Выставка в андрониковом монастыре часы работы

Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

0
8799

Музей Андрея Рублева

Фото музея Андрея Рублева

  • Время: пн., вт., чт.: с 14:00 до 21:00 (касса до 20:15), пт., сб., вс.: с 11:00 до 18:00 (касса до 17:15), среда — выходной день
  • Стоимость:
    граждане РФ и стран СНГ- 350 руб. Иностранные граждане — 400 руб. Пенсионеры, студенты — 200 руб. Дети до 16 лет бесплатно. Фотосъемка — 150 руб., видеосъемка — 500 руб

Где находится
Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

Адрес

Москва, пл. Андроньевская, 10

Станция метро

Площадь Ильича, Римская

Показать на карте

Самая старинная постройка Москвы совсем не Кремль, как уверены многие, а Спасо-Андроников монастырь. Сам собор является достопримечательностью Москвы, и даже больше. Он очень красив и известен тем, что не раз спасал Москву. А еще здесь жил в монашестве Андрей Рублев. Судьбы монастыря и знаменитого иконописца неразрывно переплетены. Святая обитель давала приют и духовную пищу Рублеву, а сам иконописец стал невольным спасителем собора спустя столетия после своей смерти.

История музея А. Рублева

Монастырь образован в 1356 году, в нем похоронены многие герои Куликового поля. Здесь же воссияла икона Пресвятой Богородицы Владимирской, считается, что именно она спасла Москву от набега Тамерлана. Собор хорошо укреплен массивными стенами, за которыми горожане не раз укрывались во времена наступления врагов.

Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

В XVIII веке в монастыре была построена колокольня, вторая по высоте после кремлевского Ивана Великого, но ее взорвали в 30-ые годы, когда решили бороться с церквями. Примерно такая же участь ждала и сам монастырь, но совершенно неожиданно учеными были найдены на стенах собора фрески Андрея Рублева. Они сильно пострадали, как выяснилось позже, при набеге Наполеона, значительная часть их была утеряна навсегда. Но и того, что осталось, хватило, чтобы спасти собор от сноса – так иконописец помог приютившей его обители. В 1947 на подъеме царившего после войны патриотизма, было решено создать музей Андрея Рублева. В Андрониковом монастыре экспозиция стала работать только в 1960 году, на 600-летний юбилей Андрея Рублева.

Музей Андрея Рублева

Музей Андрея Рублева

Музей Андрея Рублева

Музей Андрея Рублева

Музейная экспозиция

Сейчас музей Андрея Рублева – крупнейший иконописный во всем мире. Главной святыней в Андрониковом монастыре уже множество веков считается изображение Спаса Нерукотворного. Эта икона бесценна, она находится в соборе почти с самого основания церкви. Следующий по важности экспонат – шедевр кисти Андрея Рублева,  икона Иоанна Предтечи. Фигура святого наполнена неземной грустью и спокойствием. У зрителя создается впечатление, что пророк знает об уготованной ему участи. Икона написана столь талантливо, что даже время не смогло уменьшить ее воздействия на зрителя. Пророк притягивает взгляды, несмотря на растрескавшуюся деревянную доску и потускневшие краски.

В музее Рублева находится также точнейшая копия знаменитой рублевской «Троицы». Неспециалист не сможет отличить копию от оригинала. На тему Троицы существует множество икон. Рублев написал популярный сюжет так, как никто другой. В этом можно убедиться, сравнив с прочими иконами, некоторые из них относятся еще к более раннему периоду. В музее хранятся работы и других мастеров, не только иконы, но и фрески, предметы прикладного церковного искусства, деревянные скульптуры.

В музеи торжественно отмечаются все церковные празднества, читаются лекции по культуре Древней Руси и Византии, а по воскресеньям – концерты инструментальной и духовной музыки. В музей Андрея Рублева будет интересно заглянуть почитателям таланта иконописца, любителям древнерусской и византийской истории, православным христианам и просто любознательным людям.

Места, похожие на музей Андрея Рублева

Отзывы

Оставить свой отзыв

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева основан в 1947 году на территории полностью разоренного Спасо-Андроникова монастыря. Именно в этом месте находится погребение выдающегося иконописца Андрея Рублева.

Для посетителей собранная экспозиция открылась только в 1960 году в восстановленном белокаменном соборе. Это была выставка икон, найденных в заброшенных церквях и восстановленных усилиями музейных работников.

За прошедшее время выставка существенно расширилась: в настоящее время Музей Андрея Рублева в Москве располагает богатой коллекцией религиозного искусства за период с XI до начала XX веков. В музее собраны произведения, авторами которых считаются ученики Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные мастерами Оружейной палаты, а также множество икон неизвестного авторства.

Музей древнерусского искусства Андрея Рублева полностью занимает трапезную палату и церковь Архангела Михаила, а также бывший Настоятельский корпус. Поисковая и реставрационная деятельность остается одним из главных направлений деятельности музея. Важным также считается взаимодействие с детьми: Музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева проводит различные мастер-классы, выездные творческие занятия, лекции, интерактивные программы и реализует образовательные проекты.

Музей имени Андрея Рублева в Москве

Цены

Стоимость билетов на осмотр постоянной экспозиции музея:

  • Дети до 16 лет — бесплатно.
  • Пенсионеры и студенты — 200 руб.
  • Взрослые (граждане РФ, стран СНГ и членов ЕАЭС) — 350 руб.
  • Иностранные граждане — 400 руб.

За фотосъемку в Древнерусском музее им. Андрея Рублева нужно будет заплатить дополнительно 150 руб., за видео — 500 руб. Аудиогид по основной экспозиции стоит 300 руб., залог — 2 000 руб. Для посещения временных выставок необходимо приобретать отдельный билет, его стоимость меняется в зависимости от выставки.

Один раз в месяц (1-й или 3-й понедельник) бесплатно посетить музей могут многодетные семьи. Бесплатно также проходят Герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды I и II групп. Подробнее почитать о льготах можно на сайте Музея древнерусской культуры им. А. Рублева.

Музей древнерусского искусства Андрея Рублева также проводит для посетителей экскурсии:

  • Групповые: до 5 человек — 1 000 руб., 6–20 человек — 2 800 руб., для групп иностранных граждан стоимость будет выше, есть возможность заказать экскурсию на английском языке. При участии в экскурсии каждый посетитель отдельно приобретает входной билет. Есть разные виды экскурсий: обзорные по музею, расширенные с углублением в отдельные темы, посвященные сюжетам и образам древнерусской живописи, рассказывающие об истории русского иконостаса, о комплексе Спаса-Андроникова монастыря.
  • Индивидуальные: для посетителей, которые не делали предварительный заказ, группы до 5 человек, с каждого — по 200 руб., а также нужно приобрести входной билет. Экскурсии проводятся несколько раз в день, согласно расписанию на сайте Музея Андрея Рублева в Москве. Отзывы о Музее Андрея Рублева часто содержат положительные оценки грамотной и профессиональной работы экскурсоводов.
  • Для школьников: до 5 человек — 1 000 руб., 6–15 человек — 2 800 руб. С группой проходит 1 сопровождающий, на каждого покупается билет на постоянную экспозицию.
  • Проводятся также тематические экскурсии по временным экспозициям. Узнать подробнее о том, какие проходят выставки в Музее Андрея Рублева и об экскурсионных программах по ним можно на сайте Центрального музея Рублева.

Музей имени Андрея Рублева в Москве

Иконы в древнерусском музее Андрея Рублева

Музей прославлен, в первую очередь, уникальными экспонатами иконописи, которые можно увидеть на первых двух этажах постоянной экспозиции:

  • 1 этаж: иконопись Древней Руси времен XIII–XVI веков, а также образцы декоративно-прикладного искусства.
  • 2 этаж знакомит с искусством иконописи в XVII веке и эпохи Нового времени. Здесь хранится творчество мастеров Оружейной палаты.

На следующих этажах Центрального музея Андрея Рублева можно увидеть не только иконы, но и другие предметы древнерусского искусства:

  • 3 этаж экспонирует деревянную скульптуру, которая не так известна, как другие виды церковного искусства в России.
  • 4 этаж представляет монументальное искусство: фрагменты фресок XII–XVIII веков, многие из которых находились в храмах, подверженных разрушению при советской власти.

Новости на официальном сайте Музея имени Андрея Рублева регулярно обновляются, из них можно узнавать о том, какие в музее проходят временные выставки.

Музей имени Андрея Рублева в Москве

Как доехать до Музея Андрея Рублева в Москве

Адрес Музея Андрея Рублева в Москве: Таганский район, Андроньевская площадь, 10. Из исторического центра Москвы до Музея древнерусской культуры Андрея Рублева удобно добираться на метро — ехать до станции «Площадь Ильича» Калининской линии или станции «Римская» Люблинско-Дмитриевской линии.

Доехать сюда можно также на наземном общественном транспорте:

  • Трамвай № 20, 43, 45, остановка «Музей имени Андрея Рублева».
  • Автобус № 125, 730, остановка «Музей имени Андрея Рублева»; № 40, остановка «Костомаровский мост»; № 567, м8, н4, т53, остановка «Андроньевская площадь».

До Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева можно также доехать, заказав поездку через сервисы такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

Панорамный вид на Центральный музей древнерусской культуры Рублева:

Видео о Центральном музее имени Андрея Рублева:

Отзывы с FOURSQUARE

Roman

октябрь 2018

Настоятельно рекомендую не пожалеть +200р.и посетить этот музей с экскурсоводом!Очень интересно и познавательно! На территория есть шикарная трапезная.По будням вкуснейшие бизнес-ланчи всего по 310р.

Шишечка

июнь 2018

Очень интересные экскурсии в рамках акции ночь в музее, узнала много нового. Жаль, что работ самого Рублева в общем-то нет…

Смотреть отзывы наtripadvisor

Другие музеи Москвы

Куда сходить и что посмотреть в Москве

А также

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева — единственный государственный специализированный музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Музей расположен в стенах знаменитого Спасо-Андроникова монастыря, где великий иконописец Андрей Рублев расписал Спасский собор — ныне древнейший храм Москвы. Музей имеет богатую коллекцию иконописи XII — начала XX веков. В 2021 году музей отмечает 70-летие со дня своего основания.

В 1947 году, на волне послевоенного патриотического подъема, в год празднования 800-летия Москвы, на территории монастыря был образован Музей им. Андрея Рублева. Его первым директором стал крупный организатор музейного строительства Д. И. Арсенишвили (1905–1963), первым научным сотрудником — выдающийся знаток творчества прп. Андрея Рублева Н. А. Демина (1904–1990).

К моменту основания Музея монастырь был полностью разорен, музейная коллекция собиралась буквально по крохам, в обстановке крайне негативного отношения государства к отечественному религиозному наследию. Собранные произведения зачастую требовали тщательной и многолетней реставрации.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Тем не менее через 13 лет, 21 сентября 1960 года, Музей был открыт и представлен на суд посетителей залы с десятками раскрытых от поздних записей и грязи икон, снятых со стен разрушенных храмов росписей и произведений декоративно-прикладного искусства. Собирательская деятельность и реставрационные работы продолжаются до настоящего времени и являются неотъемлемой частью повседневной музейной жизни.

Ныне экспозиция занимает все отреставрированные и доступные для осмотра помещения трапезной палаты и церкви Архангела Михаила. В Настоятельском корпусе размещается выставочный зал.

История музея А. Рублева

Монастырь образован в 1356 году, в нем похоронены многие герои Куликового поля. Здесь же воссияла икона Пресвятой Богородицы Владимирской, считается, что именно она спасла Москву от набега Тамерлана. Собор хорошо укреплен массивными стенами, за которыми горожане не раз укрывались во времена наступления врагов.

Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

В XVIII веке в монастыре была построена колокольня, вторая по высоте после кремлевского Ивана Великого, но ее взорвали в 30-ые годы, когда решили бороться с церквями. Примерно такая же участь ждала и сам монастырь, но совершенно неожиданно учеными были найдены на стенах собора фрески Андрея Рублева. Они сильно пострадали, как выяснилось позже, при набеге Наполеона, значительная часть их была утеряна навсегда. Но и того, что осталось, хватило, чтобы спасти собор от сноса – так иконописец помог приютившей его обители. В 1947 на подъеме царившего после войны патриотизма, было решено создать музей Андрея Рублева. В Андрониковом монастыре экспозиция стала работать только в 1960 году, на 600-летний юбилей Андрея Рублева.

Стоимость билетов:

Постоянная экспозиция

  • Граждане Российской Федерации, стран СНГ и стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — 350 рублей.
  • Иностранные граждане — 400 рублей.
  • Пенсионеры, студенты — 200 рублей.
  • Дети до 16 лет — бесплатно.

Временные выставки

На временные выставки билеты продаются отдельно, стоимость может меняться в зависимости от выставки.

Узнать подробности можно на официальном сайте: https://www.rublev-museum.ru

Музейная экспозиция

Сейчас музей Андрея Рублева – крупнейший иконописный во всем мире. Главной святыней в Андрониковом монастыре уже множество веков считается изображение Спаса Нерукотворного. Эта икона бесценна, она находится в соборе почти с самого основания церкви. Следующий по важности экспонат – шедевр кисти Андрея Рублева, икона Иоанна Предтечи. Фигура святого наполнена неземной грустью и спокойствием. У зрителя создается впечатление, что пророк знает об уготованной ему участи. Икона написана столь талантливо, что даже время не смогло уменьшить ее воздействия на зрителя. Пророк притягивает взгляды, несмотря на растрескавшуюся деревянную доску и потускневшие краски.

В музее Рублева находится также точнейшая копия знаменитой рублевской «Троицы». Неспециалист не сможет отличить копию от оригинала. На тему Троицы существует множество икон. Рублев написал популярный сюжет так, как никто другой. В этом можно убедиться, сравнив с прочими иконами, некоторые из них относятся еще к более раннему периоду. В музее хранятся работы и других мастеров, не только иконы, но и фрески, предметы прикладного церковного искусства, деревянные скульптуры.

В музеи торжественно отмечаются все церковные празднества, читаются лекции по культуре Древней Руси и Византии, а по воскресеньям – концерты инструментальной и духовной музыки. В музей Андрея Рублева будет интересно заглянуть почитателям таланта иконописца, любителям древнерусской и византийской истории, православным христианам и просто любознательным людям.

Режим работы:

  • понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00;
  • пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00;
  • среда — выходной.

Территория Музея открыта ежедневно с 9:00 до 21:00.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Как добраться

Музей расположен на территории Таганского района на Андроньевской площади дом №10. Доехать до заведения можно:

  • Общественным транспортом. К остановке «Андроньевская площадь» ходят – трамвай №№45, 40, 43, 20, троллейбус №53, автобус Н4, М8. Также можно доехать до музея автобусами №730 или №125 – остановка находится рядом с музеем и носит одноименное название.
  • Маршрутным такси №199.
  • Такси, заказав авто через сервис Такси Везёт, Gett, Maxim, Яндекс. Такси или другие.
  • На метро. Ехать по Калининской линии до ст. «Площадь Ильича». Далее одну остановку автобусом №№ М8, Н4, 40, 125, 730. Одну остановку предстоит также проехать, если воспользоваться трамваем №53, если ехать по Люблинско-Дмитриевской линии до ст. «Римская». Далее необходимо проехать 2 остановки на автобусе №40.

Экскурсии

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Чтобы каждый посетитель смог выбрать для себя наиболее подходящий вариант осмотра экспозиции, сотрудниками музея предоставляются различные услуги:

  • Групповые экскурсии для групп более 5-и человек на русском или английском.
  • Организовано разные виды экскурсий – обзорные, расширенные, с возможностью получить больше информации по отдельной теме. Есть экскурсии, посвященные самому комплексу монастыря, истории российского иконостаса, древнерусской живописи.
  • Индивидуальные экскурсии для групп менее 5 человек.
  • Экскурсии для школьников.
  • Экскурсии по временным экспозициям.

Экспонаты музея

Что же можно увидеть в Музее Рублева? Здесь собраны бесценные старинные иконы, росписи, снятые со стен разрушенных храмов, произведения декоративно-прикладного творчества.

Постоянная экспозиция музея расположена в церкви Архангела Михаила и в трапезной палате. Она содержит грандиозное собрание работ, раскрывающих развитие иконописи в период с 11 до начала 17 веков. Экспозиция выстроена в хронологическом порядке и поделена на два раздела. Первый посвящен изобразительному искусству древности (11-начало 16 в. в.), а второй – позднего средневековья (16-начало 17 в. в.).

Первый раздел постоянной экспозиции размещается на втором этаже здания. Здесь можно увидеть образцы иконописи Москвы, Ростова и Твери, Новгорода и Пскова, иконы круга Дионисия. Второй раздел размещен на первом этаже в пяти залах.

Музей Рублева в Москве – единственный, обладающий такой обширной коллекцией икон и копий фресок более чем 700-летнего периода. Копии фресок выставлены в музее потому, что многие из оригинальных работ Рублева сгорели в пожаре 1812 года.

Интересно, что музей на момент открытия содержал 317 экспонатов. В наше же время эта цифра превысила 10 тысяч наименований предметов русской культуры. Таким изобилием учреждение обязано труду своих работников. Источниками пополнения его коллекции являются экспедиции, выкуп экспонатов из частных коллекций, дарения от коллекционеров, конфискация у людей, нелегально занимающихся антиквариатом.

Таким образом, сегодня в музее можно увидеть собрание древних икон, фресок, книг и археологических памятников, произведения прикладного искусства, скульптуры и образцы монументальной живописи, и все это – в обстановке храма, которая как нельзя лучше подходит для такой экспозиции.

Музей Андрея Рублёва

Один из корпусов музея на территории Андроникова монастыря, 2014 год Фотография Давида Арсенишвили, 1952 год

Основание

Основная статья: Андроников монастырь

В 1947 году учёные Пётр Барановский, Игорь Грабарь, Николай Воронин и Павел Максимов подготовили проект по реставрации Андроникова монастыря к 800-летию со дня основания Москвы. Городские власти одобрили предложение, учитывая историческую важность монастыря: в XV веке росписью внутренних сводов занимался иконописец Андрей Рублёв, после смерти захороненный у стен Спасского собора[2]. По замыслу группы исследователей после реконструкции монастырь должен был стать местом, где хранится и изучается живопись Древней Руси[1][3][4][5].

1940—1950-е

10 декабря 1947 года Совет министров СССР выпустил директиву «О мероприятиях по сохранению памятников архитектуры Андроникова монастыря в г. Москве». Согласно документу, на территории были образованы два учреждения: реставрационные мастерские и Музей имени Андрея Рублёва[1][6][7].

До 1949 года в музее не было директора — из-за проводимой религиозной политики советских властей многие кандидаты отказывались занимать пост. Однако благодаря инициативе начальника главного управления по охране памятников министерства культуры СССР Шалвы Ратия, на должность был приглашён грузинский учёный Давид Арсенишвили[1]. Как вспоминал о нём филолог Дмитрий Лихачёв:

С самым грузинским из грузин я познакомился в Москве, и это было лет тридцать назад. Это был Давид Ильич Арсенишвили — организатор и основатель теперь всемирно известного музея имени Андрея Рублёва. На всю жизнь запечатлелся в памяти его облик. Человек уже к тому времени не молодой, к тому же искусствовед, но обладавший «чутьём к искусству», он увлекался древнерусским искусством в ту самую пору, когда оно меньше всего ценилось в нашей стране — в конце 40-х — начале 50-х годов[8].

В 1950-м штат сотрудников пополнила исследователь Наталья Дёмина, ранее работавшая в Третьяковской галерее. Будучи специалистом по древнерусской живописи, она стала автором первой неофициальной экспозиции в монастыре, открытой в 1950-м на западной и северной папертях ещё не отреставрированного Спасского собора,на которой были представлены фотографии, копии и оригиналы художественных произведений Древней Руси. Первая экспозиция просуществовала до 1959-го и была программной, то есть говорила о направленности музея и заявленных подходах к изучению древнерусского искусства. Уникальность первой выставки состояла в том, что она акцентировала внимание на образ человека Древней Руси, запечатлённый в работах средневековых мастеров, через фотографии ликов с памятников живописи[1].

В 1951 году Совет министров СССР рассматривал вопрос об упразднении музея, поступивший от председателя Совета министров РСФСР Бориса Черноусова. Согласно официальной повестке встречи, помещения предлагалось отдать под нужды научно-реставрационной мастерской Управления по делам архитектуры РСФСР. Однако председатель комиссии Михаил Суслов принял сторону Давида Арсенишвили и оставил здание Андроникова монастыря музею[9][1][10].

1960—1970-е

Начатая в 1947-м реставрация монастыря завершилась к 1960 году. Её окончание было приурочено к 600-летию со дня рождения Андрея Рублёва. 21 сентября того же года состоялось официальное открытие музея и мемориальной доски иконописцу.

День был теплый и светлый. Никогда еще Андроников монастырь не видел такого скопления людей, соскучившихся по своей истории и жаждущих приобщиться к своим духовным корням. Митинг состоялся с западной стороны собора, около входа. Желающих поучаствовать в этом событии было так много, что людям пришлось стоять даже на длинной лестнице церкви Архангела Михаила. Настоящий муравейник…Воспоминания одной из первых сотрудниц музея Натальи Ивановой[1]

После окончания официального мероприятия для посетителей был открыт Спасский собор и выставочный корпус музея, располагающийся в бывших гаражах прихрамовой территории. В соборе была выставлена икона «Иоанн Предтеча», привезённая из Николо-Пешношского монастыря[1][11].

В 1968 году музей перешёл из подчинения Главного управления Мосгорисполкома Министерству культуры СССР и стал называться Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

. Также благодаря поддержке Раисы Горбачёвой музею была передана вся территория и здания Спасо-Андроникова монастыря[9].

В 1971 году в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях был создан филиал музея, который открыл свои двери для посетителей летом 1980 года и первыми его посетителями стали гости московской Олимпиады. В филиале, посвященном русской культуре XVII века, с 1988 года проводились научные «Филевские чтения»[12][13][14]. В 2015 году филиал был ликвидирован, а помещения музея перешли в ведомство Русской православной церкви[15]. При этом элементы внутреннего интерьера церкви Покрова в Филях, включая иконы, являются частью Государственного музейного фонда. Сотрудники Музея имени Андрея Рублева до настоящего времени контролируют состояние сохранности музейных предметов, проводят необходимые профилактические и консервационные работы.

1980—2000-е

По инициативе работников музея в 1985 году в сквере перед музеем установили памятник Андрею Рублёву работы архитектора Олега Комова[16]. В 1991-м музей вошёл в список объектов культурного наследия России. После реставрации 1998 года значительно расширилась экспозиции — новые выставочные пространства открылись в церкви Архангела Михаила XVII века и Трапезной палате XVI века[9]. Память о первом директоре Давида Арсенишвили и исследовательнице Натальи Дёминой была увековечена памятными досками работы Зураба Церетели и Владимира Суровцева, открытыми в 2001 году на территории музея[9].

Современность

Музей регулярно проводит крупные выставки, в том числе за рубежом – в Испании, Германии, Нидерландах, Италии.[17][18][19][20][21][22][23]

В 2004 году выставка «Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV — начала XX века» объединила в экспозиции самые редкие и выдающиеся иконы известных коллекционеров.[24]. [25]

В 2004-2005 годах выставка «Из новых поступлений. 1993-2003 гг.» демонстрировала новые экспонаты, пополнившие музейное собрание.[26]. Традиция таких выставок продолжена в наши дни – в 2019 году музей вновь продемонстрировал произведения, закупленные или полученные им в качестве даров и вошедшие в его коллекцию.[27]

В 2005 году прошла выставка «Следуя отеческим преданиям. Памятники православной культуры XIV – XX веков, сохраненные и созданные старообрядцами».[28]. В 2011 году в рамках проекта «Художественные центры старообрядчества» открылась выставка «Искусство Поморья XVIII век—XIX веков».[29]. Старообрядческому наследию были также посвящены выставки произведений в технике медного литья (например, выставка «Отчеканил мастер Родион Хрусталев»[30][31]) и рукописей («Образы молитвы в звуках и красках. Старообрядческая певческая рукопись конца XIX — начала XX века»[32][33]) в 2021 году и «Повесть о царице и львице[34] в 2019 году.

С 2013 года в память о первом директоре Давиде Арсенишвили ежегодно проводится научная конференция «Россия-Грузия. Диалог культур»[35], участие в которой принимают как ведущие российские учёные, так и гости из Грузии, в том числе иерархи Грузинской Православной церкви.

Назначенный 27 мая 2021 года директором Музея имени Андрея Рублёва Михаил Миндлин в 2021 году стал фигурантом резонансного уголовного «дела реставраторов» в составе ОПГ из 8 человек, получив в итоге по приговору[36] Дорогомиловского районного суда г. Москвы 1 год условно, с испытательным сроком в 1 год 8 месяцев, и сохранив при этом должность директора музея[37].

В 2017-м музей отметил 70-летие со дня основания музея. В обновлённую экспозицию вошло более трёхсот предметов из фондохранилища, ранее находившихся на реставрации. В качестве подарка на юбилей, правительство Москвы объявило о передаче музею близлежащей территории площадью 4 тыс. м²[38][39].

Среди концептуальных выставок музея – экспозиции, посвященные особым темам в русском религиозном искусстве, связанным со стихиями или явлениями. Среди них – «Образы воды в христианском искусстве. Памятники XV – начала XX века» (2017 г.)[40], «Образы огня в христианском искусстве» (2019 г.)[41][42]., «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве»[43][44][45], включенная изданием The Village в список главных выставок зимы 2019 года[46].

С 2021 года музей ведет активную издательскую деятельность, выпуская не менее 15 изданий в год – каталогов выставок, альбомов, сборников научных статей[47].

20 ноября 2021 года состоялось открытие памятной доски в честь 400-летия почитаемого Русской старообрядческой церковью священномученика протопопа Аввакума.[48] Памятная доска установлена на стене бывшей Трапезной палаты Спасо-Андроникова монастыря.

Музей в Москве

Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Москва, Андроньевская пл., 10

Логотип - Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Предоставлено пользователем: Елена Кузнецова

1/6

О месте Расписание выставок Отзывы (12)

Музей расположен в Спасо-Андрониковом монастыре (середина XIV века), где жил и работал иконописец Андрей Рублев. В главном соборе до сих пор сохранились его фрески (в оконных проемах соборного алтаря). В коллекции музея более 5 тысяч икон, в том числе работы Дионисия, а также литургические предметы, рукописные книги и фрески.

Телефон+7 (495) 678 14 67, +7 (495) 678 14 89

АдресМосква, Андроньевская пл., 10

ЦенаВход 200–400 р., для детей до 16 лет вход свободный

Режим работыпн-вт, чт 14.00–21.00, пт-вс 11.00–18.00, касса закрывается на полчаса раньше

Статус

Открыто до 18.00

    • До 11 апреля, Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

      До 21 сентября, Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Рецензия «Афиши»

на

музей

«Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева»

Музей расположен в Спасо-Андрониковом монастыре (основанном митрополитом Алексием в 60-е годы XIV века), где в разное время подвизался святой Андрей Рублев. В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (1420-е), до 1950 года находился архив Министерства государственной безопасности. Когда Рублева официально признали великим русским художником, лучшего места для его музея было не найти. Первоначально в музее находились только копии и фотографии. Потом сюда стали поступать иконы, списанные по ветхости из провинциальных фондов, снятые со стен фрески. Сейчас в музее 5 тысяч икон, и среди них — работы Дионисия. Кроме иконного фонда, музей владеет собранием иконных окладов, литургических предметов, рукописных и печатных книг (в том числе — богослужебных и певческих старого обряда). Где-то рядом с собором, расписанным Рублевым (фрески сохранились лишь в оконных проемах алтаря), находится его могила.

Отзывы о музее «Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева»

 

5

10Очень интересно и познавательно

Я не очень люблю ходить по музеям, по причине, того, что на тех выставках, где мне интересно всегда многолюдно и как показывает опыт, некомфортно и малоинформативно, а я люблю, когда интересно рассказывают.
Но видимо мне просто не везло, как говорится не в то время и не в том месте. Не так давно, я узнала про один из старейших в Москве — Спасо-Андроников монастырь, основанный в 14 веке, судьба у него сложная, за столько веков пережил многое, он и горел, и французами был разграблен, и лагерь в нем располагался и колония… В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная группа во главе с академиком Игорем Грабарём обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи. В 1947 году Сталин подписал постановление о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублёва. Но и после все было не просто и только в 1960 году, который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублёва» в связи с 600-летием со дня его рождения, двери музея наконец открылись. Коллекция Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва состоит из более чем тринадцати тысяч икон XII—XX веков, фресок, деревянных скульптур, рукописных и старопечатных книг, предметов медного художественного литья, шитья, изразцов, а также археологических находок.
Сейчас ( с сентября по 8 января 2023года) в честь 75-летия основания Музей имени Андрея Рублева, открыта выставка «Тверская Атлантида», посвященная одной из ярчайших страниц истории формирования его коллекции – экспедициям 1960–1970-х годов в Тверскую (тогда Калининскую) область, где было спасено множество произведений искусства – икон, книг, предметов прикладного искусства. На выставке представлены иконы XV–XVI веков, а так же более поздние произведения XVII–XVIII столетий.
История икон и иконопись на мой взгляд одна из интереснейших и мало где доступно раскрытых тем, поэтому я не задумываясь решилась на посещение выставки.
На экскурсию собралось достаточно много людей, мне даже сначала показалось, что мы займем все два выставочных зала, но появление куратора Гульманова Алексея Леонидовича, как-то сразу сплотило всех, соединив в достаточно тесный круг посвященных. Экскурсия, а точнее сказать целая двухчасовая лекция, с подробнейшим живым рассказом про каждый экспонат, про техники, приемы, характерные черты написания икон,про смешение и взаимодействие Тверской живописи с Московской, дало колоссальное количество знаний. Объем полученной информации очень впечатляет. Алексей Леонидович абсолютный мастер своего дела, трепетно, терпеливо и с любовью он посвящал нас в историю появления икон у музея, в каких местах и храмах они были найдены, какие работы проведены, почему и к какому периоду относятся, такое глубокое погружение неудивительно, ведь именно сотрудниками Музея имени Андрея Рублева была буквально написана история древней тверской живописи. Ещё хочется отметить, что на выставке представлены очень разные ( если так можно выразиться) иконы, практически нет ни одного повторяющегося мотива, что позволяет узнать ещё больше не только о создании конкретной иконы, но и об ее содержании, о чем собравшиеся ни единожды спрашивали экскурсовода и получали исчерпывающие ответы.
Мне кажется такой подход совершенно безупречен, с точки зрения, что посещение выставки доставит удовольствие и новые знания как искусствоведу, так и простому обывателю.
Теперь я очень хочу попасть на постоянную экспозицию и на лекции проводимые музеем.
Ну а всем кто ещё не был или сомневается, настоятельно рекомендую успеть попасть на «Тверскую Атлантиду» в Музей имени Андрея Рублева.

10Рекомендую!

Выставка «Тверская Атлантида»

Очень интересную выставку мне посчастливилось увидеть. Это был пресс-тур с невероятно профессиональным экскурсоводом, которого было крайне интересно слушать. Я даже не ожидала, что и мне, и всей группе будет на столько интересно, что все мы ловили каждое слово, как завороженные. А после окончания остались еще поговорить, задать вопросы, обсудить какие-то детали…

Выставка «Тверская Атлантида» посвящена одной из важнейших страниц истории формирования собрания музея – экспедициям 1960–1970-х годов в Тверскую (тогда Калининскую) область. Во время этих поездок было спасено множество произведений искусства – икон, книг, предметов прикладного искусства. Настоящее их открытие происходило в музее в ходе реставрации и изучения памятников.

На выставке представлены шедевры тверской живописи, о которых нам рассказывали доступным языком — их происхождение; отличительные черты, соответствующие конкретным временным эпохам и географическому положению; принадлежность мастерам, опираясь на палитру красок и особенности изображения.

Совместное экспонирование произведений разного времени, происходящих из конкретных мест и с красноречивым рассказом наглядно демонстрировало нам изменение характера живописи на протяжении нескольких столетий. Мне показалось, что я уже и сама могу определять хотя бы век представленных икон.

Кроме икон были представлены 2 памятника прикладного искусства — серебряный Крест со сценой распятия и множеством деталей-символов и старопечатная книга (напечатана в Москве в 1701г).

Адрес: Андроньевская пл., д. 10

Выставку можно посетить с экскурсией в будние дни и в субботу в составе сборных групп (без предварительного заказа). Подробное расписание, билеты и другую информацию смотрите на оф.сайте.
На выставке можно воспользоваться бесплатным мобильным гидом на платформе Артефакт.

9

На майских каникулах открыла для себя новое место. Неожиданное. Музей Андрея Рублева, который располагается в Спасо-Андрониковом монастыре. В центре Москвы внезапный островок тишины. Правда, будто портал. Заходишь через ворота и оказываешься в ином измерении, где все замедляется и успокаивается. Конечно, и погода внесла лепту в состояние. Солнце, тепло, первая зелень и весенняя дымка усилии эффект. Кстати, говорят, если бы мы пришли несколькими неделями раньше, то застали бы подснежники, которые цветут прям на территории монастыря. И вообще привычного прилизанного газона на дворовой территории специально нет, чтобы было разнотравье. Это прекрасно и как-то по-настоящему.

До 29 мая выставка “Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве”. любопытная. Экскурсии по понедельникам, вторникам в 18.30, по пятницам и выходным — 17.00
Кстати в благодарность за труд в условиях пандемии медицинским работникам вход бесплатный.

А еще там прекрасная трапезная. И уже даже летняя веранда должна быть. Когда я была ее только устанавливали.

10Великое место! История России!

Провела на выставке больше двух часов — сначала слушала экскурсию (стоит недорого и можно заранее не заказывать), потом не могла уйти всё ходила смотрела и думала — Господи, вот куда нужно обязательно водить детей (внуков), показывать, что мы потеряли, какой великой была Россия

9Иконы эпохи Николая II

В чудесный, июльский, дождливый день, сходила на открытие выставки «Иконы эпохи Николая II», приуроченная к 100-летию со дня мученической кончины императора Николая II и его семьи. Выставка открылась в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева,который расположен в стенах знаменитого Спасо-Андроникова монастыря, где великий иконописец Андрей Рублев расписал Спасский собор — ныне древнейший храм Москвы.,

У меня было немного приподнятое настроение от предвкушения встречи с прекрасным, и немного грустное от осознания,того что уже 100 лет прошло, cо дня, когда последнего русского императора Николая II вместе с его семьей и слугами, расстреляли. Сейчас мы все осознаем всю жестокость того времени.
«На экспозиции представлены высококлассные произведения иконописцев и ювелиров – поставщиков императорского и великокняжеских дворов, таких как В.П.Гурьянов, И.С.Чириков, М.И. Дикарев, Д.Л. Смирнов, О.Ф.Курлюков, Карл Фаберже, И.П.Хлебников.»
В первом разделе выставки размещены мемориальные иконы, связанные с важными событиями в жизни императорской семьи.
Во втором зале представлены произведения, отражающие историю прославления русских святых – Серафима Саровского, Феодосия Черниговского,Иоасафа Белгородского и др., происходившего при личном участии императора, а также иконы, предоставленные Русской Православной Старообрядческой церковью. Ведь подлинный расцвет старообрядческой иконописи произошел после обнародования в 1905г. Императорского Манифеста о веротерпимости, который даровал ревнителям старой веры возможность открыто ее исповедовать, служить в старых храмах и строить новые.
В последнем разделе выставки- в иконописи отражены трагические события Первой мировой войны и революции. В годы первой мировой войны складывается и получает широкое распространение иконография Богоматери Августовской («Явление Богоматери русским воинам в «Августовских лесах»). Её композиция основывалась на свидетельствах очевидцев, видевших накануне сражения под местечком Августов в сентябре 1914 года образ Богоматери в ночном небе.
Во многих иконах использованы темперные краски, на основе измельченных минералов, такие же краски применялись издревле, а техника темперной живописи по праву считается одной из самых древнейших и сложных в освоении, поскольку темперные краски ведут себя при высыхании иначе, нежели более привычные масляные.
Специалисты утверждают, что при благоприятных условиях, без перепадов температур и влажности, иконы, написанные этими красками будут в хорошем состоянии не менее 200-300 лет, то есть не одно человеческое поколение.
На выставке также представлены особо ценные ювелирные изделия. «Уникальным экспонатом является последнее пасхальное яйцо Фаберже для Императорского дома, работа над которым осталась незавершенной, так как Пасху 1917 года царственная семья встречала в заточении в Александровском дворце Царского Села. На этом пасхальном яйце, получившем название «Созвездие Цесаревича», представлена точная карта созвездий, находившихся над горизонтом в секунду рождения цесаревича»
Иконы, представленные на выставке — красивые и живописные, от них как будто исходит невидимый, божественный свет . Слов нет, чтобы передать всю гамму чувств и ощущений, которые я испытала, от грусти до полного восхищения, постоять перед иконами и подумать о вечном затруднительно, так как на выставке очень много посетителей. Выставка продлится до 23 октября 2018 года.

Все отзывы

История музея А. Рублева

Монастырь образован в 1356 году, в нем похоронены многие герои Куликового поля. Здесь же воссияла икона Пресвятой Богородицы Владимирской, считается, что именно она спасла Москву от набега Тамерлана. Собор хорошо укреплен массивными стенами, за которыми горожане не раз укрывались во времена наступления врагов.

Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

В XVIII веке в монастыре была построена колокольня, вторая по высоте после кремлевского Ивана Великого, но ее взорвали в 30-ые годы, когда решили бороться с церквями. Примерно такая же участь ждала и сам монастырь, но совершенно неожиданно учеными были найдены на стенах собора фрески Андрея Рублева. Они сильно пострадали, как выяснилось позже, при набеге Наполеона, значительная часть их была утеряна навсегда. Но и того, что осталось, хватило, чтобы спасти собор от сноса – так иконописец помог приютившей его обители. В 1947 на подъеме царившего после войны патриотизма, было решено создать музей Андрея Рублева. В Андрониковом монастыре экспозиция стала работать только в 1960 году, на 600-летний юбилей Андрея Рублева.

Цены

Стоимость билетов на осмотр постоянной экспозиции музея:

  • Дети до 16 лет — бесплатно.
  • Пенсионеры и студенты — 200 руб.
  • Взрослые (граждане РФ, стран СНГ и членов ЕАЭС) — 350 руб.
  • Иностранные граждане — 400 руб.

За фотосъемку в Древнерусском музее им. Андрея Рублева нужно будет заплатить дополнительно 150 руб., за видео — 500 руб. Аудиогид по основной экспозиции стоит 300 руб., залог — 2 000 руб. Для посещения временных выставок необходимо приобретать отдельный билет, его стоимость меняется в зависимости от выставки.

Один раз в месяц (1-й или 3-й понедельник) бесплатно посетить музей могут многодетные семьи. Бесплатно также проходят Герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды I и II групп. Подробнее почитать о льготах можно на сайте Музея древнерусской культуры им. А. Рублева.

Музей древнерусского искусства Андрея Рублева также проводит для посетителей экскурсии:

  • Групповые: до 5 человек — 1 000 руб., 6–20 человек — 2 800 руб., для групп иностранных граждан стоимость будет выше, есть возможность заказать экскурсию на английском языке. При участии в экскурсии каждый посетитель отдельно приобретает входной билет. Есть разные виды экскурсий: обзорные по музею, расширенные с углублением в отдельные темы, посвященные сюжетам и образам древнерусской живописи, рассказывающие об истории русского иконостаса, о комплексе Спаса-Андроникова монастыря.
  • Индивидуальные: для посетителей, которые не делали предварительный заказ, группы до 5 человек, с каждого — по 200 руб., а также нужно приобрести входной билет. Экскурсии проводятся несколько раз в день, согласно расписанию на сайте Музея Андрея Рублева в Москве. Отзывы о Музее Андрея Рублева часто содержат положительные оценки грамотной и профессиональной работы экскурсоводов.
  • Для школьников: до 5 человек — 1 000 руб., 6–15 человек — 2 800 руб. С группой проходит 1 сопровождающий, на каждого покупается билет на постоянную экспозицию.
  • Проводятся также тематические экскурсии по временным экспозициям. Узнать подробнее о том, какие проходят выставки в Музее Андрея Рублева и об экскурсионных программах по ним можно на сайте Центрального музея Рублева.

Цены на билеты в Музей Андрея Рублева в Москве (официальный сайт)

© Официальная группа Музея имени Андрея Рублева ВКонтакте

Музейная экспозиция

Сейчас музей Андрея Рублева – крупнейший иконописный во всем мире. Главной святыней в Андрониковом монастыре уже множество веков считается изображение Спаса Нерукотворного. Эта икона бесценна, она находится в соборе почти с самого основания церкви. Следующий по важности экспонат – шедевр кисти Андрея Рублева, икона Иоанна Предтечи. Фигура святого наполнена неземной грустью и спокойствием. У зрителя создается впечатление, что пророк знает об уготованной ему участи. Икона написана столь талантливо, что даже время не смогло уменьшить ее воздействия на зрителя. Пророк притягивает взгляды, несмотря на растрескавшуюся деревянную доску и потускневшие краски.

В музее Рублева находится также точнейшая копия знаменитой рублевской «Троицы». Неспециалист не сможет отличить копию от оригинала. На тему Троицы существует множество икон. Рублев написал популярный сюжет так, как никто другой. В этом можно убедиться, сравнив с прочими иконами, некоторые из них относятся еще к более раннему периоду. В музее хранятся работы и других мастеров, не только иконы, но и фрески, предметы прикладного церковного искусства, деревянные скульптуры.

В музеи торжественно отмечаются все церковные празднества, читаются лекции по культуре Древней Руси и Византии, а по воскресеньям – концерты инструментальной и духовной музыки. В музей Андрея Рублева будет интересно заглянуть почитателям таланта иконописца, любителям древнерусской и византийской истории, православным христианам и просто любознательным людям.

​Музей Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре расширит свои площади вдвое

Музей Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре станет в два раза больше

А+

Распечатать

Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, отмечающий свое 70-летие открытием обновленной экспозиции редких икон, фресок и деревянных скульптур, в ближайшее время расширит свои выставочные и административные площади более чем вдвое.

Об этом сообщил РИА Новости руководитель столичного департамента культуры Александр Кибовский.

«Принято решение о передаче музею близлежащей территории площадью четыре тысячи квадратных метров. Это увеличивает музей более чем в два раза», ― цитирует А. Кибовского агентство.

В настоящее время музей занимает часть помещений Спасо-Андроникова монастыря. В монастыре также зарегистрирован приход храма Спаса Нерукотворного.

Спасо-Андроников монастырь основал в 1357 году святитель Алексий Московский. Первым его игуменом стал преподобный Андроник, ученик преподобного Сергия Радонежского. У стен обители были захоронены воины, павшие в Куликовской битве, в других сражениях, представители известных дворянских родов. В годы советской власти монастырский некрополь был разорен.

Музей планирует освоить соседние здания — бывшую усадьбу Хрящевых конца XVIII века и расселенный жилой дом.

В начале 2021 года дирекция музея обратилась в Министерство культуры с просьбой передать эти городские строения в федеральную собственность, чтобы затем закрепить их за музеем. Правительство Москвы поддержало передачу этих зданий в федеральную собственность и соответствующее разрешение будет готово в январе 2021 года.

Сегодня усадьба Хрящевых и соседний дом находятся в заброшенном состоянии. После передачи музею им потребуются реставрация и приспособление под музейные нужды — в частности, для размещения здесь административно-хозяйственных структур, хранилищ музея и реставрационных мастерских.

Таким образом, появляется возможность решения проблемы пребывания Музея Рублева в стенах Спасо-Андроникова монастыря без церковно-музейного конфликта.

Будет ли возвращен Спасо-Андроников монастырь Церкви?

«Если раньше мы об этом только мечтали, а в концепции развития Музея Рублева оговаривали только как предположение, то сейчас это становится реальностью. Поэтапное выведение административных, хозяйственных, дополнительных служб, всего, что не связанно непосредственно с древней иконой, с монастырской территории и создание здесь монастыря (или Патриаршего подворья ― это уж как благословит Святейший патриарх Кирилл), и, соответственно, оставление здесь самого важного ― ядра, самой экспозиции», ― рассказал телеканалу «Царьград» председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин.

По его мнению, пространство Спасо-Андроникова монастыря уже в обозримом будущем может быть возвращено Русской православной церкви с сохранением в его стенах музейной деятельности.

Подобные прецеденты существуют: в частности, в действующем храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах при Третьяковской галерее в числе прочих святынь сохраняется Владимирская икона Пресвятой Богородицы, а сам храм оборудован с соблюдением всех необходимых требований к хранению музейных произведений искусства.

Обновленная экспозиция к 70-летию музея

С 11 декабря 2021 года посетителям музея доступна обновленная постоянная экспозиция, подготовленная к его 70-летию.

В новую экспозицию перешло большинство икон из прежней. Они дополнены произведениями, которые не были доступны широкому зрителю до настоящего времени. В состав вошли и несколько памятников из частных коллекций.

Посетители обновленной экспозиции, подготовленной к 70-летию музея

Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея РублеваСогласно новой концепции постоянной экспозиции музея, древние памятники, поделенные на несколько разделов, разместили на трех этажах церкви Архангела Михаила. В ризнице на первом экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства: иконы в окладах, предметы церковной утвари, книги, древнерусская медно-литая пластика, произведения лицевого шитья.

Второй этаж заняли обновленные и возвращенные к жизни произведения русского религиозного искусства. Среди них не только иконы начала XVII века, но и отреставрированный Спасо-Евфимиевский иконостас второй половины XVII века. При этом экспозиция икон из этого иконостаса расширилась с 36-ти до 52-х.

Еще один зал второго этажа посвящен творчеству иконописцев Оружейной палаты.

Один из небольших компартиментов музея предназначен для икон XVIII века, а другой ― для икон ХIХ ― начала XX века. На антресольном этаже расположилась экспозиция деревянной древнерусской скульптуры, а на третьем этаже в церкви святителя Алексия Московского размещена экспозиция фрагментов фресок, изразцов, архитектурных элементов интерьеров храмов. Здесь же появится реконструированный и дополненный иконостас, выполненный в технике монументальной живописи.

Центральный экспонат обновленной экспозиции ― икона Спаса Вседержителя XIII века, подаренная музею. Она находится на первом этаже.

Спасо-Андроников монастырь и Музей Рублева

Андроников монастырь был основан святителем Алексием, митрополитом Московским в правление великого князя Московского Иоанна Иоанновича. Первым настоятелем и строителем обители стал преподобный Андроник — любимый ученик преподобного Сергия Радонежского, которого великий святой по просьбе митрополита Алексия благословил на игуменство и посетил в монастыре. Здесь жили и были погребены святые иконописцы Андрей Рублев и Даниил, расписавшие Спасский собор монастыря.

Вид Спасо-Андроникова монастыря в 1882 году

Современный архитектурный ансамбль Андроникова монастыря включает в себя белокаменный Спасский собор — древнейший из сохранившихся московских храмов, многоярусную церковь Архангела Михаила в стиле нарышкинского барокко (1691—1739), каменную ограду и Святые ворота XVII века, примыкающие к ним двухэтажные настоятельские покои (около 1690 года), братский корпус (т.е. кельи монахов) XVIII века, здание духовного училища (1810—1817 гг.).

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева был основан 10 декабря 1947 года. Его учредили для спасения архитектурного ансамбля Спасо-Андроникова монастыря, сооружения которого находились в руинированном состоянии, и сохранения памяти о похороненном здесь великом русском иконописце.

У истоков музея стояли известные советские ученые Игорь Грабарь, Петр Барановский, Дмитрий Лихачев. Первым директором музея был Давид Арсенишвили.

За десятилетия существования музея его сотрудники собрали уникальную коллекцию произведений русского религиозного искусства XI ― начала XX века. Музей является единственным специализированным государственным музеем древнерусского искусства.

7 июня 2017

​Музей «Куликово поле» объявил о воссоздании храма Рождества Богородицы

3 мая 2017

В Морском соборе Кронштадта откроется тематический музей

23 января 2017

​Открылся музей Александро-Невской лавры

теги: андрей рублев, монастыри, церковь и музеи

Музей древнерусской культуры и искусства расположен на территории Спасо-Андроникова монастыря. Основная миссия музея – помочь людям открыть для себя икону как одно из величайших достижений национального и мирового искусства, «укоренить» их в собственной культурной традиции. Сохранение, собирание, изучение, показ и популяризация русского художественного наследия – главные цели музея. 

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева —  это один из немногих отечественных музеев посвященных русскому религиозному искусству допетровской эпохи. Собрание старинных икон находится на границе с территорией не менее древнего Спасо-Андроникова монастыря, который был построен в конце 14 века выдающейся в русской истории личностью, митрополитом Алексием Московским.

Возраст ребёнка:

  • 7 — 8 лет
  • 9 — 10 лет
  • 11 — 14 лет
  • 15 — 17 лет

Школьники и студенты:

Студенты — 200 руб.

Тип музея:

  • Картинные галереи и музеи изобразительного искусства
  • Художественные музеи

Услуги:

  • выставки
  • Лекции
  • Мастер-классы
  • Тематические занятия для детей
  • экскурсии

цена взрослого билета :

от 350 руб.

цена детского билета :

от 0 руб.

Метро :

  • Площадь Ильича
  • Римская

Контакты

Полный Адрес:

Москва, Андроньевская площадь, 10

Режим работы:

Ежедневно, кроме среды

Телефоны::

+7 495 678‑1467, +7 495 678‑1489

Эл.почта:

info@rublev-museum.ru

Отзывы

Сообщения не найдены

Написать отзыв

Обновлено: 23/06/2020, 15:51

Спасо-Андроников монастырь

АДРЕС: Андроньевская площадь, 10 (ближайшие станции метро – «Площадь Ильича», «Римская», «Чкаловская»)

РЕЖИМ РАБОТЫ: территория Андроникова монастыря доступна для посещения ежедневно с 10:00 до 20:00, посещение храмов возможно исключительно в ходе богослужений

ТЕЛЕФОН: +7 (495) 911-45-02, +7 (495) 671-03-72; +7 (495) 678-14-89 (музей Андрея Рублева)

Выразительный архитектурный комплекс на левом берегу Яузы – чудесное видение на фоне масштабной панорамы современных высоток. Он похож на старинный русский город, удивительным образом оказавшийся почти в центре мегаполиса. Кажется, что даже время замирает перед красотой и величием сакрального памятника.

На самом деле обитель много раз меняла свой облик, неоднократно превращалась в руины и возрождалась, пережила чуму и разграбления. В богатом событиями прошлом – сопричастность к Дмитрию Донскому, Сергию Радонежскому и многим другим выдающимся соотечественникам. Здесь жил, творил и упокоился Андрей Рублев – первый русский художник, причисленный к лику святых.

За мощными крепостными стенами, как и семь столетий назад, кипит жизнь. Сейчас монастырь функционирует как Центральный музей древнерусской культуры и искусства. Коллекция экспонатов потрясает воображение – 13 000 раритетов, 4 500 произведений иконописи! В Спасском соборе проводятся богослужения.

Москва. Территория Спасо-Андроникова монастыря. Вид на Спасский собор и Архангельский храм

История Спасо-Андроникова монастыря

Средневековье

Агиографические источники связывают строительство монастыря с событиями 1354 года. Епископ Владимирский Алексий направлялся в Константинополь, чтобы принять сан митрополита Киевского и всея Руси. По пути он попал в сильнейший шторм. Святитель поклялся перед господом, что при удачном завершении путешествия в бухте Золотой Рог (возле Стамбула) построит в Москве собор. Благополучное прибытие в порт совпало с праздником в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя в Константинополь (Спас Нерукотворный).

Вскоре в семи верстах от Кремля, в месте пересечения двух стратегически важных направлений – оживленного Владимирского тракта и дороги в Золотую Орду (Коломну, Рязань), начали строить монастырь. Ему суждено было стать дозорным пунктом.

Монахи не раз вовремя предупреждали москвичей о приближении врага. Но себя обитель защитить не могла, в 1368 и 1371 годах ее разграбили литовские войска, в 1451 и1571 годах – золотоордынцы, а в 1611 году – польские интервенты.

Освящение главного здания – деревянного Спасского собора – состоялось 16 августа 1357 года. Церемонию проводили с особо почитаемой христианской святыней – иконой Спаса Нерукотворного Образа. Ради нее митрополит Алексий в 1356 году снова посетил Константинополь.

Игуменом новой обители назначили монаха Андрони́ка – ученика преподобного Сергия Радонежского. При нем принял монашеский постриг Андрей Рублев. В 1425-1427 годах он вместе с другим выдающимся монахом-иконописцем Даниилом Черным расписывал стены нового Спасского собора из белого камня. Храм функционирует до сих пор. Он был воздвигнут на основе деревянного предшественника, который, в свою очередь, вырос на месте сгоревшей в 1368 году первой постройки.

Москва. Архангельский храм и башня в Андрониковом монастыре

В 1380 году обитель посетил Дмитрий Донской, возвращаясь после победного завершения Куликовской битвы. По преданию, здесь были упокоены павшие защитники Москвы. Традиция хоронить выдающихся соотечественников на территории монастыря сохранилась до начала XX века.

В 1395 году, после смерти Андроника Московского, игуменом стал его соратник Савва. Монастырь отстраивался и разрастался. Знаменитые изографы продолжили работать над фресками до 1428 года, пока оба не умерли во время эпидемии чумы. Игумены Андроник и Савва, иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный были погребены на территории обители. Они почитаются Русской православной церковью в лике святых как преподобные.

В 1439 году Андроников монастырь получил статус архимандрии (настоятелям присваивался один из высших духовных санов в православии), и его влияние на разные сферы общественной жизни усилилось. Территория обители постепенно превращалась в масштабный, хорошо укрепленный архитектурный комплекс. К концу XVII века были возведены стены, Святые ворота с надвратной церковью, трапезная, настоятельский и братские корпуса. Евдокия Лопухина в 1691 году дала толчок строительству храма над трапезной, устройству новых церквей и приделов, фамильной усыпальницы.

В XIV-XVII веках обитель – центр переписки книг. Здесь хранились многие сочинения преподобного Максима Грека (по мнению академика Дмитрия Лихачева, «первого интеллигента на Руси»). С 1475 года в прилегающей монастырской слободке начали изготавливать кирпич для строительства Кремля. Также у монастыря были приписные крестьяне (к 1700 году – 210 дворов). Кроме того, обитель служила местом заточения священнослужителей (новгородского епископа Серапиона, протопопа Аввакума).

XVIII-XX века

Начиная с 1701 года доходы монастыря постепенно снижались – сказывалась реформаторская деятельность Петра I. Тем не менее в конце века это была одна из самых богатых обителей Москвы. В ее владении находились земли под селением (5,6 га), сенокосные угодья (4 га) и неудобия (4,5 га).

Часть средств уходила на приюты, исправительные дома, госпитали. В 1748 году от очередного московского пожара сильно пострадали архив и библиотека. К концу XVIII века со стен Спасского собора исчезла роспись. В 1763-1779 годах здание реставрировали (фрески не восстанавливали) и достраивали (появилась крытая паперть).

В 1803 подворье украсила церковь с 72-метровой копией колокольни Киево-Печерской Лавры (построена на средства купца С. П. Васильева). Выше в Москве была только колокольня Ивана Великого. Автор проектов – известный московский архитектор Родион Казаков – ученик Матвея Казакова (главный архитектор Москвы второй половины XVIII- начала XIX века).

В 1812 году огонь уничтожил часть имущества и спровоцировал отдельные разрушения: упали глава и барабан главного собора, сгорел иконостас. До этого солдаты армии Наполеона разграбили обитель. Самые ценные предметы удалось сохранить – монахи их вывезли и спрятали заранее. В некрополе Спасо-Андроникова монастыря упокоились многие известные и неизвестные герои Отечественной войны 1812 года.

В 1846-1850 годах значительно изменился внешний вид собора. В соответствии с проектом архитектора Герасимова возвели два придела, изменили вид папертей, накрыли четырехскатной крышей кокошники и закомары, установили восьмигранный барабан под шатровой конструкцией. Последняя выразительная постройка этого времени – церковь в честь святого мученика Евграфа с усыпальницей семьи купцов Молчановых (1874 год).

В 1918 году обитель закрыли по распоряжению советских властей. К этому времени (на конец 1917 года) в нем жили 17 монахов и послушник. Территория поступила в распоряжение ВЧК. Здесь устроили один из первых концентрационных лагерей для политических противников.

В 1922-1928 годах монастырь заняла колония для беспризорников, потом – рабочие завода «Серп и молот». В старинных зданиях (включая храмы) оборудовали 200 жилых комнат. В 30-40-х годах здесь находились учреждения наркомата обороны.

За годы советской власти архитектурный комплекс подвергся значительным разрушениям. К 1927 году уничтожили некрополь (на его месте сделали футбольную площадку), к 1932 году разобрали колокольню, часть стен и башен. Святые ворота и церковь Рождества Богоматери тоже исчезли. Спасский собор был открыт до 1924 года.

Впервые вопрос о возрождении памятника подняли исследователи московской архитектуры П. Н. Максимов и Б. А. Огнев в конце 30-х годов. Они установили, что Спасский собор – уникальная постройка XV века. В 1947 году, согласно постановлению Совета министров СССР, в Андрониковом монастыре начали создавать архитектурный музей-заповедник имени Андрея Рублева. Его открыли для посещения в 1960 году, который, по инициативе ЮНЕСКО, посвятили 600-летию со дня рождения величайшего из древнерусских живописцев.

В 1959-1960 годах Спасскому собору вернули оригинальный вид, с главою и кокошниками. С 1989 года он действует как приходской храм. В 1996 году под родной кров вернулась икона первых настоятелей.

Москва. Вид на Спасо-Андроников монастырь и реку Яузу

XXI век

В 1998 году приход Спасского собора восстановил права на территорию бывшего некрополя. В 2000-2015 годах на этом месте построен одноглавый храм во имя святого благоверного великого князя Дмитрия Донского. Автор проекта архитектор А. В. Климочкин придал современному зданию черты раннемосковского зодчества (XIV – начало XV века).

В 2019 году Русская православная церковь заявила о правах на здания Андроникова монастыря и обратилась к Росимуществу с просьбой передать их РПЦ для использования.

Москва. Вечерний вид на Архангельский храм Андроникова монастыря и реку Яузу

Архитектурный ансамбль монастыря

Входящих в монастырские ворота встречают два главных собора – Спасский и Архангела Михаила. Неповторимый архитектурный облик монастыря – это также трапезная, настоятельские покои, братские покои, усыпальница Лопухиных, духовное училище, мощные каменные стены с башнями. Некоторые из строений заслуживают особого внимания.

Спасский собор – главное здание на территории комплекса. Это настоящий пришелец из прошлого, самый древний каменный храм Москвы. После неоднократных разрушений, перестроек и реконструкций, он в 1960 году стал таким, каким его создали в 1410-1427 годах.

Москва. Спасский собор (слева) и Архангельский храм (справа) в Андрониковом монастыре

Это четырехстолпный одноглавый собор из белого камня с разделенным на три части фасадом. Внизу – высокий подклет. Здание является оригинальной динамичной, устремленной вверх конструкцией со ступенчатыми объемами. Русские зодчие разработали такой тип построек в домонгольское время, а в моду он вошел в XIV-XV веках.

Многочисленные декоративные арки-закомары и узкие окна стрельчатой формы, оригинальный медальон на фасаде роднят здание с изысканными образцами европейской готики. Белый камень в качестве строительного материала и формы перспективных порталов – традиции зодчества Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода.

От богатой росписи на стенах остались отдельные фрагменты. Можно рассмотреть растительный и зооморфный орнаменты. Небольшие участки росписи по бокам окон – элементы фресок Даниила Черного и Андрея Рублева.

Нарядный трехъярусный храм Михаила Архангела – самое высокое здание на территории комплекса. Выразительный образец московского барокко создали в 1694-1739 годах на средства царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Один из престолов освящен во имя Святого Алексия. Так звали царевича, в честь которого возвели храм.

Москва. Архангельский храм в Спасо-Андрониковом монастыре

Сейчас в здании находится Музей древнерусского искусства. Его коллекция состоит из шедевров живописи (XII-XVIII века), скульптуры, декоративно-прикладного творчества, иконописи, старопечатных и рукописных книг. Посетители могут полюбоваться работами Андрея Рублева. Знаменский придел является самой большой усыпальницей боярского рода Лопухиных.

Часть музейной экспозиции размещена в примыкающей к храму трапезной палате. Кирпичное двухъярусное здание возвели в 1504-1506 годах при архимандрите Митрофании – духовнике Ивана III. Великий князь построил загородную резиденцию на противоположном берегу Яузы, напротив обители. Трапезная стала связующим звеном между внутренним пространством монастыря и внешним миром. Иван III мог в любое время приходить к своему духовнику, оставаясь незамеченным.

Фасад трапезной лишен особых изысков – кубическая форма, высокая четырехскатная крыша, минимум декора. Самая выразительная деталь – расписные керамические изразцы, обрамляющие верхнюю часть стен. Организация внутреннего пространства совпадает со структурой Грановитой палаты в Кремле. Внизу находились хозяйственные службы. Второй этаж выполнял функцию парадного зала.

Расписание богослужений в Спасском соборе

Чтобы попасть на богослужения, надо уточнить информацию, которую каждую неделю размещают на официальном сайте обители. В будни в Спасском соборе совершаются службы по расписанию. В субботу в 8:00 на богослужении поет многоголосный народный хор. В 17 часов совершается всенощное бдение. В воскресенье в обители проводятся две божественные литургии: в 8 утра в Спасском соборе ранняя литургия и в 9 утра в храме Святого Дмитрия Донского поздняя литургия.

Экскурсии по территории Андроникова монастыря

Обитель представляет собой популярную столичную достопримечательность, в которой находятся значимые архитектурные и исторические объекты. Лучше всего посетить монастырь в составе экскурсионной группы и в сопровождении гида, чтобы получить наиболее глубокое представление об особенностях и истории этого места. Темы прогулок имеют разную направленность и могут быть посвящены какому-то историческому периоду или шедеврам иконописи и архитектуры.

Как добраться до Спасо-Андроникова монастыря

Добраться до Спасо-Андроникова монастыря возможно одним из трех наиболее удобных способов: на метро (от станций «Площадь Ильича», «Римская», «Чкаловская»), наземном общественном транспорте (автобусе или трамвае) или автомобиле.

На метро

Ближайшими к Спасо-Андроникову монастырю являются следующие станции московского метрополитена: «Площадь Ильича» (Калининская линия, 750 м.), «Римская» (Люблинско-Дмитровская линия, 790 м.), «Чкаловская» (Люблинско-Дмитровская линия, 1.3 км.).

От станции метро «Площадь Ильича»

Добравшись до станции метро «Площадь Ильича», поднимитесь в город, воспользовавшись выходом №1. Выйдя в город из метро, следуйте по Гжельскому переулку, плавно перетекающему в Андроньевский проезд, ~750 м., после чего увидите архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря.

От станции метро «Римская»

Добравшись до станции метро «Римская», подниметесь в город, воспользовавшись выходом №2. Выйдя в город из метро, следуйте по улице Сергия Радонежского ~800 м., затем, дойдя до подземного пешеходного перехода, пересеките проезжую часть и двигайтесь прямо ~300 м., после чего Вы увидите стены Спасо-Андроникова монастыря.

От станции метро «Чкаловская»

Пешеходный маршрут от «Чкаловской» до Андроникова монастыря является наименее привлекательным и предпочтительным – расстояние от станции метро до православной обители в данном случае составляет порядка 1.5-2 км. Чтобы расстояние оказалось минимальным, воспользуйтесь выходом из метро №5. Выйдя в город, двигайтесь в сторону Костомаровской и Андроньевской набережных, пересеките Костомаровский мост, затем, пройдя ~500 м., Вы увидите архитектурный ансамбль монастыря.

На наземном общественном транспорте

Добраться до Спасо-Андроникова монастыря, используя наземный общественный транспорт, можно на автобусе или трамвае. Используя в качестве средства передвижения автобус, совершайте поездку на транспортных средствах под номерами 125 и 730.
Выбрав в качестве средства перемещения трамвай, воспользуйтесь транспортными средствами, следующими по маршрутам №24, 43 и 45.

На машине

Расстояние от нулевого километра до Спасо-Андроникова монастыря составляет ~6.5 км. Время в пути без учета пробок – ~11-12 мин., с учётом пробок – от получаса до часа (в зависимости от дня недели и времени следования).

Старинные храмы и обители отличает особая умиротворяющая атмосфера. На территории Спасо-Андроникова монастыря это особенно впечатляет. Здесь нет суеты, белоснежные здания завораживают гармонией архитектурных решений, небольшие элементы старинных фресок и намоленные иконы очаровывают непередаваемой словами красотой.

Москва. Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря

Это одно из самых загадочных и романтичных мест столицы, прекрасный выбор для прогулок, восстановления душевных сил, погружения в историю Москвы, знакомства с шедеврами русского искусства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Выставка в шереметьевском дворце время работы
  • Выставка на нахимовском проспекте часы работы
  • Высчитать время работы сотрудника калькулятор
  • Высшая школа инновационного бизнеса факультет
  • Высшее образование бизнес предпринимательство