За сколько дней можно проехать всю россию на поезде

В 2022 году я решил воплотить мечту детства — проехать на поезде по Транссибирской магистрали.

Транссибирская железнодорожная магистраль — это самая длинная железная дорога в мире. Ее длина 9288,2 км: по европейской части России проходят 1777 км, а по азиатской — 7512 км. Дорога пересекает десятки крупных рек, включая Волгу, Иртыш, Обь, Енисей и Амур, проходит 200 км вдоль Байкала. За время пути от Москвы до Владивостока поезд преодолевает семь часовых поясов, а весь путь занимает больше шести дней.

Я писатель и одновременно маркетолог на удаленке, поэтому периодически живу в разных городах — последним был Владивосток. Я прожил там год и решил вернуться в европейскую часть России. Тогда и встал выбор: купить билет на самолет и долететь до Москвы за девять часов или исполнить мечту детства — проехать по Транссибу на поезде, делая остановки в крупных городах по пути. Второй вариант показался мне привлекательнее: он навевал дух приключений. Тогда я спланировал дела так, чтобы между двумя большими проектами получить свободный месяц.

30 июля 2022 года во Владивостоке началась моя поездка по Транссибирской магистрали. В Москву я приехал поздней ночью 20 августа. Побывал в Хабаровске, Благовещенске, Чите, Улан-Удэ, Иркутске, в прибайкальском поселке Листвянка, в Красноярске, Омске, Тюмени и Перми. Поездка заняла 23 дня и получилась одной из самых памятных в жизни. О ней и будет моя статья.

Что важно знать о поездках за рубеж и по России

Главные новости о путешествиях — в вашей почте каждое воскресенье. Бесплатно

В 2022 году я потратил на путешествие по Транссибирской магистрали 120 650 Р

Жилье 34 500 Р
Билеты на поезд 33 000 Р
Питание в городах 28 000 Р
Развлечения в городах 7500 Р
Билет на самолет 5850 Р
Питание в поездах 4000 Р
Камеры хранения 3800 Р
Спорт 2500 Р
Отправка вещей домой 1500 Р

Питание в городах

28 000 Р

Развлечения в городах

7500 Р

Отправка вещей домой

1500 Р

Мой маршрут

Я начал готовиться к поездке за две недели до старта, в середине июля. Первым делом спланировал маршрут. Выбирал города так, чтобы дорога между ними занимала 8—12 часов. Это позволило бы мне ездить ночными поездами и не так сильно уставать от дороги, а заодно экономить на гостиницах.

К счастью, крупные города Сибири расположены так, чтобы проводить в пути между ними как раз ночь. Самый длинный перегон был из Благовещенска в Читу — больше суток. Благовещенск лежит не на Транссибе, а на его ответвлении, но я очень хотел попасть туда. А некоторые города вроде Новосибирска и Екатеринбурга я исключил из маршрута, потому что был в них раньше.

Каким получился мой маршрут

Переезд Сколько длился Цена билета
Владивосток — Хабаровск 12 часов 28 минут 3985 Р
Хабаровск — Благовещенск 13 часов 57 минут 3161 Р
Благовещенск — Чита 1 сутки 12 часов 47 минут, включая остановку на 4 часа 5245 Р
Чита — Улан-Удэ 10 часов 30 минут 2651 Р
Улан-Удэ — Иркутск 9 часов 15 минут 1666 Р
Иркутск — Красноярск 15 часов 30 минут 4327 Р
Красноярск — Омск 19 часов 20 минут 4128 Р
Омск — Тюмень 6 часов 57 минут 2125 Р
Тюмень — Пермь 11 часов 37 минут 2096 Р

Сколько длился

12 часов 28 минут

Сколько длился

13 часов 57 минут

Сколько длился

1 сутки 12 часов 47 минут, включая остановку на 4 часа

Сколько длился

10 часов 30 минут

Сколько длился

9 часов 15 минут

Сколько длился

15 часов 30 минут

Сколько длился

19 часов 20 минут

Сколько длился

6 часов 57 минут

Сколько длился

11 часов 37 минут

Все билеты были в купе. Я купил дисконтную карту РЖД, которая дает скидку на место в купе, — расскажу о ней дальше в статье. С учетом скидки билеты стоили почти как в плацкарт.

Я не покупал их заранее, а брал за неделю-две до поезда. Некоторые — прямо в пути, чтобы оставить себе возможность по настроению изменить маршрут. Несмотря на высокий августовский сезон, проблем с билетами не было. Единственный раз, когда мест в купе не оказалось, выпал на участок Пермь — Москва. Там мне пришлось пересесть на самолет авиакомпании «Победа»: перелет длился 2 часа 15 минут, а цена с багажом была 5849 Р.

До Байкала можно добраться из Улан-Удэ или из Иркутска — эти города на двух разных берегах озера. Иркутское побережье Байкала более туристическое, бурятское облюбовано шаманами. Я попал на Байкал с иркутской стороны, доехал на автобусе в прибрежный поселок Листвянка, а вечерним автобусом вернулся. Дорога Иркутск — Листвянка заняла 1 час 35 минут, цена билета в одну сторону — 153 Р.

Мой маршрут: примерно 5500 км на поезде по Транссибирской магистрали и 2 часа на самолете Пермь — Москва
Мой маршрут: примерно 5500 км на поезде по Транссибирской магистрали и 2 часа на самолете Пермь — Москва

Как сэкономить на билетах на поезд

Покупать билеты заранее. РЖД рекомендует покупать билеты заранее — в таких случаях скидка может достигать 50—70%. Здесь действует динамическое ценообразование: скидка и цена зависят от сезона, популярности направления и наличия свободных мест. Так как билеты я покупал в последний момент, этот способ экономии был мне недоступен, но я нашел другие.

На официальном сайте РЖД выделяют четыре временные зоны продажи билетов: за 120, 90, 60 и 45 дней. Чем ближе дата поездки, тем дороже билеты. Источник: rzd.ru

Дисконтная карта. На сайте РЖД можно выбрать дисконтную карту — она дает скидку 10—15% на поездки в купе. Стоимость карты начинается от 1500 Р и зависит от размера скидки, а также времени действия карты: есть варианты на полгода и год.

Расходы на дорогу в предстоящей поездке выходили примерно в 36 000 Р. Дисконтная карта со скидкой 15% на полгода стоила 2800 Р. Я рассчитал, что карта оправдает себя после 18 700 Р, потраченных на поезда. Поэтому я сразу же купил карту и применял ее ко всем билетам. В итоге ж/д билеты вместе с картой обошлись мне примерно в 33 000 Р.

После покупки карта добавляется в личный кабинет на сайте РЖД. Главное при покупке билета — не забыть ее выбрать в соответствующем всплывающем окне, автоматически она к билетам не применяется.

Карта действует только на оплату мест в купе. Для плацкарта или СВ она неприменима. Источник: rzd.ru

Невозвратные билеты на 20% дешевле, но их нельзя вернуть, если не можете отправиться в поездку. На момент написания статьи такие билеты РЖД продает только в последнее купе, у туалета.

За неделю-две до поезда эти билеты обычно были еще доступны, хотя вагон мог быть почти заполнен. Возможно, люди не знают про скидку 20%, боятся покупать невозвратный билет или страшатся купе у туалета. Но я без опасения взял несколько таких билетов. В современных поездах стоят биотуалеты, двери в переход открываются и закрываются автоматически, поэтому никакого шума или запаха не было. Эти купе ничем не отличались от других.

Тип вагона видно при покупке билета. Иконки показывают удобства, доступные в вагоне. Если перечислено много удобств, значит, вагон новый, можно спокойно покупать место в купе у туалета. Источник: rzd.ru

Невозвратный билет тоже можно купить со скидкой по дисконтной карте. Так что вместе они позволяют снизить стоимость билетов примерно на 30%. Кроме того, верхние полки в купе часто стоят дешевле. Обычно разница в цене составляет 700—1000 Р. Я брал именно верхние полки, так как никаких проблем со взбиранием на них не испытываю.

Еще из акций РЖД — для детей до пяти лет можно не покупать отдельный билет, если они будут спать на одной полке с родителем.

Чтобы взять место по невозвратному тарифу, нужно поставить галочку. Источник: rzd.ru
Мои расходы на ж/д билеты

Спонсорская поездка. Знаю, что некоторые путешественники находят спонсоров под интересные проекты. В соцсетях меня читают около 100 тысяч человек, и я планировал вести дневник путешествия. Поэтому подумал, что можно тоже попробовать найти спонсора.

Я написал письмо в пресс-службу РЖД со стандартным предложением: они мне предоставляют билеты на поезд, а я рассказываю о том, как идет поездка. В ответ РЖД попросил оформить письмо на официальном бланке на имя начальника департамента корпоративных коммуникаций и подписать его. Я скопировал предложение в файл, распечатал, подписал, сфотографировал и снова отправил. Обо всем этом я сразу же забыл, приступив к организации поездки.

Примерно через месяц, в разгар поездки, пришел ответ: в спонсорстве мне отказали. Я не особенно рассчитывал на положительный ответ, поэтому и не расстроился. Но думаю, если заняться этим вопросом серьезнее, то спонсора можно найти. Например, посмотреть, какие бренды обычно сотрудничают с путешественниками, и начать отправлять им заявки хотя бы за пару месяцев до путешествия.

Так выглядело мое письмо в РЖД
А так пришел отказ. Приятно, что хотя бы ответили

Как началось мое путешествие

30 июля началось мое путешествия по Транссибирской магистрали. Поезд из Владивостока отходил в 20:58. Примерно в 17:00 я сдал ключи хозяевам квартиры, в которой прожил год, и поехал на вокзал, чтобы положить сумку в камеру хранения. Еще пару часов до отправления гулял по центру города: дошел до набережной, посидел в кафе. О предстоящей поездке я старался не фантазировать, а просто принимать все происходящее в моменте.

Примерно в 20:40 я зашел в поезд, переоделся в шорты и майку и встал у окна, чтобы наблюдать, как поезд начнет движение. В момент отправления мое купе было пустым, соседи появились только через час на одной из следующих остановок.

Когда они появились, я забрался на свою верхнюю полку, надел наушники и лег. Мне вдруг стало невероятно легко и спокойно, я уснул.

Выдвигаюсь в дорогу. Из багажа у меня только рюкзак и сумка. Остальные вещи отправил домой Почтой России. Отправка 30 кг стоила около 10 000 Р
В момент отъезда еще было светло. Стелить постельное белье не пришлось: в поездах из депо это заранее делают проводники. Белье входило в стоимость билета

Как устроены поездки в поездах по Транссибирской магистрали

Билеты. Ни одного билета я не распечатывал и даже не показывал в электронном виде. Сейчас достаточно иметь при себе паспорт, а всю информацию проводник увидит в программе на планшете. Электронный билет может потребоваться, если по какой-то причине программа вас не найдет, но у меня таких ситуаций не было.

В любом случае все свои билеты можно посмотреть в приложении РЖД. Я рекомендую скачать его для поездки, в которой у вас много поездов: билеты удобно собраны по порядку, приложение показывает, сколько часов осталось до отправления, а также маршрут и время остановок.

Будильник. Я ставил будильник, чтобы не пропустить свою остановку, но, вообще-то, не выйти вовремя довольно трудно: проводники следят за пассажирами своего вагона. У них есть программа, в которой отражаются билеты и направление всех пассажиров. Примерно за 40 минут до остановки проводник начинает будить тех, кому скоро выходить.

Остановки. В крупных городах поезд обычно останавливается на 20—40 минут. Можно выйти, прогуляться и купить снеки в магазинах на перроне.

В небольших населенных пунктах остановка длится 2—3 минуты. Ничего сделать за это время не успеешь, но курящие люди успевают выскочить покурить. Забавно наблюдать, как они заранее собираются у выхода, чтобы не упустить драгоценные секунды стоянки.

Тысячу лет не ел привокзальной еды. Для полноценного погружения в настроение поездки решил приобщиться. Булочку от души сдобрили майонезом, а чай по умолчанию сделали сладким — м-м-м, деликатесно!

Кондиционер был во всех поездах. Его нельзя включить или выключить самостоятельно, но можно попросить проводника. Несмотря на лето и местами жаркую погоду, ехать было комфортно.

Самыми трудными участками для меня были длительные остановки, если они выпадали на ночь. Во время остановок в поезде отключается кондиционер, и довольно быстро становится душно. Я каждый раз просыпался в такие моменты.

Душ. В детстве я побаивался подобных длинных поездок на поездах, потому что не представлял, как мыться в поезде и как люди могут так долго ехать без душа. Современные поезда дальнего следования оснащены душевой комнатой — она одна на вагон. Я несколько раз принимал душ в поезде, и это было удобно: в душевой достаточно места, есть крючки для одежды и полотенца, можно регулировать температуру воды. Каждый раз не мог поверить, что моюсь под душем в поезде, и воспринимал происходящее как чудо.

Узнать, есть в поезде душ или нет, можно при покупке билета. Если вагон оснащен душевой комнатой, РЖД покажет соответствующую иконку.

Внизу в левом углу есть иконка с душем — значит, в выбранном вагоне будет такое удобство. Источник: rzd.ru

Розетки и освещение. Из подростковых поездок помню, как платил проводнику деньги, чтобы зарядить технику. Сейчас платить не надо, розетками оснащены все полки купе. У нижних полок под столом — розетки, в которые можно вставить штекеры. У верхних полок — USB-разъемы, чтобы можно было зарядить телефон. Кроме центрального освещения купе у каждой полки есть собственная лампочка.

Интернет и вайфай. Современные поезда оснащены вайфаем, который работает от спутников и сотовых вышек и должен обеспечивать интернетом в течение пути. В мою поездку вайфай в поездах не работал, так что протестировать его мне не удалось. На мобильный интернет лучше не рассчитывать: он появляется на несколько минут, когда проезжаешь мимо населенных пунктов. Если планируете слушать музыку, смотреть фильмы или работать, лучше заранее все скачайте. Еще можно воспользоваться системой «Попутчик» — там, как в самолете, можно бесплатно смотреть фильмы и слушать музыку.

Соседи. Еще один мой страх из детства — громко храпящий сосед по купе. Помню, в поездах постоянно встречались такие. Поэтому я был уверен, что храпящий сосед — это нечто неизбежное. К большому удивлению, за все время поездки мне ни разу не попался ни один громко храпящий человек. Возможно, мне просто повезло. Но я был подготовлен: в рюкзаке лежали беруши на случай звуковой атаки.

Скандальные или неприятные соседи мне не попадались. Максимум из неудобного — в соседнем купе ехали четверо мужчин, которые громко разговаривали вообще без пауз.

А однажды в моем купе ехали шесть человек. Так как на маленьких детей можно не брать отдельный билет, две мамы ехали с детьми. Правда, наутро они жаловались, что спать на одной полке с ребенком было тяжеловато.

Впечатления. В первые дни в пути очень трудно избавиться от привычки снимать вид из окна на телефон. Буквально каждые пять минут голову посещает мысль: «Это невероятно красиво, надо записать!» Виды из окон бесподобные, боишься упустить момент. Потом клянешься себе, что снимать больше не будешь, но при первом случае опять включаешь камеру.

Овраги вдоль путей, холмы, мосты над рекой, лес, уходящий в гору, туманы, березовые рощи, бурелом, озера, внезапно возникающие домики in the middle of nowhere. Калейдоскопическое сочетание этого всего делает так, что телефон очень быстро превращается в бесконечное хранилище записей с видами природы. А впереди еще тысячи километров. В какой-то момент я осознал это, выдохнул, отложил телефон и стал просто наслаждаться дорогой.

Что я ел в поездах

Из детских путешествий на поезде помню, как всё купе доставало запасы: огурцы-помидоры, вареную курицу, яйца и прочую нехитрую кухню. Часто мои соседи и в этой поездке везли запас еды. Но мне не хотелось возить с собой еду. К счастью, оказалось, что теперь это и необязательно.

Во многих поездах РЖД теперь есть возможность заказать завтрак, обед и ужин. Наличие такой возможности надо проверять на сайте при покупке билета — она обозначена иконкой «Питание».

Довольно часто питание уже входит в стоимость билета, поэтому отдельно оплачивать его не нужно — это тоже проверяется при покупке билета. Если питание не входит в стоимость, можно заказать его на сайте или прямо у проводника, но во втором случае важно предупредить его заранее. Заплатить можно и наличными, и картой, но для проводника удобнее наличные. Терминал для оплаты картой работает только в моменты остановок, когда есть интернет.

Можно выбрать стандартное, детское или вегетарианское меню, которые будут немного различаться. Для каждого класса билетов цена на питание разная. В большей части случаев питание уже входило в стоимость билетов и удалить эту опцию было нельзя. В мою поездку стоимость питания для купе, если оно не входило в цену билета, была такой:

  1. Завтрак — 346 Р.
  2. Обед — 520 Р.
  3. Ужин — 415 Р.

Выбрать время питания нельзя, еду разносят всем централизованно:

  1. Завтрак — с 09:00 до 11:00.
  2. Обед — с 13:00 до 15:00.
  3. Ужин — с 17:00 до 19:00.

Обычно набор достаточно сытный, но не очень сбалансированный: много углеводов. На завтрак давали кашу или омлет. На обед — салат и на выбор плов, гуляш, курицу с рисом, десерт. На ужин тоже какое-нибудь блюдо типа пюре с курицей. Меню повторяется через день.

В меню есть варианты для вегетарианцев и мясоедов. Примеры рациона есть на сайте РЖД

В поездках у меня всегда были с собой протеиновые батончики, орешки и персики или яблоки. Кое-какие снеки типа конфет и сухарей можно втридорога купить у проводника.

Во многих поездах также есть вагон-ресторан. Звучит романтично, но на деле оказалось не особо. Единственный раз, когда я туда зашел, за всеми столиками, кроме моего, сидели пьяные компании, официант тоже был пьян. Обед из первого и второго обошелся мне в 750 Р. Я постарался съесть его как можно быстрее и покинуть это злачное место.

Где я жил в городах

Когда я строил маршрут, подбирал поезда так, чтобы в каждом городе провести два дня и одну ночь. Вот каким был план:

  1. Приезжаю в город утром, заселяюсь в гостиницу или квартиру.
  2. Весь день гуляю, ночую.
  3. Утром выселяюсь, целый день гуляю, на вечернем поезде еду дальше.

Так получилось не везде. Например, в Чите и Красноярске я был транзитом: приехал рано утром и уехал на вечернем поезде. Это позволило больше времени уделить городам, которые я хотел изучить внимательнее: в Иркутске и Улан-Удэ я задержался на четыре дня.

Я не бронировал жилье заранее. Приехав утром на вокзал, я заходил в здание, подключал ноутбук к розетке, раздавал интернет через телефон и начинал искать варианты. В моем случае отсутствие запланированного жилья не вызывало стресса: наоборот, я был спокоен оттого, что никто меня не ждет и ничего не слетит, если в поездке что-то пойдет не так.

Где искал жилье. Жилье я подыскивал на «Островке», в «Яндекс-путешествиях» и на «Авито». При возможности всегда выбирал квартиру: так легче подобрать нужный район, в них разнообразные варианты интерьера, а цены выгоднее. В среднем одноместный номер на 15—25 м² в гостинице стоил 2500—4000 Р. Ничего особенного в этом номере не было. Простые варианты квартир в сутки стоили от 1500 Р, а за 3000 Р можно было найти жилье с хорошим ремонтом и шикарным панорамным видом на город.

При поиске квартиры я ставил фильтр «от 2000 Р» — с этого порога начинаются варианты с неплохим ремонтом и без посторонних запахов. Я смотрел, когда зарегистрировался автор объявления и есть ли у него отзывы. Старым аккаунтам с отзывами я доверял. А еще некоторые арендодатели прошли проверку «Авито» — на таких объявлениях можно увидеть значок, что квартира проверена на соответствие. Но подобных объявлений не очень много, так что в основном приходилось ориентироваться на отзывы.

В объявлениях к квартирам пишут, что заселение в 12:00—14:00. Но каждый раз это обговаривается индивидуально. Если квартира свободна, вас могут совершенно бесплатно заселить и в 09:00 — у меня так было несколько раз. Еще один раз попросили доплату. Если квартира не занята, можно договориться о позднем выезде.

В большинстве случаев я даже не видел арендодателя, а заезжал по бесконтактному заселению. Подъезжал к квартире, брал ключ из специального кейса и размещался. При выезде оставлял ключ в этом же кейсе или бросал в почтовый ящик.

Особенности поиска жилья на «Островке». «Островок» хорош, если планируешь жить в гостинице: часто цены там выгоднее, чем при прямом поиске номеров на сайте гостиницы. А еще иногда встречались варианты с кэшбэком 10—15% при оплате картой «Мир».

Квартиры на «Островке» тоже есть, но бронировать их неудобно, особенно если делаешь это в день приезда. «Островок» согласовывает все заявки с арендодателями — это может занять полдня. Однажды я оставил заявку утром, а в четыре часа дня мне ответили, что квартира занята.

Особенности поиска жилья на «Авито». Главная проблема «Авито» — сервис показывает вообще все доступные квартиры и не фиксирует забронированные. Часто приходилось обзванивать 15—20 вариантов, прежде чем удавалось найти свободную квартиру.

В отличие от «Островка», «Авито» дает возможность напрямую связаться с арендодателем и выяснить, свободна ли квартира и другие детали размещения. В сервисе есть возможность позвонить хозяину квартиры — это самый быстрый способ найти жилье и договориться. Также автору объявления можно написать сообщение, но на них отвечают неохотно. Возможно, мне везло: во всех городах, кроме Тюмени и Перми, поиск квартиры занял меньше часа. В Перми два часа, в Тюмени — три.

Арендодатели не очень охотно сдают квартиры на один день. Во-первых, они боятся, что вы устроите там вечеринку и все разгромите. Во-вторых, они вызывают уборку после гостя, меняют постель. Убираться каждый день дороже, чем раз в пять дней, поэтому выгоднее заселять гостей на неделю. Так что при звонке почти по каждому объявлению вам скажут, что цена указана за несколько дней, а при заселении на один день будет, как правило, на 300—500 Р дороже.

Чтобы обойти возражение про вечеринки, я специально звонил арендодателям с вокзала РЖД и говорил, что только приехал в командировку на один день и ищу квартиру: когда на фоне звучит узнаваемый сигнал вокзальных объявлений, который подтверждает мои слова, это действует на арендодателя успокаивающе и вызывает доверие.

Почти в каждом объявлении арендодатель просит оставить 2000—3000 Р депозита, которые вернут после проверки квартиры, а еще прислать фотографию паспорта. Бытует мнение, что на «Авито» легко нарваться на мошенников. Но за всю поездку я ни разу не сталкивался с мошенничеством. Все залоги мне вернули в день выселения.

Плюсы квартир:

  • просторнее, уютнее и при этом дешевле;
  • бесконтактное размещение;
  • стиральная машинка;
  • по договоренности бесплатный ранний заезд.

Минусы квартир:

  • сложнее забронировать;
  • риск обмана;
  • после выселения надо куда-то деть чемодан.

Гостиницы. Заселение в гостиницах обычно начинается с 14:00. Это не очень удобно, если приехал на утреннем поезде. Если в гостинице есть свободный номер, вас по договоренности могут заселить раньше: в 12:00—13:00. Если хотите заселиться сильно раньше, услуга будет платной — наценка доходит до 50%.

Гостиницу я предпочел в Благовещенске: одноместный номер в здании у набережной, но с видом не на набережную обошелся в 3500 Р. Еще 1750 Р я заплатил за раннее заселение в 09:00.

Плюсы гостиниц:

  • на связи в любое время;
  • легко размещают на один день;
  • заранее известна цена, не нужен залог, прозрачные условия бронирования и проживания;
  • при выселении можно бесплатно оставить багаж в комнате для багажа, вечером забрать его и поехать на вокзал.

Минусы гостиниц:

  • дороже квартир в полтора-два раза;
  • меньше места в номере;
  • платная прачечная;
  • платный въезд рано утром.
После созвона все общение со всеми арендодателями велось через «Вотсап»
За сутки в квартире в Тюмени я заплатил 3000 Р. За 2/3 от стоимости проживания разрешили остаться почти до полуночи
Такую инструкцию для заселения мне прислал арендодатель

Как я проводил время в городах

У меня не было специального плана по каждому городу. Я не читал заранее о новом месте и не строил никаких ожиданий. Мне хотелось, чтобы очередной город и впечатления от него были сюрпризом. Я снимал квартиру где-нибудь в центре, выходил на улицу и просто прогуливался, стараясь почувствовать настроение этого места.

В прогулках мне очень помогали карты «2ГИС» — это незаменимый сервис при путешествии по регионам России. Там есть слой «туристические места»: если его включить, на карте обозначаются исторические здания, культурные постройки и даже граффити.

Было бы здорово, если бы на карте сразу приводили краткую историческую справку об объекте. Но пока максимум, что иногда попадается, — это год постройки. Источник: 2gis.ru

Как правило, большая часть примечательного в российских городах сконцентрирована на улице Ленина и в некотором радиусе вокруг нее. Поэтому в первый день я обязательно прогуливался по ней пешком, заглядывал в музеи, кафе, парки. Из того, что мне особенно понравилось, — в городах Сибири много классных памятников деревянного зодчества. В Чите, например, деревянный главпочтамт, а в Иркутске — рюмочная.

Хороший способ быстро узнать все самое важное о городе и регионе — зайти в краеведческий музей. Я так сделал в Благовещенске и в Красноярске. При том, что краеведческие музеи на первый взгляд везде одинаковые, в них обязательно нужно брать экскурсию: экспозиция по-настоящему оживает в историях экскурсовода. Обычно экскурсия стоит в пределах 300 Р и занимает один-два часа.

К сожалению, многие деревянные здания, обозначенные «2ГИС» как памятники архитектуры, находятся в плачевном состоянии. Оттого особенно радует, когда видишь деревянные постройки, продолжающие участвовать в жизни города

Вечером после прогулки и первого впечатления о городе я искал, что советует посмотреть интернет. Так составлял план второго дня: в отличие от первого, праздного, наутро я уже направлялся к конкретным объектам целенаправленно.

Еще один хороший способ составить план исследования города — спрашивать советы у местных жителей. Например, мой друг из Улан-Удэ сразу подробно расписал мне, что делать в городе, хотя я спросил только о количестве дней, которые стоит заложить.

Вот такой подробный гайд по Улан-Удэ дал мне Сергей

Питание в городах

В городах я старался пробовать местную кухню. Во Владивостоке развиты корейская и китайская кухни. В Бурятии вкусная национальная кухня и много недорогих кафе. Там обязательно надо попробовать буузы, они же позы, — что-то среднее между хинкали и мантами, готовятся на пару. Еще стоит съесть бухлер — это баранина в наваристом бульоне с зеленью.

В Иркутске готовят омуля: это рыба — эндемик Байкала. Еще там пытаются изобрести «сибирскую кухню», под видом которой предлагают дичь: дикого кабана — в виде стейка или начинки пельменей, утку, всевозможные ягоды.

В Перми много сладостей из шишек — варенье, шишки в шоколаде, шишки в мармеладе, просто съедобные шишки с выпаренной смолой. Шишки мне понравились: мягкие и хорошо жуются, почти не отдают хвоей.

Какую-нибудь легкую еду на вечер я брал в супермаркетах. Хотя не во всех городах есть привычные жителям европейской части «Пятерочка», «Магнит» и «Перекресток», продукты плюс-минус одинаковые. В городах Сибири основным поставщиком продуктов будет Китай, в магазинах можно найти китайские огурцы, помидоры, кабачки, сливы, ананасы, клубнику, арбузы, дыни, маракуйя, манго и виноград — при этом все вкусное.

Пельмени с мясом кабана, бульон на диких утках, за кадром чай на сибирских травах и блины с вареньем из шишек. За такой обед я заплатил около 800 Р
Пермский шоколад с клюквой и шишками

Как я работал в путешествии

Если вы работаете удаленно, можно отдать работе вечернее время в поезде. Например, если поезд отходит в 18:00—19:00, у вас будет четыре-пять часов на работу. Но нужно иметь в виду, что интернет исчезнет практически сразу, как только поезд отойдет от города. И будет появляться на три-пять минут в редкие моменты пересечения населенных пунктов. Поэтому всю необходимую для работы информацию лучше заранее скачать на ноутбук.

Если интернет критически необходим, работе можно посвятить утреннее время до заезда в квартиру или гостиницу.

Для себя я разделил работу на два типа: дела, которые требуют эмоционального вовлечения и серьезного погружения, и механическая работа, которую можно сделать, не особо включаясь эмоционально.

Первый тип я постарался полностью исключить, потому что мне не хотелось отвлекаться от поездки. Я хотел просто лежать на своей полке в купе, слушать стук колес, читать книгу, выходить в тамбур и разговаривать с соседями по вагону. Если бы в этот момент я был вовлечен в какой-нибудь проект, который занимал бы мои мысли, то пропустил бы все те тонкие впечатления, ради которых и затевалась поездка. Заказчикам, которые предлагали мне поработать над такого рода проектами, во время поездки я отказывал.

Тут я отвечаю любимому клиенту, что буду занят до середины сентября, потому что сразу после Транссиба меня уже ждет проект

Второй тип задач — механическую работу, не требующую погружения, — я оставил, потому что они никак не отвлекали меня от поездки. Например, около 30% моего дохода составляет прибыль от рекламных публикаций в соцсетях: я веду канал вакансий и группу про маркетинг. Размещение рекламных постов не требует большого вовлечения и не занимает много времени.

В целом к механической работе можно отнести любую «халтуру»: у дизайнеров это могут быть задачи с очевидным алгоритмом действий — сделать единичную картинку по четкому ТЗ, у копирайтеров — написать короткий текст, когда есть все вводные и тема ясна, и тому подобные разовые заказы.

Я также оставил работу, связанную с самой поездкой. Мне хотелось документировать впечатления: это то, что нельзя отложить. Потому что впечатлений в такой поездке много, города меняются быстро, если не зафиксировать мысли сразу, они закрасятся другими, новый город и новые события вытеснят предыдущие. Чтобы дисциплинировать себя в выполнении этой задачи, я вел дневник поездки в соцсетях.

Посты публиковал с отставанием от поездки, но все черновики писал сразу: обычно посвящал этому утро следующего дня после приезда в новый город

Как я занимался спортом в путешествии

Я из тех, кто легко набирает вес. Обычно в дополнение к спорту мне приходится соблюдать еще и диету, но с ней в поездке как раз тяжело. Мне не хотелось ограничивать себя в еде, поэтому было важно оставить хотя бы спорт. Кроме того, поездка заняла почти месяц — это мог быть достаточно большой перерыв в тренировках. При этом я точно про себя знал, что заниматься в домашних условиях — подтягиваться, отжиматься и делать прочие упражнения с собственным весом — я не буду. Поэтому еще до поездки настраивался организовать спорт в каждом городе.

Сделать это оказалось несложно: во всех городах моего маршрута были фитнес-залы с разовыми посещениями. Кое-где первое посещение было бесплатным — мне попались такие клубы в Хабаровске и Перми. В остальных залах оно стоило 200—500 Р.

Если жилье не предполагало раннего заезда, я строил день так: находил квартиру, оставлял багаж на вокзале, шел на тренировку, после нее обедал, возвращался за багажом и ехал на заселение. Во всех квартирах, которые я снимал, стояла стиральная машина и был порошок, так что вопросов с чистотой одежды не возникало: стирал все в тот же день, а к моменту выселения одежда успевала высохнуть.

Для поиска фитнес-клуба я использовал «Яндекс-карты» и «2ГИС». Критерии выбора: близость к вокзалу, наличие разовых посещений и хорошая картинка. Последним иногда приходилось жертвовать: не во всех городах есть залы, которые побуждают тренироваться. Некоторые залы были такого рода, в которых к концу тренировки ты рад возможности покинуть это место. Постоянно в них ходить я бы не смог, а в случае разового визита свою функцию они выполняют.

Как итог, я совсем не ограничивал себя в еде, при этом к концу поездки не поправился. Тренировки через день и 15—20 тысяч шагов ежедневно позволили мне сохранить форму, чувствовать тонус и заказывать десерты.

Багаж

Перед отъездом из Владивостока я отправил 30 кг вещей Почтой России — вышло около 10 000 Р.

Все путешествие я проехал с рюкзаком и сумкой. В рюкзак складывал документы и технику: ноутбук, пауэрбанк, зарядки, электронную книгу и прочие ценные вещи. В сумке были сменные вещи, спортивная форма, комплект теплой одежды — он пригодился в районах Байкала. Сумка весила около 10 кг, рюкзак тянул килограммов на 5 — с таким набором особо по городу не погуляешь. Надо было придумать, куда деть вещи на период, когда нигде не заселен.

Меня очень выручали автоматические камеры хранения РЖД с почасовой тарификацией — они есть на каждом вокзале более-менее крупного города. В терминале у камер нужно выбрать, на сколько часов планируете оставить вещи, и заплатить наличными или картой. Затем автомат выдаст чек со штрихкодом и номером ячейки.

С этим скарбом я отправился в путешествие
Стоимость камер хранения. На многих вокзалах есть только стандартные ячейки. Но они огромные, одной хватает для большинства случаев

При превышении оплаченного периода тариф автоматически переходит к следующему в плане. Разницу надо будет оплатить в момент забора багажа. Не зная наверняка, сколько времени мне потребуется, я всегда оплачивал минимальный часовой тариф, а затем доплачивал разницу.

Важно отметить, что надо заранее определить, какие вещи вам нужны, и все нужное сразу взять с собой. Камера работает так, что у вас есть первые 15 минут на то, чтобы открывать и закрывать дверь. По истечении этого времени, если откроешь камеру, аренда будет считаться завершенной, даже если она оплачена на 8 часов. Чек перестанет работать, и если вы закрыли дверцу. Ее придется вскрывать — это платная услуга, стоит 400 Р.

Логика такого подхода не вполне очевидна, а правила люди в основном не читают, поэтому я регулярно наблюдал, как люди вызывали администратора для вскрытия ячейки и негодовали, почему не работает их штрихкод. Я на такую уловку не попадался, потому что сразу внимательно прочитал правила.

Объявления о 15 минутах висели повсюду, но это не помогало

Ячейка пригодится, если в найденном жилье нет возможности раннего заезда, а также если пора выселяться, а до отправления поезда еще долго. Удобно оставить вещи на вокзале, а вечером забрать и сразу занести в поезд.

Если в качестве жилья вы выбрали гостиницу, вещи можно оставить и там. Хотя, мне кажется, такой вариант более рискованный: в гостиницах часто просто складывают все вещи в одной комнате и не слишком следят, кто и что потом забирает. Я немного беспокоился по поводу ценных вещей. В ячейку же посторонний залезть не может.

Еще один вариант — камера хранения автовокзала. Обычно она представляет собой что-то среднее между комнатой хранения в гостинице и ячейкой вокзала. Все вещи хранятся в одной комнате, вам выдают номерок от места на полке. Камерой хранения автовокзала я воспользовался в Иркутске, когда уезжал на Байкал. Тариф был един вне зависимости от времени — место на полке стоило 150 Р. За все время я потратил на хранение багажа около 3800 Р.

В Красноярске я понял, что могу спокойно обойтись без части вещей, и решил отправить их почтой в Москву. В частности, отправил плавательный комплект, который мне ни разу не пригодился: на Байкале было холодно, а в тренажерных залах бассейна не было. Еще отправил лишнее белье: когда собирался в поездку, не знал, как в пути будет со стиркой, поэтому брал с запасом. За доставку 3 кг вещей ЕМС взяли с меня 1500 Р.

Вот что я рекомендовал бы точно взять в поездку:

  1. Теплая кофта. Погодные условия вдоль обширной территории страны очень разные. В Прибайкалье может быть холодно даже летом.
  2. Пауэрбанк. Он несколько раз выручал меня в прогулках по городу.
  3. Протеиновые батончики и орешки — помогут избавиться от голода в неподходящий момент.
  4. Беруши — спасут от храпящего соседа, если он все-таки встретится на вашем пути.

Итоги

Перед поездкой у меня были сомнения, стоит ли отправляться в такой долгий путь. Казалось, после подобного отдыха может потребоваться новый отдых, чтобы прийти в себя. Но сейчас я безмерно рад, что решился. Получилось одно из самых памятных путешествий, насыщенное столькими событиями и впечатлениями, что хватило бы на несколько.

Для меня ожили объекты, которые раньше были просто словами из учебника географии. У меня было много времени без интернета, чтобы просто лежать на кушетке поезда, слушать музыку, смотреть в окно и мечтать. Я побывал во множестве крупных городов России, поэтому теперь у меня появилась дополнительная тема для разговоров: когда какой-нибудь новый знакомый говорит, откуда он, зачастую я могу обсудить с ним его город и поделиться впечатлениями.

Поездка далась мне легче, чем я предполагал, но без усталости не обошлось. Взятый темп — один-два дня на город — оказался довольно выматывающим. Поэтому в Улан-Удэ и Иркутске я очень радовался, что заложил на эти города по четыре дня. Отсутствие переездов, необходимости искать жилье и спешить позволило передохнуть прямо во время пути. Дальше у меня таких остановок не было, и к концу я был слегка вымотан.

Места для новых впечатлений во мне уже не было, поэтому в Омске, например, я просто весь день просидел на берегу Иртыша, от чего тоже получил большое удовольствие. Если бы я организовывал подобную поездку сейчас, то добавил бы больше длительных остановок: например, в конечной части маршрута их можно сделать в Екатеринбурге или Казани.

Больше всего мне запомнился момент, когда к концу второй недели путешествия я вдруг пронзительно со всей полнотой почувствовал дух поездки. Это произошло в секунду, когда сидя на вокзале Иркутска я подписывал открытки, купленные в Улан-Удэ, которые придется отправить из Красноярска, потому что иркутский поезд отходит через 15 минут и я уже слегка опаздываю. Улыбнулся, собрал вещи и побежал искать свой вагон.

Хотел бы я отправиться в подобную поездку еще? Однозначно да. Хочу построить новый маршрут — например, в северных регионах России, о которых я мало знаю. Мне также интересны Азия и Латинская Америка, Австралия. Думаю, однажды я решусь на кругосветное путешествие. Транссиб — в моем сердце как исполненная мечта детства.

Запомнить

  1. Весь маршрут от Москвы до Владивостока можно проехать на одном поезде за 6 дней. Но гораздо интереснее выходить в крупных городах и знакомиться с ними. Лучше закладывать на один город 3—4 дня. Пусть на такое путешествие потребуется больше времени, зато отдохнете от поезда и лучше узнаете город.
  2. Билеты стоят дешевле за 120, 90, 60 и 45 дней. Чем ближе дата поездки, тем дороже билеты;
  3. Если планируете много ездить на поездах в купе, выгоднее приобрести скидочную карту. У меня она окупилась примерно после пятого билета из девяти.
  4. Невозвратный билет поможет сэкономить еще около 20%. На него действует скидка по дисконтной карте. Всего с невозвратными билетами и скидочной картой я сэкономил около 10 000 Р.
  5. В поездах предусмотрены отдельные купе для женщин — это удобно, если не хотите ехать с незнакомцами в замкнутом помещении.
  6. В современных вагонах купе у туалета ничем не хуже остальных купе — неприятные запахи и звуки хлопающей двери туда не доносятся.
  7. Питание чаще всего включено в стоимость билета. Если нет, то можно заказать еду на месте — ее разогреют и принесут вам в купе. Есть варианты для детей и вегетарианцев. В вагоне-ресторане дорого и не самая приятная публика.
  8. Между городами интернет ловит редко, поэтому скачайте всю важную информацию заранее. На мой взгляд, самое важное, что нужно сделать, если едешь один, — скачать на телефон приятную музыку. Такую, чтобы ее можно было слушать долго и она была в тон настроению поезда. Музыка возьмет на себя роль компаньона.
  9. В путешествии по России самые удобные сервисы для поиска жилья — это «Островок», «Яндекс-путешествия» и «Авито». А для поиска достопримечательностей — карты «2ГИС».
  10. На вокзалах можно оставить багаж в камере хранения — цены начинаются от 100 Р за час. При превышении оплаченного времени тариф автоматически переходит к следующему в плане.
  11. Все необходимое из багажа возьмите с собой сразу. После закрытия дверцы есть только 15 минут, чтобы снова ее открыть и закрыть. Если откроете дверцу по истечении 15 минут, аренда будет считаться завершенной, даже если она оплачена на 8 часов. Чек перестанет работать, и если вы закрыли дверцу — ее придется вскрывать, это платная услуга, стоит 400 Р.

Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.

Липчанин Алексей Сапрыкин решился на авантюру — проехать от Москвы до Владивостока на электричках. Бюджет на путешествие он определил себе более чем скромный — 30 тысяч рублей. Путешественник рассказал «АиФ-Черноземье», где он почувствовал настоящую Россию, а также дал совет, в какие неожиданные места можно отправиться, чтобы остаться наедине с самим собой.

Проверка на прочность

Маршрут Алексей разработал заранее. По его расчётам, путь от Москвы до Владивостока должен был занять 25 дней. Но добраться до самой восточной окраины нашей родины ему удалось даже раньше. Впрочем, обо всём по порядку.

Стартовал Алексей из Москвы 18 июня. С собой взял только рюкзак с одеждой и наличные — на билеты, еду и ночлег. Первой остановкой на маршруте был Нижний Новгород. «Глядя на Волгу, хотелось осуществлять что-то великое, например, побеждать татар и поляков», — написал путешественник в своем интернет-дневнике, который вёл на протяжении всего путешествия. Но уже на второй день его энтузиазм поугас: дорога начала проверять нашего героя на прочность.

«Я стал терять и ломать своё имущество, опаздывать на электрички, у меня болела голова и постоянно хотелось спать. Ещё я начал испытывать какие-то особые чувства к рюкзаку. Он стал мне действительно родным и близким», — рассказывает молодой человек.

Супруги уже пять лет путешествуют самостоятельно.

Ночевать Алексею приходилось в основном в комнатах отдыха на вокзалах либо в недорогих хостелах. Питаться — в придорожных кафе, где, говорит, иногда попадались вполне сносные блюда. Удалось попробовать и «местные специалитеты». Но самое яркое впечатление на него произвела пермская краковская колбаса: «Это была самая вкусная колбаса в мире. Я шёл ночью по центральной улице, по-хозяйски откусывал её, улыбался и всё это время был счастлив».

На третий день в жизни путешественника случилось Балезино (посёлок в Удмуртии).

«Я попал в столицу доброты и простоты, попробовал пирожки со вкусом радости и вдоволь насладился атмосферой 84-92-х годов», — делится он.

В Кордоне (небольшой поселок в Пермской области, выросший рядом с железнодорожной станцией), куда Алексей добрался на четвёртый день, его поразил вокзал: «Это был самый винтажный вокзал из мною виденных. Внутри него не покидало ощущение, что я попал во времена Гражданской войны и жду бронепоезд РККА». Екатеринбург встретил путешественника солнечной погодой и песнями Эльбруса Джанмирзоева в привокзальном кафе.

«Доехав до Урала, я уже немного устал от России. Точнее, от её размеров, которые теперь ощущал физически, — говорит Алексей. — Сидячие места в электричках меж тем становились всё жёстче и суровее. Практически регулярно посещали мысли сойти и повернуть обратно. Приходилось то и дело их отгонять».

Блогеры и медведи

На шестой день Алексей оказался в Сибири. Именно там, по его словам, он почувствовал настоящую Россию: «Стала острее ощущаться загадочность и непредсказуемость нашей ментальности… Пенсионерка в электричке призналась, что хочет стать блогером. Простой сибирский клоун Димка Павлов надавал подзатыльников медведю».

Василий Фомин потратил 60 тысяч рублей на поездку.

Омск удивил путешественника своей «европейской причёсанностью» и тридцатиградусной жарой. А вот Татарск (город в Новосибирской области) у Алексея вызвал смешанные чувства: «Создалось впечатление, что где-то в городе расположено министерство уныния».

На восьмой день молодой человек совсем освоился в электричках и стал вести себя по-хозяйски, даже, говорит, учил женщину открывать дверь в туалет.

И тут на него обрушилось знаменитое сибирское гостеприимство. «На каждом «привале» Кемеровской области меня всеми силами пытались накормить и напоить», — оставил путешественник запись в своем дневнике. Ещё одним открытием дня оказалась станция Артышта, на границе Алтайского края. Она удивила путешественника шукшинскими деревенскими пейзажами. Глядя на такое, признаётся, хотелось пить самогон и спорить на простые темы, не приходя к компромиссу.

Фото: Из личного архива/ Алексей Сапрыкин

Но апофеозом путешествия для Алексея стал Байкал: «Это был пик очарованности, которая дальше предсказуемо пошла на спад». Впереди было ещё много километров, а энтузиазма у героя оставалось всё меньше. В какой-то момент ему захотелось сесть в поезд и поехать во Владивосток без остановок. Однако любопытство и желание дойти до конца взяли верх. Мужчина продолжил путь и вскоре — на четырнадцатый день своей экспедиции — оказался в Улан-Удэ, подарившем «ярчайшую азиатскую палитру ощущений».

А вот от следующего населённого пункта Алексей не ждал ничего хорошего.

«Про Петровск-Забайкальский писали, что этот город — помесь Гарлема и Мордора, а приезжать туда лучше заведомо мёртвым, — рассказывает путешественник. — Эмоциональный фон усугубляли пейзажи: разрушенные дома, остатки горевшей тайги, колонии разной степени режимности и военные части разного уровня секретности. Единственным желанием было не выходить из электрички. К счастью, всё, о чём писали, оказалось неправдой. Я ехал в преисподнюю, а попал в одно из красивейших мест на планете!»

Дорожные метаморфозы

Фото: Из личного архива/ Алексей Сапрыкин

«Если вы чувствуете сильнейшую потребность в том, чтобы побыть одному, то вам сию же секунду необходимо очутиться в электричке «Чита — Карымская», — продолжает Алексей. — Кроме того рекомендованы такие процедуры, как ночёвка в комнате отдыха станции Шилка и прогулки по окрестностям этого же населённого пункта. Поверьте моему опыту: тяга к одиночеству безвозвратно исчезнет».

Чем ближе к концу пути, тем людей становилось всё меньше, зато диалоги с ними были всё красочнее. Чего только стоила одна поездка в компании дальнобойщика Игоря из Кемерово, который любезно согласился подвезти героя после того, как его электричку отменили. Хотя без приключений не обошлось —  в дороге их машина сломалась и на четыре часа застряла посреди тайги. «Зато через лобовое стекло я увидел самые красивые рассвет, туман и тайгу. И это было круто!» — пишет Алексей.

Следующая остановка — Биробиджан. «Комары, запредельная влажность, надписи на идише, три еврея и одна маленькая синагога. Город, всем своим видом демонстрирующий разницу между Землёй Обетованной и Землёй Сталиным подаренной», — коротко охарактеризовал его путешественник.

На двадцать второй день путешественник оказался в Хабаровске, который произвёл на него вполне приятное впечатление. Но Алексею уже не терпелось отправиться дальше. Ведь впереди его ждал Владивосток. Итак, конечная цель достигнута. Позади 9 288 километров, 24 дня, 44 электрички, четыре поезда, два маленьких грузовика, один автобус и один дальнобойщик.

«Теперь я знаю гораздо больше и о стране, и о людях, и о себе, — делится «открытиями» Алексей. — С увеличением расстояния от Москвы становится меньше ложного, больше настоящего, меньше фальшивого, больше искреннего. Вместо «ажиотажа», «выгоды» на первый план выходят «искренность», «взаимопомощь». Теперь, наверное, я буду чаще радоваться тому, что у меня есть, и реже сожалеть по поводу того, что у меня могло бы быть».

Обратно в Москву Алексей летел самолетом. И хоть в бюджет он не уложился — вместо 30 тысяч потратил 40 (с деньгами помогли друзья — перечисляли понемногу на карточку), он считает, что его эксперимент удался: ведь впечатления и опыт, которые он приобрёл в этой поездке, бесценны.

До «большой» России на поезде: куда и за сколько сейчас можно уехать из Калининграда по железной дороге - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Отправиться в путешествие на поезде — мечта любого романтика. Вы садитесь в плацкартный вагон, завариваете лапшу, разворачиваете фольгу с курицей и берёте фирменный подстаканник, а в это время за окном мелькают природные пейзажи России. Если это то, чего вам не хватает — «Клопс» составил подборку городов, в которые из Калининграда можно отправиться на поезде. 

Прежде чем покупать билет, убедитесь, что у вас есть действующий загранпаспорт — любому путешественнику на поезде придётся проехать транзитом через Белоруссию и Литву. Для последней, кстати, необходимо оформить УПД-ЖД — проездной документ для пересечения шенгенской зоны. После покупки билета вы должны самостоятельно заполнить анкету на сайте не менее, чем за 28 часов до отправления, и распечатать её. 

Важное преимущество путешествий на поезде: вы можете взять с собой питомца. Есть специальные вагоны для тех, кто едет с котами, собаками или другими животными. Вам придётся взять дополнительный билет и иметь при себе международный паспорт мохнатого со всеми необходимыми прививками. 

Из Калининграда в «большую» Россию поезда ходят всего по трём направлениям, но на каждом из них есть остановки и в других крупных населённых пунктах страны. Все цены актуальны как для поездки туда, так и для дороги обратно. Время указано местное, по городу прибытия.

1. Москва

Поезда в столицу России ходят каждый день. Время в пути на фирменном «Янтаре» составит 17 часов. Расписание удобное: на Белорусский вокзал Москвы вы прибудете утром, а уехать можно вечером. 

Расписание: 

Калининград — Москва. Отправление — 13:03, прибытие — 08:54 следующего дня.

Москва — Калининград. Отправление — 19:53, прибытие — 14:46 следующего дня. 

Цены:

  1. Верхняя «боковушка» — 2 545 рублей. 
  2. Другие места в плацкарте — 3 562 рублей. 
  3. Купе — 5 081 рублей.

До «большой» России на поезде: куда и за сколько сейчас можно уехать из Калининграда по железной дороге - Новости Калининграда | Скриншоты с сайта РЖД

Скриншоты с сайта РЖД

2. Санкт-Петербург

В северную столицу можно уехать из Калининграда по вторникам, средам и пятницам. Добираться чуть больше суток, 27 часов. Поезд прибывает на Московский вокзал. 

Расписание: 

Калининград — Санкт-Петербург. Отправление — 16:03, прибытие — 20:25 следующего дня.

Санкт-Петербург — Калининград. Отправление — 10:13, прибытие — 13:17 следующего дня. 

Цены:

  1. Верхняя «боковушка» — 1 994 рублей. 
  2. Другие места в плацкарте — 2 773 рублей. 
  3. Купе — 5 087 рублей.

До «большой» России на поезде: куда и за сколько сейчас можно уехать из Калининграда по железной дороге - Новости Калининграда | Скриншоты с сайта РЖД

Скриншоты с сайта РЖД

3. Великий Новгород

До Великого Новгорода идёт поезд, конечная которого — Питер. В связи с этим отправление из Калининграда в те же дни недели: вторник, среду и пятницу. Ехать почти ровно сутки.

Расписание: 

Калининград — Великий Новгород. Отправление — 16:03, прибытие — 16:32 следующего дня.

Великий Новгород — Калининград. Отправление — 13:25, прибытие — 13:17 следующего дня. 

Цены:

  1. Верхняя боковушка — 1 792 рублей. 
  2. Другие места в плацкарте — 2 485 рублей. 
  3. Купе — 4 525 рублей.

До «большой» России на поезде: куда и за сколько сейчас можно уехать из Калининграда по железной дороге - Новости Калининграда | Скриншоты с сайта РЖД

Скриншоты с сайта РЖД

4. Смоленск

Через этот город проходит два железнодорожных маршрута из Калининграда: каждый день тут останавливается «Янтарь», следующий до Москвы, а по нечётным датам прибывает поезд с конечной «Адлер». 

Расписание: 

Калининград — Москва. Отправление — 13:03, прибытие в Смоленск — 04:31 следующего дня.

Москва — Калининград. Отправление из Смоленска — 19:53, прибытие — 14:46 следующего дня. 

Калининград — Адлер. Отправление — 18:07, прибытие в Смоленск — 11:08 следующего дня.

Адлер — Калининград. Отправление из Смоленска — 17:05, прибытие — 08:08 следующего дня. 

Цены:

  1. Поезд до Москвы, верхняя «боковушка» — 1 953 рублей. 
  2. Поезд до Москвы, другие места в плацкарте — 2 715 рублей. 
  3. Поезд до Москвы, купе — 3 848 рублей.
  4. Поезд до Адлера, верхняя «боковушка» — 1 260 рублей. 
  5. Поезд до Адлера, другие места в плацкарте — 1 726 рублей. 
  6. Поезд до Адлера, купе — 3 133 рублей.

До «большой» России на поезде: куда и за сколько сейчас можно уехать из Калининграда по железной дороге - Новости Калининграда | Скриншоты с сайта РЖД

До «большой» России на поезде: куда и за сколько сейчас можно уехать из Калининграда по железной дороге - Новости Калининграда | Скриншоты с сайта РЖД

5. Брянск

Поезда до Брянска отправляются из Калининграда только по чётным числам. Время в пути займёт около 21 часа. 

Расписание: 

Калининград — Брянск. Отправление — 18:07, прибытие — 16:00 следующего дня.

Брянск — Калининград. Отправление — 11:19, прибытие — 08:08 следующего дня. 

Цены:

  1. Верхняя «боковушка» — 1 531 рублей. 
  2. Другие места в плацкарте — 2 113 рублей. 
  3. Купе — 3 907 рублей.

До «большой» России на поезде: куда и за сколько сейчас можно уехать из Калининграда по железной дороге - Новости Калининграда | Скриншоты с сайта РЖД

Скриншоты с сайта РЖД

6. Курск

Отправиться в этот город можно на поезде, следующем до Адлера. Он уходит с калининградского вокзала по чётным числам, а прибывает в Курск примерно через 28 часов — ехать придётся больше суток.

Расписание: 

Калининград — Курск. Отправление — 18:07, прибытие — 22:34 следующего дня.

Курск — Калининград. Отправление — 04:44, прибытие — 08:08 следующего дня. 

Цены:

  1. Верхняя «боковушка» — 1 802 рублей. 
  2. Другие места в плацкарте — 2 500 рублей. 
  3. Купе — 4 672 рублей.

До «большой» России на поезде: куда и за сколько сейчас можно уехать из Калининграда по железной дороге - Новости Калининграда | Скриншоты с сайта РЖД

Скриншоты с сайта РЖД

7. Воронеж

Сесть на поезд до Воронежа можно тоже только по чётным. Ехать придётся долго — до «Города воинской славы» доберётесь только 4 числа, через 32 часа. 

Расписание: 

Калининград — Воронеж. Отправление — 18:07, прибытие — 03:23, через день.

Воронеж — Калининград. Отправление — 23:50, прибытие — 08:08, через день. 

Цены:

  1. Верхняя «боковушка» — 1 983 рублей. 
  2. Другие места в плацкарте — 2 758 рублей. 
  3. Купе — 5 185 рублей.

До «большой» России на поезде: куда и за сколько сейчас можно уехать из Калининграда по железной дороге - Новости Калининграда | Скриншоты с сайта РЖД

Скриншоты с сайта РЖД

8. Краснодар

Поезда на Кубань отправляются с Южного вокзала по чётным числам. Заранее продумайте, сколько дней у вас останется на изучение Краснодара, ведь дорога займёт около 51 часа. И это только в одну сторону.

Расписание: 

Калининград — Краснодар. Отправление — 18:07, прибытие — 22:55, через день.

Краснодар — Калининград. Отправление — 04:31, прибытие — 08:08, через день. 

Цены:

  1. Верхняя «боковушка» — 2 841 рублей. 
  2. Другие места в плацкарте — 3 984 рублей. 
  3. Купе — 7 632 рублей.

До «большой» России на поезде: куда и за сколько сейчас можно уехать из Калининграда по железной дороге - Новости Калининграда | Скриншоты с сайта РЖД

Скриншоты с сайта РЖД

9. Сочи

Выехав из Калининграда в любое чётное число на поезде до Сочи, вас будет ждать увлекательное путешествие — в пути вы проведёте двое с половиной суток. Так, отправившись в Сочи, например, 2 декабря, вы прибудете на вокзал курорта только к 5 числу.

Расписание: 

Калининград — Сочи. Отправление — 18:07, прибытие — 05:4, через два дня.

Сочи — Калининград. Отправление — 21:18, прибытие — 08:08, через день. 

Цены:

  1. Верхняя «боковушка» — 3 022 рублей. 
  2. Другие места в плацкарте — 4 242 рублей. 
  3. Купе — 8 139 рублей.

До «большой» России на поезде: куда и за сколько сейчас можно уехать из Калининграда по железной дороге - Новости Калининграда | Скриншоты с сайта РЖД

Скриншоты с сайта РЖД

Сколько брать с собой багажа, нужно ли
уступать нижнюю полку, что вам должны предоставить бесплатно?

Пандемия слегка ослабила свою хватку, но большая часть границ еще не открыта. Для многих россиян это стало поводом снова и снова исследовать нашу необъятную страну. Командировки и поездки на малую родину – тоже нередкое явление в жизни многих. Такие путешествия чаще всего совершаются на поездах. А вы знаете, на что имеете право, становясь пассажиром этого вида транспорта?

Основной документ, регламентирующий права и обязанности пассажиров, – «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (утверждены приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473). Вы можете найти этот документ и самостоятельно изучить, особенно если у вас возникают какие-либо конкретные вопросы. А мы рассмотрим самые типичные и потенциально спорные ситуации, в которых права пассажиров могут быть нарушены или не реализованы по причине того, что сами пассажиры недостаточно хорошо знакомы с тем, что можно, а что нельзя.

Готовимся к поездке

1. Опечатка в билете? Не страшно!

Покупая билеты онлайн, пассажир легко может сделать опечатку в своем имени или фамилии. Зачастую это становится причиной переживаний – пустят ли в поезд по такому билету. Не стоит волноваться! Главное – возьмите с собой паспорт. Если в данных допущено не больше двух ошибок (одна допускается в буквах, одна в цифрах), вас обязаны пропустить. Это зафиксировано в телеграмме ОАО «РЖД» № 3/311 от 05.10.2005 (ЦЛДВ-2-59).

Имейте в виду! В билетах на международные поезда опечатки не допускаются. Как определить, надо ли срочно менять билет? Если вы пересекаете границу России, требуйте билет с верными данными, если не пересекаете, можно оставить билет с опечаткой.

Если вы забыли дома билет и при этом приехали на вокзал заранее, вы можете попробовать успеть его восстановить.

Для восстановления билета необходимо на вокзале обратиться к дежурному и написать соответствующее заявление. Потребуется показать документ, удостоверяющий личность, именно тот, который регистрировался при покупке билета. Также с вас возьмут сбор за восстановление билета. Вся процедура может занять около двух часов, поэтому решение подойдет не для всех ситуаций, но, если время позволяет, воспользуйтесь такой возможностью.

А самый простой вариант – покупать электронные билеты и заранее проходить регистрацию. В этом случае вы не потеряете проездной документ (его всегда можно найти в почте), а в ряде случаев даже не придется показывать билет вообще.

2.   Сколько килограммов багажа можно взять с собой?

Ограничения по весу багажа – это для многих «самолетная история». Но в поездах тоже есть ограничения для ручной клади (то есть, по сути, всего того багажа, который мы берем с собой в вагон). По одному билету можно провезти до 36 кг вещей (до 50 кг, если вы купили билет в спальный вагон). Если вы возьмете с собой ощутимо больше, ответственный проводник может это заметить и не пустить вас в поезд.

Что можно сделать в этой ситуации?

  • Если вы не хотите расставаться с вещами, купите еще один билет, по нему получите формальное право провезти еще 36 кг багажа.

  • Есть в поездах и багаж, который сдается отдельно, тут тоже есть определенные ограничения. На один билет можно предъявить не более трех предметов багажа, суммарный вес которых не превышает 200 кг, при этом каждый должен весить не более 75 кг.

Важно! Указанные ограничения актуальны для одного билета. Если вы едете вдвоем или втроем, то, соответственно, по своим проездным документам вы можете провезти в два (три) раза больше ручной клади и багажа (суммарно).

3.   Уехать раньше или позже? Пожалуйста!

Имея на руках билет, вы можете уехать чуть раньше или чуть позже.

В первом случае вообще нет проблем – главное, чтобы нашлись места в поезде, отбывающем в том же направлении в более раннее время.

Если вы хотите уехать чуть позже (или опоздали на поезд, что тоже случается), то вопрос тоже можно решить. В течение 24 часов после отбытия вашего поезда обратитесь в кассу вокзала, предъявите билет – и вы сможете с минимальной доплатой приобрести другой. Если же вы покупать другой билет сразу не планируете, то можете вернуть часть денег, потраченных на билет (но не всю сумму целиком: будут вычтены цена плацкарты (платы за ваше место в вагоне) и сборы).

4.   На многих станциях можно посетить туалет бесплатно, а на остальных билет – пропуск в вокзальный туалет

С 2020 года туалеты на многих железнодорожных вокзалах дальнего следования сделали бесплатными. Но это актуально только для тех станций, территория которых находится в ведении Дирекции железнодорожных вокзалов.

Если за туалет хотят плату, покажите свой билет. По нему вас обязаны пропустить без оплаты, потому что она уже включена в стоимость проездного документа. Если суровый «кассир туалета» не пропускает даже с билетом, ссылайтесь на Устав железнодорожного транспорта.

Едем без проблем

5.   Выше или ниже: нельзя меняться полками и сидеть на чужих местах

Многие покупают первый попавшийся билет в надежде, что потом удастся поменяться местами. Справедливо, что пожилому человеку, родителям с маленькими детьми, беременным и людям с ограниченными физическими возможностями сложно забираться на верхнюю полку. Но равно справедливо – по закону! – и то, что пассажир с нижней полки имеет полное право отказаться меняться.

Нижняя полка даже в дневное время не считается «общей» территорией, сидеть на ней пассажиры с билетами на верхние полки могут только с разрешения того, кто купил билет именно на это место.

Что касается багажа, размещать его в специальных отсеках нижних полок опять же можно только с разрешения пассажира с нижней полки.

В большинстве случаев цена билетов на верхние и нижние полки в одном вагоне разная. Поэтому у пассажиров, заранее купивших самые удобные места, есть дополнительные аргументы в пользу отказа от «переезда».

Конечно, жизнь всегда вносит свои коррективы. И пассажиры могут по взаимному согласию поменяться местами. Но заставить вас сделать это никто не вправе! Если соседи агрессивно требуют уступить им более удобную полку, зовите проводника и показывайте билет, который подтверждает ваше право ехать с максимальным комфортом.

6.   Что входит в бесплатные услуги для каждого пассажира поезда?

Став пассажиром поезда, вы имеете право на целый ряд бесплатных услуг. Проводник обязан предоставить вам по просьбе стаканы, столовые приборы, щетку для обуви, швейный набор и даже настольные игры (шахматы, шашки)! Переводя это в практическую плоскость, отметим, что во время поездки вы можете попить свой чай или кофе, а емкость для их заваривания получить бесплатно.

Стоимость постельного белья может быть включена в билет. В этом случае ничего дополнительно платить не нужно. А еще проводник должен застелить вам полку, если вы об этом попросите!

7.   Отношения с соседями – дело тонкое

Соседи в поезде могут испортить всю поездку, особенно если речь идет о плацкартном вагоне. Можно ли найти управу на дебоширов?

Прямой запрет распивать спиртные напитки, шуметь, мешать другим пассажирам действует только в городском и пригородном транспорте, чисто формально на поезда дальнего следования он не распространяется. Но если приравнять поезд к общественному месту, любые нарушения спокойствия должны быть пресечены (когда они действительно случаются).

То есть мирно сидящих с гитарой и спиртным соседей, скорее всего, вы не направите на истинный путь здорового образа жизни. Но если они мешают вам спать, ведут себя агрессивно или проявляют признаки сильного опьянения, управу на них найти можно – обратитесь для этого к проводнику.

8.   Собаку-поводыря можно провозить бесплатно

Перевозка животных всегда сопряжена с определенными сложностями. Например, крупных собак нельзя провозить в плацкарте. Но исключение делается для собак-поводырей, которые сопровождают людей с ограниченными физическими возможностями. Такое животное можно провозить бесплатно. Но в пути оно должно находиться у ног хозяина. Также обязательно надеть на пса ошейник и намордник.

Важно! Если вы едете за границу, уточняйте отдельно требования, которые предъявляются к перевозке собак-поводырей в той стране, куда направляетесь. Например, с животным могут пускать только в вагоны определенного класса.

Обратите внимание! Если вы везете домашнее животное (диких вообще провозить нельзя), для него действуют другие правила, ограничений и требований гораздо больше. Путешествуя с животным, необходимо тщательно подготовиться и узнать все нюансы, только в этом случае вы избежите проблем при посадке и в пути.

9.   Меняем по желанию или необходимости маршрут

Если вами приобретен билет на большое расстояние, а в середине пути вы решили, что очень хотите прервать путь и задержаться на очередной станции, вы вправе это сделать. Новый билет покупать не придется – в течение 10 дней вы сможете уехать на поезде аналогичного маршрута с той станции, на которой сошли. Нужно будет доплатить стоимость так называемой плацкарты и сбор за переоформление билета.

Важно! После того как вы сошли с поезда на промежуточной станции, нужно в течение трех часов обратиться в кассу и сделать на билете отметку об остановке.

10.  Проехать чуть дальше тоже можно

А если вы проспали свой пункт назначения, то можете бесплатно прокатиться чуть дальше. Сообщите проводнику о том, что пропустили свою остановку, и попросите дать вам возможность доехать до следующей. Платить за этот отрезок пути уже не придется.

Конечно, все эти правила так прекрасно работают в теории, но могут не соблюдаться в реальной жизни. Нередко пассажиры сталкиваются с резким отказом предоставить им то, на что они имеют законное право. В этом случае важно не растеряться и напомнить о том, что ваши требования находятся в рамках «Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом».

Задавайте вопросы в комментариях. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дом плотника строительная компания официальный сайт
  • За сколько можно сдать катализатор от газели бизнес
  • Дополнительное соглашение с измененными реквизитами
  • Дом русского зарубежья официальный сайт часы работы
  • За сколько часов отсутствия на работе могут уволить