Время работы оповещения в тревожном режиме

время работы системы оповещения о пожаре

               Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы обсудим очень важный момент в области организации системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ). Мы поговорим о том, какое именно должно быть время работы элементов СОУЭ, то есть сколько по времени должны звенеть сирены (вещать громкоговорители) и мигать таблички, и от чего это время зависит.

время работы

                     Я заметил, что большинство проектировщиков систем ППЗ этот вопрос вообще «не парит». То есть они, в случае пожара, просто включают СОУЭ на неопределенное время работы – будет бубнить, пока не сгорит. Ошибки или нарушения в этом нет, так как системы ППЗ создаются и поддерживаются в работоспособном состоянии, собственно, для того чтобы один единственный раз корректно сработать, выполнить свое предназначение – спасти человеческие жизни, а далее, хоть пусть сгорят синим пламенем, туда им и дорога. Но вот ведь в чем «собака порылась» – сработка систем СОУЭ не всегда бывает именно по сигналу систем ПС, которые обнаружили наличие факторов пожара. Бывают еще и ложняки, и еще детские шалости и взрослое хулиганство, и даже просто случайности. Вот Вам для примера, случай, которому я был реальным свидетелем, так как произошел в доме, в котором я живу. Многоэтажка  – 17 этажей, в которой смонтированы в общих коридорах и лифтовых холлах системы АПС и СОУЭ, система дымоудаления и компенсации притоком, система управления лифтами при пожаре, то есть все что необходимо присутствует.

время работы 2

          Сигнал о сработке систем ПС выходит на прибор ППК, установленный в электрощитовой многоэтажки, блок индикации установлен в офисе управляющей компании, который находится в пределах микрорайона. Никакие сигналы на пожарную часть не выведены, так как функциональное назначение многоэтажного жилого дома Ф1.3 не требует обязательного вывода тревожных сигналов на пожарную часть. В выходной день, от активации ручного пожарного извещателя (выяснилось позже) вдруг зазвенели пожарные сирены. Люди (правда не все) дисциплинированно вышли на улицу возле дома. Многие даже «аварийные гомонки» с собой прихватили с документами и деньгами. Стоим, ждем, смотрим друг на друга. Кто то сначала собрался пожарных вызвать, но потом передумал – испугался штрафа за ложный вызов, если пожар вдруг не обнаружат. Прошло 5, потом 10 минут – ничего не происходит и не меняется, сирены также продолжают звенеть. Явно, время работы СОУЭ не ограничено. Кто то из соседей попытался дозвониться в управляющую компанию – никто не ответил на телефонный звонок, по случаю выходного дня. Дозвонились дежурному электрику, но он сказал – ничего не знаю, это не мое хозяйство, дал номер телефона организации, обслуживающей систему АПС. Звоним – никто не отвечает, опять же – выходной день. Прошло уже с пол-часа, сирены также звенят. И что делать? Пробежались по этажам, нашли активированный ручной пожарный извещатель (ИПР) в лифтовом холле. Разбираться в том, кто такой тыкал этот ИПР пальцем не стали, так как не до того было. Ну что, раскрутили, привели его в дежурное состояние – никакого результата. Понятно, шлейф продолжает находиться в сработке, так как никто его не перевзял в дежурный режим. На улицу уже вывалили все жильцы дома, так как невозможно находиться в помещении, слушать визг сирен, собаки соседские воют и лают, бабки и дедки пьют валидол и корвалол, дети орут благим матом – в общем, ситуация складывается тревожная.

время работы 3

          В каком то подъезде,  самые нервные жильцы-революционеры схватили стремянки и лестницы, и стали срывать сирены со стен, то есть ломать систему оповещения. Где то через час, притащили за шиворот слегка не трезвого электрика, заставили открыть электрощитовую и выдернуть плавкие вставки от цепи питания 220 вольт для ППК противопожарных систем. Опять нет результата – сирены продолжают звенеть от аккумулятора. На вопрос – «ну и сколько ждать, пока аккумуляторы не «сдохнут?», я сообщил уважаемому обществу о том, что емкость АКБ рассчитывается, как минимум, на гарантированное время работы в течении 24 часа системы в дежурном режиме, плюс час в режиме тревоги и, кроме того, многие еще плюс 30% закладывают, на потерю емкости АКБ, в процессе эксплуатации. Получается, еще три-четыре часа звенеть будет, как минимум. Скрюченные пальцы самих нетерпеливых соседей, уже было, потянулись к приемо-контрольному прибору с намерением содрать его со стены и, возможно, станцевать на нем потом лезгинку. Учитывая такие дела,  вмешался я, так как ситуацию нужно было как то спасать. Команда «ОТСТАВИТЬ!!!» временно охладила горячие головы. И хоть и не правильно было самостоятельно трогать систему на чужом балансе, за которую отвечает чужая обслуживающая организация, я влез в меню ПКУ «С2000М», сбросил существующие тревоги и перевзял шлейф ПС опять в дежурный режим (повезло, что код доступа оставили заводской). А вот представьте, если бы код доступа был установлен индивидуально под себя обслуживающей организацией и его не удалось бы корректно ввести, что тогда? Сбрасывать клемму АКБ или отключать цепи сирен? Кто на это подпишется – возьмет на себя ответственность оставить весь дом без противопожарной защиты? А если вдруг пожар случись в это время, а система отключена, кто пойдет в тюрьму в этом случае? Вот только не я. А кто тогда этот герой? Вопрос, я считаю, риторический.

время работы 4

             Конечно, позже, я взяв в руки текст нормативного документа СП5.13130.2009, провел подробный ликбез для руководства управляющей компании на тему обязательной организации на объекте поста охраны, ведущего круглосуточное дежурство, в соответствии с п. 14.4, а также п. 13.4.5 упомянутого документа, дабы подобных случаев не происходило в дальнейшем. Открою секрет – уже прошло более двух лет, а «воз и ныне там». Будем откровенны, русскому чиновнику (или как лучше назвать работников УК), хоть кол на голове теши, хоть какое то воздействие на него может оказать только тюрьма или расстрел, ну или может еще понижение зарплаты .

             Примерно такая же интересная история может случиться не только от шалости детей или взрослых с ИПР. Мало ли возможностей и причин для ложного срабатывания АПС. Это и извещатель пламени (пульсар или спектрон какой нибудь) может от солнечной засветки сработать.  И дымовой пожарный извещатель от пыли за подвесными потолками подработает.  И многоточечный извещатель подработает от перепадов температур, не связанных с пожаром. Мало ли? И вот сработает СОУЭ, и если время работы не ограничено, будет звенеть, пока не сгорит. Такая вот история.

             Ну мы, вернее я, отвлекся риторикой и разными историями, давайте, все таки, вернемся к теме статьи. Итак, что говорят нам нормативные документы по вопросу конкретного определения время работы в минутах или часах СОУЭ на конкретном объекте. Открываем самый главный документ – Федеральный закон 123-ФЗ и читаем статью 84, пункт 7.

 «Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения. (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)».

Это значит, что мы рассчитываем необходимое время эвакуации с этого конкретного объекта, согласно существующим методикам, в которые мы сейчас вдаваться не будем, чтобы не «развезти» статью еще на три листа. Далее мы добавляем технологический запас к этому расчетному времени «на всякий пожарный» (мы, к примеру, добавляем времени еще + 30%). И вот в итоге, мы находим искомое минимальное время работы СОУЭ, которое необходимо обеспечить на данном объекте. В результате, получается не так уж и много. Среднее время эвакуации людей в безопасную зону, к примеру, из того же 17-этажного здания, составляет ориентировочно 10-20 минут. За эти минуты человек возьмет под мышку «аварийный гомонок»,  «черепашьим» шагом выползет из своей квартиры, закроет двери на ключ, потом не спеша, пройдет через по-этажную воздушную зону, и попадет в безопасную выделенную лестничную клетку, по которой спустится и выйдет из здания на улицу – вот и ВСЕ. Достаточно на все 20 минут? Думаю, вполне. Расчет времени эвакуации, конечно покажет точнее. Ну и все, к этим расчетным минутам прибавим еще 30%, получится 26 минут – вот это и есть время работы СОУЭ, в соответствии с требованиями ФЗ-123. Так и следует подходить ко всем объектам, оборудованным системами СОУЭ.

Ну и как итог к статье:

       На заметку Заказчикам – с учетом информации, изложенной в статье, не поленитесь потребовать от проектировщиков и монтажников СОУЭ, чтобы они ограничили время работы – это будет полезно для Вас.

       На заметку проектировщикам – не поленитесь запросить у Заказчика расчетное время эвакуации с объекта и написать конкретное время работы в СОУЭ в тексте проекта, так как монтажники обязательно сделают, если в проекте написано.

       На заметку монтажной организации – подойдите к работе ответственно, напишите письмо Заказчику с предложением ограничить время работы СОУЭ, в соответствии с ФЗ-123, ст. 84, п. 7. Сделаете это – Заказчик потом спасибо скажет и еще Вам объекты в работу даст, как самому ответственному Подрядчику. В любом случае, это сработает на Ваш авторитет.

              Ну что же, на этом статья « время работы системы оповещения о пожаре » завершается. Надеюсь, что эта статья кому нибудь, да пригодится.

             Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Наша группа В Контакте – https://vk.com/club103541242

 Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы в Facеbook – https://www.facebook.com/НОРМА-ПБ-460063777515374/timeline/

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Гугл+ https://norma-pb.blogspot.com

Мы в Твитере – https://twitter.com/z8NYoBs6Xitx7aL

Мы на Яндекс Дзен – https://zen.yandex.ru/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c

Мы в Instagram – https://www.instagram.com/norma.p.b/

Мы в Телеграмме – https://t.me/norma_pb

время работы 5

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92092

Целью создания систем противопожарной защиты, как следует из статьи 51 Федерального закона №123-2009 «Технический регламент пожарной безопасности», является «защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и/или ограничение его последствий». Здесь же и определено, что «защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и/или ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и/или тушением пожара».

Таким образом, имеем две основные задачи систем противопожарной защиты:

    ■ противопожарные мероприятия, снижающие вероятность самого пожара или ограничивающие его распространение;

    ■ эвакуация людей и имущества (если стоит такая задача) в безопасную зону и тушение самого пожара.

Основным критерием соответствия объекта требованиям пожарной безопасности является непревышение установленного Законом допустимого значения пожарного риска, расчетная величина которого напрямую связана с вероятностью возможной своевременной эвакуации людей.

Таким образом, как видно из приведенных требований к системе противопожарной защиты, само обнаружение пожара, в том числе и с помощью технических средств пожарной сигнализации, не является конечной целью, а лишь необходимым условием для своевременной эвакуации людей.

Для этих целей на всех объектах должна быть система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).

СОУЭ — это комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

Основные требования к СОУЭ изложены в статье 84 Федерального закона №123. Вот часть из них:

«Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях, сооружениях и строениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:

    ■ подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

    ■ трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;

    ■ размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;

    ■ включение эвакуационного (аварийного) освещения;

    ■ дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;

    ■ обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;

    ■ иные способы, обеспечивающие эвакуацию».

Применение тех или иных способов оповещения конкретизированы в своде правил СП3.13130.2009 и в НПБ 104-03 (на объекты, введенные до 2009 года).

Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий, сооружений и строений планах эвакуации людей.

Отсюда вытекает, что проектно-монтажная организация формирует алгоритм оповещения в строгом соответствии с уже разработанным планом эвакуации, а вся ответственность за него лежит целиком на заказчике.

Классификация, основные требования, состав оборудования

Система оповещения и управления эвакуацией — одна из наиболее важных составляющих системы безопасности. Основное назначение системы оповещения — это предупреждение находящихся в здании людей о пожаре или другой чрезвычайной ситуации, а также координация их действий при осуществлении эвакуации. СОУЭ представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенных для решения этих задач.

Система оповещения и условия ее применения должны удовлетворять требованиям, изложенным в ряде нормативных документов, среди которых основополагающими являются: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности «Федеральный закон № 123-Ф3», ГОСТ Р 53325-2009 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний», Свод правил СП.3.131.30.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92097

Вступившие в силу новые нормативные документы значительно повысили уровень требований в области пожарной безопасности, однако в них не рассматривается вопрос сопряжения пожарных систем оповещения и управления эвакуацией с системой оповещения гражданской обороны. В первой редакции НПБ 104-03, п. 3.2 указывалось, что при проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее интеграции с системой оповещения ГО, в последующих редакциях НПБ 104-03 данное положение отсутствовало. Вследствие этого на объекте, возможно, будут строиться две независимые системы, частично дублирующие друг друга.

Выпускаемые на сегодняшний день СОУЭ имеют техническую возможность в первую очередь принимать сигналы и команды централизованной системы оповещения ГО и транслировать их по речевым оповещателям («Блюз», «Октава-80», «Орфей», «Стриж-2», «Тромбон» и др.).

Классификация систем оповещения

В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяются на 5 типов, приведенных в таблице. В п. 7. СП.31330.2009 изложены требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5-го типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технические этажи, чердаки, подвалы, закрытые рампы автостоянок и другие помещения, не предназначенные для постоянного пребывания людей).

В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей). Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.

Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.

Состав и структура системы оповещения

В СОУЭ 1-го и 2-го типов оповещение осуществляется с помощью световых и звуковых оповещателей. На рынке уже появляются приборы, предназначенные именно для 1-го и 2-го типов оповещения («Тромбон-ПУ-2»), обеспечивающие контроль исправности линий связи с оповещателями, а также питание оповещателей от аккумуляторной батареи при отключении основного питания.

СОУЭ 3-5-го типов представляют собой автономные централизованные комплексы и строятся по модульному принципу. В зависимости от архитектурных особенностей здания и его назначения системы оповещения включают в себя устройства передачи экстренных сообщений или же дополняются модулями для трансляции по зонам фоновой музыки и объявлений общего назначения. Кроме того, системы оповещения о пожаре различаются по количеству зон оповещения, по способности программирования логики событий, по возможности управления СОУЭ.

Можно выделить несколько блоков, общих для всех систем оповещения о пожаре:

  • блок управления и коммуникации;
  • усилительное оборудование (предварительные усилители и усилители мощности);
  • выносные микрофонные консоли для организации удаленного рабочего места;
  • источники сигнала (микрофон, установленный на пульте диспетчера или на блоке тревожных сообщений, цифровой магнитофон с записанными тревожными сообщениями, генератор тонального сигнала, радиоприемник, CD-проигрыватель, внешняя трансляционная сеть);
  • громкоговорители (оповещатели рупорные, настенные, потолочные);
  • эвакуационные знаки пожарной безопасности, световые оповещатели.

Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92098

Для управления СОУЭ должны использоваться специализированные технические средства — прибор управления пожарный (ППУ). В общем случае это техническое средство, предназначенное для формирования сигналов управления исполнительными устройствами автоматических средств противопожарной защиты и контроля целостности и функционирования линий связи между ППУ и исполнительными устройствами. В случае ППУ для обеспечения функционирования СОУЭ в качестве исполнительных устройств используются оповещатели различного типа.

Требования к оповещателям и ППУ изложены в ГОСТ Р 53325 «Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний» в разделах б и 7 соответственно, а сами технические средства должны иметь сертификат соответствия этому стандарту.

Системы оповещения о пожаре должны включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, при этом по зонам передается записанное электронное сообщение. В случае необходимости диспетчер может сам передавать экстренные сообщения с микрофонной консоли или с блока управления СОУЭ (полуавтоматический режим). В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется функциональным назначением, конструктивными особенностями здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Одним из основных требований, предъявляемых к СОУЭ 4-5-го типов, является разделение здания на зоны пожарного оповещения для предварительного оповещения персонала и последовательной организации эвакуации людей из зон оповещения. Распределение сигнала по зонам оповещения обеспечивается при коммутации источников сигнала и зон оповещения. Источники сигнала переключаются в зоны оповещения в соответствии с установленной приоритетностью. Наивысшим приоритетом обладает сигнал, поступивший с микрофона диспетчера.

По конструктивному исполнению системы оповещения можно разделить на те, у которых сигнал коммутируется по зонам оповещения до усиления (рис. 1), и на те, у которых это происходит после усиления (рис. 2). В случае коммутации сигнала до усиления системы о пожаре должны содержать по одному усилителю на каждую зону («Блюз», «Стриж-2»). Во втором случае несколько источников сигнала подключаются ко входу усилителя, а затем усиленный звуковой сигнал распределяется по зонам оповещения («Тромбон»).

В основном системы оповещения являются аналоговыми проводными, вместе с тем появились СОУЭ, в которых обработка и передача аудиоинформации осуществляется в цифровом виде («Киберсистема», «Стриж-2»), а также беспроводные СОУЭ («Орфей-Р»). Это существенно увеличивает количество транслируемых сигналов и позволяет передавать параллельно по одним линиям несколько сообщений, а также объединять несколько автономных систем оповещения и управлять ими. В беспроводной системе значительно упрощается монтаж, а главное — обеспечивается живучесть СОУЭ. Для трансляции звуковых сообщений по зонам оповещения используются громкоговорители различных конструкций и звуковые оповещатели. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами (ГОСТ Р 53325-2009, СП 3.131302009). Уровень звукового давления, развиваемый звуковыми пожарными оповещателями на расстоянии (1,00 + 0,05) м, должен быть установлен в пределах от 85 до 120 дБ, речевыми пожарными оповещателями — в пределах от 70 до 110 дБ. Частота сигналов, генерируемых звуковыми пожарными оповещателями, должна быть в пределах 200-5000 Гц; диапазон воспроизводимых частот речевых пожарных оповещателей должен быть не уже, чем от 500 до 3500 Гц, при неравномерности частотной характеристики в диапазоне не более 16 дБ.

В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.

Таким образом, расстановка оповещателей и выбор подводимой к ним мощности должны быть рассчитаны с учетом конкретных мест установки, и этот расчет должен быть приведен в рабочей документации. Вместо расчета для подтверждения обоснованности принятых технических решений можно использовать результаты контрольных измерений при сдаче системы в эксплуатацию.

Одним из основных требований, предъявляемых к СОУЭ 4-5-го типов, является разделение здания на зоны пожарного оповещения для предварительного оповещения персонала и последовательной организации эвакуации людей из зон оповещения

При разделении здания, сооружения или строения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания, сооружения или строения.

Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

Этот случай, как правило, используется для объектов с массовым пребыванием людей или имеющих специфику функционирования (школы, интернаты, больницы и т.п.), а также при наличии нескольких эвакуационных путей из каждой точки объекта.

Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания, сооружения и строения.
Вроде как совмещать с радиотрансляционной сетью разрешается, но возможности использования ее в качестве основы СОУЭ очень ограничены.

Как уже здесь было отмечено, при проектировании СОУЭ для вновь вводимых объектов в полной мере должны быть учтены требования свода правил СП3.13130.2009, а для введенных до 2009 года — НПБ 104-03. И вот на основании этого документа получается, что в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов:

    ■ 1 тип- оповещение звуковое (сирена, тонированный сигнал и др.);

    ■ 2 тип- оповещение звуковое (сирена, тонированный сигнал и др.) и световое с помощью оповещателей «Выход»;

    ■ 3 тип- оповещение речевое (передача специальных текстов) и световое с помощью оповещателей «Выход»;

    ■ 4 тип — оповещение речевое (передача специальных текстов) и световое с помощью оповещателей «Выход» и эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения;

    ■ 5 тип — оповещение речевое (передача специальных текстов) и световое с помощью оповещателей «Выход» и световых оповещателей, указывающих направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением.

Для 4 и 5 типа предусматривается разделение здания на зоны пожарного оповещения и обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской.

Для 5 типа дополнительно должна быть предусмотрена еще возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения и координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре.

Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети электропитания и (или) к линиям оповещения с помощью пайки или под винт, причем клеммы должны быть продублированы для обеспечения соединения входных и выходных проводов не путем прямого контакта между проводниками, а через клеммы пожарного оповещателя. Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации при освещенности в диапазоне от 1 до 500 лк.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92099

Мигающий световой оповещатель должен иметь частоту мигания в диапазоне от 0,5 до 5 Гц. Соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением, а также радиоканальные соединительные линии должны быть обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности.

В дополнение к традиционным указателям эвакуационного выхода на рынке систем оповещения появились звуковые оповещатели нового класса — Exit Point, которые обеспечивают эвакуацию при задымлении, когда визуальные средства становятся неэффективными. Время эвакуации сокращается до 75%. В отличие от обычных звуковых оповещателей Exit Point использует широкополосный шумовой сигнал во всем звуковом диапазоне. Человек легко определяет точное направление на этот источник даже в условиях замкнутых помещений с отражениями от окружающих предметов.

Очень много вопросов возникает при проектировании систем речевого оповещения в части требуемой полосы воспроизводимых частот. С одной стороны, в своде правил СП3.13130 предусмотрено, что речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. С другой стороны, в ГОСТ Р 53325 для речевых оповещателей предусмотрен диапазон воспроизводимых частот не уже, чем от 500 до 3500 Гц при неравномерности частотной характеристики в диапазоне не более 1б дБ, что вроде как значительно уже, чем предусмотрено сводом правил. Но тут есть одна трудность: в своде правил не определена неравномерность этой частотной характеристики. Поэтому можно сделать заключение, что любой опо-вещатель, соответствующий ГОСТ Р 53325, будет соответствовать и требованиям свода правил, просто сигналы с частотами от 3500 до 5000 Гц будут воспроизводиться намного тише сигналов в полосе частот от 500 до 3500 Гц, а другого и не требуется. И это совсем не страшно.

В телефонной связи изначально была выбрана полоса эффективно передаваемых частот составного канала ТЧ (тональной частоты), равной 300-400 Гц при максимальной неравномерности частотной характеристики 8,7 дБ (ГОСТ 21655-87 «Каналы и тракты магистральной первичной сети единой автоматизированной системы связи»). На разборчивость речи это не влияет, а вот экономически это полностью оправдано. Более того, в некоторых системах связи вообще верхняя частота пропускания ограничена 2700 Гц. Если на объекте не стоит задачи использовать систему речевого оповещения еще и в качестве трансляционной сети, то использование СОУЭ с полосой воспроизводимых от 500 до 3500 Гц частот позволяет снизить потребляемую мощность от резервных источников питания (аккумуляторов), тем самым снизить затраты на них.

Живучесть СОУЭ при пожаре

Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны функционировать в течение всего времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения, строения.

По надежности электроснабжения СОУЭ относятся к 1-й категории. При этом в системе оповещения людей должно осуществляться автоматическое переключение с основного источника питания на резервный. При использовании в качестве резервного питания аккумуляторной батареи время работы СОУЭ в дежурном режиме от неразряженного источника должно быть не менее 24 часов, время работы технических средств оповещения от резервного источника в тревожном режиме рассчитывается из времени, необходимого для завершения эвакуации людей. Таким образом, имеем необходимость работы от резервных источников питания в дежурном режиме не менее 24 часов и в режиме оповещения и управления эвакуацией людей в течение времени, необходимого для ее завершения. Вот из расчета этого и надо в систему закладывать емкость резервных источников питания.

Максимальная температура, при которой СОУЭ и речевые оповещатели должны сохранять работоспособность, должна быть не ниже 550 °С.

Кабели, провода СОУЭ, а также способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Требования к кабельной продукции изложены в ГОСТ Р 53315-2009 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний». В п. 6 ГОСТ указана область применения кабельного изделия с учетом пожарной опасности и типа исполнения. В национальный стандарт ГОСТ Р 53315-2009 включен параметр «огнестойкость кабеля». Количественной мерой этого параметра является «предел огнестойкости», характеризующий время, в течение которого кабель (при воздействии регламентированного нормами теплового источника) выполняет свои функции (передачу электроэнергии, сигналов).

Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети электропитания и (или) к линиям оповещения с помощью пайки или под винт

Другие показатели, приведенные в стандарте, также являются обязательными к исполнению. На практике огнестойкость кабельных линий определяется не только конструктивным исполнением кабеля, но и способом его прокладки на объекте. В связи с этим особую важность приобретает вопрос проверки сохранения работоспособности кабеля в условиях пожара с реальными конструктивными элементами прокладки (лотками, креплениями, соединительными коробками и т.п.). То есть необходимо испытывать не один кабель, а сразу всю кабельную систему, как это, например, осуществляется в соответствии с европейским стандартом DIN 4102-12 «Огнестойкость строительных материалов и конструкций. Часть 12. Надежность систем электрических кабелей. Требования и испытания».

Контроль линий оповещения и управления.

Основное требование к системам оповещения, которое разительно отличает ФЗ №123 от всех предыдущих нормативных документов – это контроль их работоспособности, в частности речь идет о контроле целостности линий оповещения СП 3.13130.2009 п. 3.4 «..Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности». Приборы управления системами оповещения и эвакуации имеют множество разнообразных функций,  среди которых можно выделить контроль цепей исполнительных устройств как одну из важнейших.

Стоит отметить, что чаще всего выделяют четыре способа контроля цепей нагрузок в общей классификации методов контроля:

    — контроль через дополнительные линии;
    — контроль по импедансу (по установленной мощности);
    — контроль по адресным меткам;
    — контроль по постоянному току с применением блокирующих элементов.

Производители блоков речевого оповещения используют различные способы контроля работоспособности линий оповещения и управления, остановимся на каждом способе подробнее.

1. Контроль через дополнительные линии.

Общий смысл контроля через дополнительные линии заключен в самом названии этого способа. Контроль разбивается на две стадии (см. рис.3.). На первой стадии проверяется первая линия управления «Л1» с применением второго контрольного провода «Контроль 2». На второй стадии проверки – проверяется линия управления «Л2» с применением первого контрольного провода «Контроль 1». Сам метод контроля — это контроль шлейфа сигнализации по постоянному току, при этом оконечный резистор устанавливается в приемно-контрольном приборе.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92093

Рис. 3. Контроль через дополнительные линии.

Контроль через дополнительные линии оправдан, если необходимо использовать оповещатели разных производителей в одной системе, и если эта необходимость имеет большее значение, чем стоимость дополнительных монтажных затрат (стоимость контрольных проводов и их монтаж).

Плюсы способа:
— полный контроль линий по всей длине и возможность контроля оповещателей на «проход»;
— допустимы оповещатели различных производителей в одной системе.

Минусы способа:
— дополнительны затраты по прокладке контрольных проводов.
— использование ППКОП для контроля за целостностью линий.

2. Контроль по импедансу.

В основе способа контроля по импедансу лежит измерение полного сопротивления линии оповещения по переменному току. Другое название способа, используемое некоторыми производителями – «контроль по установленной мощности». Контролирующим прибором производятся измерения переменных напряжения и тока в линии оповещения, а затем вычисляется мощность (как произведение тока и напряжения) или полное сопротивление (как отношение напряжения к току). Эта величина фиксируется и в дальнейшем прибор вычисляет отклонения от неё (см. рис.4.).

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92094

Рис. 4. Контроль по импедансу (установленной мощности).

Так как по цепи пропускается переменный ток, то чтобы акустические системы не воспроизводили тестовый сигнал контроля частота переменного напряжения выбирается выше звукового барьера слышимого человеком ухом, то есть в районе 20-30кГц. Б`ольшая частота увеличит вклад реактивной составляющей линии связи в общую картину и потребует более высоких вычислительных ресурсов контролирующего прибора.

Основная проблема практического использования способа заключается в значительной индуктивной и емкостной составляющих линии оповещения, а также влияния факторов окружающей среды (температура, влажность, электромагнитные помехи). В результате такого влияния погрешность может составлять 20 и более процентов.

Плюсы способа:
— возможность контроля линии оповещения и оповещателей (особенно при малом их количестве (погрешность 20%);
— для работы и контроля достаточно двух проводов.
— нет необходимости в дополнительных блокирующих элементах.

Минусы способа:
— высокая стоимость прибора контроля;
— высокая погрешность способа контроля, особенно при большом числе оповещателей.

3. Контроль по адресным меткам.

Принцип работы системы с контролем по адресным меткам очень похож на работу адресных и адресно-аналоговых систем охранно-пожарной сигнализации. Суть способа – каждый оповещатель имеет свой адрес, который передается на прибор управления. Вместе с адресом оповещатель может передавать свое состояние и различные другие параметры в цифровом виде. Надо заметить, что это наиболее перспективный на сегодняшний день способ контроля, хотя его распространение довольно узкое из-за высокой цены (см. рис.5.). Основное применение метод нашел в радиоканальных системах речевого оповещения.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92095

Рис. 5. Способ контроля по адресным меткам.

Плюсы способа:
— автоматический контроль линии трансляции и оповещателей;
— контроль состояния оповещателей и дополнительных параметров.

Минусы способа:
— высокая стоимость оборудования;
— использование оповещателей только определённых производителей.

4. Контроль по постоянному току.

Способ контроля по постоянному току реализуется увеличением сопротивления звукового оповещателя (или первичной обмотки трансформатора звукового оповещателя в трансляционных системах оповещения) постоянному току последовательным включением блокирующего элемента (конденсатора). Блокирующий конденсатор выбирается достаточно большой емкости, чтобы избежать сужения воспроизводимого динамиком звукового диапазона (см. рис.6.).

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b92096

Рис. 6. Способ контроля по постоянному току с блокирующими элементами.

Плюсы способа:
— достоверный контроль линии оповещения по всей длине;
— контроль снятия акустических систем;
— для работы и контроля достаточно двух проводов.

Минусы способа:
— сложность контроля работоспособности самих оповещателей;
— при использовании оповещателей других производителей необходимо устанавливать внешние конденсаторы для работы функции контроля.

При таком способе контроля возможны паразитные потери мощности при воспроизведении сообщений, однако, например, в конструкции БРО «Соната-КЛ» и «Соната-КЛД» производства компании «Арсенал безопасности» это исключено введением в схему контроля линии высокоомного оконечного резистора. Сам контроль при этом максимально упрощается и сводится к классическому контролю шлейфа.

В целом, все перечисленные методы контроля линий оповещения имеют право на существование и отличаются в основном глубиной контроля, сложностью прибора управления и стоимостью монтажных работ.

При написании статьи использованы следующие материалы:
http://arsec.ru (ГК «Арсенал безопасности»)
Журнал «Системы безопасности» №1, 2010

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»  (в ред. от 30.11.2011), пп.2, 3 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»  к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, в том числе:

— федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» , Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» );

— Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» , утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 апреля 2009 года N 1573  (в редакции от 1 июля 2010 года).

В соответствии с Перечнем национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»  (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 апреля 2009 года N 1573  (в редакции от 1 июля 2010 года)) к нормативным документам по пожарной безопасности относится:

— СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»  (в редакции от 01.06.2011);

— СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» .

СП 5.13130.2009  и СП 6.13130.2009  являются нормативными документам по пожарной безопасности и равнозначны.

В соответствии с п.4.3 СП 6.13130.2009  при наличии одного источника электропитания (на объектах III категории надежности электроснабжения) допускается использовать в качестве резервного источника питания электроприемников автоматических установок пожаротушения и систем пожарной сигнализации аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания, которые должны обеспечивать питание указанных электроприемников в дежурном режиме в течение 24 ч плюс 3 ч работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме.

П р и м е ч а н и е — Время работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме может быть сокращено до 1,3 времени выполнения задач системой пожарной автоматики.

При использовании аккумулятора в качестве источника питания должен быть обеспечен режим подзарядки аккумулятора.

В соответствии с п.15.3 СП 5.13130.2009  при наличии одного источника электропитания (на объектах III категории надежности электроснабжения) допускается использовать в качестве резервного источника питания электроприемников, указанных в п.15.1 СП 5.13130.2009 , аккумуляторные батареи или блоки бесперебойного питания, которые должны обеспечивать питание указанных электроприемников в дежурном режиме в течение 24 ч плюс 1 ч работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме.

Примечание — Допускается ограничить время работы резервного источника в тревожном режиме до 1,3 времени выполнения задач системой пожарной автоматики.

При использовании аккумулятора в качестве источника питания должен быть обеспечен режим подзарядки аккумулятора.

В соответствии с п.3 ст.6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»  в перечень национальных стандартов и сводов правил могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений. При этом в указанном перечне национальных стандартов и сводов правил должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В этом случае застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения.

Вывод

Застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из вышеуказанных требований будет осуществляться проектирование систем пожарной автоматики (1 ч работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме или 3 ч работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме).

В соответствии с п.4.3 СП 6.13130.2009  и п.15.3 СП 5.13130.2009  допускается ограничить время работы резервного источника в тревожном режиме до 1,3 времени выполнения задач системой пожарной автоматики.

Документы

— Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»  (в ред. от 30.11.2011);

— Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ; 

— Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» ;

— Перечень национальных стандартов и сводов правил , в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» , утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 апреля 2009 года N 1573  (в редакции от 1 июля 2010 года);

— СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»  (в редакции от 01.06.2011);

— СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности». 

Не знаю к чему там пришли в этих обсуждениях, тем более, что там обсуждались  не всегда нормы РФ.

Мы всегда делаем 24 в дежурном (это легко т.к. система в дежурном почти не потребляет) + время эвакуации (если нет по каким то причинам данных то 3 часа (время спорное иногда меняется в зависимости от различных критериев) ) в пожарном режиме.

Действительно в СП3 эта тема- время автономной работы не раскрыта, к сожалению.

Но есть ФЗ 123
Где сказано

7. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения, строения.
11. Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

Если у вас даже 1 группа т.е. вы стойку питаете от АВР здания, то остается вероятность, что с этим кабелем либо с автоматом, либо с самим ГРЩ, АВР, или ТП что-то случится.

Для сохранения целостности зданий, исключения частичного или полного обрушения строительных конструкций проектировщиками, специалистами пожарной охраны, производителями систем безопасности разработаны, используются специальные материалы – покрытия, огнезащитные штукатурки, лаки, краски, покрытия; а также приемы/способы, методы и технологии для пассивной огнезащиты поверхности несущих элементов строений из древесины, металла, позволяющие эффективно решать эту задачу.

В то же время созданы условия для раннего обнаружения очагов возгорания, их своевременной локализации в границах/объемах пожарных отсеков, оперативной ликвидации пожара; сохранения жизни людей, находящихся в качестве посетителей, зрителей, работников/обслуживающего персонала внутри защищаемых объектов путем быстрой эвакуации, используя незадымленные основные/запасные пути, выходы, предназначенные для этого.

За выполнение этих важных задач отвечают инженерно-технические элементы комплекса современной активной огнезащиты – это установки АПС, стационарные системы пожаротушения, дымоудаления, принудительного подпора чистого воздуха.

Нерешенной, казалось бы, остается одна проблема – как технически обеспечить быструю и одновременно безопасную, грамотную эвакуацию людей; ведь не секрет, что для многих, впервые оказавшихся в зданиях, различного рода сооружениях зрителей, пациентов, посетителей, покупателей эвакуационные пути и выходы – коридоры, переходы, различные виды внутренних лестниц, холлы, фойе мало или совсем незнакомы, часто являясь непроходимым лабиринтом.

Даже для работников предприятий, организаций, прошедших обучение ПТМ, обладающими первичными навыками действий во время возникновения пожара эвакуация, осложненная неизбежным страхом за жизнь, является довольно сложной; если здание/сооружение не обеспечено СОУЭ – системой оповещения/управлением эвакуацией посетителей, персонала во время возникшего пожара, часто являющейся настоящей «нитью Ариадны», позволяющей покинуть горящий, задымленный объект живым и невредимым.

В комплекс таких установок входят приборы управления СОУЭ, другое специальное техническое оборудование – извещатели, оповещатели, световые табло, указатели направления эвакуации, акустические системы, предназначенные для экстренного, грамотно организованного; в том числе зонального, поэтапного четко сформулированного информирования дежурного/обслуживающего персонала, работников, посетителей, зрителей, других категорий граждан, находящихся в зданиях/сооружениях о возникновении пожара, необходимости, срочности, очередности, направлениях эвакуации, безопасных путях и выходах.

Фактически сегодня СОУЭ – это обязательный элемент комплекса безопасности зданий, сооружений любого назначения с пребыванием людей, предназначенный для автоматического, оперативного, скоординированного оповещения людей о возникшей ЧС, правильно организованным управлением движением потоков эвакуации из помещений, с задымленных, загазованных этажей в безопасные зоны – на улицу/территорию предприятия/организации или внешнее пространство – балконы, эстакады, некоторые виды кровель; а также в ряде случаев – в смежные пожарные отсеки, помещения, отделенные стенами, перегородками и перекрытиями с установленными в них противопожарными дверями, воротами, люками, окнами, где исключено воздействие пожара.

Всего существуют пять типов СОУЭ, довольно сильно отличающихся по техническому составу, способам/методам действия – оповещения, управления; необходимости применения на тех или иных защищаемых объектах, различающихся этажностью, площадью, категорией по взрывопожарной опасности, вместимостью/количеством посетителей, больничных коек, зрительских мест, учащихся/детей, поэтому необходимо рассмотреть каждый тип таких установок/систем подробно.

СОУЭ 1 типа

Любые типы таких систем неразрывно связаны с установками АПС, смонтированных в зданиях, из которых необходимо организовать эвакуацию в случае возникновения пожара. Автоматическая сигнализация – это первичная система, побуждающая к срабатыванию/включению приборов управления и контроля, различных устройств СОУЭ; точно так же как для запуска: насосных станций пожаротушения АУПТ с дренчерными оросителями/противопожарного водопровода зданий/сооружений, а также газовых, порошковых установок пожаротушения.

В несложных по схеме построения и составу установках АПС, что защищают одно/несколько помещений/строений элементы СОУЭ – это ее неотъемлемая/обязательная часть. Напротив, сложные, многофункциональные системы оповещения, а также управлением эвакуационными потокам, защищающие крупные объекты/комплексы зданий различного назначения, как правило, спроектированы/смонтированы отдельно, но всегда имеют связь/блокировку, интеграцию с АПС.

Пример СОУЭ 1-го типа на базе прибора Сигнал-10

Пример СОУЭ 1-го типа на базе прибора Сигнал-10

СОУЭ первого типа – это только оповещение звуком: сигналами пожарной тревоги, различными по тональности сиренами, ревунами, звонками, сообщающими о срабатывании датчиков дыма, тепловых извещателей; необходимости срочно эвакуироваться из помещений, которые защищает установка АПС, а затем из здания или сооружения.

Все звуковые извещатели, входящие в состав СОУЭ этого типа не должны иметь регулировку громкости, подключаются к кабелям/проводам линий электропитания и управления оповещением пайкой или «под винт» для обеспечения надежного контакта.

Важно: при выборе видов/типов звуковых извещателей необходимо, чтобы по тону узнаваемо они отличались от других сигналов громкой связи, технологического, аварийного извещения. Особенно это относится к производственным цехам, зданиям промышленных предприятий, складских комплексов, спортивных, зрелищных сооружениям.

Отличия преимущества и недостатки

В плюс от других типов СОУЭ такие установки отличаются своей простотой, незначительными затратами на приобретение звуковых извещателей/сирен, монтажные работы по их установке, подсоединению к приборам АПС, выдающих управляющий сигнал на их включение/работу.

К минусам СОУЭ первого типа относятся:

  • Низкая информативность о происходящем.
  • Отсутствие четкого понимания у находящихся в помещениях здания о том, что происходит на самом деле.
  • Нет световых или голосовых подсказок о необходимости тех или иных действий, направлении эвакуации, путях и выходах для успешной безопасной эвакуации.

Поэтому говорить о большой эффективности первого типа СОУЭ не приходится. По сути, это просто продублированный по помещениям, где находятся люди; а также по основным путям, у эвакуационных выходов сигнал пожарной тревоги, реализованный в составе установки АПС.

СОУЭ 2 типа

Такие системы оповещения совмещают звуковое извещение 1 типа со световыми табло «Выход», смонтированными над дверными проемами помещений, в коридорах у выходов в лестничные клетки, переходы, непосредственно на улицу/территорию предприятия/организации.

Пример СОУЭ 2-го типа на базе блоков С2000-КПБ

Пример СОУЭ 2-го типа на базе блоков С2000-КПБ

Отличия преимущества и недостатки

Кроме того, согласно нормам, в составе СОУЭ 2 типа допустима установка статичных световых указателей направлений эвакуации, что значительно повышает ее эффективность даже в условиях задымления, ведь на практике объекты, оборудованные таким типом систем оповещения, не имеют для их защиты инженерного оборудования удаления дыма и принудительного притока свежего воздуха из атмосферы.

Без сомнения, дополнительное световое обозначение эвакуационных путей/выходов, повышает шансы для людей, находящихся в здания/сооружениях, найти возможность быстро выйти на чистый воздух.

СОУЭ 3 типа

Этот вид систем кардинально отличается от 1, 2 типа, т.к. в нем главным способом извещения людей о случившемся, необходимости без паники, организованно покинуть здание является речевое оповещение с передачей в автоматическом режиме специальных, заранее подготовленных текстов о необходимости эвакуации; а звуковое допустимо лишь в отдельных зонах по техническому заданию заказчика/собственника, решению проектной организации.

Пример СОУЭ 3-го типа с несколькими зонами оповещения

Пример СОУЭ 3-го типа с несколькими зонами оповещения

В комплекс СОУЭ 3 типа также входят:

  • Обязательно – световые указатели «Выход».
  • Допускаются – статические световые указатели направления эвакуации, оповещение о пожаре по отдельным зонам защищаемого объекта, прямая связь с диспетчерской.

Отличия преимущества и недостатки

Прежде всего высокая информативность речевого оповещения, а также возможность иметь различные варианты текстов в зависимости от ситуации на защищаемом объекте.

Пример СОУЭ 3-го типа с одной зоной оповещения

Пример СОУЭ 3-го типа с одной зоной оповещения

Важно: тревожная информация, которая передается речевыми СОУЭ 3–5 типа должна полностью соответствовать существующей планировке помещений, утвержденным поэтажным планам эвакуации. Ответственность за это возложена на собственников зданий/сооружений, руководителей предприятий/организаций, учреждений, а разработка тестов тревожных сообщений, последовательности, зональности оповещения – на специализированные проектные, монтажно-наладочные организации, имеющие допуск СРО, лицензию МЧС на эти виды работ.

Для справки: официально утвержденные тексты речевого оповещения не существуют. Но, для СОУЭ 3 типа это не столь важно, т.к. в их составе обычно используются приборы оповещения, транслирующие через звуковые колонки, громкоговорители заранее записанную производителем тревожную информацию общего характера о возникновении пожара, необходимости не поддаваться паники, спокойно, организованно покинуть здание, воспользовавшись путями эвакуации, выходами, обозначенными световыми табло.

СОУЭ 4 типа

Такая речевая система оповещения аналогична 3 типу, но имеет отличия в сторону технического усложнения по некоторым параметрам, направленные на возможность передачи различных текстов тревожных извещений для дежурного/обслуживающего персонала, отдельных групп посетителей, на отдельную эвакуацию людей из разных частей здания (пожарных отсеков).

Пример СОУЭ 4-го типа с автономным комплексом обратной связи

Пример СОУЭ 4-го типа с автономным комплексом обратной связи

Отличия преимущества и недостатки

Это:

  • Световые/фотолюминесцентные указатели направления движения на основных путях эвакуации.
  • Разделение зданий/сооружений на отдельные зоны оповещения – по этажам, пожарным отсекам, частям комплекса строений, группам помещений, примыкающим к одному из эвакуационных выходов.
  • Обязательная прямая связь всех зон оповещения с пультом управления инженерными системами – диспетчерской.

СОУЭ 5 типа

Еще более сложная техническая система с возможностью более четко управлять эвакуацией, для чего дополнительно к требованиям для СОУЭ предыдущего типа предусмотрены:

  • Световые указатели с направлением движения, с возможностью по команде с диспетчерской изменять их смысловое значение (динамические).
  • Обязательная разработка различных вариантов эвакуации из любой зоны оповещения в зависимости от складывающейся ситуации во время пожара.
  • Координация/централизованное управление всеми инженерными системами противопожарной защиты здания/сооружения из помещения диспетчерской или пожарного поста.

Пример СОУЭ 5-го типа с комплексом обратной связи в составе ИСО Орион

Пример СОУЭ 5-го типа с комплексом обратной связи в составе ИСО Орион

Отличия преимущества и недостатки

СОУЭ 5, а также 4 типа за счет обязательного разделения на отдельные зоны тревожного оповещения позволяют:

  • Передавать первоочередную служебную информацию для дежурного технического/обслуживающего персонала, сотрудников охраны/безопасности, членов ДПД, находящихся в разных частях здания/комплекса строений; что на практике способствует предотвращению паники, исключает столкновение эвакуационных потоков, скопление людей у одного из выходов, т.е. всего того, что может нарушить/усложнить организованный процесс.
  • Передавать исчерпывающие, актуальные сведения о необходимых направлениях движения группам людей, находящихся в разных зонах оповещения, к ближайшему эвакуационному выходу, последовательности прохождения маршрута.

Речевые СОУЭ 4, 5 видов часто используются для трансляции музыкальных программ, объявлений, рекламных текстов, что не противоречит нормам, в то же время повышая ценность наличия этих довольно дорогих технических систем для собственников зданий, руководителей предприятий/организаций.

Важно: любой тип СОУЭ должен быть сблокирован/интегрирован с установками АПС, АУПТ для включения при подаче командного импульса от приемно-контрольных приборов, устройств управления этих систем активной огнезащиты.

Обоснованность применения разных типов на объектах

Чтобы определить необходимость установки систем оповещения, тип устройств СОУЭ, разработать проектную документация необходимо обратиться к следующим нормам ПБ:

  • ГОСТ Р 59639-2021 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу,техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность.
  • Ст. 84 123-ФЗ.
  • СП 3.13130.2009 – для проектируемых зданий/сооружений.
  • НПБ 104-03 – для объектов, ввод в эксплуатацию которых произошел до 2009 года.

Для примера, согласно этим официальным документам, звуковое оповещение допускается использовать в:

  • одноэтажных детских учреждениях, до 100; в двухэтажных детсадах, до 150 мест.
  • гостиницах, общежитиях и подобных им учреждениях – до 3 этажей, до 50 чел.
  • киноконцертных залах, театрах, библиотеках, до 100 чел.
  • музеях, выставочных, танцевальных залах – до 3 этажей, до 500 посетителей.
  • одноэтажных торговых предприятиях, до 500 кв. м. – 1 тип; 2 этажа, до 3500 кв. м. – 2 тип.
  • одноэтажных общеобразовательных школах, до 270 учащихся – 1 тип; 2 этажа, до 350–2 тип.

Те же объекты с большей этажностью, площадью, количеством мест, вместимостью, а также другие общественные здания/сооружения с массовым пребыванием, ряд производственных, складских объектов, автостоянок следует оборудовать СОУЭ с речевым оповещением.

Расчет количества извещателей

Для СОУЭ первых двух типов он не составляет особого труда, т.к. они предназначены для групп помещений, малоэтажных зданий с небольшой площадью, строительным объемом, вместимостью, числом мест; где установленные возле входов, на путях эвакуации сирены, громкие тональные сигналы, отличающиеся от фонового шума, прекрасно слышны повсюду.

Для обеспечения же нормального функционирования СОУЭ от 3 типа, особенно с высоким уровнем повседневного шума – от средней школы до цехов промпредприятий, где звуковое давление речевых извещателей должно не только значительно его превысить, но и за счет правильной расстановки, выбора типа звуковых колонок/систем, трансляционных, рупорных громкоговорителей обеспечить хорошую слышимость в каждом месте помещений здания/сооружения, необходимо выполнить акустический расчет.

Исходными данными для него служат:

  • Измеренный/усредненный максимальный уровень шума в защищаемых помещениях.
  • Размеры помещений.
  • Уровень давления звука, чувствительность, единичная мощность выбранных речевых извещателей.
  • Паспортная площадь озвучивания одного устройства.

Затем на основании методик/указаний по проведению акустического расчета или с использованием компьютерных программ от производителей звукового оборудования/независимых разработчиков ПО определяется ряд основных параметров, среди которых главным будет площадь озвучивания 1 извещателя для данного вида помещений/здания.

С учетом этого расчетного параметра производится расстановка всех извещателей СОУЭ на поэтажных план-схемах защищаемого объекта. Полученное таким образом итоговое количество извещателей служит основанием для расчета общей мощности системы, выбора усилителей для ведения трансляции, устройств коммутации, источников резервированного питания на случаи отключения электроснабжения здания, а также для построения архитектуры СОУЭ в целом.

Что входит в комплект каждого вида

Итак, рассмотрены все типы СОУЭ, отличия в составе их технических средств таковы:

  • 1 тип – пьезоэлектрические, электромагнитные/динамические сирены/звонки; ревуны, создающие звуковое давление до 110 дБ.
  • 2 тип – те же звуковые устройства + световые указатели «Выход». Электропитание/управление, как и у 1 типа – от прибора АПС, блока питания 12/24 В. Часто используются светозвуковые табло «Выход» со встроенной сиреной, что удобно при установке, снижает стоимость приобретаемого оборудования, монтажных работ.
  • 3 тип – прибор управления СОУЭ, являющийся главным элементом системы оповещения, командования всеми исполнительными устройствами, контролирующий целостность шлейфов/соединительных линий оповещения, электропитания, блокировки с приборами АПС, АУПТ. И также в комплект входят блоки резервного питания, световые табло «Выход», различные виды громкоговорителей, акустических устройств/колонок рупорного, настенного, подвесного, потолочного исполнения/вида монтажа.
  • 4, 5 типы отличаются значительно большим комплектом оборудования по сравнению с 3 типом СОУЭ, являющимся по отношению к ним базовым вариантом. Кроме стандартного состава – прибор управления, речевые извещатели, указатели «Выход», в их окончательную комплектность по выбору проектной организации входят и другие устройства/приборы. Это блоки тревожных сообщений, коммутации, усиления сигнала, генераторы тонированного сигнала, микрофон/микрофонная консоль, CD-проигрыватель/магнитофон, речевые извещатели/акустические системы высокого класса – линейные массивы, звуковые прожекторы для трансляции сообщений/записанных текстов в зданиях/сооружениях большого объема, площади, протяженности.

В речевых СОУЭ для некоторых помещений/зон оповещения – подвальных, технических этажей, чердаков, вспомогательных помещений без рабочих мест нормами допускается установка звуковых извещателей. А также для оповещения слабо слышащих/видящих посетителей во всех типах СОУЭ необходимо использовать мигающие световые указатели.

Проверка системы оповещения о пожаре

Акт проверки работоспособности системы оповещения о пожаре – это итоговый документ по результатам планового обследования, опробования технического состояния СОЭУ, установленной на защищаемом объекте.

Проверка системы оповещения о пожаре проводится согласно ГОСТ Р 59639-2021 в ходе обследования работоспособности установок АПС, составной частью которой она является. Сроки проверки уточняйте в ГОСТ Р 59639-2021 и в соответствие с инструкцией от производителя.

Регламент работ по СОУЭ

Таблица Регламент работ по СОУЭ

В заключение можно сказать, что система оповещения и эвакуации людей при пожаре давно стала обязательным элементом комплексных систем безопасности зданий/сооружений общественного, административного назначения с пребыванием людей, производственных, складских предприятий с постоянными рабочими местами, а различные типы систем оповещения о пожаре позволяют выбрать оптимальный комплект оборудования для каждого конкретного объекта защиты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Время работы острова чистоты в барановичах
  • Время работы почты дагомыс батумское шоссе
  • Выключается системный блок во время работы
  • Время работы остужевского рынка в воронеже
  • Время работы почты на варшавском шоссе 143