Время работы системы оповещения от резервного источника питания

Не знаю к чему там пришли в этих обсуждениях, тем более, что там обсуждались  не всегда нормы РФ.

Мы всегда делаем 24 в дежурном (это легко т.к. система в дежурном почти не потребляет) + время эвакуации (если нет по каким то причинам данных то 3 часа (время спорное иногда меняется в зависимости от различных критериев) ) в пожарном режиме.

Действительно в СП3 эта тема- время автономной работы не раскрыта, к сожалению.

Но есть ФЗ 123
Где сказано

7. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения, строения.
11. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

Если у вас даже 1 группа т.е. вы стойку питаете от АВР здания, то остается вероятность, что с этим кабелем либо с автоматом, либо с самим ГРЩ, АВР, или ТП что-то случится.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92092

Целью создания систем противопожарной защиты, как следует из статьи 51 Федерального закона №123-2009 «Технический регламент пожарной безопасности», является «защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и/или ограничение его последствий». Здесь же и определено, что «защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и/или ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и/или тушением пожара».

Таким образом, имеем две основные задачи систем противопожарной защиты:

    ■ противопожарные мероприятия, снижающие вероятность самого пожара или ограничивающие его распространение;

    ■ эвакуация людей и имущества (если стоит такая задача) в безопасную зону и тушение самого пожара.

Основным критерием соответствия объекта требованиям пожарной безопасности является непревышение установленного Законом допустимого значения пожарного риска, расчетная величина которого напрямую связана с вероятностью возможной своевременной эвакуации людей.

Таким образом, как видно из приведенных требований к системе противопожарной защиты, само обнаружение пожара, в том числе и с помощью технических средств пожарной сигнализации, не является конечной целью, а лишь необходимым условием для своевременной эвакуации людей.

Для этих целей на всех объектах должна быть система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).

СОУЭ — это комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

Основные требования к СОУЭ изложены в статье 84 Федерального закона №123. Вот часть из них:

«Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях, сооружениях и строениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:

    ■ подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

    ■ трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;

    ■ размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;

    ■ включение эвакуационного (аварийного) освещения;

    ■ дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;

    ■ обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;

    ■ иные способы, обеспечивающие эвакуацию».

Применение тех или иных способов оповещения конкретизированы в своде правил СП3.13130.2009 и в НПБ 104-03 (на объекты, введенные до 2009 года).

Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий, сооружений и строений планах эвакуации людей.

Отсюда вытекает, что проектно-монтажная организация формирует алгоритм оповещения в строгом соответствии с уже разработанным планом эвакуации, а вся ответственность за него лежит целиком на заказчике.

Классификация, основные требования, состав оборудования

Система оповещения и управления эвакуацией — одна из наиболее важных составляющих системы безопасности. Основное назначение системы оповещения — это предупреждение находящихся в здании людей о пожаре или другой чрезвычайной ситуации, а также координация их действий при осуществлении эвакуации. СОУЭ представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенных для решения этих задач.

Система оповещения и условия ее применения должны удовлетворять требованиям, изложенным в ряде нормативных документов, среди которых основополагающими являются: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности «Федеральный закон № 123-Ф3», ГОСТ Р 53325-2009 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний», Свод правил СП.3.131.30.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92097

Вступившие в силу новые нормативные документы значительно повысили уровень требований в области пожарной безопасности, однако в них не рассматривается вопрос сопряжения пожарных систем оповещения и управления эвакуацией с системой оповещения гражданской обороны. В первой редакции НПБ 104-03, п. 3.2 указывалось, что при проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее интеграции с системой оповещения ГО, в последующих редакциях НПБ 104-03 данное положение отсутствовало. Вследствие этого на объекте, возможно, будут строиться две независимые системы, частично дублирующие друг друга.

Выпускаемые на сегодняшний день СОУЭ имеют техническую возможность в первую очередь принимать сигналы и команды централизованной системы оповещения ГО и транслировать их по речевым оповещателям («Блюз», «Октава-80», «Орфей», «Стриж-2», «Тромбон» и др.).

Классификация систем оповещения

В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяются на 5 типов, приведенных в таблице. В п. 7. СП.31330.2009 изложены требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5-го типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технические этажи, чердаки, подвалы, закрытые рампы автостоянок и другие помещения, не предназначенные для постоянного пребывания людей).

В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей). Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.

Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.

Состав и структура системы оповещения

В СОУЭ 1-го и 2-го типов оповещение осуществляется с помощью световых и звуковых оповещателей. На рынке уже появляются приборы, предназначенные именно для 1-го и 2-го типов оповещения («Тромбон-ПУ-2»), обеспечивающие контроль исправности линий связи с оповещателями, а также питание оповещателей от аккумуляторной батареи при отключении основного питания.

СОУЭ 3-5-го типов представляют собой автономные централизованные комплексы и строятся по модульному принципу. В зависимости от архитектурных особенностей здания и его назначения системы оповещения включают в себя устройства передачи экстренных сообщений или же дополняются модулями для трансляции по зонам фоновой музыки и объявлений общего назначения. Кроме того, системы оповещения о пожаре различаются по количеству зон оповещения, по способности программирования логики событий, по возможности управления СОУЭ.

Можно выделить несколько блоков, общих для всех систем оповещения о пожаре:

  • блок управления и коммуникации;
  • усилительное оборудование (предварительные усилители и усилители мощности);
  • выносные микрофонные консоли для организации удаленного рабочего места;
  • источники сигнала (микрофон, установленный на пульте диспетчера или на блоке тревожных сообщений, цифровой магнитофон с записанными тревожными сообщениями, генератор тонального сигнала, радиоприемник, CD-проигрыватель, внешняя трансляционная сеть);
  • громкоговорители (оповещатели рупорные, настенные, потолочные);
  • эвакуационные знаки пожарной безопасности, световые оповещатели.

Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92098

Для управления СОУЭ должны использоваться специализированные технические средства — прибор управления пожарный (ППУ). В общем случае это техническое средство, предназначенное для формирования сигналов управления исполнительными устройствами автоматических средств противопожарной защиты и контроля целостности и функционирования линий связи между ППУ и исполнительными устройствами. В случае ППУ для обеспечения функционирования СОУЭ в качестве исполнительных устройств используются оповещатели различного типа.

Требования к оповещателям и ППУ изложены в ГОСТ Р 53325 «Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний» в разделах б и 7 соответственно, а сами технические средства должны иметь сертификат соответствия этому стандарту.

Системы оповещения о пожаре должны включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, при этом по зонам передается записанное электронное сообщение. В случае необходимости диспетчер может сам передавать экстренные сообщения с микрофонной консоли или с блока управления СОУЭ (полуавтоматический режим). В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется функциональным назначением, конструктивными особенностями здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Одним из основных требований, предъявляемых к СОУЭ 4-5-го типов, является разделение здания на зоны пожарного оповещения для предварительного оповещения персонала и последовательной организации эвакуации людей из зон оповещения. Распределение сигнала по зонам оповещения обеспечивается при коммутации источников сигнала и зон оповещения. Источники сигнала переключаются в зоны оповещения в соответствии с установленной приоритетностью. Наивысшим приоритетом обладает сигнал, поступивший с микрофона диспетчера.

По конструктивному исполнению системы оповещения можно разделить на те, у которых сигнал коммутируется по зонам оповещения до усиления (рис. 1), и на те, у которых это происходит после усиления (рис. 2). В случае коммутации сигнала до усиления системы о пожаре должны содержать по одному усилителю на каждую зону («Блюз», «Стриж-2»). Во втором случае несколько источников сигнала подключаются ко входу усилителя, а затем усиленный звуковой сигнал распределяется по зонам оповещения («Тромбон»).

В основном системы оповещения являются аналоговыми проводными, вместе с тем появились СОУЭ, в которых обработка и передача аудиоинформации осуществляется в цифровом виде («Киберсистема», «Стриж-2»), а также беспроводные СОУЭ («Орфей-Р»). Это существенно увеличивает количество транслируемых сигналов и позволяет передавать параллельно по одним линиям несколько сообщений, а также объединять несколько автономных систем оповещения и управлять ими. В беспроводной системе значительно упрощается монтаж, а главное — обеспечивается живучесть СОУЭ. Для трансляции звуковых сообщений по зонам оповещения используются громкоговорители различных конструкций и звуковые оповещатели. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами (ГОСТ Р 53325-2009, СП 3.131302009). Уровень звукового давления, развиваемый звуковыми пожарными оповещателями на расстоянии (1,00 + 0,05) м, должен быть установлен в пределах от 85 до 120 дБ, речевыми пожарными оповещателями — в пределах от 70 до 110 дБ. Частота сигналов, генерируемых звуковыми пожарными оповещателями, должна быть в пределах 200-5000 Гц; диапазон воспроизводимых частот речевых пожарных оповещателей должен быть не уже, чем от 500 до 3500 Гц, при неравномерности частотной характеристики в диапазоне не более 16 дБ.

В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.

Таким образом, расстановка оповещателей и выбор подводимой к ним мощности должны быть рассчитаны с учетом конкретных мест установки, и этот расчет должен быть приведен в рабочей документации. Вместо расчета для подтверждения обоснованности принятых технических решений можно использовать результаты контрольных измерений при сдаче системы в эксплуатацию.

Одним из основных требований, предъявляемых к СОУЭ 4-5-го типов, является разделение здания на зоны пожарного оповещения для предварительного оповещения персонала и последовательной организации эвакуации людей из зон оповещения

При разделении здания, сооружения или строения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания, сооружения или строения.

Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

Этот случай, как правило, используется для объектов с массовым пребыванием людей или имеющих специфику функционирования (школы, интернаты, больницы и т.п.), а также при наличии нескольких эвакуационных путей из каждой точки объекта.

Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания, сооружения и строения.
Вроде как совмещать с радиотрансляционной сетью разрешается, но возможности использования ее в качестве основы СОУЭ очень ограничены.

Как уже здесь было отмечено, при проектировании СОУЭ для вновь вводимых объектов в полной мере должны быть учтены требования свода правил СП3.13130.2009, а для введенных до 2009 года — НПБ 104-03. И вот на основании этого документа получается, что в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов:

    ■ 1 тип- оповещение звуковое (сирена, тонированный сигнал и др.);

    ■ 2 тип- оповещение звуковое (сирена, тонированный сигнал и др.) и световое с помощью оповещателей «Выход»;

    ■ 3 тип- оповещение речевое (передача специальных текстов) и световое с помощью оповещателей «Выход»;

    ■ 4 тип — оповещение речевое (передача специальных текстов) и световое с помощью оповещателей «Выход» и эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения;

    ■ 5 тип — оповещение речевое (передача специальных текстов) и световое с помощью оповещателей «Выход» и световых оповещателей, указывающих направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением.

Для 4 и 5 типа предусматривается разделение здания на зоны пожарного оповещения и обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской.

Для 5 типа дополнительно должна быть предусмотрена еще возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения и координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре.

Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети электропитания и (или) к линиям оповещения с помощью пайки или под винт, причем клеммы должны быть продублированы для обеспечения соединения входных и выходных проводов не путем прямого контакта между проводниками, а через клеммы пожарного оповещателя. Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации при освещенности в диапазоне от 1 до 500 лк.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92099

Мигающий световой оповещатель должен иметь частоту мигания в диапазоне от 0,5 до 5 Гц. Соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением, а также радиоканальные соединительные линии должны быть обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности.

В дополнение к традиционным указателям эвакуационного выхода на рынке систем оповещения появились звуковые оповещатели нового класса — Exit Point, которые обеспечивают эвакуацию при задымлении, когда визуальные средства становятся неэффективными. Время эвакуации сокращается до 75%. В отличие от обычных звуковых оповещателей Exit Point использует широкополосный шумовой сигнал во всем звуковом диапазоне. Человек легко определяет точное направление на этот источник даже в условиях замкнутых помещений с отражениями от окружающих предметов.

Очень много вопросов возникает при проектировании систем речевого оповещения в части требуемой полосы воспроизводимых частот. С одной стороны, в своде правил СП3.13130 предусмотрено, что речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. С другой стороны, в ГОСТ Р 53325 для речевых оповещателей предусмотрен диапазон воспроизводимых частот не уже, чем от 500 до 3500 Гц при неравномерности частотной характеристики в диапазоне не более 1б дБ, что вроде как значительно уже, чем предусмотрено сводом правил. Но тут есть одна трудность: в своде правил не определена неравномерность этой частотной характеристики. Поэтому можно сделать заключение, что любой опо-вещатель, соответствующий ГОСТ Р 53325, будет соответствовать и требованиям свода правил, просто сигналы с частотами от 3500 до 5000 Гц будут воспроизводиться намного тише сигналов в полосе частот от 500 до 3500 Гц, а другого и не требуется. И это совсем не страшно.

В телефонной связи изначально была выбрана полоса эффективно передаваемых частот составного канала ТЧ (тональной частоты), равной 300-400 Гц при максимальной неравномерности частотной характеристики 8,7 дБ (ГОСТ 21655-87 «Каналы и тракты магистральной первичной сети единой автоматизированной системы связи»). На разборчивость речи это не влияет, а вот экономически это полностью оправдано. Более того, в некоторых системах связи вообще верхняя частота пропускания ограничена 2700 Гц. Если на объекте не стоит задачи использовать систему речевого оповещения еще и в качестве трансляционной сети, то использование СОУЭ с полосой воспроизводимых от 500 до 3500 Гц частот позволяет снизить потребляемую мощность от резервных источников питания (аккумуляторов), тем самым снизить затраты на них.

Живучесть СОУЭ при пожаре

Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны функционировать в течение всего времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения, строения.

По надежности электроснабжения СОУЭ относятся к 1-й категории. При этом в системе оповещения людей должно осуществляться автоматическое переключение с основного источника питания на резервный. При использовании в качестве резервного питания аккумуляторной батареи время работы СОУЭ в дежурном режиме от неразряженного источника должно быть не менее 24 часов, время работы технических средств оповещения от резервного источника в тревожном режиме рассчитывается из времени, необходимого для завершения эвакуации людей. Таким образом, имеем необходимость работы от резервных источников питания в дежурном режиме не менее 24 часов и в режиме оповещения и управления эвакуацией людей в течение времени, необходимого для ее завершения. Вот из расчета этого и надо в систему закладывать емкость резервных источников питания.

Максимальная температура, при которой СОУЭ и речевые оповещатели должны сохранять работоспособность, должна быть не ниже 550 °С.

Кабели, провода СОУЭ, а также способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Требования к кабельной продукции изложены в ГОСТ Р 53315-2009 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний». В п. 6 ГОСТ указана область применения кабельного изделия с учетом пожарной опасности и типа исполнения. В национальный стандарт ГОСТ Р 53315-2009 включен параметр «огнестойкость кабеля». Количественной мерой этого параметра является «предел огнестойкости», характеризующий время, в течение которого кабель (при воздействии регламентированного нормами теплового источника) выполняет свои функции (передачу электроэнергии, сигналов).

Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети электропитания и (или) к линиям оповещения с помощью пайки или под винт

Другие показатели, приведенные в стандарте, также являются обязательными к исполнению. На практике огнестойкость кабельных линий определяется не только конструктивным исполнением кабеля, но и способом его прокладки на объекте. В связи с этим особую важность приобретает вопрос проверки сохранения работоспособности кабеля в условиях пожара с реальными конструктивными элементами прокладки (лотками, креплениями, соединительными коробками и т.п.). То есть необходимо испытывать не один кабель, а сразу всю кабельную систему, как это, например, осуществляется в соответствии с европейским стандартом DIN 4102-12 «Огнестойкость строительных материалов и конструкций. Часть 12. Надежность систем электрических кабелей. Требования и испытания».

Контроль линий оповещения и управления.

Основное требование к системам оповещения, которое разительно отличает ФЗ №123 от всех предыдущих нормативных документов – это контроль их работоспособности, в частности речь идет о контроле целостности линий оповещения СП 3.13130.2009 п. 3.4 «..Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности». Приборы управления системами оповещения и эвакуации имеют множество разнообразных функций,  среди которых можно выделить контроль цепей исполнительных устройств как одну из важнейших.

Стоит отметить, что чаще всего выделяют четыре способа контроля цепей нагрузок в общей классификации методов контроля:

    — контроль через дополнительные линии;
    — контроль по импедансу (по установленной мощности);
    — контроль по адресным меткам;
    — контроль по постоянному току с применением блокирующих элементов.

Производители блоков речевого оповещения используют различные способы контроля работоспособности линий оповещения и управления, остановимся на каждом способе подробнее.

1. Контроль через дополнительные линии.

Общий смысл контроля через дополнительные линии заключен в самом названии этого способа. Контроль разбивается на две стадии (см. рис.3.). На первой стадии проверяется первая линия управления «Л1» с применением второго контрольного провода «Контроль 2». На второй стадии проверки – проверяется линия управления «Л2» с применением первого контрольного провода «Контроль 1». Сам метод контроля — это контроль шлейфа сигнализации по постоянному току, при этом оконечный резистор устанавливается в приемно-контрольном приборе.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92093

Рис. 3. Контроль через дополнительные линии.

Контроль через дополнительные линии оправдан, если необходимо использовать оповещатели разных производителей в одной системе, и если эта необходимость имеет большее значение, чем стоимость дополнительных монтажных затрат (стоимость контрольных проводов и их монтаж).

Плюсы способа:
— полный контроль линий по всей длине и возможность контроля оповещателей на «проход»;
— допустимы оповещатели различных производителей в одной системе.

Минусы способа:
— дополнительны затраты по прокладке контрольных проводов.
— использование ППКОП для контроля за целостностью линий.

2. Контроль по импедансу.

В основе способа контроля по импедансу лежит измерение полного сопротивления линии оповещения по переменному току. Другое название способа, используемое некоторыми производителями – «контроль по установленной мощности». Контролирующим прибором производятся измерения переменных напряжения и тока в линии оповещения, а затем вычисляется мощность (как произведение тока и напряжения) или полное сопротивление (как отношение напряжения к току). Эта величина фиксируется и в дальнейшем прибор вычисляет отклонения от неё (см. рис.4.).

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92094

Рис. 4. Контроль по импедансу (установленной мощности).

Так как по цепи пропускается переменный ток, то чтобы акустические системы не воспроизводили тестовый сигнал контроля частота переменного напряжения выбирается выше звукового барьера слышимого человеком ухом, то есть в районе 20-30кГц. Б`ольшая частота увеличит вклад реактивной составляющей линии связи в общую картину и потребует более высоких вычислительных ресурсов контролирующего прибора.

Основная проблема практического использования способа заключается в значительной индуктивной и емкостной составляющих линии оповещения, а также влияния факторов окружающей среды (температура, влажность, электромагнитные помехи). В результате такого влияния погрешность может составлять 20 и более процентов.

Плюсы способа:
— возможность контроля линии оповещения и оповещателей (особенно при малом их количестве (погрешность 20%);
— для работы и контроля достаточно двух проводов.
— нет необходимости в дополнительных блокирующих элементах.

Минусы способа:
— высокая стоимость прибора контроля;
— высокая погрешность способа контроля, особенно при большом числе оповещателей.

3. Контроль по адресным меткам.

Принцип работы системы с контролем по адресным меткам очень похож на работу адресных и адресно-аналоговых систем охранно-пожарной сигнализации. Суть способа – каждый оповещатель имеет свой адрес, который передается на прибор управления. Вместе с адресом оповещатель может передавать свое состояние и различные другие параметры в цифровом виде. Надо заметить, что это наиболее перспективный на сегодняшний день способ контроля, хотя его распространение довольно узкое из-за высокой цены (см. рис.5.). Основное применение метод нашел в радиоканальных системах речевого оповещения.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92095

Рис. 5. Способ контроля по адресным меткам.

Плюсы способа:
— автоматический контроль линии трансляции и оповещателей;
— контроль состояния оповещателей и дополнительных параметров.

Минусы способа:
— высокая стоимость оборудования;
— использование оповещателей только определённых производителей.

4. Контроль по постоянному току.

Способ контроля по постоянному току реализуется увеличением сопротивления звукового оповещателя (или первичной обмотки трансформатора звукового оповещателя в трансляционных системах оповещения) постоянному току последовательным включением блокирующего элемента (конденсатора). Блокирующий конденсатор выбирается достаточно большой емкости, чтобы избежать сужения воспроизводимого динамиком звукового диапазона (см. рис.6.).

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92096

Рис. 6. Способ контроля по постоянному току с блокирующими элементами.

Плюсы способа:
— достоверный контроль линии оповещения по всей длине;
— контроль снятия акустических систем;
— для работы и контроля достаточно двух проводов.

Минусы способа:
— сложность контроля работоспособности самих оповещателей;
— при использовании оповещателей других производителей необходимо устанавливать внешние конденсаторы для работы функции контроля.

При таком способе контроля возможны паразитные потери мощности при воспроизведении сообщений, однако, например, в конструкции БРО «Соната-КЛ» и «Соната-КЛД» производства компании «Арсенал безопасности» это исключено введением в схему контроля линии высокоомного оконечного резистора. Сам контроль при этом максимально упрощается и сводится к классическому контролю шлейфа.

В целом, все перечисленные методы контроля линий оповещения имеют право на существование и отличаются в основном глубиной контроля, сложностью прибора управления и стоимостью монтажных работ.

При написании статьи использованы следующие материалы:
http://arsec.ru (ГК «Арсенал безопасности»)
Журнал «Системы безопасности» №1, 2010

            Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху!  Сегодня, в данной статье, мы попробуем дать разъяснения по СП484.1311500.2020 , насколько мы сами это понимаем. Сразу скажем, что мы не в восторге от указанного документа. Такое ощущение складывается, что сочинял СП484.1311500.2020 какой то студент-недоучка, а принимали документ, в различных инстанциях, не особо даже вчитываясь в то, что этот студент насочинял. Но, что делать, имеем то что имеем, документ уже стал законом, который начинает действовать с 1 марта 2021 года, и нам придется как то по этому закону жить и работать. Текст СП484.1311500.2020 в формате ПДФ Вы можете скачать прямо из тела статьи по ссылке СП484.1311500.2020 . Не далее, как неделю назад, на наших курсах совместного изучения нормативных документов, мы уже публиковали два урока с анализом документа на нашем сайте. Ссылки на эти уроки ниже:

 https://www.norma-pb.ru/sp484-1311500-2020-urok-18-1-vneocherednoj/

https://www.norma-pb.ru/svod-pravil-484-1311500-2020-vneocherednoj-urok-18-2/

              За прошедшую неделю от Слушателей нашего курса и просто Читателей нашего сайта мы получили около 130 писем с вопросами, которые требуют разъяснения по СП484.1311500.2020 или хотя бы совета, как поступать в той или иной ситуации. Самые популярные вопросы мы сегодня опубликуем и постараемся на них ответить, насколько сами понимаем. Вопросы часто повторяются и по этому, будем приводить не дословно (не все же их здесь перепечатывать), а скомпонуем по смыслу. Если наши ответы Вас не удовлетворят, то просим не брызгать слюной, а попытаться получить разъяснения по СП484.1311500.2020 на прямую у авторов этого документа – пишите запросы во ВНИИПО, проще говоря.

Итак, приступим, в порядке хронологии документа.

1 вопрос:

В разделе 13 СП5.13130.2009 «Системы пожарной сигнализации», который заменяется на СП484.1311500.2020 в пункте 13.14.16 есть требование Приборы приемно-контрольные и приборы управления следует устанавливать на стенах, перегородках и конструкциях, изготовленных из негорючих материалов. Установка указанного оборудования допускается на конструкциях, выполненных из горючих материалов, при условии защиты этих конструкций стальным листом толщиной не менее 1 мм или другим листовым негорючим материалом толщиной не менее 10 мм. При этом листовой материал должен выступать за контур устанавливаемого оборудования не менее чем на 0,1 м. Пункт 5.14 СП484.1311500 звучит следующим образом «Приборы, функциональные модули и ИБЭ следует устанавливать на стенах, перегородках и конструкциях, изготовленных из негорючих материалов». То есть, предусмотренный ранее вариант установки на горючих конструкциях теперь не возможен? Что кроется под «функциональным модулем»? И как именно подтверждать негорючесть стен, перегородок и конструкций – сертификат какой то предоставлять?

разъяснения по СП484.1311500.2020 1

разъяснения по СП484.1311500.2020 пункту 5.14:

Да, действительно, вариант установки на горючих конструкциях теперь не предусмотрен. Формально, установить упомянутое оборудование возможно на отштукатуренной или кирпичной или бетонной или металлической поверхности, не покрытой горючими красками или иными отделочными материалами. Можно, если водоэмульсионной краской или известкой, априори не горючими. Применение конструкции из иных материалов или покрытий могут привести к требованию предъявить сертификат или иной документ, подтверждающий факт не горючести. Однако, есть вариант воспользоваться пунктом 5.7 СП484.1311500.2020, поместить оборудование в шкаф, бокс или использовать какое то иное монтажное устройство (может быть тот же металлический лист), если этот вариант разрешен в ТД производителя оборудования. То есть, надежда теперь только на производителей – если захотят обеспечить продажу своего оборудования, то подсуетятся с документацией. В соответствии с п. 3.33 СП484.1311500.2020, функциональный модуль: компонент блочно-модульного прибора, выполняющий его отдельную функцию или набор функций. По сути, под эту формулировку можно «подогнать» любое оборудование, кроме пожарного извещателя или оповещателя, которые, как не крути, все равно отдельный от прибора элемент ППЗ. А вот какой-нибудь оконечный элемент, типа УКШ или ОЭ-2 или КЦ-2 вполне подходят под формулировку «функциональный модуль».

2 вопрос:

Пункт 5.17 СП484.1311500.2020 гласит «Линии связи между компонентами СПА, а также линии формирования сигналов управления инженерными системами объекта необходимо выполнять с условием обеспечения автоматического контроля их исправности. Допускается линии формирования сигналов управления инженерными системами выполнять без автоматического контроля их исправности, при условии выполнения данных линий нормально-замкнутыми». Значит ли это, что цепи световых оповещателей «ВЫХОД» можно выполнять без автоматического контроля их исправности, если в дежурном режиме оповещатели «ВЫХОД» будут светиться?

разъяснения по СП484.1311500.2020 2

разъяснения по СП484.1311500.2020 пункту 5.17: 

Если оповещатели «ВЫХОД» в дежурном режиме светятся, то линия формирования сигнала управления этими оповещателями находится в замкнутом состоянии в норме, т.е. в дежурном режиме. А это, в свою очередь, действительно допускает отсутствие автоматического контроля исправности линии, в соответствии с приведенным пунктом 5.17.

3 вопрос: 

Пункт 5.19 СП484.1311500.2020 гласит «При прокладке линий связи за подвесными потолками они должны крепиться по стенам и/или потолкам с выполнением опусков (при необходимости) к подвесному потолку. Не допускается укладка проводов и кабелей на поверхность подвесного потолка». Можем ли мы использовать за подвесным потолком для прокладки кабеля трос, лоток или иную какую то кабеленесущую систему, кроме непосредственной прокладки по поверхности стен или потолка? Не указано как именно выполнять опуски.

разъяснения по СП484.1311500.2020 4

разъяснения по СП484.1311500.2020 пункту 5.19:

Пункт 5.19 СП484.1311500.2020 содержит требования о прокладке линии связи. Пункт 5.18, в свою очередь, разъясняет, что суть этих самых линий связи сводится к выбору и способу прокладки, в соответствии с СП6.13130. Пункты 4.8 и 4.9 СП6.13130.2013 гласят о необходимости использования огнестойких кабельных линий (ОКЛ), которые могут иметь исполнение и на тросе и на лотке и в металлорукаве и в гофре и так далее, в соответствии с методикой производителя ОКЛ. Учитывая сказанное, да Вы можете за подвесным потолком использовать ОКЛ всех допустимых производителем ОКЛ способами прокладки – трос, лоток и прочее. Опуски выполнять, согласно методике прокладки ОКЛ, с установленными производителем ОКЛ шагом крепления и кабеленесущими конструкциями.

 4 вопрос: 

Пункт 5.8 СП484.1311500.2020 гласит «Электропитание СПА следует выполнять в соответствии с СП 6.13130.». Сколько по времени должен быть обеспечен режим работы от АКБ системы АПС и СОУЭ? Ранее в СП5.13130.2009 было установлено 1 час в тревоге и 24 часа в дежурном режиме. Но ведь это отменено, так мы понимаем, а в СП6.13130.2013 ничего про это не сказано.

разъяснения по СП484.1311500.2020 4

разъяснения по СП484.1311500.2020 пункту 5. 8: 

Действительно, СП6.13130.2009 были установлены 3 часа в тревоге и 24 часа в дежурном режим. Пунктом 2 Приказа МЧС России №115 от 21.02.2013г., СП6.13130.2009 признается утратившим действие, а вновь утвержденным СП6.13130.2013 время работы от АКБ не установлено вообще. В то же самое время, пунктом 15.3 СП5.13130.2009, допускается использовать в качестве резервного источника питания электроприемников, указанных в 15.1, аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания, которые должны обеспечивать питание указанных электроприемников в дежурном режиме в течение 24 ч плюс 1 ч работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме.  Обращаем Ваше внимание, что данный пункт находится в разделе 15 «Электропитание систем пожарной сигнализации и установок пожаротушения» СП5.13130.2009, и раздел этот продолжает действовать, так как СП484.1311500.2020 заменяет СП5.13130 только в части требований к системам пожарной сигнализации и аппаратуре управления установок пожаротушения, то есть в части разделов 13 и 14 СП5.13130. Остается 1 час в тревоге и 24 часа в дежурном режиме. 

5 вопрос: 

Пункт 6.3.4 СП484.1311500.2020 гласит «…..Единичная неисправность в линии связи ЗКПС не должна приводить к одновременной потере автоматических и ручных ИП, а также к нарушению работоспособности других ЗКПС….». Значит ли это, что в одном ШС или в одной ДПЛС нельзя объединять ИПР и автоматический пожарный извещатель? 

разъяснения по СП484.1311500.2020 пункту 6.3.4: 

Да действительно, если в одном пороговом ШС объединить и ИПР и автоматические ПИ, то при неисправности в данном ШС будут не работоспособны сразу и ИПР и прочие ИП. По этому, ИПР должны быть организованы отдельным пороговым шлейфом. Что касается адресных извещателей, включенных в единую ДПЛС, то такой вариант вполне возможен, при условии применения разделительно-изолирующих устройств (БРИЗ или аналоги), которые изолируют поврежденный участок цепи, таким образом, чтобы одновременно не вышли из строя и ИПР и прочие ПИ в отдельно взятой ЗКПС. 

6 вопрос: 

В соответствии с пунктом 13.3.6 СП5.13130.2009, при размещении теплового или дымового ПИ, следует соблюдать минимальные расстояния от вентиляционного отверстия 1 метр, от электросветильников, предметов, устройств 0,5 метра. Данный пункт отменен вместе со всем разделом. Пункт 6.6.32  СП484.1311500.2020 гласит «Расстояние от точечного ИП до вентиляционного отверстия должно быть не менее 1 м……», с этим понятно. А вот про расстояние до электросветильников мы не нашли. Значит ли это, что до электросветильников расстояния теперь не ограничиваются?

разъяснения по СП484.1311500.2020 5

разъяснения по СП484.1311500.2020 по данному вопросу: 

Вам следует обратить внимание на пункт 6.6.36 СП484.1311500.2020, который гласит «Минимальное расстояние от ИП до выступающих на 0,25 м и менее от перекрытия строительных конструкций или инженерного оборудования должно составлять не менее двух высот этих строительных конструкций или оборудования. Расстояние от ИП до стен (перегородок), а также других строительных конструкций и до инженерного оборудования, выступающего от перекрытия на расстояние более 0,25 м, должно быть не менее 0,50 м.». Электросветильник также является оборудованием. Это значит, что от низкого светильника (выступающих менее 0,25м.), лампа дневного света, как правило, отступать следует, но не пол метра, а всего две высоты этого светильника, что составит где то 10-15 сантиметров. А вот если светильник висит люстрой (выступает более чем на 0,25м.), то отступать придется не менее половины метра. Если светильник находится в подвесном потолке, т.е. вообще не выступает нисколько, то соответственно, нисколько отступать и не требуется. 

7 вопрос: 

Пункт 6.6.36 СП484.1311500.2020 гласит «Минимальное расстояние от ИП до выступающих на 0,25 м и менее от перекрытия строительных конструкций или инженерного оборудования должно составлять не менее двух высот этих строительных конструкций или оборудования. Расстояние от ИП до стен (перегородок), а также других строительных конструкций и до инженерного оборудования, выступающего от перекрытия на расстояние более 0,25 м, должно быть не менее 0,50 м.». Значит ли этот пункт, что помещения или отсеки потолка (ограниченные конструкциями выше 0,25 метра), шириной менее 0,5 + 0,1 (габарит извещателя) + 0,5 = 1,1 метра не подлежат защите, так как установить извещатель в таком помещении без нарушений не представляется возможным? 

разъяснения по СП484.1311500.2020 пункту 6.6.36: 

да, как говорится вопрос «не в бровь, а в глаз». Можно было бы решить, что речь идет только о точечных ПИ, но решать никаких оснований нет, так как в данном пункте слово «точечный» не применяется, тогда как в других пунктах такое слово, при необходимости, используется. Нет, получается, что пункт относится к любым ПИ.  Мы можем посоветовать только установить ПИ на стене, воспользовавшись  пунктом 6.6.9 «……При установке ИП на стене их следует располагать на расстоянии не менее 150 мм от ИП до угла между стенами, а также до угла между стеной и потолком». А вообще конечно, это дурь самая настоящая, и если Вы напишите вопрос во ВНИИПО, будет очень не плохо – пусть они сами советуют, как их «косяки» разрешать физически. 

8 вопрос: 

Пункт 6.4.4 СП484.1311500.2020 гласит «Алгоритм С должен выполняться при срабатывании одного автоматического ИП и дальнейшем срабатывании другого автоматического ИП той же или другой ЗКПС, расположенного в этом помещении.

При использовании адресных автоматических ИП и получении сигнала «Неисправность» от одного или нескольких адресных автоматических ИП в помещении допускается формировать сигнал “Пожар” при срабатывании одного адресного автоматического ИП.

При использовании безадресных автоматических ИП, подключенных в разные, но взаимозависимые линии связи одной ЗКПС, в случае наличия извещения о неисправности одной линии связи или нескольких из них допускается формировать сигнал “Пожар” при срабатывании одного безадресного автоматического ИП.». Как реализовать данный пункт, если описанный алгоритм не предусмотрен программой известных приборов?

разъяснения по СП484.1311500.2020 6

разъяснения по СП484.1311500.2020 пункту 6.4.4: 

да, нас также удивляет и настораживает данный пункт. Вам следует перейти по опубликованным ссылкам на уроки в начале статьи – там мы предполагаем как можно реализовать данный алгоритм на программном уровне, используя виртуальный созданный шлейф. Может быть, что производители ППК пошустрят в этом направлении, придумав какой то финт с программой. Но сейчас, пока эти варианты еще не живые или трудно выполнимые, я советую воспользоваться пунктом 6.6.4 СП484.1311500.2020 и установить по согласованию с проектировщиком и заказчиком третий извещатель в комнате (Зоне), как это было обусловлено требованиями пункта 14.1 СП5.13130. То есть, получится 1 извещатель «внимание», 2 извещатель «пожар» и 3 извещатель «запасной на случай неисправности». Этот вариант самый легко выполнимый и менее затратный и еще, откровенно говоря, самый надежный. Нам вообще не понятно, на кой, извиняюсь, ляд, придумали нормотворцы эту историю с неисправностью, которая разрешает запуск по одному извещателю – дичь полная, на наш взгляд. Если Вы напишите этот вопрос во ВНИИПО, то сообщите нам в комментарии ответ – интересно было бы почитать, что ответят вменяемого. 

9 вопрос: 

Пункт 6.6.12 СП484.1311500.2020 гласит «Расстояние от уровня перекрытия (уровня подвесного или натяжного потолка) до чувствительного элемента точечного ИП (верхнего края захода тепловых, дымовых или газовых потоков в корпус ИП) в месте его установки, в том числе при установке в специальные монтажные комплекты для подвесного или натяжного потолка, должно быть не менее 25 мм, не более 600 мм – для дымовых ИП и не более 150 мм для тепловых ИП. Рекомендуется размещать ИП при наименьшем допустимом расстоянии между чувствительным элементом и уровнем перекрытия (уровнем подвесного или натяжного потолка)…». Мы правильно понимаем, что можно избежать требования пункта 6.6.36 отступать от балок по пол метра, путем установки ПИ прямо на ребра балок, с учетом соблюдения расстояния до перекрытия не более 600 мм. для дымовых извещателей? 

разъяснения по СП484.1311500.2020 пункту 6.6.12: 

да, понимаете правильно, Вы действительно можете таким образом поступить и не нарушите требования СП484.1311500.2020. Но Вы должны понимать всю сложность установки ПИ на ребра плит, так как в ребрах плит находятся металлическая арматура и по этому сверление ребра плиты – вопрос вообще невыносимо сложный. Кроме того, высверливая  несущую конструкцию, Вы нарушаете ее ребра жесткости, что приводит к уменьшению устойчивости к нагрузкам конкретной несущей конструкции, и в результате, всего строения. Вы не боитесь стать виновником обрушения здания? Здесь придется поступить по иному – придется соорудить монтажную конструкцию под ПИ, которая обрамляет эту балку и крепится непосредственно к перекрытию. Думаем, что это неоправданно сложно все, хоть и решаемо. 

10 вопрос: 

Таблицы №1 – №3 нормативных расстояний между извещателями СП484.1311500.2020 предусматривают контролируемый радиус вокруг ПИ при той или иной высоте установки. Более, нормы не предусматривают сокращенных расстояний между ПИ ни при каком из алгоритмов действий АПС. При таких правилах достаточно сложно монтажникам разрисовывать радиусы ПИ по площади помещений. Обратившись в техподдержку РУБЕЖ, мы получили совет устанавливать ПИ попарно, через расстояние, равное двойному радиусу между извещателями и одинарному радиусу до стены. Но красоты конечно, данное решение дизайну помещений не добавит – сплошные «яйца» на потолке. Есть у Вас какое то видение практического решения данного вопроса?

разъяснения по СП484.1311500.2020 7

разъяснения по СП484.1311500.2020 таблицы №1-№3: 

на наш взгляд, озвученное Вами решение не является правильным. Во первых, при контроле помещения двумя и более ИП, пункт 6.6.1 и 6.6.2  СП484.1311500.2020 требует контроли любой точки помещения не менее чем двумя ИП. Вместе с тем, пункт 6.6.5 говорит нам «…..При контроле каждой точки двумя ИП их размещение рекомендуется осуществлять на максимально возможном расстоянии друг от друга…..». То есть, получается что «яйца» на потолке не рекомендуются. Если Вы все таки повесите эти «яйца», то можете получить замечание с вопросом – почему не выполняете рекомендации пункта 6.6.5. Мы всесторонне проанализировали данный вопрос и путем не сложных вычислений, пришли к выводу, что прописанные в СП484.1311500.2020 нормативные радиусы один к одному соответствуют нормативным расстояниям, прописанным ранее в СП5.13130. Эти расчеты Вы можете просмотреть в тексте наших уроков с анализом СП484.1311500.2020, ссылки на которые мы опубликовали в начале статьи. Так что, Вы вполне можете оперировать нормативными расстояниями между ПИ и между стеной и ПИ, определенными в СП5.13130. Чтобы не получить в результате «яйца» и соблюсти контроль каждой точки потолка двумя ПИ, следует сделать две простых вещи:

1. Первый извещатель установить на расстоянии 0,5 метра от стены.

2. Второй и все последующие извещатели устанавливать через половинное нормативное расстояние между ПИ.

Таким образом, каждая точка помещения будет контролироваться двумя ПИ и «яйца» на потолке не будут присутствовать, требования пункта 6.6.5 будут соблюдены. Это Вы можете легко проверить при наличии листа бумаги, карандаша, линейки и калькулятора. Опять же, абсолютно идиотская идея с этими радиусами – результат тот же самый, что и НПБ-88-01 и в СП5.13130, но просто «муть» лишнюю наводят. 

11 вопрос:

Пункт 6.6.11 СП484.1311500.2020 гласит «При наличии подвесного потолка ИП могут устанавливаться непосредственно на подвесной потолок или в специальные монтажные комплекты, устанавливаемые на подвесном потолке (плитах или панелях потолка)……». Значит ли это, что ПИ не обязательно устанавливать на направляющих конструкциях подвесного потолка, а можно ставить прямо на плиту подвесного потолка (Амстронг илип ГВЛ), не смотря на все письма ВНИИПО и МЧС, которые были опубликованы ранее. 

разъяснения по СП484.1311500.2020 пункту 6.6.11: 

Да, исходя из компановки пункта 6.6.11, именно так – нет необходимости монтажа именно на направляющих конструкциях подвесного потолка. Наоборот, прямо так и написано «ИП могут устанавливаться непосредственно на подвесной потолок». Ставьте, коли теперь разрешено. 

            На этом, статью « разъяснения по СП484.1311500.2020 » заканчиваю. Конечно, вопросов было много больше, чем мы опубликовали. Были вопросы и по поводу обязательности вывода сигналов на пожарную часть и по поводу требований к пожарному посту и по организации шлейфов ПС и по расстояниям до параллельных электрических проводов и многие другие вопросы. Качество СП484.1311500.2020 конечно значительно уступает качеству СП5.13130, и по этому, разумеется, возникает масса вопросов. Какие то вопросы можно разъяснить с ходу, а какие то требуют уточнения у нормотворцев. Может быть, кто то хочет спросить еще что то по поводу документа? Добро пожаловать в комментарии – если сможем, поможем. Может кто то имеет иной взгляд и иной ответ на опубликованные вопросы – велком, пишите, мы с удовольствием послушаем.

              Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта,

https://www.norma-pb.ru/ppr-rf-2020-goda-analiz-chast-1/ – Правила противопожарного режима, утвержденные в 2020 году, вступают в действие с 1 января 2021 года. Анализ документа – Часть 1.

 https://www.norma-pb.ru/rezhim-raboty-tablichek-vyxod-v-zritelnyx-zalax/ – Особенности монтажа световых оповещателей ВЫХОД в помещениях кинозала. Технические решения.

https://www.norma-pb.ru/vremya-raboty-sistemy-opoveshheniya-o-pozhare/ – какое именно должно быть время работы элементов СОУЭ, то есть сколько по времени должны звенеть сирены (вещать громкоговорители) и мигать таблички, и от чего это время зависит.

https://www.norma-pb.ru/normativnye-dokumenty-otmennye-postanovleniem-pravitelstva-rf/ – Перечень нормативных документов и нормативных актов отмененных Постановлением Правительства №1034 от 11.07.2020 г. Скачать Постановление.

https://www.norma-pb.ru/mnogofunkcionalnye-zdaniya-svod-pravil/ – Свод правил “Многофункциональные здания. Требования пожарной безопасности”. Введен в действие с 01.07.2020г. приказом МЧС России №14 от 15.01.2020г. Анализ документа. Скачать.

участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook – https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере – https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен – https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Instagram – https://www.instagram.com/norma.p.b/

Мы в Телеграмме – https://t.me/norma_pb

разъяснения по СП484.1311500.2020 8

Основное назначение системы оповещения – это предупреждение находящихся в здании людей о пожаре или другой аварийной ситуации и управление эвакуацией. 
В зависимости от степени взаимодействия с другими система безопасности объекта, система оповещения о пожаре может автономной или быть частью более сложной система. 

Нормами пожарной безопасности определены 5 типов (СОУЭ) в зависимости от этажности здания, его площади, назначения , количество одновременно находящихся в нем людей, которые определяют выбор системы оповещения: 

1-ый Тип

Способы оповещения: звуковые, световые(световой мигающий сигнал, светоуказатели «Выход»; 
Очередность оповещения: одна линия оповещения (с включением всех оповещателей в линию оповещения одновременно) 

2-ой Тип

Способы оповещения: звуковые, световые, (световой мигающий сигнал, светоуказатели «Выход», светоуказатели направления движения); 
Очередность оповещения: две и более линии оповещения (независимое включение каждой линии для обеспечения заданной очередности оповещения); 

3-ий Тип

Способы оповещения: звуковые, речевые, световые (светоуказатели «Выход», светоуказатели направления движения); 
Очередность оповещения: две и более линии оповещения (независимое включение каждой линии для обеспечения заданной очередности оповещения ). 

4-ый Тип

Способы оповещения: звуковые, речевые, световые (светоуказатели «Выход», светоуказатели направления движения ) 
Очередность оповещения: две и более линии оповещения (независимое включение каждой линии для обеспечения заданной очередности оповещения); 
Связь зоны оповещения с диспетчерской 

5-ый Тип

Способы оповещения: звуковые, речевые, световые (светоуказатели «Выход», светоуказатели направления движения): 
Очередность оповещения: две и более линии оповещения (независимое включение каждой линии для обеспечения заданной очередности оповещения); 
Связь зоны оповещения с диспетчерской 
Полная автоматизация управления систем оповещение и возможность реализации множество вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения. 

По составу и принципу работы системы оповещения о пожаре подразделяются на централизованные и локальные

  • Локальные системы оповещенияо пожаре представляют собой совокупность модулей (речевой процессор, усилитель, громкоговорители); при поступлении сигнала тревоги от внешнего устройства они транслируют в заданные зоны в автоматическом режиме записанные ранее текстовые сообщение
  • Централизованные системыимеют центральный блок управления и могут работать как в автоматическом, так и в полуавтоматическом режиме диспетчер может сам передавать экстренные сообщения с микрофонной консоли или с микрофона блока тревожного оповещения

По особенностям конструктивного исполнения системы можно разделить на те СОУЭ, у которых сигнал коммутируется по зонам оповещения до усиления и на СОУЭ, у которых сигнал коммутируется по зонам оповещения после усиления 
В случае коммутации сигнала до усиления система оповещения должна содержать по одному усилителю на каждую зону. Зачастую используют второй вариант коммуникации. При этом система оповещения не может одновременно транслировать в разных зонах сигнала с разных источников звука Источники переключаются в соответствии с приоритетностью входов усилителя. Наивысшим приоритетом обладает сигнал от микрофона диспетчера.

В зависимости от вида управления различают СОУЭ:

  • с автоматическим управлением:предусматривает приведение в действие СОУЭ командой от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения;
  • с полуавтоматическим управлением:предусматривает приведение в действие СОУЭ диспетчером при получении сигнала от этих установок.

По области и условиям применения различают средства оповещения, устанавливаемые:

  • в отапливаемых помещениях;
  • в неотапливыемых помещениях, с внешней стороны зданий;
  • во взрывоопасных зонах.

По назначению состав СОУЭ подразделяются на основные и дополнительные. 
К основным средствам относятся оповещатели, блоки управления, усилители и звукопередающие устройства, эвакуационные знаки пожарной безопасности. 
К дополнительному оборудованию относятся блоки резервного питания, различные источники сигнала(микрофоны, тон. генераторы, проигрыватель, магнитофон, микрофонные консоли) 

Конструктивно системы оповещения можно подразделить на аналоговые и цифровые комплексные СОУЭ, в которых обработка и передача аудиоинформации осуществляется в цифровом виде. Это существенно улучшает качество транслируемых сигналов и позволяет передавать параллельно по одним линиям несколько сообщений, а так же объединять несколько автономных СОУЭ и централизованно управлять ими Альтернативой проводным системам речевого оповещения являтся беспроводная система оповещения типа «Орфей-Р». В этом случае значительно упрощается монтаж, а главное обеспечивается живучесть системы оповещения за счет беспроводной связи центрального блока с речевыми оповещателями. 
В штатном режиме системы оповещения могут использоваться также для передачи фоновой музыки или речевых объявлений, что позволяет осуществлять контроль работоспособности линий оповещения и речевых оповещателей. Допускается совмещение СОУЭ с радиотрансляционной сетью здания, при этом должен быть обеспечен приоритет сигналов СОУЭ над трансляцией. Речевые оповещателей не должны иметь регулятор громкости и должны подключаться к сети без разъемных устройств. 

Согласно НПБ приборы управления оповещателями должны обеспечивать следующие функции:

  1. Передачу электрических сигналов на оповещатели;
  2. Контроль исправности линии связи с оповещателями ;
  3. Автоматическое переключение электропитания с основного питания на резервный и обратно без выдачи ложных сигналов. Время работы технических средств оповещения от резервного источника питания постоянного тока в дежурном режиме должно быть не менее 24 часов. Время работы технических средств оповещенья от резервного источника питания постоянного тока в тревожным режиме должно быть не менее 1 часа;
  4. Органы управления должны иметь защиту от несанкционированного доступа посторонних лиц;
  5. Контроль состояния резервного источника питания;
  6. Ручное отключение звуковой сигнализации при сохранении световой сигнализации. Отключение состояние звуковой сигнализации должно отображаться световой индикацией;
  7. Возможность корректировки алгоритма оповещения;
  8. Ручной и (или) автоматический контроль работоспособности узлов и блоков приборов;
  9. Дистанционное открывание дверей или дополнительных эвакуационных выходов.

Проектирование и монтаж системы автоматического оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

В связи с тем, что от грамотного проектирования СОУЭ напрямую зависит сохранение жизни людей при пожаре, очень важен профессиональный уровень компании выполняющей проект. Недаром, на проектирование, как и на монтаж выдается лицензия МЧС. Гарантией долговременной и бесперебойной работы системы автоматического пожаротушения, является квалифицированный монтаж и регулярное сервисное обслуживание СОУЭ.

Позвоните нам по телефону (4967) 76-00-38, либо отправьте заявку и закажите бесплатную консультацию нашего специалиста. Вы получите полный комплекс услуг по монтажу, проектированию, пуско-наладке и техническому обслуживанию системы автоматического оповещения и управления эвакуацией.

В соответствии с п.4.1 СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» , п.15.1 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»  (в редакции от 01.06.2011) электроприемники систем противопожарной защиты (СПЗ) должны относиться к электроприемникам I категории надежности электроснабжения, за исключением электродвигателей компрессоров, дренажных насосов, насосов подкачки пенообразователя, которые относятся к III категории надежности электроснабжения.

В соответствии с п.4.3 СП 6.13130.2013  электроприемники I категории должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий:

1) каждая из секций или систем шин, в свою очередь, имеет питание от независимого источника питания;

2) секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин.

В соответствии с ч.3 ст.82 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»  (ред. от 13.07.2015) кабели от трансформаторных подстанций резервных источников питания до вводно-распределительных устройств должны прокладываться в раздельных огнестойких каналах или иметь огнезащиту.

В соответствии с п.4.10 СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности»  питание электроприемников СПЗ должно осуществляться от панели противопожарных устройств (панель ППУ), которая питается от вводной панели вводно-распределительного устройства (ВРУ) с устройством автоматического включения резерва (АВР) или от главного распределительного щита (ГРЩ) с устройством АВР.

В соответствии с п.4.2 СП 6.13130.2013 , п.15.3 СП 5.13130.2009  в зданиях, сооружениях, электроприемники которых относятся к III категории надежности электроснабжения, резервное питание электроприемников СПЗ должно осуществляться от независимого автономного источника питания.

В качестве резервного источника питания электроприемников III категории допускается использовать аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания, которые должны обеспечивать питание указанных электроприемников в дежурном режиме в течение 24 ч плюс 1 ч работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме.

Допускается ограничить время работы резервного источника в тревожном режиме до 1,3 времени выполнения задач системой пожарной автоматики.

При использовании аккумулятора в качестве источника питания должен быть обеспечен режим подзарядки аккумулятора.

В соответствии с ч.1 ст.82 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»  (ред. от 13.07.2015), п.15.1 СП 5.13130.2009  для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.

В соответствии с п.п.15.1 СП 5.13130.2009  электроснабжение систем противопожарной защиты зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей должно обеспечиваться от трех независимых взаимно резервирующих источников питания, в качестве одного из которых следует применять автономные электрогенераторы.

Соответственно, возможно сделать вывод о том, что электроприемники I категории надежности электроснабжения должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в соответствии с требованиями п.4.3 СП 6.13130.2013 .

В качестве резервного источника питания электроприемников III категории надежности электроснабжения (электродвигатели компрессоров, дренажных насосов, насосов подкачки пенообразователя) допускается использовать аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания, которые должны обеспечивать питание указанных электроприемников в дежурном режиме в течение 24 ч плюс 1 ч работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме.

Допускается ограничить время работы резервного источника в тревожном режиме до 1,3 времени выполнения задач системой пожарной автоматики.

При использовании аккумулятора в качестве источника питания должен быть обеспечен режим подзарядки аккумулятора.

Электроснабжение систем противопожарной защиты зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей должно обеспечиваться от трех независимых взаимно резервирующих источников питания, а именно от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в соответствии с требованиями п.4.3 СП 6.13130.2013  и автономных электрогенераторов (автономные резервные источники электроснабжения).

В соответствии с ч.2 ст.91 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»  (ред. от 13.07.2015) автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В соответствии с ч.11 ст.84 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ  системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В соответствии с п.7.2.8 ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний»  (ред. 06.11.2014) приборы приемно-контрольные пожарные и приборы управления пожарные должны иметь не менее двух вводов электропитания (основное и резервное) и осуществлять автоматическое переключение электропитания с основного ввода на резервный при пропадании напряжения на основном вводе, и обратно, без выдачи ложных сигналов (в том числе во внешние цепи).

Соответственно, возможно сделать вывод о том, что в ч.11 ст.84 , ч.2 ст.91 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ  под «источниками бесперебойного электропитания» понимается обеспечение систем противопожарной защиты электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в соответствии с требованиями п.4.3 СП 6.13130.2013 .

Уточнение:

Следовательно, я могу сделать вывод, что если электрики прописывают в своем проекте — электропитание на объекте выполнено по 1 категории, в системе АППЗ блоки резервированного питания, рассчитанные на автономную работу системы 24 ч в дежурном режиме + 1 час в тревоге, устанавливать не нужно?

Ответ:

Соответственно, электроприемники I категории надежности электроснабжения должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в соответствии с требованиями п.4.3 СП 6.13130.2013 .

В случае обеспечения всех электроприемников систем противопожарной защиты (СПЗ) электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в соответствии с требованиями п.4.3 СП 6.13130.2013  не требуется устанавливать аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания.

При этом необходимо учитывать, что электроснабжение систем противопожарной защиты зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей должно обеспечиваться от трех независимых взаимно резервирующих источников питания, а именно от двух независимых взаимно резервирующих источников питания в соответствии с требованиями п.4.3 СП 6.13130.2013  и автономных электрогенераторов (автономные резервные источники электроснабжения).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Время работы сотрудников при температуре в кабинете 15 градусов
  • Время работы судебных приставов мотовилихинского района г перми
  • Время работы судебных приставов на югорском проезде часы работы
  • Время работы универмага беларусь в минске сегодня график работы
  • Время работы холодильника при первом включении после разморозки