Запрет иностранных компаний на участие в госзакупках

Федеральный закон от 05.12.2022 N 498-ФЗ

В Законе N 223-ФЗ уточнили, что на стороне участника закупки не могут выступать ни юрлица, ни физлица, являющиеся иностранными агентами.

Отметим, что рассматриваемый запрет предусмотрен также Законом о контроле за деятельностью иностранных агентов. Он вступил в силу 1 декабря.

Закупки у иностранных поставщиков по 44 ФЗ — это заказ товаров, работ или услуг у организаций, которые не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.

Что говорит закон

Закон о Федеральной контрактной системе четко регламентирует, вправе ли иностранные организации участвовать в закупах (п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ). Нерезиденты участвуют в тендерах наравне с отечественными поставщиками и подрядчиками. Но есть и исключения — страны из перечня Минфина, такие, как Белиз, Гибралтар, Панама (приказ Минфина № 108н от 13.11.2007). Это офшорные зоны — государства с льготным налоговым режимом и страны, не разглашающие внутреннюю финансовую информацию (п. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Получается, что в госзакупках нельзя участвовать офшорным компаниям, зарегистрированным в особых зонах. По сути, конкретный ФЗ, запрещающий закупку у иностранных контрагентов, отсутствует. Но есть Федеральный закон № 275-ФЗ от 29.12.2012 и ПП РФ № 239 от 07.03.2019, в которых закреплен запрет на допуск иностранной продукции для целей обороны страны. При осуществлении таких закупок заказчик устанавливает ограничение по ст. 14 44-ФЗ — включает условие о национальном режиме. Для оборонной продукции действует полный запрет на допуск, для некоторых зарубежных поставок устанавливают ограничения и условия допуска. При рассмотрении заявок комиссия обращает внимание на страну происхождения товара, а не на территориальную принадлежность поставщика, поэтому заявки от иностранных исполнителей не отклонят.

Вывод о том, могут ли иностранные граждане выступать поставщиками по 44-ФЗ, — однозначно могут. Никаких исключений для физических лиц, не являющихся резидентами РФ, не предусмотрено. А вот зарубежные организации вправе поставлять товары, работы и услуги, только если они зарегистрированы на территориях, не попадающих в перечень исключений.

Как иностранцам принять участие в закупках

Если зарубежная организация планирует участвовать в российском госзаказе, ей придется пройти целый ряд регистрационных процедур. Вот как иностранному производителю участвовать в тендерах на сайте государственных закупок:

  1. Получить электронную подпись.
  2. Зарегистрироваться в ЕРУЗ — Едином реестре участников закупок.
  3. Открыть специальный счет.
  4. Пройти весь процесс торгов.
  5. Заключить контракт с иностранным юридическим лицом по 44-ФЗ или договор по 223-ФЗ.

Шаг 1. Получаем электронную подпись

Все закупки проводятся по законодательно определенным правилам. Подача заявок от российских контрагентов, равно как и участие иностранной компании по 44-ФЗ, невозможно без усиленной квалифицированной электронной подписи и сертификата к ней (письмо Минфина № 24-06-05/54209 и Минэкономсвязи № ОП-П15-085-18306 от 01.08.2018). Выдают ЭЦП только аккредитованные удостоверяющие центры.

Помимо ЭЦП, выданных отечественными удостоверяющими центрами, для заказов в ЕИС действуют и другие электронные подписи:

  • подписи и сертификаты ключей, выпущенные в соответствии с международными нормативами и стандартами и соответствующие ЭЦП, выпущенным по правилам 63-ФЗ;
  • ЭЦП, выпущенные в государствах, с которыми у России действует договор о взаимном признании электронных подписей.

К таким странам относятся государства из Евразийского экономического союза — Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Проблем с электронной подписью, выпущенной в Республике Беларусь, точно не возникнет — она принимается наравне с отечественными ЭЦП (решение коллегии Евразийской экономической комиссии № 144 от 23.08.2012).

В 2020 году (с 1 июля) начнет действовать такое правило: подписи и сертификаты, выпущенные по международным нормативам и стандартам, действительны в России, только если это разрешено международными договоренностями Российской Федерации (476-ФЗ от 27.12.2019). ЭЦП примут, если зарубежный участник подтвердит ее соответствие требованиям, прописанным в международных договорах. Запросите такие сведения у компании, выпустившей электронную подпись.

Шаг 2. Регистрируемся в ЕРУЗ

Вы вправе зарегистрироваться в Едином реестре участников закупок, даже если еще не получили электронную подпись. Но рекомендуем подготовить ЭЦП заранее: аккредитация нерезидента в РФ на участие в торгах и подача заявок требуют подтверждения действий через усиленную электронную подпись.

Вот как регистрируются организации при наличии ЭЦП. Сначала подается заявка на регистрацию в ЕСИА — Единую систему идентификации и аутентификации (подробное описание для нерезидентов — в п. 3.1.4 регистрационной инструкции). Как только исполнитель получит аккредитацию в ЕСИА, его зарегистрируют в реестре участников и в Единой информационной системе.

Если электронной подписи нет, то выберите электронную торговую площадку и направьте оператору регистрационную информацию о компании (полный перечень — в п. 9 ПП РФ № 1752 от 30.12.2018).

Шаг 3. Открываем специальный счет

Спецсчет необходим для обеспечения заявок. Участие в закупках иностранной компании по 223-ФЗ и по 44-ФЗ невозможно без предоставления обеспечения заявки в форме перечисления установленной суммы на специальный счет или банковской гарантии.

Шаг 4. Участвуем в закупках

После получения электронной подписи, регистрации в ЕИС, ЕРУЗ и на электронной площадке приступаем к закупочным процедурам. Вот как иностранной компании участвовать в торгах:

  1. Находим тендер. Ищем по объекту закупки или наименованию заказчика (если раньше работали с конкретной организацией).
  2. Готовим документы — заявку, декларации соответствия, ценовое предложение. В документах указываем аналог ИНН по законам той страны, в которой зарегистрирован потенциальный поставщик (ч. 5 ст. 66 44-ФЗ).
  3. Отправляем обеспечение заявки.
  4. Направляем предложение в личном кабинете электронной площадки.
  5. Принимаем участие в определении победителя. Если в тендере участвует иностранная организация, это никак не влияет на ход аукциона или конкурса — торги осуществляются по общим правилам.

Если в закупках победила зарубежная компания, она обеспечивает заказчика гарантией исполнения обязательств, подписывает соглашение и реализует заказ в установленный срок.

При проведении торгов по 223-ФЗ действует ограничение: в приоритете поставки товары, работы и услуги отечественного происхождения (ПП РФ № 925 от 16.09.2016). Это не запрет на участие заграничных поставщиков, но конкретные преференции в цене для российской продукции (15%). Для заказов радиоэлектронных товаров преференция составляет 30%.

Шаг 5. Заключаем контракт

Соглашение с иностранным исполнителем практически не отличается от контракта, который заказчик заключает с российским поставщиком. Есть два правила, по которым проводится заключение договора с иностранной компанией по 223 ФЗ или госконтракта по 44-ФЗ.

Прописывайте цену правильно. Цена контракта указывается не в рублях, а в валюте контрагента. Укажите порядок конвертации с учетом постоянно меняющегося курса валют.

Дублируйте текст. Это значит, что соглашение составляется на русском языке и на языке зарубежного исполнителя.

Как проводить другие госзакупки

У нас есть и другие подробные инструкции, как правильно закупать:

  1. Продовольствие для жизнеобеспечения граждан.
  2. Продукты питания.
  3. НИОКР.
  4. Вывоз мусора.
  5. Лекарственные средства.
  6. Мебель.
  7. Недвижимость.
  8. Электроэнергию.
  9. ОСАГО.
  10. Результаты интеллектуальной деятельности.
  11. Расходные материалы.
  12. Коммунальные услуги.
  13. В аварийных ситуациях.

В существующей сейчас сложной внешнеполитической ситуации не только иностранные государства налагают санкции на российские компании. Россия тоже применяет к некоторым иностранным организациям специальные экономические меры: в 2022 г. и вплоть до снятия ограничений с такими лицами, в частности, запрещено заключать госконтракты. 

Новое ограничение для участия в закупках

На фоне все обостряющейся внешнеполитической ситуации весной 2022 года издан Указ президента 252 от 03.05.2022, в соответствии с которым российские органы власти всех уровней, юридические и физические лица не вправе:

  • заключать с определенными иностранными компаниями и подконтрольными им лицами сделки;
  • исполнять уже заключенные сделки;
  • совершать финансовые операции.

Таким образом, новые требования к участникам закупок в рамках закона № 44-ФЗ с 03.05.2022, в связи с исполнением указа, сводятся к тому, чтобы они не состояли в перечне подсанкционных компаний и не являлись подконтрольными таким компаниям.

Список организаций, которые попали под специальные экономические меры, утвержден Постановлением № 851 на основании пункта 5 Указа № 252, в котором президент уполномочил правительство РФ составить такой список.

Но на практике некоторые заказчики либо игнорировали новое ограничение, либо не понимали, как его соблюдать, в связи с чем издано письмо Минфина по Указу президента 252 — от 09.06.2022 № 24-06-06/54846. В этом документе ведомство разъясняет следующие важные аспекты применения правил, установленных президентом:

  • заказчики, работающие по 44-ФЗ, объявляя тендер, обязаны в извещении указывать, что к участию не допускаются подсанкционные компании;
  • если такая организация подает заявку, ее необходимо отклонить;
  • как подтвердить, что к участнику закупки не применялись экономические меры, — с помощью выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП или ее нотариальной копии и копий учредительных документов;
  • в закупках запрещено участвовать лицам, подконтрольным компаниям под санкциями, но в законе отсутствует точный порядок проверки отсутствия такого контроля;
  • если заказчик обнаружил, что участник предоставил недостоверные сведения о непричастности к подсанкционным юрлицам, его необходимо отстранить от участия. А если он уже признан победителем — отказаться от заключения контракта с ним;
  • если заказчик обнаружит причастность к подсанкционным компаниям уже действующего контрагента на этапе исполнения контракта, он обязан заявить об одностороннем расторжении этого контракта и направить сведения о лице в УФАС для рассмотрения вопроса включения его в РНП.

Перечень компаний под санкциями

В настоящий момент перечень компаний по Постановлению 851 от 11.05.2022 включает 32 организации из более чем десятка различных иностранных государств:

Страна Наименование компании
Германия Gazprom Germania GmbH / Газпром Германия ГмбХ
Gazprom NGV Europe GmbH / Газпром Эн Джи Ви Юроп ГмбХ
Astora GmbH / Астора ГмбХ
WIBG GmbH / ВИБГ ГмбХ
WIEH GmbH / ВИЕХ ГмбХ
WINGAS GmbH / ВИНГАЗ ГмбХ
WINGAS Sales GmbH / ВИНГАЗ Сэйлз ГмбХ
WINGAS Holding GmbH / ВИНГАЗ Холдинг ГмбХ
Industriekraftwerk Greifs wald GmbH / Индустрикрафтверк Грайфсвальд ГмбХ
Gazprom Marketing & Trading Ltd. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Лтд.
ERDGASSPEICHER PEISSEN GMBH / ЭРДГАЗШПАЙХЕР ПАЙССЕН ГМБХ
Австрия ZGG – Zarubezhgazneftehim Trading GmbH / ЗГГ — Зарубежгазнефтехим Трейдинг ГмбХ
Швейцария GAZPROM Schweiz AG / Газпром Швайц АГ
IMUK AG / ИМУК АГ
Gazprom Marketing & Trading Switzerland AG / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Свитзерланд АГ
Венгрия WIEE Hungary Kft. / ВИЕЕ Хунгари Кфт.
Болгария WIEE Bulgaria EOOD / ВИЕЕ Булгариа ЕООД
Великобритания WINGAS UK Ltd. / Вингаз ЮКэй Лтд.
Gazprom Global LNG Ltd. / Газпром Глобал Эл Эн Джи Лтд.
Gazprom Marketing & Trading Retail Ltd. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Ритэйл Лтд.
Gazprom Mex (UK) 1 Ltd. / Газпром Мекс (ЮКей) 1 Лтд.
Gazprom Mex (UK) 2 Ltd. / Газпром Мекс (ЮКей) 2 Лтд.
Словакия VEMEX ENERGO s.r.o. / ВЕМЕКС ЭНЕРГО с.р.о.
Бельгия WINGAS Benelux s.r.l. / ВИНГАЗ Бенилюкс с.р.л.
Франция Gazprom Marketing & Trading France SAS / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Франц САС
США Gazprom Marketing & Trading USA Inc. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг ЮЭсЭй Инк.
Сингапур Gazprom Marketing & Trading Singapore РТЕ. Ltd. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Сингапур ПТЕ. Лтд.
Италия PremiumGas S.p.A. / ПремиумГаз С.п.А.
Чехия VEMEX s.r.o. / ВЕМЕКС с.р.о.
VEMEX ENERGIE a.s. / ВЕМЕКС ЭНЕРГИ а.с.
Румыния WIEE ROMANIA SRL / ВИЕЕ РОМАНИЯ СРЛ
Польша EUROPOL GAZ S.A. / АО “ЕВРОПОЛ ГАЗ”

Кроме того, Постановление № 851 конкретизирует, какие сделки запрещены по Указу № 252, то есть в каких случаях применяется Указ 851:

  • при сделках, которые совершаются в пользу подсанкционных лиц;
  • соглашениях, которые предполагают заход в российские порты судов, принадлежащих подсанкционным лицам в их интересе или по их поручению;
  • при сделках, по которым проводятся платежи или операции с ценными бумагами с участием или в пользу подсанкционных лиц.

C 08.11.2022 по постановлению 851 от 11.05.2022 действует еще и перечень юрлиц, которые ведут деятельность в области военно-технического сотрудничества, в отношении которых применяются специальные экономические меры. Собрали в таблицу все 74 организации:

Страна Наименование компании
Болгария

Arsenal JSCo / Арсенал Джей Эс Ко

VMZ EAD / ВМЗ ЕАД

Beta Corp AD / Бета Корп Эй Ди

Arcus Co / Аркус Ко

Dunarit AD / Дунарит Эй Ди

Terem EAD / Терем ЕАД

Balkanrous Trading / Балканроус Трейдинг

Balkan Hunter / Балкан Хантер

EL kart / ЕЛ карт

EIM Trade / ЕИМ Трейд

UMT / УМТ

Sage Consultants / Сейдж Консалтантс

Hartford international Group LTD / Хартфорд интернешинел Груп ЛТД

Metalika-AB EOOD / Металика-АБ ЕООД

Emco / Емко
Германия Atlas Elektronik / Атлас Электроник
E.sigma Systems / Е.сигма Системз
Glenair/Гленаир
In-innovative navigation / Ин-инновативе навигатион
Fritz Werner Industrie-Ausrustungen / Фритц Вернер Индустри-Аусрустунген
iMARNavigation / иМАРНавигатион
Intecs / Интекс
J.P. Sfuer&Sohn / Джей. Пи. Шуер энд Сон
Jenoptik / Дженоптик
Europlast-Nycast / Еуропласт-Никаст
Motorola Solution Germany / Моторола Солютион Германи
NDGS NoviyDizel Gearbox Servic / НДГС Новы Дизель Геарбокс Сервис
SIGNALIS / СИГНАЛИС
Rohde&Schwarz / Рохде энд Шварц
SIM Secure Information Management / СИМ Секюре Информатион Менеджемент
SNE Schirin Nobiev Exporthandel / СНЕ Ширин Нобиев Экспортхендел
SPEKON Sachsische Spezialkonfektion / СПЕКОН Захзише Специалконфектион
ForceWare / ФорсеВаре
PKI Electronic Intelligence / Пи Ки Ай Электроник Интеллигенс
Schaefflergruppe / Шаеффлергруппе
SET Stange Energietechnik / СЕТ Стэндж Енергиетекник
Канада Newcon International LTD / Ньюкон Интернешинел ЛТД
Alpha Optics System Inc / Алфа Оптик Систем Инк
Литва AVIABALTIKA aviation, LTD / АВИАБАЛТИКА авиэйшен, ЛТД
Helisota / Хелисота
JSC Defensus / Джей Эс Си Дефенсус
ASU Baltija JCS / АСУ Балтиа Джей Си Эс
Defensa UAB / Дефенса УАБ
Великобритания Strilets / Стрилетс
Espace Soft Trading Co.Ltd. / Эспейс Софт Трейдинг Ко.Лтд
Hazel UK Limited / Хазел ЮКей Лимитед
Словакия ZTS OTS spol s.r.o. / ЗТС ОТС спол с.р.о.
ZTS Special a.s. / ЗТС Спешл а.с.
Versor s.r.o. / Версор с.р.о.
Robus s.r.o. / Робус с.р.о.
Chemica spol / Хемика спол
SMS spol / СМС спол
США Desert Tech LLC / Десерт Тек ЛЛС
TCI international / Ти Си Ай интернешинел
Черногория Armada Group / Армада Груп
Montenegro Defence Industry / Монтенегро Дефенсе Индустри
Tara Aerospace and Defense Products / Тара Аэроспейсе энд Дефенсе Продуктс
Чехия VOP-026 Sternberk / ВОП-026 Штернберк
Mil International spol / Мил Интернешинел спол
Excalibur Army spol s.r.o. / Экскалибур Арми спол с.р.о.
Explosia a.s. / Эксплосиа а.с.
Польша Bumar-Labedy / Бумар-Лабеды
Fin Sp. z o.o. / Фин Сп. з о.о.
ANKOL Sp. z o.o. / АНКОЛ Сп. з о.о.
Cenzin PGZ / Цензин ПГЗ
SELW-2 Sp. z o.o. / СЕЛВ-2 Сп. з о.о.
Level 11 Sp. z o.o. / Левел 11 Сп. з о.о.
Mesko s. a. / Меско с. а.
Wtorplast Group / Вторпласт Груп
Wobi-Stal z o.o. / Воби-Стал з о.о.
BRJ / Би эР Джей
Militus – PL / Милитус – ПЛ
Nattan C0 / Наттан Ко
Эстония Baltic Armament OU / Балтик Армамент ОУ

Ответственность за нарушение

Несмотря на то, что запрет на участие подсанкционных организаций — это нововведение последних месяцев, в практике УФАС уже появились первые решения по этому вопросу. Например, Брянское УФАС в решении от 23.05.2022 по делу № 032/06/106-456/2022 выявило нарушение ряда предписаний, касающихся контрактной системы РФ и, в частности, нарушение пп. «а» п. 2 Указа президента РФ № 252 от 03.05.2022, Постановления Правительства РФ № 851 от 11.05.2022.

В итоге контролеры выдали предписание об устранении нарушений и передали материалы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Еще по теме:

  • инструкция по проверке участника закупки на соответствие общим требованиям;
  • инструкция по дополнительным требованиям к участникам госзакупок;
  • установили новые дополнительные требования к участникам закупок;
  • как применять требования о прослеживаемости в закупках по 44-ФЗ: разъяснения ФНС.

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова

Полина ГольцоваЮрист
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

Другие публикации автора

Евгений Бобышев

Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии «Азбука тендеров»

С 1 декабря 2022 года физлица и компании, признанные иноагентами, не могут принимать участие в российских закупках. Информация о таких лицах вносится в соответствующий реестр. Иностранные организации, не включенные в реестр иноагентов, по-прежнему будут участвовать в торгах на электронных площадках.

Содержание

  1. Кто такие иноагенты?
  2. Иноагенты в госзакупках
  3. Иностранная организация — это не иноагент
  4. Национальный режим
  5. Алгоритм участия иностранных исполнителей в российских тендерах
  6. Как получить ЭП
  7. Как зарегистрироваться в ЕРУЗ
  8. Как открыть спецсчет
  9. Как иностранной компании участвовать в закупках
  10. Как заключить контракт с иностранным исполнителем?
  11. Резюме

Кто такие иноагенты?

Иноагенты (иностранные агенты) – это физические и юридические лица, организации и объединения, которые своей деятельностью подрывают интересы государства.

Правительство РФ использует против иностранных агентов различные запреты и ограничения на их деятельность, включая запрет на участие в государственных, корпоративных и социальных закупках.
Актуальные сведения по иноагентам публикуются в соответствующем реестре, который ведет Министерство юстиции РФ. В обязанности ведомства входит добавление и исключение сведений из реестра о представителях этой категории.

С 1 декабря 2022 года действует Закон № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В нем собрана информация из различных законов, на основании которой формируется понятие «иноагент».

Иностранными агентами могут быть признаны российские физические и юридические лица, которые получают различного рода поддержку от иностранных государств.

Иноагенты в госзакупках

Согласно вышеназванному Закону № 255-ФЗ (статья 11) иностранным агентам с 1 декабря 2022 года запрещается участвовать в государственных (по 44-ФЗ), корпоративных (по 223-ФЗ) закупках, а также выполнять соцзаказы в социальной сфере (по 189-ФЗ).

Заказчики должны проверять сведения об участниках закупки в реестре: относятся ли они к иностранным агентам. Также заказчики должны предъявлять соответствующее требование к участникам тендеров.

Иностранная организация — это не иноагент

Если иностранным агентам запретили участвовать в российских тендерах, то это не значит, что иностранные организации тоже не могут принимать в них участие. Если иностранная организация не включена в реестр иноагентов, то ей, как и раньше, вход в российские тендеры открыт.

Иностранные участники закупок по 44-ФЗ – это налоговые резиденты других государств (не РФ). И они могут быть поставщиками и исполнителями госзаказа. Но есть исключения, о которых – далее.

В 44-ФЗ четко описано, могут ли иностранные компании принимать участие в российских тендерах (п.4 ч.1 ст.3 44-ФЗ). У них есть такое право наравне с отечественными производителями и исполнителями. Однако есть и исключения: они изложены в Приказе Минфина № 108н от 13 ноября 2007 года – это запрет на участие офшорных организаций, прошедших регистрацию в особых зонах.

На данный момент в списке офшорных зон числится 40 территорий, например, Багамы, Бермуды, Лихтенштейн, Малайзия, Мальдивы, Монако, Арабские Эмираты и др. Актуальную информацию всегда можно посмотреть в Приложении к Приказу № 108н.

Также есть 275-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, которые запрещают закупки зарубежной продукции для оборонной сферы РФ. При проведении таких процедур заказчики указывают ограничение по нацрежиму (ст.14 44-ФЗ).

Товары для оборонной сферы запрещены полностью, а для отдельных видов иностранных поставок применяются ограничения и условия допуска. В первую очередь комиссия смотрит на страну происхождения товара, а не на адрес регистрации исполнителя, поэтому такие заявки принимают без особых сложностей.

Таким образом, иностранные поставщики (физлица) вправе участвовать в закупках по 44-ФЗ. А иностранные компании могут принимать участие в государственных закупках, только если они не зарегистрированы в странах из списка офшорных территорий.

Национальный режим

Национальному режиму в 44-ФЗ посвящена статья 14, в которой говорится о запретах, ограничениях и условиях допуска. Согласно этим положениям иностранные участники участвуют в российских закупках наравне с отечественными компаниями.

Выше мы уже сказали, что участие в закупках по 44-ФЗ не могут принимать офшорные компании. Также иностранным организациям закрыты закупки для СМП, т.к. это понятие не включает в себя иностранцев.

Какие запреты установлены для зарубежной продукции:

  1. Для целей оборонной сферы.
  2. На некоторые виды зарубежных товаров из области машиностроения.
  3. Для изделий легкой промышленности, включая прокат.
  4. На зарубежное ПО.

Примечание: закупка зарубежной продукции возможна, если она не произведена на территории России или территории стран ЕАЭС.

Какие ограничения установлены для зарубежной продукции:

  1. Применение определенных видов медицинских товаров.
  2. Допуск отдельных видов зарубежной радиоэлектронной техники.
  3. Поставки некоторых видов санкционных продуктов питания.
  4. Применение произведенной на территории зарубежного государства лекарственной продукции, состоящей в списке жизненно необходимых лекарств.

Также ограничения действуют для товаров, описанных в Приказ Минфина России №126н от 04.06.2018 г. Данный документ дает преференции поставщикам некоторых видов товаров, изготовленных на территории РФ и в странах ЕАЭС.

Суть в том, что участник закупки, предлагающий такой иностранный товар, должен быть готов к тому, что в случае победы контракт с ним будет заключен на 15% или 20% ниже от цены, по которой он победил.

Алгоритм участия иностранных исполнителей в российских тендерах

Если иностранная компания решила принять участие в российской закупке, то ей нужно быть готовой к некоторым регистрационным действиям.

  1. Приобрести ЭП (электронную подпись).
  2. Добавить сведения о компании в ЕРУЗ — Единый реестр участников закупок.
  3. Оформить спецсчет.
  4. Принять участие в торгах на электронной площадке.
  5. Подписать контракт по 44-ФЗ или договор по 223-ФЗ.

Рассмотрим каждый этап подробно.

Как получить ЭП

Участие в государственных закупках возможно только при наличии электронной подписи. Такое правило действует не только для иностранцев, но и для российских поставщиков (Письмо Минфина № 24-06-05/54209 и Минэкономсвязи № ОП-П15-085-18306 от 01 августа 2018 года). Получают ЭП в удостоверяющих центрах, получивших аккредитацию – полномочия по выдаче цифровых ключей.

Кроме сертификатов, которые выдают российские УЦ, для закупок в ЕИС действуют следующие ЭП:

  • подписи и сертификаты ключей, выданные в рамках международных нормативов и стандартов, и соответствующие подписи, выданные по нормам 63-ФЗ;
  • электронные подписи, оформленные в странах, с которыми у РФ действует соглашение о взаимном признании цифровых ключей.

К таким государствам относятся страны-участники ЕАЭС. Например, не возникнет сложностей с электронной подписью, полученной в Белоруссии – она считывается наравне с российскими ЭП (решение коллегии Евразийской экономической комиссии № 144 от 23.08.2012).

С 2020 года на территории РФ действуют сертификаты и подписи, оформленные по международным правилам, если это разрешено международными договоренностями РФ (476-ФЗ от 27 декабря 2019 года). Электронную подпись будут учитывать, если иностранный поставщик оформит ее в соответствии с требованиями, изложенными в международных нормативах. При необходимости данную информацию можно запросить в компании, выдавшей сертификат электронного ключа.

Как зарегистрироваться в ЕРУЗ

Проходить регистрацию в ЕРУЗ можно, даже если у вас на руках пока нет электронной подписи. Однако все же рекомендуем выпустить ЭП заблаговременно, потому что аккредитация на электронных площадках и направление заявок возможны только при наличии ЭП. С ее помощью вы будете подтверждать свои действия на электронных площадках.

Если ЭП не выпущена, то следует выбрать ЭТП и предоставить оператору сведения о компании для дальнейшей регистрации (полный перечень дается в Постановлении Правительства РФ от 27.01.2022 г. № 60).

После того, как ЭП получена, можно регистрироваться в ЕСИА. Первым делом подается заявление на регистрацию в ЕСИА. После добавления сведений об иностранном участнике в ЕСИА можно приступать к регистрации на Портале закупок – сайте ЕИС.

Как открыть спецсчет

Спецсчет нужен, чтобы перечислять обеспечение заявки. Иностранный участник по 44-ФЗ может предоставлять обеспечение заявки двумя способами: независимая гарантия и денежные средства. В последнем случае нужно заранее побеспокоиться, чтобы необходимая сумма лежала на специальном счете.

Как иностранной компании участвовать в закупках

После выполнения всех вышеназванных действий можно начинать принимать участие в электронных торгах. Вот инструкция для иностранной компании:

  1. Найдите закупку.
  2. Поиск закупки осуществляется по наименованию заказчика или ключевому слову (предмету контракта).
  3. Собираем комплект документов – заявка, декларации соответствия, предложение о цене.
  4. В документации прописывается аналог ИНН согласно положениям того государства, в котором оформлен потенциальный исполнитель.
  5. Внесите обеспечение заявки по реквизитам спецсчета.
  6. Примите участие в торгах на электронной торговой площадке.

Если наряду с российскими участниками в процедуре фигурируют иностранные компании, то это никак не влияет на проведение конкурса или аукциона – они проходят на общих основаниях.

Если в тендере выигрывает зарубежный поставщик, то он перечисляет заказчику гарантию исполнения обязательств, заключает контракт и приступает к поставкам или работам в условленное время.

В рамках закупок по 223-ФЗ действует ограничение: преимущество отводится отечественным производителям товаров и исполнителям услуг (Постановление Правительства РФ № 925 от 16 сентября 2016 года). Это не запрет на участие иностранных исполнителей, а поддержка российского рынка: для российских товаров – 15%, для радиоэлектронной продукции – 30%.

Как заключить контракт с иностранным исполнителем?

Подписание контракта с иностранным участником проходит по тому же алгоритму, что и с российским участником. Заказчику следует помнить о 2-х правилах, по которым заключается контракт по 44-ФЗ или договор по 223-ФЗ:

  1. Цена контракта указывается в валюте иностранного исполнителя, а не в рублях. Перерасчет цены производится с учетом текущего курса валют.
  2. Текст контракта/договора составляется на русском языке и языке иностранного поставщика.

Резюме

Андрей Плешков

Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе

Телеграм-чат

Тема участия в российских закупках иностранных компаний остается сложной и требует постоянного анализа. Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях к статье или в нашем Телеграм-чате. В чате состоят опытные поставщики и представители заказчиков, поэтому у вас будет возможность перенять их опыт. А каждую неделю проводим «тендерные среды» — это прямые эфиры, на которых обсуждаем последние новости из сферы госзакупок.

05.12.2022 подписан и опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Федеральный закон № 498 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данным законом приняты положения, направленные на совершенствование регулирования статуса иностранного агента на территории Российской Федерации, в том числе в новой редакции изложена часть 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ), изменен пункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), которыми определен состав участников закупок.

С учетом внесенных изменений участником закупок, проводимых в рамках Федерального закона № 223-ФЗ и Федерального закона № 44-ФЗ, со дня опубликования вышеназванного закона не могут быть юридическое или физическое лицо, являющееся иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

С полным текстом принятого закона можно ознакомиться по адресу: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212050039.».

Наиболее важные изменения, вносимые законопроектом № 99018-8 в 44-ФЗ

1

1. Со дня официального опубликования закона:
Уточняются требования к заказчикам, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства.

Запрещено использование иностранной валюты, информации о котировках на иностранных биржах как для обоснования НМЦК, так и для расчётов по контрактам, кроме тех случаев, когда заказчик осуществляет деятельность за рубежом.

Контракты на поставку товаров для нормального жизнеобеспечения можно будет заключить в целях поставки медизделий и технических средств реабилитации. Условия проведения запросов котировок для таких случаев будут упрощены (независимо от НМЦК и годового объема).

Уточнено, что до 31.12.2022 включительно региональные органы власти получат право определять дополнительные случаи закупки у единственного поставщика для муниципальных нужд в рамках своего региона.

Планирование закупок и заключение контрактов по дополнительным случаям с единственным поставщиком будет проводиться по аналогии с закупками у единственного поставщика по решению Президента РФ (поручению Правительства РФ). Такие контракты будут включаться в реестр контрактов, к ним будет применяться электронное актирование. 

Правительство РФ вправе утверждать случаи и порядки проведения отдельными заказчиками закрытых процедур. При этом заказчики, включенные Правительством РФ в перечень заказчиков, которые проводят закрытые закупки, утратят право отменять предоставление преимуществ в отношении СМП, СОНКО и осуществления закупки на общих основаниях в случае, если закупка с преимуществом для СМП, СОНКО признана несостоявшейся; 

Предлагается наделить Правительство РФ полномочиями на установление случаев, при наступлении которых заказчиками к участникам закупок будет применяться обязательное требование об отсутствии соответствующей информации в РНП. Также будет возможно устанавливать требование об отсутствии в РНП сведений о лицах, информация о которых содержится в заявке 

Будет скорректирован срок оплаты по контрактам, заключенным по результатам закупок, размещенных с 01.01.2022 по 30.04.2022 (включительно) – не более 15 раб. дней, а с 01.05.2022 – не более 7 раб. дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, но с учетом некоторых исключений.

В извещении заказчику необходимо будет указывать информацию о казначейском сопровождении контракта.

При проведении конкурса без установления критериев (отсутствует первая часть заявки) по расходам на эксплуатации и качественным характеристикам объекта закупки во вторую часть заявки нужно будет включать помимо страны происхождения товара его характеристики.

При проведении запроса котировок с 3 часов до 1 рабочего дня, следующего за днем размещения итогового протокола, будет увеличен срок направления заказчиком участнику закупки-победителю проекта контракта.

Уточняется порядок направления информации в реестр контрактов – исключается включение фирменного наименования, определяются сроки направления информации о приемке товара (не позднее 1 раб. дня, следующего за днем подписания документа), проверка такой информации в Казначействе России будет осуществляться в течение 2 рабочих дней со дня ее получения.

До 01.01.2024 устанавливается возможность осуществлять закупки, предусматривающие заключение контрактов «под ключ» (в настоящее время предусмотрено утверждение перечней объектов капстроительства органом власти соответствующего уровня); также станет возможным включение в предмет контракта «под ключ» поставку оборудования для эксплуатации объекта, если оно предусмотрено проектной документацией, при этом в контракте должны быть раздельно указаны стоимость строительных работ и стоимость поставки такого оборудования. 

До 31.12.2022 предусматривается право заказчика не устанавливать обеспечение исполнения контракта, гарантийных обязательств, за исключением случаев, если в контракте предусмотрена выплата аванса и он не подлежит казначейскому сопровождению.

2. С 01.05.2022:
Вступит в силу положение, которым предусмотрено, что утратит силу правило, введенное в отношении закупок, размещаемых в 2022 году, о включении в контракты по итогам закупок среди СМП, СОНКО обязательного условия об оплате в течение не более 10 рабочих дней, а в отношении закупок, размещаемых с 01.01.2023 – не более чем 7 рабочих дней.

3. С 01.07.2022:
Уточнены сроки направления обращений о включении в РНП сведений об участнике для различных случаев, предусмотренных 44-ФЗ.

Увеличен срок направления сведений в РНП (не в день вступления решения заказчика об одностороннем отказе, а не позднее 2 раб. дней, следующих за днем вступления решения в силу), при одностороннем отказе поставщика от исполнения контракта заказчик также будет направлять сведения о нем для включения в РНП (включение возможно будет обжаловать).

4. С 01.01.2023:
Замена ссылки на предусмотренный НК РФ перечень офшорных зон в отношении юридических лиц, на перечень, вводимый в рамках БК РФ.

Уточнение, что при проведении совместной процедуры, стороной соглашения о проведении которой является уполномоченный орган, наделенный заказчиком полномочиями на определение поставщиков, то контракт заключается заказчиком, наделившим его такими полномочиями.

В части применения антидемпинговых мер уточняется, что решении в отношении информации о добросовестности принимается заказчиком (не комиссией, отдельного протокола комиссии не потребуется).

В извещении заказчику необходимо будет указывать информацию о предъявлении к участнику всех единых требований по части 1 статьи 31 44-ФЗ, а не только о соответствии с требованиям законодательства РФ (лицензии, СРО и проч.).

Уточнение, что блокировка обеспечения заявки на специальном счете необходима для перевода заказчику (в бюджет) в случаях предусмотренных статьей 44.

Сокращение срока отправки оператором электронной площадки информации в банк в случае, если за квартал было три отклонения заявок в отношении одного участника с 30 дней до 15 раб. дней.

В части условий независимой гарантии – гарантия должна содержать сумму , подлежащую уплате заказчику в целом по статье 44, а не только 3 отклонениям за квартал (устранение технической ошибки).

При проведении конкурса подача ценового предложения ниже нуля будет приравниваться к подаче цены за право заключения контракта;

При проведении аукциона на повышение (за право заключения контракт) исключается максимальный размер ценового предложения (100 млн рублей)

Вводится новый случай закупки у единственного поставщика – услуги подготовки космонавтов, запуску космических аппаратов, управлению ими и созданию космической техники

При осуществлении закупки «с полки» будет исключено применения валюты для расчета цены и расчетов по контракту.

5. Прочие изменения:
Продлевается до 01.07.2023 возможность заключения контракта по результатам несостоявшихся процедур (без поданных или соответствующих заявок) без использования ЕИС и электронной площадки.

Право заказчика формировать проект контракта без использования ЕИС будет применяться к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены с 01.04.2023 до 01.07.2023 (в настоящее время с 01.10.2022 до 01.04.2023).

До 01.07.2023 продлевается применение нормы о том, что в отношении контрактов, заключенных по результатам закупок, которые будут размещены в период с 01.01.2022 до 01.04.2023, не будут применяться правила о неразмещении информации в открытой части ЕИС при заключении контракта, о направлении контрактов в реестр контрактов с использованием ЕИС.

Устанавливается правило не применения положений 44-ФЗ о заключении соглашений об изменении или расторжении контрактов с использование ЕИС без публикации в открытой части, вступление которой в силу предполагалось с 01.07.2023 (будет с 01.01.2024), в отношении закупок, размещенных до 01.01.2024.

Изменения, внесенные законопроектом № 99018-8 в 223-ФЗ

2

1. Со дня официального опубликования закона:
Предусмотрено сокращение срока оплаты по договорам – срок составит не более 7 раб. дней с даты приемки. 

Случаи-исключения: если иной срок будет установлен Правительством РФ в целях обороны и безопасности государства, или иной (отличный) срок будет установлен заказчиком (в положение о закупке должны быть включены конкретные сроки и (или) порядок определения таких сроков, а также заказчик должен определить перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых эти сроки применяются).

2. С 01.07.2022:
Предоставляется возможность включать в описание предмета закупки страну происхождения товара. 

Правительство РФ получит право определять в отношении закупок, которые проводятся во всех случаях, определяемых

Правительством РФ по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ (не только в отношении перечней или групп товаров, работ, услуг) некоторые особенности 

Правительство РФ получит право определять порядок размещения в ЕИС уведомлений и заключений при проведении мониторинга или оценки соответствия требованиям законодательства о закупках у субъектов МСП. Такие уведомления будут направляться в ЕИС без публикации в открытой части. 

Будет определена возможность установить порядок информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами, действующими в рамках 223-ФЗ. 

Устанавливается возможность осуществления закупки в сфере строительства «под ключ». 

Предоставляется возможность включать в РНП сведения об участниках, с которыми договоры расторгнуты в одностороннем порядке заказчиком, попавшими под санкции недружественных стран, в связи с существенным нарушением условий договора такими участниками 

В целях совершенствования информационного обеспечения закупок будет зафиксирован порядок размещения информации в ЕИС без публикации в открытой части ЕИС (по аналогии с положениями 44-ФЗ), уточняется перечень размещаемой в открытой части ЕИС информации о закупке 

Положением о закупке заказчика может быть предусмотрена дополнительная информация, подлежащая размещению в ЕИС, на официальном сайте ЕИС.

3. С 01.10.2022:
Правительство РФ получит право установить особенности включения закупок, сведения о которых не размещаются в ЕИС, в план закупки и план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. 

Положения о закупках заказчиков должны быть приведены в соответствие с требованиями 223-ФЗ в новой редакции не позднее 01.10.2022. Закупки, размещенные до таких изменений, должны завершаться по правилам, действующим на дату размещения извещения, а срок оплаты по договору должен составлять не более 7 рабочих дней (если иное не установлено законодательством РФ).

4. С 01.04.2023:
Будет уточнено, что информация о закрытых закупках не размещается в ЕИС, за исключением закупок, которые проводятся по решению Правительства РФ на основании ч. 16 ст.4 223-ФЗ (например, таким решением является постановление Правительства РФ № 301), информация о которых будет направляться в ЕИС, но не будет публиковаться в открытой части ЕИС (в целях прослеживаемости и учета таких закупок). Также уточняется, что доступ к размещенной в открытой части информации о закупках предоставляется безвозмездно, а порядок предоставления информации из ЕИС будет определяться Правительством РФ.

Ч. 16 ст. 4 223-ФЗ будет скорректирована в части перечня информации, в отношении которой Правительство РФ вправе принимать решения о неразмещении сведений в ЕИС.
 

Компании, отказавшиеся от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций иностранными государствами, не смогут участвовать в госзакупках

27 мая

Постановление Правительства РФ от 23.05.2022 N 937

«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571»

Правительством РФ в качестве одного из обязательных требований к поставщикам устанавливается отсутствие сведений о компании в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), включенных в указанный реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине того, что заказчик попал под санкции иностранных государств.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2022 года и применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления, а также в случае заключения контрактов с единственным поставщиком после указанной даты. 

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Вернуться к списку новостей
Вернуться к списку новостей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инн 6311151589 ооо межрегиональная торговая компания
  • Инновационная деятельность фармацевтических компаний
  • Инновационный бизнес план пример готовый с расчетами
  • Ифнс 23 по г москве часы работы с физическими лицами
  • Иннотек фармацевтическая компания отзывы сотрудников