Выплаты страховой компании при обоюдной вине

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Обоюдная вина ОСАГО

Обоюдная вина ОСАГО

Подборка наиболее важных документов по запросу Обоюдная вина ОСАГО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2021 по делу N 88-27997/2021
Категория спора: ОСАГО.
Требования страхователя: О взыскании компенсационной выплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком отказано в выплате страхового возмещения.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя — удовлетворено в части; 2) О возмещении расходов по уплате государственной пошлины — удовлетворено в части; 3) О возмещении расходов на проведение экспертизы — удовлетворено; 4) О возмещении почтовых расходов — удовлетворено.Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, и с ним согласился суд апелляционной инстанции, правомерно руководствовался положениями ст. ст. 927, 931, 1079 ГК, законом Об ОСАГО, правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, проанализировав обстоятельства произошедшего ДТП, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности и взаимной связи, исходил из доказанности факта наличия обоюдной вины участников произошедшего ДТП и наличии правовых оснований для возложения от ответчика обязанности по осуществлению компенсационной выплаты.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Один из самых неоднозначных терминов, де-факто отсутствующий в нормативной базе. Обоюдная вина при ДТП регулируется действующим законодательством как ситуация, при которой все водители признаны виновными, либо происшествие, при котором установить виновность участника не представляется возможным.

В последнем случае есть смысл оспорить решение – вам в помощь юрист по административным делам и гражданскому судопроизводству. Мы же рассмотрим ситуацию с обоюдной виной участников ДТП более подробно и разберем все возможные варианты.

Кто кому платит при «обоюдке»?

Обоюдная вина в ДТП приводит к тому, что участники одновременно являются и виновником, и потерпевшим. На основании ст.1064 ГК ему обязаны компенсировать причиненный ущерб. Выплата производится пропорционально степени вины. Многое также зависит от наличия страхового полиса у каждого из участников происшествия, а также от выявления смягчающих или отягчающих обстоятельств. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации.

Если полис ОСАГО есть у обоих водителей

Если ОСАГО при обоюдной вине есть у обоих водителей, то в соответствии с п.22 соответствующего федерального закона выплата производится в равных долях всем участникам происшествия, либо обратно пропорционально степени их вины. Если виновность признана равной и участники ДТП не обжалуют это решение, то всем пострадавшим будут выплачены равные доли установленного страхового ущерба от обеих страховых компаний. Если же автомобилей было 4, то 25% от полного возмещения и так далее.

Если же суд произвел определение степеней вины, то каждый водитель получит компенсацию в той степени, в которой он признан невиновным.

Предположим, что суд определил степень виновности одного участника ДТП на 60%, а второго – на 40%. Повреждения первого автомобиля оценены в 100 тыс. руб. Он получит только 40 тыс. руб от этой суммы, так как на 60% он признан виновным. В ситуации со вторым участником при аналогичной оценке повреждений водителю будут выплачены 60 тыс. руб., так как виновным он признан только на 40%.

Степень виновности участников ДТП устанавливает только суд. Ни сотрудники ДПС, ни эксперты не имеют таких полномочий.

Если полис ОСАГО только у одного владельца ТС

Выплата по ОСАГО при «обоюдке» возможна только в ситуациях, когда со ответственность застрахована. Если у одного из виновников ДТП нет полиса, то его «оппонент» не сможет получить компенсацию от страховой и будет вынужден взыскивать ее со второго виновника через суд.

Например:

Водители Иван и Игорь обоюдно виновны в ДТП. У Ивана полный порядок со страховкой, а у Игоря ее нет. Игорь обращается в страховую компанию Ивана и получает выплату. Иван обращается в суд с исковым заявлением и взыскивает с Игоря сумму причиненного ущерба.

При взыскании ущерба с виновника ДТП без страховки работает правило, на основании которого производится выплата по ОСАГО: компенсация назначается обратно пропорционально степени виновности. Единственное различие: в одном случае ущерб компенсирует страховая компания, в другом – второй виновник происшествия.

Если один водитель был в нетрезвом состоянии

В этом случае устанавливается причинно-следственная связь между ДТП и нарушениями, который допустил каждый из участников. Мнение о том, что пьяный водитель априори виновен – заблуждение. Да, его привлекут по статье за вождение в нетрезвом виде. Но если не его действия привели к происшествию, то его вины в ДТП нет.

Само по себе опьянение причиной аварии быть не может. А вот допущенные из-за него нарушения – вполне.

Поэтому по факту произошедшего ДТП второго виновника не должно волновать, находился ли первый в состоянии опьянения или нет. Значение имеет только установленная степень его вины. Если виновны оба в равной степени – производится выплата 50 на 50. Если в разной, то процент виновности установит суд.

Что грозит участникам при «обоюдке»?

«Обоюдка» при ДТП влечет за собой ту же ответственность, что и при «обычном происшествии. Но есть некоторые нюансы. Рассмотрим наступающие последствия по каждому виду ответственности для всех виновников ДТП:

  • Административная – протокол выписывается на всех виновников.
  • Гражданская – если не установлена степень вины, то все участники получают возмещение в равных долях, если установлена – компенсация выплачивается пропорционально виновности каждого водителя.
  • Уголовная – по аналогии с «обычным» ДТП причинение вреда здоровью или жизни человека влечет за собой наступление уголовной ответственности.

Однако в последнем случае определяющее значение имеет категория пострадавшего. Если им оказался второй водитель, то ответственность возлагается на первого. Если же пострадавшим признан, например, пешеход, то за него отвечают оба виновника ДТП.

Нарушителей может быть двое, но «обоюдки» при этом не будет

«Обоюдка» наступает только в ситуации, когда все участники ДТП были в нем виновны. Их может быть 2, 3, 10 или больше – не имеет значения. Но если один из участников было, предположим, трое, а виновными в происшествии признаны только двое, то ДТП обоюдным не будет, хотя таковой и будет признана вина тех двоих водителей.

Порядок действий при обоюдной аварии

Действовать необходимо в соответствии с ПДД, никаких «привилегий» для обоюдно виновных участников ДТП не предусмотрено. В соответствии с действующими правилами:

  • Участники аварии должны остановить транспортные средства.
  • Не перемещая автомобили включить «аварийку» и выставить знак на удалении, предусмотренном нормативами.
  • Вызвать сотрудников ДПС или оформить европротокол, если это допускает ситуация (нет пострадавших и погибших).

В какую страховую обращаться после происшествия? В свою. Если же у вас не было страховки, то необходимо обратиться к страховщику второго виновника. Тот, в свою очередь, имеет право взыскать с вас компенсацию через суд.

Можно ли оформить европротокол при «обоюдке»?

Да, равно как и при любом другом ДТП, но только в ситуациях, когда происшествие соответствует требованиям оформления европротокола. Напомним, что для этого должны быть соблюдены следующие предусмотренные законом условия:

  • В происшествии участвовало ровно 2 транспортных средства.
  • Оба участника ДТП имеют страховые полиса.
  • В ходе происшествия был причинен вред только транспортным средствам, но не жизни и здоровью, не другому имуществу.
  • При ДТП между машинами был прямой контакт.
  • Не превышался лимит в 100 тыс. руб или в 400 тыс. руб, если оформление происходило посредством приложения.
  • Участники происшествия пришли к соглашению в обстоятельствах ДТП.

Соответственно при оформлении европротокола в нашей ситуации участники дают обоюдное согласие и, тем самым, происходит установление их обоюдной вины. Часто именно этот факт страховые компании относят к разногласиям между участниками происшествия, хотя прямого указания на это в законе нет.

Установление степени вины в ДТП

Если участники ДТП не согласны признать обоюдную вину и хотят установить ее степень, то они обращаются в суд. В этой ситуации истцом может выступить как один водитель, так и оба. Суд рассматривает представленные доказательства и документы, заслушивает свидетелей, если таковые имеются, и устанавливает степень вины каждого участника аварии в процентном соотношении. В зависимости от этих показателей в дальнейшем водителям выплачивается компенсация от страховщиков или вторых виновников ДТП.

В этой ситуации крайне важно отстоять свою позицию. Вам может помочь опытный автоюрист. Специалист подготовит комплект документов, представит ваши интересы в суде и поможет добиться наиболее благоприятного исхода. Юридическая компания «АПК» в Казани готова предоставить профессиональную помощь участникам ДТП, которые хотят установить степень вины в происшествии.

Как оспорить обоюдную вину?

Если речь идет об оспаривании протокола, то вы можете обратиться к руководству составившего документ инспектора. Если это не принесет результата, то нужно идти в суд. Если же речь идет как раз о судебном решении, то вам необходимо обратиться в вышестоящий суд с соответствующим апелляционным заявлением.

Во второй ситуации вам также может потребоваться помощь квалифицированного юриста. Необходимо предоставить весомые аргументы, которые позволят отменить решение суда первой инстанции. Часто требуется проведение экспертиз, сбор документов, привлечение свидетелей – в этом может помочь опытный автоюрист.

Можно ли не заявлять в ГИБДД о ДТП и уехать?

Теоретически это возможно, хоть и не вполне законно. Но мы не рекомендуем оставлять место ДТП и не заявлять о нем. Иногда лучше получить штраф и увеличить КБМ, даже если повреждения совсем небольшие и по оценке выйдут всего на пару тысяч рублей. Ничто не мешает второму виновнику происшествия вернуться на место и вызвать сотрудников ДПС.

Если вы все же решили договориться и оставить место ДТП, то:

  • Напишите расписку – в ней укажите, что в происшествии не было пострадавших, и необходимость в оформлении инцидента отсутствует.
  • При необходимости составьте европротокол, заранее договорившись, что никто из вас не будет обращаться в суд.

На самом деле избежать повышения КБМ можно даже после вызова сотрудников ДПС – главное договориться, что никто из вас не будет обращаться в страховую компанию за выплатой компенсации. В этом случае вы отделаетесь штрафами. Однако маневры до обмана со стороны второго участника все равно остаются.

Остались вопросы к адвокату по данной тематике? Задайте их в форме, расположенной ниже, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 29.04.2022

Кто виноват?

Произошло ДТП с участием двух машин. Владелица одного из автомобилей Нина Тлюнева* обратилась в САО «ВСК» за взысканием страхового возмещения. Страховая компания признала вину водителей обоюдной, осмотрела машину, определила 750 037 руб. ущерба и выплатила половину этих денег – 375 019 руб. Не согласившись с размером возмещения, Тлюнева подала несколько претензий, а затем иск.

ИСТЕЦ: Нина Тлюнева* 

ОТВЕТЧИК: САО «ВСК»

СУТЬ СПОРА: О взыскании страховой выплаты, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда

РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции

Майкопский городской суд Республики Адыгея изучил административный материал, из которого усматривается обоюдная вина водителей: один не уступил дорогу встречной машине при повороте (п. 8.8 ПДД), второй управлял автомобилем без полиса ОСАГО и с покрытием на переднем стекле, ухудшающим обзор. Документ, определяющий степень вины каждого водителя, отсутствует. Поэтому суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Верховный суд Республики Адыгея оставил это решение без изменения. Они напомнили: при обоюдной вине участников ДТП выплате подлежит 50% суммы страхового возмещения.

Верховный суд решил, что факт привлечения участников ДТП к административной ответственности не является безусловным основанием для возложения на них гражданско-правовой ответственности за ущерб. Причинно-следственная связь между ДТП и управлением машиной с покрытием на переднем стекле не устанавливались, а отсутствие страхового полиса ОСАГО в принципе нельзя связать с аварией. ВС считает, что нижестоящие суды должны были установить степень вины каждого лица, и с учетом этого взыскать со страховой выплату. Поскольку это не было сделано, ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 24-КГ18-17). Пока еще оно не рассмотрено.

Что делать?

По мнению управляющего партнера



Федеральный рейтинг.

группа
АПК и сельское хозяйство


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


группа
Семейное и наследственное право


группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)


группа
Недвижимость, земля, строительство


группа
Санкционное право


группа
Частный капитал


группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)


группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)

Профайл компании


Андрея Бежана, позиция судов общей юрисдикции была неверной. Она основывалась на том, что при установлении факта привлечения к административной ответственности обоих участников ДТП вина считается обоюдной. Это, уверен Бежан, свидетельствует о неустановленности степени вины участников ДТП. «Лицо может быть привлечено к ответственности только в том случае, если нарушение непосредственно или опосредованно привело к причинению ущерба», – отметил старший юрист



Федеральный рейтинг.

группа
Антимонопольное право (включая споры)


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market)


группа
Комплаенс


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)


группа
Санкционное право


группа
Семейное и наследственное право


группа
Транспортное право


группа
Фармацевтика и здравоохранение


группа
Банкротство (споры high market)


группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование


группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)


группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)


группа
Международные судебные разбирательства


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)


группа
Недвижимость, земля, строительство


группа
Страховое право


группа
ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)


группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)


группа
Цифровая экономика


группа
Международный арбитраж


группа
Природные ресурсы/Энергетика


группа
Уголовное право


группа
Частный капитал


2место
По выручке


2место
По количеству юристов


8место
По выручке на юриста

Профайл компании


Олег Хмелевский. 

Суд самостоятельно обязан установить такие важные обстоятельства, как наличие вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственную связь ними и вину причинителя вреда, отметил адвокат КА «Меклер и партнеры» Анатолий Клейменов. «Сделать это суд должен на основании всех имеющихся доказательств, к которым относятся не только материалы дела об административном правонарушении, но и результаты судебных экспертиз, а также показания свидетелей», – считает Клейменов. Юрист ЮФ



Федеральный рейтинг.

группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market)



Делгира Ходжаева рассказала, что суды часто определяют степень вины участников ДТП (например, в этих делах № 33-19245/2016, № 33-6977/2016).

«Если вина обоих водителей будет установлена, должна быть установлена и степень их вины. Она, по сути, является той пропорцией, в которой стороны обязаны возместить причиненный вред. Степень вины одного водителя может быть оценена, например, в 60%, а другого в 40%. Такие прецеденты по этой категории дел уже были»

Что касается судьбы этого дела, при новом рассмотрении суд апелляционной инстанции должен будет учесть все неучтенные обстоятельства и вынести новое решение. Достоверно установить, каким оно будет, сейчас не представляется возможным, говорит Клейменов. Все будет зависеть от оценки ранее не учтенных обстоятельств и новых доказательств, которые представят стороны.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Что такое «обоюдка»? Чем она грозит водителю, и сколько можно получить денег от страховой компании? Кто должен чинить машину в случае обоюдного признания вины?

В законодательстве нет такого понятия, как «обоюдка». Однако представители страховых компаний обычно подразумевают под «обоюдкой» ситуации, когда инспектором ГИБДД были выявлены нарушения правил дорожного движения у всех участников аварии. Именно поэтому при рассмотрении обстоятельств ДТП в группе «разбора» (не говоря уже про момент оформления протокола на месте ДТП) нужно пристальное внимание уделять тому, чтобы сотрудники ГИБДД отметили все нарушения со стороны «второго» водителя.

Как оформить протокол?

При оформлении сотрудником ГИБДД документов не будьте пассивны. Именно от того, что инспектор напишет на месте ДТП, во многом и будет зависеть, кого в итоге признают виновником аварии и кто будет нести материальную ответственность. Именно поэтому постарайтесь в спокойно форме донести до инспектора свою точку зрения на обстоятельства ДТП, привести доказательства (тут-то и пригодится видеорегистратор) или показания свидетелей.

Если вы не согласны с мнением инспектора об обстоятельствах ДТП, то настоятельно советуем отразить свою точку зрения в письменном виде в документах. Вы имеете на это полное право. И не бойтесь писать — если не хватит свободного места в протоколе, то тогда запишите в бланке «Замечания и дополнения изложены в приложении к протоколу на одном (двух) листах».

Кроме того, обратите внимание на то, чтобы в документах были отражены следующие обстоятельства ДТП:
•Состояние дорожного покрытия. Если на дороге есть крупные ямы, то лучше всего измерить их (длину, глубину, ширину) и занести эти данные в протокол. Если размеры ям превышают ГОСТ Р50597-93, то ответственность за ДТП может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы (согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см).
•Наличие и работоспособность светофоров и прочего дорожного оборудования, наличие и читаемость разметки и дорожных знаков.
•Погодные и дорожные условия (туман, дождь, лужи, лед и так далее).
•Особенности дороги (уклоны и прочее).
•Наличие тормозного пути (лучше его измерить самому), расположение различных предметов, которые оказались на дороге после ДТП.

«При этом нужно помнить — инспектор ГИБДД не устанавливает степень вины. Это не в его полномочиях. Он лишь описывает все обстоятельства аварии и фиксирует нарушения правил со стороны водителей», — рассказал референт Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов.

Итак, предположим, произошла авария. И сотрудник ГИБДД установил, что оба водителя нарушили правила дорожного движения (еще раз стоит повторить — в ГИБДД не устанавливают степень вины, а только описывают все обстоятельства ДТП). Что делать дальше? «Нужно идти в страховую компанию и подавать документы с просьбой о компенсации ущерба. Причем в страховую компанию может идти как тот, так и другой водитель», — рассказал Юрий Иванов, заместитель руководителя управления компании «АльфаСтрахование». И тут уже от страховой зависит, как они будут интерпретировать «обоюдку» (если вам не понравится решение страховой компании, то необходимо подавать документы в суд, который и будет устанавливать степень вины).

Существует несколько вариантов «обоюдки»:
•Нарушение одного из водителей не находится в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП. В этом случае страховая компания должна выплатить ему 100% компенсацию. «Если участник ДТП забыл дома водительское удостоверение, то он нарушил ПДД (часть 2.1.1). Однако это нарушение не имеет никакой причинно-следственной связи со столкновением с другим транспортным средством», — пояснила Екатерина Оберюхтина, начальник управления урегулирования убытков по ОСАГО Страховой компании «Согласие».
•Нарушения со стороны участников ДТП находятся в причинно-следственной связи с аварией и признаются равнозначными. В этом случае каждый из водителей получает лишь 50% от возможной суммы компенсации.
•Определить степень вины водителей невозможно. «В гражданском законодательстве закреплено правило, которое используется судами, что при невозможности определить степень вины доли признаются равными», — рассказал начальник управления правого обеспечения по судебной работе OAO «САК «Энергогарант» Вадим Ермаков.

Предположим, что каждый из водителей в равной доле виноват в аварии. В этом случае они подают заявления в свои страховые компании. И далее начинаются «юридические нюансы».

Ведь вы имеете право рассчитывать только на 50% от суммы ущерба. Следовательно, если ремонт стоит, предположим, 140 000 рублей, то страховая компания заплатит лишь 70 000 рублей. Часто можно услышать, что оставшиеся 70 000 тысяч вы можете требовать с другого участника ДТП, но это не так. Ибо, повторим еще раз, — при обоюдной вине вы можете получить компенсацию только в размере 50%.

Рассмотрим более сложный случай. В «обоюдке» пострадало два автомобиля: ремонт первого стоит 300 тысяч рублей, а второго 400 тысяч. Как вы уже поняли, каждый из водителей может претендовать лишь на 50% от стоимости ремонта (150 000 рублей и 200 000 рублей соответственно). Однако, согласно действующим на данный момент правилам ОСАГО, максимальная сумма компенсации может быть лишь 120 000 рублей (с 1 октября 2014 года будет уже 400 тысяч рублей).

«После получения выплаты по полису ОСАГО каждый из водителей вправе обратиться к другому участнику ДТП за компенсацией оставшейся части ущерба. В том числе и в судебном порядке. При этом размер ущерба, подлежащего возмещению участниками ДТП, будет равняться 50% за минусом полученной потерпевшим страховой выплаты. В нашем случае потерпевший № 1 сможет дополнительно претендовать на 30 000 руб. (300 000*50%-120 000 = 30 000 руб.), потерпевший № 2 на 80 000 руб. (400 000*50%-120 000 = 80 000)», — пояснил начальник отдела принятия решений по ОСАГО Страховой компании «Согласие» Иван Иров. В итоге взаимозачетов потерпевший № 2 может рассчитывать на получение 50 000 рублей от потерпевшего № 1 (80 000 — 30 000 = 50 000).

Опыт показывает, что обычно подобные дела решаются в досудебном порядке. Однако порой водители и судятся. Причем и здесь есть свои особенности — если один из водителей написал заявление в суд, то второму настоятельно рекомендуется сразу же подать встречный иск.

А что делать в том случае, если так и не удалось установить виновника аварии (не путать с ситуацией, когда оба водителя виноваты, но невозможно установить степень вины каждого из них)? Бывает и такое. «26 января 2010 года Верховный Суд РФ разъяснил, что при отсутствии вины владельцев во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение вреда друг от друга. Помочь в возмещении вреда в таком случае может только полис каско. Если его нет, то ремонтировать придется за свой счет», — рассказал Вадим Ермаков.

Именно поэтому, помимо обязательного ОСАГО, рекомендуется иметь еще полис каско, а лучше всего и полис добровольного страхования автогражданской ответственности, которые защитят ваш бюджет в подобных сложных случаях.

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине водителей

  • В каких случаях речь идет об обоюдной вине
  • Получение выплаты
  • Как рассчитываются и производятся выплаты
  • Равные суммы
  • Разные суммы
  • Расчет компенсации
  • Оформление происшествия
  • Когда и как необходимо доказывать обоюдную вину в суде
  • Если страховая отказывает в компенсации
  • Подводим итоги

Каждый водитель знает, как действовать при аварии, произошедшей из-за неверных действий одного автолюбителя. Но как быть, если в происшествии виноваты оба участника?

В таких ситуациях имеются свои нюансы, влияющие на получение компенсации от страховщика. Разберем, как производятся выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП, чего следует ожидать каждому водителю и каковы особенности подобных аварий.

В каких случаях речь идет об обоюдной вине

В российском законодательстве термин «обоюдная вина» не закреплен. Он используется сотрудниками дорожной полиции и страховщиками, если все водители, участвовавшие в аварии, не соблюдали ПДД и были привлечены к административной ответственности путем составления протокола.

При этом следует помнить, что несоблюдение правил не всегда приводит к аварии.

  • Пример первый. Один автолюбитель проигнорировал запрещающий свет светофора и продолжил движение, в результате чего произошло ДТП. У второго участника нет страховки. Каждый из них нарушил отдельное правило. Но водитель без полиса не будет обвинен в аварии. Речь об «обоюдке» тут не идет.
  • Второй пример. Один автовладелец не уступил дорогу другому участнику дорожного движения, который, согласно ПДД, имел преимущество на данном участке. Второй же ехал с превышением скорости, ушел на встречку, проигнорировав двойную сплошную, не справился с управлением и столкнулся с машиной первого. В данной ситуации можно считать, что оба виноваты в ДТП.

Таким образом, «обоюдка» при ДТП по ОСАГО признается, если:

  • каждый из водителей допустил нарушение ПДД;
  • несоблюдение правил каждым автолюбителем привело к происшествию;
  • разбор обстоятельств аварии не позволяет понять, по чьей вине она произошла;
  • оба участника при составлении Европротокола признали свою вину.

Получение выплаты

Один из распространенных вопросов о происшествиях, в которых виноваты все участники: кто кому должен платить? Многие думают, что автолюбители обязаны сами решать проблему, раз каждый из них является не только потерпевшим, но и провокатором аварии.

В подобных ситуациях закон предусматривает выплаты по ОСАГО. Для их получения участникам происшествия нужно:

  • уведомить о ДТП свою страховую компанию и ближайшее отделение Госавтоинспекции;
  • попытаться собрать факты, подтверждающие, что вина другого водителя есть (или она больше), сделать фото/видео/аудиозаписи, опросить свидетелей и взять их контакты;
  • проконтролировать оформление протокола – не нужно сразу признавать себя единственным инициатором аварии, наоборот, стоит фиксировать внимание сотрудника на обстоятельствах, подтверждающих виновность другого автовладельца;
  • подавать иск в суд, если равное распределение вины не устраивает.

Иск также нужно подавать, если страховщик отказывает в компенсации. Обоюдная вина – не основание для отклонения запроса о выплате.

Как рассчитываются и производятся выплаты

фото 2

В соответствии с п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО компенсация выплачивается в размере, пропорциональном степени виновности каждого автовладельца. Участники ДТП могут получить как равные, так и разные суммы.

Равные суммы

Подобный вариант компенсации применяется, когда доказано, что оба водителя виноваты в аварии в равной степени. Признаками такой ситуации являются следующие факты:

  • несоблюдение правил каждым автолюбителем;
  • связь действий, не соответствующих ПДД, с происшествием;
  • степень тяжести каждого нарушения примерно одинаковая.

В последнем пункте учитывается количество нарушенных правил, а также суммы взысканий, установленные за каждое из них. Именно такой вариант определения обоюдной вины водителей чаще всего используется судебными органами.

Путем анализа представленных документов устанавливается, какие именно правила не были соблюдены. Если число нарушений и степень наказания за них примерно одинаковые, признается обоюдная виновность автолюбителей в равной степени.

Разные суммы

Подобный вариант применяется намного реже, только когда действительно можно доказать разную степень виновности путем изучения материалов дела.

Пример. Один автолюбитель передвигался на неисправном ТС и остановился на трассе. При этом он не включил аварийку и не поставил знак. Другой водитель ехал на скорости выше разрешенной и ударил стоящее авто, причинив вред не только машине, но и находящемуся в ней человеку.

В подобной ситуации можно установить, что:

  • оба автовладельца виновны в произошедшем – один превысил скорость, а второй нарушил правила аварийной остановки;
  • виновность первого водителя менее значительная – если бы второй двигался с положенной скоростью, он бы успел среагировать на сломанную машину даже без знака остановки.

Расчет компенсации

В происшествиях, в которых виноваты оба участника, при расчете компенсации ключевое значение имеет не объем повреждения, а степень вины каждого водителя.

Итак, возмещение ущерба производится одним из двух способов.

  1. 50 на 50 – если стороны решили не составлять исковое заявление или если суд решил, что их вина одинакова. В данной ситуации каждый водитель получит вдвое меньше суммы установленного ущерба.
    Например, пострадали две машины. Эксперт оценил размер повреждений одной из них в 60 тыс. рублей, а другой – в 70 тыс. рублей. В этом случае первый водитель получить 30 тыс. рублей, а второй – 35 тыс. рублей.
  2. По степени вины. При наличии судебного постановления о неравной степени вины участников аварии СК делает выплаты, исходя из установленного Фемидой соотношения.
    Допустим, эксперт оценил размер повреждений так же, как в прошлом примере. При другом судебном решении (вина 1-го автовладельца составляет 10%, а второго – 90%) первому выплатят 54 тыс. рублей, а второму только 7 тыс. рублей.

Оформление происшествия

Если все участники аварии признают свою вину и не предъявляют претензий к остальным, можно обойтись Европротоколом. Но важно помнить, что максимальная сумма выплаты при таком оформлении – 100 тыс. рублей. Это значит, что каждый водитель может получить по 50 тыс. от страховщика. Если размер ущерба значительный, стоит потратить время и дождаться сотрудников ГИБДД.

В последнем случае будут подготовлены документы, которые нужно предоставить страховщику или суду. Это:

  • справка о ДТП – оба водителя получают по одному экземпляру;
  • протокол;
  • постановление о правонарушении – по одному экземпляру на каждого водителя (на их основании будет распределяться вина).

Протокол также используется для определения степени вины каждого автовладельца, так как в нем указано:

  • расположение автомобилей после аварии (также в виде схемы);
  • показатели замеров;
  • повреждения, которые можно определить визуально;
  • показания каждого водителя.

фото 3

Обратите внимание! Даже если участники аварии не имеют претензий друг к другу и признают обоюдную вину, лучше оформлять ДТП с сотрудниками ГИБДД, потому что не всегда можно «на глаз» определить объем ущерба.

Когда и как необходимо доказывать обоюдную вину в суде

Для успеха в судебном заседании следует учитывать несколько рекомендаций:

  1. Доказывать обоюдную вину нужно, если сторона не согласна с позицией оппонента либо с заключением страховщика.
  2. Чтобы доказать «обоюдку», можно использовать материалы дорожной полиции, а также свидетельские показания и собранные лично аргументы (фото, видео и т. д.).
  3. Приводить иные обстоятельства дела, например, погодные условия. Если это был дождливый день, можно сослаться на состояние дорожного покрытия (придется представить справку из гидрометцентра).
  4. Желательно представить суду отчеты экспертов – о техническом состоянии авто, о размерах ущерба и т. д.

Здесь важно учитывать, что суд принимает решение, исходя из совокупности обстоятельств. Поэтому по ходу проведения процесса стороны решают, какие доказательства стоит приводить, а какие нет.

Если страховая отказывает в компенсации

Как и в любом другом страховом случае, СК может отказаться выплачивать компенсацию по полису. Возможность оспаривания зависит от законности действий компании.

Так, отказ страховщика будет правомерен, если:

  • нарушены сроки уведомления о страховом случае;
  • представлен неполный список документов;
  • зафиксировано самовольное оставление места происшествия до приезда сотрудников ГИБДД;
  • имело место пребывание автовладельца в состоянии опьянения;
  • зафиксировано отсутствие страхового полиса либо отсутствие лица, сидевшего за рулем, в списке допущенных к управлению авто.

Если страховая отказывает в выплате на законных основаниях, нужно устранить причину и вновь составить обращение. Например, дополнить пакет документов либо привести уважительные причины, почему были нарушены сроки или оставлено место происшествия. В последнем случае необходимо представить доказательства (например, справку из больницы, куда торопился водитель).

фото 4

Если получить деньги не удается, нужно:

  • направить в страховую досудебную претензию;
  • обратиться в суд.

Подводим итоги

Когда авария произошла из-за нарушений, допущенных обоими участниками происшествия, речь идет об обоюдной вине. У таких ДТП есть свои особенности:

  • вина признается обоюдной, если оба водителя нарушили правила и в отношении каждого из них составлен соответствующий протокол;
  • также речь об «обоюдке» идет, если вину каждого участника установить не удается;
  • при таких ДТП страховая признает одинаковой степень вины каждого водителя, если они не обращаются в суд;
  • при судебном разбирательстве вина может быть равной либо различной, исходя из этого назначается объем выплат;
  • при обоюдной вине может быть составлен Европротокол (если участники не расходятся во мнениях и ущерб небольшой) либо оформляется протокол с вызовом сотрудников ГИБДД;
  • при несогласии с определением степени вины нужно обращаться в суд и доказывать свою позицию, приведя как можно больше доказательств;
  • если страховщик отказывает в выплате, следует направить в компанию досудебную претензию, затем обращаться в суд, если решить вопрос мирным путем не удается.

Таким образом, в ситуации, когда в аварии виноваты оба водителя, выплата также производится страховщиком. Но важно соблюдать порядок действий и требования к оформлению ДТП и обращению в СК.

Калькулятор ОСАГО

Тип транспорта

Срок страхования (период использования автомобиля)

Количество водителей

страховка без ограничений по количеству водителей

Возраст водителя

Стаж вождения

Скидка за безаварийную езду (КБМ)

Регион

Для восстановления КБМ вы можете воспользоваться нашим онайн сервисом восстановления КБМ.

Мы предоставляем гарантию на снижения КБМ. Если КБМ не изменится, или изменится всего на 1 класс (5%), мы вернем деньги.

Читайте также

В памяти еще сохранились те дни, когда закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) не было. В те времена получение компенсации за имущественный ущерб, причиненный на дороге, осложнялось тем, что зачастую платежеспособность нарушителя правил дорожного движения (ПДД) оставляла желать лучшего.

Канитель, связанная со сбором документов, обращением в суд, получением исполнительного листа, могла не увенчаться успехом. Затраты на восстановление поврежденного имущества – автотранспорта – ложились на плечи владельца, а кредиторская задолженность нарушителя переходила в разряд неперспективной.

После принятия закона, за редким исключением, ответственность владельцев автотранспортных средств застрахована страховщиками. Теперь не нужно бегать за нарушителями и выбивать долги. Достаточно цивилизованно обратиться в офис страховой компании и получить страховое возмещение за ее счет.

Однако и после принятия Закона об ОСАГО остаются сложности с компенсацией ущерба. Наверняка на слуху ситуации, когда «потерпевшая сторона» ремонтировалась за свой счет. Неужели у страховой компании нет денег на компенсацию? Если раньше желание «потерпевшего» компенсировать ущерб входило в противоречие с желанием виновника, чтобы о его долге забыли, то теперь аналогичное желание «потерпевшего» входит в противоречие уже с имущественными интересами целой страховой компании в лице ее многочисленного персонала.

Не секрет, что на рынке страховых услуг можно встретить как добросовестного страховщика, так и непорядочного. Задача последнего получить страховую премию, а в случае возникновения страхового случая всеми силами пытаться законными способами или теми способами, которые на первый взгляд могут иметь название законных, не выплатить страховку или уменьшить ее размер. Иными словами – сэкономить.

Общий порядок взаимодействия со страховой компанией собственника, пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), автомобиля следующий:

Своевременное обращение к страховщику → Сбор всех необходимых документов → Предоставление автомобиля для осмотра и оценки размера ущерба → Получение решения от страховщика о страховой выплате → Получение выплаты

Кажется, схема простая, но на деле эта процедура оказывается сложной, содержащей множество подводных камней. Ошибка на любом из этапов означает ремонт за свой счет.

Вопрос вины

Вопрос вины – главный при принятии решения о страховой выплате. Следует помнить, что привлечение одного из участников ДТП к административной ответственности и вынесение в отношении него соответствующего Постановления органами милиции еще не означает вину данного лица в причинении вреда пострадавшему имуществу.

Страховым случаем, согласно Закону об ОСАГО, признается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда, что влечет в соответствии с договором обязанность страховщика осуществить страховую выплату (ст. 1).

Ответственность за причинение вреда определяется в соответствии с гражданским законодательством. Исходя из положений статьи 1064 Гражданского кодекса, ответственным за причинение вреда считается лицо, причинившее вред по своей вине.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Это владельцы источников повышенной опасности, то есть автомобилей (ч. 3 ст. 1079 ГК РФ). Таким образом, закон четко не называет лиц, которые будут считаться ответственными за ущерб, причиненный имуществу при ДТП. В каждом конкретном случае ответственные лица будут определяться в соответствии с общими нормами гражданского законодательства. Это и используется недобросовестными страховыми компаниями. Ниже приведем три различных способа.

Вариант 1

Страховая компания отказывает в страховой выплате ввиду отсутствия вины водителя автотранспортного средства, ответственность владельца которой застрахована.

При этом страховщик, отказывая в выплате, может сослаться на то, что вина водителя не установлена по материалам административного дела, то есть отсутствует соответствующее постановление ГИБДД о привлечении виновного в нарушении ПДД к административной ответственности.

Пример 1

Административное производство было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности. При этом, согласно требованиям пункта 5 части 1 статьи 29.10 Кодекса об административных правонарушениях, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении должно содержать указание на основания прекращения такого производства. Возможность решения вопроса о виновности лица в нарушении Правил дорожного движения при прекращении производства по делу нормами Кодекса об административных правонарушениях не предусмотрена в связи с тем, что в представленных для осуществления страховой выплаты документах не содержалось протокола о привлечении к ответственности виновного, страховщик отказал в выплате.

Вариант 2

Страховая компания частично отказывает в страховой выплате ввиду наличия обоюдной вины водителей в дорожно-транспортном происшествии, тем самым наполовину сокращая свои расходы по страховым выплатам.

Пример 2

Страховщику был представлен протокол об административном правонарушении, из которого следовало, что водитель при перестроении не уступил дорогу, чем допустил нарушение ПДД. В действиях второго водителя нарушений правил дорожного движения не усматривалось.

Страховщик выплатил собственнику автомобиля, которым управлял второй водитель, страховое возмещение в размере половины установленного размера ущерба. Страховая компания произвела трассологическую экспертизу, в заключении которой содержался вывод о том, что второй водитель двигался с нарушением скоростного режима. Основываясь на результатах экспертизы, страховая ­компания сделала вывод о наличии обоюдной вины в действиях водителей.

Вариант 3

Страховщик уведомляет потерпевшего о приостановке страховой выплаты до определения виновного судом по основаниям пункта 74 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263 (далее – Правила ОСАГО).

Согласно данной норме «если страховая выплата, отказ в страховой выплате или изменение ее размера зависят от результатов производства по уголовному или гражданскому делу либо делу об административном правонарушении, срок страховой выплаты может быть продлен до окончания указанного производства и вступления в силу решения суда».

Что делать?

Фактически все указанные варианты реакции страховщика основаны на оспаривании виновности лица, ответственность которого застрахована.

Действительно, какого-либо официального органа, который во всех случаях выдавал бы документ о виновном в ДТП лице, нет. Вопрос вины должен решаться страховой компанией в процессе рассмотрения заявления потерпевшего и представленных им документов. Органы ГИБДД вину в дорожно-транспортном происшествии не устанавливают. Их задача иная – привлечь виновных в нарушении ПДД к административной ответственности по соответствующей процедуре, установленной Кодексом об административных правонарушениях.

Лицо, допустившее правонарушение, может быть признано виновным только в том случае, если будет доказана прямая причинная связь между допущенным им нарушением и наступившими вредными последствиями. При этом доказательства, как видно из примеров, постановлением ГИБДД не ограничиваются, а выводы страховщика о вине могут не основываться на мнении органов милиции.

Выход из указанных в примерах ситуаций усматривается только один – обращение за судебной защитой. Также допустима и претензионная работа – обращение к руководству страховщика, в службу страхового надзора и т.д., но она может и не дать результата. Как правило, страховщик, допускающий подобные отказы в выплате, прекрасно осознает последствия своих действий и такая позиция отделов или сотрудников страховой ­компании поддерживается руководством. Отсюда выведем правило № 1:

 Вопрос вины применительно к застрахованной ответственности за причиненный автомобилю ущерб окончательно решается только судом, но не органами милиции.

Как избежать подобной ситуации? Рекомендация, которую хотелось бы дать, – не провоцировать страховщика на подобные отказы. Если в страховую компанию приносится постановление ГИБДД о привлечении к административной ответственности лица, ответственность которого застрахована, то вероятность отказа будет минимальна. Хотя, конечно, отказ возможен, например, из-за результатов трассологической экспертизы, однако он будет частичным.

Если же в страховую компанию поступает постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, то это провоцирует страховщика отказать в выплате. Даже справка ГИБДД о наличии или отсутствии нарушений у водителей не спасет, так как она, согласно закону, не будет иметь юридической силы. Поэтому здесь ­мы рекомендуем соблюдать правило № 2:

 Вопросы производства по делу об административном правонарушении нельзя пускать на самотек.

 После дорожно-транспортного происшествия необходимо поставить на контроль вопрос о привлечении виновного к административной ответст­венности с оформлением протокола. В частности, необходимо исключить двоякое толкование фактов, описанных в административном материале. Схема ДТП должна быть проверена водителем до подписания. Объяснения водителя и свидетелей не должны иметь расхождений.

Далее, в связи с тем, что срок давности привлечения к административной ответственности – всего два месяца, необходимо осуществить контроль за сроками производства по делу, при необходимости обращаться к начальству соответствующего органа. Нужно помнить, что материалы административного дела – в числе основных доказательств, которые будут использоваться судом и экспертом при решении вопроса о вине, ­и в итоге – о возмещении ущерба.

Отметим, что не всегда отказ страховщика, будь то отказ по основаниям наличия обоюдной вины или отказ по основаниям отсутствия вины, не обоснован. Суд может согласиться с выводом страховой компании, например, даже в случаях, когда на первый взгляд обоюдная вина не усматривается.

Суд, рассматривающий дело, должен будет установить механизм дорожно-транспортного происшествия. Он усматривается из административного материала – схемы ДТП, объяснений, протоколов и постановлений по делу об административном правонарушении. Затем, установив действия каждого из водителей, суд устанавливает причинно-следственную связь между ­действием и ДТП. По результатам чего и устанавливается вина.

В случае если будет установлено, что именно действия водителя, ответственность которого была застрахована у страховщика, стали прямой и непосредственной причиной причинения ущерба, то иск будет признан обоснованным.

Судебно-арбитражная практика

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 23.05.2006 г. по делу № А48-1574/05-1 сделал вывод об обоюдной вине водителей, которая состояла в нарушении пункта 10.1 Правил дорожного движения, согласно которым при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Поскольку по вине обоих водителей допущено столкновение транспортных средств, они в данной конкретной ситуации в равной мере виновны в сложившейся ситуации на перекрестке. При этом суд обязал страховщика возместить стоимость ущерба в размере 50 процентов с учетом обоюдной вины.

Пример 3

Рассмотрим следующую ситуацию. Водитель при перестроении не уступил дорогу автомобилю, движущемуся в попутном направлении без изменения полосы движения. Произошло дорожно-транспортное происшествие. Страховщик отказал в выплате половины страхового возмещения ввиду обоюдной вины. По результатам проведенной трассологической экспертизы, второй водитель ехал с нарушением скорости, чем допустил нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения. Ведь при возникновении опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. В рассматриваемой ситуации суд принял решение об удовлетворении иска, не усмотрев причинно-следственную связь между бездействием второго ­водителя и ДТП.

Судебно-арбитражная практика

Согласно пункту 3 статьи 10 Гражданского кодекса в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Следовательно, предполагается, что водитель истца действовал на дороге разумно и добросовестно, и в случае если бы у него была возможность предотвратить ДТП, он бы это сделал обязательно.

Однако вывод о причинно-следственной связи между действиями «невиновного» водителя и ДТП можно сделать только на основании судебной экспертизы. В частности, эксперт должен будет решить, имел ли второй водитель техническую возможность избежать столкновения с нарушителем, совершившим маневр с нарушением ПДД, двигаясь без нарушения скорости и двигаясь с имевшей место скоростью. Такой подход изложен в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2004 г. № А05-493/04-2.

 Размер ущерба

Самым распространенным вопросом, возникающим при страховой выплате, является размер страхового возмещения, а именно – определенный страховщиком размер ущерба, подлежащий возмещению. Часто, по мнению потерпевшей стороны, размер ущерба оказывается заниженным. Однако имеется соблазн согласиться с заниженной оценкой страховщика, чтобы не терять времени на судебные споры, а получить деньги быстрее.

Стоит предположить, что именно на это и рассчитывают недобросовестные страховщики. Один согласится, другой… Глядишь, можно «сэкономить» на выплату третьему.

Но для предприятий, у которых в наличии целый парк машин, такое положение вещей неприемлемо. Одну машину частично отремонтировали за свой счет, другую – и расходы по эксплуатации выросли. Тем более, если есть средства на ремонт, то время терпит. Отсюда можно вывести правило № 3:

Оценку размера ущерба следует проверять у независимого эксперта.

 Итак, если вам занизили размер ущерба и спор со страховой компанией не урегулирован, то рекомендация, как и в предыдущем случае, одна – обратиться в суд. В суд необходимо представить заключение эксперта, в котором размер ущерба будет более существенным. Суд при расхождении в отчетах оценщиков назначит по делу судебную экспертизу. Судебная экспертиза, как правило, назначается судом в определенном экспертном учреждении, что влечет продолжительные сроки ее производства ввиду загруженности экспертов. Имейте в виду – ждать результатов можно около полугода.

Правила ОСАГО предусматривают порядок проведения оценки подлежащих возмещению убытков. В частности, страховщик должен организовать экспертизу в срок не более пяти рабочих дней с даты получения от потерпевшего заявления о страховой выплате и всех предусмотренных документов. При этом место и время согласовываются, потерпевший обязан предоставить в согласованное время поврежденный автомобиль для осмотра.

Независимая экспертиза проводится в случае, если после осмотра страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страховой выплаты. При этом страховщик обязан организовать независимую экспертизу, а потерпевший – предоставить поврежденное имущество для ее проведения. При этом срок проведения этой экспертизы все тот же – пять рабочих дней.

Если страховщик в этот срок не сделал оценку (самостоятельно или путем получения заключения экспертизы), то потерпевший имеет право самостоятельно организовать экспертизу, не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра.

Результаты экспертизы передаются страховщику для использования. Однако на практике случается, что страховая компания не использует результаты экспертизы. Так что даже если потерпевший заказал экспертизу самостоятельно, в связи с пропуском страховщиком пятидневного срока, нет гарантии, что страховщик выплатит сумму возмещения согласно ­данному расчету.

Но в любом случае результаты «своей» экспертизы понадобятся для обращения в суд за разрешением возникшего спора. Следует знать, что возмещению подлежат также прочие расходы, связанные с причиненным вредом, – эвакуация, хранение, расходы на экспертизу.

Как определить размер выплаты?

В процессе определения размера страховой выплаты зачастую встают следующие вопросы.

Вопрос 1. Включается ли в размер подлежащих компенсации убытков стоимость имевшегося груза, поврежденного во время аварии?

Выплата страхового возмещения за поврежденное имущество организации, перевозимое в момент ДТП, допустима законодательством и судебной практикой (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.09.2007 г. № Ф08-6317/2007).

Согласно пункту 5 Правил ОСАГО объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имуществу потерпевших. При этом в состав материального ущерба, в соответствии с Правилами ОСАГО, включены повреждения груза.

Однако для получения страхового возмещения за поврежденное (или уничтоженное) имущество необходимо заявить о таких повреждениях в страховую компанию и представить соответствующие документы на данное имущество согласно требованиям, установленным в Правилах ОСАГО. К таким документам в частности относятся документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица, а также заключение независимой экспертизы о размере причиненного вреда (если проводилась).

При этом правила об осмотре и экспертизе также применяются (как и в случае с повреждением автомобиля). То есть если страховщиком не были приняты меры к осмотру груза, стоимость которого заявлена к возмещению, это не является основанием для отказа в страховой выплате.

Размер страховой выплаты будет определяться в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая в случае полной гибели имущества (если ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая).

Вопрос 2. Включается ли в размер подлежащих компенсации убытков стоимость улучшений автомобиля по сравнению со стандартной комплектацией?

Этот вопрос возникнет, например, если на автомобиле сделан аэрографический рисунок с логотипом фирмы или рекламная наклейка, ­установлены обвесы и др.

Закон об ОСАГО не ограничивает размер страховой выплаты в данном случае. Основными принципами указанного закона являются защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их имуществу, недопустимость ухудшения положения потерпевшего и снижения установленных законом гарантий его прав на возмещение вреда при использовании ­транспортных средств другими лицами.

Однако конкретный размер страхового возмещения будет определяться на основании заключения экспертизы. При проведении экспертизы желательно иметь документы, подтверждающие затраты на обвесы или на аэрографию (накладные, квитанции об оплате, чеки и проч.). При этом наличие указанных «доработок» необходимо указывать в документах, оформляемых в связи с дорожно-транспортным происшествием, и в заявлении в страховую компанию.

Вопрос 3. Включается ли в размер подлежащих компенсации убытков ремонт автомобиля с учетом износа деталей или в расчет включается стоимость новых деталей?

Этот вопрос до настоящего времени все еще не решен окончательно. Изначально спорная ситуация возникла в связи с тем, что Правила ОСАГО (п. 63) позволяли страховщикам рассчитывать страховое возмещение с учетом износа. Однако аналогичного положения об определении убытков с учетом состояния, в котором имущество находилось в момент аварии, в Законе об ОСАГО не было.

Другими словами, если у машины были старые детали, то во время ремонта нужно ставить также старые детали. Такая позиция была поддер­жана Верховным Судом РФ (решение от 25.11.2003 г. № ГКПИ 03-1266). На практике ей следовали суды общей юрисдикции, до недавнего времени позиция разделялась и арбитражными судами.

Однако в последнее время с «санкции» Высшего Арбитражного Суда (постановление Президиума ВАС РФ от 20.02.2007 г. № 13377/06) арбитражные суды стали выносить решения о взыскании возмещения в размере суммы ремонта без учета износа. Например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2008 г. № А56-13133/2007, ФАС Уральского округа от 03.03.2008 г. № Ф09-175/08-С5.

Однако в 2008 году Закон об ОСАГО был изменен (законом от 01.12.2007 г. № 306-ФЗ). Теперь размер подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется в случае повреждения имущества потерпевшего – в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая (подп. б п. 2.1 ст. 12). Таким образом, в законе фактически продублированы положения пункта 63 Правил об ОСАГО.

Напомним, что позиция Высшего Арбитражного Суда о выплате возмещения, определенного без учета износа, строилась на следующем. Содержащиеся в пункте 63 Правил об ОСАГО положения об учете износа имущества противоречили Закону об ОСАГО и общим правилам гражданского законодательства о возмещении убытков, поэтому по вопросу о размере страховой выплаты суды руководствовались не Положением, а законом как актом, имеющим большую юридическую силу.

В связи с упомянутыми поправками противоречия между Законом об ОСАГО и Положением об ОСАГО были сняты. Теперь суды должны будут руководствоваться положениями закона и правил: сумма возмещения будет рассчитываться с учетом износа.

На наш взгляд, несмотря на «приведение закона в соответствие с правилами», остается противоречие самого закона «правилам гражданского законодательства о возмещении убытков» (как указал ВАС). В настоящее время не сформирована устоявшаяся судебная практика, отражающая позицию судов по вопросу противоречия или непротиворечия указанной нормы закона общими нормами гражданского законодательства ­о возмещении убытков.

Исходя из правил юридической техники, применяться должны нормы Закона об ОСАГО как нормы специального акта. Полагаем, что суды пойдут именно по пути расчета страхового возмещения с учетом износа деталей.

Выплата компенсации

В связи с определением размера страховой выплаты с учетом износа автомобиля получается, что ремонт после ДТП может обойтись дороже, чем страховая выплата, так как на машину нельзя поставить детали «с износом». То есть потерпевший не может восстановить имущество за счет страховщика и понесет ущерб. Или возьмем ситуацию, когда размер ущерба превысил лимит страховой выплаты. Что делать? На этот счет есть правило № 4:

 Выплата страховки не освобождает виновную сторону от компенсации ­оставшейся части убытков.

Пострадавшая сторона будет вправе обратиться за компенсацией непокрытых страховкой убытков к причинителю вреда – водителю, нарушившему Правила дорожного движения, и владельцу автомобиля, за рулем которого находился нарушитель. Обычно споры такого характера решаются в судебном порядке. На этот счет у недобросовестных страховщиков имеется следующая уловка, рассчитанная на «изматывание противника».

Пример 4

Компания обратилась в страховую компанию виновника дорожно-транспортного происшествия за страховой выплатой. Страховая пишет отказ в выплате ввиду того, что виновник ДТП не очевиден из документов, оформленных ГИБДД, или водитель не вписан в полис. В отказе страховая компания рекомендует обратиться в суд ко второму участнику ДТП, и, если решением суда будет установлена вина последнего, – страховку выплатят. Компания через год судебных тяжб получает решение суда, приносит его в страховую компанию и… опять получает отказ. Мотив отказа – решение суда не обязывает страховщика. Обратившись в суд к виновнику, компания использовала свое право на обращение непосредственно к причинителю вреда, ­а не к страховой компании.

Отсюда можно вывести правило № 5:

 Лицами, обязанными осуществить выплаты в погашение ущерба потерпевшего, являются виновник, владелец машины, в которой находился виновник, страховая компания владельца.

Поэтому если обращаться в суд, то ко всем обязанным лицам.

На пути к выплате компенсации может возникнуть еще одна неожиданность в виде неплатежеспособности страховой компании. Иногда владельцы машин страхуются по принципу где дешевле – то есть в компаниях, которые недавно на рынке, которые не зарекомендовали себя как надежные страховщики. Но в случае отзыва лицензии у страховой компании на помощь придет Российский Союз Автостраховщиков (РСА). РСА осуществляет компенсационные выплаты в случаях, когда потерпевшие не могут ­их получить по договору:

  • страховая компания, где был застрахован виновник ДТП, обанкротилась;
  • у страховой компании отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности.

Для получения компенсационной выплаты необходимо представить в РСА заявление и целый перечень документов. При этом нередко в выплате отказывают, в том числе и по надуманным причинам, что опять же ­направляет пострадавшего в сторону суда с иском, но теперь уже к РСА.

Например, одним из документов, который передается в РСА, является копия страхового полиса виновника. Естественно, у виновников не всегда остается копия, ведь виновник может продать машину к тому моменту, как потерпевший выяснит, что ему нужен полис. Отсюда вытекает правило № 6:

 По возможности всегда берите копию полиса у виновника, а особенно если его ответственность застрахована в страховой компании, не находящейся на слуху.

 Из вышесказанного очевидно, что путь получения страхового возмещения долог и тернист. Конечно, нельзя упомянуть все случаи возможных отказов в страховом возмещении, так как недобросовестные страховщики все время придумывают новые, всячески затягивают решения вопроса выплаты, изматывая невиновных в ДТП лиц. Таким образом, чтобы получить выплату по ОСАГО, надо запастись временем, хорошо подготовиться, собрать необходимые документы и все время держать руку на пульсе. И самое главное – знать свои права.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Выращивание батата как бизнес рентабельность
  • Вск страховой дом страховая компания телефон
  • Выращивание грецкого ореха как бизнес отзывы
  • Втб банк дмитровское шоссе 64 к1 часы работы
  • Выращивание капусты белокочанной бизнес план