За работой мы не замечали как быстро прошло время придаточные предложения

Придаточное изъяснительное предложение — это зависимое предложение, которые поясняет сказуемое в главной части и отвечают на вопросы косвенных падежей.

Узнаем, что такое придаточное изъяснительное предложение, если выясним, что в некоторых сложноподчиненных предложениях требуется дополнительное пояснение слов главной части, имеющих значение речи, мысли, чувства или состояния. Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным из художественной литературы.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

В составе сложноподчиненного предложения может быть придаточное изъяснительное предложение, особенность которого заключается в том, что оно относится к тем членам главного предложения, которые нуждаются в распространении, требуют дополнительных разъяснений или пояснений. Без такого распространения главное предложение окажется незаконченным по смыслу, то есть оно не содержит полноценного сообщения.

Придаточное изъяснительное

Чаще всего придаточным изъяснительным дополняется сказуемое в главном предложении, например:

Хозяйка, хлопочущая у печи, не слышала, как позади чуть скрипнула дверь.

Придаточное изъяснительное относится к глаголу-сказуемому «не слышала», который нуждается в пояснении: не слышала (чего?), то есть при этом глаголе обязательно должно быть дополнение (не слышала стука, скрипа и пр.). Содержание придаточной части восполняет отсутствие этого второстепенного члена предложения, без которого главное предложение является незаконченным по смыслу сообщением:

Хозяйка не слышала…

Так и напрашивается вопрос чего?

В сложноподчиненных предложениях с придаточным изъяснительным слова, к которым оно присоединяется, имеют значение речи, мысли, восприятия, чувства, состояния:

  • говорить, сказать, сообщить, возразить, объявить, просить, отвечать;
  •  понимать, думать, предполагать, придумать, решать, задумать, размышлять;
  • видеть, слышать, замечать, смотреть, чувствовать;
  • радоваться, сердиться, горевать, печалиться, обидеться, расстроиться;
  • надо, видно, жаль, странно, удивительно, совестно, известно, понятно, важно, хорошо. 

Схема сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным

Чаще всего это глаголы, краткие прилагательные (рад, виноват, доволен, согласен, обижен, сердит и пр.) и предикативные наречия (слова категории состояния). Все эти слова главного предложения связываются с придаточным изъяснительным с помощью подчинительных союзов (что, чтобы, как, будто, ли) и союзных слов (кто, что, где, когда, сколько, куда, как, зачем и пр.).

Зависимое изъяснительное предложение отвечает на вопросы всех косвенных падежей, например:

За работой мы не замечали (чего?), как быстро прошло время.

Я с интересом читаю Чехова и удивляюсь (чему?), как писатель всё лаконично, просто и с юмором всё изложил.

Даже сквозь стены слышно (что?), как гудит ветер в проводах.

Мы стоим на вершине горы и оттуда любуемся (чем?), как в лазурном заливе плывут белые парусники.

Временами я совсем забывал (о чём?), к кому и зачем я еду.

К словам со значением речи, мысли и чувства в главном предложении может относиться указательное местоимение (тот, та, то, те), к которому в таком случае присоединяется придаточное изъяснительное, например:

Всё-таки мне следует подумать о том (о чём?), чтобы не заблудиться в этом малознакомом лесу.

Мне достаточно было того, что я  узнал эту новость от вас.

Схематично представим это в виде записи:

…глагол + то, что (чтобы и пр.)

Не путаем такие сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным со сложными предложениями с определительной частью.

Видеоурок

Примеры предложений

Мы знали, что Петька принёс всего двух худых карасей, но молчали (К. Паустовский).

Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек (А. Чехов).

Яков открыл глаза, вопрошающим взглядом обвёл всех кругом и увидел, что победа была его (И. Тургенев).

Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку (К. Паустовский).

Книга дает то, что было, а не то, что могло быть (Николай Островский).

Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).

Я горд тем, что родился русским (В. Попов).

Маленький костёр ярко горел перед ними, и они понемногу подбрасывали в него сучья, заботясь о том, чтобы огонь все время горел ровно и не давал дыму (Максим Горький).

Очевидно, что это место давно понравилось моему дедушке и он засадил его деревьями (С. Аксаков).

В бинокль было видно, как серый дым застилал виноградники и деревья, как суетились серо-голубые фигурки (В. С. Гроссман).

Я мысленно представляю себе, как покрываются асфальтом и бетоном улицы моего городка (Н. Островский).

Мы хотим, чтобы радость вошла в каждый дом (Юрий Каменецкий).

Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита (Ф. Тютчев).

Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встанет (И. Никитин).

Придаточное пред­ло­же­ние меры и сте­пе­ни — это зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нён­но­го пред­ло­же­ния, кото­рая обо­зна­ча­ет сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка, дей­ствия, при­зна­ка дей­ствия, о кото­рых идет речь в глав­ной части, и отве­ча­ет на вопро­сы в какой сте­пе­ни? насколь­ко? до какой сте­пе­ни?

Узнаем, что такое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние меры и сте­пе­ни, если выяс­ним его зна­че­ние, сред­ства свя­зи с глав­ной частью и при­ве­дем при­ме­ры.

Придаточное меры и степени в сложноподчинённом предложении

Придаточное меры и сте­пе­ни — один из видов обсто­я­тель­ствен­ных зави­си­мых частей в слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии, кото­рая обо­зна­ча­ет интен­сив­ность про­яв­ле­ния дей­ствия, при­зна­ка или при­зна­ка дей­ствия.

Придаточное меры и степени - это... (10 примеров)

Это пред­ло­же­ние пояс­ня­ет в глав­ной части соче­та­ние, состо­я­щее из гла­го­ла, име­ни суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, при­ча­стия либо наре­чия и ука­за­тель­ных слов:

  • так
  • такой
  • столь­ко
  • настоль­ко
  • до того
  • до такой сте­пе­ни.

Он до того уди­вил меня сво­им вопро­сом (до какой сте­пе­ни?), что в первую мину­ту я не нашёл нуж­ных слов для отве­та.

На яблоне спе­ет столь­ко крас­но­щё­ких яблок (сколь­ко?), сколь­ко не было ни разу.

Ночью ливень был такой силь­ный (в какой сте­пе­ни?), что утром кру­гом сто­я­ли огром­ные лужи.

Это слу­чи­лось так вне­зап­но (насколь­ко?), что мы про­сто рас­те­ря­лись.

Указательные соот­но­си­тель­ные сло­ва выпол­ня­ют роль вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ства или опре­де­ле­ния (такой).

Придаточное пред­ло­же­ние меры и сте­пе­ни при­со­еди­ня­ет­ся к глав­ной части посред­ством союз­ных слов «как», «сколь­ко», «насколь­ко» и с помо­щью под­чи­ни­тель­ных сою­зов:

  • что
  • что­бы
  • буд­то
  • как буд­то
  • слов­но
  • точ­но.

Если при­да­точ­ное пред­ло­же­ние при­со­еди­ня­ет­ся союз­ным сло­вом, то оно может нахо­дить­ся как в нача­ле, так и в сере­дине или в кон­це глав­ной части. Подчинительные сою­зы при­со­еди­ня­ют при­да­точ­ную часть после глав­ной, то есть в сере­дине или в кон­це её.

Видеоурок

Примеры

Вчера в лесу мы собра­ли столь­ко опят, сколь­ко ни разу нам не попа­да­лось рань­ше.

Настолько изме­ни­лась здесь жизнь, буд­то целый век про­шёл.

Лес чер­не­ет так дале­ко, что едва виден отсю­да.

В деревне летом настоль­ко воль­но дышит­ся, что не хочет­ся воз­вра­щать­ся в город.

У него такой нераз­бор­чи­вый почерк, что я не могу ниче­го про­честь.

Едешь до того мед­лен­но, буд­то совсем не опаз­ды­ва­ешь.

На её лице  было столь­ко сты­да, что я дели­кат­но отвёл гла­за.

Маша настоль­ко рас­сер­ди­лась, что тут же пре­кра­ти­ла раз­го­вор и поло­жи­ла теле­фон­ную труб­ку.

Все до того увле­че­ны его рас­ска­зом, что не заме­ти­ли, как быст­ро про­шло вре­мя.

Ночь сто­я­ла настоль­ко тём­ная, что ни зги не вид­но на рас­сто­я­нии про­тя­ну­той руки.

Николай до того уве­рен в сво­ей право­те, что его не пере­убе­дить.

Предыдущая

СинтаксисПридаточное условия — это… (15 примеров предложений)

Следующая

СинтаксисПридаточное уступки — это… (25 примеров предложений)

Придаточные изъяснительные предложения. Примеры

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние — это зави­си­мое пред­ло­же­ние, кото­рые пояс­ня­ет ска­зу­е­мое в глав­ной части и отве­ча­ют на вопро­сы кос­вен­ных падежей.

Узнаем, что такое при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние, если выяс­ним, что в неко­то­рых слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ное пояс­не­ние слов глав­ной части, име­ю­щих зна­че­ние речи, мыс­ли, чув­ства или состо­я­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным из худо­же­ствен­ной литературы.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

В соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния может быть при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние, осо­бен­ность кото­ро­го заклю­ча­ет­ся в том, что оно отно­сит­ся к тем чле­нам глав­но­го пред­ло­же­ния, кото­рые нуж­да­ют­ся в рас­про­стра­не­нии, тре­бу­ют допол­ни­тель­ных разъ­яс­не­ний или пояс­не­ний. Без тако­го рас­про­стра­не­ния глав­ное пред­ло­же­ние ока­жет­ся неза­кон­чен­ным по смыс­лу, то есть оно не содер­жит пол­но­цен­но­го сообщения.

lazy placeholder

Чаще все­го при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным допол­ня­ет­ся ска­зу­е­мое в глав­ном пред­ло­же­нии, например:

Хозяйка, хло­по­чу­щая у печи, не слы­ша­ла, как поза­ди чуть скрип­ну­ла дверь.

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное отно­сит­ся к глаголу-сказуемому «не слы­ша­ла», кото­рый нуж­да­ет­ся в пояс­не­нии: не слы­ша­ла (чего?), то есть при этом гла­го­ле обя­за­тель­но долж­но быть допол­не­ние (не слы­ша­ла сту­ка, скри­па и пр.). Содержание при­да­точ­ной части вос­пол­ня­ет отсут­ствие это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния, без кото­ро­го глав­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся неза­кон­чен­ным по смыс­лу сообщением:

Хозяйка не слышала…

Так и напра­ши­ва­ет­ся вопрос чего?

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным сло­ва, к кото­рым оно при­со­еди­ня­ет­ся, име­ют зна­че­ние речи, мыс­ли, вос­при­я­тия, чув­ства, состояния:

lazy placeholder

Чаще все­го это гла­го­лы, крат­кие при­ла­га­тель­ные (рад, вино­ват, дово­лен, согла­сен, оби­жен, сер­дит и пр.) и пре­ди­ка­тив­ные наре­чия (сло­ва кате­го­рии состо­я­ния). Все эти сло­ва глав­но­го пред­ло­же­ния свя­зы­ва­ют­ся с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным с помо­щью под­чи­ни­тель­ных сою­зов (что, что­бы, как, буд­то, ли) и союз­ных слов (кто, что, где, когда, сколь­ко, куда, как, зачем и пр.).

Зависимое изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние отве­ча­ет на вопро­сы всех кос­вен­ных паде­жей, например:

За рабо­той мы не заме­ча­ли (чего?), как быст­ро про­шло время.

Я с инте­ре­сом читаю Чехова и удив­ля­юсь (чему?), как писа­тель всё лако­нич­но, про­сто и с юмо­ром всё изложил.

Даже сквозь сте­ны слыш­но (что?), как гудит ветер в проводах.

Мы сто­им на вер­шине горы и отту­да любу­ем­ся (чем?), как в лазур­ном зали­ве плы­вут белые парусники.

Временами я совсем забы­вал (о чём?), к кому и зачем я еду.

К сло­вам со зна­че­ни­ем речи, мыс­ли и чув­ства в глав­ном пред­ло­же­нии может отно­сить­ся ука­за­тель­ное место­име­ние (тот, та, то, те), к кото­ро­му в таком слу­чае при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное, например:

Всё-таки мне сле­ду­ет поду­мать о том (о чём?), что­бы не заблу­дить­ся в этом мало­зна­ко­мом лесу.

Мне доста­точ­но было того, что я узнал эту новость от вас.

Схематично пред­ста­вим это в виде записи:

Не пута­ем такие слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным со слож­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с опре­де­ли­тель­ной частью.

Видеоурок

Примеры предложений

Мы зна­ли, что Петька при­нёс все­го двух худых кара­сей, но мол­ча­ли (К. Паустовский).

Девочки, гля­дя на него, сра­зу сооб­ра­зи­ли, что это, долж­но быть, очень умный и учё­ный чело­век (А. Чехов).

Яков открыл гла­за, вопро­ша­ю­щим взгля­дом обвёл всех кру­гом и уви­дел, что побе­да была его (И. Тургенев).

Трудно было понять, чем это огонь так при­вле­кал лягуш­ку (К. Паустовский).

Книга дает то, что было, а не то, что мог­ло быть (Николай Островский).

Все как буд­то жда­ли, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).

Я горд тем, что родил­ся рус­ским (В. Попов).

Маленький костёр ярко горел перед ними, и они поне­мно­гу под­бра­сы­ва­ли в него сучья, забо­тясь о том, что­бы огонь все вре­мя горел ров­но и не давал дыму (Максим Горький).

Очевидно, что это место дав­но понра­ви­лось мое­му дедуш­ке и он заса­дил его дере­вья­ми (С. Аксаков).

В бинокль было вид­но, как серый дым засти­лал вино­град­ни­ки и дере­вья, как суе­ти­лись серо-голубые фигур­ки (В. С. Гроссман).

Я мыс­лен­но пред­став­ляю себе, как покры­ва­ют­ся асфаль­том и бето­ном ули­цы мое­го город­ка (Н. Островский).

Мы хотим, что­бы радость вошла в каж­дый дом (Юрий Каменецкий).

Смотри, как роща зеле­не­ет, паля­щим солн­цем обли­та (Ф. Тютчев).

Я стал дожи­дать­ся, ско­ро ли сол­ныш­ко вста­нет (И. Никитин).

Источник

20 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ное пояс­не­ние слов глав­ной части, име­ю­щих зна­че­ние речи, мыс­ли, чув­ства или состо­я­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Сложное предложение с придаточным изъяснительным

В соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния может быть при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние, осо­бен­ность кото­ро­го заклю­ча­ет­ся в том, что оно отно­сит­ся к тем чле­нам глав­но­го пред­ло­же­ния, кото­рые нуж­да­ют­ся в рас­про­стра­не­нии, тре­бу­ют допол­ни­тель­ных разъ­яс­не­ний или пояс­не­ний. Без тако­го рас­про­стра­не­ния глав­ное пред­ло­же­ние ока­жет­ся неза­кон­чен­ным по смыс­лу, то есть оно не содер­жит пол­но­цен­но­го сооб­ще­ния. Чаще все­го при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным допол­ня­ет­ся ска­зу­е­мое, напри­мер:

Марийка не слы­ша­ла, как поза­ди скрип­ну­ла дверь (Михаил Бубеннов)

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное отно­сит­ся к глаголу-сказуемому «не слы­ша­ла», кото­рый нуж­да­ет­ся в пояс­не­нии: не слы­ша­ла (чего?), то есть при этом гла­го­ле обя­за­тель­но долж­но быть допол­не­ние (не слы­ша­ла сту­ка, скри­па и пр.). при­да­точ­ной части вос­пол­ня­ет отсут­ствие это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния, без кото­ро­го глав­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся неза­кон­чен­ным по смыс­лу сооб­ще­ни­ем:

Марийка не слы­ша­ла…

Так и напра­ши­ва­ет­ся вопрос чего?

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным сло­ва, к кото­рым оно при­со­еди­ня­ет­ся, име­ют зна­че­ние речи, мыс­ли, вос­при­я­тия, чув­ства, состо­я­ния:

Чаще все­го это гла­го­лы, крат­кие при­ла­га­тель­ные (рад, вино­ват, дово­лен, согла­сен, оби­жен, сер­дит и пр.) и пре­ди­ка­тив­ные наре­чия (сло­ва кате­го­рии состо­я­ния). Все эти сло­ва глав­но­го пред­ло­же­ния свя­зы­ва­ют­ся с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным с помо­щью сою­зов (что, что­бы, как, буд­то, ли) и союз­ных слов (кто, что, где, когда, сколь­ко, куда, как, зачем и пр.). Зависимое изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние отве­ча­ет на вопро­сы всех кос­вен­ных паде­жей, напри­мер:

Левин не заме­чал (чего?), как про­хо­ди­ло вре­мя (Лев Толстой).

Я с жад­но­стью читаю Тургенева и удив­ля­юсь (чему?), как у него всё понят­но, про­сто и по-осеннему про­зрач­но (М. Горький).

Тотчас ста­ло слыш­но (что?), как ветер шумит в кроне дере­вьев (К. Паустовский).

Я стою на склоне горы и свер­ху любу­юсь (чем?), как кру­жат в синей воде мор­ско­го зали­ва мно­же­ство парус­ни­ков.

Минутами я совсем забы­вал (о чём?), куда и зачем я еду (А. Куприн).

К сло­вам со зна­че­ни­ем речи, мыс­ли и чув­ства в глав­ном пред­ло­же­нии может отно­сить­ся ука­за­тель­ное место­име­ние (тот, та, то, те), к кото­ро­му в таком слу­чае при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное, напри­мер:

Коту нече­го было и думать о том (о чём?), что­бы лени­во тереть­ся мор­дой о кося­ки рас­сох­ших­ся две­рей или валять­ся на солн­це око­ло колод­ца (К. Паустовский).

Мне доста­точ­но было того, что я любил её (Лев Толстой).

Схематично пред­ста­вим это в виде запи­си:

…гла­гол + то, что (что­бы и пр.)

Не пута­ем такие слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным со слож­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с опре­де­ли­тель­ной частью.

Примеры предложений

Мы зна­ли, что Петька при­нёс все­го двух худых кара­сей, но мол­ча­ли (К. Паустовский).

Девочки, гля­дя на него, сра­зу сооб­ра­зи­ли, что это, долж­но быть, очень умный и учё­ный чело­век (А. Чехов).

Яков открыл гла­за, вопро­ша­ю­щим взгля­дом обвёл всех кру­гом и уви­дел, что побе­да была его (И. Тургенев).

Трудно было понять, чем это огонь так при­вле­кал лягуш­ку (К. Паустовский).

Книга дает то, что было, а не то, что мог­ло быть (Николай Островский).

Все как буд­то жда­ли, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).

Я горд тем, что родил­ся рус­ским (В. Попов).

Маленький костёр ярко горел перед ними, и они поне­мно­гу под­бра­сы­ва­ли в него сучья, забо­тясь о том, что­бы огонь все вре­мя горел ров­но и не давал дыму (Максим Горький).

Очевидно, что это место дав­но понра­ви­лось мое­му дедуш­ке и он заса­дил его дере­вья­ми (С. Аксаков).

В бинокль было вид­но, как серый дым засти­лал вино­град­ни­ки и дере­вья, как суе­ти­лись серо-голубые фигур­ки (В. С. Гроссман).

Я мыс­лен­но пред­став­ляю себе, как покры­ва­ют­ся асфаль­том и бето­ном ули­цы мое­го город­ка (Н. Островский).

Мы хотим, что­бы радость вошла в каж­дый дом (Юрий Каменецкий).

Смотри, как роща зеле­не­ет, паля­щим солн­цем обли­та (Ф. Тютчев).

Я стал дожи­дать­ся, ско­ро ли сол­ныш­ко вста­нет (И. Никитин).

Источник

2.2.2. Придаточные дополнительные (изъяснительные)

2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

1. Вопросы: придаточные изъяснительные отвечают на вопросы дополнения, то есть на вопросы косвенных падежей.

2. Главное слово: придаточные изъяснительные распространяют главное слово в главном, нуждающееся в разъяснении и выраженное глаголом, существительным, прилагательным, наречием.

3. Средства связи: придаточные изъяснительные могут прикрепляться к главному предложению с помощью:

В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова, выполняющие функцию дополнения.

4. Место в предложении: придаточные изъяснительные обычно стоят после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным словом.

Началось с того [с чего?], что Колька из озорства отнял у меня книжку (Гайдар).

[гл. + указ. сл.], (что – союз).

У Слободкина возникло ощущение [чего?], будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов).

Мы наперебой расспрашивали кучеров [о чём?], смирные ли у них лошади (Маршак).

– Юлия Дмитриевна, начальник велел [что?], чтобы вы никуда не уходили (Панова).

Сейчас уже никто не знает [чего?], откуда в курских садах пошла «соловьиная школа» (Песков).

2) Союз чтобы всегда имеет целевое значение, и он может использоваться в придаточном цели.

Я разбудил Пашку [зачем? с какой целью?], чтобы он не свалился с дрожек. (А.П. Чехов)

В придаточном изъяснительном также может использоваться этот союз, но вопрос от главного предложения к придаточному будет иным (вопросы косвенных падежей), а придаточные будут иметь значение желательности, возможности, необходимости.

Ср.: Елизавета Киевна просила [о чём?], чтобы ей самой разрешили отвезти его в большой лазарет (А.Н. Толстой).

3) Сравнительные союзы будто, как будто могут использоваться в придаточных сравнительных.

Там что-то дрожит, мерцает [как? подобно чему?], будто звездочка на ветвях запуталась (Маршак).

Если они употребляются в придаточных изъяснительных, то от главного слова задается вопрос косвенного падежа, а само придаточное содержит сообщение с оттенком неуверенности, предположительности.

Ср.: Говорят [что?], будто он принимал на себя не одни адъютантские обязанности (Тургенев).

4) Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения. Именно по ним достаточно легко определить границу между главным и придаточным предложениями. Но союз-частица ли всегда находится в середине придаточного изъяснительного.

Я не знаю [чего?], придёт ли он сюда; Я не знаю [чего?], был ли он здесь.

Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»:

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Источник

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Что такое придаточное предложение

Придаточное предложение — это зависимая синтаксически и по смыслу часть сложноподчиненного предложения, соединяющаяся с главной частью с помощью союзов либо союзных слов (а также интонации). Его функция − это уточнение либо расширение содержания главного предложения.

Виды придаточных предложений:

Определение придаточных изъяснительных, как найти в предложении

Придаточные изъяснительные (дополнительные) — это зависимые предложения, отвечающие на падежные вопросы и дополняющие главное предложение в смысловом и грамматическом отношении.

Придаточные изъяснительные могут пояснять разные части речи в составе главного предложения, передающие мысли, чувства, восприятие, речь человека, в том числе:

Сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью часто формируются при переходе из прямой речи в косвенную.

Придаточные изъяснительные также можно определить с помощью союзов и союзных слов, которыми они прикрепляются к главному предложению:

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными, в которых употребляется союз что, следует различать: в придаточных определительных его всегда можно заменить на какой, который, а для придаточных изъяснительных это невозможно.

Союзы и союзные слова всегда стоят в начале придаточного изъяснительного, по ним определяется граница главного и придаточного предложений. Однако союз–частица «ли» находится в середине придаточного изъяснительного.

Также присутствие придаточного изъяснительного можно выявить с помощью указательных местоимений, присутствующих в главном предложении: тот, та, то, те. Однако они есть не всегда.

Знаки препинания

В рамках сложноподчиненного предложения придаточные изъяснительные обособляются запятыми. Обычно запятая ставится перед союзом или союзным словом, расположенным в начале придаточного изъяснительного. Однако союз–частица «ли» находится в середине такого предложения, запятая же ставится перед его началом.

Схема сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными состоят из главной и придаточной частей.

Они имеют четкую схему. Придаточные изъяснительные чаще всего находятся после слова, которое они уточняют. Лишь в некоторых случаях они могут располагаться перед поясняемым словом главного предложения. Таким образом, придаточные изъяснительные преимущественно расположены в середине, либо в заключительной части сложноподчиненного предложения. Однако в исключительных случаях они могут находиться и в его начале.

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными

Примеры придаточных изъяснительных по падежным вопросам:

Примеры придаточных изъяснительных, поясняющих разные части речи в составе главного предложения:

Источник

СПП с придаточным изъяснительным

СПП с придаточным изъяснительным

Пример: Мы знаем, что будет счастье для всех людей труда. [знаем], что ( ) Я догадался, о чем ты мечтаешь. [догадался], (о чем)

Придаточная часть распространяет в главной слово, нуждающееся в изъяснении, конкретизации своего значения. В качестве изъясняемых чаще всего выступают слова, преимущественно способные к управлению. Придаточная часть обычно стоит после главной. В структурной схеме союз не включается в придаточное предложение [опорное слово], союз (придаточная часть), а союзное слово включается, так как является в отличие от союза членом предложения [опорное слово], (союзное слово).

Изъяснительные придаточные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства, состояния.

SPP s izyasnitelnym

СПП с придаточным изъяснительным (вопросы падежей)
[слово + указ.сл.], союз ( ) Слово со значением речи, мысли, чувства. Указательное слово «то» в форме любого падежа. Союзы что, чтобы, как бы, будто, как будто.
[Нам известно то], что (концерт состоится)
что?
[Мы уверены в том], (концерт состоится)
в чем?
[Мы хотим], чтобы (концерт был интересным)
чего?
[Нам сказали], как будто (все билеты проданы).
что?
[Мы слышали], будто (все билеты проданы).
что?
[слово], (союзное слово) Слово со значением речи, мысли, чувства. Союзные слова что, какой, как, каков, где, сколько
[Мы знаем], (какова программа концерта)
что?
[Мы знаем], (когда он состоится)
что?
[Мы знаем], (где он состоится)
что?
[Мы знаем], (что будет на концерте)
что?
[Мы знаем], (сколько стоят билеты)
что?
Примечание: на союз нельзя поставить логическое ударение, на союзное слово — можно
В отличии от сложносочиненных предложений, в которых части равноправны, в сложноподчиненных придаточная часть зависит от главной.
При классификации СПП по значению выделяются изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

Придаточная часть — это отдельное предложение, так как в нем есть предикативная основа. Однако связываясь с главным членом семантически и грамматически, оно не может существовать самостоятельно. Этим отличается главная часть сложного предложения от придаточной. Таким образом, придаточное предложение — часть сложноподчиненного предложения, зависимая от главной части.

В СПП с изъяснительным придаточным придаточная часть отвечает на падежные вопросы, которые задаются от изъясняемого слова со значением речи, мысли чувства. Между частями используются союзы ЧТО, ЧТОБЫ, КАК БЫ, БУДТО, КАК БУДТО или союзные слова: КТО, ЧТО, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА, ЧТО ЗА, ЗАЧЕМ, КАКОЙ, ЧЕЙ

Источник

Like this post? Please share to your friends:
  • Управление федеральной налоговой службы по республике марий эл реквизиты
  • Замена водительского удостоверения в краснодаре лизы чайкиной часы работы
  • Управление федеральной налоговой службы по республике мордовия реквизиты
  • Замена водительского удостоверения в минске на кальварийской время работы
  • Управление федеральной налоговой службы по саратовской области реквизиты