Выработка в единицу времени время работы общая выработка задачи

Деятельность каждого предприятия неразрывно связана с показателями производственной деятельности. Выработка продукции рабочими является показателем эффективности работы всех специалистов, поэтому подлежит расчету в каждом крупном подразделении. От результативности зависит и финансовая сторона трудовой деятельности. При низких показателях менеджеры, скорее всего, задумаются о смене рабочего состава.

Выработка

Количество единиц, выпускаемых в определенный промежуток времени.

Методы расчета выработки

Натуральный – применяется на производстве однородной продукции для расчета выработки в тоннах, штуках. Наиболее точный и наглядный способ вычисления.

Стоимостной – применяется в широко специализированных холдингах для вычисления выработки в денежном эквиваленте. Наиболее распространен в РФ.

Трудовой – используется для определения выработки в зависимости от единиц измерения времени работы. Согласно данному критерию, выработка подразделяется на: часовую (человеко-часы), дневную (человеко-дни), годовую (человеко-годы). Метод необходим в планировании производительности труда на каждом этапе процесса производства.

Формула выработки

V=Q/TV=Q/T,

где QQ – объем выпуска за период,

TT – затраты труда в данном промежутке времени.

Примеры решения задач

Задача 1

Определите количество выпущенных изделий и выработку для 4 рабочих, если рабочая смена по наряду составляет 8 часов, время на производство 3 изделий 10 мин. За смену простои на переналадку оборудования составляют 80 минут.

Решение

  1. Продолжительность смены в минутах 8⋅60=4808cdot60 = 480 минут;
  2. Производительное время 480−80=400480-80 = 400 минут;
  3. За 400 минут осуществляется 400/10=40400/10 = 40 производственных циклов;
  4. За 40 циклов будет изготовлено 40⋅3=12040cdot3 = 120 изделий;
  5. Выработка персонала:

V=Q/T=120/4=30V=Q/T = 120/4 = 30 изд./чел.

Ответ: Объем выпуска 120 штук, выработка 30 изд./чел.

Задача 2

Найдите, чему равны простои рабочих на производстве (5 чел.), если суточная выработка составляет 20 изд./чел., длительность смены 10 часов. Один рабочий цикл составляет 5 минут – 1 изделие.

Решение

  1. Найдем объем выпуска:

V=Q/TV=Q/T

Q=VcdotT=20cdot5=100 изд.

  1. Продолжительность смены в минутах 10⋅6010cdot60 = 600 минут;
  2. 100 изделий будет изготовлено за 100⋅5=500100cdot5 = 500 минут;
  3. Длительность производительных простоев 600−500=100600-500 = 100 мин.

Ответ: Простои рабочих на производстве составляют 100 мин.

В результате анализа выработки рабочими можно проследить слабые места в организации рабочего процесса. Так, на снижение выработки оказывают влияние производительность рабочих машин, результативность труда, длительность простоев и пр. Повышение выработки является одним из ключевых в увеличении прибыльности хозяйственной деятельности.

Тест по теме «Формула выработки»

2-й способ решения – без таблицы

Как обойтись без составления таблицы?

Сразу составить уравнение.

Для этого определим, какая величина нам не нужна в уравнении, чтобы затем приравнять.

Производительность? Ее и надо найти. Работа? Она нам дана по условию, поэтому глупо от нее избавляться. Остается время: оно нам и неизвестно, и не нужно.

Слева от знака равно будем писать формулу времени для первого рабочего, а справа – для второго.

Напомню, что первый работал на ( displaystyle 2) часа дольше, поэтому к времени второго надо будет прибавить ( displaystyle 2):

( displaystyle frac{112}{x}=frac{112}{x+1}+2)

То же самое уравнение, что и в первом способе, только без таблицы и системы уравнений.

А теперь вспомним, что я говорил в сааамом начале: задачи на работу и на движение – это то же самое. Спорное заявление, да? Ну, давай проверим, есть ли аналогия.

Во-первых, сравним формулы:

Движение Работа
( displaystyle v=frac{S}{t}) ( displaystyle P=frac{A}{t})
Скорость движения Скорость выполнения работы, т.е. производительность
Пройденный путь Выполненная работа
Потраченное на движение время Потраченное на работу время

Теперь рассмотрим задачу:

Пример №1

Расстояние ( displaystyle 112) км первый велосипедист проезжает на ( displaystyle 2) часа дольше, чем второй.

Сколько км в час проезжает первый велосипедист, если известно, что второй за час проезжает на один километр больше, чем первый?

Ничего не напоминает? Да я же просто заменил слова: «Заказ» на «расстояние», «деталь» на «километр», «рабочий» на «велосипедист», «выполняет» на «проезжает». Суть осталась той же. Даже решение будет точно таким же (разберу здесь только II способ – без таблицы).

Пусть скорость первого ( displaystyle x), тогда второго ( displaystyle x+1). Сколько времени едет первый? ( displaystyle frac{112}{x}). Сколько времени едет второй? ( displaystyle frac{112}{x+1}). На сколько время первого больше, чем второго? На ( displaystyle 2) часа:

( displaystyle frac{112}{x}=frac{112}{x+1}+2).

То же самое уравнение! Вот и получается, что работа и движение – одно и то же.

Как решать задачи на совместную работу

Задачи на совместную работу отличаются от обычных, представленных выше, тем, что в них работа выполняется одновременно (совместно) несколькими рабочими (трубами и т.д.).

Пример №2

Первая труба заполняет бассейн за ( displaystyle 6) часов, а вторая – за ( displaystyle 4).

За какое время они заполнят бассейн, работая вместе?

Решение

Во-первых, давай придумаем аналогию с движением.

Придумал?

Бассейн – это путь. Допустим, из ( displaystyle A) в ( displaystyle B). Итак, первый автомобиль проезжает путь ( displaystyle AB) за ( displaystyle 6) часов, второй – за ( displaystyle 4).

А теперь как сформулировать вопрос? За какое время они проедут весь путь, двигаясь вместе? Бред.

Если двигаться параллельно, то каждый проходит весь путь самостоятельно. А в какой ситуации нам важно, какой путь автомобили проходят в сумме? Все гениальное просто: если они движутся навстречу друг другу!

Тогда что нас просят найти? Время, через которое они встретятся.

Поразмысли немного над этой аналогией. Все понял? Тогда идем дальше.

Какова «скорость» (а по-настоящему, производительность) первого? Путь (работа) деленный на время: ( displaystyle {{P}_{1}}=frac{A}{{{t}_{1}}}=frac{A}{6}). А второго? ( displaystyle {{P}_{2}}=frac{A}{{{t}_{2}}}=frac{A}{4}).

С какой производительностью работают две трубы вместе (не забывай, это задачи на совместную работу)? Берем количество литров, которое налила в бассейн первая труба за один час, прибавляем количество литров, которое налила в бассейн вторая труба за один час, – именно столько наливают в бассейн обе трубы за один час. То есть производительности складываются:

( displaystyle P={{P}_{1}}+{{P}_{2}})

То же самое, что и относительная скорость: с какой скоростью второй автомобиль приближается к первому? Со скоростью, равной сумме скоростей: ( displaystyle v={{v}_{1}}+{{v}_{2}}).

Итак,

( displaystyle P={{P}_{1}}+{{P}_{2}}=frac{A}{6}+frac{A}{4}=frac{5A}{12}).

Тогда время, за которое с такой производительностью будет выполнена работа ( A):

( displaystyle t=frac{A}{P}=frac{A}{frac{5A}{12}}=frac{12}{5}=2,4) (ч)

Итак, правило:

При совместной работе производительности складываются

А теперь давай рассмотрим самый сложный пример, научившись решать который, ты сможешь с легкостью справится с любой задачей на ЕГЭ.

Пример 8

На изготовление ( displaystyle 600) деталей первый рабочий тратит на ( displaystyle 10) часов меньше, чем второй рабочий на изготовление ( displaystyle 500) таких же деталей. За какое время, работая совместно, они изготовят партию в ( displaystyle 1000) деталей, если известно, что за час первый рабочий делает на ( displaystyle 5) деталей больше?

Решение:

Давай определимся, что нам нужно найти? Нам нужно найти время, за которое рабочие изготовят ( displaystyle 1000) деталей, то есть: ( displaystyle frac{1000}{{{P}_{1}}+{{P}_{2}}}).

Значит, нужно найти ( displaystyle {{P}_{1}}) и ( displaystyle {{P}_{2}}).

Первый рабочий за час делает на ( displaystyle 5) деталей больше. Обозначим производительность первого рабочего за х, тогда производительность второго – ( displaystyle x-5).

( displaystyle 600) деталей первый рабочий делает за ( displaystyle {{t}_{1}}) часов, а ( displaystyle 500) таких же деталей второй рабочий делает за ( displaystyle {{t}_{2}}={{t}_{1}}+10) часов.

То есть: ( displaystyle {{t}_{1}}=frac{600}{x}, a {{t}_{2}}={{t}_{1}}+10=frac{500}{x-5}).

Приравняв ( displaystyle {{t}_{1}}), получаем уравнение:

Практическое
занятие 3. Расчет норм времени и выработки.

Решить
предложенные задачи. Произвести анализ
полученных результатов. Сделать выводы.
В соответствии с вариантом курсовой
работы выполняется и задача по данной
теме (например, № варианта 22, и номер
задачи решается соответственно 22, после
24 номера задачи, для № варианта 25 будет
соответствовать № задачи 1 и т.д.)

Методика
выполнение контрольного задания 3

Расчёт
норм времени и

норм выработки, ее взаимосвязь с нормой
времени.

Общая
расчетная формула штучного времени:

При
выпуске продукции отдельными сериями
(партиями) под­готовительно-заключительное
время устанавливается на всю партию,
так
как оно не зависит от количества
однородной продукции, изготов­ляемой
по определенному заданию. При этом в
качестве полной нор­мы
времени на изготовление единицы изделия
устанавливается нор­ма
штучно-калькуляционного времени:

,

где


— количество изделий в партии.

При
определении продолжительности отдельных
элементов нормы времени
учитываются факторы, влияющие на методику
их расчета. Таки­ми
факторами являются: тип производства,
характер состояния техноло­гического
и трудового процесса, число станков,
обслуживаемых одним рабочим,
число деталей, обрабатываемых за один
цикл (операцию), перио­дичность
повторения и длительность производственного
процесса.

В
зависимости от типа производства
расчетная формула штучно­го
времени по дифференциации элементов
может быть выражена сле­дующим
образом:

1)
в условиях
массового и крупносерийного производства
при нор­
мировании
машинно-ручных работ:

где


соответственно время организационного
обслуживания рабочего
места, время на отдых и личные надобности,
выраженные в
процентах к оперативному времени;



время перерывов, обусловленных технологией
и организацией производства,
выраженное в процентах к оперативному
времени;



время технического обслуживания рабочего
места, выражено в
процентах к основному времени;

2)
в условиях
серийного и мелкосерийного производств
при норми­
ровании
машинно-ручных работ:

,

где



общее время обслуживания, определенное
в процентах к оперативному
времени,

3)
в
условиях единичного производства:

,

где


сумма
времени на обслуживание рабочего места,
отдых и личные надобности,
выраженная в процентах от оперативного
времени.

Норма
затрат труда, выраженная количеством
продукции, изго­товленной
в единицу рабочего времени, называемая
нормой
выработ
ки,
определяется
по формуле:

В
тех производствах, где
подготовительно-заключительное время,
время
на обслуживание рабочего места, отдых
и личные надобности нормируется
на смену, норма выработки рассчитывается
по формулам:

;


Норма
времени и норма выработки связаны между
собой обрат­ной зависимостью — с
уменьшением нормы времени увеличивается
норма
выработки. При этом следует отметить,
что норма выработки увеличивается
в больших размерах, чем уменьшается
норма времени. Зависимость
между этими нормами определяется по
формулам:

;

,

где


процент
снижения нормы времени;


— процент
повышения нормы выработки.

Пример
1

Рассчитать
технически обоснованную норму штучного
времени при условии, что Топ=20
мин., время обслуживания рабочего места
– 3,5 %, время на отдых – 3%. Производство
мелкосерийное.

Решение:

Пример 2

Дано:
,
,
,
,

Определите технически обоснованную
норму штучного времени, в условиях
крупносерийного производства.

Решение:

Тшт
=

Пример 3

Рассчитать
технически обоснованную норму штучного
времени (Тшт)
и Тшт.к.
для
условий единичного производства, при
следующих данных: Топ=20
мин., К=10 %, Тпз=8
мин, размер партии изделий (n)
45 шт.

Решение:

Пример 4

Производительность
повысилась на 10%. Определите абсолютное
изменение трудоёмкости и новую
трудоёмкость, если норма времени
составляла 3,284 мин.

Решение:

.

Задание
3

Решить
предложенные задачи.

Задача
1.
Определить
технически обоснованную норму штучного
времени, если известно, что основное
время ()
на обработку единицы изделия – количество
ходов в минуту – 25 (за один удар получают
3 детали), вспомогательное ()
–2,8 мин, время на обслуживание рабочего
места ()
— 0,5 мин, время на отдых и личные надобности
()
– 3,5 мин.

Задача
2.

Дано:

= 120 мин.

= 20 мин,

= 1%.

= 5%,

=
2%. Время, которое фактически затрачивается
на операцию, на 20 мин. меньше, чем по
норме. Определить норму штучного временя
и процент выполненной нормы.

Задача
3.

Определить количество деталей в партии,
если партионное
время
составляет 341 мин, подготовительно –
заключительное время составляет — 20
мин., штучное время — 21,4 мин.

Задача
4.

Определить штучную и
полную
()
норму времени, если обработка производится
партиями в
80
шт.

= 4,0 мин,

= 1,5 мин.,

= 4%,

= 2%. Подготовительно — заключительное
время — 40 мин. Тип производства серийный.

Задача
5.

Дано:

= 78 мин.,

= 23 мин.,

= 3%,

= 4%,
=2%.
Время, которое фактически затрачивается
на операцию, на 17 мин. меньше, чем по
норме. Определить норму штучного временя
и процент выполненной нормы, тип
производства крупносерийный.

Задача
6.

Определить технически обоснованную
норму штучного времени, если известно,
что основное время ()
на обработку единицы изделия – количество
ходов в минуту – 15 (за один удар получают
4 детали), вспомогательное ()
–3,5 мин, время на обслуживание рабочего
места ()
— 5 %, время на отдых и личные надобности
()
— 4%,

Задача
7.
Определить
часовую норму выработки при условии,
что оперативное время равно 6 мин, время
обслуживания рабочего места -1 мин, время
отдыха — 0,6 мин в расчете на единицу
продукции.

Задача
8.
Рассчитать
норму выработки за смену (продолжительность
смены 480 мин), если время оперативное
составляет 4 мин, время обслуживания —
25 мин, время отдыха — 18 мин.
за смену.

Задача
9.

На изготовление детали норма времени
снизилась с 1 часа до 0,8 часа. Требуется
определить, на сколько процентов
повысилась производительность труда?

Задача
10.
Норма
выработки увеличена на 26%. Определить
новую норму времени, если старая
составляла — 11,5 мин?

Задача
11.
Норма
времени сократилась на 13%. Старая сменная
норма выработки — 250 деталей. Определить
абсолютное повышение нормы выработки.

Задача
12.
Норма
времени сократилась на 18%, старая сменная
норма выработки составляла 240 деталей.
Определить абсолютное повышение нормы
выработки за
8-ми часовую
смену.

Задача
13.

Рабочий выполняет работу на токарном
автомате. Операция состоят только из
машинного времени. Продолжительность
изготовления одной детали — 0,8 мин. Через
каждые 32 деталей (основных операций)
кончается прутковый материал. Не
останавливая станка (так как прутки еще
не совсем израсходованы), рабочий
подвозит материал и заправляет прутки
в цанги станка, выполняя периодический
элемент операции. Длительность его —
6,4 мин. Условия выполнения операции
соответствует 10% времени на отдых и
личные надобности. Ручное не перекрываемое
время равно нулю. Определить норму
штучного времени.

Задача
14.

Рабочий на двух шпиндельном токарном
станке производит предварительную
коническую расточку в торцевой детали
ВАЗ-2101 — I70II64.
Операция состоит из следующих элементов:

I.
Установка в закрепление детали на станке
(время выполнения элемента

= 0,26 мин, время на отдых и личные надобности
составит = 11%).

2.
Машинная обработка детали —

=0,18 мин.

3.
Уборка стружки из зоны резания. Элемент
выполняется в период работы станка, его
длительность

= 0,08 мин.
Ему
соответствует 7% времени на отдых и
личные надобности.

4.
Снятие детали со станка и укладка ее в
тару. Длительность элемента

= 0,10 мин, время на отдых и личные надобности
– 8%.

Каждую
десятую деталь рабочий контролирует,
проверяет ее размеры. Длительность
контроля, который является периодичес­ким
элементом

= 0,30 мин., а условия выполнения соответствуют
7% времени на отдых личные надобности.
Определять норму штучного времени,
активное и пассивное время работы
рабочего.

Задача
15.

После рационализации трудового процесса
удалось снизить фактические затраты
рабочего временя на операцию у передовых;
рабочих на 2,7 сек, у остальных — на 4,7 сек.
Старая продолжительность операции
составляла у передовых рабочих 26,8
сек,
у
остальных рабочих — 28,8 сек, численность
передовых рабочих в цехе 15%.

Рассчитать
возможный средний рост производительности
труда по цеху.

Задача
16.

В результате обучения рабочих передовым
приемам труда создалась возможность
пересмотра действующих опытно-статистических
норм выработки и замена их на технически
обоснованные.

По
операции А опытно-статистическая норма
выработки, равна 100 шт. изделий в смену,
была заменена нормой в 579 шт., по операции
Б старая норма — 450 шт., новая — 550 штук за
смену. Определить уровень повышения
норм выработки по данной операции и
процент сокращения норм времени.

Задача
17.
На токарном
полуавтомате рабочий выполняет операцию,
состоящую из следующих элементов:

1.
Установка и закрепление детали на
станке. Время выполнения элементов

= 0,30 мин. Для данных условий время на
отдых и личные надобности составит 11%.

2.
Машинная обработка детали

= 0,30 мин.

3.
Уборка стружки из зоны резания — элемент
выполняется в период работы станка, его
длительность

= 0,1 мин, условия выполнения соответствуют
7% времени на отдых и личные надобности.

4.
Снятие детали со станка и укладка в
тару. Длительность элемента

=0,12 мин. Условия выполнения элемента
требуют 8% времени на отдых и личные
надобности. Каждую пятую деталь рабочий
контролирует, проверяя ее наружные
размеры, что является периодическим
элементом. Длительность его выполнения

= 0,28 мин. Время на отдых в личные надобности
— 11%.

У
каждой десятой детали рабочий проверяет
размеры внутреннего диаметра. Это
периодический элемент, время его
выполнения

= 0,32 мин, а условия выполнения соответствуют
8% времени на отдых и личные надобности.

Изготовив
25 деталей, рабочий устанавливает тару
с готовыми деталями на стеллаж и приносит
новые заготовки. Время выполнения этого
периодического элемента

— 0,40 мин.,
12%
время на отдых и личные надобности.

Определить норму
штучного времени с учетом периодических
элементов.

Рабочий
выполняет работу на токарном автомате.
Операция состоят только из машинного
времени. Продолжительность изготовления
одной детали — 1,8 мин. Через каждые 28
деталей (основных операций) кончается
прутковый материал. Не останавливая
станка (так как прутки еще не совсем
израсходованы), рабочий подвозит материал
и заправляет прутки в цанги станка,
выполняя периодический элемент операции.
Длительность его — 5,6 мин. Условия
выполнения операции соответствует 8%
времени на отдых и личные надобности.
Ручное не перекрываемое время равно
нулю. Определить норму штучного времени.

надобности
()
– 3%.

Задача
18.

В результате обучения рабочих передовым
приемам труда создалась возможность
пересмотра действующих опытно-статистических
нормы выработки и замена их на технически
обоснованные.

По
операции А опытно-статистическая норма
выработки, равна 80 шт. изделий в смену,
была заменена нормой в 376 шт., по операции
Б старая норма — 350 шт., новая — 450 штук за
смену. Определить уровень повышения
норм выработки по данной операции и
процент сокращения норм времени.

Задача
18.
Норма
выработки бронзовых вкладышей подшипника
при токарной обработке равна 9 шт. за 1
рабочую смену (6 час). К концу отчетного
периода фактическая выработка составила
12 штук в смену. В планируемый период за
счет изменения режимов резания и
проведения ряда организационно-технических
мероприятий производительность труда
должна повыситься на 11,6 %,

Определить потребное
количество нормо-часов для обработки
16200 вкладышей по норме времени, по
фактическим номам выработки (с учетом
переработки), с учетом планового повышения
производительности труда.

Задача
19.
Определить
плановую норму времени на механическую
обработку детали в планируемом году,
если в результате проведения с 1 июля
ряда организационно-технических
мероприятий в литейном цехе значительно
снижается припуск на механическую
обработку. Это дает возможность уменьшить
норму времени на механическую обработку
на 15 %.

Норма времени в
базисном году — 60 мин.

Выпуск по кварталам
намечен следующий: 1000, 1100, 1300, 1600 шт.

Задача
20.
Для
выполнения объема валовой продукции в
плановом периоде при сокращении
выработки, достигнутой за отчетный
период, требуется 3000 работников
промышленно-производственного персонала.
От намеченных в планируемом периоде
мероприятий общая эффективность по
экономии рабочей силы составляет 300
человек.

Внедрение новой
техники и технологий сократит потребность
в рабочей силе на 5%, или на 150 человек.
Определить общий размер повышения
производительности труда и за счет
внедрения новой техники и технологии
производства.

Задача
21.

На кузнечно — штамповочных работах
установлены следующие данные для расчета
нормы времени: время одного удара
кузнечного молом по паспортным данным
станка — 0,028; число ударов, необходимых
для деформации металла, по специальным
расчетам — 12; вспомогательное время

= 0,2 мин;

– 6%;

– 13%. Время нагрева заготовок перекрывается
временем ковки. Определить норму штучного
времени.

Задача
22.
Норма
выработки вкладышей подшипника при
токарной обработке равна 7 шт. за 1 рабочую
смену (6 час). К концу отчетного периода
фактическая выработка составила 10 штук
в смену. В планируемый период за счет
изменения режимов резания и проведения
ряда организационно-технических
мероприятий производительность труда
должна повыситься на 13,6 %,

Определить потребное
количество нормо-часов для обработки
20200 вкладышей по норме времени, по
фактическим номам выработки (с учетом
переработки), с учетом планового повышения
производительности труда.

Задача
23.

После рационализации трудового процесса
удалось снизить фактические затраты
рабочего временя на операцию у передовых;
рабочих на 1,17 сек, у остальных — на 0,7
сек. Старая продолжительность операции
составляла у передовых рабочих 21,4
сек,
у
остальных рабочих — 23,8 сек. численность
передовых рабочих в цехе 17%.

Рассчитать
возможный средний рост производительности
труда по цеху.

Задача
24.

В отчетном году среднегодовая трудоемкость
на изготовления токарно-винторезного
станка составляла 200 нормо-часов. В
плановом году намечается ее снижение
на 12%. Трудоемкость этого станка на 1
января планового периода — 160 нормо-часов.
Годовой
выпуск — 1200 станков (равномерный по
периоду). Требуется определить плановую
трудоемкость станка по кварталам
планового периода.

Таблица
2 Исходные данные для выполнения задания
3

п/п

Наименование
показателей

Ед.
изм-ния

Индекс

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

явочный
фонд времени

час

Тяв

164

168

163

165

163

168

168

164

163

168

163

163

168

2

кол-во
часов, отработанных в вечернее время

час

Твеч

82

84

82

82

82

84

84

82

82

84

82

82

84

3

кол-во
часов, отработанных в ночное время

час

Тноч

8

6

8

8

8

4

кол-во
часов сверхурочных работ

час

Тсв.р.

4

4

4

5

кол-во
часов, отработанных в выходные и
праздничные дни

час

Твых

16

8

8

6

средняя
часовая тарифная ставка выполняемых
работ

руб.

Счас

19,2

21,6

24,5

19,2

24,5

24

22

21,5

26

22

24

26

20,5

7

коэффициент
доплат за условия труда

%

Ку

18,3

12

12

4

8

12

20

16

12

4

6

18

12

8

надбавка
за напряженность норм

%

Кнн

12

14

8

12

6

8

10

14

16

4

6

8

10

9

доплата
за выполнение нормированных заданий

%

Кнз

45

50

40

55

45

40

20

45

50

20

40

40

45

10

премии

%

Кпр

20

16

25

20

16

8

10

20

16

8

10

12

20

11

доплаты
за руководство бригадой

%

Кбр

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

12

надбавка
за проф. мастерство

%

Кпф

4

6

4

6

6

4

8

4

6

8

4

6

6

13

коэффициент
увеличения часовой тарифной ставки
за работу в вечернее время

%

Квеч

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

14

коэффициент
увеличения часовой тарифной ставки
за работу в ночное время

%

Кноч

40

40

40

40

40

15

коэффициент
увеличения часовой тарифной ставки
за работу в сверхурочное время

%

Ксв.р.

200

200

200

16

коэффициент
увеличения часовой тарифной ставки
за работу в выходные и праздничные
дни

%

Квп

200

200

200

Класс: 11

Практическая работа по экономике №1

Тема: «Определение
показателей производительности труда, трудоемкости производства»

Цель работы: научиться определять показатели производительности труда и трудоемкости
производства

Краткие сведения из теории

Производительность труда —
количество выпускаемой продукции одним рабочим в единицу времени.

Показатели производительности:

1.         
Выработка — количество продукции,
произведенной 1 среднесписочным работником в год, квартал, месяц.

Выработка (В) находится путем
деления количества производимой продукции на затраты рабочего времени на ее
производство:

В = Q / Т          где, В — выработка
продукции, руб.

                                 Q — объем продукции, руб.

                                 Т — численность работников, чел.

2.   Трудоемкость
— это затраты рабочего времени на производство, единицы продукции.

Те = t / Q         
где, Те — трудоемкость, ч.

                                  t — количество
отработанного времени, ч.

                                 Q — объем произведенной
продукции, руб.

 Нормирование труда — установление затрат
рабочего времени на изготовление единицы продукции и работы с учетом
конкурентных условий и рациональной организации труда.

Виды норм:

1. Техническая норма времени — величина
затрат рабочего времени, установленная на выработку единицы продукции или
отдельной операции.

Норма времени (Нв)
— продолжительность рабочего времени, необходимого для изготовления единицы
продукции или выполнения данного объема работ: Н=tз+tв+tоб+tот.л+tпр+tп.з

где t3 — основное время; te —
вспомогательное время; to6 — время обслуживания
рабочего места; tom.л — время на отдых и личные
нужды; tпр — время перерывов по техническим
причинам; tn.з — время, предназначенное на
организацию процесса производства.

Задача №1

Определить
величину, предусмотренную в плане роста выработки, если главное управление по строительству
установило задание по росту объема производительности строительно — монтажных
работ и численности рабочих. Объект СМР организация выполнила своими
(млн.руб.), план — 131,5; факт — 115,4. Численность рабочих ( средняя) (тыс.
чел.), план — 12,8. Факт — 12,3.

Дано:

Qф-115,4

Qп-131,5

Ncp.
ф. -12,3

Ncp. п
. -12,8

Найти:

Вф-?
Вп-?

Рост выработки
-?

Решение:

Плановую
выработку СМР определяем по формуле:

B = Q/T

Где, В
— выработка продукции, руб. Q — объем продукции, руб.

Т —
численность работников, чел.

Впл = = 10,27

Фактическую
выработку СМР определяем по формуле:

Вф = = 9,38

Определяем
процент выработки предусмотренной по плану, для этого составляем пропорцию:

10,27*100

9,38
* Х

Nпл = = 91,3 %

Или
9,38-10,27 = -0,89

Ответ: Величина,
предусмотренная в плане выработки падает на 0,89 или составляет 91,3% от
плановой

Задача №2

Рассчитать
показатели производительности труда и произвести анализ производительности
труда для предприятия А и Б, если:

1.
Объем товарной продукции (тонн) составляет для предприятия Qa=30,4; Qb=25,6.

2.
Среднесписочная численность работников (чел.) для предприятия

НА-62;
Нб=65.

3.
Количество отработанного времени (чел./час.) на предприятии ТА = 312; ТБ= 280.

Дано:

Qа – 30,4т.

Qб – 25,6т.

Та – 62 чел.

Тб – 65 чел.

Totа – 312 чел.ч

Totб — 280 чел.ч

Найти:
Ва — ?; Вб — ?; Та — ?; Тб -?

Решение:

1.
Находим объем выпускаемой продукции, одним человеком на предприятии А: В = Q /
Т Ва = = 0,49 т.

2.
Находим объем выпускаемой продукции, одним человеком на предприятии Б:

Ва = = 0,394 т. ‘

3.
Находим количество времени, затрачиваемого на производство единицы продукции на
предприятии А:

Те = t / Q Те А = = 10,3 ч.

4.Находим
количество времени, затрачиваемого на

производство
единицы продукции на предприятии Б:

Те
Б 
= = 10,9 ч.

5. Сравниваем показатели
производительности труда предприятия Аи Б:

ТеА < ТеБ 10,3 < 10,9

Ва > Вб 0,49 > 0,394

Ответ: На предприятии А
выработка продукции …… чем на предприятии Б, а показатель трудоемкости …… на
предприятии Б, поэтому производительность труда …… на предприятии А

Задача №3

Определить
фактическую трудоемкость в бригаде монтажников, если численность бригады 11
человек. За 1 месяц ( 21 рабочий день) бригада смонтировала 602м3 сборного железобетона.

Решение:

Фактическая
трудоемкость — это фактические затраты труда на единицу работ или единицу
готовой продукции. Она определяется путем деления фактических затрат рабочего
времени на фактически выполненный объем работ. Определяется по формуле:

Те = t/Q,

Где Те — трудоемкость, затраты труда на
единицу продукции (работы); t-
затраты труда на производство данного объема продукции (работ); Q 
объем выполненных работ за определенный период.

Затраты
труда в бригаде за выполненный объем:

Т = 11 *21 = 231 чел.дней.

Трудоемкость
монтажа 1 м3 сборного
железобетона рассчитываем по формуле:

Те = t/Q = 231/602=0,38 чел.дней

Ответ: фактическая
трудоемкость в бригаде монтажников, при численности 11 человек составляет …..

Задача 4 (на оценку 5)

 Определите трудоемкость
единицы продукции по плану и фактически, а также рост производительности труда
на основе следующих данных:

1) трудоемкость товарной
продукции по плану — 30 тыс. нор-мочасов;

2) плановый объем выпуска в
натуральном выражении — 200 шт.;

3) фактическая трудоемкость
товарной продукции — 26 тыс. нормочасов;

4) фактический объем выпуска —
220 шт.

Решение:

Т=1/В

Трудоемкость одного изделия по
плану: ……..

Трудоемкость одного изделия
фактическая: ……………..

Уровень фактической производительности
труда составил …….. т.е. производительность труда выросла на …..%.

Ответ: Фактическая трудоемкость по
сравнению с плановой составила ……., т.е. была на …..% ниже плановой.

ВЫВОД: Мы научились на
практической работе ….

Экономические задачи при обучении менеджменту и маркетингу

Переход к рыночным отношениям требует умений практически применять экономические знания, использовать их при любом способе организации производства — от государственных предприятий до частного бизнеса. Необходимость практических занятий по экономике очевидна. Практические задания по экономике лежат в основе предприимчивости, готовят к самостоятельному принятию решений в условиях рыночных отношений, дают возможность открыть свое дело. Овладеть экономическими знаниями и умениями можно только в случае их практического применения в различных ситуациях. Методика решения предлагаемых задач дает возможность сделать практические расчеты при составлении бизнес-плана для школьного малого предприятия , кооператива

ТЕМА « Труд, производительность труда»

Задача №1

Определить процент выполнения нормы выработки учащимся, изготовившим за урок 15карточек  при норме выработки 13 карточек.

Решение:

Норма выработки определяется в процентах по формуле: П = Ф/Н*100%,где П- процент выполнения нормы; Ф- фактическая выработка ,шт.; Н- норма выработки, шт.: П= 15/13*100 =115,4%

Задача №2

Бригада из 5 учащихся во время летней практики работали  в бригаде «экологического  патруля» два месяца. В июне за 23 рабочих дня школьники произвели уборку береговой территории р. Скалба 1800 м. В июле в бригаде работали еще два ученика, и за 23 рабочих дня  было убрано территории 2200м. Определить рост средней производительности труда  одного учащегося.

Решение:

1.Средняя производительность труда одного учащегося в июне равна

360 м(1800/5).

2. Средняя производительность труда одного учащегося в июле равна 314м(2200/7)

3.Средняя производительность труда одного учащегося в июне по сравнению с июлем равна 360/300*100 =120%

Рост производительности труда составил 120-100=20%

Задача № 3

В течение учебного года ученики изготавливали украшении для праздника «Последний звонок».  К маю норма времени на одно изделие была снижена на 30 мин. Определить на сколько процентов снизилась норма времени, отведенного на изготовление одного украшения, если в начале учебного года она составляла 2ч.

Решение:

30/60*2*100=25%

Задача№4

Определить процент выполнения нормы выработки за 4 часа, если обучаемый изготовил 5 деталей при норме времени 15 минут на 1 деталь.

Решение:

Процент выполнения нормы выработки составит:

Н =Т норм./Т факт.*100,где Т норм – выработка по норме;

Т факт – фактическая выработка.

Н = 5*15/4*60*100 =31,3%

Задача № 5

Два ученика изготовили 32 самолета (оригами) за 6 час. При этом первый изготовил на 4 самолета больше второго .  Определить :

1) часовую производительность труда;

2) трудоемкость единицы продукции, изготовленной каждым учеником;

3) на сколько производительность труда первого ученика выше, чем второго.

Решение:

1.количество продукции, произведенной

а) вторым учеником: (32-4)/2 = 14 самолетов;

б)первым учеником 14+4 =18самолетов.

2.Производительность труда П =М/Т, где М- количество выпущенной продукции; Т- рабочее время(ч),затраченное на выпуск всей продукции:

а) первого обучаемого:  4,5 самолета в час (18/4);

б) второго обучаемого:   3,5 самолета в час (14/4).

3. Трудоемкость единицы продукции Т =Т/М, изготовленной:

1) первым учеником: Т =60*4/18 =13,3 мин;

2) вторым учеником : Т =60*4/14 =17мин.

4. Производительность труда первого ученика выше, чем второго на П1/П2*100-100, 18/14*100-100 =28,5%

Задача №6

Определить процент выполнения нормы выработки обучаемого, изготовившим за урок 18салфеток при норме  выработки 16 салфеток.

Решение:

Норма  выработки определяется в процентах по формуле

П = Ф/Н*100, П- процент выполнения нормы;

Ф — фактическая выработка ,шт ;

Н -норма выработки, шт; П =18/16*100=112,5%

Тема: «Заработная плата»

Задача№7

Определить общий месячный  заработок  обучаемого , работающего  в ботаническом саду. Заработок по прямой сдельной расценке составит 1122руб. 80 коп. Месячная тарифная ставка обучаемого 1107 руб.80коп. В соответствии с положением о премировании за перевыполнение нормированного задания и выполнение других показателей  обучаемому выплачивается премия в размере 30% тарифной ставки.

Решение:

1.Размер премии равен 1107,8*30/100 = 332 руб.34коп.

2.Общий заработок обучаемого равенг:1122,80+332руб.34коп=1455руб.14коп.

Тема: «Прибыль и рентабельность»

Задача №8

Оптовая цена единицы продукции за отчетный год установлена в размере1160руб.

Себестоимость продукции, выпущенной школьным швейным цехом,составила1146руб.Определить прибыль цеха,если оббьем реализованной продукции составил112 тыс. в год

Решение:

Прибыль цеха равна П=(P — С)*А, где А- объем реализованной продукции, шт; P- оптовая цена единицы продукции, руб.; С- себестоимость единицы продукции , руб.

П=(1160-1146)*112000=1568000 руб.

Тема: « Себестоимость и цена»

Задача № 9

Определить себестоимость и оптовую цену изделия, изготовленного в школьном кооперативе.

Калькуляция себестоимости единицы изделия(тарифы условные)

Статья калькуляции

Затраты в руб.коп.

Начисления в %

1

Сырье и материалы

2-90

2

Основная зарплата

4-30

3

Отчисления на социальное страхование

0-34

8

4

Расходы на эксплуатацию и содержание оборудования

2-37

55

5

Цеховые расходы

1-72

40

6

Производственная себестоимость

11-63

7

Накопления

0-23

20

8

Оптовая цена

11-86

Приложение.Статьи3,4,5 рассчитываются от статьи 2.Статья 6 равна сумме статей 1,2,3,4,5. Статья 7рассчитывается от статьи6.Статья 8 равна сумме статей 6 и7.

Тема: « Основные фонды предприятия»

Задача№10

Проанализировать использование основных производственных фондов школьного кооператива, если за год выпущено продукции на 25 тыс. руб,а стоимость основных фондов составляет 500тыс.руб.

Решение:

 Обобщающим показателем использования основных фондов является фондоотдача-объем продукции, произведенной за год, приходящийся на рубль основных производственных фондов. Фондоотдача рассчитывается по формуле : Ф =П/Ф, где П- выпуск продукции за год, Ф- стоимость основных производственных фондов.

Ф =25000/500000 =0,05 руб.

Производство нерентабельное, т.к на рубль основных фондов выпускается продукция только на 5 коп.

Тема: «Анализ хозяйственной деятельности»

Задача№11

Проанализировать работу школьного кооператива за 4 четверти учебного года, если имеются следующие данные о выпуске продукции

четверть

Плановая продукция(руб.)

Фактическая продукция(руб.)

Выполнение плана(в %)

1

17064

16870

2

16526

16702

3

18340

18690

4

15250

16130

Итого за год

67180

68392

Решение:

1.Рассчитать процент выполнения плана в каждой четверти учебного года и внести в таблицу:

16870/17064*100=98,9

16702/16526*100=101,1

18690/18340*100=101,9

15130/15250*100=105,8

2.Определить процент выполнения плана в целом за год:

68392/67180*100=101,8.

Анализ показывает, что план в целом за год перевыполнен на 1,8%(101,8-100=1,8%),хотя кооператив работал неритмично(недовыполнение в 1 четверти)

Численность рабочих на предприятии 3650 человек, В одном из цехов проведены мероприятия и повышена производительность труда группой рабочих из 100 человек на 2,5%. Определить прирост производительности труда в целом.

Комментарий.

Одна из «задач по экономике», которые я называю «псевдоэкономическими». На самом деле нужно просто найти среднее взвешенное значение. Уровень шестого класса средней школы. Ничего интересного и полезного для себя студент вынести не сможет.

Решение.

Численность рабочих, у которых производительность труда не изменилась.

3650 — 100 = 3550

ПТнов = ( 3550 * 100% + 100 *102,5% ) / 3650 = 100,07% (если точнее, то 100,0684932%)

Но, поскольку, нас интересует прирост, а не рост производительности труда, то

ΔПТ = 100,07% — 100% = 0,07%

Ответ:  Прирост производительности труда составил 0,07%

Задача 2. Изменение процентной производительности труда

Определить как изменится производительность труда. Если известно, что на предприятии внедрили три группы мероприятий, каждое из которых повлекло за собой изменение производительности труда.

Изменение производительности труда:

1 группа мероприятий — +2%

2 группа мероприятий — -4%

3 группа мероприятий — -12,5%

Решение:

Найдем индексы производительности труда после ввода мероприятий.

I первой группы мероприятий = (100+2)/100=1,02

I второй группы мероприятий = (100-4)/100=0,96

I третей группы мероприятий=(100-12,5)/100=0,875

Ответ: I-1=1,02; I-2=0,96; I-3=0,875.

Задача 3. Прирост производительности труда на основании изменения трудоемкости

Рассчитать рост производительности труда в условно-натуральном измерении на мыловаренном заводе, если известны данные о производстве мыла и отработанные человеко-дни.

Коэффициенты перевода в условное мыло: хозяйственного -1.0, туалетного — 1.8, мыльной стружки — 2.2.

Наименование показателя Базовый период Отчетный период
Отработано человеко-дней 160 170
Произведено хозяйственного мыла, т 100 200
Произведено туалетного мыла, т 75 65
Произведено мыльной стружки, т 90 95

Комментарий.

Суть данной задачи в оценке производительности труда в условиях меняющейся номенклатуры производства и фонда рабочего времени. Сначала мы обязаны привести всю производственную программу к некому условному изделию. После чего, выяснить, какое количество этих самых условных изделий производилось за единицу времени, что и будет выражать производительность труда в условно-натуральном измерении. Соотношение данных цифр и даст нам рост производительности труда.

 Решение.

Приведем производственную программу к единому измерителю — условным изделиям.

Производственная программа в условных изделиях для базового периода равна:

100 + 1,8 * 75 + 90 * 2,2 = 433

Производственная программа в условных изделиях в отчетном периоде равна:

200 + 1,8 * 65 + 2,2 * 95 = 526

Поскольку фонд рабочего времени различался, определим выработку за один человеко-день

в базовом периоде:

433 / 160 = 2,70625

в отчетном периоде:

526 / 170 = 3,09412

Рост производительности труда отчетного периода к базовому, соответственно, будет равен:

3,09412 / 2,70625 = 1,14332 или 14,3%

Ответ: рост производительности труда составил 14,3%

P.S. Догадайтесь, откуда я знаю, что на производстве были заняты 8 человек?

Задача 4. Изменение производительности при изменении объема производства

Определить как изменится производительность труда, если изменение объема производства равно +11% и изменение численности персонала равно +5.

Решение:

Чтобы найти объем производства нужно рассчитать индексы объема производства и численности персонала и подставить полученные значения в формулу:

I пт = I v /  I ч

I пт- индекс производительности труда.

I v- индекс объема производства.

I ч- индекс численности работников.

Решим задачу.

Iv= (100+11)/100=1,11

Iч=(100+5)/100=1,05

Iпт=1,11/1,05=1,057

Ответ: производительность труда увеличилась на 5,7%

Задача 5. Изменение производительности при снижении трудоемкости и численности персонала

Определить как изменится производительность труда в плановом году, если предполагается, что численность основных рабочих уменьшится с 450 да 430 человек. При этом планируется ряд мероприятий, которые позволят снизить трудоемкость на 9%, а также возможно увеличение производительности за счет организационных мероприятий на 7%.

Решение:

Найдем индекс численности рабочих.

Iч=430/450=0,955

Численность персонала снизилась на 4,5%.

Найдем изменение производительности труда за счет снижения трудоемкости.

∆пт=100*9/100-9=900/91=9,8%

Производительность труда выросло на 9,8% за счет снижения трудоемкости.

Найдем индекс объемов производства

Iv=(100+7)/100=1,07

Найдем индекс производительности труда а счет снижения трудоемкости

Iпт=(100+9,8)/100=1,098

Теперь найдем окончательный индекс производительности по формуле:

Iпт=1,07/0,955*1,098=1,12*1,098=1,22976

Ответ: производительность труда выросла на 22,976%

Задача 6. Изменение численности и объема производства

В базовом году численность рабочих составляла 330 рабочих. В плановом году планируется увеличить численность рабочих на 10%.

Объем произведенной товарной продукции составляет 4550 грн., в плановом году ожидается увеличение объема производства на 6%.

Определить производительность труда в базовом и плановом году, определить изменение производительности труда в абсолютном и относительном выражении.

Решение:

Найдем производительность труда в базовом году по формуле:

Пт = V / Ч

V –объем производства

Ч – численность рабочих

Пт – производительность труда

Пт=4550/330=13,788 грн./чел.

Найдем изменение численности рабочих и объема производства в плановом году. Умножим количество рабочих в базовом году на индекс. Аналогично с объемом производства.

Ч пл=330*1,1=363 рабочих

V пл=4550*1,06=4823 грн.

Теперь мы можем найти производительность труда в плановом году.

Пт пл=4823/363=13,286

Найдем изменение пт в относительном выражении

∆Пт=13,286/13,788=0,964

Производительность труда снизилась на 3,6%

Найдем снижение производительности труда в абсолютном выражении

∆Пт=13,788-13,286=0,502 грн.

Ответ: Пт б=13.788 грн/чел; Пт пл=13,286грн/чел; ∆пт=0,964; ∆пт=0,502грн.

Задача 7. Определить производительность труда по товарной продукции

Определить производительность труда рабочих, работающих на предприятии, если известно, что объем товарной продукции составляет 2950 тысяч грн., а численность рабочих равна 58 человек.

Решение.

Производительность труда – это показатель эффективности работы персонала. Производительность труда – это количество продукции, произведенной рабочим за единицу времени.

ПТ = V / Ч

V – Объем товарной продукции.

Ч – численность работников.

Найдем производительность труда.

Пт = 2 950 000 / 58 = 50 860 грн.

Ответ: производительность труда составила 50 860 грн. товарной продукции на одного человека

Задача 8. Изменение производительности труда в результате изменения численности и выпуска

В плановом году выпуск изделий Б увеличился на 30%. Численность рабочих увеличилась на 2 человека. В базовом году численность рабочих составляла 274 человека. Численность других категорий работающих не изменяется.

Определить, как изменится производительность труда основных рабочих, занятых на производстве изделия Б.

Решение.

Изменение производительности труда рабочих рассчитывается по формуле:

ΔПТ = Iv / Iч

Iv – индекс товарной продукции

Iч – индекс рабочих

В числителе учитывается изменение объема производства, а в знаменателе изменение количества рабочих. Эти значения используются в виде индекса.

Найдем изменение численности работников на предприятии

Iч = ( 274+2 )/ 274=1,0072

Индекс V(товарной продукции) равен 1,30

Найдем изменение производительности труда

∆Пт=1,30/1,0072=1,291

Производительность труда увеличилась на 29,1%

Ответ: производительность труда увеличилась на 29,1%

Задача 9. Изменение производительности труда в результате изменения выполнения норм выработки

На участке в базовом периоде рабочие в среднем выполняли нормы времени на 115%. После внедрения организационно-технических мероприятий нормы времени начали выполняться на 125%. Как изменилась при этом производительность труда.

Решение.

Наряду с показателем производительности труда существуют показатели выполнения норм времени и выполнения норм выработки.

Выполнение норм времени — время, необходимое на производство одного изделия.

Норма выработки – количество продукции, которое должно быть поизведено за единицу времени.

Процент выполнения норм определяется, как отношение фактических показателей к плановым показателям.

∆Пт = 125/115*100-100=8,7%

Ответ: производительность труда увеличилась на 8,7%

Задача 10. Изменение производительности труда при снижении трудоемкости изделия

Трудоемкость изделия снизилась на 15%. Определить, как изменится производительность труда.

Решение.

Показатель трудоемкости является обратным показателю производительности труда. Существуют обратно пропорциональные зависимости между производительностью труда и трудоемкостью изделия

Формула расчета производительности труда при изменении трудоемкости в процентах и формула расчета изменения трудоемкости при изменении производительности труда в процентах

∆Те – процент уменьшения трудоемкости изделия

∆Пт – процент увеличения производительности труда изделия

Найдем изменение производительности труда

∆ПТ =  15% / ( 100% — 15% ) х 100% = 17,65%

Ответ: за счет снижения трудоемкости на 15 процентов, производительность труда увеличилась на 17,65%

Задача 11. Изменение трудоемкости при изменении производительности труда

Определить, как изменится трудоемкость изготовленного изделия, если известно, что изменение производительности труда равно 20%

Решение.

Рассчитаем изменение трудоемкости по формуле:

Формула расчета производительности труда при изменении трудоемкости в процентах и формула расчета изменения трудоемкости при изменении производительности труда в процентах

∆Те = 20% / (100% — 20% ) х 100% = 25%

Ответ: трудоемкость уменьшилась на 25 процентов за счет увеличения производительности труда на 20%

Задача 12. Расчеты при изменении роста производительности и трудоемкости одновременно

В результате проведения организационных мероприятий производительность труда в бригаде увеличилась на 14,5%. Частичная модернизация оборудования позволила снизить трудоемкость на 7%. Определить рост по каждому мероприятию отдельно.

Решение.

Найдем изменение трудоемкости по первому мероприятию по формуле

∆Те = ∆Пт / (100% — ∆Пт ) х 100%

∆Те = 14,5% / (100% — 14,5% ) х 100% = 16,96%

Трудоемкость изделия уменьшилась на 16,96% за счет увеличения производительности труда на 14,5%

Найдем увеличение производительности труда по второму мероприятию по формуле

∆Пт = ∆Те / (100% — ∆Те ) х 100%

∆Пт = 7% / (100% — 7% ) х 100% = 7,53%

Производительность труда увеличилась на 7,53% за счет снижения трудоемкости изделия на 7%.

Ответ: первое мероприятие привело к уменьшению трудоемкости изделия на 16,96%, второе мероприятие привело к увеличению производительности труда на 7,53%.

Задача 13. Определить снижение трудоемкости за счет увеличения производительности труда

Производительность труда на участке увеличилась на 16%, численность персонала осталась неизменной. Определить снижение трудоемкости продукции на участке и изменение объем производства.

Решение.

Так как численность рабочих осталась неизменной, объем производства вырос на 16%.

Найдем снижение трудоемкости

∆Те = ∆Пт / (100% — ∆Пт ) х 100%

∆Те = 16 / ( 100 — 16 ) х 100% = 19,05%

Трудоемкость уменьшилась на 19,05%

Ответ: снижение трудоемкости составило 19,05%, объем производства вырос на 16%.

Задача 14. Рост производительности труда за счет нескольких мероприятий

Рост производительности труда с помощью первой группы мероприятий составил 17%,а с помощью второй на 7%. Определите общее изменение производительности труда.

Решение.

Производительность труда изменяется за счет внедрения различных мероприятий на предприятии. Для того чтобы узнать суммарное увеличение производительности труда за счет нескольких мероприятий нужно умножить индексы роста (или снижения) производительности труда между собой.

Найдем изменение производительности труда

∆Пт=1,17*1,07=1,2519

Ответ: производительность труда увеличилась на 25,19% в целом с помощью все мероприятий.

Задача 15. Определить уровень производительности труда на основании производственных показателей

На основе исходных данных, приведенных в таблице ниже, определить уровень производительности труда в расчетном и отчетном годах, а также численность персонала в расчетном году.

Показатели

Значения

Среднесуточная численность промышленно-производственного персонала в отчетном году, чел.

300

Объем выпуска товарной продукции, млн. грн.:

Отчетный год

16,5

Расчетный год

17

Плановое повышение производительности труда в расчетном году, %

7

Решение.

Найдем уровень производительности труда в расчетном и отчетном годах. Это можно сделать по формуле:

ПП = ТП / ЧР

ПП – уровень производительности труда.

ТП – годовой объем товарной продукции.

ЧР – среднегодовая численность работников.

Найдем уровень производительности труда в отчетном году

Подставим значения в формулу.

ППотч.=16,5/300=0,055=55 тыс. грн./чел.

Найдем уровень производительности труда в расчетном году.

Так как плановое повышение производительности труда в расчетном году составляет 7% нам нужно уровень производительности труда в отчетном году умножить на коэффициент 1,07.

ППрасч.=55 000*1,07=58 850 грн./чел.

Теперь мы можем найти среднесуточную численность промышленно-производственного персонала в расчетном году по формуле:

ЧР = ПП / ТП

Подставим значения в формулу.

ЧРрасч.=17 000 000/58 850=289 человек

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Выращивание клубники в теплице как бизнес рентабельность отзывы
  • Выращивание креветок в домашних условиях для бизнеса видео ютуб
  • Выращивание микрозелени в домашних условиях пошагово как бизнес
  • Выращивание раков в домашних условиях как бизнес рентабельность
  • Выращивание свиней на мясо как бизнес в домашних условиях видео