Содержание
- Вправе ли вести учет запасов упрощенными способами компания которая подпадает под обязательный аудит
- Кто может сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность
- Кто может вести бухучет упрощенным способом
- Какие организации не могут вести бухучет упрощенным способом
- Вправе ли вести учет запасов упрощенными способами компания которая подпадает под обязательный аудит
- Обзор документа
Вправе ли вести учет запасов упрощенными способами компания которая подпадает под обязательный аудит
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут не отражать последствия изменений учетной политики, связанных с переход на ФСБУ 6/2020, ретроспективно, или упрощенно (т.е. не применять пп. 48 и 49 Стандарта).
Такие организации вправе начать применять Стандарт перспективно:
— только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта;
— без корректировки сформированных ранее данных бухгалтерского учета;
— без пересчета сравнительных показателей отчетности прошлых лет и
— не производя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода.
В случае выбора перспективного способа организация применяет новые правила признания объектов в качестве ОС, определения их первоначальной стоимости и установления элементов амортизации (срок полезного использования (СПИ), ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации) только для тех основных средств, которые были признаны в качестве таковых после начала применения Стандарта.
То есть объекты ОС, имеющие первоначальную стоимость менее лимита, установленного организацией в соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020, не списываются с баланса и продолжают учитываться в составе ОС.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее — упрощенные способы) (смотрите также информацию Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015, от 01.11.2012 N ПЗ-3/2012, от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010, письма Минфина России от 27.12.2013 N 07-01-06/57795, от 13.03.2013 N 03-11-11/100).
Как мы поняли, организацией критерии отнесения к субъектам МП соблюдаются*(1).
Общие правила отражения изменений учетной политики, связанной с началом применения ФСБУ 6/2020 (правила перехода на новый Стандарт)
Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут согласно пп. 3, 51 ФСБУ 6/2020 Основные средства (далее — Стандарт, ФСБУ 6/2020):
— начать применять Стандарт перспективно (п. 51 Стандарта);
— не применять порядок корректировки первоначальной стоимости ОС в связи с изменением величины оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации объекта ОС и восстановлению окружающей среды (предусмотренный п. 23 Стандарта);
— отказаться от проверки ОС на обесценение и не учитывать изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения (что предусмотрено п. 38 Стандарта);
— раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об ОС в ограниченном объеме (не указывать информацию, предусмотренную подпунктами «б», «в», «ж»-«о» п. 45, пунктами 46, 47 Стандарта).
Новым Стандартом установлены правила перехода на новые правила. Так, Стандарт предусматривает два варианта отражения последствий изменения учетной политики.
1. Ретроспективно (т.е. так, как если бы новый Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни (с даты приобретения основных средств, например) (п. 48 ФСБУ 6/2020).
2. Поскольку ретроспективный метод является весьма трудоемким, Стандартом предусмотрен упрощенный способ — когда организация может не пересчитывать связанные с основными средствами сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) (п. 49 ФСБУ 6/2020, информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-29)*(2).
Специальные правила перехода на новый Стандарт для организаций, имеющих право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета
Для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предусмотрено право, не применяя вышеуказанные способы, начать применять Стандарт перспективно (п. 51 ФСБУ 6/2020). То есть:
— только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта;
— без корректировки сформированных ранее данных бухгалтерского учета;
— без пересчета сравнительных показателей отчетности прошлых лет и
— не производя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода.
Избранный организацией способ отражения последствий изменения учетной политики раскрывается в бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 6/2020.
В случае выбора перспективного способа организация применяет новые правила для признания объектов в качестве ОС и установления их элементов амортизации (срок полезного использования (СПИ), ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации) только для тех основных средств, которые были признаны в качестве таковых после начала применения Стандарта *(3).
Первоначальная стоимость и элементы амортизации объектов ОС, числящихся на балансе по состоянию на 01.01.2022 (или на 01.01.2021, если принято решение о досрочном применении Стандарта), не пересматриваются, в т.ч. не устанавливается для них ликвидационная стоимость (считается равной нулю).
Элементы амортизации для полностью самортизированных объектов ОС (с нулевой балансовой стоимостью) также не пересматриваются при перспективном отражении изменений учетной политики при переходе на новые правила учета ОС.
Пересмотр элементов амортизации для полностью самортизированных ОС, которые продолжают эксплуатироваться
Однако организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, не освобождены от выполнения требований п. 37 ФСБУ 6/2020, в соответствии с которым элементы амортизации объекта основных средств подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств.
Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений (абзац 2 п. 37 ФСБУ 6/2020). Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Пересмотр срока полезного использования основного средства по ФСБУ 6/2020 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.).
По нашему мнению, п. 37 ФСБУ 6/2020 должен применяться в отношении всех объектов ОС, числящихся на балансе на дату проверки, в т.ч. и тех объектов ОС, которые числились на балансе на дату начала применения нового Стандарта.
Поэтому элементы амортизации объектов, которые на начало перехода на новый Стандарт были полностью самортизированы, также должны быть пересмотрены как минимум перед составлением отчетности за первый период, в котором применялись требования нового Стандарта (например, на 31.12.2022).
В частности, для таких объектов должен быть установлен новый срок полезного использования (если организация планирует и в будущих периодах эксплуатировать их).
Специалисты Фонда «НРБУ «БМЦ» рекомендуют во всех случаях отражать в учете изменение срока полезного использования (как одного из элементов амортизации) с начала отчетного года, в котором произошло изменение (п. 10 Рекомендации Фонда «НРБУ «БМЦ» Р-6/2009 КпР «Изменение срока полезного использования основных средств в течение эксплуатации», принятой Комитетом по рекомендациям 27.05.2009, далее — Рекомендация).
При этом амортизация за истекшие месяцы текущего года пересчитывается в соответствии с новым СПИ, что является отражением изменения оценочного значения в текущем периоде.
Таким образом, пересмотр СПИ полностью самортизированных объектов ОС, которые будут эксплуатироваться в будущих периодах, отражается не как изменение учетной политики для организаций, которые приняли решение применять п. 51 Стандарта и отражать перспективно изменения учетной политики (т.е. без применения счета 84), а как изменение оценочных значений в соответствии с ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», осуществленное при пересмотре элементов амортизации в соответствии с требованием, установленным п. 37 ФСБУ 6/2020.
Подробнее об отражении последствий пересмотра СПИ смотрите в ответе на Вопрос: Как отражать корректировку элементов амортизации (п. 37 ФСБУ 6/2020)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.)
Объекты ОС с первоначальной стоимостью менее лимита, установленного в соответствии с новым Стандартом
Новым Стандартом предусмотрено отнесение сразу в расходы текущего периода стоимости активов, которые отвечают условиям признания в качестве основных средств, но не отвечают условию признания по лимиту стоимости, установленному организацией (п. 5 ФСБУ 6/2020)*(4).
По нашему мнению, под стоимостью в п. 5 ФСБУ 6/2020 подразумевается первоначальная стоимость ОС, т.к. в данном пункте речь идет о приобретении и создании таких активов. На момент приобретения (создания) известна только первоначальная стоимость ОС.
Таким образом, установленный Организацией лимит стоимости малоценных активов должен сравниваться с первоначальной стоимостью этих активов.
При применении ретроспективного отражения изменений учетной политики, связанных с переходов на ФСБУ 26/2020, или при применении упрощенного способа, предусмотренного пунктом 49 ФСБУ 6/2020, балансовая стоимость объектов, которые в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе ОС, но в соответствии со Стандартом таковыми не являются, списывается в порядке единовременной корректировки на нераспределенную прибыль, за исключением случаев переклассификации таких объектов в другой вид активов.
То есть по результатам анализа активов организации объекты, соответствующие понятию ОС и с первоначальной стоимостью ниже установленного лимита организации, не имеющие право на применение п. 51 Стандарта, должны списывать на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в соответствии с п. 14 и п. 15 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и абзацем 4 п. 49 ФСБУ 6/2020.
По нашему мнению, при перспективном отражении последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 организация, выбравшая такой способ (и имеющая право на применение такого способа) может не списывать балансовую стоимость таких объектов ОС на нераспределенную прибыль, а продолжать их учитывать до момента выбытия из состава ОС по иным причинам (продажа, ликвидация и т.п.).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Изменение учетной политики по бухгалтерскому учету;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет основных средств и капитальных вложений в соответствии с ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет «малоценных» основных средств;
— Изменения в правилах бухгалтерского учета основных средств, часть 2 (М.Л. Пятов, журнал «БУХ.1С», N 1, январь 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
12 октября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Кто может сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность
Кто может вести бухучет упрощенным способом
Вести бухгалтерский учет упрощенным способом и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность могут следующие организации:
- Субъекты малого предпринимательства
Субъектами малого предпринимательства могут быть хозяйственные общества (в том числе акционерные), товарищества и партнерства, потребительские и производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства. Микропредприятия также считаются субъектами малого предпринимательства.
- Некоммерческие организации (формы некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ)
- Участники проекта «Сколково» (критерии определены Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»)
Какие организации не могут вести бухучет упрощенным способом
Общее требование для всех организаций, которые могут вести бухучет в упрощенном варианте таково: их отчетность не должна подлежать обязательному аудиту (подробнее о том, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту, см. ответ на вопрос ).
Таким образом, если отчетность (например, малого предприятия или некоммерческой организации) подлежит обязательному аудиту, это лицо не может вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Так, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.12.2020 № 476-ФЗ, обязательному аудиту подлежат фонды (кроме государственных и еще некоторых), если поступление имущества за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн рублей. В этом случае (несмотря на то, что фонд – это некоммерческая организация) он не сможет вести упрощенный бухгалтерский учет.
Кроме того, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не имеют права применять (ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):
- жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
- кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
- микрофинансовые организации;
- организации бюджетной сферы;
- политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
- коллегии адвокатов;
- адвокатские бюро;
- юридические консультации;
- адвокатские палаты;
- нотариальные палаты;
- некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Источник
Вправе ли вести учет запасов упрощенными способами компания которая подпадает под обязательный аудит
Федеральным законом «О бухгалтерском учете» субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации наделены правом применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность. Исключение составляют, в частности, организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации 1 .
Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности следующие организации:
а) субъекты малого предпринимательства (за исключением субъектов, определенных федеральными законами), доход которых, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 800 млн. руб. (ранее — субъекты, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год не превышал 400 млн. руб.), и сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, не превышает 400 млн. руб. (ранее — не более 60 млн. руб.);
б) некоммерческие организации (за исключением субъектов, определенных федеральными законами) в случае, когда они соответствуют одному из следующих условий:
доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 800 млн. руб. (ранее — объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), не превышавший 400 млн. руб.), и сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, не превышает 400 млн. руб. (ранее — не более 60 млн. руб.);
является организацией, созданной в организационно-правовой форме фонда, поступление имущества, в том числе денежных средств, в который за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
является организацией потребительской кооперации, осуществляющей деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
В результате этого названные организации (если иное не установлено законодательством) получили право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета с 1 января 2021 г., а также составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, начиная с отчетности за 2021 г.
Решение о применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета оформляется в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/2008) «Учетная политика организации». Последствия таких изменений, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств могут отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно.
Департамент регулирования
бухгалтерского учета,
финансовой отчетности,
аудиторской деятельности,
валютной сферы и
негосударственных пенсионных
фондов Минфина России
1 Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности размещается на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.gov.ru в разделе «Аудиторская деятельность — Общая информация».
Обзор документа
Поправками от 29 декабря 2020 г. упразднен обязательный аудит годовой бухотчетности для некоторых категорий субъектов малого предпринимательства и НКО. В результате они смогут с 2021 г. применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять упрощенную бухотчетность начиная с отчетности за 2021 г.
В части малого бизнеса речь идет о субъектах с доходами до 800 млн и активами до 400 млн руб. Ранее это были выручка до 400 млн и активы до 60 млн.
Для НКО условия пересмотрели аналогичным образом. Также аудит упразднили для фондов с поступлениями до 3 млн и потребкооперативов.
Решение о применении упрощенных способов оформляется в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Последствия изменений, которые влияют или могут влиять на финансовое положение организации, результаты ее деятельности и (или) движение средств, можно отражать в отчетности перспективно.
Источник
С 2021 года существенно изменились правила учёта запасов. Подробно рассказываем какие послабления предусмотрены для малого бизнеса, как ими воспользоваться и всегда ли это стоит делать. Бонусом — формулировки положений по учёту запасов для учётной политики малого предприятия.
Кто относится к малым предприятиям и при каких условиях они могут вести упрощённый бухучёт
Чтобы предприятие было признано малым, оно должно соответствовать условиям ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
- Доля в уставном капитале (УК) государства, муниципалитетов, общественных организаций и фондов (кроме инвестиционных) не должна превышать 25%.
- Доля в УК иностранных юридических лиц и (или) российских компаний, не относящихся к малому бизнесу, должна быть в пределах 49%.
- Среднесписочная численность сотрудников не должна превышать 100 человек.
- Годовой доход должен быть не более 800 млн руб.
Однако, не все малые предприятия имеют право на упрощённый бухучёт. Во, первых, нельзя упростить бухгалтерию тем, кто занимается отдельными видами деятельности, которые перечислены в п. 5 ст. 6 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Это жилищные и кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, адвокатские и нотариальные палаты и т.д.
Также не могут вести учёт по упрощённом варианту те компании, отчётность которых подлежит обязательному аудиту. Для этого предусмотрены специальные критерии, установленные ст. 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, а также ГК РФ и отраслевыми законами.
В частности, обязательному аудиту подлежат.
- Профессиональные участники рынка ценных бумаг и компании, ценные бумаги которых обращаются на бирже.
- Фонды, в которые за год поступило более 3 млн руб.
- Организации, которые превысили лимиты по масштабу бизнеса. После последних изменений закона № 307-ФЗ критерий для аудита по доходу стал таким же, как для малых предприятий — 800 млн руб. в год. Но здесь нужно проверить еще и лимит по активам баланса — они не должны превышать 400 млн руб. на конец предыдущего года.
- Любые акционерные общества, вне зависимости от вида деятельности и масштаба бизнеса (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).
Таким образом, проверять право малого предприятия на ведение упрощённого бухучёта нужно в два этапа:
- Убедиться в том, что компания соответствует всем критериям для малого бизнеса.
- Проверить, не распространяются ли на организацию исключения: по видам деятельности или по обязательному аудиту.
Все компании, которые могут вести упрощённый бухучёт, имеют право упростить и работу с новым стандартом ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Кто относится к микропредприятиям и почему им не всегда следует отказываться от ФСБУ 5/2019
Микропредприятия — это особая группа, которую закон № 209-ФЗ выделяет внутри малого бизнеса. Критерии по структуре уставного капитала здесь те же, что и для всех малых предприятий, но ограничения по масштабу бизнеса намного жёстче.
- Годовой доход — до 120 млн руб.
- Среднесписочная численность — до 15 человек.
Микропредприятия, которые имеют право на упрощённый бухучёт, могут не применять ФСБУ 5/2019. Отказ от применения стандарта означает, что у организации фактически не будет бухучёта запасов. В этом случае все запасы необходимо списать на расходы сразу в том периоде, когда они были куплены (п. 2 ФСБУ 5/2019).
Такой подход, хотя и упрощает бухучёт, но может создать дополнительные сложности. Например, у бизнесмена не будет возможности контролировать остатки на складе.
Отказ от учёта запасов удобен только, если одновременно выполняются два условия.
- У компании в принципе не бывает существенных материальных затрат и запасов, и поэтому информация о них не важна для управления.
- Применяемая налоговая система не предполагает учёта расходов. После отмены ЕНВД с начала 2021 года для юридических лиц остался только один налоговый режим с такими условиями: УСН «Доходы».
Во всех остальных случаях представителям микробизнеса лучше не отказываться от учёта запасов. Особенно это касается производственных компаний, а также тех, кто должен предоставлять бухгалтерскую отчётность банкам и инвесторам.
Подарок для наших читателей — запись вебинара по применению ФСБУ 5/2021. Полтора часа подробного разбора новаций стандарта, конкретных примеров и ответов на вопросы! Спикер: Алексей Иванов — директор по знаниям и развитию учётной системы интернет-бухгалтерии «Моё дело», соразработчик ФСБУ.
Что относится к запасам в соответствии с ФСБУ 5/2019
В соответствии с п. 3 ФСБУ 5/2019 активы следует относить к запасам, если они соответствуют одному из двух критериев.
- Компания потребляет или реализует актив в течение обычного операционного цикла. Это средний период времени от поступления на склад сырья или товаров и до получения оплаты от покупателей.
- Актив используется в течение срока, не превышающего 12 месяцев. Это новое положение, в старом ПБУ 5/01 ограничения по времени использования запасов не было.
Также в стандарте перечислены отдельные категории активов, которые относятся к запасам. Некоторые из этих активов входили в материально-производственные запасы и до 2021 года.
- Сырьё, материалы, топливо, запчасти и другие необходимые компоненты, которые компания использует для производства, выполнения работ, оказания услуг.
- Готовая продукция и товары для перепродажи. Новый стандарт уточняет, что к запасам следует относить, в том числе, продукцию и товары, которые переданы контрагентам до признания выручки. Например, это могут быть товары, переданные на комиссию.
- Инструменты, инвентарь, спецодежда, спецоснастка, если эти активы нельзя отнести к основным средствам. Критерий здесь — период использования: до 12 месяцев — запасы, а свыше — основные средства.
Кроме того, в составе запасов появились новые виды, которые не были упомянуты в ПБУ 5/01.
- Незавершённое производство, к которому относятся: затраты на производство продукции, изготовление которой не закончено или продукции, не прошедшей испытания и приёмку; затраты на выполнение работ и услуг до момента признания выручки по ним.
- Объекты недвижимости, которые организация купила или построила (либо строит) для последующей продажи. Продажа недвижимости в этом случае должна относиться к обычной деятельности организации.
- Объекты интеллектуальной собственности (ИС) которые организация купила, создала, или создаёт в настоящее время для продажи. Это могут быть, например, компьютерные программы или произведения искусства. Обычная деятельность организации при этом должна включать в себя продажу объектов ИС.
Также есть один вид материальных ценностей, которые ранее можно было относить к запасам, а теперь — нельзя. Речь идет о малоценных основных средствах (ОС). Это объекты, которые используются свыше 12 месяцев, но их стоимость ниже установленного лимита.
В соответствии с п. 5 действующего ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» организация может установить лимит первоначальной стоимости, ниже которого основные средства учитываются в составе запасов в пределах до 40 тыс. руб.
Минфин уже утвердил ФСБУ 6/2020 «Основные средства», который будет обязательным для применения с 2022 года. Но организации имеют право начать применять ФСБУ 6/2020 уже в 2021 году, одновременно с ФСБУ 5/2019. Новый стандарт позволяет устанавливать любой лимит стоимости для учёта объекта в составе основных средств. Компаниям на ОСНО будет удобнее всего установить такой же лимит для ОС, как в налоговом учёте — 100 тыс. руб.
В любом случае, начиная с 2021 года, стоимость всех малоценных ОС, вне зависимости от установленного в компании лимита, можно сразу списывать на расходы:
- если организация перешла на ФСБУ 6/2020, то в соответствии с п. 5 указанного стандарта;
- если организация пока продолжает использовать ПБУ 6/01, то в соответствии с п. 3 ФСБУ 5/2019 любые активы со сроком использования свыше 12 месяцев, нельзя относить к запасам. Поэтому, если информация о таких активов в структуре основных средств несущественна, на основании требования рациональности при ведении бухгалтерского учёта (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации») и рекомендации в области бухгалтерского учёта Р-100/2019-КпР «Реализация требования рациональности» их стоимость может быть отнесена на расходы периода. А если существенна — должна быть учтена в составе основных средств.
Как учитывать запасы по ФСБУ 5/2019 и какие послабления есть для тех, кто ведет упрощённый бухучёт
При оценке запасов те компании, которые имеют право вести упрощённый бухучёт, могут воспользоваться рядом поблажек. В начале статьи мы отметили, что вести упрощённую бухгалтерию могут не все представители малого бизнеса, но все-таки у большинства это право есть. Поэтому далее будем для краткости называть их малыми предприятиями.
Оценка при длительной отсрочке платежа
При заключении договоров с длительной отсрочкой (рассрочкой) платежа поставщики обычно увеличивают цены по сравнению с расчётами по предоплате или с короткой отсрочкой. В ФСБУ 5/2019 указан лимит длительности отсрочки в 12 месяцев, но организация может установить и более короткий период.
В общем случае компания при длительной отсрочке должна учесть запасы по такой стоимости, как будто этой отсрочки не было, то есть по меньшей цене. Разницу между оценочной стоимостью запасов и той суммой, которая указана в документах, следует учитывать, как проценты по кредиту (п. 13 ФСБУ 5/2019). Малые предприятия могут не производить все эти расчёты и учитывать стоимость запасов на основании документов поставщиков, вне зависимости от длительности отсрочки.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Если организация приобретает запасы с отсрочкой (рассрочкой) платежа на период свыше 12 месяцев, то эти запасы принимаются к учёту по цене поставщика. Организация не проводит расчёт разницы между стоимостью запасов, которая была бы при отсутствии отсрочки, и их фактической стоимостью (п. 17 ФСБУ 5/2019)».
Бонусы от поставщиков
Малые предприятия могут не корректировать стоимость запасов на суммы премий, скидок, льгот, которые предоставляют поставщики.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация признает приобретенные запасы по ценам, указанным в документах поставщика. Скидки, премии, льготы и другие подобные отклонения от цены не учитываются в стоимости запасов (п. 17 ФСБУ 5/2019)».
Транспортно-заготовительные расходы
Если малое предприятие использует вышеперечисленные послабления, то оно не должно включать в себестоимость запасов транспортно-заготовительные расходы (пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019). К таким расходам относятся, например, затраты на доставку, упаковку, сортировку. Они списываются в том периоде, когда были произведены.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Затраты, которые указаны в пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019 (на доставку, упаковку и т.п.), подлежат включению в расходы периода, в котором были понесены (п. 17 ФСБУ 5/2019)».
Расчёт справедливой стоимости
Если оплата за запасы проводится неденежными средствами (полностью или частично), то в общем случае эти запасы нужно оценивать по справедливой стоимости передаваемых ценностей или самих запасов (п. 14 ФСБУ 5/2019). Справедливую стоимость необходимо считать на основании стандарта МСФО (IFRS) 13 (приказ Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н). Малые предприятия могут не рассчитывать справедливую стоимость и оценивать купленные запасы по балансовой стоимости передаваемых активов.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Если организация приобретает запасы на условиях оплаты неденежными средствами, то они принимаются к учёту по балансовой стоимости передаваемых активов. Справедливая стоимость передаваемого или полученного имущества при этом не рассчитывается (абз. 4 п. 14 ФСБУ 5/2019)».
Однако есть ситуация, когда абсолютно все компании, включая представителей малого бизнеса, обязаны рассчитывать справедливую стоимость запасов. Речь идёт о ценностях, полученных безвозмездно (п. 15 ФСБУ 5/2019).Поэтому малым предприятиям лучше по возможности избегать безвозмездного получения запасов, чтобы не разбираться в стандартах МСФО из-за разовой операции.
Обесценение запасов
В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019). Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».
Запасы, предназначенные для управленческих нужд
Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».
Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.
Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.
Отраслевые особенности оценки стоимости запасов
Производственные компании должны оценивать стоимость незавершённого производства (НЗП) и готовой продукции (ГП) на основе затрат, связанных с производством. Это может быть зарплата с начислениями, материалы, амортизация.
Затраты на производство делятся на прямые, которые можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции и косвенные, которые необходимо распределить. Порядок отнесения затрат к прямым или косвенным, а также принципы для распределения косвенных затрат, организация устанавливает самостоятельно (п. 23 – 25 ФСБУ 5/2019).
При массовом и серийном производстве организации могут упростить порядок учета запасов ГП и НЗП.
- Учитывать только прямые затраты, не используя косвенные.
- Определять стоимость на основе плановых затрат.
При единичном производстве «незавёршенку» можно учитывать только по фактическим затратам (п. 27 ФСБУ 5/2019).
Торговые компании могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз) в расходы на продажу. Таким образом, указанные затраты не будут увеличивать стоимость товаров. Розничные продавцы имеют право учитывать товары по ценам продажи. При этом нужно вести отдельный учёт наценок и регулярно пересматривать их, исходя из изменяющихся условий (п. 20 – 21 ФСБУ 5/2019).
Перечисленные выше особенности оценки материалов в производстве и торговле распространяются на все организации. Отдельных правил для малых предприятий в данном случае нет.
Как перейти на ФСБУ 5/2019: перспективный и ретроспективный методы
При переходе на новый стандарт можно использовать один из двух методов, выбрав его в учётной политике (п. 47, 48 ФСБУ 5/2019).
- Перспективный. В этом случае новые правила касаются только тех операций, которые произведены, начиная с 1 января 2021 года.
- Ретроспективный. В данном случае новый стандарт нужно применить ко всем фактам хозяйственной жизни, которые его касаются, в том числе и за прошлые периоды. Например, материалы или товары приобретены в 2020 году, а списаны в производство или реализованы — в 2021.
При ретроспективном методе нужно по состоянию на 1 января 2021 года скорректировать стоимость материальных запасов с отнесением разницы на счёт 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»:
Дт 84 Кт 10 — списание материалов, которые теперь не относятся к запасам: «управленческие» материалы или малоценные ОС;
Дт 10 (41, 43) Кт 84 или Дт 84 Кт 10 (41, 43) — доведение стоимости запасов до справедливой стоимости.
Вторая проводка актуальна для средних и крупных компаний, а также для тех представителей малого бизнеса, которые решили не отказываться от учёта по справедливой стоимости в тех случаях, когда она применима.
В сервисе «Моё дело Профбухгалтер» реализованы все послабления для малого бизнеса, которые содержатся в ФСБУ 5/2019. Это упрощает учёт и позволяет бухгалтеру обслуживать больше клиентов.
По общему правилу ООО обязаны провести аудит отчетности за 2020 год в двух случаях (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ):
– налоговые доходы за 2019 год больше 800 млн руб. (ранее – 400 млн руб.);
– сумма активов на 31 декабря 2019 года больше 400 млн руб. (ранее – 60 млн руб.).
При соблюдении прочих условий организации с годовым доходом не более 800 млн руб. относятся к малым. Таким образом, с 2021 года малый бизнес освобожден от обязательного аудита при условии, что сумма активов баланса малой организации не превышает 400 млн руб.
Все малые предприятия, кроме перечисленных в ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, могут вести упрощенный бухучет. Это означает, что малое ООО вправе (Информация Минфина N ИС-учет-5, N ПЗ-3/2016):
- не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
- не создавать резерв на оплату отпусков;
- начислять амортизацию не ежемесячно, а реже – например, раз в год 31 декабря;
- не обесценивать запасы;
- исправлять как несущественные любые ошибки в бухучете, даже если они выявлены после утверждения отчетности;
- составлять упрощенную отчетность и другое.
Подробно об упрощенных способах ведения бухучета можно узнать в Готовом решении: Кто вправе вести упрощенный бухгалтерский учет и как это делать (КонсультантПлюс, 2021).
Организация сама выбирает, какие упрощенные способы бухгалтерского учета ей применять, учитывая конкретные условия хозяйствования, величину организации и другие факторы, руководствуясь требованием рациональности. Выбранные упрощенные способы организация закрепляет в учетной политике (пп. 4, 6, 7 ПБУ 1/2008, пп. 1.2, 2 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016, Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 N ИС-учет-5).
При этом применять измененные способы ведения бухгалтерского учета можно только с начала нового года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008). Таким образом, если ООО относится к малым предприятиям и хочет применять упрощенные способы бухучета, то делать это нужно с начала года, например 2021 года. То есть все выбранные упрощенные способы надо применять с января, внеся исправления, если с начала года они не применялись.
Читайте подробнее
Кто может сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность
09.03.2021
Организации, которые могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, поименованы в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Кто может вести бухучет упрощенным способом
Вести бухгалтерский учет упрощенным способом и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность могут следующие организации:
- Субъекты малого предпринимательства
Субъектами малого предпринимательства могут быть хозяйственные общества (в том числе акционерные), товарищества и партнерства, потребительские и производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства. Микропредприятия также считаются субъектами малого предпринимательства.
Для отнесения к малым предприятиям организация должна соответствовать определенным критериям по численности, доходам и структуре капитала. Так, численность за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, а доходы – 800 млн рублей в год. О требованиях к структуре капитала в целях отнесения к субъектам малого предпринимательства см.
статью
.
Отнесение к субъектам малого предпринимательства подтверждает включение в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
- Некоммерческие организации (формы некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ)
- Участники проекта «Сколково» (критерии определены Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»)
Какие организации не могут вести бухучет упрощенным способом
Общее требование для всех организаций, которые могут вести бухучет в упрощенном варианте таково: их отчетность не должна подлежать обязательному аудиту (подробнее о том, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту, см. ответ на вопрос).
Таким образом, если отчетность (например, малого предприятия или некоммерческой организации) подлежит обязательному аудиту, это лицо не может вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Так, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.12.2020 № 476-ФЗ, обязательному аудиту подлежат фонды (кроме государственных и еще некоторых), если поступление имущества за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн рублей. В этом случае (несмотря на то, что фонд – это некоммерческая организация) он не сможет вести упрощенный бухгалтерский учет.
Кроме того, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не имеют права применять (ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):
- жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
- кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
- микрофинансовые организации;
- организации бюджетной сферы;
- политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
- коллегии адвокатов;
- адвокатские бюро;
- юридические консультации;
- адвокатские палаты;
- нотариальные палаты;
- некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Поделиться с друзьями:
Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий
Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ
Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:
ВАЖНО! Обычные ООО подпадают под обязательный аудит в 2023 году, если налоговый доход за 2022 год превысил 800 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса за 2022 год превысила 400 млн руб.
Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.
Полный перечень критериев обязательного аудита отчетности за 2022 год см. здесь.
Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.
Как пройти обязательный аудит и сдать заключение, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность
Для акционерных обществ с 1 января 2023 года произошли определенные изменения в части проведения обязательного аудита.
Напомним, как было ранее. Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появлялось словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникала обязанность по проведению аудита (ст. 67.1 ГК РФ). При этом не имело значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играло роли и форма: ПАО или АО.
Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:
С 1 января 2023 г. непубличные акционерные общества освобождены от обязательного аудита. При этом они:
- не должны находиться в госсобственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципалитетов;
- не должны подпадать под аудит по другим основаниям (превышение выручки или валюты баланса над установленными лимитами, осуществление определенных видов деятельности).
Освобождение от обязательного аудита не запрещает непубличным АО проводить аудит по инициативе собственников, имеющих право голоса на общем собрании акционеров.
Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!
Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).
Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.
Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:
- «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг?»;
- «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)».
Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита
Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (ст. 5 закона «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ).
Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:
Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).
Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.
Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 800 миллионов — аудит неизбежен
В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.
Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:
Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.
Пример
Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2022 году выручка от реализации составила 801 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.
Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано будет провести аудит за 2023 год и представить аудиторское заключение.
При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на доли процента. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.
Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.
Какова ответственность за непроведение обязательного аудита, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам
Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.
Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:
Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2022 год
Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года они существенно изменились. Теперь основная масса организаций сдает бухотчетность в ГИР БО и не сдает ее в Росстат.
Порядок представления отчетности и аудиторского заключения подробно описан в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать. В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.
Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит. Не станет исключением и аудиторское заключение за 2022 г. Его нужно будет направить в налоговую вместе с бухгалтерской отчетностью в электронном виде. Если же его не подготовят к этому моменту, то сдать его нужно будет не позднее 10 рабочих дней со дня подписания, но не позднее 31 декабря текущего года.
Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения узнайте здесь.
Итоги
Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).