Задолженность мкд перед управляющей компанией

(Тула) 07.04.2021 Рубрика: ЖКХ

Дебиторская задолженность МКД перед УК

По итогам 2020 года на счете нашего МКД образовалась дебиторская задолженность (сумма фактически выполненных работ превысила сумму, начисленную УК за содержание и обслуживание жилья). Долг составляет порядка 420 тыс. руб. Это не долг отдельных неплательщиков, а долг за оказанные услуги. Собственники хотят сменить УК в 2021 году. Что будет с долгом дома? Имеет ли право УК распределить сумму по собственникам?

Светлана Разворотнева

Светлана Разворотнева

Консультаций: 262

В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

Во исполнение п. 11(1) указанных правил постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 491 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Перечень услуг и работ по содержанию общего имущества применительно к конкретному многоквартирному дому, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования устанавливаются решением общего собрания собственников в таком доме (п. 17 Правил содержания общего имущества)  и отражаются в договоре управления многоквартирным домом (пп. «б» п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Только общее собрание собственников правомочно увеличивать периодичность выполнения работ и оказания услуг по содержанию общего имущества. Такое решение будет являться основанием для пересмотра также решением собрания затрат собственников помещений на выполнение всего перечня работ с утвержденной повышенной периодичностью.

Правомерная дебиторская задолженность могла возникнуть только в том случае, когда при утвержденном порядке, периодичности и стоимости услуг управляющей организации все или отдельные собственники отказались бы нести данное бремя расходов.

Учитывая содержание вашего обращения, не усматривается  оснований полагать, что управляющая организация сможет подтвердить правомерность формирования дебиторской задолженности по dашему дому.

Сложившаяся ситуация не препятствует вам начать процесс выбора новой управляющей организации.  В отсутствие решения общего собрания собственников об установлении более частой периодичности выполнения работ и оказания услуг, а  также утвержденного порядка финансирования таких работ и услуг у управляющей организации нет оснований для распределения  дебиторской задолженности между всеми собственниками помещений в вашем доме.

Один из показателей эффективной работы управляющей организации – собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги. У собственников помещений всегда найдутся причины накопления задолженности. Узнайте, какие методы взыскания долгов существуют, и в каких ситуациях их можно применить.

Взыскание долгов в сфере ЖКХ (часть I)

Взыскание долгов в сфере ЖКХ (часть I)

Разберитесь, почему накопилась задолженность

Своевременная и полная оплата жилищно-коммунальных услуг – обязанность собственников помещений (ст. 153 ЖК РФ). Такая обязанность возникает с момента регистрации права собственности на помещение.

Собственники квартир и нежилых помещений не всегда ответственно относятся к обязанности по оплате ЖКУ. Причины неоплаты счётов могут быть разными. Часть собственников накапливает кратковременную задолженность по причине того, что временно отсутствовали в помещении и не получали платёжные документы. Например, были в командировке или проходили лечение в медицинском учреждении.

Другие жители не платят по счетам систематически, накапливают огромные суммы задолженности. Кто-то считает, что управляющая организация ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, другие считают, что природные ресурсы принадлежат всем гражданам на равных правах.

В зависимости от того, к какой группе относится должник, управляющая организация может выбрать механизм взыскания задолженности: информационно-разъяснительную, претензионно-исковую работу, ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг. Обсудим основные приёмы каждого из механизмов взыскания долгов.

Как поставить на учёт частичное погашение задолженности за ЖКУ

Как поставить на учёт частичное погашение задолженности за ЖКУ

Информационно-разъяснительная работа

Распространённый способ мотивировать жителя к оплате квитанций – начисление пени. Письменно уведомите должника, что за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг вы вынуждены начислять ему пени. Разъясните, что плату за жилое помещение нужно вносить не позднее даты, установленной в договоре управления или определённой решением общего собрания собственников помещений в МКД (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).

Если договор управления или ОСС не определили дату внесения платы за ЖКУ, то последним днём срока внесения платы считается десятое число месяца (ст. 190-192 ГК РФ). Оплата будет считаться просроченной с одиннадцатого числа в соответствии с п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22.

Есть жители, которые не понимают, как рассчитана сумма в квитанции, поэтому не оплачивают счета. В этом случае должнику можно позвонить и пригласить на приём к руководителю управляющей организации или главному бухгалтеру. В ходе беседы расскажите собственнику, что неоплата счетов приводит к начислению пени, непередача показаний приборов учёта – к начислению сумм в квитанциях по нормативам.

Ещё один вариант мирно решить проблему – заключить с должником соглашение о погашении задолженности. Так потребитель сможет избежать ограничения и приостановки коммунальных услуг и погасить долг в удобном для него порядке.

Расскажите должнику об условиях, на которых вы предлагаете заключить соглашение о погашении задолженности. Укажите в соглашении:

  • срок действия,
  • последствия при нарушении обязательств,
  • реквизиты сторон.

Предложите потребителю выбрать порядок оплаты долга: единовременно или в рассрочку. Если собственник готов погасить долг одним платежом, включите в соглашение сумму долга, период его образования и предполагаемую дату выплаты.

Не самый распространённый способ работы с должниками за жилищно-коммунальные услуги – предложить собственнику отработать долг. Отработка долга вместо оплаты ЖКУ считается изменением способа оплаты, предусмотренного ст. 409 ГК РФ. Самым удобным в таком случае считается договор взаимозачёта, заключённый в письменной форме в соответствии со ст. 161 ГК РФ.

Что делать УО, если собственник не платит долги за ЖКУ

Что делать УО, если собственник не платит долги за ЖКУ

Ограничение или приостановление предоставления КУ

Если задолженность собственника превышает сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных из нормативов её потребления, управляющая организация вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

За долги можно ограничить подачу горячего водоснабжения, электроэнергии, газоснабжения или услугу водоотведения.

Об ограничении или приостановлении коммунальной услуги управляющая организация должна сообщить должнику, отправив ему письменное уведомление. Предоставление КУ может быть ограничено в течение 20 дней с момента получения собственником такого уведомления.

В то же время управляющей организации нужно помнить, что ограничение или приостановка предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства (разд. 11 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Технические особенности дома не всегда позволяют приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в одном помещении.

Собственники нежилых помещений и плата за содержание ОИ в МКД

Собственники нежилых помещений и плата за содержание ОИ в МКД

Претензионно-исковая работа

Бывает так, что информационная работа по взысканию задолженности не приносит результатов и управляющая организация вынуждена обратиться в суд. Задолженность по жилому помещению взыскивается в суде общей юрисдикции.

У управляющей организации не всегда получается выиграть дело о взыскании задолженности, так как существуют уважительные причины неоплаты собственниками жилищно-коммунальных услуг:

  • длительные задержки заработной платы, пенсии;
  • тяжелое материальное положения собственника или нанимателя;
  • болезнь собственника помещения или членов его семьи;
  • наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и других недееспособных граждан.

Такие случаи рассматриваются отдельно и требуют документального подтверждения.

Если суд встанет на сторону управляющей организации, ей выдадут судебное решение или приказ. К судебному решению прилагается исполнительный лист. Как только УО получит эти документы, она может приступить к взысканию долгов.

Требование о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг включено в перечень требований, по которым выдаётся судебный приказ (ст. 122 ГК РФ). Воспользоваться судебным приказом можно для взыскания долга по обязательным платежам и взносам с членов ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Взыскать в суде общей юрисдикции можно сумму, которая не превышает 500 000 рублей.

Исполнить судебное решение можно двумя способами: взыскать сумму через банк или обратиться к судебным приставам. Работать через банк проще и быстрее. Для этого нужно подать исполнительный лист в банк, где у должника открыт счёт (ст. 8 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Если вы не знаете, в каком банке обслуживается должник, отнесите исполнительный лист в службу судебных приставов. Судебный пристав может направить исполнительный документ в бухгалтерию по месту работы должника или наложить арест на его имущество.

Также судебный пристав вправе наложить запрет на выезд должника заграницу, если сумма задолженности превышает 30 000 рублей. Такая мера эффективна при работе с неплательщиками, у которых есть средства на оплату жилищно-коммунальных услуг, но нет желания платить.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 839 подписчикам

Статьи по теме

Правомерность обнародования списка должников ЖКУ

Правомерность обнародования списка должников ЖКУ

Нередки случаи в практике управляющих организаций, когда они в качестве меры воздействия на неплательщиков ЖКУ избирают способ обнародования списка должников на так называемой “доске позора&rdqu…

Платите сами: ответственность ТСЖ за долги жителей

Платите сами: ответственность ТСЖ за долги жителей

В Государственную Думу на рассмотрение поступил законопроект под номером 89454-7. Он любопытен с точки зрения содержания. Законодатели предлагают отменить материальную ответственность ТСЖ за долги жит…

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

08.11.2020

Чем грозит УК наличие существенной задолженности перед РСО по оплате предоставленных коммунальных ресурсов? Меняется ли ситуация в условиях пандемии коронавируса, когда физические лица – собственники и наниматели помещений в МКД – не платят штрафы (пени) за просрочку оплаты услуг ЖКХ?

Существенная задолженность – грубое нарушение лицензионных требований

Наличие у лицензиата (УК) существенной задолженности перед РСО, признанной им (например, согласно акту сверки взаимных расчетов, подписанному руководителями организаций, – см. Определение ВС РФ от 24.04.2020 № 306-ЭС20-4450 по делу № А55-2183/2019) или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом, является грубым нарушением лицензионных требований, причем независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом (пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение о лицензировании)).

Существенным является долг, равный или превышающий две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ.

К сведению: размер задолженности лицензиата перед РСО рассчитывается применительно к договорам ресурсоснабжения, заключенным в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ, то есть определяется отдельно для каждого МКД, находящегося в управлении лицензиата (Письмо Минстроя РФ от 20.12.2018 № 51071-ОО/04).

Мера ответственности

Обозначенное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, введенной в действие с 29.03.2019 Федеральным законом от 18.03.2019 № 26-ФЗ. Мерой ответственности за управление МКД с грубым нарушением лицензионных требований для должностных лиц является наложение штрафа в размере от 100 000 до 250 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – наложение штрафа в размере от 300 000 до 350 000 руб.

До указанной даты действовала общая мера наказания за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ): для должностных лиц – штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – штраф в размере от 250 000 до 300 000 руб.

К сведению! Мера наказания в виде административного штрафа для УК или ее работника может быть заменена на предупреждение, если (ст. 4.1.1 КоАП РФ):

– УК является субъектом МСП;
– нарушение совершено впервые;
– отсутствуют доказательства того, что совершенное правонарушение привело к причинению вреда или к угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, к угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо повлекло имущественный ущерб.

Пример из судебной практики – Постановление АС СЗО от 02.06.2020 № Ф07-4448/2020 по делу № А44-8711/2019, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2020 № 307-ЭС20-10709.

В силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, несет ответственность на основании закона, действовавшего во время совершения этого нарушения.

Дата совершения правонарушения из-за существенного долга перед РСО обусловлена не началом либо периодом формирования задолженности, а исключительно фиксацией судом либо самими сторонами договора в акте сверки расчетов задолженности в сумме, превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате договоров. Поэтому если существенная задолженность признана УК или решение суда вступило в силу до 29.03.2019, то бездействие квалифицируется по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, после указанной даты – по ч. 3.

Подтверждение можно найти в судебной практике (см. постановления АС ВСО от 30.09.2020 № Ф02-3204/2020 по делу № А58-10/2020, АС ПО от 12.10.2020 № Ф06-65712/2020 по делу № А06-13862/2019, АС СЗО от 27.08.2020 № Ф07-8104/2020 по делу № А05-11097/2019, от 29.07.2020 № Ф07-8079/2020 по делу № А42-10609/2019).

Срок давности привлечения к ответственности

Наличие существенной задолженности перед РСО – это правонарушение, обладающее признаками длящегося, так как событие правонарушения характеризуется самим фактом наличия подтвержденной задолженности, а не датой ее возникновения (см. также постановления АС МО от 22.07.2020 № Ф05-9548/2020 по делу № А41-85539/2019, АС ПО от 10.09.2020 № Ф06-63555/2020 по делу № А55-29283/2019, АС СЗО от 01.10.2020 № Ф07-9096/2020 по делу № А05-14347/2019). Срок давности привлечения к ответственности составляет для должностных лиц один год, для юридических лиц – два месяца (при рассмотрении судьей – три месяца) со дня обнаружения правонарушения (ч. 1 – 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

К сведению: днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном нарушении, выявило факт его совершения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, обстоятельств его совершения и выявления (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2).

Но важно учитывать, что приведенное правило работает, если задолженность перед РСО не погашена.

Срок давности привлечения к ответственности за административное правонарушение может быть исчислен с момента обнаружения правонарушения только в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено. Если совершение правонарушения на момент его обнаружения прекращено, срок привлечения к административной ответственности за это нарушение исчисляется с последнего дня, когда оно совершалось.

Поэтому если УК погасила существенную задолженность перед РСО, то срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня погашения задолженности.

Исключение МКД из реестра при повторном правонарушении

Согласно п. 4(2) Положения о лицензировании, если в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за грубое нарушение лицензионных требований лицензиатом будет повторно допущено грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренное пп. «а», «б», «г», «д» или «з» п. 4(1), из реестра лицензий субъекта РФ подлежат исключению сведения о МКД, в отношении которых такие нарушения совершены. Соответствующее решение принимает орган ГЖН (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ).

В свою очередь, исключение сведений о МКД из реестра лицензий является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о МКД из реестра лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.

Таким образом, повторное привлечение к административной ответственности за наличие существенной задолженности перед РСО грозит УК потерей права вести деятельность по управлению МКД.

Пример из судебной практики – Постановление АС СЗО от 14.07.2020 № Ф07-6749/2020 по делу № А42-7606/2019.

Общество при наличии вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности за допущенные грубые нарушения лицензионных требований не приняло своевременно меры к погашению задолженности перед РСО, а допустило ее наличие в последующий период, тем самым повторно допустило грубое нарушение лицензионных требований, установленное пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании. Поэтому ГЖИ в отношении лицензиата правомерно применена мера по исключению МКД из реестра лицензий.

Неплатежи со стороны собственников

Может ли УК (ее должностное лицо) избежать административной ответственности за грубое нарушение лицензионного требования, связанное с наличием долга перед РСО, по причине неоплаты собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг?

Есть судебные решения, дающие положительный ответ на этот вопрос. Например, Постановление АС МО от 11.03.2020 № Ф05-803/2020 по делу № А41-44147/2019.

Судьи учли, что общество, зная о наличии спорной задолженности, хотя счета были арестованы, принимало меры по ее погашению, о чем свидетельствуют, в частности, представленные платежные поручения по оплате задолженности РСО. Также арбитры учли специфику сумм денежных средств, подлежащих уплате обществом, и возможность их уплаты обществом как управляющей организацией лишь после поступления денежных средств от конечных потребителей. Фактическая возможность погашения долга появлялась лишь при полной оплате полученного коммунального ресурса жителями МКД.

Кроме того, суд принял доводы общества о том, что по названным МКД постоянно образовывалась задолженность жителей по оплате коммунальных ресурсов. В свою очередь, это не позволяло обществу своевременно оплачивать выставляемые счета. Денежные средства с жителей приходилось взыскивать в судебном порядке, что также затягивало процесс получения денежных средств с них и перечисления РСО.

При этом в постановлениях ВС РФ от 07.10.2020 № 72-АД20-1, № 72-АД20-2 сформирована следующая правовая позиция.

Довод УК о том, что задолженность перед РСО образовалась в связи с неоплатой собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг, не исключает ее виновность в совершении административного правонарушения. Деяние УК, не принявшей всех зависящих от нее мер по соблюдению требований лицензионного законодательства, в том числе посредством интенсивного ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за ЖКУ, и допустившей образование существенной задолженности перед РСО, квалифицируется по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

О ситуации в условиях распространения коронавируса

С 06.04.2020, когда вступило в силу Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 424, приостановлено до 01.01.2021 начисление и взыскания неустойки (штрафов, пеней) за несвоевременное внесение и (или) внесение не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также взносов на капитальный ремонт. Само начисление неустойки (штрафа, пени) тоже приостановлено (Письмо Минстроя РФ от 20.04.2020 № 12360-ОГ/04).

Аналогичный мораторий предусмотрен для лиц, осуществляющих управление МКД.

Отдельные моменты применения моратория разъяснены Президиумом ВС РФ (см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19), № 2, утвержденный Президиумом ВС РФ 30.04.2020).

1. Мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.

2. Правила о приостановлении начисления неустоек действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

3. Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством об электроэнергетике, о газо-, тепло-, водоснабжении и водоотведении и условиями договоров, за весь период просрочки, исключая период действия моратория.

Введение моратория на начисление и взыскание неустоек означает, что у УК временно отсутствует один из рычагов воздействия на собственников и нанимателей помещений в МКД по взысканию долгов, что может способствовать увеличению просрочек по внесению платы за услуги ЖКХ. В свою очередь, это ведет к росту задолженности УК перед РСО.

В связи с этим в Минстрой поступил вопрос о необходимости приостановления действия пп. «д» п. 4(1) и п. 4(2) Положения о лицензировании, на что был дан такой ответ.

Ввиду Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 в 2020 году введены особенности проверок управляющих организаций по вопросу правомерного начисления платы, в том числе обоснованности размера задолженности за жилищно-коммунальные услуги (см. п. 3 Письма Минстроя РФ от 08.06.2020 № 21681-МЕ/04). Что это означает?

Действие указанных норм Положения о лицензировании не приостановлено. Вместе с тем из Постановления № 438 следует, что в 2020 году в отношении УК не проводятся проверки в отношении обнаружения наличия у нее существенной задолженности перед РСО.

Полагаем, после того, как данное послабление будет снято, УК вполне сможет оперировать тем, что долг перед РСО вырос по причине неплатежей со стороны собственников и нанимателей помещений в МКД в условиях эпидемии коронавируса. Только нужно запастись доказательствами того, что работа по получению платежей велась, но достичь результата не удалось по причинам, не зависящим от УК. Согласно официальным «сводкам» ситуация уже выправилась.

Министр Минстроя Владимир Якушев 29 октября на заседании Правительства РФ доложил: «В первом квартале текущего года, когда еще не было ограничительных мер, уровень платежей за коммунальные услуги составил 97%. В апреле, с учетом введения ограничительных мероприятий, уровень оплаты платежей составил 81%. Уже в мае пошло восстановление благодаря принятым правительством мерам поддержки – уровень платежей вырос до 92,5%. Начиная с июня темпы оплаты стали постепенно восстанавливаться и уже за сентябрь уровень составил 97,1%. Платежная дисциплина восстановлена».

Давыдова О. В.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

На чтение 4 мин. Просмотров 1.1k. Опубликовано 28.10.2022

Содержание

  1. Взыскание долгов за ЖКУ 
  2. Работа УО по взысканию задолженности до обращения в суд 
  3. Как правильно вести исковую работу по взысканию долгов за ЖКУ 
  4. Требование прокурора о необходимости начать вести претензионно-исковую работу 
  5. Законные способы для получения долгов за ЖКУ 

Ответим на несколько вопросов о ведении УО и ТСЖ претензионно-исковой работы с неплательщиками за ЖКУ. Читайте, обязаны ли управляющие домами это делать, как правильно подать заявление в суд и отработать требование прокурора о ведении деятельности по взысканию долгов. 

Взыскание долгов за ЖКУ 

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ, организация по договору управления, заключённому с собственниками, обязана за плату выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги. 

В пункте 2 Постановления Правительства РФ № 416 указано, что деятельность по управлению МКД – это соблюдение требований статьи 161 Жилищного Кодекса РФ и реализация решений общего собрания собственников. К указанным требованиям относятся расчёты с жителями за услуги по договору управления, за коммунальные услуги, а также ведение претензионной и исковой работы в отношении неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги. 

Работа УО по взысканию задолженности до обращения в суд 

Проводить мероприятия по взысканию долга управляющие организации может с первого дня после окончания срока внесения платы за ЖКУ, установленного в части 1 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ. Но обычно претензионная работа начинается спустя 2-3 месяца после образования задолженности, когда исполнитель коммунальной услуги уже имеет право ограничить подачу ресурса, согласно раздела XI Постановления Правительства РФ № 354. 

Направление неплательщику досудебной претензии – это право УО, но не ее обязанность, согласно абзаца 7 статьи 132 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 62. В претензии указываются размер задолженности, основания для взыскания, срок оплаты и последствия неоплаты. На погашение долга предоставляется 30 календарных дней. Документ вручается неплательщику лично в руки под подпись либо направляется заказным письмом с уведомлением. 

Как правильно вести исковую работу по взысканию долгов за ЖКУ 

УО имеет право подать в суд исковое заявление без предварительной претензионной работы или в случае, если потребитель не оплатил долг в срок, указанный в претензии. 

Взыскать через суд долг, сумма которого не превышает 500 тысяч рублей, можно по упрощённой процедуре – получить судебный приказ, в соответствии с частью 1 статьи 121 и статьи 122 Гражданского Процессуального Кодекса РФ. В таком случае УО должна обратиться с заявлением на получение судебного приказа в мировой суд по месту жительства должника. При этом следует учитывать, что срок исковой давности для взыскания долга за услуги ЖКУ составляет три года, согласно части 1 статьи 196 Гражданского Кодекса РФ. 

Судебный приказ, согласно статьи 122 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, выдаётся в случае, если заявлено требование о взыскании задолженности по оплате: 

  • жилого помещения, в том числе содержания общего имущества; 
  • взносов на капитальный ремонт; 
  • коммунальных услуг. 

К заявлению о вынесении приказа УО должна приложить документы, подтверждающие обоснованность требования по взысканию долга, в соответствии со статьей 124 Гражданского Процессуального Кодекса РФ. Среди таких документов должны быть сведения, подтверждающие личность должника и права на помещение в МКД.

Требование прокурора о необходимости начать вести претензионно-исковую работу 

Если УО получила такое представление, а работать с долгами ещё не начали, то организации следует отчитаться перед прокуратурой о подготовительных мероприятиях. 

Нужно доказать ведомству, что компания: 

  • ведёт информационно-разъяснительную работу с должниками; 
  • заказывает выписки из ЕГРН по жилым и нежилым помещениям должников в МКД; 
  • направляет претензии с требованием оплатить задолженность. 

Эти действия нужно подтвердить: составить и отправить претензии, копии которых УО следует приложить к ответному письму прокуратуре вместе с доказательствами их отправки. 

Юристы советуют УО готовить комплекты документов для подачи в суд заявлений для вынесения судебных приказов. Если у компании уже есть доказательства обращения в суд для взыскания задолженности, то нужно отправить их в надзорное ведомство и указать, какая работа и по каким должникам сейчас ведётся. 

Законные способы для получения долгов за ЖКУ 

Помимо претензионной и судебной работы с должниками, управляющие домами и поставщики ресурсов применяют и другие методы, которые помогают профилактике образования задолженности и помогают им влиять на неплательщиков. 

Например, одним из самых эффективных способов работы с должниками, по мнению некоторых УО, является разъяснение жителям многоквартирных домов, из чего состоит тариф или размер платы, из чего он складывается. Открытое экономическое обоснование размера платы работает в тех случаях, когда потребители услуг не платят не из-за отсутствия денег, а из-за непонимания этого вопроса. 

Среди других популярных методов работы с должниками: 

  • печать квитанций на бумаге яркого цвета; 
  • установка «конструкций позора»; 
  • рекламные щиты и списки должников без указания персональных данных. 

По данным Росстата, за период 2017-2019 годы задолженность граждан за ЖКХ выросла до 1.4 трлн. рублей. Из указанной суммы более половины платежей составляют долги перед управляющими организациями. Остальные суммы за поставку газа, электроэнергии, водоснабжение недополучили ресурсные организации. По состоянию  на 1 августа 2019 года у судебных приставов находится на исполнении более 2.2 млн. исполнительных производств. Из них более 80 % должников — физические лица. Более 150 тыс. исполнительных производств возбуждено в отношении неплательщиков – юридических лиц. 

Основными неплательщиками по-прежнему остаются граждане, которые не вносят положенные платежи за коммунальные ресурсы прямым поставщикам или лицензированным посредникам. Неуплата ресурсонабжающим организациям напрямую чаще свойственна собственникам недвижимости, расположенной в частном секторе, и юридическим лицам различной организационно-правовой формы.

Долги за газоснабжение от физических лиц составляют более 340 млрд. рублей. Задолженность перед РСО за поставку электроэнергии равна более 218 млрд. руб. Остальные суммы приходятся на оплату водоснабжения, вывоз ТБО, телефонию и т.д. 

Содержание статьи:

  1. Причины задолженности и типичный портрет должника

  2. Преимущества и недостатки прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями 

  3. Организация отдела взыскания просроченной задолженности при ресурсоснабжающей организации

  4. Последствия накопления дебиторской задолженности для УК и РСО

  5. Как с этим справляется рынок

Причины задолженности и типичный портрет должника 

Большинство случаев задолженности перед РСО со стороны физических лиц связаны с финансовым неблагополучием в российских семьях. Многие граждане вынуждены жить в долг. Некоторые потребители предпочитают копить долги по принципу снежного кома, не обращая внимания на небольшую просроченную сумму. Но она постепенно укрупняется и обрастает штрафными санкциями. 

Картинки по запросу штрафные санкции за неуплату ЖКХ

Управляющая и ресурсоснабжающая организации вправе использовать меры предварительного воздействия на должника. Их перечень предусматривает следующие действия: 

  • направление уведомлений о необходимости вовремя погасить возникший долг. В документе содержится информация об абоненте, а также подробный расчет накопившихся долгов, с учетом штрафных санкций;

  • непосредственное общение с недобросовестным абонентом: телефонные звонки, вызов в управляющую организацию или РСО для дачи объяснений. Но подобные мероприятия могут быть проигнорированы со стороны домовладельцев;

  • оформление судебного приказа или искового заявления. ГПК РФ позволяет взыскать положенные платежи и накопившиеся пени без обращения с иском в суд. Если на приказ не направлены возражения, то долги будут взысканы в принудительном порядке, с участием судебных приставов. 

Другие распространенные причины неоплаты долгов – забывчивость, банальное нежелание. Треть неплательщиков по ЖКХ составляют собственники благоустроенной недвижимости, со стабильным доходом. Неоплата мотивируется и морально-психологическими факторами, безалаберностью, желанием противопоставить себя установленному порядку.  Государство и коммерческие структуры пытаются бороться с подобным явлением. В регионах периодически появляются данные от судебных приставов, проводящих рейды на дорогах. Арестовывается благоустроенная недвижимость, транспорт, ограничивается выезд за рубеж достаточно финансово обеспеченных должников. 

Однозначных возрастных рамок, характеризующих портрет должника на федеральном уровне, также нет. Но принято выделять критерии нарушителей платежной дисциплины. Обычно это гражданин возрастом от 30 лет, не имеющий постоянного места работы. Средняя сумма задолженности составляет 25-40 тыс. рублей. Средний срок неуплаты за услуги ЖКХ – около полугода. 

 Категории должников делятся в зависимости от суммы неоплаты. К ним относятся: 

  • Граждане, не оплатившие долги ЖКХ из-за вынужденного отсутствия или болезни. Подобные лица относятся к неплательщикам, у которых есть краткосрочная задолженность, обычно не превышающая 10 тыс. рублей. Срок неоплаты – до трех месяцев.

  • Граждане, которые не платят за услуги ЖКХ от трех до 6 месяцев. Сумма неоплаты – от 10 до 100 тыс. рублей. 

  • Злостные неплательщики, игнорирующие обязанность платить за услуги ЖКХ более шести месяцев. Сумма неоплаты обычно превышает 100 тыс. рублей. 

В законе нет четких критериев, которые делят должников на категории. Предполагается, что долги должны оплачиваться в разумные сроки – 10 числа каждого месяца, который следует за расчетным периодом. В процентном соотношении от рынка неоплаты наиболее злостные неплательщики составляют около 10 % должников. Большинство задолженности носит средний характер и составляет 50-60% от общего рынка ЖКХ. 30-40% неоплаты приходится на лиц, имеющих краткосрочную задолженность. 

В перечень неплательщиков включены лица, которые занимают различное социальное положение в обществе. В зоне риска находятся семьи без детей, граждане, проживающие одиноко, а также арендодатели жилья, полагающие, что ЖКХ должны платить наниматели квартиры или частного дома. Но эта обязанность часто не выполняется арендаторами, что становится причиной накопления долгов. 

В перечень должников по юридическим лицам входят управляющие организации, не дополучившие полученные суммы с жильцов МКД. Большая задолженность также может копиться у бюджетных учреждений. 

Преимущества и недостатки прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями 

Управляющие организации (30-40% от общего количества) часто задерживают расчеты с РСО. Собираемость оплаты за услуги у снабжающих организаций составляет в среднем 80%, что заставляет поставщиков ресурсов работать себе в убыток. Прямой договор между собственником жилого помещения и РСО позволит осуществлять расчеты с гражданами напрямую, минуя посредников в виде управляющих компаний. Тогда УК, ТСЖ избавятся от обязанности собирать долги с потребителей. 

Управляющие организации, предоставив РСО возможность прямых взаиморасчетов с потребителями, смогут снизить налог на прибыль и перейти на упрощенную схему налогообложения. При прямом договоре исключена возможность банкротства управляющей организации из-за накопившихся долгов перед РСО. Даже если задолженность и возникла, то управляющая организация не сможет компенсировать ее за счет средств, собранных на капремонт или текущие издержки. Это позволит требовать напрямую с РСО перерасчета за плохое качество поставляемых ресурсов. 

Из недостатков таких договоров выделяют следующие особенности: 

  • необходимость различать платежные документы управляющей организации и РСО;

  • потребность реструктуризации управления РСО – организация должна будет внести изменения в устав, создать отдел по взаимодействию с физическими лицами, если ранее такого подразделения в составе юридического лица не было предусмотрено;

  • коммерческая нагрузка на РСО – при обращении гражданам для перерасчета платежей понадобятся дополнительные расходы на расширении бухгалтерии, найма специалистов по взаимодействию с клиентами. РСО придется работать с претензиями граждан, вести разъяснительную работу населения.;

  • необходимость работы с просроченной задолженностью граждан. Должны быть также исключены «двойные квитанции», запутывающие должников;

  • сложности с разграничением зоны ответственности между УК и РСО. Возможны споры по вопросу, кто за какие ресурсы и коммуникации отвечает. Так, претензии жителей о слабом напоре воды или недостаточном отоплении могут «перекидываться» между РСО и УК, которая по-прежнему обязана отвечать за управление МКД. Если жильцы подадут жалобу из-за  слабого напора воды, то РСО переложит вину на УК, мотивируя слабой напор прогнившими трубами внутри дома. В свою очередь, компании также могут ссылаться на ветхие коммуникации поставщика ресурсов. 

Не исключены проблемы, связанные с бумажной волокитой у сотрудников среднего и низшего звена РСО. На практике, РСО не торопятся заключать договоры напрямую с гражданами-потребителями, хотя подобная возможность предоставлена Постановлением Правительства РФ № 354 и ФЗ № 59 от 03.04.2018 года. При наличии прямого договора, на поставляющую организацию также возлагается обязанность передавать в РСО показания индивидуальных и общедомовых счетчиков. 

Картинки по запросу долги по жкх

Организация отдела взыскания просроченной задолженности при ресурсоснабжающей организации 

Для грамотного и эффективного взыскания просроченной задолженности целесообразно использовать специализированное программное обеспечение, например, БИТ.Управление задолженностью. Увеличив эффективность работы с должниками, повышается собираемость платежей за ЖКУ и сокращается общая задолженность.

Программный комплекс позволит оптимизировать управленческий учет благодаря формированию необходимой отчетности, прозрачному контролю за эффективностью сотрудников и разграничению доступа к информации. 

На этапах софт и хард коллекшн система обладает следующими возможностями:

— Рабочий стол сотрудника — Быстрый доступ к полной информации по должнику и истории работы с его долговым обязательством

— Планировщик задач – Удобное планирование задач на день

— Автономная Email и SMS рассылка — Информирование сотни должников за 20 минут

— IP-телефония — звонки прямо из программы, хранение и анализ разговор с должниками

— Построение сценария диалогов — Возможность не теряться в разговоре и иметь перед глазами список аргументов

Автоматизация исполнительного и судебного производства происходит благодаря функционалу:

— Печатные формы — создавайте, рассылайте, печатайте любые документы в два клика

— Интеграция с сервисом ФССП – Загружайте статус исполнительного производства дв автономном режиме

— Интеграция с сервисом ФГУП Почта РФ – Отправляйте корреспонденцию массово в два клика

— Регистрация входящей и исходящей корреспонденции

— Создание искового требования или приказа – Рассчитывайте цену иска и сумму госпошлины

БИТ.Управление задолженностью это программный комплекс, разработанный для автоматизации работы с должниками и повышения эффективности взыскания задолженности.

Последствия накопления дебиторской задолженности для УК и РСО 

Проблема с неоплатой услуг ЖКХ носит комплексный характер и предусматривает ряд социально-экономических факторов. Отсутствие вовремя поступивших средств сказывается на взаимодействии между поставщиками услуги и потребителями. Управляющая организация и РСО часто предпринимают меры, направленные на получение долгов не совсем законными способами. Могут быть использованы сторонние ресурсы и субъекты, что прямо запрещено новыми поправками в Жилищный кодекс, принятыми летом 2019 года.  

Задолженность считается составной части оборотных средств УК и РСО. Не полученные вовремя деньги снижают платежеспособность кредитора, вынуждают его искать варианты сокращения расходов. Экономия приводит к ухудшению качеству услуг, поиску новых способов получения доходов. 

Так, если управляющая компания не получила оплату за ЖКХ в полном объеме, то она не сможет своевременно рассчитаться с РСО. При злостной неуплате долга организация может лишиться лицензии и быть принудительно ликвидирована по решению суда. Отсутствие своевременно оплаты за коммунальные услуги не позволит РСО полноценно работать, модернизировать свою техническую базу. Проблематика актуальна для организаций разного масштаба. Недостаток финансирования сказывается на работе персонала организации и, как следствие, влияет на их заработную плату. 

Несмотря на установленный в ГПК РФ упрощенный механизм взыскания просроченной задолженности, реальное получение средств не позволяет возместить убытки РСО и УК в полном объеме. Дефицит финансовых ресурсов снижает коммерческую инициативу поставщика, заставляя его искать способы компенсации ущерба и убытков. Недополученная прибыль РСО и УК  вынуждает кредиторов придумывать новые способы давления на должников. 

Судебный механизм взыскания также показал низкую эффективность, так как для исполнения судебного приказа или решения суда потребуется время. Все еще существенное давление  на РСО и УК оказывают надзорные ведомства, проводя внеплановые проверки, в том числе по заявлениям граждан или недобросовестных конкурентов.

Значительная роль при взыскании платежей возлагается на судебных приставов, которые, согласно ФЗ об исполнительном производстве, могут воздействовать на должника методами финансового давления. Должностные лица вправе арестовывать имущество. Выносятся постановления об ограничении выезда за границу. РСО и УК  предоставлена возможность требовать взыскания в претензионном порядке, начислять на просроченную дебиторскую задолженность пеню. 

Картинки по запросу пеня за долги по коммуналке

Низкий уровень эффективности взыскания просроченной задолженности обусловлен недостаточно слаженной работой судебных приставов, отсутствием имущества у должника. Кроме того, РСО запрещено отключать от снабжения социально значимые объекты, у которых также может быть задолженность. Соблюдая предписания закона, организации вынуждены поставлять услуги, работая себе в убыток годами. 

Как с этим справляется рынок 

Большинство организаций предпочитает вести досудебную работу. Отделы взыскания направляют должникам претензии с расчетом суммы долга. Взыскатели вправе  разрабатывать регламенты, по которым предусмотрен порядок действий по возврату долгов. Сотрудники УК и РСО уполномочены посещать должников, выяснять причины неуплаты в ходе частных бесед. Наличие дебиторской задолженности может косвенно влиять на стоимость поставляемых ресурсов. Поставщики вправе обращаться к региональным и муниципальным властям за субсидиями и другими мерами поддержки. 

Картинки по запросу срок неоплаты ЖКХ

Компании по-прежнему пытаются взыскать платежи в судебном порядке. Низкая эффективность взыскания долгов по ЖКХ обусловлена слабой работой ФССП, а также бедностью граждан. Закон предусматривает возможность реструктуризации долга, предоставления отсрочки. Этим активно пользуются многие РСО и УК, что позволяет гражданам снизить уровень задолженности и платить с учетом реальных финансовых возможностей потребителя. 

Выход из сложившейся ситуации следующий: 

  1. Разъяснительная работа с гражданами, исключая принцип коллективной ответственности. 

  2. Надлежащая организация отдела взыскания долгов. 

  3. Возможность упрощенной процедуры получения задолженности, в том числе за счет средств государственного и муниципального субсидирования. 

  4. Исключения коррупционной составляющей. Рынок ЖКХ представляет собой «плацдарм» для мошеннических схем и способов незаконного получения прибыли. 

Стоимость услуг ЖКХ, с учетом высокого уровня задолженности по кредитам, не устраивает граждан. Рынок коммунальных услуг должен предусматривать более гибкие и равноправные условия для конкуренции, исключающие монополию. Своевременность оплаты за ресурсы ЖКХ также зависит от роста благосостояния граждан. 

С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление правительства № 92. Этот нормативный акт изменил механизм расчета оплаты некоторых жилищно-коммунальных услуг для собственников многоквартирного дома (МКД).

Платежи за коммунальные ресурсы, использованные для общедомовых нужд, будут начисляться по показаниям приборов учета. Если на конец года возникнет разница между фактическим расходом ресурса и поступившей оплатой, собственникам МКД сделают перерасчет.

Согласно постановлению № 92, с управляющих компаний снимается ответственность по погашению долгов за перерасход ресурсов на общедомовые нужды. Поэтому жильцам фактически придется платить друг за друга. Первый перерасчет по новым правилам будет сделан в 1 квартале 2023 года. О самых важных нюансах, связанных с оплатой ЖКХ за должников в многоквартирном доме, читайте ниже.

В чем суть вопроса: новый порядок расчета оплаты за общедомовые нужды

Собственники и наниматели обязаны платить не только за свое жилье, но и за общедомовые нужды. В их состав входит освещение и отопление мест общего пользования, холодная вода для уборки лестниц и других помещений дома, иные услуги.

За коммунальные ресурсы (электричество, холодная и горячая вода), израсходованные на общедомовые нужды, нужно платить. Именно с изменением порядка оплаты за указанные виды услуг ЖКХ связано принятие постановления № 92.

По постановлению правительства № 92 собственникам и нанимателям квартир будет доначислен платеж за разницу в объемах поставленных и потребленных ресурсов

Перерасчет будет сделан по итогам года, т.е. квитанции с дополнительными платежами поступят в первом квартале 2023 года. Для расчета сверяются данные общих счетчиков дома со сведениями об учтенных и оплаченных ресурсах ЖКХ от жильцов. Управляющая компания, которая ранее оплачивала эту разницу, по постановлению № 92 освобождается от ответственности.

По старым правилам порядок учета и оплаты коммунальных ресурсов на общедомовые нужды заключался в следующем:

  • расход электричества, горячей или холодной воды определялся по приборам учета (на коммуникациях при входе в дом), либо по федеральным и региональным нормативам;
  • предприятия ЖКХ сравнивали объем поставленных ресурсов с размером платежей от собственников;
  • если был оплачен не весь объем поставленных ресурсов, разницу выставляли к оплате управляющей компании (УК).

Жильцы дома финансируют работу управляющей компании путем оплаты услуг по управлению домом, обслуживанию общедомового имущества. Но в состав этих платежей не была заложена компенсация за разницу между поставленным объемом ресурсов и поступившей оплатой. Поэтому многие УК будут постоянно находиться в долгах, если не сумеют решить вопрос с ее дополнительными взносами от собственников.

Постановление правительства № 92 меняет указанный выше механизм. Теперь разницу будут оплачивать собственники дома, а не управляющая компания. Это не только повысит размер платежей за коммуналку, но и приведет к ряду других проблем. Например, новые правила не предусматривают взыскание компенсаций с УК, даже если несоответствие в объеме ресурсов и оплате возникло по ее вине. Подробнее об этих нюансах читайте ниже.

Когда вступает в силу

Постановление № 92 — это не новый закон о задолженности за коммунальные услуги, а лишь поправки в несколько действующих нормативных актов.

Например, изменения вносятся в постановление № 491 (правила обслуживания общего имущества в МКД) и постановление № 354 (о предоставлении и оплате коммунальных услуг). В некоторых случаях новый механизм позволит даже снизить размер платежей на общедомовые нужды.

Перерасчет из-за разницы в объеме ресурсов и оплате коммуналки будет сделан по состоянию на конец 2022 года. Это означает, что квитанции с дополнительными начислениями будут направлены в первом квартале 2023 года.

Скорее всего, управляющая компания постарается сделать это максимально быстро, чтобы «раскидать» задолженность между жильцами, а не копить ее на своем счете.

Принятие постановления № 92 не означает, что соседи будут платить за должников по всем просрочкам подряд. Личная задолженность по коммуналке, рассчитанная по индивидуальным приборам учета в квартире или по нормативу, будет взыскиваться персонально с собственника или нанимателя. Но если жилец не подает данные счетчиков, либо сознательно занижает их от месяца к месяцу, он может повлиять на разницу в объеме ресурсов и поступившей оплате по всему дому.

Правила распределения долга по коммунальным платежам между соседями

Механизм доначисления и перерасчета платежей на домовые нужды допускает применение нормативов и показаний домовых приборов учета. Общие счетчики фиксируют объем ресурсов, поступивших в дом. Если приборы учета не установлены, будет применяться норматив потребления, утвержденный региональными властями. На данный момент органы власти регионов не принимали таких решений, но наверняка это сделают в ближайшее время.

Как определяется объем потребленных услуг по постановлению № 92

О том, как определяется объем поставленных и потребленных ресурсов по старым правилам, мы рассказали выше. Новый механизм меняет этот порядок. Если в доме установлены общие счетчики на вход, расчет осуществляется следующим образом:

  • представители ресурсоснабжающей организации снимают с приборов учета данные о количестве ресурсов, поставленных в дом (по электричеству, горячей и холодной воде);
  • обрабатываются сведения от жильцов о показаниях счетчиков в квартирах, оплате коммуналки по их показателям;
  • сведения о показателях с общих счетчиков сравниваются с объемом ресурсов, полученных жильцами, с суммами оплаты;
  • если в дом поставлено больше ресурсов, чем показали и оплатили жильцы, разница фиксируется в актах (неофициально это называет «разбаланс»);
  • после расчета платежей по разнице они распределяются между собственниками и нанимателями МКД (пропорционально площади помещений);
  • сведения о доначисленных суммах указываются в квитанциях на оплату.

При наличии общих приборов учета разница в меньшую сторону не может быть зафиксирована даже теоретически. Даже если все собственники (наниматели) добросовестно передадут объективные данные счетчиков и вовремя оплатят коммуналку, то дополнительный объем ресурсов уйдет на освещение мест общего пользования (лестничные клетки, придомовая территория и т.д.), на уборку в доме. При правильном расчете этот объем потребления будет заложен в тарифы управляющей компании.

Если общих счетчиков нет, то объем оставленных ресурсов будет определяться по региональным нормативам. В этом случае может возникнуть «разбаланс» в обратную сторону (хотя это скорее будет являться исключением из общего правила). Соответственно, жильцам не выставят дополнительные платежи по итогам года.

Почему может возникнуть разница в расчетах

Разница в объемах поставленных и потребленных ресурсов может быть вызвана следующими причинами:

  • если жилец не передает оказания счетчиков по своей квартире, либо занижает их;
  • если в дневное время на лестничной клетке и на придомовой территории постоянно горит свет;
  • если на общих коммуникациях дома вовремя не устраняются протечки;
  • если кто-то из собственников или нанимателей самовольно подключился к электричеству, и этот объем не зафиксирован индивидуальным счетчиком.

Так как оплата разницы перекладывается на собственников, у управляющей компании не будет стимула своевременно выявлять и устранять коммунальные аварии, следить за экономным использованием освещения в доме.

Например, если в подвале постоянно протекает труба с холодной водой, то по постановлению № 92 за нее будут платить жильцы, а не УК. Заставить быстро устранить протечку очень сложно, особенно если управляющая компания уклоняется от своих обязанностей.

Чтобы избежать указанных выше ситуаций планируется уточнить нормы ответственности управляющих компаний за ненадлежащее качество услуг, за несвоевременное устранение аварий. Но на данный момент специальные нормы по этому вопросу еще не приняты.

По сути, новые правила предусматривают не только оплату долгов за соседей, но и ответственность за бездействие и ненадлежащее качество услуг от УК. Собственники, получившие квитанции на дополнительные суммы, смогут требовать компенсации или снижения платежей от управляющей компании. Но это может занять очень много времени, так как придется подавать претензии, жалобы и иски.

Когда и как будет сделан перерасчет

Еще раз отметим, что перерасчет по разнице в объемах поставленных и потребленных ресурсов будут делать по концу года. Квитанции с дополнительными платежами жильцы получат в январе-марте 2023 года. Итоговая сумма доначисления может оказаться весьма большой, а узнать ее заранее практически невозможно.

В постановлении № 92 не описан порядок оспаривания доначислений. Если кто-либо не согласен с тем, что долги соседей раскидывают на жильцов дома, он может запросить у управляющей или ресурсоснабжающей организации расчет по объему ресурсов, размеру платежей. Так как формулы расчетов достаточно сложны для рядовых граждан, лучше обратиться к независимым специалистам в сфере ЖКХ, к юристам.

Кто будет платить за должников: управляющая компания или собственники

В постановлении № 92 речь идет не об оплате за должников, а о компенсации разницы в объемах поставленных и потребленных ресурсов. Доначисление могут сделать даже в доме, где все собственники и наниматели вовремя оплачивают коммуналку. Управляющая компания теперь не отвечает за возникшую разницу.

В целом, этом может сократить количество банкротств УК по причине образования больших долгов. Но о повышении качества оказания услуг по обслуживанию домом говорить не приходится, так как уровень ответственности управляющих компаний стал ниже.

Можно ли платить меньше по новым правилам

Размер коммунальных платежей по квартире не изменится после начала работы по постановлению № 92. Перерасчеты и доначисления касаются только расходов на общедомовые нужды. Есть возможность снизить разницу в объемах поставленных и потребленных ресурсов и сумму доп. платежей:

  • если точно и вовремя передавать данные по квартирным счетчикам;
  • если уменьшить объем потребления ресурсов на домовые нужды (например, использование энергосберегающих ламп, своевременное выключение света в подъезде днем и т.д.);
  • если не допускать потерь воды из-за протечек и аварий, максимально быстро устранять их;
  • если вовремя проходить поверки общих приборов учета.

Оптимальный вариант — если помощь в контроле за экономией воды и электричества оказывает управляющая компания. Также жильцы могут рассмотреть на общем собрании вопрос о перерасчете платы за обслуживание и управление домом. Это логично, так как в эти тарифы теперь не нужно закладывать ответственность УК за разницу в объемах ресурсов.

Изменится ли порядок взыскания долгов по ЖКХ

Нет, порядок взыскания задолженности по коммуналке не меняется. Как и ранее, должнику будут направлять претензии и требования, заявления на судебные приказы и иски. Принудительным удержанием начнут заниматься приставы. Собственник (наниматель) может списать долги по ЖКХ через судебное или внесудебное банкротство.

Наши юристы помогут вам в защите от взыскания задолженности по услугам ЖКХ, при взаимодействии с судами и приставами. Также мы разъясним основания для списания долгов через банкротство, поможем оформить документы для этой процедуры.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Как ТСЖ работать с должниками

Сфера деятельности ТСЖ, а в целом управления МКД, имеет ряд особенностей, которые следует учитывать в работе. Наличие должников — один из примеров. От организации работы с должниками зависит возможность товарищества в полной мере исполнять смету доходов и расходов, а также годовой план работы. Юрист по вопросам ЖКХ Дмитрий Бурняшев даст рекомендации — как ТСЖ работать с должниками.

Работа с должниками —  требование законодательства

Ведение работы с должниками является обязательным требованием к деятельности ТСЖ (пп. ж п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416).

Существует мнение среди председателей товариществ, что указанные Правила 416 не действуют на ТСЖ, а поэтому и исполнять все требования Правил 416 ТСЖ не должны. Такое мнение не соответствует законодательству, поскольку Правила 416 устанавливают стандарты и порядок деятельности по управлению МКД, в том числе для ТСЖ, ЖСК ( пп. б п. 1 Правил 416).

Принципы работы с должниками

По своему опыту работы с должниками и опыту ТСЖ,были сформированы принципы работы с неплательщиками, которые помогут удерживать высокую собираемость.

Своевременность. Чем раньше начнете напоминать о наличии задолженности, тем больше вероятность получения задолженности. С каждым месяцем долг увеличивается и чем больше сумма, тем сложнее должнику оплатить долг одним платежом.

Обещания должны исполняться. Если должник пообещал оплатить очередной платеж и не сделал этого, а ТСЖ ранее обещало подать заявление в суд, то организации следует исполнить обещание. К сожалению, проблема многих ТСЖ —  председатели самостоятельно работают с должниками и очень часто свои обещания в ответ на неплатежи не исполняют (будь это отключение электроэнергии или подача в суд). В итоге должники просто не воспринимают подобные “угрозы” со стороны ТСЖ.

Обещания должника должны  юридически оформляться. Устная договоренность возможна, если задолженность составляет 3-4 месяца, и вы уже имели опыт работы с данным человеком, который исполнял свои обещания. Если долг свыше 5 месяцев, необходимо письменно оформить соглашение о погашении задолженности. При этом, ТСЖ вправе предусмотреть оплату за предоставление рассрочки (так например, согласно абз 4 п. 72 Правил 354 в соглашении можно предусмотреть взимание процентов, размер которых не может быть выше, чем увеличенный на 3 процента размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предоставления рассрочки).

Наличие судебного акта не значит фактическое получение задолженности на счет ТСЖ. К сожалению, система исполнения судебных актов не идеальна, поэтому получить деньги, имея судебный акт, не всегда возможно.

Досудебная работа

Претензионный или досудебный порядок урегулирования споров является обязательным, если такой порядок предусмотрен законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ).

Действующим законодательством не предусмотрено в обязательном порядке перед обращением в суд направлять должникам претензии. Такое правило действует в отношении должников — физических лиц.

По иному ситуация стоит в случае с управляющей организацией, поскольку в отношении должников-юридических лиц требуется соблюсти претензионный порядок и по спорам о взыскании денег, возникших из договоров, предусмотрен досудебный порядок (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Как известно, в основании деятельности УК лежит договор управления, поэтому без претензий в адрес должников не обойтись.

Учитывая принципы работы с должниками — досудебную работу надо проводить в обязательном порядке для повышения возможности и скорости получения задолженности.

На этапе досудебной работы можно выделить следующие способы.

Обзвон должников. Если вы имели дело с коллекторами, то знаете, как частые звонки могут подтолкнуть к оплате задолженности. Но в случае с ТСЖ, обзвон производится с целью напомнить, что имеется задолженность и ежемесячно она растёт. При разговоре стоит избегать фразы “если вы не оплатите, мы подадим в суд” или “мы уже готовим документы в суде”. При упоминании суда у должников сразу возникает защитная реакция, а суд рассматривается как угроза, и в большинстве случаев, разговор заканчивается на том, что должник говорит: “ну раз так, то идите в суд”.

Чтобы фиксировать звонки и результаты переговоров заведите таблицу.

Дата звонка адрес должника ФИО и тел. Сумма долга Договоренность с должником Итоги
26.01.2020 г.Ставрополь, ул. Пирогова, 180, кв.999

Иванов И.И

9620064899

25 000

оплатит частями:

10 000 до 15.02.2020

15 000 до 17.03.2020

Встречи в офисе ТСЖ. Бывают случаи, что должники не хотят обсуждать долг по телефону, поэтому встреча является хорошей альтернативой. Тем более в результате ее можно заключить сразу же соглашение о погашении задолженности.

Заключение соглашений о погашении задолженности. Соглашение особенно важно, когда у собственника есть возможность оформить субсидии или иные меры поддержки для оплаты за ЖКУ. В таком соглашении пропишите обязанность собственника обратиться за оформлением субсидии, а также сообщить в ТСЖ о назначении мер государственной поддержки. Соглашение возможно и в иных случаях — для юридической фиксации договоренностей.

Вручение уведомлений о задолженности. Когда у ТСЖ нет контактных данных собственника, а в квартире проживают квартиранты или сам собственник, следует уведомить о задолженности в письменной форме. Вручение письма  лично имеет большую пользу, чем направление почтой.  

Размещение списков должников. Такого рода списки несут больше информационный характер, чем побудительный к оплате. Но шанс, что лишний раз не только звонком, но и объявлением ТСЖ напомнит о задолженности, увеличит вероятность оплаты долга. Обратите внимание, что в списке должников следует ограничиться указанием номера квартиры и суммы задолженности ( сумму задолженности можно не указывать при наличии большого списка). Ни в коем случае не указывайте ФИО должников, поскольку будет действовать ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и административная ответственность. В списке должников напишите максимально доступные доводы, которые помогут побудить к оплате. Вот пример такого списка, где есть перечисление должников и довод о последствиях неоплаты и причинах оплатить.

ВНИМАНИЕ!

Список квартир-должников по оплате взносов на капитальный ремонт:

19, 24, 25, 36, 61, 68, 77, 98, 100, 120, 133, 134, 141, 144.

Оплатить долг или заключить соглашение необходимо в срок до 15 февраля.

Оплата Вами взносов позволит провести

капитальный ремонт электропроводки.

В случае неоплаты, ТСЖ “Виктория-356” будет обращаться в суд,

а также в случае непогашения задолженности —

передавать информацию в бюро кредитных историй.

Состояние дома зависит напрямую от вашего участия, в том числе финансово.

Вручение или направление претензий. Претензия от уведомления о наличии задолженности отличается тем, что претензия уже направлена на наличие спора между ТСЖ и собственником, до которого не удалось “достучаться” иными способами. Также претензия является шагом, который говорит о намерении ТСЖ обратиться в суд при неудовлетворении такой претензии.

Пример претензии

ПРЕТЕНЗИЯ

   Настоящим сообщаем, что по состоянию на ______________г. у Вас имеется задолженность по оплате за жилое помещение (плата за услуги и работы по управлению МКД, содержание и текущий ремонт)  и коммунальные услуги в сумме _______________рублей.

В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ, части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме принадлежит общее имущество в таком доме на праве общей долевой собственности независимо от фактов создания товарищества собственников недвижимости и членства в нем (п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Являясь собственниками общего имущество, собственник обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ст. 39 ЖК РФ) путем внесения оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

   Реализация обязанности по содержанию общего имущества происходит через внесение оплаты за помещение и коммунальные услуги. При этом установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ).

На основании вышеизложенного просим Вас оплатить задолженность в течение ______ календарных дней со дня получения настоящей претензии.

В следующих статьях мы рассмотрим подробнее судебный порядок взыскания задолженности, а также поговорим об отключении коммунальных услуг из-за долгов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Закамская управляющая компания номер телефона
  • Заключение договора по доверенности реквизиты
  • Заключение договора с клиентом бизнес процесс
  • Законодательство для управляющих компаний жкх
  • Законодательство по игорному бизнесу в россии