1) Понятие «социальный контроль»;
2) Функции социального контроля:
а) регулятивная функция;
б) воспитательная функция;
в) регламентирующая функция и др.
3) Формы социального контроля:
а) внутренний контроль (самоконтроль)
б) внешний контроль.
4) Виды внешнего социального контроля:
a) формальный контроль;
б) неформальный контроль.
5) Элементы социального контроля:
а) социальные нормы;
б) социальные санкции.
Обязательные пункты: 3, 4, 5.
1) Функция: Регулятивная.
Пример: Гражданин Ш. переходит автомобильную дорогу только на зеленый свет светофора, так как данное правило прописано в Административном Кодексе, то есть является правовой нормой.
2) Функция: Оценочная
Пример: Ученицы 1 класса нелестно высказались о своей однокласснице К. из-за ее короткой юбки, так как, по их мнению, мини-юбки в
этом сезоне немодные, то есть они оценили её внешний вид, опираясь на нормы моды с
COUUL
3) Функция: Трансляционная
Пример: Театр малочисленного коренного народа Б. принял в своих стенах школьный класс, показав ему традиционные занятия народа,
чтобы юные ученики могли ознакомиться с его культурой, ведущего и уважающего традиционный образ жизни
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопросы.
1) Обоснуйте, что значит внутренний социальный контроль? (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие социальные институты могут осуществлять социальный контроль в современном обществе? (Назовите любые три организации или учреждения.)
3) Проиллюстрируйте с помощью вышеперечисленных социальных институтов их действие в обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Всовокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трех различных организаций или учреждения.)
1) Обоснование: Внутренний социальный контроль подразумевает, что индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Он помогает личности осознанно соотносить свои действия с социальными нормами.
2) Социальные институты, которые могут осуществлять социальный контроль: Школа, семья, полиция.
3) Функции социального контроля: — Институт: Полиция.
Пример: Александр, гражданин РФ, совершил мелкую кражу в магазине, за что получил штраф от полиции, после чего он перестал заниматься подобной деятельностью.
— институт: семья.
Пример: Алексей в городе Казань подрался на прогулке, родители объяснили ему, что все проблемы можно решить с помощью разговора, так юноша усвоил элемент социального контроля—социальные нормы.
— Институт: Школа.
Пример: В 5 школе города Тюмень есть правило о том, что все ученики перед началом уроков повторяют гимн страны. Благодаря школе происходит реализация эффективного взаимодействия членов группы и сплочение их вокруг общих традиции и норм.
Вова рос в религиозной семье, однако связавшись с неблагополучной компанией, он регулярно стал употреблять алкогольные напитки, табачные изделия. Его родители стали беспокоиться за сына, разговаривать с ним на тему опасности вредных привычек, недопустимости грешного поведения. Дальние родственники, узнав о данной ситуации, также проявили желание исправить ситуацию и стали следить за Вовой, чтобы он соблюдал все установки правильной жизни.
Как называется социальный процесс, проиллюстрированный действиями родителей и родственников Вовы? Назовите основные формы данного процесса. Укажите, какие виды социальных санкций можно выделить в обществоведческой науке. Проиллюстрируйте примером ту форму данного процесса, которая не отображена в условии задания.
1) Понятие «социальный контроль»;
2) Элементы социального контроля:
а) социальная норма;
б) социальная санкция.
3) Понятие «социальная норма»
4) Виды социальных норм:
а) моральные нормы;
б) правовые нормы;
в) эстетические нормы и др.
5) Функции социальных норм:
а) оценочная функция;
б) моделирующая функция;
в) регулятивная функция и др.
6) Признаки социальных норм:
а) являются общими правилами;
б) имеют объективный характер;
в) имеют определенную иерархичность и др.
7) Связь социальных норм и социальных санкций.
Обязательные пункты плана 4, 5, 6.
1) Вид социальной санкции: позитивная формальная санкция.
Пример: Гражданка Л. перевыполнила месячный план по производству шнурков для обуви, за что работодатель выплатил ей премию к заработной плате.
2) Вид социальной санкции: негативная формальная санкция.
Пример: Гражданин Ш. не загрузил на сайт «Госуслуги» результат ПЦР теста на коронавирус COVID-19 после прибытия из-за границы, что стало причиной получения им административного штрафа.
3) Вид социальной санкции: позитивная неформальная санкция.
Пример: За красивый гол в ворота футбольной команды «Динамо» одноклубники похвалили гражданина Ш., сказав ему теплые слова.
1) Важность развития самоконтроля для формирования личности: Навыки самоконтроля способствуют целостному развитию личности, позводяют ей лучше реализовывать свои способности и выстраивать отношения в обществе. Именно благодаря планомерному развитию навыков самоконтроля личность приобретает такие социально значимые качества, как ответственность, целеустремленность, умение общаться с другими людьми, которые помогают ей жить и развиваться в обществе.
2) Способы развития самоконтроля: занятия спортом, работа с психологом, составление плана задач на день (тайм-менеджмент).
3) Примеры:
— Способ развития самоконтроля: Занятия спортом.
Пример: Екатерина с самого детства занимается легкой атлетикой. в спортивной секции. Тренировки проходят 4 раза в неделю по несколько часов. Сначала Екатерине было сложно справиться с такими нагрузками, и она часто прогуливала тренировки, но благодаря систематической работе над собой она стала более дисциплинированной, поэтому больше никогда не пропускает занятия.
— Способ развития самоконтроля: Работа с психологом.
Пример: Никита является очень вспыльчивым человеком, поэтому в некоторых ситуациях ему тяжело контролировать свои эмоции. Когда он злится, он часто говорит неприятные вещи своим друзьям и родителям. Никита, понимая свою проблему, начал ходить к психологу, который объяснил ему, что необходимо контролировать себя и свои эмоции. Сначала это давалось Никите тяжело, но уже скоро он научился контролировать свой гнев, что помогло ему построить дружеские отношения с людьми.
— Способ развития самоконтроля: Составление плана задач на день.
Пример: Марина готовится к ЕГЭ по обществознанию. Когда она только начала, ей было очень сложно успевать делать все, что она хотела. Родители посоветовали ей составлять план задач на день для того, чтобы у Марины была возможность заранее распланировать все свои дела. Марина попробовала и вскоре действительно выстроила комфортный для себя формат подготовки к экзамену.
Николай и Александра познакомились, когда девушка объявила в соцсетях о создании ею приюта для бездомных собак и кошек и пригласила волонтёров поддержать её начинание. На её призыв откликнулось множество желающих помогать животным. Николай – учредитель и совладелец известного в городе транспортного предприятия – оказывал приюту финансовую помощь. Перед свадьбой Николай и Александра решили заключить брачный договор. Александра хотела включить в договор имя их будущего ребенка и согласие супруга на проживание с её родителями в течение первого года семейной жизни, а Николай – согласие Александры вести домашнее хозяйство, посвятить свою жизнь воспитанию детей и доверить ему решение всех вопросов семьи.
Семью какого типа стремится создать Николай? Каким видом дохода располагает он в соответствии с условиями задачи? Какие факты свидетельствуют, что приют для бездомных животных, созданный Александрой, – это организация гражданского общества? (Укажите два факта.) Почему предложения супругов не могут быть включены в брачный договор при его нотариальной регистрации в соответствии с Семейным кодексом РФ?
Общаться с верующим человеком на тему возникновения вселенной, особенно если ты придерживаешься другой точки зрения, трудно. Особенно когда ведешь беседу с родственником, ведь нужно следить за словами, чтобы не обидеть его. Но это лишь бытовые хлопоты на фоне всего остального, что происходит в религиозной семье. Постараемся понять, чем грозит воспитание в строгой конфессиональной морали и как выбраться из этого круга.
Как выглядит типичная семья, где калечат будущее ребенка
Если тебя не держали в ежовых рукавицах религиозных догм, тебе повезло. Самое время узнать, что такое воспитание согласно божьему слову. Итак, допустим, есть условная семья приверженцев травославия, верящая в Святого Рукколая (религия выдумана). Своего ребенка они муштруют по священному писанию. Например, заставляют поститься, запрещают смотреть неугодные всевышнему фильмы и ограничивают круг общения. Табу — основной подход, ведь объяснять тонкости религии и учить премудростям ребенка трудно. А кому нужно лишний раз напрягаться? Проще сказать, что ругаться матом плохо, потому что бог накажет.
Выходит, что ребёнок растет в ограничениях. При этом хорошего адепта из него не выйдет, потому что он не понимает, что светлого привнес в этот мир Святой Рукколай. Зато, когда вырастет, будет слепо следовать правилам, заложенным с детства, ведь они — единственное, что ему знакомо. Всегда проще жить по указке, не нужно принимать ответственные решения. За тебя все решит религия. Например, женит и выдаст замуж. А дальше ты в этих же догмах будешь растить новых приверженцев травославия, ведь по-другому не умеешь. Круг замыкается.
Ребенок, растущий в такой семье, не знает, как находить общий язык с родителями. Они, в свою очередь, не умеют ладить друг с другом. Вместо конструктивного диалога о насущных проблемах они идут на исповедь, где им все объяснит священник. Связь с внешним миром утрачивается по мере того, как члены семьи углубляются в религию. Естественно, со сверстниками прийти к общему знаменателю тоже не выйдет. Поэтому детей отдают в конфессиональные гимназии, где они варятся среди себе подобных. Однако и здесь им приходится несладко. Вместо того чтобы радоваться детству и наслаждаться обществом друзей, они стеснительно сосуществуют рядом. Представь, что происходит с ними, когда стены учебного заведения навсегда закрываются за их спиной.
Травмы догматического воспитания
Естественно, человек, растущий в подобных условиях, не способен вписаться в традиционное общество. Но ему придется это сделать. Невозможно всю жизнь находиться в инкубаторе — деньги с неба Святой Рукколай не посылает. Проблемы, кстати, начинаются еще до поисков первой работы. Связаны они прежде всего с психикой. Например, согласно большинству священных писаний, запрещено прелюбодействовать. Но приходит пубертатный период, и руки сами тянутся вниз. Ребенку становится стыдно, что он не соответствует заповедям. Он начинает себя корить, подавлять желания — и из него вырастает невротик. Формируется заниженная самооценка на фоне того, что он не следует простейшим указаниям. Неуверенность в себе четко прослеживается у огромного числа верующих детей. Трудно адекватно себя оценивать, когда со всех сторон тебе твердят об излишней скромности и терпении:
- Бог терпел и ты стерпишь.
- Терпение и труд все перетрут.
- Лихо терпеть, а стерпится — слюбится.
Но когда терпишь очередной удар по второй щеке, начинаешь задумываться, что здесь что-то не так. Тем более наблюдая, что вокруг все дышат полной грудью. Глядя на это, человек тоже хочет обустроить жизнь наилучшим образом, но не знает как. Особенно плохо протекают отношения с девушками. Знакомства на уровне первоклассника, неуверенные ухаживания и в итоге болезненные расставания. Нередко такие люди страдают от навязчивой мастурбации. Что в очередной раз бьет по и без того больной самооценке. Хорошо, если получилось ассимилироваться без сильного искажения мировоззрения. В противном случае происходит диссонанс. Мир не такой радужный, каким был в гимназии. С вросшей в самое сердце инфантильностью существовать невозможно. Новоиспечённому адепту больше никто не подскажет, что хорошо, а что плохо. Как себя проявить, он не знает, ведь ему запрещали это делать в детстве. Если взгляды не меняются, то приходится все глубже уходить в религию. Она-то все объяснит.
Жить в социуме — норма
Есть три пути избавления от проблемы. Однако помни, что каждый случай индивидуальный.
Первый — для родителей
Как понять, что ты тот самый родитель, который калечит ребенка догмами? Все просто, задай себе вопрос: могу ли я воспитывать ребенка вне религии, не заставляя его следовать священным заповедям, так, чтобы он стал достойным членом общества? Если нет, то у меня для тебя плохие новости. Готовься к тому, что в будущем у него возникнут проблемы с социумом. Любящий родитель не пожелает такой судьбы своему отпрыску.
Второй — для детей
Часто дети задаются вопросом: как жить в религиозной семье? Это значит, что критическое мышление оказалось сильнее запретов. Парадигма восприятия мира родителей не подошла ребенку, который видит мир иначе. Что делать? Первым делом поднять вопрос о том, чтобы тебя оставили в покое. Казалось бы, это просто. Однако многие не беседуют со своими предками, потому что боятся и не знают как. В семье не должно царить лицемерие; сесть и обсудить проблемы — лучшее решение. На твой взвешенный конструктив им трудно будет ответить так же. Поэтому готовься к очередной волне запретов, но не оставляй попытки. Покажи, что ты отлично уживаешься и без всего этого. Главное не провоцируй конфликты, твоя цель — оставить предрассудки, а не поссориться с теми, кто тебе дорог. Можно обратиться к священнику, чтобы он вас рассудил. Зачастую они поддерживают позицию того, что вера не должна быть насильной. К его мнению охотнее прислушаются.
Третий — если догматическое воспитание отразилось на твоей жизни
Большинство верующих людей не знают, как жить и делают так, как написано в книге. Они опасаются нарушить слово божье. В этой ситуации важно понять, что страх перед богом — это не набожность, а расстройство. Скорее всего, тебя в детстве нравоучали по типу «Бог накажет», а ты, боясь гнева, смиренно делал все, что велят. Избавься от страха и приобрети самостоятельность мыслей, чтобы жить свободно. Судьба только в твоих руках, и никто другой ею не должен распоряжаться. Почему те, кто держит людей в заложниках, плохие, а те, кто сковал твои извилины догмами, хорошие? Работай над собой, открывайся миру постепенно. Тебе, например, не обязательно извиняться перед бомжом, когда у тебя нет монетки для него. Помогать, конечно, хорошо, но тебя не накажут, если ты этого не сделаешь.
Все мы родом из детства. И наши психотравмы, негативные установки, проблемы во взрослой жизни тоже оттуда. Воспитание и обстановка в семье зачастую определяют судьбу ребенка. Хорошо, если ваша семья была благополучной во всех отношениях, а если токсичной? Давайте разберемся, как сказывается воспитание детей в неблагополучной семье на их будущем.
Воспитание в неблагополучных семьях — это как?
Мы привыкли думать, что неблагополучная семья всегда асоциальна. На самом деле — нет. С виду приличная семья тоже может оказаться токсичной, а значит, неблагополучной для воспитания психически здорового ребенка. А что значит воспитание? Это полезные навыки, моральные ценности, привычки, которые прививаются в каждой конкретной семье. В неблагополучной среде родители своих прямых функций и обязанностей могут не выполнять, какие уж тут ценности. Дети впитывают сплошной негатив, испытывают постоянное беспокойство, давление.
Как понять, что семья неблагополучная в прямом смысле этого слова:
-
Родители ведут аморальный образ жизни: страдают какой-либо зависимостью, постоянно скандалят с криками и нецензурной бранью, дерутся, приводят в дом асоциальных личностей.
-
Издеваются над детьми, чаще всего, физически.
-
Дети выглядят затравленными, агрессивны, часто попадают в плохую компанию, имеют вредные привычки.
-
Жилищно-бытовые условия неприемлемы для воспитания детей.
-
Дети плохо одеты, голодные.
Дети из таких асоциальных семей нередко идут по стопам родителей: начинают пить, воровать и так далее. Они просто не знают, что можно по-другому, не умеют. Однако из них могут вырасти и вполне нормальные люди, которым ужасно стыдно, что они воспитывались в подобных условиях. Потом они всю жизнь пытаются сбежать от своего прошлого. И, конечно, им придется столкнуться с серьезными психологическими проблемами, тревожностью, и очень постараться, чтобы не скатиться в пропасть. Ведь психика человека уже изрядно поломана.
Как понять, что семья токсичная?
-
Ребенок не ощущает, что дома он в безопасности. При этом он может быть хорошо одет, сыт, его мама и папа работают, со стороны семья выглядит вполне прилично и обыденно.
-
Родители чаще применяют не физическое, а психологическое насилие: наказывают буквально ни за что, унижают, высмеивают, лишают детей своей любви, ласки и так далее. Но телесные наказания также не исключаются, все семьи разные.
-
Ребенка излишне опекают, контролируют во всех сферах. На него это сильно давит, появляются психосоматические заболевания: тики, неврозы, экземы и так далее.
В токсичной семье не всегда можно увидеть неблагоприятные условия воспитания, они обычно скрыты от посторонних глаз. И только по психоэмоциональному состоянию ребенка можно заподозрить что-то неладное. Родители могут преследовать свои личные цели, воспитывая ребенка таким образом. Хотя такие методы калечат психику и могут довести ребенка до непоправимых последствий. Дети, которые выросли в подобных условиях, всю жизнь страдают от неуверенности в себе, чувства вины, ощущения ненужности. И тоже стремятся разорвать отношения с родителями.
Влияние неблагополучной семьи на ребенка и его будущее
С чем сталкиваются дети из токсичных, неблагополучных семей в психологическом плане, когда вырастают:
-
Низкая самооценка. Они с детства раздавлены и унижены, не понимают своей самоценности.
-
Повышенная тревожность, панические атаки. На фоне строгих и неадекватных наказаний, запретов, унижений у детей почти всегда развиваются подобные состояния во взрослом возрасте.
-
Проблемы с выражением чувств. Они не умеют распознавать свои эмоции, показывать их, не умеют говорить о любви. Могут не принимать объятия и часто боятся проявления чувств от партнера. То есть сближение для них болезненно.
-
Излишняя подозрительность. Неумение доверять партнеру.
-
Расшатанная психика, и как следствие: агрессивность, ревность, обидчивость. На фоне низкой самооценки и пережитых травм они становятся уязвимыми.
-
Трудности в общении с людьми. Им тяжело наладить контакт с другим человеком, это закрытые люди. Девушки замкнуты и молчаливы, им трудно открыться перед мужчиной.
-
Различные страхи. Например, страх быть отвергнутой, боязнь отношений.
Итак, женщина, выросшая в неблагополучной семье, во взрослом возрасте живет с чувством постоянной тревоги, обиды и никчемности. Часто она очень рано начинает половую жизнь, но обычно ее скоро настигают горькие разочарования в отношениях с мужчинами. Девушка из асоциальной семьи, вообще, может броситься во все тяжкие, включая проституцию. Нравственные ориентиры сбиты, такие женщины совсем не ценят себя, свое тело и жизнь в целом. У них проблемы с самореализацией и общением. Хотя наперекор судьбе они могут добиться успехов в карьере и стать успешными. Но даже в этом случае девочки из таких семей, к сожалению, чаще остальных становятся жертвами абьюзеров.
Благополучные и неблагополучные семьи как фактор воспитания играют большую роль в формировании взрослой личности. Но это не значит, что можно ставить на себе крест. Чтобы справиться с последствиями воспитания в токсичной семье, можно обратиться за помощью к психологу, а также самостоятельно покопаться в себе и отбросить родительские установки. Но для начала нужно признать сам факт, что это было с вами и вы выросли в такой семье.
Освободиться от психоэмоционального напряжения вам помогут специальные упражнения, например, такие как у нас в Летнем Лагере, который организован в Тренинговом Центре Павла Ракова. Приезжайте для полной перезагрузки. А если хотите лучше понять себя, принять и полюбить свою женскую сущность, заглядывайте в раздел «Женское предназначение».
Девушки, а в какой семье росли вы? Видите какие-то негативные последствия родительского воспитания сейчас? Поделитесь своими историями, все ответы абсолютно анонимны.
- Теоретические аспекты феномена неблагополучной семьи
- Виды неблагополучных семей в современном обществе
- Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
- Варианты родительского поведения
Теоретические аспекты феномена неблагополучной семьи
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно — и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья — это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально — психическое состояние. «Для одного ребенка, — подчеркивает М. И. Буянов, — семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания.
Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как «благополучная» или «неблагополучная».
Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания» — считает М. И. Буянов, — это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».
Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой — либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
Под термином «неблагополучной», мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
- Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия — так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально — криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные).
- Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.
Виды неблагополучных семей в современном обществе
Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.
Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков — семейная заболевание, семейная проблема.
Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Семьи с алкогольной зависимостью. Как отмечают психологи (Б. С. Братусь, В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.
Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость.
Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика — все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально — психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Важнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что:
- Дети вырастают с убеждением, что мир — это небезопасное место и доверять людям нельзя;
- Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;
- Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;
- Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;
- Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;
- Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному не давая ему возможности быть ребенком;
- Семья с алкоголезависемыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительное воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально — аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.
Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско-родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.
Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. И в каждом отдельном случае есть свои причины, породившие семейную атмосферу. Однако не все семьи разрушаются, многим удается не только устоять, но сделать более прочными семейные узы. Все это зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации и каково отношение к ней каждого из супругов, а так же от их ориентированности на конструктивной или деструктивный путь разрешения семейного конфликта. Поэтому следует разграничивать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», так как конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это — конфликтная семья, не всегда свидетельствует о ее неустойчивости
«Конфликтными супружескими союзами» — отмечается в одном из справочников по проблемам семьи, — называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт — хроническое состояние такой семьи.
Независимо от того является ли конфликтная семья шумной, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.
В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжными, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться.
Конфликтные семьи более «молчаливы», чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних разговоров. В таких семьях практически никогда не говорят «мы», предпочитая говорить только «я», что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности. И наконец, в проблемных, вечно ссорящихся семьях общение друг с другом строится в режиме монолога, напоминая разговор глухих: каждый говорит свое, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит; в ответ звучит такой же монолог.
Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагоприятный опыт в жизни. Негативные образы детства очень вредны, они обуславливают мышление, чувства и поступки уже в зрелом возрасте. Поэтому, родители, не умеющие найти взаимопонимания друг с другом, обязаны всегда помнить о том, что даже при неудачном браке в семейные конфликты не должны втягиваться дети. О проблемах ребенка следует думать, по крайне мере, столько же, сколько о своих собственных.
Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско — родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из — за служебной или личной занятости супругов.
Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.
В этом плане небезынтересна классификация семейных союзов, предложенная В. В. Юстицкисом, который выделяет семью «недоверчивую», «легкомысленную», «хитрую» — этими метафоричными названиями он обозначает определенные формы скрытого семейного неблагополучия.
«Недоверчивая» семья. Характерная черта — повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье враждебными.
Такая позиция родителей формирует и у самого ребенка недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками
Дети из подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих трупп: враждебность к окружающим, агрессивность. Поэтому с ними, нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут подвоха.
«Легкомысленная» семья. Отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее, как правило, неопределенны. Если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом всерьез.
Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.
В «хитрой» семье, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы.
К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. В результате такого «воспитания» формируется установка: главное — не попадаться.
Существует множество разновидностей семейного уклада, где эти признаки сглажены, а последствия неправильного воспитания не так заметны. Но все же они есть. Пожалуй, самое заметное — душевное одиночество детей.
Рассмотрим некоторые виды семей, относящихся к скрытым формам семейного неблагополучия:
Семьи, ориентированные на успех ребенка. Возможная разновидность внутренне неблагополучной семьи — кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семейных взаимоотношений разворачивается в пространстве между возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны родителей ожиданиями, которые, в конечном счете, формируют отношение ребенка к себе и к своему окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка даже не требует специальных формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.
Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи. Для описания нездоровых семейных отношений, которые носят скрытый, завуалированный характер, некоторые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких отношений — псевдовзаимность и псевдовраждебность. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные — отвергать. Первый тип семей отечественными авторами назван псевдосолидарными, или псевдосотрудничающими.
Подобная форма супружеского взаимодействия может быть перенесена и в сферу детско-родительских отношений, что не может не отразиться на формировании личности ребенка. Он не столько учится чувствовать, сколько «играть в чувства», причем ориентируясь исключительно на положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и отчужденным. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви, будет предпочитать невмешательство в личные дела человека, пусть даже самого близкого, а эмоциональное отстранение вплоть до полного отчуждения возведет в свой главный жизненный принцип.
Исследователи, занимающиеся изучением психологии подобных семей, выделяют в качестве наиболее распространенных три конкретных формы наблюдающегося в них неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.
Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. На первый взгляд, это — главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных и т.п. Известно, что проблема лидерства в семье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть главой семьи
Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет.
Ребенок в такой семье растет с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, что является нормой выяснение кто в «семье главный» при каждом удобном случае. У ребенка формируется мнение, что конфликты это норма.
Мнимое сотрудничество. Такая форма семейного неблагополучия, как мнимое сотрудничество тоже довольно распространена, хотя на внешнем, социальном, уровне «прикрыта» кажущимися гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. Конфликтов между мужем и женой или супругами и их родителями на поверхности не видно. Но это временное затишье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. Мнимое сотрудничество может отчетливо проявиться и в ситуации, когда, наоборот, кто-то из членов семьи-(чаще жена) после длительного периода занятий только домашними делами решает включиться в профессиональную деятельность. Карьера требует много сил и времени, поэтому, естественно, домашние дела, которые выполняла только жена, приходится перераспределять между другими членами семьи и чему они не готовы.
В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет вразрез его личным интересам.
Изоляция. Наряду с соперничеством и мнимым сотрудничеством довольно распространенной формой семейной неблагополучия является изоляция. Относительно простой вариант подобной трудности в семье — психологическая изолированность кого-то одного в семье от других, чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов. Несмотря на то, что живет в доме своих детей непосредственного участия в жизни семьи он не принимает: никто не интересуется его мнением по тем или иным вопросам, его не привлекают к обсуждению важных семейных проблем и даже о самочувствии не спрашивают, так, как всем известно, что «он всегда хворает» К нему просто привыкли, как к предмету интерьера и считают своим долгом только позаботиться о том, чтобы он был своевременно накормлен.
Возможен вариант взаимной изоляции двух или более членов семьи. Например, эмоциональное отчуждение супругов может привести к тому, что каждый из них предпочитает большую часть времени проводить за пределами семьи, имея свой круг знакомых, дел и развлечений. Оставаясь супругами чисто формально, оба скорее отбывают, чем проводят время дома. Семья держится либо на необходимости воспитывать детей, либо из престижных, финансовых и других подобных соображений.
Взаимоизолированными могут стать молодая и родительская семьи, проживающие под одной крышей. Подчас они и домашнее хозяйство ведут отдельно, как две семьи в коммунальной квартире. Разговоры вращаются, главным образом, вокруг бытовых проблем: чья очередь убирать в местах общего пользования, кому и сколько платить за коммунальные услуги и т.п.
В такой семье ребенок наблюдает ситуацию эмоционального, психологического, а подчас и физической изолированности членов семьи. У такого ребенка нет чувства привязанности к семье, он не знает что такое переживание за другого члена семьи, если тот старый или больной.
Перечисленные формами не исчерпываются разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функции. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль — положительная или отрицательная — она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.
Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.
Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка
Семейное воспитание — это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация — это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный способ суррогатного воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (и даже вреден) для воспитываемых таким образом детей.
Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.
Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.
Стиль воспитания зависит не только от социокулътурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической позиции (точки зрения) родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком.
Варианты родительского поведения
- Строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.
- Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.
- Автономный — родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.
- Компромиссный — для решения проблемы родитель предполагает ребенку что — либо привлекательное взамен совершения им непривлекательного для него действия или разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что переключить внимание ребенка.
- Содействующий — родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.
- Сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких — либо конкретных действий. Он тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.
- Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит его потребности и интересы выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.
- Ситуативный — родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя и стратегия воспитания лабильная и гибкая.
- Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитатели, педагоги и ученые) или перекладывает на него свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает педагогическая и психологическая литература, из которой он пытается почерпнуть необходимые сведения о «правильном» воспитании своих детей.
Внутренняя педагогическая позиция, взгляды на воспитание в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми.
Следствием этого убеждения является то, что родители решительно не знают, как справиться с ребенком, проявляющим негативные эмоции.
Выделяются следующие стили родительского поведения:
- «Командир-генерал». Этот стиль исключает альтернативы, держит события под контролем и не позволяет выражать негативные эмоции. Основными средствами воздействия на ребенка такие родители считают приказы, команды и угрозы, призванные эффективно контролировать ситуацию.
- «Родитель-психолог». Некоторые родители выступают в роли психолога и пытаются анализировать проблему. Они задают вопросы, направленные на диагностику, интерпретацию и оценку, предполагая, что обладают высшим знанием. Это в корне убивает попытки ребенка открыть свои чувства. Родитель-психолог стремится вникнуть во все детали с единственной целью — направить ребенка по правильному пути.
- «Судья». Этот стиль родительского поведения позволяет считать ребенка виновным да вынесения приговора. Единственное, к чему стремится такой родитель, — доказать собственную правоту.
- «Священник». Стиль родительского поведения, близкий к учительскому. Поучения сводятся преимущественно к морализированию по поводу происходящего. К сожалению, этот стиль безлик и не имеет успеха в решении семейных проблем.
- «Циник». Такие родители обычно полны сарказма и стараются, так или иначе, унизить ребенка. Основное его «оружие» — насмешки, прозвища, сарказм или шутки, способные «положить ребенка на лопатки».
Кроме того, рассмотренные выше стили родительского поведения никоим образом не мотивируют ребенка исправиться, а только подрывают главную цель — помочь ему научиться решать проблемы. Родитель добьется только того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным. А когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение.
При этом среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье.
Очевидно, что общеобразовательный уровень родителей, наличие или отсутствие полной семьи свидетельствуют о таких важных условиях семейного воспитания, как общекультурный уровень семьи, ее способность развивать духовные потребности, познавательные интересы детей, то есть в полной мере выполнять функции института социализации. Вместе с тем, сами по себе такие факторы, как образование родителей и состав семьи еще с полной достоверностью не характеризуют образа жизни семьи, ценностных ориентации родителей, соотношения материальных и духовных потребностей семьи, ее психологического климата и эмоциональных отношений.
Таким образом, исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований, можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
- медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери” антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);
- социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние.
Среди функционально несостоятельных, не справляющихся с воспитанием детей большинство семей и составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстранено-равнодушный, попустительски-снисходительный и др. Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, однако далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта.
Вместе с тем, есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность.
Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.
Асоциально-аморальные семьи, которые со своими специфическими социально-психологическими характеристиками требуют иного подхода.
На практике к асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущие по принципу “цель оправдывает средства”, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим искаженным моральным представлениям, также оказывают на детей прямое влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации.
Иного подхода требуют семьи с косвенным влиянием — конфликтные и педагогически несостоятельные.
Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения.
Педагогически несостоятельные, как и конфликтные, семьи не оказывают на детей прямого влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.
На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказавших негативное воздействие на детей, чаще всего характеризующиеся наиболее типичными, неправильно сложившимися педагогическими стилями в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.
Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что “все дети такие”, либо рассуждают так: “Мы сами такими же были. Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу “наш ребенок всегда прав”. Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.
Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет “бандитом” и прочее. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.
Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.
Жестко-авторитарный стиль, характерен родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием — физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.
Увещевательный стиль, который в противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний.
Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.
Воспитание по типу “кумир семьи” часто возникает по отношению к “поздним детям”, когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.
Непоследовательный стиль — когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми — от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога.
Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях порою доходит до того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили в спецПТУ, в спецшколу. В ряде случаев эта мера, действительно, оказывается оправданной, поскольку дома исчерпаны все средства, и перестройка отношений, не произошедшая своевременно, практически уже становится невозможной вследствие обостренности конфликтов и взаимной неприязни.
Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются в системе наказаний и поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах нужна особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, подсказываемые родительской интуицией и любовью. Как чрезмерное попустительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.
Любой человек убежден: его детство было идеальным, счастливым. Но почему тогда у взрослых людей столько внутренних проблем? Ведь давно известно, что корень вех комплексов и неудач находится в этом самом «счастливом» детстве!
Далее расскажем о признаках того, что человек рос в токсичной семье, где его наградили комплексом проблем, а не подарили счастье.
Человек не умеет говорить «Нет»
Неумение отказывать другим людям — это первый и самый явный признак того, что человек вырос в токсичной семье.
Чаще всего эту привычку неосознанно прививают мамы и бабушки, которые внушают ребенку чувство вины за несъеденную кашу или нежелание делать что-то. Они не заботились о чувствах и желании ребенка, они просто хотели, чтобы он делал все так, как им хочется, без права на отказ. Любой отказ порождал обиду или даже наказание.
Страх перед одиночеством
Человек, умеющий быть наедине с самим собой — психологически зрелая личность. Но таким человеком никогда не станет тот, кого воспитывала мать, не проявляющая к нему чуткость.
Ребенок, который рос в атмосфере холода и отстраненности, еще в первые годы своей жизни уходит в социальную изоляцию и в фантазии, замещающие реальность. Взрослея, человек начинает бояться одиночества, он начинает хвататься за любого партнера, пытаясь найти в нем успокоение и утешение.
Убеждение: отдых — для лентяев
Неумение отдыхать — это еще одна проблема, родом из детства. Такие каждый день зарабатывают деньги на придуманную мечту, они уверены: еще немного — и можно будет отдохнуть в райских условиях. Но этот момент не наступает.
Человек просто не успевает жить, а виной всему — токсичные родители, которые постоянно ругали ребенка за каждую минуту, проведенную без дела. Более того, это самое «дело» родители сами выбирали для ребенка, даже не интересуясь тем, что нравится ему.
Вечное беспокойство
Дети, выросшие в токсичных семьях, входят во взрослую жизнь с целым комплексом расстройств. Они не умеют расслабляться и не слышат свой внутренний голос. Постоянное чувство напряжения мешает им сконцентрироваться на событиях реальной жизни.
Детство, проведенное в токсичном окружении, имеет серьезное последствие: даже находясь во взрослом возрасте, человек не чувствует себя в безопасности. Ему кажется, что вокруг одни заговорщики, а друзей и быть не может. У такого человека если и есть друзья, то их очень мало, круг «просто знакомых» тоже узок.
Любить себя можно только за успех
Человек, который укоряет себя за любые неудачи и проблемы в жизни, тоже рос в токсичной семье, где его постоянно ругали за провалы, не замечая достижений.
Если сказанное про вас, тогда проблему нужно срочно решать. Перестаньте критиковать себя и начните искать малейшие поводы для похвалы. Не нужно думать, что вы чем-то хуже остальных, осознайте себя личностью, достойной лучшего. Правда, сделать это сразу не получится, ведь детские программы слишком сильны. Начинайте с малого и со временем вам удастся повысить свою самооценку.
Ощущение беспомощности
Постоянное ощущение беспомощности, не покидающее взрослого человека — это еще одна установка из детства, с которой нужно бороться. Причина этой проблемы — в родителях, которые постоянно доказывали ребенку, что он еще маленький и ни на что «взрослое» не способен. Все проблемы они решали за него, выбор тоже делали сами.
Во взрослой жизни человек тоже ищет более сильного человека, который морально намного взрослее. Он решает все их проблемы, направляет. И хорошо, если этот самый человек имеет светлую голову.
На практике чаще всего внутреннее ощущение беспомощности приводит к тому, что человек оказывается в жестких лапах манипулятора. И вот тут жизнь совсем не складывается…
Любая проблема — это конец света
Даже малейший провал способен привести взрослого человека в состояние паники? Это еще один признак токсичности, окружавшей его в детстве. Наверняка любой промах оборачивался для ребенка непониманием со стороны родителей, а то и наказанием. Скорее всего, мать с отцом и бабушки с дедушками с ранних лет внушили человеку, что он неуклюжий, бесполезный и очень глупый, есть дети намного лучше, из который вырастут настоящие люди.
Во взрослой жизни человек может и не помнить этих самых родительских укоров, но каждый провал он переживает так, будто случился конец света. Виной всему неуверенность в себе, которую зародили и бережно взрастили взрослые, с которыми человек провел свое детство.
Комфорт других всегда важнее
Быть эгоистом не плохо, здоровый эгоизм — признак любви к себе.
Если ребенок вырос в токсичной семье, а его детство было не таким счастливым, как ему кажется, во взрослой жизни человек никогда не познает, что такое гармония. Все годы, отведенные ему, он потратит на удовлетворение чужих запросов. Они никогда не показывают своих чувств, прекрасно понимая, что до них никому нет дела. Вместо этого человек чутко следит за эмоциями других людей, пытаясь угодить им со всех сторон. В итоге сами живут, словно в аду, зато для других пытаются устроить настоящий рай.
Счастливой семьи такому человеку не видать. Как показывает практика, желание постоянно угождать кому-то привлекает тех, кто желает пользоваться чужими благами и руководить чьими-то эмоциями.
Хотите что-то изменить — учитесь проживать всю гамму эмоциональных ощущений заново. Определитесь с тем, что любите именно вы, с теми условиями, в которых хотите жить и с качествами тех людей, которых желаете видеть вокруг себя. И начните, наконец-то, создавать этот самый идеальный мир. Ваш мир.
«Я ребенок»
Если взрослый человек постоянно ощущает себя ребенком, проблема снова в детстве, проведенном в токсичном окружении.
Родители, не сумевшие признать взросление своего ребенка, делают только хуже и ему, и себе. «Ты для меня навсегда останешься маленькой девочкой, сколько бы лет тебе не было», — говорит «любящая» мама, даже не подозревая, что с таким отношением она растит самого настоящего ребенка. Даже в приличном возрасте такой человек не сможет принимать взрослые решения, а перед любой проблемой начнет просто пасовать.
Глобальная проблема состоит в том, что человек становится зависимым от чужого мнения, он старается жить так, чтобы другие не осудили.
Такие дети, став взрослыми, зачастую выбирают более старшего партнера для создания семьи — они ищут в нем и поддержку, и наставника.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Покрасила волосы! Не в тот цвет, который нужен( Только потом обнаружила, что цвет в тюбике не тот, что указан на коробке! Кто-то в магазине подменил видимо! Руки бы оторвать этому шутнику!!!
- 06.02
- 860 просмотров
Моего мужчину считают подкаблучником и тряпкой. И вроде должно быть грустно, если бы не одно «но». Таким его считают люди, которые либо развелись, либо на грани этого. Причины у всех самые банальные. Да, он не ходит бухать каждый вечер с ними после работы, а идёт домой. Не трахает баб в клубах. Берёт трубки, если звоню. Иногда готовит кушать и убирается. Делает всю мужскую работу дома. Это же элементарное уважение к партнёру и к его чувствам! Поэтому у нас в семье нет ссор и постоянных скандалов.
- 02.02
- 375 просмотров
Во время учебы в колледже жили в общаге, в комнате нас было трое. Ночь, мне не спится, залипаю в телефоне, слышу — спящая напротив девчонка начинает мычать, стонать, руками от шеи что-то отгонять. Я к ней будить, третьей ору, чтобы свет включила. Проснулась она вся в слезах, с красными от удушения следами на шее. Комната у нас внутри на щеколду закрывалась, а снаружи на навесной замок. Приходим как-то с пар, а дверь не открывается. Парни выбили, а она была на щеколду закрыта (третий этаж).
- 14.01
- 519 просмотров
На съёмной квартире, где жили с бывшим, был старый телик без пульта. Включен он был через несколько удлинителей в розетку за диваном, на котором мы спали. Лежим как-то ночью, молодой человек мне говорит: «Встань, выключи телевизор, пожалуйста». Вставать было в лом, говорю ок, просовываю руку за диван и выдёргиваю шнур. Тут молодой человек подскакивает и орет: «Как?! Как ты это сделала?!» Ну, я и сказала, что ведьма в третьем поколении и у меня дар. Он спрашивает: «А включить можешь?» Я говорю, могу, и втыкаю шнур обратно. Довела мужика до истерики)
- 19.03
- 29 просмотров
Пару недель назад потеряла ночью резинку, утром переворошила весь диван, нашла непонятно откуда взявшийся рубль, а резинку нет. Посмеялись, мол купил он её у меня. Сегодня лежит муж на этом диване, я подаю ему очки, он их надел, моргает и смеётся «где стёклышко?», и правда одного стекла нет, перерыли диван, нашли ту самую резинку, перерыли ещё раз — стекла нет. Говорю мужу «верни ему резинку». Не поверите. Бросает резинку в щель, проводит рукой и натыкается на стекло. Резинку доставать не стали
- 18.03
- 50 просмотров
Работаю продавцом спиртных напитков. Подходит мужчина с ребёнком, покупает немалое количество пива и расплачивается. Слышу вопрос его сыночка: — Папа, а купишь мне маленький натуральный сок?! — Сын, папа зарплату получит и обязательно купит тебе сок, — ответил папа. — Хорошо, пап, — с надеждой отвечает ребёнок. Мне так жалко стало этого ребёнка, потому что он не был каким-то разбалованным, он говорил это так искренне. Но отцу стало жалко 15-ти рублей.
- 21.03
- 19 просмотров
Прихожу домой, моя девушка плачет. Спрашиваю что такое. Говорит мол мужика в маршрутке ударила в челюсть за хамство, рука болит!
- 09.03
- 117 просмотров
Очень люблю своих друзей, но каждый раз в начале лета, в сезон отпусков и поездок, начинается все снова: «А я в Европу еду», «Мы вот в Китай всей семьёй», «Мы на море». Суки, прекрасно знают, что ни у меня, ни у моей семьи нет возможности совершить подобную поездку, но все равно счастливо сообщают о своих летних приключениях. Зависть душит каждый раз до слез.
- 19.03
- 14 просмотров
Уволился с работы, на последние деньги взял абонемент в спортзал. Не пью, не курю, денег нет, все болит, руки не разгинаются — зато СЧАСТЛИВЫЙ
- 12.03
- 49 просмотров
Родители в молодости общались в одной компании, но знакомы были шапочно. Как-то вечером папа шел по плохо освещенной улице, и к нему пристали два отморозка, стали провоцировать на драку. Когда отец уже решил, что без драки не обойдется, почувствовал, что его грубо дергает за руку девушка, дает ему смачного леща и громко благодарит хулиганов за то, что нашли бухого мудака, а то дома три дня не был. Те с опешившими лицами предпочли ретироваться. Мама была приглашена на свидание)
- 12.03
- 24 просмотра