Является целью государственного органа как субъекта бизнеса

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Добавить в «Нужное»

Государственная поддержка малого бизнеса

Поддержка малого и среднего предпринимательства – это деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, которая осуществляется в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными и муниципальными программами (подпрограммами) (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Совокупность органов власти и организаций, приведенных в данном определении, именуются также инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на то, что помощь малому бизнесу могут оказывать и коммерческие организации (например, банки путем предоставления льготных кредитов), под поддержкой малого предпринимательства обычно все же понимают господдержку малого бизнеса.

Еще с 01.01.2018 был отменен Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства в РФ от 14.06.1995 № 88-ФЗ (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). С этой же даты действует Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Цели государственной поддержки малого бизнеса

Основными целями государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ являются (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

  • развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ;
  • обеспечение благоприятных условий для развития СМП;
  • обеспечение конкурентоспособности СМП;
  • оказание содействия СМП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;
  • увеличение количества СМП;
  • обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  • увеличение доли производимых СМП товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
  • увеличение доли уплаченных СМП налогов в налоговых доходах бюджетов всех уровней.

Меры государственной поддержки малого предпринимательства

Помощь малому бизнесу от государства состоит в первую очередь в совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности СМП. К таким мерам, в частности, относятся (ст. 7 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

  • специальные налоговые режимы;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов СМП при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры по обеспечению финансовой поддержки СМП.

Напомним, в частности, что до 31.12.2018 в отношении организаций и ИП, отнесенных к малым предприятиям, не проводятся плановые проверки (ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Под освобождение не попадут те малые предприятия, которые занимаются видами деятельности в сфере здравоохранения, образования или социальной сфере, перечень которых утвержден Постановлением Правительства от 23.11.2009 № 944. Кроме того, освобождение от плановых проверок не распространяется, например, на налоговый, валютный или таможенный контроль (ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Государственная поддержка малого бизнеса в России включает в себя (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

  • государственную финансовую поддержку малого бизнеса;
  • имущественную поддержку СМП;
  • информационную и консультационную поддержку СМП;
  • поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников СМП;
  • поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;
  • поддержку СМП, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью;
  • поддержку СМП, ведущих внешнеэкономическую деятельность.

Условия и порядок оказания государственной поддержки малого и среднего бизнеса устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – тема, которая интересует СМП больше других мер поддержки малого бизнеса в России.

С финансовой точки зрения государственная помощь малому бизнесу включает в себя предоставление субсидий малому бизнесу, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам СМП.

Как получить субсидию на развитие малого бизнеса?

Среди форм финансовой поддержки малого бизнеса субсидия – одна из наиболее привлекательных. Ведь субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе (кроме случаев нарушения условий предоставления таких субсидий) (ст. 78 БК РФ). Но получение субсидирования для малого бизнеса – дело непростое. Необходимо соответствовать жестким критериям отбора.

Например, в г. Москве в целях реализации в 2018 году мероприятий подпрограммы «Москва — город для бизнеса и инноваций» и в соответствии с Приказом ДНПиП г. Москвы от 20.02.2018 № П-18-12-27/8 ведется отбор претендентов на получение субсидий. Но не любое СМП субсидию сможет получить. Отбор ведется только среди резидентов технопарков, индустриальных (промышленных) парков или территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Москвы. При этом к участникам отбора предъявляются дополнительные требования (Приложение 1 к Постановлению Правительства Москвы от 04.10.2017 № 741-ПП). К таким требованиям, в частности, относятся:

  • СМП должны быть зарегистрированы в качестве налогоплательщика на территории города Москвы;
  • продолжительность регистрации СМП в качестве организации или ИП должна составлять не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
  • в течение одного календарного года, предшествующего году подачи заявки на предоставление субсидии, выплаты зарплаты работникам СМП должны были производиться в размере не ниже размера МРОТ, установленного в г. Москве (18 742 рублей в соответствии с Московским трехсторонним соглашением на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, заключено 15.12.2015);
  • на день подачи заявки на предоставление субсидии у СМП должна отсутствовать просроченная более чем на один месяц задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Порядок участия в отборе на получение субсидий, перечень необходимых для предоставления документов и иные аспекты субсидирования устанавливаются соответствующим нормативными актами.

По вопросам получения субсидий в зависимости от их уровня необходимо обращаться в Минэкономразвития, в региональные или местные органы власти, уполномоченные на решение вопросов, связанных с субсидированием СМП.

Инспекций и служб в государстве много, а предприниматель у себя один. 

👀 Составили список госорганов, которые контролируют, выдают разрешения и — да, мы верим! — по своим вопросам помогают малому бизнесу. Коротко и только самое важное.

Антимонопольная служба (ФАС)

Их участок — реклама, госзакупки, естественные монополии, конкуренция на рынке и цены на жизненно важные товары. 

Контролирует работу и тарифы энергетиков, газовиков и коммунальщиков, цены на продукты, бензин и лекарства.

Проверяет организаторов госзакупок. Ведёт реестр недобросовестных поставщиков. Штрафует поставщиков за нарушение условий госконтрактов.

Следит, чтобы реклама не врала, не навязывалась и не унижала конкурентов.

Рассматривает жалобы предпринимателя на госзаказчиков, конкурсную комиссию в закупках. Проверит недобросовестного конкурента, изготовителя контрафакта, если найдёт нарушения — выдаст предписание и оштрафует. Разберётся с отказом дать место на розничном рынке. 

Минюст 

Регистрирует некоммерческие организации — партии, церковные общины, благотворительные фонды. Следит, чтобы их деятельность соответствовала заявленным целям.

Вносит некоммерческие организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Принимает жалобы на нарушение закона адвокатами, нотариусами  и органами ЗАГС.

МЧС

Следит за пожарной безопасностью в помещениях, на природе и безопасностью людей в целом.

Проверяет, как предприниматель соблюдает в своём помещении требования пожарной безопасности. За нарушения штрафует и выдаёт предписания об устранении нарушений.

Выдаёт лицензии на установку пожарных сигнализаций и изготовление средств тушения пожаров.

Приезжает по вызову, тушит пожар, спасает тонущих на льдине и заблудившихся в горах.

Налоговая инспекция (ФНС)

Собирает налоги и страховые взносы. Регистрирует юрлиц, ИП и самозанятых. Участвует в ликвидации и банкротстве бизнеса.

Проверяет полноту и своевременность уплаты налогов, наличие онлайн-касс, исполнение обязанности налогового агента. Блокирует счета предпринимателей. Штрафует, доначисляет налог и насчитывает пени за нарушения.

Исключает из реестра неработающих юрлиц, с недостоверными адресами и подставными директорами. Дисквалифицирует директоров и недобросовестных учредителей.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Пенсионный фонд (ПФР)

Назначает и выплачивает пенсии.

Выдаёт сертификат на материнский капитал и переводит деньги.

Заключает договор с самозанятыми на добровольные пенсионные взносы.

Полиция

Выезжает на вызов о преступлении. Собирает улики, ищет, задерживает и допрашивает подозреваемых. Расследует преступления и передаёт дело в суд.

Приедет по вызову, если ограбили офис, избили сотрудника или скачали программу без лицензии (ага, это к ним).

Прокуратура

Следит за соблюдением законов в общем и целом. 

Ходит с плановыми проверками и по жалобам на чиновников, следователей, полицейских, юрлиц и предпринимателей. Заводит уголовные, административные дела и наказывает виновных. 

Судится с предпринимателями и государством в интересах потребителей, пациентов, людей с ограниченными возможностями. Даёт заключение в судах о выселении, отмене увольнения, возмещении вреда жизни и здоровью.

Через арбитражный суд отменяет указы, постановления и предписания, ущемляющие права предпринимателей в целом.

Защищает предпринимателя, когда чиновники вымогают взятку, затягивают проверку, отказывают в льготах и субсидиях, заключают договор аренды госимущества и земли на незаконных условиях. Если жалоба «не к ним», объясняет, в какой орган обратиться.

Росалкогольрегулирование

Следит за безопасностью производства и продажи алкоголя и сигарет. Контролирует цены на них.

Выдаёт лицензию на продажу алкоголя и подключает к ЕГАИС.

Штрафует за изготовление и продажу алкоголя с нарушением технического регламента, продажу несовершеннолетним и нарушение ценообразования.

Росздравнадзор

Контролирует качество медицины, исследование лекарств и процедуру маркировки лекарств. Регистрирует медицинские изделия. 

Выдаёт лицензии аптекам, частным клиникам и производителям медицинских изделий. 

Роскомнадзор 

Контролирует сооружения связи, работу СМИ, телевидения, телефонных операторов и сайтов. Следит за работой с персональными данными по правилам.

Блокирует сайты с опасной информацией и неугодные мессенджеры.

Проверяет, как предприниматель работает с персональными данными работников и клиентов, собранных офлайн и через сайт. Штрафует за сбор данных без согласия человека и плохую защиту от утечки.

Росреестр

Регистрируют продажу, аренду, залог помещений и земли. 

Ведёт кадастровый учёт недвижимости, реестр прав на неё и каталог географических названий.

Следит за оценщиками и кадастровыми инженерами.

Считает кадастровую стоимость квартиры, офиса, земли, по которой потом платят налог на недвижимость.

Штрафуют за самовольное занятие земли, использование участка не по назначению и нарушение правил мелиорации.

Рособрнадзор

Следит за качеством государственного и частного образования.

Выдаёт лицензии на образовательную деятельность.

Россельхознадзор

Контролирует выращивание и перевозку животных, использование пестицидов и агрохимикатов, качество почвы и зерна.

Выдаёт лицензии зоопаркам, циркам, дельфинариям и продавцам лекарств для ветеринарии. 

Штрафует за нарушение санитарных правил перевозки животных и продажи продуктов животноводства.

Роспатент

Регистрирует права на изобретения, товарные знаки, программы, наименование мест происхождения товаров и выдаёт свидетельства. 

Аттестует патентных поверенных — специалистов, которые зарабатывают на помощи в оформлении интеллектуальных прав.

Рассматривает возражения предпринимателей на экспертизу заявок на товарные знаки и заявления о прекращении охраны товарного знака и патентов на изобретения. 

Роспотребнадзор

Планово и по жалобам проверяет, как предприниматель соблюдает права потребителей, правила продажи товаров и использования касс. В его ведении и офлайновый бизнес, и интернет-магазины. За нарушения штрафуют.

Следит, чтобы магазины, кафе и парикмахерские работали по санпинам, и где надо — с медкнижками. 

Принимает уведомление о начале деятельности от гостиниц, общепита, мастерских и другого бытового бизнеса.

Выявляет очаги эпидемий опасных болезней, паразитов и клещей. Объясняет жителям и организациям города, как быть.

Контролируют перевозку и убой животных, продажу мяса и молока.

Выдаёт свидетельства безопасности продукции, санитарно-эпидемиологические заключения на помещения и медкнижки.

Росприроднадзор

Следит за сохранностью водных ресурсов, лесов, животных и полезных ископаемых. Контролирует утилизацию мусора.

Выдаёт лицензии на вывоз и утилизацию мусора 1-4 классов опасности.

Выдаёт разрешение на разведение и перевозку животных, рыболовство, вырубку лесов, выброс вредных веществ в воздух.

Определяет класс отходов предпринимателя и выдаёт паспорт.

Собирает с организаций плату за деятельность с негативным воздействием на окружающую среду.

Штрафует за самовольное занятие водного объекта, вырубку лесов и отлов животных.

Росстат

Ведёт статистику об экономических, социальных и экологических процессах в стране. 

Собирает с предпринимателей отчёты по экономическим показателям. За несдачу штрафует.

Ространснадзор

Следит за безопасностью на транспорте, в том числе на такси.

Выдаёт разрешение на перевозку опасных и крупногабаритных грузов.

Принимает от предпринимателей уведомления о начале деятельности по перевозке пассажиров автобусами и такси.

Проверяет деятельности по перевозке пассажиров: наличие полиса ОСАГО, диагностической карты ТС и медосмотра водителя. Штрафует за перевозку с нарушением требований безопасности.

Ростехнадзор

Его сфера — безопасность в промышленности, на электрических и тепловых сетях, в метро, на гидросооружениях и при использовании атомной энергии.

Штрафует за повреждение электросетей, уничтожение специальных знаков на воде и санитарных зонах. 

Служба судебных приставов (ФССП)

Принудительно исполняет судебные решения, охраняет здания судов, контролирует и ведёт реестр коллекторских агентств.

Ищет имущество и деньги должника по исполнительному листу. Ограничивает должнику выезд из страны. Накладывает арест на счета, описывает автомобили и квартиры, потом продаёт на торгах. Вырученные деньги отдаёт взыскателю. С должника берёт исполнительский сбор — штраф за отказ добровольно отдать деньги после требования пристава.

Если предприниматель знает, где его должник хранит товары и на какие карты принимает оплату, это стоит сообщить приставу. Сотрудничество с приставом ускорит получение денег. На бездействие пристава подают жалобу старшему приставу.

Суд арбитражный

Разбирает споры предпринимателей между собой и с государством. Есть отдельное подразделение — Суд по интеллектуальным правам. Там обжалуют решения Роспатента и антимонопольной службы, если они связаны с интеллектуальной собственностью. 

Предпринимателю в арбитраж, если надо:

— Получить исполнительный лист на долг за товар, работы, услуги;

— Оспорить решение налоговой, штраф Роспотребнадзора или другого органа;

— Решить корпоративный спор с партнёром;

— Получить компенсацию за использование программы без лицензии;

— Запретить конкуренту использовать товарный знак;

— Обанкротиться.

Суд общей юрисдикции

Разбирают споры физлиц между собой, с государством и предпринимателями. Есть районные суды и мировые судьи — к кому идти, зависит от цены вопроса и сложности спора.

Чаще всего в общей юрисдикции с предпринимателем судятся работники, потребители, авторы украденных фото и фрилансеры. Жаловаться на решения некоторых госорганов тоже нужно туда. Например, оспорить предписание трудовой инспекции.

Таможня

Контролирует перевозки через границу.

Проверяют декларации, паспорта сделок, сертификаты и собирает таможенные пошлины. Контролируют перевозку автомобилей, пассажиров, животных, растений, драгметаллов и денег. Ещё — соблюдение валютного законодательства при внешнеэкономических сделках.

Штрафуют за ввоз товаров без декларации и недостоверные сведения в ней.

Трудовая инспекция

Проверяет соблюдение прав работников, безопасность рабочих мест и правила расследования несчастных случаев на производстве. 

Ходит с проверками по жалобам работников на работодателей и раз в три года планово. Выносит предписания и штрафуют за нарушения. Ведёт реестр работодателей с долгами по зарплате и реестр работодателей, гарантированно соблюдающих права работников.

Федеральная миграционная служба (ФМС)

Контролирует работу иностранцев внутри страны. Выдаёт загранпаспорта для выезда из России.

Выдает иностранцам патенты на работу в России. Предпринимателям — разрешения на привлечение иностранной рабсилы и приглашения на въезд.

Выдаёт компаниям лицензии на трудоустройство граждан в других странах.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК)

Контролирует экспорт товаров и информации. Устанавливает технические требования для защиты информации и персональных данных.

Выдает лицензии на изготовление программ, серверов, антивирусов и баз данных, связанных с защитой информации, в частности, гостайны и персданных.

Фонд социального страхования (ФСС, соцстрах)

Оплачивает работодателям больничные, декретные пособия, пособия на погребение и больничные по коронавирусу.

Собирает с работодателей взносы на травматизм. Если работник умер, травмировался или заработал профзаболевание, назначают пособие.

Выдаёт инвалидам коляски и протезы. Некоторым льготникам — путёвки в санаторий.

Оплачивает родовые сертификаты.

Заключает с ИП договоры на добровольное страхование на случай болезни и декрета. Потом выплачивают пособие исходя из МРОТ.

Статья актуальна на 

25.05.2022

Государственное регулирование функционирования хозяй­ствующих субъектов осуществляется во всех государствах, имеет подчас весьма существенные национальные особенности. При этом можно выделить несколько основных направлений их госу­дарственного регулирования.

Прежде всего правовое обеспечение образования хозяйст­вующих субъектов, их государственная регистрация.

В соответствии с международной практикой регистрация фирм осуществляется государственными административными органами и является обязательной. Она преследует цели:

— осуществление государственного контроля за предпри­нимательской деятельностью, возникновением и ликвидацией фирм, выполнением ими разрешенных видов деятельности, соот­ветствием фактической деятельности фирм видам, указанным при регистрации;

— получение от предпринимателей сведений бухгалтер­ского и финансового учета для ведения статистического учета и использования этих данных в целях регулирования предпринима­тельской деятельности;

— осуществление налогообложения;

— предоставление путем публикаций сведений об участни­ках предпринимательской деятельности в своей стране.

Порядок регистрации фирм основывается на принципах публичности, общеизвестности и достоверности.

Регистрация фирм осуществляется занесением их в ре­естр с указанием определенных данных о них. Любые измене­ния этих данных, а также прекращение деятельности фирмы вносятся в торговый реестр. Регистрация в большинстве стран предполагает представление фирмой ее устава и учредительно­го акта (меморандума). Регистрация фирмы предоставляет за­щиту исключительного права на фирму, ее наименование и то­варный знак.

Ведение предпринимательской деятельности становится возможным только на основе полученного от государственного органа разрешения (или патента), которое выдается лишь на ос­нове регистрации.

В Российской Федерации регистрация предприятий, орга­низаций, других юридических лиц, индивидуальных предприни­мателей осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 51) в уполномоченном государственном органе. Данные государственной регистрации включаются в Единый государст­венный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего озна­комления.

Согласно этому документу юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного документа и устава, либо только учредительного договора (ст. 52 ГК РФ). Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

В учредительных документах юридического лица опреде­ляются его наименование, место нахождения, порядок управле­ния деятельностью юридического лица и другие сведения. В уч­редительных документах некоммерческих организаций и унитар­ных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и дру­гих коммерческих организаций определяются предмет и цели деятельности юридического лица.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом слу­чаях наименования коммерческих организаций должны содер­жать указание на характер деятельности юридического лица. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь также фирменное наименование.

Место нахождения юридического лица определяется ме­стом его государственной регистрации. Государственная регист­рация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Государственной Думой РФ 13 июля 2001 г. принят За­кон «О государственной регистрации юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей», снижающий барьеры входа на рынок за счет упрощения процедуры регистрации юридиче­ских лиц. Данный закон основан на принципе единообразия и идее «одного окна». Им предусмотрен единый порядок регист­рации юридических лиц независимо от их организационно- правовой формы и сферы экономической активности. Регист­рация при образовании, реорганизации и ликвидации юриди­ческих лиц осуществляется в единой системе регистрирующих органов по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с международной практикой государство также определяет организационно-правовые формы, которые мо­гут принимать хозяйствующие субъекты и которые в связи с этим имеют некоторые национальные особенности. В России органи- зационно-правовые формы предприятий и организаций регламен­тированы Гражданским кодексом РФ.

Законодательством каждой страны определяются и орга­ны управления фирмой (организацией), их характер и компе­тенция.

Так, национальное законодательство обычно содержит по­ложения относительно наблюдательного совета и правления, на основе которых в уставе фирмы указывается: минимальный со­став правления, кто может быть членом правления, порядок вы­боров членов правления, срок их полномочий, функции правле­ния, представительство правления при заключении сделок с третьими сторонами. Примерно так же определяются состав и функции наблюдательного совета, осуществляющего контроль за деятельностью правления. Важным органом управления является и общее собрание акционеров, через которое реализуются их права контроля за деятельностью фирмы. Порядок проведения собраний акционеров устанавливается в уставе фирмы на основе национального законодательства о компаниях с учетом правового положения фирмы.

Государство в условиях перехода к рыночной экономике осуществляет приватизацию госсобственности в целях образо­вания эффективных собственников и решения бюджетных про­блем. В настоящее время приватизация в РФ проводится в основ­ном в отраслях ТЭК, АПК, транспорта в форме распродажи госу­дарственных пакетов акций. Предприятия как единые имущест­венные комплексы приватизируются в единичных случаях, так как многие из них были приватизированы ранее.

Государство осуществляет лицензирование деятельности хозяйствующих субъектов, т. е. предоставляет право предпри­ятиям всех организационно-правовых форм, а также физиче­ским лицам, осуществляющим предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица на занятие отдель­ными видами деятельности, перечень которых определяется законом, на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензионную деятельность осуществляют федераль­ные органы исполнительной власти, иные специально уполно­моченные на это органы.

Лицензия является официальным документом, который разрешает указанный в нем вид деятельности в течение установ­ленного срока.

В целях расширения прав субъектов РФ, повышения их от­ветственности порядок лицензирования отдельных видов дея­тельности на территориях краев, областей, автономных образова­ний, городов федерального значения устанавливается соответст­вующими органами исполнительной власти. Лицензии выдаются органами территориально-отраслевого управления и их админи­страциями.

Владелец лицензии на определенные виды деятельности, выполняющий муниципальный заказ, который имеет особо важ­ное значение для жизнеобеспечения региона, получает право на льготные условия лицензирования.

По отдельным видам деятельности, связанным с использо­ванием ограниченных ресурсов, экологическими требованиями, местоположением и другими факторами, администрации могут выдавать лицензии на конкурсной основе.

Лицензии выдаются на пять лет и более, а по некоторым видам деятельности — бессрочно. Действие лицензии может быть приостановлено при выявлении неоднократных нарушений ли­цензионных требований. Аннулирование лицензии возможно только по решению суда.

8 августа 2001 г. принят Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в целях соз­дания режима максимального благоприятствования для развития бизнеса. Он не только ограничил полномочия и функции контро­лирующих органов, упорядочил и упростил порядок лицензиро­вания, но и установил единый закрытый перечень видов деятель­ности, подлежащих лицензированию.

Государство в целях воздействия на воспроизводственные процессы поддерживает отдельные предприятия, в том числе финансово, в соответствии с избранными приоритетами развития.

Министерство экономического развития и торговли РФ проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий, обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из бюджета.

Предоставление средств осуществляется при условиях:

  • более высокого уровня отдачи в федеральный бюджет на каждый рубль предоставляемых средств и гарантий по сравне­нию с другими инвестиционными проектами;
  • наличия у заемщика собственных средств в объеме не менее 20% объема финансирования проекта, а по крупным проек­там (не менее 50 млн долл.) — не менее 10%;
  • разделения риска государства с частным капиталом (на­личия у инвестора средств, не покрытых государственной гаран­тией, соинвесторов и кредиторов).

Выделение средств осуществляется в двух формах: а) кре­дитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов; б) прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций при соответствующем увеличении доли государств в их уставных капиталах. Для каждого инвестиционного проекта разрабатыва­ется индивидуальная схема его финансирования.

Перспективной также является капитализация бюджет­ных долгов в уставные капиталы предприятий. Это позволяет сосредоточить в руках государства акции крупных предпри­ятий. Впоследствии они могут быть переприватизированы под жесткую контролируемую программу инвестиций и гарантии занятости.

Местные органы могут влиять на развитие предприятий предоставлением им налоговых льгот в пределах своей компе­тенции.

Используются также полномочия органов власти субъектов РФ по управлению федеральной собственностью, предприятиями ТЭК через владение пакетами акций и «золотой» акцией.

Государство в определенных случаях для возрождения и финансового оздоровления предприятия, повышения его плате­жеспособности предпринимает реорганизационные процедуры на основании законодательства о банкротстве. При этом исполь­зуется механизм смены владельца собственности: отстранения собственника от управления, отчуждения его имущества, перево­да активов в другие компании.

Банкротству может предшествовать досудебная санация, т. е. меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые учредителями, кредиторами и другими лицами. Должник может избежать процедуры судебного разбирательства, если сможет за месяц погасить долг или иначе урегулировать от­ношения с кредитором.

При наличии у должника имущества, превышающего об­щую сумму кредиторской задолженности, имеется реальная воз­можность восстановить его платежеспособность, применить к должнику процедуры внешнего управления, а не ликвидации. К неплатежеспособным предприятиям (организациям) в зависи­мости от размера и состояния имущества могут применяться раз­личные процедуры — как ликвидационные, так и реабилитацион­ные (направленные на восстановление платежеспособности).

Непосредственно процесс банкротства должника — юриди­ческого лица включает процедуры:

  • наблюдения;
  • финансового оздоровления;
  • внешнего управления;
  • конкурсного производства;
  • мирового соглашения.

Участниками банкротства являются: арбитражный суд, ар­битражный управляющий (назначается арбитражным судом), ФСФО России, кредиторы. Решающую роль играет судебная власть. ФСФО осуществляет государственный контроль за банкротством и на собрании кредиторов отстаивает бюджетные требования.

В случае рассмотрения дела по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды применяется ускоренная процедура банкротства арбитражным управляющим на основании соответствующего решения креди­торов и под контролем ФСФО России.

Государство стремится сохранить предприятия, имеющие стратегические производства, связанные с обороной и фундамен­тальными научно-техническими разработками, обеспечить рынки сбыта продукции казенных предприятий. В этих целях введены ограничения на банкротство предприятий топливно-энергети­ческого комплекса (ТЭК), выпускающих стратегическую продук­цию, градообразующих, унитарных.

Интересы государства и организации при банкротстве со­блюдаются лишь при надлежащем госконтроле за проведением судебных процедур. При его отсутствии возрастает риск возобла­дания интересов олигархических групп, недобросовестных бан­кротств с финансовыми потерями для государства. Кроме того, закон пока неэффективно защищает собственника организации от злого умысла кредитора, что позволяет проводить лжебанкротст­ва с целью передела и захвата собственности.

Государство осуществляет также ценовое воздействие на экономику и хозяйствующие субъекты. Воздействие это может быть прямым и косвенным, носить законодательный, админист­ративный и судебный характер.

Регулирование цен государственными органами носит ог­раничительный характер, охватывая преимущественно цены на товары и услуги, имеющие жизненно важное для общества зна­чение (топливо, энергия, потребительские товары первой необхо­димости, жилищно-коммунальные услуги и т. д.).

Исходя из сложившейся практики выделяют следующие методы ценового регулирования:

  • установление потолка цен для отдельных видов продук­ции в социальных целях или недопущение их перепроизводства;
  • определение верхней и нижней границ колебаний цен (ценовой коридор) в рыночном секторе;
  • установление фиксированных цен в государственном секторе;
  • государственные закупки товаров стратегического на­значения по выгодным для производителя ценам;
  • государственные целевые субсидии (доплата производи­телю или потребителю);
  • санкционированное правительством завышение издер­жек производства, ведущее к повышению цен.

Следует заметить, что к настоящему времени в США регу­лируется от 5 до 10% цен, в основном на продукцию сельского хозяйства. Министерство сельского хозяйства определяет уро­вень залоговых цен для фермеров, следит за паритетным соотно­шением между ценами на фермерскую продукцию и товарами, приобретаемыми фермерами. В европейском сообществе сущест­вует наднациональное регулирование цен в сельском хозяйстве и черной металлургии, охватывающее до 15% цен. По ценам в сельском хозяйстве устанавливают минимальные и максималь­ные фермерские цены, а в черной металлургии определяют ба­зисные цены на продукцию.

В настоящее время в России воздействие государства на уровень и динамику цен весьма незначительно, в том числе на продукцию естественных монополий. Преобладают косвенные методы ценового регулирования посредством денежной, кредит­ной, налоговой, таможенной политики, созданием соответствую­щих условий для формирования конкурентной среды. Политика цен находится еще в процессе становления.

Государство осуществляет налогообложение хозяйствую­щих субъектов, формируя государственный бюджет, стараясь не угнетать при этом предпринимательскую деятельность указанных субъектов.

В настоящее время налоговая система России формируется практически заново: разрабатываются принципы налоговой по­литики, создается законодательство о налогах, происходит ста­новление налоговой службы, начата подготовка соответствую­щих кадров.

Положения о налоговой системе РФ на современном этапе сформированы в Налоговом кодексе РФ, где установлена система налогов России, определены виды налогов и сборов, порядок их начисления, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков (юридических и физических лиц), формы и методы налогового контроля.

Система налогов в России строится по типу западной. Пре­обладают в качестве основных те же виды налогов. Так, взимает­ся пять видов основных налогов: налог на прибыль, подоходный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. Недостатком дейст­вующей налоговой системы является ее сложность, значительное количество видов собираемых налогов, неудовлетворительная их структура.

Непосредственную связь с налоговой политикой государст­ва имеет его амортизационная политика, направленная на уско­ренное амортизационное списание основного капитала. В совре­менных условиях ускоренная амортизация является важным средством стимулирования накопления. Суть ее состоит в отрыве физического процесса изнашивания машин, оборудования от калькулируемого в издержках производства переноса их стоимо­сти на производимые товары и услуги.

Изменяя ставки и порядок амортизации, государственные органы определяют ту часть чистой прибыли, которая освобож­дается от налогов и включается в издержки производства. Пере­численные в амортизационный фонд средства идут на финанси­рование обновления действующих основных фондов и новые ка­питальные вложения. Варьирование норм ускоренной амортиза­ции основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство структурной политики государства, способ воздействия на хозяйственный цикл, занятость в НИОКР.

Федеральная налоговая служба и ее подразделения осуще­ствляют также налоговый контроль деятельности хозяйствую­щих субъектов, используя при этом формы:

  • налоговых проверок;
  • получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверок данных учета и отчетности;
  • осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • иных форм, предусмотренных Кодексом.

При этом налоговые проверки могут иметь следующие

виды:

— камеральная налоговая проверка (проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком;

— выездная налоговая проверка (проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа).

Государство осуществляет также контроль финансовой деятельности хозяйствующих субъектов с помощью бухгалтер­ского и статистического учета и отчетности, предоставления ин­формации предприятием о своей деятельности в налоговые орга­ны, учредителям.

Органы, которым предоставлено право регулирования бух­галтерского учета, утверждают обязательные для всех организа­ций планы счетов, положения, нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета.

Организации обязаны составлять на основе данных синте­тического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность о своем имущественном и финансовом положении и о результатах хозяйственной деятельности. Годовая бухгалтерская отчетность представляется учредителям организации, собственникам ее имущества, территориальным органам государственной стати­стики по месту регистрации в установленном порядке, публику­ется в газетах, журналах и других изданиях.

Юридические лица должны предоставлять также с уста­новленной периодичностью формы государственного стати­стического наблюдения.

Государственное регулирование экономики и хозяйствую­щих субъектов включает также систему стандартизации и сер­тификации товаров и услуг. Однако в соответствии с Федераль­ным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» данная система меняется коренным образом по­степенно на протяжении семи лет. Вместо множества норм и пра­вил вводится около 1000 обязательных технических регламентов, они устанавливают минимальные требования, в основном по уровню безопасности. Эти требования обязательны для примене­ния и исполнения применительно к объектам технического регу­лирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и соору­жениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации). Остальные стандарты становят­ся добровольными. Ужесточаются правила декларирования каче­ства продукции.

Государственные и муниципальные органы устанавли­вают основные (рамочные) правша торгового, бытового и иного обслуживания населения, обязательные для соблюдения хозяйствующими субъектами всех организационно-правовых форм.

Государство регламентирует рекламную деятельность хозяйствующих субъектов. Так, в России отношения, возникаю­щие в процессе производства, размещения и распространения рекламы товаров и услуг, регулируются Федеральным законом от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», а также иными норма­тивно-правовыми актами.

Данный закон определяет:

  • условия рекламы фирмы, если для ее деятельности не­обходима лицензия;
  • особенности рекламы товаров, подлежащих обязатель­ной сертификации;
  • требования к организации рекламы в местах продаж;
  • ограничения для местоположения рекламы;
  • правовые основы взаимоотношений рекламодателей с рекламопроизводителями и рекламораспространителями;
  • перечень документов, необходимых для размещения на­ружной рекламы;
  • размеры платы за распространение наружной рекламы;
  • понятия недобросовестной, недостоверной, неэтичной рекламы товаров;
  • требования, предъявляемые к рекламе отдельных групп товаров (алкогольных напитков, табака, табачных изделий, меди­каментов, изделий медицинского назначения, медицинской тех­ники, оружия);
  • случаи наступления ответственности за нарушение за­конодательства РФ о рекламе.

Государство создает систему регулирования трудовых от­ношений (для предотвращения негативных воздействий рынка).

Главными звеньями этой системы служат Кодекс о труде и договорные отношения по вопросам оплаты труда между проф­союзами, министерствами, предприятиями и работниками.

Кодексом определено правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отноше­ний по вопросам:

  • организации труда и управления трудом;
  • трудоустройства у данного работодателя;
  • профессиональной подготовки, переподготовки и повы­шения квалификации работников непосредственно у данного ра­ботодателя;
  • социального партнерства ведения коллективных перего­воров, заключения коллективных договоров и соглашений;
  • участия работников и профессиональных союзов в уста­новлении условий труда и применения трудового законодатель­ства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работ­ников в сфере труда;
  • надзора и контроля за соблюдением трудового законо­дательства (в том числе по охране труда);
  • разрешения трудовых споров.

Используя свой регулирующий потенциал, государство вторгается в область занятости. Оно контролирует состояние рынка рабочей силы, финансирует профессиональное обучение и переквалификацию, налаживает работу бирж труда. Разрабаты­ваются и применяются программы трудоустройства населения, стимулирования роста занятости, создания рабочих мест в госу­дарственном секторе.

Существует также система страхования безработицы. В пе­риод ухудшения экономической конъюнктуры работников пере­водят на сокращенный рабочий день. Часть заработной платы за неотработанное время выплачивает государство.

Государственные акты устанавливают основные социаль­ные гарантии трудящимся:

  • бюджет прожиточного минимума;
  • минимальный уровень заработной платы;
  • условия назначения пособий по безработице;
  • размер пенсии и необходимый трудовой стаж для ее по­лучения;
  • продолжительность оплачиваемого отпуска;
  • принципы найма на работу;
  • оплату временной нетрудоспособности и др.

Регулирование заработной платы включает следующие элементы:

  • законодательное установление и изменение минималь­ного размера оплаты труда в РФ;
  • налоговое регулирование средств, направленных на оп­лату труда предприятиями, а также доходов физических лиц;
  • дифференциацию оплаты труда как через тарифную сис­тему, так и на основе коллективных договоров, соглашений пу­тем надбавок и доплат;
  • организацию оплаты на каждом предприятии путем ис­пользования конкретных форм, систем и тарифов оплаты труда и размеров ее для каждого работника, а также на основе установле­ния норм и сдельных расценок;
  • обоснование порядка определения нормируемой вели­чины расходов на оплату труда;
  • установление государственных гарантий по оплате труда.

Государство также осуществляет косвенное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов посредством:

— проведения денежно-кредитной политики;

— проведения экспортной и импортной политики;

— профессиональной подготовки и воспитания специали­стов средней и высшей квалификации и кадров массовых про­фессий и т. д.

Видное место в государственном регулировании деятель­ности хозяйствующих субъектов принадлежит поддержке малого предпринимательства. Она существует во многих государствах.

В России данная деятельность осуществляется прежде все­го на основе Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Рос­сийский Федерации».

В соответствии с ним государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основе федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства. Эти программы включают меры:

— по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;

— по вовлечению в предпринимательскую деятельность соци­ально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужа­щих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

— по установлению налоговых льгот и ежегодному выделе­нию средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

— по передаче субъектам малого предпринимательства ре­зультатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

— по передаче субъектам малого предпринимательства не за­вершенных строительством и пустующих объектов, а равно не­рентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

— по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объ­ектов недвижимости и т. д.

В соответствии с законом государственная поддержка ма­лого предпринимательства осуществляется по следующим на­правлениям:

— формирование инфраструктуры поддержки и развития ма­лого предпринимательства;

— создание льготных условий использования субъектами ма­лого предпринимательства государственных финансовых, мате­риально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

— установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, содержащей в ос­новном информацию, необходимую для решения вопросов нало­гообложения;

— поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информаци­онных связей с зарубежными государствами;

— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. При этом органи­зации, осуществляющие данную деятельность, пользуются льго­тами.

Законом предусмотрено участие субъектов малого пред­принимательства в производстве продукции и товаров (услуг) для государственных нужд, резервирование с этой целью определен­ной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. При этом государственные заказчики при формировании и размеще­нии заказов и заключении государственных контрактов на закуп­ку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд дан­ного вида продукции (на основе конкурсов).

Предусмотрены меры по производственно-технической под­держке субъектов малого предпринимательства, состоящие в со­действии в обеспечении данных субъектов современным оборудо­ванием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры. Кроме того, осущест­вление органами государственного управления и местного само­управления мер по размещению заказов на производство и постав­ки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействию в созда­нии и организации деятельности субъектов малого предпринима­тельства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продук­ции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производст­венных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом предприятия, осуществляющие производственно-техническую поддержку указанных субъектов, пользуются льготами.

Законом предусмотрено также создание информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпри­нимательства экономической, правовой, статистической, произ­водственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития и в целях обмена между ними ука­занной информацией. Информационное обслуживание указанных субъектов осуществляется на льготных условиях. При этом орга­низации, осуществляющие данную деятельность, пользуются льготами.

Законом предусматривается кредитование субъектов мало­го предпринимательства на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Кроме того, льготное страхование субъектов малого предприниматель­ства. При этом страховые организации пользуются льготами.

Законом предусмотрена поддержка со стороны соответст­вующих органов в организации и обеспечении деятельности сою­зов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства как об­щественных объединений в целях обеспечения наиболее благо­приятных условий для развития малого предпринимательства, повышения ответственности и компетентности этих субъектов, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти. Предусмотрено содействие союзам (ассоциациям) в обес­печении их на льготных условиях помещениями, средствами свя­зи и др.

Любая сфера бизнеса предполагает взаимодействие предпринимателя с представителями государственных органов. Интенсивность общения напрямую зависит от характера деятельности организации. Нередко оно отнимает силы, время, но при этом не соответствует ожиданиям и не удовлетворяет потребности. 

В большинстве случаев предприниматели не до конца понимают, как следует выстраивать отношения с госслужбами, поэтому совершают ошибки, которые только усложняют ситуацию. Остановимся на наиболее распространенных ошибках и посмотрим, можно ли их избежать.

  • Точки соприкосновения бизнеса с государством
  • Чем полезно для бизнеса взаимодействие с государством
  • Почему предприниматели избегают контактов с чиновниками
  • Проблемы и ошибки бизнеса при взаимодействии с государством
  • Как избежать ошибок при помощи решений LegalTech

Желание большинства предпринимателей — свести общение с чиновниками к минимуму, сделать все, чтобы они хотя бы не мешали вести бизнес. Кроме того, законодательство постоянно совершенствуется, вводятся новые правила и нормы. Необходимость разбираться в новшествах и приводить дела в соответствие с ними тоже добавляет забот.

По некоторым вопросам взаимодействовать с государством бизнесу приходится довольно плотно: лицензирование, получение и обновление разрешительной документации, доступ к разного рода мерам поддержки.

Вести бизнес в сотрудничестве с государством сегодня стало проще — многие процессы оцифрованы, создана единая система поддержки предпринимательства. В рамках нацпроектов у предпринимателей есть возможность получить весомую поддержку. Это льготное кредитование, лизинг оборудования, обеспечение рабочих механизмов выхода на фондовый рынок, доступ к производственным площадям. Также начинающий бизнесмен может заручиться господдержкой в рамках специальных программ развития, это может быть развитие моногородов или фермерских хозяйств.

В период пандемии меры господдержки стали для многих компаний единственным способом выживания и продолжения деятельности. Они смогли сохранить рабочие места, не потеряли отношения с контрагентами, не утратили конкурентную привлекательность товаров или услуг только за счет вмешательства государства на федеральном и региональном уровнях.

Государство постоянно разрабатывает инструменты поддержки бизнеса, которые не связаны с пандемией. На данный момент актуальны меры для смягчения санкционного давления, которое оказывает влияние на бизнес.

Меры поддержки внедряются поэтапно. Не всегда подобные программы широко афишируются, поэтому предпринимателям нужно постоянно мониторить изменения в нормативно-правовой базе. 

Одна из причин, почему бизнес старается минимизировать взаимодействие с госслужбами, объясняется негативным опытом. Например, если в прошлом неправильное применение законодательства привело к отказу в предоставлении госуслуг.

Государственные органы, со своей стороны, заинтересованы в продуктивном общении с бизнесом и предпринимают шаги для облегчения взаимодействия с ним. С этой целью разрабатываются различные электронные сервисы. Однако подобные сервисы часто имеют достаточно неудобный интерфейс. А поиск в интернете приводит к накоплению противоречивой информации. Особенно остро эта проблема ощущается по таким вопросам, как получение различных разрешительных документов, которые выдаются контрольно-надзорными органами, — без них компания просто не сможет продолжать свою деятельность. 

Есть и другая проблема — некомпетентность или низкий уровень квалификации чиновников. Это не способствует получению желаемого результата даже тогда, когда все бумаги в порядке. Должностные лица могут намеренно тормозить процесс получения какой-либо услуги, в том числе из-за коррупционной составляющей.

Сегодня предпринимателям приходится преодолевать множество проблем. Однозначные рекомендации по этому вопросу дать сложно. Поэтому бизнесмены, вырабатывая собственные решения, совершают определенные ошибки. И это лишь затрудняет общение с государством.

Актуализация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты, которые дают возможность получить госуслугу или пройти необходимую административную процедуру, быстро теряют актуальность. Иногда меняются обстоятельства или условия предоставления услуги. 

normativ

Актуальная нормативная база, консультации по бухгалтерской, налоговой, кадровой и юридической тематикам

Попробовать

Часто актуальные версии законодательных актов, особенно региональные, появляются в свободном доступе довольно поздно.

Получение результата без необходимых знаний

Руководителем может быть как начинающий, так и опытный предприниматель. Он пытается сам во всем разобраться, найти необходимую информацию, чтобы решить вопрос. Но на это не всегда хватает компетенций.

При взаимодействии с государством помогает юридическое образование и соответствующий опыт. Если у предпринимателя все это есть, то, несомненно, ему повезло. Если же нет, то правильнее было бы привлечь к сотрудничеству профессионалов.

Отсутствие внутреннего контроля

Иногда предприниматели пренебрегают организацией внутреннего контроля — не следят за тем, как различные аспекты бизнеса соответствуют нормативным положениям. При проверке все нарушения выходят наружу. 

Как правило, эти проблемы являются следствием того, что в компании отсутствует юридическая составляющая и не проводятся консультации с профильными специалистами.

Подписание документов без понимания их содержания

При осуществлении деятельности предприниматель подписывает различные документы. Иногда в них содержатся формулировки, которые сложно правильно интерпретировать без соответствующей подготовки. При этом некоторые положения могут нести вред бизнесу.

Неверное представление о схеме работы госслужб

Некоторые предприниматели уверены, что госорганы получают об их бизнесе только ту информацию, которую они сами им и предоставляют (отчеты, декларации, уплата страховых взносов, открытие или закрытие банковских счетов). Из-за этой уверенности возникает иллюзия, что без специальных проверок контролирующие органы не могут получить необходимые им сведения.

extern

На самом деле сегодня любой бизнес является достаточно прозрачным. Особенно для налоговой службы. Поэтому важно понимать, как действовать в случае проверок, как правильно оформлять и направлять документы.

Незнание обязанностей чиновников

Важно разбираться в полномочиях и обязанностях чиновников. Нужно иметь точную информацию о том, кто и по каким вопросам оказывает содействие. Без этого будет сложно определить, намеренно чиновник затягивает процесс и присылает отписки или вопрос просто находится вне зоны его компетенций. 

Отсутствие консультирования в интерактивном режиме

Во время проверок у предпринимателей могут затребовать информацию или запугать их штрафами и предписаниями. Они вынуждены реагировать на запросы, но не всегда понимают правомерность действий проверяющих. У них нет возможности проверить актуальность законодательных актов, которыми руководствуются проверяющие. 

Желательно заранее позаботиться о присутствии во время проверки юриста, который подскажет правильное решение и даст полезный совет.

Незнание своих прав

Многие предприниматели хорошо информированы об обязанностях перед проверяющими органами, но при этом мало знают о своих правах. 

Все это может негативно отразиться на деятельности. Без соответствующих знаний сложно защитить себя в ситуациях, когда представители госорганов превышают полномочия.

Экономия на квалифицированном персонале

Как бухгалтер, так и юрист являются важными элементами бизнеса, именно благодаря их работе обеспечивается эффективное взаимодействие с госслужбами. Они помогают систематизировать документооборот и избежать проблем с законом. 

На начальных этапах предприниматель может привлечь аутсорсинговую компанию, если у него нет финансовых возможностей нанять юриста и бухгалтера в штат.

Хорошо, если компетентного специалиста могут порекомендовать знакомые. 

Сегодня избежать многих проблем, которые возникают при общении бизнеса с госорганами, можно с помощью технологий LegalTech. Это инструменты для оптимизации работы юристов: сервисы справочно-правовых систем, системы проверки контрагентов, сервисы составления проектов договоров и др.

В России рынок технологий LegalTech — не новое явление, но он еще не успел массово охватить бизнес. Многие предприниматели, особенно на начальном этапе, при взаимодействии с госорганами допускают ряд ошибок.

Рынок IT-решений в области права активно развивается, и существующие технологии позволяют уже не просто просмотреть требуемые сведения о конкретной компании. Есть сервисы, которые осуществляют полную правовую проверку компании на соответствие действующему законодательству. Существуют также вспомогательные сервисы, которые оказывают поддержку от этапа обращения в государственные органы до момента выдачи необходимых документов.

Сегодня предприниматели получили возможность выбора: самостоятельно изучать юридическую специфику своей отрасли, передать все коммуникации с государственными структурами на аутсорс или применять технологии LegalTech и RegTech. Для осознанного выбора необходимо понять, какой вариант является оптимальным в конкретной ситуации, грамотно расставить приоритеты и оценить, достаточно ли будет имеющихся ресурсов.

Арсен Григорьян, основатель компании «Эргиус»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

  • 1 процент с дохода свыше 300 000 рублей реквизиты для уплаты
  • Аудиосказки сценки для веселой компании по ролям музыкальные
  • 10 заповедей которые должен нарушить каждый бизнес лидер pdf
  • Аукцион по выбору управляющей компании многоквартирным домом
  • 10 какие реквизиты используются при оформлении телефонограмм

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии