- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Отказ от ремонта по осаго
Отказ от ремонта по осаго
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ от ремонта по осаго (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 27.05.2022 N 304-ЭС22-7118 по делу N А70-9024/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании страховой выплаты в возмещение вреда, причиненного имуществу.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 1, 6, 12, 14.1, 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», суды отказали в иске, признав недоказанными факты уклонения страховщика от устранения выявленных недостатков и (или) ненадлежащего проведения восстановительного ремонта.Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 1, 6, 12, 14.1, 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», пунктами 53, 66 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», суды отказали в иске, признав недоказанным факт уклонения страховщика от устранения выявленных недостатков и (или) ненадлежащего проведения восстановительного ремонта.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2022 N 12-КГ21-5-К6
Требование: Об организации и оплате ремонта автомобиля, взыскании неустойки, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Страхователь ссылается на то, что в результате ДТП был поврежден автомобиль, в связи с чем страховщик организовал его ремонт. Однако в связи с отказом третьего лица от проведения ремонта страховщик выплатил страховое возмещение.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, так как выводы судов о правомерности действий страховщика, который без согласия страхователя вместо организации и оплаты восстановительного ремонта без учета стоимости износа заменяемых деталей произвел страховую выплату в денежной форме с учетом стоимости износа заменяемых деталей, не соответствуют закону.Таким образом, по смыслу указанной нормы, страховая выплата допустима в том случае, если предложенная потерпевшему СТОА не отвечает требованиям к организации восстановительного ремонта и потерпевший не согласен с направлением на ремонт на такую СТОА. Сам по себе отказ СТОА выполнить ремонт по направлению страховщика в связи с несогласием истца с увеличением срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства более чем на 30 рабочих дней и доплатой за его проведение при отсутствии установленных судом доказательств превышения стоимости восстановительного ремонта размера страховой суммы (400 000 руб.) не основан на нормах Закона об ОСАГО и к предусмотренным законом основаниям для замены страховщиком страхового возмещения в виде ремонта на денежную выплату не относится.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 28.12.2022)
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»В случае возврата страховщиком потерпевшему на основании абзаца четвертого настоящего пункта заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, установленные настоящим Федеральным законом сроки проведения страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков и (или) организации их независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также сроки осуществления страховщиком страховой выплаты или выдачи потерпевшему направления на ремонт либо направления ему мотивированного отказа в страховом возмещении исчисляются со дня повторного представления потерпевшим страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков вместе с документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.
Я ехала на свадьбу младшей сестры и попала в ДТП.
Водитель автомобиля, который врезался в меня, выбежал и поинтересовался, все ли целы. И для него, и для меня это была первая авария, поэтому мы решили вызвать сотрудников ГАИ. Наряд приехал через два часа, нам вручили бланк европротокола и уехали. Видимо, посчитали удар незначительным, а мы с этим по неопытности согласились.
Сейчас я уверена, что нам стоило настоять на оформлении документов сотрудниками или хотя бы воспользоваться приложением «Помощник ОСАГО». Тогда бы я получила на 20 тысяч рублей больше. А в ходе этой истории у меня были все шансы остаться вообще ни с чем. В статье расскажу, как так получилось.
Первичный осмотр в сервисе, который предложила страховая
На следующий день после аварии я позвонила в свою страховую компанию. Менеджер предложил несколько СТО, станций технического обслуживания, и время, на которое можно записаться. К дилеру меня отправить уже не могли: это возможно, если машине менее двух лет, а моему Ниссану было десять.
Я выбрала мастерскую, которая была ближе всего к моему дому. В ней были готовы принять меня уже через день.
Когда я в назначенное время приехала на осмотр, было уже темно. Мужчина с фонариком на телефоне осмотрел внешние повреждения автомобиля: помятую крышку багажника и разорванный бампер. Было непонятно, есть ли у машины какие-то скрытые повреждения, но вскрывать ее сотрудник СТО не собирался: сказал, что только осмотрит, а собирать и разбирать не умеет.
Осмотрев машину, мужчина начал настаивать на ремонте в его мастерской. Предупредил, что при выборе денежной компенсации страховая выплатит деньги с учетом износа автомобиля — и на ремонт может не хватить. К тому моменту я начиталась в интернете, что ремонт от страховой может быть очень дешевым и не очень качественным, а еще машину могут держать пару месяцев. Поэтому я отнеслась к словам мастера скептически. К тому же мне не понравились отзывы об этой СТО, я не хотела ремонтировать машину именно тут.
Мужчина составил акт. В нем мне предлагали два варианта действий: провести восстановительный ремонт или получить денежную компенсацию. Вот какие повреждения были указаны в акте:
- Разрыв заднего бампера.
- Деформация крышки багажника.
- Задир защитного молдинга крышки багажника.
- Разрыв фары заднего хода.
Сумму компенсации рассчитали на компьютере. Специалист сказал, что мне выплатят 37 000 Р. Эта сумма меня шокировала, потому что одна только крышка багажника на разборке стоит около 30 тысяч. Я возмутилась — решила провести независимую экспертизу и подать досудебную претензию, чтобы вместо 37 000 Р в акте была указана сумма, на которую реально можно отремонтировать машину.
Я написала в акте большой комментарий о том, что не согласна с проведенным осмотром. При этом я не выбрала в документе ни один из двух предложенных мне вариантов: ни ремонт в СТО, ни деньги. Как потом выяснилось, комментарии владельца в акте никто не читает, важны именно проставленные галочки. Впоследствии из-за отсутствия этой галочки в моем акте все сильно усложнилось.
Независимая экспертиза и досудебная претензия
В марте, спустя месяц после ДТП, по отзывам на Яндексе я выбрала агентство, которое должно было помочь мне сделать независимую оценку повреждений. За услуги агентство просило 7000 Р. Можно было найти и за 5000 Р, но у этих ребят был очень хороший рейтинг. В итоге я осталась довольна их работой.
Мы согласовали время и место оценки: оценщик должен был приехать туда, где стоит мой автомобиль. Мне рассказали, что важно уведомить страховую телеграммой за 3 рабочих дня, чтобы те тоже прислали своего оценщика.
Представитель страховой и независимый оценщик вдвоем осмотрели мою машину и зафиксировали скрытые повреждения. Между ними не было разногласий, каждый составил свой акт осмотра, и все разъехались.
Через неделю от агентства пришел отчет. Они оценили стоимость ремонта с учетом износа в 113 307,76 Р.
В апреле мы с юристом составили досудебную претензию в страховую с требованием выплатить мне компенсацию в размере 120 307,76 Р: 113 307,76 Р — за ремонт, 7000 Р — за независимую экспертизу. Чеки и копии заключения экспертизы мы прикрепили к претензии.
Спустя месяц, в мае, пришел ответ: страховая отказала мне в выплате на законных основаниях. Проблема была вот в чем: при первичном осмотре я не указала в акте, что выбираю денежную компенсацию, — не проставила ту самую галочку.
Меня снова отправили на тот же восстановительный ремонт в мастерскую с ужасными отзывами. Судиться было бесполезно.
Как я все-таки получила деньги
По совету независимого оценщика я поехала на ту же СТО, где проводили первичный осмотр моего Ниссана. Мне нужно было получить от них отказ ремонтировать мою машину. Этот отказ позволил бы мне получить компенсацию деньгами от страховой.
Такой отказ можно получить, если мастерская откажется делать ремонт по одной или нескольким веским причинам. Вот их список:
- Невозможно приобрести запчасть по стоимости единой методики расчета, ЕМР.
- Клиент отказывается доплачивать недостающие деньги.
- Необходимые для ремонта запчасти не получится доставить в установленные сроки ремонта.
- Представители СТО не согласны со списком ремонтных воздействий, которые предусмотрела страховая.
Я спросила, как работники СТО собираются уложиться в 100 000 Р — это ограничение по бумажному европротоколу, — если независимая оценка насчитала за ремонт новыми запчастями 170 000 Р. Мне сразу же написали отказ в ремонте. На следующий день страховая выплатила мне 93 374 Р.
Я до сих пор не разобралась, почему сумма именно такая. Перед тем как написать отказ, мастер сказал, что мне выплатят не больше 50 000 Р. То ли их оценщик так оценил урон, то ли дело было в том, что мы с оценщиком повздорили. А может быть, в страховой посмотрели на результаты независимой экспертизы и решили выплатить 93 тысячи в расчете на то, что меня это устроит и я не пойду в суд. И я действительно решила не тратить нервы и время из-за семи тысяч.
Как я ремонтировала машину
К июню машину отремонтировали. На ремонт я потратила 85 700 Р. Это был третий сервис, куда я ездила по рекомендациям друзей и советовалась по ремонтным работам. В первых двух мне рекомендовали менять крышку багажника и просили за работу и запчасти 120 000 Р, а в третьем сервисе мастера смогли выправить все вмятины и отремонтировали машину дешевле. Работы заняли четыре дня, в конце мне прислали фотоотчет.
Запомнить
- Если произошло хоть сколько-то серьезное ДТП и у машины могут быть скрытые повреждения, не оформляйте европротокол, вызывайте сотрудников ГАИ.
- Если сотрудники приехали и говорят что-то вроде «ничего страшного, оформляйте европротокол», не соглашайтесь и настаивайте на оформлении ДТП. Если бы я так поступила, выплата была бы больше.
- Внимательно читайте и заполняйте документы. Если где-то надо выбрать один из вариантов, отметив его галочкой, не забудьте это сделать.
- Не бойтесь тратиться на независимую экспертизу. В моем случае она окупилась.
С апреля 2017 года в силу вступили поправки в законодательство об ОСАГО, установившие приоритет ремонта над страховой выплатой, и с этого момента автовладельцы стали лишены возможности выбирать, каким образом получить страховое возмещение: путем ремонта автомобиля или денежной выплатой. Этот выбор законодатель оставил исключительно страховым компаниям, которые могут по своей доброй воле предложить потерпевшему как тот вариант, так и другой, но зачастую этот выбор даже не стоит на повестке и страховщик безальтернативно выдает направление на одно из сотрудничающих с ним СТО, где должен быть отремонтирован Ваш автомобиль. Такие ситуации осложняются тем, что не каждый автовладелец доверит ремонт своего автомобиля в неизвестное (непроверенное) для него СТО из того, как привило, небольшого списка авторемонтных мастерских, предлагаемого страховой компанией на выбор. И причины тому разные:
В настоящем разделе мы подробно объясним в каких ситуациях автовладельцы по закону вправе отказаться от навязанного страховой компанией ремонта и разъясним «альтернативные» варианты того, как добиться выплаты, в случаях когда законом предусмотрен только ремонт.
ПОДРОБНЕЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА ПО ОСАГО
Для начала несколько важных аспектов об особенностях страхового возмещения по ОСАГО как путем денежной выплаты, так и направлением автомобиля на ремонта, которые необходимо понимать и учитывать потерпевшей стороне.
Почти каждый кто сталкивается с необходимостью воспользоваться полисом ОСАГО обнаруживает, что страхового возмещения часто бывает недостаточным для полноценного ремонта и восстановления своего автомобиля после ДТП. Это обусловлено рядом следующих факторов:
- Изначально заниженная база расчетов стоимости ремонта автомобиля, проводимого по ОСАГО, который определяется на основании Единой методики ЦБ и справочников РСА (Российского Союза Автостраховщиков) стоимости запасных частей, материалов и нормочасов, разработанных самими страховыми компаниями, в связи с чем цены, заложенные в них, зачастую заметно ниже среднерыночных по стране.
Убедиться в этом можно самостоятельно на сайте РСА — http://prices.autoins.ru/priceAutoParts/, где в открытом доступе размещены указанные справочники запчастей практически всех марок автомобилей, поиск в которых осуществляется по каталожным номерам деталей (с учетом даты ДТП и региона, где оно произошло).
- Учет износа при расчете стоимости ремонта. При этом необходимо принимать во внимание, что износ подлежит учету только в случае выплаты страхового возмещения деньгами, а при направлении автомобиля на ремонт на СТО износ не учитывается.
Таким образом, размер средств, выделяемых страховой компанией на ремонт Вашего автомобиля по направлению на СТО, всегда будет больше той суммы, которую Вы вправе получить, добиваясь выплаты страхового возмещения деньгами. В этом смысле ремонт становится более выгодным, чем денежное возмещение, и это необходимо каждый раз учитывать, когда Вы отказываетесь от ремонта в пользу выплаты.
Справка: износ напрямую зависит от года выпуска и пробега автомобиля (ряда других параметров) и рассчитывается в процентах от стоимости новой детали. Другими словами, при оценке берется стоимость новой детали и уменьшается на величину износа, которую автомобиль имел на дату ДТП (максимальный размер износа по ОСАГО может доходить до 50% от стоимости новой детали).
Подробнее узнать о порядке начисления величины износа, а также о том как самостоятельно его рассчитать см.ЗДЕСЬ>>.
Важным обстоятельством является то, что выбор ремонта, как способа страхового возмещения, не снимает вопрос необходимости доплаты Ваших собственных средств в пользу СТО, куда страховой компанией был направлен автомобиль. И это вполне себе обыденная практика, так как на назначенные страховой компанией к выплате СТО средства редко когда возможно провести полноценный ремонт с использованием оригинальных запчастей. На выделенные страховщиком деньги в лучшем случае можно рассчитывать на ремонт с использованием аналогов, причем сомнительного качества.
У Вас в таких случаях имеется законная возможность требовать сумму произведенной доплаты с виновника ДТП!
Важно: в ряде случаев замена ремонта на выплату не освобождает страховую компанию от возмещения износа стоимости заменяемых деталей, и в этих ситуациях страховщик обязан доплатить страховое возмещение. Подробнее об этом см.ЗДЕСЬ>>.
Все вышеперечисленное необходимо учитывать при принятии решения в выборе между проведением ремонта по ОСАГО или получением страхового возмещения денежными средствами, и если Вы сделали выбор в пользу последнего, а страховая компания продолжает «навязывать» Вам ремонт, то вот какие существуют способы, которые позволят добиться выплаты.
ЗАКОННЫЕ СПОСОБЫ
Законом предусмотрены следующие случаи, когда автовладелец вправе получить денежные средства в качестве страхового возмещения:
- Полная гибель транспортного средства (конструктивная гибель, экономическая нецелесообразность восстановительного ремонта автомобиля).
Примечание: экономически нецелесообразным признается ремонт, если предполагаемые затраты на него, рассчитанные по Единой Методике ЦБ без учета износа, равны или превышают стоимость транспортного средства (его аналога), сложившуюся на момент ДТП.
- Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате произошедшего ДТП (выплата по выбору потерпевшего).
Примечание: в случае смерти потерпевшего в результате ДТП также производится денежное возмещение ущерба.
- Потерпевшим в ДТП является автовладелец с инвалидностью, имеющий транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями (выплата по выбору потерпевшего).
Примечание: на лиц с инвалидность любой иной категории указанное правило не распространяется вне зависимости от оснований ее приобретения.
- Стоимость восстановительного ремонта поврежденного в ДТП автомобиля превышает установленный законом лимит страхового возмещения по ОСАГО.
Примечание: в настоящее время лимит выплат по ОСАГО установлен в размере 400 т.р. и 100 т.р. при оформлении ДТП без участия сотрудников ГИБДД, т.е. по «европротоколу» (400 т.р. при фиксации ДТП при помощи специализированных мобильных приложений или системы ГЛОНАСС). В последнем случае выплата будет актуальна в ситуации, когда участники ДТП оформили «европротокол», недооценив стоимость ремонта автомобиля потерпевшей стороны, которая в итоге по оценке страховщика оказалась выше лимита выплаты, к примеру 120 т.р. Страховая компания не вправе при таких обстоятельствах направлять автомобиль на ремонт, требуя доплаты 20 т.р. (120 т.р. – 100 т.р.) без согласия на то потерпевшего, а обязана выплатить ему 100 т.р.
- В ситуации, когда СТО куда выдал направление страховщик просит у автовладельца произвести доплату за ремонт.
Примечание: требование от СТО доплаты за проведенный ремонт по ОСАГО является обыденной практикой. В этом случае у Вас появляется выбор отказаться ее производить и получить страховое возмещение деньгами. Для этого необходимо направить страховщику соответствующее уведомление об этом, в котором сослаться на абз.3 п.66 и п.67 Постановления Пленума ВС №58 от 26.12.2017 г., регламентирующий такую возможность. Отказ от ремонта также возможен в ситуации, когда размер согласованной автовладельцем со страховой компанией доплаты возрос по результатам диагностики автомобиля на СТО.
- При обоюдной вине участников ДТП – «обоюдке» (при условии отказа потерпевшего произвести доплату).
Примечание: в понимании закона об ОСАГО «обоюдкой» является ситуация, при которой все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред, а также иные случаи, подробно описанные в разделе нашего сайта по ссылке ниже
При «обоюдке» каждый участник ДТП вправе претендовать на возмещение не менее половины стоимости ущерба, причиненного его автомобилю. По умолчанию ущерб в таких ситуациях возмещается деньгами. Но если автовладелец готов доплатить оставшуюся половину стоимости ремонта, страховая компания может в таком случае выдать направление на ремонт автомобиля на СТО.
- По письменному соглашению со страховой компанией об урегулировании страхового случая путем выплаты.
Примечание: такое соглашение возможно только, если страховая компания пойдет навстречу и проявит добрую волю не его подписание с потерпевшим (сам потерпевший не может настаивать на его заключении) и это происходит как правило под условие выплаты страхового возмещения в меньшем (в среднем на 10%) размере, нежели это положено по закону, т.е. с дисконтом (снижением).
- Пострадавшая в ДТП машина принадлежит организации (юридическому лицу).
Примечание: поправки о приоритете ремонта над выплатой, введенные в действие в апреле 2017 г., коснулись собой лишь автовладельцев граждан (физических лиц, индивидуальных предпринимателей), для юридических лиц выплата идет по умолчанию, а ремонт рассматривается как опция, которую они вправе выбрать по согласования со страховщиком.
- Направление на ремонт в СТО, отличное от того, которое было выбрано автовладельцем при заключении договора ОСАГО.
Примечание: действительно у каждого автовладельца есть право при оформлении полиса ОСАГО указать любое по его выбору СТО, в которое страховщик будет обязан направить автомобиль, пострадавший в ДТП, для проведения ремонта. Однако это право является мертворождённым и по факту не реализуемым, поскольку соответствующую графу в заявлении о страховании, куда полагается вносить данные о желаемом СТО, не удастся заполнить ни при оформлении электронного полиса (выскакивает «техническая» ошибка), ни при оформлении полиса в офисе страховой компании (прямое противодействие менеджеров).
Ровно также не действует норма закона, в соответствии с которой автовладелец при наступлении страхового случая вправе согласовать со страховщиком любое иное СТО, не входящее в предложенный перечень, куда автомобиль может быть направлен на ремонт. Однако для этого необходимо согласие страховой компании, которого на практике не представляется возможным добиться.
Все вышеуказанные обстоятельства, предоставляющие право претендовать на выплату, являются далеко не единственными возможностями отказа от ремонта. И если ничего из перечисленного в Вашем случае не имеет место быть, то от навязанного ремонта можно отказаться при нарушении страховой компанией порядка его проведения в следующих ситуациях:
1. Нарушение сроков выдачи направления на ремонт, а также сроков проведения ремонта.
Срок выдачи направления на ремонт на СТО установленный законом составляет 20 дней с момента подачи заявления о страховом возмещении (ПВУ), срок проведения ремонта — 30 рабочих дней. В последнем случае срок исчисляется со дня передачи автомобиля для ремонта на СТО или в страховую компанию для организации его транспортировки к месту проведения ремонта. Часто автовладельцы сталкиваются с противодействием со стороны СТО оперативного принятия автомобиля на ремонт под различными предлогами (ожидание прихода заказанных запчастей, осуществление ремонта по записи, которая расписана на долгое время вперед и т.д.). Такая практика незаконна и ей необходимо противодействовать путем обращения с письменным требованием в страховую компанию и СТО незамедлительно принять автомобиль на ремонт. В случае неисполнения такого требования, а также нарушения срока выдачи направления на ремонт и срока проведения ремонта автовладелец вправе просить о замене порядка осуществления страхового возмещения на денежную выплату вместо ремонта, о чем необходимо подать соответствующее заявление в страховую компанию.
2. Удаленность предложенного страховой компанией СТО.
Законом установлено, что предлагаемое страховой компанией СТО не должно находиться на удалении более чем 50 км. от места жительства потерпевшего/места ДТП. Указанное расстояние рассчитывается не как кратчайшее (по прямой линии), а за основу расчета берется длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования. При этом за точку отсчета указанного расстояния можно брать по выбору как место жительства потерпевшего (в контексте закона — адрес регистрации), так и место ДТП, причем право этого выбора закон предоставил самому автовладельцу (см. п.6.2 «ПРАВИЛ ОСАГО» Положение Банка России N431-П от 19.09.2014 г.).
За страховыми компаниями законодатель оставил право в подобных случаях своими силами и за свой счет доставлять автомобили потерпевших до удаленных СТО и обратно. Если такое предложение поступило, то автовладелец в таком случае лишается возможности замены ремонта на выплату. Однако в нашей практике мы ни разу на сталкивались с такого рода инициативами со стороны страховщиков.
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ О ЗАМЕНЕ РЕМОНТА ПО ОСАГО НА ВЫПЛАТУ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ, В СВЯЗИ С УДАЛЕННОСТЬЮ СТО
СКАЧАТЬ, ПРОСМОТР >>
3. Обязанность направлять автомобили, находящиеся на гарантийном обслуживании, на ремонт в дилерские СТО.
По умолчанию автомобили, с года выпуска которых прошло менее двух лет, подлежат направлению на ремонт в рамках ОСАГО в дилерские СТО. Кроме того, если гарантийное обязательство производителя автомобиля составляет более двух лет с года его выпуска (к примеру гарантия на автомобили Renault составляет 3 года), и на момент ДТП срок обязательства не истек (в рассматриваемом примере ДТП произошло на третий год эксплуатации автомобиля), то страховщик также обязан выдать направление на ремонт на дилерское СТО (см. абз.2 п.66 Постановления Пленума ВС №58 от 26.12.2017 г.). Отказ в выдаче направление на дилерское СТО в таких ситуациях, равно как и направление на ремонт в обычное СТО (не являющимся официальным дилером), дает право автовладельцу отказаться от ремонта в пользу денежной выплаты.
Но даже, если в рассматриваемой ситуации страховой компанией выдано направление на ремонт в дилерское СТО, у Вас все равно остается возможность рассчитывать на получение выплаты. Это обусловлено тем, что калькуляция затрат на ремонт на дилерских СТО определяется по более высоким ценам, нежели калькуляция страховой компании, рассчитываемая на основании Единой методики ЦБ, цены в которой существенно занижены. В таком случае СТО выставит потерпевшему счет на доплату, что в свою очередь позволит отказаться от ремонта и требовать возмещения деньгами (см. выше).
Еще одним из способов получить от страховщика замену ремонта – это добиться принятия им самостоятельного решения о выплате, которое может принять страховая компания в силу закона, и для чего достаточно лишь ее собственного желания. Однако, как Вы понимаете, рассчитывать на одну только добрую волю страховщика пойти навстречу страхователю, заменив по его просьбе ремонт на выплату, в такой ситуации не приходится, и тут необходим серьезный стимул для изменения решения в Вашу пользу. Таковым может стать Ваша заявленная решимость проверить по окончании ремонта его качество и полноту!!
Страховые компании, отталкиваясь от зачастую заниженных цен на запасные части и работы, установленные в справочниках РСА, с одной стороны выигрывают в экономии средств, предназначенных в счет страхового возмещения, а с другой стороны немало рискуют тем, что выделенных на ремонт автомобиля по направлению на СТО денежных средств может быть недостаточно для проведения качественного и полноценного ремонта. При этом выявленные недостатки ремонта автомобиля грозят страховой компании немалыми убытками в виде возмещения полной стоимости устранения этих недостатков, которая в некоторых случаях может в принципе превышать саму стоимость проведенного некачественного ремонта. Более того, ситуации, когда возникают претензии по качеству ремонта далеко не редки, и страховым компаниям это достоверно известно. Просто не каждый в таких случаях готов отстаивать свою позицию до конца, поскольку это достаточно хлопотно и затратно по времени и средствам, чем страховщики повсеместно пользуются.
Примечание: ответственность за полноту, качество, а также сроки проведения ремонта автомобиля, проведенного СТО по направлению страховой компании, полностью лежит на страховщике, и именно он будет возмещать все убытки и выплачивать штрафные санкции, предусмотренные Законом об ОСАГО.
Ваша задача фактически сводится к тому, чтобы превентивно донести до страховщика свою крайнюю заинтересованность в результатах проведенного ремонта автомобиля без каких-либо малейших недостатков, для чего обозначить готовность принимать результаты ремонта только с независимым экспертом, приглашённым с Вашей стороны, пригрозив при этом, что в случае обнаружения изъянов в ремонте Вы будете требовать полного возмещения возникших убытков и штрафных санкций. Образец подобного рода заявления см.ниже
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ О ЗАМЕНЕ РЕМОНТА ПО ОСАГО НА ВЫПЛАТУ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ
СКАЧАТЬ, ПРОСМОТР >>
Обращение к страховщику с подобным заявлением может возыметь эффект и дать возможность получить выплату страхового возмещения денежными средствами.
«АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ» СПОСОБ
Приведенный ниже путь добиться страховой выплаты вместо ремонта автомобиля является тернистым и мы со своей стороны не рекомендовали бы самостоятельно и без предварительной консультации и помощи специалистов пытаться пройти по нему. Более того мы советуем не прибегать к нему без крайней необходимости, поскольку с большой долей вероятности разрешение спора со страховой компанией по таким ситуациям невозможно осуществить, не обращаясь в суд, что затратно не только по времени, но и по средствам. При этом сама судебная практика по таким спорам изменчива и неоднородна, поэтому и необходимый результат отнюдь не гарантирован.
• ДО ОБРАЩЕНИЯ В СТРАХОВУЮ КОМПАНИЮ С ЗАЯВЛЕНИЕМ О СТРАХОВОМ ВОЗМЕЩЕНИИ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ АВТОМОБИЛЬ.
Это возможность напрямую заложена в законе. Так по смыслу п. 20 ст. 12 Закона об ОСАГО право страховщика отказать потерпевшему в страховом возмещении или его части возникает в случае, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и (или) проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящей статьи, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.
Тут то и напрашивается сам по себе вопрос! А в случае если позволяют достоверно установить? Отказ в выплате в такой ситуации становится невозможен?!
В попытке более подробно раскрыть логику законодателя, заложенную в указанную статью закона, хотим обратить Ваше внимание, что по общему правилу страховая компания вправе отказать в выплате по ОСАГО, если потерпевший не представил автомобиль на осмотр. И это надо признать справедливым и необходимым инструментом борьбы с недобросовестными и не чистыми на руки автовладельцами, имеющими своей целью мошенническим путем обогатиться за счет страховых компаний.
Примечание: схема действий страховых мошенников в рассматриваемом случае достаточно проста – не предоставлять автомобиль на осмотр и лишить тем самым возможности страховщика оценить объем, характер повреждений и их относимость к заявленному ДТП. При этом провести свою собственную «независимую» экспертизу по оценке стоимости ремонта, заключение которой представить в страховую компанию, требуя произвести выплату по составленной экспертом калькуляции.
Но как не существует медали с одной единственной стороной, так и в рассматриваемой ситуации с обязательностью предоставления автомобиля к осмотру страховой компанией, этих стороны две. С одной из них — защита интересов страховщика от накрученных по стоимости ремонтов по сомнительным ДТП, которые зачастую в действительности и не происходили (инсценированные ДТП, имевшие место при других обстоятельствах ДТП и т.д.), а с другой стороны — интересы автовладельцев, которые, являясь потерпевшей стороной по уголовным делам по ДТП и ряду административных дел (например, с пострадавшими), вынуждены ожидать до года и более их рассмотрения и принятия по ним судебных решений (приговора, постановления по делу об административном правонарушении), чтобы иметь возможность обратиться в страховую компанию, которая в отсутствие на руках указанных судебных решений, отказывается принимать к рассмотрению заявления о страховой выплате и производить осмотр автомобиля. И предполагается, что на весь период рассмотрения дела потерпевший не может приступить к ремонту автомобиля, дожидаясь вынесения решения суда.
Именно для защиты интересов автовладельцев, попавших в такую ситуацию, призвана указанная норма закона, позволяющая произвести ремонт автомобиля, не предоставляя его к осмотру страховой компанией, и иметь право на получение страховой выплаты.
Примечание: в подтверждение вышеуказанного мы со своей стороны предоставляем ссылку на практику Верховного суда РФ по такого рода ситуациям см.здесь
Последовательность действий в таких случаях следующая:
— до начала ремонта обязательно необходимо провести независимую экспертизу, в рамках которой эксперт осмотрит автомобиль, проведет фотографирование его повреждений и составит полную калькуляцию стоимости ремонта по Единой методике ЦБ;
— получить постановление по делу об административном правонарушении/приговор по уголовному делу и подать его вместе со всеми необходимыми документами, а также заключением независимой экспертизы в страховую компанию;
Примечание: при подаче необходимо сообщить, что автомобиль отремонтирован.
— представить отремонтированный автомобиль на осмотр страховщику.
Важно! Чтобы повысить шансы на беспроблемное урегулирование страхового случая и получения денежных средств, мы со своей стороны рекомендуем представить фото и видео с места ДТП, что позволит страховщику соотнести локализацию и характер причиненных в ДТП повреждений автомобилю с данными, содержащимися в независимой экспертизе, а также постановлении/решении суда и установить достоверность заявленных в рамках страхового случая повреждений автомобиля и стоимости его ремонта.
С высокой долей вероятности ситуация на этом разрешится, и по результатам рассмотрения заявления страховая компания перечислит в Ваш адрес денежные средства. Но нередки бывают и отказы в выплате по таким делам и в этом случае нужно быть готовым, что спор со страховщиком перейдет сначала на рассмотрение финансового уполномоченного, работа которого оставляет множество вопросов и нареканий, а в последствие и в суд, где с большой долей вероятности дело затянется, т.к. потребуется назначение судебной экспертизы на предмет установления возможности повреждений автомобиля, при заявленных обстоятельствах ДТП, их механизма образования, а также стоимости ремонта.
Поэтому еще раз обращаем Ваше внимание, что гарантировать 100%-ый результат предложенный механизм не может, и прибегать к нему без крайней необходимости мы со своей стороны не рекомендуем.
Вам будет также интересно узнать:
В каких случаях положен ремонт, а в каких — деньги
Если авто принадлежит юрлицу, собственник может сам выбрать то, что ему выгоднее, — ремонт или деньги. Физлицу же денежная компенсация выплачивается только в случаях, предусмотренных законом об ОСАГО, или по соглашению со страховой компанией.
В большинстве случаев страховые оплачивают ремонт. Как правило, водителю не предоставляют выбор автосервиса, страховщик сам назначает экспертизу ущерба и направляет машину на станцию техобслуживания (СТО). Если машине меньше двух лет, и есть заводская гарантия, страховая обязана обеспечить ремонт в СТО официального дилера.
Отказаться от ремонта в пользу денег физлицо может в нескольких случаях (п. 16.1 ст. 12 закона об ОСАГО):
- авто после аварии не подлежит восстановлению;
- здоровью потерпевшего причинен вред — средней тяжести или тяжкий;
- потерпевший — инвалид и выбрал страховое возмещение в виде денег;
- страховая или СТО требуют доплату за ремонт;
- автосервис, выбранный страховщиком, слишком далеко — расстояние от места ДТП или места жительства пострадавшего превышает 50 км, и страховщик отказывается за свой счет доставить авто в сервис;
- авто не отремонтировали в установленный законом срок — 30 дней;
- стоимость ремонта больше 400 тыс. ₽.
Владельцы полисов ОСАГО, купленных до 28.04.2017, вправе требовать от страховщика денежное возмещение при любых обстоятельствах.
Но даже если в вашем случае страховая не обязана платить деньги, она может согласиться на это добровольно, заключив с вами соглашение. Страховщикам выгодно заплатить деньги вместо ремонта, если замена деталей обойдется дороже.
Например, если в ДТП пострадала машина старше десяти лет, новые запчасти будут стоить дорого, а денежная компенсация, как правило, рассчитывается с учетом износа — чем старше авто и детали, тем меньше выплата.
Как рассчитывается компенсация и сколько можно получить
Стоимость ремонта авто и денежная компенсация владельцу рассчитываются по методике, утвержденной Центробанком. Ее обязаны применять не только все страховые компании, но и независимые оценочные организации и судебные эксперты.
Формула расчета: СК = Д+Р+М, где:
СК — сумма итоговой денежной компенсации;
Д — расходы на приобретение деталей и запчастей, которые требуют замены;
Р — расходы на оплату ремонта по нормочасам;
М — затраты на покупку расходников.
Сумма на ремонт рассчитывается без учета износа. А сумма денежной компенсации — с учетом износа авто и запчастей, но не более 50% от стоимости нового авто и деталей. То есть, какими бы старыми ни были машина и детали, должны выплатить не меньше половины цены нового автомобиля или новых аналогичных запчастей.
Самостоятельно рассчитать стоимость ремонта (для сравнения с расчетами страховой) можно на сайте Российского союза автостраховщиков.
Чтобы узнать общую сумму положенной выплаты, нужно отдельно рассчитать стоимость запчастей, работ и материалов, а затем сложить полученные цифры
Полученные данные также помогут определиться, что будет выгоднее, — ремонт или деньги.
После ДТП в Москве у нас под замену капот на КIA 5. Кликаем на сайте РСА «средняя стоимость запасных частей», водим номер детали, регион, дату ДТП — и получаем среднюю стоимость запчасти, на которую ориентируются страховщики, это 24 305 ₽. Также узнаем стоимость нормочаса работ для KIA на дату 22.01.23 в Москве — 910 ₽ и лакокрасочных материалов (всего на замену и покраску требуется примерно шесть нормочасов). Например, выбираем краску и лак Brulex — 2 800 ₽. Итоговая компенсация — 32 565 ₽.Эта сумма приблизительная и может отличаться от расчетов страховой и привлеченных экспертов.
Далее смотрим, за сколько можно купить аналогичный капот на сайтах объявлений. Видим предложения новых деталей от 14 000 ₽, а б/у капотов — от 7 000 ₽.
Тогда можно отказаться от ремонта, получить деньги, приобрести запчасти с рук и установить самостоятельно или в недорогом сервисе.
Выгода составит несколько тысяч рублей, даже если выплату рассчитают с учетом износа 20-30%. Примерный расчет:
32 565 – 32 565 × 0,2 (выплата по ОСАГО) – 14 900 (новый капот с авито) – 4 000 (затраты на самостоятельный ремонт) = 7 552 ₽.
С сентября в ценовых справочниках для расчета стоимости ремонта учитываются цены не только оригинальных деталей, но и сертифицированных аналогов запчастей, если оригинальная деталь отсутствует на рынке).
Использование неоригинальных деталей — вынужденная мера, связанная с подорожанием и дефицитом в РФ запчастей на иномарки.
При этом запчасти можно использовать только сертифицированные и сравнимые по цене с оригинальными, они не могут быть некачественными и слишком дешевыми. Они не должны быть дешевле, чем оригинальные, больше чем на 20%. Списки запчастей и цены обновляются раз в три месяца. На момент написания статьи действуют справочники средней стоимости запчастей, нормо-часов и материалов, обновленные 19.12.2022.
Денежная компенсация от страховой имеет лимиты:
- 400 тыс. ₽ — за причинение ущерба автомобилю и другому имуществу, если ДТП оформлено сотрудником ГИБДД или по европротоколу с фотофиксацией;
- 500 тыс. ₽ — если виновником причинен вред жизни и здоровью людей;
- 100 тыс. ₽ — если оформлен европротокол без фотофиксации.
Если реальный ущерб больше предельной суммы компенсации, например, 600 тыс. ₽, деньги сверх лимита — 200 тыс. ₽ — можно взыскать с виновника ДТП через суд. Наличие полиса не освобождает его от обязанности возместить причиненный вред (ст. 1072 ГК РФ).
Как отказаться от ремонта по ОСАГО в пользу денег
Чтобы получить выплату по ОСАГО, нужно правильно зарегистрировать ДТП, иначе можно получить меньшую сумму. В частности, вызвать сотрудников ГИБДД, позвонить в страховую, зафиксировать повреждения на видео или фото, получить у инспектора протокол.
Подать заявление на компенсацию нужно не позже пяти суток с момента аварии. Сделать это можно лично или через представителя по доверенности в любом офисе страховщика, или отправив документы «Почтой России».
В заявлении нужно указать причины и привести доказательства, почему отказываетесь от ремонта и претендуете на денежную выплату. Например, если вам причинен вред здоровью, приложите копии медицинских справок.
Перечень документов, которые нужно предоставить вместе с заявлением, страховая размещает на своем сайте. Также это можно узнать в офисе страховой или по телефону. Не забудьте в заявлении указать реквизиты счета, куда должны перевести деньги.
Деньги по ОСАГО должны поступить в течение 20 рабочих дней с момента принятия заявления к рассмотрению. За задержку выплаты со страховой можно взыскать неустойку: 1% от общей суммы за каждый день просрочки.
Что делать, если отказали в компенсации
Если ваши права нарушены, вы можете направить обращение к финансовому омбудсмену через сайт finombudsmen.ru. Его решение обязательно для страховой компании. Также можно подать жалобу в РСА или направить страховщику досудебную претензию. Если и это не поможет, придется идти в суд.
Часто сумма возмещения кажется несправедливой. Действительно, страховые могут занижать выплаты. Например, при оценке ущерба не учитывая скрытые повреждения, делая расчеты, исходя из ремонта деталей, а не их полной замены и т. д.
В этом случае сначала нужно получить выплату, которую насчитала страховая. А уже затем провести независимую экспертизу ущерба и подать на имя страховщика письменную претензию, указав срок, в течение которого вам должны перевести деньги.
Если доплата не будет зачислена в течение 30 дней, нужно составить иск и направить в суд по адресу регистрации страховой компании.
Допускается разница в расчетах в пределах погрешности 10% (п. 3.5 Положения Банка России № 755-П). Например, если страховая насчитала возмещение в 300 тыс. ₽, а независимая экспертная организация — до 330 тыс. ₽, это допустимо и не оспаривается.
Если страховщик не выполнил ваши требования добровольно, вы вправе дополнительно взыскать потребительский штраф — 50% от суммы, назначенной судом к взысканию. Например, если требуете доплату в 50 тыс. ₽, в случае удовлетворения иска штраф в вашу пользу составит 25 тыс. ₽.
Главное — не бояться и не лениться отстаивать свои интересы. Некоторые страховые на то и рассчитывают, что большинство просто не захотят тратить время на разбирательства. Максимум, на что хватает энтузиазма, — написать в поддержку, онлайн-чат или форум.
Получив формальную «отписку», многие успокаиваются и дальше ничего не предпринимают. Однако тем, кто обращается в суд, все-таки удается добиться своего.
Пример
Страховая выплатила потерпевшему в ДТП водителю 155 тыс. ₽ из расчета 230 тыс. ₽ — рыночная стоимость авто минус 75 тыс. ₽ — годные остатки. Сумма показалась водителю недостаточной, и он обратился к независимым экспертам.Оценщик посчитал, что водителю причитается не 155 тыс. ₽, а 181 400 ₽, то есть страховая не доплатила 26 400 ₽. Экспертам он заплатил 13 тыс. ₽ и 5 тыс. ₽ отдал за дефектовку (демонтаж/монтаж бамперов).
Решить вопрос с представителем страховой не удалось. В ответ на письменную претензию страховая выплатила только 24 460 ₽, компенсировать затраты на проведение экспертизы отказалась.
Тогда водитель обратился в суд и получил полное удовлетворение требований. Суд обязал страховщика выплатить потерпевшему неустойку за просрочку исполнения обязательств в 2 690 ₽, расходы по оплате экспертного заключения в 13 тыс. ₽, дефектовки в 5 тыс. ₽ и компенсацию морального вреда в 1 тыс. ₽ (дело № 2-395/2019).
Заказать независимую экспертизу и оценить реальную сумму ущерба не так дорого — от 5 тыс. ₽, в зависимости от региона. Но и эти деньги можно взыскать со страховой — добавить эту сумму к требованиям в своем иске как «возмещение расходов на проведение экспертизы».
Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале @life_profit. Присоединяйтесь!
В Страховую компаниию
От адвоката НО “Самарская областная коллегия адвокатов”
Антонова А.П.,
рег. № 63/2099 в реестре адвокатов Самарской области
Адрес для корреспонденции: 443080,
г. Самара, пр. Карла Маркса, д.192, оф. 619,
тел. +7-987-928-31-80
в интересах ФИО1
АДРЕС1
тел:
ДОСУДЕБНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ
По договору комплексного добровольного страхования автотранспортного средства № 1627RVO000171 от 02.03.2016 г. я застраховал автомобиль, государственный регистрационный знак НОМЕР1, принадлежащий мне на праве собственности, в страховой компании.
27 января 2017 г. я обратился в Вашу страховую компанию с заявлением о наступлении страхового случая и оплате ремонта на СТОА по направлению страховщика, предоставив полный комплект необходимых документов.
Страховая сумма (лимит выплаты) в отношении транспортного средства установлена в размере 712 215 рублей по страховым рискам КАСКО — хищение, ущерб (уничтожение и повреждение).
03.02.2017 г. специалисты Регионального Агентства независимой экспертизы осмотрели автомобиль, составили акт осмотра.
07.02.2017 г. было выдано направление на ремонт № 4153321/5279894, где указаны объекты ремонта: панель крыши, крыло переднее правое, стекло ветровое правое, обивка крыши, дверь передняя правая, бампер передний, ДВС.
Ремонт был выполнен не в полном объеме по причине несогласования страховой компанией части ремонтных работ.
11.10.2017 г. я подал заявление с просьбой разобраться с качеством и объемом выполненных работ на станции ООО “СтоАвто”.
11.10.2017 г., 16.10.2017 г. специалисты Регионального Агентства независимой экспертизы осмотрели автомобиль, составили акт осмотра.
После произведенного ремонта устранены не все повреждения автомобиля, полученные в ходе ДТП.
26.02.2018 г. я обратился ООО “Агентстсво оценки “Гранд Инстейт” для оценки стоимости поврежденных деталей и необходимых работ по восстановлению автомобиля в части не довыполненного ремонта.
Согласно расчетам ООО “Агентство оценки “Гранд Инстейт” расчетная стоимость восстановительного ремонта в невыполненной части составляет 148 352 (сто сорок восемь тысяч три пятьдесят два) рубля 00 копеек, размер затрат на проведение восстановительного ремонта с учетом износа (восстановительные расходы) составляет 139 352 ( сто тридцать девять три пятьдесят два) рубля 00 копеек.
Согласно п. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В соответствии с п. 9.2.2. Правил добровольного комплексного страхования автотранспортных средств, утвержденных Приказом Генерального директора от 24.11.2014 г. № 228, размер страховой выплаты включает: расходы на восстановительный ремонт застрахованного ТС, необходимые для устранения повреждений ТС, полученных в результате страхового случая.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Обязательства сторон должны исполняться в соответствии с условиями договора, не допускается произвольное неисполнение обязательств.
Учитывая вышеизложенное, прошу Вас в течении 10 (десяти) дней с момента получения настоящей претензии перечислить на мой счет сумму стоимости восстановительного ремонта 148 352 (сто сорок восемь тысяч три пятьдесят два) рубля 00 копеек, что позволит избежать судебного разбирательства и связанных с ним потерь времени и дополнительных издержек.
В случае отказа в выплате для восстановительного ремонта автомобиля или отсутствия ответа в установленный срок я буду вынужден обратиться в суд за защитой своих прав, с отнесением на счет Вашей страховой компании всех судебных издержек, а также неустоек и штрафов, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Приложения:
- Копия доверенности представителя
- Копия экспертного заключения № 2018.02-1246,1250
- Копия реквизитов
Представитель по доверенности
Адвокат _________________________А.П.Антонов
Дата актуальности материала: 04.04.2018
Бланки и образцы документов по каско
Заявление о происшествии по КАСКОЗаполняется для любых происшествий, за исключением угона или хищения транспортного средства. |
Бланк | Пример |
Образец извещения о ДТПЗаполняется в случае столкновения 2-ух транспортных средств, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.» Если вы являетесь потерпевшим в ДТП, при подаче документов по убытку при себе необходимо иметь полностью заполненную оборотную сторону вашего экземпляра Извещения о ДТП |
Образец | |
Заявление о происшествии по GAPЗаполняется, когда по полису каско произведена выплата в случае Угона/Хищения или Полной гибели автомобиля. |
Бланк | |
Заявление о расторжении договора GAPЗаполняется, когда нужно расторгнуть договор GAP |
Бланк | |
Заявление об угоне или хищении транспортного средстваЗаполняется в случае угона или хищения транспортного средства. |
Бланк | |
Заявление о выплате возмещенияЗаполняется дополнительно к заявлению о страховом случае, если вы хотите получить возмещение ущерба деньгами, а не ремонтом. |
Бланк | |
Заявление об аннулировании страхового случаяПредоставляется, если вы решили по каким-либо причинам отказаться от заявленного ранее страхового случая. |
Бланк | |
Образец доверенности на право представления интересов Собственника транспортного средства в страховой компании.Предоставляется, если страховой случай заявляет не собственник транспортного средства. |
Бланк | |
Образец доверенности на право представления интересов юридического лица (собственника транспортного средства) в страховой компанииПредоставляется, если страховой случай заявляет сотрудник компании, которой принадлежит транспортное средство. |
Бланк | |
Образец распорядительного письма на выплату по реквизитамПредоставляется, если юридическое лицо (собственник транспортного средства) выбирает по страховому случаю способ возмещения деньгами |
Бланк | |
Образец распорядительного письма на выдачу направления на ремонтПредоставляется, если юридическое лицо (собственник транспортного средства) выбирает по страховому случаю способ возмещения ремонтом |
Бланк | |
Заявление по Полной гибели с передачей ТС СтраховщикуЗаявление по Полной гибели с передачей ТС Страховщику (к Правилам добровольного комбинированного страхования транспортных средств, утвержденных приказом № 119 от 14.12.2015 и Правилам добровольного комбинированного страхования транспортных средств, утвержденных приказом № 001 от 12.09.2018) |
Бланк | |
Заявление по Полной гибели с передачей ТС СтраховщикуЗаявление по Полной гибели с передачей ТС Страховщику (к Правилам добровольного комбинированного страхования транспортных средств и сопутствующих рисков, утвержденных приказом № 157 от 04.12.2017 и Правилам добровольного комбинированного страхования транспортных средств и сопутствующих рисков, утвержденных приказом № 001 от 12.09.2018) |
Бланк | |
Заявление по Полной гибели ТС остается у клиентаЗаявление по Полной гибели ТС остается у клиента (без передачи ТС Страховщику) (ко всем действующим Правилам Страхования). |
Бланк |
Опубликовано 16.12.2021 в 15:57
Мало кто из водителей знает, что делать, если их не устраивает страховая выплата, на которую они имеют право в связи с получением ущерба в ДТП. Многие думают, что нужно обращаться в прокуратуру или полицию. Но это совсем не так.
Что такое досудебная претензия в страховую по ОСАГО
Составление досудебной претензии в страховую по ОСАГО
Содержание Досудебной претензии в страховую по ОСАГО
Какие документы необходимо приложить к досудебной претензии в страховую по ОСАГО
Срок рассмотрения досудебной претензии в страховую по ОСАГО
Основания для отказа на досудебную претензию в страховую по ОСАГО
В случае если водитель не согласен с размером компенсации по ОСАГО, который рассчитала страховая компания, он может обратиться в суд и попытаться обжаловать ее решение. Но перед тем как составлять исковое заявление он обязан попытать урегулировать спор своими силами, а именно, направить в адрес страховщика претензию.
Закон устанавливает, что направление претензии обеспечивает обязательный досудебный порядок решения спора. Если он был соблюден, но спор в итоге все равно не разрешился, то можно готовить документы в суд.
Существуют определенные правила составления претензии, которым нужно следовать. Процедура направления претензии также имеет свои особенности.
Перед тем как приступить к составлению претензии нужно узнать больше о том, что это за документ и каким образом его можно грамотно подготовить. Иметь в распоряжении образец, скаченный из Интернета, будет недостаточно, так как каждый страховой случай имеет свои уникальные черты, которые нужно будет учитывать.
Что такое досудебная претензия в страховую по ОСАГО
Претензия в данном случае – это письменное обращение страхователя к страховщику, в котором он указывает свое несогласие с принятым решением по ОСАГО и выплата, назначенная страховой компанией, его не устраивает. В этом обращении страхователь обязательно указывает требование о том, какую сумму он считает справедливой.
Письменное обращение передается в офис страховщика нарочным или по почте. Факт получения претензии должен быть удостоверен отметкой о принятии или почтовым уведомлением о доставке.
Впоследствии один из этих документом является в суде доказательством направления претензии.
Составление досудебной претензии в страховую по ОСАГО
Составление досудебной претензии – задача не из самых легких. Необходимо стараться сформулировать ее таким образом, чтобы у страховщика не было серьезных аргументов для возражений.
Тогда не будет необходимости обращаться в суд. Страховщик, который поймет, что закон на стороне страхователя вряд ли захочет нести еще и судебные издержки и возмещать расходы истца на услуги представителя.
Составить претензию может и сам потерпевший, изучив соответствующую юридическую практику и законодательство. Если до конца нет уверенности в своих силах и способностях можно доверить подготовку текста претензии опытному юристу.
Содержание Досудебной претензии в страховую по ОСАГО
Нельзя писать в претензии произвольный текст. Она должна иметь свою структуру и грамотное содержание. И оформить ее следует в соответствии с правилами делопроизводства.
В верхнем правом углу указывается Ф.И.О. отправителя, его адрес и контактный телефон.
После этих реквизитов посередине пишется слово «претензия».
Вначале пострадавший описывает обстоятельства случившегося. При этом указывает только то, что относится к делу. В конце претензии он заявляет свои требования и аргументирует их положениями нормативных документов.
После текста указывается перечень приложенных документов, количество экземпляров и страниц каждого.
Претензия подписывается, ставится дата.
Какие документы необходимо приложить к досудебной претензии в страховую по ОСАГО
Просто направить письмо недостаточно. К претензии должны быть приложены следующие документы и копии.
- Ксерокопия паспорта заявителя.
- Водительское удостоверение и копия действующего полиса автострахования.
- Документы из ГАИ: справка о ДТП и протокол об административном правонарушении. Если не выдали в день ДТП, то можно получить их позже в отделении ГИБДД. Также не страшно их потерять. Дубликаты выдаются бесплатно.
- Отчет о независимой оценке транспортного средства. Только имея этот документ можно требовать другой суммы возмещения.
- Квитанции об оплате услуг оценщика. В случае победы в суде или положительного решения по претензии расходы на оценку компенсируются.
- Банковские реквизиты. Возмещение по ОСАГО выплачивается только безналичным способом.
Срок рассмотрения досудебной претензии в страховую по ОСАГО
Получив решение страховой компании, водитель имеет право направить претензию. На рассмотрение обращения у любого российского страховщика есть не более 5 дней с момента получения. Ответ направляется почтой и во многих случаях одновременно на электронную почту. Его можно отследить на сайте страховой компании.
При этом рассмотреть претензию и направить ответ страховщик должен также в праздничные и выходные дни.
Если страховая компания согласна с претензией, практически сразу она производит выплату. Ну и примерно 2-3 дня сверх этого может уйти на саму процедуру перечисления денежных средств.
Основания для отказа на досудебную претензию в страховую по ОСАГО
Существует всего несколько главных причин, по которым страховые компании отказывают в положительном ответе на претензию.
- Обращение прислало лицо, которое не является потерпевшим и формально не имеет никакого отношения к страховому делу. Должный уровень полномочий не подтвержден доверенностью.
- К претензии не приложены документы, которые являются доказательствами требований потерпевшего. Например, отчет об оценке, который составляет независимый эксперт.
- Нет информации о расчетном счете, на который может быть выплачено возмещение.
Отрицательный ответ на претензию направляется страхователю почтой.