Иногда родителям приходится чуть ли не силой выгонять своего ребенка из-за компьютера. Он необходим для учебы, но сидеть за ним целыми днями детям не рекомендуется. Это может отрицательно сказаться на здоровье. Остановимся на этом вопросе подробнее и узнаем, сколько времени ребенок может проводить за компьютером.
Сколько времени ребенок может проводить за компьютером?
Этот вопрос давно волнует не только родителей. Им уже заинтересовались психологи, врачи и другие специалисты. Сегодня ни для кого не секрет, что компьютер может навредить здоровью человека, если проводить за ним все свободное время. Детям приходится использовать компьютер и во время учебы. Когда они отдыхают от уроков, они также берут в руки гаджеты и играют либо выходят в интернет и общаются. Все это неминуемо приводит к ухудшению зрения и другим серьезным проблемам со здоровьем. Дети реже бывают на свежем воздухе, не занимаются спортом. Это сказывается на состоянии иммунитета. Ученые приходят к выводу, что компьютерные технологии становятся причиной различных недугов, включая психологические.
В связи с этим специалисты разработали инструкции, которые следует соблюдать, работая за компьютером.
В эти рекомендации входят и ограничения по времени. Они являются усредненными и зависят от возраста ребенка. При этом, когда говорят о контроле времени, которое ребенок может безопасно для здоровья провести за компьютером, имеются в виду не только ноутбуки и обычные компьютеры, но и планшеты, смартфоны и прочие гаджеты.
Также можно попробовать ответить на вопрос: стоит ли ограничить своего ребенка в просмотре телевизора?
Почему важно ограничить время работы ребенка за компьютером?
О том, что детям сидеть за компьютером следует ограниченное время, заявляют врачи и психологи. Они утверждают, что постоянное использование компьютеров и гаджетов негативно сказывается как на психологическом, так и на физическом состоянии ребенка. Рассмотрим кратко аргументы специалистов.
Влияние на зрение. Когда человек смотрит вдаль, глаза его испытывают меньшую нагрузку, чем во время рассматривания предметов, расположенных вблизи. Когда мы смотрим в монитор, глаза находятся в напряжении. Если не давать им время для отдыха, пренебрегать гимнастикой, может возникнуть спазм аккомодации, который еще называют ложной близорукостью. Этот недуг может со временем развиться и превратиться в миопию. Кроме того, постоянное зрительное напряжение вызывает синдром «сухого глаза». Человек, сидящий перед экраном, реже моргает, из-за чего ухудшается увлажнение роговицы.
Влияние на позвоночник. Сильное напряжение испытывают и мышцы спины. Зачастую осанка ребенка, сидящего за компьютером, неправильная. Это приводит к искривлению позвоночника, сколиозу. Чрезмерное нагрузка на мышцы спины и шеи может вызвать головокружение и головные боли.
Малоподвижный образ жизни. Недостаточная физическая нагрузка называется гиподинамией. Она становится причиной развития патологий сердца и суставов, сахарного диабета, ожирения. Малая физическая активность — серьезный фактор, ослабляющий иммунную систему.
Переутомление. Ребенок может даже не заметить, как сильно устает и переутомляется в процессе учебы. Умственная нагрузка отнимает у организма очень много сил. Постоянная работа за компьютером может привести к сильному переутомлению, которое наносит большой вред развивающемуся организму ребенка.
Вред электромагнитного излучения. Оно исходит от любого электронного устройства. Длительное воздействие на человека этого излучения может в будущем проявиться сердечно-сосудистыми заболеваниями, гормональными сбоями, хронической усталостью, болезнями нервной, иммунной, репродуктивной систем.
Компьютерная зависимость. Она возникает из-за частой игры на компьютере. В головном мозге располагаются центры, отвечающие за получение удовольствия. Когда ребенок играет, эти центры находятся в состоянии напряжения. Регулярное их возбуждение одним и тем же раздражителем со временем приводит к привыканию. Если ограничить время игры ребенка на компьютере, он начинает раздражаться, проявляет агрессию или, напротив, замыкается, становится апатичным и незаинтересованным. Избавиться от такой зависимости достаточно сложно. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога.
Итак, есть много факторов, которые вынуждают ради здоровья самого ребенка ограничивать его в использовании электронных устройств.
Сколько времени можно сидеть за компьютером ребенку?
Мы перешли к главному вопросу: сколько времени ребенку можно сидеть за компьютером без сильного вреда для здоровья. Специалисты утверждают, что ребенок в возрасте 4-5 лет не должен находиться перед экраном дольше 10 минут в день. По мере взросления время можно увеличить. В 5-7 лет электронные устройства рекомендуется использовать не больше 20 минут в день. В этом возрасте ребенок отправляется в школу, поэтому ему может понадобиться компьютер для обучения.
В 7-11 лет, то есть в период обучения в начальной школе, работать за компьютером ребенку можно по 20-30 минут. В 12-14 лет время увеличивается еще на 15 минут. Подросток может использовать компьютер по 45 минут в день. В этом возрасте за школьником уследить сложнее всего. Родители должны доступно донести до него информацию о вреде электронных устройств.
Примерно с 15 лет подросток может проводить за экраном по 1-2 часа в сутки. При этом каждые 30-40 минут следует прерываться и отходить от монитора, чтобы отдохнуть, сделать глазную гимнастику и зарядку. Такие перерывы не помешают и взрослым, которым приходится постоянно работать за компьютером.
Приведенные выше нормы рассчитаны для тех детей, которые чувствуют себя хорошо, не болеют и не испытывают чрезмерных нагрузок в школе. В противном случае садиться за компьютер не рекомендуется. Если необходимо обязательно выполнить школьное задание, то проводить за компьютером следует в два раза меньше времени, чем указано в общей инструкции.
Сколько времени может проводить ребенок перед телевизором?
Ранее были перечислены правила использования компьютеров, смартфонов, планшетов и других гаджетов. Что касается просмотра телевизора, то здесь ограничения не такие строгие. Телевизор, как правило, располагается от глаз дальше, чем экран компьютера. Смотрит его ребенок, находясь на диване, а не на стуле, поэтому и вред от телевизора меньше. Однако это не значит, что можно сидеть перед ним часами. В возрасте 3-7 лет просмотр TV должен быть ограничен 30 минутами в день. В 8-10 лет ребенок может потратить на просмотр мультфильма по телевизору около часа. С 11 до 14 лет без вреда для зрения можно смотреть TV по 1,5-2 часа. Только дети в возрасте 14-18 лет могут посвятить этому занятию до 3 часов в день, делая перерывы каждый час.
Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
Не всегда есть возможность уследить за ребенком и проконтролировать время использования им компьютера. Родители могут не заметить, как у их ребенка формируется компьютерная зависимость. Как поступать в таком случае? Можно использовать специальные программы родительского контроля. Они позволяют блокировать сайты в интернете, которые несовершеннолетнему просматривать нельзя. Кроме того, с помощью таких программ можно настроить автоматическое выключение электронного устройства в определенное время. Также можно устанавливать пароли, без которых включить компьютер будет невозможно. Проблема заключается в том, что дети могут проявить сообразительность и отключить эти защитные приложения. Особенно если речь идет о подростках.
Лучшим средством, позволяющим ограничить время нахождения ребенка за компьютером, является здоровая мотивация. Необходимо с самого детства приучать детей к правильной эксплуатации электронных устройств.
Родители должны им объяснить, что постоянно использовать компьютер вредно для здоровья. В детском возрасте следует больше уделять времени ребенку. Если он будет предоставлен самому себе, скорее всего, начнет играть в телефон или планшет, которые сегодня есть практически в каждом доме.
Если зависимость уже сформировалась и от нее не получается избавиться самостоятельно, желательно обратиться к детскому психологу. Привыкший большую часть времени проводить в компьютерных играх или социальных сетях школьник не сможет моментально избавиться от зависимости, если отобрать у него планшет или заблокировать доступ к интернету. Это может нанести психологическую травму ребенку. Только квалифицированный специалист сможет найти способ избавить его от вредной привычки.
Гигиенические требования к работе на компьютере для детей разных возрастных групп
Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях.
Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03). Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов. Желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана. Недопустимо одномоментное использование одного компьютера двумя пользователями.
Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально — стул с высокой спинкой и подлокотниками).
Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора — 300 люкс. Для создания такой освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения прямой блесткости от источников освещения необходимо применять светильники рассеянного света, жалюзи или занавески на окнах. Оптимальной ориентацией окон помещений для работы с компьютером является север и северо-восток.
Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-210 С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха или частой влажной уборки.
Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта. Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка.
Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз. Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах — 20 минут, 8-9-м классах -25 минут, 10-11-м классах — 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.
Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки. Временные ограничения пользования дисплеями существуют и для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений, а также для детей, находящихся в оздоровительно-образовательных лагерях. Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий. Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером и паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников.
Отдел надзора по гигиене детей и подростков
Памятка «Правила работы с компьютером для детей»
Использование компьютера в современном мире – необходимость для взрослых и детей. Работа в офисе, выполнение школьных заданий, занятия на курсах дополнительного образования. Везде нужен компьютер. Рекомендованные нормы использования в 15-30 минут в день не соблюдаются. И дети начинают болеть «компьютерными болезными» — снижение зрения, ухудшение осанки и даже искривление позвоночника, гиподинамия (малая подвижность мышц со всеми вытекающими отсюда последствиями). Чтобы избежать таких печальных перспектив и сделать пребывание за компьютером комфортным для ребенка, мы составили эту памятку с правилами работы за компьютером для детей. Но подойдут они и их родителям.
Нормы работы с компьютером для детей
Время работы ребенка за компьютером, которое рекомендуют специалисты – 20 минут дошкольники, 30 – 60 минут младшие школьники. Эти нормы, к сожалению, не всегда соблюдаются. Поэтому нужно составить правильный режим для детей, регламентирующий работу за компьютером.
Иногда дети сидят за компьютером дольше, чем взрослые. Детский организм не предназначен для подобного вида нагрузок. Это может привести к непоправимым последствиям для здоровья.
Пока родители на работе, дети начинают играть в компьютерные игры. Проследите за играми, которые установлены на ваш компьютер. Исключите агрессивные, наносящие вред психологическому здоровью ваших детей.
Создайте для вашего ребенка собственный компьютерный уголок. У него должны быть соответствующие возрасту и росту стол и стул. Монитор должен быть установлен на уровне глаз. Не нужно, чтобы шея вытягивалась лишний раз вверх или вниз. Ноги должны касаться пола или стоять на подставке.
Что нельзя делать за компьютером
+ Не стоит долго сидеть за компьютером. Даже если нужно выполнить какое-то школьное задание, требующее длительного пребывания за компьютером, нужно устраивать себе периодические разминки и выполнять упражнения для глаз.
+ Не работайте за компьютером в положении лёжа, ведь это сильный удар по зрению.
+ Не работайте за компьютером в темноте.
+ Не сидите за компьютером дольше 1,5 – 2 часов в день.
+ Не устанавливайте яркость монитора на максимум.
+ Не работайте за компьютером перед сном.
+ Не работайте за компьютером с мокрыми руками.
+ При возникновении ошибок или каких-либо неисправностей работы компьютера, необходимо обратиться за помощью к родителям.
+ Не кладите ногу на ногу и не вытягивайте ноги во время работы за компьютером. Это лишняя нагрузка на спину.
Правила сидения за компьютером
+ В настройках монитора установите комфортный для глаз режим мерцания.
+ На мониторе не должны появляться блики во время использования. Избегайте прямого попадания солнечного или искусственного света на монитор.
+ Идеальный размер монитора – не менее 17 дюймов.
+ Расстояние от глаз до монитора должно быть 40-75 см.
+ В темное время суток нужно работать за компьютером при включенном свете.
+ Используйте дополнительное боковое освещение слева.
+ Если необходимо перепечатать текст из книги или с листов бумаги, установите их близко к экрану, чтобы глаза не напрягались при постоянном движении от текста к монитору.
+ Если ноги не достают до пола, необходимо установить под них комфортную подставку.
+ Спину необходимо держать прямо.
+ Чтобы снизить нагрузку на поясницу, можно подложить между спинкой компьютерного стула и спиной валик.
+ Для разгрузки кистей рук, можно сделать подставку под клавиатуру. Чтобы руки не уставали, их необходимо держать над клавиатурой. Клавиатуру лучше выбрать светлого цвета. От темной клавиатуры глаза быстрее устают.
+ Каждые 15-20 минут необходимо делать легкую разминку и менять положение ног. Достаточно просто сделать пару наклонов и приседаний или сделать вращения шеей для поддержания минимальной двигательной активности. Если дома есть турник, то можно повисеть на нем, расслабив все тело.
+ Если в редких случаях ребенок работает за ноутбуком на диване, используйте подставку для ноутбука и подложите ему под спину подушку. Работу на диване стоит минимизировать или исключить полностью.
+ Для дополнительного комфорта глаз можно использовать специальные очки для работы за компьютером.
+ Старайтесь пить больше воды во время работы за компьютером. Это полезно для всего организма в целом и для суставов, которые находятся в скованном положении.
Упражнения для глаз
+ Отвести взгляд от монитора и закрыть глаза.
+ Не открывая глаз, зажмуриться 10 раз.
+ Интенсивное моргание 10 раз.
+ «Рисовать» закрытыми глазами геометрические фигуры.
+ 10-15 раз переводить взгляд от самой отдаленной точки до кончика носа.
+ Массаж висков по часовой и против часовой стрелки.
Очень важный совет – это контроль ребенка во время работы за компьютером. Следите за тем, как он сидит за компьютером и что делает в это время. Тогда вы сможете сохранить и поддержать физическое и психологическое здоровье вашего ребенка. Будьте примером для него – приучитесь сами следить за осанкой, вместе делайте упражнения для осанки и зрения. Регулярно ходите на длительные пешие прогулки. Найдите любимый вид спорта. Даже простое катание на велосипеде принесет вам огромную пользу.
Содержание
- Роспотребнадзор (стенд)
- Роспотребнадзор (стенд)
- Гигиенические требования к работе на компьютере для детей разных возрастных групп
- Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
- Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
- Правила работы за компьютером для детей
- Правила работы за компьютером для детей
- Памятка родителям. Работа за компьютером школьника
- Сколько ребенку можно сидеть за компьютером?
- Сколько времени можно проводить за компьютером?
- 5 простых правил, которые помогут снизить вред работы за компьютером
- Что делать, если ребенок долго сидит за компьютером?
- Опасен ли компьютер: как игры влияют на детей и сколько можно сидеть перед монитором
- Компьютер вредит не сам по себе: важны контент и время использования
- Компьютер помогает в обучении, социализации и самоконтроле
- Социальные связи больше и крепче
- Помогает развивать критическое мышление
- Как помочь ребенку правильно проводить время за компьютером
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Гигиенические требования к работе на компьютере для детей разных возрастных групп
Гигиенические требования к работе на компьютере для детей разных возрастных групп
Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях.
Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03). Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов. Желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана. Недопустимо одномоментное использование одного компьютера двумя пользователями.
Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-21 0 С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха или частой влажной уборки.
Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта. Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка.
Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки. Временные ограничения пользования дисплеями существуют и для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений, а также для детей, находящихся в оздоровительно-образовательных лагерях. Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий. Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером и паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников.
Отдел надзора по гигиене детей и подростков
Источник
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Правила работы за компьютером для детей
Правила работы за компьютером для детей
Эти и многие другие вопросы волнуют родителей, чьи дети часами смотрят телепередачи или проводят все свое свободное время у компьютера.
Безопасность работы ребенка за компьютером зависит от многих обстоятельств. При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий время безопасной работы может быть весьма продолжительным. И, наоборот, при плохой организации рабочего места даже общепринятые нормы могут быть вредны для здоровья.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» для учеников I-IVклассов время за компьютером на уроке не должно превышать 15-ти минут, для учеников V-VIIклассов – 20 минут, для учеников VIII-IXклассов – 25 минут, для старшеклассников X-XIклассов на первом часу учебных занятий – 30 минут и на втором – 20 минут.
Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
При этом время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 минут для II-Vклассов и 15 минут для учащихся более старших классов.
Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.
Сохранить здоровье глаз помогут правила, которых стоит придерживаться во время работы за компьютером:
Источник
Памятка родителям. Работа за компьютером школьника
Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей – время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам сидеть за компьютером, желательно, не каждый день. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.
Основные правила при работе за компьютером
1. Необходимо правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране.
2. Поза при сидении за компьютером – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см.
3. Ребенку должно быть удобно. Но это не значит, что надо подгибать ноги под себя или класть ногу на ногу, сутулиться. Этого делать НЕЛЬЗЯ! Сидеть за столом надо так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115-130 см. рекомендуется высота стола – 54 см, высота сидения стула – 32 см.
4. Для работы с ЭВМ устанавливаются стулья, являющиеся подъемно-поворотными, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.
5. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от монитора, но чем дальше, тем лучше.
6. Верхняя часть монитора должна быть расположена на уровне глаз или чуть ниже, а нижняя чуть ближе к Вам. Расстояние между монитором и глазами должно быть 45-75 см.
7. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть.
8. Освещение должно падать так же, как и при писании с левой стороны, свет не должен быть сильно ярким или тусклым, нельзя работать в темноте.
9. Не забывайте моргать (каждые 3-5 секунд), при моргании глаз омывается слёзной жидкостью и не пересыхает, а пересыхание глаза вредит зрению, чаще переводить взгляд на удаленный объект.
10. Периодически необходима зарядка для глаз, которую можно делать и в школе, и дома.
11. Каждый час работы за компьютером делайте перерыв на 15-20 минут.
12. Можете купить специальные очки для работы за ПК, их можно найти в каждой оптике.
13. Если Вы устали, началось чувство сонливости или тяжести в глазах, Вы не должны продолжать работу!
14. Для детей до 9 лет лучше всего вообще не сидеть за компьютером или всего максимум 10 минут.
16. Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
— для обучающихся II-Vклассов – не более 60 минут;
— для обучающихся VI классов и старше – не более 90 минут.
17. Лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокристаллический монитор.
18. Обязательно каждый день надо проветривать помещение, вытирать пыль (экран компьютера следует часто протирать специальной салфеткой). Слой пыли и грязи может быть одной из причин низкого качества изображения.
19. А сразу после работы за компьютером не надо смотреть телевизор или читать книгу. Лучше умыться холодной водой и 10-15 минут полежать с закрытыми глазами.
20. Сидеть за компьютером перед сном не стоит.
Более подробно с требованиями к работе за компьютером можно ознакомиться с помощью СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Источник
Сколько ребенку можно сидеть за компьютером?
В 21 веке сложно представить жизнь без компьютерных технологий: с помощью интернета можно найти любую информацию за считанные секунды или связаться с людьми, живущими на другом конце света. Но кроме полезных функций можно выделить и те, которые приносят вред: компьютерные игры, затягивающие в свой мир с головой, социальные сети, стремящиеся заменить реальное общение виртуальным.
Конечно, любой ответственный родитель начинает бить тревогу: разница между тем, сколько дети сидят за компьютером в наше время, и тем, сколько медики и психологи рекомендуют это делать, очень существенна.
Сколько времени можно проводить за компьютером?
В конце прошлого века ученые установили, что детям 10-14 лет проводить за компьютером можно всего лишь полтора часа в день. Согласитесь, в наше время и с нашим ритмом жизни эта рекомендация выглядит абсолютно невыполнимой: за полтора часа нельзя успеть сделать даже необходимые уроки, что уж говорить об отдыхе и общении с друзьями!
К счастью, технологии не стоят на месте: компьютеры совершенствуются, а инженеры улучшают не только технические характеристики, но и начинают заботиться о здоровье пользователей. Например, современные мониторы лишены характерной ранее проблемы – мерцания, что положительно сказывается на изменении зрения.
Итак, сколько же времени можно проводить ребенку за компьютером?
5 простых правил, которые помогут снизить вред работы за компьютером
Объясните ребенку, что важно иногда делать перерывы и выполнять несложные упражнения (например, наклоны и приседания), чтобы мышцы не затекали и в теле не возникало неприятной боли.
Также можно проводить «гимнастику» для кистей и пальцев: находясь в одном положении, они затекают. Справиться с этим можно с помощью вращения кистями или сжиманием-разжиманием пальцев. Это действительно просто, а во время упражнений даже можно посмотреть новый эпизод интересного сериала или попеть вместе с любимой группой.
Гимнастика для глаз
Как известно, зрение при работе за компьютером страдает больше всего. Врачи советуют каждые 20-30 минут проводить разминку для глаз: открывать и закрывать с разной скоростью, совершать вращения или хотя бы просто переводить взгляд на различные предметы, стоящие на расстоянии. Это поможет уменьшить нагрузку и снизить усталость.
Важно контролировать осанку (для этого выбирайте удобные стулья и кресла) и следить за положением рук: край стола не должен давить на запястье или предплечье.
Поместите компьютер ребёнка таким образом, чтобы экран монитора не отсвечивал и не создавал дополнительную нагрузку на зрение. Кроме того, расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 50-60 см.
Комната, в которой ребенок работает за компьютером, должна быть хорошо освещена, а воздух в ней – чист и свеж. Обязательно проветривайте помещение и протирайте пыль, а сам компьютер чистите с помощью специальных салфеток.
Что делать, если ребенок долго сидит за компьютером?
Во-первых, понаблюдайте внимательно: что же так заинтересовало вашего ребенка в компьютере? Может быть, это не просто игры и лента социальных сетей, а что-то вполне полезное и важное для профессии, о которой он мечтает.
В наше время IT-профессии являются очень востребованными, потому что в информационном обществе очень многие сферы жизни приобретают современный электронный формат (образование, госуслуги и т.д.).
Ну а если без игр все-таки никак, то не спешите расстраиваться: есть профессии, связанные непосредственно с этой сферой. Кстати, в статье «Профессии в IT для ваших детей» мы подробно рассказываем о том, кем можно стать и что для этого нужно.
Определите вместе с ребенком, в какую профессию можно превратить его нынешнее увлечение, вместе составьте распорядок дня и предложите начать более глубокое знакомство с компьютером: запишите его на компьютерные курсы. Сейчас, в современном мире, такие курсы предлагают очень много направлений для развития.
Например, на курсах в Юниум школьник может научиться писать коды, моделировать роботов и даже создавать собственные игры. Подробнее об этом читайте в статье «Как выбрать компьютерные курсы для ребёнка?».
Компьютер и развитие ребенка – это слова, которые все-таки можно совместить в одном предложении, а наши преподаватели, безусловно, вам это докажут!
Автор статьи: Смирнова Лада — преподаватель Юниум по русскому языку.
Источник
Опасен ли компьютер: как игры влияют на детей и сколько можно сидеть перед монитором
Все больше детей используют смартфоны, планшеты и ноутбуки для игр, чтения, просмотра мультфильмов и обучения. Родители сами определяют, как часто дети будут использовать технологии и что именно они будут делать. Кто-то опирается на исследования, кто-то на статьи в массмедиа, кто-то на жизненный опыт. Вместе с школой цифрового творчества «Кодабра» разбираемся, что говорят исследования о вреде и пользе компьютера и смартфона и как помочь ребенку использовать технологии без вреда для здоровья и поведения.
Читайте «Хайтек» в
Компьютер вредит не сам по себе: важны контент и время использования
Контролирующие организации часто пишут о вреде компьютеров. Роспотребнадзор считает, что постоянное использование компьютера детьми приводит к проблемам со зрением, ухудшению осанки и болезням спины и шеи, дерматитам и проблемам с дыханием, а также к вреду для психики. Организация не раскрывает, чем именно вреден компьютер для детской психики: скорее всего, имеют в виду влияние компьютерных игр и опасного контента на поведение детей и подростков.
Департамент образования Северной Ирландии называет примерно те же риски: проблема с осанкой, светочувствительную эпилепсию, бесконтрольное потребление контента. ВОЗ больше всего обращает внимание на то, что дети проводят время за компьютерами вместо того, чтобы больше двигаться и играть на свежем воздухе.
Зрение. Врачи долгое время считали, что мерцание экрана усугубляет близорукость, и рекомендовали работать за компьютером только с защитным экраном. Но исследования, проводившиеся 20 лет, показали, что компьютер не вредит зрению. На близорукость влияют наследственность и недостаток ультрафиолета. Поэтому ребенку важнее гулять на свежем воздухе, чтобы сохранить зрение.
Проблемы с мышцами спины и шеи. Исследователи опросили 400 с лишним детей в Нью-Йоркских школах и выяснили: спина и шея чаще болят у тех, кто больше сидит за компьютером. Исследование было небольшим, но те же данные приводятся в гайде Университета Хопкинса. Составители предупреждают, что у тех, кто долго сидит за компьютером, развиваются не только проблемы со спиной и шеей, но и травмы от повторяющихся деформаций, например, туннельный синдром. Чтобы избежать этих рисков, дети должны делать перерывы каждые полчаса и заниматься на удобных стульях.
Аллергические реакции. Роспотребнадзор считает, что заряженные частицы от компьютерных экранов приводят к проблемам с дыханием, но мы не нашли таких исследований. Напротив, обнаружили, что дети с астмой чаще сидят за компьютером, потому что родители боятся приступов и не дают им играть на улице. И это не усугубляет развитие астмы.
Также Роспотребнадзор пишет о дерматитах, но похоже, что доказанного вреда нет. Раньше считали, что для кожи вредно излучение от VST-мониторов. Но, во-первых, таких мониторов уже нет, а во-вторых, похоже, что и вред связан с другими причинами, например, особо чувствительной кожей.
Влияние опасного контента. Психологи часто говорят, что дети, которые играют в жестокие компьютерные игры или смотрят видеоролики со сценами насилия, ведут себя агрессивнее других. Ученые Дартмутского колледжа провели метаанализ таких исследований и увидели, что дети, играющие в жестокие компьютерные игры, чаще дерутся в школе и на улице, портят имущество, например, школьную мебель. Но данные исследования не говорят о том, что является причиной, а что следствием — возможно, изначально более агрессивные дети чаще других играют в жестокие компьютерные игры.
Похоже, что чем больше дети сидят дома, тем больше они сталкиваются с опасным контентом. В исследовании 2011 года ученые увидели, что дети редко используют интернет небезопасно, то есть редко заходят на сайты с опасным контентом и редко оставляют свои данные на сайтах, скачивают с них вредные программы. При этом в 2020 году Юнисеф сообщила, что из-за локдауна и перехода на дистанционное обучение риски опасного контента для детей возросли, и их нужно защитить.
Малая подвижность. Чем больше дети проводят за компьютером и за смартфонами, тем меньше они двигаются. Об этом сообщает Американская ассоциация детских педиатров и психиатров и считает это одним из главных рисков для развития детей. Движение важно для развития, например, ВОЗ считает, что время, проведенное за компьютером, вредно так же, как время, проведенное в коляске или кроватке для детей до четырех лет. К тому же именно движение на свежем воздухе снижает риски, связанные с болезнями зрения.
Игровая зависимость. Под игровой зависимостью нужно понимать, что ребенок не просто проводит много времени за играми, но не видит пользы и удовольствия в других занятиях. Просто время за игрой мало на что влияет. В лонгитюдном исследовании, проведенном на 11 000 британских школьниках, пришли к выводу, что разницы в поведении между детьми, играющими один час и три часа, нет.
Но если подростки сидят за играми дольше, то это сказывается в первую очередь на здоровье. В исследованиях Индийского университета говорится, что большинство подростков, которые увлекаются компьютерными играми, имеют высокое сердцебиение и кровяное давление из-за слишком большого волнения и стресса.
Компьютер помогает в обучении, социализации и самоконтроле
Эмоциональное благополучие. Исследователи из Оксфордского университета обнаружили, что у детей, играющих в компьютерные игры от часа до трех в день, меньше эмоциональных проблем и они больше удовлетворены жизнью, чем те, кто в компьютер не играет и чем те, кто играет в него постоянно. Видимо, часть негативных эмоций они способны проявлять в игре и избавляться от них. При этом те, кто играет много, видимо, больше устают и не так хорошо себя чувствуют.
Самоконтроль. В этом же исследовании оказалось, что дети, играющие от часа до трех в день, испытывают меньше проблем с самоконтролем, у них реже встречаются проблемы с гиперактивностью.
Помогают обучению. Исследование национального британского фонда грамотностипоказало, что дети от трех до пять лет получают больше удовольствия от электронных книг, чем от обычных. Видимо, это связано с тем, что с электронными книгами детям проще взаимодействовать.
Когнитивный психолог Хизер Киркориан подтверждает эти данные и говорит, что в самом использовании компьютеров и электронных книг нет ничего вредного для детей. Если дети играют в образовательные игры, изучают буквы и цифры, это только идет им на пользу.
Правда, есть ощущение, что это работает только для дошкольников и младших школьников. Исследователи спорят, есть ли разница в академической успеваемости между теми, кто занимается за компьютером и играет в игры и теми, кто это не делает. В 2013 году экономисты Фарли и Робинсон этой разницы не нашли, а в обзорном исследовании специалисты Калифорнийского университета ее обнаружили.
Социальные связи больше и крепче
Согласно тому же исследованию Фарли и Робинсона, доступ к компьютерам помогает детям налаживать социальные связи, причем не только в сети интернет. У них было больше социальных связей, причем не только виртуальных, но и реальных.
Согласно предварительным результатам, дети, случайно получившие бесплатный компьютер, регулярно общались с большим количеством друзей, чем студенты без компьютеров. Они также проводили больше времени, общаясь с этими друзьями лично. И не было никакой ощутимой разницы в опыте киберзапугивания.
К подобным результатам пришли исследователи, изучавшие дошкольников, использующих и не использующих компьютеры. Первые показывали больше социальных навыков и меньше проблем в поведении.
Помогает развивать критическое мышление
Исследователи из Университета Рэдбуд показали, что ролевые и стратегические игры помогают развивать критическое мышление и развивают рефлексию. То есть ребенок учится задавать правильные вопросы, отделять важное от несущественного — причем шутеры и другие экшн-игры никак не влияют на эти навыки. Но, конечно, игры не могут быть единственным источником развития критического мышления.
Как помочь ребенку правильно проводить время за компьютером
Чередовать активности. Чтобы у ребенка не было проблем со зрением и осанкой, ему нужно больше двигаться и делать больше перерывов меньше занятиями за компьютером. Проще всего в этом время заниматься спортом — не так важно, ходит ли ребенок на специальные тренировки, делает зарядку дома или бегает вокруг парка, главное, что он не все время сидит за компьютером.
Но если ребенку не нравится спорт, важно в любом случае разнообразить его день. Переносите то, что нравится ребенку в играх и мультфильмах, в реальный мир — рисуйте любимых героев, придумывайте истории о них, стройте сооружения и транспорт, которые есть в играх.
Больше свежего воздуха. Если ребенок больше трех-четырех часов проводит на улице, вред от компьютера будет не так заметен. Лучше, если ребенок будет не просто сидеть на лавочке, а играть в подвижные игры и вообще больше двигаться. Если у него нет компании для игр, а вам также трудно выделить на это время, стоит придумать спорт, интересный ему — бросать мяч в кольцо или ездить на велосипеде.
Контролируйте контент. Хорошо, если это получится хотя бы с дошкольниками и младшими школьниками — они могут натыкаться на опасный контент случайно. Не нужно следить за историей в браузере, достаточно знать, что смотрит ваш ребенок в данный момент. С подростками вряд ли получится настроить контроль, но с ними можно договариваться и обсуждать просмотренное.
Заниматься творчеством за компьютером. Исследования показывают пользу от компьютерных игр, но еще лучше, если ребенок будет не просто смотреть ролики или играть, а будет творить. Причем это можно делать даже в игровых средах, Minecraft или Roblox — там можно создавать персонажей, предметы и даже целые игровые миры, причем в процессе ребенок научится программировать на базовом уровне. Но чтобы понять, что именно делает ребенок — играет или творит, вам придется играть вместе с ним.
Если ребенок пока только потребляет контент, но хочет чего-то большего — помогите ему и найдите подходящее занятие. Можно найти онлайн- или офлайн-курсы, видеоролики о программировании или видеомонтаже. Но если вы соберетесь заниматься самостоятельно, вам придется изучить эти занятия до ребенка.
Играть с ребенком вместе. Это поможет и наладить контакт с ребенком, и контролировать то, во что он играет. У родителей может быть предубеждение к компьютерных играм, но стоит дать им шанс. Ребенку, скорее всего, будет интересно показать вам свои любимые игры и быть в чем-то сильнее вас.
Правильно оборудовать рабочее место. Это уменьшит вред компьютера для зрения и осанки. Прежде всего нужно обратить внимание на стул и местоположение компьютера за столом. Монитор нужно устанавливать прямо перед глазами на расстоянии 60–70 см от глаз. Высота стула должна быть такой, чтобы ноги ровно стояли на полу, а колени были согнуты под прямым углом.
Источник
Основные правила работы за компьютером для детей
Компьютер сам по себе не несёт никакой опасности для человека, при соблюдении элементарных правил гигиены и техники безопасности. Вред может нанести либо неправильно оборудованное рабочее место, либо нарушение режима работы с компьютером. Сами взрослые, к сожалению, редко соблюдают все условия для правильной работы. А зачастую даже не озадачиваются этим вопросом, поэтому мы подготовили для вас небольшой список этих условий:
- необходимо ежедневно полностью убирать помещение, в котором расположен ПК, также нужно обязательно несколько раз в день минимум по 10 минут проветривать помещение;
- пыль, осевшая на мониторе, увеличивает нагрузку на зрение, поэтому необходимо приобрести специальные влажные салфетки, не оставляющие разводов, и использовать их не реже одного раза в день;
- гигиена клавиатуры и мыши тоже очень серьёзный вопрос. Известно, что на клавиатуре среднестатистического пользователя больше бактерий, чем на крышке унитаза. Поэтому их также необходимо регулярно и тщательно обрабатывать специальным средством и протирать салфеткой;
- необходимо не реже раза в месяц прочищать системный блок от скопившейся внутри пыли при помощи пылесоса, но будьте осторожны, не забывайте перед этим выключить его из розетки;
- внимательно следите, чтобы защитное покрытие силовых кабелей вашего компьютера было в порядке;
- не забывайте всегда закрывать корпус системного блока;
- обязательно выключайте компьютер после работы, не оставляйте его работать на всю ночь;
- следите за тем, чтобы спина во время работы за компьютером была ровной, при необходимости поменяйте мебель на более комфортную для вас;
- не забывайте делать небольшие перерывы хотя бы раз в 15 минут, в это время выполните гимнастику для глаз и разомнитесь;
- не прикасайтесь к комплектующим компьютера мокрыми руками и не принимайте пищу в месте, отведённом для компьютера;
Оборудование рабочего места
Сейчас дети уже с 4х лет начинают постигать тонкости работы с компьютером, однако далеко не все родители озадачиваются покупкой специальной мебели для ребёнка. Ребёнок, сидящий во “взрослом” кресле, получает большую нагрузку на позвоночник и зрительные органы. Поэтому при оформлении рабочего место обязательно необходимо уделить внимание соответствию мебели возрасту ребёнка.
Необходимо правильно установить монитор в комнате так, чтобы свет из окна или искусственных источников освещения не создавал бликов на поверхности монитора. Если обычной перестановкой решить этот вопрос не удаётся, нужно озаботиться покупкой специальной антибликовой плёнки, соответствующей по размеру вашему экрану.
Специальное компьютерное кресло сконструировано таким образом, чтобы максимально снижать нагрузку, оказываемую на позвоночник. Таким образом, оно препятствует развитию сколиоза, болей в спине и суставах, а также головной боли. Необходимо подобрать модель кресла под возраст ребёнка, либо приобрести регулируемое по высоте спинки. Если купить специальное кресло пока возможности нет, то можно обойтись валиком, подложенным на уровень физиологического изгиба позвоночника.
Центр монитора должен находится чуть ниже уровня глаз ребёнка, а расстояние до экрана должно составлять не менее 60-ти сантиметров.
Нормативные позы за компьютером
Поза, соответствующая нормам, должна включать в себя следующее:
- ступни обязательно должны стоять либо на полу, либо на специальной подставке для ног;
- бёдра должны располагаться строго параллельно полу;
- спина прямая, перпендикулярно полу;
- руки согнуты в локтях под прямым углом;
- запястья располагаются под углом 20° относительно столешницы;
- голова может быть слегка опущена вниз;
Нормы времени работы за компьютером для детей разных возрастов
Важно не позволять ребёнку превышать нормы по работе за компьютером, иначе это может пагубно отразится на его физическом и психическом состоянии. Нормы для детей разных возрастов разняться:
- младше 5 лет — не более 10 минут;
- 5- 7 лет — 15–20 минут;
- 7–11 лет — 20–30 минут;
- 12–14 лет — 30–45 минут;
- 15–16 лет — 1–2 часа.
Каждые 15 минут работы за компьютером необходимо давать отдых глазам и телу. Разомнитесь буквально несколько минут, и тело будет готово к дальнейшей работе без ущерба для здоровья. Это рекомендуется делать не только детям, но и взрослым.
Нормы, приведённые выше, рассчитаны на здоровых детей. Во время болезни компьютерребёнку строго противопоказан.
Как избежать конфликтов с детьми
Вопрос о том, сколько времени ребенку можно проводить за компьютером. Часто становится причиной конфликта между родителями и детьми. Ведь дети увлечены игрой, и не желают слушаться старших и вовремя выключать компьютер.
Избежать ссор по этому поводу можно двумя способами:
- Дети часто не хотят прерывать интересную игру и отказываются добровольно выключать компьютер, что приводит к ссорам с родителями или воспитателями. Родителям необходимо озаботится этим вопросом заранее. Им нужно либо всегда чётко придерживаться графика работы за компьютером как самим, так и не давать послаблений в этом вопросе детям. Либо, если это кажется слишком сложным морально, установить специальные программы, блокирующие компьютер от детей через определённое время.
- Второй способ проще и не требует от родителей железной воли, но такое программное обеспечение обычно стоит дорого. К тому же дети обычно куда лучше владеют компьютером, чем родители, и иногда с лёгкостью обходят блокировку.
Как и во многих других областях, наилучший эффект даст некая комбинация двух приведённых выше способов. На личном примере покажите детям, что правила нерушимы для всех, включая вас. Заведите традицию проводить выходные всей семьёй за различным досугом, чаще организуйте отдых на природе.
Если ребёнок увлечён реальным миром, занимается спортом и творчеством, у него просто не будет хватать времени на то, чтобы злоупотреблять компьютером. Задача родителей – найти то, что ребёнку будет по душе, и поддерживать его на выбранном пути.
- почему нельзя допускать, чтобы ребенок проводил много времени перед экраном;
- какая норма пребывания за компьютером или с телефоном;
- как установить здоровые отношения между ребенком и гаджетом.
Сводная таблица суммарной ежедневной продолжительности использования гаджета ребенком согласно международных и отечественных рекомендаций
Экранное время: причины ограничения
В любом удобном месте, где есть интернет, дети могут играть, общаться, использовать компьютер для развития, обучения и выполнения домашних заданий. Тем не менее, переизбыток времени, проведенного перед экраном, наносит вред развитию ребенка. Об этом не раз заявляли педиатры, окулисты, психологи. Рассмотрим подробнее.
1.Физиологический аспект.
Зрение — активный процесс. При взгляде на объект глаза делают определенное сканирующее движение, нервная система передает информацию в мозг, зрительный анализатор обрабатывает эту информацию и создает образ — в результате мы видим то, на что смотрим.
При взгляде на монитор ситуация меняется — активность глаз и зрительного анализатора головного мозга падает по причине физических свойств электронного луча, который с запредельной для глаз скоростью создает образ на экране. Глаза не успевают сканировать изображение, они могут лишь адаптироваться, замереть. В чем опасность?
- Пассивность передается всему телу: даже очень непоседливые малыши сидят перед экраном с характерным застывшим взглядом.
- Избыточная зрительная нагрузка. Глаза ребенка не рассчитаны на длительное восприятие информации в подобном ключе. Незаметные блики экрана, несоблюдение правильного расстояние между ним и глазами ребенка заставляют непроизвольно напрягать зрение.
2.Психологический аспект.
Взрослый человек при взгляде на экран воспринимает информацию активно: слушает, анализирует, делает какие-то выводы. Ребенок, особенно маленький, так не делает — его полностью захватывает происходящее.
В мае 2016 года в «Журнале развития и поведенческой педиатрии» психолог Джастин Парент с коллегами опубликовал исследование, согласно которому неконтролируемое продолжительное использование гаджетов может нанести вред всему детскому организму. У детей от 3 до 17 лет, чье экранное время было превышено, наблюдалось нарушение сна и проблемы с поведением.
Психологи отмечают, если не вводить ограничительные меры, дети становятся зависимыми от своих устройств, используют интернет-контент, игры в качестве основной формы развлечения и заменяют живое общение социальными сетями.
Нормы экранного времени для детей разных возрастов
Многие специалисты, организации исследовали влияние количества времени, проведенного перед экраном гаджетов, и составили соответствующие рекомендации, которые ограничивают использование устройств нездоровым для детей образом.
1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
В апреле 2019 года ВОЗ опубликовала обновленные рекомендации, согласно которым для полноценного развития ребенку нужно больше времени для активных игр, здорового сна и меньше экранного времени.
- До 1 года использовать гаджеты не рекомендуется, поощряется чтение и рассказывание историй.
- 1−2 года. Годовалым детям проводить время за просмотром телевизора, видео, компьютерными играми не рекомендуется. Для 2-летних малышей экранное время не должно превышать 60 минут.
- 3−4 года. Совместно просматривать мультфильмы, играть со своими детьми в развивающие компьютерные игры рекомендовано не более 60 минут в день. Чем меньше, тем лучше.
- От 4 лет специалисты разрешают увеличивать экранное время постепенно, с учетом особенностей и потребностей ребенка.
2. Американская академия педиатрии (ААР)
ААР длительный период не разрешала использовать гаджеты малышам до 2 лет и считала, что норма экранного времени для детей не должна превышать 120 минут. В апреле 2021 организация выпустила новые рекомендации, согласно которым цифровые технологии глубоко интегрированы в нашу жизнь, поэтому для ограничения экранного времени требуется гибкий подход. Специалисты рекомендуют отойти от строгих ограничений и разрешать проводить время за компьютером и телефоном в умеренном количестве, индивидуально рассчитанном для ребенка.
На сайте предлагают использовать ресурсы Семейный медиа-план и Калькулятор медиа-времени.
3. MediaSmarts
Метью Джонсон, директор по образованию некоммерческой благотворительной организации по цифровой и СМИ-грамотности MediaSmarts, считает, норма экранного времени — баланс между возрастными особенностями ребенка и его интересами.
- До 2 лет ребенок нуждается в маме, близком человеке, а не телефоне. Использовать цифровые устройства рекомендуется не более 10 минут за сутки, т.к. идет формирование мозга и принципа получения информации о мире.
- 3−4 года. Дети активно интересуются видео и играми, продолжительность развития и развлечения с помощью гаджетов за день должна составлять не более 60 минут.
- 5−10 лет. Дошкольники, ученики начальных классов проявляют интерес и уверенно пользуются устройствами, используя их как инструмент обучения, потребления контента, игр. 60−90 минут в сутки достаточно для баланса между весельем и пользой.
- 11−13 лет. Подростки могут самостоятельно контролировать экранное время, оно не должно превышать 2 часа.
4. Роспотребнадзор, СанПин
В 2020 году Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ) совместно с Национальным медицинским исследовательским центром здоровья детей Минздрава России (НМИЦ) опубликовали рекомендации по нормативам экранного времени в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». Документ интегрирован в Санитарно-эпидемиологические правила работы разных детских организаций. Гигиенические нормативы времени, которое дети могут провести с гаджетами в школе и дома, опираются на результаты научных исследований Отделений медицинских наук РАН.
- До 5 лет использовать цифровые устройства для учебы, развлечения не рекомендуется.
- 6−8 лет. Ученикам начальных классов проводить время перед экраном компьютера или телефона можно не более 80 минут дома, 40 в школе.
- 9−10 лет. В 4−5 классе посвящать обучению, развлечению при помощи гаджетов можно 90 минут дома, 50 в школе.
- 11−14 лет. У подростков широкий спектр интересов и потребностей, лимит экранного времени увеличивается до 120 минут дома, 60 в школе.
- 14−16 лет. По мере взросления ребенка норма продолжительности использования гаджетов растет: для компьютера — 170 минут дома, 70 в школе; для ноутбука, планшета — 150 минут дома, 80 в школе.
Как родителям не допустить превышения экранного времени
Понимание последствий увлечения гаджетами и знание норм экранного времени поможет родителям не только установить соответствующие рамки пользования цифровыми устройствами, но и наполнить жизнь ребенка разнообразием без телефона, планшета и компьютера.
Вот несколько советов в помощь родителям:
- установите и оговорите с ребенком четкие ограничения использования гаджетов;
- разговаривайте с ребенком о его здоровье, интересах, правилах безопасности в интернете;
- используйте приложения, помогающие проконтролировать количество времени, которое ребенок проводит у компьютера или с телефоном в руках;
- во время семейных трапез заранее просите откладывать телефон и сосредотачиваться на еде и общении друг с другом — сделайте это правилом;
- внедряйте совместное чтение, прогулки, творческие занятия, игры — развлекайтесь вместе здесь и сейчас;
- запишите ребенка в спортивную или художественную секцию;
- и главное — начните с себя, покажите на своем примере, что телефон и прочие устройства стоит использовать рационально, тогда от них будет исключительная польза.
Что еще поможет использовать гаджеты без вреда для ребенка?
Помимо сокращения экранного времени важно следовать правилам, составленным на основе рекомендаций по работе с цифровыми устройствами для школьников от Роспотребнадзора и ведущих педиатров:
1. Система отдыха, перерывы:
- дети до 8 лет должны делать перерывы по схеме «30 минут за компьютером и 90 минут отдыха».
- детям 9−15 лет после каждого часа перед экраном следует прерываться на 2 часа.
2. Физические упражнения:
- во время перерывов важно делать несложные упражнения (наклоны, приседания) и гимнастику для пальцев и кистей.
3. Гимнастика для глаз:
- каждые 20−30 минут стоит делать легкую разминку для глаз, чтобы снизить зрительную нагрузку.
4. Положение тела и монитора:
· Важно следить за осанкой и расстоянием между экраном и глазами, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на зрение, позвоночник, руки.
Гаджеты не представляют опасности и способствуют развитию ребенка, если уметь грамотно ими пользоваться: выделять должное количество экранного времени в рамках нормы, разговаривать о правилах, позволяющих безопасно учиться и развлекаться в сети. Сегодня родителям нужно быть гибкими, меняться и адаптироваться под современные реалии. Баланс между реальной жизнью и экранным временем будет благотворно влиять на физическое и психическое здоровье ребенка, стимулировать интеллектуальное и творческое развитие.
Фотограф: Julia M Cameron: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/4143795/
Если Вы интересуетесь, сколько времени можно сидеть за компьютером детям, это уже говорит о том, что Вы — сознательный родитель и понимаете, что детей необходимо контролировать.
Современные технологии: благо или зло?
Трудно переоценить ту роль, которую играет компьютер и производные от него гаджеты в последние 10-15 лет нашей жизни. Сегодня это, без преувеличения, величайшее изобретение человечества проникло практически во все сферы человеческой деятельности. На работе, дома, а с изобретением смартфонов уже и на отдыхе мы активно пользуемся этими высокотехнологичными устройствами, считая их благами современной цивилизации.
Существует много мнений по поводу того, сколько времени можно проводить за компьютером ребёнку — от поминутного дозирования до практически неограниченного времяпрепровождения.
Негативное влияние длительного пребывания за компьютером представлено двумя аспектами — медицинским и психологическим. Во избежание вреда здоровью ребёнка в виде снижения остроты зрения, нарушения осанки, гиподинамии, а также с целью его психологического благополучия и возникла потребность в установлении условных ограничительных мер — норм времени, которое находиться за компьютером безопасно.
Проштудировав медицинскую литературу и проанализировав информацию из различных источников, мы определили:
- Нормы времени, которое ребёнку можно проводить за компьютером, носят лишь рекомендательный характер (предельно допустимые нормы значительно выше).
- В разных исследованиях приводятся различные так называемые рекомендуемые нормы времени.
- В более поздних исследованиях эти нормы времени значительно выше.
ЭВМ — ПК — ноутбук — планшет — смартфон — …
Большинство рекомендуемых детям норм времени было разработано и опубликовано в медицинской литературе ещё на заре компьютерной эры, когда персональный компьютер (ПК) именовали электронно-вычислительная машина (ЭВМ). Эти нормы характерны для ЭВМ образца конца 80-х годов прошлого века:
5 лет не более 7 минут в день
6 лет 10 минут в день
7-9 лет 15 минут в день
10-12 лет 20 минут в день
13-14 лет 25 минут в день
15-16 лет 30 минут в день
Каждое новое поколение ПК является более усовершенствованным по сравнению с предыдущим и повышает степень защиты от электромагнитного излучения, а также негативного влияния экрана монитора на органы зрения.
Нормы времени, которое можно сидеть за ПК образца конца 90-х годов 20-го века, следующие:
5 лет 15-20 минут в день
6 лет 25-30 минут в день
7-9 лет 1 час в день
10-12 лет 1 час 20 минут в день
13-14 лет 1 час 40 минут в день
15-16 лет 2 часа в день
Прощай, телевизор!
Следует учитывать, что, помимо вышеуказанных норм для ПК, отдельно выделяли рекомендуемые нормы времени для просмотра телевизора:
3-7 лет до 30 минут в день
8-10 лет 30-50 минут в день
11-18 лет 1-3 часа в день
Современные компьютеры постепенно вытесняют в быту телевизоры, взяв на себя функции последних. Сейчас ПК для ребёнка — это и интернет (где больше всего детей интересуют онлайн-игры), и обучающие программы, и просмотр мультфильмов, кинофильмов, видеороликов. Поэтому то время, которое раньше ребёнок проводил перед экраном телевизора, сегодня он сидит перед монитором ПК (ноутбука).
Таким образом, учитывая тенденции эры глобальной компьютеризации, актуальные для второго десятилетия 21-го века, нормы времени, которое можно сидеть за компьютером детям, следующие:
5 лет 1 час в день
6 лет 1 час 15 минут в день
7-9 лет 1,5 часа в день
10-12 лет 2 часа в день
13-14 лет 2,5 часа в день
15-16 лет 3 часа в день
Нельзя не учитывать тот факт, что многие исследования, доказывающие безвредность длительного пребывания за ПК и прочими высокотехнологичными устройствами, спонсируются их производителями. Можно ли считать полученные результаты объективными? Думается, что нет. Очевидно, что делать обоснованные выводы можно лишь на основании продолжительных по длительности независимых экспериментов. Такие исследования должны финансироваться на государственном уровне, однако на сегодняшний день средства на это не выделяются или выделяются в недостаточном объёме.
Что говорят медики и психологи?
Об ограничениях пребывания детей за компьютером часто говорят психологи. По их мнению, мультфильмы и компьютерные игры в неумеренных объёмах способны не только подавить интерес к контактам с другими детьми, но также привести к замедлению развития ребенка на определенном этапе и формированию игровой зависимости. Поэтому не используйте компьютер в качестве няни. Следите, чтобы время, проведенное за компьютером, пошло ребёнку на пользу и способствовало его развитию.
Позволяйте играть только в те компьютерные игры, которые носят обучающий и развивающий характер: стимулируют мыслительные процессы, развивают логику, тренируют память и внимание.
Что бы там ни говорили противники технологических новшеств, компьютер, несомненно, самый удобный источник получения информации, обучения и саморазвития. Ведь проще всего подать информацию в привлекательной для ребёнка форме при помощи ПК. Электронные уроки вызывают у детей живой интерес, они с большим удовольствием осваивают различные развивающие и обучающие программы.
Постарайтесь объяснить ребёнку, как работает программное обеспечение компьютера. Возможно, это его заинтересует и станет стимулом разобраться в технической части ПК поглубже. И тогда он будет не просто проводить время за играми, а что-то переустанавливать, менять, совершенствовать. Всё это может очень пригодиться ему в будущем.
Правильная организация рабочего места
Необходимо иметь в виду, что время, которое ребёнок проводит за компьютером, требует большого зрительного напряжения, гораздо большего, чем чтение книг. Поэтому очень важно правильно организовать рабочее пространство за столом. Центральная часть монитора должна находиться на уровне глаз или немного ниже, а расстояние от глаз до монитора должно быть минимум 50-70 см. Вечером не рекомендуется сидеть за компьютером в темноте. Чтобы избежать резкого перепада освещения и лишней нагрузки на глаза ребёнка, следует включать настольную лампу. Периодически необходимо делать паузы, во время которых выполнять гимнастику для глаз. Несоблюдение вышеуказанных условий может спровоцировать ухудшение зрения, появление синдрома «сухого глаза».
Во избежание проблем с осанкой, необходимо следить за тем, в какой позе ребёнок сидит перед монитором. Спина должна быть ровной, кресло или стул должен быть со спинкой и подлокотниками, а ноги упираться в пол. Длительное нахождение за компьютером в неправильной позе может вызвать нарушение осанки (сколиоз), гиподинамию.
Чтобы потенциально увеличить время, которое можно сидеть за компьютером детям, приобретите современный жидкокристаллический монитор или качественный ноутбук. Правильно настройте параметры монитора: яркость и контрастность подстройте так, чтобы глазам было комфортно, а на «рабочий стол» установите спокойную картинку, без резких перепадов. Частота обновления экрана должна быть максимальной, 100 Гц и более, если позволяет оборудование.
Программы родительского контроля
Некоторые родители считают необходимым отслеживать пользовательскую активность своего чада в интернете, устанавливая специальные программы родительского контроля на компьютере. Другие не видят в этом резона, полагая, что ребёнок всё равно узнает интересующую его информацию в процессе общения со сверстниками.
Конечно, определенный смысл в установлении программ родительского контроля есть. В частности, блокируются сайты с «недетским» содержимым (например, сайты, содержащие в названии набор букв por*(n) или se*(x) не будут открываться). Кроме того, можно легко распоряжаться временем, проводимым за ПК, путем использования функции автоматического выключения через заданный интервал с возможностью предупреждающего оповещения об этом. Есть возможность на ваше усмотрение ограничить доступ к играм или некоторым приложениям.
Но имейте в виду, что ни одно программное обеспечение не идеально, так что ни одна даже самая лучшая программа родительского контроля не даст гарантий полной безопасности. Более того, школьник может проявить сообразительность и задать в поиске «Как убрать родительский контроль на ПК», после чего, следуя инструкции, обойти запрет. Не забывайте также о смартфонах и планшетах, которые контролировать гораздо сложнее.
Поэтому будет гораздо эффективнее, если компьютер будет стоять на всеобщем обозрении. Если же ПК стоит в комнате ребёнка, можно периодически заходить к нему, поглядывая на происходящее на мониторе. Но последний вариант нежелателен, так как, согласитесь, открыто шпионить не очень хорошо. В любом случае, подросток не станет заходить на неподходящие сайты, зная, что его действия не останутся незамеченными.
Зависимость от интернета
Школьники используют интернет в качестве источника информации и развлечений. Объясните сыну или дочери, что не всё найденное или прочитанное в интернете соответствует действительности. Не всегда можно определить владельцев сайтов, источники и причины размещения на них информации. Поэтому научите ребёнка относиться к содержимому сайтов критически. Предупредите его также о возможной опасности общения с неизвестными людьми в социальных сетях и на форумах.
«Интернет-интернет, отпусти в туалет!» Эта популярное в сети изречение в последнее время вышло из разряда шуток. Всё больше и больше людей (и, в том числе, детей) предпочитают проводить свою жизнь в виртуальном пространстве.
Но если взрослые сами отвечают за свои действия, то времяпрепровождение детей должны контролировать их родители. Следите, чтобы подросток не сидел за компьютером ночью. Желательно, чтобы и вы не показывали ему такой пример. Объясните, что такое биоритмы и что каждый орган работает наиболее активно в определённое время. Ночь дана нам для сна и восстановления сил — так заведено природой.
Иногда длительное времяпрепровождение подростка за ПК является следствием проблем в семье. Постарайтесь без давления и раздражения, в доброжелательной и доходчивой форме объяснить ребёнку, почему вредно проводить перед монитором слишком много времени. Договоритесь с ним, что садиться за компьютер можно лишь при условии своевременного выполнения домашнего задания.
Задача каждого родителя — обеспечить правильную работу с компьютером. Важно, чтобы ребёнок его рассматривал не просто как развлечение, а как средство обучения и развития. И тогда ПК станет лучшим учителем и верным помощником, а ребёнок вырастет успешным и уверенным в себе человеком.
Читайте также:
Как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно
Ребёнок — изгой в классе: что делать
Комичная случайность, или Шутка компьютера