Вспомогательные процессы транспортной компании

Поиск обратных грузов – один из рычагов снижения стоимости перевозки.

Существенно облегчает эту задачу наличие собственной сети региональных представителей и филиалов.

В этом случае возможностей создания работоспособных кольцевых маршрутов значительно больше. Филиалы и представители позволят находить встречные грузы или организовывать кольцевые грузы. Там где нет в настоящее время существующих филиалов компании, целесообразно выбрать модель экспансии в регионы на основе модели внедрения регионального представителя, данная модель является самой экономичной и рентабельной моделью выхода в регионы.

Представитель будет представлять интересы компании, как у клиентов, так и будет выполнять функцию специалиста по привлечению транспорта. В дальнейшем при условии успешного развития региона, можно открывать представительство, либо филиал с арендой офиса и набор персонала.

Для привлечения клиентов в центральном офисе считаю целесообразным в коммерческом департаменте ввести должности менеджеров по продажам в регионах. Данные сотрудники будут вести поиск клиентов в регионах, и привлекать данных клиентов к работе. С последующей передачей в производство. В дальнейшем для поддержания связи с клиентом будет привлекаться местный представитель, а при открытии филиала функции по продажам услуг будут переходить менеджерам по продажам на местах.

Ввод новых представителей в регионах необходимо будет производить постепенно, анализируя собственные транспортные потоки. При потоках авто в регионы, в наиболее востребованных регионах коммерческие представители из центрального офиса привлекают клиентов и вводятся представители по логистике, которые будут вести работу с клиентом на месте (представительские функции) и привлекать местных перевозчиков для увеличения поставки машин клиентам.

В Москве и С.Петербурге представителей не будет, а будут Специалисты по привлечению транспорта, которые будут активно привлекать автоперевозчиков.

Представители на первом этапе необходимы будут в областях окружающих Москву и С. Петербург для «поднятия» местных перевозчиков для наполнения ими этих городов, также необходимо привлекать в областях «спутниках» двух столиц клиентов, для того, что бы машины шли загруженными. Кроме того машины идущие из регионов в близлежащие области будут грузиться грузами клиентов и идти в Москву( Питер) для максимального наполнения Москвы(Питера) привлечённым транспортом. Что позволит снижать дефицит транспорта, присущий автоперевозкам, особенно в пиковые сезоны.

23. Основные составляющие производственного процесса автосервисного предприятия.

24. Основные составляющие производственного процесса авторемонтного предприятия.

Современное
производство представляет собой сложный
про­цесс превращения сырья, материалов,
полуфабрикатов и других предметов труда
в готовую продукцию, удовлетворяющую
потреб­ности общества.

Совокупность
всех действий людей и орудий труда,
осуще­ствляемых на предприятии для
изготовления конкретных видов продукции,
называется производственным процессом.

Основной
частью производственного процесса
является тех­нологический процесс,
который содержит целенаправленные
действия по изменению и определению
состояния предметов тру­да. В ходе
реализации технологического процесса
происходит изменение геометрических
форм, размеров и физико-химических
свойств предметов труда.

Наряду
с технологическими производственный
процесс вклю­чает также и нетехнологические
процессы, которые не имеют своей целью
изменение геометрических форм, размеров
или фи­зико-химических свойств
предметов труда или проверку их ка­чества.
К таким процессам относятся транспортные,
складские, погрузочно-разгрузочные,
комплектовочные и некоторые другие
операции и процессы.

В
производственном процессе трудовые
процессы сочетаются с естественными,
в которых изменение предметов труда
происхо­дит под влиянием сил природы
без участия рабочего (например, сушка
окрашенных деталей на воздухе, охлаждение
отливок, старение литых деталей и т.д.).

Разновидности
производственных процессов. По своему
назначению и роли в производстве процессы
подразделяются на основные, вспомогательные
и обслуживающие.

Основными
называются производственные процессы,
в ходе которых осуществляется изготовление
основной продукции, выпускаемой
предприятием. Результатом основных
процессов в машиностроении является
выпуск машин, аппаратов и прибо­ров,
составляющих производственную программу
предприятия и соответствующих его
специализации, а также изготовление
за­пасных частей к ним для поставки
потребителю.

К
вспомогательным относятся процессы,
обеспечивающие бес­перебойное
протекание основных процессов. Их
результатом явля­ется продукция,
используемая на самом предприятии.
Вспомо­гательными являются процессы
по ремонту оборудования, изготов­лению
оснастки, выработка пара и сжатого
воздуха и т.д.

Обслуживающими
процессами называются такие, в ходе
реали­зации которых выполняются
услуги, необходимые для нормаль­ного
функционирования и основных, и
вспомогательных процес­сов. К ним
относятся, например, процессы
транспортировки, складирования, подбора
и комплектования деталей и т.д.

В
современных условиях, особенно в
автоматизированном произ­водстве,
наблюдается тенденция к интеграции
основных и обслужи­вающих процессов.
Так, в гибких автоматизированных
комплексах объединены в единый процесс
основные, комплектовочные, склад­ские
и транспортные операции. Особую роль в
этом процессе совер­шенствования
производственной системы играют
современные ин­формационно-коммуникационные
технологии, электронные средства
коммуникаций и средства вычислительной
техники.

Совокупность
основных процессов образует основное
производ­ство. На предприятиях
машиностроения основное производство
со­стоит из трех стадий: заготовительной,
обрабатывающей и сбороч­ной. Стадией
производственного процесса называется
комплекс процессов и работ, выполнение
которых характеризует завершение
определенной части производственного
процесса и связано с пере­ходом
предмета труда из одного качественного
состояния в другое.

К
заготовительной стадии относятся
процессы получения заго­товок — резка
материалов, литье, штамповка. Обрабатывающая
стадия включает процессы превращения
заготовок в готовые дета­ли: механическую
обработку, термообработку, покраску и
гальва­нические покрытия и т.д.
Сборочная стадия — заключительная
часть производственного процесса. В
нее входят сборка узлов и готовых
изделий, регулировка и отладка машин и
приборов, их испытания.

Состав
и взаимные связи основных, вспомогательных
и обслужи­вающих процессов образуют
структуру производственного процесса.

В
организационном плане производственные
процессы подразде­ляются на простые
и сложные. Простыми называются
производст­венные процессы, состоящие
из последовательно осуществляемых
действий
над простым предметом труда. Например,
производствен­ный процесс изготовления
одной детали или партии одинаковых
де­талей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1 2 3


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты логистической деятельности транспортной компании

1.1. Понятие и сущность логистической деятельности

1.2. Особенности логистической деятельности транспортной компании

1.3. Управление логистической деятельностью транспортной компании

Выводы по главе 1

Глава 2. Оценка логистической деятельности транспортной компании ООО «Далли-Сервис»

2.1. Организационно-экономическая характеристика компании

2.2. Анализ логистической деятельности транспортной компании

Выводы по главе 2

Глава 3. Совершенствование логистической деятельности транспортной компании ООО «Далли-Сервис»

3.1. Предложения по совершенствованию логистической деятельности

Разработка рационального маршрута движения транспортных средств.

3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий

Выводы по главе 3

Заключение

Список использованных источников

Введение

Эффективное управление логистической деятельностью позволяет организации снизить величину себестоимости товаров, что имеет важность для всех участников тех рынков, где рост прибыли за счет увеличения цены относительно сложившейся на рынке практически невозможно.

Очевидно, что именно в оптимизации логистической деятельности содержится существенный резерв экономии средств, что определяет целесообразность и актуальность совершенствования подходов к управлению логистикой на предприятии.

Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы определяется многообразием методов и подходов к управлению логистическими бизнес – процессами, и даже к самому понятию «управление логистической деятельностью».

Неоднозначность трактовок и раздробленность информации о характеристиках методов управления логистической деятельностью по различным источникам создает трудности при принятии управленческих решений относительно совершенствования управления логистическими бизнес-процессами, что требует консолидации основных методов управления и критериев их классификации, уделяя дополнительное внимание особенностям работы предприятий транспортной отрасли.

Цель исследования выпускной квалификационной работы — совершенствование логистической деятельности транспортной компании ООО «Далли-Сервис».

В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе необходимо решить ряд задач исследования:

  1. рассмотреть теоретические аспекты управления логистической системой современной компании;
  2. провести анализ хозяйственной деятельности и управления логистикой исследуемого предприятия;
  3. выявить основные сложности и проблемы функционирования логистических бизнес – процессов транспортной компании;
  4. разработать мероприятия по совершенствованию системы управления логистической деятельностью на исследуемом предприятии;
  5. провести оценку эффективности предложенных мероприятий.

Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе является предприятие ООО «Далли-Сервис».

Предметом исследования — процесс управления логистической деятельностью транспортной компании.

Управление логистическими бизнес-процессами снабжения и сбыта рассматривается в работах А. М. Гаджинского, А. В. Гермацкого, Д. В. Курочкина, Г. Иващенко, В. Коноплевой; управление логистическими бизнес- процессами на складе рассматривали такие авторы, как: К.А. Губа, В.В. Волгин, Т.В. Алесинская, Р.Б. Ивуть, Е.В. Николайчук, М.Б. Иванова, В.А. Гудков и др.

Эффективным методам управления бизнес-процессами, в том числе логистическим, посвящены работы таких ученых, как И. В. Гелета, Бауэрсокс, Доналд Дж., Клосс, Дейвид Д.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации существующих подходов к классификации логистических товаропотоков и в комплексном рассмотрении методов управления логистическими бизнес-процессами, включая их преимущества, недостатки и особенности использования на транспортных предприятиях.

Практическая значимость исследования заключается в совершенствовании существующих подходов к разработке комплекса мероприятий по управлению логистической системой исследуемой транспортной компании.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, составляющих основную часть, заключения, списка использованных литературных источников и приложений.

В первой главе выпускной квалификационной работы проведен теоретический анализ понятий: управление логистической деятельностью, а также определены основные цели, задачи логистики на предприятии и методы оптимизации логистических бизнес-процессов.

Во второй главе проведен анализ компании ООО «Далли-Сервис», оценка управления логистической системой компании, а также характеристика системы управления транспортной логистикой исследуемого предприятия.

В третьей главе приведены практические аспекты выбора оптимальной модели управления логистической деятельностью, разработана система оптимизации логистических бизнес-процессов транспортной компании и произведена оценка ее эффективности.

Глава 1. Теоретические аспекты логистической деятельности транспортной компании

Понятие и сущность логистической деятельности

Логистическая система — это не только система взаимосвязанных элементов единого процесса логистики, но и целостная система управления этим процессом. Она состоит из совокупности элементов логистического процесса, являющегося объектом управления, а также совокупности устройств, методов и приемов, управляющих этим объектом.

Цель управления цепями поставок — надёжное и качественное обеспечение производственных подразделений фирмы материальными ресурсами, необходимыми для выполнения заданного расписания.

Значительная роль в эффективном функционировании транспортного предприятия принадлежит его логистической инфраструктуре, которая выполняет обслуживающую функцию.

Сегодня на большинстве транспортных предприятий весь комплекс работ по обслуживанию преимущественно осуществляется подразделениями логистической инфраструктуры, что часто приводит к значительным нерациональным расходам (распыленности средств, рабочей силы, оборудования и т.д.), до сих пор остаются недостаточными качество и надежность обслуживания системы логистики.

Все это является признаками неэффективного выполнения отдельных функций логистического обслуживания, то есть функционирование логистической инфраструктуры транспортного предприятия приводит к уменьшению эффективности основного процесса оказания транспортных услуг и конкурентоспособности предприятия в целом.

В наше время все больше усложняются работы по обслуживанию логистики на транспортном предприятии, что обусловлено конструктивными изменениями оборудования, концентрацией технологических операций, применением сложных систем управления и др.

Изменение роли и содержания работ, выполняемых подразделениями логистической инфраструктуры, превращает их из второстепенных (вспомогательных) в определяющие и требует нового подхода к формам и методам организации обслуживания системы логистики транспортного предприятия.

Указанное вызывает необходимость пересмотреть организацию выполнения отдельных функций обслуживания системы логистики, то есть реорганизовать логистическую инфраструктуру транспортного предприятия, что может стать существенным резервом повышения эффективности обслуживания основного процесса оказания транспортных услуг предприятием.

Реорганизация логистической инфраструктуры транспортного предприятия путем полного или частичного отказа от выполнения отдельных функций логистического обслуживания позволит предприятию сконцентрировать усилия на выполнении функций оказания транспортных услуг и качественной доставки товаров конечному потребителю.

Логистическая инфраструктура транспортного предприятия требует дальнейшего изучения, в частности в контексте рациональной организации, учитывая значимость организации как не капиталоемкого фактора повышения эффективности деятельности транспортного предприятия.

В отечественной управленческой науке сегодня проблематике организационно-экономического развития логистической инфраструктуры вообще и логистической инфраструктуры транспортного предприятия, в частности, значительное внимание не уделяется. В специальной научной литературе по этому вопросу публикации немногочисленны, а в тех, что есть, излагаются результаты отдельных исследований, не имеющих комплексный характер.

Система логистики является системообразующим элементом общественного производства, который включен в процесс создания и предоставления транспортных услуг, обеспечение условий человеческой жизнедеятельности, является рычагом, который влияет на трудовую мотивацию работников.

Система логистики транспортного предприятия является системообразующим элементом процесса оказания транспортных услуг и дальнейшего распределения услуг, который способствует росту финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Система логистики транспортного предприятия составляет составную часть процесса оказания услуг, которая имеет подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивает нормальную деятельность предприятия в целом, способствует ее эффективности. Конкретными задачами системы логистики транспортного предприятия являются:

— предотвращение возможных отклонений хода бизнес-процесса от заданного;

— создание условий для реализации преимуществ специализированной организации основного бизнес-процесса;

— функционирование на основе технологического, организационного, технико-экономического соответствия основного и вспомогательного бизнес-процесса;

— обеспечение предоставления транспортных услуг заданного качества при фиксированном объеме ресурсов при минимуме затраченных ресурсов;

— обеспечение гибкости основного бизнес-процесса при изменении номенклатуры транспортных услуг.

Логистическую инфраструктуру транспортного предприятия составляют его вспомогательные и обслуживающие бизнес-процессы. В логистической инфраструктуре транспортного предприятия традиционно выделяют две составляющие — внешняя и внутренняя (Рисунок 1).

Рисунок 1. Структура логистической инфраструктуры транспортного предприятия

В наше время повышается сложность работ по обслуживанию бизнес-процессов логистики, что связано с конструктивными изменениями оборудования, концентрацией технологических операций, применением сложных систем управления и т.п.

Изменение роли и содержания работ, выполняемых подразделениями логистики, превращает их из второстепенных (вспомогательных) в определяющие и требует нового подхода к формам и методам организации обслуживания логистической системы.

Поэтому именно логистика транспортного предприятия требует изучения и дальнейшего развития, как системообразующий элемент бизнес-процесса оказания транспортных услуг, способствует процессу деятельности по созданию услуг и экономического развития предприятий путем предоставления логистических услуг.

Это дает основание считать совершенствование логистики транспортного предприятия одним из основных резервов экономического роста. В целом функционирование транспортного предприятия и его логистики должны рассматриваться как система (в рамках системного подхода), как процесс (в пределах процессного подхода) и как совокупность функций (в пределах функционального подхода).

Потребность в исследовании транспортного предприятия с позиции его функционирования и связей с внешней средой стала предпосылкой использования в исследовании функционального подхода. В рамках функционального подхода предприятие можно рассматривать как систему, для которой характерно наличие совокупности функций и связей между ними.

Это позволяет использовать функциональный подход при изучении не только собственно предприятия, но и его внутренней логистической структуры. Реализация функции логистики сопровождается одновременно реализацией трех основных общих функций — управление, обслуживание и функций, обеспечивающих условия процесса воспроизводства транспортных услуг.

Без их реализации функция логистики становится попросту невозможной и теряет смысл. Таким образом, вопрос эффективной организации процессов логистического обслуживания становятся не менее важными объектами научного исследования с использованием функционального подхода.

Под функциональным подходом понимают оценку системы с точки зрения оценки той функции, для которой она предназначена как элемент системы более высокого порядка.

Функциональный подход как метод научного познания, целесообразно использовать с целью выявления наилучшего способа выполнения функций, поскольку деятельность любого предприятия, его внутренние характеристики наиболее полно раскрываются в выполняемых им функциях. Функциональный подход неизбежен в условиях единства системы и среды, что является безусловным при рассмотрении предприятия как открытой системы.

Как известно, обслуживание производства, то есть логистическое инфраструктурное обеспечение, осуществляется выполнением функций непосредственного обслуживания: организация ремонта оборудования, организация транспортного обслуживания, складского хозяйства, энергообеспечения, связи, инструментального обеспечения.

Они являются частными функциями общей функции обслуживания основного производства предприятия. Они не отличаются ни по месту в общем производственном процессе, ни по роли в осуществлении принципов его организации. Эти функции непосредственного обслуживания реализуются предоставлением логистических услуг.

Частичные функции логистического обслуживания основного производства (ремонтная, инструментальная, энергетическая, транспортная, складская) выполняют подразделения логистической инфраструктуры транспортного предприятия. Виды организации логистической инфраструктуры транспортного предприятия представлены ​​на рисунке 2.

При децентрализованной структуре все виды работ по инфраструктурному логистическому обеспечению. То есть работ и услуг, оказываемых подразделениями логистической инфраструктуры транспортного предприятия, проводятся силами подразделений логистической инфраструктуры, входящих в состав отделов основного производства.

Рисунок 2. Виды организации логистики транспортного предприятия

При смешанной структуре часть работ по инфраструктурному логистическому обеспечению выполняется силами специализированных отделов предприятия.

При централизованной организации все виды работ выполняются силами специализированных подразделений логистической инфраструктуры, входящих в состав основного производства, или специализированными организациями, действующими за пределами предприятия (применение аутсорсинга, субконтрактинга).

В наше время на большинстве предприятий весь комплекс работ по инфраструктурному логистическому обеспечению выполняют сами предприятия, и наиболее типична смешанная форма организации, что приводит к большим нерациональным расходам, распыленности средств, оборудования, рабочей силы и т. д.

Раздробленность подразделений логистики и низкий уровень их специализации препятствуют созданию соответствующей технической базы и прогрессивных форм организации логистических работ. На отечественных предприятиях, особенно крупных, типичной является смешанная форма организации логистики, что приводит к значительным нерациональным расходам, простоям оборудования и рабочих, их неэффективному использованию и др.

Неудовлетворительная деятельность подразделений логистики, низкий уровень их специализации препятствуют созданию прочной технической базы и прогрессивной организации выполнения функций логистического обслуживания. На многих отечественных предприятиях сегодня возникает насущная необходимость пересмотреть организацию логистики, в частности, с точки зрения ее реорганизации.

Реорганизация логистики транспортного предприятия рассматривается как процесс перераспределения выполнения работ по обслуживанию основного производства в пределах его отдельных функций между вспомогательными или обслуживающего подразделениями предприятия и аутсорсеров, между вспомогательными или обслуживающими подразделениями и специализированными подразделениями основных подразделений с целью повышения качества работ по обслуживанию с одновременным уменьшением затрат на их выполнение.

Реорганизация логистики предприятия проводится с использованием различных способов. Способ реорганизации рассматривается как совокупность и последовательность обоснованных организационных изменений в деятельности подразделения логистики, позволяющих уменьшить количество и объем работ по определенной частичной функции обслуживания основного производства благодаря отказу от их выполнения, передачи другим структурным подразделениям предприятия или сторонним исполнителям.

Выбор дополнительных функций обслуживания предприятия, которые целесообразно реорганизовать, должен базироваться на результатах анализа качества их выполнения подразделениями логистики предприятия в течение определенного периода. Характеристика предлагаемого поэтапного анализа качества выполнения отдельных функций обслуживания подразделениями логистики предприятия представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика анализа качества выполнения отдельных функций обслуживания подразделениями логистики предприятия

Элементы Определение элементов
Цель Обосновать целесообразность реорганизации логистики предприятия на основе оценки качества выполнения отдельных функций обслуживания подразделениями логистики и выбор ее образа
Задачи Определить критерии оценки качества выполнения отдельных функций обслуживания логистики в подразделениях предприятия.

Разработать алгоритм принятия решения о необходимости реорганизации логистики и ее образа

Объекты Частичные функции обслуживания, выполняемые в подразделениях предприятия
Показатели Комплекс показателей, учитывающих системный характер деятельности предприятия, характеризующих структурные составляющие деятельности подразделения логистики (производственно-технологическую, кадровую, управленческую), а также качество и надежность выполнения частичной функции обслуживания

Назначением экспресс-диагностики является предварительный отбор частичных функций обслуживания для дальнейшего углубленного анализа (часть I экспресс диагностики) и определения характера организационных изменений в логистике — естественный, деловой или кризисный (часть I экспресс диагностики).

В экспресс-диагностике показывается влияние результатов деятельности подразделений логистики на деятельность подразделений основного производства: анализируются простой и брак в основном производстве по вине подразделений логистики, расходы предприятия на содержание подразделений логистики, численность их персонала.

Возможны следующие варианты организационных изменений логистики транспортного предприятия:

  1. Естественная реорганизация, которая предусматривает традиционную для предприятия организацию логистики. Цель естественной реорганизации логистики предприятия — сохранение и улучшение деятельности подразделения логистики путем повышения эффективности реализации функции обслуживания основного производства предприятия благодаря изменению порядка выполнения работ в рамках реализации частичной функции обслуживания основного производства в подразделении логистики предприятия.

Основными задачами логистики на предприятии являются: предотвращение возможных отклонений хода бизнес-процесса от заданного, создание условий для реализации преимуществ специализированной организации основного производства, функционирование на основе технологического, организационного, технико-экономического соответствия основного и вспомогательного бизнес-процессов.

А также обеспечение выпуска максимума услуг заданного качества при фиксированном объеме ресурсов или заданного объема услуг при минимуме затраченных ресурсов, обеспечения гибкости основного бизнес-процесса при изменении номенклатуры выпускаемых услуг.

Таким образом, основными мерами естественной реорганизации логистики транспортного предприятия могут стать следующие: внедрение новых технологий обслуживания основного бизнес-процесса и современного оборудования, автоматизация обслуживающих и вспомогательных бизнес-процессов, разработка и производство новых изделий / услуг, совершенствование системы управления процессами обслуживания основного производства предприятия и др.

  1. Деловая (или превентивная) реорганизация, которая занимает промежуточное место между кризисной и естественной. Превентивная реорганизация рекомендована для логистики, деятельность подразделений которой относительно удовлетворительная. Мероприятия в рамках данного вида реорганизации направлены, главным образом, на укрепление позиции логистики за счет использования ее внутренних резервов.

Превентивная реорганизация логистики транспортного предприятия может сочетать в себе меры кризисной и естественной реорганизации, а также такие превентивные меры, как поддержка и совершенствование обслуживающих и вспомогательных процессов, оптимизация структуры персонала и совершенствование системы стимулирования персонала подразделений логистики транспортного предприятия.

Еще одной мерой превентивной реорганизации является загрузка свободных мощностей логистики субконтрактными заказами. Логистика транспортного предприятия в этом случае выступает в роли исполнителя субконтрактной продукции / услуг и становится субконтракторами.

  1. Кризисная реорганизация, осуществляемая путем передачи выполнения частичной функции логистического обслуживания.Если выявлена ​​необходимость проведения кризисной реорганизации логистики транспортного предприятия путем отказа от выполнения каких-либо функций логистического обслуживания транспортным предприятием вообще, то к основным мероприятиям можно отнести:

— ликвидацию различных подразделений логистики;

— сокращение материальных затрат и расходов на содержание персонала данного подразделения.

Однако основным здесь может стать реорганизация логистики транспортного предприятия путем передачи частичной функции обслуживания на аутсорсинг

Особенности логистической деятельности транспортной компании

Транспортная логистика — перемещение необходимого количества товара в нужную точку, оптимальный маршрут на требуемое время и с наименьшими затратами. Транспорт — связь между элементами логистических систем, осуществляющими движение материальных ресурсов.

Рисунок 3. Области управления транспортной логистики

Транспортная логистика определяется как деятельность, охватывающая три области (Рисунок 3):

  • процесс планирования, организации и реализации рациональных и недорогих поставок (транспортировки) товаров (товаров) из мест их производства и в места потребления;
  • контроль всех транспортных и других операций, возникающих при перевозке грузов с использованием современных средств телекоммуникаций, информатики и других информационных технологий;
  • предоставление соответствующей информации владельцам грузов.

К задачам управления транспортной логистикой относятся:

  • создание транспортных систем, включая создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
  • обеспечение технологического единства процесса транспортировки и хранения;
  • совместное планирование транспортного процесса со складом и производством;
  • выбор вида транспортного средства;
  • выбор типа транспортного средства;
  • определение рациональных маршрутов доставки;
  • обеспечение технического и технологического сотрудничества участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов и использование общих систем планирования.

По обозначению выделяются две основные транспортные группы:

  • Общественный транспорт — отрасль народного хозяйства, отвечающая потребностям всех секторов экономики и населения при перевозке грузов и пассажиров. Общественный транспорт служит сфере обращения и населения. Концепция общественного транспорта охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.
  • Транспортировка негосударственного использования — внутрипромышленный транспорт, а также транспортные средства всех типов, принадлежащих не транспортным предприятиям, как правило, являются неотъемлемой частью любых производственных систем и должны быть органически включены в них.

Соответственно, организация его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется вместе с решением задач производства, закупок и распределения.

В процессе осуществления закупок и доставки материальных ресурсов, а также дистрибуции готовой продукции потребителям фирма — производитель может использовать различные виды транспорта, различных логистических партнеров, а также различные варианты транспортировки, представленные на рисунке 4.

Рисунок 4. Виды транспортировки

Организация работы системы общественного пассажирского транспорта (СОПТ) в рамках логистического подхода должна основываться на основных принципах логистики, сущность которых отображена в таблице 2.

Таблица 2

Логистические принципы организации работы СОПТ

Логистический принцип Специфика относительно организации работы СОПТ
1. Системный подход Рассмотрение всех элементов СОПТ в единой взаимосвязи и взаимодействии для достижения глобальной цели системы; оптимизация функционирования не отдельных элементов СОПТ, а всей логистической системы ОПТ в целом
2. Принцип тотальных затрат Учет всей совокупности издержек в организации работы СОПТ; выявление параметров системы, требующих наибольших финансовых вложений с целью их минимизации
3. Принцип глобальной оптимизации При оптимизации всей СОПТ необходимо достижение оптимизации каждой ее локальной цели, а также согласование всех локальных целей системы между собой
4. Принцип логистической координации и интеграции Достижение наиболее полной согласованного всех звеньев логистической системы ОПТ; поддержание значимости каждого элемента в структуре СОПТ

Продолжение Таблицы 2

5. Принцип всеобщего управления качеством Обеспечение высокого качества функционирования каждого элемента логистической системы ОПТ с целью обеспечения всей полноты логистического сервиса
6. Принцип устойчивости и адаптивности Устойчивое функционирование СОПТ в условиях динамичности внешней среды, а также активное приспособление к меняющимся параметрам функционирования при условии сохранения уровня качества и достижений оптимизационного процесса
7. Принцип разработки необходимого комплекса подсистем Обеспечение налаженного процесса управления в СОПТ; разграничение функций между составляющими СОПТ подсистемами с целью устранения дублирования этих функций участниками процесса управления
8. Принцип гуманизации всех функций и технологических решений Организация работы СОПТ с учетом экологических требований по охране окружающей среды, а также социальных и эстетических требований к работе участников СОПТ
9. Принцип моделирования и информационнокомпьютерной поддержки Использование при оптимизации объектов СОПТ методов математического моделирования с применением соответствующей информационно-компьютерной поддержки (повышение уровня автоматизации процесса управления СОПТ)

Рассматривая логистические принципы организации работы СОПТ, указанные в представленной таблице 2, как мы видим, преимущество имеет системный подход. Комплекс организации пассажирских перевозок является полноценной системой.

Следовательно, управление таким комплексом полноценной системой, следует осуществлять с позиции системного подхода. Такой подход основывается на формировании единой, общегосударственной, экономической, инвестиционной, научно-технической, тарифной, кадровой и социальной политики в области организации пассажирских перевозок.

Данная позиция является принципиальной для применения логистики в управлении городскими пассажирскими перевозками. Преимущества логистического управления системой ОПТ предполагают выполнение 6 важных правил логистики, представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Преимущества логистического управления системой ОПТ

При применении такого подхода возникает необходимость формирования логистических показателей в оценке работы городского ОПТ. Согласно важнейшими логистическими показателями, которые позволяют провести оценку работы ОПТ, являются следующие: показатель общего объема перевозок пассажиров, показатель пассажирооборота, показатель коэффициента перевозимости, коэффициента заполняемости транспортного средства, коэффициента потребления транспортных услуг ОПТ.

Кроме этого, данный перечень показателей можно дополнить такими показателями, как коэффициент пересадочности, маршрутный коэффициент, средняя скорость передвижения пассажиров, а также показателем времени ожидания транспортного средства и интервала его движения.

Таким образом, инструменты транспортной логистики позволяют не только оптимизировать деятельность СОПТ, но и производить оценку данной оптимизации, и что не мало важно, главным критерием данной оценки будет являться степень удовлетворенности пассажиров в предоставлении им оказанных транспортных услуг.

Для корганизации транспортного процесса существуют два основные подхода, а именно:

1) традиционный подход;

2) логистический подход с участием оператора мультимодальной перевозки.

При применении традиционного подхода единая функция управления сквозным материальным потокм отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации а также финансов низкая, так как в данном случае некому координировать их действия. Традиционный подход к смешанной перевозке представлен на рисунке 6.

Рисунок 6. Традиционная организация перевозки с участием нескольких видов транспорта

При логистическом подходе к смешанной перевозке появляется новый участник транспортного процесса которым является единый оператор мультимодальной перевозки. Наличие одного оператора через транспортный процесс, который выполняет одну управляющую функцию через поток материала, создает возможность эффективно проектировать движение потока материала, достигая заданных параметров на выходе.

Кроме того, наличие единого оператора мультимодальной перевозки дает возможность, планирования продвижение материального потока, а также добиваться заданных параметров на выходе.

При организации смешанного транспорта логистическая система предполагает использование (Рисунок 7):

  1. два или более видов транспорта;
  2. наличие одного оператора процесса транспортировки;
  3. наличие единого транспортного документа;
  4. применение единой ставки фрахта;
  5. применение последовательно-центральной схемы взаимодействия участников;
  6. Единая и, как результат, высокая ответственность за перевозимый груз.

Рисунок 7. Логистический подход к организации транспортных перевозок смешанного транспорта

Для сравнения традиционного и логистического подходов к организации смешанных транспортных перевозок представлена характеристика названных подходов в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации смешанных перевозок

Традиционный подход (прямая и смешанная перевозки) Логистический подход (мультимодальная перевозка)
Наличие двух и более видов транспорта Наличие двух и более видов транспорта
Отсутствие единого оператора перевозки Применение единой сквозной ставки на транспортировку
Применение последовательной схемы взаимодействия участников Применение последовательно-центральной схемы взаимодействия участников

Результатом использования транспортной логистической системы для предприятия будет: высокая вероятность выполнения «шести правил логистики» (Рисунок 8) то есть: необходимый груз, в нужном назначенном месте, в нужное назначенное время, в необходимом заявленном количестве, с требуемым качеством, с минимальными затратами.

Рисунок 8. Правила логистики

В целом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками, представленными на рисунке 9.

Рисунок 9. Управление сквозными материальными потоками

При анализе и проектировании деятельности по транспортной логистике можно выделить следующие требования:

  • максимально использовать пропускную способность подвижного состава и организацию перевозок без складов;
  • кратность отгрузки груза в единицы заказа, отгрузки и хранения;
  • стандартизация упаковки.

Оптимальные транспортные расходы должны быть такими, чтобы общие затраты на логистику оставались минимальными. Это достигается путем установления баланса транспортных издержек и качества транспортных услуг, критериями которых являются скорость и надежность перевозок.

Надежность характеризуется постоянной частотой и постоянной продолжительностью транспорта, что позволяет оптимизировать уровни запасов и повысить эффективность логистики. Другими основными принципами транспортировки являются:

  • экономия на масштабе и диапазон грузоперевозок, поскольку в этих случаях стоимость одной тонны груза и 1 км пути минимальна;
  • концентрация потоков грузов по отдельным каналам распределения и отказ от неэкономичных каналов;
  • доставка товаров «как раз вовремя» на основе разработки и внедрения единого технологического транспортного и производственного процесса и интеграции транспорта, производства и потребления.

Под влиянием логистических концепций «Канбан» и «Точно в срок» пользователи транспортных услуг стали предпочитать такие критерии оценки эффективности перевозок, как соблюдение сроков доставки груза (в зависимости от продолжительности запланированной поставки, следующие отклонения считается допустимым: в течение 8-12 недель — 25%, 4-8 недель — 10%, менее 4 недель — 1%); ответственность за удовлетворение текущих потребностей в транспорте и способность отслеживать движение груза.

Роль транспорта существенно меняется с развитием логистических систем. В рамках логистической технологии дисциплина транспортных услуг определяется сегодня не интересами отдельного отправителя (получателя), а оптимальным соотношением затрат и прибыли в этом цикле производства и потребления.

Транспортная логистика играет ключевую роль, связанную не только с большой долей транспортных расходов в общем составе затрат на логистику, но и из-за того, что без транспорта невозможно продвигать поток материала.

Разработка стратегии транспортно-логистического обеспечения компании включает следующие элементы:

— анализ вариантов управления транспортной логистикой заключается в построении рациональных маршрутов, минимизации транспортных расходов, в анализе сроков выполнения заказов;

— анализ цены управления транспортной логистикой – поскольку ставки оплаты существенно меняются и решения необходимо принимать только после рассмотрения всех возможностей. Для этого при принятии решения необходимо получить конкурентоспособные расценки. В настоящее время, стали возможными переговоры о крупных транспортных перевозках;

— консолидация груза управления транспортной логистикой;

— консолидировать грузы там, где это возможно, например: оптовые скидки на перевозки могут существенно снизить транспортные расходы;

— анализ и оценка поставщиков управления транспортной логистикой – предусматривает проведение анализа и оценки клиентов: системы выбора и оценки поставщика на основе предоставленных данных, которые необходимы для принятия наилучшего решения.

Существует четыре области оценки:

а) финансовая оценка;

б) управленческая оценка;

в) техническая оценка либо стратегическая оценка;

г) область отношений либо общих корпоративных связей, возникающих между перевозчиком и грузоотправителем.

— Использование различных видов транспорта управления транспортной логистикой. Основой выбора вида транспортного средства оптимального для конкретной перевозки, служит предоставленная информация о характерных особенностях различных видов транспорта, а именно: автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного либо трубопроводного.

— Тесные отношения с выбранными перевозчиками управления транспортной логистикой, то есть развивать более тесные отношения с выбранными заказчиками: а именно необходим обмен сведениями, которые приводят к лучшему планированию потребностей в транспортных услугах, использовать преимущество сильных сторон покупателя, а также перевозчика.

— Анализ затрат управления транспортной логистикой. К данному анализу относится проведение анализа по снижению транспортных расходов, заключение долгосрочных контрактов, партнерства, оплата простоя, упаковка грузов и обслуживание, качество и требования к доставке предлагают возможности по снижению затрат.

— Внешние поставщики логистических услуг подразумевает заключение контрактов с внешними источниками управления транспортной логистикой.
— Вопросы безопасности управления транспортной логистикой.

К вопросам безопасности управления транспортной логистикой относятся: недопущения нереальных, неприемлемых с юридической точки зрения графиков поставок. Кроме того, избегание проблем, связанных с безопасностью, является ключевым элементом стратегии.

Вывод: таким образом, предлагаемая иерархия моделей формирует единый подход к формализации методов решения транспортной логистики и теории организации транспортных перевозок; охватывает основные типы транспортных задач применительно к автомобильным перевозкам в пространстве и во времени.

1.3. Управление логистической деятельностью транспортной компании

Для того чтобы любая транспортная организация могла успешно работать, ею необходимо управлять. Управление следует рассматривать как взаимосвязанный циклический процесс (Рисунок 10), который состоит из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функция управления – конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется разными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции:

Рисунок 10. Взаимосвязь основных функций логистики

  • планирование транспортной логистики;
  • организация транспортной логистики;
  • мотивация транспортной логистики;
  • контроль транспортной логистики;
  • координация.

Каждая из этих 5 функций менеджмента для организации является жизненно важной. Вместе с тем, планирование транспортной логистики, как функция управления, обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации транспортной логистики, мотивации транспортной логистики, а также контроля и координации транспортной логистики, вместе взятые, ориентированы на выполнение не только тактических, но и стратегических планов организации (Рисунок 11).

Рисунок 11. Функции логистики

Рассмотрим подробно эти функции.

Планирование транспортной логистики предполагает решение вопроса о том, каковы должны быть цели логистической системы и что должны делать работники предприятия, чтобы достичь этих целей. По сути, это подготовка сегодня к определению того, что требуется к завтрашнему дню и как этого добиться. План должен представлять социально-экономическую модель будущего состояния логистической системы. План – эта карта пути, по которому должна пройти логистическая организация за конкретный период времени. Планы могут быть стратегическими, тактическими и оперативными.

Стратегическое планирование транспортной логистики (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочную перспективу, оценить тенденции, развивающиеся как внутри организации, так и во внешнем окружении. Процесс стратегического планирования транспортной логистики состоит из следующих фаз: оценка, постановка задачи, установление приоритетов и внедрения.

На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием транспортной логистики, т. е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач в логистической системе. Основой для разработки логистической системы является оперативное планирование транспортной логистики. В оперативных планах разрабатываются стандарты логистической деятельности, описание работ и т.п.; они вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей логистической организации.

Функция организации транспортной логистики, состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями логистической организации, определении порядка и условий функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных логистической организацией целей.

Для построения логистической структуры можно использовать одну из типовых оргструктур: линейную, функциональную, матричную, дивизиональную и др. Классики менеджмента указывали, что в организации транспортной логистики каждая функциональная единица (отделение, отдел либо сектор) обязана выполнять часть общей работы. А каждая такая часть необходима для достижения общих целей организации.

Организационная структура логистической компании может быть построена линейно или на основе деятельности функциональных групп. Может быть избрана и матричная структура, когда функции логистики будут пронизывать всю деятельность компании по горизонтали. Важной функцией управления логистикой является и мотивация. Поведение человека всегда мотивировано. Он может усердно трудиться, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы.

Мотивация транспортной логистики – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Для использования этой функции необходимо применять существующие современные теории и методы мотивации.

К примеру, в случае использования равной оплаты труда (независимо от результатов работы) эффективность работы водителей-экспедиторов по доведению материального потока от оптовой базы к розничным торговым точкам резко снижается.

Экспедиторы не заинтересованы в результате – в любом случае они получают свои деньги. Следовательно, отсутствует мотивация к увеличению производительности. Для мотивации работников может быть разработана методика распределения оплаты между экспедиторами в зависимости от результатов работы (точность и своевременность доставки).

Выработанная методика повышает эффективность деятельности доставки товаров потребителям, повышает уровень обслуживания клиентов. Кроме того, использование мотивации совместно с контролем выполнения работ (к примеру, с использованием системы слежения за машинами компании в режиме реального времени) приводит к значительному снижению затрат на доставку. Одной из задач в этом случае является правильный выбор и оценка критериев деятельности участников логистического процесса.

Контроль транспортной логистики – это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему мы научились; что в следующий раз следует делать; в чем причина отклонений от намеченного; какое воздействие контроль оказал на принятие решений; было ли воздействие контроля позитивным или негативным; какие выводы следует сделать для выработки новых целей.

Задача контроля распределения может рассматриваться как преобразование данных в информацию. Для выполнения этой задачи необходимо создать соответствующую базу данных и разработать процедуры для извлечения нужной информации. Можно отметить две причины установления этого вида контроля.

Первая причина учитывает факторы как внутреннего окружения (номенклатура продукции, конфигурация системы процедуры и т.д.), так и внешнего (требования потребителя, политика обслуживания, применяемая конкурентами, государственные законодательства и т.д.).

Вторая причина – оказание помощи при поиске мер повышения производительности логистической системы. Производительность можно определить как отношение вывода системы к вводу в нее. Для логистики выводом служит осуществление обслуживания потребителя, а вводом – номенклатура элементов логистики (например, запасы, хранение и погрузка, разгрузка, транспортировка, обработка заказа и т.д.). Повышение производительности требует, во-первых, понимания нынешней ситуации и, во-вторых, идентификации возможностей для улучшения текущей ситуации.

Контроль состоит в управлении выводом и вводом с учетом заранее определенных стандартов функционирования и в идентификации корректирующих мер там, где это необходимо. В идеальном случае контроль распределения следует считать непрерывным мероприятием, однако контроль общей системы распределения – мероприятие, требующее больших затрат времени и денежных средств. Повышение эффективности транспортной логистики является главной задачей сотрудников транспортных компаний.

Транспортная логистика связана не только с менеджментом и стратегическим планированием и маршрутов, но и с оценкой затрат, а именно:

  • снижением издержек;
  • построением и реализацией длительной деятельности системы.

При оценке рациональности операций в первую очередь обращают внимание на уровень издержек. Далее, находят пути, с помощью которых можно снизить их уровень или вовсе убрать. Существует проблема по определению степени соответствия достижений и поставленных на данный момент целей.

Однако главной проблемой анализа эффективности транспортной логистики является оценка различных параметров самой организации. Сложность состоит в том, что трудно вывести все единые показатели эффективности транспортной логистики и превратить их в общую картину.

Для того чтобы анализ эффективности транспортной логистики не занимал много времени и сил, специалисты используют единые критерии оценки всех составляющих (Рисунок 12).

Рисунок 12. Критерии эффективности логической системы

Целью исследований эффективности логистических схем является оптимизация работы организации, которая приведет к уменьшению величины запасов товаров на всем пути их следования, уменьшения времени продвижения материальных ценностей по всем пунктам логистической схемы, минимизация транспортных расходов, уменьшение затрат и повышение прибыльности бизнеса (Рисунок 13).

Рисунок 13. Экономический эффект от применения логистического подхода к управлению

Специалисты выработали универсальные показатели оценки результативности организации логистики на предприятии, к ним относятся:

  • общие издержки. Этот критерий связан с оценкой совокупных затрат на проведение логистических операций, обоснованности расходов на администрирование, возможного ущерба от рисков. Издержки обычно оцениваются в процентном соотношении к объемным, ресурсным или стандартным показателям. Чаще всего соотносятся издержки с общим объемом продаж, это самый простой метод оценки, дающий приблизительный результат;
  • длительность логистического цикла. Этот критерий построен на оценке среднего срока выполнения заказа, его полный цикл: от приема заказа до возвращения транспортных средств к месту локализации. Это самый простой в оценке показатель, так как на него не влияют никакие побочные данные;
  • качество сервиса логистики. Оценка качества сервиса – это одна из самых проблемных областей выявления эффективности схемы. Это связано с такими особенностями качества услуги, как ее неосязаемость, результат услуги может появиться только после ее получения, заказчик сам принимает участие в предоставлении услуги, услуга получается только в момент предоставления.

Все это приводит к субъективным интерпретациям результатов, единых критериев оценки качества сервиса выработать не удается. Традиционно качество измеряется в таких параметрах, как надежность, законченность, ответственность, безопасность, вежливость, установление взаимопонимания с клиентом.

  •  продуктивность логистики. Производительность схемы уравнивается с продуктивностью и оценивается через грузооборот за единицу времени или через грузоподъемность транспортных средств. Этот показатель связан с ресурсоотдачей, результативностью схемы;
  •  возврат инвестиций в логистику. Этот показатель рассчитывается как продуктивность и прибыльность вложений в разные циклы логистической схемы.

Данные показатели в самом общем виде позволяют оценить логистику предприятия и выявить некие проблемные области, требующие оптимизации.

Выводы по главе 1

Эффективная транспортная логистика – это отличительная особенность компании, выполняющей все транспортные и складские обязательства в точном соответствии с договором. Оценка транспортной логистики, кроме универсальных показателей, должна также учитывать такие параметры, как:

  • величина нерационального пробега, простоев и эффективность использования транспортных средств. Необходимо максимально оптимизировать и автоматизировать схему, чтобы повысить ее продуктивность. Вычисление данного показателя связано с оценкой маршрутов, поиском вариант, который приведет к максимальной производительности транспортных средств.
  • надежность и продуктивность системы планирования доставки грузов, выявление неоправданных рисков, с целью их ликвидации.
  • оптимальность выбора транспортного средства. Сравнительный анализ и оценка эффективности возможных вариантов транспортировки грузов позволяет найти наиболее рациональное решение.

степень загруженности транспорта. Для повышения ресурсоотдачи следует находить вариант загрузки, который позволит извлечь предельную прибыль из каждого цикла схемы.


1 2 3

Автотранспортное предприятие (АТП) — организация, осуществляющая перевозки автомобильным транспортом, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава.

АТП решает вопросы, связанные с доставкой, т.е. выбор вида транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств, участие в организации погрузочно-разгрузочных работ, использование современных технологий в организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах.

Классификация автотранспортных предприятий:

1) по роду выполняемых работ

— грузовые,

— пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковых автомобилей),

— грузопассажирские,

— специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).

2) по организации производственной деятельности

— автобаза — АТП малых размеров, как правило, вспомогательное подразделение крупного предприятия или крупной организации.

— автоколонна (автоотряд) — группа автомобилей, работающая в отрыве от основного АТП.

— автокомбинат — комплексное АТП с количеством автомобилей 700 и более, состоящее из основного предприятия и нескольких филиалов, расположенных в районах обслуживания перевозками.

— автопарк — АТП со стоянкой и техническим обслуживанием пассажирского транспорта общего пользования.

Основными задачами автотранспортного предприятия являются:

  • организация и выполнение перевозок в соответствии с планом и заданиями;
  • хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
  • материально-техническое снабжение предприятия.

Построение правильной организационной структуры является главной задачей любого автотранспортного предприятия (АТП). От рационального состава подразделений органов управления, их связи между собой и взаимодействия с производственными подразделениями в значительной степени зависит эффективность работы предприятия в целом.

Признаками оптимальной структуры управления являются:

— небольшое количество подразделений с высококвалифицированным персоналом;

— небольшое количество уровней управления;

— наличие в структуре управления групп специалистов;

— ориентация графика работ на заказчика;

— быстрота реакции на изменения;

— высокая производительность и низкие затраты.

В стандартной организационной системе управления автотранспортным предприятием можно выделить три самостоятельных блока управления: эксплуатационный, технический и экономический, каждый из которых подчиняется соответствующему руководителю.

Основными процессами производственной деятельности автотранспортного предприятия являются:

  • основное производство;
  • вспомогательное производство;
  • обслуживающее производство;
  • управление производством.

Основное производство на автомобильном транспорте — выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.

Вспомогательное производство автотранспортного предприятия — это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.

Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, контролируют качество технического обслуживания и ремонта.

Основой работы предприятия являются функциональные обязанности подразделений. Именно они в итоге и составляют совокупную деятельность предприятия.

Для нормального функционирования АТП необходимо, чтобы все его подразделения работали в нужном графике и в соответствии с потребностями рынка, т.е. должны быть гибкими, а также вовремя и в полном объеме выполнили свои функции.

Техническая служба АТП комплексного типа организует работу по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии, развивая для этого производственную базу и осуществляя материально-техническое снабжение.

Функции технической службы:

— организация технической подготовки подвижного состава;

— оперативное планирование ТО и ТР подвижного состава, контроль за их выполнением;

— организация ТО и ТР и контроль;

— осуществление технического учета и отчетности по подвижному составу, шинам и другим производственным фондам;

— хранение, выдача и учета топлива, запчастей;

— изучение и распространение передового опыта;

— разработка и реализация организационно-технических мероприятий.

Исходя из вышеперечисленных задач техническая служба имеет право контролировать техническое состояние подвижного состава, снимать его с эксплуатации, планировать и проводить профилактические и ремонтные работы, привлекать к материальной ответственности за неправильную эксплуатацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования и т.д., а также лимитировать расходы ГСМ.

Техническая служба включает следующие подразделения:

  • производственно-вспомогательные цехи или участки: (агрегатный, слесарно-механический электротехнический аккумуляторный топливной аппаратуры ремонта холодильных установок шиномонтажный кузнечно-рессорный мойки и смазки сварочный медницкий кузовной малярный);
  • зону текущего ремонта;
  • зону первого технического обслуживания;
  • зону второго технического обслуживания;
  • зону ежедневного осмотра.

Производственная структура формируется на основе результатов технологического расчета и определяется перечнем видов и объемами работ, выполняемыми технической службой АТП, с учетом внешней кооперации. При этом учитываются количество и структура подвижного состава, имеющийся комплекс производственно-технической базы и сложившийся контингент рабочих кадров.

При полном и стабильном удовлетворении потребности в каких-либо работах по внешней кооперации (на предприятиях автосервиса или на специализированных авторемонтных и других предприятиях) производство этих работ на АТП не организуется.

Если АТП все работы ТО и ремонта полностью выполняет на стороне, то, по сути, производственная структура технической службы отсутствует. Имеются лишь исполнители по планированию ТО, контролю технического состояния подвижного состава и управлению внешними связями с автосервисом.

К обслуживающей службе относятся:

  • гараж-стоянка;
  • автозаправочный пункт;
  • контрольно-технический пункт.

Хозяйственная служба осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт зданий на территории АТП.

Отдел кадров осуществляет прием, увольнение и ведение личных дел персонала предприятия, следит за продвижением работников по службе.

Эти функциональные подразделения нуждаются в информации о состоянии своего объекта ответственности. Полученная информация требует анализа, а в случае внештатной ситуации — воздействия путем принятия решения. Это определяет необходимость управления.

Управление осуществляет генеральный директор. Он имеет право распоряжаться средствами и имуществом предприятия, заключать договоры, открывать счета и распоряжаться ими, издавать приказы по предприятию, принимать и увольнять работников, применять к ним меры поощрения и налагать взыскания. Вместе с тем, генеральный директор отвечает за правильное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов предприятия, улучшение условий и охрану труда. Если же говорить в целом, то генеральный директор организует работу коллектива предприятия, а также несет полную ответственность за состояние предприятия и его деятельность.

В ведении начальников колонн (отрядов) находятся такие ведущие вопросы как:

— осуществление оперативно-технического руководства;

— организация правильного хранения и эксплуатации подвижного состава отрядов;

— осуществление подбора и расстановки водителей;

— ведение личных карточек водителей;

— контроль работы водителей, привлеченных к ремонту автомобилей, и водителей на линии.

Важное место в хозяйственном руководстве и улучшении качественных показателей работы предприятия отводится экономической службе. На основе систематического анализа работы предприятия, автоколонн и других подразделений и исходя из объемных показателей перевозок, их ресурсного обеспечения, экономическая служба определяет пути, по которым должны разрабатываться технические и организационные мероприятия, направленные на повышение технической готовности подвижного состава и совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности АТП.

В состав экономической службы обычно входит бухгалтерия. Этот отдел во главе с главным бухгалтером проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение АТП, их сохранности и уровня использования, организует выполнение финансового плана, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.

Размеры автотранспортного предприятия определяют организацию этих служб. В крупных населенных пунктах несколько АТП образуют производственные объединения грузового (пассажирского) автомобильного транспорта.

АТП с числом автомобилей меньше 25 подразделения объединяются. Например, начальник такого АТП одновременно является главным инженером, начальником гаража и начальником службы эксплуатации.

Грузовые АТП в настоящее время в значительной степени специализируются на перевозках определенного рода груза. Это позволяет использовать определенный тип специализированного подвижного состава и получать экономический эффект за счет улучшения его использования, повышения сохранности груза и др.

Вы узнаете

Как правильно классифицировать транспортные расходы в целях их оптимизации

Как определить приоритетность направлений оптимизации транспортных расходов

Какие методы оптимизации транспортных расходов применяют на практике

С помощью каких способов достигают наибольшей оптимизации транспортных расходов компании

На транспортные расходы приходится существенная часть операционных затрат компании, поэтому экономическая служба должна систематически анализировать их эффективность, искать возможности для оптимизации. Оптимизация транспортных затрат поможет предприятию снизить себестоимость выпуска и реализации продукции, получить конкурентные преимущества на рынке сбыта. Однако в ходе этих работ следует придерживаться баланса между соображениями экономии затрат и обеспечения бесперебойности процессов транспортной логистики. О приоритетных направлениях и наиболее эффективных способах оптимизации транспортных расходов компании читайте в статье.

СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ И МЕТОДЫ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

Чтобы мероприятия по оптимизации транспортных расходов достигли своих целей, транспортную логистику предприятия нужно рассматривать как самостоятельный бизнес-процесс, состоящий из четырех групп процессов (рис. 1).

К группе основных процессов относятся процессы, которые непосредственно связаны с оказанием транспортных услуг:

• транспортировка груза от места загрузки до места выгрузки;

• погрузочно-разгрузочные работы;

• экспедиционное обслуживание перевозки груза.

Группа вспомогательных процессов:

• техническое обслуживание и ремонт транспорта;

• обеспечение работы складской и ремонтной инфраструктуры;

• внутрихозяйственная транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

Группа обслуживающих процессов:

• материально-техническое снабжение (закупка горюче-смазочных материалов (ГСМ), запасных частей, спецодежды, инструмента, расходы на хозяйственные нужды и т. д.);

• медицинское обеспечение;

• осмотр транспорта перед выездом;

• обеспечение транспорта местами стоянки и хранения.

Группа управленческих процессов:

• планирование производственной деятельности;

• обеспечение предприятия заказами на услуги;

• управление деятельностью предприятия;

• контроль и учет результатов деятельности предприятия.

Возможности оптимизации транспортных расходов необходимо рассматривать по каждой группе процессов в отдельности.

По основным процессам возможные методы оптимизации расходов целесообразно рассматривать и в классификации по целевым направлениям использования транспортных средств компании (рис. 2).

Так, для направлений доставки ТМЦ от поставщиков и готовой продукции/товаров покупателям наибольший эффект оптимизации транспортных затрат дает контроль эффективности загрузки и оптимальности маршрутов транспортировки.

Затраты на доставку персонала и на транспорт для офиса оптимизируют путем сравнения стоимости содержания собственного и использования наемного транспорта. Расходы на транспорт для хозяйственных нужд предприятия оптимизируют через подбор такого графика использования транспорта, который позволит удовлетворить транспортные потребности с минимальными затратами.

При разработке мероприятий по оптимизации транспортных расходов следует учитывать структуру этих расходов в аналитике статей затрат. Так, в общей структуре затрат на транспорт можно выделить следующие группы:

  • заработная плата сотрудников с отчислениями во внебюджетные фонды;
  • горюче-смазочные материалы;
  • техобслуживание и ремонт транспортных средств;
  • услуги подрядных организаций;
  • прочие расходы на транспорт.

Среднестатистическая доля указанных групп затрат в общей величине транспортных расходов приведена на диаграмме (рис. 3).

На основании показателей диаграммы можно сделать вывод, что для наибольшего эффекта в первую очередь следует оптимизировать такие затраты, как зарплата и расход ГСМ, а затем перейти к оптимизации расходов на техобслуживание/ремонт транспорта и услуги подрядных организаций.

Важный момент: прочие расходы следует оптимизировать выборочно по отдельным статьям и только в случае, если экономия затрат будет существенно превышать затраты по их оптимизации.

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ

Существует достаточно много способов сокращения транспортных расходов, мы рассмотрим наиболее эффективные.

Использование сдельно-тарифной формы оплаты труда

Применение сдельно-тарифной формы оплаты труда помогает оптимизировать транспортные расходы в части заработной платы в случае, когда объем грузоперевозок на предприятии нестабильный и меняется в течение года.

Суть способа: у сотрудников, непосредственно занятых грузоперевозками, заработная плата делится на постоянную и переменную части. Переменная часть переводится в расценки за единицу услуг, в качестве которой чаще всего выступает тонно-километр (т/км).

Если у предприятия падает объем оказываемых транспортных услуг, то снижается сумма начисленной переменной части заработной платы. Если объем услуг повышается, у предприятия сумма переменной части заработной платы увеличивается, но при этом снижается себестоимость единицы услуги в части расходов на зарплату.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10, 2022.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Время работы нотариальной конторы на бассейной
  • Время работы нотариальной конторы на блюхера 6
  • Время работы обменников в лиде на тухачевского
  • Время работы общественного транспорта в адлере
  • Время работы общественного транспорта в калуге