Время работы учителей во время каникул в школе

Как должен работать педагог в каникулы? В преддверии летних каникул многих педагогов волнует вопрос о режиме работы в школе в этот период. Ученикам и родителям нередко кажется, что каникулы — это время отдыха учителя. На практике дело обстоит иначе. Учителя знают, что каникулы — это их рабочее время, причем нередко не менее напряженное время, чем учебное.

В каникулы педагоги заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям, заняты в организации и проведении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах и т. д.

Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.(далее — ТК).
  2. ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г. (далее — Приказ).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» от 22.12.2014 № 1601 (далее — Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Трудовой кодекс:

  • определяет круг лиц, который не может быть допущен к педагогической деятельности;
  • устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для педагога (не более 36 часов в неделю);
  • закрепляет право на ежегодный удлиненный отпуск сроком от 42–56 календарных дней, в связи с повышенной интенсивностью и напряженностью труда педагога;
  • предоставляет право на отпуск сроком 1 год после непрерывных 10 лет педагогической работы.

Особый статус педагога закреплен и в Законе «Об образовании в РФ». Согласно п.7 ст.47 Закона «Об Образовании в РФ» режим рабочего времени и времени отдыха учителя определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (трудовым договором, графиками работ, расписанием занятий и т. д.).

Таким образом, ТК и Закон «Об Образовании в РФ» определяют общие положения и особенности труда педагогических работников.

Для разных категорий педагогических работников устанавливается своя продолжительность рабочего времени (Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Например, старшим воспитателям дошкольных учреждений, педагогам- психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, старшим вожатым и т. д. устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю (п. 2.1 Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Учитель-дефектолог, учитель-логопед работает 20 часов в неделю за ставку заработной платы (п. 2.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Существует ли документ, который регламентирует график работы педагога в каникулы?

О том, какой режим работы учителя должен быть установлен в каникулы, подробно описывает Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г.(далее — Приказ). Глава IV определяет периоды осенних, зимних, веcенних и летних каникул, как рабочее время учителя.

Могут ли педагоги работать в каникулярный период по сокращенному времени?

Учителя в каникулярный период осуществляют педагогическую, методическую, организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы в пределах установленного объема учебной нагрузки, определенной до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Учителя, которые осуществляют индивидуальное обучение детей на дому по медицинским показаниям, в каникулы привлекаются к работе с учетом установленного количества часов, определенных до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Режим работы времени всех работников в каникулярный период определяется локальными актами образовательного учреждения и графиками с указанием работ. (п. 4.6 Приказа).

Указанные пункты Приказа закрепляют за учителем право работать в каникулы с учетом его учебной нагрузки. Если педагог имеет учебную нагрузку не 36 часов в неделю, а 25, то соответственно и во время каникул он работает не больше 25 часов в неделю. На период каникул администрация образовательного учреждения составляет график работы сотрудников. При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.

Нередко встречаются случаи, когда руководители образовательных учреждений составляют график работы на каникулы, учитывая не только учебную нагрузку педагога, но и ненормированную часть работы учителя (проверка тетрадей, классное руководство, работа с документацией и т. д.). Мотивируя это тем, что педагог получает за такую деятельность дополнительные выплаты. Такая работа педагога не конкретизирована по количеству часов. Особенностью работы педагога в школе является то, что его работа трудно поддается четкому нормированию по часам и зависит от множества различных обстоятельств. Характер работы учителя нередко предполагает занятость в праздничные, выходные дни, во время отпуска.

Вопрос учета ненормированного рабочего времени учителя на законодательном уровне решен не четко. В связи с этим руководители образовательных учреждений самостоятельно разрабатывают систему учета рабочего времени педагогического работника.

Порядок определения учебной нагрузки

  • Объем учебной нагрузки педагога определяется ежегодно до начала учебного года и устанавливается внутренними актами образовательного учреждения (п. 1.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Объем учебной нагрузки педагога оговаривается в трудовом договоре работника и образовательного учреждения (п. 1.4 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Увеличение или снижение объема учебной нагрузки допускается по соглашению сторон трудового договора (п. 1.7 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Об изменении объема учебной нагрузки работодатель обязан уведомить педагогического работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления изменений. (п. 1.8 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Увеличение рабочего времени педагога в каникулярный период для выполнения работ, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами заявлены соответствующие мероприятия или виды работ (п.2.3 Приказа). Если таких работ и мероприятий не запланировано, то привлечение работников в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени. То есть количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.

Можно сделать вывод о том, что каникулы являются для педагогов полноценным рабочим временем, если директор образовательной организации в графике работы на каникулы не указал иное.

Здравствуйте Мария.

Какой Вам установлен объем учебной нагрузки  согласно условиям трудового договора?

Действительно согласно положениям Приказа Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 года N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» IV. Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников в каникулярное время следует что:

4.2. В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объёма учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящих Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время).

http://docs.cntd.ru/document/4…

Т.е. работодатель обязан до начала каникулярного времени, определить режим работы таким педагогическим работникам, что оформляется соответствующим приказом о режиме рабочего времени в каникулярный период,  составлен  график,  с которыми работники должны быть ознакомлены под роспись в силу статьи ТК РФ Статья 22. Основные права и обязанности работодателя из которой следует что:

Работодатель обязан:
знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

Правилам внутреннего трудового распорядка  также должны регулировать этот порядок.

Вот пример решения суда, где такие обстоятельства имели место быть, но там уволили работника за прогул. что суд признал несоизмеримым нарушению дисциплинарным взысканием, но сама суть судом была признана во внимание, решение суда по ссылке:https://sudact.ru/regular/doc/…

Директор утверждает, что на каникулах учитель должен находиться на рабочем месте 36 часов в неделю (т.е примерно 7 часов в день) 

В Приказе Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 года N 536 речь идет о нормируемой части, а в соответствии со статьей ТК РФ Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников следует что:

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти

Так согласно положениям Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 года N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» следует что:

2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:
учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам

http://docs.cntd.ru/document/4…

Это и есть норма часов за ставку заработной платы.

Т.е. в итоге, объем учебной нагрузки должен быть установлен до каникулярного периода соответствующими локальными актами в виде приказа, графика, а также правила внутреннего трудового распорядка должны регулировать этот порядок, при этом основан этот объем должен быть на условия рабочего времени прямо закрепленного условиями трудового договора закрепленного с работником, т.е. в пределах установленного ему объема учебной нагрузки, определенной до начала каникул ,  если к примеру учитель имеет учебную нагрузку 20 часов в неделю, не 36 часов, значит и во время каникул ему полагается нагрузка в 20 часов в неделю.

Краткое содержание:

  1. Основные вопросы разногласий:
  2. Нормативно-правовое регулирование режима работы учителей
  3. Режим рабочего времени и Правила внутреннего трудового распорядка
  4. Обеденный перерыв учителя
  5. Нормируемая и ненормируемая части педагогической работы
  6. Чем регулируется выполнение «другой части» педагогической работы?
  7. Дежурства по школе
  8. Участие в организации и проведении ЕГЭ
  9. Обязательное присутствие учителя в школе и методический день
  10. «Окна» в расписании
  11. Режим работы в период каникул и во время отмены занятий по климатическим условиям
  12. Часто встречающиеся вопросы учителей по режиму рабочего времени
  13. Обсуждение

О режиме работы учителей — обзор основных вопросов

На практике между педагогическими работниками и администрациями образовательных учреждений нередко возникают споры по толкованию норм трудового права в отношении режима рабочего времени.

Основные вопросы разногласий:

  • Должен ли учитель находиться на рабочем месте, когда у него нет занятий по расписанию?
  • Какие виды педагогической работы входят в обязанности учителя, а какие могут выполняться только с его согласия и за дополнительную плату?
  • Должен ли учитель находиться в школе во время каникул? Если да, то в пределах какой нормы?
  • Можно ли учителя назначить дежурным по школе во время каникул?
  • Допустимо ли составлять расписания с «окнами»? Каков максимально допустимый размер «окна» в расписании?

Эти и другие актуальные вопросы, связанные с правовым регулированием режима работы учителей, будут рассмотрены в данной статье.

Нормативно-правовое регулирование режима работы учителей

Понятие «режима рабочего времени» дано в статье 100 Трудового Кодекса РФ. К элементам режима рабочего времени относятся:

  • продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя);
  • работа с ненормированным рабочим днем для некоторых категорий работников;
  • продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены);
  • время начала и окончания работы;
  • время перерывов в работе;
  • число смен в сутки;
  • чередование рабочих и нерабочих дней.

Режим рабочего времени устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с положениями трудового кодекса, коллективного договора и соглашениями. Если у работника режим рабочего времени отличается от установленных в Правилах внутреннего распорядка, то данные отличия должны быть отражены в трудовом договоре.

Также статья 100 ТК РФ дает полномочия Правительству Российской Федерации устанавливать для работников транспорта связи и иных, имеющих особый характер работы, особенности режима рабочего времени и времени отдыха.

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» соответствующие полномочия переданы федеральным органам исполнительной власти, которые по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации принимают нормативно-правовые акты, устанавливающие особенности режима рабочего времени в рамках своих полномочий.

Определенные нормы, касающиеся регулирования режима работы педагогических работников, содержатся в статье 47 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. Так в пункте 7 данного закона указано, что режим рабочего времени педагогических работников определяется следующими документами:

  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • иными локальными нормативными актами организации;
  • трудовым договором;
  • графиками работы;
  • расписанием занятий.

Данные документы должны соответствовать требованиям трудового законодательства с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В пункте 6 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ» в частности указано, что рабочее время педагогических работников состоит из:

  • учебной (преподавательской) и воспитательной работы;
  • иной педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися).

В соответствии с требованиями статьи 100 ТК РФ, ст.47 ФЗ «Об образовании в РФ» и во исполнение Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №877 был принят Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Данный приказ следует применять с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими режим рабочего времени педагогических работников, являются:

1. Трудовой Кодекс РФ;
2. федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
3. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Особенности);
4. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приказ №1601).

Режим рабочего времени и Правила внутреннего трудового распорядка

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 11.05.2016 №536, режим рабочего времени педагогических работников регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми работодателем (руководителем образовательного учреждения) с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа педагогических работников, если такой орган существует. Обычно Правила внутреннего трудового распорядка являются приложением к Коллективному договору (ст.190 ТК РФ).

Обеденный перерыв учителя

Пункт 1.5 Особенностей повторяет норму Трудового Кодекса о необходимости закрепления в Правилах внутреннего распорядка порядка предоставления педагогическим работникам перерыва для отдыха и приема пищи (продолжительностью не менее 30 минут и не более 2 часов). Время обеда в рабочее время не входит.

Если педагогические работники выполняют свои обязанности непрерывно (например, учителя начальных классов), то им должна быть обеспечена возможность приема пищи вместе с обучающимися или в специально отведенном для этой цели помещении. В этом случае перерыв для приема пищи не устанавливается.

Нормируемая и ненормируемая части педагогической работы

Наибольшую сложность в понимании вызывает тот факт, что, согласно пункту 2.1 Особенностей, педагогическая работа делится на три части:

  • нормируемую часть педагогической работы;
  • другую часть педагогической работы;
  • дополнительные виды работ, выполняемых с письменного согласия учителя за дополнительную плату.

Регламентации по длительности, определяемой в соответствии с Приказом №1601, подлежит только нормируемая часть педагогической работы. Это педагогическая работа, связанная с проведением учебных занятий, которая регулируется расписанием занятий. При этом в рабочее время включается как время уроков, так и перемены, в том числе «динамическая пауза» в 1 классах.

«Другая часть» педагогической работы не может быть регламентирована по длительности. Любое требование администрации о нахождении учителя на рабочем месте определенный период времени является нарушением.

К «другой части» педагогической работы относится выполнение работ, предусмотренных квалификационными характеристиками по должности. Например, сюда можно отнести участие в педсоветах, заседаниях методических объединений, работа по проведению родительских собраний и т.д. Конкретный перечень обязанностей указывается в должностной инструкции и трудовом договоре.

Так как выполнение данных виды работ входит в должностные обязанности педагога, то дополнительная оплата за них не предусмотрена. Отказаться от их исполнения педагог также не может, в противном случае он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Но это вовсе не означает, что администрация может свободно изменять должностные инструкции учителя и вносить в них любые обязанности по своему усмотрению. Должностные обязанности педагогических работников приведены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761 н.

Должностные инструкции могут детализировать обязанности, указанные в Едином квалификационном справочнике (далее — ЕКС), но не могут содержать обязанностей, которые данный справочник не содержит.

Например, будет незаконным включать в должностную инструкцию обязанность учителя по приему и обслуживанию материальных ценностей, находящихся в кабинете, либо по приему денежных средств, так как подобные обязанности не содержатся в ЕКС. При этом нельзя требовать с учителя исполнение обязанностей, указанных в ЕКС, но отсутствующих в должностной инструкции или трудовом договоре.

Чем регулируется выполнение «другой части» педагогической работы?

Следующие виды работ регулируются учителем самостоятельно:

  • подготовка к занятиям;
  • участие в разработке рабочих программ;
  • изучение индивидуальных способностей и склонностей обучающихся.

Правилами внутреннего трудового распорядка регулируются:

  • ведение журнала и дневников обучающихся (либо в бумажной, либо в электронной форме);
  • организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся.

Планами и графиками, утвержденными приказами, регулируются:

  • участие в работе педсоветов;
  • участие в работе методических объединений;
  • проведение родительских собраний.

Планами, графиками, расписаниями, утвержденными приказами, Коллективным договором (с указанием порядка и условий проведения работ) регулируются:

  • выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися,
  • участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности

Приказами регулируются периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса. Порядок организации дежурств рассмотрим в следующей главе.

Дежурства по школе

Согласно пункту 2.3 Особенностей, дежурства по школе могут быть организованы в следующих целях:

  • для подготовки к проведению занятий,
  • для наблюдения за выполнением режима дня обучающимися,
  • для обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.

Дежурства организуются в период осуществления образовательного процесса. Таким образом, составление графика дежурств в период каникул будет не обосновано.

Педагогические работники привлекаются к дежурствам не ранее 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания ИХ последнего занятия.

Особенности предписывают не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна.

Дополнительные виды работ, выполняемые с письменного согласия учителя за дополнительную плату

Виды работ, связанные с образовательной деятельностью, но не входящие в должностные обязанности учителя, выполняются только с его письменного согласия и за дополнительную плату. Порядок выполнения данных работ регулируется либо трудовым договором, либо дополнительным соглашением к трудовому договору.

Перечень дополнительных работ, выполняемых с письменного согласия учителя за дополнительную плату, приведенный в Особенностях, является открытым и включает в себя:

  • классное руководство;
  • проверку письменных работ;
  • аведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками;
  • руководство методическими объединениями;
  • другие дополнительные виды работ.

Согласно статье 60.2 ТК РФ, работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Участие в организации и проведении ЕГЭ

Учителя, участвующие по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) в рабочее время, освобождаются от основной работы на период проведения ЕГЭ. Им предоставляются гарантии и компенсации, установленные статьей 170 ТК РФ, а именно:

1) за ними сохраняется место работы;
2) им выплачивается денежная компенсация.

Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ.

Участие в ЕГЭ не является обязанностью учителя, поэтому он может быть привлечен к данному мероприятию только в добровольном порядке.

Обязательное присутствие учителя в школе и методический день

Согласно пункту 2.4 Особенностей, если учитель свободен от занятий и иных мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями, его присутствие в школе необязательно. То есть если у учителя нет уроков, не запланировано педсоветов, заседаний методобъединений, родительских собраний, то присутствовать в учебном заведении он не обязан.

Что касается методического дня, то Особенности рекомендуют при составлении расписаний занятий, планов и графиков работ предусматривать свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям. То есть обязательность введения методического дня должна быть закреплена в Коллективном договоре или Правилах внутреннего трудового распорядка.

«Окна» в расписании

Одним из часто возникающих вопросов является наличие перерывов в расписании, так называемых «окон». Данный вопрос регулируется главой III Особенностей.

  • Во-первых, Особенности прямо запрещают перерывы длительностью более двух часов. Данная норма повторяет требования статьи 108 ТК РФ. Перерывы длительностью более двух часов недопустимы ни при каких условиях, за исключением воспитателей образовательных организаций с круглосуточным пребыванием обучающихся, которым выплачивается денежная компенсация за неудобный график. В общеобразовательных учреждениях перерывы длительностью более двух часов не допускаются.
  • Во-вторых, длительные перерывы между занятиями (которые не являются переменами), не входящие в рабочее время учителя допускаются только с его письменного согласия.

Режим работы в период каникул и во время отмены занятий по климатическим условиям

Согласно главам IV и V Особенностей, периоды, когда учебные занятия не проводятся, но учитель не находится в ежегодном отпуске, являются для учителя его рабочим временем. Режим рабочего времени в эти периоды должен уточняться приказом.

При этом следует отметить, что регламентировать нахождение учителя в образовательном учреждении можно только в пределах нормируемой части педагогической работы, то есть не более объема нагрузки, предусмотренной трудовым договором на текущий учебный год.

Если соответствующий приказ не принят, то следует исходить из режима рабочего времени, установленного расписанием занятий.

Часто встречающиеся вопросы учителей по режиму рабочего времени

Вопрос 1: Со слов администрации продолжительность рабочего времени учителя на ставку составляет 36 часов. Поэтому мы должны находится в школе с 8 до 15 часов. Это законно?

Ответ 1: Нет. Регламентировать по длительности можно только нормируемую часть педагогической работы, которая регулируется расписанием занятий. Поэтому если учебные занятия закончились и у Вас нет запланированных педсоветов, заседаний методобъединений, родительских собраний, а также иных работ, выполняемых за дополнительную плату, то находиться на рабочем месте Вы не обязаны.

Вопрос 2: Директор требует от учителей находиться на рабочем месте в субботу с 8 до 12 часов, аргументируя тем, что согласно Правилам внутреннего трудового распорядка у нас шестидневная рабочая неделя. Но у меня в субботу нет занятий и смысла приезжать на работу в субботу нет. Законно ли это?

Ответ 2: Если у Вас в субботу нет занятий или других запланированных мероприятий, то требование находиться в школе со стороны администрации не соответствует закону.

Вопрос 3: Администрация проводит педсоветы по субботам, когда у меня нет уроков. Обязательно ли мое присутствие?

Ответ 3: Присутствие в субботу на педсовете обязательно при выполнении всех следующих условий:

  • обязанность посещать заседания педсовета зафиксирована в должностной инструкции или трудовом договоре;
  • график проведения педсоветов утвержден приказом и Вы были ознакомлены с ним под роспись;
  • для Вас установлен режим шестидневной рабочей недели (согласно трудовому договору, либо согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, если в трудовом договоре продолжительность рабочей недели не указана).

Если все эти условия выполнены, но Вы на заседании педсовета отсутствовали, то работодатель может привлечь Вас к дисциплинарной ответственности с соблюдением процедуры, установленной статьей 193 ТК РФ.

Вопрос 4: Администрация изменила мою должностную инструкцию, включив в нее обязанность проведения уборки кабинета после окончания занятий. Насколько это законно?

Ответ 4: Это незаконно, так как уборка кабинета не входит в перечень должностных обязанностей учителя согласно ЕКС.

Вопрос 5: Директор требует от меня заключение договора о полной материальной ответственности. Имеет ли он на это право?

Ответ 5: Договор о полной материальной ответственности может заключаться не со всеми работниками, а только с теми, чья должность указана в перечне, либо в чьи должностные обязанности входят работы, указанные в перечне, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. №85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». Согласно данному постановлению и должностными обязанностями, приведенными в ЕКС, заключение договора о полной материальной ответственности с учителем не является законным.

Вопрос 6: Может ли администрация назначить меня классным руководителем без моего согласия?

Ответ 6: Согласно Особенностям, утвержденным Приказом Минобра РФ №536, классное руководство относится к дополнительным видам работ, выполняемым с письменного согласия учителя за дополнительную плату. Назначить Вас классным руководителем без Вашего письменного согласия нельзя.

Вопрос 7: Могу ли я отказаться от классного руководства? Может ли директор забрать классное руководство без моего согласия?

Ответ 7: Классное руководство является видом работ, выполняемым с письменного согласия учителя за дополнительную плату, и регулируется статьей 60.2 ТК РФ.
Согласно данной статье работник имеет право отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель досрочно отменить поручение о выполнении данной работы, уведомив другую сторону в письменном виде не позднее чем за три рабочих дня.

Вопрос 8: Нам приходится вести журнал в бумажном и электронном виде без дополнительной оплаты, насколько это законно?

Ответ 8: Нет, незаконно. Согласно Приказу Минобра РФ №536 правилами внутреннего трудового распорядка регулируется ведение журнала и дневников обучающихся либо в бумажном, либо в электронном виде.

Вопрос 9: Меня включили в состав комиссии по проведению ЕГЭ. Директор говорит, что я не имею права отказаться, так как это входит в мои должностные обязанности. Так ли это?

Ответ 9: Привлечение к проведению ЕГЭ является исполнением государственной обязанности. Участие в данном мероприятии является исключительно добровольным.

Вопрос 10: В моем расписании 10 «окон». Завуч говорит, что «окна» длительностью менее двух часов допускаются без согласия учителя. Так ли это? Невозможно работать!

Ответ 10: Это не так. Согласно пункту 3.1 Особенностей в рабочем времени предусмотрены три вида перерывов:

  • перерывы в рабочем времени более двух часов подряд;
  • длительные перерывы между каждым занятием, которые рабочим временем не являются;
  • короткие перерывы (перемены), которые входят в рабочее время.

Согласно первому абзацу пункта 3.1 Особенностей перерывы в рабочем времени более двух часов подряд не допускаются в принципе, ни с согласия работника, ни без его согласия, за исключением воспитателей учреждений с круглосуточным пребыванием обучающихся.

Длительные перерывы между каждым занятием допускаются только с письменного согласия педагога.

Вопрос 11: Директор издал приказ, по которому в каникулы мы должны находиться в школе с 9 до 12 часов с понедельника по пятницу. Законно ли это?

Ответ 11: Согласно Особенностям, утвержденным приказом Минобра РФ №536, на период каникул режим рабочего времени учителей уточняется. При этом длительность рабочего времени должна быть в пределах нагрузки, установленной для учителя на период до начала каникул. Так как данный приказ предписывает находиться на рабочем месте 15 часов в неделю, то если Ваша нагрузка составляет более 15 часов, то нарушения Ваших прав нет.

Вопрос 12: На период каникул был составлен график дежурств учителей по школе. Насколько это законно?

Ответ 12: Это незаконно, так как согласно пункту 2.3 Особенностей дежурства допускаются в период осуществления образовательного процесса.

Вопрос 13: Мне не платят за проверку тетрадей. Директор говорит, что это входит в мои должностные обязанности и дополнительной оплаты не положено. Так ли это?

Ответ 13: Нет, это не так. Согласно пункту 2.3 Особенностей проверка письменных работ относится к дополнительным видам работ, выполняемым с письменного согласия учителя за дополнительную плату.

Вопрос 14: Обязаны ли мне доплатить за разработку рабочей программы по предмету.

Ответ 14: Согласно ЕКС учитель разрабатывает рабочую программу по предмету. Таким образом, если данная обязанность включена в должностную инструкцию или трудовой договор, то данная работа должна проводиться без дополнительной оплаты.

Для школьников наступили долгожданные летние каникулы. А для учителей, не ушедших в отпуск, это время является рабочим временем. Естественно, у них возникает вопрос, сколько времени они должны находиться на работе, какие работы выполнять и т.д.

Основным нормативным документом по данному вопросу является приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Приказ).
В разделе IV Приложения, утвержденного Приказом, сказано, что для педагогических работников периоды каникулярного времени, не совпадающие с их отпусками, являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. В каникулярное время режим их рабочего времени уточняется.
Согласно разделу IV Приложения, педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объёма учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных другой частью педагогической работы, определяемой с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, в соответствии с п.2.3 Приложения при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время.
Согласно п.2.3 Приложения, к другой части педагогической работы, определяемой с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, относится:
— подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями ФГОС и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;
— ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;
— организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;
— выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
— выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);
— выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);
— периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приёма ими пищи.
В соответствии с разделом IV:
— режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учётом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул;

— каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке;

— режим рабочего времени всех работников в каникулярное время регулируется локальными нормативными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей.

Как сказано в Комментарии Общероссийского Профсоюза образования к приказам Минобрнауки РФ № 1601 и №536 (далее – Комментарий), в соответствии с разделом IV  Приложения к приказу №536 продолжительность рабочего времени педагогических работников, изменению не подлежит. Например, руководители образовательных организаций, в т.ч. организаций, на базе которых создаются оздоровительные лагеря, не вправе устанавливать учителям в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей.
Вместе с тем, поскольку в эти периоды объективно изменяется характер работы педагогических работников, то перечень выполняемых ими работ (обязанностей) требует уточнения. Основанием для уточнения перечня работ по должностям работников образования в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, являются:
— раздел «Общие положения» квалификационных характеристик;
— раздел IV приложения к приказу № 536.

Разделом VI Приложения к Приказу регулируется особый порядок режима рабочего времени в каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, для педагогических работников, привлекаемых к работе  в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, в организациях, осуществляющих социальное обслуживание.
1.Режим рабочего времени педработников, привлекаемых с их письменного согласия в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в той же местности в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, определяется в порядке и на условиях, предусмотренных для режима рабочего времени педагогических работников в каникулярное время (раздел IV Приложения к Приказу).
Как подчёркнуто в Комментарии, в данном случае обязательным условием для привлечения к работе педагогических и иных работников в указанные организации, расположенные в той же местности, является письменное согласие работников.
2.Привлечение педагогических работников в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскурсий, путешествий в другую местность допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. , как поясняется в Комментарии, на условиях, установленных главой 24 ТК РФ для служебных командировок, служебных поездок.
В Комментарии также обращено внимание, что в соответствии с положениями, утвержденными приказом № 536, не предусматривается возможность привлечения педагогических работников в период, не совпадающий с отпуском, к другому работодателю в оздоровительные организации, расположенные в другой местности, даже в случаях, если педагогические работники будут согласны работать в указанных организациях, расположенных в другой местности. Педагогические работники, желающие работать в оздоровительных организациях, расположенных в другой местности, смогут работать в них исключительно только в период своего отпуска и на условиях трудового договора.

Привлечение к работе в каникулярное время, не совпадающие с отпуском, осуществляется на основании соответствующих распорядительных актов образовательных организаций, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы.
«При составлении графика работы объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) в эти периоды может быть выполнен с согласия работника за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием учебных занятий, но с большей ежедневной продолжительностью рабочего времени, т.е. введен суммированный учет рабочего времени в порядке, установленном ст. 104 ТК РФ», — разъясняется в Комментарии.

Источник:
Приказ Минобнауки России от 11 мая 2016 г. 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Комментарий к нормативным правовым актам, регулирующим продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также особенности режима их рабочего времени

Работа учителя во время каникул

По какому режиму Вы работаете во время летних, зимних, осенних и весенних каникул?

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы

Кристина Шер

Мы работаем с 9 до 15 часов (это в будние дни). Суббота и воскресенье – выходные дни.

Панкова Ирина Николаевна

График работы в каникулярное время скользящий. Можно с 8 до 13 или с 9 до 14. В каникулы приглашаем детей на репетиции, подготовка к ГИА и ОГЭ, сдаем отчет и другую документацию. Как правило на каникулах проходят заседания ШМО и педсоветы. Рабочий день не продолжительный, но нет и отгулов. Если нужно куда-то съездить, то за свой счет или за дежурство в праздничный день. Администрация считает, что мы не дорабатываем.

Евгений Алексеевич(эксперт сообщества)

Считаю, что работа в каникулы должна соответствовать учебной нагрузке с сохранением методического дня. Ученики и учителя должны отдыхать друг от друга, это все-таки каникулы. Мудрые родители должны отправлять детей подальше от школы

Ирина Эйдук

Хорошо бы чтобы администрация тоже так считала, но у нее почему-то другое мнение.

Евгений Алексеевич(эксперт сообщества)

Они этажом выше и в любой момент могут о себе позаботиться

Венера Загидуллина

Каждые каникулы администрация школы вешает режим работы для педагогического состава, обычно работаем неполный день.

Ольга

А я со своими ребятами во время каникул езжу на экскурсии (театры, музеи в других городах), ходим в поход.

Ольга Владимировна

Каникулы есть каникулы!!!!!!!!! Я учитель-логопед, мне положено отдыхать, у меня работа вредная!!!!

власова Наталья Николаевна

Администрация четко и честно отслеживает переработку и предоставляет дни отгулов. Время работы 4-6 часов (нагрузка разная)

Евгений Алексеевич(эксперт сообщества)

. Когда я работал директором, то всегда думал о свободном времени учителя. Отгулы обязательны. Более того, в весенние каникулы в первые дни проводили все совещания, а потом всех отпускал в творческий отпуск. После каникул учителя сдавали материалы в методическую копилку.

Инна Викторовна(эксперт сообщества)

В нашей школе время работы на каникулах зависит от нагрузки. Каждый учитель вырабатывает свое время, т. е. нагрузка деленная на пять.

tatyana-manukyan

Работаем из расчета 36-тичасовой недельной нагрузки, что соответствует ставке в 18 часов. Если работаешь в летнем оздоровительном лагере,то до 14.30. (и в субботу)

Сомова Светлана Геннадьевна

Вы тоже в субботу работаете в летнем лагере? Думала одни мы такие «умные». Нас уже три года подряд заставляют отрабатывать субботы. Только никак не можем добиться решения вопроса адекватной оплаты за летний лагерь. Если нагрузка педагогическая (уроки) в течении учебного года 18 или 20 часов — то в летнем лагере педагогическая нагрузка (непосредственное время работы с детьми) увеличивается в разы. А зарплата как за уроки. Несправедливо получается. Один год я даже с администрацией бодалась на эту тему. Только коллектив меня не поддержал.
А как у вас с оплатой?

bhbyf

У нас учителя работают согласно своей нагрузки. Если у меня 20 часов, то к примеру, то 3 дня я работаю, 2 отдыхаю.

Alime

В принципе отрабатываем свои часы, но если есть незавершенная работа, то естественно выполняем ее. Лично я задерживаюсь на работе дольше положенного. Работа есть работа, никто за вас ее не сделает.

Рогачёва Татьяна Александровна

Работаем на каникулах с 9 часов до 13 часов с понедельника по пятницу. Суббота- выходной. Хотя администрация говорит, что время работы на каникулах определяется нагрузкой учителя. На деле никто не проверяет

Арбекова Марина Юрьевна

Кемеровская область, у нас так же на каникулах с 9-13 ч с пн по пт, и в зависимости от нагрузки. Но у нас камеры стоят, так что, могут и не проверять::smile26::

Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)

Работаем всегда с 8, и каждый вырабатывает свою нагрузку, деленную на 5. Работаем 5 дней в неделю. И все довольно строго.

Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)

Меня всегда удивляет, когда люди, не имеющие отношения к сфере образования, говорят: «Так ведь в школе каникулы!» в ответ на моё «Бегу на работу».Дети отдыхают, а мы работаем, в лицее в это время рабочий день 4 часа: с 8 до 12 часов, в выходные дни — отдыхаем.Во время летних каникул у многих отпуск на пару дней прерывается — приёмка школы, присутствие зав. кабинетом обязательно. Правда, директор всегда эти дни в период до 25 августа возвращает к отпуску.

Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)

Я работаю в школе-интернате. Если остаются дети, то по отдельному графику (5ч), а остальные с 8.30 в зависимости от нагрузки.

Калашников Игорь Васильевич

Краснодарский край. Работаем в соответствие с нагрузкой. Проводим мероприятия, спортивные соревнования в рамках всекубанской спартакиады учащихся «Спортивные надежды Кубани», секции, внеурочные занятия, возим учащихся на экскурсии. На базе нашей школы проходят муниципальные мероприятия. Если учитель не занят в мероприятии, допустимо взять отгул за ранее отработанные часы в праздничные или выходные дни.

Тихова Татьяна Алексеевна

У нас пятидневка, в каникулы работаем по имеющейся нагрузке, получается примерно до 13.00, когда и до 14.00. Если кому-то необходимо уехать в больницу или по своим личным делам, то руководство школы не возражает, отпускают, когда нужно.

Лариса Николаевна

А теперь будут весенние и летние лагеря ,как раз решится,как работать в каникулы до 17.00

Татьяна

В каникулы у нас рабочий день зависит от нагрузки учителя или воспитателя. Например: нагрузка 20 часов-делим ее на 5 дней получается =4 часа в день. А по времени как удобно, хочешь с 8-12, если с обедом то плюс час..

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как должен работать педагог в каникулы? Ученикам и родителям нередко кажется, что каникулы — это время отдыха учителя. На практике дело обстоит иначе. Учителя знают, что каникулы — это их рабочее время, причем нередко не менее напряженное время, чем учебное.В каникулы педагоги заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям, заняты в организации и проведении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах и т. д.

Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.(далее — ТК).
  2. ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г. (далее — Приказ).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» от 22.12.2014 № 1601 (далее — Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Трудовой кодекс:

  • определяет круг лиц, который не может быть допущен к педагогической деятельности;
  • устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для педагога (не более 36 часов в неделю);
  • закрепляет право на ежегодный удлиненный отпуск сроком от 42–56 календарных дней, в связи с повышенной интенсивностью и напряженностью труда педагога;
  • предоставляет право на отпуск сроком 1 год после непрерывных 10 лет педагогической работы.

Особый статус педагога закреплен и в Законе «Об образовании в РФ». Согласно п.7 ст.47 Закона «Об Образовании в РФ» режим рабочего времени и времени отдыха учителя определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (трудовым договором, графиками работ, расписанием занятий и т. д.).

Таким образом, ТК и Закон «Об Образовании в РФ» определяют общие положения и особенности труда педагогических работников.

Для разных категорий педагогических работников устанавливается своя продолжительность рабочего времени (Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Например, старшим воспитателям дошкольных учреждений, педагогам- психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, старшим вожатым и т. д. устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю (п. 2.1 Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Учитель-дефектолог, учитель-логопед работает 20 часов в неделю за ставку заработной платы (п. 2.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Существует ли документ, который регламентирует график работы педагога в каникулы?

О том, какой режим работы учителя должен быть установлен в каникулы, подробно описывает Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г.(далее — Приказ). Глава IV определяет периоды осенних, зимних, веcенних и летних каникул, как рабочее время учителя.

Могут ли педагоги работать в каникулярный период по сокращенному времени?

Учителя в каникулярный период осуществляют педагогическую, методическую, организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы в пределах установленного объема учебной нагрузки, определенной до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Учителя, которые осуществляют индивидуальное обучение детей на дому по медицинским показаниям, в каникулы привлекаются к работе с учетом установленного количества часов, определенных до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Режим работы времени всех работников в каникулярный период определяется локальными актами образовательного учреждения и графиками с указанием работ. (п. 4.6 Приказа).

Указанные пункты Приказа закрепляют за учителем право работать в каникулы с учетом его учебной нагрузки. Если педагог имеет учебную нагрузку не 36 часов в неделю, а 25, то соответственно и во время каникул он работает не больше 25 часов в неделю. На период каникул администрация образовательного учреждения составляет график работы сотрудников. При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.

Нередко встречаются случаи, когда руководители образовательных учреждений составляют график работы на каникулы, учитывая не только учебную нагрузку педагога, но и ненормированную часть работы учителя (проверка тетрадей, классное руководство, работа с документацией и т. д.). Мотивируя это тем, что педагог получает за такую деятельность дополнительные выплаты. Такая работа педагога не конкретизирована по количеству часов. Особенностью работы педагога в школе является то, что его работа трудно поддается четкому нормированию по часам и зависит от множества различных обстоятельств. Характер работы учителя нередко предполагает занятость в праздничные, выходные дни, во время отпуска.

Вопрос учета ненормированного рабочего времени учителя на законодательном уровне решен не четко. В связи с этим руководители образовательных учреждений самостоятельно разрабатывают систему учета рабочего времени педагогического работника.

Добрый день Лариса!

Особенности режима рабочего времени педагогических работников связаны также с наличием в большинстве образовательных учреждений каникулярного периода, установленного для обучающихся. Период каникул, не совпадающий с ежегодными основными и дополнительными отпусками педагогических работников образовательных учреждений, является для них рабочим временем.

Следует отметить, что продолжительность их рабочего времени в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников, изменению не подлежит.

Например, руководители образовательных учреждений, в т.ч. санаторно-лесных школ, школ-интернатов, не вправе устанавливать учителям в каникулярный период продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей.

В указанный период учителя, преподаватели (за исключением преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, как это определено в пункте 4.5 Положения об особенностей режима рабочего времени) осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, соответствующего установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.

Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 указанного Положения, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами работ намечены соответствующие мероприятия или виды работ.

Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, т.е. количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.

За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Несколько иной порядок работы в каникулярный период определен для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования в связи с тем, что нормируемая часть их рабочего времени определена в виде годового объема учебной нагрузки.

В соответствии с пунктом 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени преподаватели указанных образовательных учреждений во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий. За этот период указанным работникам выплачивается среднемесячная заработная плата.

В аналогичном порядке Положение об особенностях режима рабочего времени регулирует рабочее время работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении графика работы объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) в эти периоды может быть выполнен с согласия работника за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием, но с большей ежедневной продолжительностью рабочего времени.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Время работы холодильника до отключения бирюса
  • Время работы храм покрова пресвятой богородицы
  • Время работы храма гроба господня в иерусалиме
  • Время работы художественного музея в ярославле
  • Время работы цона в алматы бостандыкский район