Затраты на обучающие мероприятия в компании бывают

Из каких этапов состоит процесс планирования обучения?
Как рассчитать бюджет на основе целей обучения?

Обучение персонала – это неотъемлемая часть его деятельности в организации. Поэтому планирование обучения является частью процедуры корпоративного планирования. Укрупненный план обучения должен составляться, как правило, на год. Однако понятно, что специфика обучения, а именно, краткосрочный характер многих учебных мероприятий, быстрые изменения потребностей в обучении, смена поставщиков учебных услуг требуют ежеквартальной и даже ежемесячной корректировки планов.

Долгосрочные и краткосрочные цели обучения

Процесс планирования обучения включает в себя целый ряд этапов. Главный из них – определение основных целей обучения в течение планового периода. Обучение (как и другие процедуры работы с персоналом) может имеет двоякую направленность: на бизнес-результаты и на сотрудников. Обучение, нацеленное прежде всего на результат работы, обеспечивает его улучшение в основном за счет передачи сотруднику знаний и навыков, необходимых непосредственно для работы.

Обучение, нацеленное на развитие и мотивацию сотрудников, может не дать быстрых бизнес-результатов. Такое обучение скорее является перспективным вложением в людей, инвестициями в сотрудников. Реально возникающие в организации цели обучения основаны на комбинации двух указанных базовых факторов:

1. Обеспечивать сотрудников знаниями и умениями, необходимыми для хорошей работы.

Что бы человек ни делал в организации, ему необходимо иметь для этого, как минимум, элементарные навыки, позволяющие выполнять работу.

Для осмысленного, гибкого, а при необходимости и творческого выполнения работы человеку нужны и соответствующие знания.

Обучение сотрудников любой организации – неотъемлемая часть их трудовой деятельности.

2. Поддерживать профессиональный уровень персонала и знако. мить его с развитием технологии, изменениями социально-экономичес. кой обстановки и правовых условий.

Это наиболее понятная, прагматичная и относительно легко достижимая цель обучения, которую иначе можно назвать традиционным термином «повышение квалификации». С реализации мероприятий по достижению этой цели обычно начинают построение внутрифирменной системы обучения в тех организациях, где эта система отсутствует.

3. Готовить сотрудников к возможному замещению коллег во время отпуска, болезни, командировки и в случае увольнения.

Даже в нормально работающей организации ежедневно отсутствует на работе до 10 – 12% штатных сотрудников (а в сезон отпусков – еще больше). Для непрерывной и успешной работы организации определенная часть сотрудников должна быть обучена навыкам, позволяющим заменять отсутствующих коллег.

4. Готовить сотрудников к перемещению/продвижению по службе.

Для успешной работы в развивающейся организации должна проводиться плановая работа по обучению перспективных сотрудников с целью подготовки к их возможному продвижению. Возможны и перемещения (ротация) сотрудников в связи с изменениями в бизнесе.

5. Создавать и поддерживать у сотрудников чувство причастности к деятельности организации, знакомить с ее стратегией, структурой, услугами, технологией деятельности.

Для хорошей работы сотруднику фирмы необходимы не только соответствующие знания и умения, но и понимание того, что происходит фирме.

6. Поддерживать у сотрудников позитивное отношение к работе.

Для успешной работы в организации обучение должно проводиться в хороших условиях, в его проведении желательно прямое или косвенное участие руководителей фирмы.

7. Цели обучения, определяемые действующим законодательством.

Действующий Трудовой Кодекс предусматривает обязательное обучение всех работников правилам техники безопасности и охраны труда. Кроме того, целый ряд профессий и специальностей требует регулярной обязательной сертификации.

Выявление потребностей в обучении

Основным источником возникновения потребностей в обучении являются изменения всех видов и любого происхождения, происходящие внутри организации или вокруг нее. Указанные изменения влияют на требования, предъявляемые к сотруднику на его рабочем месте, и конкретизируются в групповых или индивидуальных потребностях в обучении.

Потребности в обучении могут возникать на трех основных уровнях любой организации:

  1. Организация в целом.
  2. Подразделение.
  3. Сотрудник.

Известен и применяется на практике целый ряд способов (технологий) выявления потребностей в обучении:

  • Анализ результатов собеседования и тестирования при приеме на работу новых работников.
  • Анализ результатов деятельности новых работников в период введения в должность (адаптации).
  • Анализ результатов оценки (аттестации) работников.
  • Анкетирование руководителей подразделений и сотрудников.
  • Интервьюирование руководителей подразделений и сотрудников.
  • Анализ специальной внешней информации.
  • Анализ изменений технологии.
  • Подготовка решений руководящих органов фирмы.
  • Анализ решений руководящих органов фирмы.
  • Анализ ожидаемых кадровых изменений внутри фирмы.

Рассмотрим каждый из перечисленных методов несколько подробнее.

1. Анализ результатов собеседования и тестирования при приеме на работу новых сотрудников.

Далеко не в каждой российской компании считают целесообразным обучать сотрудников, недавно принятых на работу. Господствует мнение, что следует набирать только опытных профессионалов, полностью готовых к работе. Однако постепенно, не без участия западных партнеров, многие российские компании внедряют обязательное краткосрочное обучение вновь набранных сотрудников. Организация такого обучения, конечно же, требует уточнения потребностей.

Основную роль в реализации данной технологии выявления потребностей в обучении играет служба персонала, поскольку именно она организует оценку кандидатов.

2. Анализ результатов деятельности новых сотрудников в период введения в должность (адаптации).

Проведение адаптации вновь принятого сотрудника позволяет ему войти в рабочий процесс организации. Однако в ходе адаптации могут выявиться и недостатки сотрудника, мешающие его эффективной работе на новом месте. И здесь возможны два варианта действий. Первый, к сожалению, нередко встречающийся в практике торговых компаний при наборе сотрудников, непосредственно осуществляющих торговлю (торговых представителей, менеджеров и т. п. ), – это дать «новичку» доработать до конца испытательного срока, а затем уволить его как не подходящего на данную должность. Второй – организовать в той или иной форме обучение сотрудника.

3. Анализ результатов оценки (аттестации) сотрудников.

Это традиционный для западного менеджмента метод выявления потребностей в обучения, который иногда даже считают основным в системе организации корпоративного обучения. На взгляд автора, этот метод, возможно, и был основным в эпоху устойчивого поступательного развития бизнеса на Западе. Но в эпоху непрерывных изменений, глобализации бизнеса, слияний, поглощений и т. п. определять потребности в обучении каждого сотрудника фирмы раз в год – и притом исключительно индивидуально – вряд ли рационально.

Тем не менее, упускать возможность оценить разрыв между фактической и требуемой квалификацией работников, выявить типичные разрывы и спланировать их устранение все же полезно. Главное, видимо, не возлагать излишних надежд на этот метод и не считать его единственным.

4. Анкетирование руководителей подразделений и сотрудников.

Данный метод целесообразно применять для оперативного выяв’ ления потребностей в обучении больших групп специалистов по про’ фессиональной тематике. Анкета должна быть составлена таким обра’ зом, чтобы однозначно и адекватно оценить потребности в обучении. Результаты анкетирования должны являться основанием для определе’ ния, кого и чему необходимо обучать.

Из сказанного выше вытекают требования к содержанию анкеты. В ней должны быть сформулированы основные элементы возможного зазора между необходимыми и реально существующими знаниями. Фактически содержание анкеты является не чем иным, как предполагаемым перечнем вопросов программы обучения.

5. Интервьюирование руководителей подразделений и сотрудников.

Изменения, происходящие в компании, могут иметь различный «калибр» и различную скорость протекания. Крупные изменения, определяемые решениями руководящих органов компании, происходят не так уж часто. Значительно чаще происходят изменения в рамках отдельных подразделений и направлений работы.

Эти изменения сложно или даже невозможно отследить на уровне организации. В связи с этим одной из важнейших технологий выявления отребностей в обучении является проведение регулярных встреч и бесед тренинг-менеджера с руководителями подразделений.

6. Анализ специальной внешней информации.

Под специальной внешней информацией здесь понимается любая информация об изменениях во внешней обстановке (экономической, равовой и т. п. ). Эта информация может извлекаться из официальных источников, информационно-аналитических изданий, материалов конференций и семинаров.

Анализ информации и получение выводов из нее, приводящих к изменениям в работе и вызывающих потребности в обучении, является в основном прерогативой специалистов в соответствующих областях. Однако и тренинг-менеджер должен следить за основными обзорными источниками информации, чтобы важные изменения не стали для него неожиданностью.

7. Анализ изменений технологии.

Основные технологии, используемые в производственных процессах фирмы, также необходимо систематически подвергать анализу на предмет возможной необходимости обучения персонала. Очевидно, что обучение почти неизбежно в случае замены используемого сотрудниками оборудования или программного обеспечения.

8. Анализ решений руководящих органов фирмы (участие в их подготовке).

Любые изменения в деятельности компании оформляются в виде решений ее руководящих органов (совета директоров, правления, комитетов, советов и т. п. ). Тренинг-менеджер должен, как минимум, своевременно знакомиться с этими решениями, анализировать их с точки зрения возможных потребностей в обучении и вносить соответствующие предложения по коррекции планов и бюджета компании.

Еще лучше, если тренинг-менеджер не просто отслеживает готовые решения, а участвует в их подготовке – лично или через директора по персоналу. Тогда необходимые меры по организации обучения появятся в решениях исполнительных органов компании уже на этапе их подготовки.

В идеале не тренинг-менеджер или директор по персоналу, а сами руководители подразделений, составляя планы и готовя решения, включают в них мероприятия по обучению персонала, сопровождающие и поддерживающие планируемые изменения.

9. Анализ ожидаемых кадровых изменений внутри фирмы.

Любая компания, заботящаяся о своем будущем, управляет перемещениями ключевых сотрудников путем выстраивания для них планов карьеры. Подобные планы учитывают возможные перемещения сотрудников по горизонтали и вертикали. Каждое из перемещений должно сопровождаться соответствующим обучением.

В результате применения каждой из перечисленных технологий выявления потребностей в обучении образуется информация, которую можно использовать при планировании обучения.

Выбор приоритетных направлений обучения

Структура плана обучения включает направления и формы организации обучения. В свою очередь направления обучения описываются двумя характеристиками: целевые группы (категории) сотрудников и тематика обучения.

Существует типовой список разделов плана обучения по целевым группам сотрудников.

Должностные категории сотрудников:

  • руководители высшего звена;
  • руководители среднего звена;
  • руководители низового звена.

Специальные категории сотрудников:

  • резерв на продвижение (Hi-Po);
  • наставники;
  • внутренние преподаватели;
  • специалисты по качеству (внутренние аудиторы системы качества).

Специалисты подразделений

  • маркетинг;
  • продажи;
  • финансы;
  • бухгалтерия;
  • юридическая служба;
  • служба персонала;
  • служба качества;
  • служба обеспечения;
  • служба безопасности;
  • внутренний аудит.

Тематика обучения в любой организации еще более многообразна, чем набор специальностей сотрудников. Поэтому ниже приводится лишь типовой перечень тем обучения:

  • стратегия компании;
  • особенности продуктов и услуг компании;
  • профессиональное обучение специалистов;
  • менеджмент;
  • информационные технологии;
  • экономика;
  • управленческий учет;
  • управление проектами;
  • управление рисками;
  • правовые вопросы;
  • работа с персоналом, в т. ч., навыки обучения и развития персонала, навыки оценки персонала;
  • иностранные языки;
  • техника безопасности, охрана труда, охрана окружающей среды.

Так, в компании, занимающейся дистрибуцией, в перечне тем профессионального обучения для специалистов по продажам могут появиться такие, как «Навыки продаж», «Управление брендами», «Мерчендайзинг», а для специалистов по логистике – «Управление перевозками», «Управление складами».

Тема «Профессиональное обучение специалистов» в каждой конкретной компании расшифровывается в соответствии с перечнем специальностей (профессий), используемых в компании. Практически за основу этой расшифровки можно брать приведенный выше список специалистов подразделений с уточнением, диктуемым спецификой организации.

При планировании обучения стоит рассмотреть необходимость включения в план всех возможных сочетаний категорий сотрудников и тем обучения. Например, особенности продуктов и услуг компании в той или иной мере должны освоить все должностные и профессиональные группы специалистов. То же самое можно сказать и об изучении информационных технологий. Работу с персоналом целесообразно изучать как сотрудникам службы персонала, так и руководителям всех уровней (последним, конечно, наряду с менеджментом).

Поскольку невозможно в течение одного года обучить все группы сотрудников по всем темам, необходимо наметить приоритеты тех или иных тем обучения для конкретных категорий сотрудников.

Обычно приоритетными являются все темы и формы обучения руководителей. Далее по приоритетности имеет смысл расположить резерв на выдвижение На следующей ступени приоритетов многие организации располагают сотрудников подразделений «переднего края», т. е. тех, кто непосредственно взаимодействует с клиентами: продавцы, торговые представители, менеджеры по работе с клиентами и т. п.

На следующих этапах составления плана необходимо оценить численность обучаемых и объем обучения, а также выбрать соответствующие формы обучения. Классификация основных форм обучения в зависимости от места и режима проведения, индивидуальной или групповой организации обучения приведена в табл. 1.

Формы обучения с точки зрения планирования

Таблица 1. Классификация форм организации обучения

Планирование затрат на обучение

При планировании полезно сориентироваться относительно применимости организационных форм обучения для тех или иных тем обучения и категорий сотрудников.

Направлять сотрудников на открытые семинары и конференции, являющиеся наиболее дорогим видом обучения (в пересчете на стоимость обучения одного сотрудника), целесообразно в ограниченном числе случаев:

  • малочисленность категории сотрудников, подлежащей обучению, (например, узкие специалисты, а также высшее руководство компании);
  • отсутствие в организации собственных высококвалифицированных специалистов по предполагаемой теме обучения;
  • необходимость обмена опытом с представителями других организаций.

Планировать участие сотрудников компании в открытых семинарах и конференциях наиболее сложно, поскольку их организаторами выступают сторонние компании. Сроки, программы и условия проведения подобных мероприятий обычно становятся известны не более чем за 1-3 месяца до их проведения. Кроме того, рынок этих услуг в России недостаточно развит.

Закрытые (корпоративные) учебные мероприятия, в т. ч. семинары, циклы семинаров, курсы целесообразно планировать в тех случаях, когда удается сформировать однородную группу по необходимому направлению обучения из сотрудников предприятия. При этом возможны два подварианта:

  • использование внутренних преподавателей;
  • приглашение внешних специалистов в случае отсутствия собственных или при необходимости получения свежих знаний извне организации.

В отличие от рассмотренных открытых учебных мероприятий планирование корпоративных учебных мероприятий возможно, в принципе, на любой отрезок времени. Следует только увязывать график закрытых семинаров с другими корпоративными мероприятиями и учитывать сезонный фактор (отпуска, праздники).

Техническая учеба, фактически относящаяся к корпоративным учебным мероприятиям, выделяется из их ряда по следующим признакам:

  • цель обучения – передача узкоспециальных знаний или практических навыков на рабочем месте;
  • небольшой объем обучения;
  • небольшое число участников обучения (вплоть до индивидуального обучения);
  • гибкий режим обучения, привязанный к рабочему процессу.

Планирование технической учебы на уровне компании целесообразно осуществлять только в форме определения соответствующей строки в юджете на оплату внутренних преподавателей (если такая практика в компании существует).

Наставничество с точки зрения планирования существенно отличается от других форм обучения. Как правило, наставничество должно планироваться не менее, чем на год. Компонентами плана должны являться пара наставник – наставляемый, а также основные цели наставничества в виде передаваемых знаний и навыков в профессиональной и/или управленческой области.

Не стоит составлять подробный тематический план работы с наставляемым на весь год, поскольку наставничество как раз и подразумевает гибкое реагирование наставника на изменения в организации и динамику развития наставляемого. В бюджете обучения наставничество учитывается только в том случае, если политика компании предусматривает доплату за наставничество.

Стажировки как форма обучения делится на две крупные группы: внутри компании и вне компании.

Стажировки внутри компании целесообразно планировать на год, хотя возможна и оперативная корректировка этого плана. В ней должны содержаться данные стажеров и данные о местах и руководителях стажировок.

Уровни обучения

Помимо направлений обучения, категорий сотрудников и форм организации обучения в ряде случаев при планировании целесообразно выделять уровни обучения. Типичным случаем многоуровневого обучения является изучение иностранных языков. Различные системы обучения языкам содержат от 3 до 8 уровней и подуровней владения языком. Подобным способом может быть построена и система обучения навыкам работы на компьютере. Даже такое специфическое направление обучения как «Навыки продаж» в последние годы принято разбивать на 2-3 уровня сложности.

Использование уровней сложности при планировании обучения позволяет не только сделать программу более четко ориентированной на уровень знаний и навыков конкретной группы слушателей, но и обеспечить однородность обучаемых и тем самым повысить качество обучения, а также в итоге и сэкономить средства, затрачиваемые на обучение. Ведь альтернативой данному подходу является обучение «всех всему и сразу», т. е. больших количеств сотрудников по продолжительным программам.

Показатели и нормативы при планировании обучения

Интерес – а нередко и серьезные дискуссии – вызывает вопрос о том, какими должны быть объемные показатели обучения в успешной организации, а также расходы на него. Вообще говоря, обучения в организации должно быть столько, сколько необходимо для поддержания и развития. Успешность компании в первую очередь оценивается по маркетинговым и экономическим показателям. Однако один из важнейших экономических показателей – стоимость компании – по современным методикам оценивается не только с учетом финансового и имущественного положения компании, но и с учетом уровня подготовленности и потенциала персонала. Поэтому объемные показатели обучения, очевидно, напрямую влияют на оценку стоимости компании.

В публикациях, посвященных организации обучения, для оценки количественных параметров обучения используются различные показатели. Предлагаемый ниже набор показателей наиболее полно характеризует уровень развития обучения в компании.

Количество обученных сотрудников

Первым и наиболее очевидным показателем является количество обученных за год сотрудников компании. Этот показатель зависит не только от развития системы обучения персонала в компании, но и от ее размера: в крупной организации при прочих равных условиях ежегодно обучается больше сотрудников, чем в некрупной.

При установлении плана по данному показателю и оценке его выполнения не стоит забывать, что в компании есть группы сотрудников, которые в течение года могут проходить различное обучение более одного раза. Обычно к таким относятся руководители компаний (хотя и не всяких), специалисты по продажам, бухгалтера и юристы, направляемые на краткосрочные семинары по проблемам быстро меняющегося российского законодательства и т. п.

Количество обученных за год сотрудников компании – показатель, с помощью которого целесообразно оценивать динамику объема обучения в компании при относительно стабильной численности ее персонала. Если численность компании существенно меняется по годам, то для анализа динамики развития обучения в компании, а также для сравнения показателей обучения компаний с другими аналогичными компаниями* необходимо применять такой показатель, как отношение числа обученных за год сотрудников компании к общей численности сотрудников организации.

Объемные показатели обучения

Однако количество и доля обученных в течение года сотрудников недостаточно характеризуют состояние обучения в компании, поскольку в этих показателях не учитывается объем обучения. Поэтому более адекватной оценкой системы обучения в компании может служить общий объем обучения, проведенного в компании за год, отнесенный к числу сотрудников компании. Иначе говоря, этот показатель характеризует объем обучения, приходящийся в течение года на одного сотрудника компании.

Измерять объем обучения можно в человеко-часах или в человеко-днях. Поскольку отдельные учебные мероприятия могут продолжаться и менее одного дня, пересчитывать часы в дни можно из расчета 1 день = 8 часов.

Посещение двумя сотрудниками открытого семинара продолжительностью 3 дня даст объем обучения, равный

2 x 3 = 6 человеко-дней или
6 x 8 = 48 человеко-часов.

Закрытый двухдневный семинар для 15 сотрудников соответствует объему 30 человеко-дней или 240 человеко-часов. Приведенный выше пример 1-часовой лекции для 100 сотрудников даст объем 100 человеко-часов или 12,5 человеко-дней.

Экономические показатели обучения

Третьей группой плановых показателей обучения являются экономические. Наиболее простой и понятный, на первый взгляд, показатель – стоимость учебного мероприятия – в действительности мало о чем говорит. Этот показатель может быть оценен только с учетом двух основных характеристик самого мероприятия – продолжительности и количества участников. Поэтому на практике имеет смысл рассматривать такие показатели, как стоимость, 1 дня (1 часа) учебного мероприятия и стоимость 1 дня (1 часа) обучения на 1 обучаемого.

Первый из упомянутых показателей используется для экономической оценки групповых видов обучения, т. е. в первую очередь закрытых семинаров. Стоит отметить, что некоторые поставщики обучения то ли по недопониманию, то ли в корыстных целях не применяют данный показатель, пытаясь использовать для расчета цены группового обучения второй из указанных выше показателей.

Более универсальным является второй показатель, т. е. стоимость 1 дня (1 часа) обучения на 1 обучаемого, который можно использовать для экономической оценки не только любых учебных мероприятий, но и годового плана обучения. Данный показатель можно назвать обобщенным измерителем экономической эффективности обучения. Чем этот показатель меньше, тем большее количество сотрудников можно обучить при меньших затратах.

Тренинги, построенные на интерактивном взаимодействии между преподавателем и участниками, как правило, проводятся в группах численностью до 10-12 человек, поскольку обеспечить эффективное взаимодействие в группах большей численности крайне затруднительно. При обучении навыкам работы на компьютере на одного преподавателя должно приходиться от 4 до 8 обучаемых в зависимости от сложности изучаемого продукта, начальной квалификации обучаемых, методического обеспечения учебного процесса. Попытка повысить экономическую эффективность упомянутых видов обучения путем увеличения числа участников приводит к резкому падению качества. Тем не менее при наличии постоянного мониторинга качества и эффективности обучения использование данного показателя можно признать правомерным.

Затраты на обучение можно оценивать относительно прибыли и относительно фонда зарплаты, а также в расчете на 1 сотрудника.

Автор: С.М.Ряковский

Елена Строкова,
главный эксперт-консультант Управления обучения клиентов ООО «ТЛС-ПРАВО»

В последнее время все больше руководителей компаний стали задумываться об обучении своих сотрудников, ведь все заинтересованы в высококвалифицированных специалистах. Причем такое обучение может быть проведено как собственными силами, так и профессионалами. Бухгалтеру же надо правильно учесть расходы по этому обучению в бухгалтерском и налоговом учете.

Как может проводиться обучение

Обучение сотрудников может проводиться по-разному:

  • собственными силами организации (внутреннее обучение). Например, обучение тайм-менеджменту отделом обучения персонала, работники которого получают зарплату. Необходимости в отдельном учете такого обучения не возникает;
  • в организации, не имеющей образовательной лицензии, или приглашенным лектором в частном порядке. Такие мероприятия проходят, как правило, в виде лекции, семинара или вебинара.
  • в организации, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии. Это могут быть, к примеру, курсы повышения квалификации. Причем такое обучение может проводиться в виде очно-заочной, вечерней формы или в виде дистанционного обучения (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

На учете обучения сотрудников с помощью двух последних вариантов мы и остановимся.

Кто имеет право обучаться

Статьей 197 ТК РФ предусмотрено, что у сотрудников есть право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Это право реализуется путем заключения договора между сотрудником и работодателем.

Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию сотрудников прописаны в ст. 196 ТК РФ. Необходимость обучения сотрудников для собственных нужд определяет работодатель.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование сотрудников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности.

К примеру, обязательное повышение квалификации должны проходить аудиторы. Это прямо предусмотрено в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». При этом для налогового учета расходов обучаться за счет работодателя могут (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • сотрудники, с которыми заключен трудовой договор;
  • потенциальные сотрудники, которые по договору должны не позднее трех месяцев после обучения заключить трудовой договор с организацией и отработать в ней не менее одного года.

Если трудовой договор между указанным лицом и организацией был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия или не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, то сумму затрат, потраченных организацией на обучение, надо восстановить путем отражения ее в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Исключением из этого может быть расторжение договора по не зависящим от воли сторон обстоятельствам, приведенным в ст. 83 ТК РФ, в частности:

  • призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном законодательством РФ.

Отметим, что трудовое законодательство не содержит исчерпывающего перечня уважительных причин досрочного расторжения трудового договора, поэтому вопрос о том, является ли указанная работником причина уважительной или нет, должен решаться в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств (Письмо Минтруда России от 18.10.2017 № 14-2/В-935).

Во избежание возможных споров лучше прописывать уважительные причины для увольнения непосредственно в соглашении об обучении (Письмо Роструда от 18.10.2013 № 852-6-1).

Какими документами подтвердить расходы на обучение

Для подтверждения расходов на обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии, для бухгалтерского и налогового учета нужны следующие документы (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ, письма Минфина России от 10.10.2016 № 03-03-06/1/58742, от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77):

  • приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение. Этот приказ может быть оформлен только на того сотрудника, который должен получить в процессе обучения соответствующие имеющимся или предполагаемым после окончания обучения трудовым обязанностям навыки и знания;
  • договор на обучение с российской образовательной организацией, предусматривающий обучение по основным программам профессионального обучения или дополнительным профессиональным программам (ч. ч. 3, 4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Такой договор должен быть заключен именно работодателем.

Если договор заключил работник, то компенсация стоимости такого обучения не включается в расходы на обучение (письма Минфина России от 09.12.2016 № 03-03-РЗ/73562 и от 19.01.2018 № 03-03-06/1/2614).

Сведения о видах и уровне образования можно увидеть в приложении к лицензии, которая должна быть у вуза (ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Поэтому желательно иметь копию лицензии (особенно, если ее номер не указан в договоре на обучение), а также учебную программу образовательного учреждения с указанием количества часов посещений.

Если сотрудники обучаются в иностранном образовательном учреждении, то для подтверждения в целях налогообложения расходов организации на обучение сотрудника необходимо наличие договора об оказании услуг по обучению, заключенного с иностранным образовательным учреждением (Письмо Минфина России от 09.11.2012 № 03-03-06/2/121);

  • документ о прохождении обучения или его этапа. Это может быть справка образовательной организации, копия диплома, сертификата, акт об оказании образовательных услуг.

Документы, подтверждающие расходы на обучение, организация обязана хранить в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены налогоплательщиком, в соответствии с заключенным с яалогоплательщиком трудовым договором, но не менее 4-х лет (абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Расходы на обучение сотрудников в бухгалтерском учете

В бухучете затраты на обучение можно включить в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) и учитывать в составе общехозяйственных расходов организации на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). Бухгалтерские проводки будут следующие:

  • Дебет 26 Кредит 60 — отражены расходы на обучение;
  • Дебет 60 Кредит 51 (50) — погашена кредиторская задолженность, возникшая в связи с проведением обучения.

Как учесть обучение сотрудников в целях налогообложения

Для налога на прибыль и при УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» можно учесть расходы на любое профессиональное образование сотрудников, если оно не только подтверждено документально, но и осуществлено в интересах организации (п. 3 ст. 264 и пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина России от 13.02.2018 № 03-11-06/2/8502).

Повышение квалификации, участие в профессиональном семинаре или вебинаре, профессиональная переподготовка, оплата высшего образования в организации, имеющей лицензию на образовательную деятельность, — это все расходы на обучение (ч. ч. 3, 4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Если же оплачено участие сотрудников в семинаре или вебинаре, организованном организацией, не имеющей образовательной лицензии, или проведенном лектором в частном порядке, то компания такие затраты может учесть в целях налогообложения прибыли, но в составе прочих расходов (пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для этого нужно наличие договора, плана семинара или вебинара, акта оказанных услуг по проведению мероприятия или акта об оказании информационных или консультационных услуг (Письмо УФНС России по Москве от 28.06.2007 № 20-12/060987).

При этом не признаются расходами на обучение сотрудников расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Если обучение оплачено авансом, то сразу уменьшить налогооблагаемую базу нельзя (п. 14 ст. 270 НК РФ). Учитывать такие расходы надо по окончании всего обучения или его этапа на основании документа, подтверждающего прохождение сотрудником обучения (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Окончанием обучения следует считать дату распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации (Письмо Минфина России от 14.04.2016 № 03-03-06/1/21364).

Затраты на выплату стипендии по ученическому договору можно учесть в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, на дату их возникновения, если они документально подтверждены и экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 и пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34188).

При этом принять расходы по выплате стипендии учащимся, не принятым в организацию по окончании обучения, для целей налогообложения прибыли нельзя (письма Минфина России от 03.07.2014 № 03-03-06/1/32275, от 26.03.2015 № 03-03-06/1/16621, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34188). Кроме того, оплата обучения сотрудника не облагается НДФЛ и страховыми взносами (Письмо Минфина России от 18.01.2018 № 03-04-05/2319, пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Расходы на проезд к месту обучения и обратно — это не расходы на обучение

Расходы организации по оплате сотруднику проезда к месту обучения и обратно для целей налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда (п. 13 ст. 255 НК РФ).

Для признания этих расходов не имеет значения, соответствует ли специальность, которую получает сотрудник в процессе обучения, его трудовым обязанностям или нет (Письмо Минфина России от 24.04.2006 № 03-03-04/1/389).

При этом работодатель только один раз в год оплачивает проезд до места обучения и обратно сотруднику, который успешно обучается по аккредитованной образовательной программе заочно, в следующем размере:

  • при обучении в образовательной организации высшего образования (программы бакалавриата, специалитета или магистратуры) — полную стоимость проезда (ч. 3 ст. 173, ч. 1 ст. 173.1 ТК РФ);
  • при обучении в профессиональной образовательной организации (программы среднего профессионального образования) — 50% стоимости проезда (ч. 3 ст. 174 ТК РФ).

Компенсации подлежит оплата проезда, даже если сотрудник присоединил к учебному отпуску ежегодный оплачиваемый отпуск (ч. 2 ст. 177 ТК РФ, Письмо Минфина России от 06.02.2006 № 03-03-04/4/24). Также для целей налогообложения учитываются расходы на оплату гарантий и компенсаций сотрудникам на время учебных отпусков, которые предоставляются им в рамках трудового законодательства (письма Минфина России от 19.03.2018 № 03-03-07/16735, от 21.08.2017 № 03-03-06/1/53351, от 25.04.2016 № 03-03-06/1/23694).

Такие гарантии и компенсации сотрудникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются только при получении образования соответствующего уровня впервые (ст. 177 ТК РФ). Кроме того, если организация компенсирует работнику расходы на проезд до места обучения и обратно, такая компенсация освобождена от НДФЛ и страховых взносов, но только один раз в учебном году (ч. 3 ст. 173, ч. 1 ст. 173.1 и ч. 3 ст. 174 ТК РФ, п. 3 ст. 217 и пп. 2 и 10 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Письмо Минфина России от 01.09.2015 № 03-04-06/50182).

Как видим, для бухгалтерского и налогового учета расходов на обучение сотрудников не имеет значения, является учебное заведение государственным или нет.

Наличие государственной аккредитации у учебного заведения также не является обязательным условием для признания затрат на обучение в расходах.

Главное для отражения затрат на обучение сотрудников, как и для всех других расходов — это заинтересованность в них организации (экономическая оправданность) и первичные подтверждающие документы.

Круглова Екатерина Валерьевна, эксперт
Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

Для успешной деятельности любой организации важно, чтобы в ней трудились
высококвалифицированные специалисты. В целях повышения профессионального уровня
руководство направляет своих сотрудников на учебу. Тема данной статьи – обучение
за счет предприятия и способы отражения в учете затрат на повышение квалификации
работников.

налог на прибыль

В налоговом учете затраты на подготовку и переподготовку кадров включаются в
состав прочих расходов. Они уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы при
следующих условиях.

  • Обучающиеся работники состоят в штате компании. Напомним, что в штат входят
    лишь те сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры (контракты), но не
    лица, имеющие договоры гражданско-правового характера (а это значит, что расходы
    на их обучение не уменьшают налогооблагаемую прибыль).
  • Учреждение, где работники проходят обучение, лицензировано.
  • Программа обучения способствует повышению квалификации и более эффективной
    работе сотрудников в интересах развития бизнеса предприятия.

Рассмотрим случай, когда обучающиеся сотрудники приняты на работу по
совместительству1. Если в
соответствующем трудовом договоре будет указана должность такого работника
согласно штатному расписанию (что является одним из важных условий трудового
договора)2, то работник считается
принятым в штат. Следовательно, при расчете налога на прибыль расходы на
обучение учитываются. Если образовательные услуги оказываются российскими
учреждениями образования, то расходы принимаются в уменьшение налогооблагаемой
базы по налогу на прибыль при наличии у данного учреждения государственной
аккредитации и лицензии.

Государственной аккредитацией образовательного учреждения устанавливается его
государственный статус: тип, вид и категория, определяемые в соответствии с
уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ3. Аккредитация дает образовательному
учреждению право на выдачу выпускникам документа государственного образца о
надлежащем уровне образования, удостоверенного печатью с изображением
Государственного герба РФ4.

Право на ведение образовательной деятельности возникает у учреждения с
момента выдачи ему лицензии5.
Поэтому Минфин РФ считает, что обязательное условие признания расходов
на обучение в целях налогообложения – наличие у образовательного учреждения
лицензии на ведение соответствующей деятельности6.

Если работники обучаются в иностранном образовательном учреждении,
налогоплательщику необходимо получить подтверждение статуса такого учреждения –
документ о том, что иностранная компания является образовательным учреждением
согласно действующему на территории данного государства законодательству. При
выборе образовательного учреждения необходимо обращать внимание на программу
подготовки (переподготовки), которая позволит подготовить специалиста в рамках
деятельности организации и повысить квалификацию работника. То есть задача
любого вида обучения – приобретение или качественное изменение специальных
навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности,
либо повышение профессионального уровня.

К примеру, если банк отправляет кассира-операциониста учиться на менеджера по
рекламе, то утвер-ждать, что обучение проводится в интересах работодателя,
сложно: такая переподготовка не связана с осуществлением специалистом своих
профессиональных обязанностей. Данные расходы не будут уменьшать
налогооблагаемую прибыль как не соответствующие критериям затрат на подготовку и
переподготовку кадров.

Для подтверждения производственной необходимости подготовки и повышения
квалификации кадров предприятия следует утвердить приказ о направлении
сотрудника на обучение с указанием целей, например:

Направляя работников на обучение, руководители предприятия хотят быть
уверены, что затраченные средства в дальнейшем принесут им дополнительный доход.
Для того чтобы работник не уволился сразу после обучения, можно заключить с ним
трудовой договор, где сотруднику вменят в обязанность отработать в компании
определенный срок. Поэтому, если работник решит уволиться до истечения
оговоренного времени, ему придется возместить затраты, понесенные работодателем
при направлении его на обучение7. К
затратам на образование, не уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относят
расходы:

  • на оплату обучения работников в высших и средних специальных учебных
    заведениях при получении ими высшего и среднего специального образования;
  • содержание образовательных учреждений.

Расходы по оплате услуг образовательных учреждений при получении любого
образования: среднего, среднего специального, высшего и второго высшего – это те
расходы, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль8.
Расходы на подготовку и
переподготовку кадров, повышение квалификации работников для целей налогового
учета являются косвенными, причем они не нормируются и, следовательно, при
расчете налога на прибыль принимаются в полном объеме без ограничений9.

НДС

Услуги в сфере образования не облагаются НДС только при наличии
соответствующей лицензии10.

ЕСН и ПФР

Как уже отмечалось, при налогообложении прибыли расходы на обучение
сотрудников в средних и высших учебных заведениях не учитываются и не включаются
в базу по ЕСН11. Не подлежат
обложению ЕСН выплаты, связанные с возмещением расходов на повышение
профессионального уровня работников12

Облагаемая база по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
совпадает с налоговой базой по ЕСН13, поэтому начислять данные взносы на стоимость
обучения не следует.
Суммы пенсионных взносов, а также денежные средства,
уплаченные за обучение сотрудников в высших учебных заведениях, представляют для
работников материальную выгоду и подлежат включению в налогооблагаемую базу для
исчисления и уплаты ЕСН.

Исключение из налоговой базы по ЕСН сумм, перечисленных за обучение
работников в высших учебных заведениях, неправомерно, поскольку эти выплаты
нельзя отнести к возмещению расходов на повышение профессионального уровня.

Налоговая база организации, осуществляющей прием на работу по трудовому
договору и выплачивающей вознаграждения по договорам гражданско-правового
характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также
по авторским лицензионным договорам, определяется как сумма доходов14, начисленных работодателем за
налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются
любые доходы (за исключением указанных в ст. 238 НК РФ), начисленные сотрудникам
работодателем в денежной и натуральной формах в виде предоставленных им
материальных, социальных, иных благ или материальной выгоды.

В налогооблагаемую базу включаются только такие выплаты, которые образуют
реальный доход у конкретных физических лиц.
Таким образом, стоимость обучения
работников по повышению квалификации и приобретению специальных знаний в
интересах работодателя является основанием для отнесения данных расходов к
компенсационным выплатам. При этом не имеет значения, получает сотрудник
образование впервые или повторно15.

НДФЛ

Повышение квалификации сотрудников, в том числе в ходе получения ими высшего
или среднего специального образования за счет своего работодателя, не
свидетельствует об обучении в интересах работников в том смысле, который следует
из содержания ст. 211, 237 НК РФ.
Оплата компанией стоимости обучения
сотрудников в учебном заведении не может быть признана доходом для исчисления
НДФЛ16.

Расходы предприятия по оплате за обучение сотрудников должны производиться за
счет средств после уплаты налога на доходы фирмы.
Некоторые выплаты на
обучение НДФЛ не облагаются. Когда работник получает первое образование и
обучается в высшем или среднем учебном заведении по заочной форме, расходы на
оплату проезда к месту обучения являются компенсационными выплатами.
Следовательно, с них не удерживается17 НДФЛ при условии, что сотрудник учится в
образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Если указанные
условия не соблюдаются, оплата проезда к месту обучения не считается
компенсационной выплатой, а значит, с нее следует удержать НДФЛ.

Если же обучение проводится по инициативе работодателя и предусмотрено планом
подготовки кадров, налог на доходы не удерживается18 независимо от того, какое образование получает
работник: среднее, высшее или второе высшее. А при оплате организацией обучения
в интересах своего сотрудника он получит доход в натуральной форме, который
будет облагаться по ставке 13 процентов.
В нижеприведенной таблице даны
краткие выводы по рассмотренным нами вопросам.


1) ст. 98 ТК РФ

2) ст. 57 ТК РФ

3) п. 6 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N
3266-1 «Об образовании»

4) п. 16 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 N
3266-1

5) п. 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 N
3266-1

6) Письма Минфина РФ от 12.03.2003 N
04-02-03/2;
от 02.08.2005 N 03-03-04/2/35

7) ст. 249 ТК РФ

8) п. 3 ст. 264 НК РФ

9) ст. 318 НК РФ

10) пп. 14 п. 2, п. 6 ст. 149 НК РФ

11) п. 3 ст. 236 НК РФ

12) пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ

13) п. 2 ст. 10 Федерального закона от
15.12.2001 N 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации»

14) п. 1 ст. 236 НК РФ

15) Постановление ФАС Волго-Вятского
округа
от 17.02.2004 N А31-2923/19

16) Постановление ФАС Уральского округа
от 09.11.2004 N Ф09-4668/04-АК

17) п. 3 ст. 217 НК РФ

18) Постановление Президиума ВАС РФ от
18.06.2000 N 355/00

Повышение квалификации сотрудников для организации — это способ повысить конкурентоспособность, производительность, снизить расходы на сторонних специалистов, актуализировать знания в соответствии с меняющимися законодательством и технологиями, снизить вероятность ошибок, улучшить качество услуг и увеличить клиентскую базу. Этот шаг требует затрат, которые необходимо учесть. Давайте разберёмся, как это сделать.

Обучение сотрудников имеет непосредственное отношение к производственной деятельности компании, что является одним из условий для признания расходов.

Для целей налогообложения прибыли затраты на обучение учитываются в соответствии с критериями ст. 252 НК РФ:

  • в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании п. 23 НК РФ, при условии, если они соответствуют требованиям, предусмотренным п. 3 статьи 264 НК РФ;
  • как консультационные услуги на основании п.п. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Как учитывать расходы на повышение квалификации

Разъяснение по расходам на повышение квалификации даёт Минфин в письме от 2 марта 2021 г. № 03-03-07/14266.

Если затраты:

  • обоснованы;
  • документально подтверждены;
  • произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода,

они признаются расходами (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Требования для признания расходов на обучение установлены п.3 ст. 264 НК РФ:

  • образовательное учреждение, где обучаются сотрудники, должно иметь лицензию;
  • направленные на обучение сотрудники должны числится в штате (работают по трудовому договору).

Если эти условия соблюдены, то расходы на обучение сотрудников можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (п.п. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Какие документы нужны для обоснования расходов

Документы должны содержать информацию, как именно расходы на повышение квалификации связаны с работой компании, и какую пользу для организации несёт обучение.

  1. В плане подготовки (переподготовки) кадров нужно отразить цели повышения квалификации и график обучения сотрудников (указать сроки для того или иного специалиста).
  2. Дополнительным плюсом будет графа в трудовом договоре с сотрудником, где будет отражена возможность повышения квалификации. Результаты повышения квалификации (изменение обязанностей, повышение зарплаты в связи с присвоением новой квалификации) можно отразить в дополнительном соглашении к договору.
  3. Приказ о направлении сотрудника на курс повышения квалификации следует издать накануне события. В документе нужно указать, что сотрудники учатся по инициативе работодателя в связи с производственной необходимостью в целях расширения производства, внедрения нового оборудования и т.п.

Какие документы должна предоставить образовательная организация

Факт обучения также нужно подтвердить. Потребуется:

  • договор об оказании образовательных услуг, заключенный между компанией и образовательной организацией;
  • учебная программа;
  • акт об оказании образовательных услуг;
  • документ, выданный сотруднику по окончании обучения (диплом, сертификат, свидетельство и т.п.).

Как учитывать затраты на семинары и тренинги

Семинар и тренинг можно уложить в несколько часов. На них можно разобрать новые правила, принцип нового закона, закрепить необходимый опыт и т.п. Помимо учебных центров их могут проводить узкоспециализированные организации. Например, приглашённый бухгалтер или юрист может объяснить менеджерам, как должны быть заполнены документы, бизнес-тренер может рассказать о своей новой технике продаж и т.п. Образовательная лицензия для этого не требуется, а документ о прохождении занятий в этом случае могут не выдаваться.

Затраты на такие занятия требованиям п.3 ст. 264 НК РФ, предъявляемым к расходам на обучение, не отвечают.

В данном случае, следует воспользоваться другой нормой — п.п. 15 п.1 ст.264 НК РФ. Учесть данные затраты как расходы на консультационные услуги. Такую рекомендацию даёт Минфин.

С организацией, которая будет проводить тренинг, нужно заключить договор, но прописать в нём нужно не образовательные, а консультационные услуги. Также потребуются:

  • приказ директора о направлении сотрудников на консультационный семинар (тренинг) в связи с производственной необходимостью;
  • план, содержание мероприятия (должны соотноситься с деятельностью вашей компании);
  • акт об оказанных консультационных услугах;
  • платежные документы, чеки квитанции.

Обратите внимание, что у Учебного центра «Финконт» есть лицензия на ведение образовательной деятельности. И при прохождении всех образовательных программ, в том числе семинаров, слушатели получают документы установленного образца.

Не забудьте ознакомиться с новшествами и изменениями бухгалтерского и налогового учёта. Сложные вопросы учета основных средств, МПЗ, НМА в 2022 год разберём на семинаре: «Основные средства, МПЗ, НМА: новые правила бухгалтерского и налогового учета в 2022 году».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Идеи малого бизнеса с минимальными вложениями 2022
  • Запрос от страховой компании в лечебное учреждение
  • Зауральская продовольственная компания кемеровская
  • Идеи рентабельного бизнеса с небольшими вложениями
  • Запрос по дополнительным реквизитам справочника 1с