Зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы

1. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 20.04.2015 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, если военнослужащие — граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих — граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими — гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих — граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих — граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и порядок представления военнослужащими — гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие — граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2015 N 97-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащим — гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего — гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия — равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

3. Утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Военнослужащим — гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию. Порядок выплаты оклада по воинскому званию определяется Правительством Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;

сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву — также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;

(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 1-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;

обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Одиноким матерям военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по призыву, предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

6. В целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению.

7. Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, до 1 января 2015 года выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

(п. 7 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Служба

Социальные гарантии

При увольнении соблюдается ряд социальных гарантий, в том числе, право на получение жилья в последний год перед увольнением.

Помимо права на жилье для военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей Федеральным законом N76-ФЗ устанавливаются иные гарантии, которые включают:

  • зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года;
  • сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации;
  • предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
  • преимущественное право на сохранение места работы, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников и иные социальные гарантии, предусмотренные п. 5 ст. 23 Федерального закона N76-ФЗ.

Единовременное пособие военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие, размер которого зависит от продолжительности военной службы (Приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700):

  • менее 20 лет – 2 оклада денежного содержания;
  • от 20 лет и более – 7 окладов денежного содержания.

Военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом или удостоенным почетных званий Союза ССР или РФ, размер единовременного пособия увеличивается на один оклада денежного содержания.

Помимо единовременного пособия военнослужащим – гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию.

Наверх

Служба в армии входит в трудовой стаж каждого человека, служившего в ней по призыву или контракту. Однако в различных видах стажа она учитывается со своими особенностями в зависимости от ряда обстоятельств. Рассмотрим их в нашей статье.

Для каких видов стажа важна служба в армии?

Армейская служба может играть роль при расчете большинства видов стажа, которые применяются в РФ:

  • общего трудового, с 2002 года утратившего значение одного из основных условий для назначения пенсии, но продолжающего использоваться в ряде расчетов, связанных с ней;
  • страхового, который с 2002 года важен для установления пенсии, а с 2007 года используется при определении процента, применяемого к фактически начисленной сумме пособия по болезни;
  • льготного, дающего возможность выйти на пенсию досрочно.

Подробнее о расчете страхового стажа читайте в материале «Страховой стаж — виды и правила подсчета».

Период, проведенный в армии, подтверждается военным билетом, справкой о прохождении службы или соответствующей записью в трудовой книжке, внесенной туда на основании документа, свидетельствующего о пребывании в армии.

Подробнее о правилах внесения записей в трудовую книжку читайте в статье «Порядок заполнения трудовой книжки — образец-2023».

Входит ли армия в общий трудовой стаж?

Общий стаж труда, перестав быть показателем, от которого напрямую зависит величина начисляемой пенсии, продолжает, однако, использоваться в связи с ней для оценки права:

  • на пенсию, заработанную до 2002 года (п. 1 ст. 30 закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ);
  • повышение фиксированных выплат к пенсии для лиц, трудившихся в условиях Крайнего Севера и приравниваемых к нему местностях, а также для работников сельского хозяйства (пп. 4, 5, 14 ст. 17 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ);
  • досрочное установление пенсии (ст. 30–32 закона № 400-ФЗ);
  • звание ветерана труда (п. 1 ст. 7 закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ), дающее возможность получить при оформлении пенсии ряд социальных льгот;
  • пенсию за выслугу лет для госслужащего (пп. 1 и 1.1 ст. 7 закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

Читайте подробности об определении размера пенсии для работников на Крайнем Севере.

Армейскую службу обычно включают в общий стаж исходя из ее фактической календарной продолжительности. Но для ряда случаев ее период увеличивается, например, для участников боевых действий.

Как назначается пенсия ветеранам боевых действий, узнайте в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демодоступ бесплатно.

О том, из каких периодов складывается общий стаж труда, мы рассказали в материале «Общий трудовой стаж — что входит и как подсчитать».

Входит ли служба в армии в страховой стаж?

От размера страхового стажа зависят два момента: право на страховую пенсию и процент, применяемый к размеру пособия по больничному листу.

Входит ли армия в страховой стаж? В обеих ситуациях ее учитывают как принимаемый в страховой стаж нестраховой период исходя из его фактической календарной продолжительности:

  • Для пенсии — по подп. 1 п. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ с оговоркой, что время армейской службы непосредственно примыкает к периодам труда (п. 2 ст. 12 закона № 400-ФЗ). То есть чтобы включить период прохождения службы в армии в страховой стаж для расчета пенсии, призывник должен быть официально трудоустроен до и после армии.
  • Для больничного — по п. 1.1 ст. 16 закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Узнайте больше из специального материала, подготовленного экспертами «КонсультантПлюс», о влиянии стажа службы в армии и иных составляющих стажа на расчет больничного. Получите пробный доступ к публикации бесплатно.

О правилах оформления увольнения работника, призванного в армию, читайте в статье «Порядок увольнения в связи с призывом в армию (нюансы)».

Засчитывается ли армейская служба в льготный стаж?

Службу в армии учитывают в льготном стаже, имеющем значение для пенсии, назначаемой досрочно в связи с особыми (вредными или тяжелыми) условиями работы, и для пенсии по выслуге лет, если должность военнослужащего есть в соответствующем перечне должностей, утвержденном Правительством РФ (п. 3 ст. 10 закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

Не все работники могут быть привлечены к вредным и тяжелым условиям труда. Подробнее — в экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.

Всегда армейская служба, представляющая собой нестраховой период, учитываемый в страховом стаже, участвует в формировании общей величины страхового стажа, определенная протяженность которого является одним из условий для досрочного назначения пенсии.

Отметим, что ПФР периодически исключает период военной службы из страхового стажа для назначения пенсии. Но суды, как правило, восстанавливают справедливость, при условии что пенсионер работал до и после армии (см. решение Ржевского городского суда Свердловской области от 03.02.2015 по делу № 2-1240/2014, определение СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 25.07.2008 № 2-В08-7). В случае если речь идет о службе в Вооруженных силах СССР, то не имеет значения место прохождения службы (определение ВС РФ от 18.10.2021 № 91-КГ21-5-К3).

В «КонсультантПлюс» есть подборка судебных решений по спорам назначения пенсий военнослужащим. Получите пробный демодоступ к системе и бесплатно переходите в материал.

Итоги

Армейская служба входит в расчет большинства видов стажа. Обычно для этих целей ее протяженность берется равной фактической календарной, но возможны и особые случаи.

Источники:

  • Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
  • Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»
  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Нередки ситуации, когда мужчинам-педагогам необходимо прервать свою профессиональную деятельность из-за службы в армии. И в этом отношении многие из них начинают задаваться вопросом: будет ли учтен срок службы в педагогическом стаже, ведь от этого показателя зависит размер оклада преподавателя.

Данный вопрос достаточно неоднозначный и требует подробного разбора. Так, в первую очередь стоит отметить, что согласно п. 3 ст. 10 Закона №76-ФЗ, работодатель может не засчитывать время военной службы, если перерыв между увольнением с военной службы и днем приема на работу больше одного года. Если же условие выполнено, то расчет происходит следующим образом: один день военной службы за один день работы при службе по контракту, а для призывников — один день военной службы за два дня работы. Также время прохождения военной службы для военнослужащих на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, могут быть засчитаны в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

При увольнении с военной службы граждане имеют право на зачет времени военной службы в непрерывный рабочий стаж, что в дальнейшем будет учитываться в следующих случаях:

  • при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет;
  • процентной надбавки к оплате труда;
  • предоставлении социальных гарантий, которые связаны со стажем работы. Но следует отметить, что они предоставляются только в случае, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу был не больше года.

Также для решения вопросов, связанных с оплатой труда педагогических работников, организации используют Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений. Данный документ был предложен Министерством образования и науки РФ и профсоюзом работников народного образования и науки.

В соответствии с положениями документа в стаж педагогической работы засчитываются:

  • педагогическая, руководящая и методическая работа;
  • работа в других учреждениях и организациях, служба в Вооруженных силах СССР и РФ, обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Таким образом, в рекомендациях прописывается, что педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без всяких условий и ограничений. Так, время нахождения на военной службе по контракту рассчитывается как один день военной службы за один день работы, а время нахождения на военной службе по призыву — один день военной службы за два дня работы. Иная же ситуация с гражданами, которые находятся на должностях офицерского состава. Им стаж засчитывается только при условии, что педагогическая деятельность либо предшествовала, либо следовала после.

На основании представленных данных можно заключить, что работодатель может не учитывать время военной службы в педагогическом стаже, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу превысил один год. В остальных случаях необходимо следовать порядку, предусмотренному п. 3 ст. 10 Закона №76-ФЗ.

Популярные статьи в категории:

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Заявление на возмещение убытков в управляющую компанию
  • Заявление на зачисление денежных средств по реквизитам
  • Заявление на компенсацию ущерба в управляющую компанию
  • Заявление на перечисление пенсии на счет по реквизитам
  • Заявление на прием на работу на неполное рабочее время