Время работы над поэмой кому на руси жить хорошо

История создания «Кому на Руси жить хорошо»

История создания «Кому на Руси жить хорошо» начинается в конце 1850-х гг., когда Некрасову приходит в голову замысел масштабного произведения-эпопеи, суммирующего весь его творческий и жизненный опыт поэта-революционера. Автор долгое время собирает материал на основе как своего личного опыта общения с народом, так и литературного наследия своих предшественников. До Некрасова к жизни простого народа в своих произведениях обращались многие авторы, в частности И.С. Тургенев, чьи «Записки охотника» стали одним из источников образов и идей для Некрасова. Чёткая идея и фабула сложились у него в 1862 г., после отмены крепостного права и земельной реформы. В 1863 г. Некрасов принимается за работу.

Автор желал создать эпическую «народную» поэму с развёрнутой картиной жизни различных слоёв российского общества. Важным для него представлялось также и то, чтобы его произведение было доступно для простого народа, к которому он обращался в первую очередь. Этим обусловлена композиция поэмы, задумывавшаяся автором как циклическая, размер, приближенный к ритмике народных сказаний, своеобразный язык, изобилующий поговорками, присказками, «простонародными» и диалектными словами.

Творческая история «Кому на Руси жить хорошо» насчитывает почти четырнадцать лет интенсивной работы автора, сбора материалов, проработки образов, корректировок изначальной фабулы. По замыслу автора, герои, встретившись неподалёку от своих деревень, должны были совершить долгое путешествие через всю губернию, а в конце дойти до Петербурга. Будучи в пути, они беседуют с попом, помещиком, крестьянкой. В Петербурге путешественников должна была ждать встреча с чиновником, купцом, министром и самим царём.

По мере написания отдельный частей поэмы Некрасов публиковал их в журнале «Отечественные записки». В 1866 г. в печати появился «Пролог», первая часть увидела свет в 1868 г., затем в 1872 и 1873 гг. были напечатаны части «Последыш» и «Крестьянка». Часть под названием «Пир на весь мир» при жизни автора так и не появилась в печати. Лишь спустя три года после смерти Некрасова Салтыков-Щедрин смог напечатать этот фрагмент с большими цензурными купюрами.

Некрасов не оставил никаких указаний относительно порядка следования частей поэмы, поэтому принято публиковать её в таком порядке, в каком она появлялась на страницах «Отечественных записок» – «Пролог» и первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Эта последовательность является наиболее адекватной с точки зрения композиции.

Тяжёлая болезнь Некрасова заставила его отказаться от первоначального замысла поэмы, согласно которому она должна была состоять из семи-восьми частей и включать в себя помимо картин деревенского быта сцены петербургской жизни. Также планировалось, что структура поэмы будет опираться на смену времён года и сельскохозяйственных сезонов: путешественники отправлялись в путь ранней весной, проводили в дороге всё лето и осень, достигали столицы зимой и весной снова возвращались в родные места. Но история написания «Кому на Руси жить хорошо» была прервана в 1877 г. со смертью писателя.

Предчувствуя приближение гибели, Некрасов говорит: «Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”». Понимая, что болезнь не оставляет ему достаточно времени на завершение задуманного, он вынужден изменить свой изначальный замысел; он быстро сводит повествование к открытому финалу, в котором, однако, всё же демонстрирует одного из самых ярких и значимых своих героев – разночинца Гришу Добросклонова, мечтающего о благе и счастье всего народа. Именно он по идее автора должен был стать тем самым счастливцем, которого ищут странники. Но, не имея времени на подробное раскрытие его образа и истории, Некрасов ограничился намёком на то, как должна была бы закончиться эта масштабная эпопея.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алина Вишневская

    13/17

  • Джамшед Саматов

    14/17

  • Светлана Щепоткиной

    13/17

  • Pretty Sweet

    11/17

  • Алхазурова Луиза

    17/17

  • Ирина Шадрина

    16/17

  • Ярослав Чешуин

    17/17

  • Аврора Сигмонд

    11/17

  • Хамис Гасанбекова

    16/17

  • Егор Таликин

    13/17

Поэма печаталась отдельными частями в двух журналах «Современник» и «Отечественные записки».

Поэма состоит из четырех частей, расположенных по мере их написания и связанных со спором о том, «кому живется весело, вольготно на Руси?», т. е. с поисками счастливого человека. Первая часть состоит из «Пролога» и пяти глав. Главная мысль этой части — глубокое недовольство существующими порядками и попытками разобраться в современной жизни. В главе 4 первой части «Счастливые» изменяется сюжетный план «Пролога», т. е. сделана реальная попытка найти счастливого не среди господствующего класса, а среди народа. И этим масштабы поэмы раздвинулись до общенациональных размеров.

Часть вторая — «Последыш»; часть третья — «Крестьянка»; часть четвертая — «Пир на весь мир», в которой впервые появился народный заступник Григорий Добросклонов.

Вся поэма явилась художественным итогом или синтезом более чем 30-летней поэтической работы, вобравшим в себя поэтические достижения Некрасова в малых жанрах прошлых лет, т. е. творческими подступами к поэме явились следующие произведения: поэма «Коробейники», из которых поэт перенес в «Кому на Руси» прием вставных песен и принцип путешествия по деревням; поэма «Мороз-Красный нос», из которой в «Кому на Руси» перенесена идея крестьянского труда как героического, а два главных героя помогли создать двух героев в «Кому на Руси», а именно: образ Прокла подготовил создание образа Савелия, а образ Дарьи привел к образу Матрены Тимофеевны; третья ступень — стихотворение «Арина — мать солдатская», в которой раскрыта духовная выносливость и выдержка русского крестьянина; поэмы «Саша», «Несчастные» и «Белинский» подготовили образ Григория Добросклонова.

В отличие от Пушкина и Лермонтова, применяющих в пределах одного стихотворения один ритм и одну строфу, Некрасов применяет гибкий, переменный ритм и разнообразную строфику, что является предвестием ритмического новаторства Маяковского, у которого не только большие поэмы, но даже и лирические стихи написаны различным переменным ритмом.

Спор семерых крестьян происходит весной 1861 года. Это время острой ломки всех феодальных устоев, в том числе перелома во взглядах миллионов крестьян, которые вышли на свободу и тут же увидели новые ужасы разорения и возможность нищенского существования.

Если, с одной стороны, в поэме намечена четкая хронология (т. к. семеро временнообязанных могли быть только в самом начальном периоде освобождения от крепостного права), то, с другой стороны, изображение в поэме не умещается в хронологические границы, т. к. жизнь крестьян показана во всех трех временах: прошлом, настоящем и будущем, т. е. замысел имеет тенденцию к разрастанию: Некрасов хотел показать всю Русь от царя до солдата, чтобы выявить сердцевину, идею России, но позже отказался от этого замысла. Может быть, именно этим объясняется то, что поэма оказалась незавершенной.

Две главные проблемы поэмы

Основное содержание поэмы складывается из взаимодействия и развития двух проблем.

1. Проблема народного счастья, выраженная в форме тревожного вопроса из стихотворения «Элегия»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этот важнейший вопрос решается в поэме всем содержанием и тревожит и семерых мужиков, и Гришу Добросклонова, и автора, и десятки других героев. Этот вопрос, вынесенный в заглавие, порождает споры и думы о счастье и является основной темой поэмы.

2. Проблема народного самосознания, выраженная строкой: «Ты проснешься ль исполненный сил?..» (из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»). Этот вопрос является идейным стержнем поэмы. На нем сосредоточились все усилия революционной демократии, стремящейся пробудить народ к сознательной, организованной гражданской борьбе. Этот вопрос пронизывает всю лирику Некрасова.

История создания. Вопрос композиции 

Работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов начал в середине 1860-х годов. Точная дата начала работы над первой частью поэмы неизвестна, однако в конце рукописи есть авторское обозначение: «1865 г.». Хронология поэмы, ее жизненная основа связаны с общественной атмосферой именно пореформенного времени, с отменой крепостного права в 1861 году. 

Зимой 1866 года подписчики «Современника» стали первыми читателями нового произведения Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: в журнале было напечатано начало поэмы – пролог. В прологе Н.А. Некрасов стремился сразу же обнаружить главную, коренную мысль – «идею» своей поэмы, указать на значительность ее, предупредить о грандиозности и долговременности событий, которые в поэме совершатся. Потому-то сама поэма росла год от года, являлись новые и новые части и главы. Прошло более десяти лет, и все же к моменту смерти автора она осталась неоконченной. 

В классической русской литературе, как, может быть, ни в какой другой, есть несколько таких произведений, которые, входя в самый первый художественный ряд, тем не менее производят впечатление незаконченных («Евгений Онегин» А.С. Пушкина) или и в самом деле не закончены («Мертвые души» Н.В. Гоголя). К их числу принадлежит и поэма «Кому на Руси жить хорошо». 

В этом случае к обычным загадкам, которые несет всякое великое явление искусства, добавляются новые: что сделал бы автор со своими героями дальше, куда бы их повел. Особенность подобных «незавершенных» произведений связана с самой эпической сутью русской литературы, которая обращена к жизни в целом и, не сковывая себя, не столько следует «сюжету» и «герою», сколько отдается движению, потоку самой жизни. 

Сам Н.А. Некрасов своего расположения уже завершенных частей поэмы не оставил. Вот и расставляют исследователи и издатели эти части на разный манер. Сомнений не вызывает только первая часть. Да и здесь не все ясно, что делать с прологом: то ли это пролог к первой части, то ли ко всей поэме. Именно в прологе сформулировался рефрен – «кому живется весело, вольготно на Руси», который постоянным напоминанием пройдет через всю поэму. 

Кажется, замысел поэмы четко намечен в прологе. Семеро крестьян затевают спор о том, каким группам населения «на Руси жить хорошо», и в совокупности как будто совершенно правильно определяют эти группы. Но, не знакомые с жизнью верхних слоев общества, они решают совместно выяснить, «кому живется весело, вольготно на Руси», и для этого опросить представителей всех названных групп. 

Пока здесь нет еще ничего странного, кроме разве того, что все спорящие принимают презумпцию, согласно которой хорошо живется лишь одному из названных кандидатов – то есть либо помещику, либо чиновнику и т. д., – в результате чего и возникает спор, переходящий в жестокую драку. Но это – условность, мотивирующая дальнейшее путешествие спорщиков и мотивированная фольклорно-сказочным колоритом пролога. Вообще же не было бы, кажется, ничего странного, если бы поэт захотел показать «вольготную» жизнь господствующих слоев общества как бы увиденной глазами самого народа и судимой его судом, подобно тому как это сделал впоследствии Лев Толстой в «Плодах просвещения». Странность же замысла поэмы Н.А. Некрасова состоит в том, что никто из опрашиваемых кандидатов в счастливые не признает себя счастливым и каждый убеждает опрашивающих странников в том, что не он тот счастливец, которого они ищут. А поскольку среди низших слоев уже заведомо нет счастливых, их, значит, нет ни в одном слое общества. 

В написанных частях поэмы из предполагаемых счастливцев опрошены лишь поп и помещик, в черновике еще чиновник. Все они считают себя несчастными. Но ведь нелепо было бы предположить, что по замыслу поэмы несчастливая доля попа, помещика и чиновника должна была быть противопоставлена счастливой доле купца, министра или царя. Значит, несчастливы и они. 

Замысел Н.А. Некрасова документирован мемуарным свидетельством Глеба Успенского, который так передает свой разговор с поэтом: «Однажды я спросил его: – А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»? – А вы как думаете? Н. А. улыбался и ждал. Эта улыбка дала мне понять, что у Н. А. есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ, и, чтобы вызвать его, я наудачу назвал одного из поименованных в начале поэмы счастливцев. – Этому? – спросил я. – Ну вот! Какое там счастье! И Н. А. немногими, но яркими чертами обрисовал бесчисленные черные минуты и призрачные радости названного мною счастливца. – Так кому же? – переспросил я. И тогда Н. А., вновь улыбнувшись, произнес с расстановкой: – Пья-но-му»! Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т. п. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с кругу человека, «подпоясанного лычном», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо». 

Подобный финал, вероятно, означает, что в стране, где нет подлинного счастья, возможно лишь иллюзорное счастье, символом которого и является счастье пьяного. Г.И. Успенский не раскрывает, кого из предполагаемых счастливцев он назвал Н.А. Некрасову. Цензурный характер умолчания Г.И. Успенского очевиден: любой другой кандидат, кроме царя, мог быть назван прямо. А уж если и царь несчастлив, что же говорить о прочих кандидатах? Итак, Н.А. Некрасов положил в основу поэмы мысль о том, что сильные мира сего, включая самого царя, – совсем несчастливые люди, что нет и не может быть счастливого на Руси. 

Н.А. Некрасов мечтал закончить поэму «Кому на Руси жить хорошо» и горько сожалел во время тяжелой предсмертной болезни о невозможности сделать это. А.С. Суворин рассказывает: «Большие надежды возлагал он на свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». Уже больной, он раз говорил с одушевлением о том, что можно было бы сделать, «если б еще года три-четыре жизни. Это такая вещь, которая только в целом может иметь свое значение. И чем дальше пишешь, тем яснее представляешь себе дальнейший ход поэмы, новые характеры. Начиная, я не видел ясно, где ей конец, но теперь у меня все сложилось, и я чувствую, что поэма все выигрывала бы и выигрывала». А.А. Буткевич писала С.И. Пономареву 13 декабря 1878 года: «Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была любимым детищем брата; он часто во время болезни вспоминал о ней и еще незадолго до смерти сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». 

Окончание поэмы должно было быть связано с Гришей Добросклоновым или людьми его типа. На это указывает письмо Н.А. Некрасова к А.Т. Малоземовой от 2 апреля 1877 года. Прочтя опубликованные части «Кому на Руси жить хорошо», сельская учительница Малоземова написала Н.А. Некрасову письмо с опровержением основной мысли автора о том, что счастливых на Руси нет. Она писала, что чувствует себя счастливым человеком, несмотря на то, что стара, некрасива, бедна. Она счастлива тем, что посвятила свою жизнь народному благу, воспитывает из крестьянских детей людей «с сознанием человеческого достоинства» и отдает народу все свои силы. Отвечая на это письмо, Н. А. Некрасов писал: «Счастие, о котором Вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы – ей не суждено окончиться». Возможно, так преобразовалась идея поэмы. Счастливые есть на Руси, это друзья народа, – от тех, которые скромно работают для его блага, до тех, которые готовы умереть за народ». 

Гриша Добросклонов – человек счастливый и в своем сознании, и по оценке автора. Но, если Н.А. Некрасов мечтал продолжить и закончить поэму, Гриша Добросклонов и ему подобные должны были быть сведены с семью странниками и признаны счастливыми их решением. 

А возможно, заключая поэму, Н.А. Некрасов так и не видел ясно, где ее конец. Да и возможен ли в такой поэме конец? Очевидно, дело не в том, что можно было получить однозначный ответ, указать пальцем: «Вот – счастливый…» Однако Н.А. Некрасов, хотя уже и не надеялся на завершение работы, все же страстно желал обнародовать то, что — это становилось ясно – должно было оказаться пусть не окончанием поэмы, но все же концом работы над ней, хотел, как, наверное, сказал бы кто-нибудь из героев Ф.М. Достоевского, «мысль объявить». Хотя поэма осталась неоконченной, и в этом смысле  
Н.А. Некрасов, подобно А.С. Пушкину, уносил с собой некую неразгаданную тайну, но – «мысль объявлена». Если главный тезис всего позднего творчества Н. Некрасова– «Дряхлый мир на роковом пути», то главный в нем же антитезис этому – любовь, посылка к другим, круговая порука – «Пир на весь мир». Скрытный, замкнутый, хандрящий, раздраженный, грустный Н.А. Некрасов, как, может быть, никто в русской литературе, нес в себе эти начала. Оказалось, что в стихах четвертьвековой давности он пророчески написал и о себе: Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он – ненавидя!

Поэма Н.А. Некрасова – это история о путешествии крестьян по Руси, пожелавших отыскать счастливого человека. Интересно время создания произведения. Писатель начал работу над ним в 1863 году, то есть спустя всего два года после отмены крепостного права в стране. Идея и начальный замысел поэмы были в том, чтобы зарисовками в форме путевых историй показать, какой на самом деле стала жизнь простых людей после столь ожидаемого всеми события.

История создания

Н.А. Некрасов
(Н.А. Некрасов)

Мысли о написании поэмы посещали Некрасова еще в 50-е годы XIX в., когда русскую литературную общественность всколыхнули публикации «Записок охотника» И.С. Тургенева. Начальные страницы первой части увидели свет только в 1863 г., а всего в произведение вошли четыре части.

Первая – без имени, но с прологом (его часто выделяют в самостоятельную часть, поскольку публиковался он отдельно). Вторая – «Последыш», третья – «Крестьянка», четвертая – «Пир на весь мир». Работа над II, III и IV частями велась с 70-го года и до самой смерти писателя в 1877 г. Часть «Пир на весь мир» публика смогла оценить уже после смерти Некрасова с большими купюрами, а в своем оригинальном виде – только в 1920 г.

Таким образом, в общей сложности авторский труд над поэмой длился свыше 13 лет. А в стране в это время происходил исторический переломный момент. Долгожданная отмена крепостного права не сделала крестьянство в целом богаче, но затронула все без исключения слои населения. Стремительно стало набирать силу и наращивать число сторонников политическое движение народников.

Некрасов задает себе вопрос и в творческом произведении пытается дать на него ответ: «народ освобожден, но счастлив ли народ»? Свою поэму автор называл «эпопеей современной крестьянской жизни». Все части написаны в стихотворной форме, изобилующей просторечными выражениями и перекликающейся с народным песенным наследием.

Этапы работы

Иллюстрация Рыбникова к поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
(Иллюстрация Рыбникова к поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Г. Потанин упоминал в своих мемуарах, что с ним еще осенью 1860 г. Некрасов вел беседу о набросках своей книги, ставшей главной в последние годы его жизни. Авторская подпись под первой частью с прологом указывает на 1865 год. Упоминание же в тексте «ссыльных поляков» (указание на восстание в Польше в 1863 г.) свидетельствует о завершении работы над этой частью между 63 и 65 годами.

Перерыв в работе писателя над произведением продлился 7 лет. Только в 1872 году он приступил к написанию «Последыша», а в июле-августе 1973 года Некрасов завершает очередную часть – «Крестьянка». «Пир на весь мир» был дописан осенью 1976 г. Писатель к этому времени был серьезно болен и стремился завершить свой труд, хотя в его изначальной задумке в поэме должны были появиться еще не меньше трех частей. Незавершенность замысла и есть главная причина, затрудняющая критическую оценку произведения.

Публикация произведения

Обложка одного из изданий уже в СССР "Кому на Руси жить хорошо"
(Обложка одного из изданий уже в СССР «Кому на Руси жить хорошо», Детгиз 1960)

Публикация I части поэмы затянулась: с 1866 по 1870 гг. Пролог вышел в печать в январском выпуске «Современника» в 1866 г. Четыре года длилась публикация отрывков первой части. Учитывая социальную остроту поднятых в произведении вопросов, Некрасов опасался жестких цензурных гонений на издательство. И они не замедлили последовать. Цензурный комитет разрешил печать, но свое неодобрение направил в высшую инстанцию.

Главу «Сельская ярмонка», а также «Пьяную ночь» напечатали в «Отечественных записках» в 1869 году. Еще 2 главы («Счастливые» и «Помещик») напечатали только в 1870 г. Цензурный комитет категорически воспрепятствовал публикации завершенной четвертой части в ее авторском прочтении. М.Е. Салтыков-Щедрин после смерти Некрасова внес многочисленные правки, после которых только в 1881 г. произведение было, наконец, разрешено к печати в «Отечественных записках». Оригинал напечатали лишь в 1920 г., благодаря К.И. Чуковскому.

Карикатура с изображением Некрасова и И. Панаева. "Иллюстрированный альманах", 1848 год
(Карикатура с изображением Некрасова и И. Панаева. «Иллюстрированный альманах», 1848)

Критика каждую новую публикацию глав поэмы встречала преимущественно негативно. Так, Виктор Буренин (на тот момент критик-обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей») назвал первые главы пошлыми и только местами имеющими «некоторые достоинства». Василий Авсеенко (член ученого комитета Министерства народного просвещения, а позднее действительный статский советник) назвал поэму Некрасова «длинной и водянистой вещью» и считал ее «неудачнейшим произведением». Оба критика согласно упрекали писателя в том, что его обвинение в адрес крепостничества запоздали на 12 лет.

Положительный отзыв о речи поэтического произведения дал Евгений Марков. Он назвал ее «мелодией настоящей русской песни». Восторженно отзывался о поэме Прокофий Григорьев, назвав ее «небывалой в литературе». Поэт Алексей Жемчужников даже сравнивал работу Некрасова по «капитальности» с «Мертвыми душами» Н.В. Гоголя. Настоящее публичное признание поэмы связывают с публикацией в 1900 году статьи «Вырождение рифмы» Сергея Андреевского, в которой она была объявлена высочайшим достижением Некрасова.

В дальнейшем популярность «Кому на Руси жить хорошо» только росла, особенно после упоминаний работ писателя в трудах Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Первое советское издание было подготовлено К.И. Чуковским, в котором «Пир» был третьей частью, а «Крестьянка» — четвертой. В таком виде поэму публиковали до 1965 года, когда академическое собрание приняло решение вернуть порядок глав, существовавший до 1920 года. При этом филологи согласились, что из-за незавершенности произведения судить об авторском истинном замысле крайне трудно.

­Краткий анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — 1 вариант

История создания

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — главная книга в творчестве Некрасова. Над ней поэт начал работать в 60-е годы XIX века, но тяжелая болезнь не дала возможности ее закончить. Некрасов не оставил какого-либо плана поэмы, поэтому расположение ее частей остается неясным.

Жанр

Это поэма с очень сильным эпическим началом

Сюжет и тема

Тему своего произведения Некрасов сделал названием своей поэмы: «Кому на Руси жить хорошо». Крестьянская реформа 1861 года освободила народ от крепостной зависимости, но лала ли она народу свободу? Семеро крестьян – мужиков решили найти такого человека, кому жизнь в радость. Дорога, автор использует сказочный элемент, ведет к представителям разных слоев населения, к мужчинам и женщинам. Поражает замысел поэта, который в поэтической форме задумал дать картину пореформенной жизни России.

Главные герои

Мужики Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, Пахом, Пров. Запоминаются образы Ермилы Гирина, Матрены Тимофеевны Корчагиной, Якима Нагого, Савелия-богатыря святорусского, Гриши Добросклонова, князя Утятина.

Композиция

В поэму входят Пролог, часть первая, Крестьянка (из третьей части), Последыш (из второй части), Пир –на весь мир (из второй части).

Пролог — зачин произведения, объясняющим читателю причину, заставившую семерых крестьян, не лишенных пытливого ума, отправиться в странствие на поиски счастливого человека. Пеночка помогает крестьянам со скатертью –самобранкой и одеждой. Первая встреча с попом, но он решительно отказывается от звания счастливого человека. Не находят наши странники такого человека и на ярмарке. Ночь преподносит им подарок, они встречают Якима Нагого, узнают его историю, но здесь счастливых нет. Рассказы о Ермиле Гирине вселили надежду, что счастливый человек найден, но встреча с ним ее развеивает. Помещик Оболт-Оболдуев, вчерашний хозяин крестьян, заставил мужиков задуматься. Власть –то оказывается по-прежнему для которого законы не писаны. Но счастливым Оболт-Оболдуев себя не признает.

В «Последыше» странники встречают князя Утятина, так его зовут крестьяне. Он не признал крестьянскую реформу, а наследники обманным путем – обещали крестьянам сенокосные угодья –уговорили их продолжить игру в крепостное право. Но счастливая жизнь князя давно прошла.

Много слышали странники об удивительной женщине. Это Матрена Тимофеевна Корчагина, по прозвищу губернаторша. Рассказ ее о непростой женской доле получился интересным, но назвать себя счастливым человеком она не смогла. Путники с ней согласились.

В селе Вахлачина они встречают двух братьев Добросклоновых, Гришу и Савву. Одного из них, Григория, народная молва называет своим заступником.

Григорий считает себя счастливым человеком. Цель своей жизни он видит в просвещении народа и в борьбе за его освобождение.

Часть «Пир — на весь мир» завершает неоконченные записи поэта, но картина жизни народа получилась полной и яркой. Некрасов поднял столько проблем, обнажил столько больных вопросов, что ее называют народным произведением.


Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — 2 вариант

Впервые, публикация поэмы Н.А. Некрасова вышла в 1866 году в одной из партий журнала «Современник». Начало поэмы, ее первые строки могли раскрыть читателю тематику данного произведения, а также, заинтересовать всех своей замысловатой идеей.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была опубликована целиком и без исправлений только лишь после Октябрьской революции. А до этого, царские власти открыто призирали и запрещали афишировать тексты с таким откровенным смыслом.

Данная творческая работа была наибольшим достижением автора, она прославила Некрасова.

О чем поэма? О судьбе простого русского народа, о его тяжких и счастливых минутах.

На написание такого грандиозного произведения, Николай Алексеевич потратил много лет. Ведь он хотел не просто сочинить очередное художественное творение, а создать народную книгу, которая опишет и расскажет о жизни простого человека – крестьянина.

К какому жанру можно отнести поэму? Думаю, что к народной эпопее, ведь в основе историй, которые поведает автор, лежат реальные события из жизни народа. В произведение встречаются элементы устного народного творчества, установленных традиций, присутствуют живые словесные выражения и обороты, которые постоянно были в использовании у простого крестьянина.

Реформа 1861 года освобождает крестьян и дает им право на собственную жизнь. Некрасов изобразил народ в роли положительного героя. Главный герой крестьянин Савелий был могучим и необычайно сильным. Он понимает, что простому народу нужно бороться, нужно идти вперед всеми силами, дабы добиться настоящей свободы.

В поэте ярко выделяются и образы других крестьян. Это и Яким Нагой, который совершенно не походил на забитого жителя обычной крестьянской деревни. Он являлся ярым защитником народа, всегда мог провозгласить эмоциональную речь, которая прославит простого человека.

В тексте поэмы читатель знакомится и с персонажем Ермила Гирина, который выбирает путь сопротивления и переходит в защиту крестьян.

Великолепным образом женщины–крестьянки становится особа Матрены Тимофеевны. Николай Алексеевич со всем своим поэтическим талантом и любовью описал героиню.

Есть в поэте и другие персонажи, которые находились в прислуживающем рабстве. Они, осознав свое ничтожное положение, отваживались на серьезные поступки, даже такие, как самоубийство.

Параллельно с человеческими образами, которые встречаются в поэме, Некрасов пытался показать цельную картину русской деревни, где в большинстве случаев царила грубость, отсталость и невежество. В тексте поэмы читатель знакомится с теми столкновениями, противоречиями и социальными контрастами, которые торжествовали в те года на землях русских.

Образ помещика Оболта–Оболдуева раскрывает истинную пустоту, легкомыслие и даже недалекость представителя правящего чина. К тому же, читатель наблюдает и за той злобой, искренней ненавистью, с которой он относится к мужикам–крестьянам.

Персона еще одного отвратительного героя, настоящего деспота Утятина раскрывает нам и другие черты характера помещиков того времени.

Вчитываясь в текст поэмы, читатель понимает, что Николай Некрасов выходит за поставленные рамки. Он начинает развивать действия своего произведения, опираясь не только на спор мужиков о том, кто счастливее всего живет на Руси – царь, министр или купец. Поиск такого счастливца происходит и в рядах простых крестьян.

Начало поэмы запоминается нам неким присутствием шутливого, доброго тона автора. Однако, с развитием сюжета, читатель наблюдает за все большим и большим заострением реальной действительности.

Есть в поэме такая часть, которая была и вовсе запрещена цензурой. Именуют ее «Пир – на весь мир». Герой Гриша Добросклонов ведет откровенный разговор о том, что только при помощи ярой и активной борьбы за счастье, крестьянин сможет получить заветную вольность. Гриша – один из последних героев, которые входили в число некрасовских народных заступников. Он с пониманием относится к крестьянам, поддерживает их во всем.

Особым отличием поэмы является наличие сказочной стихии, которая создает такой контраст, такой колорит относительно тех событий, которые разворачиваются в тексте произведения.

Николай Некрасов действительно видел силу в простом крестьянине и верил, что он найдет настоящее счастье, что у него есть надежда на светлое будущее.

На страницах «Кому на Руси жить хорошо» можно встретить разнообразные жанровые направления – и былины, и пословицы, и загадки, и поговорки. Благодаря такому количеству приемов из народной поэзии, которая исходит из уст обычного человека, Николай Алексеевич смог расширить и наполнить смысл своей поэмы.

Не забывает Некрасов и о великолепных пейзажах русской природы, которые достаточно часто вспыхивают в воображениях читателей во время прочтения увлекательного текста.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» занимает достойное место не только в творчестве Николая Некрасова, а и во всей русской литературе. Она открывает ту истинную правду жизни, которая торжествовала во время отмены крепостного права. Поэт искренне верит, что сквозь борьбу и протест, крестьяне смогут добиться желанных вольностей и свобод.


«Кому на Руси жить хорошо» анализ произведения — 3 вариант

История создания

«Кому на Руси жить хорошо» — одно из последних произведений Некрасова. Когда он писал его, он был уже серьезно болен: его поразил рак. Именно поэтому оно не закончено. Его по крупицам собрали близкие друзья поэта и расположили фрагменты в произвольном порядке, едва улавливая спутанную логику творца, сломленного смертельным недугом и бесконечными болями. Он умирал в мучениях и все же смог ответить на поставленный в самом начале вопрос: Кому же хорошо живется на Руси? Счастливцем в широком смысле оказался он сам, ведь преданно и самозабвенно служил интересам народа. Это служение и поддерживало его в борьбе с роковым недугом. Таким образом, история поэмы началась в первую половину 60-х годов 19 века, примерно в 1863 году (крепостное право отменили в 1861), а первая часть была готова в 1865.

Книга публиковалась фрагментарно. Пролог издали уже в январском выпуске «Современника» в 1866 году. Позже выходили и другие главы. Все это время произведение приковывало внимание цензоров и нещадно критиковалось. В 70-х годах автор написал главные части поэмы: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Он планировал написать гораздо больше, но из-за стремительного развития болезни не смог и остановился на «Пире…», где выразил свою основную мысль относительно будущего России. Он верил, что такие святые люди, как Добросклонов, смогут помочь его родине, погрязшей в нищете и несправедливости. Несмотря на ожесточенные нападки рецензентов, он нашел в себе силы стоять за правое дело до конца.

Жанр, род, направление

Н.А. Некрасов называл свое творение «эпопеей современной крестьянской жизни» и был точен в своей формулировке: жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо?» — эпическая поэма. То есть, в основании книги уживается не один род литературы, а целых два: лирика и эпос:

Эпическая составляющая. В истории развития русского общества в 1860-е годы был переломный момент, когда люди приучались жить в новых условиях после отмены крепостного права и других коренных преобразований привычного жизненного уклада. Этот тяжелый исторический период и описал литератор, отображая реалии того времени без прикрас и фальши. Кроме того, в поэме есть четкий линейный сюжет и множество самобытных героев, что говорит о масштабности произведения, сравнимого разве что с романом (эпическим жанром). Также книга вобрала в себя фольклорные элементы героических песен, повествующих о ратных походах героев на вражеские станы. Все это – родовые признаки эпоса.
Лирическая составляющая. Произведение написано в стихах – это главное свойство лирики, как рода. В книге также находится место авторским отступлениям и типично поэтическим символам, средствам художественной выразительности, особенностям исповеди героев.
Направление, в рамках которого была написана поэма «Кому на Руси жить хорошо», — это реализм. Однако автор существенно расширил его границы, добавив фантастические и фольклорные элементы (пролог, зачин, символика чисел, фрагменты и герои из народных преданий). Поэт избрал для своего замысла форму путешествия, как метафору поиска истины и счастья, который осуществляет каждый из нас. Сюжетную структуру многие исследователи творчества Некрасова сравнивают со строением народного эпоса.


Композиция

Законы жанра определили композицию и сюжет поэмы. Некрасов дописывал книгу в страшных мучениях, но все равно не успел закончить ее. Этим и объясняются сумбурная композиция и множество ответвлений от сюжета, ведь произведения формировали и восстанавливали по черновикам его друзья. Сам он в последние месяцы жизни был не в состоянии четко придерживаться первоначальной концепции творения. Таким образом, композиция «Кому на Руси жить хорошо?», сравнимая разве что с народным эпосом, уникальна. Она вырабатывалась в результате творческого освоения мировой литературы, а не прямого заимствования какого-то известного образц

В 70-х годах автор написал главные части поэмы: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Он планировал написать гораздо больше, но из-за стремительного развития болезни не смог и остановился на «Пире…», где выразил свою основную мысль относительно будущего России. Он верил, что такие святые люди, как Добросклонов, смогут помочь его родине, погрязшей в нищете и несправедливости. Несмотря на ожесточенные нападки рецензентов, он нашел в себе силы стоять за правое дело до конца.

Жанр, род, направление

Н.А. Некрасов называл свое творение «эпопеей современной крестьянской жизни» и был точен в своей формулировке: жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо?» — эпическая поэма. То есть, в основании книги уживается не один род литературы, а целых два: лирика и эпос:

Эпическая составляющая. В истории развития русского общества в 1860-е годы был переломный момент, когда люди приучались жить в новых условиях после отмены крепостного права и других коренных преобразований привычного жизненного уклада. Этот тяжелый исторический период и описал литератор, отображая реалии того времени без прикрас и фальши. Кроме того, в поэме есть четкий линейный сюжет и множество самобытных героев, что говорит о масштабности произведения, сравнимого разве что с романом (эпическим жанром). Также книга вобрала в себя фольклорные элементы героических песен, повествующих о ратных походах героев на вражеские станы. Все это – родовые признаки эпоса.
Лирическая составляющая. Произведение написано в стихах – это главное свойство лирики, как рода. В книге также находится место авторским отступлениям и типично поэтическим символам, средствам художественной выразительности, особенностям исповеди героев.
Направление, в рамках которого была написана поэма «Кому на Руси жить хорошо», — это реализм. Однако автор существенно расширил его границы, добавив фантастические и фольклорные элементы (пролог, зачин, символика чисел, фрагменты и герои из народных преданий). Поэт избрал для своего замысла форму путешествия, как метафору поиска истины и счастья, который осуществляет каждый из нас. Сюжетную структуру многие исследователи творчества Некрасова сравнивают со строением народного эпоса.


Композиция

Законы жанра определили композицию и сюжет поэмы. Некрасов дописывал книгу в страшных мучениях, но все равно не успел закончить ее. Этим и объясняются сумбурная композиция и множество ответвлений от сюжета, ведь произведения формировали и восстанавливали по черновикам его друзья. Сам он в последние месяцы жизни был не в состоянии четко придерживаться первоначальной концепции творения. Таким образом, композиция «Кому на Руси жить хорошо?», сравнимая разве что с народным эпосом, уникальна. Она вырабатывалась в результате творческого освоения мировой литературы, а не прямого заимствования какого-то известного образца.

Экспозиция (Пролог). Встреча семи мужиков – героев поэмы: «На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков».
Завязка – это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.

Основная часть складывается из множества автономных частей: читатель знакомится с солдатом, счастливым тем, что его не забили, холопом, гордящимся своей привилегией доедать из господских мисок, бабкой, у которой на огороде ей на радость уродила репа… Пока поиски счастья стоят на месте, изображается медленный, но уверенный рост народного самосознания, который автор хотел показать даже больше, чем заявленное счастье на Руси. Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина Руси: нищей, пьяной, но небезнадежной, стремящейся к лучшей доле. Кроме того, в поэме есть несколько крупных и самостоятельных вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены в автономные главы («Последыш», «Крестьянка»).

Кульминация. Счастливым человеком на Руси писатель нарекает Гришу Добросклонова, борца за народное счастье.
Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел. Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо понимать, что поэма не закончена, ее писал очень больной человек, поэтому данное произведение — самое сложное и запутанное из всего литературного наследия Некрасова.
Финальная глава называется «Пир на весь мир». Всю ночь поют крестьяне о старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша Добросклонов.

О чем поэма?

Семеро мужиков сошлись на дороге и заспорили о том, кому на Руси жить хорошо? Суть поэмы в том, что они искали ответ на этот вопрос в пути, разговаривая с представителями разных сословий. Откровение каждого из них – отдельный сюжет. Итак, герои пошли прогуляться, дабы решить спор, но лишь переругались, затеяв драку. В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда упал птенец, а один из мужиков его подобрал. Собеседники уселись у костра и начали мечтать, чтобы тоже обзавестись крыльями и всем необходимым для путешествия в поисках правды. Птичка пеночка оказывается волшебной и в качестве выкупа за своего птенца рассказывает людям, как найти скатерть-самобранку, которая их обеспечит едой и одеждой. Они находят ее и пируют, а во время пира клянутся найти ответ на свой вопрос вместе, но до тех пор ни с кем из родных не видеться и домой не возвращаться.

В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду, этим и заканчивается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов хотел продолжить повествование, но не успел, зато дал своим героям шанс обрести веру в будущее России.

Тема

Основная тема произведения — свобода — упирается в проблему того, что русский крестьянин не знал, что с ней делать, и как адаптироваться к новым реалиям. Национальный характер тоже «проблемный»: люди-мыслители, люди-искатели правды все равно пьют, живут в забытье и пустопорожних разговорах. Они не способны выдавить из себя рабов, пока их нищета не приобретет хотя бы скромное достоинство бедности, пока они не перестанут жить пьяными иллюзиями, пока не осознают свою силу и гордость, попранные веками унизительного положения вещей, что были проданы, проиграны и куплены.

Тема счастья. Поэт считает, что высшее удовлетворение от жизни человек может получить, лишь помогая другим людям. Настоящая ценность бытия в том, чтобы чувствовать себя нужным обществу, приносить в мир добро, любовь и справедливость. Бескорыстное и самозабвенное служение благому делу наполняет каждый миг возвышенным смыслом, идеей, без которой время теряет цвет, становится тусклым от бездействия или эгоизма. Счастлив Гриша Добросклонов не богатством и не положением в свете, а тем, что ведет Россию и свой народ к светлому будущему.

Тема родины. Русь хоть и предстает в глазах читателей бедной и замученной, но все же прекрасной страной с великим будущим и героическим прошлым. Некрасов жалеет отчизну, посвятив всего себя ее исправлению и улучшению. Родина для него – это народ, народ – это его муза. Все эти понятия тесно переплелись в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Патриотизм автора особенно ярко выражается в финале книги, когда странники находят счастливца, живущего интересами общества. В сильной и терпеливой русской женщине, в справедливости и чести богатыря-крестьянина, в искренней добросердечности народного певца творец видит истинный облик своей державы, исполненный достоинства и одухотворенности.

Тема труда. Полезная деятельность возвышает нищих героев Некрасова над суетой и порочностью знати. Именно праздность губит русского барина, превращая его в самодовольное и надменное ничтожество. А вот простонародье обладает действительно важными для общества навыками и подлинной добродетелью, без него не будет России, а вот без знатных самодуров, гуляк и алчных искателей богатства страна обойдется. Так писатель приходит к выводу, что ценность каждого гражданина определяется лишь его вкладом в общее дело – процветание родины.

Мистический мотив. Фантастические элементы появляются уже в Прологе и погружают читателя в сказочную атмосферу былины, где надо следить за развитием идеи, а не за реалистичностью обстоятельств. Семь филинов на семи деревьях – магическое число 7, что сулит удачу. Молящийся черту ворон – очередная личина дьявола, ведь ворон символизирует смерть, могильный тлен и инфернальные силы. Ему противостоит добрая сила в образе птички-пеночки, которая снаряжает мужиков в дорогу. Скатерть-самобранка – поэтический символ счастья и довольства. «Широкая дороженька» — символ открытого финала поэмы и основа сюжета, ведь по обе стороны дороги путешественникам открывается многогранная и подлинная панорама русской жизни. Символичен образ неизвестной рыбы в неизвестных морях, которая поглотила «ключи от счастья женского». Плачущая волчица с окровавленными сосцами тоже наглядно демонстрирует нелегкую судьбу русской крестьянки. Одним из самых ярких образов реформы является «цепь великая», которая, порвавшись, «расскочилася одним концом по барину, вторым по мужику!». Семеро же странников – символ всего народа России, беспокойного, ждущего перемен и ищущего счастья.

Проблематика

В эпической поэме Некрасов затронул большое количество острых и злободневных вопросов того времени.
Главная проблема в «Кому на Руси жить хорошо?» — проблема счастья, как в социальном, так и в философском плане. Она связана с социальной темой отмены крепостного права, которая сильно изменила (и не в лучшую сторону) традиционный уклад жизни всех слоев населения. Казалось бы, вот она, свобода, чего же еще надо людям? Это ли не счастье? Однако на деле получилось так, что народ, который в силу долгого рабства не знает, как жить независимо, оказался выброшенным на произвол судьбы. Поп, помещик, крестьянка, Гриша Добросклонов и семь мужиков — настоящие русские характеры и судьбы. Их автор описал, опираясь на богатый опыт общения с выходцами из простонародья. Проблемы произведения тоже взяты из жизни: неустроенность и растерянность после реформы по отмене крепостного права действительно коснулись всех сословий. Никто не организовал вчерашним холопам рабочих мест или хотя бы земельных наделов, никто не обеспечил помещика грамотными инструкциями и законами, регламентирующими его новые отношения с работниками.

Проблема алкоголизма.
Странники приходят к малоприятному выводу: жизнь на Руси настолько тяжела, что без пьянства крестьянин и вовсе загнется. Забытье и туман необходимы ему для того, чтобы хоть как-то тянуть лямку безысходного существования и каторжного труда.

Проблема социального неравенства. Помещики годами безнаказанно истязают крестьян, а Савелию за убийство такого угнетателя исковеркали всю жизнь. За обман ничего не будет и родственникам Последыша, а их слуги вновь останутся ни с чем.
Философская проблема поиска истины, с которой встречается каждый из нас, иносказательно выражена в походе семи странников, которые понимают, что без этой находки их жизнь обесценивается.

Идея произведения

Дорожная стычка мужиков – не бытовая ссора, а вечный, великий спор, в котором в той или иной степени фигурируют все слои русского общества того времени. Все его главные представители (поп, помещик, купец, чиновник, царь) призваны на мужицкий суд. Впервые мужики могут и имеют право судить. За все годы рабства и нищеты они ищут не возмездия, а ответа: как жить? В этом и выражается смысл поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» — рост народного самосознания на руинах старой системы. Точку зрения автора выражает Гриша Добросклонов в своих песнях: «И ношу твою облегчила судьба, сопутница дней славянина! Еще ты в семействе — раба, но мать уже вольного сына!..». Несмотря на отрицательные последствия реформы 1861 года, творец верит в то, что за ней стоит счастливое будущее для отчизны. В начале перемен всегда тяжело, но этот труд воздастся сторицей.

Самым важным условием дальнейшего процветания является преодоление внутреннего рабства:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином

Несмотря на то, что поэма не закончена, главная мысль Некрасовым озвучена. Уже первая из песен «Пира во весь мир» дает ответ на поставленный в заглавие вопрос: «Доля народа, счастье его, свет и свобода, прежде всего!»

В финале автор выражает свою точку зрения на произошедшие в России перемены в связи с отменой крепостного права и, наконец, подводит итоги поиска: счастливцем признается Гриша Добросклонов. Именно он является носителем мнения Некрасова, и в его песнях скрыто подлинное отношение Николая Алексеевича к тому, что он описал. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» заканчивается пиром на весь мир в прямом смысле слова: так называется последняя глава, где персонажи празднуют и радуются счастливому завершению поисков.

Вывод

На Руси хорошо герою Некрасова Грише Добросклонову, так как он служит людям, а, значит, живет со смыслом. Гриша — борец за правду, прообраз революционера. Вывод, который можно сделать на основе произведения, прост: счастливец найден, Русь встает на путь реформ, народ через тернии тянется к званию гражданина. В этом светлом предзнаменовании и заключается великое значение поэмы. Она уже не первый век учит людей альтруизму, способности к служению высоким идеалам, а не пошлым и проходящим культам. С точки зрения литературного мастерства, книга тоже имеет огромное значение: она является по истине народным эпосом, отражающим противоречивую, сложную, и вместе с тем важнейшую историческую эпоху.

Конечно, поэма не была бы так ценна, если бы давала только уроки истории и литературы. Она дает жизненные уроки, и это самое главное ее свойство. Мораль произведения «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что необходимо трудиться во благо своей родины, не ругать ее, а помогать ей делом, ведь словом помыкать легче легкого, а реально что-то изменить может и хочет далеко не каждый. Вот оно, счастье – быть на своем месте, быть нужным не только себе, но и народу. Только вместе можно достичь весомого результата, только вместе можно преодолеть проблемы и  тяготы этого преодоления. Гриша Добросклонов своими песнями пытался объединить, сплотить людей, чтобы они плечом к плечу встречали перемены. В этом его святое предназначение, и оно есть у каждого, важно не полениться выйти на дорогу и поискать его, как сделали это семь странников.



Скачать материал

Николай Алексеевич                  Некрасов«Кому на Руси жить хорошо»



Скачать материал

  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона

  • Сейчас обучается 89 человек из 33 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Николай Алексеевич                  Некрасов«Кому на Руси жить хорошо»

    1 слайд

    Николай Алексеевич
    Некрасов
    «Кому на Руси жить хорошо»

  • История созданияЗамысел поэмыСюжетГлавные героиАнализСодержание

    2 слайд

    История создания
    Замысел поэмы
    Сюжет
    Главные герои
    Анализ
    Содержание

  • Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой по...

    3 слайд

    Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века. Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года. Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом, однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.

    История создания

    Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год.
    К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир — на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».

  • Замысел поэмыПоэт работал над поэмой с 1863 по
1877 год, т. е. около 14 лет....

    4 слайд

    Замысел поэмы
    Поэт работал над поэмой с 1863 по
    1877 год, т. е. около 14 лет. За это время
    его замысел менялся, но поэма так и не 
    была закончена автором, поэтому в критике
    нет единого мнения о её композиции.
    Четыре части поэмы в современных изданиях располагаются в разной последовательности: литературоведы до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу авторского замысла.
    Незадолго до смерти Некрасов писал Г.И.Успенскому, что надеется «создать народную книгу», опираясь «на весь опыт», «все сведения» о народе, «накопленные по словечку… в течение 20 лет».

  • Семь временнообязанных мужиков путешествуют          по стране в поисках отве...

    5 слайд

    Семь временнообязанных мужиков путешествуют по стране в поисках ответа на вопрос: «Кому живётся весело, Вольготно на Руси?». Это и есть сюжетная линия поэмы. В рукописях Некрасова сохранился план, согласно которому герои должны были встретиться с министром и увидеть царя. Об этом свидетельствует спор странников:

    Сюжет
    Роман сказал: помещику,
    Демьян сказал: чиновнику,
    Лука сказал: попу.
    Купчине толстопузому! —
    Сказали братья Губины,
    Иван и Митродор.
    Старик Пахом потужился
    И молвил, в землю глядючи:
    Вельможному боярину,
    Министру государеву.
    А Пров сказал: царю…

  • Героем своей поэмы Некрасов избрал не отдельную личность, а весь народ, все “...

    6 слайд

    Героем своей поэмы Некрасов избрал не отдельную личность, а весь народ, все “мужицкое царство”. “Кому на Руси жить хорошо” — такая народная поэма, какой еще не было на Руси. Некрасов рассказывает о тысячелетних страданиях народа, но в то же время мы видим, сколько духовной красоты и величия в его героях, простых крестьянах.

    Главные герои

    Грудь впалая; как вдавленный
    Живот; у глаз, у рта
    Излучины, как трещины
    На высохшей земле;
    И сам на землю-матушку
    Похож он: шея бурая,
    Как пласт, сохой отрезанный,
    Кирпичное лицо,
    Рука — кора древесная,
    А волосы — песок.
    Яким Нагой — один из мужиков, с кем пришлось столкнуться странникам:
    Перед читателем предстает изможденный человек, у которого практически не осталось сил и здоровья. Все, абсолютно все забрала у него работа. У него нет в жизни ничего хорошего, поэтому он так и тянется к пьянству: “А всё вином кончается …“
    В образе Якима Нагого показана вся трагичность существования простого мужика, он – символ беспросветности и безнадежности, и именно об этом говорит автор, рисуя данные картины.

  • Образ Ермила Гирина Если у Якима наблюдается полная покорность судьбе, нет да...

    7 слайд

    Образ Ермила Гирина
    Если у Якима наблюдается полная покорность судьбе, нет даже малейшего намека на сопротивление, то Ермил предстает перед читателем более сильным, он пытается как-то изменить собственную безрадостную жизнь. В столь неимоверно сложных условиях, в которых он вынужден жить, ему удается проявлять такие положительные черты своего характера, как благородство, честность, доброту, сострадание.
    Ермил Гирин честен, порядочен, умен, он принимает все правила окружающего мира. Жизнь простого народа вселяет в читателя чувство безысходности и горечи за унижения, бедствия и страдания русских людей.

  • Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин, где они надеютс...

    8 слайд

    Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин, где они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой “счастливой” женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею:
    Осанистая женщина,
    Широкая и плотная,
    Лет тридцати осьми.
    Красива; волос с проседью,
    Глаза большие, строгие,
    Ресницы богатейшие,
    Сурова и смугла.

    Голос Матрены Тимофеевны —
    это голос самого народа.
    Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» — самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны — это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать».

  • Савелий — очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизн...

    9 слайд

    Савелий — очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди.
    С большущей сивой гривою,
    Чай, двадцать лет нестриженной,
    С большущей бородой,
    Дед на медведя смахивал,
    Особенно, как из лесу,
    Согнувшись, выходил.
    Савелий
    Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он — всего лишь игрушка в руках судьбы.

  • Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэ...

    10 слайд

    Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни.
    Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него.
    Гриша
    Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа. Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время — и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.

  • До Некрасова о русской жизни писали Гоголь, Тургенев, Пушкин, Чаадаев, Гонч...

    11 слайд

    До Некрасова о русской жизни писали Гоголь, Тургенев, Пушкин, Чаадаев, Гончаров.

    Некрасов, как и Гоголь, в своей поэме решил обзорно показать жизнь всей Руси. Понятно, что такая глобальная задача не под силу одному человеку, поэтому Некрасов ограничился описанием жизни нескольких смежных деревень. Основным сословием, выбранным для описания, у Гоголя является мелкопоместное дворянство, а у Некрасова — крестьянство (мужицкое сословие). Своей цели авторы достигли, так как выбранные ими для описания срезы общества были самыми представительными в описываемую авторами эпоху. Эти образы — самые типичные русские люди, а Русь времен Гоголя или Некрасова целиком состояла из уездных городов и смежных деревень.
    Самый естественный способ повествования — показ России глазами одного героя (или же группы героев), откуда и вытекает тема дороги, ставшая стержневой и связующей темой и в “Мертвых душах”, и в “Кому на Руси жить хорошо”.

  • Н.А.Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо», однако он выполнил...

    12 слайд

    Н.А.Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо», однако он выполнил свою задачу: создал масштабное произведение о народной жизни в переломный момент истории.
    Обращение к мотиву дороги позволило ему включить в поэму большое количество событий и массовых сцен. Глубокое знание народных традиций и культуры помогло создать яркие образы. Использование элементов устного народного творчества содействовало передаче специфики народного языка.
    По верному замечанию писателя Г.И.Успенского, Некрасов выступил в поэме «Кому на Руси жить хорошо» как «наиискреннейший выразитель сущности русской души – страстной, жаждущей жизни, испорченной тысячами дурных влияний, рвущейся из этих пут на волю, к свету, к правде…»
    Анализ

  • Источникиhttp://www.litra.ru
http://briefly.ru
http://litem.ru
http://skola.o...

    13 слайд

    Источники
    http://www.litra.ru
    http://briefly.ru
    http://litem.ru
    http://skola.ogreland.lv
    http://ru.wikipedia.org
    http://lit-helper.ru
    Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 176 076 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Зинин С.А., Сахаров В.И.

Другие материалы

  • 20.12.2021
  • 182
  • 1
  • 20.12.2021
  • 359
  • 6
  • 20.12.2021
  • 164
  • 0

«Чтение (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Малышева З.Ф.

  • 20.12.2021
  • 299
  • 6
  • 20.12.2021
  • 71
  • 0
  • 20.12.2021
  • 94
  • 0
  • 20.12.2021
  • 407
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Кому на Руси жить хорошо
Жанр:

поэма

Автор:

Н.А. Некрасов

Язык оригинала:

русский

Год написания:

1863-1876

Публикация:

1873-1874

Электронная версия

Wikisource-logo.svg Текст произведения в Викитеке

«Кому на Руси жить хорошо» — поэма Н. А. Некрасова. Повествует о путешествии семерых мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Сюжет и структура поэмы
    • 2.1 Часть первая
      • 2.1.1 Пролог
    • 2.2 Крестьянка (из третьей части)
    • 2.3 Последыш (из второй части)
    • 2.4 Пир — на весь мир (из второй части)
  • 3 Список героев
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки

История создания

Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». «Я задумал, — говорил Некрасов, — изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Материал для поэмы писатель копил, по его признанию, «по словечку в течение двадцати лет». Смерть прервала этот гигантский труд. Поэма так и осталась незавершенной. Незадолго до кончины поэт сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». Н. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х годов XIX века. Упоминание о ссыльных поляках в первой части, в главе «Помещик», позволяет считать, что работа над поэмой была начата не ранее 1863 года. Но наброски произведения могли появиться и раньше, так как Некрасов долгое время собирал материал. Рукопись первой части поэмы помечена 1865 годом, однако, возможно, что это дата окончания работы над этой частью.

Вскоре после окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в январском номере журнала «Современник» за 1866 год. Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, цензурными гонениями.

К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: «Последыш» (1872 год), «Крестьянка» (1873 год), «Пир — на весь мир» (1876 год). Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Однако развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».

В последнем прижизненном издании «Стихотворений» (1873-1874) поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана в такой последовательности: «Пролог. Часть первая», «Последыш», «Крестьянка».

Сюжет и структура поэмы

Некрасов предполагал, что в поэме будет семь или восемь частей, но успел написать лишь четыре, которые, возможно, не следовали одна за другой.

Часть первая

Единственная не имеет названия. Была написана вскоре после отмены крепостного права (1861).

Пролог

«В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…»

У них завязался спор:

Кому живётся весело,
Вольготно на Руси?

Они высказали шесть вариантов ответа на этот вопрос:

  • Роман: помещику
  • Демьян: чиновнику
  • Лука: попу
  • братья Губины — Иван и Митродор: купцу;
  • Пахом (старик): министру
  • Пров: царю

Крестьяне решают не возвращаться домой, пока не найдут правильного ответа. Они находят скатерть-самобранку, которая будет их кормить, и отправляются в путь.

Крестьянка (из третьей части)

Последыш (из второй части)

Пир — на весь мир (из второй части)

Глава “Пир на весь мир” является продолжением “Последыша”. Здесь изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем. Иногда эти песни контрастны по отношению друг к другу. Например, рассказ “Про холопа примерного — Якова верного” и легенда “О двух великих грешниках”. Яков мстит барину за все издевательства по-холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр свои грехи, убийства и насилия искупает не смирением, а убийством злодея — пана Глуховского. Так народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними

Список героев

Временнообязанные крестьяне, отправившиеся искать, кому живется счастливо вольготно на Руси (Основные герои)

  • Роман
  • Демьян
  • Лука
  • Иван и Митродор Губины
  • Старик Пахом
  • Пров

Крестьяне и холопы

  • Ермил Гирин
  • Яким Нагой
  • Сидор
  • Егорка Шутов
  • Клим Лавин
  • Влас
  • Агап Петров
  • Ипат — холоп чувствительный
  • Яков — холоп верный
  • Глеб
  • Прошка
  • Матрена
  • Савелий

Помещики

  • Утятин
  • Оболт-Оболдуев
  • князь Переметьев
  • Глуховской

Другие герои

  • Алтынников
  • Фогель
  • Шалашников

См. также

  • Крестьянство

Ссылки

  • Текст произведения
  • Николай Алексеевич Некрасов: учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова и др.; [авт. ст.] Н. Н. Пайков. — Ярославль: [б. и.], 2004. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM)

Like this post? Please share to your friends:
  • Время работы налоговой октябрьского района в уфе
  • Время работы наркологического диспансера в перми
  • Время работы наркологического диспансера колпино
  • Время работы национального художественного музея
  • Время работы нотариуса в екатеринбурге на крауля