- Главная
- Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- <Письмо> Минстроя России от 29.09.2015 N 32395-ОГ/04 <О разъяснении положений жилищного законодательства>
Выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома Минстрой России рекомендует осуществлять через управляющую компанию
<Письмо> Минстроя России от 29.09.2015 N 32395-ОГ/04 <О разъяснении положений жилищного законодательства>
Жилищным кодексом РФ предусмотрено право собственников помещений принять на общем собрании решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе его председателю.
По мнению Минстроя России, наиболее приемлемым является вариант выплаты вознаграждения, при котором договором управления устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:
— начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;
— с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.
При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома. Собственники помещений вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения.
В указанном случае поступление денежных средств по статье «Вознаграждение председателю совета МКД» при надлежащей организации раздельного учета не подлежит налогообложению.
При этом члены и председатель совета многоквартирного дома самостоятельно уплачивают НДФЛ, а объекта обложения страховыми взносами не возникает.
Перейти в текст документа »
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
Зарегистрируйся и получи пробный доступ
Дата публикации на сайте: 01.12.2015
Поделиться ссылкой:
Федеральный закон №176 от 29.06.2015 года внёс поправки в Жилищный кодекс РФ, согласно которым появилась норма о праве собственников помещений в МКД, определить и установить размер вознаграждения совету дома. Данная норма вызвала многочисленные вопросы у управляющих компаний, связанных с порядком выплаты вознаграждения и угрозе рисков по исчислению и уплате налогов, взносов и сборов. Постараемся во всем разобраться.
Подробнее об изменениях в жилищное законодательство, которые внёс ФЗ №176,
5 существенных изменений в лицензионные требования для УК.
Что из себя представляет совет дома и для чего или для кого он нужен
Собственники помещений в МКД должны создать совет многоквартирного дома, если в нём не создано товарищество, жилищный кооператив или специализированный потребительский кооператив (п.1 ст.161 ЖК РФ).
Если собственники помещений не захотели или из-за своей пассивности, как это часто бывает, не избрали совет МКД, орган местного самоуправления в течение 3 месяцев должен созвать ОСС. В повестку дня этого собрания нужно включить вопросы об избрании в этом МКД совета дома вместе с его председателем (п.2 ст.161.1 ЖК РФ).
По действующему законодательству, каждый МКД должен иметь свой совет дома вместе с председателем, если при доме не создано товарищество или иной жилищный специализированный кооператив.
Компетенция и функции совета МКД
Для чего или для кого создаётся совет МКД? Безусловно, для защиты интересов собственников помещений в этом доме. И это подтверждается компетенцией совета дома, к которой относятся функции по контролю над оказанием услуг, выполнением работ по управлению МКД, содержанием и ремонтом общего имущества в доме, а также над качеством предоставляемых коммунальных услуг населению (пп.5 п.5 ст.161.1 ЖК РФ).
Таким образом, к функциям совета дома относится контроль деятельности управляющей компании, в частности, исполнения ей договора управления и качества предоставляемых услуг.
Читайте также Управляющие компании будут наказывать большим рублём и лишать лицензии за недобросовестную работу.
Должны ли собственники жилья платить совету МКД?
В Жилищном Кодексе прописана обязанность собственников жилья создать совет МКД в любом случае, если только в нём не создано товарищество. До 30 июня 2015 года в жилищном законодательстве не было ни слова про выплату вознаграждения председателю и членам совета МКД. Но с 30 июня 2015 года в силу вступили поправки в ЖК РФ, внесённые ФЗ №176 от 29.06.2015.
Эти поправки определили порядок установления размера и выплаты вознаграждения совету дома. В соответствии с п.8.1 ст.161.1 ЖК РФ общее собрание собственников жилья может принять решение о выплате вознаграждения председателю и членам совета МКД.
В таком случае решение должно включать в себя:
- условия и порядок выплаты вознаграждения;
- порядок определения и установления размера вознаграждения.
Собственники имеют право, но не обязаны определять, устанавливать и платить совету дома вознаграждение! Общее собрание может определить порядок и размер выплаты совету МКД, если их решение будет одобрено большинством голосов от общего количества участников ОСС.
Должна ли управляющая компания платить вознаграждение совету МКД, если такое решение принято на общем собрании собственников помещений в доме?
Ответ отрицательный: не должна. Перечень обязанностей УК закреплён в ст.161 и 162 ЖК РФ. И в этот список не входит обязанность управляющей компании по уплате вознаграждения председателю и членам совета дома.
Кроме того, существуют Правила осуществления деятельности по управлению МКД, которые утверждены Постановлением Правительства РФ №416 от 15 мая 2013 года. В пп.«з» п.4 Правил сказано, что УК обязана обеспечить только лишь участие представителей собственников помещений в МКД, то есть совета дома, в осуществлении контроля за качеством предоставляемых услуг и работ. Обязанности совета дома не зависят от выплаты вознаграждения, то есть его может и не быть.
Обратимся также к составу минимального перечня работ и услуг, порядок оказания и выполнения которых установлен Постановлением Правительства РФ №290 от 3 апреля 2013 года. В этом перечне не говорится про начисление и выплату вознаграждения совету МКД. Согласно всем действующим нормативно-правовым актам, управляющая компания может на законном основании отказать собственникам помещений в МКД в выплатах вознаграждения совету, если УК не согласится с условиями, выдвинутыми ей и установленными на ОСС.
Как оформить сбор средств для выплаты вознаграждения совету МКД через УК?
При принятии решения о выплате вознаграждения совету МКД через управляющую компанию собственники жилья должны отразить в документе:
- передачу полномочий управляющей компании, чтобы она могла от имени и за счёт собственников выплачивать совету дома вознаграждения в размере и на условиях, установленных решением ОСС;
- порядок выставления собственникам платы, которая потом будет перечисляться совету МКД в качестве вознаграждения. Плата может быть оформлена отдельным платёжным документом или выделена в общей платёжке отдельной строчкой;
- перечень лиц с указанием ФИО, которым будет выплачиваться вознаграждение: все члены совета МКД или только председатель;
- размер вознаграждения каждому члену совета дома или только его председателю;
- периодичность выплат совету дома;
- порядок и сроки предоставления управляющей компанией собственникам помещений отчёта о средствах, начисленных, собранных и перечисленных совету МКД (ст.1008 ГК РФ);
- размер вознаграждения управляющей компании за оказание услуг собственникам по сбору и выплатам вознаграждения совету дома.
В роли кого выступает УК при выплатах совету МКД?
Во взаимоотношениях между собственниками помещений и советом МКД управляющая компания выступает своего рода агентом или посредником (п.1 ст.1005 ГК РФ). Хотя ст.1006 ГК РФ не содержит требования об обязательном наличии в агентском договоре пункта о размере вознаграждения, но собственники помещений должны оплатить его управляющей компании, поскольку принципал всегда платит своему агенту.
Для исключения угрозы претензии от проверяющих органов по правильности начисления и уплаты налогов и сборов нужно обязательно указывать в решении собственников помещений размер агентского вознаграждения, который причитается управляющей компании. Также по решению ОСС управляющая компания, являясь агентом между собственниками и советом дома, должна предоставить жильцам доказательства расхода собранных средств (п.2 ст.1008 ГК РФ).
Какие налоги, взносы и сборы должна уплачивать УК при сборе средств с собственников помещений с последующими выплатами совету МКД?
Если управляющая компания выступает в качестве агента между собственниками помещений и советом МКД, то УК должна уплачивать:
- Налог на прибыль — с размера начисленного собственникам агентского вознаграждения (п.1 ст.248, п.1 ст.249 НК РФ). Суммы, начисленные собственникам в виде вознаграждения совету МКД, не облагаются налогом на прибыль (пп.9 п.1 ст.251 НК РФ).
- НДС — с размера агентского вознаграждения (пп.1 п.1 ст.146 ЖК РФ). Агент определяет налоговую базу как сумму дохода от вознаграждения при исполнении агентского договора (п. 1 ст.156 НК).
- Страховые взносы с выплаты совету дома не исчисляются и не уплачиваются. У управляющей компании, действующей в качестве агента от имени и за счет денежных средств собственников помещений, не возникает прав и обязанностей перед советом МКД (п.1 ст.1005 ГК РФ).
- НДФЛ оплачивается членами совета дома с суммы получаемого вознаграждения (п.1 ст.228 НК РФ). Совет МКД получает денежные средства от собственников помещений, поскольку договорных отношений между советом дома и УК не возникает (п.1 ст.1005 ГК РФ). Поэтому управляющая компания этот налог не уплачивает.
Может ли ГЖН проверять законность определения размера вознаграждения и порядок выплаты совету МКД управляющей компанией?
Прежде всего, необходимо отметить, что в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии, не осуществляется государственный жилищный надзор (п.7 ст.20 ЖК РФ).
Управляющие компании попадают под лицензионный контроль органов ГЖИ или ГЖН. При этом, у инспекторов ГЖН нет полномочий на проверку правильности проведения ОСС, на котором принимается решение по определению вознаграждения и его выплатам совету МКД (п.5 ст.20, п.2 ст.196 ЖК РФ).
Выплата вознаграждения совету дома не является для УК обязанностью, следовательно, на эти выплаты не распространяется действие п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности (Постановление Правительства РФ №1110 от 28 октября 2014 года). Значит, выплаты совету МКД не попадают под лицензионные требования, за нарушение которых грозит административный штраф.
Но из любого правила есть исключение. Например, когда условие о выплате вознаграждения совету МКД включено в договор управления. В этой ситуации при проведении плановой проверки управляющая компания может попасть под штраф.
Но внеплановые проверки по данному вопросу проводиться не могут даже в рамках лицензионного контроля. Дело в том, что к отношениям по лицензионному контролю применяются положения ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в котором не говорится про данные проверки (п.1 ст.196 ЖК РФ, пп.2 п.2 ст.10 ЖК РФ).
Теперь вы знаете, что из себя представляет совета дома, для чего и для кого он создаётся, кем избирается и кто платит ему вознаграждение.
Подробно этот вопрос рассматривался на нашем семинаре 1 декабря 2015 года.
Пост-релиз семинара «Последние изменения в жилищном законодательстве».
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!
5. Финансовое обеспечение деятельности совета многоквартирного дома.
»’Вознаграждение председателя и членов совета многоквартирного дома
Платить или не платить?»’
В России традиционно, за редким исключением , председатели жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья получают вознаграждение за свою работу на этой, по сути, выборной общественной должности за счет взносов членов этих организаций. Поскольку советы многоквартирных домов многие сравнивают с правлением ТСЖ или ЖСК, то часто возникают вопросы о том, может ли председатель совета дома получать вознаграждение, нужно ли ему платить и если да, то как это делать.
Жилищный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы создания и деятельности совета многоквартирного дома, не содержит норм, прямо устанавливающих или прямо запрещающих выплату вознаграждения председателю и членам совета многоквартирного дома.
Члены совета дома выбираются собственниками помещений из своих рядов. Члены совета дома и его председатель – не люди со стороны, не наемные работники, а такие же собственники квартир, как и все остальные: «первые среди равных». Выполняя возложенные на них законом функции по подготовке предложений по содержанию и ремонту дома и контролю за выполнением работ и оказанием услуг управляющей организацией, члены совета дома и его председатель работают, в том числе, и для себя, а не только для своих соседей. То есть совет дома – это деятельность собственников помещений для всех собственников помещений. Таким образом, по смыслу норм Жилищного кодекса деятельность совета дома является общественной, непредпринимательской, добровольческой.
Когда задачи, связанные с деятельностью совета многоквартирного дома, распределены между многими людьми (членами совета, комиссий собственников помещений, активистами), и все хорошо организовано, работа в совете многоквартирного дома не занимает слишком много времени у отдельного человека. Поэтому она может выполняться в свободное от профессиональной деятельности время и на добровольческой основе.
В тоже время собственники помещений на общем собрании вправе принять решение о вознаграждении председателя и членов совета многоквартирного дома и определить способ выплаты такого вознаграждения. Это решение может быть принято в том числе и потому, что в настоящее время активность собственников помещений в принятии на себя забот о собственном многоквартирном доме не очень высока, и бывает непросто найти добровольцев, желающих потрудиться в совете дома, особенно без оплаты.
Проблема с выплатой вознаграждения членам совета дома заключается в том, что законодательство в настоящее время не предусматривает возможность коллективу собственников помещений в доме, не имеющему собственного юридического лица (ТСЖ или ЖСК) иметь счет в банке, на который могли бы поступать взносы собственников помещений для финансирования деятельности совета дома и с которого можно было бы выплачивать вознаграждение и оплачивать другие расходы совета.
Есть ли законные способы оплачивать работу членов совета дома или его председателя? Проще сказать, как нельзя выплачивать вознаграждение председателю совета МКД.
Прежде всего, нельзя включить вознаграждение председателю совета дома в размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом с последующей выплатой вознаграждения председателю управляющей организацией.
Собственники помещений ежемесячно платят управляющей организации за выполнение ею работ и услуг по договору управления. Деятельность совета дома и ее председателя не является услугой управляющей организации. Это самостоятельная деятельность выборного органа собственников помещений. Если управляющая организация соглашается платить председателю совета дома, она должна заключить с ним договор – трудовой договор или договор оказания услуг, иначе у нее нет законных оснований для выплаты председателю вознаграждения. Но председатель правления не вправе оказывать услуги управляющей организации, он представитель другой стороны договора управления.
Получается ситуация, когда председатель совета дома, чья законная обязанность – осуществлять в составе совета дома и в интересах собственников помещений контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по договору управления, на практике осуществляет этот контроль за деньги, выплачиваемые самой управляющей организацией на основании договора с ней. Налицо явный конфликт интересов. Председатель совета дома, который по закону является представителем собственников, становится наемным работником управляющей организации, и получает от неё деньги за то, чтобы он контролировал её же работу. В этой ситуации председатель совета дома – «двойной агент», что нарушает букву и дух закона.
Члены совета многоквартирного дома и его председатель не должны каким-либо образом зависеть от управляющей организации, не должны иметь с ней иных отношений, кроме как предусмотренных договором управления отношений заказчиков (собственников помещений) и исполнителя услуг и работ (управляющей организации). Если управляющая организация будет платить председателю совета дома, то:
• контроль выполнения управляющей организацией обязательств по договору управления со стороны председателя правления перестает быть объективным;
• плата, перечисляемая управляющей организацией председателю совета дома, который должен её контролировать, будет иметь характер подкупа.
Председатель и члены и совета многоквартирного дома, которые по закону выбраны собственниками помещений от их имени контролировать работу управляющей организации, не могут получать вознаграждение за свою деятельность от управляющей организации в связи с явным конфликтом интересов.
Не может также использоваться такой способ вознаградить председателя совета многоквартирного дома как принятие решения общим собранием собственников помещений об освобождении председателя совета дома от платы за содержание и ремонт жилого помещения (а иногда и от оплаты коммунальных услуг) по договору управления многоквартирным домом.
Согласно законодательству плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается общим собранием собственников помещений с учетом предложения управляющей организации при заключении договора управления на срок не менее одного года и пересматривается в порядке, предусмотренном этим же договором. Такая плата должна покрывать затраты управляющей организации и обеспечивать ей прибыль. Освобождение председателя совета дома от платы означает, что соответствующая доля стоимости услуг и работ управляющей организации остается не оплаченной.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт устанавливается в расчете на один кв. метр общей площади помещений и подлежит внесению всеми собственниками и пользователями помещений, исходя из размера жилого помещения, на счет управляющей организации. За невнесение указанной платы с должника взимаются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Все выше приведенные выдержки из Жилищного кодекса означают, что отношения, связанные с оплатой услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются между управляющей организацией и каждым отдельным собственником помещения в многоквартирном доме на одинаковых условиях. В свою очередь, это означает, что общее собрание собственников не имеет права принимать решение о том, что кто-либо из собственников, например, председатель совета дома, освобождается от внесения управляющей организации платы, установленной на основании договора управления. Такое решение создает неравные условия для собственников помещений в доме. Управляющая организация также не может освободить председателя совета дома от платы за содержание и ремонт общего имущества, поскольку условия договора управления должны быть одинаковы для всех собственников.
К тому же, как было указано выше, за счет платы собственников помещений по договору управления покрываются затраты, риски и прибыль управляющей организации, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в доме. Если кто-то из собственников прекращает платить управляющей организации, она будет нести убытки, и это отразится на качестве содержания и ремонта общего имущества. Проблему не разрешит и приятие общим собранием собственников решения повысить размер установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения остальных собственников для компенсации выпадающих доходов в связи с освобождением председателя совета дома от платы. Такое решение нарушает требование законодательства об одинаковых условиях договора управления для всех собственников помещений, поэтому общее собрание не вправе принять это решение.
Что касается освобождения председателя совета дома от оплаты коммунальных услуг, то это просто недопустимо. Во-первых, плата за коммунальные услуги подлежит внесению всеми собственниками и пользователями помещений. Её невнесение кем-либо из собственников будет означать возникновение задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями. При непогашении задолженности управляющая организация имеет право отключить должника от некоторых коммунальных услуг (например, горячего водоснабжения, электроснабжения). Либо управляющая организация будет возмещать расходы на погашение долгов перед коммунальными предприятиями за счет сокращения объемов и снижения качества работ по содержанию и ремонту дома. Во-вторых, собственники помещений не имеют ни права, ни возможности компенсировать управляющей организации выпадающий доход за счет повышения размера платы других собственников за коммунальные услуги, поскольку тарифы на коммунальные услуги устанавливаются регулирующими органами субъектов Российской Федерации, а расчет размера платы – Правилами предоставления коммунальных услуг. В-третьих, функции председателя совета дома выполняет один человек, а коммунальные услуги потребляют все члены его семьи. Поскольку коммунальные услуги, как и содержание и ремонт общего имущества в доме, оплачиваются не индивидуально, а за все потребление в помещении, то вычленить индивидуальную долю оплаты коммунальных услуг, приходящуюся на председателя совета дома, нереально. Таким образом, нельзя допускать освобождения председателя совета дома от оплаты коммунальных услуг.
Собственники помещений в доме не вправе принимать решение об освобождении председателя совета дома (и членов совета) от внесения платы по договору управления многоквартирным домом.
Если общее собрание все же примет решение об установлении вознаграждения председателю совета дома, то сегодня нет возможности сделать это в соответствии с законодательством. Между собственниками помещений и председателем совета дома не может быть заключен ни трудовой договор, ни гражданско-правовой договор (договор возмездного оказания услуг). Председатель совета – не наемный работник для своих соседей, а выборное лицо, его деятельность не имеет профессионального или предпринимательского характера, его функции и полномочия устанавливаются не соглашением с собственниками, а нормами Жилищного кодекса.
Остается только путь внесения добровольных взносов собственниками помещений для финансирования деятельности совета дома, за счет которых будет выплачиваться вознаграждение председателю совета в соответствии с решением общего собрания. Такие взносы могут вноситься:
1) на счет в банке, открытый председателем совета МКД на свое имя (счет физического лица);
2) в общественную кассу (в «шапку»).
И в том, и другом случае взносы собственников можно рассматривать только как добровольные (закон не устанавливает таких взносов). Полнота и своевременность внесения взносов собственниками зависят только от их доброй воли и порядочности.
При создании общественной кассы для сбора наличных средств собственникам помещений можно также рекомендовать выбрать общественного кассира, который не является членом совета дома. Кассир должен отчитываться перед общим собранием собственников помещений о поступлении и расходовании средств общественной кассы.
Если председатель совета дома получает вознаграждение за свою работу в совете он, выполняя требования налогового законодательства, должен подавать декларацию о доходах в налоговую инспекцию и самостоятельно уплачивать подоходный налог.
>Создание общественной кассы, внесение собственниками взносов для ее формирования, расходование общественных средств основываются на добровольности и доверии.
Финансирование мероприятий совета многоквартирного дома.
Помимо вознаграждения председателю (и членам) совета дома, которое может устанавливать решением общего собрания собственников помещений, может возникнуть необходимость в финансировании со стороны собственников других расходов, связанных с деятельностью совета дома – выполнением отдельных функций совета, с проведением заседаний совета и других мероприятий. Например, для подготовки предложений для общего собрания собственников помещений по планированию и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества и подготовке заключения по условиям проектов договоров управления наверняка потребуется достаточно большое количество бумаги, канцелярские принадлежности. Будут также расходы на копирование документов, на телефонные переговоры и т.д. Расходы могут возникнуть и у комиссий собственников помещений.
Как и в отношении вознаграждения председателю совета дома, закон не установил возможности и порядка создания какого-либо фонда или кассы для сбора средств на расходы, связанные с осуществлением деятельности совета дома. Совет дома не является юридическим лицом, у него не может быть своего расчетного счета. Совет не может заключить с собственниками помещений договор на возмещение расходов, связанных с деятельностью совета, поскольку сам совет не представляет собой организацию, а избранные собственниками члены совета дома не могут вступать с собственниками в договорные отношения, не нарушив закон.
Поэтому создание общественной кассы для сбора средств на возмещение расходов, связанных с деятельностью совета дома возможно только на добровольных началах, без возможности воздействовать на собственников, которые не хотят участвовать в формировании «фонда совета дома». При этом членам совета дома придется предусмотреть порядок сбора, хранения и расходования средств из такого фонда (общественной кассы), предоставления финансовых отчетов собственникам помещений, чтобы уменьшить риск подозрений в недобросовестном использовании советом дома, его председателем общественных средств. Возможно, заботу об «фонде совета» стόит возложить, например, на финансовую комиссию собственников или избранного общим собранием общественного кассира.
Еще одним возможным вариантом обеспечения деятельности совета дома является включение в перечень работ и услуг управляющей организации по договору управления многоквартирным домом «предоставление офисных услуг», включая, например, набор на компьютере, печатание, копирование по заданию совета многоквартирного дома объявлений, информационных и отчетных материалов, анкет и других документов, обеспечение совета дома канцелярскими принадлежностями, телефонной связью и др.
Для того, чтобы заказать такую «офисную услугу» и определить, сколько она будет стоить, а затем действительно воспользоваться ею, совету многоквартирного дома необходимо составить детальный годовой план своей работы (и работы комиссий собственников), для каждого пункта плана оценить, какие документы, какого объема и в каком количестве экземпляров будут подготавливаться (или использоваться) советом. Собрать сведения о стоимости компьютерной печати, копирования документов на рынке услуг, стоимости канцелярских материалов и т.д. Иначе говоря, разработать не только план работы совета, но и смету расходов для реализации этого плана. Затем на основании этой информации предварительно договориться с управляющей организацией об объеме и стоимости офисных услуг, определить, сколько они будут стоить в расчете на 1 кв. метр площади помещений собственников в месяц. После чего подготовленное предложение об обеспечении деятельности совета путем заказа офисных услуг управляющей организации можно выносить на рассмотрение общим собранием собственников помещений. Если собственники принимают соответствующее решение, совет дома может пользоваться дополнительной услугой управляющей организации в рамках договора управления домом. Детализированное описание услуги и ее количественных характеристик (количества набранных на компьютере страниц, количество напечатанных страниц, количество копий и т.д.) обеспечивает совету возможность получить заказанную и оплаченную собственниками услугу в полном объеме.
Заказ управляющей организации офисных услуг в сочетании с добровольческой деятельностью членов совета может снять проблему с финансированием собственниками помещений деятельности совета дома.
Возможно, активная работа совета многоквартирного дома и вовлечение большинства собственников помещений в процесс подготовки и принятия решений по управлению общим имуществом приведет к созданию товарищества собственников жилья. В этом случае у собственников помещений появится законная возможность выплачивать вознаграждение тем людям, которые занимаются текущей работой по управлению домом (председателю и членам правления товарищества), и оплачивать расходы, связанные с деятельностью правления. Эти расходы покрываются за счет взносов собственников помещений, размер которых определяется утвержденной общим собранием сметой расходов товарищества, а оплата производится с расчетного счета юридического лица, контролируемого самими собственниками помещений в доме. Возможность иметь «счет дома» и контролировать расходование средств — одно из основных преимуществ товарищества собственников жилья перед способом управления управляющей организацией.
Назад
Оглавление
Администрация г. Иваново
Источник фото: https://www.pexels.com/
Тема уплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома затрагивалась нами неоднократно, в т.ч. вопрос о необходимости уплаты налогов и страховых взносов с такого вознаграждения. Статьи на эту тему размещены здесь и здесь.
На сегодняшний день позиция Минфина России не изменилась.
Как и прежде он считает, что если общим собранием собственников дома принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации от собственников жилья, то в данном случае, несмотря на то, что трудовые отношения у председателя совета МКД возникают с собственниками помещений в МКД, именно управляющая организация выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждения указанному лицу, и, соответственно, является страхователем, а председатель совета МКД — застрахованным лицом в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Не изменилось мнение министерства и по поводу уплаты НДФЛ.
Минфин России полагает, что если общим собранием собственников дома принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации, то в данном случае управляющая организация выступает в качестве налогового агента и обязана исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять суммы налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.
Данные подходы к уплате страховых взносов и налоговых платежей приведены в Письме от 09.04.2020 N 03-04-05/28105.
Судебная же практика по данному вопросу и сейчас порой складывается в пользу управляющих организаций (см., например, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.01.2020 N Ф07-16026/2019 по делу N А05-1693/2019, Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 мая 2019 г. по делу № А71-169/2019), в связи с чем можно констатировать, что ясности в регулировании соответствующих отношений так и не прибавилось.
Но сегодня в статье мы хотели бы затронуть несколько иные аспекты, связанные с уплатой вознаграждения председателю совета многоквартирного дома, а именно ситуацию, когда собственники помещений МКД на общем собрании приняли решение о возложении на управляющую организацию обязанностей по начислению, сбору и выплате председателю совета многоквартирного дома вознаграждения за счет средств собственников помещений, которые они будут вносить управляющей организации на основании выставляемых ею платежных документов, в которых отдельной строкой будет указан вид платы «вознаграждение председателю совета многоквартирного дома».
После ознакомления с таким решением общего собрания собственников у управляющей организации возникает закономерный вопрос о том, каким образом оформить отношения по выплате председателю совета МКД вознаграждения, ведь жилищное законодательство не содержит никаких прямых указаний на этот счет, ограничившись в ч. 8.1. ст. 161.1. Жилищного кодекса РФ требованием о том, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выплате вознаграждения председателю совета МКД должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.
В п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ указано, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Следовательно, для того, чтобы у управляющей организации возникла обязанность осуществлять действия по начислению вознаграждения председателю совета многоквартирного дома, сбору и перечислению ему собранных средств, недостаточно одного только решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, необходимо еще и согласие самой управляющей организации на осуществление данных действий на предложенных собственниками условиях, а также заключение договора, предусматривающего их выполнение (или расширение круга обязанностей управляющей организации по действующему договору управления многоквартирным домом путем включения в него дополнительных условий, если изначально условиями такого договора не предусматривалось наделение управляющей организации дополнительными обязанностями только по решению общего собрания собственников помещений без подписания дополнительного соглашения к договору управления).
Проведенный нами анализ судебной практики по спорам, связанным с уплатой вознаграждения председателю совета МКД управляющей организацией за счет поступивших от собственников помещений денежных средств на указанные цели, позволяет сделать вывод о том, что для оформления соответствующих отношений используются в основном такие договоры как:
Договор управления многоквартирным домом (в него включаются условия об обязанностях управляющей организации осуществлять начисление, сбор и выплату вознаграждения председателю совета многоквартирного дома);
Агентский договор, по условиям которого управляющая организация выступает агентом собственников помещений в многоквартирном доме, который по поручению, от имени и в интересах собственников помещений многоквартирного дома осуществляет сбор и перечисление вознаграждения председателю совета многоквартирного дома за счет денежных средств, полученных от собственников помещений (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2019 N 304-КГ18-25750 по делу N А27-23844/2017);
Договор возмездного оказания услуг, согласно предмету которого уполномоченный представитель (Председатель совета МКД) обязуется представлять интересы всех собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с полномочиями, предоставленными собственниками помещений в МКД, а управляющая организация обязуется оплачивать оказанную услугу в размере, утвержденном протоколом общего собрания собственников на текущий год (см. например, Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 29.03.2018 по делу N 33-2345/2018).
Следует отметить, что по мнению Минстроя России, изложенному в Письме от 29.09.2015 N 32395-ОГ/04, наиболее приемлемым является вариант выплаты вознаграждения, при котором договором управления
устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:
-
начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;
-
с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.
Таким образом, фиксируются обязательства управляющей организации перед собственниками помещений по распоряжению по их поручению денежными средствами на определенную цель. При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома, только собственники помещений (контрагенты по договору управления) вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения (согласно пп. 5 п. 8 ст. 161.1 ЖК РФ председатель совета МКД может выступать по таким спорам по доверенности).
Приведенное мнение Минстроя России о том, что именно договором управления многоквартирным домом на управляющую организацию могут быть возложены дополнительные обязанности, связанные с начислением, сбором, выплатой вознаграждения председателю совета многоквартирного дома разделяют и некоторые суды (см., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2016 N Ф03-5727/2016 по делу N А51-10495/2016, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 N 07АП-10192/2017 по делу N А27-9838/2017).
Кроме того, суды отмечают, что для включения в платежный документ, выставляемый собственникам помещений в многоквартирном доме для целей внесения ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги, отдельной строки «вознаграждение председателю совета многоквартирного дома» необходимо, чтобы соответствующая возможность была предусмотрена условиями договора управления многоквартирным домом, иначе соответствующие действия управляющей организации признаются незаконными, поскольку п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, допускает размещение в платежном документе только тех сведений, которые прямо перечислены в названном пункте, а также сведений, включение которых в платежные документы предусмотрено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в рассматриваемом нами случае — договором управления многоквартирным домом (см., например, уже упомянутое выше Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2016 N Ф03-5727/2016 по делу N А51-10495/2016).
С учетом изложенного, можно сделать вывод, что урегулировать отношения, связанные с начислением, сбором и выплатой вознаграждения председателю совета многоквартирного дома с привлечением управляющей организации можно путем включения в договор управления следующих условий об обязанностях управляющей организации по начислению, сбору и выплате председателю совета МКД вознаграждения, в т.ч. об обязанности управляющей организации ежемесячно (или с иной периодичностью) осуществлять действия:
-
по начислению вознаграждения председателю совета многоквартирного дома в размере, утвержденном общим собранием собственников помещений МКД (Протокол № _ от ___),
-
по выставлению в платежных документах, представляемых собственникам помещений в многоквартирном доме для целей внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, отдельной строкой платы в целях выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома в размере, утвержденном общим собранием собственников помещений многоквартирного дома (Протокол № _ от __). Указанное вознаграждение не входит в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги и оплачивается собственниками помещений дополнительно к указанным видам платы.
-
по выплате вознаграждения председателю совета многоквартирного дома путем _________________ (в этом условии нужно указать, каким способом будут перечисляться/выдаваться денежные средства председателю совета МКД, например, путем перечисления денежных средств на счет председателя совета многоквартирного дома, реквизиты которого должны быть предоставлены им управляющей организации путем _______________ не позднее ______________) в размере поступивших от собственников помещений многоквартирного дома денежных средств в целях выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома.
Также в договор управления необходимо включить следующие условия:
-
о том, кто, в какие сроки и каким способом обязан уведомить управляющую организацию о прекращении конкретным лицом осуществления полномочий председателя совета многоквартирного дома и о выборе нового председателя совета МКД;
-
о том, что в случае принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения об изменении размера вознаграждения председателю совета МКД, управляющая организация принимает на себя обязательства начислять такое вознаграждение в измененном размере с даты, указанной в решении собственников помещений, без внесения дополнительных изменений в договор управления;
-
о последствиях не уведомления (несвоевременного) уведомления управляющей организации о прекращении полномочий председателя совета МКД, о его переизбрании, об изменении реквизитов его банковского счета, об изменении размера вознаграждения и т.д.;
-
о том, начисляются ли пени собственникам помещений, несвоевременно или не в полном объеме внесшим плату в целях выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома, и если начисляются, то в каком размере. Кроме того, если принято решение о начислении пени, то необходимо указать, что их размер указывается управляющей организацией в платежном документе, выставляемом собственникам помещений в многоквартирном доме для целей внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
-
о том, осуществляет ли управляющая организация работу по взысканию задолженности собственников помещений по внесению платы в целях выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома;
-
о том, уплачивается ли самой управляющей организации вознаграждение за действия по начислению, сбору и выплате председателю совета многоквартирного дома вознаграждения, если да, то в каком размере, в какие сроки/с какой периодичностью, каким способом и т.д.
На наш взгляд, управляющей организации, получившей протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, на котором было принято решение о поручении ей осуществления действий по начислению, сбору и выплате вознаграждения председателю совета МКД, необходимо подготовить дополнительное соглашение к договору управления многоквартирным домом, в котором изложить все существенные условия, касающиеся порядка исполнения ею обязанностей, связанных с начислением и выплатой вознаграждения председателю совета МКД, и обеспечить его подписание в том порядке, который установлен условиями действующего договора управления многоквартирным домом для внесения в него изменений.
Если действующим договором управления МКД не установлен какой-то специальный порядок внесения в него изменений (подписания дополнительных соглашений к нему), то управляющей организации необходимо инициировать общее собрание собственников помещений для целей утверждения условий дополнительного соглашения к договору управления многоквартирным домом, в котором будут отражены приведенные выше условия, связанные с вознаграждением председателю совета многоквартирного дома.
Какие еще нюансы необходимо учесть управляющей организации при начислении и получении платы для целей выплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома читайте во второй части статьи.
Продолжение следует…
Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «Закрытую ветку-2021». Заявка здесь.
Вопрос: О страховых взносах при выплате вознаграждения председателю и членам совета многоквартирного дома, а также дворникам и уборщикам подъездов.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу об обложении страховыми взносами вознаграждения, выплачиваемого членам совета многоквартирного дома (далее — МКД), в том числе председателю совета МКД, а также дворникам и уборщикам подъездов, и сообщает.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), производимые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 422 Налогового кодекса в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не подлежат включению любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
Согласно положениям пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ) лица, осуществляющие деятельность по трудовым договорам, являются застрахованными лицами по всем видам социального страхования: по обязательному пенсионному страхованию, обязательному медицинскому страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А лица, выполняющие работы, оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам, отнесены к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию и не являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Частью 1 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) предусмотрено, что в случае, если в МКД не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет МКД из числа собственников помещений в данном доме.
Согласно нормам частей 2 и 3 статьи 161 и части 6 статьи 161.1 Жилищного кодекса на общем собрании собственников помещений в МКД выбирается способ управления МКД (в том числе через управляющую организацию), а также из числа членов совета МКД избирается председатель совета МКД.
Исходя из положений части 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета МКД, в том числе председателю совета МКД, которое должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.
При принятии решения о выплате вознаграждения председателю совета МКД и членам совета МКД собственники исходят из перечня полномочий, относящихся к компетенции указанных лиц, которые установлены частями 5, 7 и 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса.
При этом положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.
Учитывая вышеупомянутые положения части 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса, в договоре управления МКД, заключаемом собственниками помещений в МКД с управляющей организацией, помимо перечня услуг и видов работ, которые осуществляются управляющей организацией, также могут устанавливаться дополнительные обязанности управляющей организации, в том числе и обязанность по начислению и выплате указанного вознаграждения председателю совета МКД и членам совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации от собственников помещений в МКД.
Таким образом, если общим собранием собственников дома принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД и членам совета МКД управляющей организацией за счет денежных средств, поступивших на счет данной организации от собственников жилья, то в данном случае управляющая организация выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждения указанным лицам, и, соответственно, является страхователем, а председатель совета МКД и члены совета МКД — застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Следовательно, трудовые отношения у председателя совета МКД и членов совета МКД возникают с собственниками помещений в МКД, а управляющая организация является плательщиком страховых взносов с сумм вознаграждений, производимых ею в пользу указанных застрахованных в системе обязательного социального страхования лиц в рамках трудовых отношений на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 419 и подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса, в силу договора управления МКД, в котором собственники помещений в МКД уполномочили управляющую организацию от своего имени производить выплаты и вознаграждения председателю совета МКД и членам совета МКД и, соответственно, начислять на данные выплаты страховые взносы.
При этом отмечаем, что в соответствии со статьей 16 Трудового кодекса трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Кроме того, считаем, что источником уплаты страховых взносов должны являться денежные средства собственников помещений в МКД и предусматриваться решением общего собрания собственников в расходах, предназначенных для выплаты вышеуказанного вознаграждения.
Что касается оплаты работ (услуг) дворников и уборщиков подъездов, то факт выполнения ими работ (оказания услуг) соответствует признакам договора возмездного оказания услуг, предусмотренным статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, вознаграждения, выплачиваемые в пользу дворников и уборщиков подъездов в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и страховыми взносами на обязательное медицинское страхование и не облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В связи с этим указанные дворники и уборщики подъездов, не являющиеся застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ, не вправе получать социальное обеспечение по данному виду социального страхования (пособия по временной нетрудоспособности и другие пособия, предусмотренные Федеральным законом N 255-ФЗ).
Кроме того, уплата страховых взносов с выплат указанным лицам в рамках гражданско-правовых договоров производится в порядке, аналогичном вышеупомянутому в части уплаты страховых взносов с выплат председателю совета МКД и членам совета МКД.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
Согласно ч. 8.1 ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома (далее — МКД). Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.
При этом выплата вознаграждения председателю совета МКД не может быть за счет средств, собираемых по статье «содержание и ремонт общедомового имущества».
В соответствии с ч.2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая, что указанный выше перечень является исчерпывающим, средства, полученные по статье «содержание и ремонт» являются целевыми и могут быть израсходованы только на те цели, которые прямо указаны в ст. 154 Жилищного кодекса РФ. Расходование указанных средств на выплату вознаграждения председателю совета МКД является нецелевым и преследуется по закону.
Вознаграждение председателю совета МКД может быть выплачено только за счет дополнительных взносов собственников. Решение об этом принимается на общем собрании, на котором также устанавливается размер взносов, и порядок выплаты указанного вознаграждения.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ издано письмо от 29.09.2015 № 32395-ОГ/04, в котором разъяснены положения ч. 8.1 ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ.
По мнению Минстроя России, наиболее приемлемым является следующий вариант выплаты вознаграждения: договором управления с управляющей организацией устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:
— начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;
— с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.
Таким образом, фиксируются обязательства управляющей организации перед собственниками помещений по распоряжению по их поручению денежными средствами на определенную цель. При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома, только собственники помещений (контрагенты по договору управления) вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения (согласно подпункту 5 пункта 8 статьи 161.1 ЖК РФ председатель совета МКД может выступать по таким спорам по доверенности).
При подобной организации правоотношений поступление денежных средств по статье «Вознаграждение председателю совета МКД» при надлежащей организации раздельного учета не подлежит налогообложению на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Управляющая организация не является налоговым агентом по НДФЛ и плательщиком страховых взносов, так как не признается источником выплат, не начисляет вознаграждение. Члены и председатель совета многоквартирного дома самостоятельно уплачивают НДФЛ.
Разъясняет помощник Сухоложского городского прокурора Прокина Н.А.
Анализ правоприменительной деятельности показывает, что спорным моментом является вопрос оплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома (далее по тексту – МКД).
К примеру, 14 апреля 2022 года Шестой кассационный суд общей юрисдикции рассмотрел гражданское дело по иску нанимателя одного из МКД г. Димитровграда к ООО «УК Город» (определение по делу № 88-8404/2022).
Собственниками помещений одного из МКД в 2018 году было проведено общее собрание, решением которого стало установление председателю совета дома вознаграждения в размере 1,82 руб./кв. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме выплата вознаграждения осуществляется управляющей организацией, которая выступает в качестве уполномоченного лица собственника МКД для реализации решения о выплате вознаграждения. Указанная выплата осуществляется ежемесячно.
Наниматель одного из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, получив платежный документ (квитанцию), и оплатив, в том числе вознаграждение председателю совета МКД, указанному отдельной строкой в квитанции, обратился с претензией в управляющую организацию.
В досудебном порядке наниматель требовал от ООО «УК «Город» исключить из платежных документов вознаграждение председателю совета МКД, на что был получен отказ.
В связи с чем, наниматель обратился в суд, мотивировав исковые требования тем, что обязанность по оплате услуги «вознаграждение председателю совета дома» должна быть возложена на собственника квартиры, а не на проживающего в ней нанимателя. Кроме того, данная обязанность не прописана в договоре социального найма.
В исковом заявлении истец просил: признать незаконными действия управляющей компании по начислению на его лицевой счет суммы 3 268 рублей за услугу «вознаграждение председателю совета дома»; взыскать с УК оплату услуги за один месяц — 81 рубль, компенсацию морального вреда — 5 000 рублей и штраф; обязать УК не выставлять услугу «вознаграждение председателю совета дома» к оплате и списать с лицевого счета уже накопившуюся задолженность.
Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанции с позицией истца не согласились, отказав ему в удовлетворении исковых требований.
При разрешении настоящего дела суды исходили из того, что квартира по договору найма фактически передана ее собственником во владение и пользование истцу, который в ней фактически проживает и пользуется общим имуществом многоквартирного дома и, в связи с тем, что собственниками многоквартирного дома было принято решение об установлении вознаграждения председателю совета МКД, наниматель обязан полностью и своевременно вносить оплату предусмотренных платежей и взносов, включая данное вознаграждение.
Однако Шестой кассационный суд общей юрисдикции не согласился с указанными решениями судов первой и апелляционной инстанции и отменил их, указав следующее.
Деятельность членов совета МКД направлена на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме, установленное вознаграждение оплачивается членам совета дома и (или) председателю совета за деятельность, осуществляемую в интересах собственников. Из этого следует, что такое вознаграждение подлежит оплате лицами, владеющими помещениями в указанном многоквартирном доме на праве собственности, принятые собственниками на себя обязательства по выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома и (или) председателю совета, учитывая основания их возникновения, являются обязательством собственника, а не нанимателя по договору социального найма жилого помещения. Кроме того, установленная плата не является составляющей платы за жилое помещение и коммунальные услуги и не может быть возложена на нанимателя без его согласия.
Обязан ли наниматель квартиры оплачивать вознаграждение председателю совета многоквартирного дома? Сухоложская городская прокуратура
Разъясняет помощник Сухоложского городского прокурора Прокина Н.А.
Анализ правоприменительной деятельности показывает, что спорным моментом является вопрос оплаты вознаграждения председателю совета многоквартирного дома (далее по тексту – МКД).
К примеру, 14 апреля 2022 года Шестой кассационный суд общей юрисдикции рассмотрел гражданское дело по иску нанимателя одного из МКД г. Димитровграда к ООО «УК Город» (определение по делу № 88-8404/2022).
Собственниками помещений одного из МКД в 2018 году было проведено общее собрание, решением которого стало установление председателю совета дома вознаграждения в размере 1,82 руб./кв. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме выплата вознаграждения осуществляется управляющей организацией, которая выступает в качестве уполномоченного лица собственника МКД для реализации решения о выплате вознаграждения. Указанная выплата осуществляется ежемесячно.
Наниматель одного из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, получив платежный документ (квитанцию), и оплатив, в том числе вознаграждение председателю совета МКД, указанному отдельной строкой в квитанции, обратился с претензией в управляющую организацию.
В досудебном порядке наниматель требовал от ООО «УК «Город» исключить из платежных документов вознаграждение председателю совета МКД, на что был получен отказ.
В связи с чем, наниматель обратился в суд, мотивировав исковые требования тем, что обязанность по оплате услуги «вознаграждение председателю совета дома» должна быть возложена на собственника квартиры, а не на проживающего в ней нанимателя. Кроме того, данная обязанность не прописана в договоре социального найма.
В исковом заявлении истец просил: признать незаконными действия управляющей компании по начислению на его лицевой счет суммы 3 268 рублей за услугу «вознаграждение председателю совета дома»; взыскать с УК оплату услуги за один месяц — 81 рубль, компенсацию морального вреда — 5 000 рублей и штраф; обязать УК не выставлять услугу «вознаграждение председателю совета дома» к оплате и списать с лицевого счета уже накопившуюся задолженность.
Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанции с позицией истца не согласились, отказав ему в удовлетворении исковых требований.
При разрешении настоящего дела суды исходили из того, что квартира по договору найма фактически передана ее собственником во владение и пользование истцу, который в ней фактически проживает и пользуется общим имуществом многоквартирного дома и, в связи с тем, что собственниками многоквартирного дома было принято решение об установлении вознаграждения председателю совета МКД, наниматель обязан полностью и своевременно вносить оплату предусмотренных платежей и взносов, включая данное вознаграждение.
Однако Шестой кассационный суд общей юрисдикции не согласился с указанными решениями судов первой и апелляционной инстанции и отменил их, указав следующее.
Деятельность членов совета МКД направлена на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме, установленное вознаграждение оплачивается членам совета дома и (или) председателю совета за деятельность, осуществляемую в интересах собственников. Из этого следует, что такое вознаграждение подлежит оплате лицами, владеющими помещениями в указанном многоквартирном доме на праве собственности, принятые собственниками на себя обязательства по выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома и (или) председателю совета, учитывая основания их возникновения, являются обязательством собственника, а не нанимателя по договору социального найма жилого помещения. Кроме того, установленная плата не является составляющей платы за жилое помещение и коммунальные услуги и не может быть возложена на нанимателя без его согласия.