Время работы за компьютером для студентов 1 курса вузов составляет

Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ПЭВМ составляет 1 час, для студентов старших курсов – 2 часа с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15-20 минут.

Допускается увеличение времени учебных занятий с ПЭВМ для студентов первого курса до 2-х часов, а для студентов старших курсов до 3-х академических часов, при условии, что длительность учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50% времени непосредственной работы на ПЭВМ и при соблюдении профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультпауза.

Для предупреждения развития переутомления обязательными являются следующие мероприятия:

  • проведение упражнений для глаз через каждые 20-25 минут работы за ПЭВМ. Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз;
  • устройство перерывов после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительность не менее 15 минут;
  • проведение во время перерывов сквозного проветривания помещений с ПЭВМ с обязательным выходом из него студентов;
  • осуществление во время перерывов упражнений физкультурной паузы в течение 3-4 минут;
  • проведение упражнений физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления, которые выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости;
  • замена комплекса упражнений один раз в 2-3 недели.

Физкультурные паузы следует проводить под руководством физорга, педагога или централизовано с помощью информации по местному радио на фоне умеренно звучащей музыки.

Медицинское освидетельствование студентов в высших учебных заведений на предмет установления противопоказаний к работе с ПЭВМ проводится в установленном порядке в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ №302н. Администрация Высших учебных заведений обязана организовывать для всех студентов в возрасте до 21 года, пользующихся   в процессе обучения  ПЭВМ, прохождение периодических медицинских осмотров ежегодно, независимо от времени занятий.

Главная / Архив новостей / Новостная лента

Студенты ВУЗов, работающие с компьютерами, должны проводить физкультпаузы

1 декабря 2018, 11:14

Реклама на сайте

В Роспотребнадзоре рассказали о правилах работы за компьютером для студентов.

Так, для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе за компьютером составляет 1 час,  для старших курсов — 2 часа с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15–20 минут.

При допущении увеличения времени учебных занятий у студентов первого курса до 2 часов, у старших курсов — до 3 академических часов, должны соблюдаться следующие условия:

  • длительность учебных занятий в аудитории не превышает 50 % времени непосредственной работы на компьютере;
  • должно быть соблюдение профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультпауза.

Для предупреждения развития переутомления обязательными являются следующие мероприятия:

  • проведение упражнений для глаз через каждые 20–25 минут работы за компьютером. Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз;
  • создание перерывов после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 15 минут;
  • проведение во время перерывов сквозного проветривания помещений;
  • осуществление во время перерывов упражнений физкультурной паузы в течение 3-4 минут;
  • проведение упражнений физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления, которые выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости;
  • замена комплекса упражнений один раз в 2-3 недели. 

Физкультурные паузы следует проводить под руководством преподавателя физкультуры, педагога или централизовано с помощью информации по местному радио на фоне умеренно звучащей музыки.

Поделись своим мнением в комментариях!

Вы стали очевидцем какого-либо события? Присылайте фото и видео на kp@orenkp.ru или Viber, Telegram 89226254474

№ 54708

Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для учащихся средних и высших учебных заведений, студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений.

Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для учащихся средних и высших учебных заведений
1. Помещения для занятий с использованием ПЭВМ и ВДТ в средних и высших учебных заведениях должны быть оборудованы одноместными столами, предназначенными для работы на ПЭВМ и ВДТ.
2. Стол преподавателя с ВДТ или ПЭВМ и двумя тумбами — приставками для размещения графопроектора и принтера должны устанавливаться на подиуме.
3. Цветной демонстрационный телевизор (экран по диагонали 61 см) следует располагать в учебных помещениях слева от экрана кодоскопа или компьютерной классной доски и монтировать на кронштейне на высоте 1,5 м от пола, при этом расстояние от экрана до рабочих мест учащихся должно быть не менее 3,0 м.
4. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ и ВДТ должна предусматривать:
две раздельные поверхности: одна — горизонтальная для размещения ПЭВМ или ВДТ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 — 760 мм и вторая — для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 — 15 градусов), что способствует поддержанию правильной рабочей позы учащимися и студентами, без резкого наклона головы вперед;
ширину поверхностей для ПЭВМ, ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;
опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;
отсутствие ящиков;
увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.
5. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ и ВДТ, и высота пространства для ног должна соответствовать росту учащихся или студентов в обуви.
6. При наличии высокого стола и стула, не соответствующего росту учащихся или студентов, необходимо обязательно пользоваться регулируемой по высоте подставкой для ног.
7. Уровень глаз при вертикально расположенном экране ВДТ должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +- 5 градусов, допустимое — +- 10 градусов.
8. Рабочее место с ПЭВМ и ВДТ должно оборудоваться стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту учащихся или студентов в обуви

Требования к организации режима работы с ВДТ и ПЭВМ студентов высших учебных заведений
1. Длительность работ на ВДТ и ПЭВМ студентов во время учебных занятий определяется курсом обучения, характером (ввод данных, программирование, отладка программ, редактирование и др.) и сложностью выполняемых заданий, а также техническими данными ВДТ или ПЭВМ и их разрешающей способностью.
2. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ВДТ или ПЭВМ составляет 1 час, для студентов старших курсов — 2 часа, с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15 — 20 минут. Допускается время учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ увеличивать для студентов первого курса до 2 часов, а для студентов старших курсов — до 3 академических часов, при условии, что длительность учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50% времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ и при соблюдении профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультминутка и физкультпауза.
3. Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:
проведение упражнений для глаз через каждые 20 — 25 минут работы за ВДТ и ПЭВМ;
устройство перерывов после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 15 минут;
подключение таймера к ВДТ и ПЭВМ или централизованное отключение свечения информации на экранах видеомониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ВДТ или ПЭВМ;
проведение во время перерывов сквозного проветривания помещений с ВДТ или ПЭВМ с обязательным выходом студентов из него;
осуществление во время перерывов упражнений физкультурной паузы в течение 3 — 4 минут;
проведение упражнений физкультминутки в течение 1 — 2 минут для снятия локального утомления, которые должны выполняться индивидуально при появлении начальных признаков усталости;
замена комплексов упражнений один раз в 2 — 3 недели.
4. Физкультурные паузы следует проводить под руководством физорга, педагога или централизованно с помощью информации по местному радио на фоне умеренно звучащей приятной музыки.
5. При составлении расписания учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ необходимо выполнять следующие требования:
исключить большие перерывы длительностью в один час между спаренными академическими часами, отведенными для занятий с ВДТ и ПЭВМ;
не допускать для студентов старших курсов объединение третьей и четвертой пар учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ;
не проводить учебные занятия с ВДТ и ПЭВМ для студентов старших курсов после 17 часов третьей и четвертой парой уроков;
учебные занятия студентов старших курсов с ВДТ и ПЭВМ в исключительных случаях допускаются в период от 17 до 20 часов при обязательном смещении учебных занятий в расписании на первую или вторую пару уроков;
двигательный режим студентов и темп работы на ВДТ или ПЭВМ должен быть свободным.
6. В период прохождения производственной практики или работы в студенческом отряде (летом) время непосредственной работы с ВДТ или ПЭВМ для студентов первых курсов не должно превышать 3 часов, для студентов старших курсов — 4 часов при соблюдении профилактических мероприятий как во время учебных занятий.

Требования к организации режима работы с ВДТ или ПЭВМ учащихся средних специальных учебных заведений
1. В средних специальных учебных заведениях (ПТУ, техникумы и др.) длительность работы на ВДТ или ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям и организации рабочих мест должна составлять:
для учащихся первого курса — не более 30 минут в день;
для учащихся второго и третьего курсов — не более 1 часа в день при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором с интервалом в работе на ВДТ или ПЭВМ не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.
для учащихся третьего курса длительностью учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ допускается увеличить до 3 академических часов с суммарным временем непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ не более 50% от общего времени учебных занятий.
2. После каждого академического часа занятий с ВДТ или ПЭВМ следует устраивать перемены длительностью 15 — 20 минут с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета) и организацией сквозного проветривания.
3. При организации односменных занятий в учебном заведении следует организовывать в середине учебного дня (после 3 — 4 уроков) перерыв длительностью 50 — 60 минут для обеда и отдыха учащихся.
4. При работе на ВДТ и ПЭВМ для предупреждения развития переутомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
проводить упражнения для глаз через каждые 20 — 25 минут работы на ВДТ и ПЭВМ, а при появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п. упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
для снятия локального утомления должны осуществляться физкультурные минутки целенаправленного назначения индивидуально или организованно под контролем физорга или педагога;
для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно — сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы.
Комплексы упражнений следует менять через 2 — 3 недели.
5. Общая продолжительность кружковой и факультативной работы с использованием ВДТ или ПЭВМ не должна превышать 2 часов в неделю, а непосредственные работы на ВДТ и ПЭВМ — не более 1 часа при соблюдении режима работы на ВДТ и ПЭВМ и профилактических мероприятий как при проведении учебных занятий.
6. Кружковые и факультативные занятия с использованием ВДТ или ПЭВМ следует проводить после окончания учебных занятий не ранее чем через 50 — 60 минут.
7. Длительность работы с использованием ВДТ или ПЭВМ во время производственной практики, без учебных занятий, не должна превышать 3 часов в день при соблюдении режима работы (п. 9.3.1) и профилактических мероприятий.

—————

Дата публикации 05.04.2015

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Компьютер и здоровье пользователя

Трудно себе представить современный мир без персональных компьютеров. Широкое внедрение компьютеров во все сферы человеческой деятельности вызвало волну сообщений об их влиянии на здоровье человека. Говорилось о различных функциональных расстройствах нервной системы, вплоть до эпилептических припадков. Отмечались сердечно-сосудистые нарушения, дерматиты кожи лица. Появлялись сообщения о нарушении течения беременности у пользователей компьютеров. Однако, в конечном счете, не удалось подтвердить связь описанных нарушений с работой за экраном компьютера.

При изучении влияния работы с дисплеем на организм оператора на первом месте стоит вопрос о воздействии электромагнитного излучения. Дисплеи, выполненные на электронно-лучевых трубках, являются потенциальным источником мягкого рентгеновского, ультрафиолетового, инфракрасного, видимого, радиочастотного, сверх- и низкочастотного электромагнитного излучений. Однако оказалось, что даже в самых плохих трубках интенсивность рентгеновского, СВЧ и светового излучений намного ниже уровней, могущих оказать какое-либо биологическое действие. Для различных типов компьютеров величины мягкого рентгеновского излучения даже на расстоянии 5-10 см от экрана не превышают установленных норм. Уровни ультрафиолетового и инфракрасного излучений ниже естественного фона или соответствуют ему и не могут оказывать вредного воздействия. На рабочих местах пользователей дисплеев имеют место низкоинтенсивные электромагнитные излучения, которые не превышают допустимых значений электрических и магнитных полей для диапазона частот 60 кГц — 300 МГц. Максимальный уровень напряженности электрического поля регистрируется у задней панели дисплея и несколько меньше -на расстоянии 10 см от экрана и корпуса дисплея.

Допустимые уровни излучения нормируются стандартами по влиянию монитора на человека и на окружающую среду. Наиболее известными из них являются MPR-II, принятый шведским департаментом стандартов, и TCO92, TCO95, TCO99, принятые шведской конфидерацией профсоюзов.

Стандарт MPR-II ограничивает величину электромагнитных излучений видеодисплейных терминалов. В TCO92 были ужесточены требования к уровню электромагнитных излучений, введена регламентация функций энергосбережения, а также другие эргономические параметры: яркость, равномерность, контрастность изображения, мерцание экрана, антибликовые свойства и др. Стандарт TCO95 распространен на все компоненты компьютера и в нем введены требования экологической безопасности производства и утилизации после использования. В TCO99 были ужесточены эргономические, экологические требования, а также пожарная и электрическая безопасность.

Нормы Госкомсанэпиднадзора России от 1996 года соответствуют MPR-II.

При выборе монитора нет особого смысла гнаться за самым новым стандартом, т.к. даже монитор стандарта MPR-II генерирует значительно меньшее излучение, чем другие окружающие человека электроприборы: электрические бритвы, одеяла, сушилки, СВЧ печи, электроинструмент, факсы, копировальные аппараты, лампы флуоресцентного света и т.д.

При изучении влияния электромагнитного излучения на орган зрения оператора исследователи не обнаружили вредного воздействия этого излучения на глаза. Можно считать установленным, что основное влияние на оператора оказывает не электромагнитное излучение, а зрительно-напряженная работа с монитором.

Многолетний опыт медицинского наблюдения за пользователями компьютеров указывает на возникновение у операторов в процессе длительной непрерывной работы характерных зрительных жалоб и функциональных нарушений, объединенных терминами «астенопия», «компьютерный зрительный синдром» (Computer Vision Syndrome) и зрительное утомление. По различным данным частота проявлений зрительного утомления у пользователей компьютеров колеблется от 10-40% (ежедневно) до 40-92% (по крайней мере, время от времени).

Субъективные симптомы астенопии обнаруживаются обычно жалобами на дискомфорт, неприятные ощущения со стороны глазных яблок (тяжесть, жжение, светобоязнь, ощущение инородного тела или «песка»), временную расфокусировку рассматриваемых объектов, их периодическое двоение. Если явления зрительного утомления нарастают, то неприятные ощущения сменяются болевыми с локализацией боли не только в области глазных яблок, но и надбровных дуг, а также головы.

Что же вызывает зрительное утомление при работе с компьютером? Как сказано выше, причина этих явлений — не физические излучения монитора компьютера, а особенности зрительной работы с этим устройством. При этом следует отметить следующие принципиальные отличия изображения на экране от традиционного печатного текста:

  • изображение на экране является самосветящимся, тогда как печатный текст воспринимается только в отраженном свете;
  • изображение на экране формируется дискретными точками (пикселями) или линиями растра, тогда как печатные знаки образованы непрерывными линиями;
  • значение яркости изображения на экране подвержено колебаниям внутри одного символа (знака);
  • изображение на экране характеризуется периодическим мерцанием, основной временной характеристикой которого является скорость регенерации, выражаемая в герцах;
  • важной характеристикой изображения на экране является скорость его развертки, осуществляемой на глазах у оператора;
  • экран покрыт стеклом, дающим блики от внешних источников света.

Помимо того, на зрительное утомление влияет необходимость постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст, а также возможные погрешности в организации рабочего места — неправильное расстояние от глаз до экрана, блики на экране от внешних источников света, чересчур большая яркость экрана и неудачный выбор цветов.

Все это приводит к повышенному утомлению зрения и общему утомлению. В чем же особенности зрительного утомления, возникающего при работе с компьютером?

Объективно оно выявляется в механизмах аккомодации, изменение которой происходит аналогично другим видам зрительно-напряженной деятельности (уменьшение объема и резервов к концу рабочего дня), т.е. «мышечным» утомлением зрительной системы. Однако, следует отметить, что утомление мышечного отдела органа зрения не является доминирующим в картине функциональных изменений зрительного анализатора у пользователей компьютеров.

Зрительная деятельность пользователя компьютера сопровождается наблюдением самосветящегося экранного изображения, отличающегося дискретностью, мерцанием, пониженным контрастом и другими неоптимальными с физиологической точки зрения светотехническими особенностями. При этом работа с экраном происходит зачастую в неоптимальных условиях внешней световой среды. Указанные положения могут являться причиной развития утомления в рецепторных механизмах и структурах первичного анализа (на уровне обработки сигнала в сетчатке), т.е. «сенсорного» (нейрорецепторного) утомления зрительного анализатора. Иными словами, при обычной зрительной работе человек «смотрит и видит глазом», а пользователь компьютера «смотрит глазом, но видит мозгом».

Таким образом, длительная работа с компьютером может приводить к развитию зрительного утомления.

Кроме того, статичная поза во время работы, повторяющиеся движения и нерациональная организация рабочего места могут приводить к развитию общего утомления, возникновению расстройств скелетно-мышечной системы пользователя ВДТ, которые сопровождаются многочисленными офтальмологическими симптомами. При шейном остеохондрозе возникают головные боли, чувство выпирания глазного яблока, пульсирующие боли в глазах, затуманивание зрения, «летающие мушки» и радужные круги.

Организация рабочего места

Рис.1.Рекомендуемое положение во время работы за компьютером

-стул-кресло должен иметь возможность индивидуальной регулировки,

-расстояние до экрана — 60-70 см,

-пользователь должен смотреть на экран сверху вниз под углом 10° от горизонтальной линии,

-подставка под ноги.

При оборудовании рабочего места (рис.1) необходимо установить монитор на специальном столике так, чтобы задняя панель была обращена к стене (так как около нее зарегистрирован максимальный уровень напряженности электрического поля), экран не должен располагаться напротив окна или других прямых источников света, дающих блики на экране.

Стол, на котором устанавливается монитор, должен быть достаточной длины, чтобы расстояние до экрана составляло 60-70 (не ближе 50) см, и в то же время можно было работать с клавиатурой в непосредственной близости от пользователя (30-40 см). Конструкция рабочей мебели (столы, кресла, стулья) должна обеспечивать возможность индивидуальной регулировки соответственно росту работающего и создавать удобную позу. Часто используемые предметы труда должны находится в оптимальной рабочей зоне, на одном расстоянии от глаз работающего. На поверхности рабочего стола необходимо разместить подставку для документов, расстояние которой от глаз должно быть аналогичным расстоянию от глаз до клавиатуры. Рабочее кресло должно иметь подлокотники. На рабочем месте необходимо предусмотреть подставку для ног.

Для того чтобы устранить блики на экране, монитор должен быть установлен перпендикулярно столу, а пользователь должен смотреть на экран несколько сверху вниз (10° от горизонтальной линии) (рис.1,2).

Условия освещенности в комнате играют большую роль в сохранении зрительного комфорта. С одной стороны, ничто не должно мешать восприятию информации с экрана, с другой — пользователь должен хорошо видеть клавиатуру, бумажные тексты, которыми приходится пользоваться, а также общую обстановку и людей, с которыми приходится общаться при работе.

Рис.2.Удобное рабочее место с «Г-образным» столом

Общая освещенность в комнате не должна быть слишком большой, но и не слишком малой, она должна быть в пределах 300-500 люкс. Если помещение светлое, то окна должны иметь шторы или жалюзи. Рабочие места пользователей дисплеев желательно не располагать непосредственно у окон. Во всех случаях экран монитора следует ориентировать так, чтобы он не давал бликов, а именно — под углом к окну, близким к прямому (рис. 3,4,5,6,7). Искусственное освещение не должно быть слишком ярким. Но помимо общих ламп, освещающих комнату, необходима местная яркая (не менее 60 Вт) лампа с хорошим плотным абажуром, освещающая только текст, с которым работает пользователь. Она должна иметь возможность ориентации в разных направлениях и быть оснащена устройством для регулирования яркости. Лампы накаливания предпочтительнее люминесцентных, т.к. последние дают пульсирующий свет, в определенных условиях усиливающий мерцание экрана дисплея.

Рекомендуется Не рекоменуется
Рис.3.Линия взора параллельна окну Рис.4.Яркий свет в поле зрения
Не рекомендуется Не рекоменуется
Рис.5.Отражение света лампы от поверхности стола и клавиатуры Рис.6.Блик от лампы на экране монитора
Рис.7.Правильное расположение монитора относительно стены и источника света
Рекомендуется

Принцип должен быть ясен: как можно меньше света должно падать на экран дисплея.

Перед началом работы с монитором необходимо установить с помощью рукояток наиболее комфортные контрастность и яркость на экране. Они подбираются индивидуально, так как слишком низкая контрастность и высокая яркость могут приводить к быстрому утомлению.

При подборе светового режима на рабочем месте пользователя дисплея необходимо учитывать то, что у лиц после 40 лет возникают возрастные изменения в зрительной системе (сужение зрачка, пожелтение хрусталика, снижение зрительной активности и контрастной чувствительности сетчатки). Все это требует усиления яркости экрана и дополнительной освещенности рабочего места (бумажного текста). Пресбиопические очки для пользователей дисплеев должны быть несколько слабее, чем очки для чтения. Ведь в них надо четко видеть и экран (60-70 см от глаз), и текст (30-35 см от глаз). Если аккомодация совсем отсутствует, что бывает обычно после 60 лет, то иногда целесообразно корригировать один глаз для работы с экраном, а второй — для работы на расстоянии.

У молодых лиц при зрительно-напряженной работе наибольшую нагрузку несет аккомодационная система глаза, которая во время работы находится в постоянном напряжении. Это может приводить к астенопическим явлениям, возникновению нарушений в аккомодационной системе глаза и, в конечном счете, к появлению и росту близорукости. Чтобы избежать этого, работа с экраном монитора должна проводиться с расстояния не менее 60-70 см, при этом напряжение аккомодации минимально.

У взрослых с близорукостью, которые постоянно носят очки, другие очки для работы с компьютером необходимы только в том случае, если в своих очках пользователь с трудом читает газетный шрифт с расстояния 60-70 см (до экрана) и 30-33 см (до печатного текста) от глаз. В случае если с одними и теми же линзами чтение с обоих расстояний невозможно, назначают бифокальные очки.

Компьютер и орган зрения

Режим труда и отдыха при работе за компьютером

Психофизиологические исследования показали, что при напряженной работе с компьютером оператор отмечает утомление в среднем через четыре часа. Объективные же изменения физиологических показателей появляются уже после двух часов работы (5, 9). Чтобы их не допускать, по крайней мере после двух часов непрерывной работы с дисплем нужно делать перерывы.

Однако степень утомления во многом зависит от характера деятельности оператора. Принято различать три основных ее вида (2): А — работа по считыванию информации с экрана по предварительным запросам; Б — работа по вводу информации; В — творческая работа в режиме диалога с компьютером. Наибольшую нагрузку на орган зрения дает ввод информации (Б), хотя более сильное общее утомление может вызвать работа в режиме диалога (В).

В какой-то мере к диалоговому режиму (В) можно отнести и работу с компьютерной графикой. Она представляет собой наибольшую нагрузку на зрение, особенно если экран небольшой и плотность деталей на нем высокая.

В соответствии с этой классификацией устанавливаются категории тяжести и напряженности работы и необходимое время перерывов в течение рабочего дня. Для групп А и Б оно определяется по суммарному числу считываемых или вводимых знаков, для группы В — по суммарному времени непрерывной работы с компьютером.

Соотношение времени работы и перерывов для различных категорий тяжести приводится в таблице.

Время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены, вида и категории трудовой деятельности

Категория

работы с

компьютером

Уровень нагрузки

за смену

при разных видax работ

Суммарное время

регламентированных

перерывов (мин)

А

кол-во

знаков

Б

кол-во

знаков

В

часы

При

8-час.

смене

При

12-час.

смене

I до 20 000 до 15000 до 2 30 70
II до 40 000 до 30 000 до 4 50 90
III до 60 000 до 40 000 до 6 70 120

Нижняя строка этой таблицы показывает предельную нагрузку.

В перерывах рекомендуется оставлять рабочее место, делать гимнастику, в том числе и для глаз, по возможности выходить на свежий воздух. Ни в коем случае нельзя использовать перерывы для игр на том же самом компьютере.

Особую осторожность следует соблюдать при допуске к работе с компьютером детей, подростков и учащихся старшего возраста, потому что эта работа может способствовать развитию и прогрессированию близорукости.

Детям до 3 лет не следует разрешать пользование ВДТ — это является для них слишком высокой зрительной и эмоциональной нагрузкой. Дети 3-7 лет могут находиться у экрана не более 15 мин в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз. Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-м классе — 10 мин, 2-5-м классах — 15 мин, 6-7-м классах -20 мин, 8-9-м классах — 25 мин, 10-11-м классах — 30 мин на первом часу занятий и 20 мин на втором. Несколько большее время пользования ВДТ разрешается только в «Школах юных программистов», устраиваемых во время каникул (2).

Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки.

Временные ограничения пользования дисплеем существуют и для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений.

Для техникумов, ПТУ, колледжей и других средних учебных заведений — не более 30 мин в день на первом курсе, не более 1 часа в день на втором и не более 3 часов на третьем курсе.

Для студентов вузов — не более 2 часов на первом и не более 3 часов на старших курсах. При этом длительность учебных занятий не должна превышать 50% времени непосредственной работы на компьютере.

Разумеется, для всех учащихся обязательно соблюдение перерывов и выполнение общих физических упражнений и специальной гимнастики для глаз.

Возможность работы с монитором компьютера лицам с дефектами зрения определяется, с одной стороны, видом и степенью тяжести работы, с другой — характером дефекта.

В соответствующем документе Минздравмедпрома РФ указано, что лица, поступающие на такую работу, должны пройти осмотр врача-офтальмолога.

Профилактика зрительного и общего утомления

Психофизиологические исследования показали, что при напряженной работе с компьютером оператор отмечает утомление в среднем через четыре часа. Объективные же изменения физиологических показателей появляются уже после двух часов работы. Чтобы их не допускать, по крайней мере, после двух часов непрерывной работы с дисплеем нужно делать перерывы. Во время перерывов необходимо проводить гимнастику для глаз, самомассаж и физические упражнения.

Профилактика зрительного утомления

Для профилактики зрительного утомления во время работы предлагается использовать следующие рекомендации. Перед началом работы установите регуляторы яркости и контрастности изображения в наименьшее положение, при котором Вы еще можете комфортно считывать информацию. В дальнейшем (по мере наступления зрительного утомления) увеличивайте яркость (контрастность) для достижения оптимальных условий зрительного восприятия. Не смотрите подолгу пристально на экран. Глаза должны постоянно перемещаться по экрану, а не фиксироваться на какой-либо его части. Старайтесь периодически (через каждые 3-5 мин) переводить взгляд (на 3-5 с) с экрана монитора на самый дальний предмет в комнате или (что существенно лучше) на отдаленный объект за окном. При чтении с экрана старайтесь после каждой строки моргнуть, а после каждого большого абзаца — поднять глаза и посмотреть на 2-3 с вдаль. При вводе информации старайтесь не читать только что написанные слова (буквы). Во всех случаях, даже в момент интенсивной мыслительной работы, введите привычку регулярно (через 3-5 с) моргать (мягко, без усилий и только веками). Регулярно (через каждые 2 часа работы) выполняйте комплексы расслабляющих упражнений.

Упражнения для глаз
  1. Выполняется сидя. Перемещайте взгляд из угла в угол дисплея. Движение глаз должны быть частыми и совершаться без усилий.
  2. Выполняется сидя. Найдите дальний объект за окном, сосредоточьтесь на нем и рассматривайте его в деталях.
  3. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с. Затем открыть глаза на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.
  4. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин.
  5. Выполняется стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 с, поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз.
  6. Выполняется сидя. Закрыть веки, затем массировать круговым движением пальца: верхнее веко — от носа, к наружному краю глаза, нижнее веко — от наружного края к носу, затем наоборот. Продолжительность 1 мин.
  7. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Отвести полусогнутую правую руку в сторону. Медленно передвигать палец справа налево и следить глазами за пальцем, затем то же — слева направо. Повторить 10-12 раз.
  8. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза, спустя 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 3—4 раза.
  9. Выполняется сидя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 с затем перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с. Упражнение повторить 6-8 раз.
  10. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять полусогнутую правую руку вверх, медленно передвигать палец сверху вниз и следить за ним глазами, затем то же при движении пальца снизу вверх. Повторить 10-12 раз.
  11. Выполняется сидя. Голова неподвижна. Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо, производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за концом пальца, то же при движении левой рукой против часовой стрелки. Повторить 3-5 раз.
  12. Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза вверх, опустить их книзу, повернуть глаза в правую сторону, повернуть глаза в левую сторону. Повторить б-8 раз.
  13. Выполняется сидя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать круговые движения против часовой стрелки. Повторите 3-5 раз.
  14. Выполняется сидя. Глаза закрыты. Голова неподвижна. Поднять глаза, опустить глаза, повернуть глаза вправо, повернуть глаза влево. Повторить 6-8 раз.

Что такое информация?

Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio«, что означает сведения, разъяснения, изложение.

Информация — это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.

В основе впервые появляющейся информации всегда находятся данные.

Данные — сведения о параметрах (свойствах, состоянии) объектов и явлений окружающей среды, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Данные могут быть представлены числами, символами и словами, получаемыми в результате прямого наблюдения процесса или объекта, зафиксированы в документах, переданы по средствам связи, сохранены и обработаны на ЭВМ вне зависимости от содержания.

Информация – это не данные, а результат взаимодействия сообщения и его потребителя.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

  Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.

В каком виде существует информация?

Информация может существовать в самых разнообразных формах:

  • в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
  • в виде световых или звуковых сигналов;
  • в виде радиоволн;
  • в виде электрических и нервных импульсов;
  • в виде магнитных записей;
  • в виде жестов и мимики;
  • в виде запахов и вкусовых ощущений;
  • в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.

 Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.

Как передаётся информация?

Информация передаётся в виде данных (сообщений) от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.

 Примеры:

  1. сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника — специалиста-метеоролога посредством канала связи — телевизионной передающей аппаратуры и телевизора;
  2. живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.

Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации.

Что можно делать с информацией?

Информацию можно:

создавать;
передавать;
воспринимать;
использовать;
запоминать;
принимать;
копировать;
формализовать;
распространять;
преобразовывать;
комбинировать;
обрабатывать;
делить на части;
упрощать;
собирать;
хранить;
искать;
измерять;
разрушать;
и др.

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

Какими свойствами обладает информация?

Свойства информации:

достоверность;
полнота;
ценность;
своевременность;
понятность;
доступность;
краткость;
и др.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.

Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.

Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.

Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях. Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.

Что такое обработка информации?

Обработка информации – получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов. Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации.

Средства обработки информации — это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь, компьютер — универсальная машина для обработки информации.

Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Информационная технология — это совокупность методов и устройств, используемых людьми для накопления, обработки, хранения и передачи информации.

Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использовании счётов и письменности. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров. В настоящее время термин «информационная технология» употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, — бытовую электронику, телевидение и радиовещание. Они находят применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, служат подспорьем людям различных профессий и домохозяйкам.

В настоящее время создание крупномасштабных информационно-технологических систем является экономически возможным, и это обусловливает появление национальных исследовательских и образовательных программ, призванных стимулировать их разработку.

Что понимают под информатизацией общества?

Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Информатизация — это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Информационная деятельность человека.

В современном мире роль информатики, средств обработки, передачи, накопления информации неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.

Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой.

Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми используются языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, татарский, английский и др.), на которых говорят многочисленные народы мира. Роль языка для человечества исключительно велика. Без него, без обмена информацией между людьми было бы невозможным возникновение и развитие общества.

Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству пришлось решать задачи управления, задачи накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания, возникают группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, военачальники, жрецы, летописцы, затем — ученые и т. д.

Однако число людей, которые могли воспользоваться информацией из письменных источников, было ничтожно мало. Во-первых, грамотность была привилегией крайне ограниченного крута лиц и, во-вторых, древние рукописи создавались в единичных (иногда единственных) экземплярах.

Новой эрой в развитии обмена информацией стало изобретение книгопечатания. Благодаря печатному станку, созданному И.Гуттенбергом в 1440 году, знания, информация стали широко тиражируемыми, доступными многим людям. Это послужило мощным стимулом для увеличения грамотности населения, развития образования, науки, производства.

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком. Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности. Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет. Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.

Сегодня компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек, не выходя из дома, использовать мощные информационные системы — энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику — создавать новые картины, а композитору — музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий. 

Информатика как наука

Информатика — научное направление, занимающееся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и других технических средств, группа дисциплин, занимающихся различными аспектами применения и разработки ЭВМ: прикладная математика, программирование, программное обеспечение, искусственный интеллект, архитектура ЭВМ, вычислительные сети.

Основные направления информатики следующие.

Теоретическая информатика — математическая дисциплина, использующая методы математики для построения и изучения моделей обработки, передачи и использования информации, она создает тот теоретический фундамент, на котором строится все здание информатики.

Кибернетика — наука об управлении в живых, неживых и искусственных системах. Кибернетика может рассматриваться как прикладная информатика в области создания и использования автоматических или автоматизированных систем управления разной степени сложности: от управления отдельным объектом (станком, промышленной установкой, автомобилем и т.п.) — до сложнейших систем управления целыми отраслями промышленности, банковскими системами, системами связи и даже сообществами людей. Наиболее активно развивается техническая кибернетика, результаты которой используются для управления в промышленности и науке.

Программирование — сфера деятельности, направленная на создание отдельных программ и пакетов прикладных программ, разработку языков программирования, создание операционных систем, организацию взаимодействия компьютеров с помощью протоколов связи.

Искусственный интеллект, цель работ в области которого направлена в раскрытие тайны творческой деятельности людей, их способности к овладению навыками, знаниями и умениями. Исследования в области искусственного интеллекта необходимы при создании роботов, создании баз знаний и экспертных на основе этих баз знаний систем, применение которых необходимо и в юридической деятельности.

Информационные системы — системы, предназначенная для хранения, поиска и выдачи информации по запросам пользователей. В юридической деятельности примером таких систем являются правовые информационные системы «Кодекс», «Гарант», «Консультант», информационные системы для хранения и поиска различных учетов (дактилоскопический, пофамильный, пулегильзотеки, похищенных и обнаруженных вещей и др.). Задача перевода всех учетов в электронную форму и организация доступа к ним через вычислительную сеть в настоящее время весьма актуальна.

Вычислительная техника — самостоятельное направление, в котором часть задач не имеет прямого отношения к информатике (микроэлектроника), однако при разработке, проектировании и производстве ЭВМ наиболее широко используются достижения информатики.

Защита информации — сфера деятельности, направленная на обобщение приемов, разработку методов и средств защиты данных.

Исторически слово информатика происходит от французского слова Informatique, образованного в результате объединения терминов Information (информация) и Automatique (автоматика). Несмотря на широкое использование термина информатика в ряде стран Восточной Европы, в большинстве стран Западной Европы и США используется другой термин — Computer Science (наука о средствах вычислительной техники).

В качестве источников информатики принято называть две науки: документалистику и кибернетику. Документалистика, предметом которой было изучение рациональных средств и методов повышения эффективности документооборота, сформировалась в конце XIX века в связи с бурным развитием производственных отношений. Ее расцвет пришелся на 20 — 30-е годы XX в.

Наиболее близка к информатике техническая наука кибернетика (kyberneticos) — искусный в управлении, основы которой были заложены в 1948 г. американским математиком Норбертом Винером.

Интересно, что впервые термин кибернетика ввел французский физик Андре Мари Ампер в первой половине XIX веке. Он занимался разработкой единой системы классификации всех наук и обозначил этим термином гипотетическую науку об управлении, которой в то время не существовало, но которая, по его мнению, должна была существовать.

Предметом кибернетики являются принципы построения и функционирования систем автоматического управления, а основными задачами — методы моделирования процессов принятия решений, связь между психологией человека и математической логикой, связь между информационным процессом отдельного индивидуума и информационными процессами в обществе, разработка принципов и методов искусственного интеллекта. На практике кибернетика во многих случаях опирается на те же программные и аппаратные средства вычислительной техники, что и информатика, а информатика, в свою очередь, заимствует у кибернетики математическую и логическую базу для развития этих средств.

Медицинская информатика

Медицинская информатика — это научная дисциплина, представляющая собой систему знаний об информационных процессах в медицине, здравоохранении и смежных дисциплинах, обосновывающая и определяющая способы и средства рациональной организации и использования информационных ресурсов в целях охраны здоровья населения. (В.Г.Кудрина, 1999).

Медицинская информатика — это научная дисциплина, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления информации с использованием информационной техники и технологии в медицине и здравоохранении (В.Я.Гельман, 2001).

Предмет медицинской информатики — информационные процессы, сопряженные с медико-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами.

Объект изучения медицинской информатики — система охраны здоровья, ведущей частью которой является здравоохранение, и элементы системы по уровням управления и организации:

 государственный (федеральный и региональный);

 территориальный (муниципальный, город, район);

 учрежденческий (ЛПУ, ЦСЭН, НИИ, ВУЗы и ГИДУВы, структуры ОМС, службы лекарственного обеспечения, медтехники и др.).

 индивидуальный.

Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышение качества охраны здоровья населения.

Тесты:

Гигиена и охрана труда при работе за компьютером

  1. Определите правильное положение кисти руки при работе с мышкой.

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  1. Какое из перечисленных устройств оказывает вредное воздействие на здоровье человека?
            1. монитор с электроннолучевой трубкой
            2. мышь
            3. принтер
            4. системный блок
            5. модем
  2. Какие витамины необходимо употреблять с пищей при интенсивной работе на компьютере?
            1. А, В2, С
            2. А, D
            3. А, В6, F
            4. А, В12, D
            5. C,E
  3. Как надо смотреть на монитор
            1. по диагонали
            2. сверху-вниз
            3. слева-направо
            4. снизу-вверх
            5. справа-налево
  4. Определите правильное положение руки при работе с клавиатурой и мышью.
            1. 1
            2. 2
            3. 3
  1. Профессиональное заболевание людей, работа которых ведётся, в основном, на компьютере?
            1. хронический поверхностный гастрит
            2. гипертензивная энцефалопатия
            3. вестибулярный нейронит
            4. птоз века
            5. туннельный синдром
  1. Каково минимальное расстояние от глаз до экрана монитора?
            1. 90 см
            2. 25 см
            3. 10 см
            4. 70 см
            5. 50 см
  1. Время работы за компьютером для студентов 1 курса вузов составляет…
            1. не более 4 часов
            2. не более 1 часа
            3. не более 2 часов
            4. не более 3 часов
            5. неограниченно
  1. Что необходимо делать в перерывах при работе за компьютером?
            1. посмотреть телевидение
            2. гимнастику для глаз
            3. почитать книгу
            4. перекусить
            5. гимнастику для стоп
  2. Какова гигиеническая норма общей освещенности в компьютерном классе?
            1. 50-100 люкс
            2. 100-200 люкс
            3. 300-500 люкс
            4. 500-600 люкс
            5. 600-700 люкс
  3. Время работы за компьютером детей в возрасте до 3 лет составляет…
            1. не разрешается
            2. 30-40 минут
            3. не более 1 часа
            4. 15-30 минут
            5. до 15 минут
  4. Заболевание позвоночника, развивающееся в следствии долгого нахождения за компьютером
            1. остеохондроз
            2. остеопороз
            3. хондромаляция
            4. полиартроз
            5. болезнь Кинбека
  1. В каком направлении от монитора с электроннолучевой трубкой вредные излучения максимальны?
            1. от экрана вверх
            2. от экрана в бок (правый, левый)
            3. от экрана вперед
            4. от экрана назад
            5. от экрана вниз
  2. Какова минимальная продолжительность перерывов?
            1. 1- 3 минуты
            2. 5 — 10 минут
            3. 10 — 15 минут
            4. 15-20 минут
            5. 25 — 40 минут
  1. Как часто надо делать перерывы в работе при интенсивной работе за компьютером?
            1. если не устаешь, то можно не делать
            2. каждые 15 минут
            3. каждый час
            4. каждые 3 часа
            5. каждые 8 часов

Правильные ответы: 1a, 2a, 3a, 4b, 5c, 6e, 7e, 8c, 9b, 10c 11a, 12a, 13d, 14b 15c.

Введение в курс информатики

  1. Что не может быть носителем информации
    1. Свет
    2. Радиоволны
    3. Камень
    4. Пустота
    5. Звук
  2. Что не является свойством информации?
    1. Достоверность
    2. Полнота
    3. Понятность
    4. Полезность
    5. самовоспроиводимость
  3. Что изучает медицинская информатика?
    1. нейро-лингвистическое программирование
    2. телемедицину
    3. систему управления и организации здравоохранения
    4. физиологию человека
    5. медицинскую кибернетику
  4. Информация достоверна если:
    1. она отражает истинное положение дел
    2. своевременна и проверена
    3. ее достаточно для принятия решений
    4. ценна и кратка
    5. все перечисленные варианты
  5. Выберите информационные процессы:
    1. все перечисленное
    2. копирование
    3. передача
    4. запись
    5. обработка
  6. Какое свойство информации нарушено, если, придя на занятие, лаборант около часа объясняет, что занятия не будет:
    1. Ценность
    2. Понятность
    3. Краткость
    4. Достоверность
    5. полнота
  7. Выберите средство обработки информации:
    1. Компьютер
    2. Телефон
    3. Магнитофон
    4. Телевизор
    5. Все перечисленное
  8. Назовите отличительную черту информационных ресурсов в отличие от трудовых, энергетических, минеральных и т.д.
    1. Чем больше их расходуют, тем быстрее они растут
    2. Они не имеют материальную основу
    3. Появились раньше, чем трудовые, энергетические и прочие
    4. Они быстрее расходуются, чем трудовые, энергетические и прочие
    5. Чем больше вкладываешь другие ресурсы в инфорационный ресурс, тем больше получаешь отдачу
  9. Получение одних информационных объектов, путем выполнения некоторых алгоритмов – это …
    1. Средства обработки информации
    2. Программирование
    3. Кибернетика
    4. Обработка информации
    5. понятие информатики как науки
  10. Наука об управлении в живых, неживых и искусственных системах – это …
    1. Теоретическая информатика
    2. Программирование
    3. Кибернетика
    4. Информатика как наука
    5. Информационные ресурсы
  11. Основоположником отечественной вычислительной техники является…
    1. Кабанов Михаил Всеволодович
    2. Сергей Алексеевич Лебедев
    3. Михаил Васильевич Ломоносов
    4. Пафнутий Львович Чебышев
    5. Николай Иванович Лобачевский
  12. Первый компьютер был создан:
    1. в Китае
    2. в СССР
    3. в Южной Корее
    4. в США
    5. в Японии
  13. Информация – это:
    1. все, что мы запомнили
    2. все, что нас окружает
    3. все, что мы восприняли
    4. все, что мы воспринимаем
    5. все, что мы поняли
  14. Какая из отечественных ЭВМ была лучшей в мире ЭВМ второго поколения?
    1. БЭСМ-6
    2. БЭСМ
    3. МЭСМ
    4. Стрела
    5. Минск-22
  15. Информация ценна, если:
    1. отражает истинное положение дел
    2. важная для решения задачи или применения ее в дальнейшем
    3. достаточна для принятия решения
    4. достаточно близкая к реальному состоянию объекта, процесса, явления
    5. полученна к нужному моменту

Правильные ответы: 1d, 2e, 3c, 4a, 5a, 6c, 7e, 8a, 9d, 10c 11b, 12d, 13e, 14c 15b.

Контрольные вопросы (гигиена):

      1. Чем нормируются допустимые уровни излучения?
  1. Перечислите основные рекомендуемые положения во время работы за компьютером
  2. Назовите виды деятельности, влияющие на степень утомления?
  3. Что рекомендуется делать для профилактики зрительного утомления?
  4. Что относится к начальным признакам общего утомления?
  5. Источниками какого излучения являются дисплеи, выполненные на электронно-лучевых трубках?
  6. Что же вызывает зрительное утомление при работе с компьютером
  7. К чему может приводить статичная поза во время работы за компьютером?
  8. Какие временные ограничения пользования дисплеем существуют для студентов Вузов?
  9. Через какой промежуток времени необходимо делать перерыв при работе с дисплеем?

Контрольные вопросы (введение в информатику):

  1. В каком виде существует информация?
  2. Что называют информационной деятельностью?
  3. Как передается информация?
  4. Какими свойствами обладает информация?
  5. Что такое обработка информации?
  6. Сформулируйте определение информатики как науки
  7. Что называется системой счисления? Какие системы бывают?
  8. Назовите поколение компьютеров: с момента появления и до наших дней.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Время работы инструктора по физкультуре в детском саду на 1 ставку
  • Время работы налоговой инспекции в красногорске московской области
  • Время работы налоговой инспекции на черноморском бульваре в москве
  • Время работы налоговой краснооктябрьского района города волгограда
  • Время работы несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет