Является ли управляющая компания плательщиком ндс

Когда коммунальщики освобождаются от НДС

Минфин уточнил, в каких случаях управляющие организации вправе рассчитывать на освобождение от НДС при приобретении работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Данные разъяснения приводятся в письме ведомства от 23.07.2021 № 03-07-14/59451.

По действующим правилам не подлежат обложению НДС операции по реализации работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

 Право на данную льготу имеют управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

При этом работы/услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в целях получения права на освобождение от НДС должны обязательно приобретаться у организаций и ИП, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы и услуги.

Все организации пользуются коммунальными услугами: отоплением, водой, электричеством, вывозом мусора, водоотведением и пр. Порядок обложения стоимости коммунальных услуг налогом на добавленную стоимость зависит от того, кто оказывает услуги и как происходит оплата. 

НДС на коммунальные услуги

НДС в стоимости коммунальных услуг

Услуги, которые предоставляют организации коммунального комплекса, облагаются НДС в стандартном порядке — по ставке 20 %. К таким организациям относятся юрлица, которые занимаются системами коммунальной инфраструктуры или эксплуатируют объекты для утилизации ТКО.

Если вы приобретаете услуги напрямую у ресурсоснабжающих организаций, то будете платить НДС в стандартном порядке. Еще один вариант — приобретать услуги через управляющие организации. Для них есть особое правило.

Управляющие организации ТСЖ, ЖК, ЖСК и иные потребительские кооперативы могут освободить от НДС реализацию коммунальных услуг, если соблюдены условия (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ):

  • услуги приобретены у ресурсоснабжающих организаций или региональных операторов по обращению с ТКО по предельным единым тарифам;
  • услуги реализованы потребителям в пределах цены их приобретения (с учетом НДС).

Если хотя бы одно из условий нарушено, управляющая организация должна начислить и уплатить НДС. 

Освобождение от НДС действует независимо от того, кому оказаны услуги — физическим или юридическим лицам, собственникам или арендаторам, жилым или нежилым помещениям (письмо Минфина от 23.01.2017 N 03-07-11/2838). Управляющая организация может отказаться от льготы, платить НДС и принимать налог к вычету в стандартном порядке.

Размер платы за коммунальные услуги не изменяется, если управляющая организация применяет льготу. Если вы приобретаете услуги напрямую у ресурсоснабжающей компании, управляющей организации со льготой или без, сумма будет учитывать НДС. 

Это связано с тем, что управляющая организация приобретает у ресурсоснабжающих компаний услуги уже с учетом НДС. Она не прибавляет дополнительный НДС при реализации услуг потребителям, но учитывает предъявленный ресурсоснабжающей компанией НДС в их стоимости. Поэтому потребители платят за коммунальные услуги цену, в которой уже заложен НДС. Например, электростанция предоставила управляющей организации услуги по электроснабжению по тарифу с НДС согласно тарифу: 100 и 20 рублей соответственно.

Если вы покупаете услуги напрямую у ресурсоснабжающей организации или у управляющей организации, которая отказалась от льготы, то будете оплачивать тариф, увеличенный на сумму НДС, — те же самые 120 рублей, где 100 рублей тариф и 20 рублей НДС.

Учет коммунальных услуг у собственников помещений

Чтобы учесть расходы на коммунальные услуги, нужно получить от поставщика подтверждающие их документы: договор, акт об оказании услуг, квитанция, счет-фактура. Как правило, поставщики выставляют счета в конце месяца.

Если коммунальные расходы относятся к объектам непроизводственного назначения, при расчете налога их не учитывайте.

Период списания расходов, в том числе НДС, зависит от метода учета доходов и расходов — кассовый метод или метод начисления.

При методе начисления расходы спишите в периоде, в котором получили счет на оплату или акт оказания услуг от ресурсоснабжающей организации. Если счета или акта нет, спишите расходы на дату, предусмотренную условиями договора.

При кассовом методе расходы признайте в том периоде, в котором они оплачены.

В бухучете сформируйте следующие проводки:

1. Если являетесь плательщиком НДС:

  • Дт 20 (23 ,25, 26, 29, 44, 91-2) Кт 60 (76) — получен счет на оплату, подписан акт об оказании услуг;
  • Дт 19 Кт 60 (76) — отражен входной НДС;
  • Дт 68 НДС Кт 19 — входной НДС принят к вычету;
  • Дт 60 (76) Кт 51 — оплачены коммунальные услуги.

НДС с коммунальных услуг принимается к вычету в стандартном порядке. Для этого должны соблюдаться все условия, предусмотренные ст. 171 и ст. 172 НК РФ: принятие услуг к учету, их использование в облагаемой НДС деятельности и наличие документов с выделенной суммой налога.

2. Если не являетесь плательщиком НДС:

  • Дт 20 (23 ,25, 26, 29, 44, 91-2) Кт 60 (76) — получен счет на оплату, подписан акт об оказании услуг;
  • Дт 19 Кт 60 (76) — отражен входной НДС;
  • Дт 20 (23 ,25, 26, 29, 44, 91-2) НДС Кт 19 — входной НДС учтен в расходах;
  • Дт 60 (76) Кт 51 — оплачены коммунальные услуги.

Учет коммунальных услуг у арендодателей и арендаторов

Арендаторы помещений возмещают коммунальные услуги арендодателю. Это можно сделать одним из трех способов: включить коммуналку в сумму аренды, добавлять ее сверху или перечислять в рамках посреднического договора. От выбранного способа зависит порядок уплаты и принятия НДС к вычету.

Коммунальные услуги включены в арендную плату

Это самый простой способ возмещения расходов на коммуналку для целей НДС. Если коммунальные платежи входят в арендную плату, то налогом облагается вся сумма платежа по договору, включая коммуналку.

Арендодатель выставляет арендатору счет-фактуру на всю сумму арендной платы. Входной НДС от поставщиков коммунальных услуг можно принять к вычету в полном размере на основании подтверждающих документов.

Арендатор вправе принять к вычету всю сумму входного НДС, в том числе по коммунальным услугам. Для этого достаточно счета-фактуры от арендодателя.

Коммунальные услуги оплачиваются сверх арендной платы

Если коммунальные услуги перевыставлены сверх арендной платы, НДС на их стоимость не начисляется, так как нет объекта налогообложения. Арендодатель не может принять к вычету входной НДС от поставщиков услуг, он включается в стоимость коммунальных услуг, перевыставленную арендатору.

Арендатор в этом случае тоже не может принять налог к вычету, так как эта операция не признается реализацией для целей НДС, арендодатель не предъявил НДС и не выставил счет-фактуру.

Коммунальные услуги перевыставлены по посредническому договору

Перевыставленные коммунальные услуги облагаются НДС в том же порядке, что и другие перевыставленные расходы. Арендодатель в этом случае не начисляет, не платит и не принимает НДС к вычету. Он перевыставляет арендатору счет-фактуру, если провел расходы от своего имени. Если же расходы приобретены от имени арендатора, поставщик услуг сразу выписывает счет-фактуру на него.

Арендатор принимает к вычету входной НДС с перевыставленных расходов.

Ведите учет НДС на коммунальные услуги в Контур.Бухгалтерии. Начисляйте, платите и принимайте налог к вычету. Вносите все операции в сервис, чтобы по итогам отчетного периода получить автоматически сформированную декларацию и бесплатно сдать ее в налоговую. А еще в Бухгалтерии можно вести расчеты с сотрудниками и бухучет, считать налоги, проверять контрагентов и получать консультации экспертов. Все новые пользователи получают в подарок 14 дней работы в сервисе.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Услуги управляющей компании ндс

Услуги управляющей компании ндс

Подборка наиболее важных документов по запросу Услуги управляющей компании ндс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 149 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Налоговая инспекция пришла к выводу о неправомерном применении управляющей компанией установленного подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождения от НДС, поскольку выручка от реализации услуг превышала затраты на приобретение услуг у подрядчиков. Суд признал доначисление НДС правомерным и указал, что в случае приобретения управляющей организацией работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей от налогообложения НДС освобождается реализация управляющими организациями вышеуказанных работ (услуг) по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом указанной нормой не предусмотрено освобождение от налогообложения НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Управляющая компания не платит НДС согласно пп. 30 п. 3 ст. 149 НК.

При этом она оказывает услуги по охране придомовой территории и услуги консьержа по цене, размер которой утвержден решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Освобождаются ли данные услуги от НДС?

В этом вопросе разбирался Минфин. Ответ дан в письме № 03-07-07/15433 от 03.03.2020.

В соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК от НДС освобождена реализация услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказываемых управляющими организациями, при условии приобретения этих услуг у организаций и ИП, непосредственно оказывающих данные услуги.

Минфин отмечает, что цена реализации в УК должна соответствовать стоимости приобретения этих услуг у поставщиков.

Но что входит в понятие «содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме»?

Минфин отсылает к Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491, которым установлен перечень услуг по содержанию общего имущества.

Отсюда чиновники делают вывод — если УК реализует услуги по охране придомовой территории и услуг консьержа по цене, размер которой утвержден решением общего собрания жильцов, не предусмотренных указанным перечнем, а также услуг, включенных в перечень, стоимость которых выше стоимости их приобретения, такие услуги облагаются НДС.

сентябрь 2020г.

Ситуация: Управляющая организация на ОСН, а региональный оператор ТБО освобожден от налогообложения НДС. Как управляющей организации рассчитать НДС с реализации — увеличить сумму тарифа на НДС или исчислить по расчетной ставке, не выходя за пределы тарифа.

Краткий ответ: управляющая компания обязана исчислить НДС с реализации услуги, но общая цена реализуемой услуги не должна превышать установленный тариф.
На основании п. 4 ст. 164 НК РФ НДС должен рассчитываться по расчетной ставке — как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 статьи 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Правовое обоснование:

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается, в т.ч.,  операция по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В соответствии с пп.36 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ …. услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее в настоящем подпункте — орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога.

В соответствии с со ст. 5 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Российская Федерация утверждает основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

В Постановление Правительства РФ от 30.05.2016г. № 484  «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» указано, что регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных тарифов. (п.4).

Тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6(1) настоящего документа, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами (далее — территориальная схема). (п.5)

На основании пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

В п. 5 ст. 149 НК РФ указано, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом случае региональный оператор вне зависимости от его желания освобожден от налогообложения НДС, а Предприятие имело право отказаться от применения льготы и, соответственно, обязано исчислять НДС в общеустановленном порядке.

На основании п.п. 1 и 4  ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Особенности предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены в разделе XV(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Из указанного раздела следует, что с целью предоставления услуг населению управляющая организация заключает договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

В п. 1 ст. 424 ГК РФ указано, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Выше мы привели нормативные акты, которыми установлено, что деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, не превышающим утвержденных тарифов[1].

Кроме того, в соответствии с п. 2. ст. 157 ЖК РФ  размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные п. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.

В Определении КС РФ от 18.10.2012г. № 2004-О[2] указано следующее:

«Формально оспаривая конституционность пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», заявительница связывает нарушение своих конституционных прав непосредственно с нормой подпункта 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой управляющая организация не облагает налогом на добавленную стоимость операции по реализации населению коммунальных услуг. Приведенная норма направлена как на освобождение управляющих организаций от уплаты налога на добавленную стоимость по операциям реализации коммунальных услуг, так и на недопущение неоправданного роста стоимости данного вида услуг, оказываемых управляющими организациями населению. Таким образом, оспариваемое законоположение, устанавливающее льготу по налогу на добавленную стоимость, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы в аспекте, указанном в ее жалобе».

Из приведенных норм и позиции  КС РФ следует, что конечный потребитель коммунальной услуги не должен платить за нее цену, превышающую установленный тариф. Даже в случае, если управляющая организация является плательщиком НДС, а региональный оператор освобожден от этой обязанности.

К аналогичным выводам приходят и другие суды.

Например,

  • Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.02.2017г. № Ф05-18236/2016 по делу № А40-207938/2015-84-1716
  • Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.02.2017г. № Ф05-21979/2016 по делу № А40-41325/2016
  • Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.09.2016г. № Ф05-11664/2016 по делу № А40-206915/2015 (Определением ВС РФ от 18.01.2017г. № 305-КГ16-18773 отказано в передаче дела № А40-206915/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления),
  • Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017г. № 09АП-9017/2017 по делу № А40-125168/16.

Так, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19.09.2016г. № Ф05-11664/2016 по делу № А40-206915/2015, выводы которого поддержаны ВС РФ, указано следующее:

«При этом ссылка общества на установленную положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 146 и пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по предъявлению к оплате покупателю товаров (работ, услуг) соответствующей суммы НДС и разъяснения, содержащиеся в пунктах 3 и 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы», подлежит отклонению как несостоятельная, поскольку в соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, приобретающими данные услуги у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена.

Право общества на отказ от освобождения операций по реализации товаров (работ, услуг) от налогообложения, предусмотренное пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, само по себе не должно исключать право граждан при указанных выше обстоятельствах на получение и оплату коммунальных услуг по рассчитанным в установленном порядке тарифам.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 2004-О, норма подпункта 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой управляющая организация не облагает налогом на добавленную стоимость операции по реализации населению коммунальных услуг, направлена как на освобождение управляющих организаций от уплаты налога на добавленную стоимость по операциям реализации коммунальных услуг, так и на недопущение неоправданного роста стоимости данного вида услуг, оказываемых управляющими организациями населению».

Таким образом, поскольку Предприятие является плательщиком НДС и осуществляет реализацию коммунальных услуг, оно обязано исчислить НДС с реализации услуги, но общая цена реализуемой услуги не должна превышать установленный тариф.

На основании п. 4 ст. 164 НК РФ НДС должен рассчитываться по расчетной ставке — как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 статьи 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Косвенно данный вывод можно сделать  из п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014г. № 33[3] , в котором указано, что если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ).

  • [1] Ст. 5 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  и п.п.4,5 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016г. № 484  «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
  • [2] Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Титовой Татьяны Евгеньевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
  • [3] «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Якитория на бульваре дмитрия донского часы работы
  • Что значит компания находится в стадии ликвидации
  • Часы работы сбербанка в орле на комсомольской 229
  • Якутская электросетевая компания официальный сайт
  • Что значит название реквизитов для возврата денег