Зарубежный опыт налогообложения субъектов малого бизнеса

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Леликова Н.А.

1

Конвисарова Е.В.

1


1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

В данной статье рассматриваются зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса. Проведен анализ налогообложения малых предприятий. Установлены пути усовершенствования, упрощения, ухода от сложных и трудоемких налоговых схем, с целью использования данного опыта в России.

налогообложение малого бизнеса

государственная поддержка

критерии отнесения предприятий к малым

льготирование

1. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса [Электронный ресурс]//Налоги и налогообложение. Актуальные обновления налогового законодательства, материалы, учебные пособия. – Режим доступа: http://nalogpro.ru/kursovaya-zarubegnij-opit-nalogooblogeniya-malogo-biznesa/.

2. Смицких К.В., Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства как фактор экономического роста предпринимательской деятельности Приморского края / Редакция журнала «Экономика и предпринимательство» (Москва), 2013. № 7 (36). С. 626-631.

3. Корниенко К.А., Самсонова И.А. Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности его использования в России // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2012. № 8. С. 75-81.

Российская экономика развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на развитие современной экономики, и в частности на предпринимательскую деятельность, является действующая налоговая политика государства. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие ил и сдерживает его [2, с. 626].

В странах с развитым малым бизнесом проводится активная политика поддержки предпринимательских инициатив, созданы и действуют эффективные механизмы помощи предпринимательству. Знание зарубежного опыта необходимо, чтобы не повторять ошибки, а использовать наработанный веками опыт, ускорить процесс цивилизованных рыночных преобразований в России [3, с. 81].

Законодательство развитых стран относит малый бизнес к особым субъектам государственного регулирования. Особенности налогообложения малого бизнеса определяет его социальная значимость и массовость. При этом определяются цели экономического развития.

Экономической политикой большинства развитых стран создается благоприятная среда для малых предприятий. Это делается для компенсации меньших возможностей данной категории предприятий.

Важным моментом при налогообложении малого бизнеса является количественный и качественный критерий.

Численность работников предприятия, оборот, активы, прибыли относится к количественным критериям. Во всех странах количественный критерий – количество работников, занятых на предприятии. Остальные параметры обычно отличаются в разных странах и между собой.

Для примера рассмотрим критерии отнесения предприятий к малым в развитых странах.

В Европе параметрами, позволяющими отнести предприятия к малым, являются: численностью занятых работников, товарооборот – менее 40 млн евро, или балансовая стоимость активов – менее 27 млн евро, а также экономическая независимость малых предприятий. В разных европейских странах количественные критерии различны.

Таблица 1

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в развитых странах

Страна

Количество предприятий, тыс.

Количество работающих, млн

Доля малого бизнеса в ВВП, %

Количество работающих на одном предприятии, ед.

Германия

2290

18,5

50-52

8,0

Италия

3920

16,8

57-60

4,2

США

7300

70,2

50-52

9,6

Япония

6450

39,5

52-55

6,0

Россия

844

8,3

10-11

9,9

lelik1.tiff

Рис. 1. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в развитых странах

В Австрии критерии: число работающих – менее 50 человек, годовой доход предприятия– менее 5 млн евро, или балансовая стоимость активов – менее 2 млн евро. Кроме того, доля внешних собственников в предприятии не более 25 %. Данный критерий аналогичен в России.

В Германии основные критерии отнесения предприятия к малому: численность работающих составляет 1–49 человек, размер складочного капитала – менее 5 млн евро и объем годового оборота – менее 7 млн евро. Критерии отнесения к средним предприятиям: численность работающих от 50 до 249 человек, размер складочного капитала менее 27 млн евро, объем годового оборота – менее 40 млн евро. Все предприятия ремесленной торговли относят к малым, если они внесены в реестр ремесленной торговли, вне зависимости от размеров предприятия и вида деятельности.

В Португалии, условия отнесения предприятий к малым и средним: деятельность в сфере материального производства, горно­добывающей отрасли, оказание услуг другим предприятиям, оптовая и розничная торговля. Годовой оборот менее 12,3 млн евро, а доля участия в других предприятиях не более 50 %.

В Швеции главный параметр оценки предприятия как субъекта малого: предпринимательства численность работающих менее 200 человек. Кроме того, малые предприятия классифицируют по: стадии роста, географической и отраслевой принадлежности, характеристикам владельцев и управляющих, типам проблем, характерным для предприятия.

Во Франции основные критерии: количество работающих на предприятии, размер складочного капитала и объем годового оборота.

В США малые предприятия: количество работников в соответствии с видом деятельности до 100; 500; 750; 1000 и 1500 человек. Объем годового дохода от 0,75 млн. до 20 млн. долл. По остальным критериям предприятия, отнесенные в США к малым, в европейских странах должны считаться средними и крупными.

Налоговое законодательство большинства стран при определении «малого предприятия» использует количественные показатели, дополненные качественными характеристиками. Некоторые государства, помимо критериев классификации предприятий к субъектам малых, относят данную категорию к льготной.

В международной практике существует два основных варианта налогообложения малых предприятий:

1) налоговые льготы по налогу на прибыль, иногда по НДС;

2) применение специальных налоговых режимов.

В развитых странах часто применяют льготы по налогу на прибыль прямые и косвенные. Самая распространенная косвенная льгота, применение ускоренной амортизации для некоторых видов оборудования, используемого в первостепенных отраслях, для НИОКР. Для остального имущества, в основном, используется комбинированный метод, то есть в начале применяется амортизация по методу убывающего остатка, потом – линейная.

Так, например, в Великобритании стоимость инновационного оборудования списывается в первый год его использования. Во Франции списание стоимости в первый год эксплуатации используется для компьютеров; в отношении новейшего оборудования возможно списание до 50 % стоимости. В Германии в отношении имущества, используемого для НИОКР, списание производится до 40 %. То есть, на малые предприятия, у которых в основном офисное оборудование, льготы в виде амортизации не значительны.

Значимая льгота для малого предпринимательства – пониженная ставка по налогу на прибыль. Практика такого льготирования часто используется во многих развитых. В США ставка колеблется от 15 % до 34 %, во Франции от 33,3 % до 36 %, в Канаде от 22 % до 43 %, в Великобритании от 22 % до 30 %.

Таблица 2

Анализ налоговых ставок по налогу на прибыль для малых и крупных предприятий в России и за рубежом

 

США

Англия

Франция

Канада

Россия

Крупные предприятия

34

30

36

43

20

Малый бизнес

15

20

33,3

22

20

lelik2.tiff

Рис. 2 Налоговые ставки по налогу на прибыль для малых и крупных предприятий в России
и за рубежом

В России единая ставка по налогу
на прибыль для всех видов организаций – 20 %

Анализ зарубежного опыта налогообложения малых предприятий показал, что в развитых странах малые предприятия – особый субъект государства. Система налогообложения малого бизнеса в развитых странах движется к максимальному усовершенствованию, упрощению, уходу от сложных и трудоемких налоговых
схем.

Знание зарубежного опыта необходимо, чтобы не повторять ошибки, использовать наработанный опыт, ускорить процесс цивилизованных рыночных преобразований в России [3, с. 81].


Библиографическая ссылка

Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-2.
– С. 127-129;

URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34552 (дата обращения: 22.03.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Исследованию налогообложения малых форм
предпринимательства посвящено огромное количество научных трудов,
рассматривающих различные стороны этого предмета, однако
исследований, посвященных конкретным направлениям модернизации
налогообложения малого бизнеса в России на основе опыта зарубежных
стран, невелико.

На сегодняшний день малый бизнес
является немаловажным элементом роста не только национальной
экономики любого государства, но всей мировой экономики в целом.
Налогообложение является основным финансовым инструментом,
регулирующим связи крупного, среднего и малого бизнеса с
государством. В условиях современного рынка основной задачей
налогообложения является снабжение государства финансовыми ресурсами,
необходимыми для решения социальных и экономических задач. В то же
время налогообложение не должно препятствовать наращиванию
производства товаров и услуг, росту занятости населения.

Как показывает мировая практика, именно
малый и средний бизнес играют одну из главных ролей в обеспечение
экономического роста и занятости населения (рис. 1).

Однако роль малого бизнеса в российской экономике
по-прежнему остается весьма незначительной. Доля малых предприятий в
ВВП России, ровным счетом, как и занятость населения на таких
предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными
показателями экономически развитых стран.

Рис.
1. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости разных стран
(авт.)

Если говорить о приоритетных отраслях
экономики, таких как разработка и внедрение инновационных технологий,
промышленное производство и прикладная наука, то следует подчеркнуть,
что в России доля малых предприятий, действующих в этих отраслях,
остается ничтожной. Российский малый бизнес сконцентрирован,
преимущественно, в сфере услуг и торговле. Таким образом, малый
бизнес на сегодняшний день не играет значительной роли в
экономическом развитии нашей страны. Незначителен также вклад малого
бизнеса в финансовые ресурсы государства. В 2009 г. налоговые
поступления от двух специальных налоговых режимов, предназначенных
для малого бизнеса (упрощенная система налогообложения и единый налог
на вмененный доход для отдельных видов деятельности), составили около
200 млрд. рублей, или 1,5% всех поступлений в бюджетную систему
России.

На Западе ситуация складывается
совершенно иначе: малый бизнес является непосредственным источником
роста экономики страны. В экономически развитых странах существует
настоящий культ малого предпринимательства. Именно поэтому
значительная часть американского и европейского бизнеса относится к
категории «малого» и «среднего». По мнению
авторов, одной из основных причин успешного развития малого бизнеса
на Западе является эффективность системы налогообложения, целостное
налоговое законодательство и налоговые льготы со стороны государства.
Подобная практика не может не вызывать огромный интерес к зарубежному
опыту построения системы налогообложения в сфере малого бизнеса.

В большинстве развитых стран малый
бизнес законодательно определен в качестве особого субъекта
государственного регулирования. Специфика малого бизнеса, а именно
его социальная и экономическая значимость, определила особенности его
налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели
экономического развития и привязано к реально существующим
экономическим пропорциям внутри данного сектора.

Политика экономически–развитых стран направлена на
создание благоприятной макро- и микроэкономической среды в равной
степени для предприятий любого размера. Однако фактически в сфере
налогообложения этих стран малые и средние предприятия выделены как
отдельная категория. Поэтому важным аспектом налогообложения малого
бизнеса является критерии, по которым предприятие можно признать
малым. Выделяют два основных вида таких критериев –
количественные и качественные.

Рассматривая категорию «малое предприятие»,
необходимо, на наш взгляд, опираться преимущественно на
количественные показатели, такие как максимальная численность
занятого населения на предприятии и объем выручки (табл.).

Таблица

Сравнительный анализ количественных показателей малого
бизнеса

в России и за рубежом (авт.)

Страна

Максимальная численность занятого
населения на предприятии (чел.)

Объем выручки

США

1.
Микропредприятия – до 20

2.
Малые предприятия – от 21 до 100

3.
Средние предприятия – от 101 до 500

до 3,5–14,5 млн. долл.

Страны ЕС

1.
Микропредприятия – до 10

2.
Малые предприятия – от 11 до 50

3.
Средние предприятия – от 51 до 250

до 427 млн. евро

Япония

1.
Добывающая, обрабатывающая промышленность, строительство –
до 300

2.
Оптовая торговля – до 100

3.
Розничная торговля и индустрия услуг – до 50

Россия

1. ИП

2. Микропредприятия – до 15

3. Малые предприятия – до 100

4. Средние предприятия – от 101 до 250

Микропредприятия
– до 60 млн. руб.

Малые
предприятия – до 400 млн. руб.

Средние предприятия –
до 1000 млн. руб.

Источник: Составлено
авторами по: Приказ Росстата от 31.12.2009 N 335 «Об утверждении
Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения
N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого
предприятия»; Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-,
малых и средних предприятий 2003/361/ЕС; SBA SIZE
STANDARDS METHODOLOGY.

В ряде стран кроме количественных
критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса существуют
также особые качественные критерии, переводящие малое предприятие в
льготную категорию, как, например, в США и Великобритании. В США
критерии классификации малого бизнеса очень часто варьируются в
зависимости от отрасли. Так, для каждого штата, сферы деятельности,
формы собственности и финансовых показателей существуют свои методы
оптимизации налогового режима.

Что касается проблемы, связанной с
критериями определения малых предприятий в нашей стране, то хотелось
бы отметить, что российская налоговая система имеет существенный
недостаток – не учитывает связей между взаимозависимыми
предприятиями. На сегодняшний день довольно распространена ситуация,
при которой бизнес, принадлежащий одной группе лиц и фактически
функционирующий как единое предприятие, в целом, не удовлетворяет
критериям численности или оборота, позволяющим применять режим
налогообложения для малого бизнеса, юридически подразделяется на
группу малых, к которым специальный режим вполне применим [6].
Происходит искусственное дробление компании, при этом компании
перекрестно участвуют в создании друг друга. Конечно, в Налоговом
кодексе РФ учтен случай участия в предприятии, претендующем на
упрощенный режим, других предприятий в доле, превышающей 25% [5], но
это, по мнению авторов, является недостаточной мерой. С одной
стороны, это приводит к увеличению барьеров входа на рынок, с другой
– к легальному сокрытию налогов. Кроме того, провоцируется
неэффективное использование ресурсов за счет роста транзакционных
издержек дробящихся предприятий, которые не достигают максимально
эффективного масштаба производства.

Следует отметить, что в сложившейся международной
практике налогообложения субъектов малого и среднего
предпринимательства существует два основных подхода:

1) введение на фоне общей национальной системы
налогообложения налоговых льгот для малого бизнеса по отдельным видам
налогов (обычно это касается налога на прибыль организации или налога
на добавленную стоимость);

2) введение специальных режимов налогообложения малого
бизнеса.

Западная система налогообложения носит целостный
характер и при предоставлении налоговых льгот этой целостности не
теряет, то есть налоговая база для всех предприятий определяется
одинаково. Исключения составляют лишь платежи по налогу на вмененный
доход, однако, например, в Европе круг лиц, которым такая привилегия
доступна, весьма ограничен. В нашей стране все иначе. Существующие
специальные режимы налогообложения, предусмотренные гл. 26.2 и 26.3
Налогового кодекса РФ, и освобождение от уплаты налога на добавленную
стоимость на основании ст. 145 Налогового кодекса РФ фактически
делают отечественную систему налогообложения разобобщенной. На
практике данные льготы фактически облегчают положение
предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и оказанием услуг
населению. Льготы, уменьшающие налоговое бремя тех малых предприятий,
которые занимаются, например, научно-исследовательскими и
инженерно-конструкторскими разработками, делают для других фирм
крайне невыгодным деловое партнерство с ними [2]. Таким образом,
искусственно создается экономическая пропасть между малыми и крупными
предприятиями.

Безусловно, одной из наиболее
существенных прямых льгот для малого бизнеса является снижение ставки
налога на прибыль организации. Специфика этой льготы в том, что
случаи, когда уменьшение ставки прямо объявляется налоговой льготой,
достаточно редки. Обычно более низкие ставки налога на прибыль
вводятся в качестве самостоятельного направления налоговой политики
тех или иных стран, и оказываются за рамками установления налоговых
льгот [4]. Проанализируем некоторый зарубежный опыт предоставления
налоговых льгот.

В США на федеральном уровне, наряду с высшей ставкой
корпорационного налога в размере 34% при налогооблагаемом доходе
свыше 75 000 долл., для более мелких корпораций используются две
более низкие ставки – в размере 15% при доходе до 50 000 долл.
и 25% при доходе до 75 000 долл. В случае, если объем продаж малых
предприятий не превышает 200 000 долл., установлены дополнительные
вычеты сумм дохода для целей исчисления налога на доходы (2003 г. –
25 000 долл.).

Кроме того, в США можно начать бизнес, купив лицензию на
определённый вид деятельности, заменяющую многие местные налоги и
сборы (так, в одном из городов Калифорнии он составляет всего $15 в
год при продажах менее $15 тыс.) [1]. В зарубежных странах широко
распространена практика предоставления так называемого «бонуса
первого года», распространяющегося на малые предприятия,
функционирующие первый год. В США такие налоговые льготы зачастую
доходят до 50%, причем государство самостоятельно погашает около 90%
кредитов, полученных малым бизнесом в коммерческих банках. Во Франции
предприниматели в первые 2 года функционирования малого предприятия
вообще освобождаются от уплаты налогов в местный бюджет и от налога
на акционерные общества. Кроме того, снижаются другие налоги: для
предпринимателей работающих в депрессивных зонах, отменены выплаты в
фонды социального обеспечения [3]. Германия считается одной из стран
в Европе, оказывающей наилучшую государственную поддержку малого
бизнеса, в том числе это касается и вопроса налогообложения. В кризис
правительство Германии снизило налог на прибыль организации с 39% до
30%, уменьшило отчисления в фонды социального страхования, снизив
взнос по безработице с 6,5 до 3,3%.

Применение более низкой ставки налога на прибыль
организации для малого бизнеса, по сравнению с корпорационным налогом
крупного бизнеса, широко распространено во многих экономически
развитых странах, при этом в некоторых случаях разница достаточно
значительна, как на пример в США (рис. 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ ставок налога на прибыль

для малых и крупных предприятий в России и за рубежом
(авт.)

Можно выявить следующую закономерность,
чем больше доля малого бизнеса в ВВП зарубежных страны, тем меньше
разница в ставке между корпоративным налогом и налогом на прибыль
малых предприятий. В России доля в ВВП ничтожна, однако субъекты
малого бизнеса, находясь на основном режиме налогообложения, платят
такой же налог на прибыль, как и крупные предприятия. Переход на
упрощенную систему налогообложения при этом связан с кучей издержек и
потерей части партнеров из-за сложностей с уплатой налога на
добавленную стоимость. На Западе такого разрыва не существует.

Снижение ставок на финансовый результат
работы предприятия – это важный аспект стимулирования
талантливых и предприимчивых людей к началу своего бизнеса, так как
это увеличит их выгоду быть предпринимателем, по сравнению с любой
другой альтернативной работой на рынке труда.

Что касается введения особых режимов
налогообложения малого бизнеса, то наиболее распространенными на
практике являются два типа режимов: упрощенное и вмененное
налогообложения, которые, будучи адаптированы к условиям конкретной
страны, могут образовывать различные вариации и смешанные формы.

В общем виде упрощенная система налогообложения
предусматривает сохранение для малых предприятий всех видов налогов,
упрощая порядок их расчетов (включая упрощенные методы определения
налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность,
освобождение от авансовых платежей и т. д.).

В России не все организации и индивидуальные
предприниматели имеют право применять упрощенную систему
налогообложения. Список налогоплательщиков, которые не могут
применять упрощенную систему налогообложения, приведен в статье
346.12 Налогового кодекса РФ и он довольно обширный [5].

Второй тип, напротив, предполагает
оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных
признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих
один или несколько традиционных налогов.

Налогообложение в бизнесе любой страны – это
показатель ее развития, отношения к бизнесу и зрелость самого
государства.

Правительство РФ планирует постепенный
отказ от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности. С 01.01.2011 г. сократился
размер предельной среднесписочной численности работников организации
или индивидуального предпринимателя, применяющих единый налог на
вмененный доход, со 100 до 15 человек. С 01.01.2012 г. планируется
исключить ряд видов предпринимательской деятельности из перечня, по
которым применяется единый налог на вмененный доход, такие как
оказание бытовых, ветеринарных, автотранспортных услуг по перевозке
пассажиров и грузов и др., а с 01.01.2014 г. специальный налоговый
режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности будет отменен.

Проводимая на сегодняшний день
налоговая политика в нашей стране явно идет вразрез с мировой
практикой. Неоправданно высокое налогообложение у нас буквально
уничтожает малое предпринимательство, иногда и вовсе оставляя бизнесу
не более 10% полученной прибыли. Налогообложение малого бизнеса в
нашей стране за последнее время начало стремительно расти. С 2011 г.
размер страховых взносов увеличился. Для субъектов
предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, –
с 26 до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения и единый налог на вмененный доход , – с 14 до
34% (в 2,5 раза).

В таких условиях малый бизнес, следуя за опытом крупного
предпринимательства, начал вывозить собственный капитал за границу.
Кроме того, России присуще такое понятие, как неблагоприятная
инвестиционная среда, что и является основной проблемой развития
отечественной экономики сегодня. Безусловно, повышение налоговой
нагрузки на малый бизнес только усугубляют ситуацию с иностранным
инвестированием. По данным аналитиков, с ростом налогообложения в
России в начале 2011 г. число потенциальных инвесторов резко
снизилось. Предприниматели не перестают высказывать свое
недовольства, говоря о налоговом давлении со стороны государства. В
связи с этим резко увеличилось число нерентабельных предприятий
малого и среднего бизнеса. Кроме того, нельзя не отметить, что рост
налогового бремени неминуемо загоняет экономику страны в тень. Многие
предприниматели снова начали выдавать зарплату своим работникам в
конвертах. Но самой веской причиной замедленного развития российского
малого бизнеса, в том числе и его миграции, является вполне
обоснованное опасение предпринимателей, что налоги в ближайшее время
не перестанут расти.

В соответствии с вышеприведенным анализом авторы
считают, что наиболее приемлемым и рациональным выходом из
сложившейся ситуации является подбор оптимальной системы
налогообложения малого бизнеса.

Необходимо сформировать
консолидированную позицию власти и бизнеса по вопросам регулирования
фискальной политики. Активизация бизнес сегмента коррелирует с
тяжестью налогового бремени, и зависимость эта прямая.
Соответственно, рост ВВП на уровне 4-6 % требует от властей
релевантных, а главное транспарентных мер по реформированию
налогового законодательства.

Безусловно, выделение малого бизнеса в
качестве отдельного субъекта налоговой политики даст ограниченный
эффект в краткосрочной перспективе, в силу инертности
социально-экономических процессов. Однако, эти перемены необходимы
для достижения стратегического развития экономики.

Наиболее соответствующим сегодняшнему
положению в сфере налогообложения малого бизнеса является направление
его совершенствования, связанное с налоговым администрированием.
Многие российские предприниматели работают за рубежом. Для них вполне
очевидны отличия налоговых систем нашей страны и зарубежных.
Существуют примеры более эффективного налогового администрирования.
Российская бизнес-модель подразумевает значительные транзакционные
издержки, связанные, в том числе, с неоптимальной организацией
документооборота. Развитые страны отказались от практики масштабного
документирования транзакций, как принято в отечественной практике.

Авторы считают, что перенимая опыт
других стран, возможно получить отдачу от малого бизнеса, которая
внесла бы значительный вклад в развитие российской экономики.

Предложенные направления трансформации
налоговой системы Российской Федерации способствуют репатриации
капитала на родину и созданию благоприятного международного климата
для прямых инвестиций со стороны международных экономических агентов.

Таким образом, основной задачей
реформирования современного налогообложения в России является
создание целостной налоговой системы, которая не препятствовала бы
формированию связей экономических агентов на разных уровнях и при
разных масштабах производства. Для этого разумно перенять опыт
западноевропейского налогового законодательства, при котором
налоговые льготы малым предприятиям предоставляются не в рамках
отдельного режима налогообложения, а в качестве обособленного
элемента налоговой политики.

Литература:

  1. Как
    развивается малый бизнес за рубежом? [Электронный
    ресурс] // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. –
    Режим доступа: http://www.tppinform.ru/news/913.html
    (дата обращения: 21.10.2011)

  2. Машков,
    С.А. Специальный режим налогообложения для инновационных
    предприятий. [Электронный ресурс] / С.А. Машков // Финансовая
    аналитика. – Режим доступа:
    http://finanal.ru/003/spetsialnyi-rezhim-nalogooblozheniya-dlya-innovatsionnykh-predpriyatii
    (дата обращения: 05.11.2011)

  3. Митрофанова,
    И.А. Механизм налогообложения прибыли на макроуровне: особенности,
    трансформация и перспективы модернизации: монография [Текст] / И.А.
    Митрофанова. – Saarbrücken:
    Lambert
    Academic
    Publishing,
    2011. – 278 с.

  4. Митрофанова,
    И.А. Предпринимательство и налог на прибыль: условия резонансности
    интересов [Текст] / И.А. Митрофанова // Экономический анализ: теория
    и практика. – 2011. – № 10. – С. 44–47.

  5. Налоговый кодекс
    Российской Федерации (по сост. на 10.03.2011): LEXT-справочник
    [Текст]. – М.: Эксмо, 2011. – 1040 с.

  6. Шкребела,
    Е.В. Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы и перспективы
    решения [Текст] / Е.В. Шкребела; под ред. Синельникова-Мурылева
    С.Г., Трунина И.В.
    М.:
    ИЭПП, 2008. – 163 с.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Россия, предприятие, вмененный доход, США, единый налог, упрощенная система налогообложения, малый, малое предприятие, налоговая политика.

доходы, полученные с момента получения патента, будут обложены налогами ОСНО.

в. Нельзя уменьшить стоимость патента (налога) на сумму страховых взносов.

г. Ограничение площади торгового зала, зала обслуживания до 50 квадратных метров при ведении деятельности, связанной с общепитом и розничной торговлей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система налогообложения России является одной из самых демократичных. Переход с одной формы уплаты налогов на другую достаточно простой. Специальные режимы помогают облегчить налоговое бремя для небольших организаций и индивидуальных предпринимателей. Это обеспечивает высокое поступление налогов в консолидированный бюджет государства.

Встранах с развитым малым бизнесом проводится активная политика поддержки предпринимательских инициатив, созданы и действуют эффективные механизмы помощи предпринимательству. Знание зарубежного опыта необходимо, чтобы не повторять ошибки, а использовать наработанный веками опыт, ускорить процесс цивилизованных рыночных преобразований в России [3].

Воснове экономической политики большинства развитых стран лежит постулат о необходимости создания в равной степени благоприятной макроэкономической среды для предприятий любого размерного уклада. Несмотря на это в области налогообложения малые предприятия фактически выделены в отдельную группу. Такой подход объясняется как соображениями экономической справедливости, так и соображениями административными [4].

29

Ключевым вопросом здесь является вопрос о разделении бизнеса на малый/средний и крупный. Критериями отнесения организаций и ИП к малому бизнесу, а следовательно и критериями, позволяющими применять льготные системы налогообложения в различных странах можно разделить на две группы:

количественный (количество предприятий, численность работников; обороты)

качественный (личное управление предприятием, прямой личный контакт между высшими органами руководства и производственными рабочими, клиентурой и поставщиками,)

Однако, общих принципов определения такого критерия не существует, и они широко варьируются между странами. Иногда в качестве критерия используется численность работников предприятия, совокупный годовой оборот предприятия, валюта баланса и др. Критерии отнесения предприятий к малым в нескольких развитых странах приведены в таблице 4.

Таблица 4 – Сравнительная характеристика критериев, используемых в разных странах для определения малого и среднего бизнеса

Страна

Критерии

Малый бизнес

Средний бизнес

1

2

3

4

Германия

Численность

работников,

1–49

50 до 249

чел.

Складской капитал, млн евро

менее 5

менее 27

Объём годовой выручки, млн

менее 7

менее 40

евро

США

Численность

работников,

От

50

(прямые

продажи)

до

1550

чел.

(производство бензина)

Объём годовой выручки, млн

от 0,68 (производство зерна) до 495 (банки

евро

и кредитные союзы)

Япония

Численность

работников,

100

для

производства; от 50

до 300

для

30

чел.

разных сфер

Объявленный

капитал, млн

2,25 (с исключениями в сторону

евро

ужесточения)

Окончание таблицы 4

1

2

3

4

Россия

Численность

работников,

50 (с исключениями

250

чел.

30100)

Объём годовой выручки

800 млн руб.

2 млрд руб.

Можно отметить противоречивость приведенных критериев. В Германии все предприятия ремесленной торговли относят к малым, если они внесены в реестр ремесленной торговли, вне зависимости от размеров предприятия и вида деятельности.

Предприятия, отнесенные в США к малым, в европейских странах должны считаться средними и крупными.

В России для перехода предприятий или ИП на специальные режимы налогообложения существуют другие критерии, например для УСН:

Уровень дохода: Переход — без ограничений

Применение – не более 60млн руб. за год

Средняя численность: не более 100чел.

Остаточная стоимость основных средств: не более 100млн руб.

Как показывает мировой опыт, возможны два основных подхода к налогообложению малого предпринимательства:

первый заключается в сохранении всех видов налогов для малых предприятий, но предусматривает упрощение порядка их расчетов

31

(включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т. д.).

второй подход предполагает оценку на основе косвенных признаков потенциального дохода налогоплательщиков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.

Первый подход применяется на практике в ряде стран ОЭСР. Второй подход в чистом виде в развитых странах не применяется, хотя во многих странах оценка налоговой базы по аналогии с другими налогоплательщиками используются в тех случаях, когда налоговая администрация имеет основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств.

Показатели, характеризующие развитие малого бизнеса в некоторых развитых странах, а также «вклад» малого бизнеса в общеэкономические показатели этих стран приведены в таблице 5.

Таблица 5 – Показатели уровня развития субъектов малого и среднего предпринимательства в различных странах мира

Страна

Количество

Количество

Доля малого

Количество

предприятий,

работающих,

бизнеса

в

работающих

тыс.

млн чел.

ВВП, %

на

одном

предприятий,

ед

Германия

2 290

18,5

50-52

8,0

США

7 300

70,2

50-52

9,6

Япония

6 450

39,5

52-55

6,0

Россия

844

8,3

10-11

9,9

32

Как видно из таблицы 5, опыт зарубежных стран показывает успешность функционирования сферы малого бизнеса. В России, как показывает статистика, малый бизнес не получил широкого распространения, но, в сравнении с малым бизнесом в Европе, США и Японии, создано искаженное представление о малом бизнесе относительно той же Европы. Если в России меньше доля малых предприятий, чем в ЕС, то это в том числе и потому, что российский закон имеет больше ограничительных параметров для компаний, которые хотели бы считаться малыми. Поэтому, если бы в России применить европейское законодательство о малых предприятиях, то существование таких компаний увеличилось[11].

Законодательством большинства развитых стран малый бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика малого бизнеса (социальная значимость, массовость) определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора.

33

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Застройщики красноярска список компаний официальный сайт
  • Зачем бизнесу поддерживать развитие математической науки
  • Зачем идти в управляющую компанию после покупки квартиры
  • Зачем компании выпускают акции чтобы взять деньги в долг
  • Зачем управляющая компания требует документы на квартиру