Время работы спецоборудования в путевом листе

Путевой лист. Документ, наиболее распространенный в процессе первичного учета грузоперевозки. Именно он наряду с Товарно-транспортной накладной (ТТН) определяет основные показатели работы водителя и подвижного состава в целом, при этом, данные, обозначенные в путевом листе, являются основанием для расчета стоимости грузоперевозки и начислением выплат водителю за произведенные работы.

Для грузовых автомобилей в нашей стране принято использовать утвержденные еще в ноябре 1997 года две унифицированных формы этих документов.

  • Форма N 4-с. Используется для грузоперевозок, при осуществлении которых оплата труда производится по принципу сдельных расценок.
  • Форма N 4-п. Применима к грузоперевозке в случае, когда оплата труда производится по временному тарифу, рассчитана на выполнение перевозок груза для двух заказчиков на протяжении одного рабочего дня либо одной рабочей смены водителя.

Требования к путевому листу

Заполнением отрывных талонов путевого листа занимается заказчик, и именно они будут являться основанием для выставления ему счета за произведенные организацией, которая является собственником автомобиля, работы по грузоперевозке. К такому счету прилагается отрывной талон, на основании которого и были произведены расчеты. Сам путевой лист, как часть отчетности, остается у организации, владеющей автомобилем, и в нем дублируются записи о времени, на протяжении которого транспорт был занят на произведении работ для конкретного заказчика, и которые будут выступать в качестве основания для учета работы конкретного транспортного средства за определенный отрезок времени.

В ситуации, когда перевозке подлежат товарно-материальные ценности, при повременной оплате за выполняемые работы, в путевом листе фиксируются номера ТТД, а также как подтверждение факта выполнения работ, прилагается экземпляр товарно-транспортного документа. По суммарному итогу количества перевезенных тонн грузов, а также на основании прочих показателей, определяется объем произведенной автомобилем и водителем работы.

До момента передачи путевого листа на руки водителю, заполнение его является обязанностью диспетчером организации, либо лицом, имеющим подобные полномочия. Прочие записи в путевой лист вносятся работниками организации, являющейся владельцем автотранспорта и заказчиком (либо заказчиками). Стоит обратить внимание на тот факт, что не допускается участие водителя в процессе внесения каких-либо данных в путевой лист. Единственным исключением является его подпись, которая удостоверяет прием автомобиля при выезде с территории и его сдачу по возвращении.

Передача путевых листов водителю по указанным формам возможна только по факту удостоверения росписью уполномоченного лица. Выдается путевой лист только на одну рабочую смену. При этом, обязательным условием выдачи нового путевого листа, является сдача последнего за предыдущий период. Говоря о предыдущем периоде, мы подразумеваем предыдущий закрытый рабочий день либо смену.

Требования к путевому листу

Порядок внесения записей в бланк путевого листа

Процедура внесения записей в бланки рассматриваемых форм листа четко определен. Происходит она в следующей последовательности:

  • Сразу под наименованием документа фиксируется число, месяц и год, которые должны соответствовать дате соответствующей регистрационной записи о выдаче этого путевого листа в журнале.
  • В строку, отображающую режим работы, вносится соответствующий код, на основании которого будет производиться расчет и начисление трудовых выплат водителю.
  • Строки «Колонна», «Бригада» предназначены для записей соответствующих подразделений организации, к которым приписаны автомобиль или водитель.
  • В графах отражающих данные транспортного средства, указывают марку автомобиля с обязательным обозначением его государственного номерного знака, а также гаражного номера.
  • В соответствующие строки обязательно вносятся личные и служебные сведения о водителе. Ими являются фамилия и инициалы работника, табельный номер, присвоенный водителю, как работнику организации, номер водительских прав, класс водителя, чья работа будет отражена в конкретном путевом листе.
  • В графе, предполагающей отражение информации о лицензионной карточке, прописываются сведения о виде лицензионной карточки (ограниченная или стандартная), а также указываются ее серия и регистрационный номер.
  • В строке «Прицепы» указывается государственный номерной знак и гаражный номер прицепа или полуприцепа, эксплуатация которых предполагается, с указанием их марки. Что касается обменных прицепов или полуприцепов, то их данные вносятся в эти графы непосредственно в местах их перецепки.
  • В строку «Сопровождающие лица» вносятся личные данные (фамилия, инициалы) лиц, чьей обязанностью является сопровождение автомобиля в процессе выполнения работы. Это может быть грузчик, экспедитор, стажер и т.п.
  • Раздел «Работа водителя и автомобиля» содержит данные о времени выезда транспорта с территории и его возвращении.
  • В разделе «Задание водителю» уполномоченное лицо, как правило, диспетчер, указывает данные о месте назначения заказчика или подразделения, в чье распоряжение направляется водитель.
  • Графа «В чье распоряжение» предполагает указание заказчика, чей заказ и подлежит выполнению соответствующим водителем и автотранспортом.
  • «Время прибытия». Подразумевает четкую фиксацию (в часах и минутах) прибытия заявленного автомобиля в пункт назначения для выполнения разового поручения. Либо фиксация прибытия к месту производства, согласно графику работы автотранспорта в рамках исполнения конкретного договора.
  • В разделах № 20-21 прописывается информация о том, где груз должен быть принят и куда водителю следует его доставить согласно требованиям конкретной заявки или условий договора. Другими словами, эти графы – «Адреса пунктов погрузки и разгрузки».
  • В графе 22 указывают наименование груза, подлежащего перевозке. Соответственно, и название этой графы – «Наименование груза».
  • Количество рейсов, которое потребуется для выполнения задания, определяемого заявкой или разовым заказом, указывается в графе № 23 «Количество поездок с грузом».
  • Протяженность маршрута, в рамках которого будет производиться грузоперевозка, определяется по карте города либо на основании данных дорожных органов. Определяется километраж при помощи курвиметра или по списку расстояний, составленных с учетом данных актов перевозок. Также учет расстояния может опираться на показания спидометра автомобиля при осуществлении сезонных перевозок, зафиксированные актами автотранспортного предприятия и заказчика. Эти данные прописываются в разделе № 24 — «Расстояние».
  • Строка «Перевезти тонн» содержит информацию о количестве требующего перевозки груза заказчику.

Что касается любых изменений в задание водителю, то вносить их может только автотранспортная организация, которой и принадлежит транспортное средство. И только в исключительных случаях, по предварительному согласованию с автотранспортным предприятием, это право может быть доверено заказчику.

  • Лицевая сторона путевого листа содержит графу «Выдать горючее». Именно в ней прописывается необходимое для исполнения заказа количество горючего. Количество необходимых литров топлива заносится в лист прописью, и учитывает неизрасходованный остаток предыдущего дня.
  • В соответствующей графе подписью диспетчера фиксируется достоверность всех указанных в путевом листе данных, включая факт наличия у водителя прав.

Требования к заполнению путевого листа до выезда из гаража

Последовательность внесения данных до момента выезда транспортного средства из гаража также определена.

  • В раздел «Движение горючего» (графы №№ 9, 10 и 11) и в соответствующие строки техником по ГСМ (горюче-смазочным материалам), заправщиком или другим уполномоченным лицом, вносятся данные о количестве выданного горючего.
  • На лицевой стороне путевого лица обязательно наличие отметки о медосмотре. Данная отметка может быть проставлена только лицом, непосредственно производящим предрейсовый медицинский осмотр, цель которого состоит в оценке состояния здоровья водителя, а также о возможности допуска последнего к управлению транспортным средством.
  • Перед выездом автомобиля из гаража на линию, механик КПП (контрольно-пропускного пункта) или ОТК (отдела технического контроля) снимает текущие показания спидометра и вносит их в графу «Показания спидометра» раздела «Работа водителя и автомобиля».
  • Эти же работники АТП фиксируют текущее время выезда транспортного средства и отображают эти данные в графе № 6 путевого листа — «Время фактическое» — при помощи штамп-часов. В случае их отсутствия или неисправности, время заносится вручную. Последовательность отображения данных такова: число, месяц, часы, минуты.
  • «Остаток при выезде» (графа № 12 раздела «Движение горючего») заполняется также механиком КПП или ОТК. Здесь отображается фактический остаток топлива, находящегося в баках транспортного средства при выезде, а также подписью заверяется достоверность указанных сведений.
  • В строках, предназначенных для отображения информации относительно технического состояния автомобиля, механиком ОТК или КПП, посредством подписи отображается ряд фактов. Это как факт передачи водителю транспорта в конкретном техническом состоянии, так и разрешение на выезд за пределы гаража. Водитель данную информацию, а также факт получения автомобиля и задания на выполнение работ, заверяет личной подписью.

Порядок заполнения путевого листа на линии.

К процессу внесения данных в путевой лист грузового автомобиля, находящегося на линии, также предъявляется ряд требований.

  1. Порядок заполнения раздела «Последовательность выполнения задания» для формы № 4-с.
  • Графа № 27 последовательно отображает номера произведенных поездок. Необходимость этого действия обусловлена последующим разнесением приложенных товарно-транспортных накладных по произведенным рейсам.
  • Графы №№ 36-38 («Номера приложенных товарно-транспортных документов (ТТД)») предназначены для отображения грузоотправителем всех номеров ТТД, имеющих отношение к конкретной поездке.
  • Дата и время предъявления путевого листа грузополучателю или грузоотправителю снимаются у въездных ворот либо на КПП в пунктах погрузки-разгрузки и отображаются в графах №№ 28-30. Если контрольно-пропускной пункт либо въездные ворота отсутствуют, то данные графы не заполняются, а время прибытия на пункт разгрузки или погрузки отображается в соответствующем разделе ТТН.
  • Наименование грузоотправителя заносится в графы №№ 39-40. Достоверность указанных в путевом листе сведений и реквизитов, подтверждается росписью и печатью грузоотправителя.
  1. В случае возникновения обстоятельств, вызвавших простой транспорта, заполняется раздел «Простои на линии». Заносит информацию в соответствующие графы работник службы технической помощи, либо лицо, обладающее такими полномочиями. Ими прописываются причины, дата, протяженность во времени простоя. Достоверность указанных данных подтверждается подписями этих лиц.
  2. Находящийся на лицевой стороне раздел «Особые отметки», подлежит заполнению в случае, если фиксации требуют сведения, формой путевого листа не предусмотренные. Это могут быть отметки ГИБДД, всевозможных дорожных служб, отметка об отказе заказчика от загрузки автомобиля и проч.

Порядок занесения данных в путевой лист при возвращении транспорта в гараж

По факту возвращения автомобиля в гараж, принят следующий порядок внесения данных в путевой лист автомобиля:

1. В разделе «Результаты работы автомобиля и прицепов» происходит отображение данных о расходе топлива, времени, проведенном в наряде, количество поездок и заездов, пройденный за время работы километраж, а также объемы осуществленных перевозок.

2. Механиком ОТК или КПП заполняется графа «Остаток при возвращении», находящаяся в разделе «Движение горючего». Здесь же техником по горюче-смазочным материалам, либо другим лицом, обладающим соответствующими полномочиями, делается отметка в графе «Сдано», подтверждающая факт сдачи водителем ГСМ.

3. После того, как водитель сдал транспортное средство механику ОТК или КПП в определенном техническом состоянии (исправном или неисправном), им ставится отметка в графе «Сдано». В свою очередь, механик ОТК или КПП своей подписью визирует прием от водителя автомобиля в том или ином техническом состоянии.

Внесение отметок в путевой лист после его сдачи водителем

Ответственный работник диспетчерской службы, либо другой специалист предприятия, наделенный такими полномочиями, производят заполнение путевого листа по определенным правилам.
1. В раздел «Работа водителя и автомобиля», согласно имеющейся таблице расстояний, диспетчером вносится информация в графу «Нулевой пробег». Тут констатируют километраж, который был пройдет транспортным средством от гаража до первого пункта погрузки, а также от последнего места разгрузки обратно до гаража.

2. Разделом «Движение горючего» предусмотрено несколько граф, требующих заполнения.

Так, в графу «Коэффициент изменения нормы», диспетчером заносятся показатели, отображающие один общий коэффициент изменения нормы расхода горючего. Данный коэффициент применяется на весь день работы автомобиля и связывается с работой автотранспорта, согласно повышенным нормам расхода топлива.

Графы № 16 («Время работы спецоборудования») и № 17 («Время работы двигателя») предполагают внесение данных, подкрепленных соответствующими записями в прилагаемых к путевому листу ТТЛ. Данные записи, как правило, содержат сведения о времени работы спецоборудования, а также о дополнительном времени работы двигателя в особых условиях его эксплуатации. Это может быть, например, вынужденная работа двигателя во время исполнения погрузочно-разгрузочных работ. Необходимость отображения данных сведений необходима для расчета дополнительной нормы расхода топлива. Правильность внесения этой информации подтверждается подписью диспетчера.

3. Следующим шагом является заполнение раздела «Последовательность выполнения задания». Здесь диспетчером отображается общее количество поездок. Запись вносится в графу № 27, ячейка «Всего». А в строке «ТТД в количестве» отображается общее количество сданных водителем товарно-транспортных документов. Водитель в подтверждение достоверности данных о количестве сданных и принятых ТТД ставит свою роспись в графе «Сдал водитель». Диспетчер подтверждает этот факт своей подписью в строке «Принял диспетчер».

Особенности путевого листа грузового автомобиля формы № 4-п

Существует ряд особенностей внесения сведений в путевой лист формы 4-п. Они заключаются в следующем:

  • Раздел «Задание водителю» заполняется диспетчером, согласно заявке или разовому заказу клиента, и требует заполнения следующих граф:

— графа № 18 «В чье распоряжение». Здесь должны быть отображены данные о заказчике, а именно, его наименование и адрес выполнения работ;

— графы №№ 19, 20. Их данные содержат информацию о плановом времени прибытия и убытия автомобиля с задания;

— графа № 21 — предполагаемое количество часов, отведенных на производство работ;

— графа № 22 – предполагаемое количество поездок.

  • Отрывной талон. Его заполнение является обязанностью заказчика. Отрывной талон – основание для выставления автотранспортным предприятием счета заказчику за оказанные услуги.

Порядок заполнения отрывного талона следующий:

— согласно информации, которая содержится в предъявленном водителем путевом листе, заказчик вносит в соответствующие разделы и графы дату выдачи и номер путевого листа; наименование АТП, чьим автотранспортом осуществляется грузоперевозка, а также, указывает марки и государственные номера прибывших ТС;

— в строку «Заказчик» заносит наименование организации, Ф.И.О. лица, в силу должностных обязанностей ответственного за использование автомобиля;

— указывает фактическое время прибытия и убытия транспортных средств, в соответствующие строки;

— заполняет строки «Приложенные ТТД», в которые прописывает номера и количество транспортных документов, один экземпляр которых должен быть приложен к путевому листу;

— в соответствующей строке указывает количество произведенных рейсов;

— заверяет достоверность указанных в соответствующих строках данных своей росписью и печатью.

Стоит отметить, что вся ответственность за верное оформление путевых листов автомобилей возлагается непосредственно на руководителей организации и должностных лиц, в чьи обязанности входит контроль эксплуатации грузового транспорта, а также лиц, принимающих участие в заполнении документа.

Хранение путевых листов, согласно существующим регламентам, должно производиться совместно с ТТД, что позволяет производить их одновременную проверку.

Скачать путевой лист (форма N4-С)

Скачать путевой лист (форма N4-П)

Скачать журнал учета путевых листов (форма N8)

Путевой лист для спецтранспорта — документ не менее важный, чем для других служебных автомобилей. В нем ведут учет расхода топлива, прописывают задание водителю, отмечают перемещение транспорта, рабочее время водителя. Рассказываем, какую форму путевого листа можно взять за основу владельцам спецтранспорта.

К специальным автомобилям относятся автовышки, пожарные машины, автокраны, автобетоносмесители и другие машины. На сегодняшний день существует больше 100 видов спецтранспорта. Единой унифицированной формы для них никогда не существовало. 

Особенности путевых листов для спецтранспорта

У путевых листов спецтранспорта есть несколько особенностей:

  1. Учет ГСМ. Для техники, у которой оборудование неотделимо от ходовой части, например катков, затраты на топливо оформляют в одной графе. А владельцы сложной спецтехники, например автокранов, должны разделять учет ГСМ для шасси и оборудования, которое находится на нем.
  2. Специфические единицы измерения работы. Работа спецтранспорта заключается не только в передвижении из одной точки в другую. Измерять ее можно и в моточасах, объемах вынутого грунта, литрах перекачанной воды и других единицах измерения. Однако вписать такие параметры можно не во все формы путевых листов. 
  3. Отрывные талоны для заказчика. Они нужны для выставления счета, заполняют их владельцы спецтранспорта. Из стандартных форм, разработанных Госкомстатом, отрывные талоны есть только в форме путевого листа № 3 спец, о ней мы рассказываем ниже.

kontur-buhgalteria-activ

Какую форму путевого листа для спецтранспорта выбрать

Это зависит от того, каким видом транспорта пользуется компания, какие реквизиты отмечает для контроля расхода топлива, как регистрирует работу водителя и взаимодействует с заказчиком. 

Универсальный путевой лист для спецтехники

Универсальный путевой лист — бланк № 3 спец. Его составляют в одном экземпляре и используют только для одного или двух заказчиков. Если в течение рабочего дня или смены их будет больше, оформляют новый лист. 

Бланк № 3 спец — универсальная форма путевого листа

Бланк № 3 спец — универсальная форма путевого листа

Бланк № 3 спец — универсальная форма путевого листа

Скачать путевой лист на бланке №3 спец

Путевой лист для трактора

Владельцы тракторов используют бланк № 412-АПК. Ее ввели в 2003 году приказом Минсельхоза России. Бригадир заполняет форму и передает вместе с машиной трактористу под роспись. В течение дня водитель заполняет бланк и в конце смены передает обратно бригадиру.

Бланк № 3 АПК используют владельцы тракторов

Бланк № 3 АПК используют владельцы тракторов

Бланк № 3 АПК используют владельцы тракторов

Путевой лист для строительной техники

Владельцы различной строительной техники используют бланки серии ЭСМ. В основном — ЭСМ-2 или ЭСМ-3. Они направлены на учет работы на объектах строительства. В них регистрируют почасовую работу водителя и техники на базе автомобильного шасси. К ним относятся автокраны, автовышки, миксеры и т.п.

Так выглядит форма путевого листа ЭСМ—2

Так выглядит форма путевого листа ЭСМ—2

Так выглядит форма путевого листа ЭСМ—2

Скачать путевой лист на бланке № ЭСМ-2

Путевой лист для автокрана

Владельцы автокрана используют бланк с красным шрифтом, где прописывают правила техники безопасности для водителя и стропальщика. Многие используют бланк № 3-спец или ЭСМ-2 и добавляют в него красную диагональную полосу и красный штамп с предупреждением либо разрабатывают свой. Например, вот такой:

Бланк с красным шрифтом используют, чтобы прописать правила техники безопасности для водителя и стропальщика

Бланк с красным шрифтом используют, чтобы прописать правила техники безопасности для водителя и стропальщика

Несмотря на то, что в 2008 году унифицированные формы путевых листов отменили и они перешли в разряд рекомендованных, владельцы спецтранспорта продолжают ими пользоваться за неимением лучшего варианта. Независимо от того, какой бланк выберут владельцы, путевой лист должен содержать обязательные реквизиты,  которые утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368  и дополнены Письмом от 03.03.2021 № ДЗ-468-ПГ. 

journal

Подробнее о том, как заполнять путевые листы, читайте в статье «Путевые листы: правила заполнения в 2021 году»

Читать

7. Заполнение реквизитов путевых листов производится последовательно в соответствии с настоящими указаниями и является обязательным для всех государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, имеющих как собственные, так и арендуемые грузовые автомобили.

8. Ответственность за правильное заполнение путевых листов несут руководители предприятий, организаций, учреждений, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа.

Участие водителя в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля.

9. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером автотранспортного предприятия или уполномоченным на то лицом в следующей последовательности:

9.1. На лицевой части путевого листа под названием документа записывается дата его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в диспетчерском журнале.

9.2. В строке «Режим работы» записывается код или наименование режима работы (работа в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, в день субботника, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю.

9.3. В строке «Колонна, бригада» записываются номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель.

В строке «Автомобиль» записываются марка, государственный номер и тип автомобиля, а также его гаражный номер.

9.4. В строке «Водитель» записываются фамилия, инициалы, номер служебного удостоверения и класс водителя, работающего по данному путевому листу. В строке «Табельный номер» записывается номер, присвоенный водителю в автопредприятии.

9.5. В строках «Прицепы» записываются марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцепов записываются по этим строкам в местах их перецепки.

9.6. В строке «Сопровождающие лица» записываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.).

9.7. В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графах 2 и 3 записывается время (часы и минуты) выезда и возвращения автомобиля по графику.

9.8. В разделе «Задание водителю» в графе 16 «В чье распоряжение» на основании заявки или разового заказа заказчика записывается наименование заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания.

9.9. В графе 17 «Время прибытия» записывается время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора.

9.10. В графах 18 «Откуда взять груз» и 19 «Куда доставить груз» записываются адреса пунктов погрузки и разгрузки согласно заявке, разового заказа заказчика или по условиям договора.

9.11. В графе 20 «Наименование груза» записывается наименование предъявляемого к перевозке груза на основании заявки или разового заказа заказчика.

9.12. В графе 21 «Количество ездок с грузом» на основании заявки или разового заказа записывается количество ездок с грузом, необходимое для выполнения задания.

9.13. В графе 22 «Расстояние» записываются расстояния перевозок грузов, определяемые по данным дорожных органов, или по карте района (плану города) при помощи курвиметра, или по списку расстояний, составленному на основании актов замера или по показателям спидометра автомобиля (на сезонных перевозках), зафиксированным актом автотранспортного предприятия или организации и заказчика.

9.14. В графе 23 «Перевезти тонн» записывается количество груза, которое необходимо перевезти для заказчика.

Право изменения задания, указанного в разделе «Задание водителю», имеет только автотранспортное предприятие. Лишь в исключительных случаях заказчик может по согласованию с автотранспортным предприятием изменить задание с соответствующей записью в строках «Особые отметки». В этой же строке производится запись в случаях использования автомобиля по специальному назначению (органами милиции, врачами и т.д.).

9.15. На лицевой стороне путевого листа в строке «Выдать горючее» записывается прописью количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего предыдущего дня работы.

9.16. В строке «Подпись диспетчера» диспетчер своей подписью удостоверяет правильность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения.

10. Заполнение путевого листа до выезда из гаража производится в следующей последовательности:

10.1. В разделе «Движение горючего» в графах 7, 9 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче — смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное на то лицо записывает количество выданного горючего, а также серии и номера выданных талонов на горючее и удостоверяет эти записи своей подписью.

Количество горючего, выданного талонами, приравнивается к горючему, выданному в натуре.

10.2. На лицевой стороне врачом или другим медицинским работником при осуществлении предрейсового медицинского осмотра подписью удостоверяется состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем.

10.3. В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 5 «Показания спидометра» механик контрольно — пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 «Время фактическое» штамп — часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража. В случае неисправности или отсутствия штамп — часов время записывается вручную в следующей последовательности: число, месяц, часы, минуты.

10.4. В разделе «Движение горючего» в графе 10 «Остаток при выезде» механик КПП или ОТК записывает количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильность всех сделанных записей удостоверяет подписью в этой графе.

10.5. В строке «Подпись механика» механик КПП или ОТК удостоверяет подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража, а в строке «Подпись водителя» — водитель подписью удостоверяет принятие автомобиля в технически исправном состоянии и получение задания на работу.

11. Заполнение путевого листа на линии производится в следующей последовательности.

В разделе «Последовательность выполнения задания» формы N 4-с:

11.1. В графе 24 грузоотправитель записывает последовательно номера выполненных ездок. Запись предназначена для разнесения прилагаемых товарно — транспортных документов по ездкам.

11.2. В графе 25 «Номера приложенных товарно — транспортных накладных» грузоотправителем записываются все номера товарно — транспортных накладных, относящихся к данной ездке.

11.3. В графе 26 «Время прибытия» проставляется время (часы и минуты) предъявления шофером путевого листа грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно — пропускном пункте в пунктах погрузки или разгрузки (кроме станций железных дорог).

При отсутствии въездных ворот или контрольно — пропускного пункта указанная графа не заполняется, время прибытия в пункт погрузки или разгрузки проставляется в товарно — транспортной накладной (ТТН).

11.4. В графе 27 «Подпись и печать» грузоотправитель расписывается и ставит печать, подтверждая правильность заполненных им реквизитов путевого листа.

12. Графа 28 «Отметки автопредприятия» может использоваться автопредприятием для отражения дополнительных учетных показателей работы автомобиля и прицепа.

13. В разделе «Простои на линии» работник службы техпомощи или уполномоченное на то лицо в соответствующих графах записывает причину простоя, дату и время начала и окончания простоя и удостоверяет эти записи своей подписью.

14. В строках «Особые отметки» на лицевой стороне записываются сведения, не предусмотренные формой путевого листа (отметки органов Госавтоинспекции, заказчиков при отказе от загрузки автомобиля, различных дорожных служб и т.п.).

15. При возвращении автомобиля в гараж заполнение путевого листа производится в следующей последовательности:

15.1. В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 6 механик КПП или ОТК записывает или проставляет штамп — часами фактическое время возвращения автомобиля в гараж (число, месяц, часы, минуты) и заполняет графу 5 «Показания спидометра».

15.2. В разделе «Движение горючего» механик КПП или ОТК заполняет графу 11 «Остаток при возврате» и расписывается под ней.

15.3. В разделе «Движение горючего» заправщик, техник по ГСМ или уполномоченное на то лицо при сдаче водителем талонов на ГСМ заполняет графу 12 «Сдано» и расписывается под ней.

15.4. В строке «Сдал» водитель подписью удостоверяет сдачу автомобиля механику КПП или ОТК в технически исправном (неисправном) состоянии. Механик КПП или ОТК в строке «Принял» подписью удостоверяет правильность заполнения граф 5 и 6 строки «Возвращение в гараж» раздела «Работа водителя и автомобиля» и прием автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии.

16. После сдачи водителем путевого листа диспетчер или другое уполномоченное на то лицо заполняет его в следующей последовательности:

16.1. В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 4 «Нулевой пробег» по таблице расстояний записывает расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до гаража.

16.2. В разделе «Движение горючего» в графе 13 «Коэффициент изменения нормы» записывает один общий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расхода горючего, связанного с работой автомобиля по повышенной норме расхода горючего, в графе 14 «Время работы спецоборудования» и графе 15 «Время работы двигателя» на основании соответствующих записей в приложенных к путевому листу ТТН записывает соответственно время работы спецоборудования и дополнительное время работы двигателя в особых условиях эксплуатации (работа двигателя, вращающего погрузочно — разгрузочные механизмы и т.п.). Эти реквизиты необходимы для определения дополнительной нормы расхода горючего. Правильность заполнения данных реквизитов диспетчер заверяет подписью под соответствующими графами.

16.3. В разделе «Последовательность выполнения задания» диспетчер в графе 24 записывает общее количество ездок, а в строке «ТТН в количестве» — общее количество сданных товарно — транспортных накладных. За общее количество сданных и принятых товарно — транспортных накладных водитель расписывается в строке «Сдал водитель», а диспетчер — в строке «Принял диспетчер».

Путевой лист — это документ, с помощью которого организации и ИП контролируют работу водителей. Еще одно его назначение — подтверждение расходов на ГСМ для целей налогового учета. Какие обязательные реквизиты должен содержать путевой лист? Как правильно вносить в него записи? Для чего желательно указать в путевом листе время и длительность стоянок, маршрут движения и иные дополнительные сведения? На эти и другие вопросы нам ответили эксперты программы «Путевые листы и ГСМ» компании СКБ Контур.

Какую форму использовать

Постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78 были утверждены унифицированные формы путевых листов для легкового автомобиля, легкого такси, грузового автомобиля, специального автомобиля, а также автобусов. С 1 января 2013 года эти формы стали необязательными. Тем не менее, некоторые транспортные предприятия до сих пор продолжают использовать эти бланки (например, форму путевого листа для грузового транспорта № 4-П).

Индивидуальные предприниматели до 2008 года применяли формы путевых листов, утвержденные приказом Минтранса от 30.06.2000 № 68 (например, форму № ПГ-1 для грузового автомобиля). Позднее эти бланки были отменены.

Таким образом, сегодня организация или ИП вправе самостоятельно разработать форму путевого листа. При этом важно, чтобы такой документ содержал все обязательные реквизиты, которые указаны в приказе Минтранса от 11.09.20 № 368 (далее — приказ № 368; см. «С 2021 года путевые листы придется заполнять по‑новому»).



Путевые листы




Заполнить путевой лист со всеми обязательными реквизитами в специальном сервисе


Попробуйте бесплатно



Кто должен вести путевые листы

Согласно приказу Минтранса № 368, путевые листы применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие транспортные средства (ТС).

Обязательный список реквизитов

Путевой лист (ПЛ), оформленный для легкового, грузового, специального транспорта и автобусов должен содержать следующие обязательные реквизиты (см. «Как оформить путевой лист по действующим в 2021 году правилам»):

  • наименование и номер документа;
  • срок действия ПЛ;
  • реквизиты собственника;
  • данные о ТС;
  • сведения о водителе;
  • информация о перевозке.



Путевые листы


Заполнить и распечатать путевой лист со всеми обязательными реквизитами



Наименование и номер

В шапке путевого листа указывается тип транспортного средства, например «Путевой лист грузового автомобиля». Нумерация ведется в хронологическом порядке. Она может быть сквозной на протяжении года или начинаться заново каждый месяц. Номер путевого листа может содержать буквенные и цифровые префиксы, символы-разделители и т.п. Важно, чтобы в каждом следующем документе значащая часть номера увеличивалась на единицу.

Срок действия путевого листа

В шапке путевого листа обязательно обозначается дата его действия. Если ПЛ оформляется на несколько дней, проставляются даты начала и окончания срока его использования. Обычно пишут так: «Путевой лист грузового автомобиля № … от …» или «Путевой лист грузового автомобиля № … (действителен) с … по …».

Сведения о собственнике

Если собственником транспортного средства является юридическое лицо, нужно указать:

  • организационно-правовую форму в соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК 028-2012 (утв. приказом Росстандарта от 16.10.12 № 505-ст, действует в редакции от 24.10.18);
  • полное наименование организации, приведенное в учредительных документах;
  • фактический адрес местонахождения;
  • номер телефона;
  • номер ОГРН из свидетельства о регистрации юрлица.

Если собственником транспортного средства является индивидуальный предприниматель, нужно указать:

  • ФИО;
  • почтовый адрес;
  • номер телефона;
  • номер ОГРН из свидетельства о регистрации ИП.



Фокус


Бесплатно узнать или проверить свой ОКПО, ИНН и другие коды



Сведения о транспортном средстве

К ним относятся:

  • тип транспортного средства;
  •  марка, модель, государственный номер ТС, а если дополнительно эксплуатируется прицеп — то еще моель, марка, госномер прицепа;
  • пробег ТС на момент выезда с парковки и на момент возвращения (по одометру);
  • дата и время предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС;
  • дата и время выезда с парковки и возарщения обратно.

Сведения о водителе

Они включают в себя:

  • ФИО;
  • даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Эти сведения заверяются подписями уполномоченных медицинских работников.

Также см.: «Медосмотр водителей: как правильно проставить отметку в путевом листе»; «Медицинские осмотры работников в 2022 году: кто должен проходить, как часто и в каких целях».

Внимание!

Данные о транспортном средстве, о водителе и о собственнике ТС должны быть заверены подписями ответственных лиц с расшифровками. ИП вправе поставить свой автограф.

Необязательные сведения

Обычно в путевых листах указывают следующую дополнительную информацию.

Нормативный расход топлива отображают для того, чтобы обосновать расходы на ГСМ и отнести их к затратам, уменьшающим налоговую базу при расчете налога на прибыль. Дополнительно можно внести данные о перерасходе или экономии топлива, и обозначить объем и стоимость заправок во время рейса.



Путевые листы




Ведите учет расхода ГСМ по действующим правилам


Попробовать бесплатно



Также для того, чтобы обосновать расходы на ГСМ и подтвердить реальность поездки для целей налогового учета, целесообразно указать в путевом листе сведения о маршруте движения транспорта. При этом недостаточно вписать адреса контрольных точек маршрута, время следования в пути и пройденное расстояние — нужна запись, подтверждающая факт использования ТС в производственных целях (наименование груза, сведения о заказчике и т.п.)

Отметим, что путевой лист — это не единственный документ, которым можно оправдать затраты на ГСМ. Также для этих целей допустимо использовать, например, акты списания и акты выполненных работ.

Обратите внимание: чиновники не всегда признают, что путевой лист априори является документом, подтверждающим расходы на топливо (письмо Минфина от 16.06.11 № 03-03-06/1/354). Поэтому если ваша организация не является автотранспортным предприятием, желательно прописать в приказе по учетной политике положение об использовании путевых листов в качестве оправдательных документов при списании производственных затрат на ГСМ. В противном случае налоговики могут не принять ПЛ во внимание.

Также см.:

«Практические советы по учету и списанию ГСМ»;

«Затраты на ГСМ: какую сумму можно учесть при расчете налога на прибыль?»;

«Обязательно ли указывать маршрут в путевом листе: разъяснения Минтранса и судебная практика».



Путевые листы


Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в специальном сервисе



Интерес к путевым листам могут проявлять не только налоговики, но и контролеры из трудовой инспекции. Поэтому, помимо прочего, ПЛ должен подтверждать, что водитель (водители при посменной работе) во время рейса соблюдал предписанные законодательством нормативы труда и отдыха. Для этого в разделе «Маршрут движения» или в отдельном приложении к путевому листу нужно указать время и длительность стоянок. Эти показатели должны соответствовать нормативам по пересменкам и перерывам для приема пищи и отдыха. Такие нормы содержатся в приказе Минтранса от 16.10.20 № 424 (см. «Минтранс ввел новые требования к режиму труда и отдыха водителей»). Соответствующие положения надо закрепить в коллективном договоре или соглашении, оформленном по правилам Трудового кодекса.

При этом следует помнить, что путевой лист не является документом, который служит подтверждением реального рабочего времени водителя для целей расчета зарплаты и для урегулирования других взаимоотношений работника с работодателем. На это указано в Апелляционном определении Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.01.18 по делу № 33-567/2018.

Также см.: «С 1 января вводятся новые нормы труда и отдыха для водителей грузовиков и автобусов».

Как заполняется путевой лист

Перечислим некоторые особенности составления путевых листов. Так, очевидно, что путевой лист оформляется перед выездом водителя на маршрут. Если этого документа не будет, инспектор выпишет штраф.

Отметки о предсменном техническом контроле ставятся вместо отметки о предрейсовом контроле в случае, когда водитель совершает несколько рейсов за смену по одному путевому листу.

При посменной работе нескольких водителей на одном транспортном средстве путевые листы можно выписать на каждого из них. Но делать это необязательно, так как в одном ПЛ можно указать несколько водителей.

Если составляется несколько путевых листов, время выезда и показания одометра на выезде можно отметить в первом из них, а время возвращения и новое значение пробега — в последнем.



Путевые листы


Получить демо‑версию сервиса «Путевые листы и ГСМ»



Где регистрируется путевой лист

Путевые листы регистрируются в специальном журнале. Ранее для этого следовало использовать форму № 8 «Журнал учета движения путевых листов» (код по ОКУД 0345008), которая была утверждена постановлением Госкомстата от 28.11.97 № 78. С 1 января 2013 года применять типовые формы первичных учетных документов необязательно. Поэтому сейчас организации и ИП вправе разработать собственные формы журнала регистрации путевых листов. Однако многие продолжают пользоваться унифицированным бланком № 8.

Оформленные путевые листы подшиваются в папки и хранятся не менее пяти лет.

Путевой лист специального автомобиля — форма 3-спец является одним из необходимых первичных документов для лиц, использующих авто, предназначенные для выполнения специальных функций. Рассмотрим, каковы нюансы применения этой формы.

Что такое специальный автомобиль

Прежде всего, определимся с сущностью термина «специальный автомобиль». Сделать это можно, проведя аналогию с определением специального транспортного средства, которое приведено в ст. 6 Технического регламента ТС, утвержденного решением Комиссии ТС от 09.12.2011 № 877.

В данном международном соглашении, действующем в том числе в РФ, под спецтранспортом понимается транспортное средство, используемое для выполнения специальных функций, для которых требуется применение специального оборудования. Комиссия Таможенного союза также перечисляет примеры соответствующих автомашин:

  • автокраны;
  • пожарные автомобили;
  • эвакуаторы;
  • автомобили с подъемниками и т. д.

Бланки путевых листов для спецтехники

Госкомстат РФ в постановлении от 28.11.1997 № 78 ввел в деловой оборот транспортных предприятий ряд унифицированных форм путевых листов. В числе таковых — форма 3-спец (путевой лист специального автомобиля).

ВАЖНО! С 01.01.2013 использование унифицированных форм документов необязательно. Организации вправе разработать собственные бланки со всеми обязательными реквизитами первичных документов и утвердить их в учетной политике. А с 01.01.2022 вступил в силу ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», который устанавливает перечень реквизитов первичных документов, их форматы в электронном виде и порядок работы с ними. Положение о том, что документы следует хранить только на территории РФ, вступает в силу с 01.01.2024 года. Подробнее об этом мы писали в статье.  

Как правило задействовать альтернативные унифицированным формам бланки путевых листов нет смысла: во-первых, предприятию нужно будет потратить время на их разработку, а во-вторых, необходимо обеспечить соответствие структуры путевого листа требованиям, которые также содержатся в приказе Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368. Это документ, положения которого обязательны к применению с 01.01.2021. А с 01.09.2021 при заполнении путевых листов нужно также учитывать новые правила технического контроля автомобилей, утв. приказом Минтранса от 15.01.2021 № 9. Подробнее см. здесь. До 2021 года применялись нормы из приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Но если вы все же решили разработать собственный бланк, он должен содержать обязательные реквизиты. Какие именно, узнайте в экспертном мнении КонсультантПлюс, получив пробный доступ бесплатно.

Форма 3-спец полностью удовлетворяет критериям указанного приказа Минтранса, поэтому на практике российские транспортные фирмы продолжают пользоваться именно ею.

Такая форма может быть применена как:

  • первичный документ, посредством которого бухгалтер компании может списать расходы на ГСМ;
  • документ для исчисления зарплаты водителю;
  • документ, используемый как источник сведений для составления счета на оплату транспортных услуг заказчику спецавтомобиля.

Кроме того, путевой лист — это документ, который должен быть предъявлен водителем сотруднику ДПС по требованию в ходе проверки документов.

ВАЖНО! С 2023 года вводятся в действие электронные путевые листы. Подробнее об этом мы писали в материале.

О том, каким будет наказание за отсутствие путевого листа, читайте здесь.

Где можно скачать путевой лист специального автомобиля 3-спец

Вы можете скачать бесплатно бланк путевого листа специального автомобиля, кликнув по картинке ниже:


Бланк путевого листа специального автомобиля по форме 3 спец.

Бланк путевого листа специального автомобиля по форме 3 спец.

Скачать

Скачать образец путевого листа формы 3-спец в 2022 году можно в КонсультантПлюс, получив пробный демо-доступ к системе К+:

Скачать бесплатно форму 3-спец в К+

О том, сколько нужно хранить такой документ, как путевой лист, читайте в материале «Какой срок хранения у путевых листов (нюансы)?».

Как выписать путевой лист на месяц, мы рассказывали в статье «Путевой лист на месяц 2022 года».

В чем отличие формы 3-спец от формы 6-спец

Постановлением № 78 утвержден еще и такой бланк, как форма 6(спец).

Однако отношения к специальным авто форма 6(спец) не имеет. Она предусмотрена для владельцев автобусов необщего пользования и не предполагает использования в качестве первичного документа лицами, имеющими специальные автомобили.

О применении формы 6(спец) подробнее читайте в статье «Путевой лист автобуса необщего пользования – форма 6».

Итоги

Предприятия и ИП вправе использовать унифицированную форму путевого листа или бланк, разработанный собственными силами. В любом случае выбранный вариант следует утвердить в учетной политике.

Путевой лист — это документ для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. Он нужен, чтобы списывать топливо в состав расходов.

Путевой лист оформляет собственник или владелец транспортного средства, если транспорт передается во временное пользование или сдается в аренду — арендодатель. На каждое ТС нужно заполнять отдельный документ.

На этой странице — образец заполнения путевого листа, а также все актуальные требования.

Форма путевого листа в 2023 году

Обязательного бланка путевого листа нет. Есть форма, которую можно самостоятельно доработать: добавить или убрать ненужные поля.

Составлять путевые листы должны индивидуальные предприниматели и организации всех форм собственности, которые используют транспорт в своей деятельности.

Бланк путевого листа надо закрепить в учетной политике.

Проверьте, что форма, которую вы используете, соответствует всем требованиям. О них — далее.

Путевые листы: что учитывать

Правила оформления путевых листов утверждает Минтранс. Они действуют для юрлиц и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Обратите внимание на изменения в правилах с 1 марта 2023:

  • Перевозчиков освободили от обязанности вести журнал регистрации путевых листов.
  • Путевые листы можно либо оформлять в бумажном виде, либо формировать электронные согласно ФЗ от 06.03.2022 № 39.
  • Обновили состав обязательных реквизитов путевого листа, о них — далее.

Обязательные реквизиты путевого листа

Минтранс перечислил обязательные реквизиты путевого листа в Приказе от 28.09.2022 г. № 390. Они действуют с 1 марта 2023 до 1 марта 2029 года.

Чтобы получить допуск к эксплуатации транспортного средства, а потом списать топливо в расходы, надо указывать следующую информацию.

Срок действия документа

Период, в течение которого водитель может ездить по этому путевому листу.

Информация о лице, оформившем документ

Юрлицо указывает полное наименование — название и организационно-правовую форму, адрес в пределах местонахождения, номер телефона и ОГРН.

ИП — ФИО, адрес регистрации по месту жительства, номер телефона и ОГРНИП.

Информация о ТС

Во-первых, сведения о транспортном средстве включают тип — легковое или грузовое, марку, модель и госномер.

Во-вторых, техническое состояние. Ответственный за техконтроль сотрудник:

  • заполняет дату и время проведения контроля технического состояния транспортного средства;
  • заполняет дату и время выпуска автомобиля на линию;
  • проставляет отметку «выпуск на линию разрешен» или «выпуск на линию не разрешен».

Здесь же вписываются показания одометра:

  • при выезде с парковки и возвращении на нее после смены;
  • при приеме-сдачи транспортного средства следующему водителю в конце рабочего дня;
  • при приеме-сдаче транспортного средства следующему водителю в конце смены, если на одно ТС формируется несколько путевок.

Если один автомобиль используют несколько водителей, показания одометра в момент передачи заполняет и заверяет подписью водитель, принимающий ТС. Для электронного путевого листа это делает сотрудник организации, у которого есть усиленная электронная подпись.

Информация о водителе / водителях ТС

ФИО и сведения о предсменном / предрейсовом и послесменном / послерейсовом медосмотре.

Данные о медосмотре — дату и время проведения — заполняет медработник и заверяет своей подписью. Если это электронный документ — использует УКЭП или УНЭП, сформированную на Госуслугах.

Также медработник ставит пометку:

  • по результатам предсменного, предрейсового медосмотра — «прошел предсменный медосмотр, к выполнению трудовых обязанностей допущен»;
  • по результатам послесменного, послерейсового медосмотра — «прошел послерейсовый медосмотр».

Вид перевозки

Варианты: коммерческая, для собственных нужд, передвижение о работа спецтранспорта.

Примеры коммерческих перевозок:

  • регулярная перевозка пассажиров и багажа;
  • перевозка пассажиров и багажа по заказу;
  • перевозка пассажиров и багажа легковыми такси;
  • перевозка грузов по договору перевозки или фрахтования;
  • организованные автобусные перевозки детских групп.

Вид сообщения

Варианты:

  • городское; — в пределах населенного пункта
  • пригородное — между населенными пунктами с расстоянием между ними до 50 км;
  • междугороднее — между населенными пунктами с расстоянием между ними более 50 км.

Образец заполнения путевого листа для легкового автомобиля

Так как обязательной формы бланка нет, за основу можно использовать форму № 3, главное — указать все обязательные реквизиты.

Путевой лист

Образец заполнения путевого листа для грузового автомобиля

Форму бланка путевого листа грузового автомобиля выбирают в зависимости от того, как работает компания. Унифицированного варианта нет. Можно выбрать:

  • Форму N 4-с. Ее используют в компаниях, которые оплачивают труд водителей сдельно.
  • Форму N 4-п. Этот документ применяют, чтобы учитывать рабочее время водителя, который получает деньги за отработанный период.

Путевой лист

Срок действия путевого листа

Путевой лист нужно оформить или сформировать в электронном виде до выпуска транспортного средства на линию.

Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов.

Продолжительность рейса Когда оформлять Срок действия

В день делается один или несколько рейсов в течение смены

До старта первого рейса

В течение дня

Рейс продолжается больше одной смены

До начала рейса

На срок рейса или на число календарных дней, на которые приходится смена

Если одно ТС используют посменно несколько водителей, для каждого водителя можно оформить свой путевой лист на одну машину.

Путевой лист для ИП нужно составлять перед каждой поездкой. Нельзя оформлять путевой лист на месяц. Образец используется тот же, что и выше.

Штраф за отсутствие путевого листа

Путевой лист подтверждает маршрут следования ТС, его техническую исправность, способность водителя управлять авто.

Документ могут проверить представители Минтранса, ГИБДД, Роструда и Росздравнадзора. Если его нет — штраф за отсутствие путевого листа грозит как водителю, так и организации. Его размер варьируется от 500 до 30 000 рублей.

Кроме того, путевые листы проверяют сотрудники трудовой инспекции и ИФНС, по ним они отслеживают соблюдение работодателем норм трудового законодательства, правильность начисления зарплаты и соблюдение норм списания ГСМ.

На практике получается так: в дороге могут потребовать права, регистрационные документы и документы на право владения, пользования, распоряжения ТС.

Таким образом, у водителя могут спросить полис ОСАГО, путевой лист, разрешительные документы на перевозимый груз. Например, разрешение нужно для перевозки лома или отхода цветных металлов. Если водитель не указан в полисе ОСАГО, лучше выписать ему доверенность.

Подробно о нарушениях и штрафах — в таблице:

Нарушение Кто проверяет и штрафует Нормативный документ Размеры штрафов

Водитель работает без путевого листа

ГИБДД

Ст. 12.3, 12.31.1 КоАП

Водитель — 500 руб.
Директор — 20 тыс. руб.
Юрлицо и ИП — 100 тыс. руб.

Путевой лист не подтверждает расходы на работу ТС

ФНС

НК РФ, ст. 122

20% от доначисленного налога

Нет отметки о медосмотре

ГИБДД или Минтранс

Ст. 12.31.1 КоАП

Водитель — 3 тыс. руб.
Директор — 5 тыс. руб.
Юрлицо — 30 тыс. руб.

Роструд

Ст. 5.27 КоАП

Директор — от 15 до 25 тыс. руб.
Юрлицо — от 110 до 130 тыс. руб.
ИП — 15-25 тыс. руб.

Росздравнадзор

Ст. 11.32 КоАП

Водитель — 1 000 — 1 500 руб.
Директор — 2-3 тыс. руб.,
Юрлицо и ИП — 30-50 тыс. руб.

Нет отметки о техническом контроле

ГИБДД или Минтранс

Ст. 12.31.1 КоАП

Водитель — 3 тыс. руб.
Директор — 5 тыс. руб.
Юрлицо — 30 тыс. руб.

Часто задаваемые вопросы

Отвечаем на распространенные вопросы.

Нужен ли путевой лист для ИП?

Да. Путевые листы для ИП на своем авто должен выписывать сам предприниматель. Это новое правило Минтранса 2021 года. Если ИП, владеющий автомобилем, одновременно и водитель, он должен оформлять путевой лист на себя.

Можно ли использовать электронный путевой лист?

Да, с 1 марта 2023.

В этом случае сотрудники, которые его заверяют, обязаны использовать электронную подпись — УКЭП или УНЭП.

Сколько составляет срок хранения путевых листов в организации?

Путевые листы и журнал их учета надо хранить пять лет.

Какой бланк путевого листа легкового автомобиля лучше использовать?

Лучше взять путевой лист по форме 3. Сегодня эту форму используют чаще всего и дорабатывают при необходимости. Скачать образец можно выше в этой статье.

Кто имеет право подписывать путевые листы?

Сотрудник, который отвечает за путевые листы, контроллер техсостояния машины, медработник. В небольших компаниях обычно за диспетчера подписывает бухгалтер, а за механика — водитель.

На какой срок выдается путевой лист?

Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одной смены.

Добавить в «Нужное»

Путевые листы с 1 марта 2023 года: новые правила

Минтранс утвердил новый перечень сведений, указание которых обязательно в путевых листах, а также новый порядок оформления путевых листов (Приказ Минтранса России от 28.09.2022 N 390 (далее – Порядок)).

Путевые листы: когда применяются новые правила

Вышеупомянутый приказ Минтранса вступает в силу с 01.03.2023. С этой же даты утрачивает силу ныне действующий порядок заполнения путевых листов, утвержденный Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368. Таким образом, путевые листы нужно оформлять по новым правилам именно с 01.03.2023.

О требованиях к путевым листам, действующим до 01.03.2023, можно прочитать в отдельной консультации.

Новые путевые листы: перечень обязательных реквизитов

Покажем в таблице перечень обязательных сведений нового путевого листа.

Обязательные сведения Комментарий
Сведения о сроке действия путевого листа Путевой лист должен содержать дату (число, месяц, год), в течение которой он может быть использован. Если же путевой лист оформляется более чем на один календарный день, то в нем должны быть даты начала и окончания срока, в течение которого этот путевой лист может быть использован
Сведения о лице, оформившем путевой лист Эти сведения должны включать:

  • полное наименование, адрес в пределах местонахождения, номер телефона, ОГРН – для организации;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, номер телефона, ОГРНИП – для ИП
Сведения о транспортном средстве (ТС) Здесь необходимо указать:

  • тип, марку и модель транспортного средства согласно ПТС. А если транспорт используется с прицепом/полуприцепом, то в путевом листе нужно указать его марку и модель;
  • государственный регистрационный номер ТС и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев), а также регистрационный номер прицепа/полуприцепа, если ТС используется с ним;
  • дату (число, месяц, год), время (часы, минуты) и результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС (если проведение такого контроля обязательно в силу законодательства);
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска ТС на линию и его возвращения;
  • показания одометра (полные километры пробега):
  • при выезде ТС с парковки, предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании рабочего дня (смены) водителя транспортного средства;
  • при заезде ТС на парковку по окончании рабочего дня (смены) водителя;
  • при приеме-сдаче ТС последующему водителю по окончании рабочего дня (смены) предыдущего водителя. Эти сведения должны содержаться при оформлении нескольких путевых листов на одно ТС.
Сведения о водителе (водителях) ТС В путевом листе нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя;
  • дату (число, месяц, год), время (часы, минуты), результат проведения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медосмотра. Эта информация отражается, если обязательность проведения таких осмотров предусмотрена законодательством.
Сведения о виде перевозки Здесь указывается один из следующих видов перевозки:

  • коммерческие перевозки;
  • перевозки для собственных нужд;
  • передвижение и работа специальных транспортных средств (п. 6 ТР ТС 018/2011).

Причем если речь идет о коммерческой перевозке, нужно указать, какая именно это перевозка:

  • регулярная перевозка пассажиров и багажа;
  • перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования (в том числе по договору аренды ТС с экипажем);
  • перевозка пассажиров и багажа по заказу;
  • перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
  • организованная перевозка групп детей автобусами (если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования).
Сведения о виде сообщения Указывается один из видов сообщения:

  • городское;
  • пригородное;
  • междугороднее.

Владелец транспортного средства, помимо указания приведенных выше сведений, вправе дополнить путевой лист сведениями, учитывающими особенности его деятельности, связанными с перевозкой пассажиров/багажа/грузов (п. 2 Порядка).

Путевой лист: порядок оформления

Приведем правила оформления путевого листа.

Правило 1. Путевой лист оформляется либо на бумаге, либо в электронном виде (п. 9 Порядка).

Правило 2. Путевой лист должен оформляться владельцем ТС на каждое транспортное средство, осуществляющее движение по дорогам при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Если ТС предоставляется во временное владение и пользование по договору аренды ТС с экипажем, то в этом случае путевой лист оформляет арендодатель (п. 10 Порядка).

Правило 3. Путевой лист должен быть оформлен до выпуска ТС на линию (п. 11 Порядка).

Правило 4. Можно оформить несколько путевых листов на одно ТС отдельно на каждого из водителей.

Правило 5. Даты, время проведения предсменных/предрейсовых и послесменных/послерейсовых медосмотров водителя должны быть проставлены медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверены его собственноручной подписью на бумажном путевом листе либо УКЭП или УНЭП (п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ), если формируется электронный путевой лист (п. 12 Порядка). Кроме того, указываются:

  • ФИО медработника;
  • наименование медицинской организации (если медработник состоит в штате такой организации);
  • серия, номер, дата выдачи и срок окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медосмотров.

Результатом проведения предсменного/предрейсового медосмотра водителя является отметка «прошел предсменный медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Эта отметка проставляется в путевом листе медработником при вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и/или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению водителем его трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

После проведения послесменного/послерейсового медосмотра водителя медработником в путевом листе ставится отметка «прошел послерейсовый медицинский осмотр». Это отметка свидетельствует об отсутствии признаков воздействия вредных и/или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья водителя, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Правило 6. Даты и время выпуска ТС на линию, а также даты, время и результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию ТС (п. 13 Порядка). Такое лицо назначается приказом руководителя организации или ИП (предприниматель может взять и на себя функции ответственного лица). Даты, время, результат проведения контроля заверяются собственноручной подписью ответственного лица (если путевой лист оформляется на бумаге) или УКЭП/УНЭП (при формировании электронного путевого листа) с указанием его ФИО.

Если при предрейсовом/предсменном контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в порядке организации и проведения предрейсового/предсменного контроля технического состояния ТС, утверждаемом Минтрансом в соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, на основании соответствующей записи, внесенной в журнал регистрации результатов контроля технического состояния ТС, ответственное лицо ставит в путевой лист отметку «выпуск на линию разрешен». В противном случае в путевом листе ставится отметка «выпуск на линию не разрешен».

Правило 7. Даты, время и показания одометра при выезде ТС с парковки и его заезде обратно проставляются уполномоченным лицом, назначаемым приказом руководителя организации или ИП (таким лицом может быть и сам ИП, если он совмещает обязанности водителя) (п. 14 Порядка). Даты, время и показания заверяются собственноручной подписью уполномоченного лица (при составлении бумажного путевого листа) или УКЭП/УНЭП (при составлении электронного путевого листа) с указанием его ФИО.

Если на одно ТС оформляется несколько путевых листов отдельно на каждого водителя, то дата, время и показания одометра при приеме-сдаче ТС последующему водителю по окончании рабочего дня (смены) предыдущего водителя:

  • проставляются и заверяются собственноручной подписью водителя, принимающего ТС, с указанием его ФИО – при оформлении бумажных путевых листов должны быть;
  • УКЭП/УНЭП уполномоченного лица с указанием его ФИО – при формировании электронных путевых листов.

Правило 8. Если организация/ИП использует электронные путевые листы, то при приеме груза для перевозки перевозчик или водитель ТС должен предъявить для сверки грузоотправителю или электронный путевой лист, или его бумажную копию (п. 15 Порядка).

Новый путевой лист: бланк

Актуальной законодательно установленной формы путевого листа нет. Организациям/ИП нужно ее разработать самостоятельно. За основу можно взять унифицированные формы (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78), дополнив их необходимыми сведениями.

Например, в качестве основы можно взять:

  • путевой лист легкового автомобиля (Типовая межотраслевая форма N 3) (ОКУД 0345001);
  • путевой лист легкового такси (Типовая межотраслевая форма N 4) (ОКУД 0345003);
  • путевой лист грузового автомобиля (Типовая межотраслевая форма N 4-С) (ОКУД 0345004);
  • путевой лист грузового автомобиля (Типовая межотраслевая форма N 4-П) (ОКУД 0345005).

Утвержденную организацией/ИП форму путевого листа необходимо закрепить в учетной политике.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

  • Время работы станции метро проспект ветеранов
  • Время работы строительного рынка в новокосино
  • Время работы тандема во владимире в праздники
  • Время работы техподдержки майкрософт в россии
  • Время работы тинькофф банка в праздничные дни

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии