Закон запрещающий частные военные компании

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до восемнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 260-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 260-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью третьей статьи 208 настоящего Кодекса) —

наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 260-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

 Государство выполняет множество функций. Однако не так давно начала наблюдаться тенденция «освобождения» государства от некоторых функций. В качестве примера можно привести военную сферу и сферу обеспечения безопасности государства. Это обусловлено появлением нового элемента политической системы общества, а именно частных военных компаний (private military companies) (ЧВК), которые являются негосударственными компаниями, представляющими собой своеобразный вид «наемничества», которые обладают полномочиями, выданными государством, на разрешение различных задач, связанных с военной деятельностью государства, например, на сопровождение людей или различных грузов в условиях боевых действий, или на охрану отдельных лиц или государства в целом, а так же иной деятельностью, например консультированием или обучением населения. У владельцев с крупным состоянием во всем цивилизованном мире растет спрос на деятельность данных организаций, в особенности на охрану собственности  и обеспечение личной безопасности. Однако довольно большой вопрос вызывает регламентация деятельности этих компаний, так как в некоторых странах, в соответствии с внутренним законодательством, их просто не существует. Все вышеуказанное обуславливает мой интерес к данной теме и причину выбора именно этой темы для изучения. 

Для того чтобы более полно разобраться в данном вопросе  необходимо выяснить, кто же такие «наемники». Для начала следует сказать о том, что «наемники» существовали практически всегда, но после Великой французской революции и начала деятельности регулярной армии в государствах количество наемников в Европе снизилось на минимум. Понятие «наемник» было сформулировано в Первом дополнительном протоколе, а точнее в его 47 статье, к Женевским конвенциям. В соответствии с данной статьей,  «наемник» — это лицо, которое:

1) специально завербовано на месте или за границей для участия в вооруженном конфликте; 

2) непосредственно участвует в военных действиях, в целях личной выгоды или денежного вознаграждения; 

3) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

4) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; 

5) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

После окончания Второй мировой войны началось возрождение наемничества. Первыми кто понял выгоду ЧВК, стала Британия. В 1967 году полковник Дэвид Стирлинг организовал первую частную военную компанию под названием «Watch Guard International». Первоначально таких компаний было мало, а их деятельность тщательно скрывалась государствами, однако постепенно они начинали приобретать более открытый и массовый характер. 

В связи с распространением ЧВК, а так же с сокращением состава вооруженных сил во многих государствах начал увеличиваться спрос на услуги частных военных компаний, что в свою очередь привело к тому, что многие уволенные военнослужащие перешли работать в ЧВК, так как данная работа хорошо оплачивалась. Среди руководства частных военных компаний можно часто встретить бывших высокопоставленных государственных служащих в сфере обороны и безопасности, и это все не удивительно, ведь в таких компаниях бойцы получают от 200 до 1000 (иногда и больше) долларов в день, что значительно превышает денежное довольствие военнослужащих и полицейских.

Так же можно отметить, что для участия в ЧВК не нужно обязательно иметь высокую квалификацию, а достаточно иметь элементарные навыки, например, навыки владения оружия, которые можно приобрести отслужив в армии. Благодаря этим навыкам  можно работать в охранной деятельности ЧВК.

Как показывает практика, ЧВК обычно не раскрывают своего истинного предназначения, а так же согласно официальным документам, они призваны выполнять лишь  вспомогательные функции, которые не связанны с ведением боевых действий.

По деятельности все частные военные компании можно разделить на четыре группы:

1. Компании по предоставлению военных услуг (military provider companies). В сферу их деятельности входит тактическая поддержка и защита как частных лиц, так и государства во время боевых действий, а так же непосредственное участие в боевых операциях. В основном эти компании обвиняли и обвиняют в наемничестве, в подрывах политических строев государств и «теневой войне».

2. Военные консалтинговые компании (military consulting companies). Данные компании занимаются стратегическим планированием, реформированием вооруженных сил, непосредственной тренировкой различных армейских подразделений. 

3. Компании, занимающиеся военной логистикой (military support companies). Их деятельность заключается в тыловом обеспечении войск, в строительстве военных объектов и в обслуживании сложных систем вооружений.

4. Частные компании, занимающиеся охраной деятельностью (private security companies). Данные компании, так же как и компании по предоставлению военных услуг, занимаются защитой, и отличаются они друг от друга условно, так как во время боевых действий их деятельность становится схожей.

В основном государства отдают свое предпочтение своим отечественным ЧВК, однако и присутствуют исключения, выраженные в получении не отечественными ЧВК контрактов с каким-либо государством. В качестве примера можно привести случай, когда британская частная военная компания «Иджис» выиграла контракт с министерством обороны США по оказанию услуг в области безопасности и разведки в Ираке на  293 миллиона долларов.

Огромные проблемы вызывает вопрос ответственности государства за деятельность их ЧВК. Согласно всем Женевским конвенциям, любое  государство обязано соблюдать и обеспечивать соблюдение норм международного гуманитарного права (МГП). Опираясь на это положение можно сделать вывод о том, что, формально, государство может быть привлечено к ответственности за деятельность его частных военных компаний, если оно нарушит нормы международного гуманитарного права. На практике же возникают трудности с признанием ответственности государства за деятельность ЧВК в связи с тем, что государства, как правило, не имеют должного контроля над их операциями, которые осуществляются за пределами территории данных государств. 

В связи с тем, что за деятельность ЧВК государства не несут ответственность, они часто становятся участниками различного рода скандалов, так как некоторые из них выполняют и «нелегальные» заказы или же просто ведут такую деятельность. Рассмотрим же некоторые примеры:

 1.  Самый известный резонансный случай произошел в Ираке с частной военной компанией «Blackwater», от услуг которой нанимателям пришлось отказаться. 9 марта 2010 года произошла пропажа с американских складов в Афганистане более 500 автоматов Калашникова и других видов оружия. Было высказано предположение о том, что ответственным за пропажу оружия являлся сотрудник «Blackwater», который подписывал все накладные на изъятие оружия и боеприпасов со склада от имени персонажа одного известного американского мультфильма «South Park» Эрика Картмана. Уже 16 сентября 2010 года пятерым членам руководства «Blackwater», включая исполнительного директора, были предъявлены обвинения в незаконном обороте оружия. В ходе расследования выяснилось, что путем фальсификации документов должностные лица «Blackwater» хотели скрыть свой «презент» королю Иордании – Абдалле II в виде 22 единиц оружия, в состав которых входили 17 автоматов АК-47, которые захватили во время рейда в 2008 году.

2. Еще одним примером является трагическое и вызывающее множество споров событие в истории Америки. Я говорю об 11 сентября 2001 года, когда были разрушены две башни-близнецы в ходе террористического акта. В ходе расследования обстоятельств данного события выяснилось, что британские частные военные компании «Sakina Security» и «Trans Global Security» в тайне тренировали боевиков исламистских группировок для дальнейшей их отправки в Чечню и Афганистан. По некоторым данным шесть курсантов «Trans Global Security» позже стали бойцами Аль-Каиды. 

3. Довольно печальный случай произошел летом 2009 года в провинции Кандагар. В офис местного прокурора пришла группа сотрудников ЧВК, по некоторым данным прошедших подготовку у американских инструкторов и работающие в системе служб безопасности США в Афганистане, занимающихся охранной деятельностью, для того, чтобы освободить одного из своих коллег. В связи с этим началась драка, которая переросла в перестрелку, в результате которой погибло девять афганских полицейских, включая начальника полиции Кандагара. Представитель министерства внутренних дел Замарэй Башари осудил действия охранников. «Те, кто осуществил это нападение и убил начальника полиции и других полицейских, — преступники.», — сказал Башари в интервью BBC. Позднее президент Афганистана Хамид Карзай также возложил ответственность за убийство полицейских на сотрудничающих с войсками США частные военные компании. 

4. В качестве последнего примера можно привести операции «Буря», которую 4 августа 1995 года начали хорватские вооруженные силы, на стороне которых воевали 2000 военных инструкторов из западных ЧВК. В итоге  данной операции, спустя три дня, была ликвидирована Республика Сербская Краина и Республика Западная Босния, созданные в 1991 году. Одним из организатором операции была компания под названием Мilitary Professional Resources Inc. (МРRI) — по существующим данным — коммерческая структура.

Следует отметить, что это далеко не все примеры, которые отражают «нелегальную» деятельность ЧВК, направленную на получение дополнительной прибыли и подрыв политической и иных систем государств. В данной работе я рассмотрел только наиболее нашумевшие случаи и вызвавшие наибольший интерес у меня.

Государствам выгодно использовать частные военные компании как новое средство ведения войны. Ведь ЧВК находится вне рамок гражданского контроля, в отличие от тех же регулярных армий, им можно поручить самую грязную работу: от свержения законных правительств до устранения неугодных политиков и общественных деятелей. В случае, если миссии ЧВК предадутся огласки, то государство-заказчик может свободно «откреститься» от них, так как «действовали коммерческие структуры».

Следует отметить, что вопрос о частных военных компаниях в России дискуссионный и довольно сложный. Дело в том, что российские частные военные компании практически отсутствуют. Это связано с тем, что в России «наемничество» официально запрещено в соответствии со ст. 359 Уголовного кодекса РФ, в которой идет речь о том, что вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечения наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях противозаконна и наказывается лишением свободы от четырех до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Следует так же сказать о том, что закон о частных военных компаниях в России активно обсуждался в федеральном парламенте еще в 2015 году. Предполагалось принять специальный законопроект, который позволил бы РФ защищать свои экономические интересы на Ближнем Востоке и в Арктике, но он так и не был принят. 

Однако в России существуют частные военные компании. Их список возглавляет самая известная — «РСБ-Групп». Как они указывают на своем сайте, они не занимаются наемничеством, не принимают участие в боевых действиях на стороне иностранных государств и незаконных вооруженных группировок. Они предлагают широкий спектр услуг. Так же «РСБ-Групп» является официальным партнером ООН в России. Ее работа регламентирована резолюций Совета Безопасности, уставом ООН, Кодексом Красного Креста. Компания осуществляет сопровождение грузов и людей на суше и на море, техническую защиту,например при проведении секретных совещаний, проводит обучение и консалтинг, занимается разминированием территорий, охраной объектов в пределах Российской Федерации, а так же занимаются установкой акустических пушек, как утверждают они сами — «нелетального действия». Так же в перечне услуг «РСБ-Групп» есть и весьма специфичные. Например, проведение разведки и аналитики. В интересах заказчика добывается информация о клиентах, конкурентах или поставщиках. Однако они не ведут промышленный шпионаж и не добывают  сведения, которые являются государственной тайной. Следует сказать о том, что многие частные военные компании в России могут предложить такой же перечень услуг, что указывает на то, что деятельность частных военных компаний в России довольно ограничена. Из вышесказанного можно сделать вывод, что хоть и частные военные компании в России существуют, но их деятельность сильно ограничивается внутренним законодательством, что может создать коллизии в данном вопросе.

В настоящее время чаще всего сотрудников ЧВК используют для защиты нефтяных месторождений и нефтяных баз, энергетических систем. Также эти организации предлагают свои услуги в качестве частных охранных предприятий в зарубежных странах. Например, они могут защищать посольства, сопровождать гуманитарные конвои и представителей Организации Объединенных Наций. В странах третьего мира, в которых ведутся боевые действия, специалисты этих компаний часто обучают местных офицеров и солдат правительственных вооруженных сил, готовят полицейских, а также других представителей служб безопасности. Частные военные компании порой охраняют тюрьмы, такие прецеденты были в Ираке и Афганистане. Участвуют в операциях по разминированию, выполняют функции военных переводчиков. Проводят авиационную разведку, выполняют вооруженное сопровождение судов для защиты от пиратов. Такой вид услуг стал чрезвычайно популярным после активизации морских разбойников в Сомали.

На основе всего выше сказанного можно выделить ряд преимуществ частных военных компаний перед регулярными вооруженными силами:

1. Использование частных военных компаний в военных конфликтов вызывает меньше общественного недовольства, чем использование вооруженных сил, так как найти прямые доказательства причастности государства к деятельности ЧВК очень сложно.

2. Частные военные компании более мобильны, чем регулярная армия Они могут представлять собой противовес местным вооруженным силам в государствах со слабыми политическими институциями.

3. Потери со стороны частных военных компаний не указываются в государственных отчетах.

Так же можно выделить и ряд недостатков:

1. Частные военные компании мотивированы прибылью, а не чувством долга перед государством, что может создать множество проблем. 

2. Частое использование частных военных компаний государствами может навредить их экономике, так как у ЧВК высокая цена. 

3. Частные военные компании достаточно часто выходят из под контроля и могут навредить невинным людям. Это обуславливается их минимальным контролированием со стороны государств.

Следует еще раз сказать о том, что наемничество официально запрещено в большинстве стран мира. В целом, вся международно-правовая регламентация деятельности ЧВК отражена в следующих актах:

§     Ст.47 Дополнительного протокола №1 от 08.06.1977 к Женевским конвенциям от 12.08.1949 «О защите жертв международных вооруженных конфликтов». В данной статье, как я указывал выше, дается определение термина «наемник». 

§     Закон «О контроле над экспортом вооружений». Данный закон был принят в США. Согласно ему, госдепартамент США лицензирует деятельность их частных военных компаний за рубежом, а так же следит за выполняемостью контракта. Сделки, связанные с деятельностью ЧВК, сумма которых превышает 50 миллионов долларов, должны быть согласованы с конгрессом США и одобрены им.

§     Закон «О регулировании иностранной военной помощи». Данный закон считается своего рода актом о наемниках, принятый в 1998 году в ЮАР. Согласно ему, деятельность частных военных компаний лицензируется  национальным комитетом, отвечающим за контроль над простым вооружением страны.

§     Резолюция ООН «Определение агрессии» от 1974 года. В данной резолюции применение наемников и частных военных компаний против других стран квалифицируется как  как международное правонарушение.

§     Резолюция ООН от 14.12.1979 года, согласно которой наемничество является преступлением против мира и человечества и приравнивается к геноциду, убийствам и иным особо тяжким преступлениям.

§     Конвенция ООН  «О запрете на вербовку, использование, финансирование и обучение наемников» от 1989 года, принятая 20.10.2001 года. Данная конвенция дало более широкое толкование термину «наемник», в котором была отражена материальная заинтересованность наемников. 

§     Правовые инициативы «Green Рарег» Великобритании от 2002 года и Швейцарии от 2006 года. Данные инициативы ставят перед собой цели усиления контроля над деятельностью частных военных компаний. Суть инициатив состояла в создании международного органа для контроля над деятельностью ЧВК с правом на запрет их деятельности в государствах-«агрессорах», а так же в международном контроле над режимом лицензирования этих компаний, в мониторинге за деятельностью компаний, а так же в разработке соглашений между государствами, имеющими частные военные компании. 

§     «Международный кодекс поведения ЧОК» от 2010 года. Данный документ явился началом узаконивания института наемничества на базе международно-правовых основ использования наемников, МГП и законодательства в сфере прав человека. Согласно этому кодексу, соблюдение его норм – непременное условие при заключении любого вида контракта в области военных услуг на международном уровне. Однако, данный документ, так же как и «Документ Монтре» носит только лишь рекомендательный характер.

§     «Документ Монтре» от 2008 года. В нем содержатся рекомендации по регулированию деятельности сотрудников частных военных компаний  в зонах военных конфликтов. За нарушение норм международного гуманитарного права, согласно данному документу, за частные военные компании ответственны государства, откуда произошли эти ЧВК, государства-контрагенты, а также государства территориальной юрисдикции. Все государства, согласно Документу Монтре, обязуются пресекать нарушения МГП, расследовать нарушения, принимать соответствующие законы, искать и привлекать к ответственности нарушителей.

Резюмируя, можно отметить, что сейчас (особенно США и Великобританией) ставится задача полного контроля услуг ЧВК на мировом рынке через создание единого органа (международного) лицензирования, мониторинга таких компаний.

Государствам необходима четкая регламентация деятельности частных военных компаний внутри них, а так же международным организациям необходимо разработать регламентацию деятельности ЧВК во время различных международных конфликтов и иных внешнеполитических мероприятий государств, а так же при организации миротворческих миссий и операций по принуждению к миру.

Просмотров 6.4k. Опубликовано 06.11.2022

Многие видели открытие «офиса» «ЧВК «Вагнера» в Санкт-Петербурге. В государстве, где монополия на вооруженные силы принадлежит государству, а право работает, не пришлось бы объяснять, как такое возможно. Но люди спрашивают, поэтому попробую объяснить — прокомментировал адвокат Калой Ахильгов у себя в телеграмм-канале.

Как на открытие «ЧВК Вагнер Центра» почти пришел Пригожин, а Вика Цыганова «пришла» многократно — репортаж «Фонтанка.ру»

В нашей стране запрещены любые военные организации, учрежденные не государством.

В УК есть статья 208, предусматривающая ответственность за деятельность незаконных вооруженных формирований.

Но почему-то все ссылаются на статью 359 УК (наемничество), которая в данном случае к ЧВК не применима из-за критериев, которые указаны в УК. Давайте разберемся.

Статья 208 УК предусматривает ответственность за создание, финансирование или руководство вооруженным формированием (объединением, отрядом или иной группой), не предусмотренным законом.

При этом под созданием понимается момент объединения нескольких лиц в группу и приобретения хотя бы некоторыми из них оружия, боеприпасов, взрывных устройств, боевой техники.

Руководство таким формированием заключается в осуществлении управленческих функций в отношении такого формирования (например, распределении функций между членами незаконного вооруженного формирования).

А финансирование такого формирования – это предоставление или сбор средств, либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для обеспечения его деятельности.

Наказание за такие деяния предусмотрено в виде лишения свободы от 10 до 20 лет. Кроме того, за участие в таких формированиях также предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет.

А теперь посмотрим на любую ЧВК. Как я сказал, все частные военные организации запрещены. Никакого закона, разрешающего деятельность ЧВК в России нет.

Создание таковой под любым соусом (ЧОП и прочее) подпадает под статью о создании незаконного вооруженного формирования. Добавьте сюда выступления «известного предпринимателя» в различных колониях и СМИ, и мы получим еще два критерия: руководство и финансирование.

Более того (как сказал бы прокурор в правовом государстве), усматриваются признаки организованного преступного сообщества (статья 210 УК).

Что касается статьи 359 УК (наемничество), то часть первая этой статьи предполагает ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в военных действиях в виде лишения свободы на срок от 12 до 18 лет.

При этом наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

В данном случае завербованные в колониях и не только — являются гражданами государства, участвующего в военных действиях, и проживают на территории РФ (конечно, можно там найти и иностранцев, но оставим предположения).

И когда кто-то из защитников ЧВК говорит, что это не наемничество, так как члены ЧВК – граждане России, надо признать, что они правы, но это не освобождает их от ответственности, предусмотренной статьей 208 УК РФ.

Чуть больше года назад глава МИД Лавров, выступая в ООН, заявил, что власти Мали обратились за помощью к «частной военной компании из России», хотя знал, что они запрещены в нашей стране.

В государстве, где монополия на вооруженные силы принадлежит государству, а право работает, министр никогда бы такого не сказал.

Источник: адвокат Калой Ахильгов

Политика ,

30 ноя 2022, 10:30 

0 

Клишас связал отсутствие закона о ЧВК с низким общественным запросом

Сенатор Клишас: на закон о ЧВК нет общественного запроса

На закон о частных военных компаниях нет общественного запроса и поэтому он сейчас не нужен, заявил сенатор Андрей Клишас. Законопроект о ЧВК вносился в Думу неоднократно, в том числе во время специальной военной операции

Андрей Клишас


Андрей Клишас

Общественного запроса на законодательное регулирование деятельности частных военных компаний (ЧВК) сейчас нет, поэтому нет и необходимости в соответствующем законопроекте, сказал глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, отвечая на вопрос РБК.

«Я не вижу необходимости в принятии закона о деятельности частных военных компаний. Для того чтобы принимать какой-либо закон, нужен общественный запрос. Он сейчас есть, граждан волнует эта тема? Нет. Есть ли какие-то законодательные инициативы на этот счет? Я их не видел», — пояснил он свою точку зрения.

Клишас добавил, что законы создаются либо когда на них есть общественный запрос, либо для решения какого-либо правового конфликта. «Если какая-то сфера общественных отношений работает без вмешательства государства, ее не нужно законодательно урегулировать, она успешно функционирует самостоятельно», — резюмировал сенатор.

Как в России пытались узаконить деятельность ЧВК

Сейчас функционирование ЧВК (самой упоминаемой из них в связи с военными действиями на территории Украины является ЧВК Вагнера) в России на законодательном уровне не регулируется. За последние годы неоднократно предпринимались попытки перевести такие организации в правовое поле, однако все они терпели неудачу.

Так, еще в 2012 году депутат Алексей Митрофанов вносил в Думу законопроект, который устанавливал основные правовые нормы государственного регулирования создания и деятельности частных военных компаний. В пояснительной записке депутат указывал на рост востребованности услуг ЧВК иностранными государствами. Он также считал, что на фоне сокращения численности Вооруженных сил России уволенные специалисты военного дела могут «пополнить ряды организованной преступности», если для них не найти применения.

Однако законопроект не дошел даже до первого чтения — профильный комитет по обороне счет его противоречащим отдельным положениям Конституции и регламенту Госдумы, и постановил вернуть автору.

Несколько попыток узаконить ЧВК предприняли депутаты от «Справедливой России» (сейчас «Справедливая Россия — За правду»), в том числе лидер партии Сергей Миронов. Они вносили соответствующие законопроекты в 2014, 2015, 2016-м годах, однако, как уточнял Миронов, они «лежали без движения».

В начале 2018 года фракция партии предприняла очередную попытку. Она прошла на фоне заявления главы МИД Сергея Лаврова о необходимости разработать законодательство для защиты интересов россиян, работающих в частных военных компаниях в других странах. «Я думаю, что здесь нужно четко зафиксировать законодательную базу для того, чтобы эти люди были тоже в правовом поле и защищены», — сказал Лавров, добавив, что практика использования ЧВК другими странами «распространяется».

Однако правительство не поддержало законопроект, сочтя его противоречащим Конституции в части, запрещающей создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на создание вооруженных формирований.

В последний раз «Справедливая Россия — За правду» заявляла о намерении перевести ЧВК в правовое поле в конце марта этого года. Как тогда писал в телеграм-канале Миронов, в Думу внесен очередной законопроект по этой тематике. Лидер партии подчеркивал, что «бойцы частных военных компаний помогают выполнять государственную задачу на территории Украины», а значит «должны быть формы их легализации, регулирования и помощи».

Однако РБК не удалось найти этот документ в электронной базе Думы. В июле Миронов пояснял, что законопроект находится на рассмотрении в правительстве и только после получения отзыва его будут рассматривать в парламенте.

«Беспримерный цинизм». Миронова возмутил отказ легализовать ЧВК

Глава фракции Госдумы «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов заявил, что правительство не поддержало закон, легализующий деятельность частных военных компаний. По его мнению, в своем ответе правительство «не предъявило внятных аргументов» против инициативы, поэтому его доводы «не выдерживают критики».

Ответ правительства

Руководитель фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов сообщил, что правительство отклонило законопроект «О частной военной и военно-охранной деятельности», однако, по его мнению, при этом оно «не предъявило внятных аргументов» против инициативы.

«Законопроект мы направили на заключение кабмина еще в марте прошлого года, а ответ получили буквально на днях. Само по себе это недвусмысленно говорит о том, что на высших этажах власти многие противятся легализации ЧВК, ведь неопределенный статус того же «Вагнера» открывает простор для различных бюрократических каверз», – приводит слова Миронова его пресс-центр.

По его мнению, за время, прошедшее с марта 2022 года, можно было развернуто обосновать свою позицию, чего правительство не сделало. Глава «Справедливой России» считает, что доводы правительства «не выдерживают критики».

В частности, Миронова возмутило, что авторы отзыва на законопроект указали, что инициатива противоречит пятой части 13-й статьи Конституции России.

«Хватит пары минут за компьютером, чтобы ознакомиться с этой статьей и понять, что она никакого отношения к ЧВК не имеет. Там идет речь об организациях, которые угрожают целостности страны и безопасности государства. Указывать на это применительно к тем, кто сегодня, не щадя жизни, защищает целостность и безопасность России, – это какой-то беспримерный цинизм со стороны наших чиновников», – подчеркнул он.

Миронов пообещал, что его партия продолжит работу над отвергнутым законопроектом. Он добавил, что для доработки инициативы ведутся «консультации с профессиональным экспертным сообществом».

«Мы этого дела не оставим и продолжим добиваться принятия закона, который поставит на твердую правовую почву частную военную деятельность и защитит ее участников», – заключил парламентарий.

Согласно пятой части 13-й статьи Конституции России, «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности» России, подрыв ее безопасности и «создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Разработка закона в ЧВК

31 марта 2022 «Коммерсант» сообщил, что депутаты Госдумы от «Справедливой России» направили правительству на заключение законопроект о частных военных компаниях. Инициатива предлагала законодательно закрепить, что ЧВК могут создаваться только в форме ООО. Кроме того, документ предполагал, что ЧВК могут оказывать «военные и военно-охранные работы и услуги», например, участвуя в миротворческих операциях, обучая зарубежных военных и полицейских.

Частным военным компаниям также предлагалось разрешить заниматься «пресечением международной террористической деятельности» и защищать иностранных физических лиц. В пояснительной записке к документу говорилось, что ЧВК могут реализовывать эти полномочия исключительно за пределами России. А лицензию на подобную деятельность частные военные компании должны были бы получать в Минобороны РФ, которое также определяло бы места их постоянной дислокации, выдавало бы разрешение на проведение операций и перемещение сотрудников и техники.

«Все знают, что ЧВК были и есть. Но они работали в «сером» режиме. Надо как-то их легализовать. У людей, которые служат, рискуют своей жизнью, должны быть социальные права военнослужащих, участников боевых действий. Родина своих не бросает. Человек имеет право получить льготы, привилегии, которые он достойно заслужил», — сказал изданию один из авторов законопроекта Дмитрий Кузнецов.

17 января Миронов на пленарном заседании Госдумы отметил роль ЧВК «Вагнер» во взятии под контроль Соледара и вновь предложил легализовать частные военные компании. Он также напомнил, что еще в 2018 году его фракция вносила подобный законопроект, но он был отклонен.

«Законопроект готов, понятно, кто против него возражает, почему правительство дает раз за разом отрицательные заключения. Но раз уже правоотношения есть, разве не дело законодателя урегулировать их нормой закона?» — возмутился парламентарий.

Фото: Виктор Антонюк / РИА Новости

В настоящее время закон, который регулирует деятельность частных военных компаний (ЧВК), не нужен из-за низкого общественного запроса. Об этом заявил глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, его цитирует РБК.

«Я не вижу необходимости в принятии закона о деятельности частных военных компаний. Для того чтобы принимать какой-либо закон, нужен общественный запрос. Он сейчас есть, граждан волнует эта тема? Нет. Есть ли какие-то законодательные инициативы на этот счет? Я их не видел», — объяснил сенатор. По его мнению, если сфера общественных отношений исправно работает без государственного участия, ее не нужно законодательно регулировать.

В конце сентября предприниматель и владелец компании «Конкорд» Евгений Пригожин признал, что создал в 2014 году группу, которую впоследствии назвали частной военной компанией «Вагнер». По словам бизнесмена, ЧВК была создана им весной 2014-го, «когда начался геноцид русского населения Донбасса». При этом ранее он официально отрицал причастность к ЧВК и подавал иски против СМИ, размещавших сообщения о связи группы с бизнесменом.

В настоящее время функционирование ЧВК не регулируется на уровне законодательства. При этом попытки перевести подобные организации в правовое поле предпринимались не раз. В 2018 году первый зампред думского комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов заявлял, что проект закона о ЧВК внесут в нижнюю палату парламента в течение месяца, но этого сделано не было.

В Госдуму внесен законопроект о частных военных компаниях (ЧВК), согласно которому их деятельность допускается за границей РФ. Проект внесли в Госдуму депутаты от СРЗП во главе с лидером фракции Сергеем Мироновым.

Документ определяет правовые отношения, связанные с созданием и деятельностью ЧВК. Вопросы лицензирования, согласно документу, должны регламентироваться Министерством обороны РФ.

«Несмотря на сложную международную обстановку, в Российской Федерации частные военные и военно-охранные организации не имеют правового статуса», — пояснил Миронов.

Авторы законопроекта указывают, что ЧВК смогут:

— участвовать в миротворческих операциях по линии международных организаций,

— предоставлять услуги военного консалтинга,

— заниматься пресечением международной террористической деятельности за пределами РФ,

— защищать суверенитет и целостность иностранного государства,

— обучать личный состав вооруженных сил иностранных государств,

— обслуживать боевую технику, строить военные объекты,

— предоставлять услуги охранной деятельности и использоваться в операциях по противодействию наркотрафику, организованной преступности,

— участвовать в мероприятиях по восстановлению общественного и конституционного порядка.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в настоящее время в мире насчитывается несколько сотен частых военных компаний. В них работает более одного миллиона человек.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Закон об образовании указать его реквизиты
  • Закон об отмене налогов для малого бизнеса
  • Закрытое акционерное общество бизнес центр
  • Закрытое акционерное общество компания кнк
  • Закуски для компании друзей на скорую руку