Это какие? Внеклассные мероприятия в школе проводятся с целью разнообразить досуг учеников. Помимо уроков, организуются конкурсы, концерты, выставки и экскурсии, которые вносят разнообразие в будни.
Чем важны? Внеклассные мероприятия оказывают большую роль в деле воспитания подрастающего поколения. С их помощью дети могут раскрыть свой творческий потенциал, сплотиться, стать добрее, активнее, развить чувство патриотизма и ответственность за себя и коллектив.
Оглавление:
- Внеклассные мероприятия как часть образовательного процесса
- Значимость, цели и задачи внеклассных мероприятий
- Форматы проведения внеклассных мероприятий в школе
- Этапы проведения внеклассного мероприятия
- Правила написания сценария внеклассного мероприятия
- Примерный план анализа проведенного внеклассного мероприятия
Внеклассные мероприятия как часть образовательного процесса
Помимо основного учебного процесса, в образовательных учреждениях предусматривается проведение дополнительных мероприятий. Такие занятия направлены на развитие творческих и познавательных способностей школьников и называются внеклассными или внеурочными мероприятиями.
Они проводятся во время, свободное от обязательных школьных уроков. Принимать в них участие могут учащиеся любых классов и параллелей. Внеклассные мероприятия в школе можно разделить на несколько видов в соответствии с целью их проведения. Каждый вид разделяется на несколько форм, которые будут разобраны ниже.
Одна из наиболее важных задач в условиях реформирования системы российского образования – это развитие социальных навыков и творческих способностей детей. Проведение внеклассных мероприятий помогает решить эту задачу. Они сочетают в себе образовательные и воспитательные функции, которые способствуют личностному развитию учащихся.
Внеклассная работа, при правильной ее организации, помогает школьникам реализовать себя, показать свою индивидуальность, повысить интерес к отдельным учебным предметам и процессу обучения в целом, проявить самостоятельность и социализироваться.
Отличие факультативных занятий от уроков состоит в использовании иных способов получения знаний и навыков. Они не требуют соблюдения строгой дисциплины и заучивания материала. Наоборот, для их проведения используется творческий подход с активным вовлечением учащихся в образовательный процесс.
Значимость, цели и задачи внеклассных мероприятий
Внеклассные мероприятия – это целая система разнообразных форм и методик проведения занятий, отличающихся по своему содержанию и назначению. Их основная цель в начальной школе – создание максимально комфортной обстановки для решения образовательных, воспитательных, развивающих и практических задач, связанных с прохождением основной учебной программы.
При помощи внеурочных занятий педагоги имеют возможность:
- способствовать развитию сразу всех личностных качеств учеников младших классов, путем применения игровой и творческой деятельности;
- улучшать творческие способности и инициативность учащихся;
- формировать у детей организаторские навыки, развивать умение работать в команде;
- обеспечивать психологический комфорт и социальную защищенность каждого ученика;
- знакомить детей с народным творчеством, прививать им любовь к родному краю;
- помогать родителям повышать педагого-психологическую культуру с помощью совместной деятельности;
- продвигать идею здорового образа жизни.
Для проведения внеклассной работы современные учителя используют одновременно три направления:
- учебно-воспитательную деятельность – кружки, творческие мастерские, экскурсии и т.п.
- досуговую деятельность – различные мероприятия в игровой форме: литературные, спортивные, развлекательные программы, викторины, утренники и т.п.;
- спортивно-оздоровительную деятельность – прогулки на свежем воздухе, спортивные мероприятия, эстафеты, игры, соревнования и т.п.
Форматы проведения внеклассных мероприятий в школе
Какие формы внеклассных мероприятий бывают в школе? В зависимости от вида занятия выбирается его формат и место проведения. Деятельность осуществляется на территории школы или за ее пределами. Формы внеурочного досуга различаются между собой, но могут иметь некоторые общие элементы.
Например, подготовка к мероприятиям включает три составляющих:
- теоретическая часть;
- критико-аналитический подход;
- творческая и практическая часть;
Учебно-воспитательные внеурочные мероприятия:
- беседа;
- экскурсионная деятельность;
- викторина;
- посещение театра;
- встреча с интересными людьми;
- дискуссия;
- обучение;
- соревнования.
Беседа, как одна из форм внеклассной работы, подразумевает живое общение учителя с учениками. Диалог помогает развивать умственную активность, грамотно строить речь, поддерживать интерес к занятию, лучше фокусироваться. Старшеклассники самостоятельно справляются с ведением и поддержанием разговора в установленных рамках, а вот в начальной школе учитель выбирает линию беседы и в соответствии с ней задает вопросы ребятам.
Беседы могут быть:
- предварительными;
- эвристическими (учитель помогает детям рассуждать и искать решение вопроса);
- воспроизводящие (рассчитаны на закрепление пройденного материала);
- коммуникативные;
- обобщающие (проводятся по итогам внеурочных занятий);
- повторяющиеся.
Познавательные виды мероприятий:
- конкурсы;
- олимпиады;
- детские творческие выставки.
Эти формы предназначаются для стимулирования познавательной и учебной деятельности школьников. Процесс помогает повышать интерес к конкурсам по различным предметам: русскому и иностранным языкам, литературе и точным наукам (математика, физика, химия).
Экскурсионная деятельность (экскурсия) – является одной из форм внеурочных мероприятий, которая наверняка заинтересует как начальные классы, так и подростков. Деятельность помогает:
- развивать наблюдательность детей;
- знакомиться с разнообразными объектами;
- изучать окружающую среду.
Экскурсии с гидом организовываются практически по всем школьным предметам для учащихся любых возрастов. В младших классах изучается естествознание, идет знакомство с окружающим миром. В старших классах и колледжах проводятся экскурсии, связанные с географией и историей. Подобный формат позволяет расширять свой кругозор вне зависимости от возраста.
Цель досуговых занятий состоит в получении новых знаний и навыков. Их можно развивать на мастер-классах (шитье, рисование, кулинария, лепка, фотография), в театральных кружках, принимая участие в конкурсах и интеллектуальных играх.
Все они являются частью творческой формы внеурочной деятельности, так же как:
- факультативы (дополнительные занятия);
- творческие объединения;
- кружки по интересам;
- мастерские.
Больше всего в этом виде занятий ценится креативность детей, которую помогают развивать и воспитывать педагоги.
Развлекательные и спортивные мероприятия:
- спортивные конкурсы и игры;
- соревнования;
- походы.
Спортивно-оздоровительные виды деятельности помогают прививать любовь к спорту, добавлять активные занятия и физическую культуру в повседневную жизнь учащихся.
При составлении плана внеклассных мероприятий для ребят, учащихся в школе, требуется учитывать их разницу в возрасте. Так, для начальной школы больше подойдут подвижные виды деятельности, конкурсы, игры и экскурсии. Старшеклассники же хорошо усваивают длительную, монотонную информацию. Они могут принимать участие в театральных постановках, турпоходах, КВН и брейн-рингах.
Этапы проведения внеклассного мероприятия
Мероприятие – это процесс, состоящий из четырех этапов: подготовки, организации, проведения и анализа.
- Подготовка
На этом этапе выбирается тематика мероприятия. Педагог подбирает определенную воспитательную направленность для каждого класса и ученика. Для получения успешного результата можно провести анкетирование учеников и их родителей.
Когда тема определена, учитель вместе с классом и их семьями (при желании) ставит цели и задачи мероприятия, для выбора формы, составления дальнейшего плана, списка оборудования и материалов. Участие класса в планировании и организации мероприятия является частью воспитательной деятельности.
- Организация
Далее распределяются роли и обязанности участников. Лучше всего, когда у каждого из учеников есть своя задача: от роли ведущего до помощи в выполнении поделок. По списку, составленному заранее, производится поиск, отбор и подготовка всех необходимых материалов, в том числе декораций и костюмов, настраивается оборудование. Итогом становится корректировка мероприятия (при необходимости), установка порядка действий и сроков.
- Проведение
Перед самым началом необходимо проверить уровень готовности и состояние участников, оборудования и помещения. Важно проследить, чтобы никаких отклонений от плана не происходило. Это позволит своевременно корректировать недочеты, возникающие во время проведения мероприятия.
- Анализ
Как только занятие окончено, учащиеся под присмотром педагога подводят итоги. Полученный опыт позволяет провести анализ и выявить положительные и неудачные моменты внеклассных мероприятий в школе. Стоит проверить, соответствовала ли форма и проведение поставленным целям и задачам, достигнут ли необходимый результат. Если что-то не совпало – выявить причину произошедшего.
Подводя итоги обсуждения, можно провести анкетирование. Ученики смогут выразить свое мнение более подробно, описать моменты, которые им понравились, или, наоборот, не пришлись по душе; предложить варианты, которые помогли бы улучшить следующие занятия.
Правила написания сценария внеклассного мероприятия
Педагоги тратят немало времени на подготовку мероприятий, выбирая наиболее интересный материал по заданной теме, который вовлечет большое количество учащихся и не оставит их равнодушными.
Все части внеурочной деятельности должны быть грамотно распланированы. Стоит определиться с методами и приемами подачи информации, формой проведения мероприятия, оборудованием и необходимыми для занятия материалами.
Какие сценарии может использовать учитель для внеклассного мероприятия? Сценарий – это подробный, правильно оформленный разбор содержания, раскрывающий компоненты досуговой деятельности, собранные в четком логическом порядке.
Сценарий доложен раскрывать тему и цель, показывать все логические переходы от одного этапа мероприятия к другому. Главная задача сценария – конкретизация общей тематики, поиск и выявление проблемного аспекта поднятого вопроса, который наиболее важен для коллектива. Так каждая деятельность связана с каким-либо праздником, значимой датой или личностью, актуальной темой.
Внеклассные мероприятия в школе должны проводиться по сценариям, соответствующим возрастным особенностям учащихся. Например, они могут посвящаться творчеству известных людей: А. Пушкина, Ф. Шаляпина или А. Ахматовой. Также на занятиях разбираются проблемные темы, значимые для детей определенного возраста: человек в обществе, вред наркотиков, финансовая грамотность, безопасное общение с животными и т.п.
Сценарий подразумевает развитие конкретного сюжета, содержащего в себе какой-нибудь конфликт. Эта часть является наиболее существенной при разборе тем, потому что именно она полностью раскрывает идеи занятия. После завершения мероприятия (вне зависимости от формы) проводится анализ его результатов.
Примерный план анализа проведенного внеклассного мероприятия
Педагог должен уметь осуществлять самоанализ деятельности. Самоанализ – это показатель профессионализма, уровня понимания учителем образовательных задач, относящихся не только к конкретному уроку или мероприятию. Он является наиболее значимым элементом педагогической и внеурочной деятельности, регламентированной ФГОС. Самоанализ позволяет преподавателям выявлять свои ошибки и преодолевать их.
Предлагаем вам ориентировочный план анализа внеклассных мероприятий, проводящихся в начальной, средней и старшей школе. Чем качественнее он будет выполнен, тем продуктивнее будет последующая работа педагога.
- Общие сведения
- Актуальность проведенной деятельности.
- Временные рамки мероприятия.
- Организатор (учитель или творческая группа педагогов).
- Тематика и форма занятия, его место в системе воспитательной деятельности образовательного учреждения.
- Цель мероприятия.
- Подготовительный период
- Распределение задач занятия между организаторами.
- Пошаговая работа с детьми по готовому четкому плану.
- Содержание воспитательного мероприятия.
- Соответствие поставленным целям и тематике.
- Учет возрастных особенностей участников.
- Новизна и полезность.
- Наличие связей между предметами.
- Применение ИКТ.
- Ход мероприятия
- Активная вовлеченность участников и зрителей.
- Влияние занятия на эмоциональное состояние обучающихся.
- Применение воспитательных методов и приемов при проведении мероприятия.
- Общая длительность занятия, оценка рациональности распределения времени.
- Вовлеченность родителей в подготовку и проведение мероприятия.
- Достижение поставленных целей.
- Подведение итогов
- Обсуждение этапов подготовки и проведения воспитательного мероприятия (в комфортной обстановке с помощью различных методов стимулируется участие учеников в общем разговоре).
- Анализ эмоционального восприятия обучающимися проведенного занятия и их собственной позиции в нем.
Проведение внеурочных занятий – важная часть работы учителя. Это одни из наиболее интересных и запоминающихся составляющих школьной жизни. Внеклассные мероприятия, проводящиеся в школе, требуют длительной подготовки. Занятие должно быть эффективным, увлекательным для учащихся, чтобы проблема не осталась без должного внимания и дальнейшего осмысления.
Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно.
«…замечательные, блестящие уроки есть там,
где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,
где имеются и применяются самые разнообразные
формы развития учащихся вне уроков«.
В.А.Сухомлинский
Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.
Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.
Внеклассная работа в школе – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.
Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.
Цель внеклассной работы – развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи организации внеклассной работы:
— выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
— создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;
— формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;
— развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
— создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;
— расширение рамок общения школьников с социумом;
— коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Внеклассная работа расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие способности
и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.
Вариантов организации системы внеклассной работы в школе может быть большое количество. В каждом конкретном случае нужно исходить из задач, которые обозначены в основной образовательной программе школы и касаются всех её разделов (программа формирования универсальных учебных действий обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и т.д.)
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения обозначены такие формы организации внеклассной деятельности, как:
кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конференции и др.
В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, массовые [1].
Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например, подготовка номеров художественной самодеятельности, моделирование и конструирование, подготовка рефератов и сообщений. Это позволяет каждому учащемуся найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индивидуальных особенностей учащихся данной возрастной категории [1]
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, лабораторные занятия, изготовление поделок и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества и др. [1].
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа таит в себе большие возможности активизации учащихся.
Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого, наличия дружбы и взаимопомощи в большом (классном) коллективе ребят. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей или музеев, встреча с интересными людьми, — участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, чувство полезности для коллектива служит важным средством сплочения коллектива класса, кружка или клуба по интересам [1].
Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, науки и др. Праздники могут быть и познавательно-развлекательными или фольклорными. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор детей и подростков, вызывают чувство приобщения к жизни страны и мирового сообщества.
Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. В последнее время стало популярным проводить интеллектуальные конкурсы и олимпиады, малые научно-практические конференции среди учащихся 2-4 классов. Такие мероприятия стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с проведением конкурсов или смотров обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки, изобретения, проекты и др. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Их цель – вовлечь наибольшее количество детей с отбором наиболее талантливых и одарённых.
Уже второй год во 2-4 классах нашей школы проводится научно-практическая конференция (НПК). В первый год её участниками были только четвероклассники. Потом к ним присоединились ученики вторых и третьих классов.
НПК походит в два тура. Первый тур — отборочный, он проводиться в классе. Второй тур – заключительный на уровне школы. В нем принимают участие лучшие исследователи. Дальше победители пробуют свои силы на районной НПК младших школьников.
Год от года расширяется тематика детских работ. Так в этом году было представлено исследование в области филологии и истории «Кто такой домовой?», естествознания — «Значение воды для нашей планеты», «В чём секрет зелёного лука?», «Каша – пища наша» и др. Кроме того, улучшилось качество подготовки и защиты работ. Все чаще используются компьютерные презентации.
На конференции в этом году присутствовали непосредственно участники, члены жюри, представители разных классов, а также родители наших участников. Активная помощь и поддержка родителей являются одним из важных факторов успешного продвижения младших школьника в сфере исследовательской деятельности.
Конференция предусматривала работу следующих секций:
1. Край родной, навек любимый. 2. Мир вокруг нас. 3. Отчего и Почему?
4. Природа живая и неживая. 5. Экскурс в историю. 6. Это интересно.
Критерии выступлений:
— Полнота раскрытия темы выступления, соответствие целям и задачам.
— Наличие элементов исследования (поисковой деятельности) или обобщения материала.
-Эффективное и грамотное использование иллюстративных средств.
— Качество ответов на вопросы (эрудиция).
— Соблюдение регламента выступления (до 7 мин).
Победители общешкольного тура НПК были направлены на участие в районной НПК «Знайка -2011».
Наиболее распространённой и доступной формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности как классного руководителя, так и всего учебного заведения [2].
Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся или взрослые, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.
Чаще всего приоритетными для детей в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющей учащимся осознать самих себя.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:
- Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественно-научного циклов (Приложение 1; приложение 2).
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ
В современной школе особое значение приобретают формы учебно-воспитательной работы предметной направленности, когда материал, изучаемый на уроках находит свое логическое завершение во внеклассной работе, т. е. формы работы, соединяющие в себе обучение и воспитание в единый процесс: уроки творчества, мозговая атака, университет старшеклассников, встречи с увлечением, обозреватели за круглым столом, дидактические сказки, путешествие в предмет, аукцион знаний, дидактический театр, путешествие в страну неразгаданных тайн, предметный ринг, организацию персональных выставок учителей и учеников, защиту идеи, интеллектуальные марафоны, исторический календарь, жизнь замечательных идей, КВН по предмету, общественный смотр знаний, творческие мастерские, мастерские подарков, тематические предметные недели.
Характерной чертой системы школы сегодняшнего дня являются различные формы интеграции учебной и внеклассной работы, которая ярко представлена при проведении тематических недель.
Тематические предметные недели (декады) могут стать традиционными в каждой школе, проводится для учащихся различных возрастных групп. Могут включать в себя проведение различных форм работы: коллективных, групповых, индивидуальных и т. д.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
— Подготовка и оформление плана проведения тематической недели традиционных и нетрадиционных уроков.- Подготовка и проведение дня науки и техники в каждом классе.- Выпуск тематических стенгазет, проведение общешкольного конкурса на лучшую стенную газету.- Конкурс рефератов по предмету.- Смотр-конкурс моделей, поделок, изготовленных учащимися.
— Торжественное открытие тематической недели.
Ознакомление с планом мероприятий. «Круглый стол». Книжная выставка и продажа литературы. Конкурс знатоков кроссвордов.
Тематика устных журналов: «В мире интересного». «В мире замечательных открытий».
«Наука – человеку». «В мире науки и техники». «Как научиться быстро читать?». «Передача мыслей на расстоянии». «Калейдоскоп знаний и фактов». «Из книги рекордов Гиннеса».
Тематика бесед: «Рассказы о том, что нас окружает». «История возникновения открытий». «Страницы прошлого».
Тематика конкурса сочинений и творческих работ: Как моя жизнь связана с математикой? (историей, литературой и т. д.).
Путешествие в предмет. История моей семьи. Практическое занятие: «Интересные опыты». Турниры: смекалистых, рыцарей — знатоков этикета; исторический или литературный аукцион, турнир эрудитов, в которые могут быть включены конкурсы: теоретиков; историков по предмету; смекалистых; экспериментаторов и конструкторов; любознательных; «Знаешь ли ты формулы?» Клуб интересных встреч: «Чудаки, которые украшают землю!»
Тематический праздник: «Путешествие в сказку (прошлое науки)».
При проведении тематических праздников могут быть использованы стихи, песни, подготовленные учащимися по мини-группам, кроссворды, ребусы, театрализованные факты из жизни ученых, противоборство положительных и отрицательных героев.
2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призёров и победителей общешкольных, городских (районных), региональных предметных олимпиад и конкурсов; малые научно-практические конференции для учащихся 2-4 классов (общешкольные, районные), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям классов), «Лучший портфолио ученика» и др.
3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия: работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, соревнований «Безопасное колесо» и др.
Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы «Алло, мы ищем таланты», КВН, интеллектуальные турниры знатоков; театральные постановки, конкурсы самоделок, чтецов, рисунков и плакатов.
4.Общественно-полезные и социально-значимые мероприятия: субботники (3-4 классы), рейды Айболита и чистоты, поисковая и краеведческая работа, операции «Подарок далёким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия «Помоги детям- инвалидам», «Наш подарок детскому дому».
5.Спортивная деятельность: организация и проведение спортивных соревнований в начальной школе «Весёлые старты», турниров по волейболу, шахматам и шашкам, спортивных эстафет (с учащимися и родителями); соревнований «Мама. Папа и я – спортивная семья», «Самый спортивный класс».
Наиболее распространённые формы досугового общения:
«огоньки», «круглые столы», «вечера, выезды за город, вечера-встречи с интересными людьми, посещение музея; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии и интерактивные формы.
Становятся популярными новые игровые формы: целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры, коммуникативные (дискуссии, деловые игры, сюжетно-ролевые игры) и др.
Литература
- Н.Ф. Дик. Работаем по-новому. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Е.Н. Степанов. Воспитательный процесс: изучение эффективности. — М.: Просвещение, 2011.
- Н.Ф. Дик. Настольная книга заместителя директора по начальной школе и учителя 1-4 классов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Ю.М. Колягин и др. Методика преподавания математики в средней школе.- М.: Просвещение, 1977.
Приложение 1.
Примерное положение о школьной предметной неделе
- Общие положения
- Школьные предметные недели в ОУ проводятся ежегодно по инициативе и при непосредственном руководстве методических объединений учителей — предметников (учителей начальных классов) с целью повышения профессиональной компетенции учителей, а также для развития познавательно и творческой активности обучающихся.
- Задачи предметной недели:
— совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
— вовлечение обучающихся в самостоятельную тврческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
— выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублённому изучению определённой учебной дисциплины или образовательной деятельности;
— развитие креативных способностей обучающихся и поддержка одарённых детей и подростков;
— выявление и поддержка наиболее талантливых детей и подростков в ОУ.
2. Организация и порядок проведения предметной недели
2.1. Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы школы.
2.2. План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором ОУ
не позднее чем за 2 недели до начала её проведения.
2.3. Организатором предметной недели является методическое объединение учителей – предметников (учителей начальных классов или педагогов дополнительного образования).
2.4. Участниками предметной недели являются:
— все учителя, преподающие предмет или группу учебных дисциплин образовательной области, по которым проводится предметная неделя;
— обучающиеся ОУ, изучающие предмет или образовательную область, а также занятые в кружках, секциях, по которым проводится предметная неделя.
2.5. В рамках предметной недели могут проводиться:
— предметные олимпиады школьников;
— нетрадиционные уроки по учебному предмету;
— мастер-классы лучших учителей учебного заведения;
— мастер-классы и творческие отчёты (выставки, мини-концерты) одарённых школьников;
— внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между ними;
— социально-значимые или научно-познавательные мероприятия (научно- практические конференции, тематические экскурсии, общешкольные акции и др.);
— выставки прикладного и технического творчества;
— фольклорные праздники: конкурсы рисунков, поделок, проектов, брейн-ринги интеллектуалов;
— творческие отчёты кружков и клубов по интересам.
2.6. Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях учебного заведения.
2.7. По итогам предметной недели наиболее активные её участники (как учителя, так и обучающиеся) поощряются администрацией учебного заведения.
2.8. По итогам предметной недели может быть определён состав команды учебного заведения (определённой возрастной группы) для участия в районных, городских, региональных предметных олимпиадах или творческих конкурсах.
2.9. По окончании предметной недели на заседании методического объединения учителей проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.
2.10. По итогам предметной недели заместителю директора школы, который курирует её проведение, предоставляются материалы предметной недели: план её проведения, тексты заданий для проведения предметных олимпиад и протоколы с их результатами; планы или сценарии открытых мероприятий; анализ итогов предметной недели.
Приложение 2.
Декада природоведения в начальной школе
Цель: развивать у учащихся начальной школы познавательную активность, любознательность; бережное, ценностное отношение к природе.
К числу задач относятся:
- расширять знания детей о “зелёном доме”, его обитателях;
- обеспечивать более разнообразную деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды;
- развивать творческие способности и самостоятельность;
- учить видеть законы природы и выполнять правила друзей природы родного края.
Практическая ценность. Представленный материал могут использовать в своей работе учителя начальных классов, учителя-предметники, классные руководители, воспитатели групп продлённого дня, родители.
Интеллектуальные игры проводятся в виде путешествия по станциям. Перед игрой выдаются маршрутные листы, в которых указывается результат работы класса (в баллах) на каждом этапе пути. Победители классных олимпиад четвёртых классов приглашаются на школьный тур. В конце предметной недели на общей линейке подводятся итоги, награждаются победители.
Заключение. Изучив рефлексию учащихся и учителей, можно сделать следующие выводы, что данный вид деятельности:
- укрепляет интерес к познанию окружающего мира;
- расширяет кругозор;
- развивает воображение и эмоциональную сферу;
- приобщает к совместному творчеству и общению.
.
Приложение 3.
Внеклассная работа по математике в начальной школе.
Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике. Различают три вида внеклассной работы по математике [4]:
— работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике;
— работа с учащимися, проявляющими интерес к математике;
— работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.
Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. В этом случае эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер. При этом важно учитывать следующие положения:
— Дополнительные (внеклассные) занятия по математике в начальных классах целесообразно проводить с небольшими группами отстающих (по 3-4 человека в каждой); эти группы должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения способностей к обучаемости.
— Занятия с неуспевающими целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой по индивидуальному плану.
— Дополнительные занятия по математике, как правило, должны носить обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных работ, занимательных и логических задач.
— Учителю необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении математики, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы.
Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики, например:
— привитие им навыков исследовательской работы;
— воспитание культуры математического мышления;
— развитие представлений о практическом применении математики и т.п.
Третий вид внеклассной работы может носить подобные цели, но главный упор делается на развитие креативных способностей обучающихся и работу с одарёнными детьми.
Наиболее популярными формами внеклассной работы по математике являются:
— математические кружки и творческие объединения интеллектуалов;
— олимпиады, конкурсы, викторины;
— математические дискуссии и диспуты;
— проектная деятельность;
— защита авторских рефератов и проектов;
— математические экскурсии и научно-практические конференции и др.
Указанные формы часто пересекаются, и поэтому трудно провести между ними резкие границы.
Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой-либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и т.п. При организации внеклассной работы с младшими школьниками учителю необходимо использовать игровые технологии, принципы «загадочности» и частичного экспериментирования.
Методические рекомендации по проведению внеклассных мероприятий в условиях ФГОС
Для того чтобы названные выше требования могли быть реализованы на практике, существует определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. Во внеклассной работе много простора для творчества учителя в выборе содержания, форм и методов занятий. Однако в методике их осуществления должны быть некоторые общие моменты: прежде всего необходимо, чтобы прослеживались основные этапы реализации воспитательного мероприятия. Это изучение и постановка воспитательных задач, подготовка и моделирование предстоящего внеклассного мероприятия, практическая реализация модели и анализ проведенной работы.
1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа — объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.
Изучение осуществляется с помощью известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию об учащихся и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с учащимися, но и с родителями, учителями, работающими в классе.
В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных учащихся, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.
2. Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности. Даже у талантливого педагога успех внеклассных занятий зависит во многом от предшествующей подготовки к ним. Поэтому каждое мероприятие следует, прежде всего, методически разработать, смоделировать его проведение.
План составляет учитель с привлечением учащихся. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством учителя. Умение планировать воспитательное мероприятие является одним из элементов научной организации труда учителя и учащихся в области внеклассной деятельности.
Результаты моделирования отражаются в плане внеклассного занятия, который имеет следующую структуру:
1. Название.
2. Цель, задачи.
3. Материалы и оборудование.
4. Форма проведения.
5. Место проведения.
6. План проведения.
В названии отражается тема внеклассного занятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.
Подготовку целесообразно начать с определения воспитательных и образовательных целей и задач мероприятия, подбора отвечающих им форм и методов проведения, а также назначения и места в системе работы с данным коллективом. В этом, прежде всего, проявляется комплексный подход к воспитанию. Поэтому важно заранее как можно полнее выявить воспитательные возможности намеченного дела, установить связь между данным мероприятием и другими, составляющими в совокупности систему учебно-воспитательной работы. При подготовке мероприятия полезно учесть предшествующую воспитательную деятельность в этом коллективе учащихся и ее результаты.
Цель внеклассного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Очевидно, что только сообщение новых знаний не может быть целью внеклассного занятия. Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера. Чем конкретнее и диагностичнее будут сформулированы цель и задачи внеклассного занятия, тем определеннее будут представления педагога о желаемых результатах.
В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения уточняется содержание, подбираются конкретные формы, методы, средства.
К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, программные средства, литература, информационные ресурсы, музыкальное оформление и пр. Важно вовремя приготовить столы и стулья для жюри и команд; ватман, бумагу, карандаши и ручки; доски для выполнения заданий, мелки и тряпки и т.д.
Центральное место в подготовке воспитательного мероприятия занимает отбор материала. В зависимости от характера работы для этого необходимо разное время. Так, много времени требуется, чтобы подобрать материал для диспута, вечера, смотра: оно используется педагогом и учащимися для чтения литературы, выполнения учениками различных заданий и проектов, сбора фактов, подготовки докладов, выступлений и т.п. Эта предварительная работа с учащимися порой оказывается наиболее значимой в воспитательном и образовательном отношении. Но даже если для подбора материала длительного времени не требуется (экскурсия на вычислительный центр или поход в кино), педагогу необходимо заранее ознакомиться с объектом посещения.
Формой проведения внеклассного занятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, олимпиада и т.п. В таком случае в плане форму проведения занятия объединяют с названием, например: «Викторина по ПДД», «Турнир юных инспекторов дорожного движения», «Экскурсия в автошколу», «Игра по ПДД».
Место проведения определяется количеством участников, формой мероприятия, требованиями к материальной базе и т.п. (кабинет информатики, актовый зал, спортзал и т.п.).
План проведения занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение сценария, так и тезисный план. При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Внеклассное занятие может быть от 15-20 мин для младших классов до 1-2 ч для учащихся среднего и старшего возраста.
Следует отметить и такой важный элемент подготовки мероприятия, как организационная работа. Преподаватель руководит ею, привлекая учащихся. Он следит за распределением поручений, помогает их выполнить, контролирует. Ответственные задания могут быть даны классам, группам учащихся. Для организации крупных мероприятий целесообразно создавать оргкомитеты, проводить соревнование на лучшую подготовку. Опираясь при этом на инициативу учащихся, учитель способствуют формированию у них организаторских навыков и умений, приучает к самостоятельности и ответственности.
Должны быть подготовлены и вовремя вывешены объявления о проведении мероприятия, а за день до его проведения — плакаты с напоминаниями: «А ты придешь на КВН?», «КВН в …часов», «Все на КВН». В условиях рыночной экономики важно найти спонсоров и приготовить призы победителям.
3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.
Чтобы сохранить интерес и внимание учащихся, мероприятие должно проходить организованно, динамично, без пауз. Многое зависит от ведущего, его подготовленности, эрудиции, способности быть хорошим организатором, проявлять находчивость и гибкость в неожиданных ситуациях, расположить к себе слушателей, установить с ними контакт. В несложившихся коллективах, независимо от возраста школьников, учителя обычно сами ведут воспитательные занятия. В процессе укрепления коллектива руководство деятельностью учащихся приобретает все более опосредованный характер (воздействие через актив, опора на самодеятельность). По мере приобретения опыта учитель может поручить им самим вести некоторые формы внеклассных занятий, сохраняя при этом контроль над ситуацией.
При проведении внеклассных мероприятий учитель должен позаботиться и о том, чтобы все участники вовремя были на местах, чтобы не подвели технические средства, чтобы намеченный план работы выдерживался во времени, иначе и хорошо задуманное, тщательно спланированное занятие может оказаться малоэффективным.
Особое внимание должно быть уделено проведению сложных мероприятий (длительной игры, смотра компьютерного творчества, недели информатики, месячника физматнаук). Они должны представлять собой цикл связанных единым замыслом и целью звеньев.
В целях эффективной практической реализации в разнообразных по содержанию и методам общеклассных занятиях следует придерживаться четырех основных этапов занятия.
1. Организационный момент (0,5-3 мин).
Педагогическая цель: переключить учащихся на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции.
Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость.
Рекомендации: эффективному переключению учащихся на внеучебную деятельность способствует нетрадиционный, занимательный материал в организационном моменте: использование загадки, проблемного вопроса, игрового момента, звукозаписи, переход учащихся в другое помещение и т.д.
2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).
Педагогическая цель: активизировать учащихся, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его педагогический прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей учащихся, их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т.д. На этом этапе педагогу требуется не только увлечь учащихся, но и определить, нужно ли внести коррективы в ход занятия и какого характера они должны быть.
Типичная ошибка — игнорирование этого этапа из-за боязни педагога неожиданной реакции учащихся, что они могут сказать или сделать не то, что ожидает педагог. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь, отводя учащимся роль пассивных слушателей, не придавая значения эмоциональному настрою учащихся.
Рекомендации: вводная часть в зависимости от содержания может представлять собой вводную беседу (познавательные, эстетические) или разминку (викторины, конкурсы, КВН).
В первом случае вопросы, во втором — задания должны быть не только интересны, но и построены таким образом, чтобы давали информацию для педагога о готовности к восприятию подготовленного материала. Во вводной части должны быть сформированы первичные представления учащихся о предстоящем мероприятии, организована их деятельность (знакомство с системой оценки, планом мероприятия, деление на команды). Должны быть даны четкие критерии оценки, объяснены необходимые правила.
3. Основная часть по времени должна стать самой продолжительной (чуть больше 1/3 всего времени занятия).
Педагогическая цель: реализация основной идеи мероприятия.
Типичные ошибки: активность педагога при частичной или полной пассивности учащихся, отсутствие наглядности и общая бедность использования средств и методов, преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения, создание учебной атмосферы урока, назидательность, морализаторство.
Рекомендации: воспитательный эффект в реализации функций внеклассной работы выше, если учащиеся максимально активны. В активизации учащихся на внеклассном занятии первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока.
Эффективность основной части возрастает, если педагог задействует по возможности максимальное количество методов формирования поведения: упражнение, игру, поручение; включает различные виды деятельности: трудовую, творческую, игровую и др. Объединяя учащихся в команды при организации различных видов деятельности, педагог должен разместить учащихся так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом, распределить обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только за себя. Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут учащиеся. Только в этом случае у учащихся есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества.
Методы формирования сознания должны способствовать формированию у учащихся убеждений, действенных этических понятий. В этих целях эффективно метод рассказа видоизменить в сообщение, доклад ученика, чаще использовать дискуссию. Во внеклассных массовых формах воспитательной работы следует обучать учащихся правилам ведения дискуссии.
4. Заключительная часть (от 1/4 до менее 1/5 времени).
Педагогическая цель: настроить учащихся на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким образом, заключительная часть дает педагогу возможность реализовать воспитательное влияние на ребенка в другой среде.
Типичные ошибки: эта часть игнорируется вообще или сводится к вопросам типа: «Понравилось?», «Что узнали нового?»
Рекомендации: конкретные задания тестового характера в привлекательной для учащихся форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и др. для определения первичных результатов. Разнообразные рекомендации учащимся по применению приобретенного опыта в жизни. Это может быть показ книг по данной проблеме, обсуждение ситуаций, в которых учащиеся могут применить полученные на занятиях умения, информацию. Советы учащимся по применению полученного опыта: что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что нужно обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно и т.д. В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскрытии и каким образом можно это сделать? Заключительную часть педагог может использовать для развития инициативы учащихся в проведении последующих мероприятий.
4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение сформированной модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.
Подведение итогов проведенного воспитательного мероприятия — важный момент, который нередко недооценивается. Здесь особенно ответственна роль учителя и методиста, которые должны сделать квалифицированное заключение, оценить достоинства и недостатки проделанной работы.
Анализ итогов мероприятия следует проводить систематически, так как только опираясь на достигнутое можно успешно двигаться вперед, закреплять лучшее, избавляться от недостатков. Такой анализ итогов имеет две основные функции — организующую и воспитывающую. Регулярный анализ способствует лучшей организации работы, побуждает более серьезно относиться к порученному делу, поскольку его итоги и результат не остаются незамеченными, а подвергаются оценке. Анализ — также и хорошая школа воспитания наблюдательности, самокритичности, требовательности, формирования общественного мнения, правильного отношения к критике, повышения педагогического мастерства.
Анализируя воспитательное мероприятие, следует прежде всего фиксировать положительные результаты, указывать те приемы, условия, методы, которые привели к успеху, выискивать причины неудач. Квалифицированное подведение итогов создает условия для обоснованного планирования и улучшения качества всей воспитательной работы в дальнейшем. Педагогический анализ каждого проведенного мероприятия может проводиться в соответствии со следующими основными критериями:
1) наличие цели;
2) актуальность и современность темы;
3) его направленность;
4) глубина и научность содержания, соответствие возрастным особенностям учащихся;
5) подготовленность учителя и учащихся к работе, организованность и четкость ее проведения.
Судить о качестве воспитательного мероприятия можно и по реакции учащихся. Их внимание, эмоциональный настрой, интерес к происходящему, активность или, наоборот, безразличие говорят сразу о многом. Более отдаленные во времени наблюдения за поведением школьников, беседы с ними, анкетирование позволяют глубже оценить эффективность проделанной работы.
Состояние и результаты внеклассной и внешкольной работы необходимо систематически обсуждать на педагогических советах и методических объединениях. К оценке проведенных воспитательных мероприятий следует привлекать и школьников, использовать в этих целях школьное радио, стенные газеты, выставки. Результаты таких форм работы, как соревнования, смотры, конкурсы, месячники и т.п., требуют широкого обсуждения в коллективе.
Чем характерна внеурочная деятельность?
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы школы.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно-нравственное
- Социальное
- Общеинтеллектуальное
- Общекультурное
Внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, она помогает формировать учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учеников.
«Внеурочная деятельность, с одной стороны, хороший ресурс, чтобы устранить пробелы в знаниях, а с другой — подспорье для учеников, которые могут и хотят развиваться в разных направлениях».
Программы курсов внеурочной деятельности
Курсы внеурочной деятельности школа формирует исходя из запросов участников образовательного процесса. В конце или в начале года проводятся опросы родителей, чтобы актуализировать расписание и содержание курсов. Но помните — в новом учебном году запросы могут измениться. Значит, нужно будет убрать курсы, которые больше не актуальны, и добавить новые.
Важно! Разработанные и принятые программы курсов внеурочной деятельности должны соотноситься с планом внеурочной деятельности по направлениям, формам организации и количеству часов, которые отведены на их освоение.
В начальной школе на изучение программ внеурочной деятельности отводится до 1350 часов на все четыре года. Обратите внимание: минимального порога нет, есть только максимальный.
Задачи внеурочной деятельности:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности учеников.
При планировании и организации программы курсов внеурочной деятельности важно учитывать, что группы детей могут быть разновозрастными.
«Внеурочная деятельность может реализовываться через отдельные программы, составленные педагогами, через формы работы классного руководителя, организацию поисковой, исследовательской, проектной деятельности, практических работ — всего того, на что не хватает времени во время уроков».
Можно подбирать и использовать курсы внеурочной деятельности для того чтобы расширить круг изучаемого предмета, но важно понимать, что аудиторная нагрузка должна занимать не больше 50% от всего времени. И обязательно должны быть запланированы другие форматы — олимпиады, квесты, экскурсии и др.
Проектная деятельность в составе внеурочных занятий
Очень острый момент — проектная деятельность в начальной школе. Сегодня она стала одной из самых эффективных форм реализации плана внеурочной деятельности по ФГОС. Учебный проект позволяет выполнять самостоятельную работу, объединяя несколько направлений и предметов деятельности.
Выполнить в рамках урока полноценный проект невозможно, но отдавать ребенку проект для самостоятельного выполнения тоже неправильно — родители порой слишком активно включаются в работу. Совет: оставьте проектную деятельность в стенах школы, но попробуйте вынести ее в план по внеурочной деятельности.
Серия «Внеурочная деятельность»
Серия «Внеурочная деятельность» — это готовое решение для организации интересных мероприятий внеурочного формата в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Практикоориентированным заданиям отводится 60% содержания пособий, теоретическому материалу — 40%.
Использование пособий позволят педагогу реализовать программы внеурочной деятельности без привлечения дополнительных материалов. В серии представлены пособия по всем пяти направлениям. Расскажем о некоторых из них.
Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2-й, 3-4-й классы
Фрагменты страниц пособия «Обучение смысловому чтению». 1-2-й классы.
Пособия помогут сформировать навык смыслового чтения с помощью текстов с разнообразными вопросами и заданиями. В книгах представлены тексты и упражнения на развитие техники речи, подготовку к выразительному чтению, чтению по ролям и инсценировкам.
Развитие математических способностей. 1-2-й, 3-4-й классы
Фрагменты страниц пособия «Развитие математических способностей».
Материал пособий содержит задания по математике повышенного и высокого уровней сложности. Книги рассчитаны на самостоятельность и активность ребят, проведение занятий в виде поисковых и научных исследований индивидуально и в групповой работе.
Решаем нестандартные задачи:
- комбинаторные;
- логические;
- задачи с величинами;
- задачи с геометрическим содержанием;
- арифметические ребусы.
Развитие математических способностей. 1-2 классы
Пособие предназначено для внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Содержит задания по математике повышенного и высокого уровней сложности. Задания представлены в занимательной форме через разные виды нестандартных задач (комбинаторные, логические, задачи с величинами, задачи с геометрическим содержанием, арифметические ребусы).
Купить
Геометрия вокруг нас. 1-2-й, 3-4-й классы
Фрагменты страниц пособия «Геометрия вокруг нас».
Учимся применять геометрические знания о форме, размере и взаимном расположении предметов.
Пособия помогут развить пространственное воображение и мышление, овладеть практическими и графическими способами моделирования.
В книгах можно найти группы заданий, направленных на развитие у детей пространственного воображения и мышления, овладение практическими и графическими способами моделирования.
По этим пособиям удобно проводить поисковые и научные исследования — индивидуально и в групповой работе.
Школа юного астронома
Фрагменты страниц пособия «Школа юного астронома».
Узнаем новые интересные факты об окружающем мире, звездах и планетах. В пособии дети получат первые теоретические знания об астрономии как о научной дисциплине.
Книга содержит теоретические материалы, а также вопросы и задания для увлекательных занятий в астрономических кружках, на факультативах или при других формах внеурочной деятельности.
Здорово быть здоровым.1-4-й классы
В пособии представлены практико-ориентированные задания: игрового, проблемного и поискового характера. Их задача — помочь педагогу сформировать у детей представления о видах здоровья и здоровом образе жизни на основе самостоятельной деятельности.
Посмотрите запись вебинара, чтобы не упустить детали.
«:замечательные, блестящие уроки есть там,
где имеется еще что-то замечательное, кроме
уроков,
где имеются и применяются самые разнообразные
формы развития учащихся вне уроков«.
В.А.Сухомлинский
Потребность совершенствования школьного
образования обусловливает интенсивное изучение
познавательной активности школьников, поиск
путей формирования мотивов учения.
Одним из способов создания мотивации является
включение ученика в процесс внеклассной работы.
Учитывая практическое, воспитательное,
общеобразовательное и развивающее значение
внеклассной работы в деле обучения и воспитания
учащихся, каждому учителю известно, как много
дает внеклассная работа, и какой огромный
потенциал в ней заложен.
Внеклассная работа в школе —
составная часть учебно-воспитательного процесса
школы, основной образовательной программы,
призванная решать задачи учебной и внеучебной
деятельности в комплексе, одна из форм
организации деятельности обучающихся.
Преемственность между урочной и внеурочной
работой не только стимулирует деятельность
учащихся за счет повышения готовности
участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной
и внеучебной деятельности, дает возможность
практически применять знания, умения и навыки.
Результатом соблюдения преемственности
является совершенствование и закрепление
полученных на уроке знаний, умений и навыков.
Цель внеклассной работы — развитие у
детей мотивации к познанию и творчеству,
содействию личностному и профессиональному
самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в
обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи организации внеклассной
работы:
— выявление интересов, склонностей,
способностей и возможностей обучающихся в
разных видах деятельности;
— создание условий для развития каждого ребёнка
в избранной сфере внеклассной деятельности;
— формирование системы знаний, умений, навыков
обучающихся;
— развитие опыта творческой деятельности,
творческих способностей детей;
— создание условий для реализации учащимися
приобретённых знаний, умений, навыков;
— расширение рамок общения школьников с
социумом;
— коррекционная работа с детьми, испытывающими
трудности в обучении.
Внеклассная работа расширяет кругозор
учащихся, развивает их творческие способности и
т.д. У учащихся появляются дисциплинированность
и ответственность, любознательность по
отношению к учебным занятиям, повышается
работоспособность на уроках, доброжелательность
по отношению к учителям и своим товарищам.
Вариантов организации системы внеклассной
работы в школе может быть большое количество. В
каждом конкретном случае нужно исходить из
задач, которые обозначены в основной
образовательной программе школы и касаются всех
её разделов (программа формирования
универсальных учебных действий обучающихся,
программа формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни и т.д.)
В Федеральном государственном стандарте
начального общего образования второго поколения
обозначены такие формы организации внеклассной
деятельности, как: кружки, секции, круглые столы,
диспуты, олимпиады, конференции и др.
В педагогической науке и практике наиболее
распространено следующее деление форм
внеклассной работы: индивидуальные, кружковые,
массовые.
Индивидуальная работа — это
самостоятельная деятельность отдельных
учащихся, направленная на самовоспитание.
Например, подготовка номеров художественной
самодеятельности, моделирование и
конструирование, подготовка рефератов и
сообщений. Это позволяет каждому учащемуся найти
своё место в общем деле. Эта деятельность требует
от педагога знаний индивидуальных особенностей
учащихся данной возрастной категории.
Кружковая внеклассная работа способствует
выявлению и развитию интересов и творческих
способностей в определённой области науки,
прикладного творчества, в искусстве или в спорте.
Наиболее популярными здесь являются такие формы,
как кружки по интересам и спортивные секции
(предметные, технические, спортивные,
художественные). В кружках проводятся занятия
разного типа: обсуждение произведений
литературы, экскурсии, лабораторные занятия,
изготовление поделок и др. Отчёт работы кружка за
год проводится в виде выставки, смотра или
фестиваля детского творчества и др.
Формы массовой работы принадлежат к
числу наиболее распространённых в школе. Они
рассчитаны на одновременный охват многих
обучающихся, им свойственна красочность,
торжественность, яркость, большое эмоциональное
воздействие на детей и подростков. Массовая
работа таит в себе большие возможности
активизации учащихся.
Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра
требуют непосредственной активности каждого,
наличия дружбы и взаимопомощи в большом
(классном) коллективе ребят. При проведении же
бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников
выступают в качестве организаторов и
исполнителей. В таких мероприятиях, как
посещение спектаклей или музеев, встреча с
интересными людьми, — участники становятся
зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в
общем деле, чувство полезности для коллектива
служит важным средством сплочения коллектива
класса, кружка или клуба по интересам.
Традиционной формой массовой работы являются
школьные праздники. Они посвящены датам
календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры,
науки и др. Праздники могут быть и
познавательно-развлекательными или
фольклорными. В течение учебного года возможно
проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор
детей и подростков, вызывают чувство приобщения
к жизни страны и мирового сообщества.
Широко используются конкурсы, олимпиады,
смотры. В последнее время стало популярным
проводить интеллектуальные конкурсы и
олимпиады, малые научно-практические
конференции среди учащихся 2-4 классов. Такие
мероприятия стимулируют детскую активность,
развивают инициативу. В связи с проведением
конкурсов или смотров обычно устраиваются
выставки, которые отражают творчество
школьников: рисунки, сочинения, поделки,
изобретения, проекты и др. Школьные олимпиады
организуются по учебным предметам. Их цель —
вовлечь наибольшее количество детей с отбором
наиболее талантливых и одарённых.
Уже второй год во 2-4 классах нашей школы
проводится научно-практическая конференция
(НПК). В первый год её участниками были только
четвероклассники. Потом к ним присоединились
ученики вторых и третьих классов.
НПК походит в два тура. Первый тур — отборочный,
он проводиться в классе. Второй тур —
заключительный на уровне школы. В нем принимают
участие лучшие исследователи. Дальше победители
пробуют свои силы на районной НПК младших
школьников.
Год от года расширяется тематика детских работ.
Так в этом году было представлено исследование в
области филологии и истории «Кто такой
домовой?», естествознания — «Значение воды для
нашей планеты», «В чём секрет зелёного лука?»,
«Каша — пища наша» и др. Кроме того, улучшилось
качество подготовки и защиты работ. Все чаще
используются компьютерные презентации.
На конференции в этом году присутствовали
непосредственно участники, члены жюри,
представители разных классов, а также родители
наших участников. Активная помощь и поддержка
родителей являются одним из важных факторов
успешного продвижения младших школьника в сфере
исследовательской деятельности.
Конференция предусматривала работу
следующих секций:
1. Край родной, навек любимый.
2. Мир вокруг нас.
3. Отчего и Почему?
4. Природа живая и неживая.
5.Экскурс в историю.
6. Это интересно.
Критерии выступлений:
— Полнота раскрытия темы выступления,
соответствие целям и задачам.
— Наличие элементов исследования
(поисковой деятельности) или обобщения
материала.
— Эффективное и грамотное использование
иллюстративных средств.
— Качество ответов на вопросы
(эрудиция).
— Соблюдение регламента выступления
(до 7 мин).
Победители общешкольного тура НПК были
направлены на участие в районной НПК «Знайка
-2011».
Наиболее распространённой и доступной формой
массовой работы с детьми является классный час.
Он проводится в рамках отведённого времени и
является составной частью воспитательной
деятельности как классного руководителя, так и
всего учебного заведения.
Любая форма внеклассной работы должна быть
наполнена полезным содержанием. Характерной
особенностью внеклассной работы является то, что
в ней наиболее полно реализуется принцип
взаимного обучения, когда старшие, более опытные
учащиеся или взрослые, передают свой опыт
младшим. В этом состоит один из эффективных
способов реализации воспитательных функций
коллектива.
Чаще всего приоритетными для детей в
общеобразовательных учреждениях являются
игровые, театральные, дискуссионные,
психологические, состязательные формы
воспитательной и внеклассной работы,
позволяющей учащимся осознать самих себя.
Таким образом, можно сделать вывод, что
наиболее популярными формами внеклассной
деятельности являются:
Предметные недели по учебным предметам
социально-гуманитарного, математического и
естественно-научного циклов (Приложение
1; приложение 2, приложение
3).
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ
ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ
В современной школе особое значение
приобретают формы учебно-воспитательной работы
предметной направленности, когда материал,
изучаемый на уроках находит свое логическое
завершение во внеклассной работе, т. е. формы
работы, соединяющие в себе обучение и воспитание
в единый процесс: уроки творчества, мозговая
атака, университет старшеклассников, встречи с
увлечением, обозреватели за круглым столом,
дидактические сказки, путешествие в предмет,
аукцион знаний, дидактический театр, путешествие
в страну неразгаданных тайн, предметный ринг,
организацию персональных выставок учителей и
учеников, защиту идеи, интеллектуальные
марафоны, исторический календарь, жизнь
замечательных идей, КВН по предмету,
общественный смотр знаний, творческие
мастерские, мастерские подарков, тематические
предметные недели.
Характерной чертой системы школы сегодняшнего
дня являются различные формы интеграции учебной
и внеклассной работы, которая ярко представлена
при проведении тематических недель.
Тематические предметные недели (декады) могут
стать традиционными в каждой школе, проводится
для учащихся различных возрастных групп. Могут
включать в себя проведение различных форм
работы: коллективных, групповых, индивидуальных
и т. д.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
— Подготовка и оформление плана проведения
тематической недели традиционных и
нетрадиционных уроков.
— Подготовка и проведение дня науки и техники в
каждом классе.
— Выпуск тематических стенгазет, проведение
общешкольного конкурса на лучшую стенную газету.
— Конкурс рефератов по предмету.
— Смотр-конкурс моделей, поделок, изготовленных
учащимися.
— Торжественное открытие тематической
недели.
Ознакомление с планом мероприятий. «Круглый
стол». Книжная выставка и продажа литературы.
Конкурс знатоков кроссвордов.
Тематика устных журналов:
- «В мире интересного».
- «В мире замечательных открытий».
- «Наука — человеку».
- «В мире науки и техники».
- «Как научиться быстро читать?».
- «Передача мыслей на расстоянии».
- «Калейдоскоп знаний и фактов».
- «Из книги рекордов Гиннеса».
Тематика бесед: «Рассказы о том, что
нас окружает». «История возникновения
открытий». «Страницы прошлого».
Тематика конкурса сочинений и
творческих работ: Как моя жизнь связана с
математикой? (историей, литературой и т. д.).
Путешествие в предмет. История моей семьи.
Практическое занятие: «Интересные опыты».
Турниры: смекалистых, рыцарей — знатоков этикета;
исторический или литературный аукцион, турнир
эрудитов, в которые могут быть включены конкурсы:
теоретиков; историков по предмету; смекалистых;
экспериментаторов и конструкторов;
любознательных; «Знаешь ли ты формулы?» Клуб
интересных встреч: «Чудаки, которые украшают
землю!»
Тематический праздник: «Путешествие в
сказку (прошлое науки)».
1. При проведении тематических праздников могут
быть использованы стихи, песни, подготовленные
учащимися по мини-группам, кроссворды, ребусы,
театрализованные факты из жизни ученых,
противоборство положительных и отрицательных
героев.
2. Учебно-познавательная деятельность:
общешкольные предметные олимпиады и
общественные смотры знаний, чествование
призёров и победителей общешкольных, городских
(районных), региональных предметных олимпиад и
конкурсов; малые научно-практические
конференции для учащихся 2-4 классов
(общешкольные, районные), фестивали творческих и
научно-исследовательских проектов; общешкольные
смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям
классов), «Лучший портфолио ученика» и др.
3. Героико-патриотические и военно-спортивные
мероприятия: работа школьных музеев,
тематические вечера и праздники; организация и
проведение экскурсий и тематических
экскурсионных поездок, соревнований
«Безопасное колесо» и др.
Массовые праздники (коллективно-творческие
дела): тематические праздники, фестивали
творчества и фантазии; конкурсы «Алло, мы ищем
таланты», КВН, интеллектуальные турниры
знатоков; театральные постановки, конкурсы
самоделок, чтецов, рисунков и плакатов.
4. Общественно-полезные и социально-значимые
мероприятия: субботники (3-4 классы), рейды
Айболита и чистоты, поисковая и краеведческая
работа, операции «Подарок далёким друзьям»,
«Подарок ветерану»; акции милосердия «Помоги
детям — инвалидам», «Наш подарок детскому дому».
5. Спортивная деятельность: организация и
проведение спортивных соревнований в начальной
школе «Весёлые старты», турниров по волейболу,
шахматам и шашкам, спортивных эстафет (с
учащимися и родителями); соревнований «Мама.
Папа и я — спортивная семья», «Самый спортивный
класс».
Наиболее распространённые формы досугового
общения: «огоньки», «круглые столы», «вечера,
выезды за город, вечера-встречи с интересными
людьми, посещение музея; работа кружков и клубов
по интересам, спортивных секций; «мозговые
штурмы», дискуссии и интерактивные формы.
Становятся популярными новые игровые формы:
целевые тренинги, обучающие и развивающие
интеллектуальные и психологические игры,
коммуникативные (дискуссии, деловые игры,
сюжетно-ролевые игры) и др.
Литература
- Н.Ф. Дик. Работаем по-новому. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2009. - Е.Н. Степанов. Воспитательный процесс: изучение
эффективности. — М.: Просвещение, 2011. - Н.Ф. Дик. Настольная книга заместителя директора
по начальной школе и учителя 1-4 классов. —
Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - Ю.М. Колягин и др. Методика преподавания
математики в средней школе.- М.: Просвещение, 1977.
Одна из проблем, которая волнует родителей школьников — это внеурочная деятельность, о чем можно судить по их отношению к внеурочной деятельности, представленному на форумах в сети «Интернет»:
— Внеурочная деятельность сводится к насильственному принуждению посещения занятий, организованных самими же учителями, которые вряд ли что-то могут дать детям в области
дополнительного образования.
— Внеурочка в наших российских школах — это лишь способ получить финансирование. И никого не волнует, что ради этого дети должны высиживать скучные занятия шестым и седьмым уроками.
— Задумка хорошая, но выбора особо нет.
— У нас внеурочка — это не кружки, а обязательные предметы. Учителя ругаются на собраниях, а принудить все равно не могут.
— У нас все дни поставили внеурочку, по 2 урока, в т. ч. динамическую паузу, которая моему ребенку нафиг не нужна. Слоняться по школьной площадке.
Но не везде так плохо:
— У нас очередь на внешкольные занятия, есть языки, шахматы, спорт и т.д. по интересам. И дети рады, и родители.
— У нас эта «внеурочка» — реально интересные кружки. Причём, по каждому направлению выбор есть. Детям нравится.
— У нас школа «полного дня пребывания». Дети в ней с утра и до 18 часов. Вся внеурочка добровольная.
Примечание.
В настоящее время следует руководствоваться письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (подробности в нашем блоге в статье «Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия».
Что такое внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность школьников в основной образовательной программе образовательной организации
Согласно Федеральному закону об образовании содержание образования образовательной организации определяется её основной образовательной программой (далее -ООП), разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.
Согласно ФГОС ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и включается в организационный раздел ООП. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация.
Из Федерального закона об образовании:
«образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Основные направления внеурочной деятельности
Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
Формы реализации основных направлений внеурочной деятельности
Как сказано в ФГОС, внеурочная деятельность реализуется в таких формах как кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и в других формах на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Это же положение подтверждено и СанПин 2.4.2.2821-10:
— «Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений».
В нем также отмечено, что «часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».
В каком объеме реализуется внеурочная деятельность
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
О наполняемости групп при внеурочной деятельности
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.
Значение внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его.
В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.
Что обязательно и что по выбору
Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе.
Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Обратим внимание на положения ст.34 Федерального закона об образовании, согласно которой обучающиеся имеют право:
— «на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
— «на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами».
Таким образом, если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т. д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.
Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования
http://www.happy-giraffe.ru/community/15/forum/post/62532/
http://plotnikova.ucoz.ru/load/standarty_2_pokolenija/vneurochnaja_dejatelnost_v_voprosakh_i_otvetakh/2-1-0-175
http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4y6YibEHjhttp://kirovipk.ru/sites/default/files/files/malova_vneurochnaya_deyatelnost.pdf