Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 199 ЖК РФ
1. Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.
2. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 — 5.4 статьи 198 настоящего Кодекса, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 485-ФЗ, от 28.06.2022 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Действие лицензии прекращается в связи с аннулированием лицензии по решению суда и иным основаниям, указанным в Федеральном законе от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Как проводится процедура лишения лицензии управляющей организации
Организации, управляющие многоквартирными домами, обязаны пройти государственную проверку и получить разрешение – лицензию, аннулировать которую можно только по решению суда. Поговорим о том, кто, за что и как лишает управляющие организации лицензии.
Полный текст статьи
доступен только подписчикам
Статьи по теме
Вопросы по теме
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
Основания для лишения лицензии управляющей компании и порядок процедуры. Сможет ли УК работать дальше?
Некоторые виды деятельности в РФ имеют разрешительный характер. То есть организация сначала должна получить от государства разрешение, и только потом приступать к избранной деятельности.
Право выполнять те или иные работы подтверждается лицензией. Этот документ свидетельствует, что организация прошла государственную проверку.
С 2015 года УК в сфере ЖКХ должны в обязательном порядке проходить государственную проверку и получать соответствующее разрешение, то есть лицензию. Без этого жильцы ее даже не смогут выбрать в качестве управленца своим многоквартирным домом.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!
Показать содержание
- Нарушение лицензионных требований управляющей организацией
- За что могут лишить УК лицензии?
- Необходимые основания
- Порядок отзыва лицензии
- Юридическая ответственность за нарушения
- Заключение
Нарушение лицензионных требований управляющей организацией
Факт получения лицензии свидетельствует о том, что УК соответствует изложенным в законе требованиям. (ФЗ №255 от 2014 г.).
Нарушение лицензионных требований влечет за собой административное наказание, предписание с требованием исправить выявленные недочеты. При грубом нарушении действующего законодательства возможна и уголовная ответственность.
Если в течение одного года УК было допущено не менее двух нарушений при управлении многоквартирным домом (в дальнейшем МКД), то она может лишиться права им управлять.
В случае, когда нарушения были допущены в не менее чем 15% домов, которые находятся на обслуживании у УК, то лицензию у такой компании могут отозвать, аннулировать решением суда.
За деятельностью УК осуществляется лицензионный контроль, основной целью которого является выявление нарушений и их пресечение (часть 2 ст.196 ЖК РФ).
Проверкой деятельности УК занимается Госжилнадзор (ГЖН). Он вправе проводить как документальные, так и выездные проверки. Если в результате проверки будут выявлены какие-либо нарушения, они должны быть зафиксированы в протоколе.
Согласно п.2 ст. 196 ЖК РФ, должностные лица, осуществляющие лицензионный контроль, должны установить, что выявленные нарушения являются причиной действия либо бездействия сотрудников лицензиата.
Если осуществляется проверка документов УК, то ГЖН запрашивает необходимые документы, которые могут подтвердить факт нарушения. В случае обнаружения такового, у УК запрашивают пояснения по факту выявленных нарушений. Они должны быть предоставлены в десятидневный срок.
Если в результате будут обнаружены несоответствия, явные признаки нарушений или объяснения просто не предоставлены — назначается выездная проверка.
Ее результаты фиксируются актом проверки. Если нарушения будут установлены, то руководству УК выдается предписание с требованием устранить выявленные недочеты. Возможно и привлечение к административной ответственности, т. е. наложение взыскания.
За что могут лишить УК лицензии?
Поводом для аннулирования могут быть грубые нарушения лицензионных требований управляющей организацией:
- неудовлетворительное содержание систем внутреннего газового оснащения;
- нарушения использования лифтов;
- задолженность перед РСО в течение 2х месяцев;
- нарушение правил содержания имущества МКД и предоставления коммунальных услуг, приведших к угрозе жизни или здоровью жителей МКД.
Также понести административное наказание УК может в случае:
- искажения раскрываемой информации;
- нарушении требований лицензии;
- неоднократном неисполнение предписаний ГЖН;
- нарушении процедуры лицензирования, например, предоставление претендентом на лицензию недостоверной информации и тому подобное;
- систематическом невыполнении условий договора с МКД.
Необходимые основания
Лишить управляющую компанию лицензии можно только после соответствующего судебного решения.
Для начала судебного разбирательства по отзыву лицензии у управляющей компании Госжилнадзор должен подать иск.
Надо отметить, что суд только принимает решение, а отзывает лицензию именно ГЖН. Иск ГЖН должен основываться на выявленных проверкой или проверками нарушениях УК.
Безусловным основанием для подачи иска на лишение лицензии управляющей компании может быть систематическое невыполнение УК предписаний ГЖН.
Должно быть не менее двух невыполненных предписаний в год, которые повлекли за собой наложение на УК взысканий. Аннулировать лицензию могут в случае, если при управлении домами, в 15% из них были допущены нарушения требований обслуживания, не менее 2-х раз в год.
Порядок отзыва лицензии
Отзыв лицензии у управляющей компании ЖКХ происходит в том же порядке, что и выдача, только после прохождения инстанций следует обращение в суд.
Процедура по отзыву лицензии может длиться более года и состоит из таких этапов:
-
ГЖН в течение года фиксирует все нарушения лицензионных требований управляющей организацией и исполнение предписаний по ним.
Неисполнение двух и более предписаний в отношении 15% домов, которые находятся под управлением УК, дает право Госжилнадзору исключить их из реестра. То есть вывести их из-под управления УК.
- Далее материалы передаются в лицензионную комиссию. Она и принимает решение об обращении в суд с требованием аннулировать лицензию.
- Затем решение лицензионной комиссии направляется обратно в ГЖН, который и обращается с иском в суд.
Суд может либо сразу аннулировать действующую лицензию, либо потребовать исполнение уже решения суда по исправлению выявленных нарушений. Контроль за исполнением в таком случае возлагается на Госжилнадзор. Неисполнение постановления суда повлечет за собой аннулирование лицензии.
Юридическая ответственность за нарушения
За неисполнение своих обязанностей, УК будет нести ответственность согласно ст. КоАП и ЖК РФ:
- Нарушение правил содержания МКД — ст. 7.22 КоАП.
- Нарушение санитарных норм — ст.6.5 КоАП.
- Нераскрытие информации — ст.13.19.2 КоАП.
- Нарушения, связанные с передачей техдокументации по дому — ст.7.23.2 КоАП.
- Нарушения, связанные с энергоэффективностью и экономией электроэнергии — ст.9.16 КоАП.
- Несоблюдение техники пожарной безопасности — ст.20.4 КоАП.
- Нарушение условий договора — часть 3, пункт 2, ст.162 ЖК РФ .
За нарушение правил управления, на руководство компании может быть наложен штраф в размере от 50000 до 100000 рублей. Могут и дисквалифицировать, лишить права занимать руководящие должности в течение 3 лет. На саму УК, как на юридическое лицо, согласно ч. 1 ст.7.23.3 КоАП налагается штраф в размере от 150000 до 250000 рублей.
Ответ на вопрос о том, может ли УК работать без лицензии, будет однозначным — нет, лишенная лицензии управляющая компания не имеет права управлять домом.
За действия, совершенные в то время, когда лицензия приостановлена, согласно 2 ч. ст.7.23.3 КоАП — на руководство организации налагается штраф в размере от 100 тыс. до 20 тыс. На саму организацию — от 150 до 500 тысяч рублей.
Штраф накладывается как на осуществление своей деятельности без лицензии, так и за нарушение предусмотренных лицензией требований.
Заключение
В заключение можно сказать, что лишение лицензии управляющей компании – процесс долгий, сложный и неоднозначный. Далеко не факт, что при наличии систематических нарушений УК ее лишится. К тому же приостановка действия или вынесенное судом решение об аннулировании не означает, что деятельность УК прекращается.
До вступления в силу решения, она продолжает свою работу. Больше того, у УК есть право обжаловать судебное и любое другое решение либо вновь пройти процесс лицензирования.
Это быстро и
бесплатно!
Госжилнадзор
Определен перечень грубых нарушений, за которые управляющая организация может лишится лицензии
В настоящее время в Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110) внесены изменения.
Определены грубые нарушения лицензионных требований:
а) оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, предоставление коммунальных услуг, обеспечение готовности инженерных систем, повлекшие причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;
б) непроведение лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах;
в) незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов;
г) незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
д) наличие у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;
е) отказ от передачи либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им;
ж) непрекращение лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением осуществления такой деятельности в соответствии с положениями части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации;
з) нарушение лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания.
При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований (предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «д», «з») из реестра лицензий субъекта Российской Федерации подлежат исключению сведения о многоквартирном доме, в отношении которого такие грубые нарушения лицензионных требований совершены.
При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований (предусмотренных подпунктами «в», «е», «ж») из реестра лицензий субъекта Российской Федерации подлежат исключению сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.
Справка: Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 — 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (в том числе при повторном совершении грубых нарушений) сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет 15 и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Один из адвокатов положительно отнесся к тому, что ВС подошел к делу неформально и принял решение с точки зрения справедливости как высшей цели правового регулирования исходя из общественных интересов. Второй отметил, что, если компания не занимается тем, что ей разрешено делать, это ее выбор, который не содержит каких-либо виновных действий, а просто отражает собственное решение управляющей компании.
Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС19-26163, в котором разобрался, законно ли аннулирование лицензии на управление многоквартирными домами при отсутствии виновных действий (бездействий) со стороны общества.
ООО «Управляющая компания жилого комплекса «Малаховское озеро» имеет бессрочную лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 11 июня 2015 г.
Так как в Реестре лицензий Московской области сведения об управлении обществом многоквартирными домами в период с 11 января по 31 августа 2018 г. отсутствовали, Лицензионной комиссией Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами было принято решение от 1 ноября 2018 г. об обращении инспекции в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной обществу лицензии.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2019 г. заявление инспекции было удовлетворено. Суд руководствовался положениями п. 51 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. о лицензировании отдельных видов деятельности, ч. 1, 2 ст. 199 Жилищного кодекса и исходил из факта отсутствия сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в реестре лицензий субъекта РФ в течение более шести месяцев. Десятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа оставили решение первой инстанции без изменения.
Общество обратилось в Верховный Суд, который, изучив кассационную жалобу, отметил, что согласно ст. 3 Закона о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности). «То есть лицензия – это разрешение государства заниматься определенным видом деятельности, и при получении лицензии лицензиату не вменяется обязанность осуществлять лицензируемую деятельность. Иное не установлено ни положениями Закона о лицензировании, ни положениями Жилищного кодекса», – заметил Суд.
Он указал, что положения Жилищного кодекса, касающиеся лицензирования, имеют приоритет над положениями Закона о лицензировании в рассматриваемой сфере правоотношений (ч. 5 ст. 192 Жилищного кодекса). Согласно ч. 12 ст. 20 Закона о лицензировании лицензия аннулируется только по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии. Жилищным кодексом также установлен судебный порядок аннулирования лицензии.
ВС сослался на ч. 6 ст. 192 Жилищного кодекса, в соответствии с которой положения Закона о лицензировании в части приостановления, возобновления действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Таким образом, заметил он, рассмотрение лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии возможно только по основаниям, установленным Жилищным кодексом.
ВС указал, что основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами установлены ч. 2 ст. 199 Жилищного кодекса.
Суд отметил, что поправками (Закон № 485-ФЗ от 31 декабря 2017 г.) в ст. 198 ЖК РФ были ведены ч. 5.2–5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта РФ. Часть 2 ст. 199 Жилищного кодекса изложена следующим образом: основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является исключение из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, указанным в ч. 5–5.4 ст. 198 ЖК, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Из пояснительной записки к Закону № 485-ФЗ, отметил ВС, следует, что целью его принятия является устранение правового пробела в отношении невозможности аннулирования лицензии при выявлении существенных нарушений в деятельности лицензиата, совершении им деяний, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного жилищного надзора. Для этого поправками в ст. 198 Жилищного кодекса были введены ч. 5.2–5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий.
Суд напомнил, что это вновь совершение лицензиатом и (или) должностными лицами лицензиата в течение года со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, отнесенное к грубым нарушениям, грубого нарушения лицензионных требований (ч. 5.2). Совершение лицензиатом действия (бездействия), направленного на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, если в течение года лицензиату и (или) должностному лицу лицензиата, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за такие действия (бездействие) (ч. 5.3), также является основанием для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий. Последнее основание – вступление в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом (ч. 5.4).
«Анализ названных положений Жилищного кодекса позволяет сделать вывод о том, что аннулирование лицензии на основании части 2 статьи 199 Кодекса в редакции Закона № 485-ФЗ допустимо, в частности, для случаев, когда из-за противоправного поведения лицензиата исключаются сведения о многоквартирных домах из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, в результате чего в реестре лицензий субъекта Российской Федерации отсутствуют в течение шести месяцев сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат», – указал ВС.
Суд также заметил, что норма ч. 2 ст. 199 Жилищного кодекса в совокупности с положениями раздела X Кодекса в целом не позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие деятельности по управлению многоквартирными домами в период более 6 месяцев, то есть нереализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности, и невнесение в связи с этим сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении лицензиата, в реестр лицензий субъекта РФ являются противоправными и влекут применение административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной лицензии.
Верховный Суд указал, что такое толкование ч. 2 ст. 199 ЖК соответствует правовой природе аннулирования лицензии, определенной п. 20 Постановления Пленума ВАС от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которому приостановление (аннулирование) лицензии, не являясь административным наказанием в смысле КоАП РФ, представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
«Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния. С учетом того что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц», – подчеркнул ВС.
Суд отметил, что, согласно материалам дела, у общества в управлении отсутствовали многоквартирные дома, то есть право на занятие лицензируемой деятельностью обществом не было реализовано. По этой причине в реестре лицензий субъекта РФ отсутствовали сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет общество. Иное инспекцией не доказано.
«Судебная коллегия полагает, что отсутствие в управлении общества многоквартирных жилых домов не нарушает права и законные интересы потребителей и иных лиц. Аннулирование лицензии у общества при таких обстоятельствах не отвечает требованиям справедливости, является явно несоразмерным, лишает общество возможности заниматься определенным видом деятельности», – указал Верховный Суд.
В комментарии «АГ» адвокат АП г. Москвы Олег Лисаев положительно отнесся к тому, что высшая судебная инстанция подошла к делу неформально и приняла решение с точки зрения справедливости как высшей цели правового регулирования исходя из общественных интересов.
Напротив, заметил адвокат, нижестоящие суды отнеслись к делу формально и мотивировали свои решения тем, что факт отсутствия сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в реестре лицензий субъекта РФ в течение более полугода является основанием для аннулирования выданной обществу лицензии. «Судами не было учтено, что аннулирование лицензии возможно при выявлении существенных нарушений в деятельности общества, совершении им деяний, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного жилищного надзора. Отсутствие деятельности по управлению жилыми домами и невнесение в связи с этим сведений о домах в реестр лицензий не является противоправным. В свою очередь аннулирование лицензии является административно-правовой санкцией, которая должна применяться как мера юридической ответственности за допущенное нарушение закона, чего в данном деле установлено не было», – заметил Олег Лисаев.
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга Антон Лебедев указал, что в данном случае речь идет о ситуации, когда управляющая компания, имеющая лицензию, не имеет домов, которыми управляет. «Это может возникнуть, если собственники управляемого дома решили поменять способ управления или управляющую компанию на другую. В такой ситуации могут оказаться и вновь созданные УК», – указал адвокат.
По его мнению, ныне действующий режим повышенной готовности тоже может спровоцировать подобные действия управляющих компаний, когда им просто придется заморозить свою деятельность. «В связи с этим Верховный Суд дал верную оценку ситуации и фактически закрепил право управляющей компании, имеющей лицензию, не заниматься какой-то период этим видом деятельности. Ведь это право, а не обязанность компании. При этом вывод суда о том, что отзыв лицензии фактически является наказанием, а следовательно, должен быть какой-либо проступок со стороны управляющей компании, абсолютно верен. Странно, что суды более низких инстанций подошли к вопросу формально. Если компания не занимается тем, что ей разрешено делать, это ее выбор, который не содержит каких-либо виновных действий, а просто отражает собственное решение управляющей компании», – отметил Антон Лебедев.
Город ,
24 сен 2018, 11:25
0
Названы условия для лишения лицензии управляющих компаний
При повторном совершении грубых нарушений управляющую компанию лишат права управлять жилым домом
В России утвердили список грубых нарушений, за которые могут лишить лицензии управляющие компании (УК) многоквартирных домов. Соответствующее постановление правительства опубликовано на сайте «Российской газеты».
Раньше разорвать отношение с недобросовестной УК было сложнее: лицензии были практически бессрочными, а судебные разбирательства могли затянуться на годы. Теперь лицензии выдаются сроком на пять лет. При повторном грубом нарушении в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания УК лишится права управлять жилым домом. Для этого не требуется идти в суд, контроль за деятельностью УК на региональные жилищные инспекции, которые сами могут лишить лицензии, говорится в постановлении правительства.
В документе указан список грубых нарушений управляющих компаний (УК). Среди них ненадлежащее содержание систем внутреннего газового оборудования, нарушения эксплуатации лифтов, задолженность перед ресурсоснабжающей организацией в течение двух месяцев, несоблюдение правил содержания имущества многоквартирного дома и предоставления коммунальных услуг, повлекших угрозу для жизни или здоровья жильцов дома.
С 1 марта 2019 года лишить лицензии УК можно будут за повторные нарушения требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания домов. При смене управляющей компании в доме старая УК должна передать техническую документацию и ключи от общих помещений. За нарушение этого требования так же могут лишить лицензии.
Также власти ограничат возможность появления компаний-двойников: с 1 января УК не должны иметь схожие названия. Еще одно нововведение — УК должны будут вести учет собственников и нанимателей общих помещений многоквартирного дома.
В Москве в мае этого года лицензии на управления домами имели 1017 компаний. По данным Госжилинспекции столицы, чуть более 500 из них имеют дома в управлении и работают полноценно. 481 управляющую компанию могут лишить лицензий, если они в течение шести месяцев не получат ни одного дома в управление, заявлял ранее начальник столичной Госжилинспекции.
В соответствии с современным законодательством, с сентября 2014 деятельность управляющих компаний подлежит обязательному лицензированию. Лишение лицензии управляющей компании лишает ее право оказывать услуги собственникам многоквартирных домов. В представленном материале можно узнать, за что могут лишить лицензии управляющую компанию, и как происходит аннулирование лицензии управляющей компании ЖКХ.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный со спорами с ЖКХ, то вам следует помнить, что:
|
Лицензирование управляющих компаний
Для того, чтобы получить лицензию, управляющая компания должна отвечать ряду требований, а руководитель должен сдать квалификационный экзамен. Лицензия выдается специальной лицензионной комиссией, бессрочна, но действует только в пределах того субъекта федерации, где была выдана.
После получения лицензии, контроль за деятельностью подобных компаний осуществляют органы Государственного жилищного Надзора. В течение года проводятся выездные и документальные проверки. Если в ходе проверки выявляются нарушения, то составляется протокол, и управляющей компании выносится предписание об их устранении в определенный срок. В ряде случаев юридическое лицо и должностные лица могут быть подвергнуты административным штрафам.
При неисполнении предписаний в течение календарного года, управляющая компания лишается права управлять многоквартирным домом.
Важно! В случае, когда компания лишиться права управлять 15% своих домов, ей грозит аннулирование лицензии на 3 года, а руководящему лицу запрет на право заниматься данным видом деятельности.
За что могут лишить УК лицензии
Прежде всего, лишение лицензии управляющей организации возможно при наличии трех или более предписаний в течении календарного года. Предписания выносятся за следующие действия:
- нарушение санитарных и пожарных норм;
- нарушение содержания общего имущества;
- несоблюдение правил проведения ремонтных работ;
- раскрытие конфиденциальной информации;
- нарушение предоставления коммунальных услуг, в том числе невыполнение установленных нормативов.
Аннулирование лицензии возможно не только за неоднократные неисполнения предписаний, но и за систематическое невыполнение договора, заключенного с жителями дома, предоставление при получении лицензии заведомо ложной информации, а также за нарушение требований лицензии.
Установление оснований для лишения лицензии является обязанностью надзорного органа, однако и сами собственники жилых помещений могут обращаться с жалобами на действия УК. В этом случае по каждому обращению должна проводиться проверка с обязательным уведомлением заявителей.
Важно! Лицензии можно лишиться только по решению суда. В качестве истца выступает Госжилнадзор.
Если по результатам проверки будет подтвержден факт нарушения законодательства и условий договора, надзорный орган обязан вынести официальное предписание в адрес компании. При наличии трех предписаний дело об аннулировании лицензии передается в судебные органы.
Так как полномочиями по вынесению предписанию обладают только органы Государственного жилищного надзора, они будут выступать в суде в качестве истца по таким делам. Лицензии можно лишиться только по решению суда.
Если уполномоченные органы не реагируют на обращения собственников жилых помещений в многоквартирном доме, для лишения лицензии УК необходимо подать жалобу в вышестоящий федеральный орган.
Как лишить УК лицензии для управления домом, если она не исполняет свои обязанности по договору? Собственники в многоквартирном доме вправе не только расторгнуть договор, но и уведомить об этом факте региональный орган Госжилнадзора. За каждое нарушение будет вынесено предписание, что даст возможность обратиться в суд за аннулирование разрешительных документов.
Как лишить управляющую компанию лицензии
Алгоритм действий, чтобы лишить управляющую компанию лицензии, состоит в следующем:
- выявление нарушений и вынесение предписаний в течение года;
- неисполнение предписаний управляющий компанией;
- передача документов о данных фактах в лицензионную комиссию;
- принятие решение об обращении в суд с иском о лишении лицензии.
После рассмотрения дела по существу суд выносит решение об удовлетворении исковых требований, отказе в иске, либо о приостановке действия лицензии до момента исполнения нарушений, выявленных жилищным органом.
Решение об отзыве лицензии принимает суд, но при этом непосредственно аннулирует разрешительный документ – жилищный надзорный орган.
Важно! Без лицензии управляющая компания не имеет право заниматься коммерческой деятельностью. Если она продолжает функционировать в прежнем режиме, то это образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23.3 КоАП РФ. В данном случае на юридическое лицо накладывается штраф от 150 до 250 тысяч рублей, а на должностное лицо от 50 до 100 тысяч рублей.
При несогласии с принятым судом решением управляющая компания имеет право его обжаловать в вышестоящих инстанциях.
Таким образом, если управляющая компания, не выполняет надлежащим образом свои обязанности в доме, где Вы проживаете, то Вы имеете право обратиться в Госжилнадзор, которые по Вашему обращению проведут проверку и в случае подтверждения фактов нарушений вынесут соответствующее предписание в адрес управляющей компании.
Если вашей управляющей компании грозят предписаниями надзорные органы, вам потребуется юридическая помощь по защите прав и законных интересов. Для подготовки документов в адрес надзорных органов обратитесь за помощью к нашим специалистам. Мы проконсультируем по всем вопросам, связанным с деятельностью управляющих компаний. Для этого заполните форму обратной связи на нашем сайте и изложите суть вашего вопроса либо позвоните по указанным номерам телефонов.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.
Задать вопрос юристу