Время содержания под стражей засчитывается в срок принудительных работ

Зачастую в прокуратуру поступают обращения с просьбой разъяснить закон об исчислении сроков наказания и зачете наказания, т.е. ст. 72 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, в прокуратуру области обратилась гр. Д. в защиту интересов своего сына. Считает, что он должен быть освобожден из мест лишения свободы по отбытии наказания, поскольку время нахождения в изоляторе временного содержания засчитывается из расчета один день нахождения в изоляторе за два дня лишения свободы.

Мнение заявителя о том, что пребывание в следственном изоляторе подлежит зачету из расчета один день за два дня лишения свободы, не основаны на уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве.

На основании части третьей статьи 72 УК РФ время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок лишения свободы.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 27 февраля 2003 г. N 1-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 130УИК РФ указал, что Конституция РФ, закрепляя в ст. 22 право каждого на свободу и личную неприкосновенность, устанавливает единые гарантии этого права при аресте, заключении под стражу и содержании под стражей. Аналогичный подход получил отражение в УК РФ, который использует единый временной масштаб при исчислении срока лишения свободы независимо от того, применяется оно в качестве меры пресечения или наказания: время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы из расчета один день за один день. При этом федеральный законодатель не проводит (и не обязан проводить) дифференциацию порядка зачета сроков содержания под стражей в зависимости от видов исправительных учреждений, определяемых судом при назначении наказания в виде лишения свободы..

При назначении наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров необходимо иметь в виду, что в месяцах и годах исчисляются сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, принудительных работ (появилось впервые в связи с введением данного вида наказания в УК Федеральным законом от 07.12.2011 N420-ФЗ), ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы.

При замене более мягкого вида наказания более строгим в процессе назначения наказания по совокупности приговоров или преступлений, а также при зачете этих наказаний сроки наказаний могут исчисляться в днях.

Размер наказания в виде штрафа исчисляется в рублях.

Обязательные работы исчисляются в часах.

Впервые Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ в Уголовном кодексе закреплено, что 240 часов обязательных работ соответствуют одному месяцу лишения свободы или принудительных работ, двум месяцам ограничения свободы, трем месяцам исправительных работ или ограничения по военной службе.

В уголовном законодательстве содержится два правила зачета меры пресечения в виде заключения под стражу в срок назначенного судом наказания:

а) время заключения под стражу засчитывается в срок окончательно назначенного наказания (т.е. наказания за одно преступление либо по совокупности преступлений или приговоров) в пропорции, установленной для каждого конкретного вида основного наказания.

Так, время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы, принудительных работ (появилось впервые в связи с введением данного вида наказания в УК Федеральным законом от 07.12.2011 N420-ФЗ), содержания в дисциплинарной воинской части и ареста из расчета один день за один день, ограничения свободы — один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ;

б) в случае если до суда лицо было заключено под стражу, однако судом в качестве основного вида наказания назначен штраф или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то суд вправе по своему усмотрению либо смягчить назначаемое наказание в пределах санкции статьи Особенной части УК — назначить минимальное наказание, либо, назначив наказание в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, полностью и безусловно освободить лицо от его отбывания.

В ряде статей Уголовного Кодекса, регламентирующих применение видов наказаний с указанием их сроков (ст.47, 50, 51, 53-56), исчисление их производится в месяцах и годах, а обязательных работ — в часах. В этих случаях следует иметь в виду, что указание в санкции статьи наказания до определенного количества лет, например до пяти лет лишения свободы, дает право суду назначить наказание как целыми годами, так и годами с месяцами (например, три года и шесть месяцев). Если в санкции статьи указан определенный диапазон вида наказания (ч.1 ст.159 УК — исправительные работы от шести месяцев до одного года), то наказание может быть назначено как в месяцах, так и в годах, в том числе с месяцами.

Назначение наказания в целых годах предполагает окончание срока наказания в последний день истекающего года, при этом год берется не календарный (с 1 января по 31 декабря), а в рамках начала и конца срока отбывания наказания. Например, назначенное наказание сроком в три года лишения свободы, срок отбывания которого начался 20 июля 2010г., заканчивается 19 июля 2013г. Если срок наказания назначен в месяцах, то окончание срока падает на последний день месяца, исходя из начала и окончания срока наказания. При исчислении сроков наказания в месяцах не имеет значения количество дней в месяце (наказание в два месяца исправительных работ, начало которого падает на 1 февраля 2011г., будет считаться отбытым 31 марта 2011г., а наказание в три месяца — 30 апреля 2011г.).

Исчисление сроков наказания в днях допускается лишь в трех случаях: а) когда при совокупности преступлений или совокупности приговоров приводятся в соответствие к лишению свободы виды наказаний, указанные в ч.1 ст.71 УК; б) когда происходит зачет времени содержания лица под стражей до судебного разбирательства в соответствии с ч.3комментируемой статьи; в) когда заменяются одни виды наказания другими в случае злостного уклонения от отбывания назначенного судом наказания (ч.5 ст.46, ч.3 ст.49, ч.3 ст.50, ч.4 ст.53, ч.1 ст.54 УК).

Начало срока отбывания наказания, как правило, указывается в резолютивной части приговора (при лишении свободы, аресте), однако это делается не всегда. Если виновному назначается наказание в виде исправительных работ, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения по военной службе, ограничения свободы, то срок отбывания наказания определяется с момента фактического отбытия наказания при осуществлении контроля специально созданными подразделениями при органах внутренних дел или органах самоуправления. Например, началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу (ч.2 ст.42 УИК).

Надзорный отдел управления  по обеспечению участия прокуроров

в рассмотрении уголовных дел судами

Исчисление сроков наказаний и зачет наказания (ст. 72 УК Российской Федерации)

Зачастую в прокуратуру поступают обращения с просьбой разъяснить закон об исчислении сроков наказания и зачете наказания, т.е. ст. 72 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, в прокуратуру области обратилась гр. Д. в защиту интересов своего сына. Считает, что он должен быть освобожден из мест лишения свободы по отбытии наказания, поскольку время нахождения в изоляторе временного содержания засчитывается из расчета один день нахождения в изоляторе за два дня лишения свободы.

Мнение заявителя о том, что пребывание в следственном изоляторе подлежит зачету из расчета один день за два дня лишения свободы, не основаны на уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве.

На основании части третьей статьи 72 УК РФ время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок лишения свободы.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 27 февраля 2003 г. N 1-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 130УИК РФ указал, что Конституция РФ, закрепляя в ст. 22 право каждого на свободу и личную неприкосновенность, устанавливает единые гарантии этого права при аресте, заключении под стражу и содержании под стражей. Аналогичный подход получил отражение в УК РФ, который использует единый временной масштаб при исчислении срока лишения свободы независимо от того, применяется оно в качестве меры пресечения или наказания: время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы из расчета один день за один день. При этом федеральный законодатель не проводит (и не обязан проводить) дифференциацию порядка зачета сроков содержания под стражей в зависимости от видов исправительных учреждений, определяемых судом при назначении наказания в виде лишения свободы..

При назначении наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров необходимо иметь в виду, что в месяцах и годах исчисляются сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, принудительных работ (появилось впервые в связи с введением данного вида наказания в УК Федеральным законом от 07.12.2011 N420-ФЗ), ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы.

При замене более мягкого вида наказания более строгим в процессе назначения наказания по совокупности приговоров или преступлений, а также при зачете этих наказаний сроки наказаний могут исчисляться в днях.

Размер наказания в виде штрафа исчисляется в рублях.

Обязательные работы исчисляются в часах.

Впервые Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ в Уголовном кодексе закреплено, что 240 часов обязательных работ соответствуют одному месяцу лишения свободы или принудительных работ, двум месяцам ограничения свободы, трем месяцам исправительных работ или ограничения по военной службе.

В уголовном законодательстве содержится два правила зачета меры пресечения в виде заключения под стражу в срок назначенного судом наказания:

а) время заключения под стражу засчитывается в срок окончательно назначенного наказания (т.е. наказания за одно преступление либо по совокупности преступлений или приговоров) в пропорции, установленной для каждого конкретного вида основного наказания.

Так, время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы, принудительных работ (появилось впервые в связи с введением данного вида наказания в УК Федеральным законом от 07.12.2011 N420-ФЗ), содержания в дисциплинарной воинской части и ареста из расчета один день за один день, ограничения свободы — один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ;

б) в случае если до суда лицо было заключено под стражу, однако судом в качестве основного вида наказания назначен штраф или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то суд вправе по своему усмотрению либо смягчить назначаемое наказание в пределах санкции статьи Особенной части УК — назначить минимальное наказание, либо, назначив наказание в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, полностью и безусловно освободить лицо от его отбывания.

В ряде статей Уголовного Кодекса, регламентирующих применение видов наказаний с указанием их сроков (ст.47, 50, 51, 53-56), исчисление их производится в месяцах и годах, а обязательных работ — в часах. В этих случаях следует иметь в виду, что указание в санкции статьи наказания до определенного количества лет, например до пяти лет лишения свободы, дает право суду назначить наказание как целыми годами, так и годами с месяцами (например, три года и шесть месяцев). Если в санкции статьи указан определенный диапазон вида наказания (ч.1 ст.159 УК — исправительные работы от шести месяцев до одного года), то наказание может быть назначено как в месяцах, так и в годах, в том числе с месяцами.

Назначение наказания в целых годах предполагает окончание срока наказания в последний день истекающего года, при этом год берется не календарный (с 1 января по 31 декабря), а в рамках начала и конца срока отбывания наказания. Например, назначенное наказание сроком в три года лишения свободы, срок отбывания которого начался 20 июля 2010г., заканчивается 19 июля 2013г. Если срок наказания назначен в месяцах, то окончание срока падает на последний день месяца, исходя из начала и окончания срока наказания. При исчислении сроков наказания в месяцах не имеет значения количество дней в месяце (наказание в два месяца исправительных работ, начало которого падает на 1 февраля 2011г., будет считаться отбытым 31 марта 2011г., а наказание в три месяца — 30 апреля 2011г.).

Исчисление сроков наказания в днях допускается лишь в трех случаях: а) когда при совокупности преступлений или совокупности приговоров приводятся в соответствие к лишению свободы виды наказаний, указанные в ч.1 ст.71 УК; б) когда происходит зачет времени содержания лица под стражей до судебного разбирательства в соответствии с ч.3комментируемой статьи; в) когда заменяются одни виды наказания другими в случае злостного уклонения от отбывания назначенного судом наказания (ч.5 ст.46, ч.3 ст.49, ч.3 ст.50, ч.4 ст.53, ч.1 ст.54 УК).

Начало срока отбывания наказания, как правило, указывается в резолютивной части приговора (при лишении свободы, аресте), однако это делается не всегда. Если виновному назначается наказание в виде исправительных работ, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения по военной службе, ограничения свободы, то срок отбывания наказания определяется с момента фактического отбытия наказания при осуществлении контроля специально созданными подразделениями при органах внутренних дел или органах самоуправления. Например, началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу (ч.2 ст.42 УИК).

Надзорный отдел управления  по обеспечению участия прокуроров

в рассмотрении уголовных дел судами

f 1 Статья 60.1. Места отбывания принудительных работ f 1 Статья 60.1. Места отбывания принудительных работ n 2 1. Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. n 2 1. Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В случаях, указанных в части второй.1 настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном центре, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника. 3 2. При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду). 3 2. При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденного в имеющихся исправительных центрах по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы осужденный направляется в исправительный центр, расположенный на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для его размещения (привлечения к труду). 4 2.1. По письменному заявлению осужденного к принудительным работам либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения (привлечения к труду) осужденного он может быть направлен в исправительный центр, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения (привлечения к труду) осужденного в исправительном центре, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения (привлечения к труду) осужденного. 4 3. Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. 5 3. Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. 5 3.1. В целях привлечения к труду осужденных к принудительным работам на базе имущества, предоставляемого в безвозмездное пользование организациями, использующими труд этих осужденных, могут создаваться участки исправительных центров, расположенные вне исправительных центров, но в пределах субъектов Российской Федерации, на территориях которых они находятся. Порядок создания и функционирования указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Типовой договор между исправительным центром и организацией, использующей труд осужденных к принудительным работам, находящихся на участке исправительного центра, расположенном вне территории исправительного центра, утверждается федеральным органом уголовно-исполнительной системы. 6 3.1. В целях привлечения к труду осужденных к принудительным работам на базе имущества, предоставляемого в безвозмездное пользование организациями, использующими труд этих осужденных, могут создаваться участки исправительных центров, расположенные вне исправительных центров, но в пределах субъектов Российской Федерации, на территориях которых они находятся. Порядок создания и функционирования указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Типовой договор между исправительным центром и организацией, использующей труд осужденных к принудительным работам, находящихся на участке исправительного центра, расположенном вне территории исправительного центра, утверждается федеральным органом уголовно-исполнительной системы. t 6 4. Осужденные, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи. t 7 4. Осужденные, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном частями второй и второй.1 настоящей статьи. 8 5. Перевод осужденного к принудительным работам для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного центра, при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном центре, а также в случаях, предусмотренных частью шестой настоящей статьи. Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. 9 6. По письменному заявлению осужденного к принудительным работам, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой или второй настоящей статьи, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения (привлечения к труду) осужденного один раз в период отбывания принудительных работ осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения (привлечения к труду) осужденного в исправительном центре, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения (привлечения к труду) осужденного. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного центра в другой, такой осужденный переводу в другой исправительный центр не подлежит.

Появляется новая мера наказания — принудительные работы, которые будут использоваться как альтернатива тюремному заключению за некоторые преступления.

В частности, суд может отправить на работы граждан, совершивших преступления небольшой или средней тяжести. Также такую меру можно назначить за совершение гражданином тяжкого преступления впервые.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Российскую систему наказаний введен новый вид наказания принудительные работы.

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона положения о принудительных работах применяются с 1 января 2017 года.

Введение нового вида наказания направлено на гуманизацию уголовного законодательства, а также в целях расширения возможности для суда назначать наказания, не связанные с лишением свободы.

Согласно ст. 53.1 Уголовного кодекса РФ принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Также предусмотрено, что если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он вправе заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами.

При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.

Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.

Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

Главой 8.1 УИК РФ регламентирован порядок исполнения наказания в виде принудительных работ.

Установлено, что осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду).

Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях.

Осужденные, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации.

Лица, осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, а также осужденные, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно. Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда осужденных, самостоятельно следующих к месту отбывания принудительных работ, производятся в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, направляются к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы (под конвоем). Эти лица подлежат освобождению из-под стражи по прибытии в исправительный центр.

В случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания, в том числе в случае неявки за получением предписания, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр. В срок принудительных работ засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному в соответствии со статьей 60.4 УИК РФ, из расчета один день содержания под стражей, один день следования в исправительный центр под конвоем, один день краткосрочного выезда за один день принудительных работ.

В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток.

В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров.

Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны: выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров; работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; постоянно находиться в пределах территории исправительного центра, проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра; участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.

Для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить осужденным краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет и его регистрации по месту пребывания (для гражданина Российской Федерации) или постановки на миграционный учет по месту пребывания (для иностранного гражданина или лица без гражданства).

Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются.

Помещения, в которых проживают осужденные, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру.

Осужденным не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.

Не имеющим взысканий осужденным, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.

Им разрешается обучение по заочной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.

В общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не может быть менее четырех квадратных метров.

Обеспечение осужденных к принудительным работам одеждой, обувью, за исключением одежды и обуви, являющихся средствами индивидуальной защиты, и питанием осуществляется за счет их собственных средств. При отсутствии у осужденных к принудительным работам собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется за счет средств федерального бюджета по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к принудительным работам оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья и установленным УИК РФ порядком отбывания наказания.

Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Осужденные привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков. Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы.

В период отбывания принудительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 календарных дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный к принудительным работам, по согласованию с администрацией исправительного центра. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск возникает у осужденного по истечении шести месяцев отбывания принудительных работ. Осужденным к принудительным работам, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется.

С осужденными к принудительным работам администрацией исправительного центра проводится воспитательная работа, применяются меры поощрения и взыскания

Надзор за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за поведением осужденных в исправительном центре и по месту работы, а также в иных местах их пребывания.

Администрация исправительного центра вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам.

В целом такая мера наказания как принудительные работы, со своей системой наказаний и поощрений, призвана обеспечить осужденному лицу все условия для полного исправления, на основе оплачиваемого труда.

Последнее обновление: 12 января 2017 г., 11:04

В комментариях «АГ» адвокаты назвали разъяснения ВС своевременными и значимыми, поскольку они отвечают на большинство вопросов, возникших как на момент принятия Закона о порядке зачета времени содержания в СИЗО в срок отбывания наказания, так и за год его действия.

31 июля Президиум Верховного Суда РФ утвердил Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению положений ст. 72 УК. Разъяснения связаны с внесением изменений в данную статью Законом о порядке зачета времени содержания лица в СИЗО в срок отбывания наказания в виде лишения свободы и Законом о назначении осужденным за преступления террористической направленности вида исправительного учреждения. Всего документ содержит ответы на 17 вопросов, возникших у судов при постановлении приговора и при его исполнении.

Читайте также

Владимир Путин подписал закон о зачете времени в СИЗО в срок наказания

Теперь день, проведенный в следственном изоляторе, может быть максимально приравнен к двум дням заключения в исправительном учреждении

04 июля 2018

В комментарии «АГ» партнер АБ «КРП» Михаил Кириенко отметил, что год действия изменений ст. 72 УК закономерно породил вопросы, которые требовали разъяснений со стороны правоприменителей, в связи с чем разъяснения Верховного Суда можно признать своевременными. По его мнению, ВС дал ответы на большинство вопросов, которые эксперты определяли еще на стадии принятия Закона о порядке зачета времени содержания лица в СИЗО в срок отбывания наказания.

Вопросы, возникающие при постановлении приговора

Верховный Суд разъяснил, что по смыслу взаимосвязанных положений ч. 3, 3.1, 4 ст. 72 УК в срок лишения свободы по правилам, предусмотренным в ч. 3.1 ст. 72 УК, засчитывается период со дня фактического задержания до дня вступления приговора в законную силу.

Также указано, что с учетом новой редакции ст. 72 УК началом срока отбывания наказания необходимо признавать день вступления приговора в законную силу, за исключением случаев, когда срок отбывания наказания исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр, колонию-поселение или в тюрьму либо со дня задержания. Срок отбывания окончательного наказания в виде лишения свободы, назначенного по правилам ч. 5 ст. 69 и (или) ст. 70 УК РФ, исчисляется со дня вступления последнего приговора в законную силу.

Также ВС отметил, что в соответствии с положениями п. 2 ч. 5 и п. 2 ч. 6 ст. 302 УПК, если время содержания под стражей, засчитанное на основании ч. 3.1 ст. 72 УК, поглощает срок назначенного наказания, то суд постановляет приговор с назначением наказания и освобождением от его отбывания, а осужденный подлежит немедленному освобождению в зале суда в силу положений п. 3 ст. 311 УПК.

Отвечая на вопрос о том, следует ли указывать в приговоре на применение ст. 72 УК при назначении лишения свободы условно, если осужденный содержался под стражей, Верховный Суд ответил отрицательно. «Вопрос о зачете времени содержания под стражей, так же как и вопрос об определении вида исправительного учреждения и режима для отбывания наказания, подлежит разрешению судом в постановлении об отмене условного осуждения по основаниям, предусмотренным ч. 2.1 или 3 ст. 74 УК РФ, либо в последующем приговоре при отмене условного осуждения по первому приговору по основаниям, предусмотренным ч. 4 или 5 ст. 74 УК РФ», – указано в ответе.

Комментируя это разъяснение, управляющий партнер АБ «ЕМПП» адвокат Сергей Егоров указал на значимость разъяснения ВС о том, что при назначении условного наказания сам по себе факт нахождения обвиняемого и (или) подсудимого под стражей или домашним арестом в ходе следствия или суда не учитывается при определении судом испытательного срока и срока условного лишения свободы. «Это может показаться несправедливым, поскольку ч. 5 ст. 72 УК РФ указывает, что при назначении осужденному, содержавшемуся под стражей, наказания в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд должен смягчить или полностью освободить осужденного от наказания», – посчитал он.

Однако, указал Сергей Егоров, в этом же ответе ВС разъясняет, что факт нахождения обвиняемого и (или) подсудимого под стражей или домашним арестом в ходе следствия или суда должен быть учтен во всех случаях отмены условного осуждения. Такое разъяснение представляется адвокату справедливым и логичным.

Также ВС разъяснил, когда не применяются льготные правила зачета времени содержания под стражей, предусмотренные п. «б», «в» ч. 3.1 ст. 72 УК, в срок лишения свободы при назначении наказания по совокупности преступлений: в случае назначения окончательного наказания на основании ч. 2 или 3 ст. 69 УК, когда одно из преступлений, входящих в совокупность, указано в ч. 3.2 ст. 72 УК; в случае назначения окончательного наказания на основании ч. 5 ст. 69 УК, когда по первому делу лицо осуждено за одно из преступлений, указанных в ч. 3.2 ст. 72 УК, или ему назначается отбывание окончательного наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима.

Кроме того, разъясняется, что применение данных льготных правил при назначении наказания по совокупности приговоров, если по первому приговору лицо осуждено за преступление, указанное в ч. 3.2 ст. 72 УК, возможно, если лицо осуждено по второму приговору за преступление, не указанное там, и отбывание окончательного наказания не назначается в тюрьме либо ИК строгого или особого режима.

Верховный Суд пояснил, что при назначении наказания по совокупности приговоров положения ст. 72 УК в новой редакции подлежат учету по первому приговору, если он не пересматривался: «Если в результате применения новых правил наказание по предыдущему приговору будет отбыто полностью, то окончательное наказание по второму приговору назначается без применения положений ст. 70 УК РФ».

Михаил Кириенко отметил, что в начале действия поправок в ст. 72 УК основные ожидания в части смягчения назначаемого наказания и его сокращения для лиц, его отбывающих, вызывали неоднообразное понимание со стороны судов. «Попадались примеры, когда срок содержания под стражей или домашнего ареста до 14 июля 2018 г. суды исчисляли по старым правилам, а после этой даты – по новым, что не соответствовало содержанию уголовно-правовых норм», – указал эксперт. В связи с этим он посчитал, что ВС дал обоснованное разъяснение в п. 8 документа, подчеркнув запрет обратной силы ухудшающих положений и требование обязательности использования улучшающих, закрепленных в ст. 72 УК, ко всему периоду и ко всем наказаниям, совершенным и назначенным до вступления в силу Закона о зачете времени нахождения в СИЗО в срок наказания.

Также разъяснено, что зачет времени нахождения лица под домашним арестом в срок лишения свободы осуществляется до вступления приговора суда в законную силу, если в приговоре домашний арест сохранен в качестве меры пресечения.

ВС разъяснил, что время принудительного нахождения по решению суда подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого мера пресечения в виде заключения под стражу не избиралась, в медицинской организации, оказывающей помощь в стационарных условиях, засчитывается в срок лишения свободы без применения повышающих коэффициентов кратности, указанных в ч. 3.1 ст. 72 УК. Отмечается, что в этот период подозреваемый или обвиняемый не находится в условиях изоляции от общества, предусмотренных для лиц, содержащихся под стражей.

Михаил Кириенко назвал такую позицию ВС спорной, однако отметил, что это, скорее, вопрос к правоприменительному органу. «Верховный Судом избран подход четкого разграничения уголовных и уголовно-исполнительных отношений», – подчеркнул он.

Вместе с тем ВС указал, что время принудительного нахождения в медицинских организациях подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого была избрана и не отменялась на этот период мера пресечения в виде заключения под стражу, подлежит зачету в срок лишения свободы при наличии оснований с применением повышающих коэффициентов кратности.

Вопросы, возникающие при исполнении приговора

ВС указал, что коэффициенты кратности, предусмотренные в п. «б» и «в» ч. 3.1 ст. 72 УК, при решении вопросов о зачете в срок отбывания наказания периодов содержания под стражей на стадии исполнения приговора применению не подлежат. Указанные коэффициенты не распространяются на стадию исполнения приговора, вступившего в законную силу. В частности, отметил ВС, они не применяются:

  • к периоду направления осужденного для отбывания наказания в исправительное учреждение после вступления приговора в законную силу;
  • к периоду содержания осужденного под стражей в связи с его задержанием (до 48 ч) по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 32, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58, ч. 4 ст. 60.2, ч. 6 ст. 75.1 УИК;
  • к периоду заключения под стражу осужденных в порядке, предусмотренном в п. 18 и 18.1 ст. 397 УПК, а также при отмене условного осуждения к лишению свободы или условно-досрочного освобождения;
  • к периоду нахождения осужденных в следственных изоляторах в порядке, предусмотренном ст. 77.1 УИК, если им не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу.

Также ВС разъяснил, что по первому приговору возможен учет положений нового уголовного закона при пересмотре приговора, по которому окончательное наказание назначено на основании ст. 70 УК, в случае если первый приговор при наличии к тому оснований не пересматривался в порядке ст. 10 УК. «В этом случае окончательное наказание, назначенное по правилам ст. 70 УК, может быть смягчено или исключено применение указанной статьи при условии отбытия наказания по предыдущему приговору», – поясняется в документе.

Как указал ВС в ответе на 16-й вопрос, Закон о порядке зачета времени содержания лица в СИЗО в срок отбывания наказания в виде лишения свободы применяется к лицам, условно-досрочно освобожденным от отбывания наказания, и к осужденным, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким видом наказания. Поясняется, что в этих случаях размер оставшейся неотбытой части наказания или срок более мягкого наказания, назначенного в порядке замены неотбытой части лишения свободы, подлежит сокращению при условии сокращения срока неотбытой части наказания в виде лишения свободы. Михаил Кириенко посчитал такую позицию обоснованной.

В последнем ответе Верховный Суд указал на невозможность изменения коэффициента кратности, если осужденному изменили вид исправительного учреждения на основании ст. 78 УИК РФ. Закон не предусматривает пересмотра правил зачета наказания, примененных судом в приговоре, при изменении вида исправительного учреждения как в сторону улучшения условий отбывания наказания, так и в сторону их ужесточения, указал Суд.

14.06.2019г.

Особенности исчисления и зачета меры пресечения в срок отбывания наказания. Разъясняет аппарат прокуратуры области

Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства уголовно-судебного управления прокуратуры области Фещенко Г.А.

В период предварительного расследования и судебного рассмотрения дела в отношении лица, привлекаемого к уголовной ответственности, избирается мера пресечения, предусмотренная статьей 98 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Наиболее строгие из них – это домашний арест и заключение под стражу, которые сопровождаются ограничением конституционного права человека на свободу.

 С учетом этого, законодатель предусмотрел возможность того, что после принятия по делу итогового решения с назначением наказания производится зачет в срок отбытия наказания времени, в ходе которого ограничивалась свобода лица.

 Федеральным законом от 3 июля 2018 г. № 186 были внесены изменения в порядок и сроки исчисления указанного периода.

 Так, согласно положениям статьи 72 УК РФ, если осужденному приговором назначено наказание в виде ограничения свободы, принудительных работ или ареста, то в срок отбытия данного наказания время содержания под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается из расчета — один день содержания под стражей за два дня назначенного наказания. Если приговором назначены исправительные работы – то из расчета один день содержания под стражей за три дня наказания. А если назначены обязательные работы, то из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

В том случае, когда лицу назначено лишение свободы, время содержания его под стражей засчитывается с учетом того, какой вид исправительного учреждения определен осужденному для отбывания наказания. Так, в случае назначения для отбывания наказания тюремного режима, исправительной колонии строгого или особого режимов, то период содержания осужденного под стражей исчисляется из расчета один день за один день отбывания наказания в данных учреждениях.

Если же осужденному назначена для отбывания наказания воспитательная колония или исправительная колония общего режима, то зачет происходит из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания, а в случае определения колонии-поселения — из расчета двух дней к одному.

 Помимо вида исправительного учреждения порядок зачета времени содержания под стражей в срок отбытия наказания зависит и от иных обстоятельств. Например, наличие в действиях осужденного особо опасного рецидива преступлений, замена в порядке помилования смертной казни лишением свободы влечет зачет времени содержания лица под стражей в срок лишения свободы из расчета один день за один день.

В аналогичном порядке (то есть день за день) происходит зачет периода содержания осужденного под стражей и при осуждении за определенные категории тяжких и особо тяжких преступлений, направленных против общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, против основ конституционного строя и безопасности государства. Например, в случае осуждения за незаконное приобретение наркотических средств в крупном и особо крупном размерах, и за их незаконный сбыт, за преступления, связанные с террористической деятельностью (п. 3.2 ст. 72 УК РФ).

Кроме того, время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении срока нахождения осужденного, отбывающего наказание в строгих условиях в воспитательной колонии или исправительной колонии общего режима, в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа, в случае применения мер взыскания в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

При избрании в отношении лица меры пресечения в виде домашнего ареста, данное время засчитывается в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы.

Согласно поправкам в УК, принятым в 2018 году, один день, проведённый осуждённым в СИЗО, приравняли к двум дням принудительных работ. Но в УИК остались старые цифры: в ст. 60 до сих пор указано, что зачёт срока содержания лица под стражей в качестве меры пресечения производится исходя из расчёта «один день содержания под стражей за один день принудительных работ». Одобренный кабмином законопроект исправит это и приведёт УИК в соответствие с УК. Поправки в ближайшее время поступят на рассмотрение в Госдуму.

В этом сюжете

  • Закон «день за полтора» сократил сроки 96 000 осуждённых

    26 апреля, 10:09

  • День за два: Путин подписал закон о зачете времени в СИЗО

    4 июля, 9:18

Закон о новом правиле зачёта срока пребывания в СИЗО был принят летом 2018 года, ему также придали обратную силу. С того момента один день, проведённый в СИЗО, приравнивается к полутора дням в дисциплинарной воинской части; двум дням в случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста; трём дням для исправительных работ и ограничений по военной службе; восьми часам обязательных работ.

В случае же лишения свободы один день в следственном изоляторе засчитают как один день при отбывании наказания в тюрьме и колониях особого и строгого режима; полтора дня при отбывании наказания в колонии общего режима и воспитательной колонии; два дня при отбывании наказания в колонии-поселении.

  • Госдума
  • Законопроект

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вхождение любой крупной компании в электронную сферу должно начинаться
  • Вчера был на форуме познакомился с представителями компании ооо аркхем
  • Выберите один бизнес процесс верхнего уровня опишите его до уровня wfd
  • Выберите функцию которая не относится к основным функциям бизнес плана
  • Выделите наиболее значимые факторы влияющие на стратегию компании тест