Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
КонсультантПлюс: примечание.
О деятельности некредитных финансовых организаций на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей см. ФКЗ от 04.10.2022 N 5-ФКЗ, N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, N 8-ФКЗ.
Статья 76.1. Некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности:
1) профессиональных участников рынка ценных бумаг;
2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
4) акционерных инвестиционных фондов;
5) клиринговую деятельность;
6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;
7) деятельность организатора торговли;
деятельность центрального депозитария;
8.1) репозитарную деятельность;
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 430-ФЗ)
9) деятельность субъектов страхового дела;
10) негосударственных пенсионных фондов;
11) микрофинансовых организаций;
12) кредитных потребительских кооперативов;
13) жилищных накопительных кооперативов;
14 — 16) утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 359-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
17.1) деятельность оператора инвестиционной платформы;
(п. 17.1 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ)
18) ломбардов;
(п. 18 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 375-ФЗ)
19) оператора финансовой платформы;
(п. 19 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 212-ФЗ)
20) операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов;
(п. 20 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
21) операторов обмена цифровых финансовых активов.
(п. 21 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Словарь терминов
Выберите букву
К финансовым можно отнести все те организации, в основной деятельности которых преобладают те или иные финансовые операции — эмиссия ценных бумаг, кредитование либо функции финансового управления — планирование, координация, регулирование, учёт, оценка, контроль финансовых потоков и т. д.
Что такое финансовые организации
Финансовая организация — это юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг.
Понятие финансовой организации приведено в ст. 180 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»..
Примеры финансовых организаций
Приведём несколько примеров явных финансовых организаций, с указанием их основных функций:
- коммерческие банки различных видов специализации — кредитные учреждения, осуществляющие универсальные банковские операции, главным образом за счёт денежных капиталов и сбережений, привлечённых в виде вкладов;
- инвестиционные компании, аккумулирующие денежные средства частных инвесторов путём эмиссии собственных ценных бумаг и помещающие их в акции, облигации различных предприятий;
- страховые компании, выступающие в роли страховщика, т.е. принимающие на себя обязанность возместить страхователю убытки при наступлении страхового случая;
- аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе финансовый контроль за деятельностью хозяйственных организаций в форме независимых ревизий бухгалтерского учёта и отчётности, налогообложения и т. д.;
- а также консультирующие по вопросам анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Пример, к основной деятельности банков относят:
- кредитные услуги (предоставление кредитов на различные цели);
- расчётные операции (осуществление необходимых платежей по поручению держателей, вкладчиков и т.д.);
- кассовые операции (приём и выдача денежных средств и ценностей через операционную кассу);
- комиссионные операции (выдача клиентам банка поручений по операциям, связанным с куплей-продажей);
- курсовые операции (покупка и продажа иностранной валюты и ценных бумаг);
- финансовые операции.
История создания
Первые финорганизации появились в США после Второй мировой войны, когда народ активно начал покупать товары в кредит. Спустя несколько десятков лет они появились в Японии и Западной Европе. Сегодня они достаточно популярны и в Украине. Это обусловлено наполнением потребительского рынка услугами и товарами, а также наличием конкуренции между ними. С одной стороны такие компании способствуют улучшению культуры обслуживания, наличию честной конкуренции и уменьшению проявления монополизма, а с другой стороны способствуют использованию в этой сфере инноваций.
Эксперты даже утверждают, что финорганизации являются важным инструментом продвижения на рынок товаров длительного потребления в условиях экономического кризиса или падения спроса. В частности, речь идёт о продаже автомобилей, который в западных странах чаще всего приобретаются населением в кредит. К примеру, большинство автомобильных концернов создают дочерние финансовые компании и таким образом быстро сбывают выпущенную продукцию.
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь на соцсети
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Поделиться с друзьями
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ обязывает российский бизнес не допустить оборот нелегальных доходов и предотвратить финансирование терроризма. Поэтому его требования распространяются на те компании, у которых есть доступ к деньгам или имуществу своих клиентов.
Организации и ИП, которым нужно исполнять «антиотмывочный» закон, также называют субъектами 115-ФЗ. Они должны следить за операциями и сделками клиентов, чтобы выявлять противозаконные и приостанавливать их. А в случае выявления сомнительных операций — сообщать в Росфинмониторинг.
Обязанность — соблюдать «антиотмывочный» закон — прежде всего определяется по виду деятельности. Отрасли бизнеса, которые подпадают под 115-ФЗ, перечислены в самом законе: статьях 5 и 7.1 115-ФЗ.
В ответ на запросы бизнеса представители Росфинмониторинга разъясняли, что субъектность не зависит от организационно-правовой формы или системы налогообложения (письмо Росфинмониторинга от 26.10.2022 № 07-03-05/23303). Ключевой критерий — деятельность компании или ИП.
Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы
Оставить заявку
Разберем подробно, организации из каких отраслей входят в число субъектов 115-ФЗ.
Кредитные организации
Банки — ключевые участники финансовой системы страны, поэтому их можно назвать самыми известными субъектами закона.
Как правило, в банках создают целые департаменты финансового мониторинга, потому что через кредитные организации проходят основные денежные потоки. Клиенты открывают счета, вклады, депозиты, проводят внутренние и внешнеторговые платежи, а банки — проверяют законность этих операций.
Работу банков контролирует Центробанк.
Некредитные финансовое организации
Еще одна большая группа субъектов — организации, которые работают с ценными бумагами, выдают займы, занимаются страхованием. Это МКК, МФО, КПК, ломбарды, страховые компании, участники рынка ценных бумаг и другие.
В отличие от банков некредитные финансовые организации чаще имеют дело с наличными или имуществом и заключают краткосрочные сделки с клиентами.
Деятельность НФО тоже контролирует Центробанк.
Агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей
Компании из этих отраслей не проводят операции, но действуют от имени клиентов — совершают финансовые или имущественные сделки. По этому критерию их включили в число субъектов 115-ФЗ.
Участники рынка обращались в Росфинмониторинг с вопросами, в каких случаях должны соблюдать закон. На вопросы риелторов регулятор ответил в письме от 12.05.2021 № 62. Под действие закона подпадает ОКВЭД 68.31.3 — «Предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе».
При этом в письме есть уточнение: субъектность определяется не только по ОКВЭД, но и по виду деятельности. Так, если риелтор помогает клиентам в заключении сделок, продаже недвижимости, консультирует их — всё это считается «посредническими услугами при купле-продаже недвижимости», а значит, подпадает под 115-ФЗ.
До начала работы агентствам недвижимости, лизинговым и факторинговым компаниям, операторам по приему платежей нужно встать на учет в Росфинмониторинг — он отслеживает работу этих организаций в сфере ПОД/ФТ.
Организации ювелирного сектора
Организации и предприниматели, которые продают и покупают драгметаллы, камни и ювелирные изделия тоже входят в число субъектов 115-ФЗ. Еще к ним относятся предприятия, использующие драгметаллы для производства оборудования. Этот вопрос разъяснил Росфинмониторинг в письме от 20.09.2021 № 63.
При этом компании, которые покупают драгметаллы в научных и медицинский целях или в составе готовых изделий, не считаются субъектам 115-ФЗ.
Деятельность организаций ювелирного сектора регулирует Пробирная палата.
Почта России и операторы связи
Специалисты почты и операторов связи тоже работают с наличными — когда проводят платежи от физических лиц. Чтобы недобросовестные клиенты не могли проводить незаконные схемы, их операции отслеживают по 115-ФЗ.
Работу Почты России и операторов связи контролирует Роскомнадзор.
Бухгалтеры, аудиторы, юристы, нотариусы, адвокаты
Эти организации называют «иными субъектами 115-ФЗ», и в законе им посвящена отдельная статья — ст. 7.1 115-ФЗ.
Бухгалтерские и юридические компании должны исполнять требования закона в следующих случаях:
- когда оказывают услуги по сделкам с недвижимостью;
- управляют деньгами и ценными бумагами клиента;
- получают доступ к управлению счетами или имуществом клиента;
- обеспечивают деятельность компании по договору.
У специалистов отрасли толкование последнего пункта вызывает больше всего вопросов. Например, по разъяснениям регулятора, обеспечение деятельности в бухгалтерской сфере — это ведение бухучета, подготовка и сдача отчетности за клиента (письмо Росфинмониторинга от 19.07.2018 № 54).
Деятельность субъектов из ст. 7.1 контролируют прокуратура и ФНС.
Организации и предприниматели, деятельность которых подпадает под «антиотмывочный» закон, перечислены в статьях 5 и 7.1 115-ФЗ. Приводим полный список этих отраслей. Соблюдать 115-ФЗ должны:
- банки;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- операторы инвестиционных платформ;
- страховые компании;
- Почта России;
- ломбарды;
- организации, которые покупают и продают драгметаллы и камни;
- организаторы азартных игр и операторы лотерей;
- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
- агентства недвижимости;
- операторы по приему платежей;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
- кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные (КПК);
- микрофинансовые организации (МФО);
- общества взаимного страхования;
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
- операторы связи;
- операторы финансовых платформ и информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов;
- обслуживающие бухгалтерии, бухгалтеры — индивидуальные предприниматели, самозанятые бухгалтеры;
- юридические организации;
- аудиторские организации и индивидуальные аудиторы;
- нотариусы;
- адвокаты.
Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы
Оставить заявку
Если сомневаетесь, нужно ли вам соблюдать 115-ФЗ, воспользуйтесь инструкцией.
- Изучите статьи 5 и 7.1 115-ФЗ. В них указаны отрасли организаций и предпринимателей, которые должны соблюдать закон.
Помните, обязанность — соблюдать 115-ФЗ — зависит не только от кода ОКВЭД, но и от той деятельности, которую ведете на самом деле. - После этого заполните форму для регистрации личного кабинета на сайте Росфинмониторинга. При обработке заявки регулятор еще раз проверит, подпадает ли отрасль бизнеса под 115-ФЗ.
Если работаете в лизинговой или факторинговой компании, агентстве недвижимости, операторе по приему платежей, встаньте на учет в Росфинмониторинг. Затем вы получите доступ к личному кабинету. - Личный кабинет зарегистрирован? Самое время разобраться в обязанностях по ПОД/ФТ. По закону до начала деятельности нужно пройти обучение, утвердить правила внутреннего контроля, назначить специальное должностное лицо.
А при работе с клиентами — проводить их идентификацию и сверку со специальными перечнями.
- Зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга
- Разработать и утвердить правила внутреннего контроля
- Назначить специальное должностное лицо
- Пройти целевой инструктаж и получить свидетельств
- Провести внутреннее обучение для сотрудников
- Идентифицировать клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров
- Провести сверку с перечнями
- Оценить уровень риска клиента на основании полученной информации
- Внести данные в анкету. Хранить ее в течение всего периода обслуживания клиента и 5 лет после прекращения отношений
- Отслеживать операции, которые подлежат обязательному контролю, и сообщать о них в Росфинмониторинг (только для субъектов из ст. 5 115-ФЗ)
- Отслеживать операции, выявлять сомнительные и сообщать о них в Росфинмониторинг
- При выходе новой редакции перечня проводить сверку клиентов и вносить дату сверки в анкету
- Отправлять квартальные отчеты в формате ФЭС 3-ФМ о сверке клиентов с перечнями (только для субъектов из ст. 5 115-ФЗ)
- Провести внутреннее обучение сотрудников по теме изменений
- Подписать акт, который подтверждает обучение
- Внести информацию в журнал обучения
- Обновить ПВК в соответствии с изменениями
Страховая организация — субъект страхового дела, имеющий право осуществлять страховую деятельность на основании лицензии, выданной Банком России.
Виды деятельности страховых организаций на территории Российской Федерации:
- добровольное страхование жизни;
- добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни;
- добровольное имущественное страхование;
- виды страхования, осуществление которых предусмотрено федеральными законами о конкретном виде обязательного страхования;
- перестрахование.
Правовые основы деятельности страховых организаций установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Банка России.
Для получения лицензии на осуществление страхования, перестрахования соискатель лицензии представляет в Банк России документы в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 32 и с учетом пункта 9 статьи 32 Закона № 4015-1.
Срок принятия решения — не более 30 рабочих дней со дня представления соискателем лицензии в Банк России всех документов, предусмотренных Законом № 4015-1 и оформленных надлежащим образом.
При принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии Банк России публикует информацию о решении на своем сайте и уведомляет соискателя лицензии в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Действия для получения лицензии на осуществление страхования, перестрахования
1. Изучите необходимые федеральные законы и нормативные акты.
2. Проверьте соответствие организации требованиям к уставному капиталу.
Для этого руководствуйтесь Указанием Банка России от 28.06.2022 № 6171-У «Об установлении перечня документов, подтверждающих выполнение требований к уставному капиталу страховой организации, перечня документов, подтверждающих источники происхождения имущества, вносимого учредителями (акционерами, участниками) соискателя лицензии на осуществление страхования и (или) перестрахования в уставный капитал, и требований к таким сведениям и документам».
Минимальный размер уставного капитала | Виды страховой деятельности |
---|---|
300 000 000 рублей | Добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни и/или добровольное имущественное страхование и/или иные виды страхования, предусмотренные федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. |
450 000 000 рублей | Добровольное страхование жизни или добровольное страхование жизни и добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни. |
600 000 000 рублей | Перестрахование, а также страхование в сочетании с перестрахованием. |
120 000 000 рублей | Для страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование. |
3. Проверьте должностных лиц на соответствие требованиям законодательства.
Перечень лиц, а также квалификационные и иные требования к этим лицам предусмотрены статьей 32.1 Закона № 4015-1.
Для проведения проверки рекомендуем использовать:
- Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;
- сайт Федеральных арбитражных судов РФ;
- ГАС «Правосудие»;
- сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки для проверки наличия сведений о документах об образовании;
- сайт Федеральной налоговой службы для поиска сведений в реестре дисквалифицированных лиц;
- сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу для поиска по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
4. Выберите уникальное наименование и внесите его в устав юридического лица и ЕГРЮЛ.
Для проверки уже используемых наименований рекомендуем воспользоваться единым государственным реестром субъектов страхового дела. Также необходимо соблюсти требования к наименованию, указанные в статье 4.1 Закона № 4015-1.
Наименование должно содержать | Организационно-правовую форму субъекта страхового дела. |
Вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов «страхование», «перестрахование», а также производных от этих слов. | |
Обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела. | |
Указание на то, что акционерное общество является публичным (для публичных акционерных обществ). |
В случае отказа органа страхового надзора в выдаче лицензии или возврата заявления о предоставлении лицензии юридическое лицо, в наименовании которого содержатся слова «страхование», «перестрахование», а также их производные, обязано исключить их из своего наименования и внести соответствующие изменения в устав либо представить документы повторно в течение 90 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
5. Уплатите государственную пошлину за совершение юридически значимых действий.
Размер госпошлины — 7500 рублей.
Реквизиты для уплаты государственной пошлины
6. Активируйте личный кабинет участника информационного обмена и направьте комплект документов в Банк России.
7. Получите лицензию на осуществление страхования, перестрахования.
При принятии решения о выдаче лицензии сведения о субъекте страхового дела вносятся в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Лицензия действует со дня, следующего за днем принятия Банком России решения о ее выдаче.
Лицензия на осуществление страхования, перестрахования в форме выписки направляется через личный кабинет или почтовым отправлением по почтовому адресу, указанному в заявлении о предоставлении лицензии.
Внесение изменений в единый государственный реестр субъектов страхового дела
При подаче документов необходимо руководствоваться положениями Указания Банка России от 16.08.2021 № 5884-У «О переоформлении, замене и получении дубликата лицензии на осуществление страховой деятельности субъектами страхового дела».
Причина внесения изменений | Лицензия | Сроки рассмотрения |
---|---|---|
Изменение сведений о наименовании (фирменном наименовании), месте нахождения, адресе, содержащемся в ЕГРЮЛ, и (или) почтовом адресе субъекта страхового дела; сведений о субъектах Российской Федерации, на территориях которых осуществляется деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (заполняется в случае изменения сведений о субъектах Российской Федерации, на территориях которых страховая медицинская организация вправе осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования) |
Подлежит переоформлению | 20 рабочих дней |
Реорганизация субъекта страхового дела в форме преобразования | Подлежит замене | 20 рабочих дней |
Утрата или порча бланка лицензии субъекта страхового дела | Получение дубликата лицензии | 10 рабочих дней |
Об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии в соответствии с подпунктами 3-12 пункта 3 статьи 32 Закона № 4015-1, субъекты страхового дела обязаны уведомлять в письменной форме Банк России и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в течение 30 дней со дня их внесения.
Последнее обновление страницы: 16.11.2022