Взаимодействие логистики с прочими сферами бизнеса

Производство.
Наряду с маркетингом большую роль играет
взаимодействие логистики с производственными
процедурами, или, как принято называть
на Западе, операционным
менеджментом
.
Это взаимодействие следует рассматривать
с двух позиций, а именно:

 с позиций
внутрипроизводственной
логистики
,
т.е. управления запасами МР, продукции
НП и ГП в технологическом процессе,
организации заказов на МР во всех
структурных подразделениях фирмы,
управления технологическим транспортом,
складским хозяйством и т.д.;

 с позиций
внешней
логистики
,
т.е. управления логистическими функциями
в снабжении МР и сбыте ГП.

Начнем с
внутренней
логистики. Влияние внутрипроизводственной
логистики на производство проявляется,
главным образом, в требовании сокращения
продолжительности
производственного цикла (
leadtime).
Это достигается путем применения
различных микрологистических систем
(например, «тощего производства»),
которые будут рассмотрены нами более
подробно позднее. Кстати, задача
сокращения длительности производственного
цикла является одной из основных задач
и для внешней логистики. Например, если
в распределительных сетях фирмы уже
созданы достаточные запасы ГП (а это
функция внешней логистики), то в
производстве иногда вообще нет
необходимости. Это один из примеров
контактов в производстве внутренней и
внешней логистики.

Взаимодействие
логистики и операционного менеджмента
наблюдается также во время
сезонных колебаний спроса
.
Прогнозировать этот спрос достаточно
сложно, поэтому чтобы избежать
недополучения прибыли, производственники
стремятся выпускать продукции как можно
больше. А это приводит к росту затрат
на содержание и хранение запасов ГП как
на складах производителя, так и в
распределительной сети. Правда, если
это приведет к полному удовлетворению
спроса, то выигрыш от этого может
оказаться большим, нежели дополнительные
затраты по запасам. Поэтому задачей
логистического менеджмента в такой
ситуации, как мы уже говорили, является
минимизация общих затрат в целом по
производству и распределению.

Взаимодействие
между логистикой и операционным
менеджментом прослеживается и в вопросе
об упаковке,
которую многие фирмы считают не только
функцией распределения, но и функцией
производства, в том смысле, что
логистический подход к производству
самой упаковки состоит в обеспечении
прежде всего ее защитных свойств для
предохранения помещаемых в неё изделий
от повреждения.

Ещё одна
проблема взаимоотношений логистики и
производства в современной

экономике связана
с решением вопроса: производить
или покупать?
Учитывая большие затраты на распределение
ГП, многие фирмы, которые раньше
производили продукцию для конечного
потребителя в готовом виде, сейчас
предпочитают производить лишь
комплектующие, продавать их оптом фирме,
которая производит только сборку и
дальнейшее продвижение уже ГП к конечному
потребителю. Таким образом, функции
производства и распределения разнесены.
Одни фирмы занимаются практически
только производством, другие – только
сборкой и распределением.

Обслуживание
потребителей (сервис)
.
В современных условиях, когда идет
жесткая борьба за потребителя, логистика
стала играть одну из главных ролей в
потребительском
сервисе
, а
именно – в предоставлении и постоянном
расширении услуг по доставке, пред- и
послепродажному обслуживанию. На Западе
это называется «логистическим
сервисом»
.
В настоящее время, как известно, одним
из главных направлений достижения
конкурентных преимуществ является
совершенствование обслуживания
потребителей. Именно уровень сервиса
сейчас во всё большей степени является
главным фактором, определяющим будет
куплен товар или нет. Логистический
менеджмент должен гарантировать качество
и надежность доставки (сохранность
груза, доставка в нужном количестве, в
нужное место и в нужное время), страховать
возможные риски, обеспечивать снабжение
запасными частями, осуществлять
немедленный и безоговорочный возврат
фирме-производителю некондиционного
товара. Логистический подход к сервису
заключается, главным образом, в создании
эффективной системы сервисных услуг
для потребителя, включая послепродажное
обслуживание.

Закупки.
Одним из важнейших факторов, определяющих
всю организацию производственного
процесса, является управление
закупками МР
.
В современных условиях логистический
подход в управлении закупками заключается
в максимальном сокращении запасов МР
у производителя, для чего поставки их
должны осуществляться по схеме «точно
в срок»
.
Поскольку обеспечение поставок «точно
в срок» во многом зависит от внешних
факторов: поставщиков, их правильного
выбора, взаимоотношений с ними, то
вопросы закупок, а значит, и создания и
регулирования запасов МР, в большинстве
западных фирм передаются в ведение
внешней логистики.

Влияние внешней
логистики оказывается также в вопросах
рационального размещения
производственных (сборочных) подразделений

фирмы на определенных территориях (это
вопросы производства), но особенно – в
вопросах сбыта (размещение складов ГП,
способы транспортировки, хранения и
управление запасами).

Персонал.
Эффективное выполнение фирмой своей
миссии, в т.ч. и в логистичес-

ком плане, так или
иначе связано с управлением
персоналом
.
Особое значение в этом плане имеет
подбор и расстановка кадров в высшем
звене логистического менеджмента.
Высший управленческий персонал фирмы
должен обладать стратегическим видением
проблем, уметь координировать усилия
всех звеньев логистической системы, за
что и получать соответствующее моральное
и материальное вознаграждение.

Инвестиции
и инновации
.
Взаимодействие логистики с инвестиционным
и инновационным менеджментом

проявляется в том, что вложение средств
(инвестиции) в передовые производственные
технологии (инновации) меняет, иногда
коренным образом, производственный
процесс и все сопутствующие ему виды
деятельности фирмы (складское хозяйство,
грузопереработка, транспорт, коммуникации,
информационные технологии, управление
запасами, и т.п.), и все они входят в круг
интересов логистики.

Инфраструктура.
Взаимодействие логистики с инфраструктурой
фирмы

включает в себя взаимоотношения её с
такими функциональными сферами, как
общий менеджмент, финансы, планирование,
бухучет и аудит, управление качеством
и др.

Планированию
в деятельности фирмы отводится особая
роль, потому что оно пронизывает все
сферы этой деятельности. При этом к
планированию сейчас подходят с
логистических позиций, а именно:
планирование всегда должно быть
оптимальным.

Влияние логистики
на финансовый
менеджмент
проявляется,
прежде всего, в повышении оборачиваемости
капитала фирмы. Т.к. основная часть
оборотного капитала – это средства,
«замороженные» в запасах МР и ГП, то
основное логистическое решение здесь
– снижение этих запасов, а значит,
высвобождение финансовых средств,
которые можно вложить в производство
или сервис. Это первый
аспект
такого
взаимодействия.

Другой аспект
связан с основной логистической
концепцией – концепцией общих затрат.
Т.к. затраты на распределение сопоставимы,
а иногда и превышают затраты на
производство продукции, то финансовый
менеджмент в соответствии с этой
логистической концепцией должен искать,
прежде всего, пути снижения затрат,
связанных с закупками МР и сбытом ГП
(например, оптимизация транспортировки,
складирования, грузопереработки и
т.д.).

Близкой к
финансам является система
бухучета и отчетности
.
Раньше эта система не была приспособлена
к выделению отдельных составляющих
логистических издержек, что не давало
возможности работать над сокращением
каждой из них. Сейчас это сделано, поэтому
принимать грамотные управленческие
решения по снижению затрат по отдельным
составляющим общих издержек стало
возможным.

О проблеме
управления
качеством
продукции
мы уже говорили. Надо сказать, что
поддерживать мировые стандарты качества
без логистических подходов в современных
условиях уже невозможно. Поэтому
выдвижение в бизнесе на первый план
проблемы управления качеством продукции
значительно повышает значимость
логистики на фирме.

В заключение
надо отметить, что логистика на фирме
обладает активным интегрирующим
потенциалом, связывающим воедино и
улучшающим взаимодействие между базовыми
функциональными сферами, такими, как
снабжение, производство, распре-

деление, продажи,
маркетинг.

Например,
преобразуя маркетинговую информацию,
логистика воздействует на производство,
оптимизируя производственно-технологический
цикл и продуктовые характеристики.
Рационально управляя запасами МР и ГП
на всех этапах товародвижения, логистика
способствует снижению общих затрат,
цены продукции, и тем самым приводит к
улучшению стратегических позиций фирмы
на рынке. Логистический менеджмент
эффективно координирует также объемы
закупок МР и произ-

водства ГП с
прогнозируемым (на основе маркетинговых
исследований) объемом продаж.

Таким образом,
логистика, сглаживая противоречия между
маркетингом, производством, финансами,
и оптимизируя межфункциональные
внутрифирменные решения, поддерживает
системную устойчивость фирмы на рынке
.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Ирина Каретникова

Эксперт по предмету «Логистика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Логистика — это направление деятельности хозяйствующего субъекта, которое заключается в управлении потоковыми процессами, имеющими место во время снабжения, производства и сбыта продукции.

Взаимодействие логистики и маркетинга

Логистика в настоящее время воспринимается в качестве одной из важнейших сфер деятельности предприятия. Она представляет собой управление материальными, информационными, финансовыми потоками.

Стоит отметить, что логистика взаимодействует с другими сферами бизнеса. Прежде всего, указывают на тесную связь логистики и маркетинга, т. е. деятельности по удовлетворению потребностей (продвижению продукции на рынок) и получению на этой основе прибыли.

Прямое взаимодействие существует между такими основными составляющими логистики и маркетинга, как продукт, место и цена (затраты). В частности, логистический менеджмент обычно напрямую влияет на формирование цены (ценообразование), что является одной из важнейших сфер интересов маркетинга.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Основная логистическая концепция заключается в снижении общих затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами и выполнение других логистических функций. Это, в свою очередь, позволяет снизить цену товара, усиливая, тем самым, эффективность маркетингового воздействия на рынок через повышение конкурентоспособности товара.

В сфере взаимного пересечения интересов логистики и маркетинга также находятся продуктовые характеристики, и, прежде всего, ассортимент продукции. Одной из важнейших задач маркетинга является расширение ассортимента. Но ее решение потребует применения других способов и оборудования для сортировки, погрузки-разгрузки, транспортировки, что, в свою очередь, отразится на уровне логистических издержек.

Требованиями маркетинга часто диктуется стремление дизайнеров фирмы к оригинальной упаковке. Но изменение важных с точки зрения маркетинга внешнего вида, привлекательности упаковки, объема нанесенной на ней информации должно быть согласована с важными с точки зрения логистики параметрами упаковки: габаритными размерами, формой, способностями защищать изделия и быть транспортируемой.

«Взаимодействие логистики с прочими сферами бизнеса» 👇

Взаимодействие логистики и маркетинга еще происходит по параметру «место». Ими совместно в основном решается вопрос выбора формы (мест) сбыта продукции: продавать товар оптовикам, или напрямую розничным торговцам.

Маркетинг лучшим решением считает продажу товара напрямую, поскольку в этом случае товар быстрее попадет на рынок.

Логистика лучшим решением считает продажу товара оптовикам, которые считаются более предсказуемыми партнерами — они закупают готовую продукцию большими партиями, по сравнению с розничными торговцами более стабильно размещают ее запасы в складских системах.

Взаимодействие логистики и производства

Вместе с маркетингом значимым является взаимодействие логистики с производственными процедурами (операционным менеджментом). Это взаимодействие необходимо рассматривать в нескольких аспектах.

Во-первых, логистика влияет на производство через предъявление и соблюдение требования о сокращении продолжительности производственного цикла. Во-вторых, во время сезонных колебаний спроса приходится находить баланс между объемами производства, сбыта и размерами запасов, доходами от продажи произведенных товаров и расходами на их обслуживание на этапе складирования. В-третьих, логистический подход обуславливает специфику производства упаковки, которая должна иметь защитные свойства для предохранения помещаемых в неё изделий от повреждения.

Ещё одна, не менее важная проблема взаимодействия логистика и производства на данном этапе экономического развития мирового сообщества связана с решением вопроса: производить или покупать? Существуют варианты организации полного цикла производства готовой продукции, начиная с обработки исходного сырья, или же приобретения отдельных комплектующих изделий и осуществления только их сборки в продукт, готовый для реализации конечному потребителю.

Логистика и другие сферы бизнеса

Логистике сейчас принадлежит значительный вклад в реализацию потребительского сервиса. Речь идет про предоставление и постоянное расширение услуг по доставке, пред- и послепродажному обслуживанию. Подобная деятельность называется логистическим сервисом.

Логистический подход к сервису предполагает создание эффективной системы сервисных услуг для потребителя, включая послепродажное обслуживание. Поэтому логистическому менеджменту современной фирмы вменяются следующие обязанности:

  • обеспечение качества и надежности доставки (т.е. сохранности груза и его доставки в нужном количестве, в нужное место и в нужное время);
  • страхование возможных рисков;
  • обеспечение снабжения запасными частями;
  • осуществление немедленного и безоговорочного возврата фирме-производителю некондиционного товара.

Фирма может успешно реализовать свою миссию (в том числе, в логистическом плане) при грамотном подходе к управлению персоналом. В частности, важно правильно подобрать и расставить кадры в высшем звене логистического менеджмента.

Логистика еще взаимодействует с инвестиционным и инновационным менеджментом. Так, инвестиции в инновации, т. е. вложение средств в передовые производственные технологии качественным образом изменяют процесс производства и все сопутствующие ему логистические виды деятельности (транспорт, складское хозяйство, управление запасами, грузопереработка, коммуникации, информационные технологии, и т. п.).

Логистика оказывает влияние на финансовый менеджмент фирмы. Это влияние проявляется, прежде всего, в повышении оборачиваемости капитала, что может быть реализовано через снижение запасов материальных ресурсов и готовой продукции и, следовательно, высвобождение финансовых средств.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме


С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: концепция бухучёта.docx.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Архитекторы рефераты 2023.doc, Темы рефератов по Основам Предпр.+Вопросы на Зачёт.docx, Вопросы к зачёту по дисциплине Промышленная безопасность 2023.do, Ур. Файлы и файловые структуры_7 класс.docx, Тест по дисциплине Юридический практикум.docx, Организационные структуры .docx, домосканов реферат.docx, Предкова Н.А. реферат.docx, Скаженик В.И Реферат (1).docx, Скифы Реферат.docx


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»
Факультет энергомашиностроения и автомобильного транспорта

Кафедра «Организация и безопасность движения»

Реферат защищен с оценкой______________

Преподаватель

_____________

(подпись) (и.о. фамилия)

“____”___________ 2020 г.

(дата)

Реферат
по дисциплине «Организационно-производственные структуры транспорта»
на тему «Взаимодействие логистики с прочими сферами бизнеса»

и.о. фамилия

должность, ученое звание и.о. фамилия

Оглавление

Введение 3

1. Логистическая миссия и основные задачи логистики 6

Заключение 16

Список используемой литературы 18

Введение

Логистика изучает планирование, управление, регулирование и контроль движения ресурсов в различных системах, в частности, движения материальных, финансовых, людских и информационных ресурсов. Практически, это выбор самого оправданного с точки зрения эффективности варианта распределения товаров и обеспечения товаром того количества, качества, в то время и место, чтобы одновременно и удовлетворить потребности производства, и минимизировать затраты на это обеспечение. Стратегически, это материальные потоки в процессе снабжения материалами, деталями, техникой и готовым инвентарём, включающие в себя закупку, перевозку, распределение, продажу и хранение. Логистика изучает и оптимизирует издержки предприятия, занимается рационализацией перечисленных процессов, как в рамках одной компании, так и распространяясь на внутри- и межотраслевых контрагентов компании, включая контрагентов межгосударственного уровня.

Взаимодействие логистики, логистических систем, с операционным менеджментом играет определяющую роль для организации бизнеса.
Так как логистика – это управление не отдельными объектами, а процессами на предприятии, и вместе с маркетингом, логистический менеджмент взаимовлияет на производственные процедуры, то изучать вопрос взаимодействия с системами бизнеса надо системно, в смысле комплексного изучения этого процесса, и это взаимовлияние должно быть проанализировано с двух позиций:

1) с точки зрения внутрипроизводственной логистики, как функциональное продолжение логистики снабжения и управление материальными ресурсами на предприятии, комплексное управление отношениями, возникающими при формировании и обеспечении перемещения потоков материально-технических ресурсов, запасов незавершенного производства и незаконченной изготовлением и готовой продукции внутри производства. При этом производственный процесс – это совокупность процессов, включая основные, обслуживающие и вспомогательные процессы, взаимосвязанных и ведущих к «превращению» материально-технических ресурсов в готовые изделия.

2) с точки зрения внешней логистики, то есть, управление макрологистическими процессами, которые протекают в сбыте готовой продукции и в снабжении материальными ресурсами на уровнях региона, государства, межгосударственном и общенациональном уровне. Логистическая деятельность при этом выражается в реализации глобальной стратегии, формировании торгово-экономических и логистических связей в рамках сложившейся специализации по принципу территориального, международного и межотраслевого разделения труда.

При этом задачи логистики на предприятии необходимо рассматривать только в комплексе и зависимости от глобальных стратегических целей компании, системы основных ориентиров развития в долгосрочном и краткосрочном периоде, на основании которых разрабатываются стратегии и формируется основная политика финансов, маркетинга, логистики и взаимосвязей с другими предприятиями.

Как и прочие технические системы, производства и компании в современных условиях имеют постоянную тенденцию к развитию и усложнению, в связи с чем перед логистикой, в дополнение к существующим, возникают всё новые задачи. Если уделить недостаточное внимание построению внешней логистики, не учесть тенденции и взаимосвязи подобные упущения могут привести к критическим убыткам на предприятии. Грамотное решение задач логистики поможет избежать проблем, например, с:

* перегрузкой складских помещений, при которых, как следствие, возникнет неоправданное расширение запасов готовой продукции на складе;

* потерей ресурсов и росту расходов;

* неверной оценкой задач по автоперевозкам, из-за которых возникнут дополнительные затраты по расширению и содержанию автопарка или привлечению услуг сторонних грузоперевозчиков, что может создать дополнительные проблемы;

* несвоевременной доставкой контрагентам готовой продукции, а подобные сбои отрицательно скажутся на имидже компании, что повлечёт снижение количества покупателей, дополнительные расходы на рекламное в осстановление имиджа и т.д.
Таким образом, исследование и грамотная разработка логистики предприятия подразумевает требования к постоянному совершенствованию логистических систем, а также внимание к хорошей подготовленности сотрудников логистического отдела, включая теорию и практику.

1. Логистическая миссия и основные задачи логистики

Чтобы своевременно понять, как будут развиваться направления логистики, чтобы правильно прогнозировать и разрабатывать возможные решения, способствующие устойчивому развитию компании, задачи логистики необходимо рассматривать в соответствии со стратегическими целями бизнеса. Философию фирмы определяет понятие «миссия компании», для формулировки которой высший менеджмент предприятия должен ответить на основные вопросы:

кто мы? (как компания)

куда мы стремимся?
Р ис. 1. Цикл планирования и управления предприятием.

Цикл управления предприятием начинается с планирования. Это установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и удовлетворения потребителя, планирование выделения и распределения необходимых ресурсов – то есть, определение логистических систем предприятия.

Основные задачи логистики состоят в следующем:

• исследование материальных потоков: сбор, анализ, аккумулирование и передача информации об их движении;

• планирование, формирование, содержание материальных ресурсов и запасов;

• формирование логистического объекта: выбор типа (промежуточный склад, оптовая база, распределительный центр и пр.), расчёт и обоснование местоположения на пространстве логистического полигона;

• управление процессами переработки материальных ресурсов на складах в согласованный с клиентами формат хранения и продажи товаров;

• выбор вида и типа транспортных средств для осуществления логистической деятельности;

• формовка и упаковка продукции соответственно требованиям о сохранности качества товара и требованиям клиентов об упаковке;

• выбор, расчёт и организация оптимальных логистических маршрутов доставки продукции клиентам и потребителям.

Исходя из основных задач, очевидно, что можно выделить задачи для внутрипроизводственной логистики (микрологистики) и задачи внешней логистики (макрологистики).

Рис. 2. Задачи внутрипроизводственной логистики.
Задачи, стоящие перед специалистами микрологистики, по смыслу, пересекаются с задачами других сфер бизнеса: как менеджмент, занимается вопросами планирования и распределения поставок, и готовой продукции; как маркетинг, занимаются вопросами качества продукции и обеспечивает поддержание стандартов качества и сервиса, что облегчает вопросы продажи товара конечным потребителям.
Рис. 3. Задачи внешней логистики

Логистическая деятельность макроуровня – это разработка и проведение глобальной логической стратегии, и в чём-то её задачи перекликаются с задачами микроуровня, но в основном макрологистика работает на формирование торгово-экономических связей, не только между предприятиями одного региона, но и между странами. Предприятия, производящих товары на экспорт, должны разработать также и пути и способы доставки своей продукции к потребителям других стран, а значит, подключатся специалисты, владеющие знаниями международного права, стандартов международного и/или зарубежного качества, и логисты, которые владеют языком зарубежных контрагентов предприятия врамках сложившейся специализации.

2. Место логистического менеджмента в фирме

Происходящие при развитии предприятия процессы в условиях рынка не могут не затрагивать в том числе и развитие финансово-экономической и правовой форм взаимодействия с другими предприятиями. Новые требования возникают ко всем сферам организации и проведения бизнеса, развитие идёт в области транспортных услуг и развитии транспортных служб, в коммуникационном обеспечении, в функционировании и организации складского хозяйства и хозяйственных связей, как на самом предприятии, так и в организациях-посредниках. При этом надо рассмотреть, оценить и выбрать способы доставки груза, которые отвечают требованиям экономичности, как соответствию миссии логистики, о которой говорилось выше. Разрабатываются новые коммерческо-правовые правила и нормы, перевозочная документация и тарифы.

С точки зрения потребителя товара, как конечного звена логистической цепи, эффективность логистики характеризуется двумя показателями: цена и качество, в том числе и качество обслуживания. Эти параметры напрямую отражают логистические издержки, и их можно применить для расчёта и оценки эффективности логистической системы.

В части повышения экономической и организационной устойчивости фирмы, в целях обеспечения интегрированного взаимодействия фирмы с партнёрами по бизнесу и устранения конфликтов между подразделениями фирмы, реализуется логистический межфункциональный менеджмент. Для достижения предприятием своих стратегических целей логистический менеджмент имеет приоритетное значение. Он обеспечивает взаимодействие предприятие с его партнёрами, контрагентами и логистическими посредниками, и если политика предприятия затрагивает интересы других фирм, влияя косвенно или впрямую на их финансовые интересы, то логистический менеджмент как раз будет тем инструментом, который позволит найти и реализовать компромиссное взаимовыгодное решение, чтобы все участники дистрибутивного канала смогли полноценно достичь своих целей.

Рассматривая логистику как единое с менеджментом не только предприятия, но всей области участников дистрибутивного канала, вырабатывается концепция Управления цепями поставок. В рамках этой концепции предусмотрено интегрирование бизнес-процессов, охватывающих всех участников, включая конечного пользователя, добавляя ценность для всех заинтересованных лиц.

Р
ис. 4. Логистика как управление цепями поставок.

Управление цепью поставок в первую очередь характеризуется высшей степенью логистической интеграции, с формированием альянсов и созданием логистических центров, общих для всех участников. Реализуется согласованное развитие, включающее стандартизацию разработки товаров, как продолжения производственного проектирования, вплоть до установления цены конечного товара. Таким образом логистика влияет на упрощение конструкции продукции, её сборки и упаковки. Оптимизации подлежат способы и средства хранения, транспортировки и складирования продукции. Синхронизируются затраты участников логистической цепи по фазам жизненного цикла продуктов, включая разработку единой политики управления запасами. Совместно проектируется информационная система и прочие программные продукты участников интеграции.

3. Взаимосвязь логистики с маркетингом
Пытаясь решить свои главные задачи, в плане минимизации издержек при дистрибьюции готовой продукции, логистика вступает в откровенный конфликт с отделом маркетинга, который работает с обратной задачей: производить больше товара, чтобы максимизировать прибыль. Возникает известное противоречие: чтобы быстро выполнить заказ клиента, на складе должен быть запас продукции; если товара не будет вовремя, нынешний клиент может уйти к конкурентам, поэтому запас продукции должен быть превентивным. Однако, чем больше товаров задерживается на складе, тем больше хозяйственные издержки, расходы на содержание и хранение товаров. В процессе хранения товары могут испортиться, закончиться срок хранения (как у скоропортящейся продукции, например), или они могут морально устареть (как современные мобильные телефоны или компьютеры). Сочетание и компромиссные решения этих проблем осуществляет маркетинговая логистика, которая поддерживает оптимальный уровень соотношения объёмов продаж, прибыли и стоимости поддержания хранения запасов.

В комплексе, маркетинг и логистика позволяют получить преимущества обеих систем. Маркетинг отвечает на вопросы «что?», «за какую цену?», логистика позволяет определить, как именно это можно сделать с минимальными издержками. Логистика оптимизирует деятельность компании от хранения товарно-материальных ценностей и выбора контрагентов до пост-продажного обслуживания клиентов. Маркетинговая логистика на основе анализа портфеля заказов решает задачи загрузки производственного портфеля.

В условиях жёсткой конкуренции, именно уровень сервиса стал играть ключевую роль. Конкурентные преимущества проявляются в улучшении сервиса, предоставлении более широкого спектра сервисных услуг, повышении качества услуг по ремонту товаров, пост-продажному обслуживанию, снабжению запасными частями, более интересной и многофункциональной упаковкой, удобством доставки товара. И в этих вопросах проявляется взаимодействие маркетинга и логистики: маркетинг изучает рынок, психологию и методы воздействия на покупателя, а логистика ориентирована на формирование экономичных систем доставки товаров и контроля товародвижения.

4. Взаимосвязь логистики с прочими активностями бизнеса.
В процессе развития и осуществления логистических процессов, нельзя не учитывать взаимодействие отдела логистики с прочими отделами предприятия (системы, агломерации), включая инвестиционный менеджмент, кадровую политику, финансовый отдел. Все стадии процесса логистики рассматриваются как непрерывный, единый процесс создания, движения и трансформации товаров, информации и услуг. Возникают взаимоотношения логистики с общим менеджментом, бухгалтерским учётом и аудитом, управлением качеством, что проявляется в первую очередь в планировании логистических функций в разрезе иерархической системы предприятия.

Вспомогательные подпроцессы логистики проявляются в следующих разделах:

  • Информационная логистика. Поддерживает инфраструктуру компании, помогает в планировании и финансировании деятельности. Обеспечивает юридическое и информационное сопровождение, помогает вести администрирование и учёт деятельности;
  • Логистика закупок. Ведёт материально-техническое снабжение, включая проведение тендеров, поиск поставщиков, закупку торгово-материальных ценностей и организацию основных фондов предприятия;
  • Развитие технологий. Включает в себя разработку и проектирование новых продуктов и технологий, совершенствование процессов и технологий изготовления, исследование рынка и способов эргономичной доставки товаров;
  • Кадровая логистика. Помогает в вопросах, связанных с управлением человеческими ресурсами, включая вопросы обучения персонала, разработки методов мотивации, найма и подбора персонала.
  • Логистический консалтинг. Разработка специальных решений, создание методов, которые будут полезны клиентам и контрагентам, из текущей отрасли предприятия или отзеркалены на другие отрасли.

Таким образом, логистика активно участвует и взаимодействует со всеми элементами регулярного менеджмента. Каждый из элементов имеет свою собственную логистику, в каждом из отделов можно найти ресурсы снижения издержек, использовав которые, предприятие сможет получить большое конкурентное преимущество на рынке.

Активный интегрирующий потенциал, которым обладает логистика, способен связать воедино и оптимизировать взаимодействие других функциональных систем предприятия между собой. Логистический менеджмент имеет влияние на производственный технологический цикл, на качественные характеристики товара. Логистика помогает координировать объёмы закупок ресурсов, связывая менеджмент с маркетингом, таким образом поддерживая системную функциональную устойчивость предприятия, оптимизируя внутрифирменные межфункциональные решения.

Заключение

Как мы рассмотрели, сущность логистики определяется интеграцией и обеспечением взаимодействия всех участников бизнес- и торговых взаимосвязей и процессов, в управлении движения материальных и товаропотоков, на основе получения информации и последующего анализа и применения для того, чтобы с минимально-необходимыми и достаточными издержками обеспечить доставку товаров в нужное время и нужное место.

Процессы, которые происходят в логистических системах, показывают практический характер логистики. Мы живём в период стабильности развития трендов, однако в области логистики отмечается серьёзное ускорение изменений, происходят динамичные изменения, приводя к внедрению логистических инноваций, усиленной автоматизации и цифровизации рабочих пространств. Основное влияние оказывают уже сложившиеся мегатренды: рост электронных продаж и коммерции в целом, развитие онлайн-магазинов и новые технологии в глобальной торговле и на рынке труда.

Важно правильно оценить ситуацию, понять скрытые тренды и важность их значения для логистики, научиться прогнозировать предстоящие изменения, разрабатывать решения на основании прогнозов, чтобы иметь портфолио вариантов в условиях быстроменяющегося мира.

В то же время отметим, что ещё недостаточно раскрыт потенциал тех трендов, которые считались прорывными и прогрессивными для области логистики. Например, построение маршрутов и использование дронов пока не может найти активного применения, в связи с техническими и юридическими препятствиями. То ж самое касается и применения беспилотных автомобилей.
Такое явление, как логистические агрегаторы, компании, не просто предоставляющие логистические услуги, но собирающие, аккумулирующие и предоставляющие клиентам информацию о таких компаниях, по сути тоже являются представителями логистики, на этот раз информационной. Логистические маркетплейсы развиваются на нескольких платформах, укрепляя свои позиции при поддержке глобальных надёжных логистических сетей.

Возникают инновационные информационные технологии, аналитика big data (большие данные), облачные технологии, развитие искусственного интеллекта, робототехники и интернета вещей. Профессионалам-логистам приходится учиться разбираться в новых технологиях, разрабатывать новые методы построения логистических маршрутов, модернизировать точки взаимодействия и создавать эффективные циклы взаимодействия с клиентом. На рынке получат конкурентное преимущество те, кто сумеет внедрить и развить новые технологии, одновременно и обучив персонал новым методам.

Список используемой литературы

1. Лукинский В. С., Плетнева Н. Г., Шульжеико Т. Г. Теоретические и методологические проблемы управления логистическими процессами в цепях поставок / под общ. ред. В. С. Лукинского. СПб.: Изд-во СП6ГИЭУ.2011.

2. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. — 375 с.

3. Николайчук В.Е. Логистика в сфере распределения. — СПб.: Питер, 2001. — 160 с.

4. Миротин Л.Б., Прошина О.Г. и др. Эффективная логистика. — М.: Экзамен, 2002. — 160 с.

5. Сидоров И.И. Логистическая концепция управления предприятием. — СПб.: ДНТП общества «Знание»: ИВЭСЭП, 2001. — 168 с.

6. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. /Под ред. Л.Б. Миротина. — М.: Экзамен, 2002. — 512 с.

Логистика и маркетинг взаимодействуют в области сбыта продукции, логистика отвечает за распределение реализуемой продукции, а маркетинг занимается методами реализации продукции. Концепция маркетинга — «цена — продукт — продвижение — место». Логистический менеджмент имеет прямое отношение к ценовой категории бизнеса, потому что влияет на уровень производственных издержек (минимизирует их) и влияет на цену продукции.

Маркетинговая категория «продукт» непосредственно исследуется логистикой как продуктовые характеристики и особенности продукции, ассортимент. Ассортимент, определяемый маркетинговыми методами, влияет на структуру логистических цепей, количество посредников, выбор основного канала товаропродвижения, организацию грузоперевозок, складские операции и т.д.

Упаковка в маркетинге играет роль метода продвижения товар на рынок: чем привлекательнее упаковка, тем привлекательнее товар, метод рекламы, большое значение отдается внешнему виду упаковки. Для логистики упаковка — это метод защиты товара от порчи и повреждения в процессе транспортировки и погрузки. При этом важными являются габаритные размеры упаковки, надежность, сохраняемость, желательно полное использование объема.

С позиции «место» маркетинг решает вопрос, где реализо-вывать продукцию, а логистика относится к этой категории, решая проблему, кому реализовывать продукцию — оптовым или розничным посредникам или конечному потребителю.

Взаимодействие логистики и оперативного менеджмента обозначено при решении вопроса о персонале. Логистическая система не может функционировать без управления персоналом. Для развития нормальной логистической системы необходимо подобрать квалифицированные кадры, произвести расстановку, обучение, повышать квалификацию и организовать управление.

Логистика и инновационный и инвестиционный менеджмент, взаимодействуя, образуют область взаимных интересов в технической и технологической сферах. Внедрение новых технологий приводит к уменьшению длительности производственного цикла и совершенствованию готовой продукции, снижению количества отходов и т.д. Инвестирование средств информации, коммуникации и вычислительной техники приводит к принятию более эффективных решений.

Логистика и финансовый менеджмент взаимодействуют, решая вопросы об объеме и оборачиваемости оборотного капитала организации. Основную часть оборотного капитала составляют средства, вложенные в запасы производственных ресурсов на складах, поэтому логистика, управляя запасами, имеет прямое влияние на ускорение оборачиваемости капитала и высвобождения финансовых средств для вложения его в производство и обслуживание.

Логистическая концепция затрат (минимизация совокупных затрат) прямо относится к управлению финансами на предприятии, при этом делается акцент на поиск новых решений снижения затрат на всех стадиях производства.

Логистика связана с бухгалтерской отчетностью, эта связь позволяет проследить уровень затрат на каждом уровне производства и в совокупности. Взаимодействие бухучета и логистики позволяет учитывать, контролировать и анализировать финансовые потоки.

Управление качеством и система сервиса взаимодействуют с логистикой на этапе формирования внешних связей с клиентами. Качественную продукцию легче реализовать.

Логистика играет интегрирующую роль между многими сферами производства и составляет из них единую логистическую систему, которая рассматривает взаимоотношения между поставщиками, производителями и потребителями как единое целое во всех стадиях производства и реализации.

Логистическая деятельность предприятия органически связана с маркетингом,
менеджментом, бизнес — инжинирингом и другими областями и сферами
управленческой деятельности организации всех форм собственности. Деятельность
предприятия в области логистики многогранна. Она включает управление процессом
товародвижения (закупками, продажами, транспортом, сервисом, складским
хозяйством, запасами, кадрами, затратами, организацию информационных систем).

Логистика товародвижения – является стратегическим инструментом поддержания и
фактором повышения конкурентоспособности любого предприятия всех форм
собственности на рынках с сильной конкуренцией, быстро реагировать на
изменившиеся требования рынков.

Затраты на логистику (процессы закупки, размещения, складирования ,
транспортировки, распределения и т. д. ) необходимо систематически учитывать и
оценивать. Количество логистических операций должно планироваться и
контролироваться.

При помощи логистики, предприятия получают возможность снизить затраты,
улучшить сервис при поставках и организовать производство на принципах «точно в
срок».

Проблема совершенствования процесса движения материально-технических ресурсов
является межотраслевой и должна решаться в комплексе с другими проблемами,
связанными с совершенствованием организации, планирования и управления
процессом закупок материально-технических ресурсов, с рациональной организацией
транспорта общего пользования, включая магистральный транспорт, с развитием
инфраструктуры отдельных регионов и отраслей, с внедрением достижений
научно-технического прогресса в промышленное производство, с развитием
материально-технической базы регионов и отраслей.

Принципиальная новизна логистики — системный подход, органичная взаимная
связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую
систему, оптимизация всей производственно-экономической системы организации,
ориентация на уменьшение общих затрат по производству и доведению товаров до
потребителей.

Роль и масштаб участия специалистов подразделений предприятия (отделов
логистики, закупок, маркетинга и других ) в области логистической деятельности
организации и их взаимодействие определяется:

• с одной стороны уровнем значимости системы менеджмента материальных
ресурсов для данного хозяйствующего субъекта;

• с другой стороны характером материалообеспечения предприятия и его
материалопотребляющих подразделений и рабочих мест.

В логистической цепи можно выделить пять областей взаимодействия:

• связь с поставщиками;

• связь с потребителями;

• технологические связи внутри одного подразделения;

• связи между подразделениями внутри предприятия ;

• связи между предприятиями в логистической сети.

В результате отсутствия взаимодействия между участниками в логистической цепи
возникают отрицательные факторы (примеры):

• нарушение установленного графика поставок (непредсказуемое снижение

• интенсивности входного материального потока);

• возможности колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности

• выходного потока);

• дополнительные расходы на склад и транспорт из-за скидок на покупку

• крупной партии товаров;

• нарушения равномерного осуществления операций по производству и

распределению;

• возможности сезонных колебаний производства и спроса на некоторые товары;

• скидок на покупку крупной партии товаров дефицита;

• издержек, связанных с оформлением заказа;

• возможности равномерного осуществления операции по производству и

• распределению;

• сведения к минимуму простоев продаж из-за отсутствия запасных частей;

• плата за физическое хранение запаса , устаревание продукции, приводящее к
снижению спроса;

• упущенный доход, который мог бы быть получен при вложении связанных в
запасе средств в предприятия с твердым доходом.

Несоответствие качества взаимодействиямежду участниками в логистической цепи
выражается в форме:

• отказов, ведущих к снижению прибыли, независимо от того, чем они вызваны;

• предупредительных мер по контролю качества и оценке затрат на стандарты по
качеству.

Вопрос создания крепкого, сплоченного и целеориентированного коллектива стоит
перед

любым предприятием и для этого требуется.

• повышение эффективности управленческой группы, позволяющих предприятию
сделать качественный рывок в своем развитии;

• организация слаженной работы в ходе реализации стратегии развития
предприятия;

• снижение сопротивления персонала изменениям, которые происходят на
предприятии;

• реконструкция отношений внутри коллектива;

• стимулирование интереса к работе и целям предприятия , мобилизация
творческих усилий всей команды;.

• разрешение существующих конфликтов между подразделениями, которые осложняют
работу предприятия.

Совершенствование логистической деятельности предприятия во многом зависит от
деловых качеств руководителя подразделения по логистике. Его роль по
налаживанию взаимодействия специалистов по логистике со специалистами смежных
подразделенийпредприятия должна быть направлена на:

• ориентацию на взаимоотношения;

• инструктаж;

• наставничество;

• формирование команды;

• убеждение;

• вознаграждение и мотивацию;

• управлению конфликтными ситуациями;

• разъяснению;

• информированию;

• контроль деятельности и т. д.

Руководитель по управлению отделом логистики и координирующему логистическую
деятельность на предприятии:

1) должен знать и в своей работе руководствоваться:

• действующим законодательством Республики Беларусь;

• уставом, коллективным договором предприятия;

• системами менеджмента (СТБ ISO9001, СТБ ИСО 14001, СТБ 18001 и др. );

• учетной политикой предприятия;

• действующими внутренними нормативно-техническими документами;

• локальными нормативными правовыми актами, руководящими, организационно —
распорядительными документами организации;

• основами проектирования и построения логистических систем, прогнозирования и

планирования логистики, формирования логистических связей;

• локальными,нормативно правовыми актами по перевозке грузов и пассажиров,
опасных

грузов на автомобильном, железнодорожном и т. д. транспорте, транспортной
экспедиции;

• организацию безопасного выполнения погрузочно-разгрузочных,
транспортно-складских

работ на логистических объектах;

• порядком ведения учета и составления отчетов статотчетности и ведомственной
отчетности по логистической деятельности организации;

• нормативными и законодательными документами по охране труда, пожарной

• безопасности, охране окружающей среды и промышленной безопасности;

• правилами внутреннего трудового распорядка организации и др.

2) обладать навыками:

• решения проблем;

• межличностного общения руководителя ;

• коммуникативными;

• убеждения и др.

3) обладать личностными характеристиками:

• инициативность;

• энергичность;

• «кюрческие» творческие способности;

• зрелость и др.

Для решениябольшого количества задач, стоящих перед предприятием и улучшения
взаимодействия специалистов по логистике со смежными подразделениями
организации рекомендуется постоянно обучать специалистов и проводить тренинги
по командообразованию, которые помогут специалистам подразделений в решении:

• совместногоанализалогистической проблемы;

• поиска способов решения поставленной задачи в условиях ограниченного
времени;

• принятиягруппового решения;

• четкого взаимодействия в процессе исполнения ;

• принятияответственности;

• объединению усилий для достижения результата и др.

В современных условиях эффективная работа специалистов предприятия в команде
должна обладать обширным набором качеств и навыков по :

• распределениюролей;

• взаимномудоверию;

• слаженностьюдействий;

• умениюнаходить альтернативы;

• делегированиюполномочий;

• умению преодолевать конфликтные ситуации и т. д.

   Децентрализованную систему используют предприятия, которые размещены в различных регионах и специализируются на выпуске одного или более видов продукции. При такой системе управления предприятия должны делать закупки небольшого объема, поэтому они несут значительные транспортные издержки.
   Существуют три ступени развития промышленных фирм в области снабжения:
   1) транспортировка готовой продукции и хранение вывозимой продукции (повышенное внимание к уровню издержек и контроль, активный поиск путей снижения расходов);
   2) объединение конечных целей, состоящих в транспортировке готовой продукции и удовлетворении потребностей потребителей (осуществляется подробное планирование всех видов деятельности, поиск путей повышения производительности, остро ставится проблема прибыльности; задача менеджера – организовать взаимодействие с маркетингом, производственными, финансовыми службами); 3) тенденции роста численности, стратегического подхода к ведению дел и контролю, стремление к превращению в единое целое процесса снабжения с грузопотоками готовой продукции и грузопотоками сырья (такая политика управления снабжением способствует улучшению финансового положения организации, повышению эффективности инвестиций и др.).
   В управлении материальными потоками выделяют два направления:
   1) усиление взаимодействия между функциональными элементами логистической цепи путем совершенствования экономических механизмов функционирования системы, что способствует лучшей координации между различными функциональными областями;
   2) достижение должного уровня координации путем организационных преобразований структуры организации.
   Этапы управления материальными потоками:
   1) планирование и координация (составление планов, графиков движения, использования материального потока в каждом элементе логистической цепи; формулирование критериев оценки достижения целей);
   2) регулирование (управление движением материального потока в процессе производства и реализации; связывание действий элементов системы, ответственных за движение и использование производственных ресурсов);
   3) контроль (оценка уровня обеспеченности производственными ресурсами, их эффективности, контроль затрат, связанных с движением материальных потоков; выработка программы действий с целью повышения эффективности управления материальными потоками в логистической системе).

15. Сервис в коммерческой логистике

Логистический сервис представляет собой комплекс услуг, связанных с распределением и оказываемых в процессе поставки товаров.
   Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока. Логистический сервис может осуществляться как поставщиком, так и экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.
   Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей.
   Для этого необходимы:
   1) хорошо подготовленная стратегия, определяющая наиболее оптимальный уровень сервиса для каждого сегмента рынка;
   2) умелое использование рекламы, доносящей до покупателя все преимущества сервиса и гарантирующей прочную связь клиента с покупателем;
   3) четкая система поставки запчастей;
   4) система правил вызова сотрудников сервисной службы к клиенту;
   5) обучение персонала, связанное с доведением до каждого исполнителя стандартов обслуживания. Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на три основные группы:
   1) предпродажные, т. е. работы по формированию системы логистического обслуживания;
   2) работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров;
   3) послепродажный логистический сервис.
   Предпродажный сервис заключается в устранении неполадок, вызванных транспортировкой продукции, в приведении ее в рабочее состояние, опробовании, демонстрации покупателю изделия в работе и т. д.
   К предпродажному сервису относятся:
   1) консультирование;
   2) соответствующая подготовка изделий;
   3) обучение персонала покупателя (или его самого);
   4) демонстрация техники в действии;
   5) обеспечение необходимой документацией (инструкциями);
   6) устранение возникших во время транспортировки неполадок;
   7) монтаж и регулировка оборудования. Предпродажный сервис всегда бесплатен.
   В процессе реализации товаров оказываются следующие логистические услуги:
   1) исполнение заказа;
   2) подбор ассортимента;
   3) упаковка;
   4) формирование грузовых единиц;
   5) консультации;
   6) обеспечение бесплатной доставки;
   7) обеспечение надежности доставки в оговоренные сроки;
    8)  представление информации о прохождении грузов.
   Послепродажные услуги – это гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т. д. Задача послегарантийного ремонта – сократить простои оборудования, увеличить межремонтные сроки, повысить безопасность эксплуатации и в конечном счете завоевать устойчивое положение на рынке, добиться конкурентоспособности производимой продукции. Послепродажный сервис делится на гарантийный и послегарантийный по чисто формальному признаку: бесплатно (в первом случае) или за плату (во втором) производятся предусмотренные сервисом или перечнем работы (услуги).
   Выделяют следующие основные варианты организации системы сервиса:
   1) ведется сервис исключительно персоналом производителя;
   2) осуществляется сервис персоналом филиалов предприятия-изготовителя;
   3) создается консорциум производителей отдельных видов оборудования, а также деталей и узлов для ведения сервиса;
   4) сервис поручается независимой специализированной фирме;
   5) привлекаются посредники (агентские фирмы, дилеры), несущие полную ответственность за качество и удовлетворение претензий по сервису для выполнения сервисных работ.
   Работы, относящиеся к ТО, поручаются персоналу предприятия-покупателя.

16. Посредничество в логистике

Фирмы-посредники – юридические лица, выполняющие связующие логистические функции, не являющиеся основными.
   Группы услуг, предоставляемых посредническими организациями:
   1) услуги по складированию продукции;
   2) транспортные и транспортно-экспедиционные услуги;
   3) консалтинговые услуги;
   4) информационные услуги;
   5) услуги по приему продукции на ответственное хранение;
   6) оказание транспортной помощи организациям;
   7) услуги по сбыту продукции;
    8)  формирование хозяйственных связей с потребителями продукции.
   Организации-посредники:
   1) являются эффективным инструментом функционирования логистического менеджмента;
   2) экономят материальные и финансовые ресурсы;
   3) развивают комплексный характер деятельности;
   4) обеспечивают всесторонний учет транспортного фактора действия системы;
   5) обеспечивают более эффективное и рациональное использование транспортных средств;
   6) оказывают дополнительные услуги.
   1. Оптовые посредники.
   Особенности:
   1) сочетают закупки и реализацию товаров;
   2) обеспечивают их складирование и перевозку;
   3) осуществляют в большинстве случаев поставку продукции со своих складских помещений на склады заказчика;
   4) не заинтересованы в совершенствовании и управлении движением материальных потоков и товародвижением;
   5) не оказывают содействия промышленным организациям в транспортном сервисе.
   2. Коммерческо-посреднические организации.
   Особенности:
   1) обеспечивают выполнение складских и грузовых операций автономно в промышленных и транспортных узлах;
   2) обеспечивают закупку и реализацию товаров;
   3) обеспечивают поступление информации.
   3. Коммерческие организации – посредники комплексного обслуживания.
   Особенности:
   1) функционируют без собственных складов;
   2) могут иметь в составе складские предприятия.
   Деятельность логистических посредников способствует решению таких задач, как:
   1) повышение эффективности рыночной инфраструктуры;
   2) экономия финансовых и материальных ресурсов, рациональное их использование;
   3) усиление роли организаций-посредников в процессе товародвижения.
   В настоящее время функции, выполняемые посредниками в логистической системе, расширяются, организации приобретают все большее влияние на действие и функционирование системы. Последствиями этого процесса являются:
   1) увеличение возможности развития коммерческой инициативы оптовых посредников;
   2) расширение круга обслуживаемых предприятий;
   3) увеличение объема и сферы деятельности;
   4) повышение показателя рентабельности организаций-посредников;
   5) повышение заинтересованности заказчиков в сотрудничестве с посредническими организациями;
   6) углубление специализации оптовых посредников;
   7) налаживание крепких связей между самими посредниками;
    8)  уменьшение логистических издержек.
   Большую роль играют международные организации-посредники:
   1) международные транспортно-экспедиторские фирмы;
   2) транспортные компании;
   3) внешнеторговые компании и представительства;
   4) компании, управляющие осуществлением экспорт-ных операций;
   5) брокерские и агентские фирмы;
   6) компании по упаковке при осуществлении экспортно-импортных операций;
   7) морские порты.

17. Взаимодействие логистики с различными сферами бизнеса

Логистика и маркетинг взаимодействуют в области сбыта продукции, логистика отвечает за распределение реализуемой продукции, а маркетинг занимается методами реализации продукции. Концепция маркетинга – «цена – продукт – продвижение – место». Логистический менеджмент имеет прямое отношение к ценовой категории бизнеса, потому что влияет на уровень производственных издержек (минимизирует их) и влияет на цену продукции.
   Маркетинговая категория «продукт» непосредственно исследуется логистикой как продуктовые характеристики и особенности продукции, ассортимент. Ассортимент, определяемый маркетинговыми методами, влияет на структуру логистических цепей, количество посредников, выбор основного канала товаропродвижения, организацию грузоперевозок, складские операции и т. д.
   Упаковка в маркетинге играет роль метода продвижения товар на рынок: чем привлекательнее упаковка, тем привлекательнее товар, метод рекламы, большое значение отдается внешнему виду упаковки. Для логистики упаковка – это метод защиты товара от порчи и повреждения в процессе транспортировки и погрузки. При этом важными являются габаритные размеры упаковки, надежность, сохраняемость, желательно полное использование объема.
   С позиции «место» маркетинг решает вопрос, где реализовывать продукцию, а логистика относится к этой категории, решая проблему, кому реализовывать продукцию – оптовым или розничным посредникам или конечному потребителю.
   Взаимодействие логистики и оперативного менеджмента обозначено при решении вопроса о персонале. Логистическая система не может функционировать без управления персоналом. Для развития нормальной логистической системы необходимо подобрать квалифицированные кадры, произвести расстановку, обучение, повышать квалификацию и организовать управление.
   Логистика и инновационный и инвестиционный менеджмент, взаимодействуя, образуют область взаимных интересов в технической и технологической сферах. Внедрение новых технологий приводит к уменьшению длительности производственного цикла и совершенствованию готовой продукции, снижению количества отходов и т. д. Инвестирование средств информации, коммуникации и вычислительной техники приводит к принятию более эффективных решений.
   Логистика и финансовый менеджмент взаимодействуют, решая вопросы об объеме и оборачиваемости оборотного капитала организации. Основную часть оборотного капитала составляют средства, вложенные в запасы производственных ресурсов на складах, поэтому логистика, управляя запасами, имеет прямое влияние на ускорение оборачиваемости капитала и высвобождения финансовых средств для вложения его в производство и обслуживание.
   Логистическая концепция затрат (минимизация совокупных затрат) прямо относится к управлению финансами на предприятии, при этом делается акцент на поиск новых решений снижения затрат на всех стадиях производства.
   Логистика связана с бухгалтерской отчетностью, эта связь позволяет проследить уровень затрат на каждом уровне производства и в совокупности. Взаимодействие бухучета и логистики позволяет учитывать, контролировать и анализировать финансовые потоки.
   Управление качеством и система сервиса взаимодействуют с логистикой на этапе формирования внешних связей с клиентами. Качественную продукцию легче реализовать.
   Логистика играет интегрирующую роль между многими сферами производства и составляет из них единую логистическую систему, которая рассматривает взаимоотношения между поставщиками, производителями и потребителями как единое целое во всех стадиях производства и реализации.

18. Логистика сервисного обслуживания

   Мировая торговая практика выработала определенные стандарты сервисного обслуживания, позволяющие оперативно реагировать на заявки клиентов, правильно определять и выбирать конкретный вид сервисной услуги и рационализировать расходы на сервисные операции, включающие:
   1) установление желательного для зарубежного потребителя перечня вида сервисных услуг, информации о товаре, полное описание сервисных услуг, материально-техническое обслуживание;
   2) эксплуатационное обслуживание;
   3) подготовку персонала заказчика для использования технических средств;
   4) консультирование по всем вопросам сервисного обслуживания;
   5) отсутствие политических, социальных, национальных, религиозных, расовых амбиций при сервисном обслуживании;
   6) достижение удовлетворенности заказчиков;
   7) представление заказчику регулярных отчетов о выполненных работах по сервисному обслуживанию.
   В международной практике действует несколько систем организации сервиса:
   1) он ведется изготовителем товара;
   2) он ведется персоналом филиала изготовителя;
   3) он осуществляется специализированной зарубежной службой, функционирующей в стране покупателя;
   4) он осуществляется консорциумом фирм, производящих отдельные виды оборудования;
   5) он осуществляется с привлечением посредников;
   6) он осуществляется персоналом зарубежного покупателя.
   Выделяют продуктовую дифференциацию, сервисную дифференциацию, дифференциацию персонала и дифференциацию имиджа.
   Сервисная дифференциация заключается в предложении услуг (это скорость и надежность поставок, установка, послепродажное обслуживание, обучение клиентов, консультирование), сопутствующих продукту и по своему уровню превосходящих услуги конкурентов.
   Сервис — это непременное условие рыночного успеха товара. В отсутствие сервисного обслуживания товар теряет свою потребительскую ценность (или часть ее), становится неконкурентоспособным и отвергается покупателем.
   Сервис в международной торговле – это комплекс соответствующих операций, проводимых экспортером и его представителями, благодаря которым зарубежным покупателям предоставляется реальная возможность оптимального приобретения товара, а затем экономически рационального и выгодного потребления. Под сервисом (обслуживанием) понимается система обеспечения, позволяющая покупателю (потребителю) выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления технически сложного изделия, экономически выгодно эксплуатировать его в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителя.
   Разработка системы логистического сервиса проходит следующие этапы:
   1) анализ рынка потребителей;
   2) сегментацию потребительского рынка в соответствии с особенностями потребления;
   3) определение услуг, возможных для оказания населению;
   4) ранжирование услуг, определение наиболее значимых для покупателей услуг;
   5) определение стандартов услуг для каждого сегмента рынка;
   6) оценку оказываемых услуг;
   7) установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг;
    8)  определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании;
   9) установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей.
   Сегментация потребительского рынка проводится по географическому фактору, по характеру сервиса или по какому-либо иному признаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование, определение стандартов услуг можно осуществить, проводя различные опросы.

19. Организация материальных потоков в производстве

Материальный поток – это продукция, определяемая в процессе применения к ней различных логистических или технологических операций и отнесенная к некоторому периоду времени.
   Классификация материальных потоков:
   1) внешний материальный поток – материальный поток, протекающий во внешней среде по отношению к рассматриваемой логистической системе;
   2) внутренний материальный поток – материальный поток, протекающий в пределах рассматриваемой логистической системы;
   3) входной материальный поток – внешний материальный поток, входящий в логистическую систему из внешней среды;
   4) выходной материальный поток – внутренний материальный поток, поступающий из рассматриваемой логистической системы во внешнюю среду;
   5) грузовой поток – объем грузов, перевезенного определенными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до места назначения за некоторый период времени (обычно рассматривается за год).
   Материальные потоки можно рассматривать как материальные ресурсы, если они имеют натурально-вещественный состав.
   Материальные ресурсы подразделяются на:
   1) сырье – материальные ресурсы;
   2) основные материалы – материалы, входящие вещественно в изготавливаемую продукцию и составляющие ее вещественную основу (узлы деталей, сборочные единицы и др.);
   3) вспомогательные материалы – материалы, используемые в производстве, но не составляющие материальную основу производимой продукции;
   4) полуфабрикаты – сырье и материалы, частично прошедшие обработку в производстве, но еще не превратившиеся в готовую продукцию;
   5) комплектующие изделия – готовая продукция, которая для покупателя является составляющей частью готового изделия;
   6) деталь – готовая часть машин, механизмов, оборудования, которая используется при сборке готовой продукции в выпускающих цехах;
   7) узел – сборочная единица, состоящая из двух или большего числа готовых деталей и используемая при сборке готового изделия.
   Материальные ресурсы можно считать материальным потоком и при выполнении таких условий, как:
   1) конкретность наименований материальных ресурсов;
   2) четкость определения объема ресурсов (количественной характеристики их массы, объема, площади и т. д.);
   3) наименование поставщика материальных ресурсов и ответственных за поставку и отгрузку;
   4) определение места хранения материальных ресурсов, которые подлежат транспортировке;
   5) указание наименования организации-получателя материальных ресурсов;
   6) указание места назначения транспортировки материальных ресурсов;
   7) определение срока перемещения материальных ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у получателя.
   Внутрицеховой материальный поток – это поток материальных ресурсов, которые перемещаются не постоянно, а с периодическими остановками на складах рабочих мест, в это время поток не перемещается, не изменяется, не расформировывается и находится в ожидании процесса обработки.
   Межцеховые материальные потоки – это такие материальные потоки, которые, попадая на входной склад, расформировываются, и на выходном складе формируются в новые материальные потоки, которые перемещаются в определенном заданном направлении.
   Материальные потоки различают:
   1) по зависимости от номенклатуры элементов;
   2) по натурально-вещественному составу. Определяет материальные потоки как одноассортиментные и многоассортиментные;
   3) по степени готовности (проектируемые, планируемые, формируемые, сформированные, расформированные, ликвидированные).

20. Должностные обязанности логистического персонала

Общие основные обязанности логиста:
   1) прогнозирование логистических процессов;
   2) сбор информации и анализ факторов, влияющих на качество прогноза;
   3) стратегическое планирование логистики;
   4) тактическое планирование;
   5) оперативное планирование;
   6) разработка краткосрочных и долгосрочных планов;
   7) моделирование проектирования бизнес-процессов предприятия;
    8)  осуществление интеграции и координации;
   9) моделирование логистической системы с выделением звеньев, циклов, операций, каналов поставок и распределения;
   10) анализ и калькуляция логистических издержек;
   11) контроль за движением материального, финансового и других потоков;
   12) принятие решений по выбору поставщиков, посредников, перевозчиков.
   Менеджер по планированию логистики должен знать:
   1) основы прогнозирования в логистике;
   2) определение, типы прогноза, основные этапы составления прогноза;
   3) этапы разработки стратегии, основные проблемы разработки стратегических планов;
   4) виды планирования в логистике, специфику стратегического, оперативного и тактического планирования;
   5) особенности различных уровней планирования;
   6) способы влияния на главные цели логистических операций;
   7) формы и схемы организационных структур управления;
    8)  определение основных логистических понятий, логистических затрат.
   Менеджер по управлению логистикой должен обладать знаниями:
   1) основ стратегического управления логистикой, способов решения проблем;
   2) основных задач, функций принципов управления;
   3) задач по выведению оценок и принятию решения;
   4) основных понятий контроля, контроллинга;
   5) различию между контролем и контроллингом.
   Менеджер по управлению финансовыми потоками должен обладать знаниями:
   1) основ и принципов ценообразования в логистике;
   2) задач и особенностей учета затрат;
   3) основных принципов управления логистическими затратами и издержками предприятия;
   4) видов затрат в системе управления запасами;
   5) схем формирования прибыльности вложенного капитала;
   6) учета затрат в процессе движения продукции по стоимостной цепочке;
   7) системы и методов управления финансовыми потоками в логистике;
    8)  схем построения финансовых потоков;
   9) составления и анализа себестоимости продукции;
   10) калькуляцию расходов;
   11) основ налогообложения.
   Менеджер по управлению заказами должен обладать такими знаниями, как:
   1) основные принципы интегрированного подхода к управлению заказами;
   2) цели и задачи управления заказами;
   3) процедуры обработки заказов;
   4) основные системы по работе с заказами.
   Менеджер по управлению сервисом должен обладать такими знаниями, как:
   1) основные показатели уровня сервиса;
   2) виды сервиса;
   3) система оценки сервиса продукции;
   4) основы обеспечения качества;
   5) основы технического регулирования и сертификации;
   6) управление качеством в сервисной организации.
   Менеджер по управлению запасами в логистике должен знать:
   1) основы инвентаризации запасов продукции;
   2) основные виды контроля запасов и инвентаризации;
   3) методику расчета показателей запасов продукции;
   4) классификациюзапасов;
   5) модели и методы управления запасами.

21. Управление логистическим персоналом

Выделяют следующие основные методы управления персоналом.
   Экономические. Представляют собой систему приемов и способов воздействия с помощью периодического анализа затрат и результатов.
   Организационно-распорядительные. Представляют собой систему директивных методов воздействия, основанных на обязательном характере любых указаний.
   Выделяют следующие организационные методы:
   1) организационное проектирование;
   2) регламентирование;
   3) нормирование.
   Распорядительные методы реализуются в форме:
   а) приказа;
   б) постановления;
   в) распоряжения;
   г) инструктажа;
   д) команды;
   е) рекомендации.
   Социально-психологические методы управления. Представляют собой систему методов, воздействующих с помощью поощрений, убеждений, социальных воздействий.

Задачи оптимизации ресурсов и координации при управлении основными и сопутствующими потоками могут, конечно, решаться и в отдельно взятой сфере бизнеса (структурно выделенном подразделении) компании.

Однако полученные при этом результаты должны быть соотнесены с корпоративной целью и плановыми значениями ключевых показателей логистической стратегии фирмы, которые задают для каждой функциональной сферы бизнеса систему ограничений на используемые ресурсы и отчетные показатели (на бюджет, время исполнения заказа, показатели качества логистического сервиса и т.д.).

Оптимизация ресурсов, как основная задача логистики, в отдельно взятой функциональной сфере бизнеса компании без соотнесения с другими зачастую может дать отрицательный результат в контексте осуществления корпоративной стратегии.

Поэтому реализация логистического подхода в современном бизнесе связана не с оптимизацией показателей отдельных функциональных областей, но с оптимальными показателями функционирования всей системы. Другими словами, система не всегда функционирует оптимально, если все ее подсистемы функционируют оптимально и, наоборот, все подсистемы работают оптимально в случае оптимальной работы системы в целом.

С этим связано и функционирование функциональной области снабжения. Так как эта область является первой «на пути» входящего потока, то именно от эффективности ее функционирования зависит, в большой степени, эффективность функционирования последующих областей производства и распределения.

Сбой в работе снабжения может привести сначала к сбою в сфере производства, и далее в сфере распределения, а это повлечет за собой невыполнение обязательств, потерю продаж, а, в самом худшем случае, клиентов.

Однако между логистическими подсистемами существует и обратная связь. То есть, отделу снабжения, для реализации поставленных перед ним задач необходима информация, касающаяся потребности в сырье и материалах, топливе и энергии, товарах и услугах и пр., которую он получает из производственного отдела (функциональной области производства), который, в свою очередь, определяет потребность согласно планам производства, а они уже диктуются подсистемой распределения. Таким образом, обнаруживается тесное взаимодействие функциональных областей логистики с подсистемой снабжения в рамках единой логистической системы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Взаимоотношения с клиентами в бизнес модели пример
  • В какое время разрешены шумные работы в жилом доме
  • Взять в аренду кофемашину для бизнеса в краснодаре
  • В какое время суток лучше звонить по поводу работы
  • Видео как поменять радиатор печки на газели бизнес