Зарубежные компании учрежденные в низконалоговых либо безналоговых зонах

Публикация

Вопрос в такой формулировке периодически задается в поисковиках. Суть вопроса понятна, хотя он не совсем корректен. Давайте разберемся с понятием офшора, «законностью», а потом прокомментируем налоговые последствия таких операций.

Деньги в оффшоре
  • для снижения общей налоговой нагрузки по своим операциям за счет их перевода (иногда номинального) в такую юрисдикцию и/или отнесения, потенциально, необоснованно большой части общей прибыли к таким операциям, а также,
  • возможно, для сокрытия информации о своих активах.

Следует отметить, что как первая, так и вторая возможности были существенно ограничены и продолжают ограничиваться в рамках международных усилий по борьбе с уклонением от уплаты налогов и за прозрачность в трансграничных операциях.

Можно, в частности, отметить следующие масштабные международные инициативы и их последствия:

В 1998 году ОЭСР дала определение низконалоговым юрисдикциям или так называемым налоговым гаваням (tax havens). Таковыми признавались юрисдикции, сочетающие четыре основные признака:

  • отсутствие или номинальный налог на доход,
  • отсутствие эффективного обмена информацией,
  • отсутствие прозрачности,
  • отсутствие требования о ведении существенной деятельности.

В 2000 году на основании этих критериев были идентифицированы около 40 стран для включения в список «несотрудничающих налоговых гаваней» (uncooperative tax havens). Для исключения из списка юрисдикциям было предложено взять на себя обязательства по внедрению мер прозрачности и обмена информацией в налоговых целях с другими странами.

В результате, такие государства:

  • постепенно подписывают двусторонние соглашения об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreement — TIEA) и
  • присоединяются к автоматическому обмену информацией (AEOI) на основании стандарта по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (CRS).

Расширяется практика создания реестров бенефициарных собственников и предоставления свободного доступа к таким реестрам. Так, страны-члены ЕС обязались сделать реестры бенефициарных собственников публичными в рамках пятой антиотмывочной директивы ЕС. Великобритания сделала свой реестр бенефициарных собственников публичным еще в 2016 году и обязала свои заморские территории последовать этому примеру.

Так, например, БВО и Кайманы ввели такие реестры и, ожидается, что сделают их публичными в 2023 году, как и Джерси, Гернси, о. Мэн.

С одной стороны, страны, чьи налогоплательщики могут использовать низконалоговые юрисдикции, совершенствуют меры, призванные не допустить вывода прибыли из-под своего налогообложения.

Такие меры включают совершенствование правил трансфертного ценообразования, правил контролируемых иностранных компаний (КИК), корпоративного налогового резидентства, недопущение злоупотребления соглашениями об избежании двойного налогообложения и другие.

С другой стороны, под давлением развитых экономик мира и объединений стран (в частности, ЕС) и угрозой внесения в различные «черные» списки, безналоговые/низконалоговые юрисдикции вводят требования к компаниям об обеспечении их существенного экономического присутствия в стране инкорпорации.

Такие правила разнятся в зависимости от вида деятельности компании и, как правило, в частности, включают:

  • требование о ведении деятельности самой компанией в стране инкорпорации. Может разрешаться аутсорсинг при условии соответствующего управления и контроля;
  • требование о необходимом количестве сотрудников соответствующей квалификации, наличия офиса, и несения компанией адекватных операционных расходов для осуществления такой деятельности;
  • в определенных случаях, компания, не ведущая деятельность в стране инкорпорации, должна подтверждать свое налоговое резидентство в другой стране или наличие налогового постоянного представительства за рубежом;
  • механизм, обеспечивающий соблюдение установленных требований (вплоть до вычеркивания компании из реестра).

Таким образом, в настоящее время «офшор» часто уже совсем не тот, что, скажем, лет 10 назад.

В целом, российские граждане имеют право владеть зарубежными компаниями и осуществлять с ними операции. Каких-то исключений в отношении юрисдикций с низкими налоговыми ставками нет. Однако существуют ограничения для граждан, занимающих определенные должности.

Сама иностранная компания не подпадает под действие российского валютного законодательства за исключением случаев ведения деятельности в России.

Российские граждане должны соблюдать валютное законодательство, в том числе, при операциях со своими зарубежными компаниями. Они имеют право вносить со своих счетов в российских банках средства в уставный капитал иностранных компаний или предоставлять им займы; в отношении займов должны соблюдаться правила о репатриации валютной выручки.

Существуют ограничения на операции с использованием зарубежных счетов российских граждан.

Например, существуют ограничения на получение дивидендов от иностранной компании не на российский банковский счет, а на зарубежный счет, если это счет в банке не из государства – члена ЕАЭС или страны, осуществляющей автоматический обмен информацией с Россией.

Можно отметить, что на настоящий момент США и Великобритания не обмениваются информацией с Россией в автоматическом режиме. Каких-то особых правил в отношении операций с низконалоговыми юрисдикциями валютным законодательством не установлено.

Если структуры создаются или операции осуществляются, как внутри страны, так и с использованием иностранных компаний, с целью уклонения от уплаты налогов, то могут возникнуть административные и уголовные последствия. В этом отношении могут использоваться различные нормы законодательства. В частности:

  • В налоговых спорах применяется статья 169 ГК РФ (Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности), статья 170 ГК РФ (Недействительность мнимой и притворной сделок);
  • Существуют примеры попыток использовать статью 193.1. УК РФ (Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов) к операциям с зарубежными структурами, когда, собственно подложных документов не было, как в соответствии с публикациями в деле «Вятского кваса»;
  • В НК РФ есть статья 54.1, направленная на недопущение недоплаты налогов в результате искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности.

Еще раз отметим, что такие нормы могут быть применены как в отношении операций внутри страны, так и в отношении зарубежных операций и структур. Структуры и операции с компаниями в низконалоговых юрисдикциях могут использоваться без нарушения буквы и духа российского законодательства.

Основные черты структур, не направленных на противоправное уклонение от налогов, включают:

  • Основная цель. Существование структуры/операций обусловлено коммерческими, а не налоговыми целями, хотя налоговые факторы могут учитываться при планировании структуры/сделки.
  • Соразмерность прибыли выполняемым функциям. В зарубежной компании генерируется прибыль, соразмерная функциям, выполняемым ею, количеству и квалификации ее персонала, активам, принимаемым рискам.

Примеры ситуаций, когда использование зарубежной компании, в том числе, использующей льготный налоговый режим, может быть обоснованным, в частности, включают:

  • Холдинговая компания для размещения акций на иностранной бирже;
  • Компания для выпуска еврооблигаций;
  • Компания, перепродающая электронные услуги с обоснованной маржой, созданная для облегчения процесса приема платежей от зарубежных клиентов;
  • Торговая компания, активно продвигающая товары в соответствующем регионе за рубежом;
  • Торговые компании, не торгующие с Россией, с реальным управлением и соответствующими специалистами в стране инкорпорации;
  • IT компания, (частично) осуществляющая разработки за рубежом
  • Компании для персональных инвестиций в определенные зарубежные ликвидные ценные бумаги. Это может быть удобнее с точки зрения совершения расчетов. Валюта активов может совпадать с валютой отчетности компании, что позволяет не уплачивать налог в связи с падением курса рубля к соответствующей валюте. Управление инвестициями профессиональными компаниями без активного участия инвестора снижает российские налоговые риски.

При использовании иностранных компаний, особенно из юрисдикций с низким налогообложением, у российских налоговых резидентов могут возникать российские налоговые обязательства и риски. В частности, следует обратить внимание на следующие вопросы:

  1. Правила контролируемых иностранных компаний (КИК). Российский налоговый резидент обязан уведомлять налоговые органы об участии в иностранных компаниях при доле участия свыше 10%, о наличии КИК (в случае возникновения контроля над иностранной компанией), предоставлять информацию о прибыли КИК, уплачивать налог с нераспределенной прибыли КИК. В этом отношении существует ряд исключений.
  2. Трансфертное ценообразование. Коммерческие сделки российского налогоплательщика с зарубежной компанией, в целом, должны осуществляться по рыночным ценам и с соблюдением правил трансфертного ценообразования, установленных НК РФ.
  3. Использование соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН). Если иностранная компания получает доходы из источников в РФ, в частности, дивиденды, проценты, роялти, некоторые другие доходы, то возникает российский налог у источника выплаты. Применение льготных ставок такого налога в соответствии с СИДН может быть недоступно в связи с особенностями зарубежной структуры. Кроме того, Россия активно пересматривает свои СИДН со странами, компании в которых использовались, главным образом, для применения льгот по СИДН.
  4. Корпоративное налоговое резидентство и (налоговое) постоянное представительство (ПП). У иностранной компании могут возникать российские налоговые последствия, если:
  • компания управляется из РФ. В этом случае компания может быть признана российским налоговым резидентом и должна уплачивать налог на прибыль аналогично российским компаниям. Возникают последствия и по другим налогам.
  • компания осуществляет (часть) своей коммерческой деятельности в РФ. В таком случае у компании возникает российское ПП, и прибыль, генерируемая через такое ПП, должна облагаться налогом в России.

Такая ситуация, в частности, возникает, когда в России находятся сотрудники, фактически работающие на иностранную компанию или управляющие ею.

Подводя итог, отметим, что зарубежные иностранные компании, в том числе в низконалоговых юрисдикциях, можно использовать в ситуации, когда это обусловлено коммерческими причинами. При этом необходимо грамотное планирование бизнеса с соблюдением требований российского налогового, валютного и другого применимого законодательства.

Поделиться в социальных сетях:













В кризисное время стоит обратить особенное внимание на то, насколько компании защищены от налоговых рисков, перепроверить, не оказались ли, в силу изменившихся подходов, прежде безобидные операции в зоне потенциальных налоговых претензий налоговых органов. В результате введения новых правил налогообложения и активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться введение новых бизнес-процессов и привлечение дополнительных ресурсов.

Ужесточение фискальной политики и международные операции

Одно из следствий экономического кризиса, как российского, так и мирового, – ужесточение фискальной политики. Это происходит сейчас практически во всем мире, ведь государство не может функционировать без стабильной наполняемости бюджета, а другие источники его (например, простое повышение налоговых ставок) уже исчерпаны. В то же время, регулярное поступление (и даже рост) налоговых платежей особенно критично в условиях экономической нестабильности. Этим объясняется, на наш взгляд, рост числа налоговых претензий и повышенное внимание налоговых и правоохранительных органов к разного рода «оптимизациям» налогообложения, которые в прошлом были достаточно популярны среди российских налогоплательщиков (особенно в среднем и мелком бизнесе), рост числа возбужденных уголовных дел по факту недоплаты налогов.

Отношения, связанные с «иностранным элементом», — выплаты за рубеж, построение бизнеса через иностранные холдинги, участие иностранных компаний в управлении российскими дочерними обществами, — также в сфере повышенного интереса налоговых органов в последнее время. Это неудивительно, ведь налоговым органам трансграничные операции контролировать намного сложнее, что дает налогоплательщикам дополнительные возможности для оптимизации своего налогообложения. Таким образом, именно в кризисное для многих компаний время их руководителям стоит обратить особенное внимание на то, насколько они защищены от налоговых рисков, перепроверить, не оказались ли, в силу изменившихся подходов, прежде безобидные операции в зоне потенциальных налоговых претензий налоговых органов. 

Прежде всего, мы рекомендуем обратить внимание на расчеты с аффилированными лицами и выплаты доходов за рубеж, поскольку, по нашим наблюдениям, именно они – главный повод налоговых споров с крупными компаниями в последнее время. Более того, внимание к этой сфере будет расти и дальше благодаря новым правилам, которые направлены на так называемую «деофшоризацию» российской экономики.

Несмотря на то, что декларируемой целью изменений налогового законодательства является борьба с так называемыми «карманными» компаниями и структурами, инкорпорированными в безналоговых офшорных юрисдикциях, под действие новых положений подпадут также компании, созданные по реальным экономическим, неналоговым причинам (например, необходимость защиты активов, привлечение внешних инвестиций, разделение функций внутри холдинга). 

Дополнительное налогообложение в связи с законом о КИК

Согласно новым нормам Налогового кодекса, вступившим в силу с 1 января 2015 года , дополнительное налогообложение в России у компании может возникнуть как минимум тремя путями. Во-первых, прибыль иностранных компаний, которые контролируются российскими бенефициарами, может быть обложена налогом в России как доход самих бенефициаров. Во-вторых, входящие в холдинг иностранные компании могут быть признаны российскими налоговыми резидентами, если они фактически управляются из России, что также приведет к уплате налога на прибыль в России. Наконец, в-третьих, если налоговые органы докажут, что иностранная компания, получающая доходы от российских компаний, в действительности транзитом перечисляет его в офшорную юрисдикцию, доход будет обложен налогом по общим ставкам. Пониженные ставки (освобождения) по международным налоговым соглашениям в этом случае применяться не будут, а сумма налога (а также пени и штраф) будет взыскана с российской компании, выплачивающей доход. Остановимся на «деофшоризационных» правилах поподробнее. 

В первую очередь, новые положения будут применяться к российским налоговым резидентам (организациям и физическим лицам), которые участвуют в иностранных компаниях или иным образом контролируют распределение их прибыли. Такие иностранные организации будут признаваться контролируемыми (КИК), а их прибыль будет включена в состав доходов российских налоговых резидентов и обложена налогом в РФ. 

На российских налоговых резидентов-контролирующих лиц возложены обязанности по расчету прибыли КИК на основании аудированной финансовой отчетности КИК либо, в случае отсутствия таковой, по данным первичных документов. Расчет прибыли может потребовать значительных трудовых затрат, связанных со сбором документов и их анализом. Если у налоговых органов возникнут вопросы относительно исчисленной суммы прибыли КИК и налога, расчет придется подтвердить документами КИК, переведенными на русский язык. 

Налоговым законодательством предусмотрены освобождения, позволяющие контролирующим лицам не уплачивать налог с прибыли КИК. Но право на применение освобождения потребуется доказать не только документально, но и, в ряде случаев, специальными расчетами по КИК. 

Таким образом, применение правил КИК к иностранным структурам российских собственников неизбежно приведет к дополнительным временным и трудовым затратам, а в ряде случаев повлечет доплату налога. При этом может сложиться ситуация, когда налоговая экономия, полученная в результате использования той или иной структуры, будет меньше затрат на ее содержание. В этом случае мы рекомендуем проанализировать группу, выявить компании и структуры, подпадающие по действие правил КИК, и внести соответствующие изменения – например, ликвидировать компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. Учитывая, что законодатель предусмотрел возможность безналоговой ликвидации КИК, до 2017 года иностранные компании можно закрыть, а их активы перевести в Россию без существенных налоговых издержек.

Налоговое резидентство юридических лиц 

Еще одно следствие «деофшоризационных» изменений в налоговое законодательство — формирование нового для российской практики института налогового резидентства юридических лиц. Теперь управление иностранной компанией из РФ может привести к ее признанию российским налоговым резидентом с соответствующими последствиями: подачей деклараций и уплатой налога на прибыль в РФ, налоговыми проверками, ведению налоговой отчетности по российским правилам. Факт управления иностранной компанией из России будет определяться исходя из места деятельности органов управления компании. В качестве доказательств могут быть использованы, например, протоколы собраний совета директоров, доказательства физического присутствия генерального директора на территории России и другие документы. Налоговые органы могут также ссылаться на отсутствие квалифицированного персонала, собственного офиса иностранной компании в стране ее инкорпорации. 

Отметим, что признанная российским налоговым резидентом иностранная компания может являться налоговым резидентом и в государстве своей инкорпорации, а значит, уплачивать налоги в двух юрисдикциях одновременно. Поэтому необходимо проанализировать структуру управления иностранными компаниями (в особенности зарегистрированными в низконалоговых либо офшорных юрисдикциях) и продумать подходы к уровню присутствия («substance») входящих в группу структур, их функций, активов, полномочий, рисков.

Фактический получатель дохода

Наконец, еще одно внесенное в налоговое законодательство изменение — это, скорее, формализация подхода к транзитным платежам за рубеж, который уже давно принят в странах ОЭСР, но лишь недавно начал применяться налоговыми органами на практике. В соответствии с новыми правилами российские компании, выплачивающие «пассивный» (проценты, дивиденды, роялти) доход за рубеж, вправе воспользоваться преимуществами налогового соглашения и применить пониженную ставку налога (или освобождение от уплаты налога) только в том случае, если иностранная компания-получатель дохода, является не только его юридическим и формальным получателем, но и фактическим получателем дохода. В противном случае российской компании, выплатившей доход, будет начислены не только штраф и пени, но и вся сумма неудержанного налога. 

Понятие фактического получателя дохода включено в большинство заключенных РФ налоговых соглашений. Оно затрагивает, в первую очередь, случаи, когда доход из России лишь для видимости перечисляется в «благонадежную» (как правило, европейскую) юрисдикцию, после чего транзитом переводится в офшор. Использование такого рода транзитных схем позволяет не платить налоги с перечисляемого дохода ни в России, ни за рубежом. Разумеется, схемы, созданные с целью уклонения от уплаты налогов, всегда находились под риском претензий со стороны налоговых органов. Но после внесения изменений в НК РФ налоговые органы будут намного чаще использовать понятие фактического получателя дохода и доказывать транзитный характер платежей – тем более, что наличие этого понятия в налоговых соглашениях позволяет предъявлять претензии и в отношении прошлых периодов. 

В связи с этим именно сейчас крайне своевременно провести анализ сложившихся хозяйственных связей и финансовых потоков, чтобы выявить транзитные перечисления денежных средств зарубежным контрагентам и оценить налоговые риски, возникающие вследствие применения концепции фактического получателя дохода. 

Активный обмен информацией между налоговыми органами 

Безусловно, эффективное применение новых положений НК РФ невозможно без получения налоговыми органами информации о том, кто является контролирующим лицом той или иной иностранной компании, каким образом осуществляется управление компанией, а также об экономической судьбе дохода, полученного компанией от источников в РФ. До недавнего времени возможности налоговых органов были ограничены запросами информации в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения. Последняя судебная практика показывает, что даже источники такого рода могут обеспечить получение всесторонней и детальной информации об экономических связях российских налогоплательщиков. В рамках ряда судебных споров налоговые органы смогли обосновать взаимозависимость российского налогоплательщика и его иностранных контрагентов, отсутствие у иностранной компании-получателя дохода собственного персонала и активов, выявлялось ее финансовое состояние . Активный обмен налоговой информацией в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения позволяет налоговым органам установить характер финансово-хозяйственных операций российских налогоплательщиков, факт их вхождения в группу компаний и даже бенефициара группы. 

Но налоговые соглашения заключены не со всеми юрисдикциями, популярными в международном налоговом планировании. Например, у России нет соглашений с такими территориями как Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Сейшельские острова и так далее. Именно по этой причине российские налоговые органы все активнее участвуют в мероприятиях, которые направлены на улучшение взаимодействия по вопросам налогообложения на международном уровне.

Так, Россия ратифицировала, и для нее с 01 июля 2015 года вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. На настоящий момент к Конвенции присоединились страны БРИКС, Большой Двадцатки и почти все страны члены ОЭСР – в том числе и традиционно использующиеся в налоговом планировании, например, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Мальта, Великобритания, а также Швейцария и Кипр. Конвенция будет применяться и некоторыми офшорными юрисдикциями, в частности, Белизом, Гибралтаром, Британскими Виргинскими Островами, Сейшельскими и Каймановыми Островами. Также Конвенцию подписали и могут в ближайшее время ратифицировать Лихтенштейн и Сингапур. Ратификация Конвенции позволяет России с 2018 года обмениваться информацией по налоговым вопросам со всеми странами, присоединившимся к Конвенции.

Кроме того, нужно помнить, что 20 мая 2015 года Европейский Парламент принял 4-ю Директиву по борьбе с легализацией незаконных денежных средств, которая предусматривает введение центрального реестра с информацией о конечных бенефициарах организаций и трастов. В соответствии с Директивой до конца 2017 года каждая страна-член Европейского союза должна будет создать реестр конечных бенефициаров всех зарегистрированных на ее территории компаний (в том числе и в зависимых офшорных юрисдикциях). Доступ к информации, содержащейся в реестре, получат правоохранительные и государственные органы ЕС, а также «юридически обязанные лица» – в частности, финансовые организации (банки) и юридические фирмы, обязанные проводить надлежащую проверку клиента, в рамках проведения такой проверки. Несмотря на то, что доступ к информации получат в первую очередь страны, входящие в ЕС, российские налоговые органы рассчитывают на получение сведений о бенефициарах через общие процедуры обмена налоговой информацией.

Как видим, в результате введения новых правил налогообложения, активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться и введение новых бизнес-процессов, и привлечение дополнительных ресурсов. Чтобы устранить налоговые риски, а заодно и сократить ненужные затраты на содержание зарубежных структур, следует тщательно изучить структуру группы, хозяйственные и финансовые связи между входящими в нее компаниями, выявить факторы, которые или однозначно приводят к дополнительному налогообложению, или создают риски – в силу неясности положений Закона или уже выработанных подходов в судебной практике. Результатом такого анализа должна стать общая стратегия и конкретный план действий, направленные на минимизацию налоговых потерь компании.

Список офшорных юрисдикций

1.   Ангилья;

2.   Княжество Андорра;

3.   Антигуа и Барбуда;

4.   Аруба;

5.   Содружество Багамы;

6.   Королевство Бахрейн;

7.   Белиз;

8.   Бермуды;

9.   Бруней-Даруссалам;

10. Республика Вануату;

11. Британские Виргинские острова;

12. Гибралтар;

13. Гренада;

14. Содружество Доминики;

15. Китайская Народная Республика:

Специальный административный район Макао (Аомынь);

16. Союз Коморы:

остров Анжуан;

17. Республика Либерия;

18. Княжество Лихтенштейн;

19. Республика Маврикий;

20. Малайзия:

остров Лабуан;

21. Мальдивская Республика;

22. Республика Маршалловы Острова;

23. Княжество Монако;

24. Монтсеррат;

25. Республика Науру;

26. Республика Ниуэ;

27. Объединенные Арабские Эмираты;

28. Острова Кайман;

29. Острова Кука;

30. Острова Теркс и Кайкос;

31. Республика Палау;

32. Республика Панама;

33. Республика Самоа;

34. Республика Сан-Марино;

35. Сент-Винсент и Гренадины;

36. Сент-Китс и Невис;

37. Сент-Люсия;

38. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства

 Великобритании и Северной Ирландии:

Остров Мэн;

Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);

39. Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);

40. Республика Сейшельские Острова.


Приложение

к Приказу

Министерства финансов

Российской Федерации

от 13 ноября 2007 г. N 108н

ПЕРЕЧЕНЬ

ГОСУДАРСТВ И ТЕРРИТОРИЙ,

ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЛЬГОТНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

И (ИЛИ) НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ РАСКРЫТИЯ

И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ (ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ)

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минфина России от 02.02.2009 N 10н,

от 21.08.2012 N 115н, от 02.10.2014 N 111н, от 02.11.2017 N 175н)

1. Ангилья;

2. Княжество Андорра;

3. Антигуа и Барбуда;

4. Аруба;

5. Содружество Багамы;

6. Королевство Бахрейн;

7. Белиз;

8. Бермуды;

9. Бруней-Даруссалам;

10. Республика Вануату;

11. Британские Виргинские острова;

12. Гибралтар;

13. Гренада;

14. Содружество Доминики;

15. Утратил силу с 1 января 2013 года. — Приказ Минфина России от 21.08.2012 N 115н;

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Китайская Народная Республика:

абзац исключен. — Приказ Минфина России от 02.11.2017 N 175н;

(см. текст в предыдущей редакции)

Специальный административный район Макао (Аомынь);

17. Союз Коморы:

остров Анжуан;

18. Республика Либерия;

19. Княжество Лихтенштейн;

20. Республика Маврикий;

21. Малайзия:

остров Лабуан;

22. Мальдивская Республика;

23. Утратил силу с 1 января 2015 года. — Приказ Минфина России от 02.10.2014 N 111н;

(см. текст в предыдущей редакции)

24. Республика Маршалловы Острова;

25. Княжество Монако;

26. Монтсеррат;

27. Республика Науру;

28. Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);

(п. 28 в ред. Приказа Минфина России от 02.10.2014 N 111н)

(см. текст в предыдущей редакции)

29. Республика Ниуэ;

30. Объединенные Арабские Эмираты;

31. Острова Кайман;

32. Острова Кука;

33. Острова Теркс и Кайкос;

34. Республика Палау;

35. Республика Панама;

36. Республика Самоа;

37. Республика Сан-Марино;

38. Сент-Винсент и Гренадины;

39. Сент-Китс и Невис;

40. Сент-Люсия;

41. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

Остров Мэн;

Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);

42. Республика Сейшельские Острова.

(п. 42 введен Приказом Минфина России от 02.02.2009 N 10н)


Обновление перечня ожидается в марте 2021 года

Список офшорных юрисдикций ФСН

1.  Ангилья;

2.  Княжество Андорра;

3.  Антигуа и Барбуда;

4.  Аруба;

5.  Содружество Багамы;

6.  Королевство Бахрейн;

7.  Белиз;

8.  Бермуды;

9.  Бруней-Даруссалам;

10.  Республика Вануату;

11.  Британские Виргинские острова;

12.  Гибралтар;

13.  Гренада;

14.  Содружество Доминики;

15.  Китайская Народная Республика:

— Специальный административный район Гонконг (Сянган);

— Специальный административный район Макао (Аомынь);

16.  Союз Коморы:

— остров Анжуан;

17.  Республика Либерия;

18.  Княжество Лихтенштейн;

19.  Республика Маврикий;

20.  Малайзия:

— остров Лабуан;

21.  Мальдивская Республика;

22.  Республика Маршалловы Острова;

23.  Княжество Монако;

24.  Монтсеррат;

25.  Республика Науру;

26.  Республика Ниуэ;

27.  Объединенные Арабские Эмираты;

28.  Острова Кайман;

29.  Острова Кука;

30.  Острова Теркс и Кайкос;

31.  Республика Палау;

32.  Республика Панама;

33.  Республика Самоа;

34.  Республика Сан-Марино;

35.  Сент-Винсент и Гренадины;

36.  Сент-Китс и Невис;

37.  Сент-Люсия;

38.  Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

— Остров Мэн;

— Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);

39.  Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);

40.  Республика Сейшельские Острова.

Офшорные зоны — что это такое?

Офшоры — это государства или территории, привлекающие иностранный капитал льготным налогообложением, а также выгодами надзорного, организационного и административного характера, среди которых важное место занимает конфиденциальность деятельности бенефициаров (настоящих владельцев компаний и счетов).

Простыми словами, оффшор, в его традиционном понимании, это маленькая далекая страна, где к деятельности компании не придерутся, количество денег на счетах и имена истинных хозяев не раскроют, и где, к тому же, не надо платить налоги, а достаточно раз в год сделать небольшой фиксированный взнос.

В действительности, оффшорные юрисдикции сейчас уже не совсем такие, какими были 10 лет назад. Налоговые власти многих стран, а также межгосударственные организации (ОЭСР и ФАТФ) развернули борьбу за соблюдение международных стандартов обмена финансовой информацией, угрожая нарушителям запретом инвестиций и реинвестиций. О полной анонимности речи теперь почти не идет, в сложных случаях сведения можно затребовать через интерпол, правда, ответа, возможно, придется ждать год. Однако налоговые преимущества, как и другие преференции и особые возможности для бизнеса, остались, поэтому «низконалоговые юрисдикции», как еще называют эти территориальные образования, по-прежнему остаются востребованными предпринимателями и физлицами самого разного ранга.

Выгоды использования

Среди преимуществ, кроме низких или полного отсутствия налогов: упрощенная система регистрации юрлиц, высокий уровень конфиденциальности, упрощенная система администрирования — отсутствие требований к финансовой отчетности и проверок деятельности, лояльное отношение со стороны государственных ведомств к институту номинальных управляющих (трасти) и акционеров, невысокие затраты на поддержание деятельности — от 300 (и даже ниже) долларов в год…

Некоторыми из преимуществ могут пользоваться и физические лица, — например, открывать счета в оффшорных банках и управлять ими на удаленной основе.

Правда, часть из этих «преимуществ» рассматривается другими государствами как незаконные. Например, оффшорное законодательство может не считать уклонение от уплаты налогов в других странах преступлением.

Какие страны относятся

Сейчас в нашей стране официальным списком таких юрисдикций можно считать «Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ», утвержденный Минфином и ФНС. Неофициально его еще называют «Черным списком оффшоров».

Какие бывают (виды и категории)

Поскольку само понятие «оффшор» не является правовой дефиницией, и однозначного определения для него не существует, то и разделение низконалоговых юрисдикций на группы тоже условно.

Выделяют группы по системе налогообложения, по уровню обеспечения анонимности и конфиденциальности, по требованиям к представлению отчетности и степени вмешательства в деятельность бизнеса (или, что почти тоже самое, по лояльности к бизнесу регистрантов), по соответствию законодательства международным стандартам и уровню финансового контроля…

По величине сборов и налогообложению, в частности, выделяют зоны с нулевым налогообложением; с его низким уровнем; с освобождением от налогов отдельных видов деятельности; с освобождением от налогов компаний, не ведущих деятельности по месту регистрации…

Также часто выделяют группы «Классических» оффшоров (нулевые налоги, высокая анонимность — это Багамы, Барбадос, Антигуа и Барбуда, Бахрейн, Белиз, Гренада, Каймановы острова…); «Престижных» (к которым относят Кипр, Мальту, Нидерланды, Люксембург, Швейцарию; так называемых «Оншоров» (государств, где регистрация компаний с льготным режимом налогообложения невозможна, но некоторые преимущества и удобства для бизнеса имеются).

Похожего подхода к классификации придерживался Банк России (список из приложения к указанию ЦБ России № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах).

Там выделялись:

— государства с законами, отвечающими международным стандартам, и высоким уровнем финансового контроля — острова Гернси, Джерси, Сарк и Мэн, Ирландия, Мальта, Гонконг, Швейцария, Сингапур…
— классические оффшоры;
— и группа стран: Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру.

Какие лучше?

Возможности, предоставляемые такими территориями во многом схожи, но когда встает вопрос выбора низконалоговой юрисдикции для регистрации компании или открытия счета, то изучаются отличительные черты конкретной юрисдикции. Например, особенности правовой базы государства — нужны ли лицензии, разрешения на нужные операций. Лучший в данном случае — это максимально полно удовлетворяющий запросам. Например, оффшоры с закрытыми реестрами и статусом налогового нерезидента для владельца наилучшим образом походят для обеспечения конфиденциальности (среди таких государств Белиз, Панама, Сейшельские острова…). Низконалоговые оншоры с резидентным статусом выбирают для налоговой оптимизации (это могут быть Англия, Гонконг, Кипр, Швейцария…)

Лучшие для россиян

По подсчетам иностранных экспертов, самые востребованные юрисдикции у предпочитающих хранить свои деньги за рубежом россиян — это, в порядке популярности, Кипр, Нидерланды и островные территории Великобритании. По оценкам  аналитиков, выведенные туда суммы достаточно велики. Так, на весну 2018 года только на счетах в Британских офшорах, — Британских Виргинских и Каймановых островах, — находилось около 50 миллиардов долларов (на Виргинских островах в несколько раз больше, чем на Каймановых).

Для каких целей используются

— Для налогового планирования, «оптимизации налогов».
— Чтобы не афишировать имена настоящих собственников предприятий (бенефициаров) или физлиц-владельцев банковских денежных счетов. Для большей конфиденциальности деятельности компаний или операций по банковским счетам (во многих таких зонах действует закрытый реестр акционеров и директоров, сведения о них могут быть предоставлены только по решению местного суда).
— Для защиты активов, в частности от рейдерских захватов.
— Для повышения эффективности бизнес-процессов — упрощения, легкости и быстроты управления.
— Для упрощения деятельности компаний, связанных с ограничениями, накладываемыми законодательствами стран происхождения бизнеса, например, процедурами валютного контроля; или общей «забюрократизованностью» государственной системы управления…

Все эти действия могут быть абсолютно легального характера, и, вероятно, в большинстве случаев так и есть. Многие крупные международные компании располагают свои штаб-квартиры именно в подобных юрисдикциях.

Вывод, ликвидация…

Однако нередко предоставляемые оффшорами возможности используются противоправным образом.

Так, «оптимизация налогов» фактически может являться выводом в оффшор денег, или даже «уводом». Разработаны фактически незаконные схемы, которые трудно отследить, с операциями по импорту товаров и продукции; довольно часто можно встретить предложение сомнительных услуг по ликвидации через оффшор фирм, в частности, ООО. Традиционно некоторые из этих юрисдикций использовались для сокрытия капиталов, полученных нелегальным путем.

Деофшоризация

Международные усилия по борьбе с отмыванием денег и терроризмом последние годы только увеличивают свой размах. Особенно активной борьба с оффшорами стала в последнее десятилетие, после глобального финансового кризиса. Свои списки «черных», «серых» и «белых» оффшорных зон составляли Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организация по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием криминальных денег (ФАТФ), а страны G20 грозили не соблюдающим международные нормы запретом на финансовые и инвестиционные операции.

Все это не могло не сказаться на офшорном бизнесе — он претерпел большие изменения. Деятельность зарегистрированных в таких зонах компаний стала прозрачней, и в откровенно преступных целях эти юрисдикции использовать теперь вряд ли возможно.

В России целенаправленная борьба за деофшоризацию экономики началась в  конце 2012 года после выступления президента Владимира Путина, призвавшего начать процесс перевода отечественных компаний в российскую юрисдикцию. В этих целях были разработаны или изменены ряд законов, среди которых «О контролируемых иностранных компаниях (КИК)», «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Важным законодательным документом в этой борьбе является уже упоминавшийся так называемый «черный список оффшоров», ежегодно обновляемый Минфином и ФНС.

Низконалоговые юрисдикции, или оффшоры уже не являются чем-то новым. Десятки тысяч российских и зарубежных бизнесменов из других стран ведут бизнес посредством регистрации компании в налоговых гаванях.

Привилегия, дающая предпринимателям возможность заметного увеличения дохода за счет осуществления налогового планирования, подкрепляется повышенной конфиденциальностью. Она предоставляется большинством оффшорных стран и регионов.

В данной статье мы подробно разберемся в том, что представляют собой зоны льготного налогообложения «оффшоры», в чем их основные особенности, преимущества и недостатки.

Что представляют собой оффшоры и чем они примечательны в финансовом отношении

Что представляют собой оффшоры и чем они примечательны в финансовом отношении

Содержание

  • Чем оффшоры отличаются от полноналоговых юрисдикций
    • О налогах и конфиденциальности
    • Об инвестиционных программах
    • Некоторые популярные оффшорные схемы
  • Оффшоры и Россия
  • Есть ли оффшоры в РФ?
  • Заключение

Чем оффшоры отличаются от полноналоговых юрисдикций

В первую очередь, вне зависимости от типа оффшора, они отличаются либо крайне низкой ставкой налогов, либо их отсутствием. Во втором случае все нерезидентные компании и предприниматели уплачивают ежегодно фиксированную сумму.

О налогах и конфиденциальности

Привычные бизнесменам налоговые ставки в оффшорах колеблются в промежутке от 1 до 5%. Для сравнения: с прибыли в России ИП и организации уплачивают 20% от «чистого» дохода.

Очевидно, что при регистрации фирмы в оффшорной зоне можно сэкономить около 15%. Такая перспектива не могла не привлечь владельцев бизнеса.

Список низконалоговых зон России

Список низконалоговых зон России

Еще одна особенность низконалоговых юрисдикций – это сокрытие информации об акционерах (учредителях), директорах, секретарях и управляющих. Классические оффшорные регионы предоставляют полную конфиденциальность, а более «респектабельные» — частичную.

Вообще все оффшоры принято разделять на 3 основные группы:

  • Максимально надежные и подчинившиеся в полной мере требованиям, изложенным в международной Конвенции;
  • Зоны с повышенной респектабельностью;
  • Налоговые гавани, входящие в черные списки большинства ведущих развитых стран.

Оффшорные зоны по группам

Оффшорные зоны по группам

Обратите внимание! Конвенция, подписанная почти всеми государствами-участниками ЕС, посвящена обмену между странами налоговой информацией. Она была разработана с двумя основными целями: выявление факта сокрытия доходов и, как следствие, неуплаты налогов, а также предотвращения «отмывания» и легализации средств, полученных незаконным путем.

Скачайте:

  • Классификация оффшоров ЕС и рекомендации
  • Перечень оффшорных зон, РФ

Оншорные, или полноналоговые страны сильно озабочены существенным оттоком денег в оффшоры. Поэтому в течение более чем десятка лет предпринимается ряд мер, направленных на деоффшоризацию.

Примечательно, что развитые страны взамен ничего не предлагают предпринимателям. Налоги как были высокими, так и остаются.

Например, во Франции, наиболее обеспеченные граждане обязаны уплачивать налог, достигающий 55%. Поэтому не удивительно, что доходы всеми силами пытаются скрыть. Ведь это напоминает «обдираловку» со стороны государства.

Об инвестиционных программах

Чем еще примечательны оффшоры:

  • В большинстве зон для менее крупных компаний отсутствует обязанность по проведению аудита;
  • Отчетность заметно упрощена;
  • В нескольких налоговых гаванях можно и вовсе толком не отчитываться. Уплатил ежегодный сбор – работай в свое удовольствие.

Скачайте:

  • Оффшор Самоа
  • Оффшор в Доминике
  • Оффшор в Вануату
  • Оффшор Бермудские острова
  • Оффшор Белиз
  • Оффшор Барбадос
  • Оффшор Сейшельские острова
  • Оффшор о. Мэн
  • Оффшор Невис
  • Оффшор на Кипре
  • Оффшор на Багамских островах
  • Оффшор Маврикий
  • Оффшор Лихтенштейн
  • Оффшор Коста-Рика
  • Оффшор Гонконг
  • Оффшор Гибралтар
  • Оффшор в Ангилье
  • Оффшор Каймановы острова
  • Оффшоная компания в ОАЭ
  • Соглашение между Кипром и РФ
  • Налогообложение на Кипре

В последние 10-15 лет многие страны стали привлекать инвестиции, предлагая выгодные условия бизнесменам. И оффшоры тоже не остались в стороне.

Например, на Кипре, Мальте и других низконалоговых государствах можно даже получить второй паспорт при условии инвестирования на установленную программой сумму.

Последними предлагается приобрести недвижимость (жилую или коммерческую), находящуюся в особом перечне, купить акции компании, проинвестировать строительство или внести единоразовый взнос в казну. В каждой стране условия свои. Но почти в любом случае гражданство может получить не только сам заявитель, но и его родственники.

При подаче заявки личность, конечно, проверяется. Но, все же, властей зарубежных стран больше волнует финансовая сторона вопроса, поэтому к заявителям и членам его семьи предъявляются относительно лояльные требования.

Но это касается конкретно оффшорных государств. В развитых европейских странах второй паспорт почти нигде за инвестиции не выдают, ограничиваясь предоставлением ВНЖ, «золотой» или деловой долгосрочной визы.

Где оседают инвестиции российских бизнесменов

Где оседают инвестиции российских бизнесменов

Некоторые популярные оффшорные схемы

Чаще всего используется торговая схема.

Принцип ее работы крайне прост:

  • Предприниматель или владелец российской фирмы продает определенный товар своей же оффшорной компании. Но не по рыночной, а по заведомо заниженной цене;
  • Организация, зарегистрированная в низконалоговой зоне, реализует товар конечному потребителю по рыночной стоимости;
  • В результате прибыль «оседает» на счетах оффшорной фирмы, которая уплачивает низкий налог.

Примитивная оффшорная схема

Примитивная оффшорная схема

Очевидно, что для того чтобы использовать низконалоговую зону по назначению, необходимо вывести на счета оффшорной компании максимальную сумму прибыли.

Именно это и является главной целью. Помимо торговой схемы используются и другие. Распространенной является сделка на оказание услуг.

  • Предположим, что основой схемы станут строительные работы;
  • Российский генеральный подрядчик заключается договор с субподрядчиком.;
  • Перечисляет ему 100% предоплату;
  • Услуги, разумеется, не оказываются, поэтому по прошествии определенного количества времени российская фирма подает в суд, где, конечно дело выигрывает;
  • Поскольку деньги перечислены, то сумма будет относиться к статье расходов, а, значит, налоговая база будет уменьшена. Итог – снижение налогов;
  • Время будет идти, а деньги так и останутся на счетах оффшорной организации. В конце концов долг будет признан безнадежным. И, в результате, цель будет достигнута.

Данный перечень схем можно продолжать еще очень долго. Деньги выводят самыми разными способами: заключают договоры перестрахования, берут и выдают кредиты, займы.

При этом нередко все «махинации» реализуются в рамках закона. При этом либо действует всем известный принцип «что не запрещено, то разрешено», либо сказывается несовершенство законодательства, которое умудряются обходить находчивые бизнесмены.

Каким образом попадают деньги в низконалоговые юрисдикции

Каким образом попадают деньги в низконалоговые юрисдикции

Оффшоры и Россия

В РФ идет активная борьба с сокрытием доходов и «отмыванием» денег, что совсем неудивительно. Ведь из страны уплывали и продолжают уплывать миллиарды, что очень беспокоит правительство, да и самого лидера государства.

В давно ушедшем 2010 году из России «уплыли» огромные деньги. Сейчас эта цифра еще больше

В давно ушедшем 2010 году из России «уплыли» огромные деньги. Сейчас эта цифра еще больше

Помимо издания ряда законодательных актов, направленных на деоофшоризацию, власти еще более десяти лет назад провели так называемую «амнистию капитала». Гражданам было позволено легализовать деньги в стране без наступления для них каких-либо последствий.

То есть, никто не интересовался происхождением средств и не привлекал людей к административной или, тем более, уголовной ответственности. Результат оправдал ожидания, граждане активно начали «возвращать» свои деньги в РФ.

В дальнейшие годы были предприняты попытки усиления контроля над проводимыми с оффшорными компаниями операциями. Выявлялись «сомнительные» и мнимые сделки.

Банки и ряд иных финансовых организаций были наделены особыми правами и могли передавать информацию о своих опасениях в компетентные органы. Также они стали иметь право не только отказать в проведении операции, но и блокировать счет.

Не осталось в стороне и таможенное законодательство. Благодаря этому сделки импорта и (или) экспорта стали также усиленно контролироваться.

Скачайте:

  • Закон РФ«О таможенном тарифе
  • Приказ от 07 февраля 2001 года № 131 Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК РФ)
  • Приказ ФНС 2012 г

С рядом стран были заключены договоры об избежании двойного налогообложения, что заметно подкрепило позиции «респектабельных» оффшоров и оншорных стран среди российских бизнесменов. Вести «прозрачный», законный бизнес в них стало финансово более выгодно. Ведь вышеуказанные соглашения не заключались с государствами из «черного» списка.

Скачайте:

  • Описание соглашений об избежании двойного налогообложения
  • Соглашения об избежании двойного налогообложения

Но это вовсе не означает, что оффшорные схемы канули в лету истории. Они как были популярными, так и остаются по сей день. Указанные меры повлияли лишь на часть законопослушных бизнесменов, не желающих лишний раз рисковать.

Скачайте:

  • Закон 08 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»
  • Закон от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
  • Закон от 09 июля 1999 г № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  • Закон от 10 декабря 2003 г № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
  • Закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
  • Закон от 25 февраля 1999 г № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  • Закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
  • Закон от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»
  • Закон от 29 апреля 2008 г № 57-ФЗ
  • Закон от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»
  • Инструкция ЦБ РФ
  • Об открытии счета в банке для оффшора
  • ФЗ от 21 ноября 2003 г об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Есть ли оффшоры в РФ?

Нет, в России низконалоговые зоны как таковые отсутствуют. Но есть альтернатива – особые экономические зоны (ОЭЗ).

Это – отдельные регионы, определенные в особом перечне, который определяется правительством государства. Они отличаются несколько иными принципами и характером ведения хозяйственной деятельности, которые выражаются в предоставлении привилегий бизнесу.

Создаются такие зоны с целью развития промышленной, высокотехнологичной, обрабатывающей, туристической, портовой, санаторно-курортной и транспортной отраслей.

Что представляют собой ОЭЗ

Что представляют собой ОЭЗ

Обратите внимание! Цель ОЭЗ – экономический подъем и стимуляция прогрессивного развития определенной области. Предприниматели, желающие воспользоваться привилегиями при ведении бизнеса, должны осуществлять деятельность именно на территории особой зоны.

В чем же заключаются привилегии? Перечень их зависит от конкретной зоны.

«Стандартный» перечень – следующий:

  • Освобождение на определенное количество лет от налога на прибыль (в Калининградской области срок составляет, например, 6 лет);
  • Скидка в размере 50% на налог в дальнейшие годы (вплоть до исполнения 12 лет);
  • Отчетность представляется в налоговую на общих основаниях, однако все же есть негласное правило «лояльного отношения» в бизнесменам из ОЭЗ.

Минусы особых зон в сравнении с оффшорными:

  • Отсутствие возможности на законодательном уровне открывать счета в зарубежных банках (только российских);
  • Ни о какой конфиденциальности и речи не идет;
  • Отчитываться нужно ежеквартально и ежегодно;
  • Стоимость открытия фирмы в ОЭЗ заметно выше учреждения оффшорной компании за границей.

Поскольку все эти отрицательные стороны сыграли свою роль и российские бизнесмены по-прежнему переводили свои капиталы в низконалоговые юрисдикции, власти РФ пошли на ответственный, но очень важный для экономики шаг. Они предложили предпринимателям сменить юрисдикцию своих фирм, то есть применить процедуру редомициляции, получив при этом ряд налоговых льгот.

Например:

  • Дивиденды обложили пошлиной составляющей всего 5%. Это касается выплат от международных холдингов;
  • Налог на прибыль, вырученную за рубежом подконтрольной фирмой, снизили до 0%;
  • Доход от продажи акций/доли зарубежной компании также освободили от налога.

Обратите внимание! «Перенести» в РФ можно фирму, расположенную в стране-участнице ФАТФ или являющуюся полноправным членом Комитета экспертов Совета Европы. При этом организация должна вести деятельность в нескольких таких странах и перевести в РФ не менее 50 млн. руб. за год после редомициляции.

Скачайте: Законом № 16 от 2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области».

Заключение

Несмотря на попытки российских властей, а также правителей ряда европейских стран вернуть капиталы в страну, оффшоры своих лидирующих позиций не уступают.

Скачайте:

  • Закон о контролируемых иностранных компаниях в США
  • КГЫ Сообщение Комиссии Совету и Европейскому Парламенту о предотвращении и борьбе с корпоративными и финансовыми злоупотреблениями
  • Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ)
  • О внесении изменений в Кодекс внутренних доходов в отношении контролируемых иностранных компаний в налоговых гаванях
  • Положение оффшорных фондов
  • Резолюции Res (2005) 47
  • Резолюция CM / Res (2010) 12
  • Резолюция CM / Res (2013) 13
  • Резолюция CM / Res (2017) 19
  • Рекомендации ФАТФ
  • Сообщение ЕС об обновлении черного списка оффшоров
  • УТ Сообщение Комиссии Совету и Европейскому Парламенту о предотвращении и борьбе с корпоративными и финансовыми злоупотреблениями
  • Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов

Разумеется, какая-то небольшая часть бизнесменов заинтересовалась нововведениями и послаблениями для бизнеса. Но это – лишь капля в море.

Образование: высшее экономическое (магистр менеджмента внешнеэкономической деятельности). Опыт в копирайтинге: 8 лет. Опыт написания статей по корпоративным и иммиграционным темам: 5 лет.

IntWealth

Вступление

В чем различия между оффшорными и низконалоговыми юрисдикциями?

Многие бизнесмены продолжают путать между собой оффшоры и низконалоговые юрисдикции. Поэтому предлагаем рассмотреть основные типы и классификацию оффшорных юрисдикций мира.

Применение оффшоров и низконалоговых юрисдикций остается актуальным и в 2021 году. По подсчетам экспертов, около половины объёма всех финансовых сделок в мире осуществляется с помощью оффшоров. Крупнейшие транснациональные корпорации не прекращают использовать низконалоговые юрисдикции для переноса своих штаб-квартир и оптимизации налогообложения. Даже американские корпорации держат большую часть своих финансовых активов в зарубежных представительствах, которые находятся в низконалоговых юрисдикциях.

Давайте выясним, чем между собой отличаются оффшоры и низконалоговые юрисдикции.

В чём различие между классическими оффшорами и низконалоговыми юрисдикции?

В мире есть как страны, предлагающие полное отсутствие налогообложения зарегистрированным компаниям за исключением небольшого ежегодного сбора при условии, что они ведут деятельность за пределами их территории,  так и юрисдикции с определенными налоговыми льготами для конкретных организационно-правовых форм бизнеса. Первые принято называть классическими оффшорами, а вторые — низконалоговыми юрисдикциями. В этом заключается их главное различие.

Основные типы юрисдикций в зависимости от налогообложения

Классический оффшор — зона, охватывающая как отдельную часть, так и всю территорию конкретной страны, с особым режимом налогообложения иностранных компаний, которые зарегистрированы под её юрисдикцией. Они могут быть полностью освобождены от налогов при условии уплаты небольшого ежегодного сбора и ведения своей хозяйственной деятельности за пределами страны регистрации.

Оффшорная юрисдикция является самым известным и эффективным инструментом международного налогового планирования.

Низконалоговая юрисдикция — страна или территория, в которой нет нулевых ставок налогов, но есть налоговые льготы для определенных организационно-правовых форм собственности. Такие юрисдикции прозрачны для банков и международных организаций. Они используют преимущества соглашений об избежании двойного налогообложения.

Оффшорная компания — фирма, которая зарегистрирована в оффшоре или низконалоговой юрисдикции. На ресурсах в Сети ее также принято называть оффшором, то есть данный термин имеет два значения. Оффшорная фирма имеет право работать лишь за границей, чтобы не потерять свой льготный статус налогообложения.

Классификация оффшоров и низконалоговых юрисдикций

Единая международная система классификации оффшорных юрисдикций пока отсутствует. Эксперты по-разному классифицируют их с использованием следующих признаков.

По налогообложению:

  • Классический оффшор (нулевая ставка налога).
  • Низконалоговая юрисдикция (налог на прибыль до 10%).

По географическому признаку:

  • Островные юрисдикции Центральной Америки.
  • Континентальные юрисдикции в Европе.
  • Административно-территориальное образование.

По конфиденциальности:

  • Оффшорная зона с публичными реестрами.
  • С закрытым реестром акционеров и директоров.
  • Юрисдикция, не обязывающая составлять реестр учредителей.

По подаче отчетности:

  • Страна, в которой необязательно предоставлять финотчетность.
  • Финансовая отчетность обязательно предоставляется в контролирующий орган, СПД ведет бухгалтерский учет.

Классические оффшоры

Страну или территорию принято называть классическим оффшором, если в ней действует специальный режим регистрации компаний иностранцами. Он должен устанавливать нулевые ставки на основные налоги, но при этом обязывать такие фирмы вести деятельность за границей. Бюджет пополняется за счет государственных сборов за регистрацию оффшорной компании и её ежегодное продление деятельности. Классическими оффшорами являются:

  • БВО;
  • Каймановы острова;
  • Белиз;
  • Маршалловы острова;
  • Невис;
  • Сейшелы.

Преимущества классических оффшоров следующие:

  • Относительно доступная стоимость регистрации оффшорной фирмы и её ежегодного содержания.
  • Законодательство оффшора не устанавливает требования к публикации и предоставления финансовой отчётности в контролирующий орган.
  • Конфиденциальность обеспечивается на высоком уровне.
  • Отсутствие валютного контроля и требований проведения аудита.

Недостатки классических оффшоров:

  • Российская Федерация, Евросоюз и ОЭСР включают их в “чёрный” список оффшоров, накладывая определенные ограничения.
  • Международные банки и партнеры не доверяют классическим оффшорам.
  • У них нет соглашений об избежании двойного налогообложения.

Регистрация компании в классическом оффшоре, с одной стороны, обеспечивает гарантию конфиденциальности своих личных данных. Собственник может быть уверен, что о его активах в этой стране не узнают третьи лица. Даже в случае судебного дела некоторые оффшоры не сотрудничают с судами других государств и не предоставляют информацию по запросу.

С другой стороны, иностранные респектабельные банки чаще всего отказывают в открытии счёта для компаний из классических оффшоров. Их зачастую считают теневыми структурами. Однако выход всё равно можно найти в виде тех же оффшорных банков или международных платежных систем.

Вы можете получить бесплатную консультацию по подбору счёта в иностранном банке для оффшорной компании по ссылке.

В классическом оффшоре зарегистрировать фирму удаётся в среднем за 2-4 недели. Как альтернативу, предлагают покупку готового оффшора, созданного ранее специально для продажи. Покупка осуществляется за меньший срок.

Респектабельные оффшоры

Существует отдельный класс — респектабельные оффшоры. К ним относят:

  • Внутренние территории развитых стран: штат Делавэр в США, отдельные швейцарские кантоны, острова Мэн, Джерси и Гернси в Великобритании.
  • Некоторые европейские страны с высокой ставкой корпоративного налога, но с привлекательными режимами налогообложения: Лихтенштейн, Нидерланды, Великобритания, Австрия и другие.

Конфиденциальность бенефициаров оффшорных компаний обеспечивается в большей части респектабельных оффшоров. При этом большинство из них входят в Европейский союз, на их территории действуют Директивы ЕС. Соответственно, их банки обязаны раскрыть государственным органам личные данные своих клиентов.

Но  Лихтенштейн, Нидерланды, Великобритания, Австрия и Швейцария внедрили эти нормативные акты с определенными оговорками. Поэтому им удаётся защищать приватную информацию, в том числе от раскрытия государственным органам и третьим лицам. На территории респектабельных оффшоров действует обязательная подача финансовой отчётности в налоговый орган.

Использование респектабельных оффшоров считается оправданным в следующих случаях:

  • Регистрация холдинговых структур в Чехии, Словакии или Люксембурге.
  • Применение финансирования внутри и снаружи группы компаний, например, выплата роялти через Люксембург с экономией до 80% на налоге у источника.
  • Проведение торговых операций на рынке Европейского союза.
  • Оптимизация подоходного налога от паевого инвестиционного фонда в Нидерландах.
  • Минимизация налоговой базы с помощью партнерств, зарегистрированных в Англии, Шотландии или Дании.
  • Защита частных активов.
  • Сделки с недвижимостью.

Низконалоговые юрисдикции

Низконалоговая юрисдикция отличается предоставлением иностранному учредителю права платить корпоративный налог по низкой ставке с дохода, полученного за рубежом.

Компания, зарегистрированная в низконалоговой юрисдикции, является её резидентом. Она обязана встать на  учёт налогоплательщиков, вести бухгалтерский учёт, осуществлять подачу отчётности в налоговый орган и уплачивать налоги. Таким оффшорным фирмам доступны преимущества соглашений об избежании двойного налогообложения.

Низконалоговыми юрисдикциями являются:

  • Гонконг;
  • Сингапур;
  • Кипр;
  • Другие.

У низконалоговых юрисдикций нет тех преимуществ, которыми владеют классические оффшоры. В таких странах чаще всего реестр компаний является публичным и открытым. Это означает, что любой желающий может узнать информацию об управленческой структуре каждой фирмы, зарегистрированной здесь.

Всё же мы хотим выделить следующие преимущества низконалоговых юрисдикций:

  • Российская Федерация и Украина имеют подписанные СИДН со множеством низконалоговых юрисдикций.
  • Законодательство упомянутых государств позволяет использовать номинальный сервис для фирм, зарегистрированных нерезидентами. Это позволяет нивелировать прозрачность управленческой структуры и скрыть личность настоящего собственника.
  • Учредитель получает широкие возможности для оптимизации налогообложения. Особенности местного регулирования налогообложения и взаимозачёт убытков и прибыли позволяют минимизировать эффективную налоговую ставку.

Предлагаем узнать больше информации о низконалоговых зонах и выборе страны для инкорпорации бизнеса из следующей статьи.

Для юридической помощи в регистрации оффшорных компаний и открытия для них корпоративного счета в зарубежных банках обращайтесь к экспертам портала International Wealth. Для связи напишите письмо на электронную почту info@offshore-pro.info.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Застольные конкурсы для небольшой компании взрослых за столом прикольные
  • Застольные конкурсы на день рождения для веселой компании дома за столом
  • Застольные песни для компании взрослых за столом слова скачать бесплатно
  • Застраховать автомобиль осаго в екатеринбурге дешево онлайн все компании
  • Заявление в управляющую компанию на возмещение ущерба при протечке крыши