Вы вошли в помещение где сидит компания младших школьников кто должен поздороваться первым

Цели урока:

  • Познавательная: на уроке учащиеся узнают о
    роли приветствия в общении, о том, как
    приветствовали друг друга в прошлом разные
    народы; о требованиях современного речевого
    этикета (урок строится с учетом того, что у
    учащихся нулевой уровень познавательной
    активности: они пассивны, с трудом включаются в
    работу, ожидают привычного давления со стороны
    учителя; их активность возрастает постепенно);
  • Развивающая: развивает навыки правильного
    употребления формул приветствия и благодарности
    в зависимости от ситуации;
  • Воспитательная: повышение уровня речевой
    культуры.

Тип урока: урок-общение.

Методы работы: опрос, беседа, рассказ;
работа с текстом, с карточками, со словарем, ПК.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Этикет. Требования современного речевого
    этикета.
  3. Роль интонации при общении.
  4. Построение высказываний в зависимости от
    эстетического восприятия.
  5. Ситуации благодарности. Формулы благодарности.
  6. Работа с формулами приветствия, речевыми
    ситуациями.
  7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя: – Пушкин писал: «Мы
все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».
Совсем немного времени осталось до того момента,
когда вы закончите 9-й класс. Овладевая в рамках
школьной программы русским языком, вы должны
были научиться многому: опознавать языковые
единицы, правильно произносить слова, создавать
тексты разных типов и стилей, совершенствовать и
редактировать тексты и т.д. А вот что еще входит в
«Требования к уровню подготовки выпускников
основной школы по русскому (родному) языку»:
*учащиеся, применяя полученные знания, должны
уметь владеть современным речевым этикетом
.

– Скажите, а что такое этикет? (***– записи с
такой пометкой – на доску и в тетрадь)

***Слово «этикет» произошло от французского
etiquette и означает «установленный порядок
поведения где-либо».
***«Этикет – это разум для тех, кто его не имеет» –
говорил Вальтер.
Говоря о речевом этикете, я бы хотела
процитировать слова психолога В.Петровского:
***«Мы не властны над речью других, но над
собственной речью мы властны, это наше зеркало, и
пусть оно не будет грязным».

Требования современного речевого этикета
складывались на протяжении многих столетий
истории цивилизации. Это результат опыта многих
поколений. Правила, которые выработало
человечество, являются международными и в целом
едины во всех странах, хотя имеются свои
особенности в зависимости от национальных и
исторических традиций (например, в Тибете
встречный прохожий в знак особого расположения
духа может показать вам язык, но для других
народов этот знак оскорбителен).

Знание этикета входит не только в российскую,
но и вообще в европейскую культуру воспитания и
неразрывно связано с умением правильно говорить.
В подтверждение этих слов послушайте, в чем
заключаются требования современного этикета:
человек должен обладать:

  • во-первых, культурой речи, которая предполагает
    не только ее грамматическую и стилистическую
    правильность, но и отсутствие вульгарных слов;
    умением четко и точно излагать свои мысли, без
    применения нецензурных выражений и
    слов-паразитов, засоряющих речь;
  • во-вторых, элементарной вежливостью, которая
    предполагает умение здороваться и прощаться,
    желать другому человеку доброго утра и спокойной
    ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита,
    благодарить за помощь и услугу, говорить
    «пожалуйста», когда просишь о чем-либо, и уметь
    произносить слова извинения, если не прав и
    причинил кому-либо беспокойство;
  • в-третьих, умением разговаривать и поддерживать
    беседу;
  • в-четвертых, умением управлять своими эмоциями:
    воспитанный человек никогда не выплескивает
    свое плохое или очень хорошее настроение на
    окружающих.

Согласитесь, что, если человек соблюдает эти
правила, с ним всегда приятно общаться.

***Самая большая роскошь – это роскошь
человеческого общения. (Сент-Экзюпери)

См. стр. 18 «Азбука вежливости».

Вопрос классу: Умеете ли вы беседовать
с людьми? Что нужно, чтобы быть хорошим
собеседником?

Беседа отличается от сплетни. Сплетня имеет то
свойство, что, если не придавать ей значения, она
умирает естественной смертью. Культурный
человек ни о ком не отзывается дурно. Хороший
собеседник – тот, который не только хорошо
говорит, но и умеет слушать. Нельзя делать
замечания взрослым. (Показателен такой случай:
однажды некий молодой человек заметил Фаине
Раневской:

– Вы уже не молоды.
– Зато хорошо воспитана, – парировала она.)

***«Ничего не стоит нам так дешево и не ценится
людьми так дорого, как вежливость» – говорил
Сервантес.
***Настоящая вежливость – не парадный костюм, а
повседневная одежда, и ее надевают ежедневно.

3. Когда мы с кем-то говорим, очень
важно не только то, что и какими словами мы
говорим, но и с какой интонацией мы это
произносим.

Вот примеры (игровые ситуации через ПК):

Н.Ушаков. Рассказ «Пожалуйста»

Леночка сидела в трамвае. Она все время
вертелась и болтала ногами. Ее соседка
отодвинулась. Она боялась. что Лена испачкает ей
пальто.

– Деточка, сиди спокойно, пожалуйста. Так
нельзя себя вести, – заметила Лене старушка,
сидевшая напротив.

– А что я сделала? – возразила Лена. –
Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И она, надувшись, стала смотреть в окно.

– И девочка, и старушка произнесли одно и то же
слово – пожалуйста. Но с
одинаковой ли интонацией было произнесено это
слово? (Выслушать ответы)

– Итак, доброжелательная интонация, мимика,
улыбка тоже играют важную роль при общении.

***Истинная вежливость заключается в
благожелательном отношении к людям. (Жан Жак
Руссо)

Мама пришла с работы и спрашивает сына: «Ты
обедал?»
Ответ может быть произнесен
по-разному.

Задание классу: произнесите ответ,
используя разную интонацию («Обедал»
(спокойным и ровным тоном) и «Обедал»
(недовольным голосом: «Чего, мол, пристала?»)

4. В статье К.Леонтьева «Критический
этюд» (журнал «Вопросы литературы» №1 1989г.)
читаем:
«Об одном и том же люди разного пола, времени и
разного эстетического воспитания выразятся
различно. В чертах широких эта разница заметна и
на целых нациях, а особо на писателях. Французы
предпочитают брать все повыше жизни. Русские
последнего периода – как можно ниже. Англичане
занимают середину.
Нужно, например, сказать, что одно из действующих
лиц мужского пола чего-нибудь испугалось.
Англичанин, скорее всего, напишет, не
преувеличивая ни в ту, ни в другую сторону, ни
вверх, ни вниз: «Сильно испугавшись, Джеймс стоял
неподвижно», француз: «Альфред затрепетал!
Смертельная бледность покрыла его прекрасное
лицо.., он удалился, однако, с достоинством».
Русский писатель предпочтет выразиться так: «Мой
герой струсил, как подлец, и потащился восвояси».
Быть может, даже еще лучше: «поперся домой».

Задание классу: пофантазируйте и
представьте, как выскажутся в подобной ситуации
немцы, итальянцы, испанцы.

Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И снова из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.

Вопрос классу: Скажите, какое, по
вашему мнению, слово является одним из самых
распространенных в русском языке этикетных слов?
(Слово «спасибо» родилось из
старинного русского пожелания «спаси Бог»).

– А в какой жизненной ситуации оно
употребляется? (В ситуации благодарности.)
– Каково лексическое значение слова
благодарность? Посмотрим на толкование этого
слова в словаре С.И.Ожегова.

*** «Благодарность – чувство признательности к
кому-нибудь за оказанное добро, внимание.»

Послушайте стихотворение:

Дядя Саша огорчен
Рассказал он вот о чем…
Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова…
А слово-то какое  –
Очень дорогое

Он про внучку говорил:
– Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но – нельзя ж  молчать, как рыба.
Ну сказала бы…
Слово-то какое –
Очень дорогое.

– Как видите, герой этого стихотворения, дядя
Саша, так и не дождался слов благодарности.
Выразить это чувство помогают нам не только
слова спасибо, извините, но и другие
этикетные слова нашего языка. Назовите их.
Вы назвали не так много слов. А исследователь
русского речевого этикета Формановская в одной
из своих книг предлагает 28 слов и выражений.

– Давайте представим себе любую речевую
ситуацию благодарности:

– Катя, дай мне на минуточку учебник.
– Возьмите, пожалуйста.
– Спасибо.

– Была ситуация благодарности? В какую
ситуацию входят три компонента:

***1) человек, которого благодарят, 2) человек,
который благодарит, 3) услуга.

Задание классу: представьте, как могут
использоваться слова благодарности (по рядам)

  • в общественном транспорте;
  • в родной школе;
  • в магазине.

5. Практические задания (цель –
учиться благодарить, учитывая особенности
компонентов ситуации благодарности)

Задача 1

Вы едете в автобусе и попросите соседа
прокомпостировать талончик. Он выполнил вашу
просьбу. Как поблагодарить? Выберите из двух
вариантов правильный:

  • – Благодарю.
  • – Моя благодарность не знает границ.

(Второй вариант неверный, так как его
употребляют, если услуга очень велика; выбирая
слова благодарности, мы должны учитывать меру
услуги, ее значимость.)

Задача 2

Вашему родственнику удачно сделали сложную
операцию. Как поблагодарить врача?
– Спасибо, доктор.
– Доктор, нет слов, чтобы выразить мою
благодарность.

Задание классу: попробуйте, учитывая
особенности компонентов ситуации благодарности,
составить письменно диалоги по следующим
ситуациям (по рядам):

  • ученик 9 класса благодарит одноклассника за то,
    что он принес ему DVD с интересным фильмом;
  • вы благодарите бабушку за вкусный ужин;
  • пожилой человек благодарит женщину, которая
    уступила ему место в автобусе.

– Эти умения очень важны, ведь поблагодарить
человека в нужную минуту, сделать это тактично,
вежливо – значит, подарить ему капельку радости,
солнца. Недаром в слове благодарить два
корня. Благодарить – значит дарить людям благо,
дарить добро.

– Вы сказали встречному: «Здравствуйте!»
Много это или мало? (Ребята высказывают свои
мнения.)

– С одной стороны, как будто много. Но с другой
стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас
и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия.
Представьте, что ваш хороший знакомый, видя вас,
пройдет мимо, не поздоровавшись. Вы невольно
воспримете это тревожно, ведь перестать
здороваться – означает желание прервать добрые
отношения, знакомство. Таким образом
«Здравствуй» свидетельствует о готовности к
общению и предполагает сделать его
доброжелательным; значимым может оказаться и
отсутствие формул вежливости – забыли
попрощаться, не сказали «спасибо» – о вас скажут,
что вы не вежливы, или решат, что вы обиделись.

6. Жесты приветствий

Здороваться и прощаться можно по-разному: можно
кивнуть головой, можно помахать рукой,
улыбнуться. Раньше были приняты поклоны (при этом
снимали шляпу) и реверансы, женщинам целовали
руки – и сейчас эти жесты используются в
определенных ситуациях: например, в строго
официальной обстановке или театре. У венгров до
сих пор одно из распространенных приветствий
звучит: «Целую ручки».
Есть жесты, характерные для какого-то народа:

  • лица мужского пола в России, здороваясь,
    пожимают руки друг другу;
  • европейцы часто обнимаются в знак приветствия;
  • китайцы пожимали руки не друг другу, а себе; в
    наши дни таким жестом оратор приветствует
    публику;
  • египтяне прикладывали ладонь ко лбу (в наши дня
    этот жест «прижился» у военных);
  • индийцы складывали ладони перед грудью;
  • лапландцы здоровались носами.

Приветствие – один из самых важных знаков
речевого общения. Со временем они, конечно же,
меняются. Еще в XVIII веке формулу «Здравия желаю»
произносил любой человек.
А в наши дни где сохранилось это приветствие?
(лишь в среде военных)
Когда-то «здравствуй» говорили не
только при встрече, но и когда человек чихал.
Формулы вежливости – традиционно «охраняемая»
сфера лексики. Но и на них мода меняется. Так,
широко распространенное сейчас «пока!»
шокировало К.Чуковского, в конце концов он с ней
смирился: «Ведь точно такая же формула есть и в
других языках. Великий Уолт Уитмен незадолго до
смерти простился с читателями трогательным
стихотворением «So Long», что и значило по-английски
«Пока!»

– А вы, ребята, какие формулы употребляете в
речи?
Выбор формулы определяется по шкале «выше –
ниже», «свой – чужой».

Задание классу: на доске написаны
формулы приветствия, вы должны определить их
употребление:

***здравствуйте (в любой ситуации),
добрый вечер (приветствие вечером),
привет (непринужденное, дружеское приветствие,
чаще среди молодежи),

здоро’во (дружеское, грубовато-сниженное),
я вас приветствую, мое почтение (официальное,
употребляют люди старшего поколения),

чао-какао (приемлемо при прощании с близкими,
но не уместно при прощании, например, с учителем).

7. Речевые ситуации

1. Юноша идет по улице и встречает одноклассницу
или знакомую девушку. Кто должен поздороваться
первым? Какую формулу можно использовать? (Первым
всегда здоровается мужчина с женщиной, ученик с
учителем, младший со старшим.)
2. В школе навстречу вам идет незнакомый учитель,
который в вашем классе не преподает. Обязательно
ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это
сделаете?
3. Учитель, преподающий в вашем классе, занят
(разговаривает, проверяет тетради). Как вы с ним
поздороваетесь?
4. Вы едете в переполненном транспорте и видите
знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши
действия.
5. Обязательно ли здороваться в магазине с
продавцом, с библиотекарем, кассиром?
6. Навстречу 9-класснику идет 11-классник. Кто
должен поздороваться первым? (Здесь хочется
процитировать слова из французского военного
устава прошлых лет: «Из двух офицеров, имеющих
равное звание, первым всегда здоровается тот, кто
более вежлив и воспитан».)
7. Вы вошли в помещение, где сидит компания
младших школьников. Кто должен поздороваться
первым?
8. С вами на улице поздоровался совершенно
незнакомый человек. Ваши действия?
9. Вы встречаете своего знакомого, с которым
здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши
действия?

8. Послушайте следующий текст: «Пусть
твоя борода никогда не поредеет и никогда не
родится такой джин, который загонит тебя в
лампу!»
Чем он является? (Шутливым
пожеланием)

9. Домашнее задание: приближается
Новый год, дома вы должны будете составить
поздравления и пожелания своим близким и друзьям
в двух вариантах: шутливом и серьезном, используя
формулы речевого этикета.

Список использованной литературы:

  1. «Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский
    язык». («Аванта» М. 1999г.)
  2. «Этикет в будни и в праздники». («Мир книги» М.
    2004г.)
  3. «Воспитание школьников» № 10. 2002г.
  4. «Домашний лицей». (журнал для школы и семьи №1
    2000г.)
  5. Я.Наврот «Магистр вежливых наук или
    Путешествие в страну Патафию». («Детская
    литература» М. 1991г.)
  6. Э.Мошковская «Вежливое слово». («Книга для
    друга» М. 1978г.)

МБОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Технологическая карта урока родного русского языка

в номинации  «Лучшая технологическая карта урока родного русского языка»

регионального конкурса

«Современный урок родного русского языка»

                                                                                                                   Подготовила: Медведева Наталия Алексеевна

2020 г.

Технологическая карта урока родного русского языка в 8 «Б» классе в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет  Родной русский язык________________________________________________________________________________

Класс  8 «Б» класс____________________________________________________________________________________________

Тема урока _«Речевой этикет и роль благопожелания в нём»____________________________________________________________

Тип урока_ открытие нового знания с элементом исследовательской работы ______________________________________________

Планируемые результаты обучения:

личностные _ самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков______________________________________________________________________________

предметные _ знакомство с терминами «этикет», «вежливые слова», «слова благопожелания», «речевая ситуация»________________

метапредметные __ Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ____________________________________________________________________________________________________

Техники и технологии _коллективная работа, работа в группе, исследование____________________________________________

Ресурс(учебники, наглядные пособия, ИКТ) _ мультимедийная аппаратура, презентация, компьютер, информационный материал, «Рабочий лист урока» ученика_________________________________________________________________________________

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1. Введение в тему и постановка проблемы урока

Начать урок сегодня я вам предлагаю с разгадывания ребуса. Какое слово у вас получилось? (Этикет) Сегодня на уроке речь пойдет об… (этикете, «вежливых» словах)

Разгадывают ребус

Подбирают синоним к слову «этикет».

Размышляют над проблемным вопросом.

Формировать нравственно-этические ориентиры

Определять свое отношение к проблемной ситуации.

Слушать мнения одноклассников, находить и исправлять ошибки, вносить необходимые корректировки

Уметь вести диалог, высказывать свои мысли по выдвинутой проблеме

Анализировать уровень своих знаний.

словесные

2. Открытие нового знания

Слово «этикет» произошло от французского etiquette и означает «установленный порядок поведения где-либо».

Один из важнейших элементов культуры человека – речевой этикет.

Как вы понимаете значение «Речевой этикет»? (использование «вежливых слов»)

С раннего детства родители учат нас быть вежливыми. А что такое вежливость? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают? (ответы детей)

Заглянем в прошлое. И узнаем происхождение слова «вежливость».  

В последнее время многие считают, что быть вежливым, воспитанным человеком немодно, что это мешает добиться поставленных целей, занять достойное положение в обществе.

Среди вежливых слов можно выделить несколько групп

-Для того чтобы

решить все поставленные задачи

проведём «Лингвистическое исследование». Работаем в группах. Помните правила групповой работы, внимательно выслушивайте предложения других, аргументируйте свои.

— Изучите в группах рабочие материалы, заполните таблицы.

Ответьте на вопросы: Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают? Подберите однокоренные слова к данному.

Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И снова из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.

Слушают и воспринимают информацию, отвечают на вопросы, высказывают собственные предположения

Ученики работают с информационным материалом Приложения №1

Дают определения слов «вежливый», «вежливость»

Определяют группы вежливых слов, приводят примеры

Работают в группах (5)

Изучают рабочие материалы, заполняют «Рабочий лист урока» ученика

(Информационный теоретический материал Приложения №2 и рабочий лист урока Приложение №3)

Выступления представителей каждой группы

Осознавать цели своей работы.

Осмысливать своё поведение по отношению к другим

Формировать стремление к речевому самосовершенствованию

Осознавать стремление к постижению нового.

Слушать ответы, находить и исправлять ошибки, вносить необходимые корректировки

Понимать и принимать  позицию другого.

Излагать свое мнение.

Учиться работать в группе, уметь слышать и слушать друг друга

Обосновывать собственные наблюдения и выступать перед классом

Самостоятельно находить ответы в информации на поставленные вопросы

Формировать умение по поиску и выделению необходимой информации, осознанного построения речевого высказывания в устной форме, свободного восприятия текста, осмысленного чтения; содействия развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения, систематизации

Словесная

3. Первичное закрепление

Предлагает решить Речевые ситуации

1.Юноша идет по улице и встречает одноклассницу или знакомую девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу можно использовать? (Первым всегда здоровается мужчина с женщиной, ученик с учителем, младший со старшим.)
2. В школе навстречу вам идет незнакомый учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это сделаете?
3. Учитель, преподающий в вашем классе, занят (разговаривает, проверяет тетради). Как вы с ним поздороваетесь?
4. Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.
5. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, с библиотекарем, кассиром?
6. Навстречу 9-класснику идет 11-классник. Кто должен поздороваться первым? (Здесь хочется процитировать слова из французского военного устава прошлых лет: «Из двух офицеров, имеющих равное звание, первым всегда здоровается тот, кто более вежлив и воспитан».)
7. Вы вошли в помещение, где сидит компания младших школьников. Кто должен поздороваться первым?
8. С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши действия?
9. Вы встречаете своего знакомого, с которым здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши действия?

Находят способ решения речевых ситуаций

Формировать понимание самоопределения, способность к самооценке своих действий, поступков

Слушать ответы, находить и исправлять ошибки, вносить необходимые корректировки

Соблюдать правила речевого поведения, уметь полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Осознанно строить речевое высказывание в устной форме, развивать творческое воображение, познавательную активность, интеллектуальные и артистические способности.

Словесные

4. Применение нового знания

Перед Вами на столах каждой группы стоят нетбуки. На рабочем столе вы видите интерактивный тест «Ежели вы вежливы». Я предлагаю вам выполнить этот тест.

Выполняют тест

Осознавать уровень усвоения нового материала

Осмысление полученных знаний и оценка своей работы.

Высказывать свои мысли, делать правильный выбор

Синтезировать полученные на уроке знания

Интерактивная

5. Рефлексия

Составить облако «вежливых» слов. Из предложенных слов (Здравствуйте, Привет, Спасибо, Благодарю, До  свидания, Извините, Прощаться, Пожалуйста, Будь так любезен, Хвалить, Доброй ночи, Всего хорошего, Простите, Здороваться) выбрать те, которые являются «вежливыми».

Выходят к доске и составляют «облако слов»

Осознавать уровень усвоения нового материала, формировать способность к самооценке своих действий

Находить и исправлять ошибки (при необходимости), осмысление саморегуляции

Уметь полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Использовать знания, полученные на уроке

Взаимопроверка

6. Итог урока

Читает стихотворение В.Солоухина «Слово о словах»

Благодарю за урок!

Слушают стихотворение

Задание 11. Решите речевые ситуации

1. Юноша идет по улице и встречает одноклассницу или знакомую девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу можно использовать?

2. В школе навстречу вам идет незнакомый учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это сделаете?

3. Учитель, преподающий в вашем классе, занят (разговаривает, проверяет тетради). Как вы с ним поздороваетесь?

4. Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.

5. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, с библиотекарем, кассиром?

6. Навстречу 9-класснику идет 11-классник. Кто должен поздороваться первым

7. Вы вошли в помещение, где сидит компания младших школьников. Кто должен поздороваться первым?

8. С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши действия?

9. Вы встречаете своего знакомого, с которым здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши действия?

Достарыңызбен бөлісу:

1

Первый слайд презентации

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

2

Слайд 2: Цели занятия:

Познавательная : на уроке учащиеся узнают о требованиях современного речевого этикета;
Развивающая : развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации;
Воспитательная : повышение уровня речевой культуры.

Цели занятия:

Изображение слайда

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть» («Евгений Онегин»)

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

“ Этикет (от франц.etiquette – ярлык, этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”
этикет

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

5

Слайд 5: Что такое «речевой этикет»?

Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
« Толковый словарь русского речевого этикета»
Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.
«Толковый словарь русского речевого этикета»
Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.
«Русский язык. Энциклопедия»

Что такое «речевой этикет»?

Изображение слайда

Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

8

Слайд 8: Правила речевого этикета

Тактичность — это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность — умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Правила речевого этикета

Изображение слайда

Из истории речевого этикета

Изображение слайда

10

Слайд 10: Рождение этикета

Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».
Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы…

Рождение этикета

Изображение слайда

«Что надо сказать?» — с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.
«Безобычному человеку с людьми не жить», — гласит русская пословица.
Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

13

Слайд 13: Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям:

«Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне.
… При старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся…
… Не свирепствовать словом, не хулить в беседе…
…Не много смеяться, стыдиться старших…
…Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите…»
Великий князь Киевский Владимир Мономах
(1053-1125)

Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям:

Изображение слайда

14

Слайд 14: Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси

В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».

Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси.

Изображение слайда

15

Слайд 15: Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать»

«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то

Изображение слайда

16

Слайд 16: Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе

В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды старик взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».

Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе.

Изображение слайда

17

Слайд 17: А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда:

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.

А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда:

Изображение слайда

Аналогичные примеры не только из литературы, но из жизни каждый вспомнит великое множество.
Но дело не в количестве примеров, а в том, что за ними стоит.
Меняются времена и нравы, но люди разных поколений, принадлежащие к разным социальным слоям общества, с неизменным вниманием относятся к речевому этикету, уважительному обхождению, доброму слову.

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

19

Слайд 19: СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОБЛЕМУ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА АКТУАЛЬНОЙ СЕГОДНЯ?

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОБЛЕМУ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА АКТУАЛЬНОЙ СЕГОДНЯ?

Изображение слайда

20

Слайд 20: Когда уместны эти формулы вежливости?

здравствуйте;  добрый вечер ; привет ; здоро’во  ; я вас приветствую, мое почтение; пока, покедова ;
благодарю вас;
спасибо;
пожалуйста;
будьте добры, будьте так любезны

Когда уместны эти формулы вежливости?

Изображение слайда

Позвони мне, позвони…

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

22

Слайд 22: Этикет разговора по телефону

Частью общего речевого этикета является этикет телефонного разговора.
Многие учащиеся зачастую не продумывают, что и как сказать, а попусту тратят время на разговоры, которые можно обсудить при встрече.
Специалисты — психологи утверждают, что появилась современная болезнь — « телефономания », которая даже сокращает жизнь человека на 3-4 года.

Этикет разговора по телефону.

Изображение слайда

23

Слайд 23: Мобильные телефоны

Ими пользуются практически все.
Но использование сотовых телефонов во время управления автомобилем нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям, поэтому водителям необходимо самим соблюдать этические нормы поведения и не ждать, пока их заметит инспектор ГИБДД и оштрафует.
Звонок мобильного телефона можно услышать сегодня где угодно: на улице, в автобусе, на выставке… Очень часто телефоны звонят на спектаклях, ещё чаще — в кинотеатрах и в школе на уроке, что является недостатком воспитания их владельцев.

Мобильные телефоны.

Изображение слайда

24

Слайд 24: Правила разговора по телефону

Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой.
Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов ( кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать).
Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил.
Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.

Правила разговора по телефону

Изображение слайда

Правила разговора по телефону
Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу.
На работе говорите по телефону коротко.
Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут.
Окончить разговор должен тот человек, который позвонил.
Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика.
По правилам русского речевого этикета абонент, которому з вонят, может себя не называть.
Не забывайте, что особенно полезны при телефонных разговорах три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи: «извините», «пожалуйста», «спасибо».
И последнее. Даже если вы обижены или разгневаны, воздержитесь от криков и угроз по телефону. Ведите себя корректно!!!

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность — критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность.
Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

27

Слайд 27: Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения

1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.
2.Соблюдение субординации по возрасту.
3.Учёт ответной реакции собеседника.
4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не собственное говорение.
5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника (ничто так не радует в разговоре человека, как звучание его собственного имени)

Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения.

Изображение слайда

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

Когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, очень остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его «бестолковость», лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать, делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее ее отказ. Как минимум это в ваших интересах, ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость, даже агрессию, и привлекает внимание окружающих.

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

А реакция окружающих однозначна — к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она еще и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, благодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении.
Милые девушки, не удивляйтесь попытке познакомиться с вами, хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

Давайте говорить друг другу комплименты!

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

32

Слайд 32: Комплимент — любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет!

Как вы хорошо выглядите!
Вы так прекрасны!
У вас замечательные глаза!
А вы такой интересный собеседник!
Вы так увлекательно рассказываете!
Вы прекрасный человек (ученик)!

Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет!

Изображение слайда

33

Слайд 33: Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные

Комплимент:
не должен быть двусмысленным;
должен быть «без гипербол», содержать лишь небольшое преувеличение качеств человека;
должен учитывать собственное мнение человека о себе, касаться тех качеств, которыми человек гордится. Если же человек не стремится совершенствовать какое-то качество, не надо касаться его в комплименте;
должен быть без поучения, не надо учить в комплименте;
должен быть «без приправ» — «без ложки дёгтя».

Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные.

Изображение слайда

34

Слайд 34: Конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты»

Какие комплименты вы высказали бы, например, Золушке?

Конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты»

Изображение слайда

35

Слайд 35: Конкурс «Утешители»

Попытайтесь утешить ослика Иа-иа, который потерял свой хвост, или бабу с дедом, от которых убежал Колобок

Конкурс «Утешители»

Изображение слайда

36

Слайд 36: Конкурс «Вежливая критика»

Покритикуйте (вежливо) героев сказки «Лиса и журавль»

Конкурс «Вежливая критика»

Изображение слайда

37

Слайд 37: Речевые ситуации

1) Юноша идет по улице и встречает одноклассницу или знакомую девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу можно использовать?
2) В школе навстречу вам идет незнакомый учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это сделаете?

Речевые ситуации

Изображение слайда

38

Слайд 38: Речевые ситуации

3. Учитель, преподающий в вашем классе, занят (разговаривает, проверяет тетради). Как вы с ним поздороваетесь?
4. Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.

Речевые ситуации

Изображение слайда

39

Слайд 39: Речевые ситуации

5) Обязательно ли здороваться с продавцом в магазине, с библиотекарем, кассиром? 6) Навстречу 9-класснику идет 11-классник. Кто должен поздороваться первым?
7) Вы вошли в помещение, где сидит компания младших школьников. Кто должен поздороваться первым?

Речевые ситуации

Изображение слайда

40

Слайд 40: Речевые ситуации

8) С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши действия?
9) Вы встречаете своего знакомого, с которым здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши действия?

Речевые ситуации

Изображение слайда

«Пусть твоя борода никогда не поредеет и никогда не родится такой джинн, который загонит тебя в лампу!»
Что это за текст?

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

42

Слайд 42: Домашнее задание:

Ответьте на вопросы слайдов 37-41

Домашнее задание:

Изображение слайда

43

Слайд 43: САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС ) НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ

САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС ) НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ.

Изображение слайда

спасибо за внимание!

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

45

Последний слайд презентации: речевой этикет 9 класс

речевой этикет 9 класс

Изображение слайда

Слайд 1Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса


Слайд 2Цели занятия:

Познавательная: на уроке учащиеся узнают о требованиях современного речевого этикета;
Развивающая:

развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации;
Воспитательная: повышение уровня речевой культуры.

Цели занятия: Познавательная: на уроке учащиеся узнают о требованиях современного речевого этикета;Развивающая: развивает навыки правильного употребления формул


Слайд 3«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу,

у нас немудрено блеснуть» («Евгений Онегин»)

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть» («Евгений Онегин»)


Слайд 4“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения

к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”

этикет

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы


Слайд 5Что такое «речевой этикет»?

Речевой этикет — это система специфических языковых знаков

(слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
« Толковый словарь русского речевого этикета»
Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.
«Толковый словарь русского речевого этикета»

Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.
«Русский язык. Энциклопедия»

Что такое «речевой этикет»?Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил


Слайд 6 Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем

говорить, где говорить и с кем говорить.

Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем


Слайд 7      Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.

Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.
     
    

     Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение


Слайд 8Правила речевого этикета
Тактичность — это этическая норма, требующая от говорящего понимать

собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

     Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

     Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность — умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

     Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Правила речевого этикетаТактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем,


Слайд 10
Рождение этикета
Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой

этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».

Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы…

Рождение этикетаКак бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его


Слайд 11«Что надо сказать?» — с этого вопроса — напоминания каждый из

нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.
«Безобычному человеку с людьми не жить», — гласит русская пословица.
Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.

«Что надо сказать?» - с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила


Слайд 12 Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и

в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.

Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность,


Слайд 13Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям:
«Имейте душу чистую и непорочную,

тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне.
… При старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся…
… Не свирепствовать словом, не хулить в беседе…
…Не много смеяться, стыдиться старших…
…Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите…»

Великий князь Киевский Владимир Мономах
(1053-1125)

Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям:«Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать


Слайд 14Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век),

ставшем многозначным символом патриархальной Руси.

В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».

Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси. 		В


Слайд 15 «…Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых

ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».

«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или


Слайд 16Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий,

кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе.

В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды старик взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь ,
Насмешишь ты целое царство».

Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое


Слайд 17
А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу,

без расспросов, кто такая и откуда:

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.

А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и


Слайд 18 Аналогичные примеры не только из литературы, но из жизни каждый вспомнит

великое множество.
Но дело не в количестве примеров, а в том, что за ними стоит.
Меняются времена и нравы, но люди разных поколений, принадлежащие к разным социальным слоям общества, с неизменным вниманием относятся к речевому этикету, уважительному обхождению, доброму слову.

Аналогичные примеры не только из литературы, но из жизни каждый вспомнит великое множество. Но дело не в


Слайд 19СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОБЛЕМУ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА АКТУАЛЬНОЙ СЕГОДНЯ?

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОБЛЕМУ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА АКТУАЛЬНОЙ СЕГОДНЯ?


Слайд 20Когда уместны эти формулы вежливости?
здравствуйте; 
добрый вечер;
привет;
здоро’во ;
я вас приветствую, мое

почтение;
пока, покедова;
благодарю вас;
спасибо;
пожалуйста;
будьте добры, будьте так любезны

Когда уместны эти формулы вежливости?  здравствуйте;  добрый вечер; привет; здоро'во ; я вас приветствую, мое почтение; пока,


Слайд 22
Этикет разговора по телефону.

Частью общего речевого этикета является этикет телефонного разговора.

Многие учащиеся зачастую не продумывают, что и как сказать, а попусту тратят время на разговоры, которые можно обсудить при встрече.
Специалисты — психологи утверждают, что появилась современная болезнь — «телефономания», которая даже сокращает жизнь человека на 3-4 года.

Этикет разговора по телефону. Частью общего речевого этикета является этикет телефонного разговора. Многие учащиеся зачастую не


Слайд 23Мобильные телефоны.
Ими пользуются практически все.
Но использование сотовых телефонов во время управления

автомобилем нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям, поэтому водителям необходимо самим соблюдать этические нормы поведения и не ждать, пока их заметит инспектор ГИБДД и оштрафует.
Звонок мобильного телефона можно услышать сегодня где угодно: на улице, в автобусе, на выставке… Очень часто телефоны звонят на спектаклях, ещё чаще — в кинотеатрах и в школе на уроке, что является недостатком воспитания их владельцев.

Мобильные телефоны.Ими пользуются практически все.Но использование сотовых телефонов во время управления автомобилем нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям,


Слайд 24
Правила разговора по телефону

Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом

обращайтесь с просьбой.
Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов ( кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать).
Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил.
Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.

Правила  разговора по телефону Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой.Не набирайте


Слайд 25
Правила разговора по телефону

Не звоните без крайней надобности на работу

по личному делу.
На работе говорите по телефону коротко.
Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут.
Окончить разговор должен тот человек, который позвонил.
Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика.
По правилам русского речевого этикета абонент, которому звонят, может себя не называть.
Не забывайте, что особенно полезны при телефонных разговорах три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи: «извините», «пожалуйста», «спасибо».
И последнее. Даже если вы обижены или разгневаны, воздержитесь от криков и угроз по телефону. Ведите себя корректно!!!

Правила  разговора по телефону Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу.На работе


Слайд 26 Правильность речи, её точность, логичность,

чистота, богатство и выразительность — критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность.
Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.

Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность — критерии


Слайд 27Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения.
1.Внимание и приветливость по отношению к

собеседнику.
2.Соблюдение субординации по возрасту.
3.Учёт ответной реакции собеседника.
4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не собственное говорение.
5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника (ничто так не радует в разговоре человека, как звучание его собственного имени)

Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения.1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.2.Соблюдение субординации по возрасту.3.Учёт ответной реакции


Слайд 29Когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его

взгляд, очень остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его «бестолковость», лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать, делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее ее отказ. Как минимум это в ваших интересах, ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость, даже агрессию, и привлекает внимание окружающих.

Когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, очень остроумное, не кривите лицо


Слайд 30А реакция окружающих однозначна — к ней пристают, значит, она того

заслуживает. А если она еще и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, благодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении.
Милые девушки, не удивляйтесь попытке познакомиться с вами, хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?

А реакция окружающих однозначна - к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она еще и


Слайд 31Давайте говорить друг другу комплименты!

Давайте говорить друг другу комплименты!


Слайд 32

Комплимент — любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей

внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет!

Как вы хорошо выглядите!
Вы так прекрасны!
У вас замечательные глаза!
А вы такой интересный собеседник!
Вы так увлекательно рассказываете!
Вы прекрасный человек (ученик)!

Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы.


Слайд 33

Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные.

Комплимент:

не должен быть двусмысленным;
должен

быть «без гипербол», содержать лишь небольшое преувеличение качеств человека;
должен учитывать собственное мнение человека о себе, касаться тех качеств, которыми человек гордится. Если же человек не стремится совершенствовать какое-то качество, не надо касаться его в комплименте;
должен быть без поучения, не надо учить в комплименте;
должен быть «без приправ» — «без ложки дёгтя».

Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные.  Комплимент: не должен быть двусмысленным; должен


Слайд 34Конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты»

Какие комплименты вы высказали бы, например,

Конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты»Какие комплименты вы высказали бы, например, Золушке?


Слайд 35Конкурс «Утешители»
Попытайтесь утешить ослика Иа-иа, который потерял свой хвост, или бабу

с дедом, от которых убежал Колобок

Конкурс «Утешители»Попытайтесь утешить ослика Иа-иа, который потерял свой хвост, или бабу с дедом, от которых убежал Колобок


Слайд 36Конкурс «Вежливая критика»
Покритикуйте (вежливо) героев сказки «Лиса и журавль»

Конкурс «Вежливая критика»Покритикуйте (вежливо) героев сказки «Лиса и журавль»


Слайд 37Речевые ситуации
1) Юноша идет по улице и встречает одноклассницу или знакомую

девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу можно использовать?
2) В школе навстречу вам идет незнакомый учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это сделаете?

Речевые ситуации1) Юноша идет по улице и встречает одноклассницу или знакомую девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую


Слайд 38Речевые ситуации
3. Учитель, преподающий в вашем классе, занят (разговаривает, проверяет тетради).

Как вы с ним поздороваетесь?

4. Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.

Речевые ситуации3. Учитель, преподающий в вашем классе, занят (разговаривает, проверяет тетради). Как вы с ним поздороваетесь? 4.


Слайд 39Речевые ситуации
5) Обязательно ли здороваться с продавцом в магазине, с библиотекарем,

кассиром?
6) Навстречу 9-класснику идет 11-классник. Кто должен поздороваться первым?
7) Вы вошли в помещение, где сидит компания младших школьников. Кто должен поздороваться первым?

Речевые ситуации5) Обязательно ли здороваться с продавцом в магазине, с библиотекарем, кассиром? 6) Навстречу 9-класснику идет 11-классник.


Слайд 40Речевые ситуации
8) С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши

действия?
9) Вы встречаете своего знакомого, с которым здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши действия?

Речевые ситуации8) С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши действия? 9) Вы встречаете своего знакомого,


Слайд 41

«Пусть твоя борода никогда не поредеет и никогда не родится такой

джинн, который загонит тебя в лампу!» 
Что это за текст? 

«Пусть твоя борода никогда не поредеет и никогда не родится такой джинн, который загонит тебя в лампу!» Что


Слайд 42Домашнее задание:

приближается Новый год, дома вы должны будете составить поздравления и

пожелания своим близким и друзьям в двух вариантах: шутливом и серьезном, используя формулы речевого этикета.

Домашнее задание:приближается Новый год, дома вы должны будете составить поздравления и пожелания своим близким и друзьям в


Слайд 43
САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС )

НЕ

БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ.

САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС )  НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ


На чтение 12 мин. Опубликовано 12.12.2019

Социальное общество, каким бы многослойным оно ни было, нельзя представить без определённых норм поведения. Эти правила в первую очередь касаются культуры речи: чтобы ладить с людьми, избегать конфликтов и уверенно двигаться по жизни, необходимо владеть важными азами этикета. Знание того, кто должен первым здороваться, как правильно прощаться и благодарить, даёт человеку большие преимущества и возможности.

Значение общепринятых правил

Правильное приветствие важно во всех отношениях, прежде всего, это показатель хорошего воспитания и образованности человека.

Пренебрежение к окружающим, невнимательность и грубость неприемлемы в отношениях между людьми.

Несмотря на то, что этикет, по сути, это ряд условностей, они чрезвычайно важны, поскольку, демонстрируя своё уважение, в ответ можно получить дружеское участие и даже помощь. Быть вежливым в любой ситуации – это нормально для того, кто уважает собственное достоинство и ценит его в других.

Приветствие может быть разным, оно имеет свои нюансы в зависимости от случая, поэтому выделяют несколько его вариантов:

  • дружеское;
  • светское;
  • деловое;
  • нестандартное.

Ежедневно жизнь преподносит множество ситуаций, и в любой из них человек должен вести себя достойно. В отличие от прежнего светского этикета, нормы поведения которого были крайне строги, в современной повседневной жизни нет чётких границ таких правил, и допускаются некоторые отклонения и исключения.

Тем не менее их важно знать и соблюдать для своего же блага, ведь из-за асоциального поведения можно легко нарушить нормальные взаимоотношения в любой из сфер своей жизни, сделав её невыносимой.

Правила приветствия в деловом кругу

В своей профессиональной деятельности людям приходится много общаться, и от качества этого общения очень часто зависит окружение и состояние карьеры. Соблюдение речевой культуры важно и для поддержания имиджа предприятия, на котором они работают. При этом в каждой компании есть свои установленные нормы поведения и порядки.

Однако общепринятых правил никто не отменял:

  • в офисе первым должен здороваться тот, кто увидел первым своего сослуживца, разумеется, если оба они находятся на равнозначных по своему положению должностях;
  • если происходит встреча начальника и подчинённого, последний, неважно – мужчина это или женщина, первым приветствует своего босса;
  • в случаях, когда руководитель входит в помещение с подчинёнными, он обязан поздороваться со всеми первым.

На работе основы этикета так же важны, как и в повседневной жизни, но выполняются с учётом субординации и уважения должности. Этим фактом обусловлены и поправки в отношении женщины – на работе начальника женщина должна приветствовать первой и вставать. Однако есть немало достойных руководителей, которые не позволяют этого делать, и первыми приветствуют женщин, находящихся в подчинении, а также уважаемых сотрудников более старшего возраста.

Рукопожатие в деловой сфере всегда предлагает старший по должности. Во время представлений, когда происходит первое знакомство – с партнёром или новым работником, руку всегда подаёт тот, кому представляют этих людей. При этом все, участвующие в приветствии, представляются по имени, отчеству и должности.

Подавать руку не стоит через порог, над головой сидящего рядом человека, вторая рука не должна находиться за спиной или в кармане – это моветон. Нежелательно в профессиональной области и рукопожатие с участием обеих рук – это, скорее, подходит для близких людей, друзей.

Приветствие в светском обществе

В наше время не существует жёстко установленных требований, как необходимо здороваться по этикету. Любая ситуация предполагает свои особенности, и не последнюю роль в ней играет элементарная вежливость:

  1. Согласно общим порядкам ровесники по возрасту могут здороваться одновременно, в то время как младший по правилам обязан делать это первым, а старший – инициировать пожатие рук. Но в разных социальных кругах это положение нередко игнорируется.
  2. Относительно девушки и парня – первым должен здороваться представитель сильного пола, зато женщина может подать ему руку для приветствия. Исключение составляет ситуация, когда мужчина гораздо старше своей знакомой, тогда вполне логично, что проявить уважение должна она.
  3. Если происходит встреча двух пар, то вначале обращаются друг к другу с приветствием женщины, мужчины также свидетельствуют им своё почтение и только потом здороваются между собой. Если это произошло на улице в холодное время, важно проявить свою приязнь к знакомым, сняв варежки или перчатки. Это жест доброй воли, который показывает степень доверия и доброжелательства.

Приветливо поздоровавшись, люди имеют возможность завязать разговор, получить нужную информацию, обменяться новостями.

Вежливость в других случаях

Ряд иных жизненных ситуаций также предусматривает доброжелательное отношение между участниками социума.

При общении между покупателем и продавцом есть свои особенности:

  • при входе в помещение магазина необходимо поприветствовать продавца, это является признаком хорошего тона;
  • по правилам тот, кто нуждается в помощи или каких-то услугах, должен проявлять почтение первым, и это вполне закономерно.

Но это только одна сторона вопроса – по этическим, а иногда и меркантильным соображениям, первыми обращаются с приветствием продавцы, которые предлагают свои услуги и помощь по выбору.

Педагоги, профессиональная деятельность которых связана с публичными выступлениями, всегда приветствуют свою аудиторию первыми, будь то небольшой класс или большой зал со студентами. Специфика работы часто приводит к некоторым правкам в сводах этикета. Те же ученики, встретившие своего учителя на улице, должны выразить свое доброе к нему отношение первыми.

Существуют и другие правила:

  • что касается водителей: сидя в машине, они первыми должны здороваться с проходящим мимо человеком;
  • идущий мимо стоящего приятеля первый свидетельствует своё уважение;
  • опаздывающие на встречу также обязаны первыми поприветствовать своих друзей, а заодно и принести свои извинения.

Относительно соседей, даже не являющихся хорошо знакомыми – обращаться к ним с приветствием нужно всегда первыми, ведь это люди, живущие рядом, и уже поэтому составляющие часть нашей жизни.

Как вести себя в гостях?

Визит к знакомым обычно связан с новыми встречами и знакомствами, и подчас человеку приходится общаться с людьми разного пола и возраста. На этом и строятся правила поведения в гостях.

При входе в дом необходимо засвидетельствовать своё почтение хозяйке, только потом можно здороваться с остальными присутствующими, в первую очередь – с дамами. Приветствие может быть общим для всех – в виде лёгкого поклона или кивка головы. Если при этом улыбнуться, этого будет вполне достаточно, чтобы создать располагающую к позитивному общению атмосферу.

Если в компании встречаются два приятеля, то один обязан представлять другого тем, с кем тот желает завести знакомство. Но для этого следует сначала извиниться перед окружающими, и только после этого приветствовать друга и перекинуться с ним двумя-тремя словами.

Присутствующим, особенно плохо знающим друг друга, бывает неприятно, когда они не участвуют в общей беседе. Чтобы гости не чувствовали себя покинутыми, каждому следует уделить хоть немного внимания, но это в основном прерогатива хозяйки.

При обмене рукопожатиями правильно подать руку всем представителям сильной половины – недопустимо проявлять такую благосклонность только к своим друзьям и приятелям, для других это может выглядеть оскорбительно.

Есть ещё одно важное правило – если гость приходит к одному из домочадцев, встречать его должна вся семья. Прощание с уходящим приятелем также должно происходить в присутствии всех членов семьи.

Как здороваться правильно?

Приветствие, обращённое к человеку – это не только слова, в этот момент всё важно в отношении здоровающегося человека:

Эмоции могут быть выраженными или приглушёнными, но обязательно позитивными – пусть это будет улыбка, даже лёгкая, едва заметная.

Интонация голоса способна во всей полноте передать чувства человека, и сухие слова могут быть восприняты с разочарованием и обидой. Грубый тон вообще недопустим при соблюдении этикета.

Во время выражения своей радости по поводу встречи необязательно много жестикулировать, это считается неприличным, но можно пожать руку, дружески обнять приятеля или улыбнуться даме.

Имеет значение, как подавать и пожимать руку. Психологи утверждают, что при этом знаке одобрения и уважения важно сохранять среднюю дистанцию. Пожатие должно быть крепким и уверенным, но не сдавливающим, а руки – сухими и открытыми.

Нельзя подавать руку ладонью вниз или вверх – это демонстрирует превосходство или подчинение. Даже здороваясь сидя, во время этого жеста необходимо приподняться, а трёх покачиваний вполне достаточно, чтобы оставить о себе положительное впечатление.

Интеллигентный, хорошо воспитанный человек, даже независимо от своих явных преимуществ, заключающихся в руководящей должности или солидном возрасте, всегда здоровается первым. Тем самым он показывает, что относится с уважением ко всем окружающим его людям, их индивидуальным мировоззрениям и приоритетам.

Основные правила этикета и правильного приветствия смотрите далее.

В данной статье делового этикета будут раскрыты правила этикета приветствия.

На улице

Согласно этикета приветствия — здороваясь со знакомыми, необходимо сделать легкий по­клон (наклон головы, но не всего торса), обязательно вынуть сигарету изо рта и руки из карманов.

Снимать перчатку при рукопожатии не обязательно, но если ваш знакомый сделал это, вы должны последовать его примеру. Женщина может снять перчатку только в знак большого уваже­ния (например, здороваясь с пожилыми людьми).

Первым здоровается младший по возрасту или социальному положению, мужчина — с женщиной, а также со своим знако­мым, если рядом с ним находится женщина или пожилой муж­чина (при этом поклониться нужно и знакомому, и тем, кто ря­дом с ним). Женщина первой приветствует не только женщину, старшую по возрасту, но также идущую без сопровождения, если сама она находится в обществе мужчины.

В затруднительных случаях, когда статус знакомого при­мерно равен вашему, лучше поздороваться первым. Это не только не уронит вашего достоинства, но, напротив, станет свидетельством хороших манер. Во французском военном уставе было сказано: «Из двух офицеров первым здоро­вается тот, кто более вежлив и воспитан!»

Если ваш спутник поздоровался с людьми, которых вы не знаете, лучше присоединиться к его приветствию, при необходимости происходит представление.

Здороваясь и произнося обычные в таких случаях фразы («Здравствуйте!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», .«Приветствую вас!») важно не повторять только что произне­сенное вашим знакомым. Если он сказал, например, «Добрый вечер», ответить следует другими словами.

В помещении

Этикет приветствия гласит, кто бы вы ни были — директор, академик, пожилая женщи­на или школьник, — входя в помещение, здоровайтесь первым. Если там, куда вы пришли, много людей, достаточно ограни­читься общим поклоном. Поздоровайтесь и обменяйтесь руко­пожатиями лишь с теми, к кому пришли.

Когда в рабочий кабинет мужчины входит посетительница, он непременно встает, выходит из-за стола, приветствует ее и усаживает.

Приветствуя женщину, мужчина может поцеловать ей руку. Это знак особого внимания, уважения, восхищения, благодар­ности. К такой форме приветствия в разных странах относятся по-разному. В США, например, оно может вызвать бурное не­годование женщины и даже считаться оскорблением, в Польше, это, наоборот, — традиция. На всякий случай при знакомстве лучше воздержаться от такого приветствия, если только жен­щина не является знаменитостью. Но если вы отважились риск­нуть, не забудьте, что целовать нужно в тыльную часть пальцев, низко склонившись для этого, а не поднимая руку женщины к своим губам. Такое приветствие уместно только в помещении.

Придя в гости, мужчина по этикету должен прежде всего приветствовать хозяйку, даже если рядом находятся немыслимо очаровательные де­вушки или строгий директор фирмы, в которой работает визитер.

Как отвечать на приветствие

Женщина, отвечая на приветствие мужчины, обычно не поднимается с места. Но хозяйка, приветствуя гостя, встает — к этому обязывают законы гостеприимства. Если гость — мужчи­на пришел позже остальных, хозяйка может не подниматься. Дети хозяев должны вставать всякий раз, когда приходит кто- либо из взрослых и не садиться, пока гость не сядет.

Мужчина всегда встает, когда в помещение входит женщи­на, и стоит, пока она не сядет или не отойдет в дальнюю часть комнаты. В общественных местах — в театре, ресторане, кафе мужчине не нужно этого делать, но если женщина заговорит с ним, то необходимо встать и говорить с нею стоя.

Если в ресторане женщина здоровается со знакомым, про­ходя мимо его столика, мужчине достаточно лишь привстать и ответить кивком головы. Если же он находится в обществе да­мы, этого делать не нужно.

Девочки, возник вопрос

Кто должен здороваться первым, входя в помещение? Входящий или находящийся в помещении? И что делать, если входящий не здоровается? Обязан ли находящийся в помещении с ним здороваться? Как поступаете Вы?

23 января в 10:50 1363 просмотра

Комментарии:

По этикету входящий здоровается первым.
Мужчина первым с женщиной. А женщина может подать руку
Младший здоровается первым со старшими. Тут женщина из уважения к пожилому мужчине может поздороваться первой

Если в офисе, то среди равных коллег, здоровается первым тот, кто увидел.
Младший по рангу с боссом здоровается первым.
А вот если босс входит в кабинет с сотрудниками, то первым здоровается он.

Обязан ли находящийся в помещении с ним здороваться? Как поступаете Вы?

Честно? зависит от ситуации. Иногда да. Иногда нет.

Кстати, по этикету по идее надо зайдя в магазин поздороваться с продавцом. Это вежливо.
Вот этого не делаю. Продавцам отвечаю, если они здороваются. Но вот первой нет, только если обращаюсь к ним с чем-то.

зависит от ситуации. Иногда да. Иногда нет.

тогда, с какой стати, я должна им первая добрый день желать?

а почему бы и нет? у тебя с этими коллегами неприязненные отношения? если нет, то я не вижу ничего предосудительного в том, чтобы поздороваться первой. Человек мог просто погрузиться в рабочие вопросы и забыть поздороваться.

Лично от меня не убудет поздороваться первой и посмотреть на ответную реакцию.У меня была ситуация, когда я только перешла на новую работу. Некоторые коллеги, как мужчины, так и женщины, не отвечали на мое приветствие. Я несколько поздоровалась впустую, а потом перестала. И вот уже семь лет мы друг друг при встрече не приветствуем Видимо, им нормально, а мне все равно немного странненько. Но при этом между нами нет неприязни или вражды, и по рабочим вопросам я к ним обращаюсь, все нормально. Вот просто не здороваемся.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вывод средств возможен только по тем реквизитам по которым осуществлялось пополнение 1xbet
  • Выделите правильный вариант оформления реквизита наименование организации на бланке письма
  • Высокий уровень социализации является характерной чертой менеджмента компании какой страны
  • Выявите риски с которыми столкнулась компания puma проведите их качественный анализ ответы
  • Где найти критерии по которым инспекторы отбирают компании для выездной налоговой проверки