Читайте также:
- Как тогда должен выглядеть рабочий день воспитателей логопедической группы?
- Сколько часов в день должен работать воспитатель логопедической группы.
- В дополнение к вопросу № 270929 подскажите пожалуйста,
- Если воспитатель на логопедической группе вынужден работать по 10 часов в смену, то сколько ему обязаныпроставлять в табеле?
- Скажите пожалуйста сколько часов в неделю должен работать воспитатель логопедической группы детского сада?
- Табель учета рабочего времени
- Где найти табель рабочего времени, если неизвестно местоположение организации?
- Как работодатель должен оплачивать работу в выходные дни (в двойном размере)-по табелю или по электронной проходной?
- В неделю или как воспитателю логопедической группы — 25 час в неделю?
- Трудовой договор учет рабочего времени
Должен ли воспитатель логопедической группы по новым нормам труда работать 25 часов в неделю, т.е. 5 часов в день? Если в табеле учета рабочего времени мы ему проставим 5 часов, то он потеряет в окладе? Подскажите как быть?
Ответы на вопрос:
Он ничего не потеряет, исходите из вашей тарифной системы (ст. 143 ТК РФ)
Вам помог ответ?ДаНет
Статья 143 Трудового кодекса Российской Федерации. Тарифные системы оплаты труда
Тарифные системы оплаты труда — системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд — величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Квалификационный разряд — величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Тарификация работ — отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 236-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Подробнее ➤
© КонсультантПлюс, 1992-2014
Вам помог ответ?ДаНет
Оклад не может зависеть от продолжительности каждого рабочего дня работника — ставьте в табель учёта рабочего времени реальную продолжительность рабочего времени преподавателя, если не желаете быть наказанными согласно ст. 5.27 КоАП РФ (Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток) и ст. 201 УК РФ (Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет).
Вам помог ответ?ДаНет
Должен ли воспитатель логопедической группы по новым нормам труда работать 25 часов в неделю, т.е. 5 часов в день???Если в табеле учета рабочего времени мы ему проставим 5 часов ,то он потеряет в окладе???Подскажите как быть?
—да всё просто. оформить его на 1.5 ставки. и в данном случае, следует руководствоваться статьей 151 Трудового Кодекса РФ. Для этого вам нужно принять от работника заявление. Затем оформить дополнительное соглашение к основному трудовому договору ,и издать приказ об увеличении объема работ для данного специалиста.
Вам помог ответ?ДаНет
ДА НОРМА 25 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ, ОФОРМИТЕ ЕГО КАК УЧИТЕЛЯ — ЛОГОПЕДА ТОГДА НОРМА БУДЕТ 20 ЧАСОВ.
ОФОРМИТЕ ПЕРЕВОДОМ С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ РАБОТНИКА.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075
«О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»
3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:
20 часов в неделю — учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;
24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам;
25 часов в неделю — воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья;
30 часов в неделю:
инструкторам по физической культуре;
воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня, интернатах при общеобразовательных учреждениях (пришкольных интернатах), специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, дошкольных образовательных учреждениях (группах) для детей с туберкулезной интоксикацией, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;
36 часов в неделю — воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, в общежитиях образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, иных учреждениях и организациях.
Вам помог ответ?ДаНет
Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателям, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками, детьми), имеющими ограниченные возможности здоровья, 25 часов в неделю (Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»). Если по факту он работает менее 25 часов, то и заработную плату должен получать пропорционально отработанному времени. Если проверка выявит недоработку, то работодатель будет привлечен к ответственности.
Вам помог ответ?ДаНет
С чего это он потеряет в окладе?
3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:
25 часов в неделю — учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;
За 25 часов вы ему ПОЛНУЮ ставку и должны оплачивать,
при пятидневной неделе.
Вам помог ответ?ДаНет
Похожие вопросы
Как тогда должен выглядеть рабочий день воспитателей логопедической группы?
Сколько должен выработать воспитатель логопедической группы часмов в неделю и за что именно платят 20 % (за работа с данной категорией детей или это оплата за 2 часа времени сверх 5-тичасового рабочего времени? Я работаю в логопедической группе, в саду, где помимо 2 логопедических групп, есть еще группы для детей с нормальным развитием. График работы сада с 6.45 до 18.45. Как тогда должен выглядеть рабочий день воспитателей логопедической группы?
Табель учета рабочего времени
В табеле учета рабочего времени есть графа для подписи работников. Когда должен подписывать табель работник, до утверждения табеля руководителем организации или после?
Где найти табель рабочего времени, если неизвестно местоположение организации?
В нашей организации работает инвалид ii группы с правом на один выходной день в неделю. В табеле рабочего времени ему ставят по 7 часов в день и понедельник выходной. Подскажите пожалуйста нужно ли ему сохранять ставку или платить оклад пропорционально отработанному времени? И нужно ли ему оплачивать 1 выходной день? Спасибо.
Как работодатель должен оплачивать работу в выходные дни (в двойном размере)-по табелю или по электронной проходной?
На предприятии ведется табель учета рабочего времени. У меня 5-ти дневная рабочая неделя (40 часов). В табеле за каждый день ставится по 8 часов (по факту может быть отработано 9-10 часов). При выходе на работу в выходной день в табеле также ставится 8 часов (фактически отработано может быть меньше, 6-7 часов). Также, на предприятии имеется электронная проходная, где фиксируется фактическое время прибывания на предприятии.
Официальным документом для начисления заработной платы является табель. В связи с этим такой вопрос. Как работодатель должен оплачивать работу в выходные дни (в двойном размере)-по табелю или по электронной проходной? Заранее спасибо.
В неделю или как воспитателю логопедической группы — 25 час в неделю?
Я работаю воспитателем в обычной группе, но на время. Отсутствия воспитателя логопедической группы работала на этой группе. Как мне должна производится оплата, как воспитателю обычной группы с нагрузкой 36 час. в неделю или как воспитателю логопедической группы — 25 час в неделю?
Трудовой договор учет рабочего времени
У меня с организацией заключен трудовой договор по совместительству, где установлен график (5-ти дневная рабочая неделя, 20 часов (4 часа в день) с должностным окладом 30 000 руб. Руководитель в табеле рабочего времени проставил 4 часа в день и «урезал» мою з/п в двое, мотивируя тем, что 30 000 руб. это оклад (1 ставка) и начисления производит согласно табеля учета рабочего времени 4 часа. Правомерны ли его действия? И если эти действия не правомерны, то какие мои действия?
Заранее спасибо!
Администратор печатает сообщение
Работаю на логопедической группе воспитателем на 1.4 ставки. Отрабатываю в неделю 36 часов как и обычные группы. Правильно ли это? Или моя нагрузка должна составлять меньше часов в неделю?
Наталья
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва
Оплеснин Илья
Добрый день!
Коллега, данный приказ утратил силу, да и вопрос о другом.
Наталья, в соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 1601 (прилагаю) (п. 2.5) норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.
Поскольку, Вы работаете на 1.4 ставки, то норма часов для Вас 35.
В соответствии с примечанием 1 приложения 1 к приказу: в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа (нормируемая часть), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Все это составляет 36 часов в расчете на одну ставку.
Таким образом, если Вы работаете 36 часов в неделю, то это меньше Вашего рабочего времени с учетом 1.4 ставки.
Удачи Вам!
Для маленького ребенка мир звуков и связной речи очень сложен, поэтому взрослые должны всячески помогать ему в развитии речи. Но иногда малыши не осваивают произношение, и их речь становится несвязной, малопонятной. Это нарушает не только общение с ребенком, но и его дальнейшее обучение, воспитание и развитие. Даже в том случае, если у него нет нарушений общего развития, такой ребенок будет испытывать серьезнейшие трудности в учебе, а также психологические сложности в общении со сверстниками и преподавательским составом. Ощущение собственного несовершенства могут привести к проблемам в социализации и адаптации детей с дефектами речи, стать причиной замкнутости, а в дальнейшем привести в еще более серьезным осложнениям в жизни. Чтобы такого не произошло, огромное значение имеет деятельность профессионального логопеда и логопедическая работа, проводимая воспитателем в детском саду.
Их обязанности отличаются. Логопед – профессионал, который задает направление деятельности, ставит детям произношение, вырабатывает и тренирует речевой аппарат, чтобы ребенок мог произносить ранее отсутствовавшие в его речи звуки или же те, которые он произносил с ошибками. Работа воспитателя в логопедической группе детского сада в общих чертах заключается в том, чтобы поддерживать работу логопеда, закреплять у детей полученные знания и умения, помогать им в освоении сложных звуков и делать это не время от времени, а на постоянной основе. Это означает, что центральное место в работе по коррекции нарушений речи принадлежит специалисту-логопеду, а воспитатель всячески поддерживает его деятельность и помогает детям легче и быстрее усваивать новые знания и умения.
Большое значение для детей имеет опыт работы воспитателя логопедической группы. Хороший специалист отлично знает специфику своей деятельности, умеет ладить с детьми с особыми потребностями, грамотно сотрудничает с логопедом и помогает воспитанникам быстрее и продуктивнее исправлять имеющиеся нарушения речи.
Основные задачи воспитателя логопедической группы
При работе с детьми с нарушениями речи воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
- Создание комфортных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с различными речевыми недостатками.
- Речевая и психолого-педагогическая поддержка детей, которая включает в себя следующие пункты:
- Индивидуальные занятия с логопедом для закрепления ранее полученных речевых навыков.
- Групповые занятия по развитию речи, проведение которых должно отличаться от принципов массовых занятий. Для этого составляется специальный план работы воспитателя логопедической группы.
- Постоянный контроль произношения и постановки речи воспитанников, а также правильности создаваемых ими грамматических структур.
- Уточнение, активизация и обогащение отработанной лексики в полном согласии с лексическими темами, включенными в программу.
- Развития пальчиковой и артикуляционной моторики у детей.
- Использование игр и упражнений с идеальным речевым материалом для развития внимания, логического мышления и памяти.
- Постоянная работа по коррекции и профилактики нарушений речи. Эффективная общая и речевая подготовка воспитанников к будущей учебе в школе. На это делается особый упор в работе воспитателя в старшей логопедической группе.
- Работа с родителями, призванная улучшить их компетентность в вопросе коррекции речи детей, стимуляция их активной работы над развитием и улучшением речи воспитанника в домашней среде.
От воспитателя группы детей с особенностями речи требуется не только отличная подготовка, умение ладить с детьми, контактировать с родителями и другими педагогами, логопедом и медсестрой. Он сам должен иметь хорошо поставленную, четкую и внятную грамотную речь. Ну, и любовь к особенным детям – это важное условие успешной коррекции речи и избавления от ее нарушений.
Трудности работы воспитателем логопедической группы
Для того, чтобы максимально эффективно планировать и применять коррекционную работу в сфере речевой патологии у детей, воспитатель должен понимать особенности психологических процессов, связанных с нарушениями речевой деятельности:
- Проблемы с памятью, вниманием, способностью сосредоточиться на решении конкретной задачи.
- Нарушения артикуляционной и пальчиковой моторики.
- Неполное формирование словесно-логического мышления.
Так как дети с патологиями речи имеют и другие отклонения или отставания в развитии, это может проявляться следующим образом:
- Воспитанники не могут воспроизвести порядок расположения предметов, если их переставить. Иногда дети не могут справиться с последовательностью расположения даже 3 – 4 предметов.
- Неспособны найти несоответствия в парных рисунках.
- Не полностью выявляют предметы, которые нужно рассортировать по определенному признаку, например, отложить в сторону вещи из дерева, бумаги, ткани и так далее.
Такие дети расторможены, они не могут сосредотачиваться на одном действии или предмете дольше нескольких минут, очень быстро устают, поэтому воспитателю в группе для воспитанников с отклонениями в речи потребуется обязательно наглядно подкреплять свои действия. Также ему придется использовать более простые речевые конструкции, объяснять свои действия предельно кратко и понятно для детей соответствующего возраста и уровня знаний, давать им отдых между упражнениями. Малыши с такими особенностями намного легче запоминают все на непроизвольном уровне, чем на произвольном, поэтому строить все занятия нужно в легкой игровой форме, чтобы заинтересовать детей в происходящем.
Проблемы с артикуляционной моторикой проявляются в физической ограниченности движений частей речевого аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти, поэтому по совету логопеда следует включить в часы работы воспитателя в логопедической группе занятия по развитию этих частей тела в виде специальной речевой гимнастики.
Нарушения речи часто сочетаются с другими проблемами в развитии, например, они связаны с недоразвитостью мелкой моторики. Именно поэтому опытные специалисты настаивают на том, чтобы у детей с подобными проблемами всячески стимулировалось развитие моторики движений. Такие дети имеют скованные движения, не умеют сами шнуровать ботинки или застегивать пуговицы на собственной одежде, держат столовые приборы не пальцами, а зажимают в кулаке, так же берут и другие принадлежности, например, не могут правильно пользоваться кистями для рисования, карандашами и фломастерами.
Воспитанники с недоразвитием речи имеют показатели общего развития ниже их возрастной нормы. Разница не слишком бросается в глаза, но она будет усугубляться по мере взросления детей, в случае, если не будет применена правильная и систематическая коррекция. Чтобы ребенок развивался правильно, ему обязательно нужно поставить речь и откорректировать все ее нарушения. Для этого воспитателю придется проявить не только свои воспитательные способности и профессиональные знания, но и чисто человеческие положительные качества.
В логопедических группах встречаются дети с разным поведением и психологическими особенностями. Часть из них быстро отвлекается, начинает скучать, не обращать внимания на происходящее, вертеться или же апатично сидеть в уголке. Другие проявляют признаки раздражения и агрессии, болезненно реагируют на замечания воспитателя. Так что для того, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку у воспитателя уйдет много сил, времени и терпения, потребуется вся возможная толерантность и выносливость. Для работы с такими группами нужно очень сильно любить детей и заботиться об их благополучии.
Рабочая неделя по графику работы воспитателя логопедической группы из-за высокой нагрузки на сотрудника составляет суммарно 25 часов, то есть по 5 часов в день при пятидневке. Если воспитатель перерабатывает, ему пересчитывается ставка и платятся дополнительные 20% за работу с логопедической группой.
Основные направления деятельности воспитателя логопедической группы
И логопед, и воспитатель, работающие с детьми с особенностями речи, трудятся по следующим направлениям:
- Коррекционно-воспитательное.
- Общеобразовательное.
При этом упор делается на первом направлении, так как при отсутствии успехов в этой области рассчитывать на особый прогресс в общеобразовательном направлении не приходится. Под руководством логопеда и в тесном сотрудничестве с ним воспитатель занимается исправлением речевого нарушения, а также всех действий, которые с ним связаны, участвует в общеобразовательных мероприятиях.
Для того, чтобы работа воспитателя в группе детей с проблемами речи была максимально эффективной, логопед некоторое время собирает данные о детях, чтобы выяснить их особенности и проанализировать имеющиеся нарушения, систематизировать их. Во время специального педсовета или совещания он передает свои данные воспитателю, совместно выбирает план и стратегию действий с обсуждением следующих пунктов в особенностях речи воспитанников:
- Произношение.
- Восприятие звуков речи на слух.
- Воспроизведение слогов.
- Словарный запас детей, их понимания грамматической структуры.
- Наличие сформированной связной речи.
- Состояние моторики (артикуляционной и пальцевой).
- Данные психолога об уровне памяти, внимания и воображения у воспитанников ДОУ.
На основании полученных сведений воспитатель решает сугубо практические задачи своей будущей работы:
- Выбирает детей с рассеянным вниманием и отсутствием сосредоточенности, нарушениями зрения или неусидчивостью, чтобы посадить их ближе к себе.
- Назначает дополнительные занятия с воспитанниками, отличающимися низким уровнем развития мелкой моторики и артикуляционных навыков.
- Отбирает детей, чье произношение придется тщательно контролировать для достижения результата.
Работа в логопедической группе требует от воспитателя сосредоточенного, вдумчивого и скрупулезного исполнения частей плана, разработанного совместно с логопедом и психологом, а также систематического применения полученных знаний для коррекции произношения и общего развития своих воспитанников.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Специфика работы воспитателя логопедической группы
Логопедическая работа воспитателя
Для маленького ребенка мир звуков и связной речи очень сложен, поэтому взрослые должны всячески помогать ему в развитии речи. Но иногда малыши не осваивают произношение, и их речь становится несвязной, малопонятной. Это нарушает не только общение с ребенком, но и его дальнейшее обучение, воспитание и развитие. Даже в том случае, если у него нет нарушений общего развития, такой ребенок будет испытывать серьезнейшие трудности в учебе, а также психологические сложности в общении со сверстниками и преподавательским составом. Ощущение собственного несовершенства могут привести к проблемам в социализации и адаптации детей с дефектами речи, стать причиной замкнутости, а в дальнейшем привести в еще более серьезным осложнениям в жизни. Чтобы такого не произошло, огромное значение имеет деятельность профессионального логопеда и логопедическая работа, проводимая воспитателем в детском саду.
Их обязанности отличаются. Логопед – профессионал, который задает направление деятельности, ставит детям произношение, вырабатывает и тренирует речевой аппарат, чтобы ребенок мог произносить ранее отсутствовавшие в его речи звуки или же те, которые он произносил с ошибками. Работа воспитателя в логопедической группе детского сада в общих чертах заключается в том, чтобы поддерживать работу логопеда, закреплять у детей полученные знания и умения, помогать им в освоении сложных звуков и делать это не время от времени, а на постоянной основе. Это означает, что центральное место в работе по коррекции нарушений речи принадлежит специалисту-логопеду, а воспитатель всячески поддерживает его деятельность и помогает детям легче и быстрее усваивать новые знания и умения.
Большое значение для детей имеет опыт работы воспитателя логопедической группы. Хороший специалист отлично знает специфику своей деятельности, умеет ладить с детьми с особыми потребностями, грамотно сотрудничает с логопедом и помогает воспитанникам быстрее и продуктивнее исправлять имеющиеся нарушения речи.
Основные задачи воспитателя логопедической группы
При работе с детьми с нарушениями речи воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
- Создание комфортных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с различными речевыми недостатками.
- Речевая и психолого-педагогическая поддержка детей, которая включает в себя следующие пункты:
- Индивидуальные занятия с логопедом для закрепления ранее полученных речевых навыков.
- Групповые занятия по развитию речи, проведение которых должно отличаться от принципов массовых занятий. Для этого составляется специальный план работы воспитателя логопедической группы.
- Постоянный контроль произношения и постановки речи воспитанников, а также правильности создаваемых ими грамматических структур.
- Уточнение, активизация и обогащение отработанной лексики в полном согласии с лексическими темами, включенными в программу.
- Развития пальчиковой и артикуляционной моторики у детей.
- Использование игр и упражнений с идеальным речевым материалом для развития внимания, логического мышления и памяти.
- Постоянная работа по коррекции и профилактики нарушений речи. Эффективная общая и речевая подготовка воспитанников к будущей учебе в школе. На это делается особый упор в работе воспитателя в старшей логопедической группе.
- Работа с родителями, призванная улучшить их компетентность в вопросе коррекции речи детей, стимуляция их активной работы над развитием и улучшением речи воспитанника в домашней среде.
От воспитателя группы детей с особенностями речи требуется не только отличная подготовка, умение ладить с детьми, контактировать с родителями и другими педагогами, логопедом и медсестрой. Он сам должен иметь хорошо поставленную, четкую и внятную грамотную речь. Ну, и любовь к особенным детям – это важное условие успешной коррекции речи и избавления от ее нарушений.
Трудности работы воспитателем логопедической группы
Для того, чтобы максимально эффективно планировать и применять коррекционную работу в сфере речевой патологии у детей, воспитатель должен понимать особенности психологических процессов, связанных с нарушениями речевой деятельности:
- Проблемы с памятью, вниманием, способностью сосредоточиться на решении конкретной задачи.
- Нарушения артикуляционной и пальчиковой моторики.
- Неполное формирование словесно-логического мышления.
Так как дети с патологиями речи имеют и другие отклонения или отставания в развитии, это может проявляться следующим образом:
- Воспитанники не могут воспроизвести порядок расположения предметов, если их переставить. Иногда дети не могут справиться с последовательностью расположения даже 3 – 4 предметов.
- Неспособны найти несоответствия в парных рисунках.
- Не полностью выявляют предметы, которые нужно рассортировать по определенному признаку, например, отложить в сторону вещи из дерева, бумаги, ткани и так далее.
Такие дети расторможены, они не могут сосредотачиваться на одном действии или предмете дольше нескольких минут, очень быстро устают, поэтому воспитателю в группе для воспитанников с отклонениями в речи потребуется обязательно наглядно подкреплять свои действия. Также ему придется использовать более простые речевые конструкции, объяснять свои действия предельно кратко и понятно для детей соответствующего возраста и уровня знаний, давать им отдых между упражнениями. Малыши с такими особенностями намного легче запоминают все на непроизвольном уровне, чем на произвольном, поэтому строить все занятия нужно в легкой игровой форме, чтобы заинтересовать детей в происходящем.
Проблемы с артикуляционной моторикой проявляются в физической ограниченности движений частей речевого аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти, поэтому по совету логопеда следует включить в часы работы воспитателя в логопедической группе занятия по развитию этих частей тела в виде специальной речевой гимнастики.
Нарушения речи часто сочетаются с другими проблемами в развитии, например, они связаны с недоразвитостью мелкой моторики. Именно поэтому опытные специалисты настаивают на том, чтобы у детей с подобными проблемами всячески стимулировалось развитие моторики движений. Такие дети имеют скованные движения, не умеют сами шнуровать ботинки или застегивать пуговицы на собственной одежде, держат столовые приборы не пальцами, а зажимают в кулаке, так же берут и другие принадлежности, например, не могут правильно пользоваться кистями для рисования, карандашами и фломастерами.
Воспитанники с недоразвитием речи имеют показатели общего развития ниже их возрастной нормы. Разница не слишком бросается в глаза, но она будет усугубляться по мере взросления детей, в случае, если не будет применена правильная и систематическая коррекция. Чтобы ребенок развивался правильно, ему обязательно нужно поставить речь и откорректировать все ее нарушения. Для этого воспитателю придется проявить не только свои воспитательные способности и профессиональные знания, но и чисто человеческие положительные качества.
В логопедических группах встречаются дети с разным поведением и психологическими особенностями. Часть из них быстро отвлекается, начинает скучать, не обращать внимания на происходящее, вертеться или же апатично сидеть в уголке. Другие проявляют признаки раздражения и агрессии, болезненно реагируют на замечания воспитателя. Так что для того, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку у воспитателя уйдет много сил, времени и терпения, потребуется вся возможная толерантность и выносливость. Для работы с такими группами нужно очень сильно любить детей и заботиться об их благополучии.
Рабочая неделя по графику работы воспитателя логопедической группы из-за высокой нагрузки на сотрудника составляет суммарно 25 часов, то есть по 5 часов в день при пятидневке. Если воспитатель перерабатывает, ему пересчитывается ставка и платятся дополнительные 20% за работу с логопедической группой.
Основные направления деятельности воспитателя логопедической группы
И логопед, и воспитатель, работающие с детьми с особенностями речи, трудятся по следующим направлениям:
- Коррекционно-воспитательное.
- Общеобразовательное.
При этом упор делается на первом направлении, так как при отсутствии успехов в этой области рассчитывать на особый прогресс в общеобразовательном направлении не приходится. Под руководством логопеда и в тесном сотрудничестве с ним воспитатель занимается исправлением речевого нарушения, а также всех действий, которые с ним связаны, участвует в общеобразовательных мероприятиях.
Для того, чтобы работа воспитателя в группе детей с проблемами речи была максимально эффективной, логопед некоторое время собирает данные о детях, чтобы выяснить их особенности и проанализировать имеющиеся нарушения, систематизировать их. Во время специального педсовета или совещания он передает свои данные воспитателю, совместно выбирает план и стратегию действий с обсуждением следующих пунктов в особенностях речи воспитанников:
- Произношение.
- Восприятие звуков речи на слух.
- Воспроизведение слогов.
- Словарный запас детей, их понимания грамматической структуры.
- Наличие сформированной связной речи.
- Состояние моторики (артикуляционной и пальцевой).
- Данные психолога об уровне памяти, внимания и воображения у воспитанников ДОУ.
На основании полученных сведений воспитатель решает сугубо практические задачи своей будущей работы:
- Выбирает детей с рассеянным вниманием и отсутствием сосредоточенности, нарушениями зрения или неусидчивостью, чтобы посадить их ближе к себе.
- Назначает дополнительные занятия с воспитанниками, отличающимися низким уровнем развития мелкой моторики и артикуляционных навыков.
- Отбирает детей, чье произношение придется тщательно контролировать для достижения результата.
Работа в логопедической группе требует от воспитателя сосредоточенного, вдумчивого и скрупулезного исполнения частей плана, разработанного совместно с логопедом и психологом, а также систематического применения полученных знаний для коррекции произношения и общего развития своих воспитанников.