С 1 сентября 2020 года российские педагоги, осуществляющие классное руководство, к ранее существовавшим выплатам за классное руководство дополнительно стали получать из федерального бюджета денежное вознаграждение в размере 5000 рублей.
В некоторых школах это стало поводом для увеличения нагрузок на педагогических работников, осуществляющих классное руководство (далее – классный руководитель). Как пишут в своих комментариях посетители нашего блога, классных руководителей обязывают быть в школе пока в их классе не закончатся уроки, измерять температуру у детей на входе в школу, проводить мероприятия по указанию муниципальных органов власти, готовить отчеты в различные организации и т.д., несмотря на Разъяснения Минпросвещения, Общероссийского профсоюза образования от 28 мая и от 7 сентября 2020 года, Методические рекомендации Минпросвещения от 12 мая 2020 года.
Так сколько же времени должен отрабатывать учитель, осуществляющий классное руководство?
Прежде всего разберемся в терминах.
В Методических рекомендациях Минпросвещения классное руководство определяется как особый вид педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Оно не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.
Классным руководителем в профессиональном сообществе и родители называют педагога, осуществляющего классное руководство.
Обратимся к нормативным правовым документам.
В Номенклатуре должностей педработников, утвержденной постановлением Правительства России от 8 августа 2013 г. N 678, должности «классный руководитель» нет.
В ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н) в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» нет и соответствующей квалификационной характеристики. Отсутствуют профстандарт, должностные обязанности классного руководителя.
Поэтому каждая школа самостоятельно регулирует вопросы классного руководства в своих локальных актах.
Согласно приказу Минобрнауки от 11 мая 2016 года №536, классное руководство относится к дополнительным видам работ, непосредственно связанным с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, и регулируется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору).
В соответствии с п. 2.4 упомянутого приказа, в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.
При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
И в тоже время, несмотря на то, что классное руководство нормативными правовыми документами не регламентировано, все-таки можно ориентировочно нормировать отдельные виды работ, выполняемых классным руководителем.
Вот что мы нашли в Интернете по вопросу расчета рабочего времени классного руководителя.
Суммарное время на выполнение функций классного руководителя рассматривается как пятая часть ставки учителя (20% от 18 ч) и составляет 3,6 ч в неделю (некоторые берут за основу ставку воспитателя -30 час. в неделю).
Далее берутся отдельные виды работ, выполняемые классным руководителем (основные направления деятельности классного руководителя обозначены в Методических рекомендациях), и определяют для них конкретное время для исполнения. Например:
— индивидуальные беседы — еженедельно 10 мин.;
— классный час, анкетирование, тестирование — еженедельно 40 мин.;
— экскурсии, походы, спортивные мероприятия, посещение театра, проведение вечеров, праздников и другие формы коллективной деятельности — 1 раз в четверть 2 часа;
— родительские собрания -1 раз в четверть 1,5 часа; — индивидуальные консультации родителей -2 часа в четверть;
— контроль посещаемости, организации питания — ежедневно 20 мин.;
— ведение личных дел, составление характеристик, справок, планов, отчетов — по мере необходимости – из расчета еженедельно 10 мин.;
— и т.д.
Различные виды деятельности могут выполняться в одно и то же время.
Таким образом, можно примерно определить ежедневное рабочее время классного руководителя. Кроме того, при составлении расписания учителя — классного руководителя учитывается наличие уроков в его классе, чтобы ему не приходилось дожидаться конца уроков.
Также в нашем блоге
О направлениях деятельности по классному руководству – рекомендации Минпросвещения России
Приоритетные цели, задачи классного руководства и пути успешного их решения – рекомендации Минпросвещения России
О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России
О методических рекомендациях по классному руководству в общеобразовательных организациях
Общероссийский Профсоюз образования разъясняет о классном руководстве
Я работаю в школе с нагрузкой 24 часа. Сколько времени как классный руководитель я должна находится в школе. Где документально( по закону) прописано рабочее время классного руководителя.
Елена
Добрый день!
Елена, работа классным руководителем не регламентирована по времени.
В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»:
п. 2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
п. 2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим
рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием
учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем,
чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников,
дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни
работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники
привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20
минут после окончания их последнего учебного занятия;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
Удачи Вам!
Все, кто выполняет функцию классного руководителя, должны хотя бы примерно знать, как рассчитывается рабочее время «классных мам и пап». Предлагаю познакомиться с примерным расчетом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Принципы расчета рабочего времени классного руководителя
Для выполнения каждого вида работ, включенных в обязанности, должно быть предусмотрено определенное время;
Суммарное время на выполнение функций классного руководителя предусматривается из расчета 3,6 ч (216 мин. в неделю; в год 122 часа 40 мин) воспитательной работы в неделю (20% от 18 ч). Различные виды деятельности могут выполняться в одно и то же время;
Ненормированность рабочего времени педагога не означает возможности превышения общей его продолжительности: увеличение одних видов работы возможно только за счет сокращения других, а переработки в один день недели должны компенсироваться разгрузкой в другие дни.
Примерные нормы затрат рабочего времени классным руководителем
№ |
Вид работы |
Периодичность |
Норма затрат времени , мин. в неделю |
1 |
Индивидуальные беседы |
Еженедельно 10 мин |
5 часов 36 мин |
2 |
Классный час, анкетирование, тестирование |
Еженедельно 40 мин |
22 часа 36 мин |
3 |
Экскурсии, походы, спортивные мероприятия, посещение театра, проведение вечеров, праздников и другие формы коллективной деятельности |
1 раз в четверть 2 часа |
68 часов |
4 |
Участие в педсоветах, консилиумах, заседаниях МО Кл. рук. |
8 раз по 1.5 часа |
12 часов |
5 |
Родительские собрания |
1 раз в четверть по 1,5 часа, индивидуальные консультации родителей 2 часа в четверть |
14 часов |
6 |
Контроль посещаемости, организация питания |
Ежедневно 20 мин.( 1 ч. 40 мин) |
37ч. 37 мин. |
7 |
Дежурство по школе |
Еженедельно 10 мин. |
5 часов 36 мин. |
8 |
Дежурство по классу |
Ежедневно 10 мин |
33 часа |
9 |
Проведение генеральных уборок, субботников |
1 раз в четверть 2 часа |
8 часов |
10 |
Проверка дневников |
Еженедельно 40 мин |
22 часа 36 мин |
11 |
Ведение классного журнала |
Еженедельно 15 мин |
8 часов 30 мин |
12 |
Ведение личных дел, составление характеристик, справок, планов, отчетов, По мере необходимости |
Еженедельно 10 мин |
5 часов 36 мин |
13 |
Подготовка сценариев, разработок внеклассных мероприятий |
1 раз в четверть 1 час |
З4 часа |
Всего: 277 часов 07 мин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа классного руководителя
Данная разработка является шаблоном и представляет собой набор страниц дневника классного руководителя, включающих в себя такие, как «Социальная карта класса», «Протокол родительского собр…
- Мне нравится
Как регулируется норма работы классного руководителя? Сколько часов он должен отрабатывать с детьми?
Ответы на вопрос:
ЗДравствуйте
Для педагогических работников установлена сокращенная рабочая неделя, можно еще посмотреть локально-нормативные акты
Статья 333 ТК РФ. Продолжительность рабочего времени педагогических работников (действующая редакция)
Трудовой кодекс РФ Глава 52 Статья 333
Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вам помог ответ?ДаНет
Здравствуйте. Конкретно время не регламентировано. На основании Приказа Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»: п. 2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой. Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов. П. 2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных УСТАВОМ образовательного учреждения, ПРАВИЛАМИ внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает: выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой; организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением; время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий; периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия; выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
ТО есть Законодатель этот вопрос передаёт в ведении РОНО и Руководства учебного заведения для закрепления в Локальных нормативных актах (Устав, Положения, Планы работ и т.д. ) Желаю удачи. В.
Вам помог ответ?ДаНет
Здравствуйте, данный вопрос регламентируется Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки…
Согласно Приказу объем учебной нагрузки, в том числе по классному руководству, определяется локальными нормативными актами и закрепляется в трудовом договоре с вами. Объем работ определяется ежегодно, на начало учебного года и может быть изменен с вашего согласия
I. Общие положения
1.1. Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее — Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда.
1.2. При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
1.3. Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
1.4. Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
1.5. Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников, указанных в подпункте 2.8.1 приложения N 1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).
1.6. Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне), не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год (тренировочный период, спортивный сезон) за исключением случаев изменения учебной нагрузки педагогических работников, указанных в пункте 2.8 приложения N 1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).
1.7. Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка.
1.8. Об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.
1.9. Локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Вам помог ответ?ДаНет
— Здравствуйте уважаемый посетитель, для учителей это время работ выполняемых учителем, не может превышать 36 часов. См. Трудовой кодекс ст. 333 и Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации». Что касается работы классного руководителя, то вообще не существует никакой регламентации его рабочего времени.Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
Вам помог ответ?ДаНет
Здравствуйте, Александр!
В результате коллективного анализа и с учетом опыта работы других школ на педагогическом совете, организованном в рамках исследования, были в качестве ориентиров утверждены следующие нормы учета и принципы расчета рабочего времени. Принципы расчета: для выполнения каждого вида работ, включенных в обязанности, должно быть предусмотрено определенное время; суммарное время на выполнение функций классного руководителя предусматривается из расчета 6 ч воспитательной работы в неделю (20% от 30 ч педагогической работы с детьми, т. е. от объема работы классного воспитателя); различные виды деятельности могут выполняться в одно и то же время; ненормированность рабочего времени педагога не означает возможности превышения общей его продолжительности: увеличение одних видов работы возможно только за счет сокращения других, а переработки в один день недели должны компенсироваться разгрузкой в другие дни. Отработать должен в неделю 18 или 36 часов.
Удачи Вам и всего доброго!
Вам помог ответ?ДаНет
Похожие вопросы
Норма часов музыкальная школа
Музыкальный руководитель школы имеет норму рабочего времени 24 часа, сколько часов необходимо определить на работу с детьми и сколько на работу по подготовке к занятиям? Есть ли какие-то нормы?
Есть ли типовая должностная инструкция классного руководителя?
Кто должен составлять должностные инструкции в образовательной организации? Есть ли типовая должностная инструкция классного руководителя? Я таких данных в квалификационных справочниках не нашла. И в штатном расписании также должности классного руководителя нет. Как быть в этой ситуации? Я сама заместитель директора по воспитательной работе, а от меня требует руководитель, чтобы я разработала должностную инструкцию классного руководителя, в противном случае грозит, что вынесут мне взыскание. Дополнительно сообщаю, что мной разработано Положение о классном руководителе, где четко прописаны все функции.
Будут ли нам доплачивать до мрот при неполной норме часов.
Когда норма часов маленькая (праздники) я вырабатываю норму часов. Даже переработка есть. Но июнь-декабрь у нас нет нормы часов. Работодатель не хочет составлять график так чтобы была норма часов. Будут ли нам доплачивать до мрот при неполной норме часов.
Правомерно ли требование классного руководителя?
В средней образовательной школе №5 родителям учеников 6 «А» класса классный руководитель объявил, что они должны оплатить посещение детьми спортивного кружка, организованного в школе. Правомерно ли требование классного руководителя? Ответ обоснуйте ссылкой на норму законодательства.
Вопрос… какими статьями Т.К можно воспользоваться и доказать что руководитель не прав?
У нас на работе есть годовая норма часов которую нужно отработать в течении года и есть норма часов месячная. Например в марте я должен отработать 168 часов чтоб что то заработать. НО мне не дают это сделать хотя работа есть но меня не выпускают в рейс (я работаю проводником пасс вагонов) не выпускает лично руководитель. В уставе организации нет такого пункта чтоб руководитель мог запретить (устно) и в договоре тоже нет. вопрос… какими статьями Т.К можно воспользоваться и доказать что руководитель не прав? При этом мне говорят что договор не нарушается и мне предоставляют работу. Но норму часов я не вырабатываю.
Администратор печатает сообщение
Положение о классном руководстве
Наши документы
→
Локальные акты
[
Скачать
]
Положение о классном руководстве
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом школы и регламентирует работу классного руководителя.
1.2. Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.
1.3. В своей деятельности классный руководитель руководствуется положениями Конвенции о правах ребенка, законодательства Российской Федерации о правах ребенка и их гарантиях, Закона РФ «Об образовании», нормами Устава школы и настоящего Положения.
1.4. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.
1.5. Классный руководитель должен иметь педагогическое образование
1.6. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе.
1.7. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет директор образовательного учреждения.
1.8. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом в установленном порядке.
2. Функции классного руководителя
Основными функциями деятельности классного руководства являются:
2.1. Организация деятельности классного коллектива.
2.2. Организация учебной работы классного коллектива.
2.3. Организация внеучебной жизни класса.
2.4. Изучение личности школьников.
2.5. Социальная защита школьников.
2.6. Работа с родителями.
3. Должностные обязанности
Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. Ведет журнал.
3.2. Ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием.
3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, организует коллективное творчество, помогает в работе старшего дежурного.
3.4. Организует дежурство по классу, школе.
3.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленной классной комнаты.
3.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.
3.7. Организует питание. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного питания( для начальной школы) и платного питания (средней и старшей школы).
3.8. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью.
3.9. Создает обстановку, благоприятствующую учебе.
3.10. Координирует деятельность учителей, работающих в классе.
3.11. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости школьников.
3.12. Создает особые условия для развития наиболее одаренных детей, развития их познавательных интересов, расширения их кругозора (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры и т. д.)
3.13. Создает благоприятный макроклимат в классе, формирует благожелательные межличностные отношения, корректирует и регулирует их.
3.14. Организует творческие дела в классе.
3.15. Организует охрану и укрепление здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультуру, спортивную работу.
3.16. Помогает деятельности различных детских общественных организаций.
3.17. Изучает личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей
3.18. Работает с характеристиками учащихся
3.19. Помогает учащимся в выборе профессии.
3.20. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в классе.
3.21. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.
3.22. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в КДН и ПДН.
3.23. Проводит тематические родительские собрания. (Один раз в четверть).
3.24. Изучает условия воспитания в семье.
3.25. Работает с родителями индивидуально.
3.26. Привлекает родителей для организации внеучебной деятельности класса.
3.27.Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
3.28. Защищает права и свободы воспитанников. Нести ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе, в период проведения внеклассных и общешкольных мероприятий.
3.29. Планирует свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы.
3.30. Регулярно проводит классные часы, другие внеурочные и внешкольные мероприятия с классом.
3.31. Повышает свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии.
3.32. Должен быть примером для учащихся.
3.33. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаниях.
4. Режим работы классного руководителя
4.1. Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают их ст. 130 Кодекса законов о труде Российской Федерации.
4.2. Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, — 4,5 часов (20% от ставки учителя).
4.3. Час классного руководителя (классный час) – один раз в неделю по расписанию, о чем делается запись в плане классного руководителя.
4.4. Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.
4.5. Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.
4.6. В каникулярное время режим работы устанавливается согласно дополнительному плану.
5. Права классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
5.1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы.
5.2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
5.3. Создавать собственные воспитательные программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом – «не навреди».
5.4. Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых учителями – предметниками в классе.
5.5. Требовать от учителей — предметников информацию об организации учебно – воспитательного процесса класса и отдельных учащихся.
5.6. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах
самоуправления и защиты, при невозможности – в государственных органах
власти.
6 Классный руководитель не имеет право:
6.1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д.
6.2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.
6.3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушая данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
6.4. Обсуждать «за глаза» своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
6.5. Использовать семью, родителей или родственников для наказания ученика или в личных корыстных целях.
7. Организация работы классного руководителя.
7.1. Работа классного руководителя строится в соответствии с данной циклограммой:
7.1.1. Классный руководитель ежедневно:
· определяет отсутствующих на занятии и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, подводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и пропусков учебных занятий;
· организует и контролирует дежурство учащихся в классном кабинете;
· организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении.
7.1.2. Классный руководитель еженедельно:
· проверяет ведение учащихся дневников с выставлением оценок за неделю;
· проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы;
· организует работу с родителями по ситуации;
· проводит работу с учителями-предметниками, работает в классе, по ситуации,
· анализирует состояние успеваемости в классе целом и у отдельных учащихся.
7.1.3. Классный руководитель ежемесячно:
· посещает уроки в своем классе;
· проводит консультации у отдельных учителей;
· решает хозяйственные вопросы в классе;
· организует заседание родительского комитета в классе;
· организует работу классного актива;
· предоставляет отчет об успеваемости в классе;
· предоставляет отчет о посещаемости в классе.
7.1.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
· оформляет и заполняет классный журнал;
· участвует в работе МО классных руководителей;
· проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся ;
· проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
· проводит классное родительское собрание;
· представляет в учебную часть отчет об успеваемости учащихся класса за четверть;
7.1.5. Классный руководитель ежегодно:
· оформляет личные дела учащихся;
· анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;
· составляет план воспитательной работы в классе;
· собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ -1, трудоустройство выпускников и пр.)
7.2. Классный час может проводиться классным руководителем в произвольной
форме.
7.3. Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить и
представлять отчеты различной формы о классе и собственной работе.
7.4. Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании МО
классных руководителей, педагогическом или методическом советах,
административном совещании.
7.5. Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе МО
классных руководителей.
8. Классный руководитель обязан знать:
8.1 . Закон Российской Федерации «Об образовании».
8.2 . Конвенцию ООН о правах ребенка.
8.3 . Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию.
8.4 . Школьную этику.
8.5 . Педагогическую этику.
8.6 . Теорию и методику воспитательной работы.
8.7 . Основы трудового законодательства.
8.8 . Правила и нормы охраны труда, техники безопасности противопожарной
защиты.
8.9 . Решения Правительства Российской Федерации и органов управления
образованием по вопросам образования.
9. Классный руководитель должен уметь:
9.1. Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.
9.2. Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
9.3. Составить план воспитательной работы в собственном классе.
9.4. Организовать воспитательное мероприятие.
9.5. Организовать и провести родительское собрание.
9.6. Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами и корректно использовать их в воспитательной работе.
10. Классный руководитель ведет следующую документацию:
10.1. Классный журнал.
10.2. План воспитательной работы с классным коллективом.
10.3. Личные дела учащихся.
10.4. Протоколы родительских собраний.
10.5. Дневники учащихся.
10.6. Отчеты о результативности воспитательной работы по полугодиям.
10.7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами классных социально-психологических исследований.
Федеральные документы
- Конституция Российской Федерации Открыть
- Федеральный закон об образовании в российской федерации Открыть
Профилактика и противодействие экстремизму
- Федеральный список экстремистских материалов Открыть
- Федеральный закон №114 «О противодействии экстремистской деятельности» Открыть
- Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“Открыть
- Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» Открыть
- Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» Открыть
- Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (в редакции от 24.03.2011) «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» Открыть
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Открыть
Антитеррор
- Электронные ресурсы Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (нцпти.рф) и портала Науки и образования против террора (scienceport.ru)
Нормативные, правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Федеральный закон от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Открыть
- Федеральный закон от 7 мая 2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (ред. от 22.12.2014) Открыть
Прием в школу
- Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Открыть
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Открыть
Информационная безопасность детей
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Открыть
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» (27 июля 2006 г.) Открыть
- Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» Открыть
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Открыть
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Открыть
О снижении рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Открыть
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Открыть
- Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 10.09.2016) «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Открыть
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Формы воспитательной работы классного руководителя
Выполнила: студентка группы №246а
Специальность: 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Чиненкова Алина Романовна
Преподаватель: Михайлова Вера Владимировна
Нижний Новгород
2020
«Формы воспитательной работы классного руководителя».
Для осуществления воспитания в детских образовательных учреждениях необходимо решение следующих задач: определение содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Поэтому важно осознать, что сегодня надо говорить не о мероприятийной деятельности, а о воспитательной деятельности, о человеческом общении, о формировании отношений, о развитии качеств личности.
Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание; формирование жизненных планов школьников, подготовка к семейной жизни и др.
Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы:
– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;
– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;
– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;
– импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.
Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.
Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает педагогу ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности. как сейчас говорят.
Однако чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу. Методисты выделяют виды деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Так, познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и т.д.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий обучающихся, которые могут быть организованы в школе. Школьные педагоги, имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театров и многое другое.
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отвести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно само понятие “формы работы” и ее трудно отличить от метода. Однако для воспитателя важно все же знать, как он организует деятельность обучающихся, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.
Форму воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации – главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).
Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:
– словесно – логические – образно – художественные – трудовые – игровые – психологические
Словесно-логические формы.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.
Образно- художественные формы.
Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.
Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше.
Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.
Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок – концерты, дискотеки, “тусовки” неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненные созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.
Трудовые формы внеурочной работы.
Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.
Игровые (досуговые) формы работы.
Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Особое внимание следует обратить на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.
Для успеха дела при использовании различных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация – это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия – это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающихся в практике. При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, “огоньки”, дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы (советские торжественные даты потеснены Святками, Масленицей, европейским днем влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.
Особо отметим такое явление, как классный час, напрасно вытесненный из практики школы. Классный час имеет, на наш взгляд, по крайней мере два значения, первое из которых – просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, бывает, что учителя собирают обучающихся только для решения организационных вопросов и “отчитывания” за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия “классный час” – собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и во втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно два раза в месяц.
Заметим, что часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут выступать с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Но скажем, что беседы не должны превращаться в персональные словесные выговоры и назидания.
“Викторина”.
«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность
Классный руководитель — кто он и зачем нужен
Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…
У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:
- за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
- за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
- за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.
В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.
Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.
В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.
- Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.
Цели, задачи и функции классного руководителя
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.
Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
На педагога возложено несколько групп функций:
- педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
- социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.
Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.
Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.
Обязанности классного руководителя
Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.
Неизменная часть содержит шесть блоков:
- Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
- В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
- Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
- В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
- Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
- В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.
Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.
Права классного руководителя
Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.
Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.
Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):
- федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
- выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.
Ответственность классного руководителя за детей
Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Посмотреть программу
Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.
Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Инвариантные обязанности классного руководителя
642.5 КБ -
Нормативно‑правовая база для классного руководителям
634.1 КБ
Скачать