Выставка рубенса в новом иерусалиме часы работы

Сведения предоставлены организацией

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

и опубликованы автоматически. Администрация портала

«Культура.РФ»

не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь

в личном кабинете

учреждения культуры.

Идентификатор события на PRO.Культура.РФ —

2604069

Произведения известных мастеров эпохи расцвета фламандского искусства будут представлены в музее «Новый Иерусалим».

Гости музея «Новый Иерусалим» смогут насладиться впечатляющей коллекцией фламандской живописи XVII века из музеев и частных собраний, начиная с 9 декабря. На новой выставке — «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России» — будут представлены 67 шедевров, среди которых есть работы, прежде никогда не выставлявшиеся в России.

Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный, Давид Тенирс Младший — посетители познакомятся с творчеством всех этих художников. Кроме того, в экспозиции будет представлена единственная подписная работа женщины-художницы того периода Йоанны Вергаувен.

В Истру привезут картины из девяти региональных музеев России, среди которых: Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижегородский художественный музей, Воронежский областной художественный музей и другие.

Выставка будет проходить по адресу: Истра, Ново-Иерусалимская набережная, дом 1. Она продлится до 14 мая.

Билеты можно купить на сайте музея. Дополнительная информация — по телефону: +7 (498) 314-02-36.

В музее разрешена любительская фото- и видеосъемка. Дети дошкольного возраста могут посетить выставку бесплатно. 

Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России – афиша

О выставке

В музее «Новый Иерусалим» откроется выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России». Она представит 67 знаковых произведений известных мастеров эпохи расцвета фламандского искусства. Ключевым образом экспозиции станет никогда не выставлявшаяся в России работа Питера Пауля Рубенса, чья фигура и творчество стали смысловым центром всего проекта.
XVII век — золотая эпоха фламандской живописи, время ее блестящего, хоть и непродолжительного расцвета, отправным импульсом которого стала фигура Питера Пауля Рубенса. Возглавив национальную художественную школу первой половины XVII века, он надолго сделал ее главным явлением культурной жизни Фландрии. Формирование хрестоматийных жанров, становление вкусов заказчика, активный спрос на произведения фламандцев и многое другое происходило именно «под знаком Рубенса». Этот яркий период мировой истории искусств открывает посетителям выставка в музее «Новый Иерусалим».

В экспозицию включены работы, вышедшие из мастерских главных художников фламандской школы: Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Яна Брейгеля Бархатного, Давида Тенирса Младшего и самого Питера Пауля РУБЕНСА, а также чрезвычайно редкие произведения авторов, чье художественное наследие исчисляется сегодня единичными экземплярами. Так например, посетители увидят единственную подписную работу женщины-художницы того периода Йоанны Вергаувен.

Многие региональные музеи России обладают отдельными произведениями и небольшими коллекциями работ фламандской школы, что выглядит как отдельные драгоценные жемчужины из рассыпавшегося ожерелья. И только подчиненные единому экспозиционному замыслу, картины из разных собраний в таком многообразии и количестве обретают характер масштабной, уникальной по своему охвату выставки.

Проект объединил работы из 9 музеев, среди которых Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижегородский художественный музей, Музей-усадьба «Архангельское», Воронежский областной художественный музей, Серпуховский историко-художественный музей, Тульский музей изобразительных искусств, Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей, Ярославский художественный музей и государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим».

Несомненным украшением экспозиции стали картины из частных коллекций Владимира Некрасова, Валерии и Константина Мауергауз, Дмитрия Гарибяна, Алексея Сёмина, галереи «Центр искусств. Москва».

Новый Иерусалим

Весенний сезон в московских арт-пространствах: лекции, экскурсии и концерты

Весенний сезон в московских арт-пространствах: лекции, экскурсии и концерты

Художница Саша Крю — об арт-терапии и пользе искусства для детей и взрослых

Художница Саша Крю — об арт-терапии и пользе искусства для детей и взрослых

10 выставок февраля в Москве: Зверев, «Отличники» и советские ДК

выставок февраля в Москве: Зверев, «Отличники» и советские ДК

Самые ожидаемые выставки 2023 года в Москве и Петербурге

Самые ожидаемые выставки 2023 года в Москве и Петербурге

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость

«Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс — весь этот джентльменский набор имен представлен на нашей выставке», — говорит куратор Вадим Садков.

В то время как Голландия перекрестилась в протестантизм, Фландрия (Южные Нидерланды, территория современных Бельгии, севера Франции и Люксембурга) продолжала жить по законам католицизма. Тогда и появилась фламандская школа живописи во главе с гениальным Рубенсом, вернувшимся после учебы из Италии в мятежный Антверпен, ставший центром фламандской живописи (здесь на тысячу жителей в XVII веке приходилось больше художников, чем в Париже, Амстердаме и Риме). Фламандцы — непревзойденные колористы, мастера разнообразных жанров. Они долго боролись за независимость и право выбирать свою религию, отсюда, скорее всего, такой взлет искусства высшей пробы. «Решающее значение для практики фламандских мастерских имело изменение спроса на произведения искусства из-за новых эстетических пристрастий представителей высшего и среднего классов, — продолжает Вадим Садков. — Когда патрицианская семья богатела и постепенно отходила от обычаев средневекового купечества, ее члены начинали подражать дворянству и интеллектуальной элите, покупая картины фламандцев».

В России фламандцев начали собирать еще при Петре I. Но император не располагал большими средствами, поэтому велел своим помощникам покупать небольшие, «кабинетные» по формату работы, чтобы украшать камерные помещения. Зато при Елизавете Петровне были построены Зимний дворец и дворцы в пригороде Санкт-Петербурга, которые нужно было украшать первоклассными вещами. В это время в Россию и проникли многофигурные двухметровые композиции.

Центр всей выставки, знаковое двухметровое полотно «Коронование Роксаны Александром Македонским» кисти Питера Пауля Рубенса и его мастерской, которое хранится в собрании Владимира Некрасова с 2006 года. Оно происходит из коллекции короля Георга V, а в 2005 году его продали с аукциона. Эта работа сохранилась всего в нескольких вариантах, главным из которых принято считать сильно пострадавшее от времени и неудачных реставраций полотно из собрания Израильского музея в Иерусалиме. Долгое время считалось, что «Коронование Роксаны» — работа не Рубенса, а его мастерской. С такой атрибуцией его купил нынешний владелец. Но Вадим Садков считает, что это произведение было начато одним из ассистентов по авторскому эскизу Рубенса и завершено мэтром на финальной стадии. Как известно, Рубенс был чрезвычайно загруженным мастером, нередко передавал заказы ученикам (как шутят искусствоведы, «у Рубенса было явно больше двух рук»), но самое ответственное выполнял сам, да и финальную шлифовку никому не доверял. В частности, на этом полотне Рубенс откорректировал изображения голов персонажей, драгоценную корону и шлем Александра Великого — все самое важное.

Во время подготовки экспозиции было разгадано немало тайн, которые скрывают фламандские полотна. Почти детективная история связана с полотном из Екатеринбургского музея изобразительных искусств на сюжет из «Метаморфоз» Овидия «Мелеагр и Аталанта» Якоба Йорданса. Картина обитала в собрании графа Петра Шереметева в Фонтанном доме. Позднее она оказалась в коллекции Эрмитажа, который передал ее в дар Екатеринбургскому музею изобразительных искусств в 1949 году в знак благодарности за хранение своих сокровищ в эвакуации. У Петра Шереметева, богатейшего вельможи и знатока искусства, не было сомнений, что это полотно Йорданса. Но при поступлении в Эрмитаж ее записали как картину учеников мастера. И только недавняя реставрация доказала, что это не так. После того, как сняли поздние слои потускневшего лака, открылась подпись Йорданса. Присмотревшись, ее можно разглядеть и сегодня невооруженным глазом. Да и качество исполнения не вызывает сомнений в руке мастера: прекрасная охотница Аталанта — молодая, изящная, на лбу — игривые, выбившиеся из прически пряди. На макросъемке специалисты открыли, что работу Йорданс тщательно переделывал — вместо мужеподобной воительницы создал красавицу, закрасив выступающую шейную мышцу и часть плеча, вероятно, написанные учениками.

Установить авторство картины из Нижегородского государственного художественного музея «Христос и Самаритянка» пока невозможно. Популярный сюжет — Христос просит у самаритянки Фотины воды. Но та отвечает, что «иудеи с самаритянами не сообщаются». На что Спаситель изрекает, что если бы она знала, кто перед ней, сама попросила бы у него воды. На картине нет авторской подписи, но стилистические аналогии с работой «Христос — садовник», подписанной J.Jor.Junior могут свидетельствовать о том, что это произведение тоже принадлежит кисти Якоба Йорданса Младшего — рано умершего сына выдающегося художника, который после обучения в отцовской мастерской переселился в Данию, где следы его потерялись.

«Натюрморт с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса из частного Международного института антиквариата — открытие этой выставки. Выдающееся камерное полотно раннего Снейдерса в России прежде не выставлялось. В нем уже проявились качества, которые будут отличать мастера в будущем, — радостное восприятие земных благ, открытость миру, желание пробудить у смотрящего на полотно разнообразные вкусовые и обонятельные ощущения. Вадим Садков на вернисаже раскрыл секрет, что в 2024 году мы увидим лучших российских Снейдерсов на большой выставке в Эрмитаже.

Есть на выставке и любимые зимние Брейгели и «Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу» Яна Брейгеля-младшего, а линию кабинетных пейзажей продолжают чарующие малоформатные работы менее известных художников «Зимний карнавал во Фламандском городке» Петера Гейзельса-Старшего и «Зимний пейзаж с охотниками» Гейсбрехта Лейтенса.

Рубенс в Новом Иерусалиме

Рубенс в Новом Иерусалиме

22 апреля, 09:30 1 день

стоимость от: 400,00₽

Художественный музей в Новом Иерусалиме подготовил для ценителей живописи очередной подарок! После знаковых выставок Брейгелей и Марка Шагала в этом сезоне музей организовал выставку «Под знаком Рубенса».

Выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России» представляет 67 знаковых произведений известных мастеров эпохи расцвета фламандского искусства. Ключевым образом экспозиции выступила никогда не выставлявшаяся в России работа Питера Пауля Рубенса, чья фигура и творчество стали смысловым центром всего проекта.

Предлагаем вам в компании Егора Сартакова посетить выставку «Под знаком Рубенса». По дороге в Новый Иерусалим Егор Сартаков расскажет о жизни и творчестве гениального фламандца, а после этого в музее профессиональный искусствовед объяснит нюансы каждой картины.

После обеда мы отправимся на экскурсию в Новоиерусалимский монастырь  грандиозный центр православия, возводившийся на протяжении двух веков целыми поколениями самых выдающихся архитекторов, зодчих и иконописцев. Экскурсия в Воскресенский собор  главное «детище» мятежного патриарха Никона и величайшую святыню всего православного мира. Храм Воскресения Христова построен по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме, и в нем обретены копии всех главных святынь иерусалимского храма, включая Голгофу, Кувуклию (часовню) над Гробом Господним, Камень Помазания. В храме Воскресения Христова под Голгофой, в приделе святого Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона. Нас ждет экскурсия в подземный храм равноапостольных Константина и Елены. Храм углублен в землю на 6 метров в память того, что именно на этой глубине царица Елена обрела Крест Господень. На том месте, где в историческом храме был обретен Крест, в подмосковной Палестине находится святой Живоносный источник, к которому ведут символичные 33 ступени…

Гости, которые уже были на экскурсии в Воскресенском соборе смогут вместо нее за дополнительную плату посетить экскурсию по музею изразцов Новоиерусалимского монастыря. Великолепные изразцовые украшения Воскресенского собора имеют необыкновенную, интересную историю, с которой вы сегодня познакомитесь, посетив уникальную выставку «Разсадник изразцового дела» в Солодовых палатах Новоиерусалимской обители. Желая как можно пышней и чудесней украсить свое «любимое детище», патриарх Никон впервые в России (и в Европе!) использует для украшения Воскресенского собора очень дорогие и редкие многоцветные изразцы. В Солодовых палатах монастыря организуется самое современное, на середину XVII века, творческое керамическое производство, сюда приглашаются лучшие мастера! Именно со строительства Воскресенского собора начинается история знаменитого и великолепного московского многоцветного изразца. Вы увидите подлинные артефакты, найденные при реставрации Воскресенского собора – уникальные подлинные изразцы XVII века, сохранившие свой яркий блеск и окраску до наших дней, реконструированные горны и печи для обжига драгоценных изразцов и откроете новые грани новаторской натуры патриарха Никона.


Возвратный билет — 5070 рублей (билет можно вернуть в любое время до начала лекции)

Невозвратный билет — 3900 рублей (возврат на такой билет оформить нельзя)

Дополнительная экскурсия «Изразцовые мастерские Новоиерусалимского монастыря XVII века» — 400 рублей

В стоимость включено туристическое обслуживание по маршруту (экскурсия начнется прямо в автобусе), а также входные билеты во все музеи. В стоимость не включен обед, оплатить его можно будет на месте. 

За день до экскурсии на Вашу почту придёт вся необходимая информация. 

event

Егор
Сартаков

Кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ. Читал лекции по русской литературе в Польше, Сербии, Италии и Германии.

Фламандская живопись иллюстрирует прихотливость вкусов и плоды кооперации

Ян Брейгель Старший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». Фото: Собрание Валерии и Константина Мауергауз

Ян Брейгель Старший «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц».

Фото: Собрание Валерии и Константина Мауергауз

Выставка «Под знаком Рубенса» в музее «Новый Иерусалим» собирает рассыпанные по региональным и частным коллекциям шедевры и заодно знакомит со структурой европейского арт-рынка 400-летней давности

13.12.2022

В музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России». По словам куратора, доктора искусствоведения Вадима Садкова, идея выставки состояла в том, чтобы собрать воедино лучшие образцы фламандской живописи XVII века из частных коллекций и региональных музеев, то есть найти и показать то, что публика еще в таком составе никогда не видела.

Николас Каве. «Сокол и битая птица». Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Николас Каве. «Сокол и битая птица».

Фото: Серпуховский историко-художественный музей

В российских музейных собраниях вне столиц фламандская живопись XVII века — редкость. В эпоху, когда из мастерских Рубенса или ван Дейка выходили грандиозные многофигурные полотна (то, что позднее назовут фламандским барокко), в России не было даже интерьеров, куда эти масштабные вещи можно было повесить. (Дворцы с высокими потолками появились при Растрелли, в эпоху Елизаветы Петровны.) В конце XVIII — начале XIX столетия, в золотой век русского коллекционирования, взгляды знати, приобретавшей искусство, были обращены в первую очередь на Италию и Францию. Фламандцев тоже покупали, но не так массово.

Франс Франкен Младший «Триумф Вакха». Фото: Тульский музей изобразительных искусств

Франс Франкен Младший «Триумф Вакха».

Фото: Тульский музей изобразительных искусств

В советское время лучшие вещи старых мастеров попали в Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина. Региональные же музеи пополняли свои собрания из источников не так чтобы мелких, но загадочных — из национализированных усадеб и провинциальных городских особняков. Во многих региональных музеях до сих пор отыскиваются шедевры. Выявить эти, как написано в пресс-релизе, «жемчужины рассыпавшегося ожерелья» и было вызовом для организаторов выставки.

В результате экспонаты предоставили девять музеев. Их дополнили произведениями из частных коллекций. Всего же удалось собрать 67 работ.

Зритель увидит вещи из ведущих фламандских художественных мастерских — Антониса ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Давида Тенирса Младшего.

Апофеозом выставки, давшим ей название, стало «Коронование Роксаны Александром Македонским» кисти Питера Пауля Рубенса и мастерской из собрания Владимира Некрасова. На суд публики работа представлена впервые, и это можно считать сенсацией. Перед нами эталонный Рубенс, чувственный (если не сказать сексуальный) по сути и виртуозный по своей живописной форме.

Питер Пауль Рубенс и его мастерская. «Коронование Роксаны Александром Македонским». Фото: Собрание Владимира Некрасова

Питер Пауль Рубенс и его мастерская. «Коронование Роксаны Александром Македонским».

Фото: Собрание Владимира Некрасова

Выставка демонстрирует широчайший спектр жанров — от монументальных многофигурных картин на мифологические и исторические сюжеты, как, например, «Венера и Марс» мастерской (?) ван Дейка из музея-усадьбы «Архангельское», «Царица Савская перед Соломоном» Франса Франкена II из Серпуховского историко-художественного музея, «Мелеагр и Аталанта» Жака (Якоба) Йорданса из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, до пейзажей («Горный пейзаж с часовней» Тобиаса Верхахта, прежде приписывавшийся Херри мет де Блесу, из воронежского музея), натюрмортов («Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами» Йориса ван Сона из Ярославля), жанровых сценок («Семейство художника» Гиллиса ван Тильборха из Угличского историко-архитектурного и художественного музея), изящных кабинетных миниатюр Яна ван Кесселя и многого другого.

Якоб (Жак) Йорданс. «Мелеагр и Аталанта»   Фрагмент. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Якоб (Жак) Йорданс. «Мелеагр и Аталанта» Фрагмент.

Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Выставку стоит посетить хотя бы из-за трех изумительных парадных портретов: Маргариты Лотарингской (мастерская ван Дейка) из музея-усадьбы «Архангельское», а также супругов де Кройя, герцога Шарля-Александра и Иоланды де Линь, кисти Отто ван Вена из собрания Константина и Валерии Мауергауз. Надо сказать, что богатство и разнообразие коллекции четы Мауергауз всегда поражают. Они часто предоставляют музеям работы для выставочных проектов, и каждый раз мы видим что-то новое. Так и на этой выставке «Портрет молодой женщины в платье с гофрированным кружевным воротником» антверпенского художника Корнелиса де Воса наверняка привлечет повышенное внимание.

Корнелис де Вос. «Молодая женщина в платье с гофрированным кружевным воротником». Фото: Собрание Валерии и Константина Мауергауз

Корнелис де Вос. «Молодая женщина в платье с гофрированным кружевным воротником».

Фото: Собрание Валерии и Константина Мауергауз

В целом же выставка дает полное и многомерное представление о феномене фламандской живописи в момент наивысшего ее расцвета, когда искусство Фландрии существовало как индустрия и все процессы в нем (подготовка учеников, производство и продажа картин и прочее) были строго регламентированы. Например, художники не могли продавать произведения, не будучи членами гильдии Святого Луки. У каждого, как сказали бы мы сегодня, раскрученного живописца был свой production — цех с сонмом помощников и подмастерьев. Изготовление картин было делом коллективным: глава мастерской отвечал за общий замысел, иногда доводил уже готовое произведение финальными лессировками и обязательно ставил на него свою подпись. Высокая конкуренция на арт-рынке подталкивала художников к специализации и к кооперации: мастеров пейзажа звали создавать задники в больших исторических и мифологических картинах, а тех, у кого хорошо получались фигуры, приглашали дополнить живым стаффажем пейзажи. Все это противоречит нашим представлениям о подлинном шедевре, целиком и полностью созданном одним гением, но на самом деле, если пролистать историю ретроспективно, модели бытования искусства бывают совершенно разными. Выставка в «Новом Иерусалиме» — это еще и приглашение к разговору о функционировании европейского арт-рынка 400 лет назад.

Ян Вильденс. «Превращение Пиерид в сорок». Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Ян Вильденс. «Превращение Пиерид в сорок».

Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Каталог проекта «Под знаком Рубенса» тоже стал примером кооперации. Куратор Вадим Садков — он посвятил выставку своим учителям Ирине Линник (1922–2009) и Юрию Кузнецову (1920–1984) — пригласил коллег из региональных музеев написать о вещах, предоставленных на выставку. По его мнению, искусствоведы на местах лучше знают провенанс произведений, находящихся под их опекой; он же, будучи в курсе общемировых дискуссий о проблемах атрибуции, вписал российских фламандцев в более широкий мировой контекст.

К достоинствам выставки можно отнести очень сдержанный дизайн. Вообще-то, в музее «Новый Иерусалим» любят замысловатые экспозиционные приемы и яркие оттенки, но в данном случае обошлись без особых кунштюков и дырок в стенах, выставочное пространство покрасили сдержанным темно-серым колером, на фоне которого фламандская живопись действительно выглядит россыпью драгоценностей.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
«Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России»
До 14 мая 2023 года

Главные выставки весны

Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету

03.03.2023

Главные выставки весны

Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете

Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска

28.02.2023

Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете

Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia

Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта

03.03.2023

Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia

Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова

21.03.2023

Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво

Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве

Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись

14.03.2023

Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве

Галактика русской абстракции охватила Русский музей

Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»

02.03.2023

Галактика русской абстракции охватила Русский музей

Храм чистоты превратился в храм искусства

Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства

06.03.2023

Храм чистоты превратился в храм искусства

У выставки «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России» двойная задача. С одной стороны — проект рассказывает об эпохе барокко, звездой которого стал мастер страстной, подвижной живописи Питер Пауль Рубенс. Не случайно спустя столетия фламандской школой вдохновлялись Ренуар и Ван Гог — именно тогда свет, цвет, впечатление выходят на первый план. С другой — выставка вводит в научный оборот ряд работ малоизвестных и именитых авторов XVII века из частных и музейных региональных собраний. Впервые явлены публике блестящие свежей реставрацией «рубенсовские венеры», единственная подписанная работа подруги мастера Йоанны Вергаувен, картины наставников, учеников, современников Рубенса. В экспозиции — 67 полотен из 9 музейных и 5 частных собраний. Куратор выставки, заведующий отделом искусства старых мастеров Пушкинского музея Вадим Садков уверен, что некоторые картины происходят из королевских коллекций.

XVII век — век пышности и вычурности. Человеку свойственно утрировать, и в эпоху барокко в искусстве особенно ярко проявилось это качество. Даже натюрморты пишутся так, словно среди фруктов и овощей разворачивается вселенская драма. Портреты полны помпезности и символизма: каждая складочка прописана, каждая деталь — говорящая. Без картины не обходится ни один дом. В это время Нидерланды переживают буржуазную революцию, здесь экономический бум, государство становится первым оплотом капитализма Европы. Неудивительно, что и в культурном смысле страна превращается в законодательницу стиля. Эпицентром художественной жизни стал Антверпен, родной город Питера Пауля Рубенса, — самый густонаселенный в Нидерландах, с самым высоким процентом искусства на душу населения. Не случайно выставка, представленная в «Новом Иерусалиме», походит на лабиринт, в закоулках которого разворачивается повседневная и придворная жизнь ХVII века.

«Улочки» отделены друг от друга серыми фальшстенами и прозрачными перегородками с черными «иероглифами». Это фрагменты подписей разных художников. Некоторые из них узнаваемы, как подпись Рубенса, другие — совсем не знакомы. В XVII веке нельзя было просто так назваться художником: нужно было вступить в профессиональную гильдию, походить в подмастерьях лет шесть и только потом получить разрешение на самостоятельную работу. Мастерские не были местом уединения, а работали как цеха, где производство живописи было поставлено на поток. Так работал и Питер Пауль Рубенс — после 8-летней жизни в Италии он вернулся на родину, женился и открыл мастерскую на самой оживленной улице города. Работа кипела беспрерывно: мастер делал эскиз, согласовывал с заказчиком, потом подмастерья «переводили» его в нужный формат, а на заключительном этапе лессировочной живописи учитель сводил изображение воедино, делал авторскую ретушь. Картина, написанная собственноручно мастером уровня Рубенса «от» и «до», — большая редкость и стоила немалых денег. Наследие художника насчитывает около 3000 полотен, но далеко не все из них полностью авторские. Нередко ученики делали списки (копии) картин учителя, то есть мастер их не касался вовсе. Так что стоит внимательно читать экспликации под работами старых мастеров: формулировки «Рубенс и мастерская» и «мастерская Рубенса» имеют совсем разный смысл.

Та самая дама с ящиком Пандоры.

Фото: Мария Москвичева



Главной сенсацией выставки «Под знаком Рубенса» стала переатрибуция аллегорического сюжета, посвященного коронации Роксаны — пленницы Александра Македонского, ставшей его законной женой (полотно размером 218 на 168 см). На картине блондинка, чья пышная фигура едва прикрыта красной накидкой, застенчиво склоняет голову перед полководцем, который держит в руках корону. Сюжет прежде считался одной из копий авторской работы Рубенса, варианты которой хранятся в музее Иерусалима, английском частном собрании и немецком замке в Вёрлитце. Однако куратор проекта Вадим Садков уверен, что «Рубенс лично откорректировал важнейшие детали композиции, исполненной под его непосредственным руководством одним из ассистентов: это, в частности, изображения голов персонажей, доспехов и шлема Александра Великого, драгоценная корона в его руках, которые трактованы весьма живо и артистично». Касалась ли рука мастера Роксаны, не уточняется, но образ вполне вписывается в понятие о «рубенсовской женщине». В левом нижнем уголке холста имеется подпись, сделанная ровным почерком: «P.P. Rubens». Каталог, выпущенный к выставке, сообщает, что эта работа с 1844 года находилась в коллекции Георга V, а с 1866-го — в Музее Ганновера, пока не попала на аукцион, откуда в 2006 году и перекочевала в коллекцию российского собирателя.

Для сравнения, на соседней стене еще одна «рубенсовская венера» — из собрания прусского короля Фридриха II. Сюжет, прославляющий заключение мира между Испанией и Францией, должен был украсить Люксембурсгкий дворец в Париже. Рубенс получил большой заказ на 24 полотна для западного крыла и столько же — для восточного. Однако исследования говорят, что вряд ли Рубенс собственноручно работал над картиной. Его подпись появилась на холсте лишь во второй половине XVII века, а мастер умер в 1640-м. Впрочем, написана работа раньше, в начале 1630-х, так что он, возможно, режиссировал процесс. А это значит, что здесь уместна подпись «мастерская Рубенса».

Еще одно открытие проекта — картина Якоба Йорданса «Мелеагр и Аталанта» из Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Прежде считалось, что это копия. В начале ХIХ века картину купил граф Шереметьев, после революции она попала в Эрмитаж, а в годы ВОВ была эвакуирована вместе с остальными фондами в Екатеринбург, где и осталась после. Шереметьев покупал ее как оригинал одного из важнейших мастеров фламандской школы, который работал в мастерской Рубенса, но не как ученик, а как коллега. Но когда работа поступала в Эрмитаж, ее почему-то сочли копией. Теперь искусствоведы сопоставили сюжет с другими картинами Йорданса и пришли к выводу, что она написана его рукой.

Обратная ситуация — с картиной «Христос и самаритянка» из Нижегородского музея, которая лишилась авторства Якоба Йорданса. Выяснилось, что у работы другой автор с тем же именем — Якоб Йорданс-младший, сын художника, который пошел по стопам родителя, но не снискал славы. Сохранилась лишь одна его работа — в провинциальном музее на юге Франции. «Христос и самаритянка» — вторая. «Йорданс-младший сначала трудился в мастерской отца как ассистент, а потом решил работать самостоятельно — отправился в Данию, заключил контракт с датским королем. Потом его следы теряются», — поясняет Садков.

«Рубенсовская Венера» из коллекции Фридриха II, которой мастер вряд ли касался.

Фото: Мария Москвичева



Еще один живописный пример мастерового принципа в искусстве эпохи барокко — картина «Аллегория» из Серпуховского музея. В ХIХ веке ее приобрел коллекционер Юрий Мерлин как работу Рубенса. Позже картину приписали неизвестному автору. В 1970-х годах Вадим Садков атрибутировал полотно: фигуры здесь писал ученик Рубенса и Йорданса Ян Букхорст, а пейзаж и интерьер — Питер Бул. «Сюжет отражает сквозную тему выставки — как напоминание о суетности и быстротечности всего земного. Она воплощается символически. Мыльные пузыри, которые пускают путти, — словно упущенные мгновения. Среди них дама, которая держит металлический сосуд, — это намек на миф о красавице Пандоре, что выпустила все несчастья в мир. В последний момент она закрывает ящик, в нем остается лишь надежда. Античная красавица здесь уподобляется Еве — причине первородного человеческого греха, но явлена в образе современной девушки своего времени», — говорит куратор.

Несколько любопытных открытий связано с именами женщин-художниц XVII века. Исследователям удалось установить единственную подписанную работу подруги Рубенса Йоанны Вергаувен. А еще атрибутировать натюрморт «Сокол и битая птица», который прежде считался произведением неизвестного мастера круга Клары Петерс. Во время реставрации открылась подпись ее истинного автора — ученика Клары Николаса Каве. Эта первая известная работа этого мастера должна стать эталоном, по которому можно будет выявить другие его картины. Здесь немаловажно еще и то, что в Антверпене возникли мастерские под руководством слабого пола, несмотря на ограничения прав женщин в то время.

Словом, проект получился двухуровневый. Перед нами коктейль из эмоций и страстей эпохи, когда художникам было неинтересно отражать реальность как есть, им нравилось приукрашать, драматизировать, проводить аллегории. При этом именно в ХVII веке человек все больше задумывается о бренности мира — к концу столетия искусство начнет отказываться от пышной праздности, придет к строгости и аскетичности классицизма. Век барокко оставил яркий след в истории искусства и еще больше неизвестных имен как раз благодаря распространенному цеховому принципу работы. Этот второй уровень — исследование бытования каждого произведения — вызывает не меньший, если не больший интерес, чем сами сюжеты.

Цитата:

Министр культуры и туризма Московской области Василий Кузнецов:

«Государственный историко–художественный музей «Новый Иерусалим» поддерживает статус крупнейшей региональной культурной площадки, знакомя жителей Подмосковья и столицы с произведениями великих художников. В этот раз в центре внимания — непревзойденный Рубенс и влияние его творчества на современников и последователей. Уверен, что выставка будет интересна самому широкому кругу зрителей».

СПРАВКА «МК»

Адрес музея «Новый Иерусалим»:

Московская область, Истра, Ново–Иерусалимская набережная, 1.

Сайт музея: njerusalem.ru

Выставка будет доступна для посетителей до 14 мая 2023 года.

Еще больше культурных событий региона — на сайте welcome.mosreg.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Высшая проба основы бизнеса задания прошлых лет
  • Высшая школа бизнеса мгу сколько стоит обучение
  • Высшая школа бизнеса стэнфордского университета
  • Высшее образование в сфере гостиничного бизнеса
  • Высший колледж торайгыров университет реквизиты