Федеральный закон от 05.12.2022 N 498-ФЗ
В Законе N 223-ФЗ уточнили, что на стороне участника закупки не могут выступать ни юрлица, ни физлица, являющиеся иностранными агентами.
Отметим, что рассматриваемый запрет предусмотрен также Законом о контроле за деятельностью иностранных агентов. Он вступил в силу 1 декабря.
Закупки у иностранных поставщиков по 44 ФЗ — это заказ товаров, работ или услуг у организаций, которые не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.
Что говорит закон
Закон о Федеральной контрактной системе четко регламентирует, вправе ли иностранные организации участвовать в закупах (п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ). Нерезиденты участвуют в тендерах наравне с отечественными поставщиками и подрядчиками. Но есть и исключения — страны из перечня Минфина, такие, как Белиз, Гибралтар, Панама (приказ Минфина № 108н от 13.11.2007). Это офшорные зоны — государства с льготным налоговым режимом и страны, не разглашающие внутреннюю финансовую информацию (п. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).
Получается, что в госзакупках нельзя участвовать офшорным компаниям, зарегистрированным в особых зонах. По сути, конкретный ФЗ, запрещающий закупку у иностранных контрагентов, отсутствует. Но есть Федеральный закон № 275-ФЗ от 29.12.2012 и ПП РФ № 239 от 07.03.2019, в которых закреплен запрет на допуск иностранной продукции для целей обороны страны. При осуществлении таких закупок заказчик устанавливает ограничение по ст. 14 44-ФЗ — включает условие о национальном режиме. Для оборонной продукции действует полный запрет на допуск, для некоторых зарубежных поставок устанавливают ограничения и условия допуска. При рассмотрении заявок комиссия обращает внимание на страну происхождения товара, а не на территориальную принадлежность поставщика, поэтому заявки от иностранных исполнителей не отклонят.
Вывод о том, могут ли иностранные граждане выступать поставщиками по 44-ФЗ, — однозначно могут. Никаких исключений для физических лиц, не являющихся резидентами РФ, не предусмотрено. А вот зарубежные организации вправе поставлять товары, работы и услуги, только если они зарегистрированы на территориях, не попадающих в перечень исключений.
Как иностранцам принять участие в закупках
Если зарубежная организация планирует участвовать в российском госзаказе, ей придется пройти целый ряд регистрационных процедур. Вот как иностранному производителю участвовать в тендерах на сайте государственных закупок:
- Получить электронную подпись.
- Зарегистрироваться в ЕРУЗ — Едином реестре участников закупок.
- Открыть специальный счет.
- Пройти весь процесс торгов.
- Заключить контракт с иностранным юридическим лицом по 44-ФЗ или договор по 223-ФЗ.
Шаг 1. Получаем электронную подпись
Все закупки проводятся по законодательно определенным правилам. Подача заявок от российских контрагентов, равно как и участие иностранной компании по 44-ФЗ, невозможно без усиленной квалифицированной электронной подписи и сертификата к ней (письмо Минфина № 24-06-05/54209 и Минэкономсвязи № ОП-П15-085-18306 от 01.08.2018). Выдают ЭЦП только аккредитованные удостоверяющие центры.
Помимо ЭЦП, выданных отечественными удостоверяющими центрами, для заказов в ЕИС действуют и другие электронные подписи:
- подписи и сертификаты ключей, выпущенные в соответствии с международными нормативами и стандартами и соответствующие ЭЦП, выпущенным по правилам 63-ФЗ;
- ЭЦП, выпущенные в государствах, с которыми у России действует договор о взаимном признании электронных подписей.
К таким странам относятся государства из Евразийского экономического союза — Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Проблем с электронной подписью, выпущенной в Республике Беларусь, точно не возникнет — она принимается наравне с отечественными ЭЦП (решение коллегии Евразийской экономической комиссии № 144 от 23.08.2012).
В 2020 году (с 1 июля) начнет действовать такое правило: подписи и сертификаты, выпущенные по международным нормативам и стандартам, действительны в России, только если это разрешено международными договоренностями Российской Федерации (476-ФЗ от 27.12.2019). ЭЦП примут, если зарубежный участник подтвердит ее соответствие требованиям, прописанным в международных договорах. Запросите такие сведения у компании, выпустившей электронную подпись.
Шаг 2. Регистрируемся в ЕРУЗ
Вы вправе зарегистрироваться в Едином реестре участников закупок, даже если еще не получили электронную подпись. Но рекомендуем подготовить ЭЦП заранее: аккредитация нерезидента в РФ на участие в торгах и подача заявок требуют подтверждения действий через усиленную электронную подпись.
Вот как регистрируются организации при наличии ЭЦП. Сначала подается заявка на регистрацию в ЕСИА — Единую систему идентификации и аутентификации (подробное описание для нерезидентов — в п. 3.1.4 регистрационной инструкции). Как только исполнитель получит аккредитацию в ЕСИА, его зарегистрируют в реестре участников и в Единой информационной системе.
Если электронной подписи нет, то выберите электронную торговую площадку и направьте оператору регистрационную информацию о компании (полный перечень — в п. 9 ПП РФ № 1752 от 30.12.2018).
Шаг 3. Открываем специальный счет
Спецсчет необходим для обеспечения заявок. Участие в закупках иностранной компании по 223-ФЗ и по 44-ФЗ невозможно без предоставления обеспечения заявки в форме перечисления установленной суммы на специальный счет или банковской гарантии.
Шаг 4. Участвуем в закупках
После получения электронной подписи, регистрации в ЕИС, ЕРУЗ и на электронной площадке приступаем к закупочным процедурам. Вот как иностранной компании участвовать в торгах:
- Находим тендер. Ищем по объекту закупки или наименованию заказчика (если раньше работали с конкретной организацией).
- Готовим документы — заявку, декларации соответствия, ценовое предложение. В документах указываем аналог ИНН по законам той страны, в которой зарегистрирован потенциальный поставщик (ч. 5 ст. 66 44-ФЗ).
- Отправляем обеспечение заявки.
- Направляем предложение в личном кабинете электронной площадки.
- Принимаем участие в определении победителя. Если в тендере участвует иностранная организация, это никак не влияет на ход аукциона или конкурса — торги осуществляются по общим правилам.
Если в закупках победила зарубежная компания, она обеспечивает заказчика гарантией исполнения обязательств, подписывает соглашение и реализует заказ в установленный срок.
При проведении торгов по 223-ФЗ действует ограничение: в приоритете поставки товары, работы и услуги отечественного происхождения (ПП РФ № 925 от 16.09.2016). Это не запрет на участие заграничных поставщиков, но конкретные преференции в цене для российской продукции (15%). Для заказов радиоэлектронных товаров преференция составляет 30%.
Шаг 5. Заключаем контракт
Соглашение с иностранным исполнителем практически не отличается от контракта, который заказчик заключает с российским поставщиком. Есть два правила, по которым проводится заключение договора с иностранной компанией по 223 ФЗ или госконтракта по 44-ФЗ.
Прописывайте цену правильно. Цена контракта указывается не в рублях, а в валюте контрагента. Укажите порядок конвертации с учетом постоянно меняющегося курса валют.
Дублируйте текст. Это значит, что соглашение составляется на русском языке и на языке зарубежного исполнителя.
Как проводить другие госзакупки
У нас есть и другие подробные инструкции, как правильно закупать:
- Продовольствие для жизнеобеспечения граждан.
- Продукты питания.
- НИОКР.
- Вывоз мусора.
- Лекарственные средства.
- Мебель.
- Недвижимость.
- Электроэнергию.
- ОСАГО.
- Результаты интеллектуальной деятельности.
- Расходные материалы.
- Коммунальные услуги.
- В аварийных ситуациях.
В существующей сейчас сложной внешнеполитической ситуации не только иностранные государства налагают санкции на российские компании. Россия тоже применяет к некоторым иностранным организациям специальные экономические меры: в 2022 г. и вплоть до снятия ограничений с такими лицами, в частности, запрещено заключать госконтракты.
Новое ограничение для участия в закупках
На фоне все обостряющейся внешнеполитической ситуации весной 2022 года издан Указ президента 252 от 03.05.2022, в соответствии с которым российские органы власти всех уровней, юридические и физические лица не вправе:
- заключать с определенными иностранными компаниями и подконтрольными им лицами сделки;
- исполнять уже заключенные сделки;
- совершать финансовые операции.
Таким образом, новые требования к участникам закупок в рамках закона № 44-ФЗ с 03.05.2022, в связи с исполнением указа, сводятся к тому, чтобы они не состояли в перечне подсанкционных компаний и не являлись подконтрольными таким компаниям.
Список организаций, которые попали под специальные экономические меры, утвержден Постановлением № 851 на основании пункта 5 Указа № 252, в котором президент уполномочил правительство РФ составить такой список.
Но на практике некоторые заказчики либо игнорировали новое ограничение, либо не понимали, как его соблюдать, в связи с чем издано письмо Минфина по Указу президента 252 — от 09.06.2022 № 24-06-06/54846. В этом документе ведомство разъясняет следующие важные аспекты применения правил, установленных президентом:
- заказчики, работающие по 44-ФЗ, объявляя тендер, обязаны в извещении указывать, что к участию не допускаются подсанкционные компании;
- если такая организация подает заявку, ее необходимо отклонить;
- как подтвердить, что к участнику закупки не применялись экономические меры, — с помощью выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП или ее нотариальной копии и копий учредительных документов;
- в закупках запрещено участвовать лицам, подконтрольным компаниям под санкциями, но в законе отсутствует точный порядок проверки отсутствия такого контроля;
- если заказчик обнаружил, что участник предоставил недостоверные сведения о непричастности к подсанкционным юрлицам, его необходимо отстранить от участия. А если он уже признан победителем — отказаться от заключения контракта с ним;
- если заказчик обнаружит причастность к подсанкционным компаниям уже действующего контрагента на этапе исполнения контракта, он обязан заявить об одностороннем расторжении этого контракта и направить сведения о лице в УФАС для рассмотрения вопроса включения его в РНП.
Перечень компаний под санкциями
В настоящий момент перечень компаний по Постановлению 851 от 11.05.2022 включает 32 организации из более чем десятка различных иностранных государств:
Страна | Наименование компании |
---|---|
Германия | Gazprom Germania GmbH / Газпром Германия ГмбХ |
Gazprom NGV Europe GmbH / Газпром Эн Джи Ви Юроп ГмбХ | |
Astora GmbH / Астора ГмбХ | |
WIBG GmbH / ВИБГ ГмбХ | |
WIEH GmbH / ВИЕХ ГмбХ | |
WINGAS GmbH / ВИНГАЗ ГмбХ | |
WINGAS Sales GmbH / ВИНГАЗ Сэйлз ГмбХ | |
WINGAS Holding GmbH / ВИНГАЗ Холдинг ГмбХ | |
Industriekraftwerk Greifs wald GmbH / Индустрикрафтверк Грайфсвальд ГмбХ | |
Gazprom Marketing & Trading Ltd. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Лтд. | |
ERDGASSPEICHER PEISSEN GMBH / ЭРДГАЗШПАЙХЕР ПАЙССЕН ГМБХ | |
Австрия | ZGG – Zarubezhgazneftehim Trading GmbH / ЗГГ — Зарубежгазнефтехим Трейдинг ГмбХ |
Швейцария | GAZPROM Schweiz AG / Газпром Швайц АГ |
IMUK AG / ИМУК АГ | |
Gazprom Marketing & Trading Switzerland AG / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Свитзерланд АГ | |
Венгрия | WIEE Hungary Kft. / ВИЕЕ Хунгари Кфт. |
Болгария | WIEE Bulgaria EOOD / ВИЕЕ Булгариа ЕООД |
Великобритания | WINGAS UK Ltd. / Вингаз ЮКэй Лтд. |
Gazprom Global LNG Ltd. / Газпром Глобал Эл Эн Джи Лтд. | |
Gazprom Marketing & Trading Retail Ltd. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Ритэйл Лтд. | |
Gazprom Mex (UK) 1 Ltd. / Газпром Мекс (ЮКей) 1 Лтд. | |
Gazprom Mex (UK) 2 Ltd. / Газпром Мекс (ЮКей) 2 Лтд. | |
Словакия | VEMEX ENERGO s.r.o. / ВЕМЕКС ЭНЕРГО с.р.о. |
Бельгия | WINGAS Benelux s.r.l. / ВИНГАЗ Бенилюкс с.р.л. |
Франция | Gazprom Marketing & Trading France SAS / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Франц САС |
США | Gazprom Marketing & Trading USA Inc. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг ЮЭсЭй Инк. |
Сингапур | Gazprom Marketing & Trading Singapore РТЕ. Ltd. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Сингапур ПТЕ. Лтд. |
Италия | PremiumGas S.p.A. / ПремиумГаз С.п.А. |
Чехия | VEMEX s.r.o. / ВЕМЕКС с.р.о. |
VEMEX ENERGIE a.s. / ВЕМЕКС ЭНЕРГИ а.с. | |
Румыния | WIEE ROMANIA SRL / ВИЕЕ РОМАНИЯ СРЛ |
Польша | EUROPOL GAZ S.A. / АО “ЕВРОПОЛ ГАЗ” |
Кроме того, Постановление № 851 конкретизирует, какие сделки запрещены по Указу № 252, то есть в каких случаях применяется Указ 851:
- при сделках, которые совершаются в пользу подсанкционных лиц;
- соглашениях, которые предполагают заход в российские порты судов, принадлежащих подсанкционным лицам в их интересе или по их поручению;
- при сделках, по которым проводятся платежи или операции с ценными бумагами с участием или в пользу подсанкционных лиц.
C 08.11.2022 по постановлению 851 от 11.05.2022 действует еще и перечень юрлиц, которые ведут деятельность в области военно-технического сотрудничества, в отношении которых применяются специальные экономические меры. Собрали в таблицу все 74 организации:
Страна | Наименование компании |
---|---|
Болгария |
Arsenal JSCo / Арсенал Джей Эс Ко |
VMZ EAD / ВМЗ ЕАД |
|
Beta Corp AD / Бета Корп Эй Ди |
|
Arcus Co / Аркус Ко |
|
Dunarit AD / Дунарит Эй Ди |
|
Terem EAD / Терем ЕАД | |
Balkanrous Trading / Балканроус Трейдинг |
|
Balkan Hunter / Балкан Хантер |
|
EL kart / ЕЛ карт |
|
EIM Trade / ЕИМ Трейд |
|
UMT / УМТ |
|
Sage Consultants / Сейдж Консалтантс |
|
Hartford international Group LTD / Хартфорд интернешинел Груп ЛТД |
|
Metalika-AB EOOD / Металика-АБ ЕООД |
|
Emco / Емко | |
Германия | Atlas Elektronik / Атлас Электроник |
E.sigma Systems / Е.сигма Системз | |
Glenair/Гленаир | |
In-innovative navigation / Ин-инновативе навигатион | |
Fritz Werner Industrie-Ausrustungen / Фритц Вернер Индустри-Аусрустунген | |
iMARNavigation / иМАРНавигатион | |
Intecs / Интекс | |
J.P. Sfuer&Sohn / Джей. Пи. Шуер энд Сон | |
Jenoptik / Дженоптик | |
Europlast-Nycast / Еуропласт-Никаст | |
Motorola Solution Germany / Моторола Солютион Германи | |
NDGS NoviyDizel Gearbox Servic / НДГС Новы Дизель Геарбокс Сервис | |
SIGNALIS / СИГНАЛИС | |
Rohde&Schwarz / Рохде энд Шварц | |
SIM Secure Information Management / СИМ Секюре Информатион Менеджемент | |
SNE Schirin Nobiev Exporthandel / СНЕ Ширин Нобиев Экспортхендел | |
SPEKON Sachsische Spezialkonfektion / СПЕКОН Захзише Специалконфектион | |
ForceWare / ФорсеВаре | |
PKI Electronic Intelligence / Пи Ки Ай Электроник Интеллигенс | |
Schaefflergruppe / Шаеффлергруппе | |
SET Stange Energietechnik / СЕТ Стэндж Енергиетекник | |
Канада | Newcon International LTD / Ньюкон Интернешинел ЛТД |
Alpha Optics System Inc / Алфа Оптик Систем Инк | |
Литва | AVIABALTIKA aviation, LTD / АВИАБАЛТИКА авиэйшен, ЛТД |
Helisota / Хелисота | |
JSC Defensus / Джей Эс Си Дефенсус | |
ASU Baltija JCS / АСУ Балтиа Джей Си Эс | |
Defensa UAB / Дефенса УАБ | |
Великобритания | Strilets / Стрилетс |
Espace Soft Trading Co.Ltd. / Эспейс Софт Трейдинг Ко.Лтд | |
Hazel UK Limited / Хазел ЮКей Лимитед | |
Словакия | ZTS OTS spol s.r.o. / ЗТС ОТС спол с.р.о. |
ZTS Special a.s. / ЗТС Спешл а.с. | |
Versor s.r.o. / Версор с.р.о. | |
Robus s.r.o. / Робус с.р.о. | |
Chemica spol / Хемика спол | |
SMS spol / СМС спол | |
США | Desert Tech LLC / Десерт Тек ЛЛС |
TCI international / Ти Си Ай интернешинел | |
Черногория | Armada Group / Армада Груп |
Montenegro Defence Industry / Монтенегро Дефенсе Индустри | |
Tara Aerospace and Defense Products / Тара Аэроспейсе энд Дефенсе Продуктс | |
Чехия | VOP-026 Sternberk / ВОП-026 Штернберк |
Mil International spol / Мил Интернешинел спол | |
Excalibur Army spol s.r.o. / Экскалибур Арми спол с.р.о. | |
Explosia a.s. / Эксплосиа а.с. | |
Польша | Bumar-Labedy / Бумар-Лабеды |
Fin Sp. z o.o. / Фин Сп. з о.о. | |
ANKOL Sp. z o.o. / АНКОЛ Сп. з о.о. | |
Cenzin PGZ / Цензин ПГЗ | |
SELW-2 Sp. z o.o. / СЕЛВ-2 Сп. з о.о. | |
Level 11 Sp. z o.o. / Левел 11 Сп. з о.о. | |
Mesko s. a. / Меско с. а. | |
Wtorplast Group / Вторпласт Груп | |
Wobi-Stal z o.o. / Воби-Стал з о.о. | |
BRJ / Би эР Джей | |
Militus – PL / Милитус – ПЛ | |
Nattan C0 / Наттан Ко | |
Эстония | Baltic Armament OU / Балтик Армамент ОУ |
Ответственность за нарушение
Несмотря на то, что запрет на участие подсанкционных организаций — это нововведение последних месяцев, в практике УФАС уже появились первые решения по этому вопросу. Например, Брянское УФАС в решении от 23.05.2022 по делу № 032/06/106-456/2022 выявило нарушение ряда предписаний, касающихся контрактной системы РФ и, в частности, нарушение пп. «а» п. 2 Указа президента РФ № 252 от 03.05.2022, Постановления Правительства РФ № 851 от 11.05.2022.
В итоге контролеры выдали предписание об устранении нарушений и передали материалы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Еще по теме:
- инструкция по проверке участника закупки на соответствие общим требованиям;
- инструкция по дополнительным требованиям к участникам госзакупок;
- установили новые дополнительные требования к участникам закупок;
- как применять требования о прослеживаемости в закупках по 44-ФЗ: разъяснения ФНС.
Об авторе этой статьи
- Полина ГольцоваЮрист
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии «Азбука тендеров»
С 1 декабря 2022 года физлица и компании, признанные иноагентами, не могут принимать участие в российских закупках. Информация о таких лицах вносится в соответствующий реестр. Иностранные организации, не включенные в реестр иноагентов, по-прежнему будут участвовать в торгах на электронных площадках.
Содержание
- Кто такие иноагенты?
- Иноагенты в госзакупках
- Иностранная организация — это не иноагент
- Национальный режим
- Алгоритм участия иностранных исполнителей в российских тендерах
- Как получить ЭП
- Как зарегистрироваться в ЕРУЗ
- Как открыть спецсчет
- Как иностранной компании участвовать в закупках
- Как заключить контракт с иностранным исполнителем?
- Резюме
Кто такие иноагенты?
Иноагенты (иностранные агенты) – это физические и юридические лица, организации и объединения, которые своей деятельностью подрывают интересы государства.
Правительство РФ использует против иностранных агентов различные запреты и ограничения на их деятельность, включая запрет на участие в государственных, корпоративных и социальных закупках.
Актуальные сведения по иноагентам публикуются в соответствующем реестре, который ведет Министерство юстиции РФ. В обязанности ведомства входит добавление и исключение сведений из реестра о представителях этой категории.
С 1 декабря 2022 года действует Закон № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». В нем собрана информация из различных законов, на основании которой формируется понятие «иноагент».
Иностранными агентами могут быть признаны российские физические и юридические лица, которые получают различного рода поддержку от иностранных государств.
Иноагенты в госзакупках
Согласно вышеназванному Закону № 255-ФЗ (статья 11) иностранным агентам с 1 декабря 2022 года запрещается участвовать в государственных (по 44-ФЗ), корпоративных (по 223-ФЗ) закупках, а также выполнять соцзаказы в социальной сфере (по 189-ФЗ).
Заказчики должны проверять сведения об участниках закупки в реестре: относятся ли они к иностранным агентам. Также заказчики должны предъявлять соответствующее требование к участникам тендеров.
Иностранная организация — это не иноагент
Если иностранным агентам запретили участвовать в российских тендерах, то это не значит, что иностранные организации тоже не могут принимать в них участие. Если иностранная организация не включена в реестр иноагентов, то ей, как и раньше, вход в российские тендеры открыт.
Иностранные участники закупок по 44-ФЗ – это налоговые резиденты других государств (не РФ). И они могут быть поставщиками и исполнителями госзаказа. Но есть исключения, о которых – далее.
В 44-ФЗ четко описано, могут ли иностранные компании принимать участие в российских тендерах (п.4 ч.1 ст.3 44-ФЗ). У них есть такое право наравне с отечественными производителями и исполнителями. Однако есть и исключения: они изложены в Приказе Минфина № 108н от 13 ноября 2007 года – это запрет на участие офшорных организаций, прошедших регистрацию в особых зонах.
На данный момент в списке офшорных зон числится 40 территорий, например, Багамы, Бермуды, Лихтенштейн, Малайзия, Мальдивы, Монако, Арабские Эмираты и др. Актуальную информацию всегда можно посмотреть в Приложении к Приказу № 108н.
Также есть 275-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, которые запрещают закупки зарубежной продукции для оборонной сферы РФ. При проведении таких процедур заказчики указывают ограничение по нацрежиму (ст.14 44-ФЗ).
Товары для оборонной сферы запрещены полностью, а для отдельных видов иностранных поставок применяются ограничения и условия допуска. В первую очередь комиссия смотрит на страну происхождения товара, а не на адрес регистрации исполнителя, поэтому такие заявки принимают без особых сложностей.
Таким образом, иностранные поставщики (физлица) вправе участвовать в закупках по 44-ФЗ. А иностранные компании могут принимать участие в государственных закупках, только если они не зарегистрированы в странах из списка офшорных территорий.
Национальный режим
Национальному режиму в 44-ФЗ посвящена статья 14, в которой говорится о запретах, ограничениях и условиях допуска. Согласно этим положениям иностранные участники участвуют в российских закупках наравне с отечественными компаниями.
Выше мы уже сказали, что участие в закупках по 44-ФЗ не могут принимать офшорные компании. Также иностранным организациям закрыты закупки для СМП, т.к. это понятие не включает в себя иностранцев.
Какие запреты установлены для зарубежной продукции:
- Для целей оборонной сферы.
- На некоторые виды зарубежных товаров из области машиностроения.
- Для изделий легкой промышленности, включая прокат.
- На зарубежное ПО.
Примечание: закупка зарубежной продукции возможна, если она не произведена на территории России или территории стран ЕАЭС.
Какие ограничения установлены для зарубежной продукции:
- Применение определенных видов медицинских товаров.
- Допуск отдельных видов зарубежной радиоэлектронной техники.
- Поставки некоторых видов санкционных продуктов питания.
- Применение произведенной на территории зарубежного государства лекарственной продукции, состоящей в списке жизненно необходимых лекарств.
Также ограничения действуют для товаров, описанных в Приказ Минфина России №126н от 04.06.2018 г. Данный документ дает преференции поставщикам некоторых видов товаров, изготовленных на территории РФ и в странах ЕАЭС.
Суть в том, что участник закупки, предлагающий такой иностранный товар, должен быть готов к тому, что в случае победы контракт с ним будет заключен на 15% или 20% ниже от цены, по которой он победил.
Алгоритм участия иностранных исполнителей в российских тендерах
Если иностранная компания решила принять участие в российской закупке, то ей нужно быть готовой к некоторым регистрационным действиям.
- Приобрести ЭП (электронную подпись).
- Добавить сведения о компании в ЕРУЗ — Единый реестр участников закупок.
- Оформить спецсчет.
- Принять участие в торгах на электронной площадке.
- Подписать контракт по 44-ФЗ или договор по 223-ФЗ.
Рассмотрим каждый этап подробно.
Как получить ЭП
Участие в государственных закупках возможно только при наличии электронной подписи. Такое правило действует не только для иностранцев, но и для российских поставщиков (Письмо Минфина № 24-06-05/54209 и Минэкономсвязи № ОП-П15-085-18306 от 01 августа 2018 года). Получают ЭП в удостоверяющих центрах, получивших аккредитацию – полномочия по выдаче цифровых ключей.
Кроме сертификатов, которые выдают российские УЦ, для закупок в ЕИС действуют следующие ЭП:
- подписи и сертификаты ключей, выданные в рамках международных нормативов и стандартов, и соответствующие подписи, выданные по нормам 63-ФЗ;
- электронные подписи, оформленные в странах, с которыми у РФ действует соглашение о взаимном признании цифровых ключей.
К таким государствам относятся страны-участники ЕАЭС. Например, не возникнет сложностей с электронной подписью, полученной в Белоруссии – она считывается наравне с российскими ЭП (решение коллегии Евразийской экономической комиссии № 144 от 23.08.2012).
С 2020 года на территории РФ действуют сертификаты и подписи, оформленные по международным правилам, если это разрешено международными договоренностями РФ (476-ФЗ от 27 декабря 2019 года). Электронную подпись будут учитывать, если иностранный поставщик оформит ее в соответствии с требованиями, изложенными в международных нормативах. При необходимости данную информацию можно запросить в компании, выдавшей сертификат электронного ключа.
Как зарегистрироваться в ЕРУЗ
Проходить регистрацию в ЕРУЗ можно, даже если у вас на руках пока нет электронной подписи. Однако все же рекомендуем выпустить ЭП заблаговременно, потому что аккредитация на электронных площадках и направление заявок возможны только при наличии ЭП. С ее помощью вы будете подтверждать свои действия на электронных площадках.
Если ЭП не выпущена, то следует выбрать ЭТП и предоставить оператору сведения о компании для дальнейшей регистрации (полный перечень дается в Постановлении Правительства РФ от 27.01.2022 г. № 60).
После того, как ЭП получена, можно регистрироваться в ЕСИА. Первым делом подается заявление на регистрацию в ЕСИА. После добавления сведений об иностранном участнике в ЕСИА можно приступать к регистрации на Портале закупок – сайте ЕИС.
Как открыть спецсчет
Спецсчет нужен, чтобы перечислять обеспечение заявки. Иностранный участник по 44-ФЗ может предоставлять обеспечение заявки двумя способами: независимая гарантия и денежные средства. В последнем случае нужно заранее побеспокоиться, чтобы необходимая сумма лежала на специальном счете.
Как иностранной компании участвовать в закупках
После выполнения всех вышеназванных действий можно начинать принимать участие в электронных торгах. Вот инструкция для иностранной компании:
- Найдите закупку.
- Поиск закупки осуществляется по наименованию заказчика или ключевому слову (предмету контракта).
- Собираем комплект документов – заявка, декларации соответствия, предложение о цене.
- В документации прописывается аналог ИНН согласно положениям того государства, в котором оформлен потенциальный исполнитель.
- Внесите обеспечение заявки по реквизитам спецсчета.
- Примите участие в торгах на электронной торговой площадке.
Если наряду с российскими участниками в процедуре фигурируют иностранные компании, то это никак не влияет на проведение конкурса или аукциона – они проходят на общих основаниях.
Если в тендере выигрывает зарубежный поставщик, то он перечисляет заказчику гарантию исполнения обязательств, заключает контракт и приступает к поставкам или работам в условленное время.
В рамках закупок по 223-ФЗ действует ограничение: преимущество отводится отечественным производителям товаров и исполнителям услуг (Постановление Правительства РФ № 925 от 16 сентября 2016 года). Это не запрет на участие иностранных исполнителей, а поддержка российского рынка: для российских товаров – 15%, для радиоэлектронной продукции – 30%.
Как заключить контракт с иностранным исполнителем?
Подписание контракта с иностранным участником проходит по тому же алгоритму, что и с российским участником. Заказчику следует помнить о 2-х правилах, по которым заключается контракт по 44-ФЗ или договор по 223-ФЗ:
- Цена контракта указывается в валюте иностранного исполнителя, а не в рублях. Перерасчет цены производится с учетом текущего курса валют.
- Текст контракта/договора составляется на русском языке и языке иностранного поставщика.
Резюме
Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе
Телеграм-чат
Тема участия в российских закупках иностранных компаний остается сложной и требует постоянного анализа. Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях к статье или в нашем Телеграм-чате. В чате состоят опытные поставщики и представители заказчиков, поэтому у вас будет возможность перенять их опыт. А каждую неделю проводим «тендерные среды» — это прямые эфиры, на которых обсуждаем последние новости из сферы госзакупок.
05.12.2022 подписан и опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Федеральный закон № 498 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данным законом приняты положения, направленные на совершенствование регулирования статуса иностранного агента на территории Российской Федерации, в том числе в новой редакции изложена часть 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ), изменен пункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), которыми определен состав участников закупок.
С учетом внесенных изменений участником закупок, проводимых в рамках Федерального закона № 223-ФЗ и Федерального закона № 44-ФЗ, со дня опубликования вышеназванного закона не могут быть юридическое или физическое лицо, являющееся иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
С полным текстом принятого закона можно ознакомиться по адресу: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212050039.».
Наиболее важные изменения, вносимые законопроектом № 99018-8 в 44-ФЗ
1. Со дня официального опубликования закона:
Уточняются требования к заказчикам, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства.
Запрещено использование иностранной валюты, информации о котировках на иностранных биржах как для обоснования НМЦК, так и для расчётов по контрактам, кроме тех случаев, когда заказчик осуществляет деятельность за рубежом.
Контракты на поставку товаров для нормального жизнеобеспечения можно будет заключить в целях поставки медизделий и технических средств реабилитации. Условия проведения запросов котировок для таких случаев будут упрощены (независимо от НМЦК и годового объема).
Уточнено, что до 31.12.2022 включительно региональные органы власти получат право определять дополнительные случаи закупки у единственного поставщика для муниципальных нужд в рамках своего региона.
Планирование закупок и заключение контрактов по дополнительным случаям с единственным поставщиком будет проводиться по аналогии с закупками у единственного поставщика по решению Президента РФ (поручению Правительства РФ). Такие контракты будут включаться в реестр контрактов, к ним будет применяться электронное актирование.
Правительство РФ вправе утверждать случаи и порядки проведения отдельными заказчиками закрытых процедур. При этом заказчики, включенные Правительством РФ в перечень заказчиков, которые проводят закрытые закупки, утратят право отменять предоставление преимуществ в отношении СМП, СОНКО и осуществления закупки на общих основаниях в случае, если закупка с преимуществом для СМП, СОНКО признана несостоявшейся;
Предлагается наделить Правительство РФ полномочиями на установление случаев, при наступлении которых заказчиками к участникам закупок будет применяться обязательное требование об отсутствии соответствующей информации в РНП. Также будет возможно устанавливать требование об отсутствии в РНП сведений о лицах, информация о которых содержится в заявке
Будет скорректирован срок оплаты по контрактам, заключенным по результатам закупок, размещенных с 01.01.2022 по 30.04.2022 (включительно) – не более 15 раб. дней, а с 01.05.2022 – не более 7 раб. дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, но с учетом некоторых исключений.
В извещении заказчику необходимо будет указывать информацию о казначейском сопровождении контракта.
При проведении конкурса без установления критериев (отсутствует первая часть заявки) по расходам на эксплуатации и качественным характеристикам объекта закупки во вторую часть заявки нужно будет включать помимо страны происхождения товара его характеристики.
При проведении запроса котировок с 3 часов до 1 рабочего дня, следующего за днем размещения итогового протокола, будет увеличен срок направления заказчиком участнику закупки-победителю проекта контракта.
Уточняется порядок направления информации в реестр контрактов – исключается включение фирменного наименования, определяются сроки направления информации о приемке товара (не позднее 1 раб. дня, следующего за днем подписания документа), проверка такой информации в Казначействе России будет осуществляться в течение 2 рабочих дней со дня ее получения.
До 01.01.2024 устанавливается возможность осуществлять закупки, предусматривающие заключение контрактов «под ключ» (в настоящее время предусмотрено утверждение перечней объектов капстроительства органом власти соответствующего уровня); также станет возможным включение в предмет контракта «под ключ» поставку оборудования для эксплуатации объекта, если оно предусмотрено проектной документацией, при этом в контракте должны быть раздельно указаны стоимость строительных работ и стоимость поставки такого оборудования.
До 31.12.2022 предусматривается право заказчика не устанавливать обеспечение исполнения контракта, гарантийных обязательств, за исключением случаев, если в контракте предусмотрена выплата аванса и он не подлежит казначейскому сопровождению.
2. С 01.05.2022:
Вступит в силу положение, которым предусмотрено, что утратит силу правило, введенное в отношении закупок, размещаемых в 2022 году, о включении в контракты по итогам закупок среди СМП, СОНКО обязательного условия об оплате в течение не более 10 рабочих дней, а в отношении закупок, размещаемых с 01.01.2023 – не более чем 7 рабочих дней.
3. С 01.07.2022:
Уточнены сроки направления обращений о включении в РНП сведений об участнике для различных случаев, предусмотренных 44-ФЗ.
Увеличен срок направления сведений в РНП (не в день вступления решения заказчика об одностороннем отказе, а не позднее 2 раб. дней, следующих за днем вступления решения в силу), при одностороннем отказе поставщика от исполнения контракта заказчик также будет направлять сведения о нем для включения в РНП (включение возможно будет обжаловать).
4. С 01.01.2023:
Замена ссылки на предусмотренный НК РФ перечень офшорных зон в отношении юридических лиц, на перечень, вводимый в рамках БК РФ.
Уточнение, что при проведении совместной процедуры, стороной соглашения о проведении которой является уполномоченный орган, наделенный заказчиком полномочиями на определение поставщиков, то контракт заключается заказчиком, наделившим его такими полномочиями.
В части применения антидемпинговых мер уточняется, что решении в отношении информации о добросовестности принимается заказчиком (не комиссией, отдельного протокола комиссии не потребуется).
В извещении заказчику необходимо будет указывать информацию о предъявлении к участнику всех единых требований по части 1 статьи 31 44-ФЗ, а не только о соответствии с требованиям законодательства РФ (лицензии, СРО и проч.).
Уточнение, что блокировка обеспечения заявки на специальном счете необходима для перевода заказчику (в бюджет) в случаях предусмотренных статьей 44.
Сокращение срока отправки оператором электронной площадки информации в банк в случае, если за квартал было три отклонения заявок в отношении одного участника с 30 дней до 15 раб. дней.
В части условий независимой гарантии – гарантия должна содержать сумму , подлежащую уплате заказчику в целом по статье 44, а не только 3 отклонениям за квартал (устранение технической ошибки).
При проведении конкурса подача ценового предложения ниже нуля будет приравниваться к подаче цены за право заключения контракта;
При проведении аукциона на повышение (за право заключения контракт) исключается максимальный размер ценового предложения (100 млн рублей)
Вводится новый случай закупки у единственного поставщика – услуги подготовки космонавтов, запуску космических аппаратов, управлению ими и созданию космической техники
При осуществлении закупки «с полки» будет исключено применения валюты для расчета цены и расчетов по контракту.
5. Прочие изменения:
Продлевается до 01.07.2023 возможность заключения контракта по результатам несостоявшихся процедур (без поданных или соответствующих заявок) без использования ЕИС и электронной площадки.
Право заказчика формировать проект контракта без использования ЕИС будет применяться к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены с 01.04.2023 до 01.07.2023 (в настоящее время с 01.10.2022 до 01.04.2023).
До 01.07.2023 продлевается применение нормы о том, что в отношении контрактов, заключенных по результатам закупок, которые будут размещены в период с 01.01.2022 до 01.04.2023, не будут применяться правила о неразмещении информации в открытой части ЕИС при заключении контракта, о направлении контрактов в реестр контрактов с использованием ЕИС.
Устанавливается правило не применения положений 44-ФЗ о заключении соглашений об изменении или расторжении контрактов с использование ЕИС без публикации в открытой части, вступление которой в силу предполагалось с 01.07.2023 (будет с 01.01.2024), в отношении закупок, размещенных до 01.01.2024.
Изменения, внесенные законопроектом № 99018-8 в 223-ФЗ
1. Со дня официального опубликования закона:
Предусмотрено сокращение срока оплаты по договорам – срок составит не более 7 раб. дней с даты приемки.
Случаи-исключения: если иной срок будет установлен Правительством РФ в целях обороны и безопасности государства, или иной (отличный) срок будет установлен заказчиком (в положение о закупке должны быть включены конкретные сроки и (или) порядок определения таких сроков, а также заказчик должен определить перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых эти сроки применяются).
2. С 01.07.2022:
Предоставляется возможность включать в описание предмета закупки страну происхождения товара.
Правительство РФ получит право определять в отношении закупок, которые проводятся во всех случаях, определяемых
Правительством РФ по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ (не только в отношении перечней или групп товаров, работ, услуг) некоторые особенности
Правительство РФ получит право определять порядок размещения в ЕИС уведомлений и заключений при проведении мониторинга или оценки соответствия требованиям законодательства о закупках у субъектов МСП. Такие уведомления будут направляться в ЕИС без публикации в открытой части.
Будет определена возможность установить порядок информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами, действующими в рамках 223-ФЗ.
Устанавливается возможность осуществления закупки в сфере строительства «под ключ».
Предоставляется возможность включать в РНП сведения об участниках, с которыми договоры расторгнуты в одностороннем порядке заказчиком, попавшими под санкции недружественных стран, в связи с существенным нарушением условий договора такими участниками
В целях совершенствования информационного обеспечения закупок будет зафиксирован порядок размещения информации в ЕИС без публикации в открытой части ЕИС (по аналогии с положениями 44-ФЗ), уточняется перечень размещаемой в открытой части ЕИС информации о закупке
Положением о закупке заказчика может быть предусмотрена дополнительная информация, подлежащая размещению в ЕИС, на официальном сайте ЕИС.
3. С 01.10.2022:
Правительство РФ получит право установить особенности включения закупок, сведения о которых не размещаются в ЕИС, в план закупки и план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.
Положения о закупках заказчиков должны быть приведены в соответствие с требованиями 223-ФЗ в новой редакции не позднее 01.10.2022. Закупки, размещенные до таких изменений, должны завершаться по правилам, действующим на дату размещения извещения, а срок оплаты по договору должен составлять не более 7 рабочих дней (если иное не установлено законодательством РФ).
4. С 01.04.2023:
Будет уточнено, что информация о закрытых закупках не размещается в ЕИС, за исключением закупок, которые проводятся по решению Правительства РФ на основании ч. 16 ст.4 223-ФЗ (например, таким решением является постановление Правительства РФ № 301), информация о которых будет направляться в ЕИС, но не будет публиковаться в открытой части ЕИС (в целях прослеживаемости и учета таких закупок). Также уточняется, что доступ к размещенной в открытой части информации о закупках предоставляется безвозмездно, а порядок предоставления информации из ЕИС будет определяться Правительством РФ.
Ч. 16 ст. 4 223-ФЗ будет скорректирована в части перечня информации, в отношении которой Правительство РФ вправе принимать решения о неразмещении сведений в ЕИС.
Компании, отказавшиеся от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций иностранными государствами, не смогут участвовать в госзакупках
27 мая
Постановление Правительства РФ от 23.05.2022 N 937
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571»
Правительством РФ в качестве одного из обязательных требований к поставщикам устанавливается отсутствие сведений о компании в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), включенных в указанный реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине того, что заказчик попал под санкции иностранных государств.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2022 года и применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления, а также в случае заключения контрактов с единственным поставщиком после указанной даты.
Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области
Вернуться к списку новостей