Выберите систему показателей благоприятности условий ведения цифрового бизнеса

Исследования

Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Бхаскар Чакраворти
, Рави Шанкар Чатурведи

27 декабря 2019

Самые цифровые страны мира: рейтинг 2019 года

Фото: PAUL TAYLOR/GETTY IMAGES

Ежегодно публикуемый Всемирным банком рейтинг стран по показателям деловой среды (Doing Business — «Ведение бизнеса») можно назвать своеобразным «чемпионатом мира» или «Олимпийскими играми» среди правительств, соревнующихся за создание наиболее привлекательных условий для бизнеса. Позиция каждого из государств в рейтинге определяется состоянием его регулирующей нормативно-правовой базы с точки зрения возможностей для предпринимательства. Рейтинг имеет огромное влияние: он стал причиной уже более 3,5 тыс. реформ в 190 странах, только за период с 2017 по 2018 годы 128 стран провели рекордные 314 реформ.

Безусловно, такая политическая отзывчивость достойна восхищения, однако в подобных рейтингах отсутствует одна важнейшая составляющая: из них мало что можно понять о простоте или сложности ведения цифрового бизнеса. В стремлении восполнить этот пробел мы провели первое исследование условий ведения цифрового бизнеса (Ease of Doing Digital Business, EDDB) в 42 странах мира. В него вошли наиболее значимые для мирового цифрового бизнеса рынки, для которых есть возможность проанализировать последовательно собранные данные по широкому спектру показателей. Мы пришли к выводу, что цифровая бизнес-среда требует инвестиций, а также особого внимания на стратегическом уровне. Наши выводы должны дополнить оценки Всемирного банка: на их основе лица, принимающие решения, могут проводить сравнения стран не только с точки зрения «традиционных» дружественных условий для бизнеса, но и с точки зрения факторов, влияющих на создание цифрового бизнеса.

Некоторые элементы цифровых технологий уже внедряются во все виды бизнеса, но мы называем «цифровыми компаниями» те организации, в которых цифровая платформа служит основой бизнес-модели. Мы проанализировали четыре основных типа цифровых платформ: платформы электронной коммерции (например, Amazon, eBay), цифровые медиаплатформы (например, YouTube, Netflix), платформы совместного потребления (например, Uber, Airbnb) и онлайн-платформы для фриланса (например, Upwork, Toptal).

По некоторым оценкам, цифровой бизнес представляет собой одно из наиболее динамичных направлений роста большинства крупных экономик. Например, по данным Бюро экономического анализа Министерства торговли США, в течение 11 лет вплоть до 2016 года цифровая экономика в США росла в 3,7 раза быстрее по сравнению с экономикой страны в целом.

Мы рассмотрели некоторые конкретные проблемы, с которыми сталкиваются цифровые компании:

  • Они растут или уменьшаются с разным темпом и под влиянием ряда характерных для цифровых экосистем факторов.

  • Им приходится преодолевать особое противодействие и конкуренцию на рынке.

  • Цифровой бизнес вызывает специфические нормативно-правовые сложности. Законодательство, регулирующее мобильность данных, защиту конфиденциальности пользователей или сетевой нейтралитет, может существенно повлиять на удобство ведения цифрового бизнеса — и нормы в разных странах неодинаковы.

  • Учитывая его стратегическую значимость, цифровой бизнес может быть особенно важен для правительств. Примером служит соперничество между США и Китаем. Многие международные цифровые компании пытались, но так и не смогли выйти на рынок Китая, хотя влиятельные технологические компании из Китая работают в США, и правительство США, защищая национальный рынок, нанесло ответный удар по китайским компаниям, в частности по цифровому гиганту Huawei, в виде особенно жестких ограничений.

Существует множество других характерных для цифрового бизнеса инфраструктурных факторов, например, цифровой доступ и надлежащая пропускная способность линий связи, институциональные факторы, стимулирующие создание цифрового контента, интернет-цензура, а также наличие кадров. Несмотря на всю мощь цифровой экономики, эти факторы недостаточно хорошо изучаются, сопоставляются между странами или систематически оцениваются законодателями, руководителями бизнеса и инвесторами.

Методология создания системы показателей благоприятности условий ведения цифрового бизнеса

Мы поставили цель выяснить, насколько просто работать на разных рынках наиболее крупным цифровым платформам, в том числе на этапах входа, развития и прекращения деятельности на том или ином направлении, а также каковы основные стимулирующие и препятствующие факторы.

Мы оценили 236 показателей по 42 странам из более чем 60 источников данных, включая публичные базы данных (среди них базы данных Всемирного банка и Всемирного экономического форума), материалы, предлагаемые по подписке (например, торговой ассоциацией GSMA и агентством Euromonitor), и частную информацию (в том числе технологических компаний Akamai, Chartbeat и Private Capital Research Institute). Чтобы составить общую картину цифрового бизнеса, в качестве ведущих индикаторов возможностей его развития в каждой стране мы взяли четыре типа цифровых платформ, представляющих различные конкурентные предложения и основные бизнес-модели: платформы электронной коммерции, платформы цифровых медиа, платформы совместного потребления и онлайн-платформы для фриланса.

Показатель благоприятности условий ведения цифрового бизнеса в стране (Ease of Doing Digital Business, EDDB) выводится по совокупности его составляющих для разных типов цифровых платформ и с учетом перечисленных ниже основополагающих факторов.

Показатели цифровых платформ составляют 50% общей суммы индекса и учитываются со следующими весовыми коэффициентами:

  • Интернет-торговля/ электронная коммерция: 20%

  • Цифровые медиа (медиа или платформы для развлечений): 15%

  • Шеринговая экономика / цифровая основа распределения активов между частными лицами и группами лиц: 10%

  • Высококвалифицированные фриланс-работники, использующие интернет для поиска, выполнения и сдачи проектов: 5%

Остальные 50% общей суммы индекса приходятся на перечисленные ниже основополагающие факторы со следующими коэффициентами:

  • Доступность данных, то есть насколько легко данные передаются как внутри национальных границ, так и трансгранично, в том числе учитывается интенсивность потоков данных и их ограничение. Свободные потоки данных, открытость правительства к публичному размещению обезличенной информации, а также действующая политика обеспечения конфиденциальности пользователей: 25%

  • Цифровая и аналоговая инфраструктура, необходимая для всех цифровых платформ, с учетом спроса, предложения, институтов и инноваций: 15%

  • Индекс благоприятности условий ведения бизнеса от Всемирного банка за 2019 год, представляющий результаты деятельности страны по сравнению с максимально возможным показателем: 10%

В приведенной ниже таблице представлен рейтинг 42 стран, как по показателю EDDB в совокупности, так и по каждому их четырех типов цифровых платформ.

Благоприятность условий ведения цифрового бизнеса

В сравнительном рейтинге 42 стран по 7 ключевым категориям список возглавляют США и Великобритания, в то время как Россия и Индонезия его замыкают.

Источник: научно-исследовательский проект Digital Planet, Школа им. Флетчера при Университете Тафтса

Из наших изысканий можно сделать несколько важных заключений. Мы будем рассматривать их на трех уровнях: ключевые выводы по отдельным странам, закономерности по видам цифровых платформ и сравнение индекса EDDB с позицией в рейтинге Всемирного банка.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи

Соглашение о конфиденциальности

и обработке персональных данных

1.Общие положения

1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.

1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.

1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:

«Инсейлс» – Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус», ОГРН 1117746506514, ИНН 7714843760, КПП  771401001, зарегистрированное по адресу: 125319, г.Москва, ул.Академика Ильюшина, д.4, корп.1, офис 11 (далее — «Инсейлс»), с одной стороны, и

«Пользователь»

либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

которое приняло условия настоящего Соглашения.

1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.

1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).

2.Обязанности Сторон

2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.

2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.

2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.

2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:

(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон; 

(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;

(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон; 

(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа,  или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;

(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.

2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.

2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».

2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.

2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.

Пользователь имеет право отказаться от получения вышеуказанной информации, сообщив об этом письменно на адрес электронной почты Инсейлс — contact@ekam.ru.

2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.

2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.

Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.

2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.

2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.

3.Ответственность Сторон

3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.

4.Иные положения

4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.

4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).

4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».

Дата публикации: 01.12.2016г.

Полное наименование на русском языке:

Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»

Сокращенное наименование на русском языке:

ООО «Инсейлс Рус»

Наименование на английском языке:

InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)

Юридический адрес:

125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11

Почтовый адрес:

107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»

ИНН: 7714843760 КПП: 771401001

Банковские реквизиты:

Р/с 40702810600001004854

В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222

Электронная почта: contact@ekam.ru

Контактный телефон: +7(495)133-20-43

Россия в цифровом мире

31.05.2018

Россия в цифровом мире

Цифровая экономика – это реальность сегодняшнего дня. Переход в цифру является общемировым трендом. Меняется образ жизни людей, появляются новые отрасли, новые рынки, управленческие модели. Цифровизация в России началась позже относительно многих западных стран. Поэтому важно, чтобы наша страна в этом процессе заняла достойное место.

В РЭУ им. Плеханова (г. Москва) в феврале прошла IX международная научно-практическая конференция «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития» на тему: «Вызовы цифровой экономики: Россия на фоне общемировых тенденций», где обсуждались вопросы возможностей и рисков цифровой переориентации российской экономики, отечественный и мировой опыт применения цифровых технологий в решении социально-экономических проблем.

Место России в мировых рейтингах

О том, как выглядит Россия на цифровой карте мира, представила в своей презентации директор «Национального центра цифровой экономики» МГУ им. М.В. Ломоносова Ершова Т. В., проведя анализ исследований различных международных организаций за последние два года.

Индекс развития ИКТ, измеряется Международным союзом электросвязи (МСЭ) – 2017 г., среди 176 стран Россия на 45 месте. Лидеры: Исландия, Корея, Швейцария.

Индекс готовности к сетевому миру (ВЭФ, INSEAD, Johnson) – 2016 г., среди 149 стран Россия на 41 месте. Лидеры: Сингапур, Финляндия, Швеция.

Глобальный индекс инноваций (INSEAD, Корнельский университет, ВОИС) – 2016 г., среди 127 стран Россия на 45 месте. Лидеры: Швейцария, Швеция, Нидерданды.

Глобальный индекс кибербезопасности (МСЭ) – 2017 г., среди 165 стран Россия на 10 месте. Лидеры: Сингапур, США, Малайзия.

Индекс человеческого развития (Программа развития ООН) – 2016 г., среди 188 стран Россия на 49 месте. Лидеры: Норвегия, Австралия, Швейцария.

Глобальный индекс конкурентоспособности талантов (INSEAD, Adecco, Институт лидерства в области человеческого капитала) – 2018 г., среди 118 стран Россия на 53 месте. Лидеры: Швейцария, Сингапур, США.

Индекс цифровой эволюции (Университет Тафтса) – 2017 г., среди 60 стран Россия на 39 месте. Лидеры: Норвегия, Швеция, Швейцария.

Рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса (Всемирный банк) – 2018 г., среди 190 стран Россия на 35 месте. Лидеры: Новая Зеландия, Сингапур, Дания.

Всемирный рейтинг цифровой конкурентоспособности (бизнес-школа IMD) – 2017 г., среди 63 страны Россия на 46 месте. Лидеры: Гонконг, Швейцария, Сингапур.

Глобальный индекс коннективности (связуемость компонентов ИКТ-инфраструктуры), исследование Huawai – 2017 г., среди 50 стран Россия на 26 месте. Лидеры: США, Сингапур, Швеция).

Индекс глобальной конкурентоспособности производства (Deloitte) – 2016 г., среди 40 стран Россия на 32 месте. Лидеры: Китай, США, Германия.

Индекс развития электронного правительства (Департамент экономического и социального развития ООН) – 2016 г., среди 193 стран Россия на 35 месте. Лидеры: Великобритания, Австралия, Корея.

Таким образом, анализируя рейгинги по цифровому развитию стран мира, можно сделать вывод, что сегодня лидерами цифровизации являются Сингапур и Швейцария, далее следуют США и Швеция. В то время как в России лучше всего обстоят дела с кибербезопасностью (10-е место в мировых рейтингах), по другим же показателям наша страна не поднимается выше 26 места. Такое значительное отставание РФ в развитии цифровой экономики от мировых лидеров объясняется пробелами нормативной базы для цифровой экономики и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и инноваций и, как следствие, низким уровнем применения цифровых технологий бизнес-структурами по сравнению с государственными органами и населением.

Оценка развития цифровой экономики в России

Председатель совета директоров автономной некоммерческой организации (АНО) «Институт развития информационного общества», Хохлов Ю. Е., представил новую методику оценки развития цифровой экономики. В марте 2017 г. Всемирный банк для содействия разработки программы РФ «Цифровая экономика» и планов мероприятий по ее реализации предложил разработать методику оценки развития цифровой экономики в стране (Digital Economy Country Assessment, DECA), апробировать эту методику на примере России и подготовить аналитический отчет для ее использования в других странах. Методика DECA Russia была разработана Всемирным банком в сотрудничестве с «Институтом развития информационного общества» и рядом университетов страны. Основа методики: цифровые дивиденды и компоненты развития цифровой экономики:

• экономическое и социальное воздействие;

• цифровая трансформация: государственный сектор, бизнес, граждане;

• цифровой сектор экономики;

• цифровые основы развития экономики;

• нецифровые основы (факторы) развития экономики.

Схема оценки проводилась по 14 направлениям, соответствующим 7 компонентам DECA, что позволило определить уровень развития цифровой экономики России по отдельным направлениям. Критерии оценки: от 1 (нулевой уровень) до 5 (очень высокий уровень). Не вдаваясь в подробности проведения расчетов, можно отметить ряд выводов:

По нецифровым факторам, влияющим на развитие цифровой экономики, ситуация в России представляется вполне удовлетворительной, а в регулировании, человеческом капитале и безопасности – хорошей.

Цифровые основы для развития цифровой экономики в России также сформированы удовлетворительно, а в части развития отдельных цифровых платформ, использования цифровых технологий и электронной коммерции – очень хорошо.

Наряду с этим цифровая трансформация государственного сектора (госуправление, образование, здравоохранение, культура) и, особенно, трансформация бизнеса под воздействием цифровых технологий сильно отстает.

Достаточно низок уровень использования цифровых технологий гражданами в домохозяйствах, что, в том числе, объясняет в целом невысокий уровень социальных и экономических эффектов от воздействия цифровых технологий.

Таким образом, на сегодняшний день общая оценка развития цифровой экономики в России по методике DECA: 3+ (удовлетворительно).

Распределение объектов интеллектуальной собственности в мире

Доцент кафедры управления информационными системами и программирования РЭУ им. Г.В. Плеханова, Днепровская Н.В., продемонстрировала, как влияет распределение объектов интеллектуальной собственности в странах мира на состояние цифровой экономики. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) США давно сохраняют занимаемую ими лидирующую позицию в качестве главной страны происхождения международных заявок на патенты во всем мире. Кроме того, США возглавляют список стран по числу поданных международных заявок на товарные знаки и продолжают усиливать свои позиции в рамках быстро растущей глобальной системы для промышленных образцов. В 2016 г. список ведущих заявителей возглавили телекоммуникационные компании, и второй год подряд его возглавляет компания Huawei Technologies. Второе место заняла базирующаяся в США компания Qualcomm Incorporated, в то время как китайская компания ZTE Corporation вышла на третье место.

По данным ВОИС на 2018 г. доля объектов интеллектуальной собственности по странам регистрации распределяется следующим образом: лидерами являются США – 33%, Япония – 18% и Китай – 17%. Россия находится на 11 месте с долей в 1%.

Если сравнивать временные периоды 1980-1999 гг. и 2000-2017 гг. по распределению объектов интеллектуальной собственности по правообладателям в мире, то доля США снизились с 59% до 46% в период 2000-2017 гг. за счет увеличения доли Японии с 9% до 16%, соответственно, Китая – с 0% до 9%, а также Южной Кореи – с 0% до 6%. Эти данные подтверждают активное развитие цифровой экономики в Восточной Азии, так как сегодня основная масса патентов относится к области ИКТ. Наиболее высокий рост демонстрирует Китай, куда ранее западными компаниями и США были перенесены высокотехнологичные производства из-за низкой стоимости труда и средств производства. Доля же России, как в первый, так и во второй временной периоды, составляет менее 1%. Это также влияет на то, что Россия сегодня занимает 45 позицию из 167 стран мира по уровню развития ИКТ, но при этом РФ все же обгоняет отдельные страны Восточной Европы.

О программе «Цифровая экономика Российской Федерации»

О переходе страны на цифровую экономику в конце 2016 г. объявил Президент России Владимир Путин. Вскоре была создана рабочая группа Экономического совета при президенте РФ по направлению «Цифровая экономика». За полгода программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была разработана и утверждена Правительством РФ решением от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что является необходимым условием повышения конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, обеспечения экономического роста и национального суверенитета.

Для управления программой была учреждена АНО «Цифровая экономика», задачами которой являются: формирование рабочих групп, организация и координация их деятельности, определение центров компетенции, мониторинг развития цифровой экономики и цифровых технологий, координация взаимодействия между бизнес-сообществом в сфере цифровой экономики, научно-образовательными организациями, иными сообществами и органами государственной власти.
Для реализации программы выбраны пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 г.: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность (за три последних направления отвечает Минкомсвязи).

На сегодняшний день Правительство РФ утвердило «дорожные карты» по четырем направлениям (кроме направления «кадры и образование»). Всего на реализацию мероприятий программы планируется потратить свыше 521 млрд руб. до 2020 г.: из бюджета будет выделено около 171,2 млрд руб., при этом внебюджетные ассигнования составят около 350 млрд руб.

Формирование исследовательских компетенций и технических заделов

Центрами компетенции по этому направлению программы являются компании «Росатом» и «Ростех». АО «Российская венчурная компания» (РВК) организует работу рабочей группы. Согласно «дорожной карте», на направление «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» планируется потратить около 50 млрд руб. до 2020 г. (48 млрд руб. из бюджета и 2 млрд руб. из внебюджетных средств). В 2018 г. будет выделено свыше 1 млрд руб.

В число основных итогов деятельности по этому направлению войдут запуск цифровой трансформации секторов российской экономики и отдельных ее субъектов и формирование спроса на продукцию российского происхождения в части «сквозных» технологий со стороны широкого круга субъектов экономики.

Информационная безопасность

Центром компетенции этого направления является ПАО «Сбербанк». Рабочую группу возглавляет генеральный директор группы компаний «ИнфоВотч» Наталья Касперская. На реализацию мероприятий по направлению «Информационная безопасность» планируется выделить свыше 34 млрд руб. до 2020 г. (более 22,3 млрд руб. из бюджета и 11,7 млрд руб. из внебюджетных средств). В 2018 г. будет выделено свыше 8,3 млрд руб.

Основными итогами деятельности по этому направлению должны стать принятие законодательных требований к устойчивости и безопасности программного обеспечения органов государственной власти и организаций, определение центра компетенций по вопросам межмашинного взаимодействия, включая киберфизические системы и Интернет вещей. Кроме того, планом предусматривается разработка специализированного ресурса, предназначенного для взаимодействия граждан с уполномоченными органами в части оперативной передачи данных о противоправных действиях в области информационных технологий.

Также предусматривается создание системы стимулов для приобретения и использования компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования российского производства и обеспечения контроля обработки и доступа к персональным данным, большим данным, в том числе в социальных сетях и прочих средствах социальной коммуникации.

Информационная инфраструктура

Центром компетенций по этому направлению является ПАО «Ростелеком». Организует работу рабочей группы ПАО «МегаФон». В работе над планом мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» приняли участие 114 отраслевых экспертов из 50 крупнейших компаний в сфере ИКТ. План содержит более 350 мероприятий с конкретными предложениями по развитию сетей связи пятого поколения (5G), инфраструктуры хранения и обработки данных, созданию цифровых инфраструктур для транспортных коридоров, обеспечению равного доступа граждан к цифровым сервисам в сфере здравоохранения и образования, формированию инфраструктурного уровня нового типа – цифровых инфраструктурных платформ.

План мероприятий включает 17 основных задач, которые ответственные организации и ведомства должны выполнить до 2020 года: создать Генеральную схему развития сетей связи РФ на период 2017-2024 гг.; обеспечить ШПД в интернет для населения, образовательных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления; внедрить технологии подвижной радиосвязи 5G/IMT-2020; создать Глобальную многофункциональную инфокоммуникационную спутниковую систему (ГМИСС) для покрытия территории РФ и мира; обеспечить доступность услуг по хранению и обработке данных на всей территории России для граждан, бизнеса и власти и другие задачи.

Общий объем финансирования направления «Информационная инфраструктура» составляет порядка 427 млрд рублей. При этом, из федерального бюджета планируется выделить 98,6 млрд рублей, внебюджетные средства – 328,5 млрд рублей. В 2018 г. будет выделено почти 52,6 млрд руб.

Ключевые показатели рассчитаны на период 2018-2024 гг. Так, в 2024 г. 97% домохозяйств, образовательные учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления должны быть обеспечены ШПД на скорости не менее 100 Мбит/с. Все государственные медучреждения должны быть обеспечены ШПД на скорости не менее 1 Мбит/с при спутниковом соединении и не менее 10 Мбит/с при волоконно-оптическом уже в 2018 г.

С 2018-2024 гг. количество опорных ЦОДов в федеральных округах должно быть увеличено с 2 до 8. Доля сертифицированных ЦОД, предоставляющих услуги органам государственной власти и местного самоуправления, в 2020 г. должна составить 30%, в 2024 г. – 100%. Доля же России в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных должна вырасти до 10%.

К середине 2019 г. должны быть нормативно определены требования по использованию государственной единой облачной платформы органами государственной власти и местного самоуправления, а также утвержден план перевода их информационных систем и ресурсов в государственную единую облачную платформу («гособлако»). Ввод «гособлака» в промышленную эксплуатацию намечен на конец 2019 г. К 2024 г. доля государственных систем, перенесенных в «гособлако», должна увеличиться до 90%.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была принята с учетом «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 г.». Цифровая экономика способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры РФ, созданию и применению российских ИКТ, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы. Настоящая Программа способствует согласованному развитию цифровой экономики на территории стран – участниц Евразийского экономического союза и в кооперации с партнерами на европейском и азиатско-тихоокеанском направлениях в форматах Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС.

Громова О.О., НИИПС – филиал ФГУП ГЦСС

E-mail:gromova@niips.ru

Издано:  журнал «Вестник связи», № 03′ 2018 г., с. 6-8

благоприятность условий ведения цифрового

14 СОВПАДЕНИЙ НАЙДЕНО

Корпоративный опыт

… (чтобы развивать бизнес по всему миру), цифровая (чтобы использовать возможности … … могут подорвать традиционные способы ведения бизнеса. Для решения каждой … … мотивирующей и предложить персоналу гибкие условия, то даже не самая высокая зарплата … … этого перераспределения особенно благоприятны, если ценности продуктов …

Простые принципы успешной стратегии

Лидеры

Лидеры нового времени

… кадровое разнообразие и создавать благоприятный психологический климат,… … организации. За последние десятилетия условия труда претерпели кардинальные … … задач, изменив их работу с помощью цифровых инструментов, вооружить их … … международных подразделениях компании.
В его ведении вопросы кадрового потенциала …

Лидеры нового времени

На правах рекламы

… также имеет хорошие компетенции в деле ведения бизнеса с зарубежными заказчиками: … … крупным провайдером ИТ-решений в области цифровой трансформации и информационной … … что партнерство с Softline позволит нам благоприятно развиваться на международных … … будут помогать и отличные налоговые условия для ИТ-компаний, занимающихся …

Стартапы

В ожидании расплаты: что ждет Кремниевую долину?

… обстоятельства складывались как никогда благоприятно. Превосходство США, широкая … … институциональных) пересматривать свой подход. Условия предоставления дополнительного … … для технологической отрасли шаблоны ведения бизнеса и с коммерческой, и … … обязательно лучше, они не освоили цифровой маркетинг, их прибыль на единицу …

В ожидании расплаты: что ждет Кремниевую долину?

Стартапы

Вдали от Кремниевой долины

… в $1 млрд и выше, — изменили привычный подход к ведению бизнеса и даже жизнь людей. Эти фирмы,… … немалых успехов. Стартапы, работающие в не самых благоприятных условиях — то есть там, где трудно найти капитал… … предлагает создаваемые посредством краудсорсинга цифровые адреса — уникальные комбинации, составленные…

Вдали от Кремниевой долины

Как Индия совершила прыжок в Четвертую промышленную революцию

Исследования

Самые цифровые страны мира: рейтинг 2019 года

… странами или систематически оцениваются законодателями, руководителями бизнеса и инвесторами.
Методология создания системы показателей благоприятности условий ведения цифрового бизнеса
Мы поставили цель выяснить, насколько просто работать на разных рынках наиболее крупным цифровым платформам, в том числе …

Самые цифровые страны мира: рейтинг 2019 года

Управление инновациями

… коммуникации с потребителями нужно разрабатывать новые цифровые продукты и каналы. Многочисленные примеры… … структуру всего бизнеса, но необходимо обеспечить благоприятные условия для поиска и реализации новых идей и нестандартных… … изменении потребительских привычек или в способах ведения бизнеса (в логистике). По той же причине…

Поймать волну: как вырастить инновации

Управление изменениями

… дает организации возможность увидеть благоприятные варианты развития событий … … основных вопроса: «от каких факторов и условий зависит успех сегодня?», «какие … … примеру, у TCS появились внутренняя цифровая платформа — Ultimatix и сайт, … … рассчитана на стартапы, и ее подход к ведению дел заметно отличался от принятого …

Спланированный авантюризм

Стратегия

Будущее: правила выживания

… соответственно, другие принципы и другая тактика ведения деятельности. (См. врезку «Другая “порода”… … Facebook сейчас равно населению Китая. У гигантских цифровых платформ очень низкие предельные издержки… … задача сохранить и даже расширить свое лидерство в условиях более жесткой и более разнообразной конкуренции и в менее благоприятной экономической обстановке. На наш…

Будущее: правила выживания

Экономика

Москва — город не для бизнеса и не для жизни. Анализ рейтингов

… опережающими темпами развиваются цифровая экономика и коммуникации … … прекрасно приспособлен для создания и ведения бизнеса, разнообразен с точки … … Гонконг и Сингапур. В нем установлен благоприятный для деловой и личной … … Лондон. Замечу в скобках, что в реальных условиях концепции города для бизнеса …

Стратегия

… восемь лет из-за трудных экономических условий и ошибок менеджмента положение … … ценности, нашу культуру, принципы ведения бизнеса, доверие наших людей…. … ей производить на людей еще более благоприятное впечатление? Мы заставляли … … связывать концы с концами в лабиринте цифровых СМИ и социальных сетей и стать …

«Я просил прощения за наши решения»

Стратегия

… Во-вторых, компании могут упустить благоприятные возможности: так было … … которая до последнего сдерживала натиск цифровой фотографии, хотя ей надо было … … компаниями и существующие правила ведения бизнеса.
Нынешние и будущие … … себе более прочные позиции. Что в этих условиях предложили бы традиционные …

Добротный сюжет как фактор успеха

Психология

Виртуальный мир как кузница руководящих кадров

… во многом отражают описанные нами условия, а значит, приоткрывают окно … … организация существует в подвижном цифровом пространстве, а создают ее … … поощрение, допустим, очки за хорошее ведение игры, — вполне можно назвать … … что особенно поразительно: создание благоприятной обстановки для организации …

Виртуальный мир как кузница руководящих кадров

Никто не даст вам пошаговых инструкций, как провести оцифровку. Только зная бизнес изнутри, можно правильно поставить цель и разработать стратегию цифровизации бизнеса. Также на пути к цифровизации нужно быть готовым к ошибкам и поворотам «не там» и стараться относиться к ним спокойно. Ошибки – стандартная составляющая любых изменений, поэтому эти проблемы не должны стать препятствием — рано или поздно вам в любом случае придется переходить на цифру.

Чаще всего цифровизация бизнеса проходит в 3 этапа.

1. Анализ компании, постановка целей и разработка стратегии.

Для начала необходимо проанализировать все бизнес-процессы и стратегические активы компании: определить эффективность всех ее подразделений, производства, внутренних и внешних коммуникаций. Подумать, как ее можно улучшить с помощью цифровых технологий.

На этом этапе необходимо поставить четкую цель, к которой компания должна прийти с помощью цифровизации. Сформировать примерную стратегию достижения этой цели. Чтобы минимизировать риски, нужно подходить к этому очень внимательно и ответственно. При составлении стратегии помните, что новые технологии не должны полностью менять бизнес, их основная цель — упростить бизнес-процессы.

2. Внедрение цифровых технологий.

Когда вы обозначите четкий план действий и выберете необходимые цифровые инструменты, можно приступить к работе. Вам понадобится время на внедрение новых технологий, тестирование, исправление технических ошибок, обучение персонала или клиентов в работе с сервисами. Поэтому, чтобы увидеть какие-либо результаты, вам нужно подождать.

3. Анализ результатов.

После внедрения каждого цифрового решения необходимо проанализировать его эффективность и убедиться, что оно приносит дополнительную прибыль или любую другую выгоду компании, а не наносит ущерб бюджету.

Перестроиться на цифровые рельсы пытается большинство компаний, но часто эти начинания сводятся к отчетам на бумаге, либо заканчиваются провалом. А в свете событий последнего времени этот процесс усложнился еще больше

Об эксперте: Сергей Гребенников, заместитель директора Российской ассоциации электронных коммуникаций.

Цифровизация ради цифровизации — одна из самых актуальных проблем современного бизнеса, и не только в России. Быть нецифровым уже невозможно: не случайно во время первого бума искусственного интеллекта в 2016–2017 годах компании бросились массово закупать технологии в стремлении быть в тренде — то, что Gartner потом назвала panic buying (панические покупки). Но хотя игроки повсеместно заявляют о том, что успешно прошли диджитал-трансформацию или вот-вот ее завершат, в действительности цифровых бизнесов не так много.

По данным McKinsey, около 84% проектов цифровой трансформации заканчиваются неудачей. Если говорить о России, еще в 2020 году четверть отечественных компаний разочаровались в эффекте от попыток внутренней цифровой трансформации. И даже «Сбер» в свое время признал потерю миллиардов рублей из-за искусственного интеллекта — правда, обосновав это ошибками в работе алгоритмов.

Сейчас процесс цифровой трансформации, который и до этого представлял для компаний непростую задачу, еще больше усложнился. Санкции и уход с рынка многих зарубежных игроков вынуждают бизнес переходить на отечественное ПО и перестраивать большинство бизнес-процессов. В общей суматохе сложно не наделать ошибок и понять, какие нововведения действительно необходимы.

Можно выделить несколько основных причин, по которым цифровая трансформация оказывается несвоевременной или не дает никаких результатов.

Отсутствие предварительной оценки эффективности

Это одна из самых частых ошибок: компания внедряет цифровые решения, не оценив заранее, компенсируются ли потраченное время и ресурсы улучшением бизнес-показателей. Переход в «цифру» уместен, только когда есть понимание, что это приведет к конкретным положительным эффектам — сокращению трудозатрат, повышению маржинальности, росту продаж.

В противном случае цифровая трансформация превращается в нагромождение инициатив, бесполезных для бизнеса — как минимум на конкретном этапе развития. К примеру, молодому небольшому стартапу нет смысла тратить силы на внедрение системы геймификации персонала — важнее сосредоточиться на масштабировании и выходе на окупаемость. Подобные инициативы не только не дают положительного эффекта, но и могут помешать, поскольку тянут за собой нагромождение новых регламентов и вызывают отторжение команды. Как этого избежать?

Любым цифровым нововведениям должна предшествовать большая аналитическая работа. Важно ответить на вопросы, какие задачи стоят сейчас перед бизнесом, какими технологиями их можно решить, какие инвестиции потребуются, как именно и в какой срок они окупятся, насколько улучшатся финансовые показатели. В идеале нужно не ограничиваться предварительным анализом, но и оценивать промежуточные результаты на каждом микроэтапе — чтобы при необходимости скорректировать процессы.

Отсутствие культуры цифровизации

Согласно исследованию консалтинговой компании KMDA, одним из главных препятствий для цифровой трансформации бизнеса считается сопротивление изменениям со стороны команды. Если руководитель отдела считает, что спущенное сверху указание регистрировать операции в онлайн-системе — это лишние действия, мешающие работе, то и от своих подчиненных требовать этого он не будет. В результате весь процесс превратится в формальное заполнение отчетов. И это закономерно: если сотрудники не понимают смысла внедрения новых инициатив, они всегда будут отторгать нововведения в компании.

Причиной сопротивления цифровой трансформации персоналом может быть страх, что автоматизация лишит их рабочих мест («роботы заменят людей»), или беспокойство о своих личных данных. Эти опасения особенно усилились в последнее время: экономический кризис провоцирует страх остаться без работы, а потеря доступа к необходимым для работы цифровым инструментам заставляет задуматься о том, что у тотальной оцифровки процессов есть и обратная сторона.

Именно поэтому так важно работать над культурой цифровизации в компании и формировать в команде соответствующие принципы и ценности — то, чему большинство бизнесов не уделяют внимания. Чтобы сотрудники содействовали изменениям вместо сопротивления им, они должны понимать:

  • какую именно пользу принесет каждое новое решение;
  • как оно работает — хотя бы на базовом уровне: все процессы должны быть абсолютно прозрачны;
  • как изменятся их задачи и зона ответственности после внедрения нововведений. Так, в условиях масштабной адаптации бизнеса к новым реалиям важно донести до команды, что сейчас рабочие руки важны как никогда, поэтому опасаться сокращений не нужно. Разумеется, это можно говорить лишь тогда, когда вы действительно не планируете сокращений — иначе вы только подорвете доверие к себе оставшихся сотрудников.

К этическим проблемам часто приводит некорректная работа самих технологий — в первую очередь тех, что связаны с искусственным интеллектом. Достаточно вспомнить случай, когда ИИ-решение от Amazon, предназначенное для сортировки резюме соискателей, начало дискриминировать кандидатов по гендерному признаку. Такие кейсы, безусловно, подрывают доверие к цифровым решениям — хотя дискриминирующие принципы не закладывались в систему намеренно. В случае с Amazon причина была в нерепрезентативности данных: алгоритм обучался на резюме, попавших в компанию за последние десять лет — а большая их часть принадлежала мужчинам. Исходя из этого искусственный интеллект пришел к выводу, что мужчины как потенциальные сотрудники предпочтительнее женщин.

Чтобы предотвратить подобные случаи, ИИ-решения изначально должны создаваться по канонам этики. В 2020 году 14 стран объединились в организацию GPAI (Global Partnership on AI), чтобы разработать подходы к созданию и использованию ИИ-систем, основанных на правах человека, инклюзивности и ответственности.

В исследовании РАЭК, посвященном этике цифровизации, аналитики обобщили основные принципы, которые сейчас используются для создания этичного ИИ:

  • прозрачность,
  • непредвзятость,
  • подотчетность,
  • приоритет интересов человека и контроль с его стороны,
  • ответственность разработчиков, пользователей и других заинтересованных лиц.

Нехватка компетенций

Еще одна частая причина провала попыток цифровой трансформации связана с недостатком компетенций. Речь идет о ситуациях, когда у руководителей и команды просто не хватает экспертизы, чтобы провести цифровую трансформацию. Кроме того, в большинстве случаев компании отказываются от создания единого органа цифровизации (например, введения должности CDTO — Chief digital transformation officer). Все это заканчивается многочисленными ошибками.

Но даже создание целого подразделения для цифровой трансформации при отсутствии компетенций у команды может привести к краху. Так случилось с General Electric, которая в 2015 году основала GE Digital для работы с внешними клиентами. В погоне за быстрыми финансовыми результатами менеджмент превратил эту структуру в инструмент для решения внутренних задач компании, и весь запланированный эффект провалился.

Важным фактором нехватки цифровых компетенций стал кадровый голод в сфере ИТ, который особенно усилился с началом пандемии. В России, по данным Минцифры, сейчас не хватает от полумиллиона до миллиона айтишников, схожая ситуация и в других странах мира. Пытаясь оперативно решить текущие задачи в условиях недостатка рук, компании все чаще прибегают к хакатонам — поскольку этот формат позволяет привлечь к разработке решения или его апробации специалистов с экспертизой в разных областях. Так, на хакатоне EnergoMach конкурса «Цифровой прорыв» Минэнерго протестировало интеллектуальную систему визуализации алгоритмов предупреждения ЧС на объектах ТЭК. А в рамках хакатона Health&Science «Сбер» испытал прототип решения, определяющего фронтиры науки и технологий для планирования исследований в масштабах страны.

Потребность экономики в ИТ-кадрах усилилась с введением новых санкций. Поскольку многие из этих санкций касаются доступа к технологиям и ПО, у России фактически не осталось других вариантов, кроме как развивать и поддерживать собственные цифровые сервисы и решения. В начале марта был принят комплекс мер по поддержке ИТ-отрасли, который должен вызвать всплеск интереса к цифровым специальностям. Так, в пакет вошли такие беспрецедентные меры, как льготное кредитование ИТ-компаний, льготы на ипотеку для их сотрудников, гранты на разработку и развитие ИТ-продуктов, отсрочка сотрудников от призыва в армию и их освобождение от НДФЛ, а сами компании — от уплаты налога на прибыль.

Копирование практик с рынка

По статистике, при внедрении цифровых решений больше половины (53%) российских компаний копируют лучшие практики с рынка. Но хотя на первый взгляд такое решение может показаться логичным, оно ошибочно: даже в схожих бизнесах эффективность одних и тех же цифровых инструментов может быть разной, поскольку она зависит от множества факторов. Так, в 2019 году международная консалтинговая компания Columbus решила впервые перенести рекламу в онлайн для продвижения инструмента по автоматизации складских процессов. Был выбран казалось бы беспроигрышный метод, доказавший свою эффективность на рынке — приуроченная к «черной пятнице» кампания на Facebook (соцсеть принадлежит Meta Platforms, Тверской суд Москвы 21 марта 2022 г. признал компанию экстремистской и запретил ее деятельность. — РБК). Но эта кампания не учитывала специфики бизнеса, поэтому KPI не удалось выполнить даже наполовину. Впоследствии Columbus учла ошибки и разработала свою собственную стратегию цифрового продвижения.

Кроме того, заимствуя казалось бы успешную практику, нужно учитывать, что далеко не всегда компании раскрывают реальные данные об эффективности своего решения. Иногда цифровые «фишки» запускаются исключительно с целью пиара, а в реальности могут быть даже убыточными, поэтому копировать их не имеет смысла. Да, внедрение отдельных цифровых проектов в пиар-целях в каких-то случаях может быть целесообразным, но чтобы понять насколько — в каждом случае нужна тщательная предварительная аналитика.

Отсутствие единой стратегии

Цифровая трансформация не составляется из разрозненных цифровых решений: в первую очередь это фундаментальная перестройка всех процессов, которая требует полноценной стратегии. Традиционный банк не сможет превратиться в финтех-компанию, если будет просто переводить отдельные процессы в диджитал-формат: ему придется менять как сам продукт, так и способ взаимодействия с клиентами, свое позиционирование и маркетинг, организационную структуру и другие аспекты — а все это требует целостного подхода. Кстати, именно отсутствие единой стратегии 42% российских компаний считают одним из ключевых препятствий к цифровой трансформации.

Но на практике часто происходит так, что цифровые решения внедряются каждым департаментом независимо друг от друга. В результате получается, как в популярной поговорке — автоматизация хаоса приводит к автоматизированному хаосу.

Чтобы предотвратить такое развитие событий, нужна единая стратегия цифровизации, где каждая инициатива будет выполнять свою функцию. В процессе разработки такой стратегии может оказаться, что для перехода на цифровые рельсы нужно полностью менять бизнес-модель, а иногда и сам продукт.

Так произошло с Netflix, которая изначально создавалась как сеть проката DVD. Расширяя бизнес, компания внедряла решения, которые вполне вписывались в понятие цифровизации: например, разработала свою систему рекомендации фильмов на основе анализа предпочтений пользователей, ввела подписку на прокат, создала бонусную систему. Но с развитием потокового видео сам формат DVD был обречен, и никакие цифровые улучшения не привели бы бизнес к успеху. В Netflix это вовремя поняли, и в 2007 году, спустя десять лет после своего основания, компания сделала пивот, переключившись на стриминговые технологии. Это решение сделало Netflix одной из крупнейших компаний в мире — но для этого ей пришлось полностью менять продукт и бизнес-модель. Именно для этого и нужна стратегия: чтобы заранее оценить масштаб перемен и понять, насколько вы к нему готовы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Где надо указать инн покупателя чтобы на чеке напечатались его реквизиты сигма
  • Где найти реквизиты документа подтверждающего право собственности на помещение
  • Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на газель бизнес камминз
  • Генеральный директор рязанская нефтеперерабатывающая компания официальный сайт
  • Геодезическая компания геодезия геология межевание городской поселок ульяновка