Гигиенические требования к работе на компьютере для детей разных возрастных групп
Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях.
Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03). Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов. Желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана. Недопустимо одномоментное использование одного компьютера двумя пользователями.
Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально — стул с высокой спинкой и подлокотниками).
Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора — 300 люкс. Для создания такой освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения прямой блесткости от источников освещения необходимо применять светильники рассеянного света, жалюзи или занавески на окнах. Оптимальной ориентацией окон помещений для работы с компьютером является север и северо-восток.
Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-210 С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха или частой влажной уборки.
Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта. Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка.
Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз. Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах — 20 минут, 8-9-м классах -25 минут, 10-11-м классах — 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.
Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки. Временные ограничения пользования дисплеями существуют и для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений, а также для детей, находящихся в оздоровительно-образовательных лагерях. Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий. Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером и паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников.
Отдел надзора по гигиене детей и подростков
Рекомендации по режиму дня школьников, нормам сна, отдыха, работы с компьютером
Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым. То же относится к приему пищи. Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи. Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.
Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности, учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для оказания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.
Режим дня школьника. Каким он должен быть?
Основными элементами режима дня школьника являются:
-учебные занятия в школе и дома;
-активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
-регулярное и достаточное питание;
-физиологически полноценный сон;
-свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Физиологически полноценный сон
Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:
-ложиться спать в одно и то же время;
-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);
-сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:
• в 7-10 лет — 10-11 часов;
• в 11-14 лет -9-10 часов;
• в 15-17 лет — 9-8 часов;
• Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Особое внимание следует уделить нормам работы школьников за компьютерами
Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером (далее-ПК) не должна превышать:
• Для учащихся 1-4-х классов — 15 мин.;
• Для учащихся 5-7-х классов — 20 мин;
• Для учащихся 8-11-х классов — 25 мин.
Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах — физические упражнения для профилактики общего утомления.
Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
• Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет)- не более 60 мин.;
• Для учащихся 6-х классов и старше — до 90 мин;
• Не рекомендуется проводить компьютерные игры перед сном.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий
Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15-16 час. Необходимо знать о временных нормах выполнения домашних заданий и следить за их соблюдением.
В 1 классе — 1 час; во 2 классе — 1,5 часа; в 3-4 классах — 2 часа. Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени.
Важно правильно организовать рабочее место школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, что ощутимо влияет на его успеваемость и здоровье. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника. При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед, ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались пола. Стул должен иметь невысокую спинку. Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок левша, то наоборот), Аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки.
Содержание
- Памятка родителям. Работа за компьютером школьника
- В Роспотребнадзоре рассказали, сколько минут в день школьники могут пользоваться компьютерами, ноутбуками и планшетами
- Сколько времени ребенок может проводить перед экраном без риска для здоровья?
- Без движения
- Зрение
- Проблемы со сном
- Головная боль
- Цифровые устройства и дети первых лет жизни
- Без остановки
- Так что же делать?
- Что еще можно сделать для снижений вреда от цифровых устройств?
- Сколько времени в день могут проводить дети младшего школьного возраста перед экраном компьютера
- Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
- Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
- Правила работы за компьютером для детей
- Правила работы за компьютером для детей
Памятка родителям. Работа за компьютером школьника
Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей – время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам сидеть за компьютером, желательно, не каждый день. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.
Основные правила при работе за компьютером
1. Необходимо правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране.
2. Поза при сидении за компьютером – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см.
3. Ребенку должно быть удобно. Но это не значит, что надо подгибать ноги под себя или класть ногу на ногу, сутулиться. Этого делать НЕЛЬЗЯ! Сидеть за столом надо так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115-130 см. рекомендуется высота стола – 54 см, высота сидения стула – 32 см.
4. Для работы с ЭВМ устанавливаются стулья, являющиеся подъемно-поворотными, регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.
5. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от монитора, но чем дальше, тем лучше.
6. Верхняя часть монитора должна быть расположена на уровне глаз или чуть ниже, а нижняя чуть ближе к Вам. Расстояние между монитором и глазами должно быть 45-75 см.
7. Воображаемая линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть.
8. Освещение должно падать так же, как и при писании с левой стороны, свет не должен быть сильно ярким или тусклым, нельзя работать в темноте.
9. Не забывайте моргать (каждые 3-5 секунд), при моргании глаз омывается слёзной жидкостью и не пересыхает, а пересыхание глаза вредит зрению, чаще переводить взгляд на удаленный объект.
10. Периодически необходима зарядка для глаз, которую можно делать и в школе, и дома.
11. Каждый час работы за компьютером делайте перерыв на 15-20 минут.
12. Можете купить специальные очки для работы за ПК, их можно найти в каждой оптике.
13. Если Вы устали, началось чувство сонливости или тяжести в глазах, Вы не должны продолжать работу!
14. Для детей до 9 лет лучше всего вообще не сидеть за компьютером или всего максимум 10 минут.
16. Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
— для обучающихся II-Vклассов – не более 60 минут;
— для обучающихся VI классов и старше – не более 90 минут.
17. Лучше всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокристаллический монитор.
18. Обязательно каждый день надо проветривать помещение, вытирать пыль (экран компьютера следует часто протирать специальной салфеткой). Слой пыли и грязи может быть одной из причин низкого качества изображения.
19. А сразу после работы за компьютером не надо смотреть телевизор или читать книгу. Лучше умыться холодной водой и 10-15 минут полежать с закрытыми глазами.
20. Сидеть за компьютером перед сном не стоит.
Более подробно с требованиями к работе за компьютером можно ознакомиться с помощью СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Источник
В Роспотребнадзоре рассказали, сколько минут в день школьники могут пользоваться компьютерами, ноутбуками и планшетами
Федеральный Роспотребнадзор дал рекомендации по работе школьников с гаджетами.
В ведомстве напомнили, что, по данным гигиенических исследований, от 30 до 50% школьников приобретают близорукость ко времени окончания школы и в дальнейшем вынуждены носить очки в течение всей жизни. Там отметили, что использование гаджетов усугубляет ситуацию.
В связи с этим даны рекомендации по времени (в сутки), которое ребенок может проводить с гаджетом в школе и за ее пределами:
1) Интерактивная доска: 1-3 класс — 80 минут, 4 класс — 90 минут, 5-9 класс — 100 минут, 10-11 класс — 120 минут;
2) Интерактивная панель: 1-3 класс — 30 минут, 4 класс — 45 минут, 5-6 класс — 80 минут, 7-11 класс — 100 минут;
3) Персональный компьютер и ноутбук: 1-2 класс — 40 минут в школе и 80 минут дома, 3-4 класс — 50 минут в школе и 90 минут дома, 5-9 класс — 60 минут в школе и 120 минут дома, 10-11 класс — 70 минут в школе и 170 минут дома;
4) Планшет: 1-2 класс — 30 минут в школе и 80 минут дома, 3-4 класс — 45 минут в школе и 90 минут дома, 5-9 класс — 60 минут в школе и 120 минут дома, 10-11 класс — 80 минут в школе и 150 минут дома.
При использовании гаджетов для демонстрации обучающих фильмов, программ и так далее, предусматривающих фиксацию информации в тетрадях, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет — 5-7 минут, для учащихся 1-4 классов — 10 минут, для 5-9 классов — 15 минут.
Чтобы уменьшить негативное влияние компьютеров, планшетов и ноутбуков на ребенка, родителям рекомендуют оборудовать удобное рабочее место с левосторонним освещением, расстояние от монитора до лица ребенка должно быть не менее 70 сантиметров, а от рабочей поверхности до лица — не менее 25 сантиметров. Также советуют ежедневно делать гимнастику для глаз.
Источник
Сколько времени ребенок может проводить перед экраном без риска для здоровья?
Поделиться:
В наш электронный век сложилось мнение будто электронные игры могут взять на себя функции воспитателя и учителя. Безусловно, ребенок, уткнувшийся в телевизор или телефон/планшет, создает меньше проблем.
К тому же родители стараются заранее приобщить ребенка к цифровым устройствам, так как, по их мнению, это может принести пользу в будущем, а ребенок все равно со всеми этими устройствами познакомится – годом раньше, годом позже, не имеет значения.
Однако, как вы уже, наверное, догадались, не все так безобидно. Поговорим о цифровых устройствах и экранном времени.
Почему же доктора так активно выступают против использования цифровой техники детьми? Перечислим основные причины.
Без движения
Частое злоупотребление цифровыми устройствами крепко-накрепко связано с малоподвижным образом жизни. Мы уже обсуждали одну из основных задач игры – движение. Без постоянной беготни, ползанья, лазанья, прыганья ни о каком нормальном развитии ребенка не может быть и речи.
Вы знали, что сейчас в мире эпидемия детского ожирения? Теперь вам это известно. Длительное экранное время вносит существенный вклад в развитие этой проблемы. Отдельно можно выделить тему приема пищи во время просмотра цифрового устройства.
Есть неопровержимые доказательства того, что подобная практика ухудшает процесс пищеварения и формирует вредную привычку, от которой в дальнейшем очень сложно избавиться.
Зрение
Частое и непрерывное использование экрана способствует развитию синдрома сухого глаза.
Проблемы со сном
Головная боль
Головная боль – вечная проблема подростков. На самом деле не только подростки страдают от нее, но и дети младшего возраста. Не все родители знают, что длительное нахождение в вынужденной позе часто вызывает головную боль напряжения, то есть само по себе использование цифровых устройств является провокатором мигрени.
Цифровые устройства и дети первых лет жизни
Большое беспокойство вызывает увлечение телевизором детей первых лет жизни. Часто аргумент родителей заключается в том, что они показывают малышам образовательные программы.
Откровенно говоря, тема давно изучена и нет никаких данных, говорящих о какой-либо пользе цифровых «развивашек» в раннем детстве.
Зато есть вероятность, что избыточное экранное время приведет к развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Без остановки
Знаете, почему вы чувствуете усталость после долгого листания ленты? Во-первых, в ленте очень мало конструктивной информации, но много эмоциональных ловушек (котики/мимишности, совершенные тела в инстаграме, чужие успехи).
Во-вторых, каждое действие запускает каскад других действий, из-за которых вы не можете остановиться. Все это приводят к эмоциональному истощению и переутомлению у взрослых, что уж говорить о детях.
Думаю, аргументов, призывающих серьезно отнестись к этой теме достаточно. Кстати, в западных странах существует и развивается Screen-Free движение. Его члены сознательно отказываются от чрезмерного использования электроники (преимущественно телефонов и телевизоров). Хотя, на мой взгляд, в любом случае в крайности впадать не стоит.
Так что же делать?
Для начала – определиться, нужны вашему ребенку цифровые устройства и для каких целей. Сколько времени ребенок может проводить перед экраном без риска для здоровья?
Источники разные, но в западных странах, где этот вопрос активно изучался, цифры выглядят приблизительно (в разных странах существуют небольшие отклонения) следующим образом.
Что еще можно сделать для снижений вреда от цифровых устройств?
Не использовать их во время еды и перед сном, не тратить все экранное время одномоментно, делать перерывы, больше гулять на свежем воздухе, использовать только полезную информацию и ограждать себя и ребенка от «мусорного» контента.
Обратите внимание, эти правила универсальны как для детей, так и для взрослых.
The impact of different types of parental support behaviours on child physical activity, healthy eating, and screen time: a cross-sectional study. BMC Public Health. 2016
Источник
Сколько времени в день могут проводить дети младшего школьного возраста перед экраном компьютера
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей при РАН и Минздраве совместно с Всероссийским обществом развития школьной и университетской медицины и здоровья опубликовали «Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования».
Как сообщало Накануне.RU, с 1 сентября в 14 регионах России «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) запущена как пилотный проект, невзирая на почти стопроцентное недовольство экспериментом.
Гигиенические нормативы посвящены вопросу здоровья детей в условиях ЦОС и дистанционного обучения и базируются на результатах научных исследований, выполненных в последние годы под эгидой Отделений медицинских наук РАН.
Документ устанавливает нормы как для школы, так и для дома, которые указывают на опасность массового использования цифровых технологий для обучения.
Однако в настоящее время отсутствуют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к ЦОС, что не позволяет охранять здоровье школьников.
Авторы нормативов подчеркивают, что, в частности, «смартфоны не могут обеспечить отражение учебной информации в соответствии с гигиеническими и офтальмологическими требованиями».
«Диагональ экрана этих устройств не позволяет достичь необходимых оптимальных для зрительной работы параметров шрифтового оформления контента учебной информации. При регулярном и длительном использовании в ходе учебных занятий смартфон следует рассматривать как значимый фактор риска развития патологии органов зрения детей и подростков», – отмечают медики.
Из конкретных важных рекомендаций можно отметить следующие. При использовании системы беспроводной передачи данных расстояние от точки WiFi до ближайшего рабочего места должно быть не менее 5 м. Использовать же системы беспроводной передачи данных в школе для создания локальной вычислительной сети, подключения к сети Интернет, для подключения периферийных устройств ПК вообще не рекомендуется. То есть специалисты отмечают, что WiFi вреден для здоровья детей и может быть использован только на большом расстоянии от роутера, что в школе обеспечить практически невозможно. То же самое касается использования планшетов, которые не работают «через кабель».
Это означает, что в школах не должно быть антенн сотовой связи.
Кроме того, «минимальное расстояние от интерактивной доски (интерактивной панели) до первых парт должно быть не менее 2-кратной высоты экрана, но не менее 240 см. Наибольшая удаленность рабочего места обучающегося от интерактивной доски не более 860 см. Высота нижнего края интерактивной доски (панели) на полом составляет 70-90 см. Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать слепящий эффект. Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами / занавесями из светонепроницаемой ткани».
В домашних условиях рекомендуется использовать персональный компьютер или ноутбук, обеспеченные проводным подключением к сети Интернет. Если используется WiFi, то до рабочего места обучающегося должно быть не менее 5 м. Исключается работа с ноутбуком или планшетом на коленях, в руках, лежа.
Для чтения и выполнения заданий всеми школьниками следует использовать преимущественно учебные издания на бумажных носителях.
600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;» title=»гигиенические нормативы для электронных средств обучения(2020)|Фото: Гигиенические нормативы и специальные требования к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования»/>
Доктор биологических наук, председатель РНКЗНИ, член научно-консультативного комитета Международной программы по неионизирующим излучениям ВОЗ Олег Григорьев сказал РИА «Катюша», что для России впервые сформулированы подобные нормативы для защиты здоровья детей. Документ направлен в Минпросвет и Роспотребнадзор для интегрирования в СанПиН «Санитарно-эпидемиологические правила к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», который, по планам Роспотребнадзора, с 2021 года заменит действующие СанПиН, регламентирующие работы разных организаций для детей. Но сейчас все это еще просто рекомендации, которые можно и не выполнять.
В апреле ведущая Екатерина Гордон резко раскритиковала дистанционное и цифровое образование. С этим мнением согласно подавляющее большинство специалистов, отмечающих, что никакие дистанционные технологии не могут заменить живое обучение. Тем не менее, оно неумолимо внедряется.
Источник
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Правила работы за компьютером для детей
Правила работы за компьютером для детей
Эти и многие другие вопросы волнуют родителей, чьи дети часами смотрят телепередачи или проводят все свое свободное время у компьютера.
Безопасность работы ребенка за компьютером зависит от многих обстоятельств. При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий время безопасной работы может быть весьма продолжительным. И, наоборот, при плохой организации рабочего места даже общепринятые нормы могут быть вредны для здоровья.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» для учеников I-IVклассов время за компьютером на уроке не должно превышать 15-ти минут, для учеников V-VIIклассов – 20 минут, для учеников VIII-IXклассов – 25 минут, для старшеклассников X-XIклассов на первом часу учебных занятий – 30 минут и на втором – 20 минут.
Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
При этом время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 минут для II-Vклассов и 15 минут для учащихся более старших классов.
Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.
Сохранить здоровье глаз помогут правила, которых стоит придерживаться во время работы за компьютером:
Источник
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189
(ред. от 22.05.2019)
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»)
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993)
Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:
- по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
- в выходные и праздничные дни в любое время
Вы можете заказать документ на e-mail
Сколько времени в день можно сидеть за компьютером, влияние компьютера на здоровье детей и взрослых
Глобальная компьютеризация – это неоспоримый технический прогресс. Работать на компьютере умеют и пожилые люди и даже двухлетние малыши, чем их родители невероятно гордятся. И дети, и подростки готовы проводить за манящим монитором круглые сутки.
При этом мало кто задумывается, откуда вдруг берутся детские истерики, почему подростков мучают головные боли и откуда у здоровых, не обремененных проблемами детей возникают проблемы со сном.
Отказаться от компьютера полностью невозможно, поскольку в современном техногенном мире ПК стал обязательным элементом жизни. Но, как и любой технический гаджет, компьютер должен использоваться с умом, строго соблюдая время, условия и перерывы в работе.
Вред здоровью, причиняемый компьютером, порой преувеличен. Негативное влияние создается за счет ненормированного времени работы за ПК, т.е. сам человек усугубляет существующие риски.
Почему время работы за компьютером важно контролировать?
Ухудшение зрения. Врачами доказано — если долго находится перед монитором, то есть вероятность того, что зрение станет хуже. В юном возрасте это происходит чаще и проявляется сильнее.
Только за последние 15 лет в России показатель детей, у которых проблемы со зрением, увеличился в 1,5 раза.
Влияние на позвоночник. Часто осанка ребенка, за компьютером, неправильная. Если сидеть так, в будущем это — искривление позвоночника, сколиоз, а также — головокружение и головные боли.
Малоподвижный образ жизни. Или гиподинамия. Это одна из причин развития патологий сердца и суставов, ожирения, ослабления иммунитета.
Переутомление. Умственная нагрузка в процессе учебы отнимает много сил, а работа за компьютером является нагрузкой не меньшей. Организм не отдыхает, когда школьник проводит находится за монитором.
Вред электромагнитного излучения. Оно исходит ото всех электронных устройств. Благодаря современным технологиям этот вред конечно становиться всё меньше и меньше, но всё же длительное воздействие этого излучения может в будущем нанести серьёзный вред здоровью – выразиться в хронической усталости, проблемах с сердечно- сосудистой, иммунной и нервной системой, и ухудшить здоровье в целом.
Компьютерная зависимость. Она развивается, когда подростки часто играют в компьютер. Существуют центры в головном мозге, которые отвечают за получение удовольствия, когда ребенок играет, они находятся в состоянии напряжения. Если регулярно школьник получает удовольствие о похожих вещей, например, компьютерных игр, возникает привыкание.
В случае, если привыкание произошло, а потом родители решили ограничиться определенным временем игр за компьютером ребёнок начинает раздражаться, становится агрессивен. Или наоборот, ему ничего не интересно, он замыкается в себе.
Чем младше ребёнок ем быстрее возникает привыкание! А избавиться от такой зависимости не легко. Часто нудна помощь детского психолога.
5 простых правил, которые помогут снизить вред работы за компьютером
Объясните ребенку, что важно иногда делать перерывы и выполнять несложные упражнения (например, наклоны и приседания), чтобы мышцы не затекали и в теле не возникало неприятной боли.
Также можно проводить «гимнастику» для кистей и пальцев: находясь в одном положении, они затекают. Справиться с этим можно с помощью вращения кистями или сжиманием-разжиманием пальцев. Это действительно просто, а во время упражнений даже можно посмотреть новый эпизод интересного сериала или попеть вместе с любимой группой.
Гимнастика для глаз
Как известно, зрение при работе за компьютером страдает больше всего. Врачи советуют каждые 20-30 минут проводить разминку для глаз: открывать и закрывать с разной скоростью, совершать вращения или хотя бы просто переводить взгляд на различные предметы, стоящие на расстоянии. Это поможет уменьшить нагрузку и снизить усталость.
Важно контролировать осанку (для этого выбирайте удобные стулья и кресла) и следить за положением рук: край стола не должен давить на запястье или предплечье.
Поместите компьютер ребёнка таким образом, чтобы экран монитора не отсвечивал и не создавал дополнительную нагрузку на зрение. Кроме того, расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 50-60 см.
Комната, в которой ребенок работает за компьютером, должна быть хорошо освещена, а воздух в ней – чист и свеж. Обязательно проветривайте помещение и протирайте пыль, а сам компьютер чистите с помощью специальных салфеток.
Кто выиграет от изменения режима дня?
Ранее уже было известно, что физическая активность, сон и экранное время по отдельности способны влиять на когнитивное здоровье ребенка. Однако такое поведение никогда не рассматривалось в комплексе. У медиков была возможность проверить, как каждое из этих условий и все они в совокупности связаны с познавательными способностями детей.
В работе использовались данные исследования когнитивного развития подросткового мозга, проведенного Национальным институтом здравоохранения, и опросы родителей о продолжительности сна детей, их физической активности и времени, проведенного перед дисплеем.
Ученые считают, что 30% участников, которые не выполнили ни одной рекомендации, больше всего выиграют от корректировки повседневного поведения. Это принесет им наибольшую пользу, потому что пока они лишены всех преимуществ соблюдения режима. Новое исследование подтвердило уже известные факты и поддерживает озабоченность по поводу того, что длительное пребывание перед экраном имеет потенциально негативную связь с когнитивным развитием у детей.
Сколько времени ребенку можно проводить за просмотром телевизора?
Слишком много смотреть телевизор — тоже вредно. Злоупотребление ТВ провоцирует те же самые проблемы, что и компьютером:
- Из-за того, что ребенок лежит или неправильно сидит перед телевизором, у него появляются проблемы с осанкой. Сколиоз.
- Если телевизор находится слишком близко к глазам ребенка, то его зрение падает.
- Возникает гиподинамия.
- Могут возникать проблемы с психикой. Например, если у вас Smart TV, то ребенок может наткнуться на потенциально опасные для психики телеканалы. Те, на которых показывают ужастики.
Разрешать ли ребенку гаджеты: три типа родителей
В исследовании участвовали три группы семей. Разделялись они мною на группы по позиции родителей в отношении компьютеров-гаджетов для ребенка (подростка). Родители о сути исследования не знали ни-че-го. То есть сначала я их как бы невзначай опрашивала: а какая у вас позиция по вопросу компьютеров-гаджетов в отношении вашего конкретного чада?
Они отвечали, и все ответы легко делились на три типа.
- Мы четко контролируем использование компьютера и гаджета. Нашему сыну разрешено играть в компьютер: полтора часа — в будний день, и по воскресеньям — три часа. Интернета и игр в телефоне у него нет. (Сами понимаете, сроки и их распределение по дням могли быть любыми, главное — четкость позиции и ее понятность для ребенка или подростка.) Ребенок подтверждает: да, родители придерживаются именно такой позиции, и она ими соблюдается.
- Сроки у нас (у большинства) как бы обозначены, но четко контролировать их у нас не получается, мы находимся в состоянии непрерывной борьбы: положи телефон, почитай книгу, не будешь слушаться — отберу гаджет, еще одна двойка — и компьютера ты лишишься, и т.д. Иногда смартфон реально отбирают, компьютер ставят под пароль, потом все это, разумеется, возвращается, и начинается новый виток борьбы. Ребенок подтверждает: да, всё именно так, постоянно боремся с переменным успехом. Тем не менее вопрос: ну сколько приблизительно в среднем за день ваш ребенок в гаджетах и инете? Ответ записываю. Практически все родители этой второй группы считают, что им надо бы перейти в первую группу. Но в реальности им все время что-то мешает.
- Использование компьютера и гаджетов родителями не контролируется вовсе. Вполне себе идеологически или просто лень. «Мы (а особенно наши дети) живем в компьютерную эру, гаджеты — естественная часть жизни, поэтому как использует, так и использует»; «Если я с ним еще и из-за этого буду сражаться, так у нас вообще положительных коммуникаций не останется, хватит мне его школы»; «Да все равно ничего не выйдет, не стоит и заморачиваться». Перейти в какую-нибудь другую группу эти родители и не помышляют. Ребенок подтверждает: да, использование им смартфона и компьютера родители никак не контролируют (что, разумеется, не отменяет их других требований — по учебе, касательно помощи по хозяйству и т.д.). Вопрос к родителям: сколько приблизительно времени в день ваш ребенок проводит в виртуальных играх и прочем? Ответ записываю.
В первой группе у меня набралось девятнадцать семей, во второй — двадцать три, а в третьей — всего шесть (я всё понимаю, но их больше просто не было и взять неоткуда!).
По возрасту детей — от 9 до 12 лет; в исследование брала тех, которые казались смышлеными, способными концентрироваться, и, конечно, тех, с которыми у меня установился хороший контакт (многие дети видели и знали меня раньше). Понятно, что никакие хикикомори сюда попасть не могли просто по условию исследования: я сознательно взяла благополучные семьи и тот возраст, где родительский контроль еще актуален.
Дальше я сказала, что мне нужно отдельно поговорить с ребенком. Родители охотно согласились. Детей же я попросила о следующем: каждый день в течение недели они должны на бумажке (предпочтительно) или в самом гаджете (для третьей группы) записывать каждый раз, сколько они пользовались компьютерами и гаджетами в РЕАЛЬНОСТИ (пусть это, допустим, будет пять записей в день — три раза по пятнадцать минут и два раза по часу), и желательно (но необязательно) некую сопроводиловку — где происходило дело и что конкретно делали. По истечении недели — позвонить мне (желательно) или написать.
Родителям (и вообще никому) ничего не говорить, это наша с ними тайна, все это нужно для науки, результаты будут опубликованы, их прочтет очень много людей (полсотни тысяч я им гарантировала), никаких имен я нигде не назову, после опубликования результатов родителям и всем прочим можно будет всё рассказать.
Это было в октябре. Через два месяца мы эксперимент повторили — еще неделя (декабрь). Третий раунд — неделя в феврале. Таким образом, по каждой семье у меня три результата.
Дозируйте зрительные нагрузки
Продолжительность домашних уроков для детей младших классов не должна превышать 1 час, средних классов – 2 часа. Если ребенок посещает дополнительные занятия, они не должны длиться свыше полутора часов в учебные дни и 3 часов – в выходные.
При отсутствии проблем со зрением школьник должен делать перерыв в занятиях каждые 40 минут, при близорукости – каждые полчаса. Причем во время перерыва не позволяйте ему сидеть в телефоне, смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д. – лучше пусть погуляет на улице.
Хорошо, если ребенок ежедневно будет делать несложную гимнастику для глаз. Такие упражнения улучшают кровообращение, расслабляя мышцы и избавляя глаза от усталости.
Разъяснения Американской академии педиатрии
Для тоддлеров
Согласно Американской академии педиатрии, малыши должны видеть экраны только во время редких разговоров с бабушкой по скайпу. Издание The Atlantic пишет о том, что видеочат иначе воздействует на мозг ребенка, нежели просмотр ТВ: судя по всему, дети понимают, что видеочат — это двустороннее человеческое взаимодействие, отличное от телепередач или даже разговора по телефону.
«По скайпу или другому видеочату даже очень маленькие дети могут видеть реакцию собеседника в реальном времени, и, по-видимому, таким способом им общаться легче, чем по телефону», — отмечается в статье издания.
Но даже время разговоров по скайпу должно быть ограничено.
«Существуют довольно ясные доказательства того, что время, проведенное перед экранами гаджетов, может негативно сказаться на детской речи и других аспектах развития детей, — поясняет Мэтью Джонсон. — Не потому, что гаджеты сами по себе плохи, а потому, что они заменяют ребенку физическую активность, творческую игру и взаимодействие с близкими взрослыми, в которых он по-настоящему нуждается в этом возрасте для того, чтобы развиваться».
Для дошкольников
Дети в возрасте от 3 до 5 лет обожают мультики и мультяшных героев. Их пристрастие к тому и другому может удовлетворяться, но в меру.
«В смартфонах и планшетах нет ничего плохого по сравнению с другими видами гаджетов, за исключением соблазна все время использовать их как способ успокоить или отвлечь ребенка», — комментирует Мэтью Джонсон. Он добавляет, что родителям стоит планировать время просмотра мультиков заранее, чтобы оно использовалось разумно, а не от родительского отчаяния.
Если же ребенок сходит с ума по какому-то мультику, можно предложить ему вместо видео книгу или комикс с этими персонажами (у многих мультфильмов есть книжная версия). Кроме того, мультик всегда можно обыграть: пусть ребенок рисует мультгероев, или придумывает свои истории с их участием, или разыгрывает собственные версии их приключений.
Для младших школьников
Когда дети начинают ходить в школу и их приоритеты меняются, гаджеты должны отойти на второй план. Но по мере того как дети растут, родители могут постепенно давать им больше самостоятельного контроля над тем, как распоряжаться своим временем.
«Конечно, когда дети только учатся делать домашние задания в школе, вы хотите, чтобы гаджеты им в этом не мешали. Но затем важно понемногу учить детей идее баланса экранного времени». Джонсон сравнивает этот процесс с обучением чистке зубов: сначала вы чистите детям зубы сами, затем учите их делать это самостоятельно, а затем только время от времени напоминаете.
В этом возрасте родители могут обучить детей тому, что экранное время можно использовать по-разному: не только для развлечения, но и с пользой. Например, ребенок может создать на компьютере мультфильм или подготовить школьный исследовательский проект, и тогда экранное время будет подсчитываться по-другому, не так, как в случае пассивного использования гаджетов.
Для подростков
С точки зрения Мэтью Джонсона, подростки уже могут понять идею жизненного баланса. Задача родителей — помочь им увидеть, как это соотносится с темой гаджетов. Что он предлагает:
«Составьте список всех видов активности, которые любит ваш ребенок, как связанных, так и не связанных с гаджетами. Это поможет ребенку понять, что излишнее увлечение чем-то одним наносит ущерб другим важным для него сферам».
Не стоит беспокоиться, если ребенок вдруг увлекся какой-то видеоигрой и не может оторваться от нее неделю или две. Просто постарайтесь аккуратно помочь ему увидеть преимущества умеренности.
«Подросткам — как и всем нам сегодня — необходимо развивать жизненный навык осознавать, когда мы тратим на что-то одно слишком много времени, особенно если речь о гаджетах».
Для всей семьи
Оборотная сторона удобств цифровой эпохи — социальная изоляция (в том числе в собственной семье). Чтобы избежать этого, ходите семьей в кино или устраивайте киносеансы дома. Это оказывает на детей совершенно другой эффект, нежели одиночный серфинг по ютьюбу, и поэтому такие семейные киновстречи не стоит ограничивать по времени.
Мэтью Джонсон также советует родителям почаще разговаривать с детьми о роли медиа в современном мире и о том, как осознанно потреблять информацию. И, конечно, самим быть примером для детей.
«Нам нужно постепенно переложить эту ответственность с себя на них. В конце концов, скоро они вырастут, уедут из родительского дома и справляться с подобного рода задачами предстоит им самим».