Время работы 1 государственной думы 1906 года

Выборы в Государственную думу были не всеобщими (в них не участвовали батраки, женщины, солдаты, матросы, учащиеся и рабочие, занятые на мелких предприятиях). Каждое сословие имело свои правила представительства: голос 1 помещика = 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Исход выборов определялся соотношением числа выборщиков. Правительство еще рассчитывало на монархическую приверженность и думские иллюзии крестьян, поэтому для них была установлена относительно высокая норма представительства. Выборы были не прямые: для крестьян — четырехстепенные, для рабочих — трехстепенные, для дворян и буржуазии — двухстепенные. Был введен возрастной (25 лет) и для горожан высокий имущественный ценз, чтобы обеспечить на выборах преимущество крупной буржуазии.

Государственная дума 1906-1917 гг и опыт российского парламентаризма таблица

Время работы

Партийный-политический состав государственной думы 1906 — 1917 гг

Руководство Государственной думы

Основные вопросы в направления деятельности

24.04.1906 г.

1я Государственная дума

Кадеты — 161; трудовики — 97; мирнообновленцы — 25; социал-демократы — 17; Партия демократических реформ — 14; прогрессисты — 12; беспартийные — 103; Партия союза автономистов: польское группа — 5; латышская группа — 6; группа западных окраин — 20; литовская группа — 7.

Всего: 499 депутатов

Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выборы бойкотировали. 

Председатель — С.А. Муромцев (кадет)

— Проблема создания «ответственного перед Государственной думой министерства»

— Центральный вопрос — аграрный, обсуждались 2 законопроекта: кадетов и
трудовиков — создание «государственного земельного фонда»

Все отклонено верховной властью, и Государственная дума была распушена через 72 дня царем.

20.02 — 02.06.1907 г.

2я Государственная дума

Трудовики — 104; кадеты — 37; правые — 22; народные социалисты — 16; умеренные и октябристы — 32; Партия демократических реформ — 1; беспартийные — 50; национальные группы — 76; казачья группа — 17.

Всего: 518 депутатов

Председатель — А.Ф. Головин (кадет)

— Центральный вопрос — аграрный (проекты кадетов, трудовиков, социал-демократы)

— Отказ поддержать столыпинские аграрные реформы

Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напугали правительство. Распушена по указу царя от 3 июня 1907 г., после чего был введен в действие новый избирательный закон. Его сущность — сочетание 2х направлений во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия.

01.11.1907 г. — 09.06.1912 г.

3я Государственная дума

Октябристы — 136; националисты — 90; правые — 51; кадеты — 53; прогрессисты и мирнообновленцы — 39; социал-демократы — 19; трудовики — 13; беспартийные — 15; национальные группы — 26.

Всего: 442 депутата

Председатели:

Н.А. Хомяков (октябрист, 1907-1910);

А.И. Гучков(октябрист, 1910— 1911);

М.В. Родзянко (октябрист, 1911-1912)

— В послереволюционных условиях перед правительством по-новому встали три прежних вопроса: рабочий, национальный и аграрный

— Утверждено аграрное законодательство по реформе Столыпина (1910)

— Принято рабочее законодательство

— Ограничена автономия Финляндии

15.11.1912 г. — 6.10.1917 г.

4я Государственная дума

Октябристы — 98; националисты и умеренные правые — 88; группа центра — 33; правые — 65; кадеты — 52; прогресси- трудовики — 10; беспартийные — 7; национальные группы — 21.

Всего: 442 депутата

Председатель — М.В. Родзянко (октябрист, 1912-1917)

— Поддержка участия России в Первой мировой войне

— Создание в Думе т.н. «Прогрессивного блока» (1915) и его конфронтация с царем и правительством

Схема третья Государственная дума 1907 — 1912 гг

Схема 3я Государственная дума 1907 - 1912 годов

____________

Источник информации:

1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, -СПб: 2013.

2. История России в таблицах: 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии:

  • Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

Решение о создании в России Государственной думы как национального парламента было принято Николаем II и его приближенными под давлением революционных событий 1905 года. Однако полномочия Думы и положения избирательного закона были сформулированы таким образом, чтобы с высокой вероятностью получить представительский орган, абсолютно лояльный к монархии. Но деятельность и Государственных дум показала: достичь желаемого результата власти не удалось.

Создание Думы, ее полномочия и способ формирования

Созыв в России Государственной думы был объявлен знаменитым Манифестом от 17 (30) октября 1905 года. Манифест был издан с целью уменьшить напряженность в обществе и воспрепятствовать дальнейшему развитию революции. Поэтому и полномочия Думы им устанавливались более широкие, чем было задумано властью изначально.

Первоначальный проект (предложенный министром внутренних дел А.Г. Булыгиным) делал думу исключительно совещательно-рекомендательным органом, причем рабочие и беднейшее крестьянство лишалось избирательных прав. Но октябрьский Манифест уже наделил Думу законодательными функциями, установив, что она должна одобрять все нормы, предлагаемые правительством, а также сама имеет право законодательной инициативы.

Выборы в I и II Государственные думы проводились согласно закону от 11 декабря 1905 года. Они были сословными и многоступенчатыми. Устанавливалось 4 курии: для землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих. При этом число депутатов на душу населения зависела от курии (в результате 1 голос помещика-землевладельца равнялся 3 голосам зажиточных горожан, 15 крестьянским или 45 рабочим). Выборы могли проходить в 3-4 ступени (это тоже зависело от курии, а также от особенностей распределения населения в округе).

Основные положения избирательного закона

Значительная часть населения все равно не получила избирательных прав: все женщины, все учащиеся, заключенные, военнослужащие, представители кочевых народов, крестьяне, не имеющие домохозяйств и рабочие мелких и средних предприятий. Был установлен высокий возрастной ценз для избирателей – 25 лет. Избирательный закон также был создан таким образом, что разные регионы империи получали неравное представительство в Думе: Польша проводила в Думу 7% депутатов, Кавказ – 6%, а вся Сибирь с Дальним Востоком – 4%. На долю же Европейской России приходилось 79% представительства.

Все эти особенности должны были служить одной цели: не допустить избрания депутатами революционно настроенных лиц и вообще кого-либо, оппозиционного правительственной линии. Ставка делалась на крестьянина, которого многие считали оплотом религиозности и самодержавия.

I Государственная дума и ее работа

Однако уже результаты первых выборов показали, что рассветы не оправдались, и избиратель продвигает в парламент людей, оппозиционных системе. Первая Дума просуществовала всего 72 дня, проведя лишь одну сессию. Царь распустил ее из-за явной оппозиционности и нежелания одобрять предлагаемые «сверху» законопроекты.

Открытие первого заседания Думы

Состав I Государственной думы

По результатам выборов было избрано 497 депутатов, однако в работе Думы участвовало 448 человек (часть мандатов было аннулировано, некоторые не смогли приехать, были и другие причины отсутствия). В социальном плане наибольшую группу среди них составляли помещики и землевладельцы, было много также преподавателей, промышленников и юристов.

Но в политическом плане наибольшую фракцию (176 человек) составили сторонники партии кадетов, то есть центристская сила. Большая фракция была также у трудовиков. Крайне правых оказалось ничтожно мало. Зато оказалось не так уж мало представителей левых – 23 эсера, 18 социал-демократов.

Состав первой Думы

Соответственно, и настроена по отношению к правительственным проектам Дума была критично. Ее нельзя назвать революционной, но она проявляла желание быть реформаторской.

Деятельность I Государственной думы

Дума работала с 27 апреля (10 мая) по 9 (22) июля 1906 года. За это время полностью через все законодательные инстанции прошел только один законопроект. Депутаты сознательно и демонстративно противопоставляли себя Кабинету министров и Государственному Совету, являвшемуся де-факто верхней палатой парламента.

Основной сферой интересов думцев был аграрный вопрос, но депутатами было подано и немало других, достаточно радикальных, проектов. Однако самые революционные из них Дума все же в результате не рассматривала. В числе прочего, было предложено:

  • упразднить Государственный Совет;
  • отменить смертную казнь;
  • амнистировать заключенных по политическим делам;
  • произвести дополнительное наделение крестьян землей за счет монастырских, казенных, удельных и других земель, а также организовать принудительный выкуп земли у помещиков;
  • создать «земельный фонд», из которого малоземельные и безземельные крестьяне могли бы получать наделы на условиях аренды;
  • установить депутатскую неприкосновенность;
  • сделать Кабинет министров подотчетным Думе.

Заседание думского комитета

Кабинет И.Л. Горемыкина последовательно отклонил все депутатские запросы. Они же одобрили только выделение финансовой помощи пострадавшим от неурожая, причем дума даже сократила сумму на это до 15 млн. с предложенных Министерством финансов 50 млн.

Роспуск I Государственной думы

Отсутствие результата в деле одобрения правительственных законопроектов стало поводом для разгона Думы. Новый премьер П.А. Столыпин прямо заметил, что депутаты берут на себя слишком много, а их повышенный интерес к аграрному вопросу нежелателен. 8 июля 1906 года царем был подписан указ о роспуске Думы. На следующий день депутаты просто обнаружили зал заседаний запертым, а к дверям был прибит текст указа.

Значительная группа депутатов (180, а по некоторым данным 230 человек), возмущенных роспуском, подписали так называемое Выборгское воззвание, призывающее избирателей к гражданскому неповиновению. Это было признано преступлением, подписанты попали на 3 месяца в тюрьму и были лишены избирательных прав.

Деятельность II Государственной думы

Вторая Дума работала с 20 февраля по 3 июня 1907 года. Она также была выражено оппозиционной правительству. Ее разгон сопровождался изменением избирательного закона и считается моментом окончания первой русской революции.

Состав II Государственной думы

По составу вторая Дума оказалась «левее» первой. Хотя количество крайне правых в ней увеличилась, но куда значительнее вырос левый блок – социал-демократов, трудовиков, Крестьянского союза, эсеров. Во вторую Думу были избраны и большевики. Кадеты же утратили свое доминирующее положение.

Состав второй Думы

Социальный состав тоже изменился. Теперь самую большую часть от 518 депутатов составляли крестьяне (169 человек). При этом 32% депутатов имели лишь начальное образование, а 1% составляли вовсе неграмотные.

Законодательная деятельность II Думы

В условиях усиления противостояния революционных и контрреволюционных сил основным вопросом для депутатов второй Думы стала деятельность военно-полевых судов и полиции. Однако аграрный вопрос тоже сохранял актуальность. Депутаты все время работали под страхом разгона (сказался опыт предшественников), и потому старались действовать не столь открыто, как первая Дума.

Разрабатываемые во фракциях проекты законов по аграрному вопросу не сыграли никакой исторической роли из-за малого срока работы Думы. Однако депутаты рассматривали проект бюджета, вопрос о призыве в армию новобранцев, о предоставлении помощи голодающим. Правительством было подано на рассмотрение 287 законопроектов, из которых депутаты приняли только 20, а силу закона обрели 3.

Группа депутатов второй Думы

«Камнем преткновения» стал вопрос о военно-полевых судах и чрезвычайных мерах против участников революционных выступлений. Депутаты проголосовали против репрессий, что вызвало недовольство правительства. С подачи премьера и министра внутренних дел П.А. Столыпина был разработан новый закон о выборах. Отказ Думы 1 июня 1907 года отстранить от работы депутатов-социалистов и дать разрешение на арест некоторых из них (по обвинению в «стремлении к ниспровержению государственного строя») был использован как повод для ее разгона.

Соответствующий указ был опубликован 3 июня. Далее выборы проводились по новому закону – власти удалось избавиться от большинства достижений революции.

Итоги работы Государственной думы I и II созывов

Практический законодательный итог деятельности депутатов оказался ничтожен – 1 норма у первого созыва и 3 у второго. Важнее оказался итог политический. Деятельность I и II Государственных дум показала, что никакие приемы правительства страны не в силах обеспечить присутствие в представительском органе только лояльных к нему людей. Даже депутаты, в целом настроенные антиреволюционно, демонстрировали оппозиционность.

Заседание второй Думы

Хотя после 1907 года открытые проявления революционности в обществе существенно уменьшились, последующие созывы Думы тоже оказались достаточно оппозиционными, чтобы создать нестабильность власти. Избранные представители российского населения не желали быть просто исполнителями монаршей воли, а самодержавие не демонстрировало готовности идти на существенные уступки настроениям масс.

9 июля 1906 года Николай II распустил Государственную думу Российской империи I созыва. Это была первая попытка создать в стране представительный законодательный орган. До февральской революции 1917 года Госдума созывалась еще трижды. Чем первая отличалась от последующих?

Торжественное открытие.jpg

Торжественное открытие. (wikipedia.org)

После революции 1905 года перед Николаем II стояла задача перевести монархию из самодержавной в парламентскую. Так появилась Государственная дума. Ей отводилась роль законосовещательного органа. Первый созыв избирался на пять лет, а проработал 72 дня. За это время депутаты успели провести одну сессию. Каждый следующий созыв работал дольше.

Порядок проведения выборов в каждом их четырех созывов предполагал, что голосовать могут не все жители страны: только собственники крупной недвижимости; налогоплательщики, вносившие наибольший вклад в казну; небольшой процент тех, кто мог участвовать в выборах, составляли крестьяне.

Процедура была многоступенчатой: тех, кто обладал правом голоса, разделили на курии, каждая из которых избирала выборщиков в собрание избирателей округа, которое затем уже избирало столько депутатов, сколько полагалось от данного округа. Правительство и император отказались от идеи прямых, равных и тайных выборов, опасаясь, что в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, они приведут к победе безответственных демагогов.

Первый созыв был менее представителен в плане политических течений. Члены левых и крайне правых партий бойкотировали выборы под предлогом, что Дума не обладает реальной властью.

Заседание.jpg

Заседание. (wikipedia.org)

Нижняя палата парламента была крайне оппозиционно настроена по отношению к правительству и императору. Это в итоге и привело к ее роспуску. В дальнейшем были внесены правки в избирательное законодательство, чтобы состав Госдумы подбирался более лояльный к исполнительной власти. В результате процедура выборов усложнилась, что спровоцировало рост недоверия к Думе как институту власти.

На заседаниях первого созыва поднимались крайне острые вопросы. В дальнейшем депутаты себе такого радикального поведения не позволяли. Вопросы об амнистии всех политических заключённых, отмене смертной казни, упразднении Государственного Совета, установлении ответственности Совета министров перед Думой, наделении крестьян землей — за обсуждением этих тем и коротали время депутаты на заседаниях.

Практически на все предложения и требования Думы правительство ответило отказом. Более того, в начале июня Совет министров, обвиняя Думу в нагнетании обстановки и нервировании населения, принял решение о ее роспуске. А через месяц последовал соответствующий указ Николая II.

Политическая карикатура.jpg

Политическая карикатура. (wikipedia.org)

«Вместо работы строительства законодательного уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населению. Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновение закону и законным властям», — говорились в манифесте о роспуске Госдумы.

Дума первого созыва, пожалуй, была наименее бюрократизированной. Со временем период рассмотрения законодательных инициатив становился дольше, а сама процедура сложнее. Появлялись многочисленные комитеты предварительного рассмотрения документов, канцелярия и прочие отделы.

Первая Госдума

Потребовала равенств и свобод

Первая Государственная Дума России просуществовала 72 дня

Официально всесословное представительство в России было учреждено Манифестом об учреждении Государственной Думы и законом о создании Государственной Думы. Они были изданы 6 августа 1905 года. Николай II под давлением либерального крыла правительства решил не накалять обстановку в России и учёл общественную потребность в представительном органе власти.

Женщины и молодёжь не голосовали

Как видно из царского Манифеста, первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. Само принятие законов по-прежнему находилось в руках царя.

Но обстановка в стране обострялась, революция набирала обороты. Поэтому 17 октября 1905 года Николай II издал новый Манифест – «Об усовершенствовании государственного порядка». Он существенно расширил полномочия Думы. Но всё же император получил право её роспуска.

Выборы в Госдуму были не равными. В землевладельческой курии один выборщик приходился на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей — на 90 тысяч. К тому же многие не могли быть выборщиками — женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств.

Выборы проводились в основном в феврале-марте 1906 года, а в национальных районах и окраинах и позже. К началу работы из 524 депутатов было избрано около 480. Остальные подъезжали потом.

Первая Дума открылась 27 апреля (10 мая) тронной речью царя. Она избиралась на 5 лет, но просуществовала всего 72 дня — с апреля по июль 1906 года.

Больше всего – представителей либеральной интеллигенции

Самой многочисленной фракцией — 179 депутатов — были кадеты. Так сокращённо называли представителей Конституционно-демократической партии, за которых в основном голосовала либеральная интеллигенция. Октябристы (умеренно правая партия землевладельцев) насчитывали 16 депутатов, социал-демократы — 18. От нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных — 105. Внушительную фракцию составляли представители аграрной трудовой партии России («трудовики»). Эта фракция насчитывала 97 депутатов.

Председателем первой Думы был избран кадет Муромцев, профессор Петербургского университета.

Потребовала отставки правительства

С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. Она потребовала амнистии политических заключённых, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казённых, удельных и монастырских земель и т.д.

Через восемь дней председатель Совета министров Горемыкин отмёл все требования Думы. А та в свою очередь приняла резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. В конце концов, она была распущена царём, войдя в историю как «Дума народного гнева».

Дума сразу продемонстрировала, что не намерена мириться с произволом царской власти.

«Начало парламентской истории»: как создавалась Государственная дума Российской империи

Источник: russian.rt.com @ Святослав Князев, Максим Лобанов

115 лет назад начала свою деятельность Государственная дума Российской империи первого созыва. По словам историков, её создание стало ответом Николая II и его окружения на разразившийся в России политический кризис — революцию 1905 года и рост стачечного движения. Как отмечают эксперты, Дума стала первым парламентом современного типа в России и оказалась эффективна в качестве клапана, позволявшего на некоторое время снизить градус политического противостояния в обществе. Однако из-за конфликтов с правительством её законодательная деятельность была не слишком результативна.

10 мая 1906 года начал свою работу первый созыв Государственной думы Российской империи. Он оказался не слишком эффективен с точки зрения законотворчества, но всё же стал важной вехой в становлении отечественного парламентаризма.

Первый созыв

По словам историков, в начале ХХ века Российская империя была охвачена острыми социальными противоречиями. Аграрный вопрос не был решён, и деревня страдала от крестьянского малоземелья. Накопившая деньги российская буржуазия стремилась получить доступ к власти. Рабочие требовали улучшения условий жизни. Усиливались оппозиционные настроения среди интеллигенции и студентов. Всё это привело к росту популярности радикальных партий.

После расстрела царскими войсками демонстрации рабочих 22 января 1905 года по всей стране усилилось стачечное движение. Волнения начались и в армии. Власти империи стали искать методы нормализации ситуации в стране, и одним из них стало решение о создании парламента.

«Проекты народного представительства возникали в России ещё со времён Александра I, но все императоры от этого отказывались. Однако во время революции 1905 года ситуация достигла точки кипения. В итоге царские власти вынуждены были пойти на серьёзные уступки», — рассказал в интервью RT профессор МПГУ доктор исторических наук Виталий Захаров.

6 августа 1905 года Николай II подписал манифест об учреждении Государственной думы. Изначально она должна была стать совещательным органом, но 17 октября того же года император издал новый манифест — об усовершенствовании государственного порядка. Он даровал населению неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. Кроме того, новый манифест гласил, что «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы».

В декабре 1905 года был принят закон о выборах. Избирательные права предоставлялись мужчинам, достигшим 25-летнего возраста, кроме представителей кочевых народов, студентов, военнослужащих, осуждённых и некоторых других категорий населения.

Сам избирательный процесс был организован достаточно сложно. В европейской части России выборы проводились по многоступенчатой системе в четырёх куриях: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Причём от рабочей курии к избирательному процессу допускали только сотрудников тех предприятий, на которых были заняты не менее 50 человек, а от крестьянской — только домовладельцев из числа крестьян и казаков. Равенства между куриями не было. Одного выборщика для участия в губернском избирательном собрании могли определить 2 тыс. землевладельцев, 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и казаков или 90 тыс. рабочих.

Выборы в Польше, Сибири, Средней Азии и на Кавказе проходили в специальных куриях, выделенных преимущественно по принципу вероисповедания.

«Начало парламентской истории»: как создавалась Государственная дума Российской империи

Манифестация 17 октября 1905 года © Wikimedia Commons

В первый состав Государственной думы должны были войти 524 депутата, избранные на пять лет и имеющих равные права. Решения думы могли быть отменены Государственным советом, считающимся верхней палатой парламента. В свод Основных государственных законов Дума могла вносить изменения только с разрешения императора.

Государственная дума первого созыва начала свою работу 10 мая 1906 года. Крупнейшей в её составе стала фракция стоящей на либеральных позициях Конституционно-демократической партии, насчитывавшая 176 членов. За ней по численности следовали фракции трудовой группы, польского кола, мирнообновленцев и социал-демократов. Около 100 депутатов считались беспартийными. Почти половина из них придерживались правых взглядов.

«Начало парламентской истории»: как создавалась Государственная дума Российской империи

Пропуск в Государственную думу (1906) © Wikimedia Commons

«Это были первые конкурентные выборы в истории России. Многие из депутатов не являлись профессионалами, но это были люди, которых в Думе желал видеть народ», — рассказал профессор Пермского государственного национального исследовательского университета доктор исторических наук Игорь Кирьянов.

Как отмечают историки, первый созыв Государственной думы работал в условиях острой конфронтации с правительством. Депутаты активно направляли в исполнительные органы власти запросы по поводу смертных казней и арестов, а также обсуждали аграрный вопрос, предлагая то уничтожить частную собственность на землю, то передать крестьянам государственные и церковные земельные участки.

«Первый созыв Государственной думы, который проработал всего два месяца, смог принять единственный закон — о помощи голодающим», — пояснил Игорь Кирьянов.

«Начало парламентской истории»: как создавалась Государственная дума Российской империи

Император Николай II произносит речь в день открытия первой Государственной думы в Георгиевском зале Зимнего дворца. 27 апреля 1906 года © ЦГАКФФД СПб

Как отметил в разговоре с RT профессор МПГУ Василий Цветков, исполнительные органы власти стремились максимально ограничить законодательную инициативу первого созыва Думы и сознательно передавали ей на рассмотрение малозначимые нормативные акты, которые можно было принять в административном порядке через правительство.

«Обсуждаемые первым составом Думы вопросы не нравились помещикам, являвшимся основной опорой правящего режима. С точки зрения правительства эта Дума оказалась слишком оппозиционной. Это и предопределило её судьбу», — подчеркнул Виталий Захаров.

«Начало парламентской истории»: как создавалась Государственная дума Российской империи

Политическая карикатура по басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука» (1906) © Wikimedia Commons

8 июля 1906 года Государственная дума первого созыва была распущена Николаем II.

Развитие парламентаризма

5 марта 1907 года начал свою работу второй состав Государственной думы. Он оказался ещё более радикальным, чем первый. Самую большую фракцию сформировала трудовая группа, на втором месте оказались конституционные демократы. Нарастили присутствие в парламенте и социал-демократы.

Из 250 законопроектов, внесённых правительством, второй состав Думы рассмотрел 26 и принял 20. Обсуждение аграрного вопроса продолжилось. В итоге власти обвинили депутатов из социал-демократической фракции в антигосударственном заговоре. 16 июня 1907 года император распустил и второй созыв Думы.

Третий (1907—1912 годы) и четвёртый (1912—1917 годы) составы Государственной думы Российской империи смогли проработать дольше. Третий созыв одобрил уже около 95% из 2,5 тыс. рассмотренных законопроектов, большинство из которых были внесены правительством.

«В экономическом подъёме, имевшем место в Российской империи в 1909—1914 годах, есть заслуга Думы, правильно подошедшей к организации бюджетного процесса», — отметил Игорь Кирьянов.

Четвёртый состав думы после начала Первой мировой войны стал собираться нерегулярно. На фоне поражений на фронте среди депутатов усилились оппозиционные настроения. В конце 1916 года в парламенте начали резко критиковать правительство.

«Начало парламентской истории»: как создавалась Государственная дума Российской империи

Группа депутатов четвёртой Государственной думы в зале заседаний Таврического дворца © ЦГАКФФД СПб

В 1917 году из-за волнений в Петрограде царские власти попытались распустить Думу, однако депутаты отказались выполнять данное требование и образовали Временный комитет, ставший одним из основных центров власти в стране в период Февральской революции. Именно он объявил о создании Временного правительства. Официально полномочия депутатов четвёртого созыва были прекращены в октябре 1917 года в связи с началом выборов в Учредительное собрание.

«Сам факт появления в России Государственной думы был результатом компромисса в ситуации, когда революция не могла сместить монархию, а монархия — победить революцию. Так было положено начало парламентской истории в России», — заявил Игорь Кирьянов.

По словам доцента исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Щетинова, Государственная дума развивалась по пути нормального парламентаризма и некоторое время использовала инструменты, которые могли бы превратить Россию в «думскую монархию». Однако правая реакция прервала этот процесс и не дала довести его до логического завершения.

«Государственная дума Российской империи оказалась эффективной в качестве клапана, позволившего временно снизить градус напряжения в обществе, но недостаточно эффективной с точки зрения законотворчества», — пояснил Василий Цветков.

По его словам, это стало причиной того, что достичь окончательного консенсуса в системе власти так и не удалось.

«Дума не дозрела до того, чтобы работать более профессионально и квалифицированно, а исполнительные органы власти — до того, чтобы передать Думе часть своих полномочий. Возможно, если бы царь больше контактировал с Думой, революции 1917 года удалось бы избежать», — резюмировал Цветков.

Обложка: Выступление депутата четвёртой Государственной думы на заседании в зале Таврического дворца © ЦГАКФФД СПб

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Воображуля детская парикмахерская часы работы
  • Втб банк в химках на пролетарской часы работы
  • Время работы 23 детской поликлиники в субботу
  • Вопрос ответ для нетрезвой компании полностью
  • Втб банк московский проспект 220 время работы