Запрещает ли российское законодательство создание оффшорных компаний за пределами россии

Публикация

Вопрос в такой формулировке периодически задается в поисковиках. Суть вопроса понятна, хотя он не совсем корректен. Давайте разберемся с понятием офшора, «законностью», а потом прокомментируем налоговые последствия таких операций.

Деньги в оффшоре
  • для снижения общей налоговой нагрузки по своим операциям за счет их перевода (иногда номинального) в такую юрисдикцию и/или отнесения, потенциально, необоснованно большой части общей прибыли к таким операциям, а также,
  • возможно, для сокрытия информации о своих активах.

Следует отметить, что как первая, так и вторая возможности были существенно ограничены и продолжают ограничиваться в рамках международных усилий по борьбе с уклонением от уплаты налогов и за прозрачность в трансграничных операциях.

Можно, в частности, отметить следующие масштабные международные инициативы и их последствия:

В 1998 году ОЭСР дала определение низконалоговым юрисдикциям или так называемым налоговым гаваням (tax havens). Таковыми признавались юрисдикции, сочетающие четыре основные признака:

  • отсутствие или номинальный налог на доход,
  • отсутствие эффективного обмена информацией,
  • отсутствие прозрачности,
  • отсутствие требования о ведении существенной деятельности.

В 2000 году на основании этих критериев были идентифицированы около 40 стран для включения в список «несотрудничающих налоговых гаваней» (uncooperative tax havens). Для исключения из списка юрисдикциям было предложено взять на себя обязательства по внедрению мер прозрачности и обмена информацией в налоговых целях с другими странами.

В результате, такие государства:

  • постепенно подписывают двусторонние соглашения об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreement — TIEA) и
  • присоединяются к автоматическому обмену информацией (AEOI) на основании стандарта по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (CRS).

Расширяется практика создания реестров бенефициарных собственников и предоставления свободного доступа к таким реестрам. Так, страны-члены ЕС обязались сделать реестры бенефициарных собственников публичными в рамках пятой антиотмывочной директивы ЕС. Великобритания сделала свой реестр бенефициарных собственников публичным еще в 2016 году и обязала свои заморские территории последовать этому примеру.

Так, например, БВО и Кайманы ввели такие реестры и, ожидается, что сделают их публичными в 2023 году, как и Джерси, Гернси, о. Мэн.

С одной стороны, страны, чьи налогоплательщики могут использовать низконалоговые юрисдикции, совершенствуют меры, призванные не допустить вывода прибыли из-под своего налогообложения.

Такие меры включают совершенствование правил трансфертного ценообразования, правил контролируемых иностранных компаний (КИК), корпоративного налогового резидентства, недопущение злоупотребления соглашениями об избежании двойного налогообложения и другие.

С другой стороны, под давлением развитых экономик мира и объединений стран (в частности, ЕС) и угрозой внесения в различные «черные» списки, безналоговые/низконалоговые юрисдикции вводят требования к компаниям об обеспечении их существенного экономического присутствия в стране инкорпорации.

Такие правила разнятся в зависимости от вида деятельности компании и, как правило, в частности, включают:

  • требование о ведении деятельности самой компанией в стране инкорпорации. Может разрешаться аутсорсинг при условии соответствующего управления и контроля;
  • требование о необходимом количестве сотрудников соответствующей квалификации, наличия офиса, и несения компанией адекватных операционных расходов для осуществления такой деятельности;
  • в определенных случаях, компания, не ведущая деятельность в стране инкорпорации, должна подтверждать свое налоговое резидентство в другой стране или наличие налогового постоянного представительства за рубежом;
  • механизм, обеспечивающий соблюдение установленных требований (вплоть до вычеркивания компании из реестра).

Таким образом, в настоящее время «офшор» часто уже совсем не тот, что, скажем, лет 10 назад.

В целом, российские граждане имеют право владеть зарубежными компаниями и осуществлять с ними операции. Каких-то исключений в отношении юрисдикций с низкими налоговыми ставками нет. Однако существуют ограничения для граждан, занимающих определенные должности.

Сама иностранная компания не подпадает под действие российского валютного законодательства за исключением случаев ведения деятельности в России.

Российские граждане должны соблюдать валютное законодательство, в том числе, при операциях со своими зарубежными компаниями. Они имеют право вносить со своих счетов в российских банках средства в уставный капитал иностранных компаний или предоставлять им займы; в отношении займов должны соблюдаться правила о репатриации валютной выручки.

Существуют ограничения на операции с использованием зарубежных счетов российских граждан.

Например, существуют ограничения на получение дивидендов от иностранной компании не на российский банковский счет, а на зарубежный счет, если это счет в банке не из государства – члена ЕАЭС или страны, осуществляющей автоматический обмен информацией с Россией.

Можно отметить, что на настоящий момент США и Великобритания не обмениваются информацией с Россией в автоматическом режиме. Каких-то особых правил в отношении операций с низконалоговыми юрисдикциями валютным законодательством не установлено.

Если структуры создаются или операции осуществляются, как внутри страны, так и с использованием иностранных компаний, с целью уклонения от уплаты налогов, то могут возникнуть административные и уголовные последствия. В этом отношении могут использоваться различные нормы законодательства. В частности:

  • В налоговых спорах применяется статья 169 ГК РФ (Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности), статья 170 ГК РФ (Недействительность мнимой и притворной сделок);
  • Существуют примеры попыток использовать статью 193.1. УК РФ (Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов) к операциям с зарубежными структурами, когда, собственно подложных документов не было, как в соответствии с публикациями в деле «Вятского кваса»;
  • В НК РФ есть статья 54.1, направленная на недопущение недоплаты налогов в результате искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности.

Еще раз отметим, что такие нормы могут быть применены как в отношении операций внутри страны, так и в отношении зарубежных операций и структур. Структуры и операции с компаниями в низконалоговых юрисдикциях могут использоваться без нарушения буквы и духа российского законодательства.

Основные черты структур, не направленных на противоправное уклонение от налогов, включают:

  • Основная цель. Существование структуры/операций обусловлено коммерческими, а не налоговыми целями, хотя налоговые факторы могут учитываться при планировании структуры/сделки.
  • Соразмерность прибыли выполняемым функциям. В зарубежной компании генерируется прибыль, соразмерная функциям, выполняемым ею, количеству и квалификации ее персонала, активам, принимаемым рискам.

Примеры ситуаций, когда использование зарубежной компании, в том числе, использующей льготный налоговый режим, может быть обоснованным, в частности, включают:

  • Холдинговая компания для размещения акций на иностранной бирже;
  • Компания для выпуска еврооблигаций;
  • Компания, перепродающая электронные услуги с обоснованной маржой, созданная для облегчения процесса приема платежей от зарубежных клиентов;
  • Торговая компания, активно продвигающая товары в соответствующем регионе за рубежом;
  • Торговые компании, не торгующие с Россией, с реальным управлением и соответствующими специалистами в стране инкорпорации;
  • IT компания, (частично) осуществляющая разработки за рубежом
  • Компании для персональных инвестиций в определенные зарубежные ликвидные ценные бумаги. Это может быть удобнее с точки зрения совершения расчетов. Валюта активов может совпадать с валютой отчетности компании, что позволяет не уплачивать налог в связи с падением курса рубля к соответствующей валюте. Управление инвестициями профессиональными компаниями без активного участия инвестора снижает российские налоговые риски.

При использовании иностранных компаний, особенно из юрисдикций с низким налогообложением, у российских налоговых резидентов могут возникать российские налоговые обязательства и риски. В частности, следует обратить внимание на следующие вопросы:

  1. Правила контролируемых иностранных компаний (КИК). Российский налоговый резидент обязан уведомлять налоговые органы об участии в иностранных компаниях при доле участия свыше 10%, о наличии КИК (в случае возникновения контроля над иностранной компанией), предоставлять информацию о прибыли КИК, уплачивать налог с нераспределенной прибыли КИК. В этом отношении существует ряд исключений.
  2. Трансфертное ценообразование. Коммерческие сделки российского налогоплательщика с зарубежной компанией, в целом, должны осуществляться по рыночным ценам и с соблюдением правил трансфертного ценообразования, установленных НК РФ.
  3. Использование соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН). Если иностранная компания получает доходы из источников в РФ, в частности, дивиденды, проценты, роялти, некоторые другие доходы, то возникает российский налог у источника выплаты. Применение льготных ставок такого налога в соответствии с СИДН может быть недоступно в связи с особенностями зарубежной структуры. Кроме того, Россия активно пересматривает свои СИДН со странами, компании в которых использовались, главным образом, для применения льгот по СИДН.
  4. Корпоративное налоговое резидентство и (налоговое) постоянное представительство (ПП). У иностранной компании могут возникать российские налоговые последствия, если:
  • компания управляется из РФ. В этом случае компания может быть признана российским налоговым резидентом и должна уплачивать налог на прибыль аналогично российским компаниям. Возникают последствия и по другим налогам.
  • компания осуществляет (часть) своей коммерческой деятельности в РФ. В таком случае у компании возникает российское ПП, и прибыль, генерируемая через такое ПП, должна облагаться налогом в России.

Такая ситуация, в частности, возникает, когда в России находятся сотрудники, фактически работающие на иностранную компанию или управляющие ею.

Подводя итог, отметим, что зарубежные иностранные компании, в том числе в низконалоговых юрисдикциях, можно использовать в ситуации, когда это обусловлено коммерческими причинами. При этом необходимо грамотное планирование бизнеса с соблюдением требований российского налогового, валютного и другого применимого законодательства.

Поделиться в социальных сетях:













Приложение

к Приказу

Министерства финансов

Российской Федерации

от 13 ноября 2007 г. N 108н

ПЕРЕЧЕНЬ

ГОСУДАРСТВ И ТЕРРИТОРИЙ,

ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЛЬГОТНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

И (ИЛИ) НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ РАСКРЫТИЯ

И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ (ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ)

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минфина России от 02.02.2009 N 10н,

от 21.08.2012 N 115н, от 02.10.2014 N 111н, от 02.11.2017 N 175н)

1. Ангилья;

2. Княжество Андорра;

3. Антигуа и Барбуда;

4. Аруба;

5. Содружество Багамы;

6. Королевство Бахрейн;

7. Белиз;

8. Бермуды;

9. Бруней-Даруссалам;

10. Республика Вануату;

11. Британские Виргинские острова;

12. Гибралтар;

13. Гренада;

14. Содружество Доминики;

15. Утратил силу с 1 января 2013 года. — Приказ Минфина России от 21.08.2012 N 115н;

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Китайская Народная Республика:

абзац исключен. — Приказ Минфина России от 02.11.2017 N 175н;

(см. текст в предыдущей редакции)

Специальный административный район Макао (Аомынь);

17. Союз Коморы:

остров Анжуан;

18. Республика Либерия;

19. Княжество Лихтенштейн;

20. Республика Маврикий;

21. Малайзия:

остров Лабуан;

22. Мальдивская Республика;

23. Утратил силу с 1 января 2015 года. — Приказ Минфина России от 02.10.2014 N 111н;

(см. текст в предыдущей редакции)

24. Республика Маршалловы Острова;

25. Княжество Монако;

26. Монтсеррат;

27. Республика Науру;

28. Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);

(п. 28 в ред. Приказа Минфина России от 02.10.2014 N 111н)

(см. текст в предыдущей редакции)

29. Республика Ниуэ;

30. Объединенные Арабские Эмираты;

31. Острова Кайман;

32. Острова Кука;

33. Острова Теркс и Кайкос;

34. Республика Палау;

35. Республика Панама;

36. Республика Самоа;

37. Республика Сан-Марино;

38. Сент-Винсент и Гренадины;

39. Сент-Китс и Невис;

40. Сент-Люсия;

41. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:

Остров Мэн;

Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);

42. Республика Сейшельские Острова.

(п. 42 введен Приказом Минфина России от 02.02.2009 N 10н)


Перевод бизнеса в Россию может повысить его устойчивость к санкциям и при определенных условиях обеспечить более благоприятный налоговый режим, чем в Турции или в ОАЭ. Но перед принятием решения важно не забывать о деталях, считают партнеры адвокатского бюро NSP Арсен Аюпов и Михаил Халецкий и партнер Gonen Law Office Зихни Гонен

В конце 2022 и в начале 2023 года сразу несколько крупных российских корпораций заявили о завершении процесса перевода (редомициляции) в Россию своих холдинговых компаний. Среди них — телекоммуникационный холдинг «ЭР-Телеком», несколько компаний группы «Интеррос» Владимира Потанина, производитель продукции из мяса индейки ГК «Дамате». 

Владение многими российскими компаниями было исторически структурировано через удобные иностранные юрисдикции. В условиях растущего санкционного давления переезд в Россию стал для них возможностью сохранить управляемость бизнесом и обеспечить более-менее комфортный налоговый режим для себя и своих акционеров.

Под давлением санкций

Возможность переезда в Россию для иностранных компаний существует с момента принятия летом 2018 года серии профильных законов, определивших две территории для «приземления» иностранных компаний: остров Русский в Приморском крае и остров Октябрьский в Калининградской области. 

Однако сначала процесс шел не очень активно, заметно ускорившись лишь в 2022 году. Так, по состоянию на конец 2021 года остров Октябрьский насчитывал 60 резидентов, сейчас — 120, остров Русский — пять резидентов, сейчас их число выросло до 19. 

Причины роста популярности внутренних офшоров вполне объяснимы. В первую очередь это иностранные санкции — как персональные, под которыми оказалось значительное количество конечных бенефициаров российских активов, так и секторальные, ограничившие предоставление бизнесу с российскими корнями трастовых, юридических, бухгалтерских, консультационных и многих других услуг, необходимых для поддержания иностранных компаний.

Во-вторых, проблемой стал отказ многих зарубежных контрагентов, таких как банки и страховые компании, от сотрудничества с бизнесом российского происхождения, даже если оно не противоречит санкционному режиму, а просто создает репутационные или иные риски. Не последнюю роль играет и российское контрсанкционное регулирование, принятое после февраля 2022 года и существенным образом ограничившее транснациональные переводы между Россией и большинством стран, таких как Кипр, Люксембург и Нидерланды, в которых исторически находились российские холдинги. 

Альтернативы российским «островам»

Классическая холдинговая юрисдикция, как правило, соответствует следующим требованиям: гибкая система корпоративного управления, низкое налогообложение для входящих в эту юрисдикцию пассивных доходов (таких как дивиденды или проценты) и исходящих из нее в пользу конечных бенефициаров бизнеса прибылей, слабый или отсутствующий валютный контроль и развитая система оказания финансовых услуг. 

«Дружественные» юрисдикции пока не могут похвастаться полным соответствием этому джентльменскому набору. 

Так, ОАЭ хотя и обеспечивают возможность нулевого налогообложения доходов в Эмиратах и отсутствие налога у источника на доходы, поступающие из Эмиратов за рубеж, но в России продолжают официально считаться офшорной зоной, а действующее между Россией и Эмиратами соглашение 2011 года об избежании двойного налогообложения является слабым, то есть предоставляет налоговые преференции только государствам и их финансовым институтам, оставляя за бортом частный капитал. Из-за этого трансфер прибыли из России в ОАЭ будет, по общему правилу, облагаться в России налогом у источника по ставке 15%, что довольно существенно. Выплата дивидендов из эмиратской компании в адрес российской будет облагаться в России налогом на прибыль по ставке 13%.

Другой альтернативой часто называется Турция. Согласно статистике, опубликованной Союзом палат и товарных бирж Турции, среди компаний с иностранным капиталом, появившихся в 2022 году, первое место заняли компании с российскими корнями — их было создано 1363.

Дивиденды, выплачиваемые из России в Турцию, по общему правилу, будут облагаться в России налогом у источника по ставке 10%. В Турции при соблюдении ряда условий с дивидендов не надо платить местный налог на прибыль, но за их дальнейший трансфер из Турции за рубеж уже взимается налог по ставке до 10%. 

Эти условия проигрывают в сравнении с тем, что предлагает российское налоговое законодательство тем, кто после редомициляции получил статус международных холдинговых компаний. Входящие дивиденды, получаемые такой компанией, облагаются налогом на прибыль по ставке 0% или 5% в зависимости от соблюдения ряда условий. Исходящие дивиденды, выплачиваемые международной холдинговой компанией своим иностранным акционерам, облагаются в России налогом у источника по ставке 5% — при условии, что эта компания является публичной, то есть ее ценные бумаги допущены к обращению на одной из признаваемых российских или зарубежных бирж.

О чем нужно помнить

В ситуации, в которой сейчас оказался российский бизнес, налоговые факторы во многом отходят на задний план, а на первое место по важности выходит предсказуемость правового режима. Даже в случае со многими «дружественными» юрисдикциями сложно прогнозировать, как отнесутся местные регуляторы и финансовые институты к усилению санкционного давления со стороны США или ЕС. Если США введут персональные санкции против конкретного российского лица или корпорации, то это, скорее всего, будет означать прекращение сотрудничества с ним и подконтрольными ему компаниями любых финансовых институтов, даже в «дружественных» странах. В такой ситуации наличие иностранной холдинговой компании только усиливает фактор неопределенности и не страхует от международных рисков. 

При этом, как показывает статистика, та же Турция, несмотря на наличие международных рисков, остается привлекательным местом для компаний с российскими корнями.

Возвращение бизнеса в Россию, конечно, повышает устойчивость к санкциям, но и здесь есть ряд моментов, о которых необходимо помнить. Во-первых, российский правовой режим в данном случае представляет собой дорогу с односторонним движением. Обратная редомициляция за рубеж хотя и допускается законом для ранее переехавших в Россию иностранных компаний, но возможна только с разрешения российского правительства, критерии выдачи которого не раскрываются. Переезд в Россию для международной компании следует рассматривать скорее как переезд навсегда или как минимум на очень долгое время. Кроме того, после редомициляции международная компания будет считаться российским юридическим лицом, а значит, будет нести все соответствующие страновые риски. Поэтому такое решение в большей степени актуально для бизнеса, который полностью или главным образом сосредоточен на России и не имеет значимых активов за рубежом. 

Да и «входной билет» для переезда в Россию не самый дешевый — компания должна взять на себя обязательство инвестировать не менее 50 млн рублей в течение года. Для применения части налоговых льгот международная компания должна исполнить повышенные обязательства: вложить в развитие инфраструктуры региона, в котором она находится, не менее 300 млн рублей в течение трех лет. 

Все эти условия говорят о том, что российские власти видят институт редомициляции скорее как инструмент, предназначенный только для крупных компаний и групп и не адресованный остальному рынку.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Фото: Игорь Иванко / «Коммерсантъ»

Министерство финансов России согласилось установить трехлетний, с 2021-го по 2024 годы, переходный период, разрешающий российским компаниям выплачивать дивиденды за рубеж по нулевой налоговой ставке, сообщает издание РБК.

О намерении ужесточить условия уплаты дивидендов со следующего года заявил в конце марта президент страны Владимир Путин. По его словам, такой вывод средств в офшорные зоны должен облагаться налогом в 15-20 процентов.

С того момента по поручению главы государства Москва пересматривает ставки налога с популярными у россиян юрисдикциями, например, с Кипром, Мальтой и Люксембургом. С теми, кто не согласится, могут разорвать соглашение об избежании двойного налогообложения. Вероятно, первым таким случаем станет Мальта.

Доработанная версия законопроекта на три года сохраняет льготу для российских и иностранных компаний, сменивших налоговое резидентство на российское. При этом фирма не должна быть зарегистрирована в черном списке стран-офшоров, а российские налоговые органы должны узнать о счетах, на которые зачислены дивиденды, в течение 180 дней.

Речь идет о продлении так называемого «сквозного подхода». Он применяется в случае, если фактические получатели средств являются налоговыми резидентами России. Также условием льготы по дивидендам была сделана принадлежность не менее половины портфеля, с которого они платятся, российской компании в течение года.

Чаще всего такую схему использовали совместные предприятия, когда иностранные инвесторы сотрудничали с российскими партнерами. Как отмечает партнер КПМГ Анна Воронкова, большей частью это были прозрачные структуры, не использовавшие схемы ухода от налогов. Изменение схемы, пусть и отсроченное, поставит их в неравные условия с российскими холдингами или же заставит отказаться от использования иностранного правового поля, что критично для ряда инвесторов.

В Минфине указали, что решение об отсрочке принято после консультаций с предпринимательским сообществом для того, чтобы не допустить резкого увеличения налоговой нагрузки.

Ранее стало известно, что правительство намерено резко ужесточить правила подачи налоговой декларации, так что штраф может коснуться даже добросовестных плательщиков. В качестве причин эксперты называют желание облегчить работу налоговиков и повысить сборы.

Разбираемся, как это скажется на геймдеве.

18 марта в России вступил в силу указ «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования». В числе прочего, он расширяет полномочия ЦБ и позволяет признавать исполненными обязательства, заключённые в иностранной валюте, если они были исполнены в рублях.

Но для игровой индустрии наибольший интерес представляет второй пункт указа. Звучит он следующим образом.

Запретить до 31 декабря 2022 г. осуществление без получения разрешений Центрального банка Российской Федерации операций:

а) по оплате резидентом доли, вклада, пая в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридического лица-нерезидента;

б) по взносу резидентом нерезиденту в рамках исполнения договора простого товарищества с инвестированием в форме капитальных вложений (договора о совместной деятельности).

По сути это значит, что гражданам России до 31 декабря запрещено покупать и основывать компании за рубежом без предварительного одобрения ЦБ.

Вопросы вызывают формулировки, использованные в указе. В разговоре с DTF старший юрист VERSUS.legal Алина Давлетшина указала на разночтения термина «оплата доли юридического лица».

До конца неясно: речь только об оплате первичного уставного капитала при открытии компании или же сюда включается оплата доли при покупке её от третьего лица, уже являющегося участником юридического лица. Большинство юристов, с кем я успела обсудить этот указ, склоняются к первому толкованию, и, надеюсь, эта гипотеза подтвердится в разъяснениях регулятора — и это оставит возможность входить в уже созданные компании с оплаченным уставным капиталом.

Алина Давлетшина, старший юрист VERSUS.legal

Юрист Антон, пожелавший остаться анонимным, в разговоре с DTF высказал мнение, что просто так войти в иностранную компанию сейчас не получится. Однако на физических лицах этот запрет не отразится.

Для частного лица это ничего не значит, потому что контролирующие органы уже высказали, что акции покупать можно. Так что формально, через физическое лицо (обычного человека) можно было бы войти в юридическое лицо. Ну и сам по себе частный инвестор акции может покупать.

Антон, юрист

Про сохранившуюся возможность покупать акции говорит и Алина Давлетшина.

Что пока точно ясно, что речь точно не идет об ограничении на покупки акций на бирже. Это подтвердил ЦБ РФ в своем телеграм-канале: «указ не касается торгуемых на бирже инструментов. Речь в нем идёт об ограничении на прямое перечисление для участия в том, что в российском праве называется общество с ограниченной ответственностью, вклад в капитал общества, пай в кооперативе».

Алина Давлетшина, старший юрист VERSUS.legal

Что касается перспектив для индустрии, то и Алина Давлетшина, и Антон солидарны, что открывать компании станет сложнее. Возможность такая, однако, сохраняется благодаря странам, законодательство которых не требует оплачивать уставной капитал.

Кажется, что, если бы у законодателя было бы намерение запретить именно регистрации компаний, запрет бы так и сформулировали. А в текущей ситуации — открывать компании возможно, тем более, что есть страны, позволяющие регистрировать бизнес без необходимости оплачивать уставный капитал вообще — как, например, в ОАЭ, Австралии, Канаде, Чили, Финляндии.

Сейчас есть ощущение, что текущее ограничение направленно не на ведение иностранного бизнеса, а именно на борьбу с таким способом «вывода» капитала из страны как оплата неограниченно завышенного уставного капитала компании-нерезидента, которое в дальнейшем может быть снижено. Всё это в рамках трендов последних недель.

Алина Давлетшина, старший юрист VERSUS.legal

Антон, в свою очередь считает, что в России будет открываться больше компаний, но никто из граждан РФ даже при большом желании не способен будет «купить себе Activision Blizzard».

Напоследок мы спросили у юриста, существуют ли в российском законодательстве ограничения, подобные этому. Современных аналогов он вспомнить не смог.

Такого одобрения я припомнить не могу. Это больше похоже на советское прошлое, когда вывод валюты за пределы страны был затруднён. Сейчас если одобрение и требуется, то только внутри самой компании, особенно если сделка будет считаться крупной для компании.

Антон, юрист

Второй пункт указа будет действовать до конца 2022 года, но, как считает Антон, его могут пролонгировать, если санкции в отношении РФ не ослабнут. Как бы то ни было, сейчас у российских юрлиц пока остаётся возможность покупать иностранные компании — пусть и не в самых очевидных странах.


На правах рекламы

Выбираем оффшорную юрисдикцию. Условия и требования разных стран

Выбираем оффшорную юрисдикцию. Условия и требования разных стран

У каждой из юрисдикций есть собственные «правила игры», и, нарушая их, предприниматели сталкиваются с серьезными последствиями. Поэтому при выборе оффшора нужно представлять, какие ограничения накладываются на бизнес. Состав юрисдикций неоднороден — среди международных инструментов оптимизации есть традиционные «гавани», строгие европейские государства с безупречной репутацией, зоны для ведения игорного и IT-бизнеса и так далее.

Среди ключевых отличий, которые нужно учитывать:

  • особенности налогового законодательства — какова корпоративная ставка, облагаются ли внешние инвесторы, не ведущие дела внутри страны, есть ли льготы, на основании чего они начисляются (например, нерезидентный статус компании);
  • условия раскрытия информации — международные организации (ОЭСР, FATF) и национальные органы власти заносят все юрисдикции в списки (черный, серый и белый) по уровню публичности данных о компаниях, их операциях, получателях выгод и предоставления сведений о них по запросу уполномоченных органов;
  • бюрократические сложности — насколько просто зарегистрировать или закрыть компанию, нужен ли для управления номинальный сервис, управляющий-резидент, какой пакет документации предоставляется властям и сколько времени придется ждать их решения;
  • стоимость создания, администрирования и обслуживания — требования к уставному капиталу, необходимости его уплаты (целиком или частью), размер пошлин;
  • имидж страны — престижность, международная репутация, стабильность экономико-правовой и политической систем и так далее.

Налоговые требования

Все особенности налогового регулирования сводятся к нескольким принципам:

  • Возможность полного освобождения от налогов. Не требуют их уплаты Сейшелы (нет даже гербового сбора) и Британские Виргинские острова (обложению подлежат только операции с недвижимостью и акциями). В Белизе под ставки подпадают только фирмы, владеющие акциями резидентов страны.
  • Территориальный принцип. Практически все оффшоры, а также престижные юрисдикции (Великобритания, Кипр, Гонконг, Люксембург) предлагают механизм, по которому под требования уплатить налоги подпадают только фирмы, ведущие деятельность внутри страны. Если вся прибыль аккумулируется за пределами государства, налоги с нее платить не нужно. Данный принцип используют в Панаме, Сингапуре, ОАЭ.
  • Необходимость уплачивать налоги — это требование присутствует практически у всех европейских юрисдикций и штатов. Если территориальные льготы применить нельзя, то компании будут вынуждены уплачивать от 12,5 до 30–40% от доходов. В качестве компенсации предлагается исключение двойного налогообложения. Международные договоренности есть у Соединенного Королевства, Новой Зеландии, Дании, на Кипре и у других стран.

Требования к раскрытию сведений и престижность юрисдикции

Все страны выставляют разные условия по уровню раскрытия данных фирм, зарегистрированных на их территории. От того, насколько государство открыто международному сотрудничеству, зависит, в том числе, его репутация. Все страны попадают в списки «благонадежности» по степени доступности информации об отчетности и операциях компаний по запросу национальных служб:

  • Белый — участники и исполнители международных соглашений в полном объеме; юрисдикции, с которыми сотрудничают крупные мировые банки, платежные системы, им доверяют партнеры. Полностью открыта информация о дирекции, активах, бенефициарах и акционерах в таких странах, как Великобритания и Ирландия, Кипр, Сейшелы, Мальта, Япония и Австралия, Дания, Швеция, Латвия. Россия, Аргентина, Норвегия.
  • Серый — государства, которые выставляют строгие требования к доступности данных, но сам механизм их разглашения исполняется не целиком. В список входят Монако, Лихтенштейн и Швейцария, Андорра, Багамы, Доминикана, Панама и так далее.
  • Черный — страны, которые не требуют публичности от регистрируемых фирм или занимаются отмыванием денег (Коста-Рика, Филиппины, Науру, Маршалловы острова). 

Требования к организации бизнеса и затратам на него

Лояльным законодательством, небольшим пакетом документации, упрощенной отчетностью привлекательны Белиз, Сейшелы, БВО. Там, однако, необходимо вести бухгалтерию, хранить финансовую отчетность по определенному адресу (он может быть внутри страны или за ее пределами), предоставлять ее по запросу соответствующих инстанций в срок. Наиболее строгие требования к документации предъявляют ЕС-юрисдикции — Британия, Дания, Нидерланды — а также США.

Затраты по регистрации бизнеса разнятся. На Сейшелах, в Белизе, Доминике можно уложиться в тысячу американских долларов; Гибралтар, БВО, Багамы, Панама, Кипр, Гернси не преодолевают порог в 10 000 долларов, а выше него расположились европейские юрисдикции, острова Джерси и Мэн. То же касается требований к уставному капиталу. Есть юрисдикции, где для определенных форм бизнеса минимальный порог не предусмотрен (Люксембург, Белиз), а, например, на Сейшелах он доходит до 100 000 долларов.

Статья по материалам от специалистов компании Прифинанс

Топ-3 причины перейти на кадровый ЭДО, даже если вам надоели разговоры про это

Тексты про электронный документооборот читают плохо и редко: настраивать тяжко, информация скучная, надо не всем (например, в кадрах). Поэтому мы постарались сделать этот текст хотя бы нескучным. Одни мемы чего стоят! А если серьезно, то порядок в документах даст вам больше шансов отчитываться по новому отчету ЕФС-1 без ошибок.

Топ-3 причины перейти на кадровый ЭДО, даже если вам надоели разговоры про это

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Значение коэффициента экстенсивного использования оборудования зависит от времени работы
  • Изменение регистра клавиатуры во время работы с текстом в ms word относится к документам
  • Автомобиль проехал расстояние от села до города за 5 часов в обратный путь он отправился
  • Изменится ли решение если по условиям договора работа осуществлялась во внерабочее время
  • Автомобиль проехал треть пути со скоростью 46 км ч затем четверть времени всего движения