Время в наряде характеризует режим работы водителя за сутки

4. Использование эксплуатационного парка автомобилей

(грузовых; автобусов, включая маршрутные таксомоторы;

легковых таксомоторов) (ф. N 3-автотранс)

28. При заполнении данных об использовании эксплуатационного подвижного состава, находящегося в распоряжении организации (то есть без автомобилей по хозтехобслуживанию), отчитывающаяся организация включает в отчет работу всех автомобилей: собственных, находящихся на ее балансе, находящихся в ее распоряжении на правах хозяйственного ведения, оперативного управления или безвозмездного пользования, а также по договору лизинга и арендованных (за весь период аренды).

Данные об использовании автомобилей всех типов заполняются независимо от их количества (от одного и более).

29. Пребывание автомобилей в распоряжении организации (автомобиле-дни) определяется суммированием всех календарных дней пребывания в организации, включая выходные и праздничные дни, каждого отдельного автомобиля в течение отчетного года.

В зависимости от использования автомобилей и их технического состояния дни пребывания автомобилей в распоряжении организации учитываются как автомобиле-дни в работе, в простое в ремонте и его ожидании, в простое в технически исправном состоянии.

В показатели использования грузового эксплуатационного автомобильного транспорта данные по автоприцепам не включаются.

30. Пребывание автомобилей в работе (автомобиле-дни в работе) определяется суммированием количества автомобилей, выпущенных на линию, за каждый день отчетного года, независимо от количества отработанных смен в течение суток.

При двухсменной работе за день работы автомобиля считается работа обеих смен; при трехсменной работе, даже если, согласно суточному графику, последняя смена заканчивается после 24-х часов, по всем трем сменам учитывается один автомобиле-день работы.

При выпуске автомобиля на линию в календарные сутки более одного раза при подсчете автомобиле-дней в работе такой автомобиль должен учитываться только один раз. Бели грузовой автомобиль, выехавший на линию, не выполнил никакой работы по причине отсутствия груза, то этот день учитывается как автомобиле-день в работе. Автомобиль, возвратившийся с линии ранее установленного заданием времени, независимо от причин возврата, учитывается бывшим в работе один день.

Автомобиле-днем в работе считается также день работы грузового автомобиля, используемого на стажировке водителей с одновременным осуществлением перевозок грузов, оформленных необходимой товарно-транспортной документацией.

При междугородных и международных перевозках и перевозках грузов (или пассажиров) по заказам, когда в связи с расстоянием маршрута и характером перевозки водитель выполняет задание в течение более одних суток, автомобиле-дни в работе определяются как количество дней нахождения в командировке, начиная со дня выхода на линию, включая день возвращения с линии, за исключением целодневных простоев (по технической неисправности, бездорожью, ожиданию обратного груза, отдыха водителей и др.).

Если автомобиль в течение какого-либо дня находился в ремонте и затем в этот же день был выпущен на линию, то такой день пребывания автомобиля в хозяйстве относится к автомобиле-дням в работе.

Автомобиле-дни по автомобилям, направляемым на спортивные соревнования и другие мероприятия, не связанные с перевозкой грузов и пассажиров, в показатель «автомобиле-дни в работе» не включаются.

31. Пребывание автомобилей в ремонте и ожидании ремонта (автомобиле-дни в простое в ремонте и его ожидании) определяется суммированием всех дней, в течение которых автомобили находились в отчетном году в каком-либо виде ремонта (капитальном, текущем) как в собственных мастерских, так и в мастерских других организаций.

Автомобили, подлежащие списанию с баланса хозяйства как непригодные к восстановлению, но еще не списанные, учитываются как автомобили в ожидании ремонта.

Автомобили, простаивающие из-за отсутствия шин, учитываются по строке «пребывание автомобилей в простое в ремонте и ожидании ремонта».

32. Пребывание автомобилей в простое в технически исправном состоянии складывается из автомобиле-дней простоев в связи с отсутствием грузов, топлива, водителей, из-за бездорожья, в связи с выходными и праздничными днями водителей и по другим причинам.

33. Ниже приводится пример расчета пребывания автомобилей в распоряжении организации — всего, в том числе в работе, в простое в ремонте и его ожидании и простое в технически исправном состоянии, на примере грузового автопарка.

┌────────┬─────────┬──────────────┬──────────────────────────────┐

│Марки │Списочное│ Пребывание │ В том числе: │

│автомо- │число │автомобилей в │ │

│билей │автомо- │ распоряжении │ │

│ │билей │ предприятия, ├────────┬─────────┬───────────┤

│ │на конец │ автомобиле- │в работе│в ремонте│в простое в│

│ │отчетного│ дней │ │ и его │ технически│

│ │года, │ │ │ожидании │ исправном │

│ │штук │ │ │ │ состоянии │

├────────┼─────────┼──────────────┼────────┼─────────┼───────────┤

│ А │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │

├────────┼─────────┼──────────────┼────────┼─────────┼───────────┤

│ГАЗ-53А │ 2 │2 x 365 = 730 │ 480 │ 100 │ 150 │

│ │ │(с 1 января по│ │ │ │

│ │ │ 31 декабря) │ │ │ │

│МАЗ-500 │ — │ 90 │ 54 │ — │ 36 │

│ │ │(с 1 января по│ │ │ │

│ │ │ 31 марта) │ │ │ │

│ЗИЛ-151 │ — │ 275 │ 160 │ 50 │ 65 │

│ │ │(с 1 марта по │ │ │ │

│ │ │ 30 ноября) │ │ │ │

│КрАЗ-257│ 1 │ 184 │ 110 │ 25 │ 49 │

│ │ │ (с 1 июля по │ │ │ │

│ │ │ 31 декабря) │ │ │ │

├────────┼─────────┼──────────────┼────────┼─────────┼───────────┤

│Итого │ 3 │ 1279 │ 804 │ 175 │ 300 │

└────────┴─────────┴──────────────┴────────┴─────────┴───────────┘

Пребывание автомобилей в распоряжении организации — всего (автомобиле-дни) должно быть равно сумме дней пребывания автомобилей в работе, в простое в ремонте и его ожидании и в простое в исправном состоянии.

34. По автомобилям, откомандированным с водителем в распоряжение другой организации, организация, на балансе которой состоят автомобили, обязана включать в свой отчет сведения о наличии, использовании и работе этих автомобилей за время нахождения их в командировке в отчетном году. Основанием для включения в отчет сведений являются путевые листы по этим автомобилям или справки другой организации, если автомобили в командировке работали по путевым листам последней.

Организация, в которой работали прикомандированные автомобили, данные о наличии, использовании и работе этих автомобилей в свой отчет не включает. Она выдает водителю соответствующую справку или высылает ее в адрес организации, которой принадлежит автомобиль.

35. Пребывание грузовых автомобилей в распоряжении организации с учетом их грузоподъемности (автомобиле-тонно-дни) определяется умножением числа автомобиле-дней пребывания каждой марки автомобиля на их грузоподъемность (по паспорту завода-изготовителя) и суммированием полученных произведений; при этом грузоподъемность седельных тягачей определяется умножением их числа по каждой марке на грузоподъемность основного типа комплектующих их полуприцепов; грузоподъемность автомобилей-лесовозов определяется с учетом грузоподъемности прицепов-роспусков, так как в отличие от автомобилей с кузовами использование автомобилей-лесовозов без прицепов-роспусков невозможно.

В приведенном выше примере пребывание автомобилей в распоряжении организации с учетом их грузоподъемности в отчетном году составит:

┌────────┬──────────┬──────────────────────┬─────────────────────┐

│Марки │Грузоподъ-│ Пребывание │ Пребывание │

│автомо- │емность, │ автомобилей в │ автомобилей в │

│билей │тонн │ распоряжении │ распоряжении │

│ │ │ предприятия, │предприятия с учетом │

│ │ │ автомобиле-дней │их грузоподъемности, │

│ │ │ │автомобиле-тонно-дней│

│ │ │ │ (гр. 1 x гр. 2) │

├────────┼──────────┼──────────────────────┼─────────────────────┤

│ А │ 1 │ 2 │ 3 │

├────────┼──────────┼──────────────────────┼─────────────────────┤

│ГАЗ-53А │ 4,0 │ 730 │ 2920 │

│МАЗ-500 │ 7,5 │ 90 │ 675 │

│ЗИЛ-151 │ 4,5 │ 275 │ 1237,5 │

│КрАЗ-257│ 12,0 │ 184 │ 2208 │

├────────┼──────────┼──────────────────────┼─────────────────────┤

│Итого │ X │ X │ 7040,5 │

└────────┴──────────┴──────────────────────┴─────────────────────┘

36. Пребывание автобусов в организации с учетом их пассажировместимости определяется умножением числа автобусо-дней пребывания в организации каждой марки автобуса на число мест для сидения (не считая места водителя) и суммированием полученных произведений.

37. Время пребывания автомобилей в наряде (автомобиле-часы) определяется суммированием всех часов нахождения автомобилей на линии за каждый день работы в отчетном году.

В автомобиле-часы в наряде не включаются установленные часы обеда и отдыха водителей и время, затраченное при работе автомобилей на длинных трассах на заправку и осмотр автомобилей на станциях техобслуживания.

При выпуске автомобиля на линию в календарные сутки более одного раза автомобиле-часы в наряде этого автомобиля определяются суммированием часов в наряде по путевым листам за каждый выпуск на линию.

При двух- и трехсменной работе автомобиля все часы в наряде по данному автомобилю относятся к календарному дню выхода автомобиля на линию.

При междугородных и международных перевозках и перевозках по заказам продолжительность нахождения автомобиля в наряде по путевым листам таких автомобилей определяется по фактическому количеству часов, в течение которых автомобиль находился на линии с момента выезда с места постоянной стоянки и до момента возвращения к месту постоянной стоянки, за вычетом времени на установленные часы обеда и отдыха водителей и целодневных простоев по различным причинам.

38. Пробег автомобилей определяется суммированием ежедневных пробегов всех эксплуатационных автомобилей, работающих на линии, за все календарные дни в течение отчетного периода.

Величина общего пробега автомобиля за день определяется по показаниям спидометра, отражаемым в транспортной документации отчитывающейся организации.

39. Пробег автобусов с пассажирами определяется по данным соответствующей транспортной документации; платный пробег легковых таксомоторов определяется по данным таксометра, отраженным в транспортной документации.

Пробег с грузом определяется как суммарный пробег с грузом по каждому грузоперевозящему автотранспортному средству (за исключением автоприцепов) в зависимости от используемых показателей учета транспортной работы, отражаемых в транспортной документации отчитывающейся организации.

Если расстояние перевозок грузов (пробег с грузом) по всем ездкам, выполненным соответствующим грузоперевозящим автотранспортным средством, отражалось в транспортной документации, то пробег с грузом определяется суммированием расстояний перевозок грузов по отдельным ездкам.

Если расстояние перевозок грузов (пробег с грузом) по отдельным ездкам, выполненным соответствующим грузоперевозящим автотранспортным средством, не отражалось в транспортной документации, то пробег с грузом определяется расчетным путем в зависимости от вида сообщения и вида перевозок грузов (Приложение 5).

Данный документ фактически утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 30.04.2020 N 161.


УТВЕРЖДЕНО
Минтрансом РСФСР
от 13.01.78 N 13-ц

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение распространяется на водителей автомобилей, работающих на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от их ведомственной подчиненности, за исключением водителей, занятых на международных перевозках. Режим труда и отдыха, предусмотренный настоящим Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей в городском, пригородном и междугородном сообщениях должны разрабатываться с учетом норм и требований настоящего Положения. 2. Труд водителей автомобилей регулируется общими нормами трудового законодательства. В соответствии со статьей 106 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде настоящее Положение регламентирует особенности применения этих норм исходя из специфики организации труда и отдыха водителей автомобилей.

II. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ

3. В соответствии со статьей 21 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде нормальная продолжительность <*> рабочего времени рабочих и служащих предприятий не может превышать 41 часа в неделю.

<*> Предприятия, организации и учреждения в дальнейшем именуются «предприятия».

Для водителей, работающих на шестидневной рабочей неделе, продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов, а накануне выходных дней 6 часов.

При шестидневной и пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы смены водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза, с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели (41 час).

В предпраздничные дни продолжительность работы (смены) водителей сокращается на один час как при пятидневной, так и шестидневной рабочей неделе. В тех случаях, когда праздничному дню предшествуют дни еженедельного отдыха, указанное сокращение продолжительности рабочей смены не производится.

При работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены) сокращается на один час.

Продолжительность ночной работы уравнивается с дневной в тех случаях, когда это необходимо по условиям производства, в частности в непрерывных производствах, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем.

Ночным считается время с 22 часов вечера до 6 часов утра.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена для данной категории водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается по согласованию с профсоюзными органами введение суммированного учета рабочего времени (как правило, месячного), с тем чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период по графику не превышала нормального числа рабочих часов, установленных законодательством.

4. Суммированный месячный учет рабочего времени устанавливается администрацией предприятия по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза. При суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочей смены водителям может устанавливаться не более 10 часов, а с разрешения министерства (ведомства) по согласованию с соответствующим центральным комитетом профсоюза не более 12 часов, с соблюдением нормального числа рабочих часов за учетный период. Учетный период свыше одного до шести месяцев для водителей автомобилей, занятых перевозкой пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, может устанавливаться министерством, ведомством по согласованию с соответствующим центральным комитетом профсоюза.

5. В случаях, когда при междугородных перевозках предусматривается пребывание водителя в автомобиле продолжительностью более 12 часов, на таком автомобиле должно быть оборудовано специальное место для отдыха водителя, и в рейс должно быть направлено два водителя.

6. Для водителей городских автобусов с их согласия администрация совместно с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза может устанавливать рабочий день с разделением смены с двумя выходами на работу. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов без учета времени обеденного перерыва.

7. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, ненормированный рабочий день может быть установлен руководителем предприятия по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза. Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности этим водителям устанавливается исходя из нормальной продолжительности рабочей недели (41 час), а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях. Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется в качестве компенсации за нагрузку и работу во внеурочное время дополнительный отпуск и производится соответствующая доплата.

8. В состав рабочего времени водителя включается:

а) установленное нормативами подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии на предприятие, а при междугородных перевозках для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

б) время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью до 5 минут в смену;

в) время движения автомобиля на линии;

г) время стоянки: в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

д) время простоев не по вине водителя;

е) время остановок, предусмотренное графиком для кратковременного отдыха от вождения в пути и на конечных пунктах, а также время для осмотра подвижного состава и его обслуживания. На междугородных перевозках после трех часов непрерывного вождения автомобиля предусматривается остановка для отдыха водителя продолжительностью 10 минут, в дальнейшем стоянка такой продолжительности предусматривается через каждые 2 часа. Водителю-сдельщику это время учтено в нормах. При предоставлении водителю обеденного перерыва указанное дополнительное время для отдыха ему не предоставляется;

ж) время стоянки при междугородных перевозках в промежуточных и конечных пунктах, предусмотренное графиком (заданием) для охраны груза и автомобиля. Это время может засчитываться водителю в рабочее время в размере 1/3 лишь в тех случаях, когда он вынужден обеспечивать охрану автомобиля и перевозимого груза. Если на автомобиле направляется два водителя, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю;

з) половина времени, предусмотренного заданием на рейс (расписанием, графиком) при обслуживании автомобиля, оборудованного спальным местом в междугороднем сообщении, двумя водителями, когда один из водителей не управляет автомобилем. Примечание. При сдельной оплате труда водителей автомобилей все их рабочее время (кроме предусмотренного подпунктами «б», «д», «ж» и «з») учитывается в нормах времени и особой оплате не подлежит.

9. В случае, когда нормальное рабочее время водителя-повременщика полностью не загружено выполнением основной работы, на него может быть по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза дополнительно возложена другая работа, близкая его квалификации и специальности, что должно быть обусловлено трудовым договором.

10. Рабочее время водителей автомобилей при суммированном учете рабочего времени регламентируется графиками сменности, которые составляются на весь учетный период из расчета выполнения установленной нормы рабочих часов за этот период.

В них определяются: время начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедельного отдыха (рекомендуемые графики сменности водителей прилагаются).

Графики сменности с установленной продолжительностью рабочей смены утверждаются администрацией по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза и доводятся до сведения каждого водителя не позже чем за две недели до введения их в действие.

В графиках сменности для водителей-женщин не должна предусматриваться работа в ночное время.

11. Для водителей автомобилей, занятых на перевозках в технологическом процессе промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других предприятий, графики сменности составляются с таким расчетом, чтобы они были увязаны с графиками сменности рабочих, обслуживаемых этими водителями участков.

12. При направлении водителей в дальние рейсы (такие рейсы, при которых водитель за установленную графиком смену не может вернуться к постоянному месту работы) для выполнения междугородных перевозок грузов и пассажиров руководители предприятий устанавливают им задания по времени на движение и стоянку автомобилей исходя из действующих норм времени на подготовительно-заключительные работы, предрейсовый медицинский осмотр водителей, кратковременный отдых в пути, погрузку и разгрузку, расчетных норм пробега автомобилей, расстояния перевозки и заданного режима работы водителей. Время, установленное заданием (расписанием, графиком), учитывается как рабочее.

13. Организуя междугородные перевозки, министерства, ведомства и предприятия должны принимать меры к созданию для водителей автомобилей нормальных условий для отдыха в пунктах стоянки автомобилей (промежуточных и конечных), с тем чтобы не допускать сверхурочных работ и использования водителей для охраны автомобилей и перевозимых грузов в места отдыха.

14. Сверхурочные работы для водителей могут быть применены в исключительных случаях, предусмотренных законодательством о труде союзных республик, и лишь с разрешения фабричного, заводского, местного комитета профсоюза.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение дня вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

III. ВРЕМЯ ОТДЫХА

15. Водители в соответствии с действующим законодательством о труде пользуются правом на:

а) перерыв в течение рабочей смены для отдыха и питания (обеденный перерыв);

б) ежедневный отдых (междусменный);

в) еженедельный отдых (выходные дни);

г) отдых в праздничные дни;

д) ежегодный (основной) отпуск и в случаях, предусмотренных действующим законодательством, дополнительный отпуск.

16. Перерыв для отдыха и питания предоставляется продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее, как правило, чем через 4 часа после начала работы.

При продолжительности рабочей смены более 8 часов могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов.

17. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

18. Водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в отдельные периоды работы с разрешения министерства, ведомства, согласованного с соответствующим центральным комитетом профсоюза, может быть уменьшена против установленной пунктом 17 настоящего Положения до 12 часов, с тем чтобы рабочее время в течение учетного периода не превышало нормы рабочего времени, установленной законодательством.

Неиспользованные часы ежедневного (междусменного) отдыха суммируются и могут предоставляться в виде дополнительных свободных от работы дней в течение учетного периода.

На междугородных перевозках водителям автомобилей продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена до 12 часов с соответствующим увеличением отдыха непосредственно после возвращения к постоянному месту работы.

19. Водителям предоставляется еженедельный непрерывный отдых вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день продолжительностью не менее 42 часов.

В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов (в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящего Положения) период еженедельного отдыха может быть менее 42 часов и более 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

20. Водителям, занятым на междугородных перевозках продолжительностью более недели, если водитель не имеет возможности использовать день еженедельного отдыха в период поездки, должен предоставляться отгул после возвращения водителя к месту постоянной работы.

21. Водителям, которым установлен суммированный учет рабочего времени, еженедельные дни отдыха в случаях, предусмотренных законодательством, могут устанавливаться в различные дни недели согласно графикам сменности. При суммированном учете рабочего времени число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. Эти дни выделяются в графике сменности из общего числа свободных от работы дней. Привлечение к работе в выходные дни и компенсации за эту работу производятся в порядке, предусмотренном законодательством.

22. В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие предприятия), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.

Работа в праздничный день оплачивается в двойном размере.

При подсчете сверхурочных часов для повышенной их оплаты работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени за учетный период, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере.

23. Отпуска водителям предоставляются ежегодно в срок, предусмотренный графиком.

IV. ПОРЯДОК УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

24. Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля, путевых листов и других документов.

25. Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, учитывается ежедневно.

Часы работы сверх установленной продолжительности рабочей смены считаются сверхурочной работой и не могут компенсироваться недоработкой в другие дни или отгулами.

26. При суммированном учете нормы рабочего времени за учетный период определяются путем умножения продолжительности рабочего дня, установленной законодательством для водителей автомобилей (7 часов), на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели, приходящихся на учетный период, с учетом сокращения ее накануне праздничных и выходных дней.

Время, отработанное сверх продолжительности смены по графику и в свободные от работы дни по графику, не отнесенное к дням еженедельного отдыха, считается сверхурочным и компенсируется дополнительной оплатой в установленном порядке. Общее количество сверхурочных часов за учетный период определяется как разница между фактически отработанным временем и нормой часов за этот период.

27. Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем учитывается в рабочих днях (кроме работы в праздничные дни, которая учитывается в часах). Работа водителей, которым установлен ненормированный рабочий день, сверх нормальной продолжительности смены не считается сверхурочной.

28. При переводе водителя на другие работы (ремонт автомобиля и др.) учет его рабочего времени производится в порядке, действующем на этих работах (табель, наряд и т.д.).

29. В месте командировки рабочее время водителя учитывается на общих основаниях в порядке, установленном на автопредприятии. Если в месте командировки организована работа по графику, отличному от графика в месте постоянной работы, то рабочее время водителей учитывается по его фактической продолжительности.

30. Началом работы для водителя считается момент явки к постоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности.

Окончанием работы считается конец установленного нормативного времени для проведения заключительных работ после возврата автомобиля к месту стоянки.

31. Для водителей, работающих посменно и с разделением смены на две части, место явки на работу (гараж, пункт смены, стоянки), начало и окончание смены определяются графиком сменности.

32. При дальних междугородных перевозках началом работы водителя в смене считается время истечения установленного графиком сменности отдыха, а окончанием смены время начала отдыха по графику в пути или в пункте оборота.

33. Учет времени простоев водителей автомобилей ведется путем заполнения листков о простое или особых отметок в путевом листе.

Приложение
к п.10
Положения о рабочем времени
и времени отдыха водителей
автомобилей

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ГРАФИКИ СМЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ

Составление графиков сменности водителей, а также расписаний и графиков движения в городском, пригородном и междугородном сообщениях производится на основании Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей.

При составлении графиков необходимо исходить из того, чтобы продолжительность времени работы водителей в часах за смену не превышала допустимой максимальной продолжительности смены, а количество смен при суммированном учете рабочего времени по дням обеспечивало соблюдение нормы рабочего времени за учетный период.

Графики сменности могут быть использованы в грузовых и пассажирских автотранспортных предприятиях, автотранспортных цехах и гаражах предприятий с учетом специфики работы предприятий при различной продолжительности рабочей смены и с учетом организации бригадной работы.

Автотранспортные предприятия (цехи, гаражи) выбирают такие графики сменности, которые обеспечивают необходимую продолжительность работы автомобилей на линии в течение дня в соответствии с потребностью транспортного обслуживания предприятий и населения.

Следует иметь в виду, что продолжительность работы автомобиля на линии во всех случаях будет меньше продолжительности рабочей смены водителя на 0,3 часа, т.е. на нормативное подготовительно-заключительное время. На предприятиях, где проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей, при составлении графиков сменности учитывается также нормативное время на предрейсовое обследование.

При работе водителей автомобилей по режиму шестидневной или пятидневной рабочей недели с общими выходными днями для них применяются графики работы, установленные для всех работников данного предприятия. При работе автомобиля в две смены для его обслуживания закрепляется два водителя.

Рекомендуемые графики рассчитаны для случаев суммированного учета рабочего времени за месяц. Они являются примерными и не исчерпывают всех возможных вариантов.

Средняя продолжительность рабочей смены водителей в графиках рассчитана по следующей формуле:

         Нч x Кв
 Т см - --------  (час),
           С

где Тсм — средняя продолжительность рабочей смены водителей;

Нч — нормальное количество рабочих часов одного водителя в данном месяце (по календарю);

Кв — количество водителей в бригаде, за которой закреплены автомобили;

С — общее количество рабочих смен на закрепленных за водителями автомобилях в данном

месяце.

В расчетах принято нормальное количество рабочих часов за определенный месяц — 177 часов (например, в апреле 1977 года). При разработке графиков на другие месяцы расчет ведется исходя из нормы рабочих часов на эти месяцы.

В рекомендуемых графиках указано примерное время выезда автомобиля на линию и возвращения его в гараж. Время начала и окончания смены водителя определяется с учетом нормативного подготовительно-заключительного времени выезда и возвращения автомобиля и времени проведения предрейсового осмотра.

В графиках приняты условные обозначения:

В — день еженедельного отдыха (выходной день);

О — дополнительный день для межсменного отдыха;

Р — рабочий день;

1 — первая смена (утренняя);

2 — вторая смена (вечерняя).

График N 1

    Применяется  в  случаях,  когда  необходимо,  чтобы автомобиль
работал  на  линии все дни месяца (в том числе воскресные) по 11,5
часа.
 
Продолжительность смены               11,8 часа
Число смен                            1
Выезд автомобиля на линию             8.00 часов
Возвращение автомобиля в гараж        21.00 час
Продолжительность перерыва для
отдыха и питания                      два по 0,75
                                      часа (45 мин.)
Продолжительность междусменного и
еженедельного отдыха вместе со
временем перерыва для отдыха и
питания в предшествующий день         36,2 часа
 
Число рабочих смен                    15
Количество дополнительных дней
для междусменного отдыха              11
Число выходных дней                   4
Количество водителей
(работают через день)                 2
Количество автомобилей                1
 
Водители Числа месяца
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Первый Р В Р О Р О Р О Р В Р О Р О Р
Второй О Р В Р О Р О Р О Р В Р О Р О
Водители Числа месяца
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Первый В Р О Р О Р О Р В Р О Р О Р О
Второй Р В Р О Р О Р О Р В Р О Р О Р

Примечание

Этот график может применяться и для водителей городских автобусов регулярного сообщения при установлении им рабочего дня с разделением смены на две части с двумя выходами на работу. В этом случае устанавливается более ранний выезд автомобиля на линию и более позднее возвращение автомобиля в гараж.

График N 2

    Применяется  в  случаях,  когда  необходимо,  чтобы автомобиль
работал  на  линии все дни месяца (в том числе воскресные) по 8,55
часа.
 
Продолжительность смены               8,75 часа
Число смен                            1
Выезд автомобиля на линию             8 часов
Возвращение автомобиля в гараж        17 час. 33 мин.
Продолжительность перерыва для        1 час
отдыха и питания
Продолжительность ежедневного         15,15 часа
(междусменного) отдыха вместе с
перерывом для отдыха и
питания
Продолжительность еженедельного       63,15 часа
отдыха вместе со временем перерыва
для отдыха и питания в
предшествующий день
Число рабочих смен                    20
Количество дополнительных дней        6
для междусменного отдыха
Число выходных дней                   4
Количество водителей                  3
(один из них работает поочередно
на разных автомобилях)
Количество автомобилей                2
 
Водители Числа месяца
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Первый Р Р В О Р Р Р Р О В Р Р Р Р О
Второй Р Р Р Р В О Р Р Р Р В О Р Р Р
Третий О О Р Р Р Р В О Р Р Р Р В О Р
Водители Числа месяца
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Первый В Р Р Р Р О В Р Р Р Р О О Р Р
Второй Р В О Р Р Р Р О В Р Р Р Р О О
Третий Р Р Р В О Р Р Р Р О В Р Р Р Р

Примечания

1. Этот график можно построить и в таком варианте, чтобы каждый водитель работал два дня и отдыхал один день. При этом продолжительность еженедельного отдыха уменьшается до 39,15 часа.

2. Если в воскресные дни работа водителей не планируется, то при этом графике продолжительность смены в рабочие дни может быть увеличена до 10,2 часа, а продолжительность работы автомобиля на линии — до 9,9 часа. При этом количество рабочих дней уменьшится, а количество дней, свободных от работы, увеличится.

График N 3

    Применяется  в  случаях,  когда  необходимо,  чтобы автомобиль
работал  на  линии все дни месяца (в том числе воскресные) по 17,1
часа   (в   две  смены)  с  ранним  выездом  на  линию  и  поздним
возвращением в гараж.
 
Продолжительность смены               8,85 часа
Число смен                            2
Выезд автомобиля на линию             6 часов
Возвращение автомобиля в гараж        1 час.(ночи)
(смена водителей на линии
в 15.30)
Продолжительность перерыва для        0,95 час.
отдыха и питания  в каждой            (57 мин.)
смене
Продолжительность ежедневного         15,15 часа
(междусменного) отдыха вместе с
перерывом для отдыха и
питания
Продолжительность еженедельного
отдыха вместе со временем перерыва
для отдыха и питания в
предшествующий день водителя
в 1-ю смену                           48,65 часа
во 2-ю смену                          29,65 часа
Число рабочих смен                    20
Количество дополнительных дней        6
для междусменного отдыха
Число выходных дней                   4
Количество водителей                  3
Количество автомобилей                1
 
Водители Числа месяца
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Первый 1 1 В 2 2 0 1 1 В 2 2 0 1 1 В
Второй 2 В 1 1 0 2 2 В 1 1 0 2 2 0 0
Третий В 2 2 0 1 1 0 2 2 В 1 1 0 2 2
Водители Числа месяца
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Первый 2 2 0 1 1 0 2 2 В 1 1 0 2 2 0
Второй 1 В 2 2 0 1 1 В 2 2 0 1 1 0 2
Третий 1 1 0 2 2 В 1 1   0 2 2 0 1 1

Примечания

Если в воскресные дни работа автомобилей не планируется, то при этом графике продолжительность смены в рабочие дни может быть увеличена до 10,2 часа, а продолжительность работы автомобилей на линии — до 19,8 часа. При этом количество рабочих дней уменьшится, а количество дней, свободных от работы, увеличится.

График N 4

    Применяется  в  случаях,  когда  необходимо,  чтобы автомобиль
работал  на  линии  все дни месяца (в том числе воскресные) по 7.6
часа.
 
Продолжительность смены               7,9  часа
Число смен                            1
Выезд автомобиля на линию             8 часов
Возвращение автомобиля в гараж        16 час. 36 мин.
Продолжительность перерыва для        1 час
отдыха и питания
Продолжительность ежедневного         16,1 часа
(междусменного) отдыха вместе с
перерывом для отдыха и
питания
Продолжительность еженедельного       64,1 часа
отдыха вместе со временем перерыва
для отдыха и питания в
предшествующий день
Число рабочих смен                    22-23
Количество дополнительных дней        6
для междусменного отдыха
Число выходных дней                   4
Количество водителей (один из них     4
работает поочередно на разных
автомобилях)
Количество автомобилей                3
 
Водители Числа месяца
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Первый Р Р В О Р Р Р Р Р Р В О Р Р Р
Второй Р Р Р Р О В Р Р Р Р Р Р О В Р
Третий Р Р Р Р Р Р О В Р Р Р Р Р Р О
Четвертый О В Р Р Р Р Р Р О В Р Р Р Р Р
Водители Числа месяца
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Первый Р Р Р В О Р Р Р Р Р Р В О Р Р
Второй Р Р Р Р Р О В Р Р Р Р Р Р В Р
Третий В Р Р Р Р Р Р О В Р Р Р Р Р В
Четвертый Р В О Р Р Р Р Р Р В О Р Р Р Р

Примечание

Если в воскресные дни работа автомобилей не планируется, то при этом графике продолжительность смены в рабочие дни может быть увеличена до 9,1 часа, а продолжительность работы автомобилей на линии — до 8,3 часа. При этом количество рабочих дней уменьшится, а количество дней, свободных от работы, увеличится.

График N 5

   Применяется  в  случаях,  когда  необходимо,  чтобы автомобили
работали 6 дней в неделю по 7,9 часа.
 
Продолжительность смены               8,2  часа
Число смен                            1
Выезд автомобиля на линию             8 часов
Возвращение автомобиля в гараж        16 час. 54 мин.
Продолжительность перерыва для        1 час
отдыха и питания
Продолжительность ежедневного         15,8 часа
(междусменного) отдыха вместе с
перерывом для отдыха и
питания
Продолжительность еженедельного       39,8 часа
отдыха вместе со временем перерыва
для отдыха и питания в
предшествующий день
Число рабочих смен                    21-22
Количество дополнительных дней        4-5
для междусменного отдыха
Число выходных дней                   4
Количество водителей (один из них     6
работает поочередно на разных
автомобилях)
Количество автомобилей                5
 
Водители Числа месяца
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Первый Р О В Р Р Р Р Р О В Р Р Р Р Р
Второй Р Р В Р Р Р О Р Р В Р Р Р О Р
Третий О Р В Р Р Р Р О Р В Р Р Р Р О
Четвертый Р Р В Р Р О Р Р Р В Р Р О Р Р
Пятый Р Р В О Р Р Р Р Р В О Р Р Р Р
Шестой Р Р В Р О Р Р Р Р В Р О Р Р Р
Водители  
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Первый О В Р Р Р Р Р О В Р Р Р Р Р  
Второй Р В Р Р Р О Р Р В Р Р Р Р Р  
Третий Р В Р Р Р Р Р Р В Р Р Р Р О  
Четвертый Р В Р Р О Р Р Р В Р Р О Р Р  
Пятый Р В О Р Р Р Р Р В О Р Р Р Р  
Шестой Р В Р О Р Р Р Р В Р О Р Р Р  

График N 6

    Применяется  в  случаях,  когда  необходимо,  чтобы автомобили
работали  на  линии все дни месяца (в том числе воскресные) по 9,5
часа.
 
Продолжительность смены               9,8  часа
Число смен                            1
Выезд автомобиля на линию             8 часов
Возвращение автомобиля в гараж        18 час. 30 мин.
Продолжительность перерыва для        1 час.
отдыха и питания
Продолжительность ежедневного         14,2 часа
(междусменного) отдыха вместе с
перерывом для отдыха и
питания
Продолжительность еженедельного       62,2 часа
отдыха вместе со временем перерыва
для отдыха и питания в
предшествующий день
Число рабочих смен                    18
Количество дополнительных дней        8
для междусменного отдыха
Число выходных дней                   4
Количество водителей (один из них     5
работает поочередно на разных
автомобилях)
Количество автомобилей                3
 
Водители Числа месяца
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Первый Р Р В О Р Р О В Р Р Р Р О О Р
Второй Р Р В О Р Р Р Р О В Р Р Р О Р
Третий Р Р Р Р В О Р Р О В Р Р Р Р О
Четвертый О В Р Р О О О Р Р Р В О Р Р О
Пятый О В Р Р Р Р О О Р Р В О Р Р Р
Водители  
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Первый Р В О Р Р Р Р О В Р Р О О Р О
Второй Р Р Р В О Р Р О В Р Р Р Р О О
Третий О В Р О О Р Р Р Р В О Р Р О О
Четвертый В Р Р Р Р О О Р Р В О Р Р Р Р
Пятый Р В О Р Р О О Р Р Р Р В О Р Р

Примечание

Если в воскресные дни работа автомобилей не планируется, то при этом графике продолжительность смены в рабочие дни может быть увеличена до 11,3 часа, а продолжительность работы автомобилей на линии — до 11,0 часа. При этом количество рабочих дней уменьшится, а количество дней, свободных от работы, увеличится.

График N 7

    Применяется  в  случаях,  когда  необходимо,  чтобы автомобили
работали  на линии все дни месяца (в том числе воскресные) по 14,2
часа.
 
Продолжительность смены               7,4  часа
Число смен                            2
Выезд автомобиля на линию             7 часов
Возвращение автомобиля в гараж        23 час.
(смена водителей на линии в
15 час.)
Продолжительность перерыва для        0,9 часа
отдыха и питания в каждой смене       (54 мин.)
Продолжительность ежедневного         16,6 часа
(междусменного) отдыха вместе с
перерывом для отдыха и
питания
Продолжительность еженедельного
отдыха вместе со временем перерыва
для отдыха и питания в
предшествующий день водителя,
работавшего:
в 1-ю смену                           48,6 часа
во 2-ю смену                          32,6 часа
Число рабочих смен                    24
Количество дополнительных дней        2
для междусменного отдыха
Число выходных дней                   4
Количество водителей (один из них     5
работает поочередно на разных
автомобилях)
Количество автомобилей                2
Водители Числа месяца
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Первый 1 1 1 1 В 2 2 2 2 В 1 1 1 1 0
Второй 2 2 2 В 1 1 1 1 В 2 2 2 2 0 1
Третий 2 В 1 1 1 1 0 2 2 2 2 В 1 1 1
Четвертый В 2 2 2 2 0 1 1 1 1 В 2 2 2 2
Пятый 1 1 В 2 2 2 2 В 1 1 1 1 0 2 2
Водители  
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Первый 2 2 2 2 В 1 1 1 1 В 2 2 2 2 0
Второй 1 1 1 В 2 2 2 2 В 1 1 1 1 0 2
Третий 1 В 2 2 2 2 0 1 1 1 1 В 2 2 2
Четвертый В 1 1 1 1 0 2 2 2 2 В 1 1 1 1
Пятый 2 2 В 1 1 1 1 В 2 2 2 2 0 1 1

Примечание

Если в воскресные дни работа автомобилей не планируется, то при этом графике продолжительность смены в рабочие дни может быть увеличена до 8,5 часа, а продолжительность работы автомобилей на линии — до 16,5 часа. При этом количество рабочих дней уменьшится, а количество дней, свободных от работы, увеличится.

График N 8

   Применяется  в  случаях,  когда  необходимо,  чтобы автомобиль
работал 6 дней в неделю по 13 часов (в две смены).
 
Средняя продолжительность             6,8 часа
смены 7 часов, а в предвыходные
и предпраздничные дни -
6 часов
Число смен                            2
Выезд автомобиля на линию             7 часов
Продолжительность перерыва            1 час
для отдыха и питания в
каждой смене
Возвращение автомобиля в гараж        22 час.
(смена водителей на линии в
14.30)
Продолжительность еженедельного       17,2 часа
(междусменного) отдыха вместе с
перерывом для отдыха и
питания
Продолжительность еженедельного
отдыха (вместе со временем перерыва
для отдыха и питания) в
предшествующий день
водителя после работы:                48,7 часа
в 1-ю смену                           33,7 часа
во 2-ю смену                          26 часов
Число рабочих смен                    26
Число выходных дней                   4
Количество водителей                  2
Количество автомобилей                1
 
Водители Числа месяца
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Первый 1 1 В 2 2 2 2 2 2 В 1 1 1 1 1
Второй 2 2 В 1 1 1 1 1 1 В 2 2 2 2 2
Водители Числа месяца
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Первый 1 В 2 2 2 2 2 2 В 1 1 1 1 1 1
Второй 2 В 1 1 1 1 1 1 В 2 2 2 2 2 2

Примечание

Если автомобиль закрепляется за одним водителем, средняя продолжительность его работы на линии составит 6,5 часа (6,7 часа все дни, а в предвыходные и предпраздничные дни — 5,7 часа).

График N 9

    Применяется    на   междугородных   перевозках,   на   дальние
расстояния, когда требуется, чтобы автомобиль работал по 11,7 часа
в день.
 
Продолжительность смены в рейсе        12 часов
           при доработке               9 часов
Число смен                             1
Продолжительность перерыва             два по 0,75 часа
для отдыха и питания                   (по 45 мин.)
Продолжительность ежедневного
(междусменного) отдыха вместе
с перерывом для отдыха и
питания                                12 часов
Число рабочих смен                     15
Количество дополнительных
дней для междусменного
отдыха                                 11
Число выходных дней                    4
Количество водителей                   2
Количество автомобилей                 1
 
Водители Числа месяца
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Первый Р Р Р Р Р Р Р О В В О О О О Р
Второй О В В О О О О Р Р Р Р Р Р Р В
Водители Числа месяца
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Первый Р Р Р Р Р Р О В В О О О О Р О
Второй В О О О О О Р Р Р Р Р Р Р О Р

График N 10

    Применяется    на   междугородных   перевозках,   на   дальние
расстояния,   когда  требуется,  чтобы  автомобиль,  оборудованный
местом  для отдыха водителей в лежачем положении, работал на линии
по 15,7 часа в день.
 
Продолжительность смены в рейсе        12 часов
                  при доработке        9 часов
Число смен                             2
Продолжительность перерыва             два по 0,75 часа
для отдыха и питания                   (по 45 мин.)
Продолжительность ежедневного
(междусменного) отдыха вместе
с перерывом для отдыха и
питания                                12 часов
Число рабочих смен                     15
Количество дополнительных
дней для междусменного
отдыха                                 11
Число выходных дней                    4
Количество водителей                   4
Количество автомобилей                 1
 
Водители Числа месяца
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Первый 1 1 1 1 1 1 1 О В В О О О О 2
Второй 2 2 2 2 2 2 2 О В В О О О О 1
Третий О В В О О О О 1 1 1 1 1 1 1 О
Четвертый О В В О О О О 2 2 2 2 2 2 2 О
Водители  
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Первый 2 2 2 2 2 2 О В В О О О О 1 О
Второй 1 1 1 1 1 1 О В В О О О О 2 О
Третий В В О О О О 2 2 2 2 2 2 2 0 1
Четвертый В В О О О О 1 1 1 1 1 1 1 О 2

Особенности рабочего времени и времени отдыха водителей должны быть закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка, а если условия работы отличаются от общеустановленных – в трудовом договоре в качестве одного из его обязательных условий.

!

1.    Рабочее  время водителей
В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Рабочее время водителя включает:
а) время управления автомобилем;
 Важно! Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

 Важно! На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
 Важно! Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

 Важно! Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 %. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 Важно! Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. 
Продолжительность работы накануне выходных и нерабочих праздничных дней, а также в ночное время (с 22:00 до 06:00) сокращается на 1 час.
При работе во вредных или опасных условиях труда водителю устанавливается сокращенное рабочее время.

 Важно! К работе в ночное время не допускаются: 
— беременные женщины; 
— работники, не достигшие возраста восемнадцати лет.

Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет, а также опекуны детей указанного возраста , родитель, имеющий ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель работает вахтовым методом, а также работники, имеющие трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в период до достижения младшим из детей возраста четырнадцати лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.
Продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов  следующим категориям водителей:

  • водителям, осуществляющим междугородние перевозки, – в случае необходимости дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;
  • водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, при суммированном учете рабочего времени — по согласованию с профсоюзом (при наличии);
  • водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях — если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

 Важно! Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются двое и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. 

 Важно! Суммированный учет рабочего времени с учетным периодом продолжительностью один месяц устанавливается в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Учет рабочего времени ведется на основании путевых листов и табелей учета рабочего времени, основанных, в т.ч. на показателях тахометра. При вахтовом методе учет рабочего времени ведется на основании графиков работы.

 Важно! Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Водители могут привлекаться к сверхурочным работам на общих основаниях (см. памятку «Сверхурочная работа»). 

 Важно! При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением следующих оснований привлечения к сверхурочной работе:
— при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
— для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Исключение составляют случаи, когда вводятся специальные меры в сфере экономики, а Правительство Российской Федерации установило особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах.

 Важно! Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. 
Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников (при наличии).

 Важно! Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

 Важно! Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

 Важно! Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей.

В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.

 Важно! Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

 Важно! При разделении рабочего дня (смены) на две и более части рабочего дня один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.

Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

!

2.    Время отдыха водителей
Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Видами времени отдыха являются:

  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
  • нерабочие праздничные дни;
  • отпуска.

 Важно! Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при наличии) или по соглашению между работником и работодателем.
 Важно! Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
 Важно! При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии – иным представительным органом работников.
 Важно! На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. 
Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. 
Важно! В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. 
Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.
 Важно! Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 45 часов.
При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в общем порядке (см. памятку «Привлечение к работе в выходные и праздничные дни»). 
 Важно! При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.
Водители имеют право на ежегодные оплачиваемые (основные и дополнительные) и неоплачиваемые отпуска в случаях, предусмотренных законодательством (см. памятки «Порядок предоставления дополнительного отпуска», «Отпуск без сохранения заработной платы», «Время отдыха», «Предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска»).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Источниками финансовых ресурсов страховой компании являются
  • Нормы оперативного времени на выполнение ветеринарных работ
  • Ооо метрологическая компания зенит электро официальный сайт
  • Ооо региональная производственная компания официальный сайт
  • Ооо смарт менеджмент строительная компания официальный сайт