Замена штрафа предупреждением для малого бизнеса

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ)

1. За впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2020 N 410-ФЗ, от 14.07.2022 N 290-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 — 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 18.03.2019 N 27-ФЗ, от 08.12.2020 N 410-ФЗ, от 11.06.2021 N 203-ФЗ, от 04.03.2022 N 31-ФЗ (ред. 14.07.2022), от 14.07.2022 N 290-ФЗ, от 29.12.2022 N 622-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

Как применяется новая норма о замене штрафа предупреждением

С июля 2016 года специально для малого и среднего бизнеса в КоАП включено правило о замене штрафа предупреждением. Оно действует, если нарушение совершено впервые, отсутствует имущественный ущерб и нет угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей и безопасности государства. С момента введения этой нормы прошло полгода и теперь можно понять, как она применяется на практике. Как нередко бывает, первая практика обнаружила «подводные камни», зная теперь о которых, остальным компания будет проще добиться назначения только предупреждения вместо выплаты штрафа. Подробности — в Актуальной теме.

В чем состоит правило о замене штрафа предупреждением

Правило о замене штрафа предупреждением содержится в ст. 4.1.1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

Оно гласит, что наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение, если:

  1. нарушение совершено впервые;
  2. совершено субъектом малого или среднего бизнеса (организацией или ИП) или его работником;
  3. отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, животному и растительному миру, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, нет угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4);
  4. нарушение выявлено в ходе проверки органом государственного или муниципального контроля;
  5. наказание в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей кодекса;
  6. штраф за нарушение предусмотрен не ст. 14.31–14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

«КОДЕКС Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред., действующая с 04.07.2016)

Примечание редакции:

данное правило введено в КоАП по поручению Президента РФ для того, чтобы предотвратить применение к малому и среднему бизнесу чрезмерных штрафов и сделать акцент на профилактике административных правонарушений.

Как определить, что нарушение совершено впервые

На основании ст. 4.1.1 КоАП РФ штраф подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 данного кодекса.

Одно из них – совершение правонарушения впервые.

Чтобы понять, совершено ли нарушение впервые, нужно:

1) выяснить, какое нарушение является повторным. О нем сказано в п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ: повторным признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ;

2) теперь следует выяснить:

  •  что такое однородное нарушение. О нем сказано в п. 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10: однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей КоАП РФ;
  •  что такое период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. О нем сказано в ст. 4.6 КоАП РФ: лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

Таким образом, при решении вопроса о применении ст. 4.1.1 КоАП РФ необходимо выяснить, привлекалось ли ранее лицо к ответственности за однородное правонарушение.

Если да, то истек ли год после исполнения постановления.

Следует учитывать, что если по результатам проверки выявлено несколько однородных правонарушений, но имеются критерии, указанные в ст. 4.1.1 КоАП РФ, то лицо привлекается к ответственности в виде предупреждения за каждое из этих правонарушений.

ПИСЬМО ФНС РФ от 08.12.2016 № ОА-4-17/23483@ «О направлении разъяснений»

Подавать ходатайство о применении предупреждения не нужно

КоАП РФ предусмотрено, что штраф за совершенное впервые административное правонарушение подлежит замене на предупреждение вне зависимости от наличия ходатайства лица, привлеченного к ответственности.

Вместе с тем, компания (ИП) может взять на себя документальное подтверждение того, что правонарушение совершено впервые. Ведь согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется административное дело, вправе, в частности, знакомиться со всеми его материалами, давать объяснения, представлять доказательства.

Суды при определении первичности совершения административного правонарушения указывают, что одним из оснований для замены штрафа на предупреждение является непривлечение ранее субъекта малого или среднего бизнеса к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

ПИСЬМО ФНС РФ от 22.12.2016 № СА-4-7/24729

Замена штрафа предупреждением не распространяется на нарушения при госрегистрации

ФНС полагает, что положения недавно введенной ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене штрафа предупреждением не применимы к ч. 3-5 ст. 14.25 данного кодекса – о штрафах за нарушения при госрегистрации компании или ИП.

Служба объясняет это следующим образом.

Часть 1 ст. 4.1.1 гласит, что если компания или ИП, относящиеся к категории малого или среднего бизнеса, впервые совершат правонарушение, выявленное в ходе осуществления госконтроля (надзора), ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ, то вместо штрафа им должно быть выдано лишь предупреждение.

Частями 3-5 ст. 14.25 предусмотрена ответственность за несвоевременное представление сведений о компании или ИП и представление недостоверных сведений при госрегистрации.

Вместе с тем отношения в связи с госрегистрацией юрлиц при их создании, реорганизации, ликвидации и при внесении изменений в устав, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регулируются Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Данный закон, как и какие-либо иные нормативные правовые акты не предусматривают осуществление Федеральной налоговой службой госконтроля (надзора) в сфере госрегистрации юрлиц и ИП.

ПИСЬМО ФНС РФ от 08.11.2016 № ГД-4-14/21127@

Примечание редакции:

эта оригинальная интерпретация закона, к сожалению, не выдерживает критики.

Правонарушения, к которым не применима ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, перечислены в ч. 2 этой же статьи. Частей 3-5 ст. 14.25 кодекса среди них нет. Поэтому на данные части правило о замене штрафа предупреждением распространяется.

Что касается отсутствия у ФНС контрольных полномочий в сфере госрегистрации, то:

  •  во-первых, не имеет значения, у какого госоргана (ФНС или другого) есть такие полномочия, поскольку, если существует ст. 14.25 КоАП РФ, значит, какой-то госорган уполномочен контролировать соблюдение тех требований законодательства, за нарушение которых эта статья предусматривает наказание;
  •  во-вторых, такие полномочия все-таки есть именно у ФНС, поскольку, например, в ч. 1 ст. 23.6 КоАП черным по белому написано: «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.25 настоящего Кодекса.».

Более того, сама ФНС в своем письме от 25.06.2014 № СА-4-14/12088 привела подробную инструкцию по возбуждению дел по этой статье.

При выявлении налоговым органом по месту учета юрлица достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в виде представления документов, содержащих заведомо ложные сведения об адресе (месте нахождения) юрлица, документы в течение 5 рабочих дней направляются в регистрирующий орган для составления протокола по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, а при отсутствии доказательств заведомой ложности представляемых сведений – по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

В случае, когда функции регистрирующего органа и налогового органа осуществляются одним налоговым органом, мероприятия, указанные в настоящем письме, осуществляются данным налоговым органом.

Возникает вопрос: на основании каких норм законодательства написано это письмо, если, как утверждает ФНС, ни Закон 129-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают осуществление Федеральной налоговой службой госконтроля (надзора) в сфере госрегистрации юрлиц и ИП?

Заменить штраф предупреждением могут только суды первой и апелляционной инстанций

Таможня оштрафовала компанию на 100 000 рублей за то, что она при таможенном декларировании товаров предоставила недействительную декларацию соответствия на товар (ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ).

Общество, полагая, что штраф назначен без учета фактических обстоятельств, обратилось в суд.

Она просила снизить штраф до 10 000 с учетом следующего:

  •  после регистрации таможенной декларации она сама обнаружила, что в декларации допущена опечатка в номере артикула на товар и в таможенный орган была представлена декларация с верным артикулом, а решение об отказе в выпуске товара было принято таможенным органом уже после представления декларацию соответствия с верным артикулом;
  •  ввезенная продукция соответствует необходимым техническим требованиям, то есть продукция является безопасной для конечного потребителя, в связи с чем отсутствовала существенная угроза охраняемым общественным отношениям;
  •  у компании отсутствовал умысел на заявление недостоверных сведений при декларировании, так как необходимый разрешительный документ был представлен в таможенный орган до отказа в выпуске товара и до составления протокола об административном правонарушении.

Однако все эти доводы были отклонены и в кассационной жалобе компания указала на ст. 4.1.1 КоАП РФ и попросила заменить штраф на предупреждение. сославшись на то, что у суда кассационной инстанции ограничена компетенция, в нее не входит установление обстоятельств дела и оценка доказательств по делу.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 11.01.2017 № Ф05-19676/2016

Примечание редакции:

изложенную позицию подтвердил Верховный Суд РФ: «в общем случае вопрос о снижении санкций связан с оценкой доказательств по делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций» (Постановлении от 10.11.2016 № 302-АД16-14642).

В каких случаях штраф не меняется на предупреждение

На сегодняшний день Верховный Суд РФ рассмотрел 13 дел, в которых компании просили о замене штрафа предупреждением. Только в 1-ом случае суды на это согласились, а в 12-ти – отказали.

Что и говорить, статистика удручающая.

В таблице приведены все эти дела с указанием сути нарушений, статей КоАП, сумм штрафов и главное –аргументации судов, почему они отказались заменить штраф предупреждением. После таблицы – выводы.

ТАБЛИЦА: «Чертова дюжина дел ВС РФ о замене штрафа предупреждением»


п/п
Суть нарушения Статья КоАП РФ Размер штрафа Почему штраф заменен или не заменен Реквизиты решения
Штраф заменен предупреждением
1 Искажена информация в декларациях об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции 15.13 50 000 Исходя из обстоятельств совершения правонарушения, суд пришел к выводу о наличии совокупности необходимых условий для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ Постановление ВС РФ от 28.11.2016 № 305-АД16-16035
В замене штрафа предупреждением отказано
2 Привлечение к трудовой деятельности по производству строительных работ 23 граждан Узбекистана при отсутствии у них патентов 18.15 – 1 125 000
23 раза
Штрафы снижены ниже низшего предела санкции: с 260 000 рублей до 125 000 рублей по каждому из оспоренных постановлений.
Вместе с тем, из данного случая не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Привлечение к трудовой деятельности по производству строительных работ иностранных лиц без патента на право осуществления трудовой деятельности могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено.
Постановление ВС РФ от 01.12.2016 № 308-АД16-16047
3–6 Наружная реклама размещена над проезжей частью автомобильной дороги без согласования с ГИБДД 14.37 500 000 В рассматриваемом случае из оспоренных судебных актов и приложенных к жалобе материалов совокупность обстоятельств, указанная в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ не усматривается Постановления/ Определения ВС РФ от 28.11.2016 № 305-АД16-15745, от 28.11.2016 № 305-АД16-15500, от 16.01.2017 № 305-АД16-18358, от 14.12.2016 № 305-АД16-16729
7 Реализация полиэтиленовых пактов с обозначением, сходным до степени смешения с товарными знаками иностранной компании 14.10 – 2 100 000 В рассматриваемом случае из оспоренных судебных актов и приложенных к жалобе материалов совокупность обстоятельств, указанная в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ не усматривается Постановление ВС РФ от 14.11.2016 № 304-АД16-14868
8 Содержание участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения в ненадлежащем состоянии 14.43 – 2 100 000 Предупреждение назначается при отсутствии причинения вреда жизни и здоровью людей или угрозы его причинения. В рассматриваемом случае, учитывая установленные судами фактические обстоятельства, указанный вид наказания не может быть применен к обществу Постановление ВС РФ от 10.11.2016 № 302-АД16-14642
9 Распространение недостоверной рекламы: фирма, оказывала лишь диспетчерско-информационные услуги, а не услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, каковыми их воспринимали из рекламы потребители 14.3 – 1 100 000 В связи с отсутствием существенной информации о том, что общество не оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа, потребители рекламы не получают информации, что указанная услуга может быть оказана не только юрлицом или ИП, имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а любым лицо, в связи с чем жизнь и здоровье потребителей могут подвергаться опасности, поскольку физлица, незаконно осуществляющие перевозку пассажиров и багажа легковым такси, не проходят предрейсовый медосмотр, не обеспечивают контроль техсостояния автомобиля, могут не иметь необходимого водительского стажа. Доказательств обратного не представлено Постановление ВС РФ от 03.11.2016 № 309-АД16-12149
10 При продаже алкогольных напитков продавец не ознакомила покупателя по его требованию с товарно-сопроводительным документом на товар 14.16 – 3 50 000 Нарушение обществом требований пункта 33 Правил № 55 (не проведена проверка товаров на наличие необходимых документов на алкогольные напитки (пиво) до их подачи в торговый зал) могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено Постановление ВС РФ от 21.10.2016 № 302-АД16-3851
11 Оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота 14.16 – 2 200 000 Оснований для изменения назначенного обществу наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено Определение ВС РФ от 28.12.2016 № 310-АД16-17589
12 Грубое нарушение требований лицензии на осуществление медицинской деятельности 14.1 – 4 100 000 Допущенные обществом нарушения могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено Определение ВС РФ от 27.12.2016 № 304-АД16-17441
13 В рамках производственного контроля не проводятся лабораторные исследования на микробиологические показатели изготавливаемых полуфабрикатов 14.43 – 1 100 000 В рассматриваемом случае из оспоренных судебных актов и приложенных к жалобе материалов совокупность обстоятельств, предусмотренная ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ не усматривается Определение ВС РФ от 20.12.2016 № 306-АД16-17076

Выходит, что по мнению арбитражных судов и Верховного Суда РФ, подавляющая часть правонарушений по КоАП РФ автоматически влечет угрозу здоровью людей. Однако суды за редким исключением не разъясняют, каким именно образом то или иное нарушение создает угрозу причинения вреда здоровью людей, а зачастую лишь констатируют это как факт. К слову, та же картина наблюдает и в судах общей юрисдикции.

В итоге получается, что либо законодатели, прописывая правило о замене штрафа предупреждением, переусердствовали с различными «если» и зря ввели условие об отсутствии угрозы причинения вреда здоровью, тем самым, сделав это правило априори нежизнеспособным. Либо суды охватила излишняя обеспокоенность здоровьем сограждан, угрозу которому они зря усматривают практически в каждом деле. Либо судебная система оказалось попросту не готова к воплощению новой нормы в жизнь, и вместо нее у людей в мантиях в приоритете задачи наказать бизнес и наполнить бюджет за счет взыскания с компаний немалых штрафов.

Так или иначе, из сложившейся судебной практики бизнес все-таки может сделать для себя полезный вывод: теперь хотя бы известно, в чем заключается проблема применения нового правила. Не в выяснении того, является ли нарушение впервые совершенным или того, относится ли компания к категории малого или среднего бизнеса. Для замены штрафа юристам компаний нужно сосредоточиться на другом – постараться убедить судей в том, что именно вследствие совершенного правонарушения угроза здоровью граждан не возникла.

СТАТЬЯ Проказина Е.А., редактора-эксперта журнала «Время Бухгалтера» «Мнение Верховного Суда о замене штрафа предупреждением»

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Поправки в КоАП снизят административную нагрузку на бизнес

Президент подписал закон о внесении изменений в КоАП. Теперь неподъемные штрафы станут посильными для предпринимателей. Некоторые и вовсе начнут заменять предупреждениями. А еще нельзя будет привлечь к ответственности за одно и то же административное правонарушение одновременно организацию и ее должностное лицо

Поправки в КоАП снизят административную нагрузку на бизнес

26 марта 2022 г. президент подписал закон о внесении поправок в КоАП РФ, который изменит процедуру привлечения субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности и уменьшит размеры административных штрафов. Новый закон направлен на решение таких проблем, как назначение непосильных штрафов, вынесение предупреждений только в исключительных случаях, одновременное привлечение к ответственности организации и ее должностного лица.

Назначение административного наказания в виде предупреждения

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. В случае отсутствия в санкции статьи такого вида наказания суд при наличии оснований может заменить административный штраф предупреждением (ст. 3.4 КоАП РФ).

Как было. Штраф заменяли предупреждением крайне редко, поскольку это было правом суда, а не обязанностью. Чаще суды выносили предупреждение, чтобы избежать обжалования судебного акта, когда при рассмотрении дела были допущены процессуальные нарушения.

Как будет. В ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ вместо «наказание в виде административного штрафа может быть заменено… на предупреждение» будет указано, что такое наказание «подлежит замене… на предупреждение». То есть предупреждение станет единственно возможным наказанием в случаях, когда субъект малого или среднего предпринимательства привлекается к ответственности впервые и правонарушение не связано с причинением вреда или возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

Предупреждение не может быть вынесено в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. На практике это может стать камнем преткновения, поскольку такую угрозу можно усмотреть при совершении практически любого административного правонарушения.

Уменьшение размера штрафов для малого и среднего бизнеса

Как было. Обычно приходилось сильно постараться, чтобы добиться уменьшения размера административного штрафа. В последнее время это было возможно в том случае, если организация осуществляет деятельность в отрасли, попавшей в перечень пострадавших из-за распространения коронавируса.

Как будет. Закон дополнит КоАП РФ новой ст. 4.1.2. В ней будет указано, что малому и среднему бизнесу должны назначаться штрафы как индивидуальным предпринимателям. Если же конкретная статья КоАП РФ не предусматривает штраф для индивидуального предпринимателя, берется за основу тот, что назначается по этой статье юрлицу. Только размер его для малого и среднего бизнеса будет не более ½ максимального и не менее ½ минимального размера штрафа, указанного в санкции статьи. Если в этой статье дается фиксированный размер штрафа, субъекту малого или среднего предпринимательства нужно будет уплатить только его половину. Отметим, что механизм назначения штрафа будет вырабатываться правоприменительной практикой.

Запрет на одновременное привлечение к ответственности организации и ее должностного лица

Как было. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Также привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Из этого правила не было исключений. Поэтому за одно и то же административное правонарушение к ответственности привлекали одновременно юрлицо и его должностное лицо. Нередко за признанием вины должностным лицом следовало привлечение к ответственности организации.

Как будет. Закон дополнит ст. 2.1 КоАП РФ ч. 4 и 5. Это позволит юридическому лицу избежать ответственности в случае, если к административной ответственности привлекли его должностное лицо и если юрлицо приняло предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. В установленных случаях после привлечения к ответственности юрлица административная ответственность должностного лица будет исключена.

Пока трудно представить, как эти положения будут применяться на практике. Например, возникает вопрос о том, какие юрлицо должно представить доказательства, подтверждающие принятие им мер для соблюдения установленных правил и норм. Скорее всего, критерии будут вырабатываться правоприменительной практикой.

Отметим, что при внесении законопроекта в Госдуму данные положения распространялись только на малый, средний бизнес и социально ориентированные некоммерческие организации. А в Совет Федерации уже был направлен закон, который распространил эти положения на всех юридических лиц.

Запрет на суммирование штрафов

Как было. При совершении нескольких административных правонарушений наказание назначалось за каждое из них (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

Как будет. В ст. 4.4 КоАП РФ появится ч. 5 следующего содержания: если при проведении одного контрольного мероприятия выявлены несколько административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ, наказание назначается как за совершение одного правонарушения. Данное положение распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности.

Однако для дел о незаконном привлечении к трудовой деятельности в России иностранных граждан вряд ли что-то изменится. Наказание за это правонарушение предусмотрено ст. 18.15 КоАП РФ. В примечании к данной статье сказано: в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан административная ответственность наступает в отношении каждого из них в отдельности. Таким образом, несмотря на изменение законодательства, примечание к ст. 18.15 КоАП РФ не утратило силу. А значит, эта статья будет применяться как прежде: если при проведении проверки было выявлено несколько нарушений, возбудят несколько дел об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрено, что в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а также если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.

Перечень административных наказаний, по которым штраф не подлежит замене на предупреждение, перечислен в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В части возможности субъекта малого и среднего предпринимательства представлять документы, подтверждающие совершение административного правонарушения впервые, следует учитывать, что согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

При определении первичности совершения административного правонарушения следует учитывать позицию Второго арбитражного апелляционного суда, выраженную в постановлениях от 12.10.2016 по делу N А29-379/2016 и от 18.11.2016 по делу N А82-9461/2016, согласно которой одним из оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение является непривлечение ранее субъекта малого и среднего предпринимательства к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

Часть 3 статьи 1.4, часть 3 статьи 3.4, часть 3.5 статьи 4.1, статья 4.1.1 КоАП РФ предусматривают возможность замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

Замена административного штрафа на предупреждение применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

1. В отношении некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицам, а также их работникам.

2. За впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

3. При отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации и техногенного характера, при отсутствии имущественного ущерба.

4. Если наказание в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

Административное наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31-14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8-19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП РФ.

Статья 4.1.1 КоАП РФ не применяется, если административное правонарушение выявлено по результатам прокурорской проверки, а не в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Положения указанной нормы закона не применяются, если дело об административном правонарушении возбуждалось не по результатам проведения мероприятий по контролю, а в результате непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ позволяют уменьшать штраф юридическому лицу ниже низшего предела (если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей) при исключительных обстоятельствах, которые связанны с:

— характером нарушения и его последствиями;

— имущественным и финансовым положением юридического лица.

Отдел по надзору за соблюдением   

прав предпринимателей

прокуратуры края

Возможность замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства

Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрено, что в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а также если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.

Перечень административных наказаний, по которым штраф не подлежит замене на предупреждение, перечислен в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В части возможности субъекта малого и среднего предпринимательства представлять документы, подтверждающие совершение административного правонарушения впервые, следует учитывать, что согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

При определении первичности совершения административного правонарушения следует учитывать позицию Второго арбитражного апелляционного суда, выраженную в постановлениях от 12.10.2016 по делу N А29-379/2016 и от 18.11.2016 по делу N А82-9461/2016, согласно которой одним из оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение является непривлечение ранее субъекта малого и среднего предпринимательства к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

Часть 3 статьи 1.4, часть 3 статьи 3.4, часть 3.5 статьи 4.1, статья 4.1.1 КоАП РФ предусматривают возможность замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

Замена административного штрафа на предупреждение применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

1. В отношении некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицам, а также их работникам.

2. За впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

3. При отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации и техногенного характера, при отсутствии имущественного ущерба.

4. Если наказание в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

Административное наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31-14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8-19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП РФ.

Статья 4.1.1 КоАП РФ не применяется, если административное правонарушение выявлено по результатам прокурорской проверки, а не в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Положения указанной нормы закона не применяются, если дело об административном правонарушении возбуждалось не по результатам проведения мероприятий по контролю, а в результате непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ позволяют уменьшать штраф юридическому лицу ниже низшего предела (если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей) при исключительных обстоятельствах, которые связанны с:

— характером нарушения и его последствиями;

— имущественным и финансовым положением юридического лица.

Отдел по надзору за соблюдением   

прав предпринимателей

прокуратуры края

extern

Любая проверка — это стресс для предпринимателя. Но к ней можно подготовиться заранее. Оцените вероятность визита к вам налогового инспектора с помощью сервиса Контур.Экстерн

Попробовать

Раньше штрафы для компаний были одинаковыми — будь то крупный холдинг или маленькая фирма с двумя сотрудниками. Теперь административные штрафы для социально ориентированных НКО, малых и микро- предприятий сравняли со штрафами ИП. Статус субъекта МСП или СОНКО нарушитель должен иметь на дату совершения проступка. 

Если санкции для ИП в КоАП не прописаны, с субъекта МСП или СОНКО возьмут половину штрафа, установленного для юрлиц, но не меньше штрафа, предусмотренного для должностного лица.

Пример

Кафе, являющееся микропредприятием, нарушило санитарные нормы в сфере общепита. Штраф по ст. 6.6 КоАП за это нарушение составляет: для ИП — 5–10 тыс. рублей, для организаций — 30–50 тыс. рублей.

Кафе оштрафуют на сумму, установленную для ИП, то есть на 5–10 тыс. рублей, а раньше пришлось бы заплатить 30–50 тыс. рублей.

Важно! Новый порядок не применяется по нарушениям, представляющим угрозу общественной безопасности, за которые ИП штрафуют наравне с компаниями (п. 3 Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ).

extern

Отчитайтесь в ФНС и другие контролирующие органы в срок и без ошибок по актуальным формам

Узнать больше

Наказывать за впервые совершенный административный проступок, за который КоАП не предусматривает санкцию в виде предупреждения, будут именно предупреждением. Эта смягчающая норма вводилась поэтапно:

  • п. 2 Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ разрешил заменять штраф на предупреждение для МСП и НКО;
  • п. 3 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ — для остального бизнеса, норма действует с 25 июля 2022.

Замены на предупреждение не будет по нарушениям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства.

Пример

Работодатель впервые допустил административный проступок — не заключил трудовой договор в письменном виде (ч. 4 ст. 5.27 КоАП). Наказание за это нарушение — штраф, но компании вынесут предупреждение, поскольку соблюдаются три условия:

  • нарушение первичное;
  • наказание за него не предусматривает предупреждения;
  • нарушение не связано с причинением вреда жизни и здоровью.

А вот если работодатель и раньше привлекался к ответственности за такой же проступок, его оштрафуют.

Раньше за одно и то же нарушение, предусматривающее ответственность и для предприятия, и для руководства, могли наказать и компанию, и директора. А бизнесу одна ошибка обходилась в двойную сумму.

Теперь, если компания докажет, что создала все условия, чтобы сотрудники не нарушали закон, ее не оштрафуют. А отвечать за проступок придется директору или ответственному работнику, то есть тому, кто фактически допустил нарушение (п. 1 Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ).

Критерии невиновности организации пока законодательно не установлены, поэтому следует ориентироваться на арбитражную практику.

И наоборот — если компания оштрафована, то должностное лицо (сотрудника, управляющую компанию) наказывать не будут. Но это правило применимо только к штрафам по п. 3, 5 ст. 3.5 КоАП РФ.

Пример

Кассир магазина не выдал чек покупателю. Штрафы за это нарушение (ч. 2 ст. 14.5 КоАП): на руководителя — до 10 тыс. рублей, на организацию — до 30 тыс. рублей. Организация объяснила, что:

  • это вина руководителя, не доглядевшего за сотрудником-кассиром;
  • она предприняла все меры для соблюдения кассового законодательства.

При таких условиях штраф выпишут только руководителю.

За одинаковые административные проступки, выявленные в ходе одной контрольной проверки, выпишут только один штраф, а не несколько (п. 4 Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ). Одинаковыми считаются нарушения, за которые наказание установлено одной статьей КоАП либо регионального закона. А если при проверке обнаружат несколько нарушений, ответственность за которые вводится разными статьями КоАП (или регионального закона), то штраф будет один, но по той статье, которая строже.

Пример

При проверке выяснилось, что продавец включил в договоры с несколькими покупателями условие о сроке возврата товара — семь дней вместо положенных четырнадцати. Это ущемление прав потребителей (п. 2 ст. 14.8 КоАП), за которое компанию накажут штрафом 10–20 тыс. рублей. Раньше бы его выписали за каждого покупателя, теперь возьмут единожды, так как это одинаковые нарушения.

Если проступок совершен не впервые, и для него КоАП есть нижняя граница штрафа,  оштрафуют по минималке. Но только при условии, что работодатель добровольно устранил нарушение или возместил ущерб — все это надо сделать до того, как проверяющие выписали штраф (п. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ). Правило вступает в силу 25 июля 2022 года.

Пример

При проверке выяснилось, что работодатель заключил с работником договор ГПД вместо трудового. Компания оперативно, не дожидаясь, пока ей выпишут штраф, оформила трудовой договор с даты начала работы сотрудника, а также пересчитала необходимые выплаты и налоги. В этом случае проверяющий может выписать максимальный штраф не на 100 000, а на 50 000 руб. (п. 4 ст. 5.27 КоАП).

При оплате штрафа, выписанного по результатам проверки, в течение 20 календарных дней с даты вынесения постановления его размер составит половину от назначенной суммы. Правило вводится с 25 июля 2022 года и касается штрафов, выписанных по результатам проверок (п. 11 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ).

Пример

За несвоевременную выплату отпускных компании выписали штраф 30 тыс. рублей по п. 6 ст. 5.27 КоАП. Дата постановления — 12 июля 2022.

Срок для скидочного периода пошел с 13 июля, а закончится 2 августа. В этот период сумма штрафа составит 15 тыс. рублей.

Если копия постановления, направленная по почте заказным письмом,  пришла по истечении 20 дней с даты постановления, период для уплаты со скидкой можно восстановить по ходатайству.

С 25 июля заработают еще несколько важных поправок:

  • Проверяющие не смогут возбудить административное дело, прежде чем проведут проверку. По прежним правилам инспектор мог открыть дело, например, получив информацию о нарушении от другой инстанции или из жалобы работника. Теперь все сведения необходимо перепроверить и убедиться, что нарушение действительно есть (п. 5 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ). 
  • Инспектор, который участвовал в проверке и нашел нарушение, не может рассматривать дело и принимать решение о штрафе (п. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ). Если дело возбудил и рассмотрел один и тот же проверяющий, штраф легко оспорить. Под исключение попадают случаи, когда наказание назначают без составления протокола.
  • Увеличен период для отсрочки исполнения штрафа: вместо одного месяца — шесть (п. 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 290-ФЗ). Но для этого придется доказать, что уплатить штраф своевременно вы действительно не можете. Например, если у компании финансовые трудности из-за санкций.

extern

Бухгалтера можно привлечь к разным видам ответственности, в том числе административной. Вот за что могут оштрафовать бухгалтера:

Нарушение Ответственность
Грубые нарушения требований к бухучету:

  • занижение налогов не менее чем на 10 % из-за искажения данных бухучета;
  • регистрация отсутствующего факта хоздеятельности;
  • составление отчетов не на основе данных, содержащихся в учетных регистрах;
  • искажение денежного показателя бухотчетности не менее чем на 10 %;

Штраф по ст. 15.11 КоАП:

  • за первичное нарушение — 5–10 тыс. рублей;
  • за повторное — 10–20 тыс. рублей либо дисквалификация от года до двух лет
Несвоевременная подача налоговых деклараций и расчетов Ст. 15.5, ч. 2 ст. 15.33 КоАП устанавливают штраф 300–500 рублей за просрочку налоговых деклараций, РСВ, 4-ФСС
Несдача статотчетности, подача недостоверных данных в Росстат

Штраф по ст. 13.19 КоАП:

  • за первичное — 10–20 тыс. рублей;
  • за повторное — 30–50 тыс. рублей
Непредставление в ИФНС запрошенных документов и сведений Штраф по ст. 15.6 КоАП — 300–500 рублей
Кассовые нарушения: сверхлимитированные расчеты наличкой с другими организациями, неоприходование выручки, превышение лимита по кассе и др. Штраф по ст. 15.1 КоАП — 4–5 тыс. рублей
Непредставление сведений по запросам налоговиков в рамках контроля за применением ККТ Штраф по ч. 5 ст. 14.5 КоАП — 1,5–3 тыс. рублей
Несдача бухотчетности и аудиторского заключения Штраф по ст. 19.7 КоАП — 300–500 рублей
Неудержание алиментов из зарплаты работника, утрата исполнительного документа Штраф по ч. 3 ст. 17.14 КоАП составляет 15–20 тыс. рублей
Невыполнение законных требований ИФНС Предупреждение или штраф по ч. 1 ст. 19.4 КоАП — 2–4 тыс. рублей

Если вам предъявляют штраф за бухгалтерские промахи, обратите внимание на новые правила, о которых мы рассказали в этой статье: возможно, штраф получится снизить или не платить совсем.

ФАС России заменяет штрафы на предупреждения для субъектов малого и среднего бизнеса

ФАС России заменяет штрафы на предупреждения для субъектов малого и среднего бизнеса

20 октября 2020, 10:15

5q8a4462

В целях снижения административного давления и в соответствии с КоАП РФ вместо штрафа служба вынесла предупреждение компании «РУФОРМ», нарушившей Закон о рекламе1

Федеральная антимонопольная служба предупредила ООО «РУФОРМ» о недопустимости нарушения Закона о рекламе. Служба заменила организации административный штраф на предупреждение в связи с тем, что организация включена в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ранее ФАС России признала рекламный ролик о гигиеническом спрее «Элемент 47», размещенный на видеохостинге rutube.ru, ненадлежащим.

В рекламе сообщалось о лечебных свойствах товара, в то время как такая информация может содержаться только в рекламе лекарственных средств и медицинских услуг. Ни тем, ни другим спрей «Элемент 47» не является.

Организация уже исполнила предупреждение службы и устранила нарушение.

«Так как рекламораспространителем ненадлежащей рекламы является компания «РУФОРМ», она  также несет ответственность за такое правонарушение, — поясняет начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина. – Однако, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях для субъектов малого и среднего предпринимательства, впервые нарушивших Закон о рекламе , штраф заменяется предупреждением».

1пункт 6 части 5 статьи 5

Справка:
В  соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Малый бизнес планируют освободить от штрафов за первое нарушение КоАП

Минэк и корпорация МСП подготовили пакет соответствующих поправок в кодекс

Евгений Разумный / Ведомости

В правительстве сформирован регуляторный пакет поддержки малого бизнеса – комплекс принципиальных изменений по снижению нагрузки на МСП в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). В перечень вошли инициативы по существенному снижению штрафов, следует из законопроекта, подготовленного Минэком и корпорацией МСП (копия есть у «Ведомостей», подлинность подтвердили два федеральных чиновника).

  • Отказ от денежных взысканий за нарушения, допущенные впервые. Вместо штрафа предлагается выносить предупреждение – «в качестве единственно допустимого административного наказания» за однократное несоблюдение кодекса.

  • Снижение размера штрафа для социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), микро- и малого бизнеса до уровня наказаний, применяемых к индивидуальным предпринимателям. В пояснительной записке такая мера аргументируется следующим образом. На данный момент около 96% всех субъектов МСП – это микропредприятия, еще 3,7% – малые и лишь 0,3% – средние. Среди первых двух категорий доля юридических лиц не достигает и половины – 39%, остальное – это бизнес в форме ИП, говорится в документе. При этом разница в размере штрафов для индивидуальных предпринимателей и организаций достигает 500-900%, по крайней мере, по их максимальной планке. При этом сумма наказания не зависит от масштаба бизнеса – даже если оборот у ИП существенно выше, чем у юрлица, ведущего аналогичную деятельность, первый заплатит гораздо меньше, следует из документа. Часто это приводит к взысканию, несоразмерному величине бизнеса. Такой подход неактуален, поэтому следует приравнять размер штрафа для микро- и малых предприятий, а также СОНКО к наказанию для ИП.

  • Отмена суммирования штрафов за нарушения одного состава, выявленные в ходе проверки. То есть если компания не выполнила ряд предписаний КоАП, включенных в одну статью кодекса, то наказание накладывается за несоблюдение лишь одного пункта, а не всех. По принципу: одна проверка – один штраф по статье КоАП. 

  • Отказ от дублирования наказаний для компании и ее должностного лица за одни и те же нарушения. Если есть виновное физическое лицо, юрлицо штрафовать не нужно, следует из законопроекта.

Согласно пояснительной записке, чаще всего предприниматели допускают нарушения трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП), требований охраны труда (5.27.1), в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (6.3), санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и транспорта (6.4) и ряд других. Например, за невыплату в срок заработной платы полагается штраф до 50 000 руб. для юрлиц, до 5000 – для ИП (п. 6 ст. 5.27), за нарушение правил карантина можно получить взыскание в размере до 500 000 руб. (п. 2 ст. 6.3).

По словам одного из собеседников «Ведомостей», в ближайшее время проект поправок будет отправлен на рассмотрение правительственной комиссии, затем в случае одобрения – внесен в Госдуму.

Представители аппарата правительства и Минэка не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель Минюста сообщил, что предложения КМСП были рассмотрены и не вызвали концептуальных возражений. Представитель министерства добавил, что такой подход уже включен в проект новой редакции КоАП, разработка которой находится на завершающей стадии и скоро будет вынесена на общественное обсуждение. Например, проект КоАП распространяет механизм замены административного штрафа предупреждением на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их работников, при условии, что нарушение было не грубым.

В декабре 2020 г. министр юстиции Константин Чуйченко в интервью ТАСС говорил, что по многим составам административных правонарушений в новой редакции КоАП будет предусмотрено наказание в виде предупреждения. «Наша цель была уйти от репрессивности, а кодекс сделать именно регуляторным механизмом. Понятно, в определенных случаях наказание должно быть достаточно жестким. Но эта жесткость должна соотноситься с той общественной опасностью, которое правонарушение в себе несет», – говорил министр.

Поправки в кодекс прорабатывались на площадке корпорации МСП (КМСП) вместе с предпринимателями – под кураторством первого вице-премьера Андрея Белоусова, передала пресс-служба института развития слова гендиректора Александра Исаевича. Замена штрафа на предупреждение – это новый формат партнерских отношений государства и бизнеса. У малых и микрокомпаний, как правило, небольшой штат сотрудников, зачастую таким предприятиям крайне сложно отследить все требования и нормативы, добавил он. После того как проверяющие органы укажут на нарушение, они его устранят – не нужно наказывать рублем за ошибки, допущенные из-за объективной невозможности проанализировать весь массив обязательных предписаний, продолжил Исаевич.

Эти поправки наиболее востребованы у предпринимателей, поэтому важно, чтобы они как можно быстрее заработали, пояснил гендиректор КМСП. «Надеемся, что они получат поддержку Госдумы», – резюмировал Исаевич.

Чем меньше масштаб бизнеса, тем чувствительнее для него административные наказания, отметил заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы Артем Кирьянов. Если по многим видам штрафов крупным предприятиям легче постоянно их уплачивать, не устраняя нарушений, то небольшие компании, микробизнес во многих случаях оказываются на грани закрытия, продолжил он. Поправки к кодексу – это, по сути, продолжение линии «регуляторной гильотины», ключевая задача которой – простимулировать развитие предпринимательства, полагает депутат. Гарантия защиты от административных наказаний значительно улучшает деловой климат в стране на уровне малого бизнеса: чем безопаснее себя чувствует потенциальный предприниматель, тем скорее он откроет свое дело, уверен он.

Смягчение КоАП злоупотреблений не вызовет, согласился завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов. Например, дробление бизнеса налоговая достаточно хорошо отслеживает, констатировал он. При этом изменения позитивны не только непосредственно для бизнеса, но и тех институтов, которые выступают в данном случае на противоположной стороне – для контрольных органов, судов и так далее, добавила член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. У них снизится нагрузка, спадет напряженность во взаимоотношениях с предпринимателями, уточнила она.

За принятие этих изменений «Опора России» выступала 6 лет, напомнил исполнительный директор делового объединения Андрей Шубин. Недавно инициативы были вновь направлены в адрес министра экономического развития Максима Решетникова, уточнил он. В действующей редакции санкции не учитывают размер бизнеса и зачастую предполагают крайне обременительные для микропредприятий и малого бизнеса наказания. В случае принятия поправок штрафы для МСП снизятся кратно. Например, размер наказания за нарушение требований пожарной безопасности снизится в 7 раз: максимальный штраф (если не было жертв) упадет с 400 000 до 60 000 руб. Можно прогнозировать, что вследствие данных поправок пойдет на убыль традиция, когда бизнес пытается договориться с проверяющими – то есть уменьшится коррупционный элемент, добавила вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) Елена Дыбова.

В целом, все эти изменения позитивные, отметил советник уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Антон Свириденко. Однако, по его словам, бизнес хотел бы большего – снижения размера штрафов, повышения ответственности контролирующих лиц за допущенные нарушения, дифференциации наказаний в зависимости от категории риска.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Замок зажигания 31105 нов обр газель бизнес next
  • Елецкий городской суд официальный сайт реквизиты
  • Елизаветинская больница часы работы регистратуры
  • Елисеевский магазин в москве сегодня часы работы
  • Емкость рынка оценивается в разделе бизнес плана