Утверждены
приказом Минтранса России
от 27.07.2015 N 228
ПРАВИЛА
ПРИЕМА ПЕРЕВОЗЧИКОМ ЗАЯВОК ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕЙ НА ПЕРЕВОЗКУ
ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
ПРАВИЛА
ПРИЕМА ПЕРЕВОЗЧИКОМ ЗАЯВОК ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕЙ НА ПЕРЕВОЗКУ
ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минтранса России от 18.07.2017 N 265)
1. Настоящие Правила приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом (далее — Правила) в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; 2014, N 6, ст. 566, N 23, ст. 2930) (далее — Устав) устанавливают форму заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом (далее — заявка на перевозку грузов), правила и порядок ее оформления и представления грузоотправителями, организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт (далее — организация, осуществляющая перевалку грузов), перевозчику, а также порядок рассмотрения заявок перевозчиком и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее — владелец инфраструктуры).
2. В соответствии со статьей 11 Устава перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основании принятой перевозчиком к исполнению (согласованной) заявки на перевозку грузов.
Форма заявки на перевозку грузов является единой для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и приведена в приложении N 1 к настоящим Правилам (далее — форма ГУ-12).
3. Грузоотправители, организации, осуществляющие перевалку грузов, представляют отдельную заявку на перевозку грузов:
по каждой железнодорожной станции (далее — станция) отправления;
по каждой номенклатурной группе груза;
по признакам отправки: в вагонах (повагонными, групповыми, маршрутными отправками); в контейнерах; мелкими отправками;
по признакам принадлежности вагонов, контейнеров;
по видам сообщений (в прямом железнодорожном сообщении, в прямом и непрямом смешанных сообщениях; в прямом и непрямом международном сообщениях (за исключением импорта и транзита) через российские пограничные передаточные станции, в непрямом международном сообщении через российские порты).
Заявки на перевозку грузов в прямом и непрямом международном сообщениях через пограничные передаточные станции представляются отдельно по каждой пограничной выходной передаточной станции Российской Федерации, а на перевозку грузов в прямом и непрямом международном сообщении через порты — отдельно по каждому порту и пункту перевалки наливных грузов.
Заявки на перевозку грузов в контейнерах и порожних контейнеров предоставляются отдельно по каждому типоразмеру контейнеров.
Заявки на перевозку грузов в вагонах представляются с указанием количества вагонов и тонн, на контейнеры — с указанием количества контейнеров, мелкими отправками — с указанием количества тонн.
Заявки на перевозку грузов на своих осях представляются с указанием количества единиц груза и их массы в тоннах.
Заявки на перевозку порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, не предоставляются.
При перевозке в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, дополнительно к заявке на перевозку грузов железнодорожным транспортом подается заявка на перевозку грузов в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, в соответствии с Правилами перевозок грузов в поездах, сформированных из локомотивов и вагонов, принадлежащих на праве собственности или ином праве грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим и физическим лицам, не являющимся перевозчиками на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 октября 2007 г. N 150 (зарегистрирован Минюстом России 11 декабря 2007 г., регистрационный N 10674).
При перевозке грузов отправительскими маршрутами грузоотправители дополнительно к заявке на перевозку грузов железнодорожным транспортом предоставляют также заявку на перевозку грузов маршрутами в соответствии с Правилами перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 10Ц (зарегистрирован Минюстом России 14 сентября 1999 г., регистрационный N 1898).
4. В соответствии со статьей 11 Устава заявки на перевозку грузов представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов при перевозке грузов в прямом и непрямом международном и смешанном сообщениях, а также если пунктами назначения указаны порты.
Датой представления заявки на перевозку грузов перевозчику является дата ее регистрации при поступлении перевозчику.
При этом перевозчик в графе «Номер заявки» указывает регистрационный номер заявки.
В заявке на перевозку грузов указывается срок ее действия, но не более чем 45 календарных дней, который должен соответствовать периоду погрузки.
Учет выполнения заявки осуществляется перевозчиком в учетной карточке по окончании последней погрузки в соответствии с Правилами составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 20 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4761).
В соответствии со статей 11 Устава по просьбам грузоотправителей и организаций, осуществляющих перевалку грузов, в случае срочной перевозки грузов перевозчики по согласованию с владельцами инфраструктур могут устанавливать сокращенные сроки представления заявок на перевозку грузов.
В соответствии со статей 11 Устава перевозки грузов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляются перевозчиками на основании заявок на перевозку грузов по мере предъявления таких грузов для перевозок.
Заявки на перевозку грузов представляются в уполномоченные перевозчиком подразделения, перечень которых с указанием их местонахождения устанавливается перевозчиком и доводится до сведения грузоотправителей и организаций, осуществляющих перевалку грузов.
5. Заявки на перевозку грузов представляются перевозчику в бумажном виде по почте или нарочно, если иной способ представления заявок (например, с помощью факсимильной связи, средств электронной связи) не предусмотрен договором, заключенным между перевозчиком и грузоотправителем, организацией, осуществляющей перевалку грузов.
Сроки представления заявок на перевозку грузов в электронном виде, а также порядок и сроки рассмотрения таких заявок устанавливаются в соответствии с Уставом и аналогичны срокам и порядку в отношении заявок, поданных в бумажном виде.
По соглашению сторон перевозчик может обеспечивать грузоотправителей бланками заявок на перевозку грузов.
6. При получении заявки на перевозку грузов в бумажном виде перевозчик регистрирует ее с указанием даты в строке «Дата регистрации заявки» или наложением календарного штемпеля перевозчика.
Заявка на перевозку грузов, поступившая на согласование перевозчику в электронном виде, регистрируется в порядке, установленном в договоре между перевозчиком и грузоотправителем, организацией, осуществляющей перевалку грузов.
7. Заявки на перевозку грузов в бумажном виде представляются перевозчику в трех экземплярах, каждый из которых подписывается грузоотправителем, организацией, осуществляющей перевалку грузов, и заверяется печатью (при наличии печати).
(в ред. Приказа Минтранса России от 18.07.2017 N 265)
(см. текст в предыдущей редакции)
Один экземпляр заявки на перевозку грузов предназначается для перевозчика, один для владельца инфраструктуры, один для последующего возвращения грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку грузов.
Заявки на перевозку грузов в электронном виде представляются перевозчику:
посредством электронного обмена документами, подписанными усиленной электронной подписью (далее — ЭП) грузоотправителя, организации, осуществляющей перевалку грузов;
посредством обмена электронными данными — с последующим представлением в трех экземплярах бумажной копии, согласованной перевозчиком электронной заявки на перевозку грузов, каждый из которых подписан грузоотправителем, организацией, осуществляющей перевалку грузов, и заверен печатью (при наличии печати).
(в ред. Приказа Минтранса России от 18.07.2017 N 265)
(см. текст в предыдущей редакции)
При отправлении грузов с железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, заявка на перевозку грузов представляется перевозчику после ее согласования грузоотправителем с владельцем указанного железнодорожного пути необщего пользования, о чем в строке «Отметка о согласовании владельца пути необщего пользования» делается запись «согласовано», которая заверяется печатью владельца пути необщего пользования (при наличии печати) или ЭП (при электронном обмене документами).
(в ред. Приказа Минтранса России от 18.07.2017 N 265)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Грузоотправитель, организация, осуществляющая перевалку грузов, обеспечивают правильность и достоверность сведений, внесенных в заявку на перевозку грузов.
9. Заявки на перевозку грузов заполняются машинописным, в том числе компьютерным способом, без опечаток в порядке, предусмотренном приложением N 2 к настоящим Правилам.
10. Заявки на перевозку грузов, оформленные с нарушением требований настоящих Правил, возвращаются перевозчиком грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку грузов, без рассмотрения в суточный срок.
11. Перевозчик обязан рассмотреть поступившую заявку на перевозку грузов в течение двух дней. Срок рассмотрения заявки на перевозку грузов исчисляется от даты регистрации ее поступления перевозчику.
В случае возможности осуществления перевозки в строке заявки на перевозку грузов «Отметка согласования перевозчиком» указывается перевозчиком «Согласовано» или «Согласовано частично», а также проставляется дата и подпись уполномоченного лица перевозчика с указанием его должности и заверяется печатью перевозчика (при наличии печати) или ЭП (при электронном обмене документами).
(в ред. Приказа Минтранса России от 18.07.2017 N 265)
(см. текст в предыдущей редакции)
При согласии перевозчика на выполнение заявки на перевозку грузов при условии ее частичного обоснованного изменения по объемам перевозимых грузов, по видам принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании железнодорожного подвижного состава, по направлениям перевозки или иным, указанным в заявке на перевозку грузов, параметрам без изменения признака принадлежности железнодорожного подвижного состава (далее — частичное согласование) перевозчиком к заявке на перевозку грузов прикладывается в трех экземплярах документ, составленный по форме заявки на перевозку груза (далее — документ) с указанием частично согласованных параметров заявки на перевозку грузов.
Согласованная или согласованная частично перевозчиком заявка на перевозку грузов направляется для согласования владельцу инфраструктуры, в расположении которого находится станция отправления.
В соответствии со статьей 11 Устава перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки на перевозку грузов в случае:
введения согласно статье 29 Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;
отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки на перевозку грузов;
обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;
отсутствия железнодорожного подвижного состава, контейнеров, принадлежащих перевозчику и необходимых для осуществления перевозок;
в ином случае, предусмотренном Уставом, иными нормативными правовыми актами.
В случаях, указанных в статье 11 Устава, перевозчик возвращает заявку на перевозку грузов с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку грузов. При этом в строке заявки «Дата согласования заявки» перевозчиком указывается «Отказано», а также проставляется дата с подписью уполномоченного лица перевозчика с указанием его должности и заверяется печатью перевозчика (при наличии печати) или ЭП (при электронном обмене документами).
(в ред. Приказа Минтранса России от 18.07.2017 N 265)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. В соответствии со статьей 11 Устава владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки на перевозку грузов и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом и непрямом международном сообщениях, прямом и непрямом смешанном сообщениях, а также если пунктами назначения указаны порты, возвращает заявку перевозчику с отметкой о результате согласования. В необходимых случаях владелец инфраструктуры в пределах указанного срока согласовывает параметры заявки на перевозку грузов с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, железными дорогами иностранных государств.
При этом в заявке на перевозку грузов в строке «Отметка о результатах рассмотрения заявки владельцем инфраструктуры» владельцем инфраструктуры указывается «Согласовано», «Согласовано частично» или «Отказано», а также проставляется дата с подписью уполномоченного лица владельца инфраструктуры с указанием его должности и заверенная печатью владельца инфраструктуры (при наличии печати) или ЭП (при электронном обмене документами).
(в ред. Приказа Минтранса России от 18.07.2017 N 265)
(см. текст в предыдущей редакции)
При частичном согласовании заявки на перевозку грузов владельцем инфраструктуры к заявке прикладывается в трех экземплярах документ, составленный по форме заявки на перевозку груза с указанием частично согласованных параметров заявки на перевозку грузов.
В соответствии со статьей 11 Устава владелец инфраструктуры имеет право отказать перевозчику в согласовании заявки на перевозку грузов в случае:
отсутствия договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры;
отказа организаций смежных видов транспорта в согласовании заявки на перевозку грузов;
отказа железных дорог иностранных государств в согласовании заявки на перевозку грузов;
отказа других владельцев инфраструктур в согласовании заявки на перевозку грузов;
введения согласно статье 29 Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования грузов;
обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;
в ином случае, предусмотренном Уставом, иными нормативными правовыми актами.
После получения заявки на перевозку грузов от владельца инфраструктуры перевозчиком в строке заявки «Дата согласования заявки» в зависимости от результатов ее рассмотрения указывается «Согласовано», «Согласовано частично» или «Отказано», а также проставляется дата и подпись уполномоченного лица перевозчика с указанием должности и заверяется печатью перевозчика (при наличии печати) или ЭП (при электронном обмене документами).
(в ред. Приказа Минтранса России от 18.07.2017 N 265)
(см. текст в предыдущей редакции)
Заявка на перевозку грузов с результатами ее согласования возвращается перевозчиком грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку груза, не позднее чем за три дня до заявленного срока перевозки.
В случае отказа в согласовании или частичного согласования заявки на перевозку грузов грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку грузов, наряду с экземпляром заявки на перевозку грузов направляется обоснование причины отказа или частичного согласования.
При несогласии с частичным согласованием заявки грузоотправитель, организация, осуществляющая перевалку груза, обязаны не позднее чем за двое суток до заявленного срока перевозки письменно или в электронном виде (в порядке, установленном договором между перевозчиком и грузоотправителем, организацией, осуществляющей перевалку грузов) уведомить об этом перевозчика, а перевозчик соответственно проинформировать владельца инфраструктуры. При этом учетная карточка не оформляется и штраф за невыполнение заявки с грузоотправителя, организации, осуществляющей перевалку груза, и перевозчика не взыскивается.
В случае отсутствия отказа грузоотправителя согласованная частично заявка на перевозку грузов принимается перевозчиком к исполнению.
Отказ в приеме и согласовании заявки на перевозку грузов может быть обжалован в судебном порядке.
При поступлении заявки на перевозку грузов на согласование в бумажном виде перевозчик возвращает грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку груза, один экземпляр заявки с отметкой о ее согласовании, частичном согласовании или два экземпляра заявки на перевозку грузов с обоснованием причин отказа.
Порядок возврата перевозчиком согласованных или несогласованных заявок на перевозку грузов, поступивших на согласование в электронном виде, устанавливается в договоре между перевозчиком и грузоотправителем, а при перевозках грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении — между перевозчиком и организацией, осуществляющей перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт.
13. В соответствии со статьей 11 Устава в целях организации своевременного выполнения принятых заявок на перевозку грузов, беспрепятственной передачи грузов на другие виды транспорта и железные дороги иностранных государств владелец инфраструктуры осуществляет непрерывное планирование перевозок грузов.
14. В соответствии со статьей 11 Устава Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для владельца инфраструктуры и перевозчика основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов, утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 192 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2010 г., регистрационный N 19426).
15. Перевозчик по письменному обращению грузоотправителя, организации, осуществляющей перевалку груза, и по согласованию с владельцем инфраструктуры может вносить изменения в согласованные заявки на перевозку грузов в части, касающейся перераспределения грузов по станциям назначения, в том числе при перевозке грузов в прямом и непрямом международном сообщении, в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также — станциям отправления. Порядок внесения указанных изменений устанавливается перевозчиком. За внесение указанных изменений грузоотправитель, организация, осуществляющая перевалку груза, если иное не установлено соглашением сторон, уплачивает перевозчику сбор, предусмотренный в статье 11 Устава.
Перевозчик может по обращению грузоотправителя в письменном или электронном виде и по согласованию с владельцем инфраструктуры (в необходимых случаях) вносить изменения в отдельные параметры согласованной заявки на перевозку грузов. При этом внесение изменений в согласованную заявку в части изменения дат погрузки может осуществляться с учетом положений пункта 4 настоящих Правил, в пределах срока ее действия.
О внесении изменений, касающихся указания владельца вагона, грузоотправитель уведомляет владельца вагона, указанного в заявке на перевозку груза.
Изменения в согласованную заявку на перевозку грузов в отношении информации о владельце (владельцах) вагонов, в которых предусматривается перевозка груза, могут быть внесены только в отношении вагонов:
не принятых к перевозке на момент обращения грузоотправителя о внесении в заявку на перевозку грузов изменений в части информации о владельце вагонов;
принятых к перевозке и переадресованных на момент обращения грузоотправителя о внесении в заявку на перевозку грузов изменений в части информации о владельце вагонов;
техническое состояние которых не позволяет осуществить погрузку и перевозку указанного в заявке груза.
Перевозчик по письменному обращению грузоотправителя, организации, осуществляющей перевалку груза, и по согласованию с владельцем инфраструктуры может вносить изменения в согласованную заявку в части изменения владельца вагона, если указанным в заявке владельцем не обеспечена замена вагонов, задержанных в пути следования или признанных непригодными для погрузки.
16. Данные принятых заявок на перевозку грузов заносятся в учетную карточку, порядок ведения и оформления которой определяется Правилами составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 20 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4761).
17. В соответствии со статьей 11 Устава перевозчик имеет право заменять предусмотренный заявкой на перевозку грузов принадлежащий ему на праве собственности или ином законном основании железнодорожный подвижной состав одного вида железнодорожным подвижным составом другого вида, если перевозки грузов железнодорожным подвижным составом другого вида предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и при этом не увеличивается стоимость перевозок грузов.
При этом изменение признака принадлежности железнодорожного подвижного состава не допускается.
Замена железнодорожного подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, производится с согласия грузоотправителя.
При перевозках в прямом и непрямом международном сообщении, а также если пунктом назначения являются порты, замена железнодорожного подвижного состава производится по согласованию с владельцем инфраструктуры.
В соответствии со статьей 11 Устава о замене предусмотренного заявкой на перевозку грузов железнодорожного подвижного состава одного вида железнодорожным подвижным составом другого вида перевозчик должен предупредить грузоотправителя не позднее чем за двенадцать часов до момента подачи вагонов под погрузку.
Как происходит перевозка хрупкого груза?
Перевозка хрупкого груза возможна любыми видами транспорта: авто, ж/д, морским и воздушным. На хрупкий груз обязательно делается жесткая упаковка и наносится специальная маркировка.
Мы несем полную ответственность за сохранность груза, поэтому все работы проводятся с особой осторожностью. После упаковки груз транспортируется в любую точку мира любым видом транспорта, а обрешетка позволяет надежно защитить его от поломки на всех этапах транспортировки.
Предоставляется ли услуга упаковки груза?
Наша компания предоставляет своим клиентам все виды упаковки груза:
— картонные коробки, стрейч и воздушно-пузырьковая пленка;
— жесткая упаковка/обрешетка;
— пломбировка груза;
— термоконтейнеры.
Какой перечень документов необходим для отправки груза?
— Подписанный договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг;
— Паспорт;
— Доверенность от грузоотправителя;
— Счет-фактура или товарная накладная.
Какой
перечень документов необходим для получения груза?
Если грузополучатель физ.лицо, то необходимо иметь при себе паспорт.
Если грузополучатель юр.лицо, то необходима доверенность (оригинал) от компании, для которой прибыл груз (получатель), с указанием реквизитов организации и паспортных данных доверенного лица.
Что такое «специальные грузы»?
К специальным грузам относятся любые грузы, требующие особых условий хранения и транспортировки. К особым условиям транспортировки относятся:
· соблюдение температурного режима (перевозка скоропортящихся товаров, медицинских препаратов и т.д.);
· невозможность использования стандартных транспортных средств (перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов, самоходной и гусеничной техники);
· повышение ответственности или риска перевозчика (транспортировка опасных грузов, живых животных, предметов особой ценности и др.).
Перевозка специальных грузов накладывает на перевозчика дополнительную ответственность и требует дополнительных затрат, поэтому при расчете стоимости перевозки специальных грузов применяется повышенный коэффициент.
Для расчета стоимости перевозки специально груза обратитесь к менеджерам нашей компании: +7(800) 250-03-20 — бесплатный звонок; телефон в Санкт-Петербурге: +7(812) 922-70-60
Как происходит перевозка груза в контейнерах?
В настоящее время существует 2 типа контейнеров: 20-футовый и 40-футовый
Транспортировка груза в контейнере удобна тем, что груз от места погрузки до места выгрузки следует в одном контейнере и нигде не перегружается. Контейнерные перевозки применяются для транспортировки всех видов груза: сухого, сыпучего, жидкого и опасного. Также контейнеры подходят для перевозки объемного и тяжелого груза, личных вещей, квартирных переездов и международных перевозок. Контейнеры могут перевозиться автомобильным, железнодорожным, морским и речным транспортом. Каждый контейнер, после осмотра груза и его полного описания, запечатывается и пломбируется. Наши специалисты следят за перемещением контейнеров на всем пути следования и информируют клиента о месте нахождения груза.
Менеджеры нашей компании помогут определить: какой контейнер необходим Вам для перевозки груза и рассчитают стоимость транспортировки: 7 (800) 250-03-20 — бесплатный звонок; телефон в Санкт-Петербурге: +7(812) 922-70-60
Какой
груз запрещен к перевозке на воздушном транспорте? Что такое «опасный груз»?
Для того, чтобы определить возможность перевозки груза на воздушном транспорте, нам необходимо знать: наименование отправляемого груза, его количество и упаковку, т.к. некоторые опасные грузы, запрещены к перевозке по воздуху при любых обстоятельствах.
В зависимости от класса опасности, груз может быть разрешен к перевозке на пассажирских воздушных судах в ограниченном количестве и специальной упаковке или же может быть разрешен к перевозке ТОЛЬКО на грузовых воздушных судах
Классификация опасных грузов:
Класс 1. Взрывчатые вещества
Класс 2. Газы
Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости
Класс 4. Легковоспламеняющиеся вещества и материалы
Класс 5. Окисляющие вещества и органические пероксиды
Класс 6. Ядовитые и инфекционные вещества
Класс 7. Радиоактивные вещества
Класс 8. Едкие и коррозионные вещества
Класс 9. Прочие опасные вещества и изделия (магниты, аккумуляторные батареи, амортизаторы)
Груз, относящийся к 9 му классу опасности, разрешен к перевозке на пассажирском воздушном судне при соблюдении определенных условий транспортировки. Если Вам необходимо перевезти опасный груз, то обратитесь за консультацией к менеджерам нашей компании:
+7(800)250-03-20 — бесплатный звонок; телефон в Санкт-Петербурге: +7(812) 922-70-60
Что такое «объемный вес груза» и как его рассчитать?
Для того, чтобы правильно рассчитать стоимость перевозки груза авиационным транспортом, необходимо определить является ли ваш груз объемным или нет.
Для начала необходимо определить общий вес и объем партии груза.
Общепринятая формула расчета объема:
V = a · b · h
a – длина (в метрах),
b – ширина (в метрах),
h – высота (в метрах).
По правилам перевозок груза авиационным транспортом 1м3 = 167кг., поэтому объем партии груза умножаем на 167кг. Полученное значение является объемным весом груза. Далее это значение сравнивается с физическим весом всей партии и расчет стоимости грузоперевозки производится по наибольшей из величин.
Я хочу заказать перевозку грузов в выходной день. Возможно ли это?
Здравствуйте, да, возможно. Произвести заказ на перевозку, согласовать время выполнения транспортировки груза, а также получить ответы на интересующие вас вопросы можно по телефонам : 8 (800) 250-03-20 — Бесплатный звонок по РФ
8 (812) 922-70-60 – Анастасия Викторовна, Заместитель Генерального директора
8 (911) 922-60-28 – Алёна, специалист по организации и контролю за перевозками
8 (911) 922-74-50 – Татьяна, специалист по организации и контролю за перевозками
8 (911) 922-70-02 – Татьяна, специалист по организации и контролю за перевозками
С 09:00 до 18:00
Всегда ли при грузоперевозках нужна вторичная упаковка?
Вторичная упаковка – это дополнительный слой защитных материалов, которым снабжается товар помимо первичной тары. Подобные меры безопасности нужны в тех случаях, когда груз подготовлен к перевозке недостаточно надежно и может быть поврежден в пути – то есть достаточно часто.
Причиной этого, к сожалению, чаще всего является небрежное отношение заказчика к такой важной вещи, как транспортная упаковка. Многие грузоотправители считают, что легкой потребительской (коробочек, стеклянных флаконов и т.п.) вполне достаточно. Между тем подобная тара плохо предохраняет хрупкие предметы от повреждений, которые более чем вероятны даже при максимально аккуратном передвижении.
Вы осуществляете перевозку грузов по России?
Да, мы производим перевозку грузов по России. Наша компания осуществляет весь спектр услуг, связанных с перемещением грузов по всему Миру
— авиа, авто, жд, море
— экспедирование от аэропортов по всему Миру со всеми сборами аэропорта вылета и прибытия
— доставка ЖД с пассажирской скоростью, дешевле, чем самолетом
— доставка контейнерами по ЖД , морю авиа
— доставка в самые трудно доступные точки страны и Мира
— возможность консолидации груза в США (свои склады) с бесплатным хранением месяц
— отправки из Европы и Китая и так же обратно !
— страхование грузов!
Вы работаете только с крупными компаниями или готовы оказать услуги даже мелким организациям?
Мы (многопрофильная транспортная компания Мак Карго) работаем со всеми: и с частными лицами, и с мелкими организациями, и с крупными компаниями. Нашим сотрудникам хватает профессионализма для того, чтобы оказывать самые разные транспортные услуги. Мы хотим помочь каждому нашему клиенту и готовы найти индивидуальный подход к любой ситуации. Поэтому вы можете смело обращаться к нам, независимо от того, представителем какой фирмы вы являетесь.
Если мне необходимо доставить в другой город большую партию товара, могу ли я сразу заказать несколько грузовиков , которые отправятся в дорогу одновременно?
Конечно, можете. Когда заказчикам необходимо отправить большое количество груза, мы рассчитываем, сколько понадобится автомобилей, и предоставляем их. Нередко в путь одновременно отправляются 5 и более машин. Однако нужно учитывать и размер транспорта. Возможно, ваш товар не помещается в одном грузовике с тоннажностью 5000 кг. Но это не значит, что его нельзя расположить в большем автомобиле. Поэтому перед принятием окончательного решения обязательно проконсультируйтесь у специалиста.
Если перевозчик работает по принципу консолидации – это хорошо или плохо?
Консолидация – это ориентация на слияние попутных грузовых потоков, достаточно удобный и эффективный метод организации перевозок. Например, он позволяет отправлять небольшие грузы (до 500 кг) в составе сборных партий. Однако само по себе заявление транспортной компании «Консолидация – это один из наших базовых принципов работы» не значит ничего. Насколько успешно действует метод и насколько хорошо себя оправдывает – можно увидеть только в деле.
Есть ли разница в документации при международных и междугородних перевозках?
Собрать документы для международных перевозок очень сложно. Вам потребуется на это много времени и сил. Междугородние же транспортировки организовать легче.
Очень часто для этого не нужно вовсе никаких бумаг, кроме договора об услугах и накладной на товар. Именно поэтому доставку из одного города в другой выполняет больше компаний, чем перевозку из одной страны в другую. Для реализации вторых даже самим компаниям нужны особые разрешения.
Имеет ли договор, оформленный в транспортной компании, юридическую силу?
Конечно, имеет. Договор, оформленный в транспортной компании, составляется именно для того, чтобы в случае недовольства одной из сторон вопрос можно было решить с помощью юристов. Следовательно, если вы не выполните свои обязательства, прописанные в бумагах, сотрудники фирмы вправе подать на вас в суд. Однако вы также защищены законом. Если организация пообещала вам предоставить какие-то услуги и не сделала этого, вы тоже можете обратиться к представителям закона.
Жидкие и наливные грузы – это одно и то же?
Безусловно. И жидкие, и наливные грузы включают в себя любые жидкости, нуждающиеся в транспортировке.
Зачем нужно объявление ценности груза?
Объявление ценности груза необходимо, чтобы застраховать риски грузоотправителя, тем самым избежав таких неприятных накладок, как, например, компенсация за испорченные ювелирные украшения по весу.
Если в пути с вещами что-то случится, ущерб будет возмещаться согласно объявленной ценности груза, а не общепринятым правилам, действующим в других ситуациях. Также в некоторых случаях объявление ценности груза помогает избежать проблем с контрольно-надзорными органами.
Предполагается перевоз достаточно дорогостоящего груза. Хотелось бы узнать, как застраховать груз при перевозке?
Груз может страховаться по месту нахождения страхователя и по месту нахождения груза. Для заключения договора необходимо предоставить такие сведения: вес, вид упаковки, название перевозимого груза; данные перевозочных документов (дата, кто оформлял); каким транспортом осуществляется перевозка.
Если предполагается комбинирование транспортных средств, то это также указывается, причем с уточнением мест перегруза. какая компания предоставляет услугу перевозки; перечислить все пункты следования груза – загрузка, остановки в пути, перегрузка, конечный пункт; точная дата отправки груза; сумма, на которую застрахован непосредственно груз.
Отдельным пунктом указываются какие-то особые условия, которые указывает непосредственно лично страхователь — например, соблюдение температурного режима, необходимость поддержания определенного микроклимата в кузове. Страховщик может потребовать перед составлением договора осмотреть груз.
Бывают ли случаи, когда из-за погоды приходится отменять грузоперевозку?
Такие случаи бывают, но довольно редко. По крайней мере, когда дело касается автомобильных перевозок. Ведь машины передвигаются не по расписанию, а запретить им отправляться в путь сложно.
Но, конечно же, если вдруг начнется настоящий ураган, грузоперевозку придется отложить до более подходящего времени. Отправки же на самолетах и поездах задерживаются из-за погоды довольно часто, хотя это и не зависит от сотрудников транспортной компании.
В каком случае транспортная компания имеет право отказать клиенту в обслуживании?
Перевозчик может отказать клиенту в обслуживании, если предложение заказчика является прямым нарушением действующих законов – например, если речь идет о незаконном пересечении государственных границ, ввозе товара в обход таможенных пошлин, доставке оружия, наркотиков и т.п.
В чем плюсы и минусы железнодорожных перевозок?
Начнем с плюсов, железные дороги проложены практически везде, а значит, с их помощью груз можно перевезти в большинство точек России и странам СНГ. Скорость у поездов довольна большая. При этом ваше имущество подвергается минимальному риску. Вместительность вагонов также велика, поэтому все вещи вы можете транспортировать за один раз, в отличии, например, от самолета. Там площадь ограничена, а значит, выделенного вам пространства может не хватить. К тому же для авиационного способа требуется множество документов. С поездами все намного проще.
Что же касается минусов, то их немного.
Первый – то, что железные дороги проложены все-таки не везде. И, если вам нужно доставить груз в какую-то далекую деревню, вполне вероятно, без автомобиля вы не обойдетесь.
Второй – стоимость. Она хоть и не слишком высока, но все-таки доступна не всем.
И третий – невозможность руководить процессом. Поезд отправится в путь по расписанию, и повлиять на это вы не сможете.
В чем плюсы и минусы автомобильных перевозок?
Основной плюс автомобильных перевозок в том, что вы можете контролировать их от начала и до конца. Вы сами решите, когда отправиться в путь, какой маршрут выбрать, и даже кто именно будет за рулем машины.
С другим транспортом такой возможности вам не представится – самолеты, корабли и уже тем более поезда двигаются по уже установленным траекториям в строго обозначенное время. Еще один плюс – дешевизна автомобильных перевозок (конечно, если речь идет не о транспортировке на другой конец страны).
По сравнению с остальными способами этот требует минимум затрат не только денег, но и сил. Вам не нужно будет собирать десятки и сотни различных документов – достаточно нескольких основных бумаг. Кроме того, грузовики способны ехать практически всюду, а поезда –только по рельсам, корабли – по морю, а самолеты доставят груз только туда, где есть аэропорт.
Теперь о минусах. Их намного меньше, что, кстати, вполне логично – недаром же автомобильные перевозки пользуются самой большой популярностью. И первый недостаток состоит в том, что машины все-таки способны проехать не везде. Через море они, к сожалению, не переплывут. Второй же минус — в большой стоимости дальних транспортировок. По этой причине, если груз нужно доставить на тысячи километров, заказчики отдают предпочтение другому способу перевозки .
В чем плюсы и минусы авиационных грузоперевозок?
Основной плюс авиационных грузоперевозок – в их скорости. Транспортировка с помощью самолета занимает в несколько раз меньше времени, чем доставка на машине, поезде или корабле.
Еще одно преимущество – возможность преодолевать большие расстояния. Например, на автомобиле перевозить груз через всю страну довольно проблематично.
Авиационные же пути сообщения изначально рассчитаны на подобные путешествия. Теперь несколько слов о минусах.
Самый существенный недостаток – это дороговизна. Поэтому, если у людей есть возможность воспользоваться другим транспортом, они обычно так и поступают. Не стоит забывать и о том, что на самолетах установлены определенные правила перевозки.
Какие закрывающие документы нужно получить от исполнителей после перевозки при ВЭД?
На чтение 2 мин Просмотров 6к. Обновлено 01.03.2022
Содержание статьи
- Контрагенты при ВЭД
- Документы после перевозки
- 1. Таможенная декларация (ДТ)
- 2. Международная транспортная накладная (CMR)
- 3. Экспортная или транзитная декларация
- Экспортная декларация (EX-1)
- Транзитная декларация (T1)
- 4. Декларация о соответствии или сертификат соответствия
- Декларация о соответствии правилам ТР ТС
- Сертификат соответствия ТР ТС
- 5. Закрывающие документы
Контрагенты при ВЭД
В процессе международной перевозки, как правило, участвуют следующие исполнители:
- Экспедиторская или транспортная компания;
- Таможенный представитель/брокер;
- Сертификационный центр;
- Складские услуги, страхование, сюрвей и прочие исполнители.
Компания Ирайд.ру предоставляет все услуги по международной логистике по принципу одного окна. Вам не нужно тратить время на поиск различных исполнителей по каждому пункту услуг ВЭД.
Если вы планируете международную перевозку задайте свои вопросы нашим специалистам по телефону/WA: +7 (812) 309-70-83 или по почте: zakaz@eride.ru
Документы после перевозки
После того как международная перевозка завершена, компании импортеру товара в Россию необходимо получить следующие документы от контрагентов по ВЭД.
1. Таможенная декларация (ДТ)
Таможенная декларация подтверждает, что груз выпущен и таможенные сборы оплачены.
ФТС также передает следующую информацию из ДТ:
- В Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) о прохождении валютного контроля;
- В Федеральную налоговую службу (ФНС) об оплате таможенных платежей.
Читать статью «Декларация на товары. Что это?»
2. Международная транспортная накладная (CMR)
В международной транспортной накладной (CMR) должны быть отметки о прохождении границы и выпуске товара в свободное обращение.
3. Экспортная или транзитная декларация
Экспортная декларация (EX-1)
В экспортной декларации (EX-1) должно быть подтверждение о её закрытии, свидетельствующее о том, что товар убыл с территории Европейского союза («ЕС»).
Транзитная декларация (T1)
В транзитной декларации (T1) должно быть подтверждение, что товар идущий транзитом через Европейский союз убыл с его территории.
4. Декларация о соответствии или сертификат соответствия
Если ввозимый товар попадает под требования технического регламента Таможенного союза (ТР/ТС), то на такой товар потребуется получить один из двух документов:
- Декларация о соответствии правилам ТР ТС;
- Сертификат соответствия ТР ТС.
Читать статью «Чем отличает сертификат соответствия от декларации о соответствии»
После перевозки исполнителем предоставляется:
- ДС или СС;
- Ссылка на действующие документы в едином реестре сертификатов соответствия и декларации о соответствии;
- Протокол испытаний в бумажном виде (срок предоставления 10-11 дней с момента окончания перевозки).
Если вы заказывали услугу сопровождения получения ДС/СС по системе одного окна в компании Ирайд.ру, то оригинал будет предоставлен после завершения перевозки. Сроки предоставления оригиналов необходимо уточнить у вашего менеджера.
Декларация о соответствии правилам ТР ТС
Сертификат соответствия ТР ТС
5. Закрывающие документы
Закрывающие документы по перевозке и другим услугам предоставляются в оригинале.
- Договор или договор-заявка;
- Счета;
- Акты.
Организация оказывает транспортные услуги по грузоперевозкам собственным транспортом, но иногда привлекает для оказания услуг других грузоперевозчиков и в данной ситуации оказывается посредником.
В этой ситуации организация выставляет счета заказчикам на оплату за оказанные грузоперевозки, но к этим заявкам не прикладывает отрывной талон путевого листа и ТТН (т.к. не наш транспорт возил груз). При этом заказчики транспорта все-таки требуют от нас данные документы.
Кто их должен выписывать? Если их выпишет третья сторона, то где будет указано, что перевозка была поручена именно нашей организации, и мы получили оплату за предоставленные услуги от заказчика?
Отношения сторон, связанные с предоставлением услуг по перевозке грузов, регулируются Главой 40 Гражданского Кодекса РФ . Так, статьей 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, которым определяются условия перевозки грузов. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (п.2 ст.785 ГК РФ).
Оказание посреднических услуг по перевозке грузов оформляется договором транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов (п.1 ст.801 ГК РФ). При этом условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «Отранспортно-экспедиционной деятельности», другими законами или иными правовыми актами (п.3 ст.801 ГК РФ).
По Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются следующие экспедиторские документы:
— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания услуг клиенту). На практике такое поручение, как правило, называют заявкой;
— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором груза для перевозки от клиента). Заполняется в том случае, если в перевозке принимает участие экспедитор;
— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение), п.5 Правил.
При этом договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что стороны договора могут использовать и другие экспедиторские документы, не указанные в п.5 Правил.
Обратите внимание! Правила транспортно-экспедиционной деятельности не предусматривают предоставления клиенту (заказчику) талона путевого листа и (или) ТТН. Поэтому предоставление этих документов по договору транспортной экспедиции не обязательно.
Правда, на практике большинство клиентов все-таки требует от экспедитора предоставить им копии указанных документов. Как правило, связано это с тем, что при проверках большинство представителей налоговых органов требуют подтвердить факт оказания услуг по перевозке груза именно этими транспортными документами. Чтобы не потерять своих клиентов, большинство экспедиторов, как правило, «идут навстречу» пожеланиям своих заказчиков и предоставляют копии указанных документов.
Рассмотрим порядок оформления таких документов.
Товарно-транспортная накладная или ТТН
Для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом предназначена товарно-транспортная накладная (Форма 1- Т), утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее — Постановление). Согласно этому Постановлению применять унифицированную Форму 1-Т должны юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автотранспортных средств и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
По нашему мнению, из сказанного следует, что порядок оформления и предоставления ТТН (в т.ч. кто должен ее выписывать) должен быть установлен договором перевозки груза. Отметим, что на практике Форму 1-Т выписывает, как правило, владелец автотранспортного средства, т.е. перевозчик груза.
В товарно-транспортной накладной содержится информация о дате составления документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д. ТТН служит основанием для учета транспортной работы и проведения расчетов с перевозчиком.
Транспортный раздел Формы 1-Т определяет взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. В ситуации, изложенной в вопросе, заключает договор перевозки груза и, соответственно, оплачивает услуги перевозчика Ваша организация, поэтому в графе «Плательщик» товарного раздела ТТН и в графе «Заказчик (плательщик)» транспортного раздела накладной должны быть указаны реквизиты Вашей организации. Что является непосредственным подтверждением того, что транспорт был заказан именно Вашей организации.
Путевой лист
Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.
Согласно указанному выше Постановлению Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам. Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.
Путевые листы по формам N 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации- владельца автотранспорта или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-перевозчика и заказчики.
Так, заказчиком заполняются отрывные талоны путевого листа, которые служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику перевозки. К счету на оплату услуги по перевозке груза прилагается соответствующий отрывной талон. При этом сам путевой лист, в котором повторяются идентичные талону заказчика записи о времени работы автомобиля у заказчика, остается у перевозчика.
Отметим, что в талоне заказчика в графе Ваша организация может быть указана только в том случае, если на месте разгрузки будет находиться представитель Вашей организации с печатью. Но, как правило, на практике это встречается редко. Поэтому в талоне заказчика могут фигурировать реквизиты непосредственных отправителя и получателя груза по конкретной перевозке.
И здесь возникает вопрос: каким образом в этом случае Ваша организация может подтвердить свою причастность к конкретной перевозке?
Как отмечалось выше, общие условия перевозки грузов должны быть оговорены договором транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ). При этом конкретные условия перевозки (такие как, например, маршрут перевозки, дата и время подачи автотранспортного средства), на наш взгляд, должны определяться приложением к договору в виде оформленной заявки на конкретную перевозку груза. Тогда подтвердить тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации, на наш взгляд, будет не проблематично.
Подтверждают факт оказания услуги по перевозке груза следующие документы:
— талон заказчика и (или) ТТН, в которых отражаются дата, направление перевозки (откуда, куда), марка и гос.номер транспортного средства, посредством которого была осуществлена перевозка груза и др. данные;
— акт об оказании услуг по перевозке груза, который оформляется в произвольной форме в соответствии с п.2 ст.9 Федерального Закона о бухучете от 21.11.1996 № 129-ФЗ.
Если указанные документы соответствуют конкретной заявке заказчика, то нельзя отрицать тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации.
Подтвердить оплату заказчиком конкретной перевозки можно в том случае, если к счету на оплату перевозки будет прилагаться копия талона заказчика и (или) ТТН (как того требуют Ваши заказчики), а в самом счете, на наш взгляд, целесообразно указать дату, маршрут перевозки, № и дату заявки заказчика или соответствующего данной перевозке акта об оказании услуг.
Подтверждение транспортных расходов — документы, служащие этой цели, чрезвычайно важны для обоснования такого рода затрат. Как документально обосновать указанные расходы и какие при этом нужно учесть нюансы, рассмотрим в нашем материале.
Что такое транспортные расходы?
Транспортные расходы представляют собой издержки организации, связанные с оказанием услуг по доставке различных грузов: товаров, материалов, основных средств. В зависимости от способа транспортировки, вида товара, а также мест отправления и назначения список документов, обосновывающих расходы, может меняться.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик может учесть расходы при исчислении налога на прибыль, если они имеют:
- документальное оформление;
- экономическое обоснование.
Таким образом, для отображения транспортных издержек в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль важно иметь их реальное подтверждение на бумаге.
Об особенностях налогового учета транспортных расходов читайте в материале «Транспортные расходы при исчислении налога на прибыль».
Самым распространенным видом транспортных услуг является доставка товара от поставщика к покупателю. Сторона, на которую ложатся сами расходы, определяется условиями договоров купли-продажи. Расходы могут быть понесены:
- продавцом товара;
- покупателем.
При этом транспортировка может производиться следующими лицами:
- самим продавцом;
- покупателем с использованием собственного автотранспорта;
- сторонней компанией, с которой заключает договор или продавец, или покупатель.
Далее рассмотрим особенности документального оформления расходов на доставку, осуществляемую продавцом и покупателем при самостоятельной перевозке грузов или с привлечением посредника.
Подробнее о том, как учитывают транспорные расходы продавец и покупатель, читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
О классификации транспортных расходов в целях налогового учета см. материал «Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?».
Какие документы необходимо иметь при доставке товара?
Осуществляя реализацию товара, продавец обязан выставить в адрес покупателя:
- счет-фактуру (исключение — применение спецрежима);
- товарную накладную по форме ТОРГ-12;
- прочие товарно-транспортные документы — товарно-транспортную накладную (ТТН) и транспортную накладную (ТН).
ТОРГ-12 является первичным документом, составленным продавцом в 2 экземплярах (один — для себя, другой — для покупателя). Он содержит информацию о реализуемых матценностях и является подтверждением перехода права собственности на них от продавца к покупателю.
ТН (утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 и обязательна к применению с 01.01.2021 года) фиксирует стоимость услуг перевозки, т. е. сумму транспортных расходов. В ней указывается информация:
- о сторонах сделки;
- перевозимых ТМЦ;
- дополнительных документах;
- транспортном средстве, осуществляющем доставку;
- пункте и дате погрузки/разгрузки товара;
- дате доставки груза;
- прочие данные.
При этом ТН не является документом, на основании которого можно оприходовать товар, а служит первичным документом для обоснования транспортных расходов.
Транспортная накладная
Скачать
Что касается ТТН (форма 1-Т), она является первичным документом, не только подтверждающим транспортные расходы организации, но и отражающим информацию, необходимую для списания и оприходования ТМЦ.
Именно с ТТН чаще всего связаны претензии контролирующих органов, т.к. именно этот документ является подтверждением расходов по прибыли. Ознакомиться с основными спорными моментами и найти аргументы для спора с проверяющими вы можете в Энциклопедии спорных ситуаций от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
ТТН содержит две части — товарную и транспортную, а также включает следующие реквизиты:
- номер ТТН;
- дату ее составления;
- информацию о товаре;
- реквизиты участников сделки;
- прочие данные, предусмотренные постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.
Скачать форму 1-Т
Какими документами можно обосновать перевозку грузов поставщиком?
Под перевозкой грузов поставщиком может пониматься 2 варианта доставки:
- Поставщик самостоятельно осуществляет доставку товара покупателю.
- Поставщик заключает договор с перевозчиком, который транспортирует товар до места назначения.
Если поставщик, составляя договор с покупателем, предусматривает поставку товара собственными силами, то доставка может быть произведена с учетом следующих особенностей:
- Поставщик может не выделять в договоре отдельно стоимость доставки, закладывая ее в цену товара (первый случай).
- Поставщик вправе прописать в договоре стоимость доставки (второй случай).
В зависимости от вышеуказанных условий меняется документальное оформление услуг доставки:
- В первом случае поставщик составляет только путевой лист, который будет подтверждать факт доставки и расходы на нее.
- Во втором случае ему необходимо выставить в адрес покупателя товарно-транспортную накладную (ТТН) или транспортную накладную (ТН).
Если же поставщик привлек посредника для перевозки товаров, документооборот будет таким:
- Поставщик может выписать ТТН в 4 экземплярах. При этом один экземпляр остается у поставщика, три остальных передаются посреднику, осуществляющему транспортировку. Посредник, осуществив доставку, передает 3 экземпляра ТТН покупателю, который проставляет на них свою подпись. Один экземпляр остается у покупателя. На основании 2 оставшихся посредник составляет акт об оказанных услугах. При этом один из экземпляров ТТН, подписанный покупателем, вместе с актом возвращается продавцу.
- Если поставщик вместо ТТН решил оформить ТН, потребуется сделать три экземпляра этого документа: один предназначается перевозчику, второй — продавцу, третий — покупателю. Подтверждением факта оказания транспортной услуги для поставщика может служить ТН, подписанная покупателем и перевозчиком.
О заполнении товарной накладной с помощью онлайн-сервисов читайте в статье «Онлайн-заполнение товарной накладной: какие есть сервисы?».
Как обосновать транспортировку, произведенную покупателем?
Следует отметить, что при самостоятельной транспортировке товара покупателем со склада продавца ТН и ТТН не составляются. А обоснованием понесенных покупателем расходов будут служить оформленные им путевые листы (письмо Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123).
Если покупатель заключает договор с посредником, то его действия должны быть следующими:
- Можно оформить ТТН в 4 экземплярах, где покупатель заполняет только транспортный раздел. После этого указанные документы передаются перевозчику для заполнения поставщиком товарного раздела. Заполнив ТТН, поставщик передает 3 экземпляра перевозчику. Приняв груз, покупатель оставляет себе один экземпляр, а остальные 2 вручает перевозчику, на основании которых тот составляет акт.
- Если покупатель составляет ТН, то он должен указать себя в качестве грузополучателя и грузоотправителя. Оформляется такая ТН в 2 экземплярах — один остается у покупателя, другой передается транспортной организации.
Итоги
Транспортные расходы встречаются практически в любой хоздеятельности. Наличие всех необходимых подтверждающих документов имеет большое значение и для поставщиков, и для покупателей, поскольку позволяет сократить расходы по уплате налога на прибыль.