Вода для корабля то же что для бизнеса метафора


Подборка по базе: Практическое задание 1.docx, Комплексное задание_ Математика.pdf, И.М.Ленченко Задание 1 ППОбп-2002в теории и технологии начальног, Комплексное задание_ Информатика.pdf, Практическое задание № 1.docx, 1 Практическое задание №3_Зеленина А.В.недоразвитие речи.doc, Практическое задание 4.pdf, Практическое задание 2 бородкин Р.В.rtf, 2020-2021. Практическое задание для СРС по КУ (заочка).docx, Практическое задание №1.docx


Задание 1

Наугад выберите по паре слов из каждой колонки и используйте их как «затравку» для создания рассказа. На бумаге или в голове разработайте сценарий.

Фиаско Статуя Спираль
Океан Ноготь Финиш
Путешествие Мостовая Кнопка
Бумажник Пальто Вор
Дыня Фанера Суфле
Сон Харизма Ковбой
Мотоцикл Армия Коробка
Собака Нос Палка
Преступление Хоккей Плод

Нагревательная спираль потерпела фиаско, когда не смогла в очередной раз нагреть воду в чайнике. Вода в нем была подобна спокойному океану, но и она поняла, что это финиш. Путешествия больше не будет: кнопка не работает. Ничего не подозревающий вор аккуратно взял бумажник, лежащий возле чайника. Выйдя на улицу, он поскользнулся, наступив на кусок дыни в воздушном суфле. Ночью ему приснился сон, что он ковбой, но вместо коня у него оказался мотоцикл, где полным-полно каких-то коробок. Возле них лежит собака и трет свой нос о его ногу. Вор подумал, что неплохо было бы поиграть в хоккей, но новое преступление уже непреодолимо манило его.

Задание 2

Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны.

  1. Творчество подобно приготовлению торта.

Потому, что приготовление торта требует мастерства

  1. Творчество подобно падению в грязь.

Твое творчество могут не оценить

  1. Творчество подобно любви.

Это захватывает и волнует, как любовь

  1. Творчество подобно починке протекающего крана.

Открываешь в себе что-то новое

  1. Творчество подобно заточке топора.

Нет предела совершенству

Задание 3

Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что содержат ключевые слова «как» или «подобно».

Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:

1.     Вода для корабля то же, что экономика для бизнеса.

2.     Цветок вызывает радость так же, как агрессия гнев.

3.     Кран для воды то же, что тюрьма для свободы.

4.     Мой дом – это где мне хорошо.

5.     Моя работа – это рутина.

6.     Беспокойство – это неуверенность.

7.     Правда – это справедливость.

8.     Власть – это насилье над людьми.

9.     Успех – это тру или умение.

10.   Счастье – это жизнь.

11.   Любовь – это болезнь.

12.           Идеалы – это авторитеты.

13.           Размышление – это поиски.

14.           Жизнь – это игра.

Скаженик Е.Н.         

Деловое общение        

Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
    

Тема 1. Вербальные средства коммуникации

Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел.

Даниэл Уэбстер

Общение является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.

К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час. Его величество Общение правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправдана, так как общение — это столп, стержень, основа существования человека.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

А еще язык — это зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей.

Язык — это и передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.

Язык — это и орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям …

Таким образом, язык используется в самых разных функциях. Сколько их? Лучше других ответил на этот вопрос американский лингвист Э.Сепир: «Трудно с точностью установить функции языка, так как он настолько глубоко коренится во всем человеческом поведении, что остается очень немногое в функциональной стороне нашей сознательной деятельности, где язык не принимал бы участия». Назовем основные:

Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.

Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и многовековая художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.

Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.

Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.

Этническая. Язык как средство объединения народа.

Типы приема и передачи информации

Человек использует естественный язык с двумя целями: не только передать информацию, но еще и понять мир. Но оказывается, что прием и передача информации могут быть осуществлены, кроме естественного языка, как минимум еще двумя способами, соответствующими двум интеллектуальным возможностям человека: образному мышлению и сенсорике.

Образное мышление — это восприятие мира в виде картинки. Художественное полотно или скульптура — это тоже текст, несущий немалую смысловую нагрузку. Мышление зрительными образами знакомо каждому человеку, например, когда он вспоминает эпизод из своей жизни, не расчлененный словесно, а зафиксированный сознанием в виде фотографии.

Под сенсорикой понимается биоэнергетический способ обмена информацией, при котором человек ничего не говорит и ничего не демонстрирует, но при этом передает информацию, и она воспринимается теми, к кому она направлена.

Таким образом, при глубоком анализе становится очевидным, что от природы люди наделены 3 разными формами мышления: естественным языком, образным и сенсорным мышлением.

Как работает естественный язык в своей речевой функции, мы наблюдаем постоянно: текст ¬ слова ¬ слово: значение.

Как функционирует образное мышление? Восприятие мира осуществляется не расчлененно, а единой картинкой. Живописное полотно нельзя расчленить на элементы (как текст), оно воспринимается целиком. Человек получает больше информации, переходя от правой к левой части картины. Значит, по сравнению с естественным языком это принципиально иная форма восприятия. Люди с развитым образным мышлением воспринимают мир иначе, чем люди с преобладанием мыслительной языковой функции.

Перейдем теперь к сенсорному мышлению. Основу этого феномена (то есть передачи информации без помощи известных науке анализаторов) следует искать, видимо, на самом глубоком «клеточном» уровне.

Оказывается, что лишенная зачатков нервной системы и каких-либо рецепторов клетка способна демонстрировать ясновидение — «клеточную телепатию».

Рассмотренные три способа приема и передачи информации находятся в неодинаковом взаимодействии друг с другом.

Естественный язык реализуется посредством речевого аппарата и слухового анализатора. Образное мышление в основном связано со зрительным анализатором, но, кроме того, в канале передаче информации задействованы руки, которые лепят и рисуют. При биосенсорном воздействии анализатором, видимо, является все человеческое тело.

Приоритет неодинаковых типов мышления у разных людей имеет огромное значение для практики общения. Когда вы входите в речевую коммуникацию с другим человеком (частную, деловую, официальную) следует не только провести всесторонний анализ его личности, но и составить представление о том, какой тип мышления в нем преобладает и подстроиться к нему.

Язык — речь — речевая деятельность

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык.

Существует несколько видов речевой деятельности:

говорение — использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

слушание — восприятие содержания звучащей речи;

письмо — фиксация содержания речи на бумаге;

чтение — восприятие зафиксированной на бумаге информации.

С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников — на межличностное и массовое.

Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

Литературная форма языка, иначе — литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка — наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет 2 формы: устную и письменную. Первая — звучащая речь, а вторая — графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Стили русского литературного языка

Функциональные стили — это разновидности языка, определяемые сферами деятельности человека и имеющие свои нормы отбора и сочетания языковых средств.

Каждый стиль отличается от других следующими признаками:

-сферой использования;

-целью общения;

-формами, в которых он существует;

-набором языковых средств.

Современный русский литературный язык представляет собой систему стилей:

-научный;

-официально-деловой;

-публицистический.

Научный стиль. Главные функции — информативная и воздействующая. Ведущий признак терминологичность словарного состава. Стиль делится на собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный подстили.

Черты научного стиля:

-отвлеченность,

-обобщенность,

-подчеркнутая логичность и связность выражения.

Официально-деловой стиль. Официально-деловой стиль называют языком законов. Главные функции — повелевающая и информативная. Черты официально-делового стиля:

-точность;

-предписывающий характер;

-обезличенность;

-стандартность;

-тенденция к стереотипу.

Публицистический стиль. Основные функции — информативная, воздействующая. Сочетает в себе экспрессию и стандарт. Публицистический стиль — информация для широкого круга. Может быть в устной и письменной форме. Черты публицистического стиля:

-экспрессивность, эмоциональность,

-наличие гибкого стандарта.

Разговорная речь. В ней оформляются обычно диалоги и монологи на бытовые темы. Выделять ее как разговорный стиль представляется не совсем верным.

Язык художественной литературы. Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами. Главная функция языка художественной литературы — эстетическая (или поэтическая). С этой целью в языке художественной литературы могут использоваться не только функциональные разновидности литературного языка, но и нелитературные формы национального языка: диалекты, просторечие, жаргонизмы.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы функции языка в общении?

2. Чем отличается официально-деловой стиль речи?

3. Чем отличается научный стиль речи?

4. Чем отличается публицистический стиль речи?

5. Чем отличается разговорная речь?

6. Вспомните типы приема и передачи информации.

Задание 1

Наугад выберите по паре слов из каждой колонки и используйте их как «затравку» для создания рассказа. На бумаге или в голове разработайте сценарий.

Фиаско

Статуя

Спираль

Океан

Ноготь

Финиш

Путешествие

Мостовая

Кнопка

Бумажник

Пальто

Вор

Дыня

Фанера

Суфле

Сон

Харизма

Ковбой

Мотоцикл

Армия

Коробка

Собака

Нос

Палка

Преступление

Хоккей

Плод

Задание 2

Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны.

· Творчество подобно приготовлению торта.

· Творчество подобно падению в грязь.

· Творчество подобно любви.

· Творчество подобно починке протекающего крана.

· Творчество подобно заточке топора.

Задание 3

Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что содержат ключевые слова «как» или «подобно».

Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:

1. Вода для корабля то же, что________________________________ для бизнеса.

2. Цветок вызывает радость так же, как____________________ гнев.

3. Кран для___________________ то же, что_____________________ для свободы.

4. Мой дом – это ____________________________.

5. Моя работа – это _________________________.

6. Беспокойство – это _______________________.

7. Правда – это _____________________________.

8. Власть – это _____________________________.

9. Успех – это _______________________________.

10. Счастье – это _____________________________.

11. Любовь – это ______________________________.

12. Идеалы – это ______________________________.

13. Размышление – это ________________________.

14. Жизнь – это _______________________________.

Задание 4

Вообразите смешение различных видов восприятия. Например, попробуйте представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

· Чем пахнет слово «участвовать»?

· Каково на ощупь число «семь»?

· Какой вкус у голубого цвета?

· Как выглядит идея свободы?

· Какая форма у вторника?

· Каков вкус радости?

Задание 5

Все участники плывут на корабле. Корабль плывет вдоль берегов, островов, гор, лесов; то наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каждый участник по очереди сообщает, куда плывет корабль, что видно вокруг, что происходит на борту и т.д.

Каждый участник должен произнести не менее 3–5 фраз. Так продолжается до тех пор, пока все не выскажутся, потом руководитель сообщает, что кораблик поворачивается, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.

Задание 6

Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А.С.Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.

Эпизод первый: заключение трудового соглашения.

«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу».

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: «Ладно.

Не будет нам обоим накладно…»

Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.

· Все ли условия соглашения выполняются?

· Как выполнил Балда свои обязанности?

Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением.

Справедливость каких правил делового сотрудничества подтверждают заключительные слова Балды: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».

В заключение подготовьте аналитическую информацию: какие правила составления трудового соглашения были нарушены партнерами в ситуации «Прием на работу».

Задание 7

Расскажите об одном и том же событии, используя различные стили речи.

Задание 8

Придумайте фразы со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантность.

Задание 9

Продолжите фразы:

· Стало ясно, что трудности с каждым годом будут ____________.

· Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет ____________.

· Моя тревога __________________ с каждым днем.

· Площадь засоленных почв __________________ с каждым годом.

(возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться)

Задание 10

Подберите синонимы к слову сказал.

Задание 11

Выразите мысль без канцеляризмов: Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления.

Задание 12

«Переведите» наукообразные фразы:

· Для создания положительного настроения можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка.

· Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настроении, осознавая всю полноту ответственности за это дело (из книги о самовоспитании).

Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница

Рекомендации идеальному слушателю

·        Не
прерывайте и не перебивайте
собеседника. (Дайте
человеку закончить свою мысль. К тому
же тишина стимулирует людей продолжать
говорить. Выслушивайте клиента, и он
будет стараться заполнить тишину,
продолжая отвечать на заданный вами
вопрос.)

·        Не
смотрите на часы. (Если
вам очень надо посмотреть на часы,
сделайте это незаметно. В противном
случае клиент интерпретирует этот жест
как отсутствие интереса к нему и как
желание поскорее от него избавиться.)

·        Не
заканчивайте предложение за
собеседника. (Прервав
человека словами «Это я уже слышал», вы
отбиваете у него всякое желание продолжать
общаться с вами.)

·       
Задав вопрос, дождитесь ответа. (Очень
многие задают вопрос и сами же на него
отвечают, говоря при этом, что это
происходит из-за возникающей паузы. Но
пауза – это хорошо, значит, клиент
обдумывает ваш вопрос, он ведь не должен
выдавать ответ моментально. Пауза
нервирует, но если вы задали вопрос, то 
дождитесь ответа.)

·       
Примите соответствующую позу. (Не
разваливайтесь на стуле, говоря тем
самым клиенту: «Ну рассказывай, я тебя
слушаю». Сидите прямо, наклонитесь
слегка вперед. Наклон вперед свидетельствует
о заинтересованности человека.)

·        Не ведите
переговоры, если вы себя плохо чувствуете.

Покажите собеседнику, что вы его слушаете:

·       
Поддерживайте визуальный контакт. (Даже
если вы внимательно слушаете собеседника,
а при этом смотрит куда угодно, он сделает
единственный вывод – вам неинтересно
и вы его не слушаете.)

·       
Повернитесь к собеседнику лицом. (Беседовать
с клиентом, повернувшись к нему боком
или спиной, а лицом к компьютеру или к
чему угодно, просто некрасиво. Беседуя
с клиентом, развернитесь корпусом к
нему, одного поворота головы недостаточно.)

·       
Кивайте. (Это очень
эффективный способ показать собеседнику,
что вы его слушаете и понимаете. 
Соглашаясь или понимая, о чем говорит
наш собеседник, мы киваем произвольно.
Но, кивая слишком часто, вы сообщаете
собеседнику, что ваше терпение закончилось
и ему пора закругляться.)

·       
Установите вербальную обратную
связь. («Да, конечно,
это интересно…»  и т.д. – все это
вербальная реакция, подтверждающая,
что мы слушаем нашего собеседника. Всем
нам необходимо подтверждение того, что
нас слушают.)

·       
Задавайте уточняющие вопросы. (Если
вам что-то неясно или вы не уверены, что
правильно поняли  клиента, не
стесняйтесь – задавайте уточняющие
вопросы. Вы произведете впечатление
человека, старающегося не упустить
важные моменты беседы. Существует
множество уточняющих вопросов: «Вы
имеете в виду, что…», «Правильно л я вас
понял…», «Поясните, пожалуйста…», «Вы
хотите сказать…», др.)

·        Не
поддавайтесь соблазну опровергать
новую для вас информацию. (Люди
предпочитают спорить. Если вы услышали
от собеседника что-то не соответствующее
вашим убеждениям или отличное от ваших
представлений, не накидывайтесь на него
и не обороняйтесь, отстаивая свою точку
зрения. Лучше просто спросите: «Откуда
у вас такие сведения?», «Почему вы так
считаете?», «Чем объясняется ваша
позиция?»)

·       
Избегайте синдрома: «А у меня». (Клиент
может рассказывать о чем угодно, не надо
пытаться произвести на него впечатление
своим «еще более крутым» личным опытом,
выхватывая у него инициативу. Похвастаться
собой вы всегда успеете, а вот клиент,
после того как его перебили, может вообще
замолчать и закрыться. Вам это надо?)

·       
Делайте себе пометки. (Это
имеет следующие преимущества: вы
подавляете в себе импульс прервать
говорящего; вы на бумаге можете
отреагировать на возможную начинающуюся
злость с вашей стороны и успокоиться
для вашего ответа в дальнейшем; уже при
слушании вы сможете отделить важное от
второстепенного; вы можете быть уверены
в том, что действительно детально вошли
во все существенные проблемы, когда
придет ваша очередь говорить; ваш партнер
по переговорам видит, что к нему серьезно
относятся, если вы считаете нужным
делать для себя заметки во время
выступления).

Задания
для закрепления:

Задание
1

Сравнения и метафоры объединяют
вещи между собой, устанавливают их
похожесть. Сравнения распознаются более
легко, потому что содержат ключевые
слова «как» или «подобно».

Заполните пробелы в сравнениях и
метафорах:

1.     Вода для корабля то
же, что________________________________ для бизнеса.

2.     Цветок вызывает
радость так же, как____________________ гнев.

3.     Кран для___________________
то же, что_____________________ для свободы.

4.     Мой дом – это 
____________________________.

5.     Моя работа – это
_________________________.

6.     Беспокойство – это
_______________________.

7.     Правда – это 
_____________________________.

8.     Власть – это
_____________________________.

9.     Успех – это
_______________________________.

10.           Счастье
– это _____________________________.

11.           Любовь
– это ______________________________.

12.           Идеалы
– это ______________________________.

13.           Размышление
– это ________________________.

14.           Жизнь
– это _______________________________.

Расскажите об одном и том же событии,
используя различные стили речи.

Задание 2

Придумайте фразы со
словами: терпение,
терпеливость, терпимость, толерантность.

Задание 3

Продолжите фразы:

·        Стало ясно, что
трудности с каждым годом будут
____________.

·        Мы надеемся,
что к концу года уровень производства
начнет ____________.

·        Моя тревога
__________________ с каждым днем.

·        Площадь
засоленных почв __________________ с каждым
годом.

(возрастать, увеличиваться, повышаться,
усиливаться)

Задание 4

Подберите синонимы к
слову сказал.

Задание 5

Выразите мысль без
канцеляризмов: Следует
приложить все усилия для устранения
негативных последствий этого явления.

Задание 6

«Переведите» наукообразные фразы:

·        Для
создания положительного настроения
можно рекомендовать такое известное
средство, как улыбка.

·        Приступать к
созданию ребенка можно только в хорошем
настроении, осознавая всю полноту
ответственности за это дело (из книги
о самовоспитании).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Том Вуджек

Тренировка ума

Импровизация. Акт творчества

В самую точку

На пару минут расслабьтесь, отдохните.
Пусть ваше внимание свободно блуждает, скользя по поверхности вещей.
Когда ваш ум успокоится и вы почувствуете, что готовы, сотворите что-нибудь.
Итак, вперед.
Прямо сейчас.

Процесс творчества

Творческое мышление  — это просто понимание того факта, что нет ничего особенно хорошего в том, чтобы делать вещи так, как их всегда все делали.
Роджер фон Эйх, консультант по развитию творческих способностей

       Творческие способности являются сердцевиной интеллекта. И все же попытка дать определение творчеству подобна попытке взять и удержать пальцами каплю ртути. Как только вам покажется, что вы наконец-то схватили ее, она рассыпается на множество мелких капель, и они разбегаются в разных направлениях.

       Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли артистизм или эстетическое наслаждение необходимым условием творчества? Может ли творчество стать результатом детальной методичной работы? Всегда ли творчество сопровождается вдохновением, искрой озарения, ощущением, что идея пришла внезапно, неизвестно откуда?

                                                                                                  Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество  — процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды.

       Творчество подразумевает, что вы сами создаете некую идею, а не заимствуете ее у кого-то. Вы сами наблюдаете процесс рождения идеи в вашем мозге. Это может произойти в результате настойчивых попыток решить задачу, например, как следствие применения последовательности хорошо обдуманных шагов при работе над проектом, или это может произойти как по волшебству, когда вдохновение неожиданно находит вас без всякого видимого усилия с вашей стороны.

                                                                                                  В предложенном выше упражнении вы могли бы сделать все что угодно  — встать на голову, издать клич Тарзана, спеть песню, выбить ритм пальцами, подумать о квантовой физике. Цель этого упражнения состояла не в том, чтобы вы бросились в творческий прорыв, скорее, оно должно было заставить подумать о том, что же означает для вас творчество.

       Творческий подход может проявиться где угодно: в решении проблемы, в новой идее, в удовлетворении функциональной потребности. Однако акт творчества может вовсе и не служить практическим целям, а восполнять эмоциональные или эстетические потребности. В чем бы ни проявлялось творчество  — в проектировании моста, создании нового рецепта, расписывании потолка Сикстинской капеллы, составлении автобиографии,  — для создания нового произведения требуется прилежание и мастерство. Как сказал психолог Абрахам Маслоу: “Первоклассный суп  — более творческое произведение, чем посредственная живопись”.

                                                                                                  Творческий процесс можно разделить на две фазы: исследовательскую и прикладную. В исследовательской фазе вы генерируете новые идеи и манипулируете ими. Вы соединяете несвязанные до сей поры материи, создаете новые отношения, ищете необычные образы. Вы пускаете в ход воображение, обыгрываете неожиданные варианты, нарушаете правила, давая возможность идеям откладываться в глубине вашего сознания.

       В прикладной фазе вы оцениваете и внедряете свои идеи. Вы смотрите, насколько идея применима, отвечает ли она вашим требованиям. А затем вы воплощаете идею в действие, переводя ее из плоскости “что если” в плоскость “что есть”. Обе фазы дополняют друг друга. В фазе генерации вы мыслите широко, в прикладной  — более узко.

                                                                                                  В творческом мышлении, как и в прыжках в высоту, очень важна синхронизация. Если в фазе исследований вы будете практичным, холодным и логичным, то скорее всего вы сосредоточитесь на ограничениях, а не на возможностях. И наоборот, если вы станете свободно импровизировать в прикладной фазе, то вам вряд ли удастся воплотить свою идею в жизнь. А может случиться, что вы так и не увидите подстерегающих вас ловушек до тех пор, пока не станет слишком поздно. Помните, в каких случаях нужно концентрировать все свое внимание, а когда можно чувствовать себя и посвободнее.

Творчество  — это десять процентов вдохновения и девяносто процентов потения.
Томас Эдисон, изобретатель

Взгляните чуть подальше первого правильного ответа

Лучший способ создать хорошую идею  — иметь много идей.
Лайнус Полинг, физик, нобелевский лауреат

УПРАЖНЕНИЕ.
Что это такое?

В большинстве случаев наши размышления направлены на то, чтобы получить один-единственный правильный ответ. При таком подходе (“единственно правильное решение”), который внедряется в нас экзаменами, тестами и викторинами, мы привыкаем мыслить блоками: “да-нет”, “черное-белое”, “правильно-неправильно”.

       Следствием подобного стиля мышления является то, что при поиске новых идей мы нередко останавливаемся на первом же ответе, удовлетворяющем условию, и не пытаемся двинуться дальше. Первое решение, даже если оно и не является лучшим, часто блокирует наше стремление продолжить поиск. Мы теряем возможность найти лучшее решение.

                                                                                                  Например, глядя на рисунок, вы можете сказать, что это две окружности, и на том остановиться. А можно еще подумать и представить, что это  — яичница, рулон туалетной бумаги (вид сверху), сомбреро (вид снизу), глаз альбиноса, орбиты Меркурия и Венеры, цоколь лампочки и так далее.

       Так что, если вы решили что-нибудь сотворить, не прекращайте поиск. Не исключено, конечно, что девятнадцать из двадцати придуманных вами идей можно будет спокойно отправить на свалку, но помните о том, что Томас Эдисон нашел более двух тысяч способов изготовления лампы накаливания. Если вы продолжите поиск, может быть, вы найдете лучшее решение.

СОВЕТ.
Не останавливайтесь на первой же идее. Продолжайте искать.

Установление связей

Способность устанавливать связи и соотношения, иногда странные и даже шокирующие, лежит в основе любого творческого ума  — в независимости от области или дисциплины.
Джордж Дж. Зайдель, писатель

УПРАЖНЕНИЕ.
Что получится, если соединить лампочку с ручкой?

       Многие творческие озарения приходят именно тогда, когда человек пытается соединить две очевидно разнородные идеи и на их основе образовать нечто радикально новое. Иоганн Гутенберг объединил идеи прессов для винограда и для чеканки монет и создал переносной печатный станок. Вильям Гарвей нашел аналогию между насосом и сердцем человека и разработал современную теорию кровообращения. Братья Райт установили связь между крылом птицы, велосипедом и двигателем внутреннего сгорания и первыми насладились управляемым полетом.

                                                                                                  В предложенном вам упражнении можно найти несколько связей. Например, подумать о ручке со встроенным источником света для писания в темноте или представить себе специальную ручку, которая пишет на стекле лампы так, чтобы можно было проецировать разнообразные красивые узоры. Можно представить себе ручку, которая ввинчивается в цоколь для заправки. Какие еще связи вы сумеете найти?

       Очень интересно наблюдать за процессом установления этих связей в вашем сознании. Вот вы еще ищете, а в следующий момент  — уже нашли идею. Что же произошло между этими двумя событиями? Вы пережили момент “Ага!”. Это “Ага!”, которое вы испытываете, найдя новую идею, подобно тому “Ого!”, которое вы переживаете, обнаружив что-то занятное. И то, и другое происходит спонтанно.

СОВЕТ.
Ищите то, что может быть связано с вашей идеей.

Слова-триггеры

                                                                                                  Представьте себе, что ваш мозг  — это огромная библиотека, а ваши воспоминания, опыты, идеи являются романами, повестями, бульварным “чтивом”, фантастикой, научными монографиями, пьесами, которые разложены по полкам. Многие работы затерялись в плохо освещенных коридорах. Идеи в принципе доступны, но до них трудно докопаться.

       Существует несколько способов облегчить доступ к библиотеке вашего опыта. Один из них  — это так называемые слова-триггеры, или слова, которые вызывают свежие ассоциации. Просмотрите орфографический или толковый словарь в поисках слов, которые ассоциируются у вас с той идеей, над которой вы сейчас работаете.

                                                                                                  Вы можете либо искать до тех пор, пока некое слово не вспыхнет перед вами как озарение, либо открыть книгу наугад, ткнуть пальцем в любую строку и принудительно создать ассоциацию между вашей идеей и тем словом, на которое попал ваш палец.

       Допустим, вы разрабатываете новую настольную игру и попали на слово

       ЭНЗИМ

       Что это может означать для вас? Энзим  — вещество белковой природы, которое регулирует биохимические процессы. Это слово может напомнить вам о клетках и микробах. В связи с этим вы начинаете воображать игру, в которой одни игроки являются “микробами”, которые должны заразить некие клетки, а другие игроки должны защитить эти клетки. Это слово может навести вас на мысль об одной большой клетке или о целом организме. Поскольку энзимы способствуют осуществлению химических реакций, но не используются в них, вы можете вообразить себе игру, в которой положение игрока не меняется, а меняются только внешние условия. Другой путь: вы можете решить, что слово “энзим” созвучно слову “разим”, и представить себе какую-нибудь военную игру.

                                                                                                  Какую игру вы придумаете, чтобы связать следующие слова: коридор, принц, лампа, тележка, шишка?

Метафоры и сравнения

Необходимо величайшее умение, чтобы быть мастером метафор.
Аристотель, философ

УПРАЖНЕНИЕ.
Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны.

  • Творчество подобно приготовлению торта.
  • Творчество подобно падению в грязь.
  • Творчество подобно любви.
  • Творчество подобно починке протекающего крана.
  • Творчество подобно заточке топора.

                                                                                                  Еще один хороший способ создания связей заключается в умелом применении сравнений и метафор. Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что они содержат ключевые слова “как” или “подобно”. Тем не менее наш язык начинен метафорами. У стульев и кресел есть ножки и ручки, у пилы есть зубы, у загадок  — ключи, мысли бывают ясными, компьютерные программы  — дружественными.

       Метафоры и сравнения могут повести вашу мысль в новом направлении. Если вы подумаете о творчестве как о приготовлении торта, то, возможно, вам в голову придет мысль, что идеи нужно смешивать в определенных пропорциях, что следует дать им время отстояться и подняться, и о том, что выпекать их необходимо при фиксированной температуре.

                                                                                                  Делайте в уме заметку всякий раз, когда наталкиваетесь на метафору или сравнение. Выискивайте их в беседах, телевизионных программах, фильмах, книгах и статьях. Спросите себя, есть ли в них смысл. Задевают ли они ум, сердце, чувства? Когда в следующий раз вам потребуется выработать новый подход, попробуйте представить свою идею метафорически.

Разделение и соединение

                                                                                                  Есть еще один хороший способ генерирования идей. Он называется «анализ атрибутов». При анализе атрибутов создается список свойств, характеристик и параметров той идеи, над которой вы работаете. Затем, в целях создания новой идеи, вы начинаете менять по одному или сразу же по нескольку свойств.

       Например, представьте себе, что вы работаете над дизайном новой чашки. В списке свойств чашки числится, что она должна быть круглой, иметь ручку, что она должна быть сделана из достаточно твердого материала, чтобы у нее было устойчивое донышко и чтобы она не меняла вкус напитка.

                                                                                                  Теперь вы готовы подумать в новых направлениях. Нацельтесь на один из атрибутов и меняйте его тем или иным образом. Например, пусть у вашей чашки будет не одна ручка, а две, чтобы ее можно было держать с двух сторон. Если вы установите ручку внутри чашки, то уже никогда не обожжетесь, потому что невозможно хлебнуть из такой чашки, не попробовав сначала пальцем. Можно сделать ручку размером с саму чашку  — для тех, кто пьет прямо в хоккейных перчатках.

       Можно поменять другие параметры, чтобы чашка служила определенным целям. Пусть у нее будет заостренное донышко, чтобы она не опрокидывалась, воткнутая в песок на пляже. А можно сделать донышко клейким и мягким, чтобы чашка не падала от качки во время морских путешествий. Для тех, кто пьет слишком много кофе, можно сделать чашку с дыркой на середине высоты  — чашка всегда будет наполовину пустой. Для тех, кто любит сладкое, можно, воспользовавшись какой-нибудь химической технологией, покрыть внутреннюю поверхность чашки сахаром. А можно покрыть ободок чашки четырьмя веществами с различным вкусом  — сладким, горьким, соленым и кислым,  — так, чтобы можно было выбирать вкус, поворачивая чашку.

СОВЕТ.
Попробуйте менять один за другим атрибуты какой-нибудь идеи.

Изменение контекста

УПРАЖНЕНИЕ.
Придумайте двадцать способов применения скрепки.

 Вещи приобретают значение в зависимости от своего окружения. Например, в офисе скрепки используются для того, чтобы держать вместе письма, договоры и другие документы. В лаборатории та же железка может оказаться частью проводки, которая соединит два кабеля. Вы можете использовать скрепку, чтобы наспех починить разбитые очки, а вор с ее помощью взломает замок.

                                                                                                  Изменившиеся обстоятельства могут вынудить вас исследовать новые возможности применения известных вещей. Когда вы путешествуете, полотенце становится подушкой, тентом от солнца, маской для защиты от песка, юбкой, сумкой для переноски кинокамеры, корзиной для белья, “чесалкой” для спины.

Возьмите за правило всегда оглядываться в поисках новых интересных идей,
которые уже успешно используются другими.

Ваша идея должна быть оригинальна только в смысле
ее конкретного применения к проблеме, над которой вы работаете.
Томас Эдисон, изобретатель

Призыв к открытости

Невозможно вызвать процесс творчества по своей воле,
невозможно умолить его снизойти на вас, даже давая обеты.

На самом деле он придет к вам скорее, когда ваш разум отдыхает,
а воображение свободно блуждает.
Моррис Кляйн, математик

       В греческой мифологии говорится, что девять дочерей Зевса  — девять Муз  — вдыхали творческие идеи в избранных художников и музыкантов. И в самом деле, слово “вдохновение” созвучно слову “дыхание”.

                                                                                                  Помимо собственно мышления, наш разум вовлечен в сложный процесс расчетов, поиска, сортировки и размещения информации, в процесс установления связей.

       Когда вы напряженно работаете над проектом и вам требуется приток свежей умственной энергии, сделайте перерыв. Займитесь совершенно иным делом. Отправьтесь на прогулку, послушайте музыку, почитайте журнал, покопайтесь в книгах. Отвлекитесь на полчаса, не тревожьтесь, позднее вы вернетесь к своей работе. Такое переключение даст вашему подсознанию возможность поработать над задачей, а сознанию  — отдых, необходимый для дальнейшего развития идеи.

                                                                                                  Иногда, когда наше подсознание свободно  — например, во сне,  — оно создает связи намного более интересные, чем те, что мы вырабатываем сознательно. Намеренные целенаправленные размышления часто оказываются в плену повторяющихся шаблонов, отчего теряется свежесть и непосредственность мысли. Для того чтобы исследовать один из способов высвобождения подсознания в творческом процессе, попробуйте выполнить следующее упражнение.

Творческое размышление

Сядьте спокойно и примите удобную позу.
Отбросьте все суетные мысли, постарайтесь стать как можно восприимчивее.
В течение нескольких минут интенсивно думайте о том, как повысить свою привлекательность.
Пусть этот вопрос занимает ваш ум в течение целых пяти минут, но вы не должны приходить ни к какому определенному решению.
Если вы начнете думать об ответе, гоните эти мысли прочь.
Вы захотите добиться какого-то результата  — но не делайте этого.
Думайте над вопросом, но не ищите обычных ответов, откажитесь от привычного.
Будьте безжалостны.
Сосредоточьтесь исключительно на процессе задавания вопросов.
Сначала это покажется вам трудным.
Но, отвергая все приходящие ответы и размышляя столь необычным образом, вы заставляете себя найти что-то действительно новое.
Вы вовлечете в процесс размышления те резервы своего разума, которые используете нечасто.
Помните, что природа не терпит вакуума.

Упражнения на импровизацию

Разминка

  • Какая последняя творческая идея вас посетила?
  • Когда вы последний раз воплотили свою творческую идею в жизнь?
  • Назовите пять наиболее творческих вещей, которые вы сделали. Вспомните свое детство.
  • Когда вы в последний раз творчески рискнули? И что произошло? Что плохого могло произойти? И что хорошего?

Проверка гибкости ума

  • У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения. Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений.
           Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра.
  • Вы претендуете на должность руководителя рекламной компании. Утром в день собеседования вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама? Каково должно быть внешнее оформление рекламы, чтобы президент наверняка обратил на нее внимание?
  • Вы знаете, что вам предложат тестовую задачу: как достать теннисный мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение  — налить воды, чтобы мячик всплыл. Но вы узнали о содержании задачи и заранее подготовили дополнительные варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик?

Практика творчества

                                                                                                  Выберите любое рутинное занятие, которое вы выполняете регулярно  — проготовление пищи, проведение презентации, подготовка месячного отчета,  — и придумайте способ сделать это занятие более творческим.

Развитие метафорического мышления

                                                                                                  Заполните пробелы в сравнениях и метафорах.

  • Вода для корабля то же, что … для бизнеса.
  • Цветок вызывает радость, так же как … гнев.
  • Кран для … то же, что … для свободы.
  • Мой дом  — это …
  • Моя работа  — это …
  • Мой супруг  — это …
  • Беспокойство  — это …
  • Правда  — это …
  • Любовь  — это …
  • Власть  — это …
  • Идеалы  — это …
  • Успех  — это …
  • Размышление  — это …
  • Счастье  — это …
  • Жизнь  — это …

Займитесь синтезом

                                                                                                  Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в том, чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде.

  • Чем пахнет слово “участвовать”?
  • Каково на ощупь число семь?
  • Какой вкус у голубого цвета?
  • Как выглядит идея свободы?
  • Какая форма у среды?
  • Каков вкус радости?

Каким образом вы

  • Создадите командную игру с двумя мячами?
  • Переконструируете человеческое тело?
  • Переконструируете человеческое лицо?
  • Создадите проект дома, не имеющего прямых стен?

Повседневное творчество

  • Каждый день принимайте в постели такую позу, какой вы еще никогда не принимали.
  • Каждый день изобретайте новое слово и придумывайте для него значение.
  • Каждый день выдумывайте новую мысль.
  • Каждый день делайте умственную гимнастику.
  • В течение месяца каждый день придумывайте новый способ чистить зубы.

Спонтанная иллюстрация

       Возьмите ручку и нарисуйте что-нибудь, не задумываясь. Не имея никакого представления о том, что вы собираетесь сотворить, прижмите кончик карандаша к бумаге и дайте ему свободно двигаться. Не думайте о том, что получится  — что выйдет, то и выйдет. Сделайте хотя бы пятнадцать рисунков. Что сотворил ваш карандаш?

Программирование снов

       Сон часто является источником творческих озарений. Если вы хотите обдумать что-либо во сне, то, засыпая, держите в уме эту мысль. Вместо того чтобы держать мысленный образ прямо перед собой, дайте ему повернуться то одним боком, то другим  — чтобы, когда вы заснете, мысленная картина предстала перед вами во всем многообразии. Когда вы проснетесь утром, вспомните, о чем вы думали, засыпая накануне, и постарайтесь записать. Выплесните мысли на лист бумаги, не вставая с кровати.

Две минуты на творчество

       Очень часто наше творческое кровообращение осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность.

                                                                                                  Выполните следующие упражнения.

  • За две минуты придайте своей правой руке максимальное количество новых положений. А теперь за две минуты произнесите слова “сегодня вечером” с наибольшим количеством различных интонаций. 

Полезные советы

                                                                                                  Творчество  — это замечательное качество, которое делает нас новаторами и мыслителями. Оно  — конечная цель для того художника, который заключен в каждом из нас.

СОВЕТ 1.
Не останавливайтесь на первом же правильном решении. Возьмите себе за правило заглядывать чуть-чуть дальше и копать чуть-чуть глубже.

СОВЕТ 2.
Устанавливайте взаимосвязи. Используйте метафоры, сравнения и аналогии для генерирования новых идей. Ищите материалы вне сферы своих обычных интересов.

СОВЕТ 3.
Творя  — рискуйте. Если вы собираетесь выдвинуть оригинальную идею  — оригинальную для вас,  — нужно сделать что-то совершенно отличное от того, что вы обычно делаете. Это означает, что нужно вторгаться в неизведанные области и предпринимать попытки сделать что-то новое. Не бойтесь облачить свой ум в охотничий костюм.

СОВЕТ 4.
Прозрения, порывы вдохновения и творческие скачки воображения могут произойти в любое время и в любом месте  — в ванне, за обедом, в момент пробуждения. К сожалению, очень часто они развеиваются так же быстро, как и появляются. Будьте готовы зафиксировать их, как только они появились: набросать рисунок или сделать заметки.

Если вы не ожидаете неожиданного, то и не найдете его.
Гераклит, философ

Тема 1. Вербальные средства коммуникации

Менеджер — наемный управленец, начальник!

Если у вас нет ни одного подчиненного — вы не менеджер, а максимум специалист!

Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел.

Даниэл Уэбстер

Общение является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т. п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека.

К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час. Его величество Общение правит людьми, их жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и что способствует, важна и оправдана, так как общение — это столп, стержень, основа существования человека.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т. д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

А еще язык — это зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей.

Язык — это и передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.

Язык — это и орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям…

Таким образом, язык используется в самых разных функциях. Сколько их? Лучше других ответил на этот вопрос американский лингвист Э. Сепир: «Трудно с точностью установить функции языка, так как он настолько глубоко коренится во всем человеческом поведении, что остается очень немногое в функциональной стороне нашей сознательной деятельности, где язык не принимал бы участия». Назовем основные:

Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.

Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и многовековая художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.

Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.

Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.

Этническая. Язык как средство объединения народа.

Типы приема и передачи информации

Человек использует естественный язык с двумя целями: не только передать информацию, но еще и понять мир. Но оказывается, что прием и передача информации могут быть осуществлены, кроме естественного языка, как минимум еще двумя способами, соответствующими двум интеллектуальным возможностям человека: образному мышлению и сенсорике.

Образное мышление — это восприятие мира в виде картинки. Художественное полотно или скульптура — это тоже текст, несущий немалую смысловую нагрузку. Мышление зрительными образами знакомо каждому человеку, например, когда он вспоминает эпизод из своей жизни, не расчлененный словесно, а зафиксированный сознанием в виде фотографии.

Под сенсорикой понимается биоэнергетический способ обмена информацией, при котором человек ничего не говорит и ничего не демонстрирует, но при этом передает информацию, и она воспринимается теми, к кому она направлена.

Таким образом, при глубоком анализе становится очевидным, что от природы люди наделены 3 разными формами мышления: естественным языком, образным и сенсорным мышлением.

Как работает естественный язык в своей речевой функции, мы наблюдаем постоянно: текст → слова → слово → значение.

Как функционирует образное мышление? Восприятие мира осуществляется не расчлененно, а единой картинкой. Живописное полотно нельзя расчленить на элементы (как текст), оно воспринимается целиком. Человек получает больше информации, переходя от правой к левой части картины. Значит, по сравнению с естественным языком это принципиально иная форма восприятия. Люди с развитым образным мышлением воспринимают мир иначе, чем люди с преобладанием мыслительной языковой функции.

Перейдем теперь к сенсорному мышлению. Основу этого феномена (то есть передачи информации без помощи известных науке анализаторов) следует искать, видимо, на самом глубоком «клеточном» уровне.

Оказывается, что лишенная зачатков нервной системы и каких-либо рецепторов клетка способна демонстрировать ясновидение — «клеточную телепатию».

Рассмотренные три способа приема и передачи информации находятся в неодинаковом взаимодействии друг с другом.

Естественный язык реализуется посредством речевого аппарата и слухового анализатора. Образное мышление в основном связано со зрительным анализатором, но, кроме того, в канале передаче информации задействованы руки, которые лепят и рисуют. При биосенсорном воздействии анализатором, видимо, является все человеческое тело.

Приоритет неодинаковых типов мышления у разных людей имеет огромное значение для практики общения. Когда вы входите в речевую коммуникацию с другим человеком (частную, деловую, официальную) следует не только провести всесторонний анализ его личности, но и составить представление о том, какой тип мышления в нем преобладает и подстроиться к нему (Шевчук Д. А. Деловое общение: Учебное пособие. — Ростов-на-дону: Феникс, 2006).

Язык — речь — речевая деятельность

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык.

Существует несколько видов речевой деятельности:

говорение — использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

слушание — восприятие содержания звучащей речи;

письмо — фиксация содержания речи на бумаге;

чтение — восприятие зафиксированной на бумаге информации.

С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников — на межличностное и массовое.

Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

Литературная форма языка, иначе — литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка — наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет 2 формы: устную и письменную. Первая — звучащая речь, а вторая — графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Стили русского литературного языка

Функциональные стили — это разновидности языка, определяемые сферами деятельности человека и имеющие свои нормы отбора и сочетания языковых средств.

Каждый стиль отличается от других следующими признаками:

— сферой использования;

— целью общения;

— формами, в которых он существует;

— набором языковых средств.

Современный русский литературный язык представляет собой систему стилей:

— научный;

— официально-деловой;

— публицистический.

Научный стиль. Главные функции — информативная и воздействующая. Ведущий признак терминологичность словарного состава. Стиль делится на собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный подстили.

Черты научного стиля:

— отвлеченность,

— обобщенность,

— подчеркнутая логичность и связность выражения.

Официально-деловой стиль. Официально-деловой стиль называют языком законов. Главные функции — повелевающая и информативная. Черты официально-делового стиля:

— точность;

— предписывающий характер;

— обезличенность;

— стандартность;

— тенденция к стереотипу.

Публицистический стиль. Основные функции — информативная, воздействующая. Сочетает в себе экспрессию и стандарт. Публицистический стиль — информация для широкого круга. Может быть в устной и письменной форме. Черты публицистического стиля:

— экспрессивность, эмоциональность,

— наличие гибкого стандарта.

Разговорная речь. В ней оформляются обычно диалоги и монологи на бытовые темы. Выделять ее как разговорный стиль представляется не совсем верным.

Язык художественной литературы. Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами. Главная функция языка художественной литературы — эстетическая (или поэтическая). С этой целью в языке художественной литературы могут использоваться не только функциональные разновидности литературного языка, но и нелитературные формы национального языка: диалекты, просторечие, жаргонизмы.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы функции языка в общении?

2. Чем отличается официально-деловой стиль речи?

3. Чем отличается научный стиль речи?

4. Чем отличается публицистический стиль речи?

5. Чем отличается разговорная речь?

6. Вспомните типы приема и передачи информации.

Задание 1

Наугад выберите по паре слов из каждой колонки и используйте их как «затравку» для создания рассказа. На бумаге или в голове разработайте сценарий.

Задание 2

Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны.

· Творчество подобно приготовлению торта.

· Творчество подобно падению в грязь.

· Творчество подобно любви.

· Творчество подобно починке протекающего крана.

· Творчество подобно заточке топора.

Задание 3

Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что содержат ключевые слова «как» или «подобно».

Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:

1. Вода для корабля то же, что____________________ для бизнеса.

2. Цветок вызывает радость так же, как____________________ гнев.

3. Кран для____________________ то же, что____________________ для свободы.

4. Мой дом — это ____________________.

5. Моя работа — это ____________________.

6. Беспокойство — это ____________________.

7. Правда — это ____________________.

8. Власть — это ____________________.

9. Успех — это ____________________.

10. Счастье — это ____________________.

11. Любовь — это ____________________.

12. Идеалы — это ____________________.

13. Размышление — это ____________________.

14. Жизнь — это ____________________.

Задание 4

Вообразите смешение различных видов восприятия. Например, попробуйте представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

· Чем пахнет слово «участвовать»?

· Каково на ощупь число «семь»?

· Какой вкус у голубого цвета?

· Как выглядит идея свободы?

· Какая форма у вторника?

· Каков вкус радости?

Задание 5

Все участники плывут на корабле. Корабль плывет вдоль берегов, островов, гор, лесов; то наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каждый участник по очереди сообщает, куда плывет корабль, что видно вокруг, что происходит на борту и т. д.

Каждый участник должен произнести не менее 3–5 фраз. Так продолжается до тех пор, пока все не выскажутся, потом руководитель сообщает, что кораблик поворачивается, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.

Задание 6

Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А. С. Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.

Эпизод первый: заключение трудового соглашения.

«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу».

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: «Ладно.

Не будет нам обоим накладно…»

Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.

· Все ли условия соглашения выполняются?

· Как выполнил Балда свои обязанности?

Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением.

Справедливость каких правил делового сотрудничества подтверждают заключительные слова Балды: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».

В заключение подготовьте аналитическую информацию: какие правила составления трудового соглашения были нарушены партнерами в ситуации «Прием на работу».

Задание 7

Расскажите об одном и том же событии, используя различные стили речи.

Задание 8

Придумайте фразы со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантность.

Задание 9

Продолжите фразы:

· Стало ясно, что трудности с каждым годом будут ____________________.

· Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет ____________________.

· Моя тревога ____________________ с каждым днем.

· Площадь засоленных почв ____________________ с каждым годом.

(возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться)

Задание 10

Подберите синонимы к слову сказал.

Задание 11

Выразите мысль без канцеляризмов: Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления.

Задание 12

«Переведите» наукообразные фразы:

· Для создания положительного настроения можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка.

· Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настроении, осознавая всю полноту ответственности за это дело (из книги о самовоспитании).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Водитель такси бизнес класса отзывы сотрудников
  • Водная ривьера термальные источники часы работы
  • Водовоз туристическая компания официальный сайт
  • Водоканал воронежа официальный сайт часы работы
  • Водоканал малаховка быковское шоссе часы работы