Время работы лафетного ствола от ац 40 130 63б составит

Автоцистерна пожарная АЦ-40(130)

модель 63Б

предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной.

Технические характеристики

Базовое шасси

ЗИЛ-431412/4×2

— двигатель

карбюраторный

— мощность (максимальная), квт(л.с)

110(150)

  — скорость(макс), с полной нагрузкой, км/час

90

— кабина

1 +6

Запас огнетушащих средств, м3(л)

— воды, не менее

2,36 (2360)

— пенообразователя, не менее

0,17 (170)

Всасывающее устройство

насос  вакуумный струйный

Длина напорных рукавов, м

348

Насос

центробежный одноступенчатый
НЦП-40/100-р-р

— подача насоса, л/с

40

— напор насоса, м

100

Количество ручных стволов

6

Габаритные размеры (длина : ширина : высота), мм

7680:2500:2780

Масса автомобиля с полной нагрузкой, кг

9600

Технические характеристики Пожмашина АЦ-40 (130)-63Б:

Базовое шасси ЗИЛ-431412/4×2 (или аналог)
Двигатель карбюраторный
Мощность (максимальная) 150 л.с.
Скорость (максимальная), с полной нагрузкой 90 км/ч
Число мест для боевого расчета 1 +6 человек
Запас огнетушащих средств:
воды, не менее 2,36 куб.м / 2360 л
пенообразователя, не менее 0,17 куб.м / 170 л
Всасывающее устройство насос (вакуумный струйный)
Длина напорных рукавов 348 м
Насос НЦП-40/100-Р-Р (центробежный одноступенчатый)
Подача насоса 40 л/с
Напор насоса 100 м
Количество ручных стволов 6 шт.
Габаритные размеры (длина / ширина / высота) 7680 / 2500 / 2780 мм
Масса автомобиля с полной нагрузкой 9600 кг

Ищете пожарные машины?

Разместите заявку и продавцы сами позвонят вам!

Разместить заявку

Вся информация взята из открытых источников

Оцените, пожалуйста, статью: Оценивших: 1, оценка: 5 из 5

Нам очень важно ваше мнение

Пожарные автомобили ЗИЛ 130

За все время своего существования ПА на 130-й платформе было выпущено 10 модификацией транспортных средств. Самой популярной на сегодняшний день считается пожарный автомобиль ЗИЛ 130 АЦ-40-63Б. По ТТХ он является оптимальным транспортным средством для выезда на вызовы в городской среде. Машину используют для доставки личного состава, спецсредств и дополнительного оборудования для устранения возгораний. Преимуществом этих автомобилей считается цистерна для воды объемом 2.4 тонны, а также дополнительный бак для пенообразователя на 170 литров.

Пожарный автомобиль ЗИЛ 130 АЦ-40-63Б

В кабине АЦ-40-63Б расположено два ряда посадочных мест для личного состава из 6 человек. Для оперативности бойцов предусмотрено четыре двери. Сиденье водителя регулируется по росту и весу седока. Места для пассажиров стационарные, под ними расположены ящики для инструментов и личного снаряжения.

Для экономии места отсеки для рукавов оборудовали на крыше кабины. Рукава в базовом комплекте длиной 348 метров. Специнвентарь и оборудование хранят в боковых отсеках кузова.

На ПА АЦ-40 ставятся насосы двух типов:

  • одноуровневый центробежный ПН-40УА заднего положения;
  • одноступенчатый нормального давления НЦПН-40/100.

Расположены они в задней части автомобиля. Пожарная установка кроме насоса включает в себя коллектор, пеносмеситель и напорные задвижки. Для работы в темное время суток автоцистерна оснащена системой освещения и сигнализации.

Пожарный автомобиль ЗИЛ 130

Преимуществом этой модели считается бензиновый восьмицилиндровый четырехтактный мотор с системой жидкого охлаждения. Расход топлива на 100 км пробега – 41.5 литра. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч. Чтобы усилить конструкцию машины, ее поставили на лонжеронную раму из низколегированной стали 30Т. Переднюю часть усилили раскосами, а над балкой заднего моста лонжероны снабдили усилительными вставками.

Подвеска зависимая, на рессорах и телескопических амортизаторах. Сзади поставили двускатные колеса. Это придало автомобилю дополнительную устойчивость и проходимость по бездорожью, что актуально при выезде на вызов в сельской местности. В последних модификациях АЦ-40 получила арочные шины на ведущем мосту и лебедку на бампере. Общие габариты машины (д*ш*в) – 7680*2500*2780 мм. Вес при полном снаряжении – 9600 кг.

Пожарный автомобиль ЗИЛ 130 на пожаре

В базовую комплектацию входит снаряжение для боевого расчета, дыхательные аппараты, НВР с соединительной арматурой, напорные рукава DN51, 66, 77. Переносной лафетный ствол, ручные комбинированные, перекрывные и воздушно-пенные стволы. Водосборник, гидроэлеватор, ключи, соединительные головки. Пеногенератор ГПС-600. Порошковые огнетушители.

ТТХ автомобиля АЦ-40-63Б

Насос ПН-40УА
Производительность, л/сек 40
Напор при номинальном числе оборотов, м 100
Всасывающий насос Газоструйный
Высота всасывания, max, м 7.5
Время заполнения всасывающей линии при max геометрической высоте всасывания, сек. 40
Пеносмеситель ПС-5
Тип пеносмесителя Водоструйный эжектор
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м3 25
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м3 250
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2) 42…28
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2) 83

Классификация

Общего применения

  • АЦ – автоцистерны:

Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.

  • АНР – автомобили насосно-рукавные:

Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.

  • АПП – автомобили первой помощи:

Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.

  • Пожарные автомобили с насосом высокого давления (АВД):

Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

  • Автомобили пожарно-спасательные (АПС):

Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.

Целевого применения

  • АА – автомобили аэродромные:

Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.

  • АП – автомобили порошкового тушения:

Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.

  • АПТ – автомобили пенного тушения:

Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.

  • АКТ – автомобили комбинированного тушения:

Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.

  • АГТ – автомобили газового тушения:

Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.

  • ПНС – пожарные автонасосные станции:

Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.

  • АГВТ – автомобили газоводяного тушения:

Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.

  • ППП – пожарные пеноподьемники:

Двигатель

Модель двигателя ЗиЛ-508.10
Тип двигателя карбюраторный
Число и расположение цилиндров V8
Рабочий объем, л 6,0
Степень сжатия 7,1
Мощность, л.с. (кВт) 150 (110)при 3200 мин.-1
Крутящий момент, кгс·м (Н·м) 41 (402)при 1800-2000 мин.-1

АЦ-40 пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ 433114

История

АЦ-40(130) модель 63Б является модернизированным вариантом автоцистерны АЦ-30(130) модель 63А. Документацию на неё была разработана в 1977 году, а со второй половины 1978 года, выпуском установочной партии из 20 машин начинается серийный выпуск. До 1982 года обе модели (-63А и -63Б) выпускались параллельно. Причём утверждённый ежегодный план выпуска АЦ-40(130)-63Б всё это время постоянно срывался, и завод компенсировал “недовыпущенные” машины перевыполняя план по старой модификацией АЦ-30(130)-63А. Только к 1983 году выпуск -63Б удаётся стабилизировать. Далее, на протяжении нескольких лет, рост производства только увеличивался, достигнув во второй половине 1980-х порядка 2000 штук в год. АЦ-40(130)-63Б получила новую увеличенную цистерну объёмом 2350 литров, вместо 2100 л. у модели 63А, и увеличенный пенобак ёмкостью 170 л. вместо 150 л. у -63А. В результате этих изменений надстройка (кузов) стала заметно шире, из-за чего отказались от декоративных накладок на колёсные арки которые ранее устанавливались на модель 63А. Ещё одним заметным отличием модели -63Б от -63А стали напорные патрубки. Теперь их убрали внутрь надстройки и закрыли лючками. За время производства АЦ-40(130)-63Б во внешний вид надстройки вносились изменения, упрощавшие её производство. Машины выпуска 1978-1982 гг. имели так называемую “низкую юбку”, образовавшую колёсную арку, от которой потом отказались. С 1990 года задняя стенка стала прямая, без изгиба. С конца 1980-х, периодически выпускались машины без окошка в дверце насосного отсека.

Были изменения и в шасси. Так, с февраля 1984 года, завод ЗИЛ перешёл на выпуск шасси ЗИЛ-130 с так называемой “камазовской” тормозной системой. Но что хорошо для обычного грузовика, стало большой проблемой для пожарной машины. Теперь перед каждым выездом приходилось ждать пока накачается воздух, необходимый для работы тормозной системы. На это уходило несколько минут, в связи чем увеличилось время выезда по тревоге… С 1986 года, в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 шасси автомобиля ЗИЛ-130 получают новый индекс ЗИЛ-431412. Но на индексе пожарной цистерны это не отразилось – до второй половины 1990-х она выпускалась с прежним названием АЦ-40(130)-63Б. В сентябре 1992 года завод ЗИЛ прекратил выпуск шасси ЗИЛ-431412. В связи с этим, -63Б выпускавшиеся в середине 1990-х г. базировались на шасси УАМЗ-ЗИЛ-431412 производства Уральского автомоторного завода. Характерной чертой этих машин была кабина ЗИЛ-131 на ходовой части ЗИЛ-130.

Хочу добавить от себя что ЗИЛ сейчас выпускается в Мексике.

Модификации

  • ЗИЛ-131 – базовая модификация;
  • ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, которое она получила от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971 году;
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986 годах;
  • ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов; в серийное производство не пошло из-за множества недоработок;
  • ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992 году. Ее производство продолжалось 2 года;
  • ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987 году;
  • ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
  • ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
  • ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
  • ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
  • ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными огнями, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
  • ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
  • ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
  • ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
  • ЗИЛ-131 КУНГ (кузов унифицированный нулевых габаритов) – утепленная постройка с наличием печки и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может служить для широкого спектра военных нужд.
  • ЗИЛ-131-АТЗ-3 – топливозаправщик;
  • ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозаправщик;
  • ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.

Интернет-аукцион Старина

Интернет-аукцион Старина

Все с рубля!

  • Основной раздел

Как работает аукцион

Зачем регистрироваться?Как покупать?Как продавать?Частые вопросыКорзина

Продать

РегистрацияНедавние

  • Лоты

РазделыПоискиИзбранные

  • Лоты

РазделыПоиски

  • Недавние
  • Лоты
  • Разделы
  • Поиски

Избранные

ЛотыРазделыПоискиПокупаю

  • Главная страница

Избранные лоты

Торгуюсь сейчасЯ купилНе купилПодписка на новые лотыЗапросы лотов у продавцовПредложения продавцовПродаю

  • Продать

В продаже

СделкиЗавершенные торгиПополнить счетСпросНастройки продавцаМой магазин [подробнее]АктивацияНастройка

  • Покупаю

Избранные лоты

Торгуюсь сейчасЯ купилПодписка на новые лотыЗапросы лотов у продавцовПредложения продавцовПродаюПродатьВ продажеСделкиЗавершенные торгиПополнить счетСпросНастройки продавца

Добро пожаловать на интернет-аукцион Старина
Используйте тематические разделы слева, строку поиска сверху или метки справа для поиска лотов.

Хотите узнать больше?

  • Как работает аукцион?
  • Зачем регистрироваться?
  • Как покупать?
  • Как продавать?

Рекомендованные лоты:

(показать все)

3500 р

Ленин 21 Января 1924 года Альбом венков

80 р

Ф409. ЗНАЧКИ. ВЕРТОЛЁТ. МИ-10. МИЛЬ.. ГВФ. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ. ТРАНСПОРТ. ЭМБЛЕМА.

350 р

Ливия 1980-82г.г. сцены битв 11 сцепок

3000 р

А. И П. БАРТО » ДЕВОЧКА — РЕВУШКА » ИЗД. ЛАТГОСИЗДАТ РИГА 1948 г.

Читайте также:  JCB 4СХ: технические характеристики, обзор, описание

900 р

Япония — КПД mi# 4524 — 4533 — 2008 (20) г — 50 лет Дипломатических отношений Японии и Индонезии

35300 р

25 РУБЛЕЙ 2013 ГОД 20 ЛЕТ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ КОНСТИТУЦИЯ РФ СЕРЕБРО РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

499 р

# Теркс и Кайкос 1990**mi.900-09 Птицы , mnh [21;107]

35 р

Значок СССР, Алма-Ата, игла

249 р

1969КМ 3812 ЛЕНИН В ЮНОСТИ 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕРВАЯ ЮНОШЕСКАЯ ФИЛ ВЫСТАВКА ПК СГ КИЕВ

50 р

Открытка Санкт-Петербург. Пикарт. Офорт. Корабли. 1981. (12280о)

400 р

Тарелка фарфоровая старинная Блюдо . фаянс — царский фарфор — КУЗНЕЦОВ — 15

25 р

ХМК с ОМ СССР. 1990 год. ШАЛЯПИН Ф.И.

100.00 р. 34 секунды
1000.00 р. 35 секунд
2500.00 р. 36 секунд
1650.00 р. 43 секунды
50.00 р. 46 секунд
Вход:
• Открой свой магазин
• Партнерская программа

Частые вопросы и служба поддержки

Правила пользования | Продать | Регистрация | Открой свой аукцион | Партнерская программа | Профайл | Помощь Все права защищены 1999 — 2022 года. Старина

Двигатель

Двигатель автомобиля – четырёхтактный, жидкостного охлаждения, бензиновый, карбюраторный, восьмицилиндровый, V-образный, модели ЗиЛ-130 или ЗиЛ-508.10, номинальной мощностью 110 кВт – установлен перед кабиной под металлическим оперением с капотом аллигаторного типа. Для подвода воздуха к двигателю в капоте оборудован воздушный канал, соединяющийся гофрированным патрубком с воздушным фильтром ВМ-16 или ВМ-21 инерционно-масляного типа (с масляной ванной и смоченными маслом фильтрующими элементами), имеющим патрубок отбора воздуха в компрессор тормозной системы.

Шасси

Конструкция базового шасси использует в качестве несущей системы лонжеронную клёпаную раму с лонжеронами переменного швеллерного сечения, штампованными из стальных нормализованных полос толщиной 6.35 мм. Материал лонжеронов — сталь 30Т (низколегированная марганцовистая сталь с добавкой 0.08 .. 0.15% титана). Лонжероны соединены между собой пятью штампованными поперечинами из стали 20 с толщиной стенки профиля 5.5 мм, задняя часть рамы усилена раскосами. В зоне контакта с центральным буфером передних рессор и над балкой заднего моста лонжероны снабжены усилительными вставками. В передней части на удлинителях рамы установлен буфер с закреплёнными на нём буксирными крюками. Трансмиссия автомобиля включает в себя фрикционное сухое однодисковое сцепление, механическую трёхвальную синхронизированную коробку передач схемы 5 + 1 и двухвальную карданную передачу с промежуточной опорой. Задний ведущий мост автомобиля выполняется либо с двухступенчатой главной передачей, либо с одноступенчатой гипоидной.

Подвеска колёс — зависимая, на продольных листовых полуэллиптических рессорах, с телескопическими гидроамортизаторами двойного действия в подвеске передней оси и подрессорниками в задней подвеске. Крепление передних концов рессор — фиксированное, при помощи кованого отъёмного ушка; крепление задних концов рессор — со скользящей опорой. Крепление обоих концов подрессорников — скользящее.

Колёса автомобиля — дисковые, с бортовыми и разрезными замочными кольцами. Размер обода 7,0-20, размер шин 260-508. Ошиновка колёс задней оси выполнена двускатной.

Рулевой механизм имеет передачу винт — шариковая гайка — поршень-рейка — зубчатый сектор, оборудован встроенным гидроусилителем. Насос гидроусилителя — пластинчатый, двойного действия, с клиноременным приводом от коленчатого вала двигателя.

Тормозная система на автомобилях раннего выпуска — с пневматическим одноконтурным приводом рабочих тормозов и трансмиссионным стояночным тормозом с механическим приводом; на автомобилях позднего выпуска — с раздельным пневматическим приводом на тормозные механизмы переднего и заднего мостов и пружинными энергоаккумуляторами задних тормозных камер (стояночная тормозная система использует тормозные механизмы рабочей тормозной системы заднего моста). Колёсные тормозные механизмы — барабанного типа с двумя внутренними колодками и разжимным кулаком. Компрессор — одноступенчатый, двухцилиндровый, объёмом цилиндров 215 см3, с клиноременным приводом от двигателя.

Ссылки

  • [wiki-fire.org/%D0%90%D0%A6_40_131_137%D0%90.ashx АЦ-40(131) модель 137 (-137А) ]
: неверное или отсутствующее изображение В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена
23 ноября 2014 года
.

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Автолестница АЛ30(131)Л21

Одними из самых распространенных пожарных ЗИЛов-131 стали автолестницы. Поворотное основание лестницы устанавливалось над задней тележкой шасси. Устойчивость машины обеспечивали четыре аутригера по углам платформы. Привод поворота и раздвижения лестницы осуществлялся от коробки отбора мощности. Для управления лестницей служили рычаги на пульте, расположенном вместе с сидением оператора на поворотном основании. С противоположной стороны на основании крепилось запасное колесо.

Машина АЛ30(131)Л21 производилась в городе Торжке с 1968 по 1983 год. Выпуск продолжался и позднее, но уже под обозначением АЛ30(131)506. Основным отличием стало удлинение колен лестницы на 300 мм. Машины выпуска до 1983 года имели пульт управления с тремя рычагами, после модернизации рычагов стало четыре.

Максимальный вылет лестницы до 30 метров позволяет осуществлять тушение в девятиэтажных зданиях. На её секциях установлены три разнонаправленных прожектора подсветки. В сложенном состоянии она может использоваться в качестве стрелы подъёмного крана. В комплектацию машины входили дополнительные штурмовые лестницы.

Регулировка мостов

Поскольку редукторы ЗИЛ-131 имеют унифицированную конструкцию, то регулировка узлов одинаковая для всех осей. Под настройкой понимают проверку и корректировку предварительного натяга подшипников, а также обеспечение корректного контакта конической передачи. При этом следует помнить, что 2-рядный подшипник ведущего вала цилиндрической передачи настройке не подлежит. Недопустима замена элементов опорного узла, в случае износа он меняется в сборе.

Чтобы отрегулировать подшипники, необходимо:

  1. Отсоединить карданный вал от фланца редуктора.
  2. Разобрать узел и вынуть стакан в сборе с подшипниками ведущей шестерни. Для этого используются вспомогательные болты.
  3. Между торцовыми поверхностями внутренних колец подшипников установить регулировочные прокладки из набора. Допускается монтаж только 2 прокладок.

Конические шестерни подбираются в заводских условиях по пятну контакта и зазору между зацепленными зубьями. Детали проходят притирку и получают индивидуальное клеймо. В случае поломки 1 детали замене подлежит весь комплект. Настройка пятна контакта осуществляется дистанционными шайбами, которые подкладываются под фланец стакана подшипникового узла ведущей оси. Форма пятна контакта определяется при помощи краски, которая наносится на зубья. При необходимости прокладки устанавливают и в гнезда подшипников ведомого вала.

Смотрите » Конструкция и технические характеристики мусоровозов построенных на базе ЗИЛ

При правильно затянутых подшипниках ступиц колесо вращается от руки без заеданий и видимого осевого биения. Затяжка выполняется при снятой крышке фланца полуоси. Под ней размещена регулировочная гайка, которая фиксируется замочной шайбой. Проверка состояния подшипников в опорных кулаках производится после установки автомобиля на козлы. Корректировка износа производится при помощи регулировочных прокладок, размещенных в опорах. Процедура обслуживания зависит от класса точности установленных подшипников.

Приборы подачи огнетушащих веществ

Водяные стволы

Для работы стволов (ручных)
необходимо давление 30-40 м в.с. (3-4 атм.). При усредненном 3,5 атм. расход из
этих стволов соответственно составит 7,0 и 3,5 л×с-1. Этими
значениями обычно и пользуются в практических расчетах. Однако с увеличением
давления несколько возрастает и расход воды. Так, например, при 5 атм. расход
составит для ствола А — 8,2 л×с-1 и для ствола
Б — 4,1 л×с-1 при 6 атм.
соответственно 9,0 и 4,5 л×с-1.

Длина компактной части струи
для стволов А и Б — 18 м.

Для лафетных стволов рабочим
давлением является Р = 6 атм. Расход основных типов лафетных стволов приведен в
табл. 4, 5. Как и для ручных стволов, с увеличением давления, несколько
возрастает и расход воды (давление может быть поднято до 9-10 атм.)

Расход воды из лафетных
стволов в первую очередь зависит от диаметра насадка. Расходы для насадков 25,
28, 32, 38, 44 и 50 мм (наиболее часто используемые) приведены в табл. 4. Легко
запомнить, что для стволов насадком 38 мм расход воды 38 л×с-1 длина струи 38 м, а реактивная
сила струи — 138 кг.

Усредненно для лафетных стволов дальность подачи воды (длина струи) принимается 35-40 м, а расход от 16 до 70 л×с-1.

dн   диаметр насадка, мм

Например, диаметр ствола с насадком 25 мм

Другие данные по водяным стволам приведены в таблице. Таким образом, для нормальной работы ручных стволов требуется давление на стволах 3,5 атм., а для лафетных (и всех других видов пенных стволов и гидроэлеватора — 6 атм.).

Длина струи для стволов Б и
А = 18 м, для лафетных — в 2 раза больше (36 м). В дальнейшем, говоря о
величине глубины тушения стволами большой площади пожара, следует напомнить,
что из всей длины компактной части струи эффективно попадает в зону горения
только 1/3 часть (близко к зоне горения подойти без спец. теплоотражательных
костюмов невозможно), особенно для развившихся пожаров внутри горящих помещений
ограниченной высоты. Отсюда вытекает понятие «Глубина тушения пожара»
(hт), которая для ручных стволов А и Б hт = 5 м (L комп
: 3 = 5 м), для лафетных стволов hт = 10 м (30 : 3 = 10 м).
Величиной «hт» в расчетах пользуются при определении
только площади тушения пожара, а не всей площади пожара.

Подача стволов к месту пожара
может быть обеспечена:

Стволов А по рукавам Б (51 мм) — в этом случае стволами легче маневрировать, перемещать позиции ствольщиков (вес в рукаве 51 мм -40, а 77 мм — 90);

Лафетных стволов с насадками 25 и 28 мм только по одной магистральной линии 77 мм, все другие  стволы с большими насадками можно подать только по 2м рукавным линиям (77 мм), так как пропускная способность этих рукавов — 23 л×с -1. (Дальность подачи стволов в зависимости от схем боевого развертывания приведена в разделе «Насосно-рукавные системы»).

В целях получения
распыленной водяной струи (тушение электроустановок, защита и тушение установок
нефтеперерабатывающей промышленности и т.д.) вместо стандартных насадков на
стволах Б, А и лафетных навинчивают насадки турбинного типа: для стволов Б и А
— «НРТ-5» и «НРТ-10» (насадок — распылитель турбинного
типа), а для лафетных -«НРТ-20» Для их работы необходимо давление = 6
атм. Расход воды из них соответствует цифровому значению маркировки -5, 10 и 20
л×с-1

Достоинство насадков НРТ:

  • в 3 раза снижают плотность теплового потока при защите оборудования;
  • оказывают защитное действие (охлаждение), не проводя электрический ток;
  • обеспечивают «мягкий» режим охлаждения конструкций при сравнительно низком расходе воды и большой дальности воздействия струи (20 м), что может заменить импульсивное охлаждение металлических конструкций;
  • высокий эффект тушения закрытых помещений ограниченных объемов за счет разбавления водяным аэрозолем зоны горения;
  • лучший эффект тушения ГЖ на поверхности земли, чем ГПС (площадь горения до 100-150 м2).

Расчет водяных стволов

Основными критериями,
влияющими на количество стволов являются: площадь тушения (Sт) и
«степень горючести объекта», в соответствии с которой опытным путем
определены значение интенсивности 
подачи  ОВ  (вода, 
р-р  пенообразователя,  порошок          и т.п.) — Jт. Первую
величину Sт РТП визуально определяет на месте пожара, а вторую
принимают в соответствии с табличным значением (табл. 15-17). Опытный начальник
караула способен быстро для любого горящего объекта найти приближенное значение
Jтp.

Величина Jтp
находится в интервале от 0,06 до 0,50 л×с-1 м-2.
Минимальное значение (0,06) относят к тушению административных и жилых зданий I-III
степеней огнестойкости, промышленные здания с аналогичной огнестойкостью тушат
с интенсивностью большей чем в 2 раза — 0,15.

Максимальное значение (0,45
— 0,5) относят к тушению пиломатериала с низкой влажностью, 0,4 — целлулоид,
ацетон и некоторые ЛВЖ распыленной водой; 0,3 — разрыхленная бумага, древесина,
хлопок, подвальные помещения производственных зданий. Для всех и других
объектов величина лежит в интервале 0,1 — 0,25 .

В практике целесообразно
пользоваться усредненным значением интенсивности — 0,1 л×с-1 м-2.

В большинстве случаев
количество стволов рассчитывают, исходя из величины площади тушения (Sт),
что адекватно величине фронта пожара(Фп).

Полезно запомнить ,что при горючести объекта с   Jт = 0,1л×с1 м-2.

1.Стволом «Б» можно локализовать пожар по фронту = 7 м или по площади = 35 м2.

2. Стволом «А» — в 2 раза больше, т.е. по фронту 14 м , площадь — 70 м2.

3. Лафетным стволом, также для Jтр = 0,l л×c-1м-1 фронт пожара, который может быть потушен одним стволом, численно соответствует величине расхода воды из ствола. Например, с насадком 28 мм фронт тушения составит 28 м. При горении штабеля круглого леса  (J = 0,3) фронт тушения будет в 3 раза меньше, чем для J = 0,1 т.е.

4. Площадь тушения лаф. ств. равна удесятеренному расходу из ствола

Схематично параметры тушения стволом можно представить :

Таким образом, расчет всех видов водяных стволов на практике целесообразно выполнять через возможную величину фронта тушения одним стволом, приняв за исходное значение фронт тушения стволами при

Имея другую
«горючесть» объекта, т.е. Jтр
отличную от 0,1 надо увеличить (уменьшить) фронт или площадь в соответствующее
количество раз.

Например, для тушения (Jтр
= 0,2) одним стволом А можно локализовать пожар по фронту 7 м (14:2)=7. Для
лафетного ствола с насадком 38 мм

Фт = 38:2 = 19 м

St = 10×qств:2 = 10×38:2 = 190 м2

Для случая, если J = 0,25, первоначальное значение (для 0,1) необходимо уменьшить в 2,5 раза (объект более «горюч», т.к. надо большую интенсивность). Из тактических соображений бывает целесообразно заменять несколько маломощных стволов на меньшее количество, но с большими расходами. Чаще, это необходимо из-за недостатка личного состава и особенно при работе в СИЗОД. Так, например, в одно помещение вместо 2-х стволов Б, поданных двумя звеньями ГДЗС, можно подать 1 ствол А, или 3 ств. Б заменить на 1 ств. А без насадка. При тушении лесосклада вместо 3-х ств. А подать 1 лафетный с насадком 28 мм и т.п.

В точных расчетах (разработка планов тушения пожара, исследование пожаров….) количество стволов ручных, лафетных и пены определяют по формуле:

Чаще расчет ведут через площадь тушения (Sт).

Пенные стволы

Воздушно-пенные стволы

Лафетными стволами (ПЛСК-П20, ПЛСК-С20, ПЛСК-С50
…..) и стволами типа «СВП» получают низкократную пену (К 20).
Стволами ГПС — пену средней кратности (К 20 — 200).

Рабочим давлением для образования
пены является Р = 6 атм. Дальность пенной струи ГПС-600 — 7 м, для стволов СВП
— в 3 раза дальше (20 м). Стволы «ГПС» применяют как для объемного
тушения, так и для ликвидации горения ЛВЖ и ГЖ на поверхности земли и в
резервуарах.

Стволы СВП и ПЛСК — для
экстренных защитных действий, когда из-за высокой температуры подойти к зоне
горения со стволами ГПС не представляется возможным или когда необходима защита
высоких технологических аппаратов. В отдельных случаях используют для так
называемого «щадящего» режима охлаждения, когда подача холодных
водяных струй может вызвать необратимую деформацию металлических конструкций.

Цифра и маркировка стволов
ГПС-200, -600, -2000 соответствует их производительности по пене в л×с-1. У стволов СВП-2, -4, -8 цифра
соответствует также производительности по пене, но в м3×мин-1. Для сравнения : «СВП-4» — 4 м3×мин-1, «СВП» — 3 м3×мин-1.

Стволы «ГПС-600» и
«СВП» (без маркировки) имеют одинаковые показатели по расходам воды,
п.о. и раствора.

Для работы СВП-4 и СВП-8
требуется больший расход пенообразователя — 0,48 и 0,96 л×с-1 , чем для ГПС-600, что
сокращает время работы (в первую очередь от АЦ). Объем пены незначительный в
сравнении с пеной из ствола ГПС. Из-за этой причины СВП ограничивают в
применении (для аварийной посадки самолетов руководящий документ рекомендует
использовать покрытие взлетно-посадочной полосы пеной низкой кратности (ПНК),
но в практике, экономя пенообразователь, используют ГПС (ПСК)).

Таким образом, сравнивая
наиболее распространенные стволы «ГПС-600», и «СВП» следует:

1. При объемном тушении
ГПС-600 потушит объем в 10-12 раз больше;

2. При тушении ЛВЖ (ГЖ) по
площади (м2) — в 2 раза больше, чем стволом СВП (стволы СВП имеют
дальность подачи пены 25 м, пена более стойкая и хорошо «прилипает» к
вертикальным конструкциям).

3. Объемное тушение ТГМ и
веществ пеной средней кратности ликвидирует пламенное горение, но в последующем
не исключает тления.

4. Полезно запомнить-
площадь тушения ЛВЖ и ГЖ от АЦ-40 (375):

для Sт ГЖ    100 (м2);

для St ЛВЖ   60 (м2);

зная, что данная машина
имеет 180 л пенообразователя, легко сделать расчет для АНР-40(130) ПО. — 350 л,
т.е. почти в 2 раза больше. Площадь тушения для ГЖ — 200 (м2), ЛВЖ –
120 (м2).

Время работы стволов

— Время работы ствола А: tраб.= Vв/(qстА × 60), мин

-от АЦ-40(130)63(емкость
2100 л) – 5 мин.

— от АЦ-40 (375) (емкость4000 л) – 9 мин.

— от АЦ-40 (130 Е) 126,
АЦ-40 (131) 137

(емкость 2100  2400 л) — 5 мин.

Время работы ствола Б
принимается в 2 раза больше. Несколько повысив давление (с 2-х до 3-х атм.)
увеличивается и расход воды (на 1 л×с-1 для ствола
А), поэтому можно использовать усредненные значения, приведенные выше.

— Время работы ГПС-600:

от АЦ-40 (130) 63 А (воды —
2100 л, П.0. — 150 л) без установки ее на в/источник — 6,2 мин.

от АЦ-40 (131) 137 без
установки — 7 мин.

Для цистерн с емкостью воды
до 2400 л и баком с П.0. до 150 л без установки их на в/источник расчет ведется
по воде.

  • Время работы СВП (без цифровой маркировки) такое же, как для ГПС-600, а
    для СВП-4 и -8 меньше (имеют большие расходы по воде иП.0. см. табл. 8).

Pacчет пенных стволов

Для объемного тушения.

Одним ГПС-600 за расчетное
время (10 мин.) можно потушить пожар
в помещении объемом 120 м3 и при этом требуется запас ПО –     650 л.

Пример : горит подвальное
помещение Wп = 400 м3

Сколько П.0. и ГПС требуется ?

Расчет количества (объема)
пены (Vп)

Для получения 1 м3
ПСК надо израсходовать 0,6 л П.0. и 10 л воды.

Тогда, зная запас вывозимого П.0. на машине, можно сделать расчет количества пены и объема помещения, которое можно ею потушить.

этот расчет верен для всех машин с установкой их на водоисточник и для автоцистерн у которых соотношение     Vb/Vпo > 16. При данном соотношении менее 16 расчет ведется по запасу вывозимой воды.

Расчет для тушения по площади

Количество ГПС для наземных стальных резервуаров определяется, исходя из 15 мин нормативного времени тушения, т.е. это повлияет на запас пенообразователя (на 1 ГПС требуется 1000 л П.0.).

Для расчета количества
воды и пенообразователя за расчетное время полезно запомнить, что
«ГПС-600» имеет следующие показатели по расходу воды,
пенообразователя и раствора:

qв = 5,64 л×с-1;   qпо = 0,36 л×с-1;   qр-р = 6 л×с-1 .

Запас пенообразователя можно
рассчитать по формуле:

Vпо = NГПС
× qпоГПС × (tн × 60) × Кз , [л]

Порошковые стволы

Используются для тушения
установок и отдельных материалов в химической, нефтехимической промышленности,
нефтепродуктов, самолетов и т.д. Автомобили порошкового тушения укомплектованы
стволами ручными (расход 1,2; 3,5; 4,5 кг×с-1) и лафетными
(40 кг×с-1).

Эффективны при тушении магниевых сплавов, алюминийорганических соединений в сочетании с пенным тушением.

Отделение на автоцистернах
(АЦ) без установки на водоисточник:

— Организовать звено ГДЗС с
подачей 1-го ствола;

— Подать 1 — 2 ств.
«Б», 1 ств. «А»;

— Установить трехколенную
лестницу и подать 1 ств;

— Подать стационарный
пожарный лафетный ствол с одновременной прокладкой магистральной линии к
водоисточнику.

С установкой на
водоисточник:

— все те же работы, но с
более длительным временем работы;

— подать переносной лафетный
ствол;

— забрать воду с помощью
Г-600:

— проложить магистральную
линию на расстоянии 180 м и подать 2-3 ств. «Б».

Отделение на автонасосе (АН)

— Подать 3 ств.
«А» или 6 ств. «Б»;

— Установить 3-х коленную
лестницу с подачей 3 ств. «Б»;

— Проложить магистральную
линию 600 м и с подачей стволов.

Примечание:

Тактические возможности
отделений можно определить исходя из тактико-технической характеристики
пожарного автомобиля и норматива людей, необходимых для выполнения вероятных
работ на пожаре.

Расчет тактических возможностей основных машин.

Время работы стволов:

Возможный объем тушения

Объем ПСК

Возможная площадь тушения ЛВЖ и ГЖ на поверхности земли

а) если первым закончится П.0.       для АЦ-40(375), АЦ-40(131)

  б) если первой закончится вода    для АЦ-40(133),АЦ-40(130)

Таким образом, основным показателем для расчета
тактических возможностей являются запасы вывозимых воды и пенообразователя.

Для определения, что заканчивается быстрее в АЦ — вода или П.0. надо использовать величину 16. Это есть отношение количества воды к П.0. при работе ГПС-600 (5,64:0,36 = 15,7). В таком случае, если отношение воды к П.0., вывозимых конкретным типом АЦ больше 16 , то в ней быстрее закончится П.0., поэтому расчеты St надо выполнить по величинеП.0., используя величины «3» или «1,8».

Насосно-рукавные системы

Водоотдача кольцевой сети при давлении в ней 2 атм. (обычное усредненное для города) может быть определена:

где d — диаметр сети в мм

Для тупиковой сети
водоотдача в 2 раза меньше.

Например, для сетиd=150 мм Qc = 150:2 = 75 л×с-1.

(тупиковая сеть 150 мм = 32
л×с-1).

При установке машины на
гидрант следует помнить, что лимитировать расход воды будет стояк пожарного
гидранта (до 40 л×с-1), а не колонка.

Предельная дальность подачи стволов L пр (длина магистральной линии).

Примечание: 1) при использовании рукавов 89 мм,  дальность подачи З-х ств. А — 600 м, 4-х ств. Б — 300 м

2) От передвижной насосной станции (ПНС-110) по I рукаву 150 мм

Из приведенных таблиц
наибольший интерес представляют варианты подачи ручных и лафетных стволов:

— при эквивалентном расходе
воды дальность подачи ручных и лафетных стволов можно приравнять.

Так 3 ств. А — подать на 150
м (q = 21л×с-1)

лаф. ств. 28 мм – подать на150 м (q = 21л×с-1)

Лаф. ств. 38 мм (подача
только от 2-х машин) по каждой магистрали подается 19 л×с-1. Это соответствует подаче 2А и
1 Б, следовательно расстояние подачи = 200 м.

Дальность подачи ГПС-600 и
лафетных стволов несколько меньше, чем стволов А за счет больших потерь в
рукавах, из-за большой величины давления — 6 атм. (для ств. А — 3,5 атм.).

ПОЛЕЗНО  ЗАПОМНИТЬ

Для
схем боевогоразвертывания

При разработке планов и карточек тушения пожара, эпизодов ПТЗ и ПТУ возникает необходимость в выполнении схем тушения пожара. Для их выполнения надо соблюдать выполнение правил:

1. Использование пожарных
машин на полную мощность. Это значит стремиться подать максимально возможное
количество стволов от машины ближе других расположенной к месту пожара. В этом
случае следует учесть, что расход насоса не должен превышать 32-34 л×с-1, а напор на насосе
(продолжительный режим работы) не должен быть выше 8 атм. Возможно поднятие
давления и до 10 атм., но это допустимо на непродолжительный режим работы.

Например, лаф. ств. 38 мм от
одной машины с насосом 40 л×с-1 подавать
нельзя, т.к. для его работы надо расход 38 л×с-1 (насос
обеспечит 32-34 л×с-1).

От одной машины подавать 5
ств. А не желательно, т.к. обеспечить их работу можно при увеличении напора на
насосе.

2. Суммарный расход воды из стволов от одной магистрали не должен превышать максимальную пропускную способность рукава.

3. Упрощенные величины
дальности подачи стволов следует сверить с реальным расстоянием от места пожара
до в/источника. Если это расстояние больше, чем максимальная дальность подачи
стволов, необходимо изменять схему боевого развертывания (убрать один или
несколько стволов или организовать подвоз (перекачку) воды).

Для
упрощенного расчета :

1. При подаче стволов на
высоту на каждые 10 м теряется 1 атм.

2. При подаче стволов по
горизонтали теряется 1 атм. (на каждые 100 м).

3. При подаче воды по 2-м
магистральным линиям (как между машинами при перекачке, так и к лафетным
стволам) расстояние может быть увеличено в 4 раза. (Используется при наличии
рукавов, но малом количестве техники).

Подача воды перекачкой:

Целесообразно использовать
подачу воды перекачкой:

1. При наличии в гарнизоне
1-го рукавного автомобиля с расстояния от места пожара до в/источника до 2-х
км.

2. При наличии 2-х рукавных
автомобилей до 3-х км.

Схема развертывания при подаче воды на перекачку:

Из таблицы полезно
запомнить:

1. При подаче -1А и 2Б (14 л×с-1) — (стандарт) расстояние между
машинами 500 м.

2. При подаче воды по двум магистралям расстояние
между машинами увеличивается в 4 раза.

Подвоз воды

Для быстрого запоминания представим таблицу:

Из таблицы видно, что при
расстоянии до пожара 5 км надо 9 АЦ емкостью 2000 л или 5 АЦ емкостью 4000 л.
Легко запоминается кратность для АЦ = 2000 л 3-6-9, а для АЦ = 4000 л 3-4-5.

При подаче большего числа
стволов, чем ЗБ количество машин удваивается.

Время боевого
развертывания

  1. Прокладка двумя пожарными
    магистральной линии 77 мм на

                                                        
100 м — 4,5 мин.

                                                        
200 м — 10 мин.

Примечание:

а) в зимних условиях (при t = —
20°С, и глубине снега 20 см — приведенные значения удваиваются).

б) при работе в КИП —
увеличить в 1,5 раза.

2. Подача 1Б на высоту
(прокладка между маршами лестничной клетки):

  • до 10 этаж ——- 0,5 мин на этаж
  • на 16 этаж ——- 11 мин (т.е. с 10 этажа на каждый этаж затрачивается по 1 мин).
  • на 24 этаж ——- 20 мин.

Для
получения и подачи воздушно-механической
пены применяются приборы типа ГПС, СВП,
УКТП «Пурга». Воздушно-пенные стволы
могут быть лафетными типа ПЛСК-П или
ПЛСК-С. Для подачи в поток воды, идущей
по пожарным рукавам, пенообразователя
с целью получения раствора требуемой
концентрации, используются стационарные
и переносные пеносмесители различных
типов (таблица 1.3).

Рабочий
напор перед пеносмесителем должен быть
МПа, а максимальный напор за пеносмесителемМПа.
Расход раствора пенообразователя в
воде 6;12;18 л/с для ПС-1,ПС-2 и ПС-3 при
концентрации пенообразователя 6%.

Для
обеспечения нормальной работы
пеносмесителя предельное положение
уровня пенообразователя в ёмкости
должно быть не ниже 0,3 м и не выше 2 м оси
пеносмесителя.

Таблица
1.3.

Основные
параметры пеносмесителей

Параметры

Напор
перед пеносмесителем, МПа

0,7

0,8

0,9

1,0

1

2

3

4

5

Расход
воды через пеносмеситель, л/с

ПС-1

4,8

5,1

5,4

5,7

ПС-2

9,6

10,2

10,8

11,3

ПС-3

14,2

15,2

16,2

17,0

Количество
эжектируемого пенообразователя, л/с

ПС-1

0,26

0,31

ПС-2

0,52

0,62

ПС-3

0,78

0,93

Максимально
допустимый подпор раствора за
пеносмесителем, МПа

0,45

0,52

0,58

0,65

Генераторы
пены средней кратности (ГПС) имеют
кратность пены – 80; давление перед
распылителем
МПа; — расход раствора пенообразователя
в воде: ГПС-200 – 2 л/с; ГПС – 600 – 6 л/с; ГПС
– 2000 – 20 л/с (при давлении 0,6 МПа), длина
струим.

Стволы
воздушно – пенные (СВП) предназначены
для получения воздушно – механической
пены низкой кратности из пресной воды.
Рабочее давление перед стволом должно
быть не менее
МПа, при этом кратность пены будет равна
семи, а длина струи

Пример.
От ёмкости автоцистерны подано два
генератора ГПС-600. Магистральная линия
диаметром 77мм. состоит из четырёх рукавов
,
на её конце — разветвление, а от разветвления
проложены две рукавные линии диаметром
66 мм к генераторам ГПС-600. Давление на
ГПС-600 – 0,6 МПа, высота подъёма генератора
10 м. Определить требуемый напор на насосе
пожарной автоцистерны.

Решение.
Определим
требуемый напор на насосе пожарной
автоцистерны для данной схемы подачи
стволов по формуле:

Пример.
От ёмкости
автоцистерны проложена рукавная линия
диаметром 66мм на пять рукавов и к ней
присоединён ствол СВП-4. Определить
требуемый напор на насосе автоцистерны,
если требуемый напор на стволе 0,6 МПа.

Решение.
Определяем
требуемый напор на насосе автоцистерны
при данной схеме подачи ствола:

    1. 1.5. Параметры тактических возможностей пожарных автомобилей по подаче огнетушащих веществ

Большинство
основных пожарных автомобилей,
задействуемых в тушении пожаров –
автоцистерны, меньше используются
автомобили пенного и порошкового
тушения, аэродромной службы, газоводяного
тушения, насосно-рукавные и т.п. АЦ могут
работать с установкой на водоисточник
и без установки, отсюда будут изменяться
их временные параметры работы, являющиеся
одним из показателей тактико–технических
возможностей пожарных подразделений.
Большое значение имеют временные
параметры работы различных типов стволов
при разных схемах насосно – рукавных
систем.

Время
работы стволов от водяного бака
автоцистерны и других пожарных автомобилей
определяется по формуле:

(1.30)

где
количество однотипных рукавов в линии,
шт.;

объём воды в одном рукаве, л;

количество поданных водяных стволов,
шт.;

При
подаче воды из водоёма пожарными
автомобилями время работы стволов
определяется следующим образом:

(1.31)

где
коэффициент, учитывающий остаток воды
в водоёме, который невозможно забрать
из него, равный 0,8 для железобетонных
водоёмов и— для земляных;объём водоёма, л.

Пример.
Определить
время работы одного ствола РС-50 от
водобака автоцистерны АЦ-2,5/40, если
рукавная линия состоит из четырёх
рукавов диаметром 51мм.

Решение.
Определяем
время работы ствола РС-50 от водобака
автоцистерны:

Пример.
Определить
время работы одного ствола РС-70 со
свёрнутым насадком от насосно-рукавного
автомобиля, установленного на
железобетонный водоём, ёмкостью
если рукавная линия состоит из пяти
рукавов диаметром 66мм.

Решение.
Определяем
время работы ствола РС-70 при заборе воды
из водоёма по формуле:

Время
работы генераторов пены средней кратности
определяется по выражению:

(1.32)

где:
объём
раствора пенообразователя в воде,
получаемый из вывозимого на пожарном
автомобиле пенного концентрата и воды,
л;

количество генераторов пены средней
кратности (ГПС), шт.;

расход ГПС по раствору, л/с.

Пример.
Ёмкость
водобака автоцистерны АЦ – 2,5/40 заполнена
6% раствором пенообразователя в воде и
от неё проложена линия из четырёх рукавов
диаметром 66 мм, к которой присоединён
один генератор ГПС-600. Определить время
работы данного ствола.

Решение.
Определяем
время работы ГПС-600 по формуле:

Тушение
пожаров огнетушащими порошковыми
составами регламентируется временем
порошковой атаки ().
Подача огнетушащего порошкового состава
осуществляется ручными и лафетными
стволами от пожарных автомобилей
порошкового тушения.

Стационарные
лафетные стволы, установленные на
пожарных автомобилях порошкового
тушения, имеют расходы: 20; 40; 50; 60 и 80 кг/с,
а ручные порошковые стволы — 2,2; 4; 5;12
кг/с.

Время
работы лафетного ствола от ёмкости с
огнетушащим порошковым составом
определяется по формуле:

(1.33)

где
объём огнетушащего порошкового состава
в ёмкости пожарного автомобиля порошкового
тушения, кг.

Пример.
Определить
время работы стационарного лафетного
ствола пожарного автомобиля порошкового
тушения АП-3(130) 148А, если расход порошка
из лафетного ствола составляет 40 кг/с.

Решение.
Определяем
время работы стационарного лафетного
ствола по формуле:

Пример.
Определить
время работы стационарного лафетного
ствола пожарного автомобиля порошкового
тушения АП-4000-50, если расход порошка
через лафетный ствол 50 кг/с.

Решение.
Определяем
время работы стационарного лафетного
ствола по формуле:

Тушение
пожаров газовыми огнетушащими составами
от передвижной пожарной техники
рекомендуется в помещениях, объёмом не
более 3000 м3
ввиду больших расходов и потерь
огнетушащего вещества.

Наиболее
широкое применение в практике тушения
пожаров нашла углекислота (двуокись
углерода). Она хранится в жидком виде в
баллонах под давлением. Огнетушащая
концентрация – не менее 30% по объёму
Из одного литра жидкой углекислоты
образуется 500 литров газа. Пожарные
автомобили газового тушения вывозят
от 2500 до 4000 кг углекислоты в баллонах
под давлением. Она может подаваться на
тушение пожаров ручными стволами с
расходом 2; 5, 16 кг/с и лафетным стволом
– 30 кг/с. Время заполнения объёма
помещения для тушения пожара зависит
от его категории пожарной опасности и
составляет.

Время
работы стволов от пожарного автомобиля
газового тушения определяется по
формуле:

(1.34)

где
коэффициент, учитывающий остаток
огнетушащего вещества в системе, равный

объём углекислоты вывозимой на пожарном
автомобиле, кг;

количество поданных стволов, шт.;

расход углекислоты через ствол, кг/с.

Пример.
Определить
время работы двух ручных стволов с
расходом 3 кгс каждый или одного
лафетного ствола с расходом 30 кг/с, от
автомобиля газового тушения
АГТ-0,25(3303)ПМ-571, если масса вывозимой
двуокиси углерода составляет 2500 кг.

Решение.
Определяем
время работы двух ручных стволов по
формуле:

Определяем
время работы одного лафетного ствола:

Локализация
и ликвидация большинства видов пожаров
производится путём последовательного
введения расчётного количества стволов
или подготовленной атаки одновременно.
Способы операций локализации и ликвидации
— по объёму, периметру или площади
тушения.

Для
рационального использования пожарных
подразделений при тушении пожаров
необходимо знать основные параметры
тактических возможностей отделений на
пожарных автомобилях различного
назначения.

К
основным параметрам, характеризующим
тактические возможности пожарных
подразделений, относятся: время работы
водяных и пенных стволов; возможная
площадь, периметр и объём тушения;
технические возможности пожарных
автомобилей по запасу вывозимых
огнетушащих веществ и их подаче на
тушение пожара; тактические возможности
пожарных расчётов на основных автомобилях
по подаче стволов и выполнению других
видов работ на пожаре.

Площадь,
периметр или объём тушения пожара
зависят от количества и технических
характеристик стволов, которые может
подать отделение на пожарном автомобиле
для локализации и ликвидации пожара, а
также от вида горючей нагрузки и т.п.

Расчёт
сил и средств проводится до пожара — при
разработке оперативно–служебных
документов, при решении пожарно-тактических
задач, на месте пожара или после его
ликвидации.

Среди
показателей, необходимых для расчёта,
особое значение имеет расчёт площади
тушения, площади пожара, принцип
расстановки сил и средств, участвующих
в тушении пожара, направления подачи
стволов и т.д.

В
зависимости от того, как введены и
расставлены силы и средства, тушение в
данный момент может осуществляться с
охватом всей площади пожара, только
части её или путём заполнения объёма
огнетушащими веществами. При этом
расстановку сил и средств выполняют по
всему периметру площади пожара или по
фронту его локализации.

Если
в данный момент сосредоточенные силы
и средства обеспечивают тушение пожара
по всей площади, охваченной горением,
то расчёт их производят по площади
пожара, которая численно равняется
площади тушения.

Если
в данный момент обработка всей площади
пожара огнетушащими веществами
невозможна, то силы и средства
сосредотачивают по периметру или фронту
локализации для поэтапного тушения.
Расчёт в этом случае осуществляют по
площади тушения на первом этапе, считая
от внешних границ площади пожара.

Площадь
тушения
это часть площади пожара, которая
используется при расчёте требуемого
количества сил и средств на локализацию
пожара. Площадь тушения водой зависит
от глубины обработки горящего участкаимеющимися
приборами подачи огнетушащих веществ.
Установлено, что по условиям тушения
пожаров эффективно используется примерно
третья часть длины струи, поэтому в
расчётах глубину обработки горящей
площади принимают: для ручных стволов
5 м, а для лафетных – 10 м. Следовательно,
площадь тушения будет численно совпадать
с площадью пожара при её ширине (для
прямоугольной форме), диаметре (для
круговой формы) и радиусе (для угловой
формы развития), не превышающих 10 м при
подаче ручных стволов, введённых по
периметру навстречу друг другу, и 20 м –
при тушении лафетными стволами. В
остальных случаях площадь тушения
принимают равной разности общей площади
пожара и площади, которая в данный момент
водяными струями не протушивается.

В
жилых и административных зданиях с
помещениями небольших размеров расчёт
сил и средств целесообразно проводить
по площади пожара, так как средства
тушения можно вводить по нескольким
направлениям: изнутри – со стороны
лестничных клеток и снаружи – через
оконные проёмы. Однако и в этих случаях
не исключено поэтапное тушение, особенно
при пожарах в зданиях с коридорной
системой планировки.

При
расстановке сил и средств по длине
внешней границы горящей площади
необходимо учитывать также периметр
тушения, который при любой форме развития
меньше фактического периметра.

Периметр
тушения (Рт)
– это длина внешней границы площади
пожара в данный момент, по которой
осуществляется подача огнетушащих
веществ и обеспечивается непосредственная
обработка поверхности горения, за
вычетом отрезков со стороны соседних
участков, по длине равных глубине тушения
стволом
.
При круговой форме площади пожара
периметр тушения сокращается за счёт
изменения длины окружности от внешней
границы в глубину.

Площадь
тушения пожара (максимально возможная),
в зависимости от количества и технической
характеристики стволов:

(1.35)

где
количество стволов поданных на тушение
отделением на пожарном автомобиле, шт;

требуемая интенсивность подачи
огнетушащего вещества на тушение
определённого вида объекта или горючей
нагрузки, л/м2∙с.

Площадь
тушения при круговой форме развития
пожара определяется по выражению:

(1.36)

где
R
– расстояние (радиус), пройденное фронтом
пламени на определённый момент времени,
м;

глубина тушения ручными или лафетными
стволами, м, тогда:

(1.37)

Площадь
тушения при прямоугольной форме развития
пожара определяется по формуле:


при локализации пожара с одной или двух
сторон его распространения:

(1.38)

где
n
– количество направлений распространения
пламени;

а – ширина фронта пламени, м;


при локализации пожара с четырёх сторон
его распространения:

(1.39)

где
а, в – стороны площади прямоугольника,
где происходит горение, м.

Периметр
тушения пожара можно определить по
формуле:


при круговой форме развития пожара:

(1.40)

при
прямоугольной форме развития пожара:

(1.41)

Пример.
Определить
площадь тушения пожара ручными стволами,
развивающегося по круговой форме с
радиусом 12 м.

Решение.

Определяем
площадь тушения пожара по формуле:

Пример.
Определить
площадь тушения пожара лафетными
стволами при прямоугольной форме его
развития, при тушении по всему периметру,
если ширина фронта пламени 18 м, а длина
30 м.

Решение.

  1. Определяем
    площадь тушения пожара по формуле:

Возможная
площадь тушения пожара, в зависимости
от ёмкости водобака автоцистерны или
другого автомобиля, вывозящего воду к
месту пожара и подающего её для прекращения
горения, определяется по формуле:

(1.42)

где:
удельный расход воды необходимый для
ликвидации горения определённой пожарной
нагрузки или объекта (л/м2),
который определяется по справочным
данным или по формуле:

(1.43)

где
нормативное (необходимое) время подачи
воды на тушение пожара, мин.

Так,
для жилых и административных зданий I
и II
степени огнестойкости удельный расход
воды равен
л/м2
а для лесоскладов около 900 л/м2.

Пример.
От ёмкости
водобака пожарной автоцистерны АЦ-2,5/40
подан ствол РС-50 на четыре рукава рабочей
линии диаметром 51мм, для тушения пожара
в административном здании второй степени
огнестойкости. Определить возможную
площадь тушения пожара.

Решение.
Определяем
возможную площадь тушения пожара в
административном здании отделением на
автоцистерне АЦ-2,5/40 по формуле:

Тушение
пожаров легковоспламеняющихся, горючих
жидкостей,
а
также ликвидация горения в объёмах
помещений производится воздушно-механической
пеной низкой или средней кратности и
реже — высокократной пеной.

Раствор
пенообразователя в воде чаще всего
бывает 3; 4 или 6%. а его объём зависит от
вывозимого на пожарных автомобилях
запаса воды и пенообразователя.

Доля
воды, приходящая на один литр
пенообразователя в растворе, определяется
по формуле:

(1.44)

где
соответственно, концентрация воды и
пенообразователя в растворе.

Доля
пенообразователя, приходящаяся на один
литр воды в растворе, определяется по
формуле:

(1.45)

Численные
значения этих параметров приведены в
таблице1.4.

Таблица.
1.4.

Значения
параметра
и

Содержание
воды в растворе, %

Содержание
пенообразователя в растворе, %

Величина
параметра

97

3

32

1/32

96

4

24

1/24

94

6

15,7

1/15,7

Количество
пенообразователя, необходимое для
получения раствора, при определённой
ёмкости водобака, определяется по
формуле:

(1.46)

Сравнивая
полученное значение требуемого количества
пенообразователя для получения раствора
с имеющимся на пожарном автомобиле
запасом, делаем вывод о его достаточности
для полного использования вывозимой
воды для пенообразователя.

Количество
раствора пенообразователя в воде,
которое можно получить при полном
израсходовании вывозимой воды из
водобака и достаточном количестве
пенообразователя определяется по
формуле:

(1.47)

Или:

(1.48)

где
концентрация воды в растворе, %.

Если
пенообразователя недостаточно для
полного израсходования воды из водобака,
тогда количество раствора будет
определяться по формуле:

(1.49)

где
объём бака для пенообразователя на
пожарном автомобиле, л.

доля воды в растворе приходящаяся на
один литр пенообразователя в зависимости
от его концентрации.

Количество
воздушно – механической пены определяется
по формуле:

(1.50)

где
кратность пены, получаемая при прохождении
раствора через пенный ствол. Она указана
в ГОСТе или ТУ на все типы стволов.

Количество
воздушно – механической пены, которое
можно получить от пенобака насосно-рукавного
автомобиля, с установкой его на
водоисточник, определяется по формуле:

(1.51)

где
объём пены, полученный из определенного
количества пенообразователя, м3.

коэффициент, учитывающий долю фактической
кратности пены, получаемой на стволе,
в сравнении с теоретической.

Возможная
площадь тушения горючих и легковоспламеняющихся
жидкостей пеной будет определяться по
формуле:

(1.52)

где
расчётное (нормативное) время тушения
(мин.), равное 10 мин (для проливов) и
15 мин (для резервуаров с ЛВЖ-ГЖ).

Площадь
тушения ЛВЖ и ГЖ можно определить по
формуле, которая учитывает реальное
время подачи пены в очаг пожара, а также
её фактическую кратность:

(1.53)

где
расход пенного ствола по раствору, л/с;

требуемая
интенсивность подачи раствора на
тушение, л/м2
∙с;

коэффициент, учитывающий долю реального
времени подачи раствора через стволы,
по сравнению с нормативным временем;
определяется по формуле:

(1.54)

где
фактическое время работы пенных стволов,
мин.;

нормативное (расчётное) время тушения
стволами, равное 10 (15) мин.

коэффициент, учитывающий долю фактической
кратности пены, получаемой на стволе,
по сравнению с теоретической, который
определяется по формуле:

(1.55)

где
кратность пены, фактически получаемая
на генераторе (стволе), согласно ГОСТа
или ТУ, для ГПС-600);

теоретическая кратность пены, получаемая
на ГПС-600, равная 100.

Пример.
Определить
требуемое количество пенообразователя
с концентрацией 4% в растворе, чтобы
израсходовать всю воду из ёмкости
водобака автоцистерны 2400 л.

Решение.
Определяем
требуемое количество пенообразователя
по формуле:

Пример.
О
пределить
количество 6% раствора пенообразователя
в воде, которое можно получить от
автоцистерны с ёмкостью водобака 2500 л.

Решение.
Определяем
количество раствора, которое можно
получить от автоцистерны по формуле:

или:

Пример.
Определить
количество трёхпроцентного раствора
пенообразователя в воде, которое можно
получить из вывозимого на автоцистерне
150 л пенообразователя, если воды в
водобаке машины больше, чем требуется
для полного израсходования пенообразователя.

Решение.
Определяем
количество трехпроцентного раствора
пенообразователя в воде, которое можно
получить из вывозимого на автоцистерне
пенообразователя по формуле:

Пример.
Определить
количество воздушно – механической
пены средней кратности (Кп=80),
которое можно получить от автоцистерны
с ёмкостью водобака 2600 л и бака для
пенообразователя 250 л с пенообразователем
ПО-3АИ.

Решение.

1.
Определяем количество раствора, которое
можно получить от автоцистерны по
формуле:

2.
Определяем количество воздушно –
механической пены кратностью 80, которое
можно получить от автоцистерны по
формуле:

Пример.
Определить
количество воздушно – механической
пены средней кратности (Кп=80),
которое можно получить из 200 л
пенообразователя ПО-3АИ.

Решение.
Определяем
возможное количество воздушно –
механической пены по формуле:

Пример.
Определить
возможную площадь горящей ЛВЖ и объём
помещения, который может потушить
отделение на насосно-рукавном автомобиле,
установленном на водоисточник, если
объём бака для пенообразователя 300 л, а
его концентрация в растворе 6%.

Решение.
1. Определяем
возможную площадь тушения ЛВЖ
насосно-рукавным автомобилем по формуле:

или:

2.
Определяем теоретически возможный
объём помещения, который можно потушить
воздушно – механической пеной средней
кратности от АНР (Кп
=100):

где
коэффициент разрушения пены, равный

Пример.
Определить возможную площадь тушения
горючей жидкости отделением на
автоцистерне АЦ-2,5/40 генератором ГПС-600
с рабочей линией на четыре рукава.
Ёмкость водобака 2500 л, бака для
пенообразователя (ПО-6НП)-170 л. Фактическая
кратность получаемой пены – 80.

Решение.
1. Определяем
требуемое количество воды для получения
раствора из 170 л пенообразователя по
формуле:

Следовательно,
воды на АЦ недостаточно для полного
израсходования пенообразователя.
Дальнейшие расчёты ведутся, исходя из
вывозимого запаса воды.

2.
Определяем реальное время расходования
воды на пенообразование через ГПС-600:

3.
Определяем коэффициент, учитывающий
долю реального времени работы ствола
по сравнению с нормативным временем по
формуле:

4.
Определяем коэффициент, учитывающий
долю фактической кратности пены,
получаемой из генератора, с теоретически
возможной по формуле:

5.
Определяем возможную площадь тушения
ГЖ отделением на АЦ 2,5-40 по формуле:

Тушение
пожаров в объёмах некоторых помещений
(вычислительных центрах, музеях и т.п.
помещениях) производится инертными
газами.

Наиболее часто мобильная пожарная
техника в виде автомобилей газового
тушения имеет запас баллонов с углекислым
газом, который является огнетушащим
веществом. Огнетушащая концентрация
углекислого газа в объеме горящего
помещения должна быть не менее 30%. Для
подачи углекислого газа в объём помещения
прокладываются рукавные линии,
заканчивающиеся рукавными стволами с
расходом 2 кг/с или стволами–пробойниками
с расходом 5 и 16 кг/с.

Количество
углекислого газа, необходимое для
тушения пожара в объёме помещения,
определяется по формуле:

(1.66)

где
объём горящего помещения, который
необходимо заполнить углекислым газом,
м3;

огнетушащая
концентрация углекислого газа для
тушения пожаров в объёме, равная 30%.

Количество
баллонов необходимое для тушения в
объёме помещения определяется по
формуле:

(1.67)

где
количество углекислого газа в одном
баллоне, равное 12,5м3
.

3.
Определяем количество жидкой углекислоты,
необходимой для тушения пожара, по
формуле:

(1.68)

где:
удельный расход жидкой углекислоты,
равныйкг/м3.

4.
Определяем требуемый тип автомобиля
газового тушения по его технической
характеристике.

5.
Определяем суммарный расход стволов
для обеспечения подачи в объём помещения
требуемого количества углекислоты по
формуле:

(1.69)

Пример.
Определить
количество баллонов с углекислым газом
для тушения пожара в объёме помещения
500 м3
и тип автомобиля газового тушения,
обеспечивающий потребность в них, для
ликвидации пожара.

Решение.
1. Определяем количество углекислого
газа необходимое для тушения пожара по
формуле:

2.
Определяем требуемое количество баллонов
для тушения пожара по формуле:

3.
Определяем количество жидкой углекислоты,
необходимой для тушения пожара по
формуле:

4.
Определяем тип автомобиля газового
тушения необходимый для обеспечения
подачи требуемого количества углекислого
газа (углекислоты).

Для
тушения пожара необходим и достаточен
автомобиль газового тушения АГТ-0,6(3307)
ПМ-547, вывозящий 600 кг углекислоты в
сжиженном виде.

5.
Определяем требуемый суммарный расход
стволов для подачи необходимого
количества углекислоты в объём помещения
по формуле:

Следовательно,
для тушения пожара необходимо подать
2 ствола, — один с расходом 5 кг/с и второй
– 2 кг/с или двух стволов с расходом 3
кг/с каждый.

Пример.
Определить
объём горящего помещения, который можно
потушить автомобилем газового тушения
АГТ-3000 (43101), если масса вывозимой двуокиси
углерода 2880 кг. Рассчитать требуемое
количество стволов для тушения пожара;
возможное время работы лафетного ствола
с расходом 30 кг/с.

Решение.
1. Определяем
время работы лафетного ствола АГТ по
формуле:

2.
Определяем объём помещения, который
можно потушить вывозимым запасом
углекислоты по формуле:

3.
Определяем требуемое количество ручных
стволов с расходом 16 кг/с для тушения в
данном объёме помещения по формуле:

Такое
количество стволов отделение АГТ подать
не может по его тактическим характеристикам.

4.
Определяем возможный объём тушения
лафетным стволом по формуле:

Огнетушащие
порошковые составы
чаще
всего применяются для тушения пожаров:
ЛВЖ-ГЖ; некоторых видов металлов (магний,
литий и т.п.), а также при ликвидации
факельного горения газов. Огнетушащие
порошковые составы подаются как на
горящую поверхность, так и в объём или
струю горящего газа (нефти). Расчётное
время подготовленной порошковой атаки
составляет 30 с, однако при определённой
обстановке на пожаре это время может
быть увеличено до 60 с.

1.
Определяем требуемое количество порошка
для тушения пожара на определённой
площади по формуле:

(1.70)

где:
нормативное время подачи огнетушащего
порошкового состава, равное 60 с;

требуемая интенсивность подачи
огнетушащего порошкового состава, кг/м2
∙с;

требуемый удельный расход огнетушащего
порошкового состава, кг/м2.

2.
Определяем требуемый расход подачи
порошкового состава на тушение по
формуле:

(1.71)

3.
Определяем количество стволов, необходимое
для подачи требуемого расхода огнетушащего
порошкового состава по формуле:

где:
количество порошка на одном АП, кг.

4.
Определяем требуемое количество
автомобилей порошкового тушения (АП)
для ликвидации пожара по формуле:

(1.72)

Пример.
Определить
требуемое количество стволов, огнетушащего
порошкового состава и автомобилей
порошкового тушения АП 2000-60 для ликвидации
пожара разлившейся горючей жидкости
на площади 100 м2.

Решение.
.1. Определяем
требуемое количество огнетушащего
порошка для тушения пожара:

2.
Определяем требуемый расход порошка
на тушение:

3.
Определяем количество лафетных стволов,
необходимое для обеспечения требуемого
расхода огнетушащего порошка:

4.
Определяем требуемое количество
автомобилей порошкового тушения для
ликвидации пожара:

Пример.
Определить
требуемое количество воды и отделений
на автоцистернах для тушения торфяного
пожара на площади 1000 м2,
если ёмкость водобака автоцистерны
,
глубина прогара торфа=0,5м,
удельный расход воды на тушение —=0,33
м33,
а в одну смену каждая АЦ может доставить
и слить воду на тушение 8 раз.

Решение.
1. Определяем
требуемое количество воды для тушения
пожара на площади 1000 м2:

2.
Определяем требуемое количество
отделений на АЦ для тушения данной
площади пожара:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Время работы леруа мерлен в смоленске в праздничные дни
  • Время работы леруа мерлен в тюмени на тобольском тракте
  • Время работы леруа мерлен красногорск новорижское шоссе
  • Время работы леруа мерлен на дмитровском шоссе шолохово
  • Время работы леруа мерлен санкт петербург на парашютной