«У кругосветного путешествия есть свои правила», — говорит блогер Сергей Доля, который на прошедшей неделе вернулся после 70-дневного тура по всему „шарику“, на 69-е сутки посетив Минск. Он рассказал, к чему нужно быть готовым при всемирном турне: «Одно из правил — обязательно посетить антиподы. Это такие географические точки, которые находятся ровно на противоположных сторонах земного шара. И как ни ткни в глобус, с обратной стороны суши почти всегда будет Тихий океан. Все же у нас получилось найти два максимально удаленных друг от друга места на материке: в Китае и Чили. Их не удалось бы посетить, если бы не внедорожные свойства машин. Хотя и тут не без „косяков“: поехали через реку вброд, а потом узнали, что рядом был мост».
Зачем все это?
Шучу, мол, все затеяно для того, чтобы я отлично провел это лето. На самом деле компании Land Rover в этом году исполнилось 70 лет. Прицепившись к этому событию, мы решили: а почему бы не побить рекорд тайминга, описанный Жюлем Верном в книге «Вокруг света за 80 дней»? Причем сделать это исключительно на автомобилях — паре Land Rover Discovery (для меня и моей команды). На фотографиях можно видеть машины разных цветов. Действительно, авто менялись на разных континентах. Так пришлось поступить из-за длительных перевозок самих транспортных средств. Для понимания: кругосветка уже пришла к своему финишу, а корабль с машинами из Сингапура — финальной точки азиатской части пробега — еще плывет.
Почему мы говорим про старты и финиши на разных континентах? А это второе правило кругосветки: необходимо проехать по каждому из шести континентов. Антарктида в счет не идет, а Евразия делится на Европу и Азию. И по каждому из материков нужно преодолеть маршрут не менее чем в 1000 километров. В нашем случае это выглядело следующим образом: из Москвы едем по Азии с финалом в Сингапуре, потом перелет в Австралию, там еще тысячу километров на другой паре авто, позже летим в Южную Америку (Чили) и так далее, пока снова не окажемся в РФ. Всего на своем пути мы преодолели 21 страну.
Что самое трудное?
Наверное, не потолстеть. На главной странице моего канала в YouTube прилеплено видео под названием «Как легко похудеть на 5 кг за месяц», а тут за 70 дней я набрал 15 кило. Просто потому, что в условиях спешки постоянно питаешься на заправках бургерами и хот-догами, при этом практически весь день не двигаешься, сидя в водительском кресле. За рулем моего Land Rover я сменял разве что самого себя. Ехал по 14 часов в сутки — и так каждый день. Но ночевали мы не в машинах, а в отелях.
Вторая беда — сонливость. Очевидно, усталость накапливается. После 30-х суток за рулем я уже начинал забывать, какой по счету день тура начинается. Плюс сам автомобиль расслабляет. На азиатских и южноамериканских дорогах приходится держать себя в тонусе, а вот на шоссе в США с включенными ассистентом контроля полосы и адаптивным круиз-контролем (постоянно поддерживает безопасную дистанцию до впереди едущего авто) реально можно было чересчур расслабиться, клонило в сон.
Третья трудность — границы. Не везде можно просто взять и проехать. Пример — Сингапур со своим особым отношением к автотранспорту. Обычно путешественники на машинах туда просто не заезжают, останавливаются около пролива (он шириной метров 100), фоткаются на фоне Сингапура и перелетают в Австралию из Малайзии. Мы же были настойчивы. Вначале заехали на остров без машин, на автобусе — для получения специальной страховки, которую можно купить только лично и на месте, и разрешения на въезд от местного автоклуба. Только после этого проезд был легален. Правда, недолог: из-за задержек мы прямиком двинули в сторону аэропорта.
Неужели это интересно — увидеть весь мир, но только из окна машины?
На самом деле мы регулярно выходили — хотя бы чтобы снять видео и фото. Из общего пробега в 70 тысяч километров десяток был специально потрачен на достопримечательности. В итоге мы насобирали множество воспоминаний. В России нас дважды остановили сотрудники ДПС, мы заехали в самый грязный город страны — Карабаш (Челябинская область), где плавят медь. Говорили, на вершину местных лысых гор невозможно заехать на машине, но нам с полноприводным Discovery удалось, хоть дорога была практически вертикальной. А далее — Омск, Новосибирск, река Енисей, Иркутск, озеро Байкал, Бурятия и уже Монголия.
Азия
В Монголии нас ждала неприятность. Местные «гонялы» перекрыли дорогу уазиками, устроили забастовку на границе с Китаем: им какими-то новыми техтребованиями запретили ехать на УАЗах впятером в одной машине, отныне законы требуют не более четырех человек в салоне. А так как беспошлинный ввоз товаров исчисляется на каждого человека, «челноки» сразу почувствовали удар по кошельку. Встали на дороге у границы и заявили: мол, никого не пропустим. Ну, мы подошли к пограничникам, сказали, якобы забастовщики разрешили нам ехать. Потом так же поступили и с забастовщиками. В общем, кое-как проехали, а монголы так и не поняли, кто нас пропустил. Это еще один пример проблем на границах.
Бо́льшую часть пути мы проделали по асфальту, хотя внедорожные качества Discovery пару раз пригодились. В Китае выяснилось, что одна из точек-антиподов находится далековато от нормальных дорог. Спросили у местных, где она. Те указали за горную реку. Ну, значит, будем ехать вброд. Нас убеждали, что это невозможно, но внедорожники смогли, хотя это был и нелегкий путь. Только на обратном пути мы выяснили, что неподалеку был мост.
В целом Китай запомнился получением отдельных водительских прав и документов на машину в форме квадратных номеров, очень дорогими платными дорогами, прекрасными видами китайского Гранд-Каньона, а еще превосходной скоростью интернета: везде 4G (в отличие от США, где связь просто ужасна). Одна беда: Facebook, Google, Instagram в Поднебесной заблокированы. Спасал VPN. Еще одно яркое воспоминание об Азии — мойка автомобилей с помощью слона. Да, там есть такая услуга.
Австралия
После быстрой поездки по Сингапуру, о которой уже сказано выше, мы перелетели в Австралию. Там проехались по Великой океанской дороге, которую называют самой впечатляющей автострадой в мире. Виды действительно фантастические. На всякий случай для достоверности сделали фото с кенгуру. Ну а в качестве доминантных животных континента нам запомнятся именно попугаи. Порой от них не было покоя: птицы атаковали как машины, так и людей.
Южная Америка
Затем нас вновь ждал перелет — на сей раз в Чили. Так вышло, что вторая точка-антипод находилась именно в горной стране. И тут вновь пригодились внедорожные качества машин. Смотрели маршрут заранее — на картах вроде бы нужная нам дорога представляла собой дублер. Ну, дублер в нашем понимании — просто узкая дорожка, идущая рядом с более комфортной. На деле выяснилось, что это чуть ли не тропинка, уходящая на 100 метров в высоту от основной магистрали: с одной стороны — скала, с другой — обрыв. Тем не менее, когда мы наложили китайский маршрут на карту Чили, оказалось, что прошли шесть антиподов. Здесь же, в горах, мы смогли немного подрифтовать на снегу.
Насколько мне известно, когда-то задумывалось проложить дорогу, проходящую через все западное побережье Южной и Северной Америки, — Панамериканское шоссе. Но когда строительство дошло до середины — перешейка между континентами, — работу свернули. Путешественники описывают этот участок так: «В Аляске мы вылетели в кювет, в Мексике нас обстреляли, но настоящие проблемы начались потом». Речь о болотистом, заросшем джунглями и совершенно неосвоенном Дарьенском пробеле. Это место — единственный разрыв в Панамериканском шоссе длиной примерно в 160 километров. Любители экстрима преодолевали его за 100 дней — таков рекорд. Мы же не могли позволить себе этого, потому прилетели в США на самолете.
Северная Америка
За бортом возле Лас-Вегаса было +49. У нас сразу отпало желание следовать первоначальному маршруту по южным штатам. В центральной части страны было нормально — +35. А в Канзасе мы оказались на пути урагана. С неба повалил такой сильный град, что мы уже собрались прятаться под днищем машины. Градины были размером с мячик для гольфа. Кузова обеих машин сильно побило, в одном Land Rover такой кусок льда разбил лобовое стекло — повезло, что не насквозь.
Америка — страна круиз-контроля. При разрешенных 120 км/ч все едут почему-то именно 124. Со скоростью потока двигались и мы. Многих интересовало, сколько топлива ушло на подобное приключение. Скажу так: по Азии мы двигались на дизельных Land Rover, и уходило в среднем 9,2 литра на сотню, когда же пересели на машины с бензиновыми двигателями, ощутили разницу — расход достигал 14,8 литра.
Африка
По Африке мы не стали колесить долго — двинулись по Марокко в сторону Гибралтара. Мы ехали без особой языковой подготовки, но отсутствие взаимопонимания с местными жителями никак не препятствовало продвижению. А в Марокко оно даже помогло. Нас в третий раз за все время путешествия остановил патруль (напомню, два предыдущих случились в России). Он пытался доказать нам, что мы должны заплатить штраф за нарушение, зафиксированное камерой, хотя мы ехали в рамках правил. Мы лишь развели руками, по-русски сказали, что не понимаем ни слова, и поехали себе дальше.
Европа
В Европе тоже ждали приключения, правда, с дорогами связанные в меньшей степени. Во французских Марселе и Монпелье попросту не оказалось мест в гостиницах. Пришлось ночью навернуть еще 300 километров до Гренобля, чтобы упасть в кровать.
Еще пару тысяч километров пути с визами самых ярких достопримечательностей — и мы в Минске. Здесь мы буквально на два часа. Надо успеть записать короткий ролик для нарезки «хлопков» (пример — в начале статьи). Наверное, поедем на площадь Победы…
Читайте также:
- Почему сломался путепровод на МКАД?
- «Авто по подписке». Получит ли своего клиента новая для страны бизнес-идея?
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by
Сегодня им на двоих 113 лет. Первый раз за границей оказались в 2001 году — случайно. На свадьбу сыну подарили тур в Египет, молодые поехать не смогли, Чемодуровы полетели в Африку вместо них. Просто, чтобы не пропали билеты.
Понравилось. Причем настолько, что за 13 последующих лет объездили полмира. Как будто предчувствуя крах турфирм, пенсионеры последние годы мудро колесят по миру самостоятельно.
С учетом автокругосветки они побывали уже в 102 странах мира.
Таня плюс Таня
Кругосветку Чемодуровы при помощи Русского географического общества проложили так: из Москвы через Украину, Румынию, Болгарию и Турцию — в Африку. Сирию пришлось объехать на пароме: там бушевала война. Далее через Африку в ЮАР, оттуда — в Аргентину (машина — морем, сами на самолете). Через всю Южную Америку — в США, из Сиэтла судном в Находку, и через всю страну назад, в Москву.
В Египте на машину пришлось получать местные номера, такие там законы. Потом поехали к пирамидам. Непривычно пусто, туристы Египет покинули.
— Отправил Татьяну покупать билеты, а сам подъезжаю на стоянку, — говорит Чемодуров. — Полиция требует показать документы. Долго изучает бумаги, которые я с таким трудом выхлопотал (а они же на арабском и я не понимаю, что там написано), подозрительно смотрят на меня и задают убийственный вопрос: «А Татьяна — это разве мужское имя?» Все, думаю, попал, чиновники напутали, записав водителем жену. Бюрократия там страшная, сейчас задержат машину. Надо выкручиваться. Иду напролом: «Да, конечно, мужское это имя!» Полицейские чуют подвох, и так недоверчиво: «А какие же у вас, у русских, тогда женские имена?» Я им: «Наташа!»
Всеобщее ликование: «Наташа! Правильно! Наташа! Проезжай, Татьяна!»
Перед поездкой читали, что беспорядки только в Каире. Оказалось, что война уже переместилась в центр страны. Пришлось долго петлять по Египту, объезжая неспокойные провинции.
Добрались до Асуана, оттуда — в Судан. У Египта с Суданом там спорные территории, поэтому границу разрешили пересечь на пароходике. Кают не оказалось, ночевали прямо на палубе, под звездами. Машину доставили через пару дней на барже.
— В Судане не работал ни один из трех автонавигаторов. Ехали, расспрашивая дорогу у местных. Туристов там нет, и гостиниц в нашем понимании тоже. Останавливались в постоялом дворе для дервишей, экзотики там через край.
Путин, автомат и шоколад
Самая интересная страна на маршруте — Эфиопия. Правда, только в смысле культурного наследия. А вот дорог там нет: за сутки с трудом проезжали по 300 км. Порой приходилось мобилизовывать местное население на оттаскивание камней с дороги. Прокололи одно колесо.
В Кению их долго не пускали. Там на границе началась война: какие-то племенные разборки. Кружат вертолеты, артиллерийская канонада, взрывы.
Каждый день ходили в полицию, просили выделить вооруженный конвой. Через три дня им сказали: езжайте самостоятельно, но только очень быстро: на фронте возникла передышка. Рванули…
Был неприятный момент: на обочине увидели человека с ружьем. Со страху Александр Анатольевич поддал газу, вооруженный скрылся в облаке пыли и щебня из-под колес. Стрелял он по их машине или нет — не видели.
Зато наблюдали по дороге остовы сожженных машин.
Впереди них ехал «Рендж ровер» с японскими туристами. Который вдруг бесследно исчез. Наши интересовались на постах: японцы проезжали? Оказалось — нет. Но свернуть им было некуда. История печальная, выяснить судьбу японских путешественников не удалось.
Лекарств взяли в дорогу много, но почти все отняли в Болгарии. Украинцы забрали электрошокер. В Африке все спиртное отобрали суданцы. Часто при въезде в деревни их останавливали люди с автоматами. Представлялись «таможенниками», интересовались: есть продукты? Обычно отвечали — да, есть, но только бананы. В ответ раздавалось требование: «Сдавайте нам свои бананы, эти нельзя провозить — покупайте наши».
Стоят бананы, правда, там сущие копейки, рэкет несерьезный.
Позитивных воспоминаний осталось больше.
— Вообще-то по Африке можно путешествовать и на общественном транспорте, — интригует Александр Анатольевич. — Берешь билет, садишься на автобус в Каире и выходишь в Кейптауне. Многие европейцы так и поступают.
Но автобусы ходят пока нет войны. А в Африке все со всеми воюют, и через районы боевых действий машины пропускают, а автобусы — нет. И пока бои не стихнут пассажиры «загорают».
Подобрали двух таких горемык: англичанина и датчанина. Проехали с ними до Найроби.
Что интересно: в Кении на дорогах много блокпостов, но, увидев русские паспорта, военные улыбались и пропускали без досмотра: «О, Путин, Калашников, шоколад!» Почему они убеждены, что шоколад делают в России, не совсем ясно, но Калашников и Путин в Африке очень популярны.
На попутчиков это произвело сильное впечатление. Через три дня, прощаясь, англичанин и датчанин признались, что искренне завидуют чете Чемудоровых: «Это так здорово — быть русским в Африке!»
Взял языка
Объехав 30 стран, пять раз платили штрафы. Из них 3 — в Танзании: сплошные засады.
— Знак 50 км/ч, едем 45. Останавливают. Что мы нарушили? — горячится Чемодуров. — Нахально врут: ты ехал со скоростью 62 км/ч, вот данные радара. Но на радаре не моя машина! А у нас пять свидетелей, плати штраф — $7.
И так у каждой деревни.
Спрашиваю кругосветчиков: вы с африканским ГАИ на каком языке объяснялись?
— На универсальном: водительском. Был случай в Турции, меня останавливают за превышение. Полицейский говорит: «Здесь можно 90 км/ч, у тебя 106 — штраф. Тебе квитанция нужна?» — «Нет, давай штраф пополам».
Расплатился, возвращаюсь в машину, жена смотрит на меня изумленно: а ты, говорит, с ним на каком языке разговаривал-то? Я — на русском, он со мной — на турецком. Отлично друг друга поняли.
Самый смешной инцидент — в Замбии. Остановили, говорят, что ваш автомобиль не соответствует правилам безопасности движения — нет рефлекторов, то есть светоотражающих наклеек. $20 отдай и не греши.
И это при том, что местные вообще без фар и без стекол ездят.
Но вместе с тем в Африке есть хорошая традиция. Если едешь медленно и собрал более двух машин за собой — остановись, пропусти. Не пропустишь — полиция остановит, оштрафует. Стоило бы и нам такое перенять.
Танцы с глобусом
В Перу не повезло. Ночью в горах сбили ламу. Не насмерть, животное убежало. Машина пострадала: потек радиатор, три недели ждали ремонта. Полиция очень доброжелательно отнеслась к инциденту: штрафовать не стали. Там этих лам, как донов Педро в соседней Бразилии.
Столкнулись и с совершенно неожиданной проблемой. Местные то и дело перекрывали дорогу, требуя от правительства каких-то социальных благ и снижения цен. Денег с проезжающих не вымогают, просто не пускают и все. Полиция не вмешивается.
Тяжелее всего в Боливии. Если дорогу перекрывают мужчины, то решить проблему несложно: дашь бутылку — пропустят.
— А вот боливийские сеньоры — те принципиальные, подношений не берут, — вздыхает Чемодуров. — Там пришлось искать иные пути. Доставал из машины глобус (он у меня всегда с собой), объяснял откуда еду. Жена называла это «танцы с глобусом».
Начинал так: «Дорогие женщины Востока, вы знаете и уважаете Россию? Посмотрите на глобус: вот она. А мы сейчас на другом конце света. Нам надо проехать, чтобы вернуться домой!»
— Разве они женщины Востока?
— А какая разница, они же ни слова по-русски не понимают. Как и я по-испански. Главное тут создать атмосферу, в идеале — рассмешить. Если не помогал глобус, то кругосветчики доставали из багажника палатку, грозили: будем ночевать с вами, но еды у нас нет, будете кормить вы.
Действовало.
Правда, через километр — новый пикет. И опять танцы с глобусом.
Вымотавшись, сразу искали мотель. Один особенно приглянулся: очень нарядный, номер весь в зеркалах, даже на потолке и то зачем-то зеркало. И недорого.
Потом заподозрили неладное. Номер им предложили на несколько часов часов. Объяснили: нужна ночь как минимум.
Все, кто был на ресепшене уважительно закивали…
Позже выяснили, что живут в отеле для любовных свиданий: почти борделе. Смеялись до слез.
Америка: вперед, в прошлое
Полная неожиданность — граница между Мексикой и США. Шли по трассе Сьюдад-Хуарес — Карлсбад — Розуэлл. На подъезде с мексиканской стороны поразили красивые ухоженные поля, ранчо, на лошадях гарцуют красавцы-мачо. Города чистенькие, народ нарядный. Въехали в Америку — поля заброшенные, какие-то неказистые фермерские домики.
В кино все наоборот.
Но самый большой шок — граница. Ожидали увидеть толпы мексиканцев, американских рейнджеров с автоматами. Ничего подобного. Пусто. Стоят две женщины: мексиканка и афроамериканка. Увидели русские номера, изумились, но даже из машины выйти не попросили.
Чемодуровы:
— Мы 30 стран проехали, везде ведь как: выйдите из машины, откройте багажник, покажите, что везете… Здесь же просто постучали молоточком по колесам (там часто наркотики в покрышках возят) — проезжайте.
Мы говорим: «Да как проезжать, вы нам сначала отметку в паспорте поставьте». Отмахнулись, посоветовали самостоятельно искать офицера иммиграционной службы: может, он поставит штампик. Нашли, кое-как убедили — поставил.
Дальше надо делать страховку на машину. Американцы заявили, что раз вы приехали из Мексики — значит, надо ее в Мексике делать.
Пешком вернулись в Мексику. Но и там страховку делать тоже отказались: говорят, что в Мексике даем страховку только на мексиканские машины.
Что делать, опять пешком потопали в США…
Интересно, что во время прогулок из США в Мексику на них никто не обращал внимания и паспортов не спрашивал.
— В целом Америка оставила неоднозначное впечатление, — рассуждает Александр Анатольевич. — На заправках и в магазинчиках народ, узнав, что мы из России, начинал говорить гадости про своего президента и восхищаться Россией. Я не шучу. Но — негромко, как бы украдкой. Так было у нас в 60-е годы, при СССР, когда про правителей говорили плохое и шепотом. Не ожидал такого от американцев, какие-то они закомплексованные, запуганные. Я-то ожидал увидеть гордых и свободных.
…А в национальном парке Аризоны к нашей машине подошел медведь и положил лапы на багажник. Кстати, проехав от Владивостока до Москвы, ни одного косолапого не встретили. Вот они, стереотипы: так что надо еще разобраться, у кого на самом деле по улицам медведи бродят.
Досье
Александр Анатольевич Чемодуров — на пенсию ушел с должности начальника управления минкультуры. Его супруга Татьяна Анатольевна окончила МГТУ им. Баумана, индивидуальный предприниматель. В общей сложности у супругов за плечами 27 зарубежных и шесть российских автопутешествий. Хотят написать о них книгу. Во время кругосветки провели общественную экспертизу объектов ЮНЕСКО, встречались с соотечественниками и помогали создавать детские библиотеки.
Кстати
Маршрут:
посетили Украину, Румынию, Болгарию, Турцию, Египет, Судан, Эфиопию, Кению, Танзанию, Замбию, Зимбабве, ЮАР, Аргентину, Уругвай, Парагвай, Бразилию, Боливию, Перу, Эквадор, Колумбию, Панаму, Коста-Рику, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас, Гватемалу, Белиз, Мексику и США.
Цена вопроса
Проехали по земле 53 700 км и 17 тыс. км морем. Спонсоров не нашли, ездили за свои. Обошлось в 1,85 млн рублей.
Миллион на поездку-мечту накопили. Оставшуюся сумму добыли, сдав квартиру, дачу и гараж в Подмосковье.
Ездили на кроссовере Hyundai Tucson 2007 года выпуска. Пробег на момент начала кругосветки 52 тыс. км. Специально машину не готовили, но каждые 15 тыс. км проходили, как положено, ТО: в Кейптауне (ЮАР), в Лиме (Перу) и на обратной дороге в России.
Отправляясь в кругосветное путешествие на автомобиле, будьте готовы выпить 100 литров кофе и съесть 360 бургеров, преодолеть 70 000 километров и провести 500 часов за рулем. Экспедиция «Вокруг света за 70 дней с Land Rover», приуроченная к 70-летию легендарного внедорожного бренда, стартовала 7 июня из Москвы и, пройдя через два антипода, как это требуют стандарты кругосветок, в условленный день вернулась обратно.
Маршрут поездки прошел по территории двадцати двух стран на шести континентах: через Россию, Монголию, Китай, Лаос, Таиланд, Сингапур и другие экзотические азиатские страны, куда машины с московскими номерами еще не заезжали. Далее через Австралию, Южную и Северную Америку, кусочек Африки, а точнее — Марокко, и, конечно, через всю Европу. Как получить тайские права и найти общество автолюбителей Сингапура, в какой стране лучшие дороги и худшие водители, где самое дорогое топливо и самый быстрый интернет, а также другие удивительные подробности автомобильной кругосветки раскрывает глава экспедиции, блогер и путешественник Сергей Доля.
Есть несколько способов совершить кругосветное путешествие. Например, как Гагарин, на космическом корабле облететь Землю за пару часов и увидеть в иллюминатор синенький земной шарик. Можно полететь на самолете, но в этом случае ты увидишь несколько аэропортов. Или на яхте, но так ограничишься только водой и несколькими портовыми барами. Когда ты отправляешься в кругосветное путешествие на машине, то видишь, как меняется все вокруг тебя. Елочки-березки — на пустыню, пустыня — на джунгли… Ты видишь, как на глазах меняются культуры, религии, дорожное покрытие, правила вождения, ограничение скорости. Как меняется жизнь.
Я считаю себя путешественником. Я был больше чем в 120 странах, несколько раз на Северном полюсе и несколько раз — на Южном, но кругосветка — это как значок ГТО путешественника, или даже звание мастера спорта.
Путешествуя по Европе, где за день можно проехать четыре страны, границы не ощущаются. Но совсем другое дело в Азии. Например, едешь по Монголии — за окном жуткая разруха, юрты, верблюды, пересекаешь границу с Китаем — попадаешь в другую цивилизацию: небоскребы, эстакады. При том что это та же пустыня Гоби, разделенная воображаемой линией.
Пересечь ее, эту линию, оказалось очень непросто. Когда мы подъехали к границе, мы уперлись в забастовку монгольских челноков, они закрыли проезд и пригрозили никого не пускать в течение двух недель. Наша экспедиция оказалась под реальной угрозой. В этот день через границу чудом перебрались только наши две машины.
Въехать в Китай задача тоже непростая, решение которой занимает два дня, а документы надо начинать собирать минимум за три месяца до поездки. В первый день мы оставили наши «Ленд Роверы» на границе, а сами поехали в Китай. На следующий день нам выдали китайские номера на машины. Номера картонные, их надо положить под стекло. И китайские права. Их выписывают на основании наших.
А вот если вы собираетесь посетить на своей машине Таиланд, то для получения местного водительского удостоверения придется проходить медкомиссию: проверка зрения и все такое. Еще нас заставили посмотреть обучающий фильм о том, как нужно водить машину в Таиланде, — на самом деле это была запись с видеорегистраторов, тридцать минут жуткого зрелища, как машины налетают на мотоциклистов и велосипедистов. Все это заняло на месте полтора дня, но готовиться мы тоже начали сильно заранее: нужно было в России получить права международного образца, перевести их на английский, заверить у нотариуса, потом получить подтверждение у консула в тайском посольстве. Информации никакой нет, никто толком ничего не знает — ведь никто не ездит в Таиланд на своей машине. Оно и понятно: до Пхукета мы ехали ровно месяц — 31 день. Машина с московскими номерами взорвала весь курорт. Соотечественники спрашивали: «Как, как вы это сделали?!»
В Сингапуре мы были вообще первыми машинами с российскими номерами. Да и с любыми другими туда заезжают очень редко. Обычно экспедиции добираются до границы Малайзии, смотрят с ее берега на Сингапур и едут обратно. Мы Сингапур штурмовали очень долго, и попали в него только со второго раза. Несмотря на то что у нас был «карнет» — специальная международная страховка, которая позволяет ездить в разные страны, оказалось, что нужна еще страховка, которую можно купить только в самом Сингапуре. И еще нужна печать общества автолюбителей Сингапура, которую можно получить только при личном присутствии со всеми документами. Можно сказать, что Сингапур — самая недружелюбная страна к автомобилистам.
«Дорожная полиция нас остановила за все время нашего путешествия три раза: два — в России и один раз — в Марокко».
Самым интересным и удивительным мне показался Китай. Такой дорожной инфраструктуры, как здесь, я не видел больше ни в одной стране мира. То, что они сделали, причем за последние пять — десять лет, просто потрясает.
Представьте себе, что кто-то взял салфетку и скомкал ее — вот это Китай. Пять тысяч километров через горы. Но они будто взяли спицу — и проткнули эти горы насквозь. Это череда тоннелей и эстакад, дорога по земле вообще нигде не идет, нет ни одного серпантина. Но дороги эти платные, за две недели за две машины мы отдали 55 000 рублей, если пересчитать на наши.
Но и самые ужасные водители тоже в Китае. Дорожная инфраструктура отличная, но при этом ездят все так, будто они еще на велосипеде. Правила, разметка, поворотники, зеркала — все это китайцы пока не очень знают. Так водят и в остальной Азии, и еще в Африке, но там, по крайней мере, научились постоянно сигналить. Здесь бибикать не научились. Реально страшно, очень много аварий.
У нас с собой была туристическая симка, которая дешевле, чем роуминг, но дороже, чем покупка местных карт. В Китае мы были, например, две недели, поэтому покупали местную карту, а если на день-два, то смысла нет. Но интернет медленный практически везде, в любой стране, особенно в гостиницах — какая бы дорогая она ни была, если хочешь быстрый интернет, то долларов двадцать ты должен за сутки заплатить. Надо признать, что в России самый дешевый и самый быстрый мобильный интернет в мире. Исключая Китай — у них покрытие 4G везде по всей стране, работает очень быстро, минимум 25 мегабит в секунду. Но там другая проблема: Instagram не открывается, Google заблокирован, Facebook запрещен. Ничего не работает, кроме их местного «ВиЧата». Поэтому приходится пользоваться VPN, который тоже постоянно отваливается, в результате все получается жутко медленно.
Дорожная полиция нас остановила за все время три раза: два — в России, каждый раз просто для того, чтобы спросить, куда мы едем такие красивые. «В Сингапур», — отвечали мы. «Это где такая деревня?» — уточняли полицейские. И один раз нас остановили в Марокко. Видимо, для того, чтобы проверить документы. Но там говорят по-французски, а я на этом языке не знаю ни слова — языковой барьер позволил нам поулыбаться и поехать дальше.
А в Китае нет гаишников в кустах, там все фиксируют камеры, но наши номера они не читают, так что мы могли бы делать все что хотели. Только вот наш гид-переводчик сразу предупредила: «Я из местной госбезопасности, я буду за вами следить». Въезжающий в Китай иностранец обязан нанять гида-переводчика, который всю дорогу будет жить и кормиться за ваш счет. У нас была обычная женщина-китаянка, говорящая по-русски. При этом она вообще не знала свою страну, мы ей сами все рассказывали.
Автомобильная кругосветка — очень недешевое приключение. Только на топливо мы потратили 200 000 рублей. Впрочем, на машине мы проехали 36 000 километров, в принципе, это гораздо больше, чем надо. Для того чтобы путешествие считалось кругосветным, необходимо проехать по тысяче километров на каждом континенте, то есть всего шесть тысяч.
Самое дешевое топливо — в Малайзии, 36 рублей за литр дизеля, потом идет Россия, затем Монголия и США — в Штатах в пересчете на наши деньги выходит 55 рублей. Далее Таиланд, Китай, Сингапур — тут уже 79 рублей за литр. Мы думали, что это самое дорогое топливо на планете, пока мы не доехали до Европы. В Испании ценник 93 рубля за литр дизельного топлива, во Франции — 109, в Германии — 116 рублей.
Парковки, платные дороги, еда — все недешево. Гостиницы — если в Азии за 100 долларов можно приличный номер найти, то в Америке или Европе меньше чем 200 долларов за ночь не выйдет. Зато в Азии очень дорого стоит сам въезд в страну: например, только на оформление документов в Китай мы отдали по 3000 долларов с человека.
Пустыня Атакама на западном побережье Южной Америки — одно из самых засушливых мест Земли. Дожди здесь бывают раз в 400 лет.
Для того чтобы узнать, какие документы нужны для въезда на машине в ту или иную страну, какие там правила движения, можно обратиться в агентства, которые организуют автомобильные путешествия. Но бывает, что таких агентств нет — например, если говорить про тот же самый Таиланд. Самый верный путь — сделать письменный запрос в посольство или консульство страны, куда вы хотите отправиться на машине. Так и написать: «Я хочу поехать в путешествие на автомобиле по вашей стране, что мне нужно для этого сделать?» Они обязаны ответить и все разъяснить.
Сейчас первооткрывателей не осталось, надо понимать, что в каждом, даже самом укромном месте планеты, скорее всего, уже кто-то до вас сделал селфи. Но чем необычнее страна, тем с большим удовольствием люди, побывавшие там, поделятся с вами информацией. Ведь всегда приятно рассказать о том, что ты совершил что-то особенное.
В Кемеровскую область приехали участники автопробега «На буханке вокруг света». Путешественники рассказали, как «УАЗик» себя чувствует в кругосветном путешествии, где лучшие дороги и как их встречают в разных странах. Подробности – в материале «АиФ в Кузбассе».
Уникальная страна
Александр Морозов |
Как рассказал организатор экспедиции Александр Морозов, они впервые посетили территории России, которые лежат дальше Челябинска. И Западная Сибирь, и Дальний Восток путешественников приятно удивили. «Россия – уникальная страна в плане достопримечательностей, красот. Концентрация просто высочайшая», — отметил Александр Морозов. По словам Александра, если нет возможности отправиться за границу, то в своей стране можно посетить множество красивых мест – Красноярские Столбы, остров Русский, к примеру. Он считает, что у России огромный потенциал для развития туризма. Путешественнику есть с чем сравнить, помимо путешествия на буханке Александр посетил уже 120 стран мира. Путешественник уверен, что его уникальный опыт будет интересен для потомков. Свою «кругосветку» команда планирует подробно описать в книге.
Александр Морозов по образованию инженер автомобильного строения. В основном занимался продажами автомобилей. Сейчас руководит фирмой по строительству загородных домов. У Александра есть жена и пятеро детей.
Стоит только выйти за порог
Идейным вдохновителем экспедиции стал москвич Александр Морозов, штурманом – Николай Баландинский. Также в путешествие отправился фотограф-оператор Рустем Казанбаев.
Долгое путешествие «буханки» началось в 2017 году. Экспедиция стала уникальной, так как первый раз в истории отечественный автомобиль посетил шесть континентов и почти завершил свою «кругосветку». Участники путешествия уже посетили 61 страну и проехали более 80 000 км, посетили Дальний Восток, Иркутск, Красноярск, Мариинск и добрались до Кемерова. Далее «буханка» проедет через Сибирь, европейскую часть России и Кавказ. Финиш «кругосветки» состоится там же, где она началась, — в Москве.
Путешествие «буханки» проходит по всем правилам кругосветного путешествия: посещение не менее четырех континентов, пересечение всех линий смены дат, пересечение экватора, маршрут не менее 40 000 км. «Задача экспедиции была – проехать на типично русском автомобиле, потому что на «Toyota» многие ездили. «Буханка» вполне способна преодолеть кругосветное путешествие, и уж тем более можно спокойно поездить по своей стране», — подчеркнул Александр Морозов.
Глава экспедиции был за рулем автомобиля все эти 80 000 км. Он уточнил, что машина была куплена в автосалоне в 2016 году, какая-либо специальная подготовка автомобиля не проводилась. Единственное, что было изменено в конструкции «буханки», это кондиционер. Его путешественники установили, так как в жарких странах Африки, Центральной и Южной Америк без него не обойтись. Также «УАЗик» работает за счет газовой топливной системы, что позволило участникам сэкономить приличную сумму денег. «Стоимость одного литра бензина в некоторых странах Европы доходит до 2,5 евро», — отметил Александр Морозов. Глава экспедиции рассказал, что пользователи соцсетей часто в комментариях предполагают, что за «буханкой» едут еще три «буханки», либо в машине все детали от «Toyota». На самом деле участники экспедиции возят с собой только самое необходимое из запчастей – подшипники, сальники, свечи. Самым крупным ремонтом стала замена заднего моста, который сломался в Хабаровске.
Доедут или не доедут
Николай Баландинский |
Николай Баландинский рассказал, что участники экспедиции слышали много скептических оценок своей затеи. Даже опытные путешественники уверяли, что у них ничего не получится, машина развалится, а их самих ограбят или убьют. «Мы проехали от мыса Нордкап, самой северной точки Европы, до мыса Игольный, самой южной точки Африки. Это грандиозный путь для любого автомобиля, а для «УАЗа» тем более, это уже достижение само по себе», — подчеркнул Николай Баландинский.
Николай Баландинский — историк. Знает английский, французский, испанский и португальский языки. В настоящее время профессионально занимается туризмом. У Николая жена и пятеро детей.
Рустем Казанбаев |
Рустем Казанбаев рассказал, что после завершения путешествия появится фильм, который расскажет об экспедиции. Для грандиозных проектов важно визуальное сопровождение, и только команда людей может позволить себе съемки такого масштаба, чтобы после из этого получился фильм. Путешественники даже придумали для фильма сюжет, о русском, еврее и татарине, которые поехали вокруг света на «буханке», чтобы стать известными как Гагарин, ведь он первым совершил оборот вокруг Земли на технике отечественного производства.
Рустем Казанбаев имеет юридическое образование, долгое время работал в госорганах. Потом решил кардинально сменить сферу деятельности и поступил в Казанскую консерваторию на отделение академического вокала. Занимается фотографией с 6 лет.
Путешественники рассказали, что не забирались в самые опасные места стран, которые посещали. Однако, им довелось встретить боевиков, которые вышли к Анголе со стороны Конго. Они даже поучаствовали в перевозке солдат, которых отправили обезвреживать боевиков. Николай Баландинский подчеркнул, что сегодня в Африке уделяется большое внимание безопасности, даже в Нигерии, которой пугали путешественников. Во многих странах есть локальные проблемы, но для туристов большинство из них являются безопасными. «Когда ты приезжаешь на чужую территорию, ты должен знать законы, которые там есть. Не юридические, а внутренние», — напомнил Рустем Казанбаев.
Дом там, где сердце
У Николая Баландинского и Александра Морозова большие семьи – по пять детей. У оператора Рустема Казанбаева также есть жена и ребенок. Путешественники рассказали, что бывают дома, когда машина идет морем. Таким образом, экспедиция является многоэтапной, а её участники успевают проводить время с семьей.
Александр Морозов уже планирует кругосветной путешествие со всей семьей, с женой и пятью детьми. Рустем Казанбаев уже путешествовал с семьей, посетив много стран.
Однако, по мнению путешественников, дома все равно лучше. В каждом городе, в каждой стране есть свои проблемы. К примеру, у жителей Рио-де-Жанейро есть специальное приложение, которое в реальном времени показывает, в какой части города идет перестрелка, и куда лучше не ходить.
Рустем Казанбаев считает, что кругосветные путешествия помогают обрести гармонию с собой. Посмотрев разные страны, человек приходит к осознанию, что дома также можно набраться впечатлений.
65-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты: снежная буря над горным ущельем, мастерская потомственного гончара и опасная поломка на трассе
Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина пережидала камнепад на перевале, посетила горное озеро Валашт и поделилась советами, как путешествовать с собакой на машине по исламской стране.
Трасса Чалус сама по себе сложная, с множеством тоннелей и мостов. Ее нельзя назвать широкой, и большая часть ее проходит по ущелью. Немного жутковато, когда проезжаешь под нависшими над тобой скалами.
Погода в горах переменчивая. Когда я выехала от озера Валаш, начался сильный ветер. Такой, что моих сил не хватило открыть дверь машины, чтобы выйти из нее. Чем выше в горы уходила трасса, тем сильнее порывы. Перепад температур от +20 у озера до —3 над ущельем. А потом пошел дождь, он сменился снегом. Настоящий снежный буран продолжался почти весь день. Горная трасса и так не приспособлена к тому, чтобы передвигаться автотранспорту на высоких скоростях, а в таких погодных условиях я еду 20 км/ч. Все водители были тактичны, никто не сигналил блондинке-тихоходу, объезжали осторожно и без нравоучений. Еду потихоньку, вглядываясь в заснеженную пелену, благодарю их за терпение и вспоминаю свой первый экстремальный случай, когда моя элантра спасла меня.
Трасса Чалус-Тегеран проходит по ущелью, через толщу горной цепи Альборз
Ровно три года назад. Стаж вождения — меньше месяца, я впервые отправилась в дальнюю поездку, примерно за 400 км от Москвы. На обратном пути началась снежная буря. Дороги не видно, снег стоит стеной. Задела колесом край обочины, и машину закрутило на скользкой трассе. Несколько секунд, а кажется что прошла вечность, все как в замедленной съемке. Я успела подумать, что сейчас закончилась моя жизнь, и уже попрощалась с ней. Не знаю, что сработало тогда —маневренность автомобиля, интуитивная способность вождения, ангел-хранитель, пустая по счастливой случайности дорога или все это вместе взятое. Помню только, что я плашмя уперлась грудью в руль, выкручивая его по наитию, а в голове звучит: кто это сигналит? кто это сигналит? Меня снесло на обочину, элантра заглохла в сугробе. Из проезжающей мимо машины выскочили трое мужчин, кинулись в мою сторону. Все хорошо, я только сильно испугалась. Включите аварийку, чтобы вас было видно. Просидела так, с включенными аварийными огнями, около часа, прежде чем смогла вставить ключ в замок зажигания.
Я мало кому рассказывала об этой истории, потому что даже сама боялась о ней вспоминать. Но это одна из причин, почему именно на этой машине я отправилась в кругосветное путешествие.
Я ремонтировала свою машину бесчисленное количество раз, тем не менее мы проехали вместе уже половину России, Европу, Африку и Ближний Восток. Вот и в Иране моя боевая подруга доказала свою надежность. Кто-то дернул меня за руку, и я пристала к обочине, не в самом удобном месте. Но это было единственная площадка с сухой травой, где Грета могла побегать с минимальным ущербом для чистоты в салоне. Не успела еще набрать скорость после остановки, как двигатель заглох. Он и раньше у меня глох, сетуя на африканское бездорожье. И я уже научилась определять причину его капризов. Но в этот раз он заглох как-то по-другому. Неужели полетел ремень ГРМ? Этого я боялась больше всего и уже приготовилась принять страшный приговор для двигателя. Скатилась к обочине, попробовала включить зажигание. Стартер подает признаки жизни, панель горит всеми приборами. Двигатель молчит.
Чтобы не травмировать себя сразу неприятностями, решила в интернете искать другие причины. А вдруг? Пока лазила под машиной в поисках протечки масла, бензина или еще чего-нибудь, не заметила как рядом остановился автоэвакуатор. Он мимо проезжал. Водитель что-то говорил мне на фарси, я поняла, что он готов отвезти меня до сервиса. Показываю ему буксировочный трос, а он смотрит на меня как на блондинку: я же эвакуатор! И отвез в ближайший город Джаргабад.
Диагноз подтвердился. Порвался ремень ГРМ. По счастливой случайности двигатель не пострадал. Мне повезло, что я остановилась вовремя на обочине, не успела набрать скорость после остановки и у меня был с собой запасной ремень. Мне повезло, что мой друг Саша Прудников за полгода до этого случая не поленился, нашел его и другие ремни для моей элантры, купил и передал с оказией. Мне повезло, что Евгений Швец, путешествующий по Африке именно в это время, согласился привезти ремни и не пожалел времени своего короткого отпуска, чтобы передать их мне.
Я несколько раз замеряю компрессию двигателя, все время прислушиваюсь к его работе, не нахожу причин для беспокойства и отправляюсь исследовать восточную часть Ирана.
Город гончаров Лаледжин. Керамические сосуды всевозможных форм и глиняные фигуры здесь повсюду, куда не кинешь взгляд. От горшков и ваз пестрят улицы. Начиная от стеллы при въезде в город, заканчивая древними полуподвальными мастерскими, где ремесло передавалось от поколения к поколению, создавая династии гончаров Лаледжина.
Вот на территории фабрики загружают грузовик керамической посудой, аккуратно укладывают ее вперемешку с соломой. И места мало занимает, и от ударов предохраняет. Внутри рабочие творят свое дело: месят глину, процеживают ее в специальной цистерне, избавляя от мелких камней, затем в центрифуге доводят до однородной массы и отливают формы. Такой полуфабрикат идет на доработку, зачистку зазоров и придание изделиям конечного товарного вида — покрытие глазурью и окраска.
Это фабричный способ производства керамики, хочешь посмотреть ручную работу? Конечно! Спускаюсь в полуподвальное помещение с кирпичными сводами, тусклая лампа кое-как освещает мастерскую потомственного мастера-гончара. В его руках податливая глина становится произведением искусства. Он и чаем напоит, и научит создавать на гончарном круге чашу или горшок. Под моими руками глина не очень-то хотела становиться чашей, получался бесформенный предмет. Но зато я получила массу удовольствия и испачкалась вся с ног до головы.
Довольная бегу к машине, успела проехать несколько кварталов, когда обнаружила потерю. В порыве творческого вдохновения оставила сумку с документами и деньгами в мастерской. Возвращаюсь, а гончар уже бежит мне навстречу: ты забыла свои вещи, ты забыла свои вещи!
Взгяд останавливается на небольшой мечети. Знаете, бывают такие храмы, в которые просто хочется зайти, ноги сами туда ведут. Мужчины у центрального входа показали мне дверь слева, это отделение для женщин. Я сидела на красивых коврах, тихо плакала и говорила себе: если бог не оставил меня без машины, документов и денег, то наверное покажет мне и дальнейший путь? И я принимаю его, каким бы он ни был.
Сколько стоит кругосветное путешествие на автомобиле
26 декабря 2018 20:04
Латвия, Литва, Польша, Германия, Бельгия, Франция, Бразилия, Аргентина, Перу, Чили, Эквадор, Колумбия, Панама, Коста-Рика, Сальвадор, Гондурас, Гватемала, Белиз, Мексика, США, Австралия, Малайзия, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Индия, Пакистан, Иран, Армения, Грузия, Россия Октябрь 2018
40
Каждое самостоятельно спланированное путешествие — уникальное произведение искусства. Не бывает двух одинаковых поездок, как не бывает двух одинаковых людей. Поэтому ответ на вопрос, сколько стоит Кругосветка, зависит от бесчисленного количества факторов.
Мы напишем о том, сколько в путешествии потратили лично мы — пара из Москвы — проект Mirvmeste.
А для тех, кому интереснее смотреть и слушать — наша беседа с Командой автопутешественников Driventure:
Интервью об автокругосветке Mirvmeste
Наше путешествие на Renault Duster длилось чуть больше года (374 дня), включало 35 стран (Азия, Австралия, Северная и Южная Америка, Европа) и 82 000 км. И несмотря на столь внушительные расстояния, оно было очень бюджетным. Мы почти не тратили деньги на отели, экономили на еде и выбирали только самые дешевые перелеты через океан.
Берем только кошелек
Залог бюджетного путешествия — тщательное планирование и отсутствие спешки. В наше время в путешествие можно взять с собой только кошелек, почти все проблемы в дороге сейчас решаются с помощью денег. Вопрос только в их количестве. Так, например, если вы заранее еще в России позаботитесь о документе под названием Карнет де Пассаж, то сразу около 50 стран откроют вам свои границы для временного ввоза автомобиля. Иначе — на каждой из границ вы будете вынуждены оформлять кипы документов, платить въездные пошлины и, что самое грустное, оставлять при въезде залоги, сравнимые по размеру со стоимостью машины. Или, например, если вы проложите маршрут через Китай, будьте готовы заплатить до $20 000 только за проезд через страну в рамках организованного тура.
То же и с визами. Нет ничего сложного в том, чтобы получить все необходимые визы дома в России, пока у вас есть работа, и вы находитесь в непосредственной близости от российского посольства. Зато почти невозможно получение визы в Пакистан или США будучи за рубежом.
Общие расходы на визы и документы составили 10% нашего бюджета.
Рисуем то, что хочется
Итак, начинаем с разработки маршрута. Сначала просто рисуем то, что хочется. А уже потом по каждой стране прорабатываем вопрос получения визы и въезда. Главный момент, на который нужно обратить внимание — возможность свободного въезда на иностранном автомобиле.
Есть ряд стран, где такой въезд либо запрещен, вообще (в некоторых странах Африки), либо разрешен только в рамках организованного тура (Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Китай и др.) Посещение таких стран может оказаться очень дорогим.
Так Мьянма, несмотря на очень низкие цены внутри страны, стала для нас самой дорогой именно из-за того, что для проезда сквозь нее мы должны были заплатить почти $2 000 на двоих за 6 дней. На этом этапе лучше всего показать свой маршрут кому-то из опытных автопутешественников, например, из сообщества Driventure.
Отправляем машину через океан
Самой дорогой частью вашего автокругосветного путешествия станет отправка машины через океан, а точнее отправки. В нашем бюджете их было 3, и они составили почти 30% от стоимости путешествия. Машина помещается на грузовое судно в контейнере или на платформу RO-RO (автомобиль находится на открытой палубе без контейнера) и в течение нескольких недель плывет от одного материка к другому.
Стоимость этой услуги во многом складывается из расходов в портах отправки и прибытия и очень часто не может быть точно оценена заранее. Так, наши расходы по отправке из Малайзии в США составили $5600 вместо запланированных $4000. Руководствуясь очень успешным опытом отправки из Аргентины в Бельгию, мы очень рекомендуем пользоваться услугами немецкого агентства SeaBridge-tours. Они созданы специально для путешественников, используют метод RO-RO и, как и полагается немцам, показали себя исключительно пунктуальными в сроках прибытия и точными в оценке общих расходов.
Расходы на отели — 1%
Следующей по величине строкой расходов в Кругосветке должно было бы стать проживание. Но в нашем случае расходы на отели составили всего 1% бюджета. Все потому, что мы останавливались в отелях и хостелах крайне редко. 95% времени мы либо жили в палатке YUAGO (www.yuago.ru) на крыше нашего автомобиля, которая в остальное время выполняла роль багажного бокса, позволяя нам хранить в машине только самое необходимое, либо останавливались у местных жителей, связываясь через сайт Couchsurfing.
Этот сервис позволяет находить людей — хостов, готовых бесплатно принять вас в гости, в любой стране мира. Чаще всего эти люди сами являются путешественниками, интересуются культурой других стран и отлично говорят на английском. Останавливаясь с ними, вы действительно погружаетесь в жизнь местного сообщества, знакомитесь с особенностями местной культуры и, просто, отлично проводите время с интересными людьми. И, кроме того, значительно экономите ваш бюджет!
Расходы на питание и топливо — по 15%
Мы спокойно ели в кафе и ресторанах в Азии и Латинской Америке, но в Австралии, США и Европе, где стоимость обеда на двоих могла легко превысить $50, мы предпочитали готовить в машине (у нас была газовая плита) или у хостов. А часто хосты с удовольствием кормили нас сами. При выборе местного ресторана можно руководствоваться сайтом www.tripadvisor.ru, где можно почитать отзывы посетителей и узнать порядок цен. Но мы, в основном, предпочитали те рестораны, где обедало большое количество местных жителей. Они всегда были значительно дешевле, а еда была вкусной. Осторожными нужно было быть только в Индии и Пакистане, где еда была еще и очень острой. В итоге затраты на питание не превысили 15% нашего бюджета.
Главным фактором, обеспечивающим нам экономию на топливе, которые также составили 15%, был выбор автомобиля. Наш дизельный Duster мощностью 109 л.с. потреблял в среднем не более 6,5 л/100 км, и это с учетом палатки на крыше, которая давала дополнительное сопротивление. Цены на топливо, как и его качество, в разных странах сильно отличаются. Так, например, в Иране, где дизельное топливо стоило всего $0,16/л, оно было таким плохим, что наша выхлопная труба за 2,5 недели в стране покрылась толстым слоем белого налета. При этом автомобиль ехал абсолютно нормально после любой заправки и ни разу нас не подвел. Автомобиль был новым на момент старта, и за 82 000 км единственным ремонтом, которым мы занимались, был ремонт покрышек, которые, впрочем, тоже доехали с нами до самого конца. В принципе, современное качество дорог практически по всему миру (за исключением некоторых стран Африки) позволяет вам отправиться в Кругосветку на любом автомобиле. Вовсе необязательно, чтобы это был подготовленный внедорожник. Но он точно должен быть экономным и надежным, и желательно, достаточно распространенным в мире, чтобы освободить вас от неожиданных дополнительных расходов.
Экономим на перелетах
Несмотря на то, что мы ехали на автомобиле, обойтись без расходов на перелеты, с учетом необходимости пересечения океанов, мы не могли. Стоимость перелетов составила 7% нашего бюджета. Более того, дороговизна билетов из Австралии в Латинскую Америку заставила нас поменять маршрут и отправиться сначала в США, а потом уже спуститься через Центральную Америку вниз до Сантьяго (Чили). Сложность при покупке билетов заключалась в том, что мы не могли приобретать их заранее, так как не могли с достаточной точностью предсказать момент, когда мы доедем до пункта назначения, и машина будет погружена на судно. Поэтому нам приходилось применять творческий подход.
Во-первых, разумеется мы использовали сайт Skyscanner, для поиска самых дешевых авиабилетов. Но несмотря на то, что сервис предлагает готовые перелеты с пересадками, иногда нужно применить более творческий подход и искать дешевые стыковки самостоятельно, используя функцию сервиса «Везде» вместо пункта назначения. Пользуясь этим функционалом, мы смогли выяснить, что из Австралии дешевле всего улететь на Гавайи, а уже оттуда в Калифорнию, куда приплывал наш автомобиль.
Приятным бонусом было также то, что, используя кредитную карту банка Тинькофф All Airlines, мы могли возмещать стоимость купленных билетов за счет накопленных миль. Кроме того, вместе с этой картой мы получили бесплатную годовую страховку по всему миру, а также возможность снимать с дебетовой карты деньги в зарубежных банках без комиссии Тинькофф. Но главным преимуществом карты для нас стала возможность связываться с операторами банка круглосуточно через интернет, что с учетом нашего постоянного нахождения в роуминге сэкономило нам значительную сумму.
И на достопримечательностях…
Последним пунктом упомянем расходы на посещение достопримечательностей, которые в нашем случае не превысили 1%. Мы старались избегать платных достопримечательностей и больше уделяли внимания быту и традициям местного населения, а также открытым природным объектам.
Итоги кругосветки
Итак. Кругосветное путешествие на автомобиле Mirvmeste стоило нам $33 100 или $89 в день на двоих. Много это или мало? Судите сами. Но это был год жизни, когда каждое утро мы просыпались счастливыми.
Мечтайте!
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
Несомненно, что апогеем автомобильного туризма можно считать кругосветное путешествие, совершенное (естественно) на автомобильном транспорте. Это мероприятие из разряда МЕГА — причем во всех отношениях — это очень затратно как по времени, так и по бюджету — ведь честная кругосветка предполагает не только пожирание колесами километров стран и континентов, но и перемещение автомобиля между континентами. Не стоит также забывать о различных бюрократических барьеров в виде виз, пермитов, разрешений и тем боле(ужос) Корнетов де пассажев.
Неизвестно чей маршрут…просто из интернетов
Попробуем разобраться, что же есть настоящая кругосветка.
Как гласит Википедия: Кругосветное путешествие («кругосветка») — путешествие, маршрут которого в системе отсчёта, связанной с Землёй, однократно огибает земную ось и завершается в исходной точке. Если такое путешествие осуществляется без оказания внешней помощи, без пополнения запасов воды, провизии, оборудования и пр., то такое путешествие называется кругосветным безостановочным путешествием.
Да…термин слишком поверхностный и вроде как больше для водоплавающих путешественников подходит.
Копаем дальше — и находим более четкое определение, которое сформулировано Союзом кругосветчиков России: Ко всем путешествиям постоянно-поступательного типа (на яхте, моторном судне, авто-, мото-, вело-, автостопом, пешком и т.д.) Союзом предъявляются три жёстких международных условия «кругосветности»:
километраж путешествия должен превышать 40 тыс. км, т.е. длину экватора,
путешествие должно проводиться как в северном, так и в южном полушариях,
на маршруте должно быть, как минимум, две антагонистические точки – точки, соединенные мысленно прямой, проходящей через центр Земли (например, точки на юге Южной Америки и в Восточной Сибири).
К сухопутным путешествиям (авто-, мото-, вело-, автостопом, пешком и т.д.) дополнительно предъявляется четвертое требование:
необходимо проехать по 6 континентам и частям света (Европе, Азии, Африке, Южной Америке, Северной Америке, Австралии), причем в каждой из них – более 1000 км.
Маршрут самой свежей (из известных мне завершенных) автокругосветок. Самбул и Даша против конца света на Шевроле Каптива. Австралии нет — не зачет!
Президент указанного Союза — Лысенко Владимир Иванович, который первым из Россиян осуществил кругосветное автомобильное путешествие. В общем требования взяты не из воздуха, и люди, что их озвучили бывалые путешественники.
Т.е. — Тру кругосветка это очень-очень круто. И если по этим правилам можно схалявить по Африке — прохватив 1000 км по Марокко, то обязательную Австралию даже с минимальными 1000 км пробега халявой не назовешь.
Вот такой предел мечтаний из разряда Мишшен импасебл.
Казалось бы, с нашими доходами и отпуском в 30 дней в год заикаться о кругосветке даже и не стоит.
НО! Как всегда, нашлось одно интересное исключение!
На сайте Союза кругосветчиков России упоминается отдельный раздел кругосветных путешествий как посещение 100 стран! Т.е. человек, посетивший 100 стран, официально может считать себя совершившим кругосветное путешествие, даже если это путешествие длилось большую часть его жизни.
Вот только конкретных правил по такой разновидности кругосветки на сайте не упомянуто. Поэтому придется придумывать что-то от себя — например перечень самых-самых мест в каждой из 100 стран. Тут в помощь многочисленные книжные издания из разряда — 1000 мест которые нужно увидеть своими глазами, или просто перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и т.п. Ну и главное условие, которое можно придумать самим — это посетить все 100 стран именно на автомобиле (не обязательно своем, можно воспользоваться арендой).
Вывод — да мы же потенциальные кругосветчики! Мы же открыли счет:Грузия, Турция Норвегия, Швеция, Финляндия это уже ПЯТЬ! Осталось совсем ерунда — еще 95 стран и вуаля! Кругосветка!
P/s Как Вы считаете, что нужно сделать во время путешествия по какой-либо стране, чтобы засчитать ее посещение в зачет проекта 100 стран?