Янтарная комната за трехсотлетнюю историю пережила много периодов от создания до забвения, от возрождения как «Восьмого чуда света» до похищения, бесплодных поисков и нового воскрешения в обновленном Екатерининском дворце Санкт-Петербурга уже в современной России.
В этом зале стоит особенная атмосфера. Блики солнца и многочисленных лампочек, имитирующих свечи, отражаются в янтаре, позолоте и зеркалах. Входящих окутывают необъяснимые волны приятного тепла и умиротворения, излучаемых солнечным камнем.
Содержание
1
Режим работы в 2023 году
Пандемия внесла изменения и в режим работы дворцов Царского Села в Санкт-Петербурге (ныне город Пушкин). Пространства Екатерининского дворца, где сейчас располагается Янтарная комната, предлагается осматривать по двум строго установленным маршрутам.Чтобы развести людские потоки, их направляют по разным сторонам здания.
Оба маршрута проходят через Янтарную комнату, поэтому для ее посещения можете выбрать любой маршрут:
- Маршрут №1 проходит через «Золотую» Анфиладу. Гости дворца сразу поднимаются по Парадной лестнице в Большой зал, а дальше двигаются по второму этажу здания со стороны Золотых ворот – парадного въезда.
- Маршрут №2 направляет посетителей через бывшие жилые помещения и проходит со стороны окон, открывающих вид на Старый регулярный парк.
Совпадают оба направления по посещению Янтарной комнаты, Большого зала и общего выхода к Стасовской лестнице.
Если вы давно или никогда не были в Екатерининском дворце, выбирайте, маршрут №1, он более парадный и познавательный. №2 подойдет тем, кто хочет восполнить недостаток впечатлений после предыдущих визитов.
Внимание: Маршрут №2 с 22 сентября 2021 года временно закрыт, в связи с реставрационными работами, экскурсии по дворцу с посещением Янтарной комнаты проходят по маршруту №1.
Парк открывается в 7-00. Часы работы самого музея в г. Пушкине и, соответственно, Янтарной комнаты не изменились – с 10-00 до 18-00.
Вход для посетителей разбит на сеансы, которые начинаются каждые 15 минут.
Последний – в 16-45. Начало всегда указано в билете. Опоздание допускается не более, чем на четверть часа. Далее входные документы аннулируются.
Проход гостей в Янтарную комнату происходит в 2023 году иначе. До начала сеанса на входе в парк приложите штрих-код билета из вашего смартфона к окошку турникета. Затем проделайте аналогичную процедуру вторично – на входе во дворец со стороны Старого Екатерининского парка в крыле, ближнем к Камероновой галерее. Следуйте указателям: дверь зависит от номера маршрута. Только после этого музейные служители проверят персональные документы.
После осмотра Янтарной комнаты вы можете до 18-00 гулять по огромному парку.
Выходной день – вторник. В холодное время года с ноября по апрель добавляется еще один нерабочий день – каждый последний понедельник месяца.
Заказ билетов в Янтарную комнату и их стоимость
В период пандемии самый безопасный способ покупки билетов в Янтарную комнату – онлайн. В музейные кассы, расположенные рядом с главным входом в парк, попадают исключительно нераспроданные остатки.
На официальном сайте музея билеты выкладывают на неделю вперед. На любой сеанс планируется до 50 посетителей. В одном заказе вы оформите не более 5 билетов.
Цена билета в Янтарную комнату в Царском Селе
Категория туристов | Стоимость, руб. |
граждане РФ И ЕАЭС* | |
Взрослые | 700 |
Пенсионеры | 350 |
Студенты, курсанты, школьники старше 16 лет | 350 |
Члены творческих союзов (архитекторы, дизайнеры, художники), работники государственных музеев | 350 |
Другие иностранцы | |
взрослые | 1050 |
Студенты и школьники старше 16 лет | 530 |
*страны-участники ЕАЭС: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан.
Бесплатные категории
Независимо от гражданства:
- Дети до 16 лет
- Герои Советского Союза и России;
- полные кавалеры ордена Славы;
- участники и инвалиды боевых действий, узники лагерей, труженики тыла, блокадники.
Граждане России и Евразийского Союза:
- инвалиды I (плюс 1 сопровождающий) и II группы.
Только во второе воскресенье каждого месяца – граждане РФ:
- студенты высших и средних учебных заведений;
- аспиранты, ординаторы, адъюнкты;
- дети от 16 до 18 лет.
Важно: входные билеты на бесплатное посещение приобретаются при условии включения в заказ хотя бы одного – за деньги.
При оформлении требуются паспортные данные приобретателя. Их же придется предъявить на входе, а льготникам – и подтверждение права на скидку к стоимости либо бесплатный просмотр.
Билеты с аудиогидом
Чтобы лучше ознакомится с Янтарной комнатой и узнать много нового, мы рекомендуем заказать билет с аудиоэкскурсией в формате WeGoTrip. Электронный экскурсовод подробно расскажет о Янтарной комнате и «проведет» Вас не только по одному из дворцовых маршрутов, но и через роскошный парк. Вы увидите его регулярную и пейзажную части, павильоны Грот и Эрмитаж (с кухней), Камеронову галерею и даже Лицей, в котором учился Пушкин и другие знаменитые соотечественники (к сожалению, только снаружи).
Посещение Янтарной комнаты по программе «все включено»
Если вы хотите увидеть Янтарную комнату, но связываться с поиском нужного транспорта не любите, да еще предпочитаете рассказы живого гида вместо электронного, идеальным вариантом станет автобусная экскурсия по программе «все включено». Во дворец вас доставят из центра Санкт-Петербурга. Оформить заказ вы можете онлайн.
Стоимость билета по программе «все включено»
Категории туристов | Стоимость, руб. |
Взрослые граждане России и стран ЕАЭС* | 1900 |
Пенсионеры с гражданством РФ и Беларуси, российские студенты любых учебных заведений | 1800 |
Дети от 7 до 15 лет | 1200 |
Дети моложе 6 лет с предоставлением отдельного посадочного места | 900 |
Иностранцы | 2300 |
В стоимость билета входят:
- рассказ гида по пути в Пушкин (Царское Село) об истории его дворцов и парков;
- осмотр Екатерининского дворца и визит в Янтарную комнату;
- экскурсия и прогулка по парку.
Самостоятельное посещение Янтарной комнаты в Пушкине
Эта информация пригодится активным туристам, выбирающим индивидуальные путешествия. Если вы уже самостоятельно приобрели входные билеты, то и дорогу в город Пушкин (бывшее Царское Село) найти нетрудно.
Чтобы попасть в Янтарную комнату Вам нужно по Парадной лестниц Екатерининского дворца подняться на второй этаж и пройти через Белую парадную столовую, Малиновую столовую, Зеленую столовую и Портретный зал, сразу после которого Вы и попадете в Янтарную комнату.
План-схема прохода в Янтарную Комнату:
Как добраться в Екатерининский дворец и Янтарную комнату
Для путешествия вы можете выбрать одно из трех направлений.
- Электричкой. С Витебского вокзала поезда до ж/д станции Царское Село отправляются каждые 15-25 мин. Время в пути от 28 до 33 мин. Цена билета – 49-50 руб. От дорожных пробок вы не зависите. До входа во дворец (примерно 2,5 км) можно попасть маршрутками № 371, 377, 382 или прогуляться пешком.
- Маршрутками от «Синей» линии метро. Стоимость билетов 40-46 руб., время в пути зависит от наличия пробок, особенно при поездке от «Московской» станции (она ближе к центру города). Микроавтобусы ходят от:
- «Московской» – № 287, 342,347,299,
- «Звездной» – № 347,
- «Купчино» – № 286, 287, 342, 347, 545а.
-
- Личным транспортом. При этом следует ориентироваться на дорожную ситуацию в пути, а также учитывать проблему с парковкой в Пушкине.
Адрес музея: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул.Садовая, 7.
Официальны сайт: https://tzar.ru
Телефон для справок: (812) 415-76-67, (812) 415-76-68
Схема проезда:
Интересные факты из истории Янтарной комнаты в Царском селе
Первоначально янтарный кабинет создавался по приказу прусского короля Фридриха I для любимой супруги Софии-Шарлотты для установки в ее резиденции.
В 1709 году королева скончалась. Супруг решил перенести готовые янтарные панели в галерею собственного дворца. В очередном путешествии по Европе Петр I искал союзников в войне со Швецией. С Фридрихом удалось найти общие интересы, а во дворце тот показал русскому царю изысканное творение собственных мастеров. Петр восхитился увиденным.
В 1713 году Фридрих Iумер. Для его сына Фридриха Вильгельма союз с Россией был также важен. В результате подписанный договор 1716 года был скреплен подарком. Король отправил компаньону янтарный «неликвид», а взамен известный солдафон получил 55 высокорослых гвардейцев и чашу из слоновьего бивня, собственноручно изготовленную Петром.
От дворца к дворцу в России
Полученный подарок был исследован Меншиковым, знавшим толк в изящных штучках. Вердикт был таков: великолепно, но некомплектно.Диковину разместили в «Людских палатах» – общедоступном музее Летнего сада.
Следующей заинтересовалась янтарным убранством дочь Петра – императрица Елизавета. В 1743 году по ее указу панели отреставрировали и разместили в одном из дворцов в Санкт-Петербурге, собрав первый вариант Янтарной комнаты. Недостающие детали заменили холстами, расписанными под солнечный камень. Кабинет использовался для приема высоких иностранных гостей: императрица знала, чем удивить посланников!
После возведения нового Большого дворца в Царском селе по велению Елизаветы в 1755 году ящики с янтарными деталями за 6 дней были перенесены в новую резиденцию 76 гвардейцами. Созданием кабинета руководил лично Бартоломео Расстрелли.
Новый, больший по размеру,зал заполнили не только янтарем, но и пилястрами с зеркалами в золоченом обрамлении, а также привычными росписями, имитирующими камень.
Вошедшей на престол Екатерине II в Янтарной комнате роскоши не хватило. Она приказала убрать холсты и заполнить все пространство янтарем.
В результате оформление комнаты превратили в трехъярусное, добавив нижний ряд. Над парадной дверью соорудили золоченое арочное украшение.На доделку ушло еще 450 кг янтаря. К панелям добавились 4 флорентийских мозаики с аллегориями пяти человеческих чувств из янтаря, агата и яшмы. Стало больше и золоченой резьбы.
Дополнили интерьер столиком и несколькими комодами, инкрустированными солнечным камнем. В витринах выставили императорскую коллекцию китайского фарфора и янтарных изделий.
Для периодической реставрации хрупкого и капризного камня ввели особую должность мастера-смотрителя, поэтому Янтарная комната и дожила до советских времен в виде, утвержденном Екатериной.
Реставрации, проведенные в XIX веке, восполняли утраты янтаря в результате нестабильности микроклимата. Камню вредили сырая погода летом и неравномерное печное отопление в холодное время года. Еще в середине века заменили потолочный плафон. Работами руководил архитектор Стасов.
Исчезновение
В 1936 году на случай войны был составлен эвакуационный план музея, где вывоз янтарных панелей почему-то был не предусмотрен. Уточнение 1939 года при невыясненных обстоятельствах исчезло. Скорее всего оно оказалось в одних руках с приказом Гитлера о вывозе советских культурных ценностей в Германию, где Янтарная комната числилась под первым номером.
Что могли сделать 5 оставшихся смотрительниц Екатерининского дворца для спасения Янтарной комнаты летом 1941 года, если общий вес декора составлял несколько тонн? Только закрыть подсобными материалами и досками.Из янтарного убранства эвакуировали только небольшие ларец и зеркало.
Вступившие в Пушкин немцы в течение пары дней демонтировали янтарную комнату и вывезли в Кенигсберг, где ее выставили в главном музее.
Безуспешные поиски?
Поисками янтарного достояния страны занимались много лет и спецслужбы, и группа, организованная писателем Юлианом Семеновым.
Версия первая. Комната погибла в Кенигсберге от бомбежек города или при пожаре. В найденном отчете директора музея установлено, что пострадали небольшие детали, остальные демонтировали и укрыли в подвале.
После пожара, случившегося на второй день после взятия Кенигсберга советской армией, наши специалисты не обнаружили следов плавления стекла от зеркал, позолоты и самого янтаря. Обгоревшие остатки мозаик оставлены намеренно.
Версия вторая. Комната погибла при перевозке морем вместе с подорванным кораблем. Это не подтверждено документально.
Версия третья. Упакованные панели вывезены задолго до штурма Кенигсберга в один из замков Тюрингии, а затем перепрятаны в соляной шахте. Эта часть Германии впоследствии была захвачена американцами, а сокровища найдены и увезены в Америку. События выглядят достаточно правдоподобно.
Поиск в этом направлении вела группа Юлиана Семенова и, похоже, нашла новые ниточки для разгадки. К сожалению, из немецких специалистов один был зверски убит перед пресс-конференцией, а другой скончался при странных обстоятельствах. Сам Семенов застрелился, якобы не выдержав болей при онкологии.
Версия четвертая, возникшая уже в 2012-2015 годах. Упакованные панели были все-таки найдены нашими войсками в Кенигсберге. Объяснения директора музея о том, что это местное сокровище, приняты за чистую монету. Позднее его включили в список ценностей, переданных США в уплату долга по лендлизу. Что это – преступная халатность или злой умысел?
И даже после этого энтузиасты пытаются разгадать тайну пропавшего шедевра мирового искусства!
Возрождение
Восстановление Янтарной комнаты стали вести с 1979 года. Сначала долго изучали фотографии, исторические документы XVIII века, старинные технологии обработки материалов. К работам приступили в 1981 году.
К девяностым годам заново воссоздали потолочный плафон. В Михайловском замке были найдены две его подлинные части, снятые при реставрации XIXвека. Верхний ярус панелей заменили росписями под камень. Мозаики восстановили по обгоревшим образцам. По фотографиям изготовили паркет. Пустые места затянули холстом. Далее финансирование прекратилось.
Деньги нашлись в 2000 году. Янтарную комнату возродили в Екатерининском дворце в полном объеме к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга и саммиту Большой Восьмерки, проведенному мае 2003 года.
Чудо
В 2000 году в Россию вернулись флорентийская мозаика с аллегориями обоняния и осязания, а также комод.
Оказалось, что при разборке комнаты в 1941 году офицер, руководивший работами, присвоил мозаику. При попытке продажи в 1997 году судебные органы ФРГ ее конфисковали.
В запасниках одного из немецких музеев при ревизии нашелся и янтарный комод. По инвентарному номеру определили его принадлежность.
Распоряжением Канцлера ФРГ Шредера оба предмета были переданы России. Иначе, как чудом эти события назвать нельзя.
Янтарная комната в цифрах
- Площадь зала – 96 м2.
- Высота потолков – 7,8 м.
- Площадь покрытия камнем – 86 м2.
- Первые панели изготовлены в 1701 году.
- Для замещения пустых мест при «Елизаветинской» реставрации поставлены 24 зеркальные колонны-пилястры.
- Общий вес янтаря, использованного при восстановлении в 2000 годы, – 6 тонн.
- На возрождение Янтарной комнаты ушло 11,35 млн$, из них 70% – из бюджета РФ, 30% – спонсорская помощь германского Рургаза.
Полезная информация
- При посещении Екатерининского дворца с Янтарной комнатой не забывайте о наличии маски и перчаток. Помните также и о соблюдении социальной дистанции.
- Маломобильным гражданам предлагаются коляски и подъемник.
- В Янтарной комнате фотосъемка строго запрещена. Многочисленные вспышки камер могут испортить капризный камень.
- Расписание работы дворца, парка и Янтарной комнаты отслеживайте перед покупкой билетов: все зависит от ситуации с пандемией.
Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.
Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.
Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.
Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.
Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.
Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.
Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.
Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.
В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.
Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.
Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.
Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.
При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.
Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.
2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».
Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.
Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.
В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.
Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.
Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.
В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.
Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.
Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.
Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.
В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.
Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.
Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.
В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.
В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.
Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.
Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» – возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.
«Я вхожу в этот зал с замиранием сердца Надо мной, подо мной словно солнца лучи. Так красива резная изящная дверца, А на столике хрупком от дверцы ключи. Рукотворное чудо! Ажурные тени! Навсегда отпечатались в сердце моем. А часы все идут, отмеряя мгновенья Ярких, светлых свиданий с живым янтарем…» Александра Дмитриева-Костина
Янтарная комната — уникальное творение 18 века, изготовленное прусскими резчиками по драгоценным камням. Её неповторимую красоту и технику изготовления именовали восьмым чудом света, жемчужиной императорской резиденции. Толпы туристов мечтали окунуться в величественную атмосферу роскоши русских царей, насладиться ювелирной работой Шлютера и Растрелли.
К великому сожалению подлинник теперь увидеть невозможно. Сегодня в Царскосельском музее демонстрируется не подарок Петру Великому от короля Фридриха Вильгельма I, а его копия, искусно выполненная советскими умельцами.
Отзывы восхищённых посетителей, завороженных магическим блеском возрождённого янтарного шедевра, говорят о том, что уникальная работа отечественных специалистов удалась на славу. А те, кто видел комнату до войны, отмечают, что она стала ещё прекраснее.
Янтарная комната в Пушкине: часы работы и стоимость
Янтарная комната расположена в Екатерининском дворце-музее «Царское село» в городе Пушкин. Её двери гостеприимно открыты с 10 часов для всех желающих. В пять часов вечера допуск посетителей прекращается. Те, кто успел войти, могут бродить по залам до 18:00, а ещё через 3 часа закрываются ворота парка.
Выходные дни: вторник, последний понедельник месяца.
Туристы обычно предпочитают организованные экскурсии. В них включён проезд туда и обратно, билеты в Екатерининский парк и дворец, плюс экскурсовод. В дороге он расскажет массу любопытных исторических фактов, а во дворце обратит внимание на каждую достопримечательность. Такие экскурсии выгодны тем, что индивидуалы могут посетить только 8 помещений, а группам доступен весь дворец.
Самые дорогие экскурсии-променады по предварительным заявкам проводятся в вечернее время, с 18:00 до 20:00, когда обычные посетители покидают экспозицию. Эксклюзивный осмотр называется «Таинственный вечер во дворце». Маленькие группы (от 5 человек) без толчеи и суеты могут осмотреть королевские залы и покои, в том числе Янтарную комнату. Для таких гостей предусмотрен гид со специальной программой, включающей в себя малоизвестную информацию, а по завершении экскурсии для каждого участника подготовлен сюрприз.
Как добраться из Санкт-Петербурга
От центра Северной столицы до местонахождения янтарной комнаты — 23 километра. Для самостоятельных путешественников можно порекомендовать 3 способа добраться до нее:
- электричка;
- маршрутное такси;
- личный автомобиль.
1. Электрички отправляются с Витебского вокзала практически каждые полчаса. Время в пути — 30 минут и оно не зависит от дорожных пробок, которыми изобилует это направление по автостраде.
От станции Царское село до дворца можно дойти пешком, всего 2 км с хвостиком, либо на автобусах №371, 382 или маршрутках №371, 377, 382. Чтоб не заблудиться, лучше пользоваться навигатором. Указателей для приезжих в городе нет. От Пушкинского вокзала до ворот дворцового комплекса курсируют маршрутные такси. Они сэкономят время и силы.
2. Маршрутки, из Санкт-Петербурга до города Пушкин, отправляются от станций метрополитена, расположенных на синей ветке: «Московская», «Звёздная» и «Купчино». Они удобны тем, что довозят пассажиров до самого входа в Екатерининский парк. Кроме этого туда ездит городской автобус.
3. На своем авто в Пушкин из города на Неве лучше добираться по Пулковскому шоссе. Это самая разгруженная магистраль. Владельцам личных авто следует учесть, что возле музейного комплекса стального коня оставить негде. Машину придётся парковать где-то во дворах или воспользоваться платной стоянкой неподалёку от Александровского дворца-музея.
Покупка билетов. Стоимость и льготы
В 2020 году билеты на посещение Екатерининского парка и дворца стали именными и действительны только при предъявлении документов, удостоверяющих личность. Чтобы избежать длинных очередей, которые вызывали много нареканий в предшествующие годы, в билетах на вход теперь указывается точное время.
Для тех, кто не успел войти в течение пятнадцати минут, билет считается просроченным и право на вход пропадает.
Приобрести билет можно в кассе музея у Лицейской арки. Туда поступают сведения о сеансах на текущий день, которые не распроданы онлайн. Остаточный принцип не гарантирует наличия свободных сеансов, так как в туристический сезон наплыв посетителей очень велик. Самое благоразумное, чтобы избежать разочарования, — приобрести электронные билеты заранее на официальном сайте царскосельского музея.
Стоимость билета зависит от варианта, который выберет посетитель:
- для взрослых, граждан РФ — 700 руб.
- для иностранцев — 1050 руб.
- для пенсионеров РФ и Белоруссии, учащихся от 16 лет, студентам, курсантам, срочникам — 350 руб.
- иностранные студенты — 530 руб.
- дети до 16 лет (в т.ч. иностранцы) — посещение бесплатно
Экскурсионное обслуживание и услуга аудиогид предоставляются за дополнительную плату.
- Оформление билета на бесплатное посещение возможно только при условии приобретения хотя бы одного Электронного билета за плату в одном заказе.
- Максимальное количество билетов в одном заказе: 5 шт.
- Вход во дворец осуществляется с момента начала сеанса и в течение последующих 15 минут.
- В вестибюле дворца есть возможность получить под залог паспорта или денег аудиогида.
Руководством музея предусмотрен довольно обширный список льготников и даже бесплатное посещение исторического комплекса для некоторых категорий граждан. В первую очередь это дети, которым ещё не исполнилось 16 лет; многодетные семьи; герои СССР и России; лица, награждённые всеми орденами Славы; блокадники и узники фашистских лагерей; инвалиды первой группы в сопровождении одного человека и другие. С детальным списком можно ознакомиться при покупке билета через интернет на официальном сайте.
Как «Янтарная камора» попала в Россию
Первоначально Янтарный шедевр предназначался Софии-Шарлотте, супруге короля Пруссии Фридриха I, но она умерла, не дождавшись окончательного результата.
Вступивший на престол Фридрих Вильгельм I, остановил работы из-за своей скупости. Они показались ему слишком дорогими, а то, что было уже готово, повелел разместить в своём кабинете. Посетивший Пруссию в 1713 году Пётр I был восхищён увиденным. Помня это, после того, как плохо закреплённые янтарные панели рухнули,Фридрих Вильгельм I, решил преподнести русскому царю подарок, по принципу «на тебе боже, чего нам не гоже».
Пётр Первый был очень польщён и сделал ответный дипломатический дар. Но когда коллекция была открыта, оказалось, что там отсутствуют некоторые компоненты. По этой причине расстроенный царь не стал заниматься оформлением своего кабинета.
Вспомнила о подарке императрица Елизавета. В Зимнем дворце она распорядилась украсить янтарными панелями зал для торжественных приёмов. В 1755 году она решает отправить кабинет в загородную резиденцию, которая находилась в Царском Селе.
Свой окончательный облик комната обрела при правлении Екатерины II, благодаря стараниям обер-архитектора Франческо Растрелли и резчика по янтарю Мартелли. Помещение превышало размеры помещения, где ранее была расположена Янтарная комната, поэтому оформление было дополнено зеркалами в золотых подзеркальниках, мозаикой из драгоценных камней, резными украшениями, инкрустированными панелями нижнего яруса и другим дорогим убранством. В комнате хранилось множество поделок из янтаря: украшения, шкатулки, шахматы, янтарный столик… Каждая деталь была тщательно продумана и выдержана в одном стиле.
Утраченное сокровище
Молниеносное наступление гитлеровских войск, оккупация города Пушкин в сентябре 1941 года привели к масштабному разграблению Екатерининского дворца. В Германию вывозили всё, что представляло собой малейшую ценность. На музейные экспонаты, которые не успели эвакуировать, составлялась трофейная опись, всё тщательно упаковывалось и отправлялось по местам назначения, согласно приказам немецкого командования.
Янтарная комната была обнаружена и демонтирована. По личному распоряжению Гитлера этим занимались его доверенные офицеры-искусствоведы из команды «Кунсткомиссион», чтобы потом в целости и сохранности разместить её на территории Линца. Фюрер планировал сделать город, где провёл свои юные годы, культурной столицей фашистской Германии.
Присмотр и уход за бесценным сокровищем был поручен Альфреду Роде. Он был ведущим специалистом по янтарю. По высочайшему дозволению Адольфа Гитлера, до победы над русскими, было разрешено смонтировать и выставить драгоценный трофей для всеобщего обозрения. Экспозицию собрали в одном из залов Кёнигсбергского Королевского замка.
Наступление советских войск нарушило планы кровавого диктатора, но великое творение не сумели спасти и вернуть в родные пенаты. Достояние русского народа бесследно исчезло.
Поиском музейных экспонатов, вывезенных фашистами, занималась специальная комиссия. Допросы подозреваемых и свидетелей породили множество версий о местонахождении Янтарной комнаты. Но ни одна из них не помогла пролить свет на тайну её загадочного исчезновения. Поиски и раскопки продолжаются до сих пор.
Надежды найти этот шедевр «живым» рассеивались с каждым годом всё больше и больше. Янтарь очень хрупкий камень. Ему нужны особые условия для сохранения целостности и солнечного блеска. В ненадлежащих условиях самоцвет тускнеет, трескается и разлагается.
Возрождение легенды
После победы Советское правительство постановило приступить к восстановлению разрушенного музея-заповедника в Царском Селе. Неимоверно трудная задача была выполнена, но место, где ранее находилась Янтарная комната, продолжало пустовать. Наконец, в 1979 г. было принято решение создать её копию, так как надежды на возвращение оригинала растаяли окончательно. Для этого требовалось найти не просто специалистов, а художников-мастеров, способных превзойти непревзойдённое.
Основная проблема состояла в том, что не сохранилось ни чертежей, ни эскизов Янтарной комнаты. Предстояло создавать её по фотографиям, которые сохранились с довоенного времени и по нескольким найденным фрагментам. Была проделана колоссальная работа по изучению секретов и способов обработки янтаря мастерами 17-18 века, найдены записки Растрелли, перерыты тонны архивных документов, прежде чем «Царскосельская янтарная мастерская» приступила к делу.
Работа была начата в 1981, а закончена только в 2003, в юбилейный год трёхсотлетия Санкт-Петербурга. Ученые, искусствоведы, зодчие, резчики, реставраторы — сантиметр за сантиметром возрождали былое великолепие. Понадобилось более шести тонн высококачественного янтаря двадцати разнообразных оттенков. Площадь Янтарной комнаты около 100 кв.м. Высота стен 7,8 м.
Янтарные резные панели, скульптурные и рельефные декоративные композиции с библейскими сюжетами, мозаичные картины из оникса, яшмы, лазурита и других драгоценных камней, отделанный позолотой карниз, паркет, люстра, — каждая мельчайшая деталь была восстановлена с величайшей любовью, чтобы люди всего мира могли увидеть этот неповторимый исторический памятник.
Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде
Билеты на поезд по лучшей цене — Poezd.ru и Tutu.ru. Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) — Aviasales
Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире
Ищите скидки в аграгаторе отелей Hotellook. Бронируйте жильё для отдыха на Суточно.ру
Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии
Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в Tripster.
Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей
Покупайте билеты заранее онлайн на Musement и TicketNetwork и приходите уже с купленным билетом.