Воскресенский собор новоиерусалимского монастыря часы работы

В Свято-Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре ежедневно совершаются следующие Таинства и требы:

1.Таинство Крещения.
2.Таинство Венчания (в положенные Церковью дни).
3.Исповедь, Соборование, Причащение на дому.
4.Отпевание (заочное и очное).
5.Освящение крестиков и икон.
6.Освящение жилищ и автомашин.

Заказать Таинства и требы можно
в свечном ящике или по тел.: +7 (495) 994-61-70, 4-71-70

За совершение Таинств и треб никаких такс нет.
Желающих совершить пожертвование просим самостоятельно опускать деньги в монастырскую кружку.

  • В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

  • Записки заполняются в родительном падеже (т.е. отвечают на вопрос – Кого?)

  • Укажите полную форму имени. Следует помнить, что в записках подается церковное написание имён (Сергия, Артемия, Иулии)

  • Дети до 7 лет указываются младенцами, от 7 лет до 15 – отроками (отроковицами). приветствуются сокращения “мл.” и “отр.”

  • В заупокойных записках укажите “приснопамятных” (усопших, имеющих в этот день памятные даты) или “новопреставленного” (усопшего в течение 40 дней)

Видеоэкскурсия по Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю

Видео: Рушан КАЮМОВ

История

Монастырь начали строить при патриархе Никоне в 1656 году. Работали и в то время, когда тот попал в опалу у царя Алексея Михайловича. Работы продолжались при Елизавете Петровне (18-й век) и при Екатерине Второй, после того, как монастырь пережил сильный пожар. В 19-м веке это был центр паломничества.

Во время богоборческих 1930-х, когда монастырь был уже давно закрыт, расстреляли местных монахов. И вдруг… пропала вода в святом источнике. Люди до сих пор не могут понять, как такое произошло. Рассказывают только, что вода появилась вновь, едва в конце 1990-х монастырь вернули церкви и освятили.

С тех пор принялись за восстановление былой мощи и красоты. Говорят, были случаи исцеления от самых страшных недугов. Но для этого, как уточняют местные, надо не только молиться с верой, но и делать по жизни добрые дела.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

Вот что рассказал о Новом Иерусалиме Владимир Егоров, экскурсовод из Истры.

  • У одной из башен по периметру стены осиновая крыша. Как напоминание о предательстве: ведь Иуда повесился на осине. Именуется башня Гефсиманская, по названию сада, где предали Христа.
  • Крест для Голгофы привезли из Иерусалима. Во время Великой Отечественной, когда немцы взорвали Воскресенский собор и все было объято огнем, крест рухнул на землю, но не сгорел! После взрыва собора кувуклия с Гробом Господнем тоже уцелела. Предполагается, что люди будут приезжать не просто посмотреть на архитектуру, но и помолиться. Ведь человек приходит в дом к Богу, как ребенок приходит к отцу. У патриарха Никона была идея объединить здесь людей, чтоб они вместе приезжали, молились, ценили жизнь и друг друга, желали друг другу добра.

Что посмотреть на территории монастыря

Воскресенский собор

На первом и втором ярусах Воскресенского собора находятся 44 церкви.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Внутри него находятся 44 церкви на первом и втором этажах. Поочередно в них (но не во всех) идут службы. Здесь же находится кувуклия с Гробом Господнем. Туда всегда стоит очередь: не пугайтесь, идет она быстро. У входа в кувуклию внимательно посмотрите на пол: реставраторы оставили часть старого настила из булыжников. Представьте, сколько веков до вас по нему ходили люди! И сам Никон, и царь Алексей Михайлович. Не забудьте запрокинуть голову вверх: над вами раскинется невероятной красоты купол высотой примерно с 12-этажный дом. В диаметре он 28 метров, это почти десятиэтажка.

Иордан

По пути к Иордану вы увидите скит патриарха Никона. Сейчас его можно осмотреть только снаружи.
Фото: Ирина БЫСТРОВА, lori.ru

По пути к реке вы увидите скит патриарха Никона. Внутрь никого не пускают, но вы отчетливо представите, как он жил тут, ходил на рыбалку, принимал гостей, омывая… им ноги. Да-да, была такая традиция.

Храм Константина и Елены

С восточной стороны к Воскресенскому собору примыкает церковь Константина и Елены.
Фото: Ольга МЕДВЕДЕВА

Римский император, принявший христианство, и его мать, которая в четвертом веке нашла место погребения Иисуса, — храм их имен стоит в Новом Иерусалиме.

Святой источник

В 1930-х годах вода в источнике вдруг пропала и появилась вновь в конце 20 века, когда монастырь был возвращен верующим.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

33 ступени вниз (по числу земных лет Христа) от храма Константина и Елены — и вы у источника. Того самого, который вдруг заглох в годы богоборчества, будто наказывая за неверие и издевательство над храмами. Источника, в котором больше никогда не должна пропасть вода.

Какие святыни хранятся

  • Гроб Господень. Главная святыня, которая есть в Ново-Иерусалимском монастыре. Он находится в кувуклии — небольшой купольной часовне: точь-в-точь такой же, как в израильском Иерусалиме.
  • Голгофа с крестом. «Голгофа» с еврейского переводится как «лобное место». То место, где был распят Иисус. Обратите внимание на кипарисовый крест внутри Голгофы. Патриарх Никон заказал его в Палестине.
  • Мощи Святой Татьяны, привезенные из Иерусалима еще при царе Алексее Михайловиче его сестрой. Она сама паломником ездила в святые места. Достоверно неизвестно, как именно она добиралась, но есть свидетельства, что в те времена многие паломники шли на палестинские земли пешком.

Ново-Иерусалимский монастырь в культуре и искусстве

Колокольни монастыря обожал писать кубист Аристарх Лентулов, четыре его работы посвящены “копии святой Земли”. Вспоминали золотые купола, мелодичный говор звонницы и камень миропомазания поэты Сергей Панченко, Федор Кормухин, Александр Бобров.

Впрочем, Ново-Иерусалимский монастырь и сам по себе является храмом искусства, ведь еще недавно в его стенах располагался музей с одноименным названием. Его фондовое собрание насчитывает 180 тысяч единиц и включает археологические, исторические, этнографические и художественные коллекции. Посмотреть на шедевры Айвазовского, Шишкина, Левитана, Пикассо, Кустодиева, Дюрера, Фалька, Фаберже приезжали из Москвы и многих других городов.

Слева: фрагмент картины А. Лентулова «Церкви. Новый Иерусалим» (1917)/Репродукция
Справа: фрагмент картины А. Лентулова «Ворота с башней. Новый Иерусалим» (1917)/Репродукция

Три года назад музей получил собственное здание в 300 метрах от монастыря, и почти сразу же здесь открылась постоянная экспозиция “Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI — начала XX века”. Здесь собраны предметы живописи, иконописи, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства из коллекции музея. Большая часть поступила в собрание музея в послереволюционный период.

Теперь посетители могут увидеть еще и экспозицию “Особая кладовая”. Она объединяет предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов 16–20 веков: шитье, предметы церковного обихода, произведения русских мастеров эмали и бытового серебра.

Нажмите, чтобы посмотреть панораму Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря

Экспертное мнение

Архимандрит Феофилакт, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря:

«Окрестности Истры изменили на библейские прообразы»

— Новый Иерусалим — живое воплощение пятого Евангелия (так называют Святую Землю), в котором сама земля и все, что на ней благовествуют о днях земной жизни Иисуса Христа. Явление уникальное, не имеющее аналогов в мировой христианской культуре. Здесь даже названия окрестностей Истры были условно изменены на евангельские или библейские прообразы. Так река Истра становится Иорданом, четыре холма под монастырем стали горами Сион, Елеон, Фавор и Ермон, появляется Гефсиманский сад и Кедронский поток, образуются свои Вифлеем, Назарет, Галилея и Вифания, возникает Иудина земля и Иосафатова долина.

Для Нового Иерусалима очень актуальны слова народной мудрости: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому, чтобы лучше понять феномен личности Святейшего Патриарха Никона и оценить его грандиозный замысел, увидеть красоту и благолепие созданной им святой обители, стоит посетить этот монастырь.

Александр Авдеев, доцент кафедры истории России и архивоведения исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университет:

«Надписи в Воскресенском соборе содержат шифр»

— В стенах монастыря патриарх Никон создал интеллектуальную школу, и с произведениями его учеников, вырезанными на белокаменных плитах, можно ознакомиться в Воскресенском соборе. Справа от южного входа в собор можно увидеть огромную надпись – стихотворную летопись, посвященную истории создания Воскресенского монастыря. А на белокаменной плите, установленной в изножии гробницы патриарха Никона, высечена стихотворная эпитафия Святейшему, автором которой был его ученик, архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря Герман. Обе надписи содержат загадку для любознательного читателя: по первым буквам каждой строки можно прочитать, кто и с какой целью создал эти произведения.

Как добраться

Электричка

С Рижского направления до станции «Истра». Далее — пересадка на автобусы №32, 33 до остановки «Монастырь» или №4, 40, 46, 48 до остановки «Монастырь». Либо до станции «Новоиерусалимская» и далее пешком по тропе паломника (минут 40 ходьбы)

Автобус

№372 от метро «Тушинская» до станции «Истра». Далее на автобусе №32, 33, 4, 40, 46, 48 до остановки «Монастырь»

Машина

По Волоколамскому или Новорижскому шоссе до Истры, ул. Советская д.2, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.



Найдите билеты по выгодным ценам на 2023 год

Описание

Воскресенский Новоиерусалимский мужской ставропигиальный монастырь Собор Воскресения Христова — одна из действующих культурных площадок,
на основе которой проводится
большое количество разноплановых
мероприятий, служащих для интересного проведения досуга в Москве.

Для путешественников
храм
представляет интерес как
памятник строительного искусства и национальной
культуры, частый пункт экскурсионной программы.
Это также центр духовной
жизни города, место встречи верующих и проведения богослужений.

Более подробную информацию можно
получить по телефону 74959946170
или
найти на сайте n-jerusalem.ru.

Воскресенский Новоиерусалимский мужской ставропигиальный монастырь Собор Воскресения Христова
располагается по адресу:
р-н,
Московская область, Истра, Советская, 2.

Режим работы: Пн-пт: 07:30 — 18:00; сб: 07:30 — 20:00; вс: 06:30 — 18:00.

Адрес

Московская область, Истра, Советская улица, 2, 8 этаж

На машине, пешком или на общественном транспорте… — показать как добраться

Время работы

Пн-пт: 07:30—18:00; сб: 07:30—20:00; вс: 06:30—18:00

Компания в сети

Похожие культурные места поблизости

Специалисты воскресенский Новоиерусалимский мужской ставропигиальный монастырь Собор Воскресения Христова

Похожие культурные места

Часто задаваемые вопросы

о Воскресенский Новоиерусалимский мужской ставропигиальный монастырь Собор Воскресения Христова




  • 📍 По какому адресу располагается Воскресенский Новоиерусалимский мужской ставропигиальный монастырь Собор Воскресения Христова?



    Адрес организации: Россия, Московская область, Истра, Советская, 2.




  • ☎️ Доступен ли номер телефона Воскресенский Новоиерусалимский мужской ставропигиальный монастырь Собор Воскресения Христова?



    Вы можете позвонить
    по номеру +7 (495) 994-61-70.




  • 🕖 Можно ли узнать график работы Воскресенский Новоиерусалимский мужской ставропигиальный монастырь Собор Воскресения Христова?



    Двери организации открыты
    по следующему графику: Пн-пт: 07:30 — 18:00; сб: 07:30 — 20:00; вс: 06:30 — 18:00.




  • ⭐ Какова оценка этого заведения
    на Zoon.ru?



    Средняя оценка заведения на сайте Zoon.ru – 2.7.
    Вы можете написать свой отзыв о Воскресенский Новоиерусалимский мужской ставропигиальный монастырь Собор Воскресения Христова!




  • ✔️ Можно ли доверять информации, размещённой на данной странице?



    Zoon.ru старается размещать максимально
    точную и свежую информацию о заведениях.
    Если вы нашли ошибку и/или являетесь
    владельцем данного заведения,
    то воспользуйтесь формой обратной связи.

Средняя оценка — 2,7 на основании 3 оценок

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь (Россия, Московская область, Истринский район, г. Истра, ул. Советская, 2)

Как добраться? По Волоколамскому или Новорижскому шоссе (около 45 км от МКАД), через г. Истру до Новоиерусалимского монастыря. Электропоезда Рижского направления, авт. № 372 от ст. м. «Тушинская» до станции «Истра», далее до ост. «Музей»

В октябре 2014 г. — открытие первой экспозиции в новом здании музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим»
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»

  • Телефон: (496) 314-9787, 314-6549
  • Адрес: 143500, Московская область, г. Истра, ул. Советская, 2
  • Режим работы: ежедневно с 10.00 до 17.00 (летом с 10.00 до 18.00), кроме понедельника и последней пятницы месяца
  • Сайт Новоиерусалимского монастыря

Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном как его подмосковная резиденция. Патриарх Никон был одним из крупнейших деятелей русской церкви XVII века. В интересах господствующего класса он провёл ряд мероприятий в области культа (исправление богослужебных книг, написание икон нового образца и т.д.), что послужили поводом к возникновению так называемого раскола.
Основание обители относится к периоду могущества Никона. В 1656 г. владыка купил у помещика Боборыкина село Воскресенское. Строительство началось немедленно, к нему были привлечены помимо патриарших — крепостные мастера со всего государства. Лес, глину и песок — добывали на месте, а белый камень доставляли из села Мячково по Москве-реке и её притоку Истре.

Содержание

  1. Описание Воскресенского Новоиерусалимского монастыря
  2. План монастыря
  3. История создания и развития (XVII–XX вв.)
  4. 1-й период:
  5. 2-й период:
  6. 3-й период:
  7. 4-й период:
  8. Разрушения 1941 года
  9. Послевоенное восстановление (1942–1994 гг.)
  10. Панорама
  11. Схема проезда

Описание Воскресенского Новоиерусалимского монастыря

Монастырь был задуман как подобие всемирно известного палестинского прототипа — главной святыни христианства. Однако не следует думать, будто Никон замыслил точное воспроизведение архитектурного памятника первых веков нашей эры. Здесь мы видим только общее подобие плана храмов обоих Иерусалимов, при существенном различии их. Хотя, вполне допустимо, что Никон располагал чертежами палестинского храма, снятыми с натуры в 1596 г., и изданными в Риме в 1609 г.
Грандиозный Воскресенский собор — главный храм «Нового Иерусалима» был выстроен в 1658 — 1685 гг. Основной его частью является храм Воскресения о четырёх столпах, на который опираются арки и крещатые своды, поддерживающие центральную главу. С востока к храму пристроена крипта — подземный храм, устроенный, как в старом Иерусалиме, глубоко в земле. С запада примыкает обширная ротонда, составляющая отличительную особенность собора, в центре её расположена кубикула (часовня гроба). К общей массе собора примыкают многочисленные приделы и галереи. До 1941 г. у южного фасада собора поднималась столпообразная колокольня в семь ярусов, служившая в ансамбле высотной доминантой, и уничтоженная немцами во время войны. Она так и не была восстановлена. Уникальный по типу и масштабам использования полихромной керамики памятник не имеет аналогий. Изразцы изготовлялись Степаном Полубесом и Игнатием Максимовым под руководством Петра Заборского.
Стены и башни монастырской ограды были возведены из кирпича в 1690 — 1694 гг. зодчим Яковом Бухвостовым (см. церковь в Уборах). Очень интересна заглублённая в землю церковь Константина и Елены. В нескольких зданиях монастыря развёрнута музейная экспозиция, можно посетить крепостную стену; музей деревянного зодчества и скит Никона, расположенные за пределами монастырской ограды.

План монастыря

План Воскресенского Новоиерусалимского монастыря

  1. Воскресенский собор
  2. Церковь Константина и Елены
  3. Святые ворота с надвратной церковью
  4. Палаты царевны Татьяны Михайловны
  5. Солодёжные и кузнечные палаты
  6. Настоятельские покои
  7. Караульные палаты
  8. Братский корпус
  9. Трапезная с церковью Рождества Христова
  10. Палаты «монастырских детёнышей»
  11. Надвратная Елизаветинская башня
  12. Больничные палаты
  13. Крепостные стены и башни
  14. Красной погреб

** Музей деревянного зодчества
** Скит Никона

История создания и развития (XVII–XX вв.)

1-й период:

План модели храма Воскресения Христова из Палестины

План модели храма Воскресения Христова, привезенный из Палестины патриарху Никону Арсением Сухановым

1656–1666 гг. – проходил под руководством и при непосредственном участии Патриарха Никона. В этот период окружающая монастырь территория рассматривается как Святая Земля с топографическим и имясловным уподоблением первообразу. В 1656 г. куплены деревня Сафатова (ставшая селом Воскресенское), деревня Котельникова (Вознесенское), в 1657 г. – деревня Микулино (Преображенское), пустошь Зиновьева (Капернаум), село Чернево (Назарет). В 1657 г. Построена деревянная Воскресенская церковь (разобрана в 1696 г.), начато строительство часовни на горе Елеон, а в 1658 г. установлен памятный крест; начато строительство Воскресенского собора; основан Вифанский монастырь с церковью Входа Господня в Иерусалим (монастырь упразднен в 1666 г., а церковь перенесена в монастырь Нового Иерусалима).
С 1658 по 1662 г. в Воскресенском соборе устраиваются и освящаются церкви на Голгофе, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богородицы; построена отходная Богоявленская пустынь. В 1665 г. сооружены деревянная ограда монастыря, Патриаршие палаты и больничные кельи. К 1666 г. монастырь сформировался как система святых мест, где наряду с каменными сооружениями были и деревянные.
В период с 1656 по 1666 г. в монастыре было не менее 200 монашествующих; с послушниками и прочими – около 400.
После осуждения и ссылки в 1666 г. Патриарха Никона Воскресенский монастырь было запрещено именовать Новым Иерусалимом. В период с 1666 по 1678 г. Монастырь подвергается разорению: из монастыря вывозятся ценные книги, рукописи, святыни, мощи, личные вещи Патриарха Никона, типографский станок и т.д., отзываются в Москву строительных, изразцовых, литейных и иных дел мастера, прерываются строительные работы; за монастырем закрепляются лишь его владения до 1658 г.

2-й период:

План Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря

План Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Арх. И.Ф. Мичурин, конец 1730-х гг.

1670-е гг.–конец XVII в. – возрождение богословских и архитектурно-ландшафтных идей Патриарха Никона. В царствование царей Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей возобновляется монастырское строительство, изменяется топография Святых мест: соответствие прообразу сочетается с условно-символическим. С 1678 г. в монастыре вновь действует утвержденный Патриархом Никоном богослужебный устав, к обители приписывается 20 монастырей, устраивается система прудов. В 1679 г. возобновляется строительство Воскресенского собора, а в 1685 г. совершено его освящение; в этом же году освящена надвратная деревянная церковь.
В 1681 г. умирающий Патриарх Никон возвращен из ссылки и после смерти погребен в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора. В 1683 г.
возводится каменный дворец царевны Татьяны Михайловны. С 1686 по 1692 г. Строится теплый соборный храм Рождества Христова с Трапезными палатами вдоль западной монастырской стены. В 1690 г. освящаются: земляная церковь свв. Равноапостольных Константина и Елены, церкви Архистратига Божия Михаила и всех Сил бесплотных, Всех Святых, Николая Чудотворца. С 1690 по 1694 г. Я. Бухвостовым возводится каменная крепостная стена взамен деревянной. В 1698 г. ведется строительство больничных палат с Трехсвятским храмом.

3-й период:

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря. Роспись купола над Гробом Господним

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря. Роспись купола над Гробом Господним. Фото конца XIX в. ГИМ ИЗО

XVIII век. В 1749 г. Воскресенскому монастырю возвращено именование Нового Иерусалима; в документах вновь используются палестинские названия. В 1781 г. образован город Воскресенск.
В 1723 г. обрушился шатер ротонды, в 1726 г. сгорели деревянные патриаршие палаты, в 1762 г. второй пожар унес два деревянных дворца – старый и новый, в 1792 г. сгорели храмы Рождества и Трех Святителей, дворцовая галерея, Архимандричьи покои. В 1730–1750 гг. восстанавливается ротонда, ведутся масштабные строительные работы по Воскресенскому собору (освящение собора – в 1759 г.) под руководством архитекторов И. Мичурина, Ф. Растрелли, К. Бланка при архимандрите Амвросии, который считается вторым созидателем монастыря. В 1765 г. устроен новый конюшенный двор. С 1770 по 1800 г. построены новые каменные царские палаты (архитекторы – М. Казаков, Г. Бартенев). В 1775 г. сооружаются в подклете Храма Рождества Христова Вифлеемские церкви: Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства во Египет, Избиения младенцев.

4-й период:

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря, общий вид с востока

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря, общий вид с востока. Фото 1880-х гг. ГИМ ИЗО

XIX – начало ХХ в. В 1840 гг. ведутся ремонтные работы под руководством архитекторов А. Витберга, К. Тона и А. Каменского, скульптора Витали. В 1845 г. проведен ремонт гостиного двора; 1846 г. – сооружена и освящена церковь св. прп. Иоанна Рыльского в архимандричьих палатах. Во второй половине XIX в. создается Русское Палестинское общество. Наместником монастыря в 1869 г.
назначается бывший начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид (Кавелин), при котором реконструируются и развиваются замыслы Патриарха Никона, создается описание Воскресенского монастыря Нового Иерусалима, изучаются его история, наследие и традиции, создается музей Патриарха Никона.
С 1874 г. начаты масштабные ремонтные работы. В 1875–1876 гг. ведется строительство каменного странноприимного дома; в 1892–1893 гг. открыта церковно-приходская школа. В 1904–1905 гг. архимандритом Серафимом (Чичаговым) совершено последнее обновление обители. В 1919 г. Воскресенский монастырь решением Звенигородского Совнаркома закрыт, монашеская община упразднена. В 1920 г. на его базе создан Художественно-исторический музей.

Разрушения 1941 года

В 1941 году проводилась эвакуация музеев системы Наркомпроса РСФСР, в первую очередь были упакованы изделия из драгоценных металлов. В ночь с 4 на 5 ноября ящики с экспонатами были эвакуированы в Москву и далее в Алма-Ату.
Кроме этого в стенах Воскресенского собора были оборудованы два тайника. В первом спрятали книги и рукописи, картотеку и инвентарные описи, во втором — церковную утварь, иконы, Евангелия, образцы русских и западных тканей, фарфор, часы, скульптуру.
Полностью скрыть оставшиеся фонды сотрудники были не в состоянии: «Кроме указанных… имеется масса вещей, конечно, не имеющих материальной ценности, но как исторические они имеют некоторую ценность: фарфор до 2000 предметов, металл до 150 предметов/ бронза-медь и проч./ картины до 1000 предметов, мебель до 5000 предметов».
25–27 ноября дивизия СС «Райх» предприняла штурм стен монастыря. Во время осады в исторические здания монастырского ансамбля неоднократно попадали снаряды, причинившие им частичные разрушения. После захвата в зданиях монастыря разместился немецкий госпиталь. Мебель и ценнейшая коллекция икон сжигаются для отопления.
Уничтожив плотину Истринского водохранилища, мосты, переправы, 10 декабря 1941 г. саперы 614-го полка дивизии СС «Райх» взорвали ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Взрывы сильно повредили Воскресенский собор, уничтожили верхние ярусы башен крепостной ограды и надвратную церковь. Погибли колокольня и западные опорные пилоны собора, которые несли на себе своды центральной части и шатер ротонды. Были сожжены все остальные здания монастырского ансамбля, включая Трапезные палаты, где располагалась основная экспозиция музея. 11 декабря город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.
24–25 января 1942 г. Комиссией из представителей ГИМа и Института истории материальной культуры Академии наук СССР было установлено: «взорваны: все восемь башен монастырской стены и надвратная церковь над «Святыми вратами»; центральный памятник музея-монастыря, знаменитый Воскресенский собор с колокольней, особенно сильно пострадавший в своих основных частях от взрывов, произведенных в нем немцами при отступлении из Истры. Сожжены: комплекс зданий — царский дворец, Вифлеемская церковь, настоятельские покои… Кровля сохранилась только над церковью; братский корпус с трапезной (бывший дворец Татьяны Михайловны); три каменных корпуса, примыкающие к северной и восточной стенам монастыря; деревянные одноэтажные постройки, как то: клуб музея в юго-
западном углу ограды, канцелярия, две лаборатории и жилой домик сотрудников около Гефсиманской башни сожжены дотла».
Все спасенные экспонаты, извлеченные из тайников и собранные среди развалин, хранили в ящиках, археологические коллекции были разложены на стеллажах. В ноябре собранные фонды отправили в Москву, где они были размещены в Госхранилище № 2 на Берсеневской набережной вместе с возвращенными из Алма-Аты ценными экспонатами.
Летом 1943 г. сотрудники Истринского музея приступили к составлению списков уничтоженных экспонатов, в рамках работы Чрезвычайной государственной комиссии по установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Среди свидетельств фашистских преступлений против культуры, оглашенных Международным военным трибуналом в Нюрнберге, были данные о варварском разрушении Нового Иерусалима.

Послевоенное восстановление (1942–1994 гг.)

Ревякин П.П. Развалины Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Рисунок с натуры, 1942 г.Работы на руинах Нового Иерусалима начались уже в 1942 г. В 1943 г. бригада Академпроекта под руководством академика А.В. Щусева выполнила обмеры уцелевших и поврежденных частей памятников Ново-Иерусалимского монастыря и дала предварительные чертежи их реставрации. Итоги работ были изложены А.В. Щусевым в публикации 1946 года «Проект восстановления города Истры».
С ноября 1950 г. Центральные научно-реставрационные мастерские Академии строительства и архитектуры СССР (ЦНРМ) начинают работы по приведению в порядок и реставрации памятника, разбирались завалы, исследовались отдельные части памятника.
В 1952 году П.Д. Барановским составлен «Проект генерального плана сохранения и реставрации памятников архитектуры Ново-Иерусалимского монастыря-музея».
К 1957 г. были разобраны завалы, сделаны крыши над сохранившимися частями собора, укреплены конструкции подземной церкви и юго-западного пилона, разработан проект реставрации взорванных пилонов, соединяющих их арок и сводов. Однако к концу 1950-х гг. из-за отсутствия финансирования пилоны так и не были закончены.
Пилоны до уровня пят подпружных арок в период с 1965 по 1972 г. были возведены согласно документации ЦНРМ 1957 г. Большая глава Воскресенского собора была восстановлена к 1975 г. В процессе
реставрации глава оказалась завышена более чем на полметра, ее шлемовидный силуэт и конструкция креста искажены. В начале 1970-х гг. были законсервированы руины 1-го яруса колокольни и укреплен 1-й ярус керамического иконостаса придела под колокольней. В 1978 и 1979 гг. монтировался изразцовый пояс с храмозданной надписью. В 1982-м и в 1983-м устанавливались изразцы подвесок и наличников.
В 1983 г. разобрали макет, устроенный в 1978 г., и приступили к монтажу шатра ротонды новой конструкции. В 1991–1993 гг. были смонтированы окна-люкарны трех ярусов. Параллельно с монтажными работами по шатру ротонды велись локальные ремонтные работы по всему собору, включая подземную церковь. Повсеместно делались вычинки кирпичной кладки и белокаменных деталей, инъектировались трещины; реставрировались гипсовые капители, в наличники окон верхнего яруса ротонды установлены вновь сделанные лепные херувимы. Были укреплены и законсервированы изразцы наличников окон верхнего яруса собора, расчищены каменные блоки облицовки рва подземной церкви, побелены фасады, покрашены металлические кровли и главы и т.д.
В течение 1980-х гг., помимо текущего ремонта, продолжались исследования по отдельным элементам декора храма, исполнялись проекты для реставрации керамического и лепного декора, иконостасов Голгофского придела и подземной церкви. В 1982–1984 гг. отреставрированы картуши на алтарной стене собора со стороны заалтарного обхода, затем отреставрирована лепнина в ряде приделов и подземной церкви. Одновременно реставрировались киоты, резные распятие и иконостас в приделе Голгофа. Металлическая часть иконостаса подземной церкви воссоздана в 1988–1991 гг.
В процессе обследования лепного декора в Воскресенском соборе обнаружены следы фресковой живописи XVII века. В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи сохранившиеся под штукатуркой фрагменты орнаментальной росписи были укреплены, законсервированы и оставлены для обозрения. На стене алтаря со стороны заалтарного обхода открылся небольшой фрагмент росписи «в руст», который тоже был укреплен.

Изображение в тексте: Ревякин П.П. Развалины Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Рисунок с натуры, 1942 г.

Панорама

Схема проезда

icon-car.pngFullscreen-Logo

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь
55.921496, 36.845291

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Воскресенского судебного района московской области реквизиты
  • Вправе ли налоговики потребовать у компании учетную политику
  • Вправе ли страховая компания взыскать деньги с виновника дтп
  • Время задержки дыхания в состоянии покоя лабораторная работа
  • Время затрачиваемое на выполнение основной работы называется