составляла не менее 70 %. Налоговая ставка составляет 6, но также налоговая ставка в отношении налоговой базы, определяемой по деятельности на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков: в отношении периодов 2015–2016 г. до 0 %, в отношении периодов 2017–2021 г. до 4 % (ст.346.8 НК РФ)

При патентной системе налогообложения налоговая нагрузка растет вместе с развитием бизнеса, что с одной стороны, может сдерживать развитие бизнеса, а с другой, дает возможность сначала развить бизнес, а потом перейти на другой налоговый режим. При применении патентной системы налогообложения доход индивидуального предпринимателя должен составлять от 100 тыс. Руб. до 1 млн, руб. в год.

Налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции представляет собой замену обязанности уплатить совокупность налогов и сборов по законодательству РФ на обязанность разделить между государством и инвестором произведенную продукцию (в натуральном или стоимостном выражении), за исключением налогов и сборов. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, представленного инвестору в пользование на условиях соглашения, а если участок недр, представляемый в пользование на условиях соглашения, расположен на континентальном шельфе РФ или в пределах ее исключительной экономической зоны — по своему местонахождению.

Отметим, что однозначно назвать какой-либо из существующих налоговых режимов наиболее выгодным нельзя, в виду того, что:

– Разные налоговые базы,

– Разная рентабельность деятельности,

– Разные социальные взносы с заработной платы [3].

Рассмотрим проблемы выбора и применения специальных налоговых режимов.

В качестве недостатков единого сельскохозяйственного налога выделяется фискальная цель данной системы налогообложения, которая на практике не позволяет должным образом осуществлять инвестирование финансовых потоков в сельское хозяйство в целях его стимулирования и повышения активности, а также динамического развития.

Проблема УСН — в нечеткости критериев, которые дают право на её применение. Также недостатком является кассовый метод учета доходов: с одной стороны, в процессе применения кассового метода в обязательном порядке учитываются только фактически понесенные доходы, вместе с тем, с другой стороны, на основании п. 1 статьи 236.17 НК РФ в функционально входят полученные авансовые платежи, даже несмотря на то, что до факта от- грузки товаров, выполнения работ или оказания услуг они, по своей сути, являются доходами и могут быть возвращены.

При применении специальных налоговых режимов возникают проблемы и с использованием НДС, так как юридические лица и индивидуальные предприниматели не являются субъектами оплаты НДС их контрагенты не могут получить налоговый вычет по НДС. То есть налогоплательщик НДС, приобретающий товар или услугу у налогоплательщика, который пользуется специальным налоговым режимом, уплачивает НДС не только за себя, но и за всех лиц, находящихся в производственно-сбытовой системе.

Проблемы при применении специальных налоговых режимов возникают и в бухгалтерском учете. Например, законодательство в бухгалтерской сфере определяют возможности индивидуальных предпринимателей при ведении налогового учета объектов, в число которых входят доходы, доходы и расходы, а также физические показатели. Другие формы малого бизнеса имеют право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

При применении ЕСХН и УСН возникают такие проблемы:

– При применении кассового учета доходов и расходов не совсем корректно определяется налоговая база,

– Закрытый перечень расходов для налогового учета отличается от расходов, которые отражается в бухгалтерском учете [2].


Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что специальные налоговые режимы призванные помогать развитию малого и среднего бизнеса, недостаточно урегулированы нормами права, сложны для понимания и применения, поэтому цель их введения не достигается в том объеме, в котором должна. Безусловно, специальные налоговые режимы снижают налоговое бремя налогоплательщиков, но вместе с тем, из-за недостаточного правового регулирования возникают проблемы с их применением, предприниматели не могут выбрать комфортный для них налоговый режим и сформировать представление о содержании каждого из 5 специальных налоговых режимов. На наш взгляд, налоговое законодательство должно максимально конкретизировать содержание существующих налоговых режимов и выработать четкие критерии бизнеса, который может пользоваться тем или иным режимом.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — № 31. — 03.08.1998. — ст. 3824.
  2. Мурадханова З. С., Мусаева Х. М. Специальные налоговые режимы: достоинства и недостатки// Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 12–2. С. 134–136.
  3. Жемчугова И. О., Денисенко А. П. Специальные налоговые режимы, эффективность и перспективы // Символ науки. 2017. № 6. С. 64–66.
  4. Ногина О. А. О понятии и признаках специального налогового режима // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 11 (84). С. 68–73.
  5. Слепнева Л. Р. Специальные налоговые режимы: фискальная роль и регулирующее значение для развития малого бизнеса / Л. Р. Слепнева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, No 5. — С. 812–817.

Основные термины (генерируются автоматически): режим, налоговый режим, субъект малого, единый сельскохозяйственный налог, патентная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, бухгалтерский учет, налоговая база, сельское хозяйство, специальный налоговый режим.

В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства предлагается внести в специальные налоговые режимы следующие изменения:

1) расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

2) распространить право на применение 2-летних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;

3) предоставить субъектам Российской Федерации право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

4) предоставить право представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

Специальные налоговые режимы — это режимы налогообложения, при которых субъекты бизнеса получают возможность сократить документооборот и отчетность, уплачивая фактически один налог. Ставки и порядок уплаты, условия применения определяются в НК РФ и других федеральных и местных законах. В статье представлена краткая характеристика режимов в сводной таблице.

Специальные налоговые режимы 2018 года объединяют 5 основных спецрежимов, их список пока не изменился, хотя в ближайшее время он может пополниться так называемым налогом для самозанятых. Что такое специальные режимы налогообложения, какими нормами регулируются правоотношения, возникающие по поводу их применения, разберемся далее в статье.

Понятие

Изначально при регистрации индивидуального предпринимателя или организации законодатель предусматривает применение общей системы налогообложения (ОСН или ОСНО). Для перехода на спецрежимы налогообложения потребуется решение субъекта бизнеса, оформленное в виде заявления в инспекцию ФНС по месту регистрации. О том, как написать такое заявление, мы рассказывали в статье «Уведомление о переходе на УСН». Подать заявление можно либо сразу же после регистрации, либо раз в год — до 31 декабря.

Специальный режим — это режим налогообложения, предусматривающий особый порядок подсчета и определения налога за определенный срок, в случаях и порядке, установленных фискальным законодательством. Специальные налоговые режимы кратко — это преференции для субъектов малого бизнеса, так как она предусматривает освобождение от части обязательных платежей.

По сути все они предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций, особенно субъектами бизнеса ценится возможность избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.

Законодательное регулирование

Правовое регулирование специальных налоговых режимов опирается на положения Налогового кодекса РФ. Однако федеративное устройство нашего государства накладывает на правовое регулирование фискальной сферы свой отпечаток: регионам предоставлены определенные правомочия.

Сами спецрежимы не приобретают статус региональных, так как основные положения установлены на федеральном уровне. Однако Налоговый кодекс наделяет региональных законодателей правом определять для своего региона:

  • отрасли и виды деятельности, для которых устанавливаются спецрежимы;
  • размер налоговых отчислений;
  • условия применения налоговых льгот и т. п.

Так, региональные власти могут, в зависимости от конкретной ситуации на местах, корректировать общие положения, уточнять ставки (в случае с УСН) или виды деятельности и ставки (ЕНВД и ПСН).

Местные власти столицы, например, установили, что на территории города федерального значения ЕНВД не применяется вовсе. Поэтому чтобы применять соответствующую систему, необходимо изучить не только нормы НК РФ и федеральных законов, но и местных.

Таким образом, специальный налоговый режим — это система налогообложения, принципы которой кратко сформулированы в ст. 12 Налогового кодекса РФ. Понятие и виды специальных налоговых режимов даны в ст. 18 НК РФ. Далее рассмотрим виды спецрежимов, из описания которых станут понятны их суть, функции и задачи.

Виды

Далее представим специальные налоговые режимы, общая характеристика будет дана в сводной таблице после перечисления. Итак, полный перечень спецрежимов (полное и сокращенное наименование, принятое в нормативных актах и на практике):

  • система налогообложения (для сельскохозяйственных товаропроизводителей или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Вид

Глава НК РФ

Краткая характеристика

Ограничения по применению

Ставка Налоговая база
ЕСНХ Гл. 26.1 Обложению подлежит разница между поступлениями и затратами по ставке 6 %. Предусмотрена только для предприятий, осуществляющих сельхоздеятельность, при количестве работников до 300 человек. 6 % Зависит от дохода

УСН

Гл. 26.2

Плательщик выбирает объект обложения — доходы или доходы минус расходы. Для первого варианта установлена ставка 6 % и для второго — 15 % (по решению региональных властей эти показатели могут быть уменьшены соответственно до 1 и 5 %).

Количество работников — 100, величина поступлений за год — 150 000 000 рублей.

Ограничения во видам деятельности указаны в ст. 346.12.

6 % или 15 % Зависит от дохода

ЕНВД

Гл. 26.3

Плательщик перечисляет 15 % (ставка может быть снижена по решению региональных властей до 7,5 %) с определенного вмененного дохода.

По количеству работников — 100.

В соответствии со ст. 346.26, определены виды деятельности, на которых она может быть применена (регионы могут расширить список).

15 % Постоянная

СРП

Гл. 26.4

Применяется юрлицами или их объединениями, являющимися инвесторами при разработке месторождения полезных ископаемых и заключившими соответствующее соглашение с государством.

Зависит от дохода
ПСН Гл. 26.5 ИП покупает патент по установленной в регионе цене на право осуществления определенного вида деятельности. Ставка составляет 6 % от возможного дохода (может быть уменьшена в регионе вплоть до 0). При этом отчетность вообще не составляется, ведется только книга учета доходов и расходов.

Только для ИП.

Количество работников — 15, величина поступлений за год — 60 000 000 рублей.

Виды деятельности перечислены в ст. 346.43 НК РФ(регионы вправе уточнить список).

6 % Постоянная

Источник: http://ppt.ru/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инфраструктуру процесса бизнес планирования коммерческой организации составляют
  • Испытательный срок при приеме на работу на время отсутствия основного работника
  • Компания желает гарантировать чтобы больше никто не мог использовать ее логотип
  • Муниципальное унитарное предприятие катангская топливно энергетическая компания
  • Регистрация дополнительного соглашения к договору аренды в росреестре реквизиты