Время работы системы оповещения при пожаре

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;

3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;

4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;

5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;

6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;

7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

2. Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.

4. В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.

5. При разделении здания и сооружения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания и сооружения.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

7. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Технические средства, используемые для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей из здания, сооружения при пожаре, должны быть разработаны с учетом состояния здоровья и возраста эвакуируемых людей.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Звуковые сигналы оповещения людей о пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.

10. Звуковые и речевые устройства оповещения людей о пожаре не должны иметь разъемных устройств, возможности регулировки уровня громкости и должны быть подключены к электрической сети, а также к другим средствам связи. Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания и сооружения.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

12. Здания организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.

(часть 12 введена Федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

«Системы противопожарной защиты система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требования пожарной безопасности»

Свод правил
, от 01.05.2009 г.
№ СП 3.1313.2009

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

СВОД ПРАВИЛ

СП 3.13130.2009

СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

SYSTEMS OF FIRE PROTECTION.

SYSTEM OF ANNUNCIATION AND MANAGEMENT

OF HUMAN EVACUATION AT FIRE.

REQUIREMENTS OF FIRE SAFETY

Дата введения 2009-05-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения сводов правил — Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения сводов правил» от 19 ноября 2008 г. N 858.

Сведения о своде правил

1. РАЗРАБОТАН ФГУ ВНИИПО МЧС России.

2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность».

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 173.

4. ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

1. Область применения

1.1. Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (далее — здания).

1.2. Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.

2. Термины и определения

В настоящем своде правил приняты следующие термины с соответствующими определениями.

2.1. Автоматическое управление: приведение в действие системы оповещения и управления эвакуацией людей командным сигналом от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

2.2. Вариант организации эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения: один из возможных сценариев движения людей к эвакуационным выходам, зависящий от места возникновения пожара, схемы распространения опасных факторов пожара, объемно-планировочных и конструктивных решений здания.

2.3. Зона пожарного оповещения: часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

2.4. Полуавтоматическое управление: приведение в действие системы оповещения и управления эвакуацией людей диспетчером (оператором) при получении командного сигнала от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

2.5. Система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ): комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

2.6. Соединительные линии: проводные и непроводные линии связи, обеспечивающие соединение между средствами пожарной автоматики.

2.7. Эвакуационные знаки пожарной безопасности: знаки пожарной безопасности, предназначенные для регулирования поведения людей при пожаре в целях обеспечения их безопасной эвакуации, в том числе световые пожарные оповещатели.

3. Требования пожарной безопасности к системе оповещения

и управления эвакуацией людей при пожаре

3.1. СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.2. Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей.

3.3. СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных ниже.

Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

В СОУЭ 3 — 5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.4. Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.

3.5. Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к указанным помещениям.

4. Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому

оповещению и управлению эвакуацией людей

4.1. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.

4.2. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

4.3. В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения должны проводиться на уровне головы спящего человека.

4.4. Настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

4.5. В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, а также в защищаемых помещениях с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми оповещателями. Допускается использование световых мигающих оповещателей.

4.6. Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать нормам настоящего свода правил применительно к звуковым пожарным оповещателям.

4.7. Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.

4.8. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.

5. Требования пожарной безопасности к световому оповещению

и управлению эвакуацией людей

5.1. Эвакуационные знаки пожарной безопасности, принцип действия которых основан на работе от электрической сети, должны включаться одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.

В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности.

5.2. Световые оповещатели «Выход» в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания в них людей.

5.3. Световые оповещатели «Выход» следует устанавливать:

в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек — над эвакуационными выходами;

над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону;

в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей «Выход».

5.4. Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать:

в коридорах длиной более 50 м, а также в коридорах общежитий вместимостью более 50 человек на этаже. При этом эвакуационные знаки пожарной безопасности должны устанавливаться по длине коридоров на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров;

в незадымляемых лестничных клетках;

в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка эвакуационных знаков пожарной безопасности.

5.5. Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать на высоте не менее 2 м.

6. Классификация систем оповещения и управления эвакуацией

людей при пожарах в зданиях

В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1

2

3

4

5

1. Способы оповещения:

         

звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.);

+

+

*

*

*

речевой (передача специальных текстов);

+

+

+

световой:

         

а) световые мигающие оповещатели;

*

*

*

*

*

б) световые оповещатели «Выход»;

*

+

+

+

+

в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения;

*

*

+

*

г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением

*

+

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

*

+

+

3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

*

+

+

4. Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения

*

+

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми систе­мами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

+

Примечания:

1. «+» — требуется; «*» — допускается; «-» — не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3 — 5 типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

3. В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей). Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.

4. Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.

7. Требования пожарной безопасности по оснащению

зданий (сооружений) различными типами систем оповещения

и управления эвакуацией людей при пожаре

Здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Таблица 2

Здания (наименование нормативного показателя)

Значение нормативного показателя

Наибольшее число этажей

Тип СОУЭ

Примечания

1

2

3

4

5

1. Детские дошкольные образова­тельные учреждения (число мест)

До 100

100 — 150

151 — 350

1

2

3

*

*

*

   

В дошкольных учреждениях при приме­нении 3-го типа СОУЭ и выше оповеща­ются только работники учреждений при помощи специального текста оповеще­ния. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику

2. Спальные корпуса образователь­ных учреждений интернатного типа и детских учреждений (число мест в здании)

До 100

101 — 200

Более 200

1

3

4

*

*

*

     

3. Больницы, специализированные дома престарелых и инвалидов (число койко-мест)

До 60

60 и более

   

*

*

   

При применении 3-го типа СОУЭ и выше оповещаются только работники учреждений при помощи специально­го текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику

3.1. Психиатрические больницы

До 60

60 и более

     

*

*

*

Оповещаются только работники учреждений при помощи специально­го текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику

4. Гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпинги, мотели и пансионаты (вместимость, чел.)

До 50

Более 50

До 3

3 — 9

Более 9

 

*

*

*

*

 

5. Жилые здания: секционного типа коридорного типа

 

11 — 2 5

До 10

10 — 25

*

*

*

   

В СОУЭ со звуковыми оповещателями возможно применять на­растающий во времени звуковой сигнал, а также производить периодическое отключение звуко­вого сигнала для «пауз тишины», которые не должны превышать 1 минуты

6. Театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные со­оружения с трибунами, библиотеки и другие подобные учреждения с расчетным количеством посадочных мест для посетителей в закрытых по­мещениях (вместимость зала, чел.)

До 100

100 — 300

300 — 1500

Более 1500

 

*

*

*

*

*

 

6.1. Театры, кинотеатры, концерт­ные залы, клубы, цирки, спортив­ные сооружения с трибунами и другие подобные учреждения с расчетным количеством посадочных мест для посетителей на открытом воздухе (вместимость зала, чел.)

До 600

Более 600

 

*

*

       

7. Музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учрежде­ния в закрытых помещениях (число посетителей)

До 500

500 — 1000

Более 1000

3

Более 3

 

*

*

*

*

 

8. Организации торговли (площадь этажа пожарного отсека, м2)

До 500

500 — 3500

Более 3500

1

2

5

*

*

 

*

*

 

8.1. Торговые залы без естествен­ного освещения (площадь торгово­го зала, м2)

До 150

Более 150

   

*

*

     

9. Организации общественного пи­тания (вместимость, чел.)

До 50

50 — 200

200 — 1000

Более 1000

2

Более 2

*

*

*

*

*

 

9.1. Организации общественного питания, находящиеся в подвальном или цокольном этаже (вместимость, чел.)

 

До 50

Более 50

 

*

*

     

10. Вокзалы

1

Более 1

     

*

*

*

 

11. Поликлиники и амбулатории (посещения в смену, чел.)

До 90

90 и более

   

*

*

     

12. Организации бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным количеством посадочных мест для посетителей (площадь пожарного отсека, м2)

До 500

500 — 1000

Более 1000

1

2

*

*

*

     

13. Физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани (число посетителей)

До 50

50 — 150

150 — 500

Более 500

 

*

*

*

*

*

 

14. Общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения дополнительного образования детей, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования (число мест)

До 270

270 — 350

351 — 1600

Более 1600

1

2

3

Более 3

*

*

*

*

*

   

15. Образовательные учреждения высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования специалистов

 

До 4

4 — 9

Более 9

 

*

*

*

*

   

16. Учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научные организации, банки, конторы, офисы

 

До 6

Более 6

 

*

*

       

17. Производственные и складские здания, стоянки для автомобилей, архивы, книгохранилища (категория здания по взрывопожарной и по­жарной опасности)

А, Б, В, Г, Д

А, Б

В

Г, Д

1

2 — 6

2 — 8

2 — 10

*

*

*

*

   

1-й тип СОУЭ допускается совмещать с селекторной связью. СОУЭ зданий с категориями А и Б должны быть сблокированы с техно­логической или пожарной автомати­кой

 

Примечания:

1. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения, или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.

2. Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.

3. На объектах защиты, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4 или 5 типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.

4. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с пониженным слухом или зрением, СОУЭ должна учитывать эти особенности.

5. Для зданий категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности, в которых предусмотрено устройство СОУЭ 3-го типа, в дополнение к речевым пожарным оповещателям, установленным внутри зданий, должна быть предусмотрена установка речевых пожарных оповещателей снаружи этих зданий. Способ прокладки соединительных линий СОУЭ и расстановка пожарных оповещателей снаружи зданий определяется проектной организацией.

6. В учреждениях, где требуется оповещение только обслуживающего персонала, расстановку речевых оповещателей следует производить в соответствии с требованиями настоящего свода правил.

7. Одноэтажные складские и производственные здания, состоящие из одного помещения (категории по взрывопожарной и пожарной опасности В4, Г, Д) площадью не более 50 м2 без постоянных рабочих мест или постоянного присутствия людей, допускается не оснащать СОУЭ.

время работы системы оповещения о пожаре

               Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы обсудим очень важный момент в области организации системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ). Мы поговорим о том, какое именно должно быть время работы элементов СОУЭ, то есть сколько по времени должны звенеть сирены (вещать громкоговорители) и мигать таблички, и от чего это время зависит.

время работы

                     Я заметил, что большинство проектировщиков систем ППЗ этот вопрос вообще «не парит». То есть они, в случае пожара, просто включают СОУЭ на неопределенное время работы – будет бубнить, пока не сгорит. Ошибки или нарушения в этом нет, так как системы ППЗ создаются и поддерживаются в работоспособном состоянии, собственно, для того чтобы один единственный раз корректно сработать, выполнить свое предназначение – спасти человеческие жизни, а далее, хоть пусть сгорят синим пламенем, туда им и дорога. Но вот ведь в чем «собака порылась» – сработка систем СОУЭ не всегда бывает именно по сигналу систем ПС, которые обнаружили наличие факторов пожара. Бывают еще и ложняки, и еще детские шалости и взрослое хулиганство, и даже просто случайности. Вот Вам для примера, случай, которому я был реальным свидетелем, так как произошел в доме, в котором я живу. Многоэтажка  – 17 этажей, в которой смонтированы в общих коридорах и лифтовых холлах системы АПС и СОУЭ, система дымоудаления и компенсации притоком, система управления лифтами при пожаре, то есть все что необходимо присутствует.

время работы 2

          Сигнал о сработке систем ПС выходит на прибор ППК, установленный в электрощитовой многоэтажки, блок индикации установлен в офисе управляющей компании, который находится в пределах микрорайона. Никакие сигналы на пожарную часть не выведены, так как функциональное назначение многоэтажного жилого дома Ф1.3 не требует обязательного вывода тревожных сигналов на пожарную часть. В выходной день, от активации ручного пожарного извещателя (выяснилось позже) вдруг зазвенели пожарные сирены. Люди (правда не все) дисциплинированно вышли на улицу возле дома. Многие даже «аварийные гомонки» с собой прихватили с документами и деньгами. Стоим, ждем, смотрим друг на друга. Кто то сначала собрался пожарных вызвать, но потом передумал – испугался штрафа за ложный вызов, если пожар вдруг не обнаружат. Прошло 5, потом 10 минут – ничего не происходит и не меняется, сирены также продолжают звенеть. Явно, время работы СОУЭ не ограничено. Кто то из соседей попытался дозвониться в управляющую компанию – никто не ответил на телефонный звонок, по случаю выходного дня. Дозвонились дежурному электрику, но он сказал – ничего не знаю, это не мое хозяйство, дал номер телефона организации, обслуживающей систему АПС. Звоним – никто не отвечает, опять же – выходной день. Прошло уже с пол-часа, сирены также звенят. И что делать? Пробежались по этажам, нашли активированный ручной пожарный извещатель (ИПР) в лифтовом холле. Разбираться в том, кто такой тыкал этот ИПР пальцем не стали, так как не до того было. Ну что, раскрутили, привели его в дежурное состояние – никакого результата. Понятно, шлейф продолжает находиться в сработке, так как никто его не перевзял в дежурный режим. На улицу уже вывалили все жильцы дома, так как невозможно находиться в помещении, слушать визг сирен, собаки соседские воют и лают, бабки и дедки пьют валидол и корвалол, дети орут благим матом – в общем, ситуация складывается тревожная.

время работы 3

          В каком то подъезде,  самые нервные жильцы-революционеры схватили стремянки и лестницы, и стали срывать сирены со стен, то есть ломать систему оповещения. Где то через час, притащили за шиворот слегка не трезвого электрика, заставили открыть электрощитовую и выдернуть плавкие вставки от цепи питания 220 вольт для ППК противопожарных систем. Опять нет результата – сирены продолжают звенеть от аккумулятора. На вопрос – «ну и сколько ждать, пока аккумуляторы не «сдохнут?», я сообщил уважаемому обществу о том, что емкость АКБ рассчитывается, как минимум, на гарантированное время работы в течении 24 часа системы в дежурном режиме, плюс час в режиме тревоги и, кроме того, многие еще плюс 30% закладывают, на потерю емкости АКБ, в процессе эксплуатации. Получается, еще три-четыре часа звенеть будет, как минимум. Скрюченные пальцы самих нетерпеливых соседей, уже было, потянулись к приемо-контрольному прибору с намерением содрать его со стены и, возможно, станцевать на нем потом лезгинку. Учитывая такие дела,  вмешался я, так как ситуацию нужно было как то спасать. Команда «ОТСТАВИТЬ!!!» временно охладила горячие головы. И хоть и не правильно было самостоятельно трогать систему на чужом балансе, за которую отвечает чужая обслуживающая организация, я влез в меню ПКУ «С2000М», сбросил существующие тревоги и перевзял шлейф ПС опять в дежурный режим (повезло, что код доступа оставили заводской). А вот представьте, если бы код доступа был установлен индивидуально под себя обслуживающей организацией и его не удалось бы корректно ввести, что тогда? Сбрасывать клемму АКБ или отключать цепи сирен? Кто на это подпишется – возьмет на себя ответственность оставить весь дом без противопожарной защиты? А если вдруг пожар случись в это время, а система отключена, кто пойдет в тюрьму в этом случае? Вот только не я. А кто тогда этот герой? Вопрос, я считаю, риторический.

время работы 4

             Конечно, позже, я взяв в руки текст нормативного документа СП5.13130.2009, провел подробный ликбез для руководства управляющей компании на тему обязательной организации на объекте поста охраны, ведущего круглосуточное дежурство, в соответствии с п. 14.4, а также п. 13.4.5 упомянутого документа, дабы подобных случаев не происходило в дальнейшем. Открою секрет – уже прошло более двух лет, а «воз и ныне там». Будем откровенны, русскому чиновнику (или как лучше назвать работников УК), хоть кол на голове теши, хоть какое то воздействие на него может оказать только тюрьма или расстрел, ну или может еще понижение зарплаты .

             Примерно такая же интересная история может случиться не только от шалости детей или взрослых с ИПР. Мало ли возможностей и причин для ложного срабатывания АПС. Это и извещатель пламени (пульсар или спектрон какой нибудь) может от солнечной засветки сработать.  И дымовой пожарный извещатель от пыли за подвесными потолками подработает.  И многоточечный извещатель подработает от перепадов температур, не связанных с пожаром. Мало ли? И вот сработает СОУЭ, и если время работы не ограничено, будет звенеть, пока не сгорит. Такая вот история.

             Ну мы, вернее я, отвлекся риторикой и разными историями, давайте, все таки, вернемся к теме статьи. Итак, что говорят нам нормативные документы по вопросу конкретного определения время работы в минутах или часах СОУЭ на конкретном объекте. Открываем самый главный документ – Федеральный закон 123-ФЗ и читаем статью 84, пункт 7.

 «Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)».

Это значит, что мы рассчитываем необходимое время эвакуации с этого конкретного объекта, согласно существующим методикам, в которые мы сейчас вдаваться не будем, чтобы не «развезти» статью еще на три листа. Далее мы добавляем технологический запас к этому расчетному времени «на всякий пожарный» (мы, к примеру, добавляем времени еще + 30%). И вот в итоге, мы находим искомое минимальное время работы СОУЭ, которое необходимо обеспечить на данном объекте. В результате, получается не так уж и много. Среднее время эвакуации людей в безопасную зону, к примеру, из того же 17-этажного здания, составляет ориентировочно 10-20 минут. За эти минуты человек возьмет под мышку «аварийный гомонок»,  «черепашьим» шагом выползет из своей квартиры, закроет двери на ключ, потом не спеша, пройдет через по-этажную воздушную зону, и попадет в безопасную выделенную лестничную клетку, по которой спустится и выйдет из здания на улицу – вот и ВСЕ. Достаточно на все 20 минут? Думаю, вполне. Расчет времени эвакуации, конечно покажет точнее. Ну и все, к этим расчетным минутам прибавим еще 30%, получится 26 минут – вот это и есть время работы СОУЭ, в соответствии с требованиями ФЗ-123. Так и следует подходить ко всем объектам, оборудованным системами СОУЭ.

Ну и как итог к статье:

       На заметку Заказчикам – с учетом информации, изложенной в статье, не поленитесь потребовать от проектировщиков и монтажников СОУЭ, чтобы они ограничили время работы – это будет полезно для Вас.

       На заметку проектировщикам – не поленитесь запросить у Заказчика расчетное время эвакуации с объекта и написать конкретное время работы в СОУЭ в тексте проекта, так как монтажники обязательно сделают, если в проекте написано.

       На заметку монтажной организации – подойдите к работе ответственно, напишите письмо Заказчику с предложением ограничить время работы СОУЭ, в соответствии с ФЗ-123, ст. 84, п. 7. Сделаете это – Заказчик потом спасибо скажет и еще Вам объекты в работу даст, как самому ответственному Подрядчику. В любом случае, это сработает на Ваш авторитет.

              Ну что же, на этом статья « время работы системы оповещения о пожаре » завершается. Надеюсь, что эта статья кому нибудь, да пригодится.

             Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook – https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере – https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен – https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Instagram – https://www.instagram.com/norma.p.b/

Мы в Телеграмме – https://t.me/norma_pb

время работы 5

Для сохранения целостности зданий, исключения частичного или полного обрушения строительных конструкций проектировщиками, специалистами пожарной охраны, производителями систем безопасности разработаны, используются специальные материалы – покрытия, огнезащитные штукатурки, лаки, краски, покрытия; а также приемы/способы, методы и технологии для пассивной огнезащиты поверхности несущих элементов строений из древесины, металла, позволяющие эффективно решать эту задачу.

В то же время созданы условия для раннего обнаружения очагов возгорания, их своевременной локализации в границах/объемах пожарных отсеков, оперативной ликвидации пожара; сохранения жизни людей, находящихся в качестве посетителей, зрителей, работников/обслуживающего персонала внутри защищаемых объектов путем быстрой эвакуации, используя незадымленные основные/запасные пути, выходы, предназначенные для этого.

За выполнение этих важных задач отвечают инженерно-технические элементы комплекса современной активной огнезащиты – это установки АПС, стационарные системы пожаротушения, дымоудаления, принудительного подпора чистого воздуха.

Нерешенной, казалось бы, остается одна проблема – как технически обеспечить быструю и одновременно безопасную, грамотную эвакуацию людей; ведь не секрет, что для многих, впервые оказавшихся в зданиях, различного рода сооружениях зрителей, пациентов, посетителей, покупателей эвакуационные пути и выходы – коридоры, переходы, различные виды внутренних лестниц, холлы, фойе мало или совсем незнакомы, часто являясь непроходимым лабиринтом.

Даже для работников предприятий, организаций, прошедших обучение ПТМ, обладающими первичными навыками действий во время возникновения пожара эвакуация, осложненная неизбежным страхом за жизнь, является довольно сложной; если здание/сооружение не обеспечено СОУЭ – системой оповещения/управлением эвакуацией посетителей, персонала во время возникшего пожара, часто являющейся настоящей «нитью Ариадны», позволяющей покинуть горящий, задымленный объект живым и невредимым.

В комплекс таких установок входят приборы управления СОУЭ, другое специальное техническое оборудование – извещатели, оповещатели, световые табло, указатели направления эвакуации, акустические системы, предназначенные для экстренного, грамотно организованного; в том числе зонального, поэтапного четко сформулированного информирования дежурного/обслуживающего персонала, работников, посетителей, зрителей, других категорий граждан, находящихся в зданиях/сооружениях о возникновении пожара, необходимости, срочности, очередности, направлениях эвакуации, безопасных путях и выходах.

Фактически сегодня СОУЭ – это обязательный элемент комплекса безопасности зданий, сооружений любого назначения с пребыванием людей, предназначенный для автоматического, оперативного, скоординированного оповещения людей о возникшей ЧС, правильно организованным управлением движением потоков эвакуации из помещений, с задымленных, загазованных этажей в безопасные зоны – на улицу/территорию предприятия/организации или внешнее пространство – балконы, эстакады, некоторые виды кровель; а также в ряде случаев – в смежные пожарные отсеки, помещения, отделенные стенами, перегородками и перекрытиями с установленными в них противопожарными дверями, воротами, люками, окнами, где исключено воздействие пожара.

Всего существуют пять типов СОУЭ, довольно сильно отличающихся по техническому составу, способам/методам действия – оповещения, управления; необходимости применения на тех или иных защищаемых объектах, различающихся этажностью, площадью, категорией по взрывопожарной опасности, вместимостью/количеством посетителей, больничных коек, зрительских мест, учащихся/детей, поэтому необходимо рассмотреть каждый тип таких установок/систем подробно.

СОУЭ 1 типа

Любые типы таких систем неразрывно связаны с установками АПС, смонтированных в зданиях, из которых необходимо организовать эвакуацию в случае возникновения пожара. Автоматическая сигнализация – это первичная система, побуждающая к срабатыванию/включению приборов управления и контроля, различных устройств СОУЭ; точно так же как для запуска: насосных станций пожаротушения АУПТ с дренчерными оросителями/противопожарного водопровода зданий/сооружений, а также газовых, порошковых установок пожаротушения.

В несложных по схеме построения и составу установках АПС, что защищают одно/несколько помещений/строений элементы СОУЭ – это ее неотъемлемая/обязательная часть. Напротив, сложные, многофункциональные системы оповещения, а также управлением эвакуационными потокам, защищающие крупные объекты/комплексы зданий различного назначения, как правило, спроектированы/смонтированы отдельно, но всегда имеют связь/блокировку, интеграцию с АПС.

Пример СОУЭ 1-го типа на базе прибора Сигнал-10

Пример СОУЭ 1-го типа на базе прибора Сигнал-10

СОУЭ первого типа – это только оповещение звуком: сигналами пожарной тревоги, различными по тональности сиренами, ревунами, звонками, сообщающими о срабатывании датчиков дыма, тепловых извещателей; необходимости срочно эвакуироваться из помещений, которые защищает установка АПС, а затем из здания или сооружения.

Все звуковые извещатели, входящие в состав СОУЭ этого типа не должны иметь регулировку громкости, подключаются к кабелям/проводам линий электропитания и управления оповещением пайкой или «под винт» для обеспечения надежного контакта.

Важно: при выборе видов/типов звуковых извещателей необходимо, чтобы по тону узнаваемо они отличались от других сигналов громкой связи, технологического, аварийного извещения. Особенно это относится к производственным цехам, зданиям промышленных предприятий, складских комплексов, спортивных, зрелищных сооружениям.

Отличия преимущества и недостатки

В плюс от других типов СОУЭ такие установки отличаются своей простотой, незначительными затратами на приобретение звуковых извещателей/сирен, монтажные работы по их установке, подсоединению к приборам АПС, выдающих управляющий сигнал на их включение/работу.

К минусам СОУЭ первого типа относятся:

  • Низкая информативность о происходящем.
  • Отсутствие четкого понимания у находящихся в помещениях здания о том, что происходит на самом деле.
  • Нет световых или голосовых подсказок о необходимости тех или иных действий, направлении эвакуации, путях и выходах для успешной безопасной эвакуации.

Поэтому говорить о большой эффективности первого типа СОУЭ не приходится. По сути, это просто продублированный по помещениям, где находятся люди; а также по основным путям, у эвакуационных выходов сигнал пожарной тревоги, реализованный в составе установки АПС.

СОУЭ 2 типа

Такие системы оповещения совмещают звуковое извещение 1 типа со световыми табло «Выход», смонтированными над дверными проемами помещений, в коридорах у выходов в лестничные клетки, переходы, непосредственно на улицу/территорию предприятия/организации.

Пример СОУЭ 2-го типа на базе блоков С2000-КПБ

Пример СОУЭ 2-го типа на базе блоков С2000-КПБ

Отличия преимущества и недостатки

Кроме того, согласно нормам, в составе СОУЭ 2 типа допустима установка статичных световых указателей направлений эвакуации, что значительно повышает ее эффективность даже в условиях задымления, ведь на практике объекты, оборудованные таким типом систем оповещения, не имеют для их защиты инженерного оборудования удаления дыма и принудительного притока свежего воздуха из атмосферы.

Без сомнения, дополнительное световое обозначение эвакуационных путей/выходов, повышает шансы для людей, находящихся в здания/сооружениях, найти возможность быстро выйти на чистый воздух.

СОУЭ 3 типа

Этот вид систем кардинально отличается от 1, 2 типа, т.к. в нем главным способом извещения людей о случившемся, необходимости без паники, организованно покинуть здание является речевое оповещение с передачей в автоматическом режиме специальных, заранее подготовленных текстов о необходимости эвакуации; а звуковое допустимо лишь в отдельных зонах по техническому заданию заказчика/собственника, решению проектной организации.

Пример СОУЭ 3-го типа с несколькими зонами оповещения

Пример СОУЭ 3-го типа с несколькими зонами оповещения

В комплекс СОУЭ 3 типа также входят:

  • Обязательно – световые указатели «Выход».
  • Допускаются – статические световые указатели направления эвакуации, оповещение о пожаре по отдельным зонам защищаемого объекта, прямая связь с диспетчерской.

Отличия преимущества и недостатки

Прежде всего высокая информативность речевого оповещения, а также возможность иметь различные варианты текстов в зависимости от ситуации на защищаемом объекте.

Пример СОУЭ 3-го типа с одной зоной оповещения

Пример СОУЭ 3-го типа с одной зоной оповещения

Важно: тревожная информация, которая передается речевыми СОУЭ 3–5 типа должна полностью соответствовать существующей планировке помещений, утвержденным поэтажным планам эвакуации. Ответственность за это возложена на собственников зданий/сооружений, руководителей предприятий/организаций, учреждений, а разработка тестов тревожных сообщений, последовательности, зональности оповещения – на специализированные проектные, монтажно-наладочные организации, имеющие допуск СРО, лицензию МЧС на эти виды работ.

Для справки: официально утвержденные тексты речевого оповещения не существуют. Но, для СОУЭ 3 типа это не столь важно, т.к. в их составе обычно используются приборы оповещения, транслирующие через звуковые колонки, громкоговорители заранее записанную производителем тревожную информацию общего характера о возникновении пожара, необходимости не поддаваться паники, спокойно, организованно покинуть здание, воспользовавшись путями эвакуации, выходами, обозначенными световыми табло.

СОУЭ 4 типа

Такая речевая система оповещения аналогична 3 типу, но имеет отличия в сторону технического усложнения по некоторым параметрам, направленные на возможность передачи различных текстов тревожных извещений для дежурного/обслуживающего персонала, отдельных групп посетителей, на отдельную эвакуацию людей из разных частей здания (пожарных отсеков).

Пример СОУЭ 4-го типа с автономным комплексом обратной связи

Пример СОУЭ 4-го типа с автономным комплексом обратной связи

Отличия преимущества и недостатки

Это:

  • Световые/фотолюминесцентные указатели направления движения на основных путях эвакуации.
  • Разделение зданий/сооружений на отдельные зоны оповещения – по этажам, пожарным отсекам, частям комплекса строений, группам помещений, примыкающим к одному из эвакуационных выходов.
  • Обязательная прямая связь всех зон оповещения с пультом управления инженерными системами – диспетчерской.

СОУЭ 5 типа

Еще более сложная техническая система с возможностью более четко управлять эвакуацией, для чего дополнительно к требованиям для СОУЭ предыдущего типа предусмотрены:

  • Световые указатели с направлением движения, с возможностью по команде с диспетчерской изменять их смысловое значение (динамические).
  • Обязательная разработка различных вариантов эвакуации из любой зоны оповещения в зависимости от складывающейся ситуации во время пожара.
  • Координация/централизованное управление всеми инженерными системами противопожарной защиты здания/сооружения из помещения диспетчерской или пожарного поста.

Пример СОУЭ 5-го типа с комплексом обратной связи в составе ИСО Орион

Пример СОУЭ 5-го типа с комплексом обратной связи в составе ИСО Орион

Отличия преимущества и недостатки

СОУЭ 5, а также 4 типа за счет обязательного разделения на отдельные зоны тревожного оповещения позволяют:

  • Передавать первоочередную служебную информацию для дежурного технического/обслуживающего персонала, сотрудников охраны/безопасности, членов ДПД, находящихся в разных частях здания/комплекса строений; что на практике способствует предотвращению паники, исключает столкновение эвакуационных потоков, скопление людей у одного из выходов, т.е. всего того, что может нарушить/усложнить организованный процесс.
  • Передавать исчерпывающие, актуальные сведения о необходимых направлениях движения группам людей, находящихся в разных зонах оповещения, к ближайшему эвакуационному выходу, последовательности прохождения маршрута.

Речевые СОУЭ 4, 5 видов часто используются для трансляции музыкальных программ, объявлений, рекламных текстов, что не противоречит нормам, в то же время повышая ценность наличия этих довольно дорогих технических систем для собственников зданий, руководителей предприятий/организаций.

Важно: любой тип СОУЭ должен быть сблокирован/интегрирован с установками АПС, АУПТ для включения при подаче командного импульса от приемно-контрольных приборов, устройств управления этих систем активной огнезащиты.

Обоснованность применения разных типов на объектах

Чтобы определить необходимость установки систем оповещения, тип устройств СОУЭ, разработать проектную документация необходимо обратиться к следующим нормам ПБ:

  • ГОСТ Р 59639-2021 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу,техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность.
  • Ст. 84 123-ФЗ.
  • СП 3.13130.2009 – для проектируемых зданий/сооружений.
  • НПБ 104-03 – для объектов, ввод в эксплуатацию которых произошел до 2009 года.

Для примера, согласно этим официальным документам, звуковое оповещение допускается использовать в:

  • одноэтажных детских учреждениях, до 100; в двухэтажных детсадах, до 150 мест.
  • гостиницах, общежитиях и подобных им учреждениях – до 3 этажей, до 50 чел.
  • киноконцертных залах, театрах, библиотеках, до 100 чел.
  • музеях, выставочных, танцевальных залах – до 3 этажей, до 500 посетителей.
  • одноэтажных торговых предприятиях, до 500 кв. м. – 1 тип; 2 этажа, до 3500 кв. м. – 2 тип.
  • одноэтажных общеобразовательных школах, до 270 учащихся – 1 тип; 2 этажа, до 350–2 тип.

Те же объекты с большей этажностью, площадью, количеством мест, вместимостью, а также другие общественные здания/сооружения с массовым пребыванием, ряд производственных, складских объектов, автостоянок следует оборудовать СОУЭ с речевым оповещением.

Расчет количества извещателей

Для СОУЭ первых двух типов он не составляет особого труда, т.к. они предназначены для групп помещений, малоэтажных зданий с небольшой площадью, строительным объемом, вместимостью, числом мест; где установленные возле входов, на путях эвакуации сирены, громкие тональные сигналы, отличающиеся от фонового шума, прекрасно слышны повсюду.

Для обеспечения же нормального функционирования СОУЭ от 3 типа, особенно с высоким уровнем повседневного шума – от средней школы до цехов промпредприятий, где звуковое давление речевых извещателей должно не только значительно его превысить, но и за счет правильной расстановки, выбора типа звуковых колонок/систем, трансляционных, рупорных громкоговорителей обеспечить хорошую слышимость в каждом месте помещений здания/сооружения, необходимо выполнить акустический расчет.

Исходными данными для него служат:

  • Измеренный/усредненный максимальный уровень шума в защищаемых помещениях.
  • Размеры помещений.
  • Уровень давления звука, чувствительность, единичная мощность выбранных речевых извещателей.
  • Паспортная площадь озвучивания одного устройства.

Затем на основании методик/указаний по проведению акустического расчета или с использованием компьютерных программ от производителей звукового оборудования/независимых разработчиков ПО определяется ряд основных параметров, среди которых главным будет площадь озвучивания 1 извещателя для данного вида помещений/здания.

С учетом этого расчетного параметра производится расстановка всех извещателей СОУЭ на поэтажных план-схемах защищаемого объекта. Полученное таким образом итоговое количество извещателей служит основанием для расчета общей мощности системы, выбора усилителей для ведения трансляции, устройств коммутации, источников резервированного питания на случаи отключения электроснабжения здания, а также для построения архитектуры СОУЭ в целом.

Что входит в комплект каждого вида

Итак, рассмотрены все типы СОУЭ, отличия в составе их технических средств таковы:

  • 1 тип – пьезоэлектрические, электромагнитные/динамические сирены/звонки; ревуны, создающие звуковое давление до 110 дБ.
  • 2 тип – те же звуковые устройства + световые указатели «Выход». Электропитание/управление, как и у 1 типа – от прибора АПС, блока питания 12/24 В. Часто используются светозвуковые табло «Выход» со встроенной сиреной, что удобно при установке, снижает стоимость приобретаемого оборудования, монтажных работ.
  • 3 тип – прибор управления СОУЭ, являющийся главным элементом системы оповещения, командования всеми исполнительными устройствами, контролирующий целостность шлейфов/соединительных линий оповещения, электропитания, блокировки с приборами АПС, АУПТ. И также в комплект входят блоки резервного питания, световые табло «Выход», различные виды громкоговорителей, акустических устройств/колонок рупорного, настенного, подвесного, потолочного исполнения/вида монтажа.
  • 4, 5 типы отличаются значительно большим комплектом оборудования по сравнению с 3 типом СОУЭ, являющимся по отношению к ним базовым вариантом. Кроме стандартного состава – прибор управления, речевые извещатели, указатели «Выход», в их окончательную комплектность по выбору проектной организации входят и другие устройства/приборы. Это блоки тревожных сообщений, коммутации, усиления сигнала, генераторы тонированного сигнала, микрофон/микрофонная консоль, CD-проигрыватель/магнитофон, речевые извещатели/акустические системы высокого класса – линейные массивы, звуковые прожекторы для трансляции сообщений/записанных текстов в зданиях/сооружениях большого объема, площади, протяженности.

В речевых СОУЭ для некоторых помещений/зон оповещения – подвальных, технических этажей, чердаков, вспомогательных помещений без рабочих мест нормами допускается установка звуковых извещателей. А также для оповещения слабо слышащих/видящих посетителей во всех типах СОУЭ необходимо использовать мигающие световые указатели.

Проверка системы оповещения о пожаре

Акт проверки работоспособности системы оповещения о пожаре – это итоговый документ по результатам планового обследования, опробования технического состояния СОЭУ, установленной на защищаемом объекте.

Проверка системы оповещения о пожаре проводится согласно ГОСТ Р 59639-2021 в ходе обследования работоспособности установок АПС, составной частью которой она является. Сроки проверки уточняйте в ГОСТ Р 59639-2021 и в соответствие с инструкцией от производителя.

Регламент работ по СОУЭ

Таблица Регламент работ по СОУЭ

В заключение можно сказать, что система оповещения и эвакуации людей при пожаре давно стала обязательным элементом комплексных систем безопасности зданий/сооружений общественного, административного назначения с пребыванием людей, производственных, складских предприятий с постоянными рабочими местами, а различные типы систем оповещения о пожаре позволяют выбрать оптимальный комплект оборудования для каждого конкретного объекта защиты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Газпромбанк официальный сайт бизнес онлайн
  • Время работы филиалов альфа банка в москве
  • Время работы ситибанка в москве павелецкая
  • Время работы фильтра в аквариуме с рыбками
  • Время работы скрытой камеры без подзарядки