Платёжные агенты
Платёжный агент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приёму платежей физических лиц.
Оператор по приёму платежей (РЦ, РКЦ, МФЦ, РИЦ) должен заключить с поставщиком (УК, ТСЖ, ЖСК) договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц, по условиям которого оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счёт поставщика осуществлять приём денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчёты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством РФ.
Платёжным агентом не может быть почта и банк.
Если у организации отсутствует договор с платёжным агентом, в этом случае информация по платёжному агенту не заполняется, достаточно платёжных реквизитов самой организации (УО, ТСЖ, ЖСК, ТСН).
Чтобы найти платёжного агента нужно ввести необходимые параметры в строк формы поиска и нажать кнопку «Найти».
Чтобы увидеть информацию о платёжном агенте, нажмите на его название.
В открывшейся форме вы увидите основные данные об организации и о договоре, заключённом с ней. Нажав на номер договора, вы сможете посмотреть информацию о нём: номер, срок действия, файл с копией подгруженного договора. Эти документы можно скачать, нажав на кнопку «Скачать всё», или наоборот, добавить необходимый файл.
Есть возможность добавить нового платёжного агента. Для этого нажмите кнопку «Добавить платёжного агента».
В этой форме нужно заполнить обязательное поле «Функция», выбрав из выпадающего списка значение «Оператор по приёму платежей».
Чтобы добавить организацию нажмите на кнопку «Выбрать организацию». В открывшейся форме поиска можно найти организацию по параметрам или из готового списка, нажав кнопку «Найти».
Когда организация будет выбрана, нужно добавить информацию о договоре с ней: номер, число, срок действия, файл с копией утверждённого договора. Необходимо заполнить все поля, отмеченные звёздочкой.
После того, как вся необходима информация будет внесена, необходимо нажать кнопку «Сохранить».
Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
Когда в отношения по исполнению должником — физическим лицом денежного обязательства перед кредитором вступает платежный агент, такие отношения регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Платежный агент берет на себя функцию по приему платежей от физических лиц и направлению их поставщику товаров, работ, услуг, за которые платит физическое лицо. При этом на платежном агенте лежит обязанность использовать специальный банковский счет (счета), для зачисления на который он должен сдать полученные от плательщиков наличные денежные средства (ч. 14, 15 ст. 4 Закона).
Ну и за неисполнение данных обязанностей (по сдаче в кредитную организацию полученных денег и/ или по использованию специального счета ) установлена административная ответственность с санкцией в виде штрафа для юридических лиц от 40 до 50 тысяч, должностных лиц — от 4 до 5 тысяч (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ).
В судах складывалась практика, когда платежным агентом признавали управляющие компании, ТСЖ, и, привлекали их к административной ответственности за совершение предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ правонарушения. Логика строилась на том, что управляющие компании (ТСЖ), предоставляя коммунальные услуги, вроде как самостоятельно эти услуги не оказывают, поскольку заключают договоры на поставку ресурсов с ресурсоснабжающими организациями. Поэтому эти последние и являются поставщиками, а управляющая организация (ТСЖ), выполняя посреднические функции, отвечает признакам платежного агента.
Суды не учитывали, что управляющая компания (ТСЖ) согласно существующей системе норм жилищного законодательства никаким посредником не является (хотя в некоторых случаях и была бы рада им оказаться), она выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, т.е. лица, предоставляющего эти услуги, и поэтому в отношениях с потребителями является именно поставщиком коммунальных услуг, а не агентом. Более того, п. 1 ст. 2 Федерального закона N 103-ФЗ прямо отнес к числу поставщиков юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ.
Сомнения в итоге были разрешены Верховным Судом РФ в отношении как управляющих компаний, так и ТСЖ. Так, в Обзоре судебной практики N 3 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015 (в ответе на вопрос 22), сформулирована позиция о том, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, признаются для целей Федерального закона N 103-ФЗ поставщиком услуг, и, следовательно, неиспользование ими специального банковского счета, который обязан использовать платежный агент, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ. При этом, как поставщики данные лица должны использовать специальный банковский счет, если расчеты со своими потребителями они осуществляют с привлечением платежных агентов (см. ч. 18 ст. 4 Закона).
В отношении ТСЖ Верховный суд РФ изложил ту же позицию, рассматривая дело о привлечении налоговым органом ТСЖ «Лагуна» к административной ответственности (Постановление ВС РФ от 11.02.2016 № 308-АД15-15175, дело А32-46471/2014). Были отменены акты нижестоящих судов, само постановление инспекции о привлечении к ответственности и сфомулирован вывод о том, что товарищество не является платежным агентом, в связи с чем, его действия по приему денежных средств на свой расчетный счет, а не на специальный банковский счет, не образуют состав правонарушения, ответственность за которое установлена в ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ. Следует при этом оговориться, что если ТСЖ привлечет к приему платежей платежных агентов, то у него возникнет обязанность использовать специальный счет уже как у поставщика (ч. 18 ст. 4 Федерального закона N 103-ФЗ).
Опубликован Обзор судебной практики Верховного Суда российской Федерации № 3 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015 года.
Одним из рассмотренных Верховным Судом РФ вопросов стала возможность отнесения организаций, управляющих многоквартирными домами, к платежным агентам?
Актуальность этого вопроса обусловлена необходимостью открытия платежными агентами специального банковского счета и, соответственно, административной ответственностью за нарушение этой обязанности.
Рассмотрев применимые нормы действующего законодательства, Верховный Суд РФ пришел к выводу:
«в случае если управляющая организация самостоятельно осуществляет расчеты с собственниками жилых помещений без участия платежных агентов, то у такой организации отсутствует обязанность по использованию специального банковского счета для приема платежей за коммунальные услуги от физических лиц».
На практике это означает, что в случае, когда жильцы перечисляют деньги управляющей организации ЖКХ через т.н. «платежный терминал», то такие деньги должны зачисляться сначала на специальный банковский счет этой управляющей организации ЖКХ как поставщика.
Ниже приводится соответствующая выдержка из вышеуказанного Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2015).
ВОПРОС 22.
Образует ли объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, неиспользование управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, специального банковского счета в случае, когда такая организация осуществляет расчеты с собственниками жилых помещений без участия платежных агентов?
ОТВЕТ.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Положения Федерального закона № 103-ФЗ не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим федеральным законом, а также не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (пп. 1 и 4 ч. 2 ст. 1).
Согласно пп.3 и 4 ст.2 Федерального закона № 103-ФЗ платежным агентом может являться юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. При этом платежным агентом является либо оператор по приему платежей, либо платежный субагент.
Под оператором по приему платежей – платежным агентом понимается юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 4 ст. 2).
Платежным субагентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 5 ст. 2).
Пункт 1 ст.2 Федерального закона № 103-ФЗ содержит понятие «поставщик». Так, поставщиком, в частности, признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В соответствии с чч. 4 и 7 ст.155 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также за коммунальные услуги вносится в управляющую организацию. При этом выполнением обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией признается в том числе и внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (ч. 71 ст. 155 ЖК РФ).
С учетом того, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится юридическому лицу, осуществляющему деятельность по управлению многоквартирными домами, такое юридическое лицо не является платежным агентом, поскольку для целей Федерального закона №103-ФЗ оно признается поставщиком услуг.
В соответствии с ч.18 ст.4 Федерального закона № 103-ФЗ на поставщике при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей лежит обязанность использовать специальный банковский счет. Этой же нормой закреплено императивное правило, согласно которому поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
В свою очередь, по специальному банковскому счету поставщика допускается осуществление операций только по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, а также по списанию денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций, в том числе и по осуществлению расчетов непосредственно с физическими лицами – собственниками жилых помещений, по специальному банковскому счету поставщика не допускается (чч. 19–20 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ).
Согласно ч.15 ст.155 ЖК РФ управляющая организация вправе самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов. При этом потребители вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги путем наличных и безналичных расчетов в любом выбранном ими банке или почтовыми переводами.
Исходя из изложенного, в случае если управляющая организация самостоятельно осуществляет расчеты с собственниками жилых помещений без участия платежных агентов, то у такой организации отсутствует обязанность по использованию специального банковского счета для приема платежей за коммунальные услуги от физических лиц.
Следовательно, неиспользование управляющей организацией, иным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, специального банковского счета при осуществлении расчетов с собственниками жилых помещений без участия платежных агентов не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.
Аналогичным образом разрешается вопрос о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное данной нормой, иных лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами (товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив).
ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ
Морозов И. В., налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, редактор-эксперт журнала «Упрощенная бухгалтерия»
ПРОБЛЕМА
УК заключила агентские договоры с РСО организациями на начисление и сбор платежей от населения за коммунальные услуги. По условиям агентских договоров за свои услуги мы получаем агентское вознаграждение в процентах от собранных средств. Ежемесячно РСО предоставляются отчеты о начисленных, собранных от населения и перечисленных средствах. Денежные средства поступают в кассу УК (в структуре организации имеется свой РКЦ, оборудованный кассовым аппаратом, зарегистрированным в налоговой инспекции). Терминалами и прочими аппаратами по приему платежей от населения мы не пользуемся. Договоров на прием платежей от населения через кредитные организации нет. С собственниками помещений в МКД заключены договоры управления. Правомерно ли считать УК оператором по приему платежей от населения и необходимо ли открывать спецсчет и вставать на учет в органах Росфинмониторинга?
РЕШЕНИЕ
По нашему мнению, Ваша организация не относится к платежным агентам, и вот почему.
Действительно, в силу п. 18 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ) поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Закон № 103-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ (ч. 1 ст. 1 Закона № 103-ФЗ).
Согласно п.п. 2, 3, 4, 5 ст. 2 Закона № 103-ФЗ:
— плательщик – физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
— платежный агент – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
— оператор по приему платежей – платежный агент – юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
— платежный субагент – платежный агент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Таким образом, Законом № 103-ФЗ четко определены понятия лиц, подпадающих под действие Закона.
Из п.п. 1, 2 ст. 3 и п. 14 ст. 4 Закона № 103-ФЗ следует, что деятельностью по приему платежей физических лиц в целях названного Федерального закона признаются прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком, и платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов.
Из приведенных норм следует, что деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг (работ) между плательщиком и поставщиком услуг (работ, товаров) и не оказывает иных самостоятельных услуг (работ), кроме приема и передачи денежных средств. Если деятельность агента не ограничивается только приемом денежных средств, она не подпадает под понятие платежного агента, закрепленное в ст. 2 Закона № 103-ФЗ (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.02.2014 № 02АП-175/14).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 103-ФЗ положения Закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом № 103-ФЗ.
Таким образом, платежный агент не может быть стороной сделки по реализации (товаров, работ, услуг) с физическим лицом. Даже когда прием платежей обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с принципалом, комитентом либо поверенным, а функциями посредника являются поиск покупателей, прием заказов и договоров, доставка товаров, посредник не является платежным агентом, поскольку он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 № 08АП-6295/14).
Иногда посредники ошибочно расценивают выполнение своих функций как деятельность платежного агента и требуют открытия специального банковского счета от принципала (доверителя, комитента).
Не являются платежными агентами такие посредники, как:
— комиссионеры, агенты, действующие от своего имени, которые, помимо приема платежей, сами заключают с покупателями договор, передают им товары, документы и т. д.;
— агенты и поверенные, действующие от имени доверителя, которые принимают от физического лица деньги, передавая ему товары либо результат работ (например, курьерские службы и транспортные компании, принимающие деньги за доставленные товары при их передаче покупателю), или заключающие с физическим лицом договор, в рамках которого принимают от него платеж за товары (работы, услуги), которые оно может получить позже и не от посредника, а напрямую от поставщика (например, продажа карт оплаты связи, торговля по каталогам).
Положения Закона № 103-ФЗ не должны применяться, если:
— у поставщика (ресурсоснабжающей организации) отсутствуют прямые договоры с физическими лицами – потребителями (покупателями) его услуг (работ, товаров), имеется лишь договор с Вами. Договоры на оказание услуг (работ, поставку) с физическими лицами заключаются с Вами;
— Вашей организацией, помимо услуг по приему платежей от населения и передачи их ресурсоснабжающей организации, оказываются иные услуги, связанные, например, с начислением, корректировкой начисления коммунальных платежей, распечаткой платежных документов, учетом льгот, ведением регистрационного учета граждан, за которые агент получает вознаграждение (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 № 02АП-3049/14).
Сказанное в полной мере распространяется на Вашу организацию, из чего в рассматриваемой ситуации мы делаем вывод об отсутствии необходимости УК открывать спецсчет и вставать на учет в органах Росфинмониторинга.
Является ли управляющая компания оператором по приему платежей?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Управляющая компания не является оператором по приему платежей.
Деятельность операторов по приему платежей регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон N 103-ФЗ). В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона N 103-ФЗ оператор по приему платежей — это платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. В свою очередь, оператор по приему платежей является платежным агентом. Платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц (ч. 3 ст. 2 Закона N 103-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях данного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 103-ФЗ поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с данным Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с чч. 4 и 7 ст. 155 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также за коммунальные услуги вносится в управляющую организацию. При этом выполнением обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией признается в том числе и внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).
С учетом того, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится юридическому лицу, осуществляющему деятельность по управлению многоквартирными домами, такое юридическое лицо не является платежным агентом, поскольку для целей Закона N 103-ФЗ оно признается поставщиком услуг (смотрите, например, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015 (Вопрос N 22)).
При этом в силу ч. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Таким образом, управляющая организация имеет право выбора способа принятия оплаты от населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, в том числе и через платежных агентов.
При этом дополнительно отметим, что Закон N 103-ФЗ не содержит предписаний, обязывающих плательщиков — физических лиц вносить платежи за жилищно-коммунальные услуги исключительно через платежных агентов. Как потребители, они вправе производить оплату оказанных услуг и (или) выполненных работ путем внесения наличных денежных средств непосредственно в кассу исполнителю (в нашем случае — управляющей организации) либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»). Об этом же говорится и в п. 63, пп. «а» п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Иными словами, произвести оплату за жилищные услуги плательщик может по выбору: либо напрямую в управляющую организацию, либо через платежных агентов, банковских платежных агентов, однако в таком случае данными организациями за посреднические услуги с плательщика может взиматься комиссия.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что сама по себе управляющая компания не является оператором по приему платежей (платежным агентом).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ
Многоканальный телефон: (347) 292-44-44
Источник фото: https://www.pexels.com/
Нормы гражданского и жилищного законодательство содержат положения об обязанности потребителя осуществлять оплату за жилищно-коммунальные услуги.
В связи с этим существует мера административного наказания (ч.4 ст.14.8 КоАП РФ), которая предусматривает штраф за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).
В своё время тема «бескомиссионного» внесения платы за услуги и работы наличными вызвала большой ажиотаж среди лиц, оказывающих услуги и выполняющих работы и потребителей, желающих в таком виде осуществить платежи.
Стоит отметить, что в сложившейся ситуации ФАС России в Письме от 27.09.2019 года № АК/84598/19 «О правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг» отмечал, что в законодательстве РФ отсутствуют запреты на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.
Позиция ФАС России, изложенная в вышеуказанном письме, оспаривалась в Верховном суде РФ, заявитель требовал установление обязанности бескомиссионной оплаты жилищно-коммунальных услуг. Верховным судом был отказано в удовлетворении требований 27.01.2020 года (Дело № АКПИ19-922).
Между тем «непонятки» в применении данного вида законодательства остались, и суды по сей день разбирают споры о том, «кто, что и кому должен» в данных правоотношениях.
Определение Верховного суда РФ от 08 февраля 2021 года № 306-ЭС20-14501 данный факт подтверждает.
Суд высшей инстанции разбирал дело об административной ответственности в отношении находящейся в городе Казань управляющей организации «Арт Сити» (далее – УК). Контролирующий орган (Роспотребнадзор) посчитал, что в нарушение требований законодательства, УК не предоставила потребителю возможность оплатить оказанные услуги путем внесения наличных денежных средств непосредственно исполнителю коммунальной услуги без взимания комиссии, возложив на потребителя дополнительное финансовое бремя (проценты) по оплате финансовых услуг через банк.
УК успешно оспорила наказание по данной статье (необеспечение возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя).
Штраф был наложен Роспотребнадзором по итогам проверки УК по жалобе потребителя: жительница МКД жаловалась, что управляющий не принимает наличные для оплаты счетов по ЖКХ, а при любых других способах оплаты банки взимают комиссию за перевод денежных средств.
Отменяя постановление Роспотребнадзора, суды единогласно отметили следующее:
-
согласно информации с официального сайта УК, плата за жилищно-коммунальные услуги возможна несколькими способами, в том числе через личный кабинет на сайте, в офисе УК через терминал (с комиссией банка), с помощью некоторых интернет-банков (клиентам данных банков — без комиссии);
-
при этом комиссия при оплате взималась не УК, а иными лицами — банками. Сама же УК никаких действий по взиманию комиссии относительно граждан не допускала;
-
согласно пункту 63 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. При этом потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах;
-
согласно ст.37 Закона «О защите прав потребителей» оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов, при использовании наличной формы расчетов оплата производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту);
-
физические лица — плательщики за жилищно-коммунальные услуги вправе самостоятельно выбирать способ оплаты (наличными денежными средствами с оплатой комиссии, безналичное (бескомиссионное) перечисление, с использованием услуг банков, РКЦ и других организаций, осуществление оплаты потребленного ресурса (оказанной услуги) непосредственно РСО или исполнителю коммунальных услуг и т.д. или осуществлять платежи без взимания комиссии;
-
собственники помещений в МКД должны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги управляющей организации, которая управляет данным домом;
-
расходы по оплате услуг банка не является обязательными для собственников жилых помещений по содержанию общего имущества МКД в силу положений действующего жилищного законодательства;
-
законодательство не запрещает исполнителю при расчетах за поставленные коммунальные ресурсы прибегать к услугам третьих лиц, в числе которых поименованы платежные и банковские агенты (субагенты);
-
в данном случае жителям дома предоставлена возможность оплаты жилищно-коммунальных услуг путем внесения наличных денежных средств в кассе любого из банка по выбору потребителя, а для клиентов некоторых банков вообще доступна оплата без комиссии при оплате через интернет — банк;
-
следовательно, потребителю коммунальных услуг предоставлено право выбора способа оплаты оказанных услуг путем наличных денежных средств по выбору потребителя, а также возможность оплаты без учета комиссии за перевод денежных средств;
-
при этом платежный агент, банковский платежный агент (субагент) в случае приема платежей за услуги вправе взимать с плательщика — физлица комиссионное вознаграждение, размер которого определяется соглашением между агентом и плательщиком, а само соглашение может быть оформлено в виде предоставления общей информации об условиях приема платежей, включая размер вознаграждения. Аналогичные правовые возможности установлены и для банковского платежного агента (субагента);
-
понятие наличной формы расчетов конкретизировано в части 4 статьи 37 Закона № 2300-1, под которой понимается оплата потребителем в соответствии с указанием продавца путем внесения наличных денежных средств продавцу либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, либо банковскому платежному агенту;
-
из буквального содержания приведенных норм не следует, что на поставщика коммунальных ресурсов (исполнителя) возложена обязанность по оборудованию собственной кассы в целях приема наличных денежных средств у населения для оплаты ими коммунальных услуг. Напротив, ему предоставлена возможность указать, каким образом потребители могут реализовать свое право произвести оплату потребленного коммунального ресурса в наличной форме;
-
таким образом, требование об обязании УК установить пункт приема денежных средств непосредственно от потребителя является незаконным;
-
размер платы за оказанные ЖКУ указывается в платежках без указания комиссии;
-
событие административного правонарушения в части необеспечения возможности оплаты товаров (ч.4 ст.14.8 КоАП РФ) отсутствует, если потребитель был вправе выбрать способ оплаты оказанных услуг, включая использование национальных платежных инструментов в рамках НСПК и наличной формы расчетов путем внесения наличных денежных средств банковскому платежному агенту.
Суд высшей инстанции отказал Роспотребнадзору в пересмотре дела, поскольку «не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что УК допускает ограничение прав потребителей по выбору способа оплаты предоставленных услуг».
Указанный спор показал: действие надзорного органа в интересах потребителя по принципу «Была бы спина, найдется и вина» УК успешно оспорила.
Поставщику коммунальных ресурсов (исполнителю) предоставлена возможность указать, каким образом потребители могут реализовать свое право произвести оплату потребленного коммунального ресурса в наличной форме. Таким образом, касса может быть у любого лица, уполномоченного принимать платежи за жилищно-коммунальные услуги. Стоит только учесть, что информация об этом должна быть доведена до потребителей надлежащим образом.
Комиссия при оплате жилищно-коммунальных услуг является комиссией банков и платой за услуги оператора по приему платежей, а не платой за оказанные услуги. При этом ни жилищное законодательство, ни Закон «О защите прав потребителей» № 2300-1 не обязывают посреднические организации принимать наличные денежные средства по оплате коммунальных услуг без комиссии.
Компания «Бурмистр.ру» 7 июня проведет вебинар «Капитальный ремонт МКД: что нужно знать обязательно, чтобы не влететь». Заявка и программа здесь.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Платежный агент коммунальные услуги
Платежный агент коммунальные услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Платежный агент коммунальные услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 4 «Условия осуществления приема платежей» Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»«Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из статуса специального счета третьего лица. АО «УК «ДомСервис» для целей Федерального закона N 103-ФЗ признается поставщиком услуг. Специальный банковский счет поставщика N 40821810000902142031 был открыт АО «УК «ДомСервис» на основании Договора N 2193 от 25.01.2012 г. банковского счета для учета наличных денежных средств, полученных от физических лиц, и осуществления расчетов в соответствии с требованиями Закона N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Частью 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет.»
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 30 «Права и обязанности собственника жилого помещения» ЖК РФ
(В.Н. Трофимов)По мнению суда, сославшегося на п. п. 3 — 5 ст. 30, ч. 1 ст. 153, ч. 1 и 2 ст. 154, ст. 155 ЖК РФ, п. 1 ст. 1005 ГК РФ, п. 1 ст. 3 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», из приведенных норм следует, что обязанность по перечислению на расчетные счета РСО поступивших от граждан платежей за коммунальные услуги лежит на управляющей организации как исполнителе коммунальных услуг. При этом заключение договора с агентом не изменяет объем обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 21.11.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)15. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.